Органическая архитектура это: Органическая архитектура — Википедия – Органическая архитектура / Блог архитектора Дмитрия Новикова
Органическая архитектура / Блог архитектора Дмитрия Новикова
Органическая архитектура течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е 1950-е гг.
Органика (Бионика) (от греч. biōn — элемент жизни, буквально — живущий) — это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Проще говоря, если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что же такое органический стиль.
Первые попытки использовать природные формы в строительстве
предпринял еще
В 1921 году бионические идеи нашли отражение в сооружении Рудольфа Штайнера Гетеанум, и с этого момента зодчие всего мира взяли органику на «вооружение».
Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в органическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто.
Особенности стиля:
● Органическую архитектуру определяют формы, не основанные на
геометрии. Они динамические, неправильные, возникающие
как результат контактов с реальностью. Вместе с тем каждую форму
органической архитектуры следует рассматривать как организм,
который развивается в соответствии с законом своего собственного
существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со
своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые
организмы.
● В противоположность функционализму, органическая архитектура видит
свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства
● В своей сущности бионика, как архитектурный стиль, стремится создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. В органическом доме спальня будет спальней, гостиная — гостиной, кухня — кухней. Рудольф Штайнер говорил: «Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как «место», где раскрывается смысл человеческого бытия».
Попытки в начале XXI века
перенести принципы органической архитектуры на более
крупномасштабные сооружения и гармонично вписаться в природу, создав
в городских условиях психологически комфортную среду породили такой
стиль как
Органическая архитектура | Архитектура и Проектирование
Romeo and Juliet water tower. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) | Башня Прайса (Price Tower) 1956. г. Бартлсвил, штат Оклахома. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) | Музей Гуггенхейма. Нью-Йорк (1944- 1956 гг.) Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) |
Органичная архитектура — это архитектура, в которой идеалом является целостность в философском смысле, где целое так относится к части, как часть к целому, и где природа материалов, природа назначения, природа всего осуществляемого становится ясной, выступает как необходимость. Из этой природы следует, какой характер в данных конкретных условиях может придать зданию подлинный художник.
Ф.Л.Райт.
Органическая архитектура — направление в архитектуре XX в., которое было впервые сформулировано в 1890-х г.г. американским архитектором Луисом Генри Салливеном (Sullivan, Louis Henry,1856-1924)который обозначал им соответствие функции и формы, им он пользовался в своих трудах по архитектуре, чтобы отмежеваться от господствовавшего в то время эклектизма. Понятие органической архитектуры очень многозначно и едва ли поддается точному определению, однако к подражанию органическим формам оно никакого отношения не имеет.
Идеи Л. Салливена были развиты его учеником Фрэнком Ллойдом Райтом (Frank Lloyd Wright, 8.06.1867 – 9.04.1959). Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы — вот характерные признаки свойственного ему архитектурного языка, который можно определить понятием «органической архитектуры». Эта идея впервые реализована им в так называемых «домах прерий» (дом Роби в Чикаго, 1909, и др.).
Полемизируя с крайностями функционализма, противопоставляя ему стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей, органическая архитектура в середине 30-х гг. становится одним из ведущих направлений. Под воздействием её идей сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах (например, творчество Алвара Аалто (Hugo Alvar Henrik Aalto, 1898 — 1976).
«Современная архитектура рациональна только с технической точки зрения, и ее основной недостаток состоит в том, что рационализм не проник в архитектуру достаточно глубоко. Она должна быть функциональной, прежде всего с человеческой точки зрения, а не с точки зрения техники.»
Алвар Аалто
Строгость линий и пространственных композиций соединилась в его постройках с поэтическим остроумием ключевых конструкций и образов, тонко учитывающих специфику местного ландшафта. Основные принципы: свобода внутренних пространств, развертывающихся в основном в горизонтальной плоскости; постоянное сочетание железобетона и стекла с более традиционными материалами: деревом, камнем, кирпичом.
При этом Аалто пришел к важному выводу, что каждому строительному материалу присуща своя определенная область применения.
Благодаря всему этому функциональная архитектура Аалто стала в полной мере архитектурой органической, представляя собой сдержанный европейский аналог творчества Фрэнка Ллойда Райта.
В США принципы органической архитектуры использовала калифорнийская школа во главе с
Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приёмы, выработанные органической архитектурой, широко используются в архитектуре и дизайне.
На протяжении всей истории архитектуры существуют две разные тенденции: одна, развивающаяся в сторону рационального, другая — в сторону эмоционального и органического восприятия окружающей среды. С начала цивилизации имелись города, которые планировались по правильно разработанной схеме, и другие, которые разрастались органически, как деревья. Даже в современной живописи и архитектуре существует разница между органическим и геометрическим восприятием.
С самого начала восприятие Райта было органическим. Даже в то время, когда Райт был одинок как архитектор и не встречал общественной поддержки, когда Америка отвернулась от него, он строил свои дома в складках рельефа так, что казалось, они составляют единое целое с окружающей природой. Эта тенденция проявляется уже в его ранних работах, как, например, в доме Кунли, с его консольной крышей и растениями, растущими на парапете, где проявляется тенденция к такому полному слиянию с окружающей средой, что часто невозможно понять, где дом фактически начинается. Этим стремлением к органическому решению может быть частично объяснено предпочтение, отдаваемое Райтом естественным необработанным материалам: шероховатым каменным блокам, неотшлифованным гранитным полам, тяжелым, грубоотесанным бревнам. Стремлением к органическому решению объясняется его приверженность к гибкой планировке и к огромным каминам в век центрального отопления.
Стены дома начинались теперь от земли; они были поставлены на бетонную или каменную горизонтальную площадку, нечто в виде низкой платформы, на которой стояло здание. Стены заканчивались на уровне подоконников второго этажа, а над ними, под широкими свесами крыши, имеющей небольшой уклон, шли ряды непрерывных окон (клересторий), через которые внутренние помещения раскрывались к внешнему пространству. Таким образом, стены стали ширмами, окружающими внутреннее пространство.
Дому была придана широкая крыша — кров, защита. Нижние поверхности выступов крыши были плоскими и окрашенными в светлый цвет, чтобы создать в этом месте сияние рассеянного света, который делал верхние комнаты очаровательными. Свесы крыши имели двойную ценность, служа, с одной стороны, кровом и защитой стен дома, а с другой — средством освещения помещений второго этажа рассеянным и отраженным светом, который проходил сквозь «прозрачные ширмы», занявшие место глухих стен.
Затем Райт в противовес пестроте материалов стен ввел один материал в единую плоскость от отмостки до свеса кровли или до уровня подоконников второго этажа, в виде простой ограждающей ширмы или в виде ленты, идущей вокруг здания над окнами и переходящей в потолок, дойдя до уровня карнизов. Эта ленточная ширма делалась из того же материала, что и нижняя сторона свесов кровли (софит).
Плоскости в здании, параллельные земле, подчеркивались, чтобы связать целое с землей. Иногда удавалось делать наружную стену под лентой окон второго этажа, от уровня подоконников второго этажа до самой земли, в виде тяжелой панели — красивой каменной кладки, которая покоилась на бетонной или каменной платформе.
Интерьеры жилищ того периода, как правило, состояли из коробок, помещенных в коробках, или рядом с другими коробками; их называли комнатами. Коробки внутри усложненной коробки. Каждая функция жилья была распределена по коробкам.
Эта клеточная ограниченность вызывала ассоциации с камерами заключения, или, в лучшем случае, с уютом спален на верхнем этаже. И Райт начал делать весь первый этаж в виде одной комнаты, выделив только кухню.
Большая комната подразделена на части, имеющие различные назначения, например, для еды или чтения или для приема посетителей.
В то время не было подобных планировок. Исчезли бесконечные двери и перегородки. Дом стал более свободным как пространство и стал более подходящим для жизни в нем. Начала появляться пространственность внутренних помещений.
Основные принципы Райта
Уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства.
Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, но не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы.
Не делать комнату коробкой, а дом — другой коробкой, для чего превращать стены в ширмы, ограждающие пространство; потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений. Делать все пропорции дом более приближающимися к человеческим, конструктивное решение с наименьшим расходом объема и наиболее соответствующее примененным материалам, а целое, таким образом, — наиболее подходящим для жизни в нем. Применять прямые линии и обтекаемые формы.
Извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли, поместить его полностью над землей, превратив его в низкий цоколь для жилой части дома, сделав фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом.
Все необходимые проемы, ведущие наружу или внутрь, привести в соответствие с человеческими пропорциями и размещать их в схеме всего здания естественно — то ли в единичном виде, то ли группами. Обычно они выступают в виде прозрачных ширм вместо стен, потому что вся так называемая «архитектура» дома выражается главным образом в том, как эти проемы в стенам группируются по помещениям в качестве ограждающих ширм. Внутреннее помещение как таковое теперь приобретает существенное архитектурное выражение, и не должно быть отверстий, прорезаемых в стенах, подобно дыркам, вырезаемым в стенках коробки. «Дырявить стены — это насилие».
Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что и интерьер естественно принимает характер машинного производства.
Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью самого здания. Элементы оборудования при этом приобретают архитектурное качество: здесь также проявляется развитие идеала органической архитектуры.
Совмещать с элементами здания, насколько это возможно, предметы обстановки, как элементы органической архитектуры, делая их едиными со зданием и придавая им простые формы, соответствующие работе машины. Снова прямые линии и прямоугольные формы.
Исключить работу декоратора. Если он не привлечет на помощь стили, то уж обязательно будет применять «завитушки и цветочки».
У Райта возникла мысль о том, что плоскости здания, параллельные земной поверхности, отождествляются с землей, делают здания принадлежащими земле. Возникла мысль о том, что дом в равнинной местности должен начинаться на земле, а не в ней, как это имеет место, когда строятся сырые подвалы. И возникла мысль о том, что дом должен выглядеть начинающимся из земли, вследствие чего делалась выступающая полоса основания вокруг дома в виде платформы, на которой стоит дом. А мысль о том, что кров должен быть существенной чертой жилища, вызвала к жизни широкую крышу с большим свесом кровли. Райт видел здание не как пещеру, а как кров на открытом месте.Это все было рационально — в такой мере, какой достигло развитие мысли органической архитектуры. Конкретные формы, которые давало чувство на основе этой мысли, могли быть только индивидуальными.
Свободная планировка и исключение бесполезной высоты в новом жилище сделали чудо. Ощущение надлежащей свободы совершенно изменило его вид. Целое стало более подходящим для человеческого проживания и более естественным для своего места. Появилось совершенно новое чувство ценности пространства в архитектуре. Оно теперь вошло в архитектуру современного мира.
Если форма действительно следует функции, то нужно совершенно отбросить прочь то, что насильственно навязывается стоечно-балочной системой. Чтобы не было никаких балок, никаких колонн, никаких карнизов и прочих деталей, никаких пилястров и антаблементов. Вместо двух вещей — одна вещь. Пусть стены, потолки, полы станут частями друг друга, переливающимися одна в другую, дающими или получающими во всем этом непрерывность при устранении любой прикомпонованной детали, при устранении вообще каких бы то ни было приложенных или наложенных деталей.
Таким образом, выражение — «форма и функция едины» — является стержнем органической архитектуры. Оно направляет наши действия по единому пути с природой и дает нам возможность сознательно работать.
Уже в своих ранних постройках Райт целеустремленно «ликвидировал излишества», т. е. устранял нагромождение декоративных деталей снаружи и внутри здания, считая художественным идеалом «простые, сильные формы и чистые, яркие цвета».
Выступая против дробности формы, он был среди тех, кто положил начало одному из основных принципов формообразования в современной архитектуре и дизайне. Этот принцип можно назвать методом исключения и укрупнения; результат его — упрощение. Райт так говорил об этом: «Одна вещь вместо многих вещей; большая вещь вместо набора малых».
Райт понимал принцип упрощения не в поверхностно-эстетском смысле: «Ложная простота-простота как притворство, т. е. простота, сооруженная декоратором как внешность, за которой скрывается сложная, изобилующая излишествами конструкция, — это еще не достаточно для простоты. Это вообще не простота. Но это то, что сходит за простоту теперь, когда потрясающие эффекты простоты стали модой».
Он принципиально стремился делать здание простым, начиная с его структуры (объемно-пространственная композиция и конструктивная основа) и кончая деталями: «Нужно избавляться от усложнений в конструкциях и использовать преимущества заводского производства, исключать, по мере возможности, работы на строительной площадке, которые всегда дороги; нужно укрупнять и упрощать устройства инженерного оборудования отопления, освещения, сантехники».
В композиции одноэтажного жилого дома Райт осуществляет коренные упрощения: устраняет традиционную усложненность кровель с внутренними и внешними переломами; ликвидирует чердак, устраивая совмещенное покрытие; упраздняет подвал и даже фундаменты, без которых одноэтажный дом может существовать. Он консолидирует и упрощает формы здания и в области оборудования, например, убирая традиционную осветительную арматуру и делая источники освещения скрытыми, устраняя радиаторы и помещая приборы отопления под полом, превращая, таким образом, оборудование из дополнения к зданию в интегральную его часть. Мебель по возможности делается встроенной, и все лишнее убирается из интерьера: нужное прячется, ненужное устраняется. Разумеется, и «украшения» ликвидируются внутри и снаружи.
Дело не только в устранении декоративных деталей. Принцип состоит в упрощении форм, в переходе от дробности формы к лаконичности, выражающей современный взгляд на вещи: «главное — суть дела».
При разработке нового типа одноквартирного жилого дома Райт применял следующие практические приемы:
Фундаменты не устраивались. Действительно, если выполнить дренаж, грунт при замерзании не будет деформироваться (пучиниться). Вместо фундамента проще сделать основание для стен в виде бетонной плиты по гравийному подстилающему слою. В эту конструкцию включается и разводка системы отопления. Подвал также не устраивался, так как он усложняет конструкцию, удорожает строительство и охлаждает жилые помещения. Площадка для строительства дренировалась посредством траншей, наполненных щебнем. По всей площади застройки устраивалось щебеночное основание толщиной 5-6 дюймов (12…15 см), в котором помещались змеевики отопления. Поверх укладывался бетонный подстилающий слой толщиной 10 см. На эту платформу устанавливались стены дома. Ядро дома образовывали кирпичные или из естественного камня стены в зоне кухни и санузла и в некоторых других местах. Эти массивы способствуют устойчивости сооружения — фактической и зрительной. Остальные стены были деревянными, состояли из трех слоев досок, проложенных пергамином. Тонкие деревянные стены, как утверждал Райт, обладают достаточной несущей способностью благодаря изломам их в плане. Слоистые деревянные стены, а также элементы остекления заготавливались в виде монтируемых на месте щитов и блоков.
Высота помещений обычно делалась минимальной. Крыши, в традиционных постройках сложные по конфигурации, с многочисленными переломами кровель и пересечениями скатов, максимально упрощались. В построенных по проектам Райта домах крыша двускатная или плоская, причем со свободным водосливом, без водосточных труб и желобов. И скатные, и плоские крыши имеют широкие свесы. Значительный вынос карнизов устроен в большинстве жилых домов Райта. По его выражению, «крыша — это символ дома». Свесы защищают стены от осадков и остекление от солнца. Нередко навес над остеклением делался не сплошным, а в виде решетки — консольной перголы, дополняемой вьющейся зеленью, что создает защиту от солнца летом, когда растения покрыты листвой, и позволяет достичь лучшей освещенности помещений зимой. При этом, если вьющиеся растения не предусмотрены, ширина и частота планок решетки рассчитываются так, чтобы создать преграду для прямых лучей солнца в жаркое время года.
Покрытие во всех случаях, в том числе и скатное, устраивалось бесчердачным, а потолок подшивался отделочной фанерой или строгаными досками, причем подшивка потолка не только не оштукатуривалась, но и не окрашивалась (она покрывалась прозрачным лаком). Помимо упрощения и удешевления конструкции устройство бесчердачной скатной крыши создает интересные пространственные эффекты в интерьере.
Вообще в постройках Райта штукатурка и покраска сведены к минимуму. Конструкционные строительные материалы — камень, кирпич, дерево, бетон — не маскируются другими, специально отделочными материалами. Помимо того, что обнажение естественной фактуры материала конструкций производит своеобразный декоративный эффект, этим приемом достигается впечатление цельности и естественности архитектуры.
Идея цельности (интегральности, как говорил Райт) имеет большое значение в концепции органической архитектуры. Он стремился к тому, чтобы сооружение производило впечатление как бы сделанного из одного куска, а не собранного из многочисленных частей и деталей. Так, подпольное отопление внедрялось им не только вследствие его экономичности и гигиеничности, но и потому, что оно позволяло сделать систему не дополнением к зданию, не оборудованием в виде прикрепленных к стенам труб и радиаторов, а интегральной частью постройки. В доме не было люстр и подвесов: источник искусственного освещения делался встроенным (причем очень часто скрытым). Мебель была, насколько возможно (за исключением, наверное, только стульев), встроенной: столы, кровати, диваны, шкафы, книжные полки были элементами архитектуры, предусматривались в чертежах и выполнялись в процессе строительства как части здания.
Совершенно своеобразен подход Райта к устройству светопроемов (если, конечно, сравнивать их не с тем, что стало обычным в архитектуре сегодня, а с тем, что делалось 40-50 лет назад). Окно в виде прямоугольного выреза в стене можно встретить у Райта только как исключение. В его постройках остекление либо ленточное, либо во всю высоту помещения, либо в потолке. В одноэтажных жилых домах помещения имеют разную высоту, и в местах перепада кровли (между разными ее уровнями) устраиваются проемы для верхнебокового освещения и для проветривания. При этом кровля нижнего уровня может продолжаться внутрь в виде полки (световая полка), за которой иногда помещаются источники искусственного освещения. В жаркое время верхние окна (клересторий) способствуют хорошей вентиляции.
Райт — один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: «Свет придает красоту зданиям». Но эта тенденция совмещается у него с противоположной: уменьшать остекление для придания дому большего уюта, замкнутости, ощущения защиты, убежища. Вследствие этого в некоторых интерьерах «домов прерий» недостаточно естественного освещения. В 30-е годы Райт вводит следующее решение: стены, обращенные к улице и на север, — глухие, лишь с узкой полосой остекления под потолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, — сплошь стеклянные от пола до потолка.
Несмотря на большие световые проемы и целые стеклянные стены, дома Райта внушают ощущение защиты, крова; интерьеры построенных им жилых домов по-домашнему уютны. Этому способствуют, в частности, широкое использование дерева в отделке помещений, обилие в них ковров и тканей (в том числе, например, для покрытия полов), общая мягкая, теплая тональность интерьера, наличие глухих стен, применение карнизов большого выноса.
Чувство крова, убежища, защиты Райт стремился выразить в своих домах и тем, что постройка имеет массивное ядро каменной кладки, вокруг которого группируются помещения: ядро, видимое снаружи, возвышающееся над другими частями здания и представляющее собой как бы символ покоя, — внешнее выражение домашнего очага. Этот массив включает в себя дымовую трубу камина и объем кухни с верхнебоковым светом.
Жилые дома Райта планировочно разделены на три зоны: спальня и санузлы, кухня и место для приема пищи, общая комната. Двери между ними по возможности устранены, чтобы было больше свободы движению, а также для создания впечатления единства внутреннего пространства.
Центральная часть дома — общая комната с широкими видами наружу. Обычно она непосредственно сообщается с садом: ее пол продолжается наружу, переходя в террасу, которая таким образом принадлежит одновременно как бы и саду и дому, будучи отделенной от комнаты стеклянной стеной (а стена эта тоже не сплошная, но состоит из дверей, которые, если они открыты одновременно, объединяют пространство помещений с внешним пространством).
Формально идеи свободного плана дома с плоской крышей у Ле Корбюзье и Райта совпадают, но их реализация идёт разными путями и приводит к различным эстетическим результатам. Для обеспечения свободы планировки Ле Корбюзье применял каркас с регулярной сеткой колонн. Райт отказался от каркаса, но достиг большой свободы компоновки, увязав расположение вертикальных несущих конструкций с объёмно-планировочными решениями зданий. В качестве несущих опор он применяет стены или отдельные пилоны, выполненные в кладке из кирпича или блоков естественного камня, причём оставляет кладку неоштукатуренной и на фасадах и в интерьерах. Каменные стены он располагает по контуру санитарных помещений и кухонь, а размещение остальных стен и пилонов увязывает с планировкой дома и требованиями его общей устойчивости.
При всем композиционном разнообразии особняков Райта единой остается гармония с окружающим ландшафтом или скромным садовым участком. В то же время столь же постоянным остается неприятие Райтом городской среды, в которую они принципиально не вписываются и к которой обычно обращены глухими стенами. Справедливость требует отметить, что к такому решению Райт пришел в пору творческой зрелости в 1930-1950-е годы. Его особняки 1900-1910-х годов равно раскрыты в дворовое и уличное пространство.
Столь же самобытным был подход Ф. Л. Райта к проектированию крупных общественных зданий. В 1904 г. он первым применил атриумную объёмно-планировочную структуру для 5-этажного здания офиса фирмы Ларкин в Буффало, отказавшись от традиционной коридорной планировки контор. В офисе фирмы Ларкин он сгруппировал все рабочие помещения вокруг единого на всю высоту здания крытого атриумного пространства так, что они получают верхний и боковой естественный свет. В истории архитектуры это сооружение примечательно и тем, что там впервые было проведено кондиционирование, была встроенная мебель, стеклянные двери, и висячие унитазы.
Однако наиболее ярким примером из области проектов крупных общественных зданий Райта служит музей Гуггенхейма в Нью-Йорке (1944- 1956 гг.). Этим проектом Райт сломал вековой стереотип анфиладной планировочной структуры музейных зданий. Художественная экспозиция, в музее Гуггенхейма построена вдоль нисходящего спирального пандуса, обвивающего центральное атриумное пространство, освещенное верхним светом через стеклянный купол. Посетители музея поднимаются лифтом на верхнюю отметку пандуса и, постепенно, спускаясь по нему и осматривая экспозицию, приходят внизу к обслуживающим помещениям, лекционным залам и пр. Освещение экспозиции — комбинированное: верхнее — через купол и боковое — через узкий ленточный проём, протянутый вдоль пандуса под его основанием. Композиционной и функциональной особенностью интерьера музея является сочетание крупного озелененного пространства атриума и относительно ограниченных пространств вдоль пандуса, обращенных в атриум. Возможность переключения внимания посетителей с экспозиции на пространство атриума препятствует возникновению у зрителей традиционной «музейной усталости». Функционально обусловленная схема построения пространства музея определила и построение его внешнего объёма в виде своеобразной улитки. Её уникальный, замкнутый, «самодостаточный» объём вкомпанован в застройку вне зависимости от структуры последней. Столь же самобытен и органичен Райт в решении тривиальной темы многоэтажного офиса. В построенной в 1956 г. «башне Прайса» (г. Бартлсвил, штат Оклахома) по заданию должны были разместиться конторские помещения и квартиры. По традиции в таких случаях конторы размещают внизу, а квартиры наверху. Райт сломал традицию: конторы и квартиры размещены им на всех 15 этажах башни, но наглухо отделены друг от друга крестом (в плане) взаимно перпендикулярных внутренних стен. Таким образом, сломан и конструктивный стереотип — проектировать такие здания каркасными. Внутренняя стеновая несущая система обнажена на торцах и в венчании здания, что обеспечило тектоничный характер, композиции объёма башни.
Новшества Райта в свое время воспринимались как эксцентричность, но теперь почти любой современный дом в Америке что-то воспринял от них.
Administration building and the Research and Development tower for Johnson Wax in Racine, Wisconsin. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) | Lake Forest House. Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright) | Дом-водопад, особняк Кауфмана в Пенсильвании-Вудс (1936). Фрэнк Ллойд Райт — Fallingwater House, Frank Lloyd Wright |
Органическая архитектура — это… Что такое Органическая архитектура?
Органическая архитектура — течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в 1890-е гг. и нашедшее наиболее полное воплощение в трудах его последователя Фрэнка Ллойда Райта в 1920-е — 1950-е гг.
Черты стиля
В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится и существует.
В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления стали загородные особняки для состоятельных оригиналов, любителей современного искусства. В 1950-е годы и Аалто, и Райт стали отходить от органической архитектуры и в целом перешли к проектированию зданий в более универсальном, интернациональном стиле.
Возрождение интереса к органической архитектуре в начале XXI века связано со становлением эстетики био-тека, которая, в отличие от Райта, признаёт возможность и значимость прямых внешних аналогий архитектурных форм с формами органической природы.
Органическая архитектура
Появление органической архитектуры
Определение 1
Органическая архитектура – течение архитектурной мысли, сформулированное Луисом Салливеном на основе положений эволюционной биологии в конце XIX века. Данное архитектурное течение нашло полное воплощение в трудах его последователя, архитектора Фрэнка Ллойда Райта в первой половине XX века.
Главная задача органической архитектуры, в противоположность функционализму, при строительстве новых зданий и сооружений раскрывать свойства естественных материалов, а также органично вписывать объекты в природный ландшафт. Главный сторонник идей безграничного архитектурного пространства, Фрэнк Райт, считал, что необходимо подвести черту под традицией характерного выделения зданий и их конструкций из окружающего пространства. По его мнению, форма нового здания или сооружения должна каждый раз вытекать из его назначения и тех условий окружающей среды, в которых оно будет возводиться.
Рисунок 1. Dayang Sanghoi, Южная Корея. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Известные «дома прерий», запроектированные Райтом, служили естественный продолжением окружающей среды подобно эволюционной форме живых организмов. Наиболее влиятельным деятелем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто. Концепци индивидуализма, характерная для органической архитектуры непременно вступила в конфликт с основными идеями урбанизма. В этой связи неудивительно, что основными памятниками такой архитектуры стали преимущественно загородные особняки для состоятельных граждан, любителей современного искусства. В 50-е годы XX века Аалто и Райт стали постепенно отходить от органического стиля, они проектировали здания в более универсальном, интернациональном стиле.
Замечание 1
В XXI веке интерес к органической архитектуре появился вновь. В большей мере это было связано с появлением стиля био-тек. Его эстетика, как отмечает Райт, признавала возможность и значимость аналогий с формами органической природы.
Признаки современной органической архитектуры
Как уже отмечалось выше, органическая архитектура появилась в противовес функционализму конца XIX века. Популярным архитектурный стиль сделал Фрэнк Ллойд Райт, сформулировавший основные его постулаты.
На сегодняшний день считается, что за время своего существования, органический стиль эволюционировал и преобразовался в бионическую и экологическую архитектуру. В современности повышение интереса к органической архитектуре связано со стремлениями человека вновь стать частью окружающего мира. Поэтому сегодня всё больше архитекторов работают в стиле «eco-friendly».
В первую очередь данное архитектурное направление характеризуется созданием объектов, органично вписанных в окружающий ландшафт. В любой ситуации, при любых геологических условиях форма зданий должна вытекать из условий среды. В органической архитектуре отсутствует нарочитая традиция выделения сооружения из окружающего ландшафта.
Если первоначально архитектура предполагала применение только одного основного конструкционного материала (например, камня или древесины), то теперь на практике часто наблюдается сочетание легких и тяжелых конструкций, а также массивных объектов из необработанных материалов. С появлением такой тенденции отпадает необходимость в дополнительных декоративных излишествах.
Как известно, свет формирует пространство и является мощным средством воздействия на зрителя. В этой связи архитектор Фрэнк Ллойд Райт один из первых стал применять панорамное остекление в своих зданиях. Примечательно, что стекло архитектор использовал не только для окон, но и для зонирования помещений. Естественный свет в интерьере способен придать зданию атмосферу свободы и отсутствия границ, присущую органической архитектуре.
Рисунок 2. Отель Amangiri, США. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Еще одним главным и отличительным признаком органической архитектуры является размытие границ между интерьерами и окружающей средой. Это фактически основной принцип проектирования современного жилища. Как правило, гармония внутреннего и наружного пространства достигается посредством грамотного применения стекла во внешнем и внутреннем декоре.
Следует отметить, что органическая архитектура определяется климатическими и ландшафтными особенностями. В этой связи современные архитекторы предлагают не только стереть грань между зданием и ландшафтом, но и оригинально интегрировать природную среду в продолжение интерьера.
С тем, чтобы окончательно гармонизировать человечество с природой, необходимо прибегнуть к масштабному озеленению. Живая растительность часто используется в органической архитектуре и отлично сочетается с минималистичным интерьером. Чем более точно подобрана растительность в строящемся здании (она должна совпадать или быть близкой к окружающей), тем органичнее будет выглядеть всё здание в целом.
Примеры зданий
На сегодняшний день существует множество образцов органической архитектуры. Вот некоторые из них:
Дом у скалы, Норвегия. Здание, построенное архитектурным бюро «Lund Hagem», встроено непосредственно в природный объект – скалу. Грамотные расчеты позволили заменить одну из стен скальным грунтом естественного сложения. Суть проекта заключается в использовании естественного защищенного района, окруженного большими скалами и густой растительностью;
Dayang Sanghoi, Южная Корея. Южнокорейские архитекторы использовали горный рельеф региона Пхёнчан для строительства безопасного убежища от шумной городской атмосферы. Данный объект принадлежит частной компании, которая разместила здесь офис, студию, ресторан и кафе;
Отель Amangiri, США. Этот отель также известен своей необычной архитектурой. Он располагается среди скал пустыни. Здание не только гармонично вписано в природную среду, но и построено из натурального камня.
Hidden Pavilion, Испания. Застекленные стены этого сооружения позволяют владельцам наслаждаться лучшими видами природы за пределами Мадрида. Здание полностью оправдывает свое название, поскольку располагается среди лесного массива.
Органическая архитектура — это… Что такое Органическая архитектура?
направление в архитектуре 20 в. (особенно распространённое в 30—50-е гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и конкретных условий среды, подобно форме естественных организмов. Впервые сформулированные в 1890-е гг. американским архитектором Л. Салливеном под влиянием эволюционной теории биологии, идеи О. а. были развиты в теоретических трудах и творчестве его ученика Ф. Л. Райта. Основу концепции Райта составляла идея непрерывности архитектурного пространства, противопоставленная подчёркнутому выделению его отдельных частей в классицистической архитектуре; эта концепция впервые реализована им в т. н. домах прерий (дом Уиллитса в Хайленд-Парке, штат Иллинойс, 1902; дом Роби в Чикаго, 1909). Раскрытие специфических свойств естественного материала сочеталось у Райта с романтическим отношением к природному ландшафту, неотъемлемой частью которого должны были быть постройки; вместе с тем Райт отвергал значение внешних аналогий с формами органической природы. В полемике с техницистскими крайностями Функционализма в середине 30-х гг. О. а. становится одним из распространённых направлений современной архитектуры, противопоставляя функционализму стремление к учёту индивидуальных потребностей и психологии людей Под воздействием идей О. а. сложились региональные архитектурные школы в скандинавских странах и в Финляндии (например, творчество А. Аалто и др.). В США её принципы использовала т. н. калифорнийская школа архитекторов во главе с Р. Нёйтрой (См. Нёйтра). В ряде стран под влиянием О. а. возродился интерес к местным архитектурным традициям и народной архитектуре. В дальнейшем популярность концепции О. а. росла одновременно с повсеместным разочарованием в функционализме. Во 2-й половине 40-х гг. теория О. а. была подхвачена в Италии архитектора Б. Дзеви; в 1945 в Риме создана группа АРАО (Associazione per l’Architettura Organica, Ассоциация органической архитектуры), подчёркивавшая в программе гуманистическая направленность своих устремлений. Однако направление в целом было идейно расплывчатым, его объединяющим началом оставался личный авторитет Райта. Абстрактно-гуманистические идеи уводили О. а. от решения насущных социальных задач, стоящих перед архитектурой. Программным устремлением О. а. к индивидуализму отвергалось использование в строительстве методов стандартизации и индустриализации. Элементы дезурбанистической утопии (см. Дезурбанизм) входили в противоречие с реальными архитектурно-строительными задачами, возникшими после 2-й мировой войны 1939—1945, — с необходимостью массового индустриального строительства. Всё это ограничивало диапазон О. а. главным образом строительством особняков, вилл, загородных отелей. После смерти Райта (1959) О. а. окончательно растворилась среди различных тенденций архитектуры 60-х гг., направленных на расширение диапазона рационалистических методов архитектурного творчества. Некоторые общие принципы формообразования, отдельные приёмы, выработанные О. а., продолжают широко использоваться в архитектуре и художественном конструировании.
Лит.: Райт Ф. Л., Будущее архитектуры, пер. с англ., М., 1960; Wright F. L., An organic architecture. The architecture of democracy, L., 1939; Zevi В., Towards an organic architecture, L., 1950.
А. В. Иконников.
Б. Гофф. Дом Форда в Ороре (штат Иллинойс, США). 1950.
Ф. Л. Райт. Второй дом Джэкобса в Мадисоне (штат Висконсин, США). 1942. Интерьер.
Р. Нёйтра. «Особняк в пустыне» Кауфмана в Палм-Спрингсе (штат Калифорния, США). 1946—47.
И. Гарделла. Столовая фирмы «Оливетти» в Ивреа (Италия). 1959.
А. Х. Х. Аалто. Собственный дом в Хельсинки. 1935—36.
Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс, США). 1902.
Органическая архитектура. Ф. Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд-Парке (штат Иллинойс). 1902. План 1-го этажа (1 — подъезд и вестибюль; 2 — гостиная; 3 — столовая; 4 — хозяйственные помещения).
Основные признаки органической архитектуры
Мы знаем, что окружающая среда влияет на наше настроение, а жильё играет в этом не последнюю роль. Как же можно изменить способ строения коттеджей, чтобы он помог улучшить наше самочувствие?
Существует всё больше доказательств, которые свидетельствуют о том, что, будучи запертыми в высотных домах, мы теряем часть нашего физического и морального здоровья. А наличие близости живой природы даёт положительные результаты в отношении его улучшения. Современные исследования доказали, что живописные пейзажи, видные из окон, обеспечивают значительное повышение тонуса всего организма.
Совершенствование связи между интерьером и экстерьером здания считается движущей силой органической архитектуры – нового движения, организованного Фрэнком Ллойдом Райтом в начале 1900-х годов. В итоге в наши дни эта связь является неотъемлемой частью конструкции его приверженцев.
Всё дело в геометрии
Данное направление почти всегда регулируется строгим набором геометрических узоров, последовательно размещённых по всему периметру здания, начиная с мебели и заканчивая дверными ручками.
Природные явления помогают нам понять мир. Они помогают нам предсказывать погоду, прогнозировать развитие и изменение ландшафта, извержение вулкана и слишком сильное волнение океана. Люди чувствуют себя спокойнее, если могут регулировать собственное пространство, поэтому дом такого типа будет понятным и удобным для них.
Примером может служить сооружение, воздвигнутое в штате Нью-Мексико, которое представляет собой радиальную планировку. Стены, крыша и элементы каркаса стремятся к одной центральной точке, помогая создать понятный узор.
Природные материалы
Основным способом смешения внутренней площади жилища с внешней средой можно назвать применение местных натуральных материалов для отделки и облицовки. Традиционными соединениями являются натуральный камень и произрастающая здесь древесина. В итоге своё почётное место занимают гладкие поверхности и узорчатые текстуры, наполняющие строение жизненными силами.
В данном случае житель города Аврора штата Иллинойс Брюс Гофф Форд задействует даже такое ископаемое, как уголь, который добывается неподалёку. Такой подход направляет воображение в область геологии.
Унификация масс
Ещё одной отличительной чертой органической архитектуры можно назвать сочетание тяжёлых, массивных объектов и более эфемерных, лёгких конструкций. Первые используются для твёрдой связи с землёй, подобно корням деревьев, а воздушные навесы изображают кров, который не будет утяжелять и сковывать общее пространство.
Резиденция Роберта Ошатзы состоит из отдельных элементов кровли, которые похожи на вертушку вокруг центрального камня. Основная часть якорем уходит в почву, а крыша как будто парит в воздушном пространстве. Поражает также обилие стекла, приносящего внутрь солнечные лучи.
Использование остекления для потолка
Стеклянные элементы также являются определяющим элементом. Они тщательно спланированы и позволяют внутренним и внешним площадям свободно перетекать друг в друга, подобно необычным космическим объектам. Чтобы добиться подобного эффекта, обычно тщательно скрываются оконные рамы, создавая атмосферу свободы и открытости.
Архитектор из Арканзаса Фэй Джонс придумал угловое соединение стеклянных панелей вперемешку с каменной кладкой, чтобы избавиться от чёткого барьера между частями постройки. Для усиления впечатления и внутри, и снаружи особняка был посажен прекрасный сад, стирающий границы между интерьером и экстерьером.
Строительная площадка
Привязка здания к окружающему ландшафту имеет решающее значение в обеспечении его собственным, неповторимым местом. Фрэнк Ллойд утверждает, что строение должно как бы вырастать из почвы, чтобы создать ощущение единства и неразделимого сосуществования человека с природой.
Например, один из жилых домов в Оклахоме выходит из недр в виде каменной стены, распространяясь по спирали и вверх и вниз. Как бы верх кровли не тянулся к небу, он не оторвётся от основы и не начнёт летать самостоятельно. Кладка из местного камня выглядит естественно и органично и проходит через все компоненты жилища, соединяя их в единое целое.
Сегодня такие дизайнеры, как Роберт Ошатц, Эдди Джонс и другие создают свои особняки в органической традиции, которая поддерживает гармонию с окружающей их живой природой. Их работы очень своеобразны и индивидуальны, но, тем не менее, имеют своих поклонников.
Довольно многие модные специалисты начинают следовать их примеру. В условиях растущей урбанизации мира, такой подход можно считать своеобразным вызовом, направленным на сохранение благополучия и психического здоровья людей.
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА — это… Что такое ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА?
- ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА
направление в зарубежной архитектуре 20 в., оказавшее влияние на развитие совр. архитектуры капиталистич. стран. Возникновение и развитие О. а. связаны с творчеством арх. Ф. Л. Райта в США, А. Аалто в Финляндии, Б. Дзеви в Италии. Осн. принципы и композиц. приёмы О. а.: соответствие каждого сооружения индивидуальном задачам и условиям конкретного стр-ва; учёт местных бытовых и строит. традиций; «интегральность» (единство, цельность) в архитектуре, «свободное пространство», не разделённое внутри здания яа изолир. помещения и по возможности объединённое с окружающим внеш. пространством; упрощение и укрупнение архит. форм. Наряду с прогрессивными принципами О а. иногда на первый план выступают такие отрицат. её черты, как склонность к иррационализму, формальное подражание природным органич. конструкциям. См. рис.
К ст. Органическая архитектура. Дом Кауфмана («Дом над водопадом») в Бер-Ране, штат Пенсильвания, США (арх. Ф. Л. Райт). 1936
Большой энциклопедический политехнический словарь. 2004.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА
- ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Смотреть что такое «ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА» в других словарях:
Органическая архитектура — Органическая архитектура. Ф.Л. Райт. Дом Уиллитса в Хайленд парке (шт. Иллинойс, США). 1902. ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА, направление в архитектуре 20 в. (основатель и теоретик Ф.Л. Райт), провозгласившее основными принципами индивидуальный характер … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Органическая архитектура — направление в архитектуре XX в. (особенно распространённое в 30 50 х гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их назначения и конкретных условий … Художественная энциклопедия
Органическая архитектура — – направление в зарубежной архитектуре 20 в. Основные принципы и композиционные приемы органической архитектуры – соответствие каждого сооружения индивидуальным задачам и условиям конкретного строительства; учет местных бытовых и строительных… … Энциклопедия терминов, определений и пояснений строительных материалов
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА — ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА, направление в архитектуре 20 в. (основатель и теоретик Ф.Л. Райт), провозгласившее основными принципами индивидуальный характер архитектурного произведения (преимущественно виллы, особняки, загородные отели),… … Современная энциклопедия
ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА — направление в архитектуре 20 в. (основатель и теоретик Ф. Л. Райт в США, в 30 50 х гг. А. Аалто в Финляндии, Б. Дзеви в Италии). Основные принципы: индивидуальный характер архитектурных произведений (преимущественно виллы, особняки, загородные… … Большой Энциклопедический словарь
Органическая архитектура — «Дом над водопадом» (арх. Ф. Л. Райт, 1935). Органическая архитектура течение архитектурной мысли, впервые сформулированное Луисом Салливеном на основе … Википедия
Органическая архитектура — направление в архитектуре 20 в. (особенно распространённое в 30 50 е гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их конкретного назначения и… … Большая советская энциклопедия
Органическая архитектура — направление в архитектуре XX века (особенно распространенное в 1930 1950 х гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их назначения и конкретных… … Архитектурный словарь
органическая архитектура — направление в архитектуре XX в. (основатель и теоретик Ф. Л. Райт в США, в 30 50 х гг. А. Аалто в Финляндии, Б. Дзеви (В. Zevi) в Италии). Основные принципы: индивидуальный характер архитектурных произведений (преимущественно виллы, особняки,… … Энциклопедический словарь
Органическая архитектура — направление в архитектуре XX века (особенно распространенное в 1930 1950 х гг., главным образом в США и Западной Европе), провозгласившее своей задачей создание таких произведений, форма которых вытекала бы из их назначения и конкретных условий… … Строительный словарь