Направления в архитектуре: 8 основных стилей архитектуры: черты, различия, фото

Основные архитектурные направления| ECODOM|99

Основные архитектурные направления

 и их различия

Современные дома пестрят многообразием архитектурных форм и стилей. На первый взгляд можно запутаться в поиске того единственного проекта желаемого дома, который хотелось бы построить. Для того, чтобы вам было легче донести до архитектора свои пожелания, мы подготовили короткий общий обзор архитектурных направлений, которые являются основополагающими в строительстве.

 

Легче всего научиться понимать архитектуру по «подсказкам», которые можно обнаружить на фасаде здания. Имеются в виду детали сооружения, являющиеся одновременно элементами канона. Канон – это свод правил, который отличает одно направление в искусстве от другого.

 

Зная каноны различных архитектурных стилей вы запросто определите: к какому из них относится тот или иной дом, и, что более важно, вы сможете более точно предоставить техническое задание архитектору при разработке индивидуального проекта дома.

Классицизм

 

Архитектурные формы подчеркнуто правильные, композиции – обязательно симметричные. Строгий порядок, ясность и организованность – вот дух классицизма. На протяжении многих столетий правила классической архитектуры были доминирующими начиная с эпохи возрождения вплоть до 20 века.

 

Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стали пропорции и формы близкие к античности.

 

Для классицизма свойственны:

• сдержанность декоративного убранства,

• симметрия здания относительно центра, отдельные элементы симметричны своей центральной оси (правило золотого сечения)

• кровля скатного типа,

• наличие повторяющихся архитектурных элементов с определенным шагом и определенной закономерностью.

Готика

 

Готика привнесла в классическую архитектуру острые, высоченные формы башен соборов, гармонирующие с ними высокие, заостренные  оконные и дверные проемы. Отличительными чертами готического стиля были удлинённые пропорции, широкие, чрезмерно высокие залы. Необычная высота помещений, позволяла установить большие окна, благодаря которым обеспечивалась отличная освещённость.

 

Характерен для готического стиля регулярный (повторяющийся) орнамент декора. Такая устремленность ввысь ломает правила золотого сечения, но остальные каноны классической архитектуры остаются в силе (хотя и не строго обязательны).

 

Для готики свойственны:

• высокие кровельные скаты,

• высокие заостренные окна.

Бароко

 

Этот стиль также взял за основу правила классической архитектуры, добавив очень пышный характерный декор на фасады, который подчинялся тем же классическим правилам симметрии и регулярности.

 

Основатель эпохи барокко – великий Микеланджело Буонарроти. Барокко потрясает богатством, необычностью. Во времена барокко на первом месте стояла пышность. Украшения фасадов могли содержать не только растительный декор, но и героев античной мифологии, что можно увидеть, взяв любой проект дома барокко.

Модернизм

 

 

Архитектурный модернизм — движение в архитектуре двадцатого века, переломное по содержанию, связанное с решительным обновлением форм и конструкций, отказом от стилей прошлого. Модернизм — это фактически синоним современной архитектуры.

 

 

Для модернизма свойственны:

• прямые, строгие линии и всего дома, и отдельных архитектурных элементов,

• использование стекла, бетона, металла, пластика на ряду с традиционными материалами,

• ассиметричные нестандартные по форме плоские крыши,

• отсутствие свесов у скатных кровель, хотя традиционные крыши также присутствуют,

• очень сдержанная отделка фасадов или ее отсутствие.

 

 

Хай-тек

 

Модернизм в своем активном развитии быстро породил свои внутренние течения. Один из них хай – тек. Этот стиль подчеркивает, выставляет на показ свои высоко-технологичные конструктивные особенности. Металлические каркасы зданий, шахты лифтов, иногда даже линии коммуникаций не прячут, а оформляют как эстетически привлекательные элементы.

 

Хай-тек, нарочито отказавшийся от традиционных материалов в пользу бетона, пластика, стекла и металла, создает дома из современных материалов. Эти две его характерные особенности выделяют стиль из общего направления модернизма, в остальном хай-тек полностью схож с последним.

Минимализм

 

Главная идея архитектуры минимализма состоит в том, чтобы каждая из составляющих созданного объекта выполняла как можно больше функций – какие-либо украшения или не несущие на себе нагрузки элементы исключены. Красота создается посредством использования природных фактур и геометрических форм в качестве контуров и направляющих, а также при помощи игры света и тени.

 

При возведении дома в стиле минимализм, строительным материалам и их качеству уделяется особое внимание. Поскольку, чаще всего – это монолитное строительство, то самыми распространенными материалами являются бетон и стекло.

 

Архитекторы, работающие в стиле минимализма, отказываются практически от всего, во внешнем оформлении дома, подчеркивая тем самым его идею: нестандартную форму или оригинальное остекление, проч. В остальном же минимализм следует правилам модернизма.

Дом в стиле шале

 

Главная идея архитектуры минимализма состоит в том, чтобы каждая из составляющих созданного объекта выполняла какИсторически этот стиль возник в Швейцарии. Комфортный и уютный стиль шале многим пришелся по душе, несмотря на свою относительную простоту. В основном, это произошло благодаря неповторимой уютной атмосфере и уникальному колориту.

 

Для дома шале свойственны:

• относительно низкая двускатная кровля с широкими выступающими скатами, которые первоначально призваны были защищать фасады от осадков,

• наличие жилого мансардного этажа,

• наличие террасы,

• использование камня и дерева для облицовки фасадов.

Современные дома в стиле шале стремятся в высоту, но при этом очень прочно опираются на землю. Современные проекты предлагают более плотное остекление балконов, окон и террас. Простота форм и четкость линий дают ощущение покоя и надежности, благодаря тому, что они как бы упорядочивают пространство.

Надеемся теперь, вам будет легче определиться каким должен быть дом вашей мечты, если вы решите создать свой собственный индивидуальный проект.

Архитектурные стили и направления

Бидермайер

Стиль Бидермайер (Biedermeier) — первый стиль среднего класса, возник в Австрии в период между Венским Конгрессом (1815 г.), перечертившим карту Европы, и революцией 1848 года. Вена становится городом в Европе законодателем в области моды и искусства. Стиль Бидермайер выражает образ жизни типичного бюргера — сентиментальность, чистоплотность, функциональность быта и протестантская умеренность во внешних проявлениях. Biedermeier — имя типичного австро-немецкого обывателя, вымышленного литературного персонажа из стихов поэта Эйхродта (Biedermaiers Liederlust — «увеселительные песенки Славного Мейера») (нем. Biedеrmеiеr — игра слов: «Славный (добрый, честный) Майер» от Biedеmiann и Mеiеr). Бидермайер — стиль преуспевающего буржуа, прежде всего немецкого и австрийского. Ему свойственны безопасность, интимность, комфорт и умеренность.

Ренессанс

Ренессанс или возрождение классических форм в искусстве и литературе стали результатом сознательного интеллектуального порыва, начавшегося в Италии еще в XIV веке. Но только в XV веке этот порыв перерос в настоящее массовое течение — стиль, влияние которого ощущалось повсеместно. В основе культуры Возрождения лежит философия гуманизма, утверждающая красоту и достоинство человека, силу его разума и воли, его неисчерпаемые творческие возможности. Возрождение интереса к античному

наследию и возврат к античным формам в искусстве — ордерным формам в архитектуре, реалистической манере в живописи с освоением линейной и световой перспективы, круглой реалистической скульптуре и скульптурному рельефу, основанным на изучении пропорций человеческого тела и пластической анатомии. Античное наследие по-новому было понято, прежде всего, в Италии, где руины древнеримских памятников буквально валялись под ногами.


Готика

Основным стимулом формирования искусства Готики стало уникальное соединение христианского мировоззрения, традиций античной культуры, прежде всего архитектуры Рима, латинской письменности, книжной миниатюры, романо-кельтских художественных ремесел. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Средоточием духовной жизни стал городской собор. Парадоксальной особенностью готического стиля, совершенные формы которого демонстрируют иррационализм, дематериализацию и наивысшую, мистическую экспрессию, является то, что поводом (но не причиной) его возникновения послужили технические достижения — рациональное совершенствование строительной конструкции.

Мавританский стиль

Мавританский стиль — (от лат. Mauritania – древнеримское название области в Северо-Западной Африке от mauri, греч. mauros – темный) – неостиль в европейском искусстве второй половины XIX в.

В отличие от

искусства мавров (чернокожих людей, арабов и берберов, так их называли в средневековье) термин «мавританский стиль», во избежание путаницы, следует относить к эпохе Историзма и неостилей XIX в. Появление мавританского стиля (правильнее – неомавританского связано с движением национального романтизма, охватившего страны Европы в период после наполеоновских войн, а его корни можно найти в увлечении экзотикой Египта периода наполеоновского Ампира. Архитектурные объекты: Доходный дом князя А.Мурузи; Паласиу-ди-Пена, г. Синтра, Португалия; Особняк А.А.Морозова на ул. Воздвиженке в Москве. 1894-1898. Архитектор В.А. Мазырин.

Древняя Греция

Общий обзор архитектуры и искусства Древней Греции. Периоды развития древнегреческого искусства. Стили древнегреческой архитектуры. Дорический ордер. Ионический ордер. Коринфский ордер. Архитектурные

ансамбли Древней Греции. Типы Древнегреческих храмов. Афинский Акрополь. Парфенон. Портик Кариатид. Эрехтейон. Храм Посейдона в Пестуме. Храм Зевса в Олимпии. Влияние древнегреческой архитектуры на архитектуру Малой Азии. Гробница Мавсола. Скульптура Древней Греции — Мирон, Фидий, Поликлет. Стилевое единство архитектурной и предметной среды Древней Греции. Влияние демократии и мифологического восприятия мира на архитектуру Древней Греции.

Древний Рим

Общий обзор архитектуры Древнего Рима. Здания, сооружения и архитектурные ансамбли Древнего Рима. Композиция характерного римского городского ансамбля. Форум Романум. Форум Траяна. Колонна Траяна. Арка

Тита. Арка Константина. Римские акведуки. Акведук Марция в Риме. Мост Траяна в Алькантре. Акведук в городе Ниме. Императорский дворец на Палатине. Вилла Адриана в Тибуре. Римские театры. Театр Марцелла в Риме. Римский Коллосей (Колизей) — крупнейший амфитеатр. Римские термы. Термы Каракаллы. Термы Диоклетиана. Пантеон в Риме. Древнеримские базилики. Трехнефная базилика Константина.

Второй ампир

Второй ампир — Один из неостилей, сложившийся во Франции после второго рококо. Покровителями нового художественного стиля были сам император и императрица Евгения, желавшие как можно скорее предать забвению второе рококо периода Реставрации Бурбонов и вдохнуть жизнь в торжественное и помпезное искусство Первой Империи своего великого предшественника Наполеона Бонапарта. Художественным символом Второй Империи стало огромное здание Большой Оперы (

Grand Opera) в Париже, возведенное по проекту Ш. Гарнье в 1860-1875 гг.

Ампир

Ампир — (франц. Empire — империя от лат. imperium — командование,

власть) — исторический художественный стиль, впервые сложившийся во Франции в начале XIX в., в период Первой Империи Наполеона Бонапарта. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799; стиль Директории) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой — началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Тем не менее, в столь краткий исторический период французский Неоклассицизм, выросший на естественном интересе к античности и усиленный идеями Просвещения, гражданскими идеалами начала революции, успел переродиться в холодный, помпезный, напыщенный, искусственно насаждаемый императорской властью стиль. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».

Викторианский стиль

Викторианский стиль — (англ. «Victorian style») — условное название длительного периода в истории искусства Англии второй половины XIX в., связанного с годами правления королевы Виктории (1819-1901) и принца-консорта (англ, consort — супруг) Альберта (1819-1861). Виктория стала королевой в 1837 г. Это редкое по длительности и устойчивости правление охватило более полувека и оказалось для Англии «мостиком» в двадцатое столетие. Оно характеризовалось «балансированием между традициями и реформами» в экономике и политике, что отразилось на развитии искусства. Англичане называют этот период кратко: «victorianism» и считают, что в эстетике он означал торжество прагматизма и материализма, что, впрочем, вообще характерно для «английского стиля».

Колониальный стиль


Колониальный стиль — (от лат. colonus – колон, древнеримский поселенец, арендатор земли, житель провинции). Колонат – прикрепление к земле поселенцев провинции – складывался в древнеримской империи в III в. В истории искусства термином «колониальная архитектура» стали называть результат строительной деятельности франков на землях Византии после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г.

Колонисты создали своеобразную архитектуру, в общих, чертах повторяющую западноевропейскую романскую и готическую, но в упрощенном и огрубленном виде. Другим примером «колониального стиля» является искусство католических стран Латинской Америки XVII-XIX вв. – Аргентины, Чили, Перу, Уругвая, Бразилии. Привнесенный в эти земли испанскими и португальскими завоевателями и миссионерами стиль Барокко с характерными для Испании элементами мавританского искусства, стилей исабеллино и платереск постепенно ассимилировался и под воздействием местных этнических традиции принял фантастические формы.

Ар Деко

Ар Деко. Art Deco — сокращение от названия выставки «L’Exposition Internationale des Arts Decoratifs et Indu-striels Modernes» — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств», состоявшейся в 1925 г. в Париже). Художественный стиль оформления интерьера, изделий декоративного и прикладного искусства, ювелирных украшений, моделирования одежды, а также дизайна промышленной продукции и прикладной графики.

Конструктивизм

Конструктивизм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — нач. 1930-х годов.

Характеризуется строгостью, геометризмом, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика. В 1924 году была создана официальная творческая организация конструктивистов — ОСА, представители которой разработали так называемый функциональный метод проектирования, основанный на научном анализе особенностей функционирования зданий, сооружений, градостроительных комплексов. Характерные памятники конструктивизма — фабрики-кухни, Дворцы труда, рабочие клубы, дома-коммуны указанного времени.

Рококо

Рококо часто считают поздней стадией барокко. Но как по используемым

внешним формам, так и по своему внутреннему настроению, этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко. Рококо часто упрекают в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы. Рококо — первый безордерный стиль, игривый и изящный, считающийся несерьезным и легкомысленным, ставший, тем не менее очень популярным и оказавший огромное влияние на развитие всех видов искусства, особенно декоративного. Это первый в истории архитектуры и дизайна помещений «уютный и беззаботный стиль».

Постиндустриализм

Термин «постмодернизм» в современном смысле означает новое направление, которое в действительности является частью продолжающего свое развитие модернизма. По сути, почти всю современную архитектуру можно отнести к постмодернистской.

Русский ретроспективизм

Ретроспективизм — направление в архитектуре первой половины 20 столетия, связанное с возрождением стилей и духа архитектуры минувших эпох.

В разных странах возникали разные школы, обращенные к различным архитектурным периодам, в связи с этим точного толкования термина «ретроспективизм» не существует. К примеру, в России ретроспективизм подразумевает как неоклассицизм, так и неорусский стиль. В Америке примерно в тот же период наблюдался расцвет американского ренессанса, а также возрождение колониального стиля.

В искусствоведении принято говорить о ретроспективизме применительно к российской архитектуре предреволюционных лет. В это время архитектура переживала новый этап осмысления русского классицизма, также копировались образцы барокко, Ренессансной архитектуры. Такие здания чаще строились в Петербурге (известные архитекторы — И. Жолтовский, И. Фомин).

Вторая ветвь ретроспективизма связана с возрождением интереса к архитектуре допетровских времен, при этом прослеживалось стремление сохранить чистоту стиля без искажений. Неорусский стиль представлен по большей части в Москве (крупнейшие архитекторы — В. Покровский, А. Щусев).

Органичная архитектура

Органичная архитектура — это архитектура, в которой идеалом является

целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как

часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа

всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость.

В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится.

Бионическая архитектура. Бионический Hi-tech

Био-тек (архитектурная бионика) — современное направление архитектуры, основными чертами которого являются заимствование природных форм. Часто его противопоставляют хай-теку. Вопреки мнению большинства био-тек не просто копирует природные формы, но старается при проектировании сооружений брать в расчет функциональные и принципиальные особенности живых организмов – способность к саморегуляции, фотосинтез, принцип гармоничного сосуществования и т. д. Бионическая архитектура предполагает создание домов являющихся естественным продолжением природы, не вступающих с ней в конфликт.

В архитектурно-строительной бионике большое внимание уделяется новым строительным технологиям. Так в области разработок эффективных и безотходных строительных технологий перспективным направлением является создание слоистых конструкций. Идея заимствована у глубоководных моллюсков. Их прочные ракушки состоят из чередующихся жестких и мягких пластинок. Когда жесткая пластинка трескается, то деформация поглощается мягким слоем и трещина не идет дальше.

Хай-тэк

Современный хай-тек это синтез архитектуры и науки. В мире постоянно

увеличивающейся скорости архитектура хай-тека по возможности стремится

выразить давнюю мечту человека — преодолеть время и пространство.

Хотя в рамках хай-тека архитектор тесно сотрудничает с инженером, это направление, фактически лежит вне инженерной традиции как таковой и имеет прежде всего дело с экспериментами в области технологической образности. Однако на пороге нового тысячелетия архитектура хай-тека решает достаточно прагматичные задачи, связанные е проблемами объединения энергии и ресурсов, экологической ситуации и современными функциональным и требованиями к архитектуре. hi-tech — это не столько форма, сколько содержание.

Романский стиль

Главные объекты архитектуры и строительства, которым архитектурная практика Европы обязана романскому стилю – крепость феодала, монастырский комплекс, базиликальная церковь и город-крепость. Объектом для подражания становится архитектура Древнего Рима, но существенно изменённая (по причине ортификационного назначения). Огромное влияние на формирование нового стиля жизни оказал

приход с востока тюркских, германских и северо-иранских племён (готы, гунны, аланы). Все эти племена вели исключительно военный образ жизни по законам военной демократии, то создавая временные союзы друг с другом, то выступая в роли федератов на стороне жителей Старой Европы (т.е. остатков Римской Империи). Крепостью стал и дом феодала, и христианский храм. Значительную роль в возникновении, а особенно в распространении романского искусства сыграли монашеские ордена, в большом количестве возникавшие в то время. Особенности архитектуры романских храмов. Планировочное решение монастырей. Развитие романской архитектуры. Характерные черты архитектуры романского стиля. Романская арка и крестовый свод. Строительные особенности романской архитектуры. Развитие городских поселений.

Модерн

Главным содержанием периода Модерна стало стремление к синтезу различных

источников, методов, стилей, форм и приёмов. В сравнении с предыдущим периодом эклектики чаще применялся принцип формовычитания, а не формосложения, обеспечивающий целостность внешних и внутренних, декоративных и конструктивных элементов композиции. Стремление к такой целостности и есть главное качество искусства Модерна. Неорококо, Неоготика, Неоклассицизм, «мавританский стиль», неорусский стиль или конструктивизм периода Модерна отличны от стилей под тождественными названиями других исторических периодов. Термин «модерн» следует отличать от общего смысла слова «современный» и от понятия «современное искусство», а также от модернизма. В период Модерна не было создано единого исторического художественного стиля, обладающего необходимой целостностью формальных признаков. Поэтому под словом «модерн» следует понимать прежде всего конкретный исторический период, включающий различные течения, школы и стили, связанные общими идеологическими устремлениями. Словосочетание «стиль модерна» конкретнее и обозначает отдельное стилистическое течение, в котором наиболее полно проявились идеи синтеза.

Минимализм

Минимализм — (от лат. minimus -наименьший) термин модернистского и

постмодернистского искусства. Используется в различных значениях. Минимализм в архитектуре — направление , стремящееся к крайнему упрощению композиции и пренебрежению декором ради поиска идеальных пропорций и цветовых соотношений в основных формах. Минимализм развился в США в 1950-е годы как реакция на экспрессионизм с его эмоциональным подходом. Акцентирует безликость, примитивность формы (в основном геометрические фигуры), ритмическое повторение ее элементов. Наиболее полно выразился в работах Карла Андре, использующего модульные строительные материалы.

Псевдорусский стиль

Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями — от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн. Является одним из направлений эклектического архитектурного стиля историзм.

Модернизм

Широкие просторы для архитектуры в стиле модернизма открылись в

результате последствий Второй Мировой войны. Многие европейские города были разрушены. Намечался мир новой формации. Появилась принципиальная возможность проектировать целые кварталы без особой привязки к «старому» архитектурному ансамблю городов. Самые большие по площади застройки в стиле модернизма произошли в городах с самыми большими разрушениями – Берлин и Гавр. На этих гигантских строительных площадках работали большие интернациональные коллективы знаменитых архитекторов-модернистов — Ханс Шарун, Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье, Алвар Аалто, Оскар Нимейер, Пьер Луиджи Нерви , Марсель Брейер, Огюст Перре, Бернар Зерфюсс и многие другие. Выражение «Модернизм в архитектуре» употребляется часто как синоним термина «современная архитектура», но последний термин все-таки шире. Модернизм в архитектуре охватывает творчество пионеров современной архитектуры и их последователей во временном промежутке с начала 20-х годов и по 70-80 годы (в Европе), когда в архитектуре возникли новые тенденции.

Экспрессионизм

Экспрессионизм – очередная модификация архитектуры и интерьера, которая пришла к нам из прошлого. Этот стиль выражается в искажении традиционных форм. Таким образом, достигался максимальный эмоциональный эффект.

Родиной экспрессионизма в архитектуре считается Германия и Нидерланды. Зарождение этого стиля началось еще в конце Первой мировой войны. Тогда экспрессионизм отражал тяжелое экономическое положение.

Экспрессионизму в архитектуре свойственна яркая эмоциональная выразительность. Она достигается в композиции за счет заостренности, нарочному искажению традиционных форм в архитектуре. Наиболее яркими представителями этого течения считается Э. Мендельсон, Г.Шарун, Г.Хёринг.

Среди наиболее знаковых зданий, построенных в этом стиле, можно назвать «Башню Энштейна», церковь Грундтвига и Чилихаус.

Интерьер в стиле экспрессионизма – это уже часть авангардизма, где отсутствуют определенные рамки. Главное, чтобы интерьер не был стандартным. Экспрессионизм в интерьере достигается за счет мебели причудливых форм, больших скульптур, острых линий, ярких красок, совмещении материалов.

Экспрессионизм в интерьере – это эмоциональность и гротескность.

Неомодернизм

В конце 70-х гг. интерес к модернизму возрождается, а в 80-е он вновь

выходит на арену мировой архитектуры под именем неомодернизма. Сохраняя достоинства модернизма, неомодернизм освобождается от ряда недостатков последнего. Произведения неомодернизма не входят в традиционное для современного движения противостояние со средой, а продуманно и органично вписываются в контекст застройки. Сохраняя приверженность к ортогональным формам, неомодернизм менее аскетичен по отношению к цвету: это не всегда «белая архитектура», активно применяются и другие цвета спектра, хотя, например, выдающейся мастер неомодернизма Ричард Майер (Richard Meier) хранит преданность белому цвету, считая, что «белый цвет — иллюзорный символ непрерывности развития». Решающее значение для формирования неомодернизма сыграло начавшееся в 70-е гг. проникновение на Запад информации об архитектуре советского авангарда 20-х гг., приведшее в 80-е к серьёзному увлечению его образами и идеями, иногда и к прямым заимствованиям.

Структурализм

Структурализм в архитектуре – течение в модернизме, пришедшее на замену интернациональному стилю в середине 20-го века. Он вытек из экспрессионизма и органической архитектуры. Этот стиль сочетает в себе конструктивизм 20-х годов и стиль hi-tech конца 20-го века.

Архитектура структурализма креативно применяет яркие возможности еще не испробованных, но тщательно проанализированных различных конструкций. Архитекторы, при проектировании зданий в стиле структурализма, постоянно используют уже проверенные материалы, например, древесину.

Типичными признаками структурного стиля стали нестандартная идея, неповторимость, романтизм прошлых лет, точность изгибов и линий, а также применение натуралистичных очертаний. Наиболее крупными творцами, работающими в направлении структурализма, считаются архитекторы, создавшие ключевые сооружения в Финляндии, Сааринен Эро и Ааалто Алвар из Финляндии. Если рассматривать примеры наиболее ярких зданий в сфере структурализма, то это здание оперного театра в Сиднее, а также Олимпийский центр в столице Японии – Токио.

Функционализм

Функционализм — направление в архитектуре, характерное для XX века. Возник в середине 1920-х годов. Главным преимуществом зданий, построенных в стиле функционализма, считается быстрота постройки. В СССР его введение было продиктовано желанием расселить сталинские коммуналки (Малосемейные общежития).

«Пять признаков функционализма»:

  1. Использование лапидарных прямоугольных форм.
  2. Основной материал — монолитный и сборный железобетон, стекло, реже — кирпич. Использование крупных нерасчленнных плоскостей одного материала. Отсюда и преобладающая цветовая гамма — серый (цвет неоштукатуренного бетона), жёлтый (любимый цвет Ле Корбюзье) и белый. Отсутствие орнаментации.
  3. «Плоские, по возможности, эксплуатируемые кровли» — идея Ле Корбюзье.
  4. Для промышленных и, частично, жилых и общественных зданий характерно расположение окон на фасаде в виде сплошных горизонтальных полос — так называемое «ленточное остекление», — идея Ле Корбюзье.
  5. Широкое использование образа «дома на ножках» — идеи Ле Корбюзье, состоящей в полном или частичном освобождении нижних этажей от стен и использовании пространства под зданием под общественные функции.

Рационализм


Рационализм — направление в архитектуре 20 века, для которого характерны простота и строгость форм, отказ от декоративности, подчеркнутый интерес к функциональности. Временем расцвета рационализма считаются двадцатые – пятидесятые годы, однако отдельные черты этого стиля просматриваются и у более поздних архитекторов. К примеру, основные мотивы рационализма – использование прямых линий, квадратов и прямоугольников, игра с пропорциями и цветом — широко используются современными архитекторами по всему миру.

Основной принцип рационализма — единство архитектурного образа и его функциональной обусловленности. «Новая архитектура, настоящая, должна основываться на логике, на рациональном начале. Новые формы получат эстетическую ценность только в той мере, в какой они целесообразны», — писал в своем манифесте выдающийся итальянский архитектор-рационалист Джузеппе Терраньи.

Кроме того, представители рационализма из разных стран мира — от Италии и Нидерландов до СССР — считали, что современная архитектура должна быть инструментом воспитания и перестройки общества, создания «нового человека», свободного от наследия прошлого. Для воздействия на психику использовались ритмичные повторения простых геометрических форм, игра с цветом на больших плоскостях, осуществлялись поиски выразительности в области синтеза архитектуры с другими искусствами. Также в числе основных приемов – асимметрия и ставка на такие чисто урбанистические материалы, как железобетон, металл и стекло.

8 архитектурных тенденций на 2023 год, которые изменят ваш образ жизни

Наш образ жизни быстро меняется, и появляется новый набор архитектурных тенденций, призванных ответить на проблемы, с которыми сталкивается современная жизнь. Больше места, больше места для хранения, больше гибкости. Более низкая арендная плата, более высокая устойчивость к изменению климата и более дешевые затраты на строительство. Устойчивость. Все это находится в центре внимания архитекторов, которые создают сегодня, чтобы спроектировать мир завтрашнего дня.

Традиционно изменения в том, как создаются здания, происходят медленнее, чем ваши классические тенденции дизайна интерьера. Требуются годы, чтобы разработать новую технологию и понять новые материалы или найти способы использования старых материалов во все более инновационных подходах. Раздвигая границы нашей искусственной среды, эти смелые новые идеи формируют будущее сегодняшней архитектуры.

«Самые большие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются люди, связаны с устойчивостью и пространством», — говорит отмеченный наградами архитектор Бен Аллен из Studio Ben Allen. «И как здания можно строить более эффективно, чтобы они были более устойчивыми и давали вам больше квадратных метров».

К счастью, самые захватывающие тенденции в архитектуре, которые появятся в следующем году, учитывают обе эти проблемы, изменяя то, как мы все будем жить.

Тенденции архитектуры на 2023 год

Архитектура от Lake Flato Architects

(Изображение предоставлено Кейси Данн)

В эпоху, когда домашний принтер кажется устаревшим, в моде архитектура, созданная с помощью 3D-печати. Подумаешь? Большая часть отходов, связанных с новыми зданиями, возникает в результате фрагментарного процесса строительства — слишком много шагов, слишком мало времени — поэтому архитекторы рассматривают 3D-печатные конструкции как новый способ оптимизировать строительство с минимальными отходами.

Но речь идет не только о сокращении рабочего времени и оптимизации логистики; 3D-печатные проекты позволяют создавать все виды изогнутых текстурированных форм, которые лучше всего управляются машиной, а также позволяют архитекторам с самого начала придумывать высокоточные архитектурные модели.

Большим преимуществом здесь является простота, с которой эти проекты могут быть воспроизведены по всему миру в надежде создать коммерчески жизнеспособный, оптимизированный и устойчивый подход к архитектуре — архитектуру для масс без огромной головной боли.

В партнерстве между Lake Flato Architects и Icon, стартапом, специализирующимся на робототехнике для 3D-печати, «House Zero» в Остине, показанный выше, превращается в красивый дом в стиле ранчо. Стены, напечатанные на 3D-принтере, уложенные волнообразными слоями, пропускают многие этапы, связанные с обычным строительством, что является правильным кривым для отрасли.

2. Использование земли

Архитектура IAAC

(Изображение предоставлено: Gregori Civera) здание — другое пример первого направления — все сделано из местных материалов. Он буквально сделан из местной земли за семь недель и без отходов.

Эта концепция, расположенная в Испании, родилась из желания создать прочный, легко воспроизводимый прототип экологичного жилья, небольшой шаг в правильном направлении.

3. Конопля

Дизайн от iDeo arquitectura

(изображение Кредит: Сальва Лопес)

Среди пионеров к природе, не так ли? Новые строительные материалы, такие как конопляный бетон, биокомпозит, давно популярный в Европе и несколько месяцев назад одобренный для использования в Соединенных Штатах, приносят многообещающую прибыль.

Конопля изолирует большое количество CO2 и по сравнению с деревьями растет быстрее на меньшем пространстве, в то время как другие материалы на растительной основе (например, бамбук, пробка и даже водоросли) являются доказательством того, что архитектура может стирать границы между природой и нашей искусственной средой. . Это прогрессивная архитектура или возвращение к основам мышления? Немного того и другого, натч.

И зачем останавливаться только на одном биологическом материале? Этот «Природный дом» на Балеарских островах, спроектированный Ideo Arquitectura, в основном был построен из конопли, чтобы увеличить теплоемкость и уменьшить занимаемую площадь. Дополнительные материалы (такие как глина, известь, дерево и местный камень, называемый марес) копают еще глубже.

4. Пробка

Дизайн Atelier SAD и Иветы Захариашовой.

(Изображение предоставлено BoysPlayNice) , это вылом снаружи в виде устойчивой облицовки.

Здесь семейный дом в Чешской Республике от Atelier SAD и Иветы Захариашовой обшит португальскими пробковыми панелями, выбранными из-за их атмосферостойкости и тепловых свойств – и, к счастью, они не слишком бросаются в глаза.

5. Дерево в городах

Дизайн The Brooklyn Home Company и MESH Architectures

(Изображение предоставлено Трэвисом Марком) в Бруклине к T Brooklyn Home Company и MESH Architectures переворачивают представление о том, что города строятся из бетона и стали.

Прочные, чем сталь, и огнестойкие балки продуманно выставлены на все шесть этажей, доказывая, что этот углеродобезопасный материал находится на подъеме.

6. Плавучие здания

Дизайн MAST

(Изображение предоставлено KVANT-1)

Что касается новаторской архитектуры, то нет места более заманчиво далекого, чем вода. Множество плавучих современных домов, поддерживаемых инновационными материалами и технологиями, которые позволяют знакомым конструкциям иметь достаточную высоту, быстро воплотили в реальность некогда бывшие визуализации. Все, от плавучих общественных саун в Сиэтле до целых плавучих городов в Южной Корее, лидирует, часто с дополнительной дозой экологичного дизайна, от зеленых крыш до самостоятельно вырабатываемой энергии.

Самая важная часть? Большая часть этих конструкций рассчитана на ненастную погоду и часто защищена от ураганов и наводнений для будущих климатических сценариев.

При поддержке Хьюберта Ромберга и FRAGILE копенгагенская фирма MAST заложила основы новой системы Land on Water, которая обещает гибкий дизайн плавучих зданий. Устройства в плоской упаковке, изготовленные из переработанного армированного пластика, имеют модульную структуру и могут легко перемещаться по всему миру.

7. Переносные конструкции

Design by Moliving

(Изображение предоставлено Дэвидом Митчелл)

Сказать, что переносные дома — это новшество, было бы неточно — мы уже давно связываем наши кочевые мечты с концепцией мобильных устройств. дома. Но возобновление интереса к элегантным сборным конструкциям вызвано ростом стоимости аренды и ипотечных кредитов. Эти подвижные элементы архитектуры часто имеют социальные преимущества, рекламируемые как одно из решений кризиса доступного жилья: пространство для тех, у кого нет состояния земли, что делает микро- и передвижные конструкции просто билетом.

Moliving показала, как мобильность врывается в гостеприимство благодаря этим передвижным «капсулам» в Соединенных Штатах, которые содержат настоящий гостиничный номер с отдельными жилыми, спальными и рабочими зонами. Объявленные первой в мире концепцией кочевого отеля, сборные капсулы можно легко перемещать по всему дому — идеально подходит для тех, кто мечтает открыть Airbnb.

8. Улучшенные крошечные дома

(Изображение предоставлено Шантану Шариком)

Стремясь обеспечить доступные варианты жизни, ирландская организация Common Knowledge в партнерстве с британской фермой Margent Farm, которая выращивает коноплю в Кембриджшире, создала эти двухуровневые крошечные дома TIGÍN на колесах.

В помещении площадью 215 квадратных футов используются экологичные материалы, помимо конопли, такие как пробковая изоляция и напольное покрытие из линолеума из натурального каучука, а их простые конструкции могут быть изготовлены даже вручную.

5 Тенденции в архитектуре на 2023 год

Окружающая нас среда оказывает большое влияние на наше самочувствие, будь то интимные пространства, такие как наши дома, или общественные городские районы. Последние бурные годы быстро изменили наши взгляды на то, что мы ожидаем от искусственной среды с точки зрения функциональности, внешнего вида и устойчивости.

В последнее десятилетие произошел огромный сдвиг в сторону более осознанного образа жизни, что нашло отражение в архитектурных тенденциях на 2023 год. более мейнстримным и влияет на то, как мы думаем о искусственной среде.


Вот 5 основных архитектурных тенденций, которых мы ожидаем увидеть в следующем году.

Зеленый и экологически чистый путь вперед.

Зеленая архитектура и эко-сознательный образ жизни — тенденции в архитектуре, которые никуда не денутся. Учитывая состояние мира, устойчивые решения и натуральные или переработанные материалы — единственные варианты развития.


Великая архитектура — это уже не только то, как здание выглядит, но и то, как оно сделано, насколько эффективно оно функционирует и что с ним станет, если оно больше не понадобится.


Климатически нейтральные здания — это хорошо, но необходимо сделать еще один шаг вперед и сделать нашу окружающую среду благоприятной для климата. Подумайте о том, как использовать натуральное дерево, внедрить системы рециркуляции воды и максимально использовать свет, ветер и другие природные ресурсы.

Традиционный материал в современной обстановке.

На строительную отрасль по-прежнему приходится большая часть мировых выбросов CO2, и ее объем должен быстро снижаться. Вот почему одной из сильных тенденций в архитектуре является использование дерева не только для облицовки, но и для строительства зданий.


Многие архитекторы отдают предпочтение деревянным конструкциям, так как древесина менее углеродоемка по сравнению с другими конструкционными материалами. Timber также предлагает возможность создавать сборные или модульные конструкции, которые можно собирать на месте, но которые делают процесс строительства быстрее, проще, дешевле и безопаснее для окружающей среды.

Цельнодеревянный дом у озера

Архитекторы Opal проектируют здания исключительно в соответствии с принципами пассивного дома. Их основная цель — оказать положительное влияние на окружающую среду, сделав древесину предпочтительным материалом.

Полностью деревянный дом на берегу озера от Opal Architecture

Посмотреть. Понюхай это. Потрогай это.

Пространство должно удовлетворять потребности всех органов чувств. Текстуры, запахи и звуки сильно влияют на то, как человек себя чувствует в определенных помещениях и в городских пространствах. Самый простой способ создать это приятное ощущение — использовать дерево, так как оно подходит сразу для многих целей.


Натуральная текстура и цвет дерева создают ощущение тепла и комфорта. Он имеет хорошие тактильные качества, особенно когда вы выбираете матовое дерево или смешанные профили для создания 3D-эффекта на плоской поверхности.


Древесина также имеет приятный запах при использовании в больших количествах. Не говоря уже об акустических преимуществах дерева.

Новый вход.

Мы замечаем все больше архитектурных решений, созданных с использованием естественного света и других биофильных элементов дизайна.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *