Охарактеризуйте различия романской и готической архитектуры: Охарактеризуйте различия романской и готической архитектуры.

Духовная жизнь европейского Средневековья



1. Охарактеризуйте истоки расхождения путей исторического развития стран Европы и Азии.

Страны Европы после Великого переселения народов не подвергались серьёзному иноземному завоеванию: арабы захватили лишь Иберийский полуостров, монголы прошли лишь по некоторым европейским странам и не включили их в свою империю. В то же время, в ходе крестовых походов и после них европейцы очень многое заимствовали с Востока и воочию убедились в пользе введения новшеств (хотя многие из них всё равно в начале встречали сопротивления, Европа в Средние века была, конечно, далека от преклонения перед прогрессом, характерного для XIX в.).

В то же время страны Востока изначально были отчасти склонны к консерватизму. Ещё со времён Древневосточных цивилизаций традиционность уклада жизни гарантировала благополучие. К тому же в Средние века Восток подвергся нескольким нашествиям кочевников: арабов, тюрок, орд Чингисхана и Тимура.

Военные разорение отбрасывали цивилизации в их развитии. А после этих нашествий люди стремились вернуться к старым добрым временам, что закрепило консерватизм в мировоззрении восточных людей.

2. Каковы отличия политического развития стран Западной Европы в сравнении с государствами Азии?

В азиатских странах со времён образование первых цивилизаций господствовали деспотии. Они чётко регламентировали жизнь всего общества через разветвлённый бюрократический аппарат. Эллинистические государства и даже римская власть на этих землях во многом переняли такую манеру управления, потому что для данных условий она была наиболее эффективна. Почти ничего не изменили и Средние века. Власть не учитывала частные интересы человека, подчиняя их общим. Важно было то, что на протяжении всех веков духовная и светская власть в данных землях была сосредоточена в одних руках. Причём именно такой порядок обеспечивал стабильность общества. Ослабление центральной власти приводило обычно к междоусобицам, дезорганизации хозяйства и другим бедствиям, потому люди и не стремились к иному укладу жизни.

Следует также отметить, что сословная принадлежность на Востоке издревле определялась рождением. Наиболее ярко проявило это кастовая система в Индии, но и в остальных азиатских обществах происхождение определяло место человека в обществе от его рождения до смерти.

В то же время в христианской Европе с самого начала Средних веков наметилось разделение духовной и светской власти. Обе они должны были учитывать интересы друг друга и выработать взаимные обязательства. Позже европейское средневековое общество почти всё разделилось на корпорации. Рыцарство, духовенство, городские цехи, университеты, купеческие гильдии – все они представляли из себя корпорации. У каждой из корпораций были свои права, которые она защищала как от других корпораций, так и от центральной власти, при этом постоянно стараясь их расширить. Таким образом, человек чувствовал себя свободным если не сам по себе, то в рамках корпорации, на поддержку которой всегда мог рассчитывать. Нельзя также забывать, что место человека в обществе стало также определяться его принадлежностью к корпорации, а не рождением.

Именно по этому не вызвал шока в обществе папа римский из семьи обычных горожан – к моменту получения сана его воспринимали уже как выходца из университетской среды. Это давало ощущение личной свободы и защищённости своих прав от посягательств вышестоящих лиц, что бы закреплено в мировоззрении европейцев. Потому, несмотря на все стремления европейских правителей к установлению своей абсолютной власти, им всё время приходилось учитывать права тех или иных групп подданных, что приводило к появлению сословно-представительных монархий. И даже сформировавшийся позже абсолютизм, несмотря на своё название, не был похож на восточные деспотии.

3. Каковы особенности духовного, культурного развития стран Западной Европы в Средние века? Как они сказываются на современной европейской культуре?

Средневековая европейская культура была, прежде всего, религиозна. Вопросы о вере пронизывали всё искусство и мировоззрение. Произведения искусства Средних веков не имеют авторов, потому что считались сотворёнными по вдохновению Господа, а не благодаря авторскому таланту.

Именно поэтому искусство создавалось по строго определённым канонам: они не давали вносить ничего личного, поощряли только стремление к достижению единого, спущенного свыше идеала. Каноны изменялись, но эволюционным путём. И даже в случае резкого перелома (как во время смены романского стиля готическим) он не ставился в заслугу талантам отдельных людей.

Последующая европейская культура во многом построена на отрицании средневековой, и этим Средние века продолжают влиять на нашу действительность. Вместо безличного искусства пришло авторское с максимальным подчёркиванием таланта автора, стремление следовать канону сменилось страстью к проявлению индивидуальности. Возможно, всего этого не было бы без религиозного искусства и мировоззрения Средних веков.

4. Охарактеризуйте различия романской и готической архитектуры.

Романская архитектура тяжеловесна. Массивные арки сводов её соборов опираются на толстые колонны. Храмы больше похожи на крепости (в качестве которых порой и служили) из-за массивных стен с узкими окнами-бойницами. Внутри царит полумрак.

Готическая архитектура специально создавалась для того, чтобы наполнять пространство внутри светом. Её стены прорезаны высокими стрельчатыми окнами, которые часто шире, чем колонны между ними. Колонны сделаны в виде связки тростника, что создаёт иллюзию их лёгкости, почти невесомости (ради это иллюзии часть нагрузки крыши даже переносится на отдельные опоры за пределами здания – аркбутаны). Готические окна представляют из себя отдельные произведения искусства из цветного стекла – витражи. Особенно красива обычно так называемая роза – круглое окно над входом. Витражи красивы сами по себе, кроме того, они создают в помещении красивые переливы цветов и мистическую атмосферу. В целом, в готическом храме человек чувствует себя в некоем ином мире, сказочном и непохожим на повседневный. В Средние века, когда храмы вообще были самими высокими и просторными зданиями в городах впечатление, было ещё более ошеломляющим.

5. Расскажите о научных открытиях эпохи Средневековья. Что в них предвещало приближение Нового времени?

К научным разработкам Средних веков нужно отнести, прежде всего, разработку логики и диалектики. Именно тогда в Европе на основе античного наследия формировалась культура научных доказательств и споров. Диспуты теологов того времени давно утратили свою актуальность, но способы, которыми они велись и методы, с помощью которых богословы приходили к своим выводам, были переняты наукой Нового времени.

При этом развивались и другие начатки науки Нового времени. Например, стала развиваться школа научных знаний, которая опиралась на результаты экспериментов, а не на авторитеты древних авторов. Это школа долго была не в почёте в научной среде, но продолжала развиваться. При этом, опять же, применялась логика, позволявшая отсечь из рассуждений аргументы, не подтверждавшиеся практикой.

Развивался и целый ряд практических знаний, к которым можно отнести изобретение огнестрельного оружия, навигационных приборов (таких как астролябия) и т. д.

6. Охарактеризуйте литературу Средневековья. К каким сюжетам обращались ее авторы? С какими из произведений изучаемой эпохи вы знакомы?

Литература Средних веков довольно чётко делилась на церковную и светскую. К церковной относились не собственно богослужебные книги, а богословские трактаты. Также переписывались рассуждения учёных теологов на различные темы. Особой популярностью пользовались повседневные руководства, вроде календарей, где подробно расписывался весь религиозный год (а попутно также освящались и многие другие вопросы).

Светская литература должна была, прежде всего, вызывать интерес читателей. Потому особо популярен был рыцарский роман, выросших из эпоса и повествующей о подвигах великих героев. Самым известным примером на эту тему, конечно, остаётся «Песнь о Роланде». Не меньшей популярностью пользовалась так называемая куртуазная поэзия о возвышенной любви рыцаря к прекрасной даме, например первая часть «Романа о розе».

Не умирала и сатира. Шуточные и просто забавные истории не были чужды средневековым людям, несмотря на всю их религиозность.

Предпосылки к возникновению

В XVII в. в русском искусстве и культуре появилось новое явление — их обмирщение, выражавшееся в распространении светских научных знаний, отходе от религиозных канонов, в частности, в зодчестве. Примерно со второй трети XVII в. начинается формирование и развитие новой, светской культуры.

В архитектуре обмирщение выражалось прежде всего в постепенном отходе от средневековых простоты и строгости, в стремлении к внешней живописности и нарядности. Все чаще заказчиками строительства церквей становились купцы и посадские общины, что играло важную роль в характере возводимых построек. Был возведён ряд светски нарядных церквей, что однако не находило поддержки в кругах церковных иерархов, которые сопротивлялись обмирщению церковного зодчества и проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в 1650-е годы запретил строительство шатровых храмов, выдвинув взамен традиционное пятиглавие, что способствовало появлению ярусных храмов.

Однако влияние светской культуры на русское зодчество продолжало усиливаться, в него также фрагментарно проникали некоторые западноевропейские элементы. Однако после заключения Россией Вечного мира с Речью Посполитой в 1686 г. это явление приобрело больший размах: установившиеся контакты способствовали масштабному проникновению польской культуры в страну. Это явление не было однородным, поскольку тогда восточную окраину Речи Посполитой населяли близкие по культуре, православные украинский и белорусский народы, и часть культуры, в том числе и сугубо национальных элементов, заимствовалась от них

[4]. Соединение особенностей различных стилей и культур, а также определённое «переосмысление» их русскими мастерами и определило специфичный характер нового возникнувшего архитектурного направления — нарышкинского стиля.

  1. Дайте общую характеристику романского искусства. Объясните причины отказа от реалистического изображения натуры в романском искусстве. Сравните трактовку образа человека мастерами византийского и романского искусства.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский стиль — художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в X—XII вв. (в ряде мест — и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.

Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой (в частности, использование полуциркульных арок, сводов). В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы).

Капелла кающихся грешников. Больё-сюр-Дордонь

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки — здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу, и поэтому выглядело особенно прочным и основательным. Этому способствовали массивные стены с узкими проёмами окон и ступенчато-углубленными порталами.

Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня — донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм — кубов, призм, цилиндров.

Особенности архитектуры романского собора:

  • В основе плана — раннехристианская базилика, то есть продольная организация пространства

  • Увеличение хора или восточной алтарной части храма

  • Увеличение высоты храма

  • Замена кессонного(касетного) потолка каменными сводами. Своды были 2 видов: коробовые и крестовые.

  • Тяжелые своды потребовали мощные стены и колонны

  • Основной мотив интерьера — полуциркульные арки

  • Тяжесть романского собора «угнетает» пространство

  • Рациональная простота конструкции, сложенной из отдельных квадратных ячеек — травей.

Сравнение и противопоставление романского и готического стилей — 728 слов

Два основных художественных стиля, которые доминировали в Средние века, — это романский и готический стили. Оба стиля применимы в основном к архитектуре. Прежний стиль начался в 9 веке и продолжался до 12 века. На смену ему пришел последний стиль, который начался в 12 веке и продолжался до 15 века.

Базилика Сен-Сернен Амьенский собор

Выдающимися примерами обоих стилей являются базилика Сен-Сернен в Тулузе, Франция, которая представляет романский стиль, и Амьенский собор в Сале, Франция, который является представителем готического стиля (Университет Райса).

Первое сходство между двумя стилями заключается в их происхождении и расположении структуры. Оба возникли в Европе, и структуры, возникшие в результате обоих стилей искусства, находятся на одном континенте. Второе сходство заключается в их религиозной направленности. Оба стиля имеют свою основу в христианстве; оба стиля построили структуры, которые можно отождествить с христианской религией. Третье сходство относится к определенным особенностям архитектуры, которые оба стиля трактуют одинаково. Это внутренний общий вид, внутренние проходы, внутренний хор / трансепт и своды прохода (Университет Райса).

Среди множества отличий обоих стилей наиболее заметное относится к аркам и сводам, схемы которых представлены ниже (Athena Review):

Римская традиция

В продолжение римской традиции романские арки имеют полукруглую форму. Следуя исламской архитектуре Ближнего Востока 8 века, готические арки заострены (Athena Review). С использованием местного кирпича, пронизанного известняком, в романском стиле представлены бочкообразные своды с поперечными арками над ними, а галереи и боковые проходы имеют над ними квадрантные и крестовые своды соответственно. Готический стиль с использованием сборного известняка отличается стрельчатыми или ребристыми сводами; они превосходят цилиндрические своды, потому что, в то время как последние равномерно распределяют вес и тягу вдоль стены, первые нацеливают тягу на области, где ребра встречаются со стеной в кладке на уровне фонаря, чей вес несут контрфорсы снаружи. структура (Университет Райса).

Второе различие между двумя стилями — внешний вид. Романский стиль имеет характерную удобочитаемость, включающую все архитектурные элементы, а также очерченные единицы, которые добавляются друг к другу, образуя здание в форме пирамиды, состоящее из различных геометрических форм. В готическом стиле все архитектурные компоненты располагаются снаружи конструкции, образуя радиальную арматуру, которая несет вес больших витражных стен. Третье отличие — внешние окна. В то время как в романском стиле мало оконных пространств с простыми ланцетами, в готическом стиле больше окон с множеством ланцетов, характеризующихся «каменными палочками», собранными вместе под окулусом. Четвертое отличие — высота салона. Романский стиль имеет двухэтажное возвышение, включающее аркаду и сводчатую галерею, несущую вес продольного цилиндрического свода, усиленного поперечными арками. Готический стиль имеет трехэтажное возвышение, включающее аркаду, трифорий с дорожкой и окном фонаря (Университет Райса). Последнее отличие — Скульптура. Романские скульпторы вырезали капители колонн с поразительно яркими библейскими изображениями или очаровательно деформированными горгульями, искусно сделанными так, чтобы заполнить большую часть доступного пространства. Они также вырезали тимпан с яркими библейскими сценами, их любимыми были Тайная вечеря. В отличие от романского выбора приземистых, коренастых и угловатых фигур, готические скульпторы предпочитали необычно высокие и тонкие фигуры. Например, тройной вход на западном фасаде Шартрского собора во Франции изображает библейских королей и королев с реалистичными и добрыми выражениями лиц, стоящих на небольшом уступе, выступающем из тонкой высокой колонны. Их тела невероятно удлинились, окутаны волнистыми складками полных одежд.

В результате множества различий в обоих архитектурных стилях общий эффект виден во внутреннем пространстве структур. Из-за округлых арок, бочкообразных сводов, толстых стен и тяжелых опор внутреннее пространство романских построек тусклое, мрачное, неподвижное. Стрельчатые арки готического стиля, ребристые своды, скелетная система и контрфорсы создают внутреннее пространство яркое, энергичное, целеустремленное и текучее (Университет Райса).

«Готическая и романская архитектура». Университет Райса. 1996. Веб.

«Готическая архитектура». Обзор Афины. 2006. Интернет.

«История скульптуры». Historyworld.net. (н.д). 2008. Интернет.

Это эссе на тему «Сравнение и противопоставление романского и готического стилей» было написано и представлено вашим коллегой. ученик. Вы можете использовать его для исследовательских и справочных целей, чтобы написать свою собственную статью; однако ты должны цитировать его соответственно.

Запрос на удаление

Если вы являетесь владельцем авторских прав на эту статью и больше не хотите, чтобы ваша работа публиковалась на IvyPanda.

Запросить удаление

Нужен пользовательский Образец эссе , написанный с нуля
профессиональный специально для вас?

801 сертифицированный писатель онлайн

ПОЛУЧИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ПОМОЩЬ

Разница между готической и романской архитектурой

Вам интересно, в чем разница между готической и романской архитектурой? Они могут показаться очень похожими, но есть некоторые ключевые различия. В этом сообщении блога мы рассмотрим эти различия и поможем вам понять, какой стиль может подойти для вашего следующего проекта. Итак, приступим!

Что такое готическая архитектура?

Что такое романская архитектура?

Разница между готической и романской архитектурой

Заключение

Что такое готическая архитектура?

Готическая архитектура — тип архитектуры, возникший в 12 веке и просуществовавший до 16 века. Готическая архитектура характеризуется остроконечными арками, ребристыми сводами и контрфорсами. Готическая архитектура использовалась при строительстве соборов, церквей и других крупных религиозных сооружений. Готическая архитектура часто ассоциируется с готическим возрождением, движением, которое началось в 18 веке и стремилось возродить готическую архитектуру. Готическая архитектура использовалась в самых разных зданиях, включая правительственные здания, офисные здания и частные дома. Готическая архитектура часто считается одним из самых значительных архитектурных стилей всех времен.

Что такое романская архитектура?

Романская архитектура – ​​стиль строительства, возникший в конце 11 века и достигший своего расцвета в 12 веке. Для романских зданий характерны толстые стены, маленькие окна и круглые арки. Романские архитекторы в значительной степени заимствовали из римского и византийского стилей, а также из исламской архитектуры. Романскую архитектуру можно найти по всей Европе, особенно в странах, которые были частью романского мира, таких как Франция, Германия, Италия и Испания. Романские постройки часто строятся из камня или кирпича, часто имеют богато украшенные скульптурные детали. Романская архитектура продолжала оставаться популярной в 13 веке, когда на смену ей пришла готическая архитектура.

Разница между готической и романской архитектурой

Готическая и романская архитектура — два наиболее выдающихся стиля, возникших в Средние века. Готическая архитектура характеризуется остроконечными арками, ребристыми сводами и контрфорсами, а романская архитектура известна своими круглыми арками и цилиндрическими сводами. Готическая архитектура возникла в 12 в. и достигла расцвета в 13 в., а романская архитектура начала формироваться в 11 в. и продолжала развиваться до 12 в.

Готическая архитектура часто считается более декоративной и драматичной, чем романская архитектура, которая считается более простой и функциональной. Готическая архитектура также была более инновационной, а романская — более консервативной. Готическая архитектура в конце концов потеряла популярность в 14 веке, уступив место архитектуре эпохи Возрождения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *