Рококо архитекторы: Рококо в архитектуре как развитие Барокко
Рококо в архитектуре как развитие Барокко
Оценок: 8
Введение
Рококо — стиль, проявившейся в начале XVIII века во Франции. Слово “рококо” в переводе с французского означает “декоративная ракушка”. Данный стиль является развитием стиля барокко.
Основные черты стиля рококо
Как и барокко, в стиле рококо приветствуются обилие деталей и различных форм. Все элементы и детали должны быть утонченной формы и изящными. Также приветствуется большое количество орнаментов.
Так как рококо является производной от стиля барокко, эти стили имеют много общих черт, однако есть и немаловажные отличия, из-за которых рококо часто выделяют как отдельный стиль. В отличие от парадного и напыщенного барокко, рококо имеет более простой вид, меньшее количество различных форм. Архитектурный стиль стал более легким и игривым. Симметрия барокко сменилась на произвольные и нелогичные линии.
Основным элементом дизайна рококо стал элемент, под названием “рокайль”. “Рокайль”- специальный орнамент, который совмещает в себе элементы растений, камня и также раковин. Для такого вида орнамента очень характерны плавные, постепенные переходы. Это, при общем взгляде, создает целостность всего дизайна, а также дополняет некоторые конкретные элементы. Часто можно встретить беседки, ворота, фасады, выполненные с использованием таких элементов. Рококо стирает понятие ровных линий. Все линии в дизайне изменяются в большую или меньшую сторону. Например: линия крыши должна плавно искривляться от центра к краям. Это визуально увеличивает объект, а масштаб очень важен в подобном стиле. Многие формы становятся похожими на природные. Украшением может стать орнамент, визуально напоминающий стебель и листья растений или ветки дерева. Такой подход гарантирует уникальность дизайну, а также высокий уровень узнаваемости стиля.
- При разговоре о рококо невозможно не сравнивать его в деталях с барокко. В отличии от своего предшественника рококо имеет более спокойный характер. Он менее бросается в глаза. Рококо дарит больше уюта и становиться более естественным. Это является немаловажным признаком, который часто становиться основополагающим при выборе между этим стиле и стилем барокко.
В период появления стиля рококо он часто комбинировался со стилем барокко. Примером этого может стать Версальский Дворец, который включает в себя элементы роскошного, напыщенного барокко, а также элементы плавных линий, растительные мотивы и другие признаки рококо. При такой “смеси” каждый стиль может визуально дополнять друг друга. Плавное строение линий может очень хорошо сочетаться с роскошными формами барокко и наоборот. Главное в таком комбинирование сочетать стили правильно, без явного доминирования одного стиля над другим.
В интерьере рококо дублирует принципы из архитектурного стиля. Для такого стиля лучше всего выбрать помещение неправильной формы. Это даст возможность проявить полет фантазии во внутренней отделке, и выделить помещение на фоне других. Главная цель интерьера — показать богатство. Это достигается посредством использования большого количества позолоты, дорогих тканей, лепнины и других элементов богатства. В сравнении с барокко сильно изменилась цветовая гамма в помещении.
Услуги дизайнеров
Рококо — очень сложный в исполнении стиль. Он требует очень большого внимания деталей, которые и формируют общий вид. Только хороший дизайнер, обладающий огромным опытом в разработке подобного дизайна, сможет разработать качественный план помещений. Дизайнер учтет все детали и поможет создать дизайн, подходящий именно вам.
Резюме.
Стиль рококо является большой экзотикой в наши дни. Он подойдет любителем поздней эпохи Барокко. Если вы желаете выделиться на фоне обычных фасадов и интерьеров (например, как со стилем ар-деко), не боитесь трудностей касательно разработки такого дизайна, а также обладаете достаточным количество ресурсов — этот стиль определенно для вас.
Оценок: 8
Архитектура рококо — Лабодина Валентина
Архитектурный стиль рококо появился во Франции в первой половине XVIII века на закате высокого барокко и аристократической дворянской культуры. Рококо быстро распространялся в других странах силами французских художников, творивших за границей, а также благодаря публикациям проектов французских архитекторов в архитектурных и художественно-технических европейских изданиях. Этот стиль отражал образ мышления французской аристократии, где на передний план выходят чувственные наслаждения, эстетика и утонченность. Личный комфорт человека с изысканным вкусом становится основой всего строительства рококо.
Стиль рококо уходит от парадности и высокопарности барокко и становится более легким. Архитекторы сменяют прямые линии на асимметрию. Рококо полностью отошел от ордерной системы и теперь колонны выполняют декоративные функции, становятся меньше, но увеличивается частота и плотность их декора. Вместо полуколонн и пилястр нередко применяется декорирование в форме орнаментальных рельефов из выпуклых щитов, масок, гирлянд и завитков. Рельефный орнамент также обрамляет оконные и дверные проемы. По краю крыш располагаются балюстрады с фигурными балясинами, постаменты с вазами или статуями. Прямые линии и гладкие поверхности практически исчезают под фигурной отделкой.
Яркий пример архитектурного декора рококо — Церковь Святого Франциска 1765 года постройки в городе Ору-Прету, с ее мягкими округлыми башнями, декоративными колоннами и искусно выполненными скульптурными украшениями и рельефами.
Фото Stéfanomtb — Own work, CC BY-SA 4.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=43825489
Архитектурный стиль рококо в чистом виде оставил о себе память в небольшом количестве сооружений, поскольку в его архитектуре делается акцент на атектоничности, легкости форм и хрупкости. Помимо этого, рококо свойственны камерность и небольшие масштабы произведений. Предлагаю к просмотру еще пару ярких примеров архитектуры рококо.
Дворец Сан-Суси, г. Потсдам, Германия, 1745 год. Здесь мы видим большое количество скульптур, автором которых является Кристиан Глуме, которые словно поддерживают полуовальную крышу дворца, окруженную балюстрадой, украшенной вазами.
Автор фото: Wolfgang Staudt — originally posted to Flickr as Potsdam Sanssouci Palace, CC BY 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=4566180
В Баварии есть Амалиенбургский павильон в замке Нимфенбург, который является одним из наиболее ярких образцов стиля рококо, построенный в 1734 – 1739 годах. Невысокое здание со сплющенным куполом и декоративными колоннами, густо украшенное рельефами и вазами.
Автор фотографии неизвестен, фото взято с туристических СМИ.
Легкий и изящный рококо — пожалуй, так можно охарактеризовать этот период в архитектуре.
Поделиться
Заказать дизайн-проект
Другие статьи
Дизайн дома культуры MÉCA
8 декабря
Интерьеры рококо
8 декабря
Смотреть все статьи
Период стиля архитектуры рококо | Характеристики и примеры
Совпав с окончанием великих художественных движений Европы, рококо проявил себя во многих областях искусства, включая архитектуру, как и другие направления. С другой стороны, является ли художественный стиль рококо продолжением барокко или это совершенно другой стиль со своими особенностями, до сих пор является предметом споров. В этой статье мы поговорим об областях применения и характеристиках архитектурного стиля рококо 9.0004 и изучить образцы структур.
Развитие движения рококо
Возникнув в Европе 18-го века в Париже, быстро распространившись между 1700 и 1775 годами и за короткое время оставив свое влияние на другие художественные наслаждения, рококо является романтическим и мечтательным стилем. Архитектура в стиле рококо , внутреннее убранство которого некоторые считают преувеличенным, быстро развивалась в большинстве стран Европы, особенно во Франции и Германии. Хотя сторонников этого декоративного архитектурного стиля было много, профессионалы эпохи Просвещения резко критиковали рококо, находя его противоречащим разуму и логике.
Он возник не в свете архитектурной идеи или идеала, а в стремлении достичь декоративной красоты и элегантности. По этой причине пионерами искусства рококо являются скульпторы, дизайнеры интерьеров и живописцы. Влияние рококо уже много лет ощущается не только в архитектуре, но и в моде, производстве мебели и фарфора. Стиль уступил место неоклассицизму в конце 18 века.
Образец церкви в стиле рококо – ВискирхеАрхитектурные характеристики эпохи рококо
- Здания в стиле рококо имеют изогнутые декоративные гравюры, похожие на буквы s и c, к которым мы привыкли в архитектуре барокко.
- Пастельные тона и мягкие тона преобладают в декоре и цветах фона.
- Стиль рококо, который в основном украшает интерьеры, обычно имеет асимметричные архитектурные планы и украшения.
- Некоторые интерьеры в стиле рококо изображают идиллическую сцену.
- Часто встречаются цветочные мотивы, раскидистые, как плющ, и природные мотивы, такие как раковины мидий.
- Лист аканта, символ красоты, используется в стилизованных формах.
- Образность, украшенная юмористическими элементами, является основной темой фресок и скульптур. Одним из наиболее распространенных изображений является младенец Эрот.
- Водостойкая штукатурка, называемая лепниной, использовалась в интерьерах эпохи рококо. Эта очень гладкая штукатурка дала возможность создавать различные рельефы и скульптуры.
- В рисунках на светлую фоновую плоскость наносились яркие и яркие узоры и орнаменты.
- Зеркала помещены в некоторые предметы интерьера в стиле рококо, чтобы поддержать яркую и восторженную атмосферу внутри.
Архитектурный стиль рококо раньше предпочитался в залах, где аристократы размещали свое дворянское окружение. Эти заманчивые салоны в стиле рококо были ареной активной жизни французских интеллектуалов XVIII века с их яркой атмосферой, богатыми украшениями из сусального золота, светлыми тонами и сверкающими зеркалами, делающими пространство шире и просторнее.
Различия между архитектурными особенностями барокко и рококо
Хотя стиль рококо является немного более дифференцированной версией архитектурного стиля барокко, он содержит некоторые важные изменения. Например, рококо — гораздо более спокойный и легкий стиль. Использование пастельных тонов вносит важный вклад в создание этой легкости. Более того, стиль рококо создает более светлое и дружелюбное ощущение пространства. В барочных сооружениях часто активно действуют мрачные и темные темы.
Важнейшей причиной такой торжественной атмосферы стиля барокко является то, что его чаще всего предпочитали в роскошных дворцах и соборах Европы. С другой стороны, архитектурное направление рококо развивалось как более яркий и удобный стиль, поскольку часто украшало интерьеры элитных и аристократических резиденций. Кроме того, стиль рококо наиболее заметен в дизайне интерьера. Архитектура барокко, с другой стороны, показала свое влияние на дизайн интерьера, экстерьера и сада.
Примеры зданий в стиле рококо
Хотя он появился в Париже, Франция, позже он дал важные примеры, особенно в Англии, Германии и России. Образцы архитектуры рококо часто встречаются не во всем здании, а в реставрации или дополнительных конструкциях существующего здания. Например, можно увидеть следы стиля рококо в некоторых частях Версальского дворца, который является продуктом периода барокко.
Резиденция Вюрцбург
Residence WürzburgГермания является одной из стран, где архитектура рококо демонстрирует наибольшее влияние и дает самые успешные примеры. Архитектор Бальтазар Нойман спроектировал Резиденцию, которая была построена между 1720 и 1744 годами и первоначально использовалась как епископский дворец. Графы Шенборны, жившие здесь, придавали большое значение своему вкусу и стилю.
Для оформления интерьера дворца были приглашены лучшие архитекторы и художники страны. Самая любимая часть этого украшения — самая большая потолочная фреска в мире. Фреска является одним из пиковых произведений декоративного искусства рококо. В здании имеется планировка, аналогичная плану Версальского дворца. Овальные формы потолка, двуручные лестницы, завитые орнаменты, пастельные тона и разнообразные скульптуры украшают всю Вюрцбургскую резиденцию.
Екатерининский дворец
Екатерининский дворецЖители Российской империи, обожавшие изящное искусство Европы, построили Екатерининский дворец в 1752 году. повлиял на этот летний дворец. На длинных фасадах дворца применялась роспись в блеклых пурпурных тонах вместе со светлой лепниной. Однако больше всего снаружи выделяется огромная золотая отделка фасада светлых тонов. Эти блестящие золотые украшения видны по всему фасаду и всему дворцу. Интерьер Екатерининского дворца
Когда мы входим внутрь этого дворца в стиле рококо, нас приветствует гораздо более интенсивная работа с золотом, чем снаружи. Настолько, что доминирующим цветом внутренней отделки стал золотисто-желтый. На фоне этого яркого цвета контраст создается за счет использования светлой штукатурки на заднем плане, как и снаружи.
Итальянец Франческо Бартоломео Растрелли, который является архитектором этих бледных цветов и блестящих золотых работ в Екатерининском дворце, является также архитектором многих барокко и рококо в России.
Амалиенбург
Амалиенбург, который является одним из самых важных произведений немецкой архитектуры рококо , был спроектирован как охотничий домик. Ложа была построена между 1734-1739 гг. Внутри преобладают серебристо-голубые цвета, а не золото, что ассоциируется с рококо. Кроме того, основной цвет экстерьера, оформленного гораздо проще, чем интерьер, — бледно-розовый. Амалиенбург — ©Rufus46, Wikimedia
В здании много окон и зеркал. Таким образом, легкость стиля рококо сочетается с яркостью светлых тонов в интерьере, обеспечивая высокий уровень освещенности дневным светом. Зеркальный зал, расположенный в центре этого здания, распределяет свет в пространстве благодаря своему круглому плану, создавая среду, в которой элегантность ощущается на пике.
Круговая геометрия центрального зала также считывается из массы здания. Здание, на первый взгляд кажущееся простым прямоугольным в плане, приобрело движение за счет круглой формы зала. Помимо керамики, украшенной китайскими мотивами, в здании также есть характерные для рококо скульптуры и различные орнаменты.
Замок Шантийи
Замок ШантийиЗамок Шантийи, одно из самых благородных зданий во Франции, выполнен в архитектурном стиле французского Возрождения. Тем не менее, зал Месье ле Пренс в Шантильи, построенный в 1722 году, является одним из самых великолепных образцов дизайна в стиле рококо. Внутреннее убранство в этом знаменитом зале принадлежит Жану Оберу. Также в этом замке есть потрясающий ландшафтный дизайн Андре Ленотра.
Подводя итог, можно сказать, что стиль рококо, возникший в период позднего барокко, украшает замки и особняки. Он опосредовал передачу яркой жизни европейской аристократии с восторженным декоративным вкусом. В результате оно угасло в среде, где быстро развивалось просветительское движение и рациональность.
| Мебель в стиле рококо Искусство изготовления мебели в стиле рококо было представлен во Франции французским дизайнером Андре-Шарлем Булем — см. , Французская мебель (1640-1792) — и, в Венеции, Андреа Брюстолон. Искусством инкрустации руководили такие художники, как как Пьетро Пиффетти (1700-1777), работавший в Доме Савойи в Турине. О мастерах во Франции см.: Французские дизайнеры. (1640-1792). В Англии дизайн мебели возглавил Чиппендейл. дизайнер и автор книги «Джентльмен и директор краснодеревщика». (1754 г.). Список художников рококо Среди многих мастеров архитектуры рококо, дизайн, живопись, скульптура и другие изобразительные искусства в 18 веке, были следующие: Аллегрен, Кристоф-Габриэль (1710-1795)
Французский скульптор (Париж) Антропов Алексей Петрович (1716-1795) Русский живописец Аргунов Иван Петрович (1729-1802) Русский живописец Эшфорд, Уильям (ок. 1746–1824) Ирландский художник (Дублин) Наряд, Клод-Франсуа (1728–1804) Французский скульптор (Париж) Огюстен, Жан-Батист-Жак (1759–1832) Французский миниатюрист Бартолоцци, Франческо (1727) -1815) Итальянский художник-график (Лондон) Батони, Помпео (1708-1787) Итальянский художник (Рим) Байеу И Субиас, Франциско (1734-1795) Испанский художник (Мадрид) Байеу И Субиас, Рамон (1746-1793) Испанский художник (Мадрид) Беллотто, Бернардо (1720-1780) Итальянский художник Бернар Д’Ажеши (1756-1829) Французский художник (Ниор) Бонавиа, Карло (Деятельность 1751-1788) Итальянский художник (Неаполь) Боровиковский, Владимир Лукич (1757-1825) Русский художник Боттани, Джузеппе (1717-1784) ) Итальянский художник Буше, Франсуа (1703-1770) Французский художник Будар, Жан-Батист (1710-1768) Французский скульптор (Парма) Бозе, Жозеф (1745-1826) Французский художник (Париж) Бромптон, Ричард (1734) -1783) Английский художник Байс, Якобус (1724-1801) Голландский график (Амстердам) Кафьери, Филипп (1714–1774) Французский ювелир Калле, Антуан-Франсуа (1741–1823) Французский художник Карлеварис, Марианна (1703–ок. 1750) Итальянский художник (Венеция) Карлен, Мартин (ок. 1730–1785) ) Французский краснодеревщик (Париж) Карнисеро И Мансио, Антонио (1748-1814) Испанский художник (Мадрид) Автомобили, Лоран (1699-1771) Французский художник-график (Париж) Казали, Андреа (1705-1764) Итальянский художник (Лондон) Кастелли, Бернардино (1750-1810) Итальянский художник (Венеция) Каз, Пьер-Жак (1676–1754) Французский художник (Париж) Ходовецкий, Даниэль Николаус (1726–1801) Польский художник (Берлин) Христиан, Иоганн Йозеф (1706– 1777) Немецкий скульптор Клодион (1738-1814) Французский скульптор Кочин, Шарль-Николя II (1715-1790) Французский график (Париж) Кок, Поль Де (1724-1801) Фламандский художник (Брюгге) Копли, Джон Синглтон (1738–1815) Английский художник Косуэй, Ричард (1742–1821) Английский художник-миниатюрист Козенс, Джон Роберт (1752–1797) Английский художник Креспи, Луиджи (1709–1779) Итальянский художник (Болонья) Криэрд, Матье (ок. 1689–1776) Французский краснодеревщик (Париж) Кросато, Джованни Баттиста ( ок.1685-1758) Итальянский художник (Венеция) Деферне, Жан-Батист (ок.1729-1783) Французский скульптор (Париж) Делоне, Николя (1739-1792) Французский художник-график (Париж) Декуртис, Шарль-Мельхиор (1753-1820) Французский художник-график (Париж) Дициани, Антонио (1737-179 гг.)7) Итальянский художник (Венеция) Доден, Шарль-Николя (1734-1803) Французский художник (Севр) Дюбуа, Рене (1737-1799) Французский краснодеревщик (Париж) Дюше де Ванси, Гаспар (1756-1788) Французский художник Дюмон, Франсуа (1751-1831) Французский художник-миниатюрист Дюплесси, Жозеф-Сиффред (1725-1802) Французский художник (Париж) Эрл, Ральф (1751-1801) Американский художник Эрлом, Ричард (1743-1822) Английский Художник-график (Лондон) Эберлейн, Иоганн Фридрих (1695-1749) Немецкий скульптор (Мейсен) Элиартс, Ян Франс (1761-1848) бельгийский художник (Антверпен) Фальконе, Этьен-Морис (1716-1791) Французский скульптор Фессар, Этьен (1714-1777) Французский график (Париж) Фишер, Иоганн Мартин (1740-1820) Немецкий скульптор Фрагонар , Жан-Оноре (1732-1806) Французский художник (Париж) Гейнсборо, Томас (1727-1788) Английский художник Гаремейн, Ян Антун (1712-1799) Фламандский художник (Брюгге) Жерар, Маргарита (1761-1837) Французский художник (Париж) Жермен, Франсуа-Тома (1726-1791) Французский ювелир (Париж) Гилрей, Джеймс (1756-1815) Английский художник-график Гонсалес Веласкес, Антонио (1723- 1794) Испанский художник (Мадрид) Гутьер, Пьер (1732-1813) Французский ювелир Графф, Антон (1736-1813) Немецкий художник Грин, Валентин (1739-1813) Английский художник-график (Лондон) Грез, Жан-Батист (1725-1805) Французский художник-жанрист (Париж) Гуарана, Якопо (1720-1808) Итальянский художник (Венеция) Гварди, Франческо (1712-1793) Итальянский художник (Венеция) Гварди, Джакомо (1764-1835) Итальянский художник (Венеция) Гварди, Джанантонио (1699-1760) ) Итальянский художник (Венеция) Герен, Жан-Урбен (1761–1836) Французский миниатюрист Гюнтер, Франц Игнац (1725–1775) Немецкий скульптор (Мюнхен) Гюнтер, Маттеус (1705–1788) Немецкий художник Хакерт, Якоб Филипп (1737-1807) Немецкий художник Холл, Петер Адольф (1739-1793) Шведский художник-миниатюрист Халле, Ноэль (1711-1781) Французский художник (Париж) Херрейнс, Виллем (1743-1827) Фламандский художник (Антверпен) Ходжес, Уильям (1744-1797) Английский художник Хорманс, Ян Йозеф II (1714-1790) Фламандский художник (Антверпен) Уас, Мишель-Анж (ок. 1680-1730) Французский художник Гудон, Жан-Антуан (1741-1828) Французский скульптор Хубер, Жан (1721-1786) Швейцарский художник (Женева) Иббетсон, Юлий Цезарь (1759-1817) Английский художник Джонс, Томас (1742–1803) Английский художник Юэль, Йенс Йоргенсен (1745–1802) Датский художник Жюльен, Пьер (1731–1804) Французский скульптор Кауфманн, Анжелика (1741-1807) Швейцарский художник Кракер, Иоганн Лукас (1719-1779) Австрийский художник Крафт, Пер Старший (1724-1793) Шведский художник Крейцингер, Йозеф (1751-1829) Австрийский художник Кухарский, Александр (1741-1741- 1819) Польский художник (Париж) Лабиль-Гийар, Аделаида (1749-1803) Французский художник (Париж) Лагрене, Жан-Жак (1739-1821) Французский художник Лагрене, Луи-Жан-Франсуа (1725-1805) Французский художник Лампи, Иоганн Баптист I (1751–1830) Австрийский художник Лоне, Николя Де (1739–1792) Французский график (Париж) Лоуренс, Томас (1769–1830) Английский портретист Ле Пренс, Жан-Батист (1734– 1781) Французский художник (Париж) Лейхер, Феликс Иво (1727-1812) Австрийский художник Лели, Адриан Де (1755-1820) Голландский художник (Амстердам) Ленс, Андрис Корнелис (1739)-1822) фламандский художник Леписи, Николя-Бернар (1735-1784) французский художник (Париж) Левицкий, Дмитрий Григорьевич (1735-1822) Русский живописец Лиссабон, Антонио Франциско (1738-1814) Португальский скульптор (Бразилия) Лонги, Алессандро (1733-1813) Итальянский живописец (Венеция) Лютербур, Филип Жак Де 1740-1812 Французский художник (Париж) Мачадо де Кастро, Иоахим (1736–1822) Португальский скульптор Маджотто, Доменико (1712–1794) Итальянский художник (Венеция) Маджини, Карло (1720–1806) Итальянский художник (Фано) Малле, Жан-Батист (1759–1835) Французский художник Маре, Жорж Де (1697–1776) Шведский художник (Мюнхен) 1834) Французский скульптор Маро, Даниэль I (1661-1752) Французский архитектор Мартинкур, Этьен (ок. 1735-1791) Французский скульптор (Париж) Матье, Георг Давид (1737-1778) Немецкий художник Маульбертш, Франц Антон ( 1724-1796) Австрийский художник Майер, Мари-Констанс (1775-1821) Французский художник (Париж) Мейсонье, Жюст-Орель (1698-1750) Французский ювелир (Париж) Мелендес, Луис (1716-1780) Испанский художник Менажо, Франсуа-Гийом (1744-1816) Французский художник Мерсье, Филипп (ок. 1689-1760) Французский художник (Лондон) Мессершмидт, Франц Ксавьер (1736-1783) Австрийский скульптор Миньо, Пьер-Филипп (1715-1770) Французский скульптор (Париж) Мильдорфер, Йозеф Игнац (1719-1775) Австрийский художник Молитор, Бернар (1755-1810) Французский краснодеревщик ( Париж) Море, Жан-Мишель (1741–1814) Французский художник-график (Париж) Морен, Жан-Луи (1732–1787) Французский художник (Севр) Морлетер, Джован Мария (1699–1781) Итальянский скульптор (Венеция) Морланд , Джордж (1763-1804) Английский художник (Лондон) Натуар, Шарль-Жозеф (1700-1777) Французский художник (Париж) Ногари, Джузеппе (1699-1766) Итальянский художник (Венеция) Оммеганк, Бальтазар Поль (1755-1755-1766) 1826) Фламандский художник (Антверпен) Опи, Джон (1761-1807) Английский художник (Лондон) Ос, Ян Ван (1744–1808) Голландский художник (Гаага) Оуотер, Исаак (1750–1793) Голландский художник (Амстердам) Пажу, Огюстен (1730–1809) Французский скульптор Парет И Алькасар, Луис (1746– 1799) Испанский художник Паш, Лоренц Младший (1733-1805) Шведский художник Паскетти, Фортунато (ок. 1700-1773) Итальянский художник (Венеция) Петерс, Иоганн Антон Де (1725-1795) Немецкий художник (Париж) Петито, Эннемон-Александр (1727–1801) Французский архитектор Пьер, Жан-Батист-Мари (1714–1789)) Французский художник (Париж) Пигаль, Жан-Батист (1714-1785) Французский скульптор Пиллеман, Жан-Батист (1728-1808) Французский художник Реберн, сэр Генри (1756-1823) Шотландский художник Рагене, Николя-Жан-Батист (1715-1793) Французский художник (Париж) Рамзи, Аллан (1713–1784) шотландский художник Рау, Жан (1677–1734) французский художник (Париж) Рейнольдс, сэр Джошуа (1723–1792) Английский художник Робер, Юбер (1733–1808) Французский художник Рокка, Микеле (1666–1751) Итальянский художник Роде, Бернхард (1725-1797) Немецкий художник (Берлин) Рокотов, Федор (ок. 1735-1808) Русский художник Ромни, Джордж (1734-1802) Английский художник Рослин, Александр (1718-1793) Шведский художник Рослин, Мари-Сюзанна (1734–1772) Французский художник (Париж) Роулендсон, Томас (1756–1827) Английский художник-график (Лондон) Рассел, Джон (1745–1806) Английский художник Сен-Обен, Шарль-Жермен Де (1721-1786) Французский художник-график (Париж) Сент-Обен, Габриэль Де (1724-1780) Французский художник (Париж) Саммартино, Джузеппе (1720–1793) Итальянский скульптор (Неаполь) Соваж, Пиат-Жозеф (1744–1818) Фламандский художник (Париж) Шаль, Жан-Фредерик (1752–1825) Французский художник Шмидт, Мартин Иоганн (1718) -1801) Австрийский художник Сило, Адам (ок.
|