Особенности конструктивизм в архитектуре: конструктивизм в частной архитектуре – Rehouz

Содержание

Советский конструктивизм в архитектуре

Советский конструктивизм в архитектуре — это модернистское направление, «выраженное как синтез живописи и скульптуры» (Э. Лисицкий). Оно возникло в первые годы советской власти и просуществовало примерно 15 лет. Архитекторы с помощью новых форм создавали среду, которая рассказывала людям о новых социальных ценностях, и в то же время использовала передовые структурные и технологические принципы. 

Содержание

Особенности конструктивизма в архитектуре 20 века

Характерные особенности конструктивизма:

  • строгость,
  • лаконичность форм,
  • отлично читающаяся геометрия во внешнем облике здания,
  • элементы современной эпохи, такие как радиоантенны, натяжные тросы, бетонные рамы и стальные балки,
  • большие площади остекления, балконы, солнечные терассы.

Будущие строения подвергались тщательному анализу предстоящей эксплуатации зданий. Функциональную схему сооружения использовали в качестве основы композиции.

Как появились конструктивистские формы в архитектуре СССР

Принципы конструктивизма демонстрируются в работах одного из основоположников стиля Александра Родченко (1891-1956). Он в 1921 году определил строительство как «современный спрос на организацию и практическое применение материалов». Не менее влиятельными были архитектония Малевича и абстрактные архитектурные модели Лисицкого (“Проуны”).

Проун 1А, Мост I. Эль Лисицкий. https://artchive.ru/artists/65361~El%27_Lisitskij/works/389215~Proun_1A_Most_I

А. Родченко. Беспредметная конструкция с живописными проекциями поверхностей сложной цветовой композицииИсточник AdIndex: https://adindex.ru/publication/gallery/2013/11/29/104720.phtml

Архитектон «Гота» Малевич К. С. https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/sculpture/20/malevich_ks_arhitekton_gota_1923__sk_2088/index.php

Малевич выводил свой стиль из Черного квадрата. При движении в пространстве квадрат образовывал куб, из которого, в свою очередь, путем делений и трансформаций проистекало все многообразие правильных стереометрических тел.

Главная отличительная черта конструктивизма — это конструкция и функциональное назначение архитектурной формы.

Последователи данного направления утверждали идеологию утилитаризма, т. е. отказа от излишеств. Именно “стереометрические формы”, очищенные от декоративных элементов эклектичного прошлого и эстетики капитализма, характерны для архитектуры советского конструктивизма. 

Архитектура приобрела образ «производственного искусства».

Вы согласны с этим утверждением?x

Советский конструктивизм: краткая история

Новая общественная идеология, бедность и социальный хаос первых революционных лет подтолкнули архитекторов к радикальным идеям дизайна. Процветающее модернистское движение в изобразительном искусстве породило концепции пространства и формы Эль Лисицкого (1890-1941), Казимира Малевича (1878-1935) и Владимира Татлина (1885-1953). 

На начальном этапе конструктивизм был тесно связан с радикальными дизайн-студиями. Выдающееся учебное заведение было названо ВХУТЕМАС (аббревиатура от “Высших художественных и технических мастерских”) после реорганизации Свободных мастерских в 1920 году. В 1925 году он был вновь реорганизован и впоследствии стал называться Высшим художественно-техническим институтом (ВХУТЕИН).

Автор: Лисицкий, Лазарь Маркович — for the Version of 00:47, 25. Nov. 2007: Owenhatherley (English Wikipedia), Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=46015497

ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН ни в коем случае не был единственным московским учебным заведением, занимавшимся преподаванием и практикой архитектуры в 1920-х годах.  Но он был уникален по масштабу своих интересов (которые включали изобразительное и прикладное искусство), а также по разнообразию программ и точек зрения, которые существовали там до его закрытия в 1930 году.

Институт художественной культуры (ИНХУК), также основанный в 1920 году, осуществлял руководство ВХУТЕМАС. Институт пытался создать науку, “исследующую аналитически и синтетически основные элементы как для отдельных видов искусства, так и для искусства в целом”. Его первая учебная программа, разработанная Кандинским, была сочтена многими в ИНХУКЕ слишком абстрактной, и Кандинский вскоре уехал в Германию, в Баухауз.

В 1924 году в печати появилась книга Гинзбурга «Стиль и эпоха», которая заложила теоретическую и историческую основу для новой архитектуры. В следующем году конструктивисты основали Союз современных архитекторов (ОСА).

А в 1926 году Союз начал издавать журнал «Современная архитектура» под редакцией Гинзбурга и Веснина.  Он сыграл одну из главных ролей в пропаганде идей архитектурного конструктивизма. Выпуск журнала был прекращён в 1930 году. 

Функционализм или рационализм: общее и отличия

Озабоченность абстрактными, теоретическими принципами не ослабла с уходом Кандинского. Среди архитекторов-конструктивистов образовалось течение, в котором большое внимание уделялось функции будущего здания.  Эти идеи развивались в группе «АСНОВА» (Ассоциация новых архитекторов, 1923).

По их мнению, архитектура должна отвечать современным запросам общества, а не заниматься бесконечным повторением достижений прошлых столетий. Стили, достигшие расцвета в 18-19 веках, должны быть полностью забыты. Время научно-промышленного прогресса требует создания новых форм.

Концепцию рационализма поддерживали также Ш. Ле Корбюзье (Франция), школа «Баухауз» (Германия), группа «Стиль» (Нидерланды), «Группа 7» (Италия).

Суть дебатов между конструктивистами и функционалистами — эстетическая теория против технологий и материалов.

Тем не менее, обе группы разделяли озабоченность по поводу взаимосвязи между архитектурой и социальным планированием. Обе настаивали на лаконичных геометрических формах и черпали вдохновение из модернизма в живописи и скульптуре.

Примеры советского конструктивизма в архитектуре

До 1925 года конструктивисты могли показать в реальном строительстве немногим больше, чем их более теоретически мыслящие коллеги-рационалисты. 

Первый самый известный проект конструктивистского стиля

Советский архитектор Владимир Евграфович Татлин (1885-1953) в 1920 году разработал проект, получивший название Башня Татлина.   Железный грандиозный монумент высотой 400 метров предназначался для высших органов всемирной рабоче-крестьянской власти (Коминтерна), которым предлагалось разместиться в семиэтажных вращающихся зданиях стал выражением дерзости архитектурной мысли. 

Модель башни Татлина. 1919 г.

(Для сравнения: высота Эйфелевой башни первоначально составляла 300 м). Однако возведение монумента осуществлено не было, т.к. проект сочли технологически неосуществимым. Тем не менее, непостижимым образом Башня стала памятником архитектуры международного уровня.

Модель сооружения автор не сопроводил ни одним чертежом.

Находите факт интересным?x

В 1925 году модель Башни Татлина была выставлена рядом с бюстом Ленина в павильоне СССР на Международной выставке декоративных искусств и художественной промышленности в Париже (Exposition internationale des arts décoratifs et industriels modernes). Именно там Владимир Татлин впервые получил международное признание — золотую медаль.   Об этой награде с 1930-х годов в советской России вспоминать было не принято.

Пример функциональной эстетики в архитектуре

Творение Гинзбурга — жилой дом Наркомфина (Народный комиссариат финансов) (1928-30), спроектированный в сотрудничестве с Иваном Милинисом. Рассчитан на 200 жителей. Иллюстрирует заявления Гинзбурга о необходимой взаимозависимости эстетики и функционального дизайна, от интерьера до экстерьера.

1928-1930, жилой дом Народного комиссариата финансов, МОСКВА, СССР, Моисей Гинзбург. Фото с сайта: http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

К основному строению на опорах с одной стороны примыкает большой блок коммунальных служб (ныне закрыт).  Кульминацией сооружения был открытый каркасный солярий. Передний, или восточный, фасад здания определяется широкими горизонтальными линиями оконных проемов, а на нижних этажах — соединяющимися балконами.

Концепция функционализма Гинзбурга для проекта Наркомфина демонстрирует сходство с работой Гропиуса и Де Стейля. Однако наиболее близкое сходство имеет с концепцией “жилой единицы” Ле Корбюзье, с которым автор был лично знаком. 

Дом-машина для жилья: прыжок в социализм 

Важный памятник советского конструктивизма — массивное восьмиэтажное студенческое общежитие на 1000 двухместных комнат архитектора Ивана Николаева (1901-1979).  Проект был заказан Текстильстроем в 1928 году. Сегодня объект на улице Орджоникидзе недалеко от станции метро «Ленинский проспект» (официальный адрес: 2-й Донской проезд, 9) используется для учащихся Московского института стали и сплавов (МИСИС). 

Общежитие или дом-коммуна в Москве, 2 Донской проезд, 9. И. Николаев. http://www.togdazine.ru/article/1364?

http://www.togdazine.ru/article/1364?

http://www.togdazine.ru/article/1364?

Строгий распорядок дня определил функциональную схему здания. Алгоритм жизни выглядел следующим образом: утром студент просыпается в двухместной спальной кабине, вмещающей только кровати и табуретки, направляется в санитарный корпус (душевые, помещения для зарядки, раздевалки). Из санитарного корпуса учащийся по лестнице или пандусу спускается в низкий общественный корпус и входит в столовую, после чего отправляется в институт или же в другие помещения блока. Вечером студент возвращается в спальный корпус, где оставляет вещи в гардеробной и в нижнем белье проходит в спальную кабину. В течение ночи спальная кабина вентилируется с применением озонирования воздуха.

Известные примеры конструктивистской архитектуры в Москве

Здание «Известий» (1927) Григория Бархина (1880-1969), Зуевский рабочий клуб (1927-29) Ильи Голосова (1883-1945), Государственное торговое агентство (1925-27) в Госторге Бориса Великовского (1878-1937) и Комиссариат сельского хозяйства (1929-33) Алексея Щусева (1873-1949).

Комиссариат сельского хозяйства (1929-33) Алексея Щусева http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

Зуевский рабочий клуб (1927-29) Ильи Голосова http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

Здание «Известий» (1927) Григория Бархина http://architecture-history. org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

Наиболее продуктивными сторонниками конструктивизма были братья Веснины: Леонид, Виктор и Александр. Среди их наиболее значительных работ — универмаг «Мосторг» (1927-29), клуб Общества царских политических заключенных (1931-34) и большой комплекс из трех зданий (1932-37), который служил рабочим клубом и Домом культуры для Пролетарского района на юго-востоке Москвы.

Универмаг «Мосторг» (1927-29), братья Веснины http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

Дом культуры для Пролетарского района г. Москвы, братья Веснины http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

Ленинград: архитектура советского конструктивизма

Ленинград под руководством Сергея Кирова начал восстанавливаться после стремительного экономического и политического упадка, последовавшего за революцией. Конструктивистская архитектура была особенно заметна при проектировании административных и культурных центров для новых районов города, где строилось жилье для рабочих. Исторические центральные районы остались в основном нетронутыми.

Одним из самых ранних примеров конструктивизма в Ленинграде был Московско-Нарвский районный дом культуры (1925-27; позже переименован во Дворец культуры имени Горького) Александра Гегелло (1891-1965) и Давида Кричевского. Компактное здание демонстрировало зачатки функциональной монументальности, которые игнорировались в более ранних Дворцах рабочих и труда.

1925-27. Дворец культуры им. Горького. Ленинград. А. Гегелло и Давид Кричевский. Фото с сайта http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

1925-1927 школа 10 лет Октября на проспекте Стачек, Ленинград, СССР. Ал-р Никольский. Фото с сайта http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

1927, дом для рабочих на Тракторной улице, Ленинград, СССР, Александр Гегелло. Фото с сайта: http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

В том же районе было построено несколько типовых проектов, в том числе жилье для рабочих (1925-27) Гегелло на Тракторной улице. А также универмаг и “фабричная кухня” (1920-30), чтобы устранить необходимость готовить дома, Армена Барутчева (1904-76), школа 10 лет Октября (1925-27) по проекту Александра Никольского на проспекте Стачек.  

Центральным элементом района (впоследствии переименованного в Кировский) был Дом Советов (1930-34), спроектированный Ноем Троцким (1895-1940). Его длинный четырехэтажный офисный блок, очерченный горизонтальными оконными полосами, заканчивается с одной стороны перпендикулярным крылом с закругленным фасадом, а с другой — сильно угловатой десятиэтажной башней с угловыми балконами.

Кировский райсовет. Проект Н. Троцкого, 1930 г.Адрес дома: Стачек пр., 18/Швецова ул., 1/Урхов пер., 1х Фото с сайта: https://www.citywalls.ru/

Дом Совета Московского Района Ленинграда (1935). И. Фомин и В. Доугуль. Фото с сайта: http://www.togdazine.ru/article/1328

Дом Совета на Московском проспекте и канцелярский набор «Русский авангард». Фото с сайта http://www.togdazine.ru/article/1328

Такой же строгий, без украшений стиль был принят Игорем Ивановичем Фоминым (1904–1989) и А. Даугулем (1900-41)  для Московского райсовета (1931-35) на Московском проспекте 139. Построенное на излете конструктивизма здание совмещает в себе элементы конструктивизма и ар-деко. Основная часть здания решена в виде массивного цилиндра, который стал прототипом ластика и держателя в канцелярском наборе «Русский авангард».  

Примеры конструктивизма в архитектуре городов СССР

Конструктивизм ни в коем случае не ограничивался Москвой и Ленинградом. Во многих других советских городах, таких как Нижний Новгород (или Горький), Свердловск, Новосибирск, Казань, Минск и Харьков, были реализованы крупные проекты. Они иллюстрировали степень внедрения идей, разработанных конструктивистами, в архитектурную практику. 

В Харькове массивный комплекс из нескольких зданий, известный как Здание Государственной промышленности (Госпром, 1926-28), был спроектирован архитектурной командой во главе с Сергеем Серафимовым (1878-39). 

Здание Госпрома в Харькове, 1925-28, С. С. Серафимов, Фото: Oleksandr Malyon — собственная работа, CC BY-SA 4. 0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=109795662

1929-1938, Городок Чекистов в Свердловске (Екатеринбург). Архитекторы Иван Антонов, Вениамин Соколов, Арсений Тумбасов и Александр Стельмащук Фото с сайта http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

1927, Общежитие Промбанка в Новосибирске, И. А. Бурлаков Фото: By К.Артём.1 — Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=67421381

Центр Свердловска (ныне Екатеринбург) был перестроен при участии Моисея Гинзбурга. Большой жилой и офисный комплекс с неофициальным названием Городок чекистов (1929-38) был спроектирован И.Антоновым, В.Соколовым и А.Тумбасовым. Четвертый по величине город России Екатеринбург можно назвать «музеем конструктивизма«, включающим 140 построенных образцов этой формы. 

Поздний советский конструктивизм в архитектуре

О назревавших переменах в архитектуре свидетельствует поздний конструктивизм, который иногда называют «обогащенным конструктивизмом». Параллельно с появлением таких образцов конструктивистской архитектуры, как здание «Правды» (1931-35) Пантелеймона Голосова (1882-1945), советский архитектурный дизайн в течение 1930-х годов все чаще использовал историцистские подходы. 

Переходный период от конструктивизма к неоклассике в советской архитектуре, который пришёлся на 30-е гг. ХХ в., известен как постконструктивизм.  Он сочетает черты, присущие конструктивизму, и элементы, характерные для стиля, приходящего ему на смену.

1931-35, здание издательства комбината «Правда», Пантелеймон Голосов. Фото с сайта http://architecture-history.org/schools/CONSTRUCTIVISM.html

1937, Дом культуры ЗИЛ, братья Веснины. Фото с сайта: https://artguide.com/news/2296-dk-zil-prievratitsia-v-ekspierimiental-nyi-kul-turnyi-tsientr-399

Театр оперы и балета в Минске. Проект. Общий вид. Конкурсный проект. 1-ая премия, 1932 год. Иосиф Лангбард . Фото с сайта: https://www.hata.by/architecture/iosif_langbard_minskaya_opera-4959/

Теперь в СССР боролись с «прямыми углами», с «буржуазным формализмом», со всем, что до этого так восхвалялось конструктивистами.

Многие конструктивисты, не желающие отказываться от своих суждений, оказались в немилости. А некоторые, такие как Илья Голосов, сумели найти себя и в новой структуре.

Период этого течения ограничивается политикой руководства и охватывает примерно 1932 – 1941 года. Большое количество знаковых сооружений, построенных в стилистике конструктивизма, были в это время перепроектированы и дополнены декоративными элементами.

Только в 1960-х годах интерес к конструктивистским концепциям и инновациям в СССР начал возрождаться.

Советский конструктивизм: признание Западом

Хотя наследие конструктивизма долгое время игнорировалось в Советском Союзе, следует подчеркнуть, что авнгардный стиль и связанное с ним искусство добились значительного успеха в Европе. Лисицкий, который провел 1922-25 годы в Германии, прекрасно служил пропагандистом движения. Связи между ИНХУКом и Баухаузом были тесными.

В 1920-е годы многие русские художники, работавшие во ВХУТЕМАСе и ИНХУКе, посетили Запад (Кандинский, Малевич, Габо и Певзнер). В это же время западные архитекторы посещали СССР и во многих случаях работали в Советском Союзе (Бруно Таут, Эрнст Мэй, Эрих Мендельсон, Ле Корбюзье).

Выставки модернистского советского искусства проходили в различных городах Европы и в Нью-Йорке. Западные журналы, такие как L’Esprit Nouveau и De Stijl, писали о советском конструктивизме и последних достижениях в русской архитектуре. Интерес Запада к наследию конструктивизма продолжается и по сей день в виде многочисленных публикаций и крупных музейных выставок, посвященных творчеству конструктивистов.

Архитекторы-конструктивисты 

Моисей Гинзбург, 1892-1946, советский архитектор, практик, теоретик и один из лидеров конструктивизма.

Эрих Мендельзон, 1887-1953, немецкий архитектор-функционалист в более поздних работах

Бруно Таут (1880–1938) — немецкий архитектор-функционалист

ВЕСНИН Леонид Александрович (1880 — 1933), советский архитектор-конструктивист

ВЕСНИН Виктор Александрович (1882-1950), советский архитектор-конструктивист

ВЕСНИН Александр Александрович (1883-1959), советский архитектор-конструктивист

Полезные ссылки

Скачать книгу М. Я. Гинзбурга «Стиль и эпоха. Проблемы современной архитектуры». 1924 г. (pdf)

Энциклопедия русского авангарда. Биографии

Скачать книгу Мастера советской архитектуры об архитектуре. Том 2 (2). Бархин М.Г., Иконников А.В. и др. (ред.). 1975 (pdf)

Елена Борисова, Татьяна Каждан — Русская архитектура конца XIX — начала XX века. М. Наука, 1971

В. Э. Хазанова, «Советская архитектура первых лет Октября. 1917-1925 гг.», М. Наука, 1970.

конструктивизм — журнал брендингового агентства Repina branding

Дизайн-жизайн

При создании брендинга и рекламы, к конструктивизму обращаются многие агентства всего мира. Мы посмотрим, как они это делают и заодно покажем несколько своих работ в этом стиле.

Ретроспектива

1726 – 09 / 20

1920 – 1930

Конструктивизм – «конструирование» окружающей действительности сокращенными и упрощенными выразительными средствами.

Как возник стиль

Это авангардистское направление зародилось в СССР в архитектуре, фотографии, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.  
Предпосылками возникновения конструктивизма послужило массовое производство и индустриализация, которые привели к стандартизации и упрощению изделий.

Закажите фирменный стиль 
в агентстве Repina branding

Запросить стоимость

Что повлияло на возникновение стиля

Первая причина – экономическая. Граммофон, радио, пишущая машинка, пылесос и электроприборы, – все эти предметы были созданы для людей машинами. А с появлением новых предметов изменялся как сам быт, так и насущные потребности.   Вторая причина – психологическая. Ускорился процесс производства – изменились ценностные ориентиры, так как скорость склонна к упрощению. К тому же, массовая бедность и необразованность большей части населения диктовала необходимость в поиске новых и упрощенных выразительных средств.

Принято деление конструктивизма на неутилитарный и прикладной.   Неутилитарный конструктивизм сравнивают с геометрической абстракцией. Конструирование здесь происходило отвлеченно, мастеру требовалось выявить основную структуру предмета и перенести на плоскость.   Прикладной конструктивизм. Все конструкции и в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи подчинены здесь определенной цели – они должны создавать максимально функциональные и нужные вещи.   Именно представителей конструктивного движения принято считать первыми российскими дизайнерами, а их работу «художественным конструированием». Основоположником конструктивизма часто называют Владимира Маяковского. Он начал творить агитационно-массовое искусство еще в «Окнах Роста». Упрощенность рисунка, примитивизм его первых работ предопределили лаконичность всего конструктивизма.

Первыми глашатаями нового стиля стали Александр Родченко, Лазарь (Эль) Лисицкий, Густав Клуцис, Соломон Телингатер, Алексей Ган, Николай Седельников. Они оформляли обложки книг, создавали агитационные плакаты и афиши.

Работы Родченко

Выставочные плакаты Эль Лисицкого. Этот плакат продан на аукционе Сотбис за 25 тысяч фунтов стерлингов

Работы Густава Клуциса

Работы Соломона Телингатера

Работы Николая Седельникова

Дизайнерские работы конструктивистов делали несколько ключевых акцентов.

 

  1. Функциональность. Они обращали внимание прежде всего на практичность создаваемых образов, в отличие от предшественников, которые стремились подделать плакат под картину.
  2. Упрощение языка. Чтобы донести сообщение до народа, язык требовалось упростить, перейти от возвышенного к доступному.
  3. Идея о построении нового мира. Конструктивизм возник в период постреволюционного энтузиазма, направленного на «построение нового мира». Так как искусство и реклама были неразрывны от политики в этот период, они работали на благо общих целей.   Технологии, которые применялись в агитплакатах, напоминают современные методы воздействия, наподобие НЛП. Четкий вопрос, прямой взгляд в глаза, персонифицированное обращение. Сейчас это все распространено и в рекламе, и в политической агитации, а в тот период было новым и революционным.

Конструктивизм в современном дизайне

В современном мире принципы конструктивизма применяются в архитектуре, скульптуре, моде.

Дом культуры имени Зуева в Москве

Конструктивизм в моде

Следует отметить, что конструктивизм в современном дизайне приобрел иное прочтение. Он все также стремится к упрощению, но контекст повествования претерпевает изменения. Стилизация прошлого, конечно, присутствуют, но главные герои, цветовая палитра и посыл уже адаптированы под человека нашего времени.   Рекламщики используют принципы конструктивизма в нескольких направлениях.   В первом случае полностью копируется произведение прошлого. Ничего не меняется, кроме текста сообщения и логотипа. Во втором варианте берется знаковая картинка той эпохи и переделывается под те цели и задачи, которые от нее требуются. В некоторых случаях используется только цветовая палитра или символы конструктивизма (цвет, шрифты, графические формы). Возможен вариант эклектичный, когда намеренно используются черты различных стилей искусства.  

В «Репина брендинг» переосмыслили принципы конструктивизма при создании брендинга для универмага «Добрынинский». Конструктивизм нашего агентства – это современная и яркая ссылка на искусство прошлого. В фирменном стиле компании нет ничего лишнего и отвлекающего от основного – универмага «Добрынинский» и его продуктов.

А это один из фирменный символов нашего агентства «Репина брендинг» – репа в стиле «конструктивизм».

Поп-певица Beyonce свою афишу выполнила по образу и подобию плаката российского конструктивиста Родченко, созданного им для «Ленгиз».

Плакатами Родченко 1920-х годов в стиле «конструктивизм» вдохновилась не только поп-дива. Свою фирменную айдентику в этом образе выполнил бутик Saks, расположенный на Пятой авеню в Нью-Йорке. Разработка принадлежит Шеппарду Фейри, тому самому, который создавал неофициальный предвыборный плакат для Обамы «Hope» (Надежда).  

Шеппард недвусмысленно дал понять, что шопинг важен не менее, чем политика. Рекламные слоганы здесь призывают к действию (Arm Yourself, Want It, Brave Pants) и красно-черно-белые геометрические обозначения на фирменных пакетах — наследие советской пропаганды. Шеппард отметил, что в рекламе нет политической подоплеки и пародии. Просто за счет популярных символов ему удалось привлечь внимание. Коммерция и ничего личного.

Концертные афиши музыкального коллектива Red Hot Chili Peppers в стиле «конструктивизм» делают акцент на главном – на названии группы, времени проведения концерта. Эти рекламные плакаты «заставляют» смотреть на сообщение, которое они транслируют. К тому же «индустриальные» картинки показывают те города, в которых концерты проходят.

Для прошедшего в Москве 42-го Всемирного конгресса Международной рекламной ассоциации были разработаны плакаты в стилистике национальной идентичности. Наряду с изображением матрешек и Кремля, к ним относится и стиль конструктивизм, с которым прочно ассоциируется российская культура.

Производители водки часто обращаются к конструктивизму. Тут не трудно провести аналогию с российским стилем в искусстве и продуктом, ассоциирующимся с нашей страной.

Кому и зачем может быть полезен конструктивизм

Итак, когда рекламщикам выгодно использовать приемы конструктивизма?

  1. Когда необходимо привлечь внимание. Конструктивизм в рекламе воздействует цветом и привлекает внимание к объекту. Минимум красок и контрастные цвета (белый и черный, красный-зеленый-белый, красный-черный) выделяют транслируемое сообщение.
  1. Когда необходимо быстро и кратко передать суть. Сам стиль «конструктивизм» отвергает обилие текста.
  1. Когда важно воздействовать на решение потребителя. Призыв лаконичного конструктивного текста заставляет принять решение в пользу рекламируемого продукта: купить, пойти на концерт, проголосовать именно за эту политическую партию. И это не случайно: исследователи сравнили приемы конструктивизма с методами воздействия НЛП.
  1. Когда необходимо передать динамику и экспрессию. Применяя принципы конструктивизма, можно обозначить движение. Его символы в виде графических линий, вытянутых рук, рупора, провозглашающего тексты, указывают необходимое направление.
  1. Когда важно сделать акцент на чувстве патриотизма. Так как «конструктивизм», как движение, зародился в СССР, то его уже смело можно называть одним из наших национальных символов. Этот символ используют и политические партии, и производители российских товаров.
  1. Когда надо подчеркнуть период. Для кого такой прием может подойти? Прежде всего тем производителям, которые делают акцент на «ретро». В данном случае интерес представляет постреволюционный и довоенный периоды. Приемы конструктивизма подойдут компаниям с историей, деятельность которых началась в тот же период, что и стиль «конструктивизм».
  1. Когда надо создать запоминающийся слоган. Переосмысленная агитпоэзия прошлого позволяет создавать запоминающиеся слоганы, передаваемые из уст в уста.

Блог

Мы любим слушать и любим говорить. Читайте наш журнал о брендинге и дизайне

Дизайн-жизайн

Гид по стилю: абстракционизм

Дизайн-жизайн

Как оживают бренды: роль маскотов в айдентике компаний

Дизайн-жизайн

В поисках цвета

Запрос коммерческого
предложения

Брендинг для

Компании Продукта Ритейла

Ваши контакты

При заполнении формы, вы получите предложение в течение 30 минут. Запрос по другим каналам связи обрабатывается до 2-х рабочих дней.

Я согласен получать рассылку новостей агентства

Нажимая на кнопку «Получить предложение» вы подтверждаете, что вы ознакомились полностью с актуальной Информационной политикой на настоящем сайте, полностью согласны с ее положениями и выдали ООО «Репина брендинг» все согласия, указанные в вышеупомянутой Информационной политике

Краткая история конструктивизма

Все, что вам нужно знать о движении, зародившемся в России в начале 20-го века и оказавшем влияние на современное искусство во всем мире, иллюстрировано лотами из коллекции Hoekstra, выставляемой 30 апреля и 1 мая в Амстердам

Что понимается под конструктивизмом?

Короче говоря, конструктивизм был особенно строгим направлением абстрактного искусства, возникшего в России примерно в 1913 году вместе с Владимиром Татлиным (1885-1919 гг.).53) и Александр Родченко (1891-1956). Другими известными сторонниками движения были Нуам Габо (1890–1977), Антуан Певзнер (1886–1962) и Эль Лисицкий (1890–1941).

Как сторонники политических идеологий, пропагандируемых русскими революционерами, конструктивисты представляли себе искусство как активного агента социалистического дела. Искусство должно отражать современный индустриальный мир и, прежде всего, быть доступным массам. Участники группы стремились делать искусство, актуальное в быстро меняющемся мире, свободное от академических традиций, лишенное каких-либо эмотивных или субъективных свойств.

Конструктивисты считали свое искусство продуктом промышленного порядка, а не уникальным товаром, и предшественником фабричного массового производства. Они часто исследовали коллективные способы работы и рассматривали создателя объектов как строителя или инженера, а не как индивидуального художника.

Основные стили и материалы?

Вообще говоря, конструктивисты стремились вернуть искусство к его материальным основам, сосредоточив внимание на конструкции, а не на концепции объектов. Конструктивисты часто делали работы из скромных, необработанных или промышленных материалов, таких как дерево, железо, стекло и сталь.

Для многих их работ, как двухмерных, так и трехмерных по форме, характерны строгие, угловатые геометрические формы.

Франсуа Морелле (1926-2016), 2 траектории 0°, 90° (интервалы 14 см и 17 см) , картина 1972 года. Холст, масло. 140 х 140 см. Эстимейт: €80 000–120 000. Предложено в разделе «Послевоенное и современное искусство» 30 апреля 2019 года на аукционе Christie’s в Амстердаме

.

Так как же конструктивизм повлиял на движения раннего современного искусства?

Хотя конструктивизм был подавлен в России 1920-х годов основные члены группы продолжали распространять свои идеи по Европе и Америке. Конструктивизм повлиял на многие современные и последующие движения современного искусства, включая Баухаус в Германии, Де Стиль в Голландии и послевоенные коллективы Zero, возникшие по всей Европе в 1950-х и 60-х годах.

Баухаус

С момента своего основания в Веймаре в 1919 году Вальтером Гропиусом до закрытия в Дессау в 1933 году Баухаус — немецкая школа, предлагающая классы исполнительского искусства, дизайна, изобразительного и прикладного искусства — была известна своими прогрессивные учения, игнорирование традиционных художественных иерархий и радикальное видение того, что дизайн и производство должны быть объединены.

Среди известных преподавателей Баухауза были друзья Пауль Клее (1879–1940) и уроженец России Василий Кандинский (1866–1944). Кандинский, поселившийся в Мюнхене в 1896 году, вернулся в Россию после окончания Первой мировой войны, где он столкнулся с идеологией и творчеством конструктивистов.

Вернувшись в 1922 году в Германию, чтобы занять пост в Баухаузе, Кандинский начал отходить от репрезентации и экспериментировать с геометрическими формами абстракции — в его работах этого периода преобладают круги, треугольники, линии и цвет.

Йоост Бальеу (1925–1991), Синтез. констр. WXI_4c , 1960-1969 гг. 100 х 200 х 30 см. Эстимейт: €30 000–50 000. Предложено в разделе «Послевоенное и современное искусство» 30 апреля 2019 года на аукционе Christie’s в Амстердаме

.

De Stijl

De Stijl, или Стиль, — голландское движение, основанное в 1917 году голландским архитектором, дизайнером, писателем и художником Тео ван Дусбургом. Практики Де Стейла, в том числе Геррит Ритвельд и Вилмош Хузар , находились под сильным влиянием архитектуры и городского планирования и видели в их строгих формах прямых углов и пересеченных линий, усиленных ярким цветом, ответ на геометрическую абстракцию, отстаиваемую в начале 20-го века. художников века.

Движение приобрело и сохранило влияние благодаря поначалу скандальным выставкам его самого известного представителя Пита Мондриана, а также посольской деятельности Ван Дусбурга, который в начале 1920-х годов привнес свои концепции в Баухаус.

Как развивался конструктивизм после Второй мировой войны?

Послевоенные конструктивисты пошли по стопам манифеста Тео ван Дусбурга 1930 года о конкретном искусстве, который призывал к приверженности рациональной эстетике. Это поколение конструктивистов резко отреагировало на господствующую тогда позицию группы CoBrA, образовавшейся в 1948, чьи работы отличались высокой эмоциональностью, красочностью и экспрессивностью.

Как коллектив, они использовали простую хроматическую палитру, геометрическую абстракцию и, как и их предшественники-конструктивисты начала 20-го века, рассматривали искусство как объективный продукт его материальных составных частей.

Голландская и немецкая Zero Groups

Zero Group была создана в Дюссельдорфе в 1957 году Хайнцем Маком и Отто Пиене. Этот свободный коллектив международных художников, который выставлялся вместе с такими известными именами, как Ив Кляйн, Лучио Фонтана и Жан Тинг, создавал искусство, которое требовало простых форм, цветов и повседневных материалов. Многие художники Zero создавали кинетическое искусство, используя свет, пространство и движение, чтобы задействовать альтернативные способы восприятия.

Герман де Врис (р. 1931), V70-27B , 1970. 100 x 100 см. Эстимейт: €30 000–50 000. Предлагается в разделе «Послевоенное и современное искусство» с 30 апреля по 1 мая 2019 года на аукционе Christie’s в Амстердаме

.

Голландские художники Nul, среди которых были Армандо, Герман де Врис, Ян Шунховен, Ян Хендериксе и Хенк Петерс, нашли много общего с группой Zero из Дюссельдорфа. Как и их немецкие коллеги, они стремились наполнить окрашенные поверхности ощущением света и движения. Для многих работ художников Зеро характерны монохромная палитра, повторение, серийность и сеткообразные формы.

The British Systems Group

Этот коллектив, в который входили художники Джеффри Стил и Малкольм Хьюз, стремился найти порядок в хаосе, обозначая вероятные закономерности в определенных живописных и скульптурных композициях. В 1973 году в амстердамской галерее Swart прошла выставка работ художников System Group, получившая широкое признание.

Известные голландские конструктивисты и художники-геометрики 1960-х и 1970-х годов

Расположенная в Амстердаме Galerie Swart, основанная в 1964 Риекье Сварта, сыграл важную роль в современном коммерческом успехе многих голландских конструктивистов и художников-геометриков в 1960-х и 70-х годах.

«Они хотели построить новое общество, в котором искусство могло бы быть включено в архитектуру и дизайн», — говорит Йетске Хоман ван дер Хайде, председатель Christie’s в Амстердаме. «Однако, в отличие от группы Zero, которая часто использовала старые переработанные материалы, эта группа художников искала новые и инновационные методы создания произведений искусства».

Известные голландские послевоенные конструктивисты включают Боба Бониса, Питера Стрюйкена, Яна Шунховена, Йоста Бальеу и Ада Деккерса. «Сегодня работы Ада Деккерса пользуются большим спросом у коллекционеров послевоенного конструктивистского искусства, — говорит Хоман ван дер Хайде. «Это в первую очередь потому, что он умер относительно молодым и имеет очень ограниченное творчество».

Стилистически его искусство максимально минималистично и, чаще всего, выполнено с использованием одного хроматического цвета. «Он также экспериментировал с новыми материалами», — добавляет специалист. «Многие из его рельефных работ сделаны из полиэстера».

Шунховен принял более человечную форму конструктивизма, в то время как Стройкен, воплощавший материальное будущее конструктивизма, включил новые технологии в свои компьютерные произведения искусства 1960-х годов, чтобы экспериментировать с цветовыми вариациями и движениями. Его пространственные, световые и звуковые проекты проходят тонкую грань между нефигуративным искусством и декоративным искусством.

Петер Страйкен (р. 1939), Structuur II (Структура II) , 1969. Лак на плексигласе. 150 х 150 см. Эстимейт: €12 000–16 000. Предложено в разделе «Послевоенное и современное искусство» 30 апреля 2019 года на аукционе Christie’s в Амстердаме

.

Многие голландские конструктивисты того периода разделяли взгляды, схожие с взглядами современных художников-минималистов и абстракционистов, работавших в Европе и Америке. Международные практикующие конструктивисты включают Бриджит Райли, Франсуа Морелле во Франции, Карла Андре, Агнес Мартин и Сола Левитта в Америке. «Все они разделяли понимание того, что визуальные элементы работы, такие как линия, плоскость, форма и цвет, представляют собой собственную выразительную силу», — говорит Хоман ван дер Хайде.

Выживает ли сегодня конструктивизм?

Абсолютно. Конструктивизм повлиял на многих современных художников, создающих искусство с помощью компьютерных программ, и многие современные абстрактные искусства уходят корнями в конструктивистское движение 1970-х годов.

Как выглядит нынешний рынок искусства, вдохновленного конструктивизмом?

«Интерес к этой сфере растет», — подчеркивает специалист. «Послевоенный конструктивизм представляет собой менталитет особой группы художников-первопроходцев, работавших в XIX веке.60-х и 70-х годов. Коллекционеры всегда заинтересованы в покупке механизмов, которые рассказывают об определенном моменте в прошлом».

Gerrit Rietveld (1888-1964), Steltman Stoel (Steltman Chair) , разработанный в 1963 году, выполненный в 1976 году Герардом ван де Гронеканом. 70 х 49 х 45 см. Эстимейт: €10 000–15 000. Предлагается в разделе «Послевоенное и современное искусство» 1 мая 2019 года на аукционе Christie’s в Амстердаме

.

Где потенциальные новые коллекционеры могут узнать больше?

Послевоенные художники-конструктивисты, такие как Петер Струйкен и Ад Деккерс, представлены во многих коллекциях немецких и голландских музеев, в том числе в Музее Бойманса ван Бёнингена, а также в международных коллекциях, включая Тейт Модерн в Лондоне и Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Зарегистрируйтесь сегодня

Онлайн-журнал предлагает лучшие материалы, видео и аукцион
новости на ваш почтовый ящик каждую неделю

Подписаться

В дополнение к этим постоянным коллекциям, недавние выставки, исследующие сферу искусства, вдохновленного конструктивизмом, в том числе «Родченко и Попова: определение конструктивизма» , прошедшая в Тейт Модерн в 2009 году, и Zero: Countdown to Tomorrow  в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорк в 2015 году вновь пробудил интерес к движению.

Галерея Mayor в Лондоне представляет широкий спектр художников, вдохновленных конструктивизмом, и в настоящее время представляет выставку ведущего художника оп-арта Джулиана Станчака, а галерея Дениз Рене в Париже и галерея Борзо в Амстердаме лидируют в этой области.

Войти Сейчас

История и особенности конструктивистского искусства

Конструктивизм был радикально новым течением в искусстве, зародившимся в Советском Союзе. Эта влиятельная идея выплеснулась за пределы России в Париж, Германию, Лондон и США. В этих статьях ArtHearty рассказывается об истории и характеристиках искусства конструктивизма, чтобы вам было легче понять это движение.

Знаете ли вы?

Термин конструктивистское искусство впервые был использован русским художником и теоретиком искусства Казимиром Малевичем для описания творчества русского художника Александра Родченко.

Хотя Малевич первым использовал термин «конструктивистское искусство», именно русский и советский художник и архитектор Владимир Татлин первым заложил краеугольный камень конструктивистского художественного движения.

  • Зарождение конструктивизма в искусстве восходит к 1913 году, когда Татлин посетил Париж. Он был вдохновлен серией деревянных рельефов, выполненных Пабло Пикассо. Татлин был вдохновлен тем, как Пикассо располагал предварительно отформованные элементы вместе, а не вырезал рельефы. Вернувшись, Татлин начал создавать свои собственные скульптуры из различных материалов, которые он нашел. Эти скульптуры были в том же стиле, что и Пикассо.
  • В 1919 году Татлин выставил свой рельеф «Угловой контррельеф». В отличие от любых других скульптур, она была подвешена в воздухе и в углу. Эта абстрактная скульптура привлекла внимание читателей к типам материалов, а также к их расположению по отношению друг к другу.
  • Кульминацией творчества Татлина стала выставка «Памятник Третьему Интернационалу, или Башня Татлина» в 1920 году. Башня представляла собой необычное здание спиралевидной формы, которое после большевистской революции 19 года планировалось построить для штаба.17. К сожалению, башня так и не была построена. Однако он стал символом движения, и, таким образом, движение действительно родилось.

Русское конструктивистское искусство определяется как сочетание фактуры и тектоники, что означает сочетание особых материальных свойств предмета и его пространственного присутствия.

  • Тем временем, при большевиках, искусство перешло в ведение Института художественной культуры и его директора Василия Кандинского. Его уволили, так как его идеи не соответствовали идеям рабочего класса. Это привело к скандалу и разделению двух групп художников. Первая группа придерживалась традиционного изобразительного искусства, а другая группа считала его мертвым. Во вторую группу вошли Татлин, Родченко, Попова и другие. Они получили общественное предпочтение и были названы конструктивистами или художниками-инженерами. В 1922 февраля русский теоретик искусства Алексей Ган издал «Манифест конструктивизма».
  • Движение восприняло новое развитие, вызванное Первой мировой войной и Октябрьской революцией. Художники были заинтересованы в использовании реальных материалов. Конструктивисты участвовали в различных проектах в области архитектуры, дизайна одежды, фотографии, графики, дизайна интерьеров, литературы, керамики, кино, фотографии и т. д. В связи с тем, что традиционная форма живописи была признана мертвой, было много экспериментов в других областях искусства. Был сформирован новый девиз―«Представительство закончено; пора строить».
  • Русский конструктивизм распространился по всему миру, особенно в Германии, Англии и Америке. Движение считалось символом современной эпохи. Однако движение внезапно прекратилось в связи с борьбой за власть после смерти Ленина в 1924 году. При Сталине промышленное производство увеличилось, и сформировалось новое направление в современном искусстве — социалистический реализм. Чтобы обратиться к массам, это движение было полностью натуралистическим. Это сделало конструктивистское художественное движение осужденным оппозицией правительства.

Ключевые характеристики искусства конструктивизма

  • Конструктивизм отстаивал три идеала—абстракцию, функционализм и утилитаризм. Движение сосредоточилось на построении искусства, а не на композиции, что отличало их от традиционных художественных движений. Искусство конструктивизма было посвящено современности.
  • Он пытался обрести универсальную форму. Он состоял из трех-, а также двухмерных художественных форм. Он состоял из тем, которые часто были геометрическими, минимальными, экспериментальными и редко эмоциональными. Конструктивистское искусство обычно разбивалось на основные элементы. Этот вид искусства упростил все на фундаментальном уровне.
  • При создании произведений искусства использовались новые медиа. При создании произведений искусства использовались промышленные материалы, такие как стекло, сталь и пластик.
  • В этом произведении будут сочетаться различные шрифты без засечек по их визуальным свойствам, а также по их значениям. Цвета, используемые в художественных работах, должны быть простыми, плоскими и символичными. Белое пространство было частью дизайна. Вместо рисованных иллюстраций часто использовалась техника фотомонтажа.

Знаменитые образцы искусства конструктивизма

Образцы искусства конструктивизма

  • Контррельефы (1914-1915) Владимира Татлина
  • Бей белых красным клином (1919) Эль Лисицкого
  • Памятник Третьему Интернационалу (1919-1920) работы Владимира Татлина
  • Книжные обложки в мягкой обложке (1924 г.) Александра Родченко
  • Афиша Реклама Ленинградского Издательства (1925) Александра Родченко
  • Кто из двоих , Афиша фильма (1927) Георгия и Владимира Стенбергов
  • Русский выставочный плакат (1929) Эль Лисицкого
  • Рабочие, На выборах в Советы должны голосовать все! (1930) Густава Клуциса

Галерея

Конструктивное искусство с коммунистической символикой

Конструктивное искусство Древнерусский плакат

Конструктивное искусство с кулаком

Конструктивное искусство с символом свободы

Перемены в движении

Хотя визуальное искусство продвинулось вперед в конструктивизм такие как скульптура и живопись, движение лелеяло стремление увеличить массовое производство, из-за чего художники изучали декоративно-прикладное искусство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *