Модерн архитектура в россии: Русский модерн

Содержание

Русский модерн

Модерн, как архитектурный стиль, зародился в Европе. На родине окончательного оформления он не получил и развивался индивидуально в каждом государстве, в том числе и в России, вбирая в себя элементы той или иной национальной культуры. В России он стал самостоятельным, особенным направлением, наложившим свой отпечаток как на архитектуру, так и на живопись, скульптуру.

Изначально модерн задумывался, как стиль для богатых частных усадеб, особняков и вилл. Однако наряду с упрощением использовавшихся в раннем модерне приемов, его все чаще применяли при строительстве общественных зданий и доходных домов. Но и столетие назад, и сегодня русский модерн — признак роскоши и достатка. В минувшем веке над заказами состоятельных людей, тяготевших к эффектным решениям в архитектуре, трудились известные мастера.

Сегодня все чаще наши архитекторы, разрабатывая дизайн фасада загородных коттеджей обращаются к теме модерна. Причина вполне объяснима: творческие амбиции автора проекта могут быть в полной мере воплощены в соответствии с характерными признаками стиля в частном домостроении.

Каждый дом в стиле модерн — это произведение искусства.

«Псевдорусский стиль»

Это направление характеризуется свободным варьированием древнерусскими приемами архитектуры, тесно сплетенными с европейскими чертами модерна. Среди русских архитекторов, творивших в русском или, как его стали позже называть, «псевдорусском» стиле, выделяется Иван Ропет, как никто другой изучивший средневековое русское зодчество. В конце 19-го века его приглашает в свою усадьбу Савва Мамонтов. Здесь Ропет строит баню-теремок — здание в один этаж с мезонином, резным крыльцом, четырехскатной кровлей, покрытой суриком и раскрашенной «в шашечку».

Массивная сундучная крыша на удивление легко сочетается с крохотными окошками и низкой дверью, спрятавшейся за крутым крыльцом. Сруб из бревен подчеркнуто массивен.

За свою практическую деятельность архитектор создал немало незаурядных сооружений. Чаще всего это были образцы «теремов» с русскими декоративными узорами, стрельчатыми окнами и деревянными башенками, резными наличниками — интерпретация русских национальных мотивов.

Некоторые усадьбы руки Ропета сегодня оказались заброшенными, многие уже полностью разрушены или сгорели.

Усадьба Сазонова в Осташево (Чухломской район Костромской области), построенная Ропетом — одна из тех, которые еще можно спасти. Изящное деревянное сооружение с многоярусной крышей, щедро украшенное резными элементами, с округлыми абрисами модерна.

Взять на вооружение приемы «ропетовского» стиля сегодня особенно рекомендуется при строительстве деревянного дома — украсив его галереями, лоджиями, террасами, используя для фасада обработанные гладкие или грубые неотесанные балки, бревна. Натуральное дерево допустимо заменять на искусственные материалы, имитирующие древесину. Это не только облегчит конструкцию, но и продлит ее жизнь. Центральный фасад можно украсить изразцами или панно, скаты крыш, ставни и наличники — узорной пропильной резьбой («полотенцами», «подзорами» и так далее).

«Теремок» из Фленово, авторство принадлежит известному «сказочнику» Малютину. Главное украшение — окно с богатой деревянной резьбой по мотивам былин.

«Русский терем» можно создать, применяя кирпичную кладку. Здание может быть в один или несколько этажей, с треугольными фронтонами и зубчиками по фасаду, со шлемовидными башенками, как у церквей. Отлично сочетаются различные материалы, органично вписываются в стиль узорные фрагменты — майоликовые вставки, большие панно с растительным орнаментом.

Орнамент на фоне кирпичной стены — яркий и оригинальный элемент. Изразцовый узорчатый фриз.

Северный модерн

Главным отличительным признаком русского «северного» модерна стало сочетание разных фактур в рамках одного контекста. Кроме того, петербуржский модерн всегда более тяготел к европейскому направлению, нежели, скажем, московский.

Здесь сооружения в стиле модерн практически повсеместно носят классический вид. Как правило, в Петербурге строились дома с несколькими различными и по высоте, и по конфигурации флигелями, с отличающимися по форме и размерам окнами. Выглядели здания монументально, имели массивные двери и порталы, округлые эркеры и остроугольные крыши, отделывались необработанным камнем. При этом везде прослеживаются характерные для модерна плавные изогнутые линии, пластика и графичность декора и фасада. В отделке — мотивы северной природы, животный мир, герои мифологических сюжетов. В общем облике домов можно найти кованые, керамические и скульптурные элементы.

Монотонно серые тона, массивный фасад, бесшовно соединенный в единый монолит, декор в виде фигурок птиц, окна разной величины и оригинальная рельефная штукатурка «под шубу». Истинный северный модерн.

Нередко облик дома перекликается с иными стилями — готикой, романским. Многоцветность практически отсутствует, используется минимум декоративных излишеств — в основном, барельефы скандинавского типа. В северном модерне явно проступает острота стилизации мотивов средневековой и народной архитектуры. Графика и сдержанность соседствуют с оригинальными приемами, как например, в построенном А. Гогеном особняке балерины Кшесинской — выпуклое капсуловидное окно зимнего сада, объединяющее пространство особняка с внешним миром.

Особняк Кшесинской на Кронверкском проспекте — большое здание с уникальным окном зимнего сада. Особняк С.Н.Чаева — пример петербургского модерна с сочетанием в отделке фасада кирпича, гранита, штукатурки и майоликовой плитки. Угловой вход украшают узкие окна, расположенные по диагонали, и барельефы античной тематики. Тыльный фасад особняка Чаева. Ротонда зимнего сада перекликается с особняком Кшесинской и позволяет говорить о влиянии А.Гогена на творчество создателя — архитектора В.Апышкова.

Наряду с северным модерном в Петербурге использовался в частном строительстве и классический европейский модерн. В нем присутствуют ноты фахверка и «замковые» типы конструкций.

Дача Гаусвальд на Каменном острове в Петербурге, считается первым зданием в России, возведенным в стиле модерн. Большая часть здания выполнена из древесины, фасад оштукатурен и отделан деревянными балками в стиле фахверк. Пристроенная башенка — из камня. Подчеркнутая асимметрия силуэта, изломанная линия порталов и крыши, деревянные террасы оформлены каменными столбами, цоколь — из бутовой плиты.

Московский стиль

Его можно назвать романтическим, а главным зодчим, конечно, Шехтеля с его неординарным подходом к планировке зданий. Лучший образец раннего русского модерна в Москве — особняк Рябушинского на Малой Никитской. В планировке наблюдается свободная асимметрия: каждый из фасадов скомпонован по-особому, в целом образуя композицию в виде уступов. Карниз сильно вынесен вперед, эркеры, балконы неравномерно выступают за пределы стен. По всему периметру повторяется растительный орнамент, в отделке используется керамическая плитка, в окнах — цветные витражи. Уличная ограда и балконные обрамления создают единый стиль.

Воздушный, светлый и просторный дом, создающий романтическое настроение. Керамическую плитку на фасаде венчает майоликовый пояс с изображениями ирисов, подобраны нежные тона, за неодинаковыми окнами хорошо видны помещения. Одна из лучших работ Льва Кекушева. Дом Миндовского на Поварской практически не изменился с момента постройки. Особняк Динга в Сокольниках.
Обильный ленточный узор из лепнины, окна украшены мозаичными панно, нашлось место и деревянным резным панелям на щипце.

Русский модерн сегодня

Модерн называют «мимолетным» течением, возник он довольно неожиданно, некоторое время не принимался всерьез, и время его «правления» довольно быстро истекло. В Россию он пришел из Европы с серьезным опозданием, а период его бытования можно ограничить буквально пятнадцатью годами. Он с трудом интегрировался в какой-то единый формат и содержал множество заимствованных элементов. Современный же русский модерн все чаще можно наблюдать в загородном строительстве, а это значит, что модерн прошлого века оставил значительный отпечаток в нашей истории. Действительно, размах, широта, органичность и плавность модерна подходят для возрождения строительства частных особняков.

Образец нарядного русского деревянного модерна 21-го века. Пластичный орнамент деревянных элементов, тщательно и со вкусом подобранные цвета и фактуры, выполненные вручную изделия — эффектно и необычно.

designcapital.ru/facades/img/4266

Современная архитектура в стиле модерн. Округлость и тягучесть форм, кованые детали, лепнина, остекление большой площади. В строительстве использованы кирпич, каменные плиты для цоколя, гладкая и фактурная штукатурка. Над дверьми и окнами нетрадиционной формы с деревянными рамами — панно с природным пейзажем. Натуральные, теплые оттенки цветов.

Итак, каковы же основные приемы для построек в стиле русский модерн сегодня?

  • Смелое соединение в одной конструкции разных материалов, подобранных по цветовой гамме. Рубленые бревенчатые дома, кирпичные особняки, каменные постройки; часто — смешение типов.
  • Наличие элементов, характерных для русского зодчества — узорные резные наличники, ставни, башенки на крыше. Здание может напоминать русский терем, сказочный домик.
  • Балконы, крыльцо — с отделкой коваными узорами. Окна — большого размера, возможно сплошное остекление стен и витражи. Фасады украшены лепниной и барельефами из камня, много лоджий, галерей, лестниц, террас. Дверные и оконные проемы — сложно-овальной формы.
  • Над входом и по периметру стен — мозаичные изразцовые пояса, узорчатые фризы и майоликовые панно.
  • Общая стилистика — текучесть, мягкость, криволинейные очертания, отсутствие строгих симметрий, и обязательно — гармония с ландшафтом, окружающим дом.

Смотрите примеры домов в стиле модерн в нашей базе фасадов.

Московский модерн: 5 характерных признаков стиля в архитектуре столицы

Архитектура

В теплые осенние дни предлагаем вам прогуляться по Москве и посмотреть на самые неочевидные архитектурные памятники модерна, а также вспомнить их историю.

Невероятно сложно писать про московский модерн не только потому, что невозможно объять необъятное (монография Нащокиной включает в себя более ста архитекторов, работавших в Москве в этом стиле), но и потому, что само направление крайне разнообразно, и одной из его визитных карточек стало смешение акцентов. Мы выбрали 5 характерных признаков модерна и проиллюстрировали их московскими примерами: так, вооружившись полученными знаниями, на прогулках по столице вы сможете вычленять этот архитектурный стиль.

1. Ассиметричность композиции (в частности, разновысотность объемов)

Особняк Динга, архитектор А.М. Калмыков

Здание было построено в 1902 году для первого российского «макаронного магната» — Иоганна-Леонарда Динга, владельца фабрики макарон, шоколада и кондитерских изделий. Считается, что прообразом особняка в Сокольниках стал неизвестный дом в Германии, который понравился Дингу — вот почему постройка так отличается от других проектов Калмыкова. Сейчас здание особняка является жилым домом.

Доходный дом А.П. Лебедева, архитектор С.М. Гончаров

Архитектор Сергей Михайлович Гончаров (потомок той самой семьи Гончаровых, его прадедушка был отцом Натальи Пушкиной) является ярким представителем московского модерна. Среди его проектов: дома В. К. Кеслера, В. И. Донского, Г. Г. Солодовникова, усадьба Я. Ипатова-Малютина и здание Зоотехнического института. Но особенно сильно среди них выделяется доходный дом Лебедева — своими ассиметричными башнями, окнами и витринами на первом этаже.

2. Отказ от прямых линий, покатость, пластичность и гибкость форм, сглаживание и скругление углов

Конторский дом Сытина, архитектор А.Э. Эрихсон

Предприниматель Иван Сытин приобрел здание в начале XX века: он разместил там торговые ряды и издательство газеты «Русское слово», а сам жил на верхних этажах. В 1979 году постройку отрезали от фундамента и на рельсах передвинули на 30 сантиметров в сторону Настасьинского переулка — власти посчитали, что дом портит вид нового здания газеты «Известия». В настоящий момент здание занимают офисы разных компаний.

Доходный дом П.А. Скопника, архитектор Г.А. Гельрих

Лестница в особняке Рябушинского в виде волны известна многим: здесь же «звездой» стал фасад, который благодаря эркерам и карнизу также обладает пластикой волны.

3. Увеличенные окна и их необычная, в том числе фасетная, расстекловка

Здание торгового дома «Мюр и Мерилиз», архитектор Р.И. Клейн

Шотландцы Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Москве самый крупный российский магазин XX века — «Мюр и Мерилиз». Первое здание универмага по проекту архитектора Романа Клейна сгорело, и в 1900 он построил новое — хорошо знакомый нам неоготический «модный замок». В 1922 году универмаг приобрел привычное для нас имя — ЦУМ.

Алла Вербер: 10 вещей, которые вдохновляют

Ресторан «Альпийская роза», архитектор П.П. Висневский

Ресторан «Альпийская роза» — герой множества русских произведений: там разворачивались события Булгаковской «Дьяволиады» и гостил герой романа Бориса Акунина «Смерть Ахиллеса». До ресторана здание занимали модные магазины, лавки посуды и хрусталя и даже типография. Сейчас там располагается концертный зал, но над входом все еще красуется вензель «Альпийской розы».

Доходный дом И.П. Исакова, архитектор Л.Н. Кекушев

Этот проект известного архитектора Льва Кекушева — образцовый пример дома в стиле модерн: трехчастная композиция, лепной декор, массивный извилистый карниз и необычные окна. На каждом этаже — свой неповторимый рисунок оконных переплетов. Сейчас дом имеет статус объекта культурного наследия федерального значения, в нем располагаются жилые квартиры.

Скоропечатня А.А. Левенсона, архитектор Ф.О. Шехтель

«Скоропечатня А.А. Левенсона» — это первая типография в России, спроектированная в стиле модерн. Именно там печатали первые сборники стихотворений Марины Цветаевой на личные деньги поэтессы. Типографии присвоен статус Памятника архитектуры федерального значения. На данный момент сооружением владеет банк ВТБ, а внутри размещены офисы.

4. Активное декорирование фасадов, в том числе плиткой

Торговый дом Московского купеческого общества, архитектор Ф. О. Шехтель

Архитектор Ф.О. Шехтель проектировал здание в стиле «рационального модерна» с предпосылками к конструктивизму. В XIII веке на месте бывшего Торгового дома стоял Ярославский Спасский монастырь — именно там нашли «Слово о полку Игореве». Когда Московское купеческое общество построило там новое сооружение, в нем разместились известные компании — до сих пор Торговый дом служит офисным центром с магазинами и ресторанами.

Особняк К. А. Гутхейля, архитектор В.А. Валькот

Сама идея этого особняка была инновационной для той эпохи — его строили «под ключ», как архитектурный объект. Поэтому внешний вид здания зависел от вкусов архитектора, а не заказчика — в данном случае, Валькот выбрал новый в то время «модерн», а рокайльный орнамент и стеклянный козырек над входом подглядел у построек в стиле ар-нуво. С 1958 года здание занимает посольство Марокко.

5. Растительные, цветочные или животные мотивы в оформлении фасада

Почтовый ящик–летучая мышь в собственном доме архитектора С. У. Соловьева. Дом получился идеальным воплощением стиля модерн, хотя сам архитектор не возводил построек в этом стиле, и вообще не проектировал особняков. Некоторые фанаты Булгакова считают особняк прототипом дома Маргариты из «Мастера и Маргариты».

Характерный приём Льва Кекушева — львы на Никольских торговых рядах.

На фасаде доходного дома Бочаровых Лев Кекушев также использовал животные мотивы — вход в здание украшают скульптуры сов.

Чертополох на угловых башнях упоминавшейся выше «Скоропечатни А.А. Левенсона» по проекту Ф.О. Шехтеля — очень популярный орнамент во Франции на момент вовезедния типографии.

На доходном доме О.О. Вильнера также можно разглядеть разнообразнейший лепной декор. Здание возводилось под руководством архитектора Н.И. Жерихова, который в 1902—1915 годах спроектировал 46 доходных домов в Москве. За 100 лет внешний вид постройки сильно менялся, но благодаря реставрации в 2010-х годах ей вернули исторический облик.

Доходный дом Н.Г. Тарховой, архитектор Г.И. Макаев

Дом с маками, он же дом с кошками, он же дом с кактусами — один из лучших образцов модерна в Москве. Здание было возведено по заказу жены губернского секретаря Н. Г. Тархова, но через несколько лет архитектор Г.И. Макаев сам начал жить в доме по собственному проекту. В советские годы сооружение отдали под коммунальные квартиры, и до сих пор оно служит как жилой дом.

Мы обошли вниманием и навесные козырьки (посмотрите упомянутый выше особняк Гутхейля), и утопленные или смещенные вбок входные группы (например, особняк Кекушева на Остоженке), и многофункциональность элементов здания (например, балкон над входом — особняк Листа работы Кекушева или особняк Якунчиковой работы Валькота), и проницаемые ограды (особняки Носова и Рябушинских) и многое другое. Дело за вами — гуляйте по Москве.

Фото: Натали Герц

ТегиАрхитектураМосква

10 современных домов, демонстрирующих русскую архитектуру

В сегодняшнем современном и постоянном новостях мире бренд Russia катится по нисходящей спирали. Тем не менее, несмотря на свою неэгалитарную позицию по многим вопросам, Россия часто придерживалась непредубежденного взгляда на свою разнообразную архитектуру: от современных домов до бруталистских фасадов и внушительных дворцов до тесно застроенных хрущевок (изначально благонамеренных, эти массовые стандартизированные жилые дома проекты были возведены для решения нехватки жилья и переполненных городов на территории бывшего Советского Союза).

Россия стала свидетелем расцвета архитектурно-дизайнерских современных домов российских архитекторов, их присутствие символизирует как уровень прогресса, так и растущее неравенство между теми, кто богат, и теми, кто в ней нуждается. Если оставить в стороне социально-экономические аспекты (эта картина в конце концов повторяется во всем мире), прогресс России позволил процветать многим новым архитектурным фирмам.

Многообещающий европейский вкус

Существует множество проектов, демонстрирующих замечательный набор современных архитектурных сооружений, в которых особое внимание уделяется эстетическому дизайну, функциональности и долговечности. Минимальная перспектива, очевидная чистота линий и использование натуральных материалов противоречат брутальным, абстрактным и грозным формам советского модернизма. Эта свежая современная архитектура, возможно, имеет больше европейского качества и стиля.

Показанные ниже образцы современной русской архитектуры, как отдельные дома, так и квартиры, созданы с особой тщательностью, искусно обрамляя ландшафт и пространство. Их первозданная аранжировка и чувство невинности вызывают в воображении понятие линии на песке, где старая Россия остается позади, а новая Россия продвигается вперед. Тем не менее, эти здания из старой России уникальны своей историей и наследием, их часто современная и брутальная абстракция символизирует увлекательную архитектурную главу, которая, несомненно, влияет на то, что мы видим сегодня.

Ф Дом

Расположен в Москве. Разработано студией Arch5.

Изображения предоставлены Arch5 через ArchDaily.

Т Дом

Расположен в Москве. Дизайн студии Arch5.

Изображения предоставлены Arch5 через ArchDaily.

Дом Горького

Расположен в Москве. Дизайн Atrium Studio.

Изображения © Юрий Пальмин через ArchDaily.

Частная застройка

Частная застройка из девяти домов в Московской области. Разработано Mossine Partners.

Изображения © Mossine Partners.

Нежинская Интерьер квартиры

Расположена на западе Москвы. Дизайн архитекторов za bor.

Изображения © za bor architects.

Дубровка Интерьер квартиры

Расположен в Москве. Спроектирован Петром Зайцевым из za bor architects для своей семьи.

Изображения © za bor architects.

Дом г-на Р.

Находится в Москве. Дизайн архитекторов za bor.

Изображения © za bor architects.

Дом в горке

Расположен в Московской области. Дизайн архитекторов za bor.

Изображения © za bor architects.

Зеркало Монгайт

Находится в Москве. Дизайн BERNASKONI.

Изображение © BERNASKONI.

Фото Юрия Пальмина с сайта Wallpaper.com.

Смоленка Квартира «Дубовая труба»

Расположена в Москве. Дизайн Петра Костелова.

Изображения © Зинон Разутдинов через ArchDaily.

Джерард — писатель, мыслитель и современный джентльмен, живущий в модном районе на юге Белфаста. Walnut Grey Design — его популярный манифест хорошего дизайна. С проницательной точки зрения Джерарда дизайн должен быть эстетичным, умным, честным и приятным. Более того, он должен быть на хранение. Признавшийся в себе горожанин, Жерар в восторге от[…]

Следующая запись

Русские Здания, Архитектура Россия — e-architect

Русские Здания, Архитектура Россия

Русская Архитектура, Москва Здания, Архитекторы, Фотографии, Башни, Новости, Картины

Современные Архитектурные Разработки

3 post

3 post

2 обновлено 9 октября 2021 г.

Как максимизировать прибыль от…

Пожалуйста, включите JavaScript

Как максимизировать прибыль от проекта?

Россия

Здания в России

Мы выбрали то, что мы считаем ключевыми примерами Зданий в России . Мы стремимся включать самые интересные и лучше всего спроектированные российские здания.

Мы освещаем завершенные здания, проекты новых зданий, архитектурные выставки и строительные конкурсы по всей России. Основное внимание уделяется современным русским зданиям, но также приветствуется информация о традиционных зданиях в России.

У нас есть 3 страницы подборки русской архитектуры со ссылками на многие страницы отдельных проектов.

Русская архитектура : новости + ключевые проекты

Русские здания : A-K (эта страница)

Русские разработки : L-Z

Русские разработки зданий

Архитектура в России – последние добавления на эту страницу в хронологическом порядке:

23

Офис Аэрофлота Москва
Дизайн: Владимир Плоткин архитектор

фото: Алексей Народицкий
Офис Аэрофлота Москва
Здание флагманского авиаперевозчика и крупнейшей авиакомпании России. Аэрофлот со штаб-квартирой в Москве является одной из старейших авиакомпаний мира, ведущей свою историю с 19-го века.23. Офисный комплекс «Аэрофлот – Российские авиалинии»

Дом в поселке Барвиха
Дизайн: Mossine & Partners

фото: Народицкий Алексей
Дом в поселке Барвиха
Три дома расположены на участке в одну линию. Главный дом представляет собой двухэтажное здание с цокольным этажом. Он облицован светлыми стеклянными блоками. Массивная деревянная веранда внутри дома превращается в гардероб. Главный фасад представляет собой почти сплошной витраж, перекрытый белыми стеклянными ламелями. Задний фасад полностью открыт, посередине с каменным камином.

Дворец Танца , Санкт-Петербург
Дизайн: UNStudio

фото : UNStudio
Дворец Танца Санкт-Петербург
Архитектурный проект Дворца Танца представляет собой открытое и гостеприимное здание театра на 1300 мест (большой зал 1000 , малый зал 300). Программные соображения сосредоточены на просторном общественном фойе и прозрачных отношениях с окружающей общественной площадью и городом.

Основные Архитектурные разработки России , по алфавиту:

АРК Россия
Дизайн: REMISTUDIO

изображение из ФД
АРК Россия
Проект «АРК» разработан на основе большого опыта работы УИА Программа «Помощь при стихийных бедствиях». Он подразумевает создание биосферной конструкции с автономной системой жизнеобеспечения. Строительство в районах без источников энергии, в районах повышенной сейсмической активности, а также в районах возможного повышения уровня Мирового океана (способность здания плавать и автономно существовать на поверхности).

Башня Городского Дворца , Москва
Дизайн: RMJM Architects

изображение от архитекторов здание будет совместно спроектировано архитектором и художником с самого начала.

Хрустальный остров Москва
Дизайн: Foster + Partners

изображение : Foster + Partners
Русский небоскреб
Один из самых амбициозных строительных проектов в мире «Хрустальный остров» получил предварительное разрешение на строительство в Москве. Заключенный в обширную мегаструктуру общей площадью 2,5 миллиона квадратных метров — масштаб проекта беспрецедентен.

Аэропорт Домодедово , Москва
Дизайн: RMJM Architects

Фото из бюро архитекторов
Аэропорт Домодедово
Стоимость строительства объекта составляет 262 млн фунтов стерлингов (12,9 млрд рублей). Аэропорт Домодедово, расположенный в 42 км к юго-востоку от центра Москвы, в настоящее время является крупнейшим аэропортом в России и Восточной Европе с точки зрения пассажирских и грузовых перевозок и включает в себя железнодорожную станцию, соединяющую его с центром Москвы.

Dynamo Stadium , Moscow
2018 FIFA World Cup Venue – new images

image © (Designed by) Erick van Egeraat
Dynamo Stadium

Ekaterinburg Tower , Siberia
Design: RMJM Architects

picture from архитектор
Сибирская башня

Головной офис Газпрома , Санкт-Петербург
Дизайн: RMJM Architects

фото: предоставлено RMJM © www.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *