Rayonnant готическая архитектура: Районнант — HiSoUR История культуры

Содержание

Районнант — HiSoUR История культуры

Во французской готической архитектуре Районнант был периодом между 1240 и 1350 годами, что характеризовалось сдвигом в фокусе от высокого готического режима использования масштабного и пространственного рационализма (например, со зданиями, такими как собор Шартре или неф Амьенского собора) в направлении большая забота о двумерных поверхностях и повторение декоративных мотивов в разных масштабах. После середины XIV века Районнант постепенно превратился в поздне-готический яркий стиль, хотя точка перехода четко не определена.

Он характеризуется изменением ориентации от использования большого масштаба и пространственного рационализма высокой готики (в таких зданиях, как собор Шартра или неф собора Амьена) к большей заботе о поверхностях и повторении декоративные мотивы в разных масштабах. Здания также имеют тенденцию к увеличению высоты и вертикальности, и требуется стремление к легкости и богатству, преодолевая жесткость и определенную тяжесть предыдущей стадии.

С середины XIV века лучистый постепенно превращался в поздний готический яркий стиль, хотя, как обычно, с этим типом произвольных стилистических меток точка перехода четко не определена.

Одним из первых зданий, заложивших узоры этого стиля, был собор Бове, который искал высоты сводов как внушительные (48 метров), которые не соответствовали ни одному другому готическому зданию. Sainte-Chapelle, в Париже, задуманная как своего рода стеклянный реликварий, представляет собой идеальную парадигму сияющего стиля.

Внутри свет становится преобладающим элементом и, основываясь на нем и его символическом и духовном значении, задумываются остальные архитектурные элементы. Он пытается освободить стенки ее опорную функцию, чтобы обеспечить радиальные розетки (отсюда и название) и более крупные отверстия, которые оформлены с высоко украшенным цветным стеклом, особенно темно-синего и красных. Окна и крышки стилизованы, они становятся более узкими и заостренными, а декорации сложны, когда они сделаны маленькими и менее натуралистическими.

Они появляются преимущественно абстрактными элементами, такими как трассировка или филигрань, вторгаясь в пустые пространства стен.

терминология
Название Rayonnant происходит от попыток французских искусствоведов 19-го века (в частности, Анри Фокиллона и Фердинанда де Ластейри) классифицировать готические стили на основе оконного узора. Хотя такие усилия теперь считаются ошибочными, полученные термины в какой-то степени сохранились (Районнант и Фламбоян все еще широко используются историками искусства, хотя вводящий в заблуждение старый термин Lancet Gothic обычно уступал место Высокой Готике). Исходя из этого, Фокильон и его коллеги утвердили термин «райанант» (от французского слова «излучение») специально для описания излучающих спиц розовых окон, которые процветали в этот период. (Некоторые источники неправильно выписывают термин из излучающих часовни, распространяющихся от апсиды, однако они не были конкретно связаны с этим периодом и были стандартной особенностью континентальной архитектуры с 11-го века в романских зданиях, таких как Аббатство Клуни и собор Сантьяго де Компостела)

Происхождение и развитие
Хотя элементы нового стиля можно найти в цистерцианской аббатской церкви в Ройамонте (начато в 1228 году, теперь в основном разрушено), возможно, самым важным шагом в развитии стиля Рэонанта было строительство аббатской церкви Святого Никисы в Реймсе (начало 1231 г. ). Хотя эта церковь была полностью разрушена во время Французской революции, ее фасад хорошо известен гравюрами 18-го века. Архитектор (Hugues Libergier) использовал различные элементы готической декоративной лексики и использовал их для создания совершенно новой визуальной эстетики. Возможно, самой влиятельной чертой церкви Святого Никиса был ее западный фасад, построенный как серия остроконечных фронтонов, украшенных крошками и смесью слепого и открытого узора, с чередованием узких вершин. В отличие от более ранних готических западных фасадов с четкими трехчастными горизонтальными и вертикальными делениями дизайн Libergier был более экранированным (на самом деле, возможно, он был вдохновлен более ранними экранами хора) и в гораздо более человеческом масштабе, чем кавернозные дверные проемы Реймского собора , Несколько ключевых элементов фасада святого Никизы были вскоре привлечены другими архитекторами и могут быть узнаны, например, при обработке Северного трансепт-порта Нотр-Дам де Пари и вокруг линии крыши Сент-Шапель.

Общие характеристики
В то время как все этапы готической архитектуры в какой-то степени были связаны с уровнями освещения и появлением структурной легкости, Районант доводит это до крайности. Больше поверхности стены, чем когда-либо раньше, было пронизано окнами (см., Например, Sainte-Chapelle в Париже), и зданиям часто придавали экраны с кружевным рисунком на внешней стороне, чтобы скрыть большую часть несущих стеновых элементов и контрфорсов (таких как в Страсбургском соборе или церкви Святого Урбана, Труа).

Как и увеличение размеров оконных отверстий, период Rayonnant совпал с развитием окна полосы, в котором центральная полоса богатого цветного витража расположена между верхней и нижней полосами прозрачного или гризайльного стекла, что позволило еще больше света наводнить.

Хотя изменения в дизайне окон являются наиболее часто упоминаемой особенностью стиля Rayonnant, они на самом деле были лишь одной частью более фундаментального эстетического сдвига. Ключевым предшественником было изменение конструкции оконного узора; замена старомодного тарелки (в котором оконные проемы выглядят так, как будто они выбиты из плоской каменной плиты) с более тонким штриховым рисунком (в котором каменные элементы, отделяющие остекленные панели внутри окна, выполненный из узких резных формованных изделий, с закругленными внутренними и наружными профилями).

Бар-узор, вероятно, впервые появился в витринах в Реймсском соборе и быстро распространился по всей Европе. Помимо того, что более эффективный и гибкий способ построения окон, штриховой узор также проложил путь для развития слепого рисунка (украшение пустой стены) и открытого узорчатого материала, как правило, все с использованием тех же декоративных мотивов, что и прилегающие окна.

Заключительное архитектурное нововведение, появившееся в рамках стиля Рэонант во Франции, было использование глазурованной трифории. Традиционно трифорий раннего или высокого готического собора представлял собой темную горизонтальную полосу, обычно содержащую узкий проход, который отделял верхнюю часть аркады от клерика. Хотя это сделало интерьер темнее, это была необходимая особенность для размещения наклонных наклонных крыш над боковыми проходами и часовенками. Раундантский раствор для этого, применительно к блестящему эффекту в театре 1230-х годов аббатской церкви Святого Дениса, состоял в том, чтобы использовать двускатные крыши над проходами, со скрытыми водостоками для слива из дождевой воды.

Это означало, что теперь можно было застеклить наружную стенку прохода трифориума, а внутренняя стена уменьшилась до тонкого штрихового рисунка. Архитекторы также начали подчеркивать связь между трифорием и кларесторием, расширяя центральные многолисты из окон последнего в непрерывном литье, идущем от верхней части окон вниз сквозь слепой узор трифория до струнного курса в верхней части arcading.

Влияния
Ключевые элементы стиля Рэонанта были включены в английскую архитектуру с восстановлением Вестминстерского аббатства королем Генрихом III, который присутствовал при освящении Стефа Шафеля Людовика IX. Полученная смесь стилей в Вестминстере (решающий шаг в развитии английской декорации готики) характеризовалась некоторыми историками искусства как «французская архитектура с английским акцентом». Райанант также очень влиял на Святую Римскую империю, о чем свидетельствуют соборы в Страсбурге, Кельне и Праге. В Испании мы находим лучшие примеры в Кафедральном соборе Леона и в Бургосском соборе, последний из которых был полностью изменен во времена Фламбоянской готики. Стиль даже доходил до Кипра (французского культурного аванпоста в средние века), самым ярким примером которого был собор Святого Николая в Фамагусте.

Различные декоративные элементы, используемые в стиле Rayonnant (штриховой узор, слепой и открытый узор, фронтоны и вершины), также могут быть применены в гораздо меньших масштабах, как для микро-архитектурных светильников, так и фитингов внутри церкви (гробницы, святыни, кафедры , таинственные дома и т. д.), а также для небольших переносных объектов, таких как реликварии, литургическое оборудование, диптихи из слоновой кости и т. д. Такое сочетание гибкости и переносимости, возможно, было ключевым фактором в распространении Rayonnant и его различных ответвлений по всей Европе в конце 13 и 14 веков.

Переход (во Франции) от Районнанта до Фламбоянта Готика был постепенным и эволюционным по форме, отмеченным прежде всего сдвигом в сторону новых узорных узоров, основанных на S-образных кривых (эти кривые напоминают мерцающее пламя, из которого новый стиль получил свое название).

Тем не менее, среди хаоса Столетней войны и различных других несчастий, пережитых Европой в XIV веке, произошло относительно небольшое крупномасштабное строительство, и некоторые элементы стиля Рэонанта остались в моде в следующем столетии.

Готическая архитектура во Франции — особенности, примеры, фото

Готическая архитектура во Франции — это здания, построенные в период с 1140 по 1500 гг. Лучшие образцы этого стиля можно встретить именно здесь, во Франции. Многие французские готические соборы включены в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Архитектура Франции

Франция богата средневековой архитектурой, от небольших романских церквей до великих готических соборов. Когда страна вышла из темных веков в 11-м веке,  произошел всплеск строительства здания в романском стиле, основанном на римской модели толстых стен, с круглыми арками и тяжелыми сводами. Но французские архитекторы усовершенствовали эту основную структуру, что в 13 веке привело к расцвету готики.

Заостренные арки и летающие контрфорсы были ключевыми изобретениями, которые позволили строить более высокие здания с большими окнами.

  • 10 лучших памятников готики во Франции

 

Готическая архитектура во Франции

Французская готика — это стиль архитектуры, распространенный во Франции с 1140 по 1500 гг. Готику разделяют на четыре стиля: ранняя готика, высокая готика, районант, поздняя готика или пламенеющая готика.

  • Ранняя готика или примитивная готика (1130–1230)
  • Высокая готика или классическая готика (1230–1330)
  • Районнант (14 век)
  • Пламенеющая готика (15 век)
  • Поздняя готика (16 век)

Наиболее яркими примерами являются великие готические соборы Франции, в том числе парижский Нотр-Дам, собор Реймса, собор Шартра и собор Амьена. Его основными характеристиками были поиск вертикальности или высоты, а также инновационное использование летающих опор и других архитектурных нововведений для распределения веса каменных конструкций на опоры снаружи, что позволяет получить беспрецедентную высоту и объем здания. Новые методы также позволили добавить больших окон, в том числе огромных витражей, которые наполняли соборы светом. Французский готический стиль широко копировался в других частях Северной Европы, особенно в Германии и Англии. В середине 16-го столетия готику постепенно вытеснился архитектурой французского Ренессанса.

Clermont-Ferrand

 

Появление готического стиля во Франции

Готическая архитектура во Франции была результатом появления в 12-м веке мощного французского государства, сосредоточенного в Иль-де-Франс. Во времена правления Людовика VI Франции (1081–1137 гг.) Париж был главной резиденцией королей Франции, Реймс служил местом коронации, а аббатство Сен-Дени стало их церемониальным местом захоронения. Аббат Сен-Дени, Сугер, был советником Людовика VI и Людовика VII, а также историком. Он наблюдал за реконструкцией амбулатория Сен-Дени, что сделало его первым и наиболее влиятельным примером готической архитектуры во Франции. 

В конце существования династии Капетингов (1180–1328), три короля; Филипп Август (1180–1223), Людовик IX Франции (1226–1270) и Филипп ле Бель (1285–1314) утвердили Францию ​​в качестве главной экономической и политической силы на континенте.  В это же время основываются Университета Парижа или Сорбонны. Это дало толчок к появлению высокой и пламенеющей готики, и строительству некоторых из самых известных соборов, включая Шартрский собор, Реймсский собор и Амьенский собор

Реймский собор

 

Эволюция готического стиля во Франции

Все меняется со временем, так и готический стиль во Франции претерпевал свои изменения, развиваясь и усложняясь с накоплением знаний.

Ранняя готика

Раннеготический стиль во Франции возник в 1140 году и характеризовался изобретением остроконечной арки и переходом от позднероманской архитектуры. Чтобы усилить стену, строители разделили ее на четыре яруса: аркада (арки и пирсы), галерея, трифориум и клирестарей. Для поддержки высших стен строители придумали летающие опоры, которые достигли зрелости только в эпоху высокой готики в 13 веке. Свод представлял из себя шесть ребристых секстартальных свода. Известные постройки этого стиля включают восточную часть церкви Аббатства Сен-Дени, Собор Санса, Нотр-Дам Лаона, Западный фасад Шартрского Собора, Нотр-Дам де Пари, Лионский Собор и Тульский Собор.

Базилика Сен-Дени

Высокая готика

Высокий готический стиль 13-го века канонизировал пропорции и формы ранней готики и развил их дальше, достигнув легких, но высоких и величественных структур. Структура стены была изменена с четырех до трех уровней: аркада, трифориум и клирестарей. Пирс коронации были меньше, чтобы избежать остановки визуального движения вверх. Чистые окна менялись от одного окна в каждом сегменте, спрятанном в стене, до двух окон, объединенных небольшим круглым окном-розой. Количество ребер свода изменилось с шести до четырех. Летающие контрфорсы были совершенствованы, и после того, как они были приняты в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку служили как структурным, так и декоративным целям. Основная часть Шартрского собора (1194–1260), Амьенского собора и Буржского собора являются представителями стиля.

Шартрский собор

Районнант 

Следующий период готической архитектуры во Франции, начиная со второй половины 13-го века до 1370-х годов, был назван Rayonnant («Сияющий»), описывая тенденцию к использованию все большего и большего количества витража и меньшего количества кладки при проектировании структуры. До тех пор, пока стены не казались полностью сделанными из стекла. Самым знаменитым примером была часовня Сент-Шапель, прикрепленная к королевской резиденции во Дворце Сите в Париже. Сложная система наружных колонн и арок превратила стены верхней часовни в тонкий каркас для огромных окон. Вес каждой из фронтонов кладки над архивом окон также помог стенам противостоять толчку и распределить вес.

Пламенеющая готика

Стиль пламенеющий готики появился во Франции во второй половине 14 века. Его характерными чертами были более обильные украшения, так как дворяне и богатые жители в основном северных французских городов боролись за строительство все более сложных церквей и соборов. Он получил свое название от извилистых, похожих на пламя конструкций, которые украшали окна. Другие новые функции включают в себя arc en accolade, окно, украшенное аркой, каменные вершины и цветочные скульптуры. Характерно также большее число ребер, которые поддерживали и украшали каждый свод потолка, и для большей поддержки и для декоративного эффекта. Известные примеры пламенеющей готики включают западный фасад Руанского собора и Сент-Шапель-де-Винсенн в Париже, оба построенные в 1370-х годах; а также хор аббатства Мон-Сен-Мишель (около 1448 г.).

Руанский собор

Южная готика

Помимо этих готических стилей, есть еще один стиль, называемый «Gothique Méridional» (или южная готика, в отличие от готической септентриональной или северной готики). Этот стиль характеризуется большим нефом и не имеет трансепта. Примерами этой готической архитектуры могут служить Нотр-Дам-де-Ламугье в Нарбонне и Сент-Мари в Сен-Бертран-де-Коменж.

 

Основные элементы готической архитектуры Франции:

 

Лучшие примеры готической архитектуры во Франции:

10 лучших памятников готики во Франции

  1. Кафедральный собор Страсбурга
  2. Реймсский собор
  3. Нотр-Дам Лаона
  4. Кафедральный собор Амьена
  5. St-Pierre, Beauvais
  6. Аббатство Сен-Дени
  7. Sainte-Chapelle, Paris
  8. Нотр-Дам в Париже
  9. Нотр-Дам в Шатре
  10. Собор Сен-Этьен в Бурже

Кафедральный собор Амьена

 

Региональные особенности готической архитектуры во Франции

Наиболее известные образцы готической архитектуры можно найти в Иль-де-Франс и Шампани, но другие французские регионы создали свои собственные оригинальные версии стиля.

Анжуйский готический стиль

Анжуйский готический стиль в провинции Анжу включает в себя своды с элегантными декоративными ребрами, а также очень богато украшенные колонны. Стиль можно найти в интерьере собора Анже (1032–1523), хотя многие готические элементы фасада были заменены элементами ренессанса и башнями. Прекрасный пример анжуйской готики можно найти в средневековой больнице Сен-Жан в Анже, в которой сейчас находится музей Жан-Лурсат, музей современных гобеленов.

собор Анже

 

Готика Пуатье

Собор Пуатье в исторической провинции Мэн также отличается характерным региональным готическим стилем. Его строительство было начато в 1162 году при короле Англии Генрихе II и Элеоноре Аквитанской. Его отличительные черты, как и у готики Анжевина, включают выпуклые своды с ребрами в декоративных узорах.  

 

Бургундская готика

Бургундия также имела свою собственную версию готики, например, в соборе Невера (1211–1331), соборе Дижона (1280–1325) и соборе Шалона (1220–1522). Бургундская готика имела тенденцию быть более простой  и монументальной, чем более богато украшенный северный стиль, и часто включала элементы более ранних романских церквей, расположенных на том же месте.

Chalon-sur-Saone

Южно-французская готика

У юга Франции была своя особая вариация готического стиля: южно-французская готика. Ярким примером является собор Альби в департаменте Тарн, построенный между 1282 и 1480 годами. Первоначально он был построен как крепость, а затем преобразован в церковь. Из-за отсутствия подходящего камня он был построен почти полностью из кирпича и является одним из крупнейших кирпичных зданий в мире.

Якобинская церковь в Тулузе стала примером единой апсиды полигонального плана с двумя нефами, которая породила звездного типа свод, чья сложная организация стала характерной для более чем века периода пламенеющей готике. Этот шедевр готической архитектуры часто называют «пальмой», потому что из гладкого ствола колонны выходят ребра сводод на подобии листьев пальмы.

Свод якобинской церкви в Тулузе

Готика в гражданской архитектуре Франции

Самым большим гражданским зданием, построенным в готическом стиле во Франции, был Palais des Papes (Папский дворец) в Авиньоне, построенный между 1252 и 1364 годами, когда папы бежали из политического хаоса и войн, окутывающих Рим. Учитывая сложную политическую ситуацию, он совмещал функции церкви, резиденции правительства и крепости.

В 15-м веке, после периодов поздней и пламенеющей готики, некоторые элементы готического убранства, заимствованные из соборов, начали появляться в гражданской архитектуре, особенно в области Фландрии на севере Франции и в Париже. Мэрия города Compiègne имеет внушительную готическую колокольню со шпилем, окруженным небольшими башнями, а его окна украшены богато орнаментированными акколадами или орнаментальными арками. Подобные ратуши в стиле пламенеющей готики можно посмотреть в Аррасе, Дуэ и Сен-Кантен, Эна, и через границу в Бельгии в Брюсселе и Брюгге. К сожалению, многие из лучших зданий были разрушены во время Первой мировой войны из-за их близости к линии фронта. 

Palais des Papes (Папский дворец Авиньона)

 

Недостатки готической архитектуры во Франции

В средние века процветающие французские города соревновались в строительстве самого большого собора или самой высокой башни. Одним из недостатков французской готической архитектуры была ее огромная стоимость и буквально армий умелых мастеров, напряженно работающих в течение десятилетий. Из-за спадов в экономике значительное количество французских соборов были начаты, но никогда не достраивались. 

В некоторых случаях амбиции архитекторов превышали их технические навыки. Одним из примеров был собор Бове. Его меценаты и архитекторы стремились построить самую высокую церковь в мире со сводчатым хором высотой 48 метров, выше, чем его ближайший конкурент, Кафедральный собор Амьена, на 42 метра. Работы начались в 1225 году, но крыша хранилища была слишком тяжелой для стен и частично обрушилась в 1272 году. Они утолстили стены и восстановили свод, а в 1569 году они завершили строительство башни высотой 72 метра, которая с 1569 по 1573 год сделала собор в Бове самой высокой постройкой в мире. Однако в 1573 году новая башня рухнула, к счастью, без потерь. Церковь остается сегодня такой же, как она была, с хором, апсидами, некоторыми часовнями, но без нефа или башни.

 

Смена готики на Ренессанс

Начиная с 1530-х годов стиль французской религиозной и гражданской архитектуры также начал демонстрировать влияние итальянского ренессанса. Карл VIII из Франции и Людовик XII из Франции участвовали в военных походах в Италии и видели там новую архитектуру. Большое количество итальянских каменщиков приехало в Париж, чтобы работать на новом Пон-Нотр-Дам (1507–1512) и других строительных площадках. Fontaine des Innocents, построенный скульптором Жаном Гужоном для празднования въезда Генриха II в Париж в 1549 году, был первым памятником эпохи Возрождения в городе. Вскоре за ним последовал новый фасад Кур Карре Лувра, также украшенный Жаном Гужоном. Новая парижская мэрия, Hotel de Ville (1533–1568), также была построена в итальянском, а не готическом стиле. Самый важный из всех, новый дворец Тюильри Филиппа Делорма, построенный для Екатерины Медичи, начатый в 1564 году, был вдохновлен итальянскими дворцами.

Религиозные здания медленнее менялись. Церковь Carmes-Deschaussé (1613–1620) на улице Vaugirard в Париже, и особенно церковь Сен-Жерве-и-Сен-Проте работы Соломона де Бросса (1615–21) с фасадом, основанным на совмещении трех ордеров классической архитектуры, стали новыми моделями для подражания. Тем не менее, готический стиль оставался заметным в новых церквях. Церковь Святого Евстафия в Париже (1532–1640 гг.), по размерам превосходившая Нотр-Дам, сочетала готический план с ренессансным убранством.

 

Архитектурные стили новой эпохи

В течение 17-ого столетия начал доминировать французский классический стиль Франсуа Мансара. Затем, при Людовике XIV, занял центральное место великий французский классический стиль, которого придерживались Жюль Ардуэн-Мансар, Луи Ле Вау и Клод Перро. Главные образцы готического стиля, такие как Нотр-Дам, были изменены новыми интерьерами, разработанными в новом стиле. Следуя новой моде своего покровителя, Людовика XIV, поэт Мольер высмеял готический стиль в стихотворении 1669 года:

«… безвкусный вкус готических украшений, эти отвратительные чудовища невежественной эпохи, порожденные потоками варварства». «..

Во время Французской революции готические церкви были символами старого режима и стали целью для революционеров. В это время соборы были национализированы, лишены украшений и ценностей. Статуи библейских фигур на фасаде Нотр-Дам были обезглавлены, из-за ложного убеждения, что они были статуями французских королей. При Наполеоне Бонапарте соборы были возвращены церкви, но были оставлены в плачевном состоянии, требущим капитального ремонта.

Руанский собор

 

Французские замки в готическом стиле

Крепости Филиппин

В 13 веке дизайн замка или замка был изменен на основе образцов византийских и мусульманских замков, которые французские рыцари видели во время крестовых походов. Новый вид фортификации назывался Филиппин, в честь Филиппа Огюста, который принимал участие в крестовых походах. Новые укрепления были более геометрическими, обычно квадратными, с высоким главным донжоном или башней в центре, которые можно было защищать, даже если стены замка были захвачены. Донжон Шато де Винсенн, начатый Филиппом VI французским, был хорошим примером. Эта башня высотой 52 метра была самой высокой военной башней в Европе.

В замках по типу Филиппин другие башни, обычно круглые, были расположены по углам и вдоль стен, достаточно близко друг к другу, чтобы поддерживать друг друга. Стены имели два уровня проходов внутри, верхний парапет с отверстиями (Crénaux), из которого солдаты могли наблюдать или стрелять стрелами по осаждающим внизу; узкие отверстия (Merlons), через которые они могли бы укрыться при стрельбе из стрел; и отверстия в полу (Máchicoulis), из которых они могут бросать камни, лить зажженную нефть или кидать другие объекты на осаждающих. Верхние стены также были защищены выступающими балконами, эхогетами и бретешами, с которых солдаты могли видеть, что происходило в углах или на земле под ними. Кроме того, башни и стены были прорезаны узкими вертикальными прорезями, называемыми Meurtriéres, через которые могли стрелять лучники. В более поздних замках прорези имели форму крестов, так что лучники могли стрелять арбалетами в разных направлениях.

Замки были окружены глубоким рвом с одним разводным мостом. Вход был также защищен железным грилем, который можно было открывать и закрывать. Стены внизу часто были наклонными и были защищены земляными барьерами. Одним из хороших сохранившихся примеров является замок Дурдан (Château de Dourdan) в департаменте Сена и Марна, недалеко от Немура.

Крепости превращаются в замки

После окончания Столетней войны (1337–1453 гг.) с развитием артиллерии замки потеряли большую часть своего военного значения. Они оставались символами ранга своих знатных обитателей; сужающиеся отверстия в стенах часто расширялись в окна спальных комнат и парадных залов. Башня замка Венсенн стала королевской резиденцией. 

В 19 веке части готических стен и башен города Каркассон были отреставрированы, с некоторой модификацией, Эженом Виолье-ле-Дюк. Он также перестроил Шато де Пьерфон (1393–1407), незавершенный средневековый замок, превратив его в неоготическую резиденцию для Наполеона III. Этот проект так и не был завершен, когда Наполеон III был свергнут в 1870 году, но его можно посетить сегодня.

Carcassonne

 


 

Важные примеры готической архитектуры Франции:

Ранняя готика:
  • Восточная сторона базилики Сен-Дени (начало 1135)
  • Кафедральный собор города Noyon (1145–1235)
  • Кафедральный собор города  Sens (1135–1534)
  • Кафедральный собор города Lyon
  • Кафедральный собор города Туль
  • Западный фасад собора Шартра
  • Notre-Dame de Paris (started 1163)
  • Notre-Dame de Laon (1160–1230)
Высокая готика:
  • Главное здание собора Шартра (1194–1260)
  • Кафедральный собор Амьена (неф построен 1220–1269)
  • Notre-Dame de Paris
  • Кафедральный собор Буржа
Rayonnant:
  • Неф базилики Сен-Дени
  • Реймсский собор
  • Sainte-Chapelle
Пламенеющая готика:
  • Северная башня кафедрального собора Шартра
  • Окно-роза Амьенского собора
  • Западный фасад руанского собора
  • Церковь Saint-Maclou, Руан
  • Северный и южный фасады, южгын ворта церкви Notre-Dame de Louviers
  • Южный трансепт кафедрального собора Beauvais
  • Notre-Dame de Caudebec-en-Caux
  • Северный трансепт кафедрального собора Évreux
  • Notre-Dame de l’Épine

Южно-французская готика:

  • Notre-Dame-de-Lamourguier в Нарбонне
  • Sainte-Marie в Saint-Bertrand-de-Comminges
  • Якобинская церковь в Тулузе

 

 


 

Полезные ссылки:

  • Французская архитектура — гид по стилям
  • Французская архитектура — типы домов
  • Романская архитектура во Франции
  • Архитектурный маршрут по Парижу
  • «Романская» дорога Эльзаса
  • 10 самых архитектурно интересных городов Франции
  • Фахверковые дома Франции
  • Маршрут по Лиллю: современная архитектура
  • Замки долины Луары
  • Замки Луары для детей

Районный стиль | архитектура | Британика

  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Этот день в истории
  • Викторины
  • Подкасты
  • Словарь
  • Биографии
  • Резюме
  • Популярные вопросы
  • Инфографика
  • Демистификация
  • Списки
  • #WTFact
  • Товарищи
  • Галереи изображений
  • Прожектор
  • Форум
  • Один хороший факт
  • Развлечения и поп-культура
  • География и путешествия
  • Здоровье и медицина
  • Образ жизни и социальные вопросы
  • Литература
  • Философия и религия
  • Политика, право и правительство
  • Наука
  • Спорт и отдых
  • Технология
  • Изобразительное искусство
  • Всемирная история
  • Britannica объясняет
    В этих видеороликах Britannica объясняет различные темы и отвечает на часто задаваемые вопросы.
  • Britannica Classics
    Посмотрите эти ретро-видео из архивов Encyclopedia Britannica.
  • Demystified Videos
    В Demystified у Britannica есть все ответы на ваши животрепещущие вопросы.
  • #WTFact Видео
    В #WTFact Britannica делится некоторыми из самых странных фактов, которые мы можем найти.
  • На этот раз в истории
    В этих видеороликах узнайте, что произошло в этом месяце (или любом другом месяце!) в истории.
  • Студенческий портал
    Britannica — лучший ресурс для учащихся по ключевым школьным предметам, таким как история, государственное управление, литература и т. д.
  • Портал COVID-19
    Хотя этот глобальный кризис в области здравоохранения продолжает развиваться, может быть полезно обратиться к прошлым пандемиям, чтобы лучше понять, как реагировать сегодня.
  • 100 женщин
    Britannica празднует столетие Девятнадцатой поправки, выделяя суфражисток и политиков, творящих историю.
  • Спасение Земли
    Британника представляет список дел Земли на 21 век. Узнайте об основных экологических проблемах, стоящих перед нашей планетой, и о том, что с ними можно сделать!
  • SpaceNext50
    Britannica представляет SpaceNext50. От полета на Луну до управления космосом — мы изучаем широкий спектр тем, которые питают наше любопытство к космосу!

Содержание

  • Введение

Краткие факты

  • Связанный контент

Rayonnant – HiSoUR История культуры – Hi So You Are

Во французской готической архитектуре районом был период между 1240 и 1350 годами, характеризующийся смещением акцента от высокой готики, использующей большие масштабы и пространственный рационализм (например, в таких зданиях, как Шартрский собор или неф Амьенского собора) в сторону большая забота о двухмерных поверхностях и повторение декоративных мотивов в разных масштабах. После середины 14 века Rayonnant постепенно превратился в поздний готический яркий стиль, хотя точка перехода четко не определена.

Он характеризуется изменением ориентации от использования крупного масштаба и пространственного рационализма высокой готики (в таких зданиях, как Шартрский собор или неф Амьенского собора) к большей заботе о поверхностях и повторение декоративных мотивов в разных масштабах. Здания также имеют тенденцию к увеличению высоты и вертикальности, ищется эффект легкости и богатства, преодолевая строгость и некоторую тяжесть предшествующего этапа. С середины четырнадцатого века лучистый постепенно трансформировался в пламенеющий стиль поздней готики, хотя, как обычно с этим типом произвольных стилистических ярлыков, точка перехода четко не определена.

Одним из первых зданий, заложивших образцы этого стиля, был собор Бове, высота сводов которого была столь внушительной (48 метров), что не было ни в одном другом готическом здании. Сент-Шапель в Париже, задуманная как своего рода стеклянный реликварий, представляет собой идеальную парадигму сияющего стиля.

Внутри преобладающим элементом становится свет, и на его основе, а также на его символическом и духовном значении задуманы остальные архитектурные элементы. Он пытается освободить стены от их несущей функции, чтобы обеспечить радиальные розетки (отсюда и название) и все более крупные проемы, которые украшены богато украшенными витражами, особенно темно-синими и красными. Окна и переплеты стилизованы, становятся более узкими и остроконечными, а украшения усложняются, но делаются мелкими и менее натуралистичными. В них появляются преимущественно абстрактные элементы, как ажурные или филигранные, вторгающиеся в пустые пространства стен.

Терминология
Название Rayonnant происходит от попыток французских историков искусства 19-го века (в частности, Анри Фосийона и Фердинанда де Ластейри) классифицировать готические стили на основе узора окна. Хотя такие попытки теперь считаются ошибочными, полученные термины в некоторой степени сохранились (Rayonnant и Flamboyant все еще широко используются историками искусства, хотя вводящий в заблуждение старый термин Lancet Gothic обычно уступил место High Gothic). На этом основании Фосийон и его коллеги приняли термин Rayonnant (от французского слова, означающего «излучающий») специально для описания расходящихся спиц окон-розеток, которые процветали в этот период. (Некоторые источники неправильно выводят этот термин из-за расходящихся лучами часовен, расходящихся от апсиды, однако они не были конкретно связаны с этим периодом и были стандартной чертой континентальной архитектуры с 11 века в романских зданиях, таких как аббатство Клюни и собор Сантьяго-де-Сантьяго. Компостела)

Происхождение и развитие
Хотя элементы нового стиля можно найти в цистерцианской аббатской церкви Руайомон (начата в 1228 г., в настоящее время в основном разрушена), возможно, самым важным шагом в развитии рейоннского стиля было строительство аббатской церкви. Святого Никеза в Реймсе (начало 1231 г.). Хотя эта церковь была полностью разрушена во время Французской революции, ее фасад хорошо известен по гравюрам 18 века. Архитектор (Hugues Libergier) взял различные существующие элементы готической декоративной лексики и использовал их для создания совершенно новой визуальной эстетики. Возможно, самой влиятельной особенностью церкви Святого Никеза был ее западный фасад, построенный в виде ряда остроконечных фронтонов, украшенных крокетами и смесью слепых и открытых узоров, перемежающихся узкими вершинами. В отличие от более ранних готических западных фасадов с их четкими горизонтальными и вертикальными разделениями на три части, дизайн Либержье был более похож на экран (действительно, он мог быть вдохновлен более ранними хоровыми экранами) и имел гораздо более человеческий масштаб, чем пещерные дверные проемы Реймского собора. . Несколько ключевых элементов фасада Сен-Никез вскоре были подхвачены другими архитекторами, и их можно узнать, например, в обработке портала северного трансепта Нотр-Дам-де-Пари и вокруг линии крыши Сент-Шапель.

Общие характеристики
В то время как все этапы готической архитектуры в той или иной степени были связаны с уровнями освещения и внешним видом структурной легкости, Rayonnant доводит это до крайности. Большая часть поверхности стены, чем когда-либо прежде, была пронизана окнами (см. , например, Сент-Шапель в Париже), а зданиям часто придавали внешний вид кружевных ажурных экранов, чтобы скрыть большую часть несущих стеновых элементов и контрфорсов (таких как в Страсбургском соборе или церкви Святого Урбена в Труа).

Наряду с увеличением размеров оконных проемов, период луча совпал с развитием ленточных окон, в которых центральная полоса богато окрашенного витража располагалась между верхней и нижней полосами прозрачного стекла или стекла гризайль, что позволяло даже больше света.

Хотя изменения в дизайне окон являются наиболее часто упоминаемой особенностью стиля Rayonnant, на самом деле они были лишь частью более фундаментального эстетического изменения. Ключевым предшественником было изменение конструкции оконного узора; замена старинной ажурной тарелки (в которой оконные проемы выглядят так, как будто они выбиты из плоской каменной плиты) более тонкой ажурной решеткой (в которой каменные элементы, разделяющие панели остекления внутри окна, из узких резных профилей с закругленными внутренними и внешними профилями). Бар-узор, вероятно, впервые появился в окнах фонарей Реймского собора и быстро распространился по Европе. Помимо того, что это более эффективный и гибкий способ создания окон, ажурный узор также проложил путь для развития слепого ажурного (украшающего в остальном пустую стену) и открытого ажурного, обычно с использованием тех же декоративных мотивов, что и соседние окна.

Последней архитектурной инновацией, возникшей как часть стиля Rayonnant во Франции, стало использование застекленных трифорий. Традиционно трифорий собора ранней или высокой готики представлял собой темную горизонтальную полосу, обычно с узким проходом, который отделял вершину аркады от фонаря. Хотя это сделало интерьер более темным, это было необходимо для размещения наклонных односкатных крыш над боковыми проходами и часовнями. Лучевое решение этой проблемы, которое с блестящим эффектом было использовано в нефе 1230-х годов церкви аббатства Сен-Дени, заключалось в использовании двухскатных крыш над проходами со скрытыми желобами для стока дождевой воды. Это означало, что внешняя стена прохода трифориума теперь могла быть застеклена, а внутренняя стена превратилась в тонкую ажурную решетку. Архитекторы также начали подчеркивать связь между трифорием и фонарем, расширяя центральные импосты от окон последнего в виде непрерывного молдинга, идущего от верхней части окон вниз через слепой узор трифория к струнному ряду в верхней части фонаря. аркады.

Влияния
Ключевые элементы стиля Rayonnant были включены в английскую архитектуру с перестройкой Вестминстерского аббатства королем Генрихом III, который присутствовал на освящении Сент-Шапель Людовика IX. Получившаяся в результате смесь стилей в Вестминстере (решающий шаг в развитии английской декоративной готики) была охарактеризована некоторыми историками искусства как «французская архитектура с английским акцентом». Rayonnant также был очень влиятельным в Священной Римской империи, о чем свидетельствуют соборы в Страсбурге, Кельне и Праге. В Испании мы находим лучшие примеры в соборе Леона и соборе Бургоса, последний из которых был сильно изменен во времена яркой готики. Этот стиль дошел даже до Кипра (французского культурного аванпоста в средние века), наиболее ярким примером которого является собор Святого Николая в Фамагусте.

Различные декоративные элементы, используемые в стиле районнан (ажурные полосы, глухие и открытые ажурные узоры, фронтоны и вершины), также могут быть применены в гораздо меньшем масштабе, как для микроархитектурных приспособлений, так и для приспособлений внутри церкви (гробницы, святыни). , кафедры, таинства и т. д.), а также для небольших переносных предметов, таких как реликварии, литургическое оборудование, диптихи из слоновой кости и т. д. Такое сочетание гибкости и мобильности могло быть ключевым фактором в распространении Rayonnant и его различных ответвлений по Европе в конца 13 и начала 14 веков.

Переход (во Франции) от Rayonnant к Flamboyant Gothic был постепенным и эволюционным по форме, отмеченным прежде всего сдвигом в сторону новых ажурных узоров, основанных на S-образных кривых (эти кривые напоминают мерцающие языки пламени, от которых новый стиль получил свое название) ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *