Наука архитектурная: Архитектурная наука — определение термина

Содержание

ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ НОВЫХ КОНЦЕПЦИЙ В АРХИТЕКТУРНОЙ НАУКЕ

  

Российская архитектурная наука на рубеже XX-XXI веков переживает процесс последовательного обновления своих теоретических подходов к осмыслению архитектурно-пространственной среды. Подъем творческой инициативы обусловлен неординарной ситуацией в современной проектной сфере, позволяющей отечественным теоретикам отбросить архаичные предрассудки и приступить к воплощению потенциальных замыслов на качественно новом информационном уровне научного познания. Это дает возможность говорить о прогрессивных тенденциях, наметившихся в развитии фундаментальных областей архитектурной науки.

В частности, градостроительное искусство открывает новые перспективы для совершенствования и гуманизации городского пространства путем формирования планировочных ансамблей с ярко выраженной индивидуальностью проектных решений, органично сочетающихся с исторической средой и образующих с ней живописный синтез разновременной застройки.

Ситуация в архитектуре сегодня тесно связана с возникновением новых естественнонаучных областей познания окружающего мира и инновациями в сфере компьютерных технологий, воплощающих самые экстравагантные замыслы в виртуальную реальность. С освоением киберпространства появилась возможность цифрового моделирования, а благодаря современным технологиям строительного производства, и творческой реализации архитектурных форм практически любой сложности.

Исходя из этого, наибольший интерес представляет пласт архитектурной теории последней трети XX — начала XXI веков, который можно условно разделить на четыре последовательных этапа развития профессионального мышления в связи с актуальными социально-политическими процессами эпохи. Данная дифференциация позволит четко обозначить временные границы каждой творческой стадии формирования архитектурного знания со свойственной ему пестротой теоретических поисков.

Первый этап, временные рамки которого охватывают 70-е годы XX века, интересен тем, что на этот период приходится очередной подъем в развитии архитектурной мысли ХХ столетия, инициированный формированием качественно новых методов исследования и моделирования архитектурно-пространственной среды (рис. 1). Новаторские поиски в области архитектуроведения привлекли к себе внимание архитектурных критиков и теоретиков, став предметом многочисленных дискуссий, наиболее яркие из которых были запечатлены в профессиональной публицистике. Учет исторически сложившегося контекста города при проектировании новых градостроительных ансамблей позволил совершенно в иной плоскости взглянуть на проблему повсеместного тиражирования одних и тех же планировочных решений. Утилитарный характер застройки 70-х годов ХХ века в некоторой степени программировал процессы творческого мышления, вынуждая представителей научного сообщества выступать в оппозиции по отношению к упрощенной стандартизации архитектурных форм.

В отечественном зодчестве к этому времени прочно утвердились позиции архитектурного неофункционализма как новой разновидности функционализма 20-х годов, в основу которого лег принцип строгого следования внешней формы функциональному назначению объекта. Наиболее последовательно это стилевое направление осуществлялось в проектировании жилых комплексов крупных микрорайонов, со свойственной им «строчной» застройкой кварталов однотипными зданиями, создающими навязчивый эффект монотонного однообразия архитектурного силуэта городов.

Глобальная универсализация планировочного контекста и экспансия схематизма рациональной архитектуры в масштабе всей страны вызвали ответную реакцию в научно-исследовательских кругах теоретиков, инициировавших творческую разработку контекстуального метода проектирования. В практической деятельности эта новаторская концепция получила широкое распространение как «средовой подход», суть которого заключалась в том, что новые архитектурные формы бережно вписываются в сложившийся городской контекст, не нарушая пространственных связей, а напротив, органично сочетаясь с устоявшейся структурой и постепенно ассимилируя с ней [4].

 Таким образом, в 70-е годы ХХ века развитие архитектурно-градостроительной практики в России шло двумя взаимосвязанными путями функциональной стандартизации массовой застройки городов и реализации на основе теоретического обоснования нового контекстуального подхода к проектированию зданий в исторической среде. Также следует отметить, что эстетически интегрированное целое архитектурной науки и зодчества в отечественной культуре эволюционировало в относительной изоляции от архитектурных тенденций зарубежных стран, где на первый план выдвинулось творческое направление постмодернизма, породившее впоследствии разнообразные течения архитектурной мысли [1].

Второй этап развития научного знания, хронологические границы которого можно обозначить 80-ми годами XX века, был ознаменован временным спадом творческой активности в профессиональной среде (рис.2). Сложившаяся ситуация наложила определенный отпечаток на образ мышления современников, в аналитической форме продемонстрировавших субъективное отношение к социально-культурным процессам того времени. На данном историческом витке политический режим в стране оказывает большое влияние на развитие архитектурной науки, ограничивая новаторские поиски и направляя творческую инициативу в необходимое социальное русло. Таким образом, гомогенные и агрессивные визуальные поля типовой архитектуры доминируют в воспринимаемом контексте городов, стимулируя на протяжении длительного времени негативные общественные настроения. Поэтому в теории архитектуры обстоятельно рассматриваются возможности применения контекстуального подхода к решению таких актуальных задач, как локализация монотонных комплексов зданий, обезличивающих структурную ткань микрорайонов.

 Единая направленность отечественной архитектуры на рациональное обобщение художественных образов среды в 80-е годы ХХ века постепенно расслаивается и перестает восприниматься как универсальная стилеобразующая система, применимая к любым типам архитектурных сооружений. В республиках Советского Союза разворачиваются поиски новых способов воплощения архитектурно-пространственных замыслов на базе творческого освоения культурного наследия каждого отдельно взятого региона многонациональной страны. Использование традиционных принципов проектирования в современном строительстве того времени позволило преодолеть назойливую схематичность функционалистского контекста путем включения в его структуру индивидуальных проектов, учитывающих региональные особенности местной архитектуры и подчеркивающих глубокую самобытность городского ландшафта [7].

 Наряду с этим можно отметить, что в начале 80-х годов ХХ века на развитие советской архитектуры большое влияние оказали хронологически запоздавшие тенденции западного постмодернизма, сформировавшегося как стилевая модель в 70-е годы. Отечественные эксперименты в данном направлении отличались некоторой скованностью творческих интерпретаций и предельной серьезностью проектных решений, исключающих любые проявления иронии, свойственные метафорическим образам архитектуры «американского постмодернизма».

События обозначенного периода позволили теоретикам рассматривать актуальную проблематику зодчества в связи с качественным обновлением его приоритетной направленности. Это обусловило последовательный переход от монополии принципов архитектуры позднего функционализма через контекстуальность проектирования в исторически сложившейся среде к творческому осмыслению национального своеобразия художественной культуры различных регионов России, объединенных внутренними взаимодействиями в сложное интегрированное целое.

Третий этап эволюции архитектурной мысли, который приходится на 90-е годы XX века, можно охарактеризовать как переломный в отечественной истории, связанный с глобальными социально-экономическими катаклизмами, повлекшими за собой распад Советского Союза и, как результат, – нарушение функциональных основ государственности (рис.

3). Идеологические процессы 90-х годов имели судьбоносное значение для архитектурной теории, практически парализовав всякую исследовательскую деятельность в приоритетных областях научного знания. Творческий кризис мышления вызвал цепную реакцию в публицистической среде, способствуя реорганизации и расформированию ряда профессиональных периодических изданий.

После распада СССР на отдельные автономные государства каждая союзная республика пошла своим путем творческого совершенствования архитектурного мастерства, опирающегося на традиции регионализма в местной культуре. Эти преобразования послужили своеобразным импульсом для радикальной трансформации предметно-пространственной среды крупнейших городов, структурная ткань которых стала обогащаться новыми тенденциями художественного формообразования, придававшими произведениям архитектуры индивидуальную выразительность.

Новаторские поиски 90-х годов ХХ века в России имели стихийный характер воплощения проектных замыслов, основанных на заимствовании формальных приемов архитектуры из различных стилевых систем и их использовании в современной строительной практике.

Творческое возрождение принципов архитектурного эклектизма в новой его ипостаси способствовало внедрению в сложившийся контекст города стилизованных построек жилого и общественного назначения, косвенно отсылающих к истокам русского модерна начала ХХ века как излюбленной темы архитектурных интерпретаций конца столетия [6].

Проектные предложения по обновлению унифицированной застройки предыдущего периода отличались разнородностью художественных подходов, перекликающихся как с мотивами архитектурного историзма, так и с наигранной метафоричностью постмодернизма. Тенденции «полистилизма» в отечественной архитектуре позволяли персонализировать реализованные постройки, но в меньшей степени по сравнению с индивидуализацией западной архитектуры, концентрирующейся вокруг «звезд», приобретающих международное признание и популярность среди специалистов.

Таким образом, архитектурный эклектизм новой редакции, сочетающий в своих зданиях элементы разновременных стилей, широко распространился на территории России именно в 90-х годах ХХ века. В качестве противопоставления эклектике можно рассматривать пафос новизны зарубежной архитектуры преуспевающих «звезд», поражающих воображение профессиональной общественности крайней экспрессивностью своих нестандартных решений и чрезмерной усложненностью пространственных композиций, виртуально моделируемых при помощи сверхсовременных компьютеров [5].

Четвертый этап, временные границы которого определяются началом XXI века, стал ключевым для формирования принципиально новой направленности познания окружающей среды на основе переосмысления существующих сегодня приемов и средств архитектурного проектирования и выявления наиболее перспективных путей его развития (рис.4). Аналитическое знание испытало своеобразный подъем интеллектуальной активности, инициированный новыми возможностями изучения альтернативных способов воплощения неординарных замыслов в цифровом измерении, открывающем непредсказуемые горизонты для творчества.

В архитектурной практике получила широкое распространение иная форма интерпретаций художественных образов мышления, направленная на освоение сложного и многослойного киберпространства компьютерных систем, связанных с обширной информационной сетью интернет ресурсов. Спонтанный прорыв инновационных технологий моделирования трехмерного пространства в реальное проектирование основательно пошатнул традиционные представления об архитектуре как о последовательном процессе бесконечного чередования с определенной периодичностью вариаций и их комбинаций на тему классики и модернизма.

Борьба со сложившимися за века стереотипами мышления и ретроградными принципами проектирования сопровождалась становлением генетически новой, не имеющей прецедентов в истории, нелинейной парадигмы современной архитектуры, зародившейся в 90-х годах ХХ века. Архитектурное творчество получило мощный импульс к эволюции формы благодаря смене своей природной ментальности и обращению к естественнонаучным областям познания, опирающимся на выдвинутую в 80-х теорию нелинейных систем. Суть новой научной теории заключалась в том, что она, в отличие от механистической линейной теории, предлагала рассматривать окружающий мир как множество самоорганизующихся систем, переживающих периоды стабильности и скачкообразные переходы в иное состояние, а Вселенную – как сверхсложную непредсказуемую систему, непрерывно изменяющуюся в своем развитии [3].

Потенциал принципиально новых в технологическом отношении цифровых машин позволил транслировать чуждые для человеческого понимания идеи теории сложности в виртуальной реальности и моделировать на их основе совершенно немыслимые формы и поверхности криволинейных, органических и механоморфных очертаний. Этот научно-технический феномен западной культуры приобрел впоследствии целый ряд взаимозаменяемых названий: нелинейная архитектура, архитектура сложности, космогенное проектирование, лэндформная архитектура, киберпространственное проектирование, дигитальная архитектура [3]. Термины наглядно отражают опосредованный характер нового творческого направления в архитектуре, исходящего из непосредственного восприятия нелинейной парадигмы в фундаментальной науке, преобразованной при помощи компьютерного эксперимента с многомерным пространством в новое качество реально существующей материальной структуры.

«Науки о сложных системах», включающие фрактальную геометрию, нелинейную динамику, неокосмологию и теорию самоорганизации, совершили коренной переворот в мировоззренческих представлениях о новой картине мира как о множестве нелинейных систем, каждая из которых развивается по законам самоорганизации [2]. «Новая парадигма в архитектуре» рубежа веков строится на естественнонаучных принципах познания мира, что открывает широкое поле деятельности для современных проектировщиков и позволяет говорить о нелинейной архитектуре как о неординарном явлении художественной культуры, базирующемся на фундаментальной подоснове и не имеющем ничего общего с модными тенденциями поверхностного характера.

Таким образом, было выявлено, что архитектурная наука на рубеже XX-XXI веков развивается скачкообразно, переживая подъемы и спады творческой активности. На исходном этапе ведется разработка теоретической концепции «средового подхода» к проектированию в исторических контекстах и поиск возможностей использования принципов математического моделирования в архитектурной теории. Данный период сменяется инертным состоянием застоя в научно-исследовательской деятельности, несколько замедлившего процессы интеллектуального постижения действительности. Открытие новых естественнонаучных областей знания обусловило кардинальные изменения в сложившейся системе культурных ценностей и послужило импульсом к зарождению новой нелинейной парадигмы в архитектуре.

Литература 

  1. Глазычев В.Л. Постмодерн в аспекте социологии. Концепция нового эклектизма // Декоративное искусство СССР.– 1983.– № 1.– С. 30-39.

  2. Дженкс Ч. Новая парадигма в архитектуре / 2005. — Режим доступа:
    http://city-2.narod.ru/ae/ ad37.html.

  3. Добрицына И.А. Нелинейная парадигма в архитектуре 90-х годов ХХ века // Вопросы теории архитектуры. Архитектурное сознание ХХ-ХХI веков: разломы и переходы / Сб. науч. трудов под ред. И.А. Азизян.– М.: Научная книга, 2001.– С. 146-206.

  4. Иконников А.В. Архитектурная наука и проблема ее развития // Архитектура СССР.– 1973.– № 9.– С. 39-41.

  5. Раппапорт А.Г. Стархитектор / 2005.– Режим доступа:
    http://www.architektor.ru/ai/rappaport. htm.

  6. Хайт В.Л. Образные традиции городской среды и тенденции архитектурного стилеобразования рубежа XX века // Об архитектуре, ее истории и проблемах: сб. науч. статей / В.Л. Хайт.– М.: УРСС, 2003.– С. 400-408.

  7. Хан-Магомедов С.О. Новаторские поиски и стилизация в «национальном духе» // Декоративное искусство СССР.– 1970.– № 8.– С. 8-13.

Золотов Тимофей Владимирович,
аспирант УралГАХА
Научный руководитель:
кандидат архитектуры,
доцент кафедры ТА и ПК
Конева Е. В.

ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У АРХИТЕКТУРНОЙ НАУКИ

Пессимистический подтекст в названии статьи вызван следующими тремя тревожными обстоятельствами…

Пессимистический подтекст в названии статьи вызван следующими тремя тревожными обстоятельствами. Общим критическим положением всей науки в государстве, которое не в состоянии ее материально обеспечить надлежащим образом, отличительными особенностями архитектурной науки на фоне других и, наконец, потерей престижа архитектуры как явления культуры. Утроение причины усугубляет последствия. Поэтому названные симптомы заставляют задуматься о будущем архитектурной науки.

Есть ли будущее

у архитектуры?

В.Гюго не верил в будущее архитектуры, полагая, что она как средство культурной коммуникации изживается распространением печатного слова. Известный американский инженер-футуролог Р.Фуллер в начале инженерного века заметил, что традиционная архитектурно-строительная деятельность видоизменяется в результате нарастающего технического прогресса. Она теряет свойства произведения искусства и становится все более зависимой от требований индустриального производства, сборности и мобильности конструктивных элементов.

Если раньше архитектурное проектирование соединяло в себе художественное и научное творчество, то теперь наступает эра универсальных технологий проектирования на основе всеобщей компьютеризации. Роль архитектора-творца также девальвируется в больших коллективах проектантов.

Еще один симптом. Архитектура всегда была едина в своей сущности, объединяя искусство, науку и технику, которые аккумулируютcя в архитектурном произведении. Поэтому изначально архитектура синтезировала многие отрасли знаний, которые впоследствии начали обособляться. В какой-то роковой момент произошло отделение от архитектуры строительства и инженерии. Затем возник парадоксальный симбиоз архитектуры и строительства, которые стали конкурентами. Теперь строительство, а не архитектура стало приоритетным видом государственной деятельности. В наши дни уже стало привычным, что архитектура и строительство воспринимаются как самостоятельные и даже независимые явления. Остается лишь историческая память об их былом продуктивном единстве. Роль архитектора теперь часто низводится до декоратора и оформителя фасадов зданий.

К числу тревожных симптомов следует еще добавить кризис городов — квинтэссенции архитектуры. Их планировка и застройка происходят при недостаточно весомой роли архитектора. Между тем город — это не только среда обитания, удовлетворяющая утилитарные потребности людей, но и информационная система, обладающая эстетическими свойствами.

В условиях свободного рынка потребность в архитекторах свелась к минимуму. Если раньше архитектура все же играла важную идеологическую, пропагандистскую роль, то теперь такой необходимости уже нет. Где он, тот конкретный заказчик, который желает достойно оплачивать труд архитектора? Если он и появляется, то уж тогда, находясь вне конкуренции, он диктует свою волю при размещении и решении выгодного для себя объекта. В результате — масса явных и неявных градостроительных ошибок, о чем пестрят страницы газет.

Все приведенные факты одного порядка. Они свидетельствуют о наметившейся устойчивой тенденции снижения значения архитектуры. С таким положением, естественно, трудно смириться и хочется верить в новый ренессанс архитектуры. Основанием для такой веры являются ее культурологические свойства. Известный американский архитектор-новатор Ф.Райт писал: «Архитектура все более становится областью философии».

В древности архитектура была частью религии. Слияние с божественным происходило посредством найденной гармонии форм, гармоничного размещения их в пространстве. Подобными коммуникативными свойствами архитектура обладает и теперь. И сегодня формируется особый архитектурный язык как средство выражения новых идей. Поэтому есть надежда на то, что может возродиться исконная предназначенность архитектуры — создание интеллектуальных символов эпохи.

Как показывает современная зарубежная практика, высокое эстетическое качество архитектурных решений значительно повышает товарную ценность построек, их конкурентоспособность на строительном рынке. Концептуальное проектирование стимулирует строительный бизнес, ориентируя и привлекая покупателя к архитектурной продукции. Но и это еще не все. Новым импульсом для развития архитектуры может быть ее философская интерпретация. Продуктом архитектурной деятельности может быть не только материализованный объект, но и профессиональное слово.

Архитектурные теоретические постулаты в виде программ и манифестов все активнее входят в политику. Архитектурные программы могут стать политическим аргументом, способным мобилизовывать людей на достижение целей, необходимых им и стране. Во многих декларируемых программах политических партий в Украине не хватает главного — идеи, способной увлечь массы на достижение социальных целей. Эти цели способна сформировать и конкретизировать архитектурная наука.

Итак, есть основания полагать, что архитектура и далее будет жить и прирастать наукой.

Как руководить архитектурной наукой?

Наука должна быть ответственна только перед истиной, а не перед ведомством и комитетом. Государство обязано материально поддерживать науку, особенно те ее направления, которые оно считает наиболее важными. Так или примерно так можно мечтать о руководстве наукой. В действительности все обстоит иначе.

Бюджетные ассигнования — основной источник финансирования науки — сведены к минимуму. Так, например, Государственный комитет по архитектуре и жилищной политике в настоящее время практически не имеет возможности финансировать разработку даже важнейших научно-исследовательских тем. В результате подведомственные ему НИИ сокращены до предела с основной задачей — дожить до лучших времен. В относительно лучших материальных условиях оказалась вузовская наука, поскольку механизм подготовки научных кадров там продолжает действовать. Но вот парадокс: кому нужны вновь испеченные молодые архитекторы-ученые, когда происходит непрерывное сокращение штатов даже в вузах, не говоря уже об НИИ?

Чтобы знание завершалось практической пользой, процесс подготовки научных кадров должен быть сбалансирован с реальными потребностями общества. Однако пока никто не знает или не хочет знать истинную потребность в научных архитектурных кадрах. Неясно и то, как ее теперь определять: то ли по международным стандартам, в расчете на будущие потребности, то ли исходя из современных минимальных нужд?

Основы научного профессионализма закладывает архитектурное образование. Поэтому так необходимы архитекторы-педагоги наиболее высокой научной квалификации. Однако таких специалистов очень мало, а архитектурных факультетов и кафедр много.

Необходимо усилить централизованное руководство архитектурной наукой, особенно в части распределения имеющихся средств. Целесообразно не распылять эти средства, пытаясь поддерживать всех, поскольку тогда их не хватает никому, а выделять их тем научным коллективом, где еще есть высококвалифицированные научные кадры. Следует также более широко использовать систему грантов для получения субсидий на научные разработки. Соревновательный принцип оплаты научного труда будет стимулировать развитие архитектурной науки. Свобода в демократическом обществе исключает уравниловку, и в этом смысле она несправедлива, но она же стимулирует проявление инициативы, таланта и знания.

Ограниченные возможности государства материально поддерживать науку вынуждают ее самоорганизовываться. Не случайно поэтому возникновение научных учреждений на общественных началах. В их числе и Украинская академия архитектуры.

В современных условиях Украины значительную организующую функцию приобретают специализированные советы по защите диссертаций. Здесь и далее в этой статье автор будет опираться на опыт работы пока единственного в Украине докторского специализированного совета при Киевском техническом университете строительства и архитектуры. Возможность создания этого совета возникла в 1991 году, когда появилось достаточное количество докторов архитектуры по трем специальностям. Работа этого совета во многом способствовала созданию региональных научных центров в Украине, благодаря новым докторам архитектуры, работающим в Харькове, Днепропетровске, Одессе, Луцке.

Регионализация архитектурной науки является предпосылкой для формирования новых специализированных советов по защите диссертаций. Это позволяет устранить существовавшее монопольное право Киева на присуждение научных степеней, дает возможность учитывать разнообразие мнений, архитектурные особенности регионов. Но есть и некоторые настораживающие моменты. Прежде всего это вероятность неоднозначных подходов при определении качества диссертаций. Для исключения такой вероятности необходима должная координация действий родственных спецсоветов. Единство критериев в оценке научных результатов — залог их качества.

Большое значение имеет согласованность тематических планов диссертационных работ. Необходим также обмен авторефератами, взаимное оппонирование диссертаций. Желательно также, чтобы такая координация работы специализированных советов осуществлялась не только в пределах Украины, но и в рамках СНГ. Отсутствие всего этого в конечном счете может привести к невольному дубляжу тематики диссертационных исследований и даже к плагиату.

Руководство архитектурной наукой должно также проявляться в целенаправленном формировании тематических планов диссертационных исследований с учетом потребностей страны.

Избавление от пут наукообразия

Существует внутренняя логика развития архитектурной науки как осмысление и обобщение творческого опыта. Поэтому архитектурную науку трудно отделить от проектирования. Почти каждая исследовательская работа, в том числе и диссертационная, сопровождается в большей или меньшей степени творческими предложениями. Однако можно заметить, что они постепенно отступают на второй план. Возникает потребность в определении закономерностей развития архитектурных объектов, в разработке новых, ранее неизвестных принципов и методологий проектирования. Тематика, связанная с индивидуальным творчеством, с разработкой единичных решений, не имеющих свойств универсальности, не получает развития.

В результате всего этого архитектурная наука все больше становится похожей по всем своим внешним атрибутам на прочие. За последние десятилетия она заняла свое место в ряду гуманитарных, естественных и технических наук, обрела необходимые междисциплинарные связи. В процессе развития архитектурной науки произошло ее деление на академическую и вузовскую. Возникла сеть научно-исследовательских институтов. И все было бы хорошо, если бы в недрах архитектурной науки не зародилась бы бацилла наукообразия.

В 60-х годах считалось вполне целесообразным создание типологических НИИ. Их было ровно столько, сколько функций у проектируемых зданий: жилых, производственных, торговых, учебных и пр. Такой принцип организации архитектурной науки провоцировал формирование научных сотрудников узкой специализации: они знали все о немногом. В конце концов после достаточного подробного изучения всего состава архитектурных объектов типологическая наука исчерпала себя и вместе с этим полезные результаты начали замещаться их суррогатом.

Вскоре стало очевидным, что типологический принцип членения архитектурных знаний противоречит новым представлениям о сложном объекте проектирования как среде обитания людей. Не только здания, но и города и межгородские пространства стали объектами архитектуры. В лоно архитектуры пришла и урбанистика — наиболее наукоемкий вид проектирования. Архитектурная наука теперь имеет дело со сложными экологическими системами. Все это вместе взятое потребовало разработки новых методов анализа и синтеза. Теперь архитектурная наука, тесно соприкасаясь со смежными дисциплинами, заимствуя у них передовые методы исследования, действует в широком диапазоне. И вот это обстоятельство является еще одной из причин наукообразия, от которого приходится срочно избавляться.

Использование методов других наук, которые имеют свои названия, полезно лишь тогда, когда это не выходит за архитектурные профессиональные рамки. В противном случае архитектор должен менять профессию. Имели место случаи, когда архитекторам присваивались научные степени философских, технических наук или искусствоведения. Но есть много примеров и того, когда диссертационные исследования находятся как бы на грани архитектурной науки. Одни из них продуктивно возделывают края архитектурного поля и обогащают его, а другие выходят из него. При этом часто бывает так, что архитектурная сущность уступает место наукообразию.

Нельзя не упомянуть об одной опасности снижения профессионализма в аспирантских архитектурных работах. Это касается их научного руководства. Среди известных правил, регламентирующих порядок подготовки и защиты кандидатских диссертаций, отсутствует одно: кто может быть научным руководителем. Вроде бы это и так понятно. Однако в архитектурной науке с ее весьма широкой междисциплинарной зоной такое правило не является лишним. В этом случае речь должна идти об обязательности базового архитектурного образования научного руководителя аспирантов.

Опасность потери истинной ценности научных работ в области архитектуры заключается еще в формальном делении архитекторов на ученых, педагогов и проектировщиков. Одна из причин такого деления — действующий некогда административный запрет на совместительство. Фактически такое ограничение существует и теперь. Между тем сочетание работы в архитектурном вузе и проектной организации приближает процесс обучения архитекторов к реальной действительности.

Таким образом, архитектурная наука, имея свой объект и предмет исследования, а также тесные контакты со смежными науками, подтверждает свое право быть таковой, избавляясь от опасной болезни — наукообразия.

Кого венчает научная степень?

Аттестация — необходимый элемент руководства наукой. Без нее очень трудно было бы разобраться в иерархии научных ценностей, определить квалификацию, уровень знаний, личные качества ученого. Помимо этого получение аттестатов и дипломов — это моральный стимул в работе, своеобразное «венчание славой». Поэтому так много внимания уделяется такой, казалось бы, формальной стороне дела.

Архитектурная наука полностью подпадает под существующий регламент присуждения научных степеней и присвоения ученых званий. Она достаточно легко адаптировалась к общим аттестационным правилам.

Доктора архитектуры различных специальностей, которых еще явно недостаточно в Украине, определяют ее научный потенциал, и они же ответственны за всю систему подготовки научных кадров: магистров и кандидатов архитектуры.

К сожалению, общее положение с оплатой научных работников в стране таково, что степень кандидата архитектуры не притягивает многих выпускников вузов. И если в аспирантуру идут, то в основном потому, что размер стипендии почти равен ставке преподавателя. Существующий порядок финансирования поощряет лишь поступление в аспирантуру, а не достижение конечной цели — защиту диссертации. Поэтому в аспирантуру поступают, за небольшим исключением, те, которые не надеются на победу в острой конкурентной борьбе за место в архитектурной мастерской. Желающих поступить в аспирантуру становится все меньше. Отмеченные обстоятельства привели к следующему положению. Претендентов на научную степень можно условно разделить на два вида: недавних выпускников без всякого практического опыта и архитекторов, имеющих большой опыт практической деятельности. Это различные категории специалистов, но к ним предъявляются пока еще одинаковые требования при прохождении многоступенчатой процедуры подготовки и защиты диссертаций. Представляется, что необходимо дифференцировать формальные требования к этим двум видам соискателей научной степени кандидата архитектуры. Таким путем можно привлечь к педагогической деятельности более широкий круг известных мастеров архитектуры. Существует еще много нерешенных вопросов в области аттестации научных кадров. В числе этих вопросов — идентификация научных степеней и званий на международном уровне. Но эта важная проблема требует специального обсуждения.

Related video

Необходимо признать, что в современных условиях Украины архитектурной наукой по-настоящему продолжают заниматься лишь те, кто имеет к этому призвание — зов ума и сердца, потому что для этого необходимы напряженная работа мысли, настойчивое стремление к знаниям, развитие профессиональной эрудиции. Другими словами, для занятий архитектурной наукой необходим подвиг, преодолевающий все жизненные трудности и часто выходящий за формальные нормативы научной деятельности и который часто не окупается венчанием научной славой.

Все статьи Игорь Фомин

Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Оставайтесь в курсе последних событий!

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Следить в Телеграмме

Архитектура науки

  • Мягкая обложка
  • Твердая обложка

592 стр., 9 x 10 дюймов,

  • Мягкая обложка
  • 9780262526456
  • Опубликовано: 29 апреля 1999 г.
  • Издатель: The MIT Press

$75,00

  • Твердый переплет
  • 9780262071901
  • Опубликовано: 29 апреля 1999 г.
  • Издатель: The MIT Press

$75,00

  • Penguin Random House
  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин.org
  • Индивидуальный
  • Индиго
  • Книг на миллион

Другие розничные продавцы:

  • Amazon.co.uk
  • Блэкуэллс
  • Книжный магазин. org
  • Фойлз
  • Улей
  • Водные камни
  • Случайный дом пингвинов
  • Амазонка
  • Барнс и Ноубл
  • Книжный магазин.org
  • Индивидуальный
  • Индиго
  • Книг на миллион

2023 Руководство по архитектурным наукам

2023 Руководство по архитектурным наукам
  • Колледж Фактический
  • Колледжи
  • Специальности
  • Рейтинги
  • ТвиттерФейсбукPinterest

Выберите направление обученияИскусство и дизайнБизнес и менеджментКомпьютеры и технологииУголовное правосудие и юриспруденцияОбразование и преподаваниеГуманитарные и гуманитарные наукиСестринское дело и здравоохранениеПсихология и консультированиеНаука и инженерное делоПрофессии и карьераЗатрудняюсь ответить/Общие

Выберите мажор

Выберите ударение (необязательно)

  от нашей команды College Data Analytics Team

       Гарантия непредвзятости и достоверности фактов

Эта специальность интересна и увлекательна для тех, кто любит технологии и интересуется архитектурой. Студенты откроют для себя множество применений современных технологий в современном архитектурном развитии и дизайне. Во время учебы вы узнаете, как использовать технологии для проектирования новых зданий и обновления старых зданий. Программа может включать в себя обучение работе с технологиями и машинами, создание экологически чистых зданий, проектирование солнечных батарей и консервацию зданий.

Некоторые из курсов, предлагаемых большинством программ, включают графику, математику, черчение, историю, физику и трехмерное моделирование. Студенты также будут изучать компьютерное проектирование и проектирование, экологические системы, некоторые инженерные курсы, а также курсы по окружающей среде и устойчивому развитию.

Концентрации в этой специальности включают, среди прочего, такие области, как техник по архитектурным технологиям и архитектурные и строительные науки. Не во всех колледжах будет такая концентрация, поэтому обязательно проверьте, хотите ли вы специализироваться.

Количество степеней в области архитектурных наук и технологий растет

Архитектурные науки и технологии были 107-й по популярности специальностью в 2020-2021 учебном году. Колледжи в Соединенных Штатах сообщили о присуждении 6 781 степени только в этом году. Это разница в 150 раз по сравнению с предыдущим годом, рост на 2,2%.

Наш рейтинг лучших школ архитектурных наук и технологий 2023 года анализирует 70 из этих школ, чтобы определить лучшие в целом колледжи для студентов, изучающих архитектурные науки и технологии. Изучите этот или один из многих других наших рейтингов по архитектуре, представленных ниже.

Лучшие школы архитектурных наук и технологий по степени

Требования для получения степени в области архитектурных наук и технологий

Как инженер-архитектор и инженер-технолог, вы должны иметь компьютерные и технологические навыки. Предметы, изучаемые в этом курсе, постоянно меняются и расширяются, чтобы идти в ногу с развитием технологий. Студенты должны обладать воображением и творческим потенциалом для отличного видения и в то же время сосредоточиться на деталях. Тем не менее, эта специальность также фокусируется на экологической ответственности.

Как и в других сферах карьеры в архитектуре, вам нужно быть настойчивым и целеустремленным. Это поле требует долгих часов создания проектов и планов. Как архитектор, вы истощите свою творческую энергию, создавая и переделывая множество проектов, прежде чем строить. Навыки работы с людьми полезны при работе в команде над разработкой проектов. Многие архитекторы также несут двойную ответственность в качестве менеджера проекта, что делает необходимым наличие лидерских качеств.

Требования к поступающим на программу получения степени архитектора

Кандидаты на получение степени в области архитектурных наук и технологий, как правило, должны иметь окончание средней школы или GED. Во многих школах также могут быть установлены минимальные баллы GPA и SAT/ACT, которые необходимо соблюдать. Конкретные карьеры архитектора могут потребовать определенного уровня достижения степени или дополнительных сертификатов помимо этого.

Типы степеней архитектурных наук и технологий

Существует множество различных уровней архитектурных наук. Программы архитектурных наук и технологий, предлагаемые школами, варьируются от a до a , что является высшей степенью архитектора, которую вы можете получить. В зависимости от выбранной вами степени в области архитектурных наук и технологий получение диплома может занять от 1 до 4+ лет.

Степень Кредитные требования Стандартная длина программы
Ассоциированная степень 60-70 кредитов 2 года
Степень бакалавра 120 кредитов 4 года
Степень магистра 50-70 кредитов 1-3 года
Докторантура Программа требует курсовой работы, включая диссертацию Не менее 4 лет

Степень бакалавра является наиболее распространенным уровнем образования, полученным теми, кто занимается карьерой, связанной с архитектурой: ее получают примерно 42,1% работников. Люди, в настоящее время работающие в карьере, связанной с архитектурной наукой, как правило, имеют следующие уровни образования.

Уровень образования Процент работников
Степень бакалавра 45,7%
Степень магистра 25,0%
Докторская степень 10,9%
Степень младшего специалиста (или другая двухлетняя степень) 7,3%
Сертификат о высшем образовании 5,0%

Большинство работников архитектурной науки имеют как минимум степень бакалавра. В приведенной ниже таблице показано, какой уровень получили те, кто работает в области архитектурных наук и технологий.

Требуемый уровень образования зависит от выбранной вами научной карьеры архитектора.

Карьерные возможности для получения степени в области архитектурных наук Выпускник

Степень в области архитектурных наук и управления дает студентам широкий набор навыков. Студенты смогут работать в архитектурной фирме в составе команды, управлять командой самостоятельно или работать не по найму. Большинство профессий будет сосредоточено вокруг экологически безопасного проектирования и модернизации. Студенты будут иметь возможность специализироваться в конкретных областях, представляющих для них интерес.

Планируется рост карьеры архитектора

Хотите получить работу, когда получите диплом архитектора? Ожидается, что карьера в области архитектурных наук и технологий вырастет на 6,6% в период с 2016 по 2026 год.

Следующие варианты являются одними из самых востребованных профессий, связанных с архитектурными науками и технологиями.

Название профессии Прогнозируемые рабочие места Ожидаемый рост
Менеджеры по архитектуре и проектированию 190 000 5,5%
Архитектурные и гражданские чертежники 107 700 8,1%
Преподаватели архитектуры 10 500 10,5%

Сколько денег зарабатывают выпускники архитектурных наук?

выпускников архитектурных наук и технологий в период с 2017 по 2019 год сообщили, что заработали в среднем 52 874 доллара США в период с 2019 по 2020 год. Заработок может варьироваться от 33 601 до 74 462 долларов. Как и следовало ожидать, заработная плата выпускников архитектурных специальностей варьируется в зависимости от уровня полученного образования.

Высокооплачиваемая профессия для специалистов по архитектурным наукам

Заработная плата выпускников архитектурных и технических специальностей также может сильно различаться в зависимости от выбранной вами профессии. В следующей таблице показаны самые высокооплачиваемые профессии архитекторов, которые часто выбираются.

Название профессии Средняя средняя заработная плата
Менеджеры по архитектуре и проектированию 148 970 долларов США
Профессора архитектуры $99 320
Архитектурные и гражданские чертежники 56 700 долларов США

Получение степени в области архитектурных наук и технологий

Имея на выбор более 303 различных программ для получения степени в области архитектурных наук, найти наиболее подходящую для вас может оказаться непростой задачей. К счастью, вы пришли в нужное место. Мы проанализировали все эти школы, чтобы составить сотни беспристрастных рейтингов школ архитектурных наук, которые помогут вам в этом.

Высшие рейтинговые списки для архитектурных наук и технологий

Одна из 8 специальностей в области архитектуры и сопутствующих услуг. Архитектурные науки и технологии имеют другие подобные специальности, которые стоит изучить.

Architect Science Concentrations

Major Выпускники
Архитектура и строительные науки/технологии 6 003
Архитектурные технологии/техник 768
Архитектурные науки и технологии, прочее 10

Посмотреть все направления Architect Science >

Родственные специальности Выпускники
Общая архитектура 4 982
Городское и региональное планирование 2 419
Ландшафтная архитектура 905
Экологический дизайн 741
Внутренняя архитектура 728

Посмотреть все Architect Science Related Majors >

сообщить об этом объявлении

Ссылки

  • Национальный центр статистики образования

  • O*NET Онлайн

  • Изображение предоставлено SSR2000 по лицензии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *