Органическая архитектура это: «Органи́ческая архитекту́ра» — происхождение и значение термина

Органическая архитектура — история и принципы.

Есть представление, что органическая архитектура – это дома в виде слонов, насекомых и прочих живых организмов. Такое бывает, архитекторы умеют создавать строения самого необычного, даже причудливого вида. Однако понятие органическая архитектура подразумевает нечто более емкое и серьезное, чем схожесть с живыми животными или растениями. Концепция органической архитектуры возникла в двадцатом веке во многом в противовес механическому, рациональному, индустриальному.

Знаменитый архитектор прошлого столетия Ле Корбюзье утверждал, что дом – это машина для жизни. Апологеты органической архитектуры верили в противоположное: дом – это подобие живого организма. Значит, всего его части должны естественно сочетаться друг с другом и вместе образовывать цельную систему.

Среда обитания человека по их мнению должна находиться с природой в гармоничных, естественных отношениях.

Впервые словосочетание «органическая архитектура» употребил великий американский архитектор Френк Ллойд Райт в статье, написанной в 1914-м году.

«Механизация лучше всего служит посредственности» — говорил он. Органические же здания, по его словам, «сделаны с той же силой и легкостью, с какой паук плетет свою паутину».

Все возможные трактовки слова органический будут верны. Такая архитектура должна мягко вписываться в ландшафт, не нарушая его, а становясь его частью. “Дом не должен стоять на холме. Он должен быть частью холма. Он должен принадлежать холму. Дом и холм должны жить вместе, делая друг друга счастливыми” – так поэтически доносил Френк Ллойд Райт свою идею. Дом-водопад в его исполнении вовсе не выглядит как-то особенно необычно, однако он так удачно расположен, его линии так тонко, хотя и не нарочито вписались в ландшафт, что кажется, действительно, будто потоки воды бегут прямо из него.

Другой принцип органической архитектуры заключается в правильном использовании материалов. Смысл не в том, что материалы обязательно на сто процентов должны быть природными, это может быть и железобетон. Главное – каждый материал использовать естественным для него образом, извлекать из него максимум возможностей и не пытаться делать то, что было бы для него противоестественно.

Скажем, дерево может быть очень гибким и образует красивые, фактурные поверхности, бетон может быть текучим, а кирпич обеспечивает идеальную прочность и тоже по-своему очень красивую фактуру.

Текучие формы – тоже признак органической архитектуры, хотя и вовсе необязательный. Знакомый и последователь Френка Ллойда Райта немец Эрих Мендельсон прославился благодаря тому, что построил башню обсерватории в Потсдаме, стены которой были как будто вылеплены из чего-то пластичного. В ней не было не то что ни одной правильной геометрической фигуры, не было даже и прямой линии. Если метафорой механизации архитектуры стали самые простые и понятные геометрические фигуры, то органическая архитектура исходит из того, что природные формы могут быть неправильными и иррациональными, не поддающимися описанию. Впрочем, это не значит, что органическая архитектура полностью отказалась от параллелепипедов и сфер. Это значит, что она не ограничивает себя ими.

Гораздо важнее в наследии Мендельсона то, что он был всегда крайне внимателен к местному контексту, не верил в то, что архитектура может быть универсальной, что можно придумать одно хорошее решение, которое подходило бы любому месту в мире. Приехав в 1930-е годы в Тель-Авив, который тогда застраивался выпускниками знаменитой школы Баухауз белыми бетонными зданиями, он выражал свое резкое

неодобрение по отношению к происходящему. Мендельсон считал, что чтобы в домах было приятно жить, нужно строить их с оглядкой на местные традиции. Использование камня и устройство привычного для арабских культур внутреннего двора были не блажью и не анахронизмом, а важным условием выживания в жарком климате. Именно это он и делал в своих тель-авивских постройках. Сейчас, когда наследие Баухауза стало для Тель-Авива не только гордостью, но и обузой – представьте, сколько нужно электричества, чтобы охлаждать бетонные дома с плоской крышей на почти круглогодичной жаре.

Наконец, органическая архитектура предполагает соблюдение баланса в отношении интегрированности внутренних помещений здания в среду. В доме, с одной стороны, должны быть пространства, открытые внешнему миру: террасы, веранды и балконы. И в то же время, обязательно должны быть зоны, скрытые от внешнего мира, где человек мог бы чувствовать себя в полной безопасности.

Выбирая органическую архитектуру для нашего коттеджного поселка мы выбирали не стиль, а отношение к жизни к месту обитания. Для тех, кто решился строить что бы то ни было на природе, органическая архитектура – единственный правильный выбор.

Дома первой очереди «Прибрежного квартала» отдаленно напоминают грибы, но это только внешний атрибут. В действительности мы хотели построить дома, которые следовали бы всем перечисленным выше принципам, не вторгались бы в природу, а гармонично сосуществовали бы с ней.

 

Знаменитые здания в стиле органической архитектуры:

 

Антонио Гауди, Casa Mila (Барселона, Испания)

  

Френк Ллойд Райт, Дом над водопадом (Штат Пенсильвания, США)

 

 Френк Ллойд Райт, Музей Соломона Гуггенхайма (Нью-Йорк, США)

  

Эрих Мендельсон, Обсерватория (Постдам, Германия)

Норман Фостер, Сити-холл (Лондон, Великобритания)

Органическая архитектура | Архитектура и Проектирование

Romeo and Juliet water tower.
  Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
Башня Прайса (Price Tower) 1956. г. Бартлсвил, штат Оклахома. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)Музей Гуггенхейма. Нью-Йорк (1944- 1956 гг.) Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)

Органичная архитектура — это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость. Из этой природы следует, какой характер в данных конкретных условиях может придать зданию подлинный художник.

Ф.Л.Райт.

Органическая архитектура — направление в архитектуре XX в., которое было впервые сформулировано в 1890-х г.г. американским архитектором Луисом  Генри Салливеном

 (Sullivan, Louis Henry,1856-1924)который обозначал им соответствие функции и формы, им он пользовался в своих трудах по архитектуре, чтобы отмежеваться от господствовавшего в то время эклектизма. Понятие органической архитектуры очень многозначно и едва ли поддается точному определению, однако к подражанию органическим формам оно никакого отношения не имеет.

Идеи Л. Салливена были развиты его учеником Фрэнком Ллойдом Райтом  (Frank Lloyd Wright, 8.06.1867 – 9.04.1959). Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы — вот характерные признаки свойственного ему архитектурного языка, который можно определить понятием «органической архитектуры». Эта идея впервые реализована им в так называемых «домах прерий» (дом Роби в Чикаго, 1909, и др.).

Полемизируя с крайностями функционализма, противопоставляя ему стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей, органическая архитектура в середине 30-х гг. становится одним из ведущих направлений. Под воздействием её идей сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах (например, творчество Алвара Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto, 1898 — 1976).

«Современная архитектура рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной, прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники.»

Алвар Аалто

Строгость линий и пространственных композиций соединилась в его постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. Основные принципы: свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости; постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами: деревом, камнем, кирпичом.

При этом Аалто пришел к важному выводу, что каждому строительному материалу присуща своя определенная область применения.

Благодаря всему этому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой сдержанный европейский аналог творчества Фрэнка Ллойда Райта.

В США принципы органической архитектуры использовала калифорнийская школа во главе с Рихардом Нёйтрой (Neutra, Richard,1892-1970). Во 2-ой половине 40-х гг. теория органической архитектуры была подхвачена в Италии архитектором Б. Дзеви. В 1945 г. в Риме создана группа АРАО (

Associazione per I’Archittetura Organica, Ассоциация органической архитектуры), подчеркнувшая в своей программе гуманистическую направленность основных положений органической архитектуры.

Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приёмы, выработанные органической архитектурой, широко используются в архитектуре и дизайне.

На протяжении всей истории архитектуры существуют две разные тенденции: одна, развивающаяся в сторону рационального, другая — в сторону эмоционального и органического восприятия окружающей среды. С начала цивилизации имелись города, которые планировались по правильно разработанной схеме, и другие, которые разрастались органически, как деревья. Даже в современной живописи и архитектуре существует разница между органическим и геометрическим восприятием.

С самого начала восприятие Райта было органическим. Даже в то время, когда Райт был одинок как архитектор и не встречал общественной поддержки, когда Америка отвернулась от него, он строил свои дома в складках рельефа так, что казалось, они составляют единое целое с окружающей природой. Эта тенденция проявляется уже в его ранних работах, как, например, в доме Кунли, с его консольной крышей и растениями, растущими на парапете, где проявляется тенденция к такому полному слиянию с окружающей средой, что часто невозможно понять, где дом фактически начинается. Этим стремлением к органическому решению может быть частично объяснено предпочтение, отдаваемое Райтом естественным необработанным материалам: шероховатым каменным блокам, неотшлифованным гранитным полам, тяжелым, грубоотесанным бревнам. Стремлением к органическому решению объясняется его приверженность к гибкой планировке и к огромным каминам в век центрального отопления.

Стены дома начинались теперь от земли; они были поставлены на бетонную или каменную горизонтальную площадку, нечто в виде низкой платформы, на которой стояло здание. Стены заканчивались на уровне подоконников второго этажа, а над ними, под широкими свесами крыши, имеющей небольшой уклон, шли ряды непрерывных окон (клересторий), через которые внутренние помещения раскрывались к внешнему пространству. Таким образом, стены стали ширмами, окружающими внутреннее пространство.

Дому была придана широкая крыша — кров, защита. Нижние поверхности выступов крыши были плоскими и окрашенными в светлый цвет, чтобы создать в этом месте сияние рассеянного света, который делал верхние комнаты очаровательными. Свесы крыши имели двойную ценность, служа, с одной стороны, кровом и защитой стен дома, а с другой — средством освещения помещений второго этажа рассеянным и отраженным светом, который проходил сквозь «прозрачные ширмы», занявшие место глухих стен.

Затем Райт в противовес пестроте материалов стен ввел один материал в единую плоскость от отмостки до свеса кровли или до уровня подоконников второго этажа, в виде простой ограждающей ширмы или в виде ленты, идущей вокруг здания над окнами и переходящей в потолок, дойдя до уровня карнизов. Эта ленточная ширма делалась из того же материала, что и нижняя сторона свесов кровли (софит).

Плоскости в здании, параллельные земле, подчеркивались, чтобы связать целое с землей. Иногда удавалось делать наружную стену под лентой окон второго этажа, от уровня подоконников второго этажа до самой земли, в виде тяжелой панели — красивой каменной кладки, которая покоилась на бетонной или каменной платформе.

Интерьеры жилищ того периода, как правило, состояли из коробок, помещенных в коробках, или рядом с другими коробками; их называли комнатами. Коробки внутри усложненной коробки. Каждая функция жилья была распределена по коробкам.

Эта клеточная ограниченность вызывала ассоциации с камерами заключения, или, в лучшем случае, с уютом спален на верхнем этаже. И Райт начал делать весь первый этаж в виде одной комнаты, выделив только кухню.

Большая комната подразделена на части, имеющие различные назначения, например, для еды или чтения или для приема посетителей.

В то время не было подобных планировок. Исчезли бесконечные двери и перегородки. Дом стал более свободным как пространство и стал более подходящим для жизни в нем. Начала появляться пространственность внутренних помещений.

Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
Музей Гуггенхейма. Нью-Йорк (1944- 1956 гг.)
Villa Mairea. Алвар Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto)
Дом-водопад, особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс (1936). Фрэнк Ллойд Райт — Fallingwater House, Frank Lloyd Wright
Cedar Rock (1948-1950) Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
Ennis House — Los Angeles, 1924. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
Beth Sholom Synagogue. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
Hillside Home School, 1902, Taliesin, Spring Green, Wisconsin. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
House on Kentuck Knob. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
Kentuck Knob,Usonian home.50-е.гг. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
Lake Forest House. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
Органическая архитектура. Seth Peterson Cottage (1958). Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)
Taliesin West. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)

Уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства.

 

Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, но не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы.

 

Не делать комнату коробкой, а дом — другой коробкой, для чего превращать стены в ширмы, ограждающие пространство; потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений. Делать все пропорции дом более приближающимися к человеческим, конструктивное решение  с наименьшим расходом объема и наиболее соответствующее примененным материалам, а целое, таким образом, — наиболее подходящим для жизни в нем. Применять прямые линии и обтекаемые формы.

 

Извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли, поместить его полностью над землей, превратив его в низкий цоколь для жилой части дома, сделав фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом.

 

Все необходимые проемы, ведущие наружу или внутрь, привести в соответствие с человеческими пропорциями и размещать их в схеме всего здания естественно — то ли в единичном виде, то ли группами. Обычно они выступают в виде прозрачных ширм вместо стен, потому что вся так называемая «архитектура» дома выражается главным образом в том, как эти проемы в стенам группируются по помещениям в качестве ограждающих ширм. Внутреннее помещение как таковое теперь приобретает существенное архитектурное выражение, и не должно быть отверстий, прорезаемых в стенах, подобно дыркам, вырезаемым в стенках коробки. «Дырявить стены — это насилие».

 

Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что и интерьер естественно принимает характер машинного производства.

 

Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью самого здания. Элементы оборудования при этом приобретают архитектурное качество: здесь также проявляется развитие идеала органической архитектуры.

 

Совмещать с элементами здания, насколько это возможно, предметы обстановки, как элементы органической архитектуры, делая их едиными со зданием и придавая им простые формы, соответствующие работе машины. Снова прямые линии и прямоугольные формы.

 

Исключить работу декоратора. Если он не привлечет на помощь стили, то уж обязательно будет применять «завитушки и цветочки».


У Райта возникла мысль о том, что плоскости здания, параллельные земной поверхности, отождествляются с землей, делают здания принадлежащими земле. Возникла мысль о том, что дом в равнинной местности должен начинаться на земле, а не в ней, как это имеет место, когда строятся сырые подвалы. И возникла мысль о том, что дом должен выглядеть начинающимся из земли, вследствие чего делалась выступающая полоса основания вокруг дома в виде платформы, на которой стоит дом. А мысль о том, что кров должен быть существенной чертой жилища, вызвала к жизни широкую крышу с большим свесом кровли. Райт видел здание не как пещеру, а как кров на открытом месте.Это все было рационально — в такой мере, какой достигло развитие мысли органической архитектуры. Конкретные формы, которые давало чувство на основе этой мысли, могли быть только индивидуальными.

Свободная планировка и исключение бесполезной высоты в новом жилище сделали чудо. Ощущение надлежащей свободы совершенно изменило его вид. Целое стало более подходящим для человеческого проживания и более естественным для своего места. Появилось совершенно новое чувство ценности пространства в архитектуре. Оно теперь вошло в архитектуру современного мира.

Если форма действительно следует функции, то нужно совершенно отбросить прочь то, что насильственно навязывается стоечно-балочной системой. Чтобы не было никаких балок, никаких колонн, никаких карнизов и прочих деталей, никаких пилястров и антаблементов. Вместо двух вещей — одна вещь. Пусть стены, потолки, полы станут частями друг друга, переливающимися одна в другую, дающими или получающими во всем этом непрерывность при устранении любой прикомпонованной детали, при устранении вообще каких бы то ни было приложенных или наложенных деталей.

Таким образом, выражение — «форма и функция едины» — является стержнем органической архитектуры. Оно направляет наши действия по единому пути с природой и дает нам возможность сознательно работать.    

Уже в своих ранних постройках Райт целеустремленно «ликвидировал излишества», т. е. устранял нагромождение декоративных деталей снаружи и внутри здания, считая художественным идеалом «простые, сильные формы и чистые, яркие цвета».

Выступая против дробности формы, он был среди тех, кто положил начало одному из основных принципов формообразования в современной архитектуре и дизайне. Этот принцип можно назвать методом исключения и укрупнения; результат его — упрощение. Райт так говорил об этом: «Одна вещь вместо многих вещей; большая вещь вместо набора малых».

Райт понимал принцип упрощения не в поверхностно-эстетском смысле: «Ложная простота-простота как притворство, т. е. простота, сооруженная декоратором как внешность, за которой скрывается сложная, изобилующая излишествами конструкция, — это еще не достаточно для простоты. Это вообще не простота. Но это то, что сходит за простоту теперь, когда потрясающие эффекты простоты стали модой».

Он принципиально стремился делать здание простым, начиная с его структуры (объемно-пространственная композиция и конструктивная основа) и кончая деталями: «Нужно избавляться от усложнений в конструкциях и использовать преимущества заводского производства, исключать, по мере возможности, работы на строительной площадке, которые всегда дороги; нужно укрупнять и упрощать устройства инженерного оборудования отопления, освещения, сантехники».

В композиции одноэтажного жилого дома Райт осуществляет коренные упрощения: устраняет традиционную усложненность кровель с внутренними и внешними переломами; ликвидирует чердак, устраивая совмещенное покрытие; упраздняет подвал и даже фундаменты, без которых одноэтажный дом может существовать. Он консолидирует и упрощает формы здания и в области оборудования, например, убирая традиционную осветительную арматуру и делая источники освещения скрытыми, устраняя радиаторы и помещая приборы отопления под полом, превращая, таким образом, оборудование из дополнения к зданию в интегральную его часть. Мебель по возможности делается встроенной, и все лишнее убирается из интерьера: нужное прячется, ненужное устраняется. Разумеется, и «украшения» ликвидируются внутри и снаружи.

Дело не только в устранении декоративных деталей. Принцип состоит в упрощении форм, в переходе от дробности формы к лаконичности, выражающей современный взгляд на вещи: «главное — суть дела».

При разработке нового типа одноквартирного жилого дома Райт применял следующие практические приемы:

Фундаменты не устраивались. Действительно, если выполнить дренаж, грунт при замерзании не будет деформироваться (пучиниться). Вместо фундамента проще сделать основание для стен в виде бетонной плиты по гравийному подстилающему слою. В эту конструкцию включается и разводка системы отопления. Подвал также не устраивался, так как он усложняет конструкцию, удорожает строительство и охлаждает жилые помещения. Площадка для строительства дренировалась посредством траншей, наполненных щебнем. По всей площади застройки устраивалось щебеночное основание толщиной 5-6 дюймов (12…15 см), в котором помещались змеевики отопления. Поверх укладывался бетонный подстилающий слой толщиной 10 см. На эту платформу устанавливались стены дома. Ядро дома образовывали кирпичные или из естественного камня стены в зоне кухни и санузла и в некоторых других местах. Эти массивы способствуют устойчивости сооружения — фактической и зрительной. Остальные стены были деревянными, состояли из трех слоев досок, проложенных пергамином. Тонкие деревянные стены, как утверждал Райт, обладают достаточной несущей способностью благодаря изломам их в плане. Слоистые деревянные стены, а также элементы остекления заготавливались в виде монтируемых на месте щитов и блоков.

 

Высота помещений обычно делалась минимальной. Крыши, в традиционных постройках сложные по конфигурации, с многочисленными переломами кровель и пересечениями скатов, максимально упрощались. В построенных по проектам Райта домах крыша двускатная или плоская, причем со свободным водосливом, без водосточных труб и желобов. И скатные, и плоские крыши имеют широкие свесы. Значительный вынос карнизов устроен в большинстве жилых домов Райта. По его выражению, «крыша — это символ дома». Свесы защищают стены от осадков и остекление от солнца. Нередко навес над остеклением делался не сплошным, а в виде решетки — консольной перголы, дополняемой вьющейся зеленью, что создает защиту от солнца летом, когда растения покрыты листвой, и позволяет достичь лучшей освещенности помещений зимой. При этом, если вьющиеся растения не предусмотрены, ширина и частота планок решетки рассчитываются так, чтобы создать преграду для прямых лучей солнца в жаркое время года.

 

Покрытие во всех случаях, в том числе и скатное, устраивалось бесчердачным, а потолок подшивался отделочной фанерой или строгаными досками, причем подшивка потолка не только не оштукатуривалась, но и не окрашивалась (она покрывалась прозрачным лаком). Помимо упрощения и удешевления конструкции устройство бесчердачной скатной крыши создает интересные пространственные эффекты в интерьере.

Вообще в постройках Райта штукатурка и покраска сведены к минимуму. Конструкционные строительные материалы — камень, кирпич, дерево, бетон — не маскируются другими, специально отделочными материалами. Помимо того, что обнажение естественной фактуры материала конструкций производит своеобразный декоративный эффект, этим приемом достигается впечатление цельности и естественности архитектуры.

Идея цельности (интегральности, как говорил Райт) имеет большое значение в концепции органической архитектуры. Он стремился к тому, чтобы сооружение производило впечатление как бы сделанного из одного куска, а не собранного из многочисленных частей и деталей. Так, подпольное отопление внедрялось им не только вследствие его экономичности и гигиеничности, но и потому, что оно позволяло сделать систему не дополнением к зданию, не оборудованием в виде прикрепленных к стенам труб и радиаторов, а интегральной частью постройки. В доме не было люстр и подвесов: источник искусственного освещения делался встроенным (причем очень часто скрытым). Мебель была, насколько возможно (за исключением, наверное, только стульев), встроенной: столы, кровати, диваны, шкафы, книжные полки были элементами архитектуры, предусматривались в чертежах и выполнялись в процессе строительства как части здания.

Совершенно своеобразен подход Райта к устройству светопроемов (если, конечно, сравнивать их не с тем, что стало обычным в архитектуре сегодня, а с тем, что делалось 40-50 лет назад). Окно в виде прямоугольного выреза в стене можно встретить у Райта только как исключение. В его постройках остекление либо ленточное, либо во всю высоту помещения, либо в потолке. В одноэтажных жилых домах помещения имеют разную высоту, и в местах перепада кровли (между разными ее уровнями) устраиваются проемы для верхнебокового освещения и для проветривания. При этом кровля нижнего уровня может продолжаться внутрь в виде полки (световая полка), за которой иногда помещаются источники искусственного освещения. В жаркое время верхние окна (клересторий) способствуют хорошей вентиляции.

Райт — один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: «Свет придает красоту зданиям». Но эта тенденция совмещается у него с противоположной: уменьшать остекление для придания дому большего уюта, замкнутости, ощущения защиты, убежища. Вследствие этого в некоторых интерьерах «домов прерий» недостаточно естественного освещения. В 30-е годы Райт вводит следующее решение: стены, обращенные к улице и на север, — глухие, лишь с узкой полосой остекления под потолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, — сплошь стеклянные от пола до потолка.

Несмотря на большие световые проемы и целые стеклянные стены, дома Райта внушают ощущение защиты, крова; интерьеры построенных им жилых домов по-домашнему уютны. Этому способствуют, в частности, широкое использование дерева в отделке помещений, обилие в них ковров и тканей (в том числе, например, для покрытия полов), общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен, применение карнизов большого выноса.

Чувство крова, убежища, защиты Райт стремился выразить в своих домах и тем, что постройка имеет массивное ядро каменной кладки, вокруг которого группируются помещения: ядро, видимое снаружи, возвышающееся над другими частями здания и представляющее собой как бы символ покоя, — внешнее выражение домашнего очага. Этот массив включает в себя дымовую трубу камина и объем кухни с верхнебоковым светом.

Жилые дома Райта планировочно разделены на три зоны: спальня и санузлы, кухня и место для приема пищи, общая комната. Двери между ними по возможности устранены, чтобы было больше свободы движению, а также для создания впечатления единства внутреннего пространства.

Центральная часть дома — общая комната с широкими видами наружу. Обычно она непосредственно сообщается с садом: ее пол продолжается наружу, переходя в террасу, которая таким образом принадлежит одновременно как бы и саду и дому, будучи отделенной от комнаты стеклянной стеной (а стена эта тоже не сплошная, но состоит из дверей, которые, если они открыты одновременно, объединяют пространство помещений с внешним пространством).

Формально идеи свободного плана дома с плоской крышей у Ле Корбюзье и Райта совпадают, но их реализация идёт разными путями и приводит к различным эстетическим результатам. Для обеспечения свободы планировки Ле Корбюзье применял каркас с регулярной сеткой колонн. Райт отказался от каркаса, но достиг большой свободы компоновки, увязав расположение вертикальных несущих конструкций с объёмно-планировочными решениями зданий. В качестве несущих опор он применяет стены или отдельные пилоны, выполненные в кладке из кирпича или блоков естественного камня, причём оставляет кладку неоштукатуренной и на фасадах и в интерьерах. Каменные стены он располагает по контуру санитарных помещений и кухонь, а размещение остальных стен и пилонов увязывает с планировкой дома и требованиями его общей устойчивости.

При всем композиционном разнообразии особняков Райта единой остается гармония с окружающим ландшафтом или скромным садовым участком. В то же время столь же постоянным остается неприятие Райтом городской среды, в которую они принципиально не вписываются и к которой обычно обращены глухими стенами. Справедливость требует отметить, что к такому решению Райт пришел в пору творческой зрелости в 1930-1950-е годы. Его особняки 1900-1910-х годов равно раскрыты в дворовое и уличное пространство.

Столь же самобытным был подход Ф. Л. Райта к проектированию крупных общественных зданий. В 1904 г. он первым применил атриумную объёмно-планировочную структуру для 5-этажного здания офиса фирмы Ларкин в Буффало, отказавшись от традиционной коридорной планировки контор. В офисе фирмы Ларкин он сгруппировал все рабочие помещения вокруг единого на всю высоту здания крытого атриумного пространства так, что они получают верхний и боковой естественный свет. В истории архитектуры это сооружение примечательно и тем, что там впервые было проведено кондиционирование, была встроенная мебель, стеклянные двери, и висячие унитазы.

Однако наиболее ярким примером из области проектов крупных общественных зданий Райта служит музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1944- 1956 гг. ). Этим проектом Райт сломал вековой стереотип анфиладной планировочной структуры музейных зданий. Художественная экспозиция, в музее Гуггенхейма построена вдоль нисходящего спирального пандуса, обвивающего центральное атриумное пространство, освещенное верхним светом через стеклянный купол. Посетители музея поднимаются лифтом на верхнюю отметку пандуса и, постепенно, спускаясь по нему и осматривая экспозицию, приходят внизу к обслуживающим помещениям, лекционным залам и пр. Освещение экспозиции — комбинированное: верхнее — через купол и боковое — через узкий ленточный проём, протянутый вдоль пандуса под его основанием. Композиционной и функциональной особенностью интерьера музея является сочетание крупного озелененного пространства атриума и относительно ограниченных пространств вдоль пандуса, обращенных в атриум. Возможность переключения внимания посетителей с экспозиции на пространство атриума препятствует возникновению у зрителей традиционной «музейной усталости». Функционально обусловленная схема построения пространства музея определила и построение его внешнего объёма в виде своеобразной улитки. Её уникальный, замкнутый, «самодостаточный» объём вкомпанован в застройку вне зависимости от структуры последней. Столь же самобытен и органичен Райт в решении тривиальной темы многоэтажного офиса. В построенной в 1956 г. «башне Прайса» (г. Бартлсвил, штат Оклахома) по заданию должны были разместиться конторские помещения и квартиры. По традиции в таких случаях конторы размещают внизу, а квартиры наверху. Райт сломал традицию: конторы и квартиры размещены им на всех 15 этажах башни, но наглухо отделены друг от друга крестом (в плане) взаимно перпендикулярных внутренних стен. Таким образом, сломан и конструктивный стереотип — проектировать такие здания каркасными. Внутренняя стеновая несущая система обнажена на торцах и в венчании здания, что обеспечило тектоничный характер, композиции объёма башни.

Новшества Райта в свое время воспринимались как эксцентричность, но теперь почти любой современный дом в Америке что-то воспринял от них.

Administration building and the Research and Development tower for Johnson Wax in Racine, Wisconsin. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)Lake Forest House. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright)   Дом-водопад, особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс (1936). Фрэнк Ллойд Райт — Fallingwater House, Frank Lloyd Wright  

Органическая архитектура: 8 лучших зданий и домов с органическим дизайном

Что такое органическая архитектура — Фрэнк Ллойд Райт органическая архитектура

Вдохновленный своим наставником Луи Салливаном, влиятельной фигурой в мире модернистской архитектуры, Фрэнк Ллойд Райт придумал этот термин «органическая архитектура» примерно в 1908 году.

Органическая архитектура не имитирует природу или органические элементы в природном мире, а больше занимается новой интерпретацией природы; гармония между органической и искусственной средой; и обеспечение того, чтобы отдельные элементы внутри зданий — крыша, окна, полы и двери — были собраны вместе, чтобы отражать порядок в природе.

Дэвид Пирсон изложил свод правил, касающихся органического дизайна, под названием «Хартия Гайи». В них говорится, что органический дизайн и план должны быть не только вдохновлены природой, но и быть устойчивыми; что оно должно существовать в «непрерывном настоящем»; «вырасти из сайта»; что он должен прославлять молодежь; выражать ритм музыки; быть гибким и адаптируемым; и так далее.

Пожалуй, самая известная работа Фрэнка Ллойда Райта — Fallingwater (на фото ниже). Те, кто не знаком со стилем органической архитектуры, обычно направляются к каменной кладке дома и консолям, которые ссылаются на деревья и скальные обнажения; а также расположение дома (прямо над водопадом) как примеры определяющих характеристик органической архитектуры.

Вдохновленный Райтом, многие другие архитекторы, в том числе Луи Салливан, Клод Брэгдон, Юджин Цуй и Пол Лаффоли в США; а Хьюго Херинг, Алвар Аалто, Ханс Шарун, Антони Гауди и Рудольф Штайнер в Европе продолжили стиль.

Между тем, среди современных практиков органического дизайна заслуживают внимания Кендрик Бэнгс Келлог, Барт Принс, Хавьер Сеносиайн, Эрик Кори Фрид, Шириш Бери и партнеры, Питер Кук, Колин Фурнье, Томас Хезервик и Роберт Харви Ошац.

В соответствии со временем и появлением сложного понимания устойчивости и концепций, таких как воплощенный углерод, эти современные практики наблюдали за эволюцией органической архитектуры. Они рассматривают выбор материалов как ключевой фактор и склонны избегать геометрических форм или линейного дизайна в своей работе. Вместо этого они предпочитают изгибы и часто оставляют открытыми натуральные материалы, такие как камни и т. д.

 

8 лучших примеров органической архитектуры

1. Водопад

  • Местоположение: Милл Ран, Пенсильвания
  • Год завершения: 1939
  • Архитектор: Фрэнк Ллойд Райт

Классика модернизма и органической архитектуры Fallingwater находится на вершине водопада. Фрэнк Ллойд Райт спроектировал его для семьи Кауфманн, которая, хотя изначально надеялась на вид на водопад, полюбила этот дом.

 

2. Casa Milà

  • Местонахождение: Барселона, Испания
  • Год завершения: 1910
  • Архитектор: Антони Гауди

Антонио Гауди, считающийся величайшим представителем каталонского модернизма, был предан природе и католической религии. Хотя изначально он планировал, что это органическое здание будет иметь религиозное назначение, теперь это многоквартирный дом. Верный органическому стилю, он имеет формы меда, которые, кажется, возникают из-под земли.

 

3. Кунстхаус Грац

  • Местонахождение: Грац, Австрия
  • Год завершения: 2003
  • Архитекторы: Питер Кук и Колин Фурнье

Смелая, потрясающая работа, музей Кунстхаус Грац, известный местным жителям как «дружелюбный инопланетянин». В отличие от окружающих крыш в стиле барокко, своей инопланетной формой и внешним видом он обязан переливающимся синим акриловым панелям.

 

4. Taliesin West

  • Местоположение: Скоттсдейл, Аризона
  • Год завершения: 1937
  • Архитектор: Фрэнк Ллойд Райт

Спроектированный Фрэнком Ллойдом Райтом в качестве его зимнего дома и студии, Taliesin West теперь является домом для Фонда Фрэнка Ллойда Райта. Прекрасным примером страсти архитектора к экстерьеру является органическое здание со стенами, сделанными из местных камней пустыни, сложенных в деревянных формах.

 

5. Кафе Ист-Бич

  • Местоположение: Литтлхэмптон, Великобритания
  • Год завершения: 2007
  • Архитектор: Томас Хезервик

Кафе Ист-Бич, расположенное в приморском районе с промышленной историей, напоминает кусок коряги. 40 метров в длину, семь метров в ширину и пять метров в высоту, он изначально поляризовал местных жителей, но с тех пор был принят сообществом. Это было первое здание Томаса Хезервика, ранее более известного как скульптура.

 

6. Учебный центр в Наньянском технологическом университете

  • Местонахождение: Сингапур
  • Год сдачи: 2015
  • Архитектор: Томас Хезервик

Учебный центр, получивший прозвища «корзинка димсам» и «улей», состоит из 12 восьмиэтажных башен, расположенных вокруг общественного атриума. Органический характер здания распространяется на его интерьер с такими элементами, как сады, которые предназначены для поощрения социального взаимодействия и учебы среди студентов.

 

Органическая архитектура Австралия – несколько заслуживающих внимания местных примеров

  • Год завершения: 1976
  • Архитектор: Энрико Тальетти
  • Самая известная работа Тальетти, начальная школа Гираланг отличается свободной асимметричной массой, а также сложными геометрическими формами на крыше, окнах и фасадах. Он получил несколько наград, в том числе награду AIA 25 Year в 2001 году и Канберрский медальон за архитектурное превосходство в 1977 (который он получил от главы ACT RAIA).

     

    2. Дом Одетт

    • Местонахождение: Каслкраг, Сидней
    • Год завершения: 1953
    • Архитектор: Питер Мюллер

    Дом Одетт — первый дом, построенный Питером Мюллером как квалифицированным архитектором. Расположенный в пригороде Сиднея Каслкраг, дом был спроектирован по трем осям: продольному хребту, пересекаемому двумя поперечными осями, и с ограниченными внутренними стенами. Внешние стены состоят из больших оконных стекол, необработанной австралийской твердой древесины и характерной кирпичной кладки.

     

    Наедине с природой: философия органической архитектуры

    Философы-трансценденталисты разделяют идею о том, что человек и природа — равноправные силы земли, которые должны жить в гармонии. Такие концепции уже давно выражены в трудах от Ральфа Уолдо Эмерсона до Генри Дэвида Торо. В последние годы это понятие распространилось на мир архитектуры, когда Фрэнк Ллойд Райт ввел термин «органическая архитектура» в начале 1900-х годов.

    Идея органической архитектуры заключается в том, чтобы поставить человеческую жизнь, природу и искусственную среду на один уровень и создать устойчивую экосистему, в которой все компоненты поддерживают друг друга и в результате процветают.

    Работа Фрэнка Ллойда Райта была основана на работе Луи Салливана, его наставника, который считал, что «форма следует за функцией». Райт сделал шаг вперед в этой идее, заявив, что оба элемента не просто связаны, а скорее являются неотъемлемой частью: «Форма и функция едины». Именно на этой основе была определена органическая архитектура.

    Эту форму архитектуры можно отличить от более традиционных стилей своими особыми характеристиками. Среди его основных концепций — идея о том, что здания, как и любой живой организм, должны расти из окружающей среды и адаптироваться к ней. Поэтому структура должна быть спроектирована так, как если бы она была создана природой для этого ландшафта и из него. Точно так же цветовая гамма должна исходить из полей и лесов, чтобы соответствовать элементам природы.

    Еще одним ключевым компонентом этого архитектурного стиля является простота. Открытые пространства ценятся по мере уменьшения количества комнат. Мебель встроена в структурное целое, а двери и окна выполняют в равной степени эстетическую и практическую функцию. Наконец, общий стиль здания призван отражать отличительную индивидуальность человека, с которым оно ассоциируется, придавая каждому дому свое неповторимое очарование.

    Представление Райта об органической архитектуре было основано на идее о том, что здание является продуктом места и времени, предназначенным для интеграции и вклада в окружающий мир. Здание должно быть не имитацией природного мира или результатом навязанного стиля, а новой интерпретацией принципов природы, отфильтрованной человеческим разумом для создания форм, которые, возможно, более естественны, чем сама природа.

    Органический аспект строения ограничивается не только дизайном, но и качеством жизни, адаптированным к законам природы. Температуру разумно контролируют с помощью температурных градиентов. Структуры Вентури используются для увеличения потока воздуха для естественного охлаждения, в то время как естественный свет используется для освещения и обогрева помещений. Чтобы легко поддерживать большую массу, конструкции часто отражают элегантность растений. Интеграция присущих природе характеристик в нашу встроенную среду была ключом к идеологии Фрэнка Райта, которая игнорировала использование экологически вредных материалов.

    «Лучшее произведение американской архитектуры всех времен»

    Самым известным объектом такого рода является «Фоллингуотер», спроектированный в 1935 году не кем иным, как Фрэнком Ллойдом Райтом. Проект был реализован по просьбе друга Эдгара Кауфманна, который попросил Райта спроектировать свой дом с видом на девятиметровый водопад природного заповедника Bear Run в сельской Пенсильвании. Однако у Райта было другое видение.

    Вдохновленный жесткой конструкцией водопада, Райт решил включить в него дом и позволить воде течь под ним. Он отразил структуру и цветовую палитру водопада, используя местный песчаник, чтобы дом органично вписался в ландшафт.

    Знаменитый шедевр получил награду Американского института архитекторов как «лучшее произведение американской архитектуры за все время» в 1991 году и был номинирован на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО в 2015 году. включая культовый органический дом Хавьера Сеносиана, дом Юджина Бавинджера Брюса Гоффа и резиденцию Шитс-Голдштейн Джона Лотнера.

    Органическая архитектура сегодня

    Сегодня существует множество интерпретаций органической архитектуры. В то время как некоторые утверждают, что это определяется связью между интерьером и экстерьером и практикой абстрактной геометрии растений, другие воспринимают это как форму архитектуры, встроенную в формы и принципы природы. Некоторые утверждают, что он основан на сопоставлении натуральных и современных материалов, другие следуют видению Райта о взаимопроникающих контрастах и ​​объемах.

    Органическая архитектура, согласно философии Райта, является средством ответа на текущие вызовы социальных изменений, современности и технического прогресса. По мере того, как мир развивается и его проблемы меняются, понятие органической архитектуры адаптируется. Следовательно, если концепция не статична и не строго определена, можно сказать, что органическая архитектура представляет собой все вышеперечисленные утверждения, оставляя нам очень большой и разнообразный спектр органических зданий: от знаменитого Огурца в Лондоне до Вертикального леса в Милане.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *