Рационализм в архитектуре примеры: Рационализм в архитектуре и его особенности

Рационализм в архитектуре и его особенности

Рационализм — не такое известное направление в архитектуре, как конструктивизм, но не менее интересное. Этот стиль появился в ХХ веке благодаря освоению и появлению новых технологий. Иногда это направление еще называют «современная архитектура». Представители этого стиля уделяли много внимания психологическому восприятию человека. Рационализм в архитектуре — это единство формы, конструкции и функционального назначения.

Краткое описание

Это направление отличается строгостью и простотой форм. Рационализм в архитектуре отличается тем, что у него имеется одна особенность — функциональность. Расцвет этого стиля приходится на 20-50-е годы ХХ века. Основные узоры, которые используются рационализмом в архитектуре — это геометрические формы: прямые линии, квадраты, прямоугольники.

Мастера также экспериментировали с пропорциями и цветом. Архитекторы стремились к тому, чтобы их идеи соответствовали эстетике того периода. Основная их идея — это то, что архитектура должна отвечать современным запросам общества, а не просто повторять идеи прошлых эпох. Новое направление должно быть простым, лаконичным и понятным людям.

Также интересной особенностью рационализма в архитектуре 20 века является то, что для мастеров она была инструментом перестройки общества, «нового» человека, который будет свободен от идей прошлых столетий. Кроме экспериментов с пропорциями и цветом, использовали асимметрию и такие материалы, как железо и бетон. Все это добавляло функциональности этому направлению.

Архитектор, по мнению рационалистов, выступал не в качестве художника-декоратора, а как конструктор. Здания создавали так, чтобы они были практичными, но и выразительными. Мастера этого направления считали, что эстетическая составляющая будет только тогда иметь значение, когда оно выполняет практическую функцию. Поэтому здания получались не просто выразительными, но и функциональными.

Развитие стиля в Голландии

Основоположником рационалистического архитектурного направления в Голландии был Хендрик Петрюс Берлаге в XIX-XX веках. Именно его работы оказали большое влияние на формирование этого стиля в других странах. Главные идеи Хендрика Берлаге — это работа с ровными поверхностями и использование природного камня, неоштукатуренных стен из кирпича.

Пример рационализма в архитектуре Голландии — это здание Амстердамской биржи. В его облике гармонично сочетаются жесткие конструкции с элементами, характерными для традиционного голландского стиля. Берлаге занимался реконструкцией «бедных» районов Амстердама. И во многих городах Голландии появились простые, но красивые здания.

Развитие стиля в Италии

В Италии рационализм появился благодаря немецкой школе архитектуры «Баухауз». Итальянские архитектуры создали два сообщества — «Группа 7» и MIAR. Самым известным мастером из творческого объединения «Группа 7» был Джузеппе Терраньи, создавший прекрасное здание в стиле рационализма в 1936 году — Народный дом в Комо.

Глава MIAR Адальберто Либера стал известен благодаря Дворцу конгрессов, который находится в римском пригороде. Он был построен в 1954 году и состоит из просторного конгресс-холла, террасы с висячими садами и театром под открытым небом. Главная особенность стиля рационализма в Италии — это социальная направленность. Итальянские мастера стремились к созданию новой среды и человека, который будет готов к совместному труду.

Развитие стиля в СССР

Это направление не такое популярное, как конструктивизм, но здания в этом стиле не менее интересны, и в нем работали талантливые мастера. Рационализм в архитектуре СССР соответствовал идеям и принципам советского общества. Но при этом, в отличие от представителей конструктивизма, рационалисты не были так категорично настроены к прошлым наработкам в области архитектуры.

Все представители этого течения изучали основы классического стиля и не ограничивались функциональной составляющей. Также очень важно было учитывать и то, как человек воспринимает архитектуру. Лидером этом движения был Н. А. Ладовский, который организовал Обмас (Объединенные мастерские).

Деятельность Обмаса была недолгой, но именно там были сделаны первые шаги по созданию новой архитектурной школы. Там обучали архитекторов на другом уровне и была введена новая дисциплина — «Пространство». Н. А. Ладовский считал, что архитектор должен мыслить объемно. Так был создан макетный метод, который позволял проявлять фантазию в работе и создавать интересные художественные приемы.

«АСНОВА» — творческая организация рационалистов

В 1923 году единомышленники Н. А. Ладовского создали объединение «АСНОВА» — Ассоциация новых архитекторов. Членами этой организации в разные периоды были известные деятели искусства. Участники «АСНОВА» хотели создать печатное издание, но этого сделать не получилось. Поэтому статьи печатали в журнале «Строительство Москвы» и других тематических изданиях.

Рационалисты не принимали участие в различных конкурсах, поэтому конструктивисты заняли лидирующие позиции. С 1923 по 1926 была полемика между объединением рационалистов и конструктивистов. Рационалисты считали, что конструктивисты слишком ограничены и много уделяют внимания функциональной составляющей.

В 1928 году в «АСНОВА» произошел раскол из-за разногласий между Ладовским и его более радикально настроенным коллегой — В. Балихиным. Также Н. А. Ладовский создал Объединение архитекторов-урбанистов.

Жилой комплекс на Шаболовке

Это известный пример советского рационализма в архитектуре. В 1927 году разработку этого здания поручили архитекторам из «АСНОВА». Им нужно было создать жилой комплекс, который соответствовал следующим требованиям:

  • компактность;
  • дешевизна;
  • выразительность.

Для строительства выделили небольшой участок в районе Шаболовки. Выиграла этот конкурс группа Н. Травина. Архитекторы собирались построить 24 корпуса, состоящие из 5 и 6 этажей. Также в комплекс входили детский сад и котельная. Архитекторы хотели построить корпуса так, чтобы можно было использовать максимальное количество света.

Для выполнения этой идеи построили небольшие полуизолированные дворы, которые окружают южные фасады с балконами — именно на эту сторону выходят окна главных жилых комнат. А вот на северной стороне дома — комнаты для кухни и ванной. Большое внимание уделили внутреннему оформлению. Архитекторы создали ощущение того, что дворы плавно «перетекают» друг в друга. Это добавляет эффект максимально светлого и открытого пространства.

«Летающие города»

В 1928 году один из лучших учеников Ладовского — Георгий Крутиков, представил свою дипломную работу, которая стала сенсацией в архитектуре. Это была идея создать «летающий город». Архитектор предлагал оставить землю для туризма, отдыха и труда, а сами жители перебрались бы в летающие города-коммуны.

Сообщение между «воздушными» и «наземными» зданиями должно было осуществляться при помощи многофункциональной кабины. В СССР было хорошо развито воздухоплавание, поэтому нет ничего удивительного в том, что Крутиков увлекался астронавтикой и считал, что городская архитектура будет связана с воздушной тематикой.

Некоторые восприняли эту идею «Летающих городов» с энтузиазмом и считали, что это новое слово в науке. Другие же отнеслись достаточно скептически. Но эта идея подчеркивает, что рационализм связан с развитием техники и науки.

Упадок стиля

В начале 30-х в СССР уже была не такая творческая атмосфера, и у художников стало меньше простора для реализации своих возможностей. Обществу стали нужны не новые формы, а возвеличивание Вождя и достижений советского народа. Ни рационализм, ни конструктивизм не могли реализовать эти требования. Поэтому ведущим направлением в советской архитектуре стал неоклассицизм.

Рационалистам стали говорить, что они поддерживают буржуазные идеи в архитектуре, что их проекты слишком формальны. Но конструктивистов критиковали меньше, потому что они уделяли больше внимания функциональности, чем экспериментам с формой и цветом. Также советской власти не нравилось то, что они увлекаются психоанализом, который не признавали в СССР. И в ту эпоху начался упадок рационализма и функционализма в архитектуре.

Реабилитация этого направления

До 1950-х годов этот стиль нигде не упоминался. Представителей рационализма называли «вредителями-формалистами», либо о них не говорили вообще. Но к концу 50-х люди стали по-другому относиться к архитектурному наследию 1920-х годов. Многие идеи архитекторов этого направления использовали мастера периода оттепели.

Рационализм в архитектуре — стиль не такой популярный, но не менее интересный, с оригинальными идеями, которые соответствовали потребностям общества того периода. Архитекторы, работающие в этом стиле, учитывали достижения науки и техники. А некоторые мастера выдвигали интересные передовые идеи.

При этом рационалисты не отказывались от изучения других стилей полностью, как это делали конструктивисты. Именно поэтому их критиковали больше, потому что их мышление было более обширным и не таким ограниченным. Особенность рационализма в архитектуре еще и в том, что в своей работе они использовали в своей работе психоанализ, что делает это направление еще более интересным.

Рационализм — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Рационализм — направление в архитектуре 20 века, для которого характерны простота и строгость форм, отказ от декоративности, подчеркнутый интерес к функциональности. Временем расцвета рационализма считаются двадцатые – пятидесятые годы, однако отдельные черты этого стиля просматриваются и у более поздних архитекторов. К примеру, основные мотивы рационализма – использование прямых линий, квадратов и прямоугольников, игра с пропорциями и цветом — широко используются современными архитекторами по всему миру.

Представители рационализма стремились создать методы, соответствующие эстетическим идеям 20 века. По их мнению, архитектура должна отвечать современным запросам общества, а не заниматься бесконечным повторением достижений прошлых столетий. Стили, достигшие расцвета в 18-19 веках, должны быть полностью забыты. Время научно-промышленного прогресса требует создания новых форм — лаконичных, понятных и простых.

Основной принцип рационализма — единство архитектурного образа и его функциональной обусловленности. «Новая архитектура, настоящая, должна основываться на логике, на рациональном начале. Новые формы получат эстетическую ценность только в той мере, в какой они целесообразны», — писал в своем манифесте выдающийся итальянский архитектор-рационалист Джузеппе Терраньи.

Кроме того, представители рационализма из разных стран мира — от Италии и Нидерландов до СССР — считали, что современная архитектура должна быть инструментом воспитания и перестройки общества, создания «нового человека», свободного от наследия прошлого. Для воздействия на психику использовались ритмичные повторения простых геометрических форм, игра с цветом на больших плоскостях, осуществлялись поиски выразительности в области синтеза архитектуры с другими искусствами. Также в числе основных приемов – асимметрия и ставка на такие чисто урбанистические материалы, как железобетон, металл и стекло.

Идеи рационализма разделяли Ш. Ле Корбюзье (Франция), школа «Баухауз» (Германия), группа «Стиль» (Нидерланды), «Группа 7» (Италия), группа «Аснова» (СССР).

Кризис рационализма

Основные идеи рационализма были сформулированы в 1933 году на одном из архитектурных конгрессов в «Афинской хартии». Архитекторами ставилась глобальная цель – внедрение единых градостроительных идей в городах по всему миру, без учета национальных и исторических черт. В итоге сложился так называемый международный стиль, присущий многим современным архитекторам. После 1950 года международный стиль подвергся критике за его однообразие, догматизм, отсутствие интереса к традициям.

Развитие в разных странах

Рационализм в Голландии

Основоположником голландского рационализма стал Хендрик Петрус Берлаге, который работал на рубеже 19-20 веков. Он оказал серьезное влияние на дальнейшие развитие рационалистического направления в разных странах мира. Основные новаторские идеи Берглаге – использование ровных поверхностей и стремление к вещественности (интерес к природному камню, неоштукатуренным стенам из кирпича). Одно из наиболее известных творений Берлаге — здание Амстердамской биржи. В этом архитектурном памятнике современные жесткие конструкции гармонично сочетаются с элементами, присущими национальной голландской традиции. На протяжении своего творческого пути Берлаге занимался реконструкцией бедных районов Амстердама, реализовал крупные проекты по реорганизации Гааги и Утрехта. В итоге во многих голландских городах появились ровные кварталы, состоящие из ритмично повторяющихся простых, но выразительных зданий.

Рационализм в СССР

В двадцатых годах рационализм был весьма популярен среди авангардно настроенных советских архитекторов. Принципы рационализма соответствовали идеям нового советского искусства: требовали отказа от наследия прошлого, призывали к созданию новых архитектурных форм. Одним из наиболее известных представителей рационализма в СССР был Николай Ладовский — автор наземного павильона метро «Красные ворота». В 1923 году Н. Ладовский и его единомышленники основали новую художественную группу — Ассоциацию новых архитекторов (АСНОВА). В составе АСНОВА работали такие известные деятели культуры, как Эль Лисицкий и Константин Мельников.

Итальянский рационализм

В Италии представители рационалистического направления, вдохновленные идеями немецкой школы архитектуры «Баухауз», создали объединения «Группа 7» и MIAR (Итальянское движение за рациональную архитектуру). Наиболее известным участником «Группы 7» был Джузеппе Терраньи, автор выдающейся работы 1936 года – Народного дома в Комо. Глава MIAR Адальберто Либера прославился во многом благодаря Дворцу конгрессов в пригороде Рима (1954 г.), который оснащен просторным конгресс-холлом, террасами с висячими садами, театром под открытым небом. Основной чертой итальянского рационализма стала установка на социальность: архитекторы ставили своей целью строительство новой среды, свободной от пережитков прошлого и располагающей к общению и совместному труду.

Итальянский рационализм — Проектирование зданий

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимально удобные условия пользования нашим веб-сайтом. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.

Редактировать эту статью

Последняя редакция 07 Сен 2020

См. полная история

Рим: Palazzo della civiltà del lavoro (часть проекта EUR)


  • 1 Введение
  • 2 История
  • 3 Определяющие характеристики
  • 4 Универсальное отделение Рима
  • 5 примеров итальянского рационализма
  • 6 Статьи по теме Проектирование зданий Wiki

Итальянский рационализм

(Architettura razionale или рациональная архитектура) — архитектурный стиль, вдохновленный масштабом, структурой и симметрией древнеримской архитектуры, но без декоративных излишеств, характерных для стилей классицизма и неоклассицизма.

В начале 20 века итальянские архитекторы искали модернистский язык и идентичность. Некоторые, сдерживаемые фашистским правительством того времени, в ответ приняли футуризм с его длинными горизонтальными линиями и обтекаемыми формами, которые вдохновляли образы скорости, динамизма и безотлагательности.

Другие стремились найти золотую середину между классицизмом и индустриальной архитектурой. Они присоединились к фашистскому движению, которое создало совершенно другой стиль крупномасштабных, несколько устрашающих общественных зданий. Эти архитекторы пересмотрели римские элементы и внесли современные изменения (иногда заимствуя инновационные методы из движения Баухаус), чтобы создать здания, которые теперь ассоциируются с итальянской фашистской архитектурой.

Рационалистическое архитектурное движение процветало с 1920-х по 1940-е годы. Эта идеология была принята в 1926 году группой архитекторов, именуемой Gruppo 7. Эти молодые профессионалы (Луиджи Фигини, Гвидо Фретте, Себастьяно Ларко, Адальберто Либера, Джино Поллини, Карло Энрико Рава и Джузеппе Терраньи) задались целью построить логические здания. элегантным в сдержанной манере, который искал баланс между излишествами неоклассицизма и бесплодием и разрушением футуризма.

Gruppo 7 дистанцировалась от другой формы итальянской фашистской архитектуры, созданной движением novecento. Члены Gruppo 7 чувствовали, что работа движения новеченто не дала ничего действительно нового в идеологическом смысле; это было не более чем классические репродукции, используемые государственным отделом пропаганды.

Манифест Gruppo 7 содержал призыв к архитектуре с искренностью, логикой и порядком, повторяя идеи Ле Корбюзье, но они также выражали ритм и классические пропорции в знак уважения к истории.

Турин: Палаццо Гуалино


В 1928 году начались работы над Палаццо Гуалино. Считается одним из первых примеров рационалистической архитектуры. Созданный Джино Леви-Монтальчини и Джузеппе Пагано, он был провозглашен символом рационалистической культуры в Италии.

Палаццо Гуалино с плоской крышей выделяется среди других зданий Турина. Рационалистический дизайн одновременно упрощен и функционален. Он имеет симметричный фасад и сочетает в себе современные и классические черты.

Работа Группы 7 ускорилась с 1926 по 1931 год, включая проекты для правительства Бенито Муссолини. Планирование Римского университета началось в 1932 году, но именно более крупный проект, Esposizione Universale Roma (EUR) — или Всемирная ярмарка в Риме — стал визитной карточкой рационалистов.

Рим: Римский университет.


Расположенный в городском квартале в южной части Рима, проект EUR иногда рассматривается как попытка Муссолини спроецировать свою политическую идеологию на народ Италии посредством создания идеализированного города, подражающего силе и порядку древнего Рима. без своего орнамента. Планирование проекта началось в 1936, с идеей, что в Риме пройдет Всемирная выставка 1942 года вместе с празднованием двух десятилетий правления Муссолини.

Рим: EUR, вид сверху.


Однако вмешательство Второй мировой войны привело к тому, что ярмарка не состоялась, и строительство не было завершено в 1960-х годах (во время неорационалистического возрождения, известного как La Tendenza). То, что существует, — это коллекция практичных зданий в деловом квартале Рима. Одна комната Палаццо дельи Уффици была построена из железобетона и снабжена металлическими дверями, образуя бомбоубежище — возможно, для Муссолини.

—Хайди Шварц

Милан: комплекс Монте-Амиата.


  • 1928: Палаццо Гуалино, Турин (Архитекторы: Джино Леви-Монтальчини и Джузеппе Пагано)
  • 1932–1935: Римский университет Сапиенца, Рим (архитектор: Марчелло Пьячентини)
  • 1933–1936: Casa del Fascio (также известный как Palazzo Terragni), Комо (архитектор: Джузеппе Терраньи)
  • 1934: Sala delle Medaglie d’Oro, Итальянское авиационное шоу, Милан (Архитекторы: Марчелло Ниццоли и Персико, Эдоардо)
  • 1934–1936: Флоренция Санта-Мария-Новелла, Флоренция (архитектор: Джованни Микелуччи)
  • 1938–1943: Палаццо делла цивилта дель Лаворо, Рим (Архитекторы: Джованни Геррини, Эрнесто Бруно Лападула и Марио Романо)
  • 1938: Площадь Гульельмо Маркони, Рим (Архитектор: Луиджи Моретти)
  • 1939: Палаццо дельи Уффици, Рим (архитектор: Гаэтано Минуччи)
  • 1960-е годы: жилой комплекс Монте Амиата, Милан (Архитекторы: Карло Аймонино и Альдо Росси)
  • 1970: Муниципальный центр замка Висконтео в Аббиатеграссо, Милан (архитектор: Джорджио Грасси)
  • Баухаус.
  • Классическая архитектура.
  • Футуристическая архитектура.
  • Итальянский брутализм.
  • Модернистская архитектура.
  • Неоклассическая архитектура.
  • Доля
  • Добавить комментарий
  • Отправьте нам отзыв

Итальянский рационализм — Проектирование зданий

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить вам максимальное удобство на нашем веб-сайте. Вы можете узнать о наших файлах cookie и о том, как отключить файлы cookie, в нашей Политике конфиденциальности. Если вы продолжите использовать этот веб-сайт без отключения файлов cookie, мы будем считать, что вы довольны их получением. Закрывать.

Редактировать эту статью

Последняя редакция 07 Сен 2020

См. полная история

Рим: Palazzo della civiltà del lavoro (часть проекта EUR)


  • 1 Введение
  • 2 История
  • 3 Определяющие характеристики
  • 4 Универсальное отделение Рима
  • 5 примеров итальянского рационализма
  • 6 Статьи по теме Проектирование зданий Wiki

Итальянский рационализм (Architettura razionale или рациональная архитектура) — архитектурный стиль, вдохновленный масштабом, структурой и симметрией древнеримской архитектуры, но без декоративных излишеств, характерных для стилей классицизма и неоклассицизма.

В начале 20 века итальянские архитекторы искали модернистский язык и идентичность. Некоторые, сдерживаемые фашистским правительством того времени, в ответ приняли футуризм с его длинными горизонтальными линиями и обтекаемыми формами, которые вдохновляли образы скорости, динамизма и безотлагательности.

Другие стремились найти золотую середину между классицизмом и индустриальной архитектурой. Они присоединились к фашистскому движению, которое создало совершенно другой стиль крупномасштабных, несколько устрашающих общественных зданий. Эти архитекторы пересмотрели римские элементы и внесли современные изменения (иногда заимствуя инновационные методы из движения Баухаус), чтобы создать здания, которые теперь ассоциируются с итальянской фашистской архитектурой.

Движение рационалистической архитектуры процветало с 1920-х до 1940-х годов. Эта идеология была принята в 1926 году группой архитекторов, именуемой Gruppo 7. Эти молодые профессионалы (Луиджи Фигини, Гвидо Фретте, Себастьяно Ларко, Адальберто Либера, Джино Поллини, Карло Энрико Рава и Джузеппе Терраньи) задались целью построить логические здания.

элегантным в сдержанной манере, который искал баланс между излишествами неоклассицизма и бесплодием и разрушением футуризма.

Gruppo 7 дистанцировалась от другой формы итальянской фашистской архитектуры, созданной движением novecento. Члены Gruppo 7 чувствовали, что работа движения новеченто не дала ничего действительно нового в идеологическом смысле; это было не более чем классические репродукции, используемые государственным отделом пропаганды.

Манифест Gruppo 7 содержал призыв к архитектуре с искренностью, логикой и порядком, повторяя идеи Ле Корбюзье, но они также выражали ритм и классические пропорции в знак уважения к истории.

Турин: Палаццо Гуалино


В 1928 году начались работы над Палаццо Гуалино. Считается одним из первых примеров рационалистической архитектуры. Созданный Джино Леви-Монтальчини и Джузеппе Пагано, он был провозглашен символом рационалистической культуры в Италии.

Палаццо Гуалино с плоской крышей выделяется среди других зданий Турина. Рационалистический дизайн одновременно упрощен и функционален. Он имеет симметричный фасад и сочетает в себе современные и классические черты.

Работа Gruppo 7 ускорилась с 1926 по 1931 год, включая проекты для правительства Бенито Муссолини. Планирование Римского университета началось в 1932 году, но именно более крупный проект, Esposizione Universale Roma (EUR) — или Всемирная ярмарка в Риме — стал визитной карточкой рационалистов.

Рим: Римский университет.


Расположенный в городском квартале в южной части Рима, проект EUR иногда рассматривается как попытка Муссолини спроецировать свою политическую идеологию на народ Италии посредством создания идеализированного города, подражающего силе и порядку древнего Рима. без своего орнамента. Планирование проекта началось в 1936 году с идеи, что в Риме пройдет Всемирная выставка 1942 года, а также празднование двух десятилетий правления Муссолини.

Рим: EUR, вид сверху.


Однако вмешательство Второй мировой войны привело к тому, что ярмарка не состоялась, и строительство не было завершено в 1960-х годах (во время неорационалистического возрождения, известного как La Tendenza).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *