Особенности архитектуры 19 века: Перевірка браузера, будь ласка, зачекайте…

Архитектура 19 века

Архитектура Парижа конца 19 века в акварели Жан Беро (Jean Beraud. 1848 (1849) — 1935 гг.)

Архитектура XΙX века развивалась в условиях, когда в каждой стране смена стилей происходила по собственным законам. Формы и декор одного и того же стиля, как и время его властвования, в разных государствах могли не совпадать. Архитектура в начале 19 века во многом формировалась недавно появившимся новым буржуазным классом, развивающимися торговыми связями между разными регионами мира. В архитектуре конца 19 века — начала 20 века искусствоведы не выделяют закономерностей, которые были характерны для развития стилей в прошлом. Многие критики отмечали художественный упадок, возникший из-за смешения стилевых канонов и национальных традиций, однако при этом отмечали развитие технологий, использование современных материалов, а также появление новых форм. Смешение стилей в зодчестве привело к тому, что классицизм архитектуры начала 19 века перешел в эклектику. Это не был переход от одного стиля к другому: в этот период завершилась старая эпоха в развитии мирового зодчества и началась новая, которая обусловила иные пути развития и закономерности. Эклектика архитектуры в начале 19 века привела к разрушению вековых традиций, сложившихся стереотипов и канонов, изменила художественный подход зодчих, вкусовые пристрастия заказчиков. Смешение стилей расширило использование архитектурных форм, соединив приемы творчества западной и восточной культур. Эклектика разрушила старые подходы и способствовала расширению творческих поисков. Становление архитектуры xix века было обусловлено ходом сложных общественных процессов, на которые влияли самые разные факторы. В разных странах в 19 веке архитектура развивалась собственным путем. На их развитие оказывали влияние самые разные факторы. Англия в этот период стала центром европейского экономического и культурного развития и задавала моду на архитектуру другим странам и даже континентам. В связи с этим рассмотрим архитектурные направления 19 века, характерные для этой страны.

Английская архитектура 19 века

Городские постройки в Лондоне в конце 19 в. Акварель, неизвестный художник.

Архитектуру Англии этого периода можно разделить на несколько течений, которые развивались практически одновременно. В 1800-1830 гг. в моде был стиль Регентства, продолжающий традиции георгианства и классики. В то же время процветала архитектура романтизма, возрождающая и смешивающая предшествующие стили. В английскую архитектуру второй половины 19 века вошло новое индустриальное направление. Стиль Регентства в Англии продолжил традиции классицизма. Стремление к классике возросло после открытий любителя-археолога лорда Элгина (Elgin). Дома в этом стиле выглядят нарядными за счет лепнины, колонн и светлых фасадов. Наиболее известный архитектор стиля Регентства — Джон Нэш (1752-1835 гг.), который создал ансамбль Риджентс-парка (Regent’s Park). Эпсли-хаус (Apsley House — лондонская резиденция герцогов Веллингтонов в Лондоне) работы Роберта Адама (1770 — е гг. , в 1818 — 1819 гг.) — дань классическим мотивам.

Эпсли-хаус (Apsley House), архитектор Роберт Адам (Robert Adam), реконструкция Бенджамин Дин Уайат (Benjamin Wyatt).

В этом стиле строил и Роберт Смерк (Robert Smirke, 1781 — 1867 гг.). Британский музей (1823 — 1852 год — работа архитектора Роберта Смерка. Читальный зал библиотеки, перекрытый куполом, возведен в 1856—1857 гг. — архитектор Сидней Смерк) напоминает храм ионического ордера. Менее значимые городские постройки этого периода имеют георгианские мотивы: здания с большими окнами и крашеными ставнями, ажурные кованые решетки, стены без декора.

Британский национальный музей (British Museum). архитектор Роберт Смерк.

Романтизм в архитектуре 19 века в Англии был основан на средневековых традициях, сельском зодчестве, в результате появлялись коттеджи в сельском стиле или с готическими мотивами. В романтическую архитектуру начала 19 века. также вплетались экзотические для Европы мотивы. Примером может служить Королевский павильон в Брайтоне (Brighton Pavilion. 1815-1822 гг.) архитектора Джона Нэша (John Nash. 1752 — 1835гг.): в фантазийном сооружении объединились резьба, купола, минареты, а в интерьере — индийские мотивы с колоннами-пальмами.

Романтический королевский павильон в Брайтоне (Brighton Pavilion) демонстрирует смешение самых разных стилей. 1815-1822 гг.Архитектор Джон Нэш. Лондон.

Романтизм породил стремление к нео-стилям. Наиболее характерным стала для Англии неоготика (Парламент в Лондоне.1836-1865 гг. Архитекторы Чарльз Бэрри (Charles Barry, 1795- 1860гг.), Огастес Пьюджин (Augustus Welby Northmore Pugin, 1812-1851 гг.)) Огастес Пьюджин считал средневековье идеалом духовности и эстетики и утверждал готические идеи в своих проектах. В стиле неоготики строились общественные здания, ратуши, театры. В 1870-е гг. возникает направление эстетизма: дома возводили из красного кирпича, в интерьерах использовали темный дуб, весь дизайн стремились сделать в гармонии с природой. Такими домами застраивали пригороды Лондона (например, Бедфорд-парк — Bedford Park). Стоит отметить, что это направление в архитектуре 19 века становится очень популярным в современном загородном строительстве в России.

Здания в Бедфорд-парке в стиле эстетизм архитектуры 19 века в Англии. (15-25 Queen Anne’s Grove, Bedford Park, London).

Индустриальное направление в английской архитектуре второй половины 19 века появилось благодаря развитию производства. Известность приобрел Хрустальный дворец в Гайд-парке для Всемирной выставки (1861г.) — его построил по принципу конструкций теплиц садовник Пэкстон (Joseph Paxton.1803 — 1865 гг.)

Хрустальный дворец на Парижской выставке 1861г. в индустриальном стиле. Автор — Пэкстон. Гравюра.

Архитектор Бертон (Decimus Burton. 1800 –1881 гг.) возвел Пальмовый павильон — Палм-хаус (Palm House) в ботаническом саду Кью-Гарденз (Royal Botanic Gardens Kew) из металла и стекла.

Павильон Палм-хаус в ботаническом саду Кью Гарденз.1844 — 1848 гг.

Индустриальное направление упростило строительство. Нередко все стили соединялись. Например, вокзал Сент-Панкрас (St Pancras) в Лондоне создан в стиле неоготика: фасад украшают ланцетовидные окна, шпили, башенки, но за фасадом — металлические ребра дебаркадера. В индустриальном стиле работали инженеры-архитекторы Томас Телфорд, Изамбард Кингдом Брунел. Мировая архитектура 19 века во многом следовала английским путем, объединяя стили, внедряя в них национальные мотивы, а также вводя в городские и загородные ансамбли индустриальные сооружения с функциями общественных зданий. Одним из признаков мировой архитектуры 19 века стало внедрение египетских мотивов в модные стилевые направления в архитектуре разных стран.

Египетские мотивы архитектуры 19 века

Цивилизация и культура древних египтян оказали большое влияние на мировоззрение других народов и цивилизаций. Французский исследователь Ж.М. Умбер в своих работах показал, что египетская культура проникла в европейскую — после находок раскопки на Вилле Андриана в Тиволи. В разное время способствовали популяризации египетской темы в архитектуре египетский поход Наполеона (1798-1799 гг.), археологические открытия и труд Д.В.Денона (Dominique Vivant Denon, 1747 — 1825 гг. — египтолог-любитель, директор Луврского музея) «Описания Египта» (1802 г.) с иллюстрациями; расшифровка древних иероглифов; открытие гробницы Тутанхамона. Все эти события подогревали интерес у общественности и художников к египетской теме. Мотивы Египта были частью декора зданий в Древнем Риме, затем Возрождения, устойчиво удерживаясь и в ампире, классицизме, модерне. В архитектуре второй половины 19 века египетская тема нередко становилась акцентом в оформлении фасадов. Эта тема широко присутствовала в архитектуре начала 19 века в Англии, Германии (в идеальном городе Леду предусматривал форму пирамиды для производственных сооружений). Французский ампир тоже применил египетский стиль в оформлении, используя форму пирамид, обелисков, а также скульптурные композиции со сфинксами. Для Франции времен Наполеона египетская тема, объединенная с римскими традициями зодчества, должна была продемонстрировать, что империя является наследницей древних цивилизаций. Это было начало «египтомании», охватившей архитектуру второй половины 19 века (приблизительно 1840-1880 гг.) в Западной Европе.

Луксорский обелиск (obelisque de Louxor. «Игла Клеопатры») — один из двух обелисков на входе в Луксорский храм в Египте (возраст обелиска — 3200 лет), подарен Франции египетским вице-королём Мухаммедом Али. Установлен в центре площади Согласия в Париже.

Популяризации в обществе в это время способствовало строительство Суэцкого канала (1869 г.), а также труды О. Мариетт, вышедший роман Т.Готье «Роман с мумией», опера Верди «Аида». В эклектике 19 столетия египетскую тему применяли вместе с элементами неоклассицизма, ампира. В архитектуре конца 19 века в самом начале эпохи модерна египетские мотивы использовались для декора общественных зданий: учебных заведений, библиотек, музеев, заводов. Египетский стиль использовался в самых разных направлениях зодчества архитекторами Отто Вагнером (1841-1918), Карлом Фридрихом Шинкелем (1781-1841гг.), Биллем Маринусом Дудоком (1884-1974), Френком Ллойдом Райтом (1869-1959 гг.). В архитектуру начала 19 века в России египетские мотивы пришли из византийской культуры, преломившись в европейском зодчестве. В российском зодчестве особый интерес вызывали лотосовидные колонны, сфинксы, пирамиды, обелиски, пилоны. В архитектуре Дренего Египта черпали идеи Н. Львов, А. Воронихин, Ф. Шехтель, А.Менелас, Тома де Томон, Ч. Камерон. В эпоху александровского ампира (1801-1830 гг.) в российской архитектуре xix века появились пирамиды с дорическим портиком (проект мавзолея Павлу I, памятник русским воинам в Казани, «Египетский павильон» в Померанцевой оранжерее в подмосковной усадьбе Влахернское-Кузьминки. (1813 г.)). По мотивам стиля были выполнены «Египетский мост», сфинксы в Петербурге (1834). «Египетские ворота» Царского Села (1827-1830 гг., архитектор А.Менелас. по книге Дж. Ганди «Сельская архитектура» (1805 г.) с изображениями Д.В. Денона).

Сфинкс. Египетский мост. 1825-1826 гг. по проекту и под руководством инженеров В.А. Христиановича, В. фон Треттера.

Разноплановая европейская архитектура 19 века опиралась на исторические перемены в обществе и имела нечто общее, объединяющее зодчество разных стран, — стремление к использованию национальных идей, которые переплетались с мотивами архаичных и античных стилей.

Автор текста: Макс Костин

Особенности архитектуры в XIX в. / Архитектура классицизма / История архитектуры / www.Arhitekto.ru

Тенденции развития, идеи и художественные интересы архитектуры XIX в. имели свои корни в уходящем барокко, который был последним стилем, объединявшим в ряде стран искусство и строительную культуру в систему, имевшую целостное художественное выражение. Когда во второй половине XVIII в. барокко потеряло свою динамичность, его формы и тектоника уступили самому крупному стилю XIX столетия — классицизму. Однако развитие новой архитектуры шло не только в этом направлении. Почти одновременно с классицизмом, который внешне перенял формы античности, но имел уже иное внутреннее содержание, родился и романтизм, который оживил стилистические проявления средневековой архитектуры, но был глубоко проникнут новым конструктивным духом.

С изменением точки зрения на архитектуру, с развитием строительной техники, появлением новых типов сооружений в XIX в. произошло также значительное перемещение центра мирового развития архитектуры. На первом плане оказываются страны, которые не пережили высшего этапа развития барокко.

Своей вершины классицизм достигает во Франции, Германии, Англии и России. Романтизм вначале наиболее широко проявляется в Англии, в культуре которой связь со средневековьем никогда не прерывалась. В начале XIX в. романтизм распространился и на континенте, прежде всего в связи с перестройкой аристократических резиденций, закладкой загородных парков и развитием ландшафтной архитектуры.

Под вновь ожившими идеалами античной красоты и средневековых представлений зарождалась одна из самых больших перемен в истории архитектуры нашей эпохи. После распада великих исторических стилей, переживших века, в XIX в. происходит явное ускорение процесса развития архитектуры. Это становится особенно очевидным, если сравнить прошлое столетие со всем предшествующим тысячелетним развитием. Если ранняя средневековая архитектура и готика охватывают около пяти веков, ренессанс и барокко вместе — уже только половину этого срока, то классицизму потребовалось неполное столетие для того, чтобы овладеть Европой и проникнуть за океан. Романтизму же в своем новоготическом новороманском виде и последующему историзму — еще меньше.

В XX в. временные интервалы перемен сократились еще больше, и их можно мерить десятилетиями. Одновременно с этими переменами происходит выравнивание временного запаздывания в развитии архитектуры отдельных стран по отношению к центрам возникновения или расцвета того или иного стиля.

Читайте также:

  • Архитектура классицизма
  • Возникновение классицизма. Винкельман
  • Исторические условия развития архитектуры в XIX в.
  • Эпоха Просвещения
  • Поиски истинного стиля. Пиранези
  • Неоклассицизм против романтизма
  • Градостроительство и архитектура классицизма
Источники

Архитектура XIX века: характеристики, история

1830-е годы

Национальная галерея, Лондон (1832-38)
Дизайн Уильяма Уилкинса.
Неоклассическая греческая архитектура с куполом и колоннами.

Здание парламента, Лондон (1839-52)
Дизайн сэра Чарльза Бэрри.
Готическая архитектура с итальянским земельный план.

1840-е

Библиотека Сент-Женевьев, Париж (1845-50)
Дизайн Анри Лабруста.
Первое неутилитарное здание с открытыми металлическими конструкциями.

Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия (1847-55)
Дизайн Джеймса Ренвика.
Известный как «Замок». неоготика с элементами романского стиля, башни и арки.

1850-е годы

Хрустальный дворец, Лондон (1851)
Дизайн Джозефа Пакстона.
Промышленная архитектура: 300 000 оконных стекол на кованом каркасе.
Первоначально возведен в Гайд-парке, а затем перенесен в Пендж-Коммон.

Городская реконструкция Парижа (1852-70)
Спроектирован бароном Жоржем-Эженом Османом при Наполеоне III.


Шире, прямее, длиннее бульвары/проспекты; расчистка трущоб.

Национальная библиотека Франции, Париж (1854-75)
Дизайн Анри Лабруста.
Промышленная чугунная конструкция.

Собор Святого Патрика, Нью-Йорк (1858-79)
Дизайн Джеймса Ренвика.
Декор в готическом стиле, вдохновлен соборами Кёльна, Реймса и Вестминстерского аббатства.

Chateau de Pierrefonds, Уаза, Франция (1858-85)
Дизайн Эжена Виолле-ле-Дюка (1814-79).
Средневековый архитектурный стиль с интерьером в стиле неоготики.

1860-е

Парижская опера, экстерьер и интерьер (1860-75)
Дизайн Шарля Гарнье.
Архитектура барокко встречается с Эколь des Beaux-Arts с элементами неоготики.

Мемориал принца Альберта, Гайд-парк, Лондон (1864-76)
Дизайн сэра Джорджа Гилберта Скотта.

Скульптор Генри Армстед, Джон Белл.
Киворий в форме готического святилища с колоннами из розового/серого гранита.

Станция Сент-Панкрас, Лондон (1868-74)
Дизайн сэра Джорджа Гилберта Скотта.
Готический стиль с фасадом из красного кирпича.
Викторианское искусство в его наиболее типичном виде.

Оперный театр Земпера, Дрезден (1869-78)
Дизайн Готфрида Земпера.
Архитектурный стиль эпохи возрождения барокко, горизонтальные скульптуры.

1870-е

Мэрия Филадельфии (1871-1880)
Дизайн Джона Макаутера-младшего.
Стиль Второй ампир. Самое высокое каменное здание в США.

Административное здание, Вашингтон DC (1871-1888)
Дизайн Альфреда Б. Маллета.
Построен из чугуна, гранита и сланца.

Троицкая церковь, Бостон (1872-77)
Дизайн Генри Хобсона Ричардсона.
Образец романского стиля Ричардсона; макет на основе греческого креста.

1880-е

Казино Монте-Карло (1880-85)
Дизайн Чарльза Гарнье.
Стиль необарокко в архитектуре.

Саграда Фамилия, Барселона (1883)
Дизайн Антонио Гауди.
Стиль модерн в готической архитектуре!

Эйфель Башня, Париж (1885-89)
Дизайн Гюстава Эйфеля (1832-1923) и Стивен Совестр.
Промышленная архитектура: Гигантский пилон виадука, сборные железные балки.

Статуя Свободы, гавань Нью-Йорка (посвящен 1886 г.)
Дизайн Фредерика Огюста Бартольди.
Состоит из женской фигуры Либертас , римской богини свободы, который держит факел и скрижаль, вызывающую закон, с датой (4 июля, 1776) американской Декларации независимости.

Дворец Вагнера, Вена (1889-91)
Дизайн Отто Вагнера.
Архитектурный стиль Венский сецессион, сочетание тонкой металлоконструкции с орнаментом.

Епископальный дворец, Леон, Испания (1889-93)
Дизайн Антонио Гауди.
Стиль архитектуры модерн.

Галерея машин, Париж (1889)
Дизайн Фердинанда Дютерта и Виктора Контамина.
Промышленная архитектура: Зал из металла и стекла с трехшарнирной арочной конструкцией.

Универмаг Carson Pirie Scott, Чикаго (1899-1904)
Дизайн Луи Салливана.
Предвосхитил унифицированный сетчатый дизайн модернистской архитектуры.

1890-е

Здание Уэйнрайт, Сент-Луис (1890-91)
Дизайн Луи Салливана.
На основе сетки ярко выраженных структурных вертикалей.

Второе здание Лейтера, Чикаго (1890-91)
Дизайн Уильяма ле Барона Дженнея.
Конструкция со стальным каркасом: металлический каркас, задрапированный легким каменным занавесом стена.

Reliance Building, Чикаго (1890-95)
Дизайн Дэниела Бернхэма и Чарльза Этвуда.
Конструкция со стальным каркасом: стена из стекла и белой терракоты.

Метрополитен-музей, Нью-Йорк (1890-1902)
Дизайн Ричарда Морриса Ханта.
Ренессанс в стиле Возрождения с викторианским стилем фасад из известняка.

Гаранти Билдинг, Буффало, Нью-Йорк (1894-5)
Дизайн Луи Салливана и Данкмара Адлера.
Обшивка со стальной конструкцией.

Hotel van Eetvelde, Брюссель (1895-98)
Дизайн Виктора Орта.
Стиль архитектуры модерн; творческое использование витражей стекло и железо.

Дом Венского сецессиона, Вена (1897-98)
Дизайн Джозефа Марии Ольбрих.
Функциональное здание геометрических форм, украшенное орнаментальными фризами. См. Также: Югендстиль (1890–1914 гг.)

.

Дом майолики, Вена (1898)
Дизайн Отто Вагнера.
Архитектура в стиле Венский сецессион, с керамикой художественный фасад.

Станция метро Porte Dauphine, Париж (1899)
Дизайн Гектора Гимара (1867-1942).
Стиль архитектуры модерн.

Флэтайрон-билдинг (Фуллер-билдинг) Нью-Йорк (1901-03)
Дизайн Дэниела Бернхэма.

Конструкция со стальным каркасом.

См. также: Девятнадцатый Скульпторы века.

Архитектура ХХ века

Подробнее см.: 20 век. Архитектура (1900-2000). Для влиятельной группы архитекторов-модернистов, см.: Второй Чикаго Школа архитектуры (ок. 1940-75), возглавляемая бывшим директором Баухауза Мисом. ван дер Роэ (1886-1969).

Середина XIX века Период 1830-1860

  • Дом
  • Ресурсы
  • Архитектурные стили
  • Типы зданий
  • Функции
  • Пейзажи

Период середины 19 века охватывает стили возрождения, популярные в середине девятнадцатого века, греческое возрождение, готический стиль возрождения, стиль итальянской виллы / итальянский стиль, стиль экзотического возрождения (египетское возрождение, мавританское возрождение и швейцарский стиль). шале) и восьмиугольный режим. В этот период, который иногда называют романтической или живописной эпохой архитектуры, американцы искали более широкий выбор стилей зданий и дизайнов, которые напоминали бы романтизированное прошлое или регион. В этот период несколько архитектурных стилей стали популярными одновременно, и стало желательным иметь здания совершенно разных, но дополняющих друг друга стилей как часть одного и того же городского пейзажа. Это был настоящий отход от предыдущих эпох, когда доминировал и использовался почти исключительно один формальный стиль. Этот многосторонний подход к архитектурному дизайну сохраняется и по сей день в Соединенных Штатах.

Наиболее распространенными стилями этого периода середины 19-го века являются греческое возрождение, готическое возрождение и итальянский стиль. Стиль греческого возрождения (1820-1860 гг.) определенно является частью этого периода, но, поскольку он уходит своими корнями в стиль раннего классического возрождения, он подробно описан в раннем федеральном периоде. Готическое возрождение и итальянский стиль продвигались через влиятельные книги образцов, такие как « Коттеджные резиденции» архитектора Эндрю Джексона Даунинга , опубликованные в 1842 году. Романтические проекты, представленные в публикации, и другие были воспроизведены в точной и производной форме по всей стране. Стиль готического возрождения черпал вдохновение из средневековых форм, а итальянский стиль был получен из строительных традиций итальянского Возрождения.

Стиль экзотического возрождения также появился в этот период, создав интригующие проекты зданий, демонстрирующие влияние древнеегипетских, традиционных мавританских или средневековых швейцарских шале. Никогда не столь широко распространенный, как романтические стили, стиль экзотического возрождения легко узнаваем благодаря уникальным архитектурным особенностям, которые он представляет. Еще один редко встречающийся, но удивительно уникальный стиль строительства эпохи романтизма — восьмиугольник. Режим восьмиугольника был разработан в сборнике образцов 1849 года, в котором он рекламировался как полезное и разумное нововведение в строительном дизайне.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *