Неорококо в архитектуре: Рококо • Архитектура — идеи и история
Рококо • Архитектура — идеи и история
Дворцы в стиле рококоЕсли XVII в. был королевским столетием, то век, пришедший ему на смену — аристократическим. Рококо — последнее оригинальное выражение аристократического идеала в европейском искусстве. Сформировалось оно во Франции в 20-х годах XVIII в. Искусство двора и французской аристократии замкнулось в кругу интимных настроений, галантных празднеств. Во всю обстановку жилья проник дух утонченности, интимности.
Влияние рококо на быт было огромно. Игривая грация рококо подчеркивала освобождение от чопорной, строго регламентированной жизни предыдущей эпохи. Романтическое увлечение природой, культ изящества и галантности привели к созданию новых парков. Это было изысканное, хрупкое и утонченное искусство уходящего дворянства, характерное для периода кризиса абсолютизма. Рококо были свойственны изящество, игривая насмешливость и легкое остроумие.
В противовес парадности и масштабности барокко в архитектуре рококо получили развитие постройки более интимного, камерного характера, с господствующим в их интерьере культом уюта, изящества и изнеженности. Именно в этот период складывается новый тип жилого городского дома — особняка знати или отеля.
При простом и удобном плане отель имел пышно украшенный фасад, украшенный ордерами, скульптурой, рустом. Входные двери и въездные ворота украшали наличниками. Створки дверей и ворот покрывали резьбой. Крыльцо и портик присутствовали только в отелях на площадях. Чердаки отеля использовались под жилье. Крыша была изломанной, состояла из верхнего и нижнего ската. Пологий и крутой скаты образовывали мансарду. С середины XVII в. по краю кровли устраивали балюстраду. Крыши покрывали черепицей, шифером, свинцом.
Рококо в оформлении фасадов — это утонченное барокко. Излишек украшений убрали, оставили только орнаментальные детали порталов, оконных обрамлений и пилястр. В большинстве случаев фасад — гладкий, лишенный украшений, и весь его внешний вид производил холодное впечатление. Архитектура фасада не подчеркивала массы стены, наоборот, стремилась снять ощущение их массивности. С этой целью оконные рамы на фасадах ставили почти «заподлицо», в одной плоскости со стеной. Никогда не применялись выступы. Создавалось ощущение изящной, воздушной, почти «картонной» архитектуры. Для рококо было характерно использование прихотливого орнамента, состоящего из завитков, цветочных гирлянд, раковин, который густо покрывал наружные стены зданий.
Дворцы в стиле рококо отличались непринужденной планировкой, небольшими размерами, тесной связью с природой. В конце XVII в. увеличилось количество комнат, и усложнилась планировка, появилась коридорная система. В качестве гостиной служила галерея. Комнаты стали меньше и комфортнее. Со временем ванные и уборные станут настоящими комнатами. Вместо огромных парадных залов в два этажа эпохи барокко появились небольшие нарядные, обставленные с изящной роскошью салоны на первом этаже. Появились новые типы жилых помещений: будуары, интимные кабинеты. От помещений типа галерея, студия, библиотека стали переходить к спальням, вестибюлям, столовым, гостиным, салонам. Отель де Субиз в Париже — пример постройки рококо.
Черты быта рококо — уютно обставленные с большим вниманием к мелочам комнаты, предназначенные для утонченных форм, общения и светской жизни. Никогда еще искусство оформления жилищ в столь полной мере не соответствовало характеру жизненного уклада. Беззаботная жизнь светских салонов, похожая на маскарад, была сосредоточена вокруг женщины. Тон во всем задавали великосветские жеманницы, а легкомысленный поверхностный, театрально-декоративный вкус эпохи диктовался капризами фавориток короля.
Появилась тяга к экзотике, увлечение искусством Китая, Индии, Турции и Персии. В моду вошли драконы, пальмы, обезьяны, китайцы, китаянки, охотничьи сцены. Увлечение китайским искусством привело к коллекционированию фарфора и лаков, подражанию китайским образцам. Владельцы дворцов и роскошных особняков считали своим долгом завести «китайский» зал, обставленный китайской мебелью и отделанный деревянными панно лаковой работы, или галерею китайского фарфора.
В эпоху рококо все твердые и прямолинейные очертания заменили убегающими изогнутыми линиями. Рококо создавал иллюзию движения, декор скрывал всю конструкцию, в орнаменте присутствовала асимметрия. Для рококо характерны хрупкость, утонченность, манерность, текучесть, плавность. Ему был свойственен дух непринужденности и игривой кокетливости. Появились закругленные углы и ромбовидный орнамент.
В рококо симметрия нарушилась, и имело место переплетение рамок. Основные черты — асимметричность, проявлявшаяся в наклонной оси композиции, криволинейных контурах, доминирующих над прямыми, причудливый орнамент с мотивами букв С и 3 — раздваивающихся и сплетающихся между собой. Это был стиль определенно изогнутой позы. Стиль рококо стремился нарушить всякую логику и ясность восприятия.
Орнамент как будто насмехался над всеми законами симметрии ритма и равновесия, отрицая полностью прямые линии. Раковина сочеталась с переплетающимися или свисающими тонкими листьями, напоминающими прибрежные растения. Раковины сочетали также с завитками причудливой формы, цветами, гирляндами, рогами изобилия, пастушьими посохами. Раковина также создавались с различными отверстиями на поверхности. Кроме раковин, в композиции включали «плоды моря» и атрибуты морских божеств.
Во внутренней отделке появилась кокетливая грация, изящная и утонченная жизнерадостность. Для него был типичен мелкий, пластичный и игривый декор. Наиболее популярны были цвета: белый, светло-голубой, серый, жемчужный и золотой, пастельные тона и легкая, как туман, позолота. Стиль рококо не выносил повторений и механической формовки: все лепилось вручную. Главные признаки рококо — легкость, изящество, мелкомасштабность, перенос оси акцента оформления на стилизованный орнамент, волнообразность очертаний предметов. Рокайль (отсюда — рококо) — обозначение особого декоративного мотива, происходящего от формы раковины.
Дворцы в стиле рококоАрхитектура для художников. Рококо, модерн, ар-деко — Gamedev на DTF
Продолжаем базовый разбор архитектурных стилей для художников.
5729 просмотров
Художники обращаются к архитектуре, когда им нужно нарисовать локацию в историческом сеттинге — или создать новый стиль на базе уже существующего. В этой серии мы рассказываем, какие есть архитектурные стили и на что стоит обратить внимание. Рекомендуем начинать знакомство с темой с первой статьи.
Рококо и барокко
В прошлый раз мы остановились на барокко — значимом архитектурном стиле, появившемся в конце XVII века. Бок о бок с ним идет рококо — стилистическое явление, сформировавшееся в середине XVIII века. На первый взгляд эти стили довольно похожи, их часто путают, но на самом деле они идейно отличаются, и разбирать их лучше в сравнении. Барокко зародился в Италии, рококо — позже во Франции, и географические, культурные и временные различия нашли отражение в деталях обоих стилей.
После смерти Луи XIV Версаль перестал быть средоточием французского двора. Знать вернулась в свои имения и приступила к обновлению жилищ. Произошел отказ от насыщенных цветов и дорогих металлов, столь любимых в барокко, в пользу асимметрии, причудливых орнаментов и пастельных тонов. Интерьеры стали более камерными, а картины на стенах — игривыми. Пришла эпоха рококо.
Типичный сюжет для живописи эпохи рококо. «Качели» Жана Фрагонара
Напомним: барокко — драматичный, роскошный стиль, вызывающий сильные эмоции. Рококо же более игривый и легкий, он призван развлекать зрителя. В живописи несколько проще отследить отличия между обоими стилями, чем в архитектуре, поэтому упомянем здесь ее тоже. Картины рококо изображают сцены любви, природу, любовные приключения и воспевают молодость. Для барокко эти темы слишком фривольны.
Палитра тоже отличается. В барокко предпочитали глубокие, контрастные цвета. Для рококо же характерна легкая, светлая цветовая гамма из розовых, желтых и голубых оттенков.
В архитектуре рококо присутствует в меньшей степени, чем в живописи, в основном в интерьерах и декоре, но тема любовных ухаживаний и соответствующей обстановки в них легко прослеживается.
Сравним интерьеры рококо и барокко.
Интерьер в стиле рококо ─ уютный, светлый. Здесь проводили время с друзьями за играми и флиртом.
А вот интерьер в стиле барокко.
Интерьер в стиле барокко ─ торжественный и помпезный. Не очень располагает к игривым настроениям.
От барокко рококо унаследовал обилие света в интерьерах. Количество освещенной площади увеличилось за счет использования высоких французских окон, множества зеркал, канделябров и подсвечников.
Декор рококо включал обилие цветов, завитков, S-образных изгибов, гирлянд и раковин. Также прослеживаются японские мотивы. В основе декора лежат орнаменты рокайль и картуш. Рокайль — это лепнина в виде стилизованных раковин, камешков и гребней, а картуш — лепное украшение в виде щита или свитка с завитками.
Орнамент в стиле рококо мог выглядеть так.
Иллюстрации из альбома Роберта Коха
А это то, как применялся рокайль.
Рокайль в декоре рококо. На всякий случай еще раз, рокайль — это лепнина в виде стилизованных раковин, камешков и гребней.
А это картуш.
Картуш в лепнине на потолке. Напомним, картуш — лепное украшение в виде щита или свитка с завитками.
По сравнению с барокко, стиль рококо более изящный, женственный и тонкий. Роскошный и помпезный барокко больше характерен для дворцов, а рококо применялся для оформления личных пространств и создания уютной и комфортной атмосферы.
Сюжет настольной игры Rococo: Deluxe Edition развивается в интерьерах рококо
Если вам интересно ощутить атмосферу этого стиля, советуем обратить внимание на «Марию Антуанетту» Софии Копполы. Подробнее тут.
Модерн
Модерн (не путать с архитектурным модернизмом) пришел в архитектуру в в последнем десятилетии XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Этот стиль соответствовал запросам нового индустриального общества: множество вокзалов, больниц, промышленных павильонов и других общественных зданий построены с применением принципов этого направления.
В строительстве начали применяться новые материалы и конструкции, такие как бетон, стекло, металлические каркасы. Стало возможным возводить большие здания с множеством протяженных пролетов, и все это нашло отражение в зданиях эпохи модерн. Этажность зданий также увеличилась.
Здание компании “Зингер” в Санкт-Петербурге — типичный представитель архитектуры модерна
Конструктивные особенности теперь позволяли увеличить в постройке площадь остекления. Помимо функциональной стороны в модерне важна и декоративная составляющая: тут вы найдете плавные линии на фасадах, плиточную облицовку, применение растительного орнамента в оформлении.
В модерн фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или рельефами в форме женских головок.
А это маскарон (декоративный рельеф) в виде головы девушки.
Как видите, модерн сохранил большой интерес к декору.
Модерн уникален тем, что он распространился на все сферы искусства, от живописи и декора до архитектуры. Во многом его можно было назвать «сконстурированным» направлением. Одной из его задач было показать, что в искусстве жить красивее и интереснее, чем в реальности.
Любопытный факт: поскольку отправной точкой архитектуры модерна считается Эйфелева башня, то за этим стилем закрепился французский синоним «ар нуво». Иллюстрацию взяли из игры The Saboteur.
Чикагская школа
Модернизм (его часто путают с модерном из-за схожего звучания) случился в двадцатом веке. Его отдельным воплощением являлась Чикагская школа — начальный этап формирования новой американской архитектуры XX века, когда появились первые небоскребы, ассоциирующиеся у нас с современным американским городским пейзажем.
Школа обязана своим появлением страшному пожару, случившемуся в Чикаго в конце XIX века.
Литография Currier & Ives, показывающая пожар в Чикаго на мосту Randolph Street.
Тогда была уничтожена значительная часть старого деревянного города. При восстановлении построек стали прибегать к металлическим конструкциям и элементам. Этажность зданий увеличивалась, стало возможным использовать обширное остекление.
Чикаго-билдинг ─ пример здания Чикагской школы
Отличительной чертой направления являются “чикагские окна” — прямоугольные окна, жестко закрепленные по центру с распахивающимися створками по бокам.
Чикагские окна.
Чикагская школа как явление просуществовала недолго, но заложила основы формирования современной американской городской застройки.
Действие Watch Dogs происходит в Чикаго, и архитектура чикагской школы естественным образом нашла отражение в локациях игры.
Ар-деко
Стилистическое направление ар-деко сформировалось в середине 1920-х годов после Международной выставки декоративного искусства и промышленности, прошедшей в Париже. Этот стиль был реакцией на прошедшую Первую мировую войну и революцию в России. Это эклектичное, броское, запоминающееся направление в архитектуре, живописи и моде, просуществовавшее до 40-х годов прошлого века.
Небоскреб Крайслер-билдинг в Нью-Йорке ─ символ ар-деко
Иногда даже специалистам сложно определить, где заканчивается модерн и начинается ар-деко, все таки тут элементы модерна и неоклассицизма невероятным образом сочетаются друг с другом и с африканскими, египетскими и восточными мотивами.
В архитектуре и дизайне ар-деко преобладают геометрические фигуры, четкие линии и углы, ступенчатые формы. Большую популярность приобрел декор в виде симметричных изгибающихся линий и зигзагов, ромбов, кругов, квадратов.
Люстры и светящиеся колонны для парохода «Нормандия». Рене Лалик
Цветовые решения были построены на принципах контраста. Часто можно было встретить переплетение мягких и пастельных цветов с кричащими и сочными.
Женщина с мандолиной Тамара Лемпицка
Для стиля характерно использование дорогих материалов — блестящих латуни и стали, дерева с инкрустацией, серебра. Также в интерьерах можно встретить слоновую кость, крокодиловую кожу, различные анималистические орнаменты.
Интерьер в стиле ар-деко, конец 1920-х годов
Ар-деко воспевал роскошь и изобилие, которые мог позволить себе средний класс в перерыве между двумя мировыми войнами. Он просуществовал недолго, но оставил яркий след в истории искусства, до сих пор вдохновляющий художников и творцов.
Действие игры BioShock происходит в подводном городе, наполненном зданиями в стиле ар-деко
Сеттинг игры Transistor вдохновлен стилем ар-деко. Подробнее о том, как создавался визуальный ряд игры, читайте тут.
Стефания Косюг, автор в Smirnov School. Мы — онлайн-школа, где готовят концепт-художников, левел-артистов и 3D-моделеров для игр и анимации. Если придете к нам на курс, не забудьте спросить о скидке для читателей с DTF.
Рококо и неоклассицизм – введение в искусство
Рококо во французском декореСалоны в стиле рококо известны своей тщательной проработкой деталей, змеевидным дизайном, асимметрией и предрасположенностью к более светлым, пастельным или золотым цветовым палитрам.
- После правления Людовика XIV богатые и аристократы вернулись в Париж из Версаля и начали украшать свои дома в новом стиле рококо, который ассоциировался с королем Людовиком XV.
- Идея салона — это идеал эпохи Просвещения, превративший салон или гостиную в центральное пространство, где аристократия могла развлекать гостей и вести интеллектуальные беседы.
- Интерьеры в стиле рококо в высшей степени унифицированы по своей природе и представляют собой слияние ряда декоративных искусств.
- Как и в других формах искусства рококо, цветовая палитра светлее, линии изогнуты (S-образная кривая), а украшения чрезмерны.
- Мебель поднялась на новую высоту в этот период и подчеркивала беззаботную легкомысленность.
- Мебель, фризы, скульптура, металлоконструкции, отделка стен и потолка стилистически сплетены воедино в салоне рококо.
- асимметрия : Отсутствие общей меры между двумя объектами или величинами; несоизмеримость.
- змеевидный : Извилистый; изгибаясь в разные стороны.
- красное дерево : Любое из различных тропических американских вечнозеленых деревьев рода Swietenia, имеющее ценную твердую красно-коричневую древесину.
- палитра : Диапазон цветов в данной работе или группе работ.
В Европе 18 века стиль рококо стал преобладать в дизайне интерьеров, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Реакция на жесткость стиля барокко, легкомысленное и игривое рококо впервые проявилось в дизайне интерьера и декоративных работах. Во французском языке слово салон означает просто гостиную или гостиную, а салоны в стиле рококо относятся к центральным комнатам, оформленным в стиле рококо. Кроме того, понятие «салон» — это идеал эпохи Просвещения, превративший гостиную в центральное пространство, где аристократия могла развлекать гостей и вести интеллектуальные беседы. Идея о том, что архитектурное окружение должно поощрять образ жизни или отражать ценности, была философией того времени.
Интерьер в стиле рококо достиг своего апогея в общем творчестве салона. Салоны в стиле рококо характеризуются тщательно продуманными деталями, замысловатыми узорами, змеевидной конструкцией, асимметрией и предрасположенностью к более светлым, пастельным и золотым цветовым палитрам.
Bureau Danton de l’Hôtel de Bourvallais: этот пример салона в стиле рококо иллюстрирует змеевидную дизайнерскую работу и интенсивное использование золота, которые были типичны для стиля рококо. периода, подчеркивая беззаботную легкомысленность, которая ценилась в стиле. Впервые конструкция мебели стала физически легче и мягкой; важным вопросом стал комфорт, а также отдельно стоящая мебель, позволяющая легко перемещать ее для собраний.
В салонах в стиле рококо часто использовалась асимметрия в дизайне, получившая название контраст . Орнамент интерьера включал использование скульптурных форм на потолках и стенах, часто несколько абстрактных или с использованием лиственных или ракушечных текстур. Двумя прекрасными примерами французского рококо являются Салон де месье ле Принца в Малом замке в Шантийи, украшенный Жаном Обером; и салоны в отеле Soubise в Париже Жермена Боффрана. Оба этих салона демонстрируют типичный стиль рококо со стенами, потолками и лепниной, украшенными тонким переплетением кривых, основанных на основных формах буквы «S», а также с формами ракушек и другими естественными формами.
Salon de la Princesse: интерьер в стиле рококо в отеле de Soubise в Париже, демонстрирующий очень сложную потолочную работу Во Франции этот стиль начал приходить в упадок к 1750-м годам. Критикуемый за его тривиальность и чрезмерность в орнаменте, стиль рококо уже стал более строгим к 1760-м годам, когда неоклассицизм стал доминирующим стилем во Франции и остальной Европе.
Стиль рококо стал популярным во всей Европе, но особенно ярко он проявился в интерьерах Германии и Австрии. Здесь Франсуа Кювильес Старший спроектировал комнату в пастельных тонах с позолоченной лепниной, которая, кажется, сползает по стене и на потолок. Обратите внимание на зеркала, которые умножают и усиливают накопление деталей.
Франсуа Кювилье Старший, Зеркальная комната, Амалиенбург, 1734-39. Парк Нимфенбург, МюнхенРококо в живописи и скульптуре
Стиль рококо в живописи перекликается с качествами, очевидными в других проявлениях стиля, включая извилистые линии, интенсивное использование орнамента, а также темы, вращающиеся вокруг игривости, любви и природы.
- Стиль рококо возник сначала в декоративно-прикладном искусстве и дизайне интерьеров, а затем его влияние распространилось на архитектуру, скульптуру, театральное оформление, живопись и музыку.
- Стиль рококо характеризуется сложным орнаментом, асимметричными значениями, пастельной цветовой палитрой и изогнутыми или змеевидными линиями.
- Произведения искусства в стиле рококо часто изображают темы любви, классических мифов, юности и игривости.
- Антуан Ватто считается первым великим художником рококо, оказавшим влияние на более поздних мастеров рококо, таких как Буше и Фрагонар.
- В скульптуре в стиле рококо вместо мрамора или другого тяжелого материала используется очень тонкий фарфор.
- Рококо : стиль барокко в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Франции 18-го века, отличающийся сложным орнаментом.
- пастель : Любой из нескольких приглушенных оттенков цветов, обычно связанных с розовым, персиковым, желтым, зеленым, голубым и лавандовым.
- змеевидный : Извилистый; изгибаясь в разные стороны.
Живопись в стиле рококо
Живопись периода рококо во многом похожа на другие формы искусства рококо, такие как интенсивное использование орнамента, изогнутые линии и использование палитры на основе золота и пастели. Кроме того, формы часто асимметричны, а темы игривы, даже остроумны, а не политизированы, как в случае с искусством барокко. Темы, связанные с мифами о любви, а также портреты и идиллические пейзажи, типичны для живописи рококо.
Антуан Ватто
Антуан Ватто считается первым великим художником в стиле рококо. Его влияние заметно в работах более поздних художников рококо, таких как Франсуа Буше и Оноре Фрагонар. Ватто известен своим мягким нанесением краски, мечтательной атмосферой и изображением классических тем, которые часто вращаются вокруг юности и любви, примером чего является картина «Паломничество на Киферу ».
«Паломничество на Китеру» Антуана Ватто: характерное для Ватто мягкое нанесение краски, мечтательная атмосфера и изображение классических тем, которые часто вращаются вокруг юности и любви, очевидны в его работе «Паломничество на Киферу». Однако, в отличие от более поздних художников рококо, некоторые историки искусства видят в Ватто серьезность, которая показывает осознание остроты мимолетного качества любви.
Фрагонар был последним из трех художников рококо, пользующихся покровительством двора. Он написал эту работу, «Погоня », как часть серии из четырех картин, предназначенных для украшения частного салона мадам дю Барри, любовницы Людовика XV. К тому времени, когда Фрагонар завершил заказ, поверхностность и хитрые сексуальные намеки стиля рококо вышли из моды, и дю Барри нанял другого художника для украшения комнат. Сексуальная иконография была частью той работы, которая была популярна в разгар периода рококо. Венеры и Купидоны были заметны, особенно в качестве садовых украшений на сценах тайных свиданий. Фонтан предполагает женский пол и текущую воду, семенную жидкость. Корзины, шляпы, грабли и другие, казалось бы, обычные предметы воспринимались как символы частей тела и половых актов. «Скрытость» этих признаков — или, по крайней мере, представление о том, что в шутку вовлечена только богатая, знатная элита, — было характерно для поверхностности всего движения.
Период, последовавший за рококо, был вдохновлен как событиями в мире, так и стремлением к большему содержанию и серьезной цели как в жизни, так и в искусстве. Политический момент во Франции был моментом, который увидел самые серьезные и кровавые последствия неправильного управления государственными делами и отразился во все более политическом и моральном искусстве того периода.
Неоклассицизм
Неоклассицизм относится к течениям в искусстве, черпающим вдохновение в «классическом» искусстве и культуре Древней Греции и Рима.
- Расцвет неоклассицизма совпал с эпохой Просвещения 18 века и продолжился в начале 19 века.
- Повторное открытие и археологическое обнаружение римских артефактов в Помпеях и Геркуланеуме подстегнуло бы стремление ко всему греко-римскому в остальной части Европы.
- С ростом популярности Гранд-тура стало модным собирать предметы старины в качестве сувениров, которые распространили неоклассический стиль по Европе и Америке.
- Неоклассицизм охватывал все виды искусства, включая живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, театр, литературу, музыку и архитектуру.
- Вообще говоря, неоклассицизм стилистически определяется использованием прямых линий, минимальным использованием цвета, простотой формы и, конечно же, приверженностью классическим ценностям и приемам.
- Рококо с его акцентом на асимметрию, яркие цвета и орнаменты обычно считается прямой противоположностью неоклассическому стилю.
- Grand Tour : Традиционный тур по Европе, предпринятый в основном состоятельными европейскими молодыми людьми из высшего сословия. Этот обычай процветал примерно с 1660 года до появления крупномасштабного железнодорожного транспорта в 1840-х годах.
- Просветление : Концепция в духовности, философии и психологии, связанная с достижением ясности восприятия, разума и знания.
- Рококо : стиль барокко в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве Франции 18 века, отличающийся сложным орнаментом.
Классическое возрождение, также известное как неоклассицизм, относится к движениям в искусстве, черпающим вдохновение в «классическом» искусстве и культуре Древней Греции и Рима. Повторное открытие и археологические находки римских артефактов в Помпеях и Геркулануме подстегнет стремление ко всему греко-римскому в остальной Европе. Расцвет неоклассицизма совпал с эпохой Просвещения 18 века и продолжался до начала 19 века.век. Доминирующими стилями в 18 веке были барокко и рококо. Последний, с его акцентом на асимметрию, яркие цвета и орнамент, обычно считается прямой противоположностью неоклассическому стилю, основанному на порядке, симметрии и простоте. С ростом популярности Гранд-тура стало модным собирать предметы старины в качестве сувениров. Эта традиция коллекционирования заложила основу для многих великих коллекций произведений искусства и распространила классическое возрождение по всей Европе и Америке.
Неоклассицизм распространился на все виды искусства, включая живопись, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, театр, литературу, музыку и архитектуру. Стиль в целом можно определить по использованию прямых линий, минимальному использованию цвета, простоте формы и, конечно же, приверженности классическим ценностям и методам.
В музыке период расцвета классической музыки и живописи, работы Жака-Луи Давида стали синонимом классического возрождения. Однако наиболее сильно неоклассицизм ощущался в архитектуре, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве, где классические образцы в той же среде были достаточно многочисленны и доступны. В частности, в скульптуре было множество древних моделей, по которым можно было учиться, однако большинство из них были римскими копиями греческих оригиналов.
Неоклассическая архитектура создавалась по образцу классического стиля и, как и другие формы искусства, во многом была реакцией на буйный стиль рококо. Архитектура итальянского архитектора Андреа Палладио стала очень популярной в середине 18 века. Кроме того, археологические руины, найденные в Помпеях и Геркулануме, повлияли на многие стилистические ценности неоклассического дизайна интерьера, основанного на повторных открытиях древних римлян.
Неоклассическая живопись
Неоклассическая живопись, созданная мужчинами и женщинами, черпала вдохновение в классическом искусстве и культуре Древней Греции и Рима.
- Неоклассическая тематика основана на истории и общей культуре Древней Греции и Древнего Рима. Его часто описывают как реакцию на беззаботную и «легкомысленную» тематику рококо.
- Неоклассическая живопись характеризуется использованием прямых линий, гладкой поверхностью краски, изображением света, минимальным использованием цвета и четким, четким определением форм.
- Работы Жака-Луи Давида обычно называют воплощением неоклассической живописи.
- Давид привлек в свою студию более 300 студентов, в том числе Жана-Огюста-Доминика Энгра, Мари-Гийемин Бенуа и Анжелику Монже, последняя из которых пыталась продолжить неоклассическую традицию после смерти своего учителя.
Элизабет Виже-Лебрен стала придворной художницей королевы.
- Просвещение : философское движение в Европе 17 и 18 веков. Также известная как эпоха разума, это была эпоха, в которой упор делался на рационализм.
Предыстория и характеристики
Французский неоклассический стиль в значительной степени способствовал монументализму Французской революции с упором на добродетель и патриотизм.
Неоклассическая живопись характеризуется использованием прямых линий, гладкой поверхностью краски, скрывающей работу кисти, изображением света, минимальным использованием цвета и ясным, четким определением форм. Его предмет обычно относится либо к греко-римской истории, либо к другим атрибутам культуры, таким как аллегория и добродетель. Мягкость нанесения краски, беззаботность и «фривольность» сюжета, характерные для живописи рококо, признаются противоположностью неоклассическому стилю. Работы Жака-Луи Давида широко считаются воплощением неоклассической живописи. До успеха Давида многие художники сочетали аспекты романтизма с неоклассическим стилем, но эти работы не нашли отклика у публики. Как правило, предмет неоклассической живописи состоял из изображения исторических событий, мифологических сцен, архитектуры и руин древнего Рима.
Школа Давида
Неоклассическая живопись получила новый импульс благодаря большому успеху картины Давида Клятва Горация в Парижском салоне 1785 года. Картина была заказана Людовиком XVI, чтобы напомнить все более беспокойным французского населения в их гражданском долге перед своей страной. К сожалению для Луи, это имело противоположный эффект. Дэвид дважды был в Италии и был погружен в исторический стиль живописи старых мастеров. Он создал эту работу в стиле, который представлял собой идеальное сочетание идеализированной структуры и драматического эффекта. Картина вызвала бурю негодования, и было объявлено, что Дэвид прекрасно определил неоклассический вкус в своем стиле живописи. Таким образом, он стал типичным художником движения. В Клятва Гораций , перспектива перпендикулярна картинной плоскости. Он определяется темной аркадой за несколькими классическими героическими фигурами. Есть элемент театра или постановки, который вызывает величие оперы. Давид стал ведущим французским художником и пользовался большим покровительством правительства. За свою долгую карьеру он привлек в свою студию более 300 учеников.
Давид будет становиться все более политизированным и с началом революции в 1789 г.он стал летописцем тех событий, а также создателем множества парадов и театрализованных представлений, которые должны были поддерживать энтузиазм французов в отношении революции, даже когда она становилась все более кровавой. Давид будет протеже якобинцев во главе с Робеспьером. Когда сам Робеспьер стал жертвой мании Царства Террора, в последние дни революции перед Людовиком XVI, Мария-Антуанетта и их семья были отправлены на смерть, Давид был арестован и заключен в тюрьму. Возможно, благодаря вмешательству своей бывшей жены Давид дожил до того, чтобы изобразить следующего правителя, который возглавит Францию после революции, — Наполеона Бонапарта.
Марат был одним из организаторов Царства террора. Он страдал кожным заболеванием, из-за которого ему приходилось много времени проводить в ванне; Шарлотта Корде, деревенская девушка, напуганная кровавыми событиями, происходящими в Париже, приехала в город, проникла в комнаты Марата и зарезала его. Она была немедленно арестована и гильотинирована, но Давид рисует Марата сразу после его казни как мученика Революции.
В то время как традиции и правила, регулирующие Французскую академию, запрещали женщинам учиться у обнаженной модели (необходимость для создания эффективной неоклассической картины), Дэвид считал, что женщины способны создавать успешное искусство в этом стиле, и приветствовал многих как своих учеников. Среди самых успешных были Мари-Гийемин Бенуа, которая в конечном итоге получила заказы от семьи Бонапартов, и Анжелик Монже, получившая покровителей даже из России.
Неоклассическая скульптура
Реакция на «легкомыслие» рококо, неоклассическая скульптура изображает серьезные предметы под влиянием древнегреческого и римского прошлого.
- Объясните, какие мотивы характерны для неоклассической скульптуры.
Key Takeaways
- Неоклассицизм возник во второй половине 18 века после раскопок руин Помпеи, которые вызвали новый интерес к греко-римскому миру.
- Неоклассическая скульптура отличается своей симметрией, масштабом от натурального до монументального, а также серьезной тематикой.
- Сюжеты неоклассической скульптуры варьировались от мифологических фигур до героев прошлого и крупных современных персонажей.
- Неоклассическая скульптура могла запечатлеть свой предмет либо в идеализированной, либо в более реалистичной манере.
- Веризм : Древнеримская техника, при которой предмет изображается с повышенной реалистичностью, в том числе преклонного возраста.
Как и в живописи, неоклассицизм проник в скульптуру во второй половине 18 века. В дополнение к идеалам Просвещения, раскопки руин в Помпеях начали пробуждать новый интерес к классической культуре. В то время как скульптура рококо состояла из небольших асимметричных объектов, посвященных темам любви и веселья, неоклассическая скульптура принимала в натуральную величину монументальный масштаб и сосредоточивалась на темах героизма, патриотизма и добродетели.
Неоклассические скульпторы извлекли выгоду из множества древних моделей, хотя в большинстве случаев это были римские копии греческих изделий из бронзы. Ведущие неоклассические скульпторы пользовались большим признанием при жизни. Одним из них был Жан-Антуан Гудон, чьи работы были в основном портретами, очень часто в виде бюстов, которые не жертвовали сильным впечатлением от личности натурщика ради идеализма. Его стиль стал более классическим по мере того, как продолжалась его долгая карьера, и представляет собой довольно плавный переход от очарования рококо к классическому достоинству. В отличие от некоторых неоклассических скульпторов, он не настаивал на том, чтобы его натурщики были одеты в римские платья или были раздеты. Он изобразил большинство великих деятелей эпохи Просвещения и отправился в Америку, чтобы изготовить статую Джорджа Вашингтона, а также бюсты Томаса Джефферсона, Бенджамина Франклина и других светил новой республики. Его портретный бюст Вашингтона изображает первого президента Соединенных Штатов как сурового, но компетентного лидера, с влиянием римского веризма, очевидным в его морщинистом лбу, залысинах и двойном подбородке.

Французский неоклассицизм продолжал оставаться главной силой в академическом искусстве на протяжении 19 века и позже — постоянная противоположность романтизму или возрождению готики.
Американское искусствоПоследняя четверть 18 века была эпохой революции. Американская, Французская и Промышленная революции стали историческими вехами и были представлены в искусстве того времени. Кто-то может возразить, что Французская революция была вызвана отчасти финансовой помощью Людовика XVI американским революционерам в их войне за независимость против наследственного врага Франции, Англии. Во всяком случае, героев той войны стали часто воспроизводить как в живописи, так и в скульптуре как в Европе, так и в Америке.
В 18 веке многие американские художники, разочарованные отсутствием доступа к образованию и образцов великого искусства в музеях и коллекциях, уехали в Европу – часто в Англию – где они приложили все усилия, чтобы научиться рисовать в академическом стиле. Одним из самых выдающихся американских художников раннего периода был Джон Синглтон Копли. Копли был родом из Бостона и получил художественное образование от своего отчима, успешного лондонского гравера-меццо-тинта, эмигрировавшего в колонии. Копли усваивал уроки, которые мог, но его работы в этот период сохраняли особую линейность, на которую Барбара Новак указала как на отличительную черту американских художников, которые пытались копировать единственные модели, которые у них были, — гравюры, присланные из Англии.
На этом портрете земляка-бостонца, которому суждено было стать героем Революции, вы видите зоркий, но застывший во времени взгляд американцев. Копли отправился в Англию и учился у Бенджамина Уэста и Джошуа Рейнольдса, но некоторые предполагают, что его чисто американская работа на самом деле лучше.
Рококо
Часто путают или используют эквивалентно стиль рококо , стиль Людовика XV и орнамент в стиле рокайль фактически могут обозначать одни и те же объекты. Однако стиль рококо развивался по всей Европе, а стиль Людовика XV и орнаменты рокайля касаются только Франции.
Во Франции мы говорим об орнаментах Rocaille, чтобы описать изогнутые украшения, украшенные ракушками и овощами . Именно в 19 веке был придуман термин «рококо» , сокращение Rocaille и итальянского Baroco , чтобы иронично описать конец стиля барокко.
Действительно, стиль «рококо» — это название, данное последней эволюции стиля барокко между 1730 и 1758 годами. Барокко до крайности, буйное рококо относится, в частности, к архитектуре Италии и Пруссии o f Фридрих II , где говорится о Фредерик Рококо . Сан-Суси Дворец в Потсдаме — красноречивый тому пример. Франция также знает некоторые архитектурные достижения, такие как Place de Nancy , где можно полюбоваться металлургическими заводами Жана Ламура , но в меньшей степени.
Эта последняя эволюция барокко совпадает во Франции с концом правления Людовика XIV и Регентством . Так, стиль Регентства и особенно стиль Людовика XV смягчают линии, используют изгибов и встречных изгибов , а также орнамент «Рокайль». Короче говоря, орнамент Рокайля является частью словаря стиля Людовика XV и стиля Регентства и особенно касается декоративно-прикладного искусства.
Орнеманисты Жиль-Мари Оппенор , Жюст-Орель Мейсонье , Николя Пино используют мотивы рокайля в своих украшениях, отдавая предпочтение асимметрии и фантазии. Эти мотивы вторгаются в декор таких предметов, как вазы, утюги, фарфоровые сервизы, а также в декор филенчатой комнаты, надкаминной и камины .
Около 1760 года «рококо» окончательно надоедает публике, и мы видим возникновение неоклассического стиля, возвращение к упорядоченным формам, вдохновленным античностью . Легкость и очарование, которые характеризовали Регентство и правление Людовика XV, до сих пор делают мечту 19-го века, так что все это время продолжают производить предметы в стиле рококо или стиля неорококо .
Георг Венцеслав фон Кнобельсдорф, Музыкальная комната во дворце Сан-Суси, около 1745 г., Потсдам, Германия.
Жан Ламур, Ворота площади Станислас, 1755 г., Нанси.
Ваза с оправой из позолоченной бронзы, 1743 год, Версальский дворец.
Франсуа-Ксавье Хаберманн, Проект камина и каминной доски, Лувр, Париж.
Жак Кафьери, Андирон «Курица», около 1735 г., Музей декоративного искусства, Париж.
Николя Пино, проекты каминов, 1-я половина 18 века, Музей декоративного искусства, Париж.