Рационализм в архитектуре: Рационализм | Архитектура и Проектирование

Рационализм | Архитектура и Проектирование

Рационализм в архитектуре — совокупность архитектурных направлений 1-й половины XX века, программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле рационализм иногда отождествляют с понятием «современная архитектура».  Рационализм выдвинул требование единства архитектурной формы, конструкции и функционально обусловленной пространственной структуры.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) стремился выработать новые архитектурные методы, отвечающие современным общественным потребностям, эстетическим запросам и уровню промышленно-технического развития.

Основы рационализма закладывались ещё в конце XIX века (Луис Генри Салливен (Sullivan, Louis Henry, 1856— 1924) в США, Хендрик Петрюс Берлаге (Berlage, Hendrik Petrus,1856–1934) в Нидерландах (кирпичный стиль), Адольф Лоз (Loos) в Австрии, мастера немецкого Веркбунда в Германии, О.

Перре во Франции). Становлению рационализма в начале 1920-х годов во многом способствовали теории, пропагандировавшиеся группой, объединившейся вокруг журнала «Эспри нуво» (L’Esprit Nouveau) во главе с Ле Корбюзье (Le Corbusier) во Франции, руководимой Вальтером Гропиусом (Walter Gropius) архитектурной школой «Баухауз» (Bauhaus – «Дом строительства») в Германии (функционализм). Развитие рационализма охватывает в основном 20-50-е годы. Сторонники рационализма организовали Международные конгрессы современной архитектуры (1928— 59), его градостроительные идеи были зафиксированы в так называемой Афинской хартии (1933). Хартия преследовала цель создания идеальных архитектуры и градостроительства — идей, одинаково применимых в Европе и Америке, Африке и Азии. Результаты известны: появилось стремление к единообразию решений на всем земном шаре, не учитывались национальный склад характера и исторически сложившиеся обычаи народов разных стран и континентов.
Общие архитектурные концепции в 50-е годы привели к созданию т. н. международного (интернационального) стиля (Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe) и многих др. архитекторов). Причинами кризиса рационализма в конце 50-х годов стали присущие его представителям известный догматизм архитектурного мышления и социально-реформистский утопизм.

Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске, 1931 г. Архитекторы Г. и М. Бархины. Вместимость 4000—8000 мест
Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске, 1931 г. Архит. М. Гинзбург

Рационалистами называли себя архитекторы объединения АСНОВА (Николай Александрович Ладовский (1881 — 1941), Константин Степанович Мельников и др.), выдвигавшие на первый план психо-физиологические особенности восприятия архитектурной формы и стремившиеся найти рациональные начала в образцом аспекте архитектуры.

Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.

В сфере архитектуры все будущие рационалисты прошли через неоклассику высокого художественного уровня (школа Ивана Жолтовского). Многие рационалисты были профессиональными художниками и графиками, причём самых разных направлений — от стилистики «Мира искусства» до кубизма.

В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.

Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.

Кроме того, главным пунтом в творческой программе рационализма было понятие «пространство». Н. Ладовский писал: «Архитектура — искусство, оперирующее пространством». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.

Первой «лабораторией» рационалистов была Комиссия Живскульптарх (Живопись-Скульптура-Архитектура), в которой разрабатывались новые, экспериментальные проекты и велись творческие поиски во всех областях искусства.

В 1920 году состоялась выставка работ членов Живскульптарха, которую можно назвать первым публичным выступлением сторонников аванграда (их работы были явным образом противопоставлены неоклассике). Проекты Ладовского сделали его невероятно популярным в творческой среде.

Если конструктивисты группировались вокруг братьев Весниных, то у рационализма абсолютным лидером был Николай Александрович Ладовский. Для воспитания «подрастающего поколения» архитекторов Н. Ладовский создал мастерскую Обмас

(Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

Обмас просуществовали всего три года (1920—1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была ввелена специальная дисциплина — «Пространство».

Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно — пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогало проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.

На рубеже 1922—1923 гг. группа единомышленников Ладовского уже сложилась в творческую организацию. Организация была названа Ассоциацией новых архитекторов (АСНОВА) (зарегистрирована 13 июля 1923 года).

Учредителями органиции были: сам Н. Ладовский и его коллеги — Н.В.Докучаев, В.Кринский, А.Рухлядев, В.Балихин. В состав АСНОВА в разное время входили такие выдающиеся деятели искусства, как Лазарь (Эль) Лисицкий и Константин Мельников.

АСНОВА неоднократно предпринимала попытки создать свой печатный орган. В 1926 году под редакцией Л.Лисицкого вышел первый и единственный выпуск «Известия АСНОВА». Однако, с собственной газетой ничего не получилось и рационалисты публиковали свои статьи в журнале «Строительство Москвы», в «Красной Ниве» и других изданиях.

Стоит отметить, что рационалисты весьма скептически отнеслись к первым конкурсам проектов (в частности, Дворца труда в Москве). Из-за отказа участвовать в этом конкурсе, рационалисты дали возможность конструктивистам занять лидирующее положение в архитектурной среде.

1923—1926 гг. были отмечены полемикой между АСНОВА и

ОСА (объединением конструктивистов). Рационалисты обвиняли своих оппонентов в «ограниченности» и «превращении инженерной конструкции в некий фетиш». Но факт оставался фактом — конструктивисты были популярнее и «ближе» к насущным потребностям современности.

В 1928 году происходит раскол АСНОВА. Причиной послужили непреодолимые противоречия, возникшие между Ладовским и его радикально настроенным коллегой — В.Балихиным, а также создание Ладовским ассоциации архитекторов — урбанистов АРУ.

В 1928 году один из любимых учеников Ладовского — Георгий Крутиков представил свой дипломный проект, сразу же ставший сенсацией. Это была концепция «летающего (вернее сказать — парящего) города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории?

Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города — коммуны.

Сообщение между землёй и «заоблачными» зданиями должно осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» были бы даже не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом пространстве). Летать должны были жители этих городов.

Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.

Этот проект многие восприняли, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике.

Сегодня подобные проекты рассматриваются как иллюстрация к пролетарско — романтической утопии 1920-х годов, которая была жестоко перечёркнута сталинским террором.

Обвинение в «формализме»

В началу 1930-х годов творческая атмосфера в СССР перестала быть столь свободной и способствующей полной самореализации художника, как ещё несколько лет назад.

Пришли иные времена — теперь требовался не поиск новых форм, а планомерное возвеличивание Вождя и свершений советского народа. При помощи рационалистских и конструктивистских средств выразительности сделать это было просто невозможно — «на помощь» вождям пришла гегемония пролетариата и вечная классика. Пролетарии не хотели жить как новая формация, они хотели быть теми, против кого они боролись. Вкус плебса оказался кривым заимствованием купеческой эклектики и выразился в мечтах о доходных домах в стиле неоклассицизма. Как тогда шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики», имея в виду тот факт, что отныне господствующим стилем в СССР стал неоклассицизм (с элементами барокко). Сталинский ампир.

Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше — они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помешений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР.

Н. Ладовский, всеми забытый, умер в 1941 году (как и Эль Лисицкий), хотя у него был неплохой шанс стать одним из ведущих сталинских архитекторов (он был автором наземного павильона метро «Красные ворота»

«Реабилитация» рационализма

Уже к концу 1950-х имена архитекторов — рационалистов перестали замалчиваться либо же упоминаться в качестве «вредителей — формалистов»: наступило переосмысление наследия 1920-х годов.

Многие идеи рационалистов в области градостроительства были восприняты архитекторами периода «Оттепели».

В настоящее время, когда столица и другие города застраиваются современной, эстетически более выверенной и многофункциональной архитектурой, архитекторы всё больше обращаются к разработкам Ладовского и его товарищей.

11. 13 Рационализм и конструктивизм в архитектуре ссср.

Рационали́зм — советский авангардистский метод (стиль, направление) в архитектуре, получивший развитие в 1920-е — начале 1930-х годах. Характеризуется лаконичностью форм, строгостью и подчёркнутым функционализмом (cм. Функционализм). Идеологи рационализма, в отличие от конструктивистов, много внимания уделяли психологическому восприятию архитектуры человеком.

Рационализм известен (и реализован) гораздо хуже, чем современный ему конструктивизм, однако это не делает это направление менее интересным.

Основоположник стиля в России был Красовский, Аполлинарий Каэтанович.

В 1920-е годы, в условиях бурной полемики между консервативными неоклассиками и новаторами, рационалисты заняли свою нишу гораздо раньше конструктивистов и были не столь радикальны, как последние.

Так, творческий лидер рационализма Н. Ладовский не отрицал полностью наработок прошлого, как это делали вожди конструктивизма. Напротив, он призывал изучать классическое наследие и ни в коей мере не ограничиваться только утилитарной функцией проектируемого здания.

Кроме того, главным пунктом в творческой программе рационализма было понятие «пространство». Он отмечал, что архитектурно оформленное пространство (здание) всегда особым образом воспринимается человеком: психологические особенности восприятия также следует учитывать при строительстве.

Ладовский создал мастерскую Обмас (Объединённые мастерские) при ВХУТЕМАСе.

Обмас просуществовали всего три года (1920—1923), однако, именно здесь были сделаны первые шаги по созданию новаторской советской архитектуры. Здесь совершенно по-иному обучали искусству архитектора. Так, была введена специальная дисциплина — «Пространство».

Ладовский полагал, что архитектор должен мыслить объёмно — пространственной композицией, эскизировать не на бумаге, а в объёме и лишь затем переносить отработанную композицию на бумагу! Введение макетного метода проектирования помогал проявлять фантазию и вырабатывать новые приёмы и средства художественной выразительности.

АСНОВА — творческая организация рационалистов

Жилой комплекс на Шаболовке

В 1927 году Моссовет поручил архитекторам АСНОВА разработать проект жилого комплекса. Причём обязательными требованиями были: компактность застройки, дешевизна строительства и художественно — эстетическая выразительность.

Для строительства был отведён небольшой (близкий к квадрату) квартал в районе Шаболовки (как раз недалеко от Шуховской башни. Лучшим был признан проект группы Н.Травина.

Всего были запроектированы 24 пяти — шестиэтажных жилых корпуса, детский сад и котельная. Руководящей идеей решения фасадов является максимальное использование солнечного света.

Отсюда образование небольших, полуизолированных дворов, вокруг которых располагаются залитые солнцем «южные» фасады с балконами, сплошь заполняющими плоскости. Сюда выходят главные жилые комнаты. «Северные» фасады лишены балконов и почти ничем не примечательны. Сюда выходят кухни, ванны.

Большое внимание было уделено организации внутреннего пространства (в том числе и с точки зрения организации зрительно -законченных перспектив. Пребывая в этом районе, ловишь себя на мысли, что дворы как бы «перетекают» друг в друга, создавая ощущение светлого и очень открытого пространства. (И это, несмотря на то, что застройка очень плотная и в процессе проектирования архитекторы пытались удачно обыграть каждый участок земли).

[править]

«Летающие города» Г. Крутикова

В 1928 году один из любимых учеников Ладовского — Георгий Крутиков представил свой дипломный проект, сразу же ставший сенсацией. Это была концепция «летающего (вернее сказать — парящего) города». Крутиков поставил вопрос: а нельзя ли не привязывать жильё и другие постройки к земле, нельзя ли освободить занятые под застройку обширные территории?

Архитектор предлагал оставить землю для труда, отдыха и туризма, самим же перебраться в парящие в облаках города — коммуны.

Сообщение между землёй и «заоблачными» зданиями должно осуществляться с помощью универсальной и многофункциональной кабины, которая может двигаться по воздуху, по земле и по воде. Собственно, «летающими» были бы даже не сами города (они трактовались, как неподвижно размещённые в строго отведённом пространстве). Летать должны были жители этих городов.

Крутиков (учитывая развитие воздухоплавания в СССР), увлекался идеями, связанными с астронавтикой, с полётами в стратосферу и полагал, что архитектура будущего будет неотделима от воздушных путей сообщения.

Этот проект многие восприняли, как «новое слово в науке», другие же отозвались весьма скептически. Газета «Постройка» написала разгромную статью «Советские Жюль Верны», где проект Крутикова был подвергнут суровой критике.

Обвинение в «формализме»

В начале 1930-х годов творческая атмосфера в СССР перестала быть столь свободной и способствующей полной самореализации художника. Теперь требовался не поиск новых форм, а планомерное возвеличивание Вождя и свершений советского народа. При помощи рационалистских и конструктивистских средств выразительности сделать это было просто невозможно — «на помощь» вождям пришла вечная классика. Как тогда шутили: «В полемике рационалистов и конструктивистов победили неоклассики», имея в виду тот факт, что отныне господствующим стилем в СССР стал неоклассицизм (с элементами барокко и ар деко).

Рационалистов, как и их оппонентов конструктивистов, обвинили в «следовании буржуазным взглядам на архитектуру», «в утопичности их проектов», «в формализме». Собственно, конструктивистов ругали всё-таки меньше — они увлекались не столько формой, сколько функциональностью проектируемых помещений. Рационалистам также предъявили обвинение в увлечении психоанализом, который не признавался в СССР.

Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске, 1931 г. Архитекторы Г. и М. Бархины. Вместимость 4000—8000 мест

Конкурсный проект Большого синтетического театра в Свердловске, 1931 г. Архит. М. Гинзбург

Появление конструктивизма

К онструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и конструктивизма Как писал В. В. Маяковский в своём очерке о французской живописи: «Впервые не из Франции, а из России прилетело новое слово искусства — конструктивизм…»

Дом культуры имени С. М. Зуева , 1928

Конструктивизм в архитектуре

Братья Веснины и расцвет конструктивизма

Важной вехой в развитии конструктивизма стала деятельность талантливых архитекторов — братьев Леонида, Виктора и Александра Весниных. Они пришли к осознанию лаконичной «пролетарской» эстетики, уже имея солидный опыт в проектировании зданий, в живописи и в оформлении книг. (Они начали свою карьеру ещё в эпоху Модерн).

Впервые архитекторы — конструктивисты громко заявили о себе на конкурсе проектов здания Дворца Труда в Москве. Проект Весниных выделялся не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевал использование новейших строительных материалов и конструкций.

Дом Культуры ЗИЛ. Арх. братья Веснины

Следующим этапом был конкурсный проект здания газеты «Ленинградская правда» (московского отделения). Задание было на редкость сложным — для строительства предназначался крохотный участок земли — 6×6 м на Страстной площади.

Стадион «Динамо», Москва

Веснины создали миниатюрное, стройное шестиэтажное здание, которое включало не только офис и редакционные помещения, но и газетный киоск, вестибюль, читальный зал (одна из задач конструктивистов заключалась в том, чтобы на малой площади сгруппировать максимальное количество жизненно необходимых помещений).

Моисей Гинзбург — «Стиль и эпоха»

Ближайшим соратником и помощником братьев Весниных был Моисей Яковлевич Гинзбург, который был непревзойдённым теоретиком архитектуры первой половины XX века. В своей книге «Стиль и эпоха» он размышляет о том, что каждый стиль искусства адекватно соответствует «своей» исторической эпохе. Развитие новых архитектурных течений, в частности, связано с тем, что происходит «…непрерывная механизация жизни» , а машина есть «…новый элемент нашего быта, психологии и эстетики». Гинзбург и братья Веснины организовывают Объединение современных архитекторов (ОСА), в которое вошли ведущие конструктивисты.

C 1926 года конструктивисты начинают выпускать свой журнал — «Современная архитектура» (или просто «СА)». Выходил журнал на протяжении пяти лет. Оформлением обложек занимался Алексей Ган.

Деятельность ОСА

Объединение современных архитекторов

Объединение современных архитекторов (ОСА) — общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа. Выступало под лозунгами конструктивизма и функционализма. Пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.

Печатным органом ОСА являлся журнал «Современная архитектура», на страницах которого было изложено кредо объединения — функциональный метод, который требовал от архитектора учета особенностей функционирования зданий, сооружений и комплексов путем создания их рационального плана и оборудования.

Некоторые члены ОСА

Барщ, Михаил Осипович Буров, Андрей Константинович Веснин, Александр Александрович Ган, Алексей Михайлович Гинзбург, Моисей Яковлевич Голосов, Илья Александрович Голосов, Пантелеймон Александрович Корнфельд, Яков Абрамович Кузьмин, Николай Сергеевич Ле Корбюзье Леонидов, Иван Ильич Малевич, Казимир Северинович Орлов, Георгий Михайлович Охитович, Михаил Александрович Родченко, Александр Михайлович Степанова, Варвара Фёдоровна

Ива́н Ильи́ч Леони́дов (9 февраля 1902 — 6 ноября 1959), русский архитектор, представитель русского авангарда, конструктивизма, мастер «бумажной» архитектуры.

Дипломный проект Института библиотековедения им. Ленина в Москве на Ленинских горах

Институт библиотековедения имени Ленина в Москве на Ленинских горах

П роект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. Он произвел на публику огромное впечатление. Этот проект считается творческим кредо архитектора и своеобразным манифестом всей советской архитектуры конца 20-х годов XX века.

Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трех направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты.

Институт библиотековедения имени Ленина в Москве на Ленинских горах

Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путем введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием.

П роект института Ленина обошёл архитектурные издания многих стран и продолжает печататься в различных альманахах и обзорах об архитектуре XX века. Он оказал влияние на многие проекты и постройки, например на проект памятника Колумбу Алексея Щусева (1929), центральный ансамбль всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), проект ратуши в Торонто Вильо Ревелла (1958—1965), правительственный центр в Бразилиа Оскара Нимейера (1959—1960).

И.И.Леонидов — Дом Центросоюза, Москва. И.И. Леонидов — Комбинат газеты «Известия». Фасад издательского корпуса. 1939—1940. ГНОМА1928. Конкурсный проект. Перспектива

Проект реконструкции Москвы. Ле Корбюзье. 1932 г.

Ле Корбюзье, который в начале 20-х годов уже был широко известен своими работами по организации современного города, тоже не обошел проблем развития Москвы. Он полагал, что средневековая радиально-кольцевая структура плана не способна вместить новое содержание растущего города и предлагал оставить лишь наиболее выдающиеся памятники русского зодчества, прежде всего Кремль с его ансамблями, Красную площадь, а Москву построить как огромный город-сад из небоскребов, у подножия которых среди зелени парков будет располагаться все необходимое для жизни и отдыха человека. Осуществление такой концепции несомненно, как впрочем и некоторых предложений наших урбанистов и дезурбанистов, означало бы уничтожение Москвы.

Проект реконструкции Москвы, 1932г. Ле Корбюзье: 1 — промышленность; 2 — жилье; 3 — административный центр; 4 — спортивные центры; 5 — главный вокзал; 6 — университетский городок

Архитектура рационализма HiSoUR История культуры

В архитектуре рационализм — это архитектурное течение, зародившееся в основном в Италии в 1920–1930-х годах. Витрувий утверждал в своей работе De Architectura, что архитектура — это наука, которую можно понять рационально. Эта формулировка была подхвачена и развита в архитектурных трактатах эпохи Возрождения. Прогрессивная теория искусства 18 века противопоставила барочному использованию иллюзионизма классическую красоту правды и разума.

Интеллектуальные принципы рационализма вытекают из архитектурной теории. Витрувий уже установил в De Architectura, что архитектура — это наука, которую можно постигать рационально. Эта формулировка была подхвачена и развита в архитектурных трактатах эпохи Возрождения. Прогрессивная теория искусства 18 века противопоставляла барочной красоте иллюзий (обманки, анаморфозы и т. д.) классической красоте Истины и Разума.

Рационалистическая архитектура — это название, данное позже архитектурному движению, которое процветало в эпоху Просвещения (особенно неоклассицизма), утверждая, что интеллектуальные основы архитектуры — это прежде всего наука, в противоположность уважению и подражанию архаичным традициям и верованиям. Рационализм двадцатого века основывался не столько на конкретной и единой теоретической работе, сколько на общей мысли о том, что самые разнообразные проблемы, возникающие в реальном мире, могут быть решены разумом.

Рационализм двадцатого века вытекал не столько из специальной единой теоретической работы, сколько из общей веры в то, что самые разнообразные проблемы, поставленные реальным миром, могут быть разрешены разумом. В этом отношении он представлял собой реакцию на историзм и контраст с ар-нуво и экспрессионизмом.

Название «рационализм» задним числом применяется к движению в архитектуре, возникшему в эпоху Просвещения (точнее, к неоклассицизму), утверждая, что интеллектуальная основа архитектуры находится в первую очередь в науке, а не в почитании и подражании архаичным традициям и верованиям. Рациональные архитекторы, следуя философии Рене Декарта, подчеркивали геометрические формы и идеальные пропорции.

Французский стиль Людовика XVI (более известный как неоклассицизм) возник в середине 18 века, его корни уходят в период угасания барокко. Архитектурные представления того времени все больше и больше тяготели к вере в то, что разум и природные формы тесно связаны друг с другом и что рациональность науки должна служить основой для размещения структурных элементов. К концу 18 века Жан-Николя-Луи Дюран, преподаватель влиятельной Политехнической школы в Париже в то время, утверждал, что архитектура в целом основана на науке.

Среди других архитектурных теоретиков того периода, продвигавших идеи рационализма, были аббат Жан-Луи де Кордемуа (1631–1713), венецианец Карло Лодоли (1690–1761), 560 аббат Марк-Антуан Ложье (1713–1769) и Катремер де Куинси (1755–1849).

Архитектура Клода Николя Леду (1736–1806) и Этьена-Луи Булле (1728–1799) олицетворяет рационализм Просвещения с использованием чистых геометрических форм, включая сферы, квадраты и цилиндры.

Термин структурный рационализм чаще всего относится к 19Французское движение 19-го века, обычно связанное с теоретиками Эженом Виолле-ле-Дюком и Огюстом Шуази. Виолле-ле-Дюк отверг концепцию идеальной архитектуры и вместо этого рассматривал архитектуру как рациональный подход к строительству, определяемый материалами и назначением конструкции. Архитектор Эжен Трейн был одним из самых важных практиков этой школы, особенно с его учебными зданиями, такими как Коллеж Шапталь и Лицей Вольтер.

Такие архитекторы, как Анри Лабруст и Огюст Перре, использовали достоинства структурного рационализма на протяжении 19-го века.го века в своих постройках. К началу 20 века такие архитекторы, как Хендрик Петрус Берлаге, исследовали идею о том, что сама структура может создавать пространство без необходимости украшения. Это породило модернизм, который еще больше исследовал эту концепцию. В частности, советская модернистская группа АСНОВА была известна как «рационалисты».

Рациональная архитектура (итал. Architettura razionale) процветала в Италии с 1920-х по 1940-е годы. В 1926 году группа молодых архитекторов — Себастьяно Ларко, Гвидо Фретте, Карло Энрико Рава, Адальберто Либера, Луиджи Фигини, Джино Поллини и Джузеппе Терраньи (1904–43) основали так называемую Gruppo 7, опубликовав свой манифест в журнале Rassegna Italiana. Их заявленное намерение состояло в том, чтобы найти золотую середину между классицизмом движения Novecento Italiano и промышленной архитектурой футуризма. , смешивая хорошие и плохие элементы: отличительной чертой сегодняшней молодежи является стремление к ясности и мудрости… Это должно быть ясно… мы не намерены порвать с традицией… Новая архитектура, настоящая архитектура, должна быть результатом тесной ассоциации между логикой и рациональностью.

Одним из первых рационалистических зданий был Палаццо Гуалино в Турине, построенный для финансиста Риккардо Гуалино архитекторами Джино Леви-Монтальчини и Джузеппе Пагано. Gruppo 7 провела три выставки в период с 1926 по 1931 год, а в 1930 году движение стало официальной организацией Movimento Italiano per l’Architettura Razionale (MIAR). Примеры работ включают Casa del Fascio Джузеппе Терраньи в Комо (1932–36). , Зал Medaglia d’Oro на Итальянском авиасалоне в Милане (1934) Пагано и Марчелло Ниццоли, а также здание фашистских профсоюзов в Комо (1938–43), спроектированное Чезаре Каттанео, Пьетро Линжери, Аугусто Маньяни, Л. Оригони и Марио Терраньи.

Пагано стал редактором Casabella в 1933 году вместе с Эдоардо Персико. Пагано и Персико представили в журнале работы рационалистов, а его редакционные статьи призвали итальянское государство принять рационализм в качестве своего официального стиля. Рационалисты пользовались некоторыми официальными заказами от фашистского правительства Бенито Муссолини, но государство, как правило, отдавало предпочтение более классически вдохновленным работам Национального союза архитекторов. Архитекторы, связанные с движением, сотрудничали в крупных официальных проектах режима Муссолини, включая Римский университет (начатый в 1932) и Esposizione Universale Roma (EUR) в южной части Рима (начато в 1936 г.). В EUR есть монументальные здания, многие из которых напоминают древнеримскую архитектуру, но без орнамента, демонстрируя сильные геометрические формы.

Неорационализм:
В конце 1960-х годов в архитектуре возникло новое рационалистическое движение, черпавшее вдохновение как у рационалистов эпохи Просвещения, так и у рационалистов начала 20-го века. Как и ранние рационалисты, движение, известное как Тенденца, было сосредоточено в Италии. Практикующие включают Карло Аймонино (1926–2010), Альдо Росси (1931–97) и Джорджио Грасси. Итальянский журнал о дизайне Casabella представил работы этих архитекторов и теоретиков. Работа историка архитектуры Манфредо Тафури повлияла на движение, и Венецианский университет Юав стал центром Тенденца после того, как Тафури стал кафедрой истории архитектуры в 1968 году. и далее. Выставка Tendenza была организована для Миланской триеннале 1973 года.

Книга Росси L’architettura della città, опубликованная в 1966 году и переведенная на английский язык как «Архитектура города» в 1982, исследовал несколько идей, лежащих в основе неорационализма. Стремясь развить понимание города за пределами простого функционализма, Росси возрождает идею типологии, следуя Катремеру де Куинси, как методу понимания зданий, а также более крупного города. Он также пишет о важности памятников как выражения коллективной памяти города и идеи места как выражения как физической реальности, так и истории.

Такие архитекторы, как Леон Криер, Морис Кюло и Деметри Порфириос, довели идеи Росси до логического завершения, возродив классическую архитектуру и традиционный урбанизм. Остроумная критика модернизма Криером, часто в форме карикатур, и хорошо продуманные философские аргументы Порфирия, такие как «Классицизм — это не стиль», привлекли небольшую, но талантливую группу архитекторов к классической точке зрения. Такие организации, как Группа традиционной архитектуры в RIBA и Институт классической архитектуры, свидетельствуют об их растущем числе, но маскируют рационалистическое происхождение.

В Германии Освальд Матиас Унгерс стал ведущим практиком немецкого рационализма с середины 1960-х годов. Унгерс оказал влияние на молодое поколение немецких архитекторов, в том числе на Ганса Коллхоффа, Макса Дудлера и Кристофа Мэклера.

Другие крупные здания:
Дом Фашо в Комо (1932 г.) Джузеппе Терраньи является одним из этих общественных сооружений, а также самым большим с формальной точки зрения. Зеви описывает ее как «шедевр итальянского рационализма» за ее чистый объем, нарисованный по золотому сечению, который имеет твердую «почти классическую» растительность и консистенцию. В доме Фашио можно было полюбоваться абстрактным украшением (теперь утерянным), сделанным Марио Радиче.

За перевод художников группы комаски астрономов Марио Радиче, Манлио Ро, Альдо Галли также называют «рационалистами», что свидетельствует об общей культурной кузне, объединившей живопись и архитектуру.

Станция Санта-Мария-Новелла во Флоренции (1933 г.) была спроектирована Джованни Микелуччи с группой очень молодых архитекторов Toscano Group, победивших в открытом конкурсе в 1932 г., под руководством инженера и профессора кав. Джоаккино Луиджи Меллуччи (проживал во Флоренции для строительства стадиона вместе с Нерви).

Здание в своей современности хорошо интегрировано в городскую среду, как благодаря строгому и уравновешенному дизайну, так и благодаря грамотному выбору материалов (крепкий камень), композиционных элементов и архитектурных деталей. Интеграция рационалистического здания в застроенную историческую среду является одним из основных преимуществ интервенции.

Институт физики Университета Ла Сапиенца в Риме [modifica | редактировать wikitesto]
В Институте физики Университета Ла Сапиенца в Риме Джузеппе Пагано контролируется рациональная тема и преобладает функционалистский аспект. В здании запрещены любые формы монументализма (в отличие от других зданий Университетского города), а также формальные исследования, как это было в доме Fascio di Terragni.

В 1932 году конкурс на работу выиграл архитектор Марио Ридольфи. Палаццо делле Посте на площади Болонья в Риме характеризуется двойной кривизной и представляет собой одно из самых интересных произведений итальянской рационалистической архитектуры.

Дворец Гуалино в Турине, Джузеппе Пагано Погачниг и Джино Леви-Монтальчини (1928-30)
приют Сант-Элия в Комо, Терраньи (1936-37) 41)
несколько выставок Франко Альбини, Персико и Ниццоли (1934-35)
два дворца и библиотека в Риме Марио Ридольфи (1938-40)
Вилла Малапарте на Капри, Адальберто Либера (1938-40)
Муниципальная школа в Мортаре (1934-41)
Palazzo delle Poste di Palermo (1929-1934) Анджиоло Маццони с работами Бенедетты Каппы (жены Маринетти).

Рационализм (1922-1945) — iDesignWiki

Еще во времена доктрин Аристотеля многие утверждали, что разум и рациональность представляют собой вершину человеческого интеллекта. Такие убеждения со временем смешались во множестве областей исследования и работы, чтобы создать рационализм.

Арка Палаццо ди Джустиция (1929-47) Марчелло Пьячентини

В архитектуре концепция Рационализма относится к зданию, посвященному логическому, функциональному и математически упорядоченному дизайну. Хотя многие здания могут обладать рациональными характеристиками, требуется полная приверженность этим качествам, чтобы квалифицировать структуру как полностью рационалистическую.

В стилистическом плане рационализм существовал в трех основных эпохах: 17 век, начало 20 века и конец 20 века. Однако его корни уходят еще в Древнюю Грецию, поскольку их дворцы и храмы, печально известные своей идеальной симметрией и геометрией, были построены на основе тщательно рассчитанных математических принципов . 90 076 Кроме того, эти концепции и методы были позднее заимствованы и расширены римлянами, которые впервые официально кодифицировали архитектуру как рациональную дедукцию.

Афинский Парфенон – Акрополь, Греция

Источник изображения: https://search.creativecommons.org/photos/c8da1efc-2fac-4817-934e-2b170db5bbad by Arch_Sam Эпоха Просвещения 17 века, ознаменовавшая начало новой интеллектуальной и философской эры, когда наука и разум считались главной движущей силой человечества . Таким образом, архитекторы эпохи Просвещения создали структурный язык, дополняющий человеческую логику и рациональность; Основываясь на ренессансных интерпретациях классической архитектуры, начался первый единый стиль рационализма.

Образ режима

Между 1920-ми и 1930-ми годами итальянский рационализм оказался в центре внимания как основная сущность движения, подпитываемого недавно установленным фашистским режимом. Кроме того, этот стиль не был представлен эстетически, но был связан с классическим римским наследием, которому он также стремился подражать.

Это недолговечное выражение началось в 1926 году с создания Gruppo 7, в которую вошли Луиджи Фигини, Джино Поллини, Джузеппе Терраньи и Убальдо Кастаньоли (вскоре замененный Адальберто Либера). Группа выросла еще больше благодаря более позднему слиянию с MIAR (Movimento Italiano Architettura Razionale).

Рационализм набирает популярность

За эти два десятилетия рационализм зарекомендовал себя как самый выдающийся стиль в Италии. Более того, он стремится, прежде всего, сбалансировать напряженность между своими ключевыми элементами: поиском «новой архитектуры» и обновлением общества, использованием новых материалов и технологий (таких как железобетон), влиянием европейского модернизма (такими как как Ле Корбюзье, Людвиг Мис ван дер Роэ и Вальтер Гропиус), желание поставить под сомнение абсолютную ценность этих моделей и преемственность с наследием.

Использование рационализма как имиджа режима прекратилось после распада МИАР, в середине 1930-х гг. По мере того, как фашизм разорвал свои связи с движением, предпочитая идентифицировать себя с монолитным весом монументальных зданий Пьячентини, а не с более абстрактным классицизмом рационализма.

Palazzo della Civiltà Italiana, Эрнесто Лападула и Джованни Геррини0068

Рационалистические характеристики

Сделав свои первые шаги из Просветительского возрождения классических стилей, этот стиль подчеркивал упорядоченную геометрию и структурную логику античности. В идеале он соединил современные философии человеческой деятельности и прав человека с завоеваниями греческих демократий и Римской республики.

Его язык сосредоточен на разбиении сложных элементов на базовые формы (квадраты, круги, треугольники…) в качестве отказа от более декоративных и барочных движений. Таким образом, все, что считалось чрезмерным или излишним, больше не присутствовало, обнажая голые формы, элементы и материалы как выражение стилистической честности.

Подводя итог, наиболее важными характеристиками движения являются:

  • Приоритет градостроительства над архитектурным проектом
  • Увеличение количества домов для решения проблемы нехватки жилья
  • Строгая рациональность форм
  • Системный подход к производственной технологии и стандартизация
  • Концепция архитектуры как ключевой детерминант социального прогресса

Самые важные архитекторы-рационалисты

Адальберто Либера был одним из самых важных итальянских архитекторов-рационалистов, считавшимся автором многих ключевых проектов, разработанных при фашистском режиме. Некоторые из его самых известных работ — Дом Малапарте, Палаццо деи Конгресси и множество почтовых отделений в Риме, Италия.

Casa Malaparte – Капри, Италия

Источник изображения: https://search.creativecommons.org/photos/8c4aab9c-be17-493f-9116-7d1744ac75f3 by POET ARCHITECTURE

Casa Malaparte

Casa-Malaredparte кирпичный цветной дом с лестницей в форме перевернутой пирамиды, расположенный на берегу Салернского залива. Он полностью изолирован от цивилизации, добраться до него можно только пешком или на лодке.

Casa Malaparte (1963) Адальберто Либера

Источник изображения: https://search.creativecommons.org/photos/8d124c94-5cd2-4326-b1d1-10016bacc8f2 от POET ARCHITECTURE

Итальянский художник Курцио Малапарт заказал конструкцию. Кроме того, его эксцентричное поведение заставляло его наблюдать за всем процессом проектирования, часто конфликтуя и споря с Либерой. Малапарте хотел, чтобы дом напоминал о его интимной персоне. Таким образом, он стал местом для одиночества, созерцания и письма.

Casa del Fascio

Джузеппе Терраньи был итальянским архитектором, работавшим во времена фашистского режима и пионером итальянского современного движения. Его самый важный проект, так называемый Casa del Fascio, был начат в 1932 и завершено в 1936 году.

Casa del Fascio (1932-1936) Джузеппе Терраньи Fascio (1932-36) Джузеппе Терраньи

Источник изображения: https://search.creativecommons.org/photos/092626e4-b06a-49ea-865f-012eb273880f автора roryrory

Casa del Fascio, также известный как Palazzo Terragni, является идеально правильной призмой, высота которой равна половине длины основания. Terragni использовал несколько материалов, все они были выбраны с символическим намерением. Кроме того, он, конечно же, устранил неполадки в практических аспектах повседневного назначения здания.

Палаццо Гуалино

Палаццо Гуалино — офисное здание в Турине, построенное в 1928–1930 годах. Архитекторы Джино Леви-Монтальчини и Джузеппе Пагано построили здание для предпринимателя Риккардо Гуалино.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *