Модерн в архитектуре это: Стиль модерн в архитектуре и интерьере

Модерн в архитектуре XIX века. Модерн — это художественное направление… | by Anastasia Hvalkova

Модерн — это художественное направление в архитектуре, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве, стремившееся к конструктивности, чистоте линий, к лаконизму и целостности форм. Модерн является последним большим стилем в ряду признанных архитектурных направлений, он зародился в Европе на рубеже XIX — XX веков. Это изысканный, чувственный стиль, подарил человечеству великолепные образцы архитектуры, сыгравший поворотную роль в дальнейшем развитии городской среды.

Первым признанным архитектурным объектом в стиле модерн, считается отель Тассель, построенный по проекту Виктора Орта (1861–1947) в Бельгии, Брюссель. Дом состоит из трёх частей: два здания из кирпича и натурального камня соединены между собой стальной конструкцией, покрытой стеклом, содержащей ступени и площадки, соединяющие различные помещения в доме, а также служащей — благодаря стеклянной крыше — источником естественного освещения. В особняке стоит единственная колонна, на которую опирается потолок. Полы в доме выложены мозаикой, деревянные двери богато декорированы. Открытая лестница и стены богато украшены извивающимися орнаментами, сам архитектор говорил, что вдохновлялся природными мотивами.

На фоне царившего Модерна, Эйфелева башня, впервые продемонстрированная на этой самой выставке, вызвала бурное негодование публики. Она выступала не вписывалась в привычную, изысканную стилистику остальных павильонов, поскольку явно опережала время. Настолько яркий прорыв вперед не мог быть принят широкими слоями общества, воспринимался как уродливое явление промышленности и крах цивилизации. Комфортный, чувственный Модерн — напротив, быстро очаровал всех и понравился всем.

Истоки возникновения стиля: Стремительный рост городов в это время, приведший к колоссальному строительному буму, поставил перед профессиональными архитекторами практически неразрешимую задачу. Возможность использования новых пластичных материалов — железобетонных конструкций, в том числе на базе изогнутого стального профиля, распахнуло новые, совершенно неосвоенные горизонты. Был сформирован запрос на формирование новой эстетики. По сути, речь шла о создании нового мира, а не о реконструкции или же обновлении былой стилистики.

Переворотом в строительстве стали новые строительные материалы. До конца XIX века все архитекторы и строители пользовались только деревом и камнем. Появление новых материалов, работать с которыми архитекторы еще не умели (стальной профиль, стекло и бетон), привели к временной потере ориентиров. Потребность в новой архитектуре уже была, однако, никто не знал, что именно с этим делать. Подъем промышленности и расцвет науки стимулировали стремительное развитие ремесел на новом уровне. Знанием и умением обладали именно практики — инженеры, строители мостов, стекольщики. Именно они смогли воплотить в жизнь смелые идеи Модерна.

Особенности декора в стиле Модерн. Существенным толчком к созданию архитектурного стиля Модерн, стали идеи и образы, царившие на тот момент в изобразительном искусстве. Встал вопрос — можно ли реализовать в камне то, что художник творит на листе

“Удар Хлыста”

бумаги. Ранее это было невозможно. Знаменитый «Удар хлыста» Германа Обриста, стал парадигмой, первичной идеей и главным символом Модерна. Удар хлыста — это линия, которую критики сравнили с «яростными ударами бича», напоминающая еще волну, или развевающиеся на ветру складки женской одежды, или локоны густых женских волос, воплотившая главную художественную идею модерна — изысканную утонченность и капризность. Цветная роспись, огромные панно из майолики в фойе и на фасадах, изразцовый и мозаичный фриз, рельефные украшения, богатая лепнина, витражи.

La casa Batlo

Природные линии, имитирующие морскую волну, женский локон, очертания цветка, воплощены во всем — от оформления фасада, включая кованые решетки лестничных проемов, вплоть до дизайна каждой дверной ручки и оформления звонка. Верховенство идеи, образа — базовое правило стиля Модерн. На практике это правило реализовано неимоверно многогранно. Богато украшенные колонны (в том числе изогнутые, наклонные), арочные конструкции, закругленные дверные и оконные проемы, сложное декоративное остекление — вот характерные элементы Модерна, созданные благодаря новым технологиям века. Также можно выделить основные принципы стиля: Обтекаемые пластичные формы, плавные линии. Симметрия ему чужда, он близок к природе, где под линейку ничего не подгоняется. Приглушенные цвета. Предпочтение отдается светлым пастельным тонам или темным коричневой, красноватой гаммы. Формы простые, лаконичные. Силуэты чаще близкие к шарообразным, прямоугольным или цилиндрическим. Смешение элементов разнообразных стилей, строгая гармоничность. Использование орнамента. Декораторы часто украшают интерьер растительными принтами, флористическими узорами. Много дерева. Модерн — один из самых сложных, дорогих стилей. Оригинальная мебель с предметами интерьера потребуют немалых материальных, трудовых вложений. Витражи. Можно сказать, главный элемент любого помещения, выдержанного в этом стиле. Элементы из кованого металла. Их не должно быть много, они имеют изогнутые формы, окрашиваются в темный цвет, поверх часто напыляют позолоту. Стекло, текстиль, элементы из лепнины, использование мозаики.

Презентация: https://prezi. com/kv4msgnv1s01/presentation/

Стиль модерн в России

Витебский вокзал в Петербурге — один из первых общественных зданий в стиле модерн. 1904 г.  Архитектор академика архитектуры С. Бржозовский при участии гражданского инженера С. Минаша.

Период моды на модерн в архитектуре России приходится на конец 19 – начало 20 вв. Русский модерн – стиль, который получил свое развитие благодаря появлению нового класса – буржуазии, представители которого были людьми образованными, хотя и не имели аристократического прошлого. Исследователи отмечают, что русский модерн в архитектуре представлял собой художественное направление, соответствовавшего западноевропейским версиям этого стиля, но отличавшегося своими особенностями. В декоре построек появились характерные для стиля асимметричные живописные композиции с преобладанием растительных мотивов, многоцветные мозаичные панно на сюжеты народных былин, созданных по эскизам русских художников.

Абрамцевский кружок — объединение русских деятелей искусств и ученых. Действовал в усадьбе предпринимателя и мецената С. И. Мамонтова — в Абрамцево– в 1870—1890-х гг

Русский модерн – стиль, в котором можно различить разные направления. Одно из них связано с «Абрамцевским кружком». Деятельность кружка дало начало развитию национального варианта стиля модерн. в архитектуре. Нередко архитекторы из этого сообщества обращались к историческому наследию русских мастеров, гипертрофируя национальные формы древнерусского зодчества.

Загородный дом в стиле модерн с русскими мотивами. Иллюстрация в книге «Мотивы русской архитектуры». Год издания: 1874-1879. редакция А. Рейнбота. С.-Петербург

Одним из образцов этого направления стала церковь Спаса Нерукотворного по проекту В. Васнецова (Виктор Михайлович Васнецов. 1848-1926гг.), В. Поленова (Василий Дмитриевич Поленов. 1844 – 1927 гг. ), А. Мамонтова (Анатолий Иванович Мамонтов. 1839–1905гг.) В основе проекта был храм Спаса Нередицы, построенный в конце 12 в. около Новгорода, стилизованный авторами в духе модерна, которые объединили кубический объем здания с плавными линиями купола, добавили скошенные контрфорсы, подчеркнули гладкость стен немногими украшениями.

Церковь Спаса Нерукотворного. Авторы:   В. Васнецов, В. Поленов, А. Мамонтов. 1881—1882 гг.

Зодчие, строившие в стиле русского модерна, нередко за образцы брали такие сооружения, как московский собор Василия Блаженного, ярославские храмы 17 века, украшенные изразцами. В композицию фасадов включались мозаика, изразцы, майоликовые панно, витражи. В современном строительстве продолжают использовать национальные мотивы, опираясь на традиции русского модерна.

Примером русского модерна может послужить  беседка на дачном участке.

Другое течение модерна в архитектуре России опиралось на приемы стилизации методов из разных течений европейского модерна. Случалось также, что русские мастера следовали одному из принятых европейских канонов модерна, перенимая опыт зодчих той или иной страны. Модерн в исполнении русских мастеров характеризовался причудливой орнаментацией, как, например, Казанский вокзал в Москве архитектора А. Щусева (Алексей Викторович Щусев — русский и советский архитектор. 1873- 1949 гг.) Это асимметричное, словно собранное из разных объемов сооружение, вытянуто вдоль площади. Композиция завершается копией башни Сюмбеки в Казани.

Казанский вокзал в Москве. Архитектор А. Щусев. 1913- 1926 гг.

Одним из образцов стиля модерна в России является дом Перцова в Москве (архитекторы С. Малютин (Малютин Сергей Васильевич — российский художник, архитектор. 1859 – 1937 гг.), и Н. Жуков (Николай Константинович Жуков — российский, советский архитектор. 1874 – 1946 гг.)) В основание здания встроены башни с шатровыми навершиями. Стены украшены мозаичными панно, наличники окон островерхие.

Доходный дом Перцова в Москве. Архитекторы С. Малютин и Н. Жуков. 1905-1907 гг.

Гостиница «Метрополь» в стиле модерн создана по проекту В.Ф. Валькота (Вильям Францевич Валькот — британский архитектор и художник, один из основоположников стиля модерна в России. 1874 — 1943 гг.) в стиле европейского модерна. Гостиница представляла собой здание с пластичными фасадами и полукружиями, декорированными майоликой (художники А.Я. Головин, М.А. Врубель). Сложную композицию составили башенки, трубы и беседки на крыше. Стены украшены цветными горизонтальными полосами.

Гостиница «Метрополь». Архитектор В. Валькот. 1899-1903 гг.

Русский модерн – стиль, примером которого являются промышленные здания (типография Левинсона архитектора Ф. Шехтеля в Москве), железнодорожные вокзалы (Ярославский вокзал – архитектор Ф. Шехтель, Казанский вокзал― архитектор А. Щусев в Москве), религиозные строения (мечеть в Петербурге архитектора Ф. Васильева, церковь в Абрамцево – архитектор В. Васнецов, собор Марфо-Мариинской обители в Москве – архитектор А. Щусев), доходные дома. Стилистический диапазон модерна в архитектуре России широк и проявлялся в различных направлениях, сочетающих тенденции нового стиля не только с национальными традициями в зодчестве, но и с классикой. К примеру, в фасаде Витебского вокзала колонны дорического ордера соединяются с растительным орнаментом и открытыми металлическими конструкциями. Смешение стилей, среди которых можно различить элементы модерна, являющихся объединяющим началом, можно увидеть в зданиях магазинов торгового дома братьев Елисеевых в Москве и Петербурге, созданных зодчим Г. Барановским (Гавриила Васильевич Барановский — архитектор, инженер, искусствовед. 1860 – 1920 гг.) Характерная для здания такого типа ассиметричность отражает идею «движения изнутри наружу», свойственную модерну.

Магазин братьев Елисеевых на Невском проспекте а Санкт-Петербурге. Архитектор Г. Барановский 1902—1903 гг.

Архитектура в стиле модерн в России долгое время оценивалась критиками негативно, считалось упадочнической, теряющей чувство меры во внешнем оформлении зданий, безвкусии, что, по их мнению, создало неблагоприятное впечатление от этого стиля. Был и другой взгляд, который изложила в своей книге «Русская архитектура 1830—1910-х годов» (М., 1982 г.) Е. Кириченко (Евгения Ивановна Кириченко — историк архитектуры род. 5 января 1931 г.). Исследователь обозначила конец 19-начало 20 веков как переломный момент формообразования в архитектуре благодаря появлению нового стиля. Другие исследователи отмечали, что модерн связан с символическими образами, связывающими самые разные виды искусства через декор. Сторонники российского модерна считают, что стиль модерн в России был проникнут утонченной эстетикой, символизмом, которые переплелись со вкусами и запросами представителей класса буржуазии.

Автор текста: М. Костин

Архитектура, современность и модернизация

1 То, как архитектура связана со знаниями, литературой и городом, занимает центральное место в этой первой лекции в Коллеж де Франс. За последние два века она возвела дворцы и фабрики для исследований, а также заимствовала модели и метафоры из науки.

2Приветствовала ли наука архитектуру как интеллектуальную дисциплину, область исследований как таковую? Ничто не может быть менее определенным. С 1970 года архитектуре были посвящены подлинные научные исследования, и это способствовало ее интеллектуальной «реконструкции» во Франции. Архитекторы ни в коем случае не были единственными главными действующими лицами этого коллективного усилия, и их работа пересекалась с работой искусствоведов, социологов, географов и градостроителей, поскольку она выполнялась в их собственных дисциплинарных или институциональных областях.

3Сегодня оспаривание истории модернизма в архитектуре требует большего, чем просто запись новых элементов ее лексикона – или, используя лингвистическую модель, выделение по синтаксическим линиям новых способов композиции и агрегации форм, воображаемых с момента появления «современное движение». В области архитектуры явление современности оказывается более сложным, чем в искусстве или литературе. Формы и пространства, которые делают его видимым, соответствуют программам, установленным более всеобъемлющей системой, состоящей из модернизации, производства, потребления, территорий и, в более широком смысле, общества — системы, которая формировалась под влиянием последовательных гегемоний Англии, Германия и Америка с девятнадцатого века.

4Многие архитекторы также наладили прочные отношения с литературой, доказав, что они не только строители, но и читатели. Дважды с разницей в пятьдесят лет молодой Ле Корбюзье проглотил « Заратустру » Ницше, который на самом деле также читался на ночь для многих архитекторов его поколения по всей Европе. Но архитекторы не довольствовались тем, что были просто читателями писателей и философов; они также занимались с ними, как иногда поступали с художниками, и отдавали им должное. И наоборот, многие писатели разделяли интерес к архитектуре. Они размышляли о его принципах и отношениях с другими искусствами и обществом. Примеры: Поль Валери из 189 г.1, и Жоржа Батая, осуждавшего гнетущую архитектуру. Эмоциональное обличение Батая было основано на имплицитном сведении архитектуры к одним лишь великим зданиям, в которых сосредоточена власть. Однако именно в двадцатом веке архитектура перестала обращаться исключительно к аристократии и буржуазии, освободив место для программ, ориентированных на рабочий класс.

5Взаимоотношение архитектурного объекта с городским пространством и ландшафтом находится в центре внимания на протяжении последних пятидесяти лет. Дело не только в материальном соответствии здания, памятника или дома городу или интеграции продукта, предназначенного для частного заказа или общественной программы, в более сложное целое, определяемое политическими и экономическими соображениями. . Объективные параметры плотности, высоты, аксиальности и топографии порождали субъективные художественные интерпретации, артикулирующие мифы и представления и оставляющие простор для вымысла.

6Для того, чтобы описать циклы трансформации архитектуры, а не рассматривать ее как непроницаемую, лекции полностью встроят ее в историю, исследуя долгосрочную историческую преемственность, а также кризисы и сдвиги. К этой истории будут подходить с помощью множества материалов, включая устные, архивные и письменные источники, со зданиями в качестве первичных документов, освещенных дискурсами, которые их породили и поддержали. Сортировка и интерпретация зданий потребует постоянного изменения фокуса. В соответствии с пониманием истории Зигфридом Кракауэром интерпретация архитектуры требует непрерывной навигации между видом в городском масштабе, обрамленным панорамой, который отражает социальную или техническую политику, и крупным планом зданий и их интерьера, который отражает их идеалы и участие авторов и жителей.

• Жан-Луи Коэн также организовал
симпозиум по той же теме (см. стр. 62 - 63).

Эволюция модернизма в архитектуре и ее влияние на XXI век оказывает влияние на проектирование зданий еще до Второй мировой войны.

Ключевые принципы, такие как антиисторизм, функциональность, прогресс и социальная мораль, трансформировались в высокие ожидания, которые часто не соответствовали реальным потребностям и желаниям семей и сообществ.

>> Узнайте, почему Lenmak — это универсальный магазин с эстетическим акцентом, созданный для коммерческого ремонта! <<

В 1970-х годах современная архитектура была объявлена ​​«мертвой», и многие модернистские здания были снесены. Тем не менее, по сей день здания эпохи модерна, такие как Kensal House английского архитектора Максвелла Фрая, остаются знаменитыми прототипами решений социального жилья спустя 80 лет после постройки.

Кроме того, сочетание технологии и дизайна, используемое модернистами, дало нам некогда радикальные разработки, такие как небоскреб.

Какую роль будет играть этот знаменитый, хотя и несовершенный архитектурный стиль в будущем? Давайте исследовать.

Характеристики модернистских зданий

Помимо основополагающих принципов модернистской архитектуры, которые американский архитектор Луи Салливан классно сформулировал следующим образом: «форма следует за функцией», стиль дизайна имеет специфическую и узнаваемую эстетику.

Смешанное использование кубических и цилиндрических форм кажется асимметричным, в то время как плоские крыши и отсутствие орнамента или молдингов создают чистый и упрощенный вид по сравнению с предыдущими богато украшенными стилями.

Что касается материалов, то использование металла, стекла и открытого бетона придало модернистским зданиям промышленный или утилитарный вид. Подходящее описание, основанное на заявлении пионера модернистской архитектуры Ле Корбюзье о том, что дом — это «машина для жизни».

Яркие, нейтральные цвета, такие как белый, кремовый или серый, были еще одной отличительной чертой модернистской архитектуры.

Архитекторы-модернисты

Фото: Википедия

В то время как Ле Корбюзье, широко известный как самый важный архитектор 20-го века, является, пожалуй, самым известным модернистом, другой архитектор фактически первым применил принципы современного дизайна на практике.

Вальтер Гропиус, основатель знаменитой школы дизайна Баухаус, впервые применил модернистские архитектурные элементы, такие как стеклянная навесная стена в своем здании Fagus Factory в 1911 году. К концу 1920-х годов модернизм утвердился в Европе и начал распространяться в Америке.

В то время как Фрэнк Ллойд Райт отказывался быть связанным с каким-либо дизайнерским движением, его убеждение в том, что здания должны жить в гармонии со своим окружением, — проиллюстрированное его культовым Водопадом, — стало еще одной очень влиятельной фракцией модернистского движения

Модернизм в Эдмонтоне 

Фото предоставлено:  Hip Architects

К 1951 году влияние модернизма на канадскую архитектуру стало очевидным, и в Эдмонтоне появилось первое здание с навесной стеной: здание AGT (теперь известное как пристройка Законодательного собрания).

Вскоре последовали модернистские проекты, такие как Юбилейный зал Северной Альберты, Северо-западное здание коммунальных служб (Милнер-билдинг) и Си-Эн Тауэр.

В 1967 году было построено одно из самых знаменитых модернистских зданий Эдмонтона: инженерное здание Стэнли, отмеченное наградами. Спроектированное Hemingway и Laubenthal Architecture, здание включает в себя открытую стальную конструкционную раму, обернутую снаружи стеклянной коробки с навесными стенами.

Постмодернизм и не только 

Фото: Википедия

Постмодернизм, реакция на формальность модернизма, привел к отходу от ошибочных представлений о том, что универсальные решения могут подойти всем.

Идея прогресса — что мы постепенно идем по пути к универсальной цели — была заменена идеями множественности и разнообразия. Не путь, а сеть соединений и воссоединений. В то время как современная мысль делала акцент на направлении, порядке, согласованности и стабильности, постмодернистская мысль делала упор на фрагментарность, множественность и случайность.

В XXI веке постмодернизм разделился на несколько различных архитектурных стилей, в том числе:

В XXI веке постмодернизм разделился на несколько различных архитектурных стилей, в том числе:

  • Архитектура высоких технологий
  • Неоклассицизм
  • Деконструктивизм

Однако сегодня ни один архитектурный стиль не претендует на известность, что, возможно, является доказательством того, что множественность, представленная постмодернизмом, дает больше свободы выражения.

Взгляд в будущее 

Современная архитектура, известная просто как «современная», включает в себя десятки различных стилей, некоторые из которых весьма концептуальны.

Часто скульптурные по форме, последние проекты, такие как Концертный зал Уолта Диснея Фрэнка Гери и Башня Эволюция Филиппа Никандрова, используют передовые технологии и новые строительные материалы для создания зданий, которые часто напоминают произведения искусства.

И хотя многие из сегодняшних зданий были спроектированы архитекторами, уже известными в прошлом веке, новый метод создания через коллективы и многонациональные агентства начал преобладать. Кроме того, с растущим вниманием к устойчивому проектированию и методам строительства будущее архитектуры, похоже, будет наполнено инновационными, дальновидными людьми.

Кто мы есть, были и станем

Авторы проекта: Douglas Sollows Architecture

Компания Lenmak действует с такой же инновационной и дальновидной инициативой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *