Романтический и готический стиль в архитектуре: Романский и готический стили в чём отличие и сходство

Содержание

Романский и готический стили в чём отличие и сходство


В средневековой Европе зародились два основных стиля архитектуры: романский и готический. В чем их происхождение? Каковы отличительные черты и сходства двух направлений? Какую функцию несли здания этих стилей?
Несмотря на то, что многие архитектурные творения готики и романики были разрушены в результаты междоусобных войн, эти два стиля используются и популярны по сей день. Романский стиль предшествовал готическому и был его родоначальником.

Романская архитектураПервые романские произведения искусства возникли между 800 и 1120 годами благодаря движению правителей, ремесленников и крестьян. В происхождении романики имеют место римский и византийский стили. Именно благодаря связи с римскими архитектурными элементами и зародилось название стиля — это округленная римская арка, которая является основой романских сооружений. В романике есть и элементы исламской архитектуры, что связано с крестовыми походами и войнами на ближнем востоке.


Романскую эпоху представляют три основных типа строений: соборы, замки и монастыри. Это большие и внушительные сооружения, воздвигнутые для обороны и отчасти для движения монахов, в котором члены религиозных групп жили и поклонялись отдельно от населения. В то же время Европа все еще сталкивалась с внешними угрозами, поэтому монастыри имели и защитную функцию.
Романская архитектура известна своими массивными основаниями, толстыми стенами, множеством арок, крепкими колоннами, мощными сводами, большими башнями и незначительными декоративными аркадами. Каждое здание имеет четко определенные формы, основная черта которых — простота.

Готическая архитектура Готический архитектурный стиль (или перпендикулярный стиль) зародился во Франции в XII веке и распространился на другие регионы до XVI века. Развитие готики можно разделить на три основных этапа:
— 1200 — 1300 годы = период Ланцета (готический стиль только зародился и стремился сместить консервативные тенденции романского стиля к реализму),

— 1300 — 1400 годы = утвердившийся готический стиль (сопровождался развитием эстетических декоративных украшений и внедрением скульптур),
— 1400 — 1500 годы = перпендикулярный период (были введены в архитектуру заостренные арки и тонкие стены).
Готическая архитектура первоначально использовалась для соединения романской и ренессансной стилей. Главная функция готических строений — религиозная, они были центрами паломничества. Готика произошла из романского архитектурного стиля. Самым фундаментальным элементом готического стиля является остроконечная арка. Ребристый свод арки — еще одна отличительная черта готической архитектуры (следует отметить, что прототипы для заостренных арок и ребристого свода были впервые обнаружены на поздних романских зданиях). Готическая архитектура придала церквям яркость, красочность, воздушность.

Сходства


— Главное сходство двух стилей — их назначение. Оба служили религиозным целям. В эти архитектурные строения монахи и простые люди отправлялись на молитвы.
— Кроме того, здания обоих стилей были построены с использованием каменных материалов.
— Некоторые элементы едины в обоих стилях: хранилища, апсида, ниши, часовни.
— Строения обоих стилей имеют арочные проемы — романский с кривой в одну точку (традиционная арка), готический с кривой в две точки (остроконечная арка).

Различия


— Романский тип здания использовался помимо молитв и для обороны, а готический собор не имел защитную функцию (использовался в эстетических целях из-за его декоративных и тонких художественных оформлений).

— Одно из главных различий между двумя стилями заключается в использовании опоры, которая была использована в готических зданиях.
— Здания романского периода были прочными и тяжелыми и имели толстые стены, в то время, как готические строения имеют стены более тонкие и легкие.
— В романских зданиях были небольшие окна, и поэтому пространство внутри было слабо освещено. В готических зданиях были большие окна с витражами, которые пропускали больше света в пространства.
— Еще одно отличие, которое можно увидеть, состоит в том, что готические сооружения были очень высокими и обращены к небу. У романских зданий были тупые и низкие башни.
В отличие от романских зданий, готические здания имели богато украшенные круглые окна, названные «розовыми окнами».
Ниже предложена инфографика о различиях двух направлений:



Заключение


Романская и готическая стили архитектуры зародились во Франции. Романика предшествовала готике. Стили имеют разные характеристики, но готический стиль заимствовал большинство своих черт из романского стиля и ввел свои изменения. Архитектура обоих стилей подарили народу ощущение божественности и путь постижения Бога, используется главным образом в религиозных целях. Основными отличиями являются вид используемых арок, толщина стен и опорных точек. Готический стиль имеет больше украшений и скульптур.

Источник

Отличие романского стиля от готического, сравнение стилей


  • ПОСЛЕДНИЕ ЗАПИСИ
  • Как установить входную металлическую дверь своими руками Бани – основные виды, характеристики Обувница своими руками: как сделать, чертежи, схемы, фото Засор канализации в многоквартирном доме, кто виноват?

  • РУБРИКИ
    • Автоматическое открывание, проветривание и полив теплиц
    • Акриловые краски
    • Балкон
    • Блоки арболитовые
    • Бурение скважин на воду
    • Вода из скважины
    • Водосток кровельный
    • Воздух в квартире
    • Выращивание дома
    • Гидроизоляция
    • Гидрофобизация материалов
    • Дорожки садовые
    • Камин своими руками
    • Каркасный дом
    • Кладка печи своими руками
    • Крыша из металлочерепицы
    • МДФ
    • Монтаж кровли
    • Монтаж ламината
    • Монтаж линолеума
    • Монтаж подложки под ламинат
    • Натяжные потолки
    • Опилкобетон
    • ОСБ плита
    • Отделка откосов
    • Оштукатуривание
    • Полипропиленовые трубы
    • Расход материалов
    • Тротуарная плитка
    • Устройство отмостки
    • Утепление
    • Утепляем баню самостоятельно
    • Фасад
    • Фундамент из свай
    • Шлакоблок
    • Эмаль для ванны

Особенности романского стиля

Романский стиль охватывает период с X по XII века. Термин происходит от слова «рома» то есть римский. Предпосылкой появления романского стиля архитектуры стала разобщенность феодализма на территории Западной Европы, когда феодалы старались присвоить себе чужие земли, и власть была децентрализована. Возникла необходимость в определенного рода постройках, которые могли бы выполнять оборонительную функцию при нападении соседних князей-феодалов. Романский стиль признан общеевропейским благодаря массивности и основательности при строительстве архитектурных построек.

Монументальность романского стиля

При сооружении замка в романском стиле руководствовались прежде всего соображениями прочности и мощности построек при набегах и нападениях, внешняя неприглядность при этом роли особой не играла.

Замок в романском стиле создавался как подобие крепости, оттого и преобладание в архитектуре масштабности и основательности. Лаконичность, незамысловатость форм, массивные размеры, преобладание горизонтальных линий над вертикальными все это является составными частями романского стиля в архитектуре.

Романскому стилю также присвоено другое название «стиль полукруглой арки», так как для построек данного стиля характерны арочные своды потолков, опирающихся на ровные ряды прочных столбов. Толстая стена с небольшими оконцами без какого-либо декора в сооружениях раннего романского стиля внушала мысли о неприступности . Но с развитием романского стиля на стенах стали появляться мозаика, скульптура, каменный декор. Над горизонтальными постройками романских замков возвышалась круглая башня с конусообразной вершиной. Входом в такого рода сооружениях, как например в храмах, зачастую служил портал.

Неприступные крепости в романском стиле

Наиболее яркое выражение романский стиль получил в соборах и монастырях, в сооружениях светского характера данный стиль практически не встречается.
В центральной части крепости романской эпохи располагался донжон или дом-башня феодала. На первом этаже донжона находились хозяйственные помещения, на втором-парадные помещения, на третьем-спальни хозяев. Четвертый этаж обычно занимала прислуга и охрана замка.

Замки старались сооружать в малодоступном месте,допустим, на склоне горы. Для защиты и безопасности крепость была ограждена высокой каменной стеной и рвом. Для коммуникации с внешним миром жителями использовался подъемный мост.

Наследие романского стиля в архитектуре Европы

В современное время мы можем созерцать романский стиль в облике соборов и храмов. В эпоху Возрождения дворцы и замки утратили свой первозданный вид. Часть из них реконструировали, возвращали им прежний вид замка, ряд из них существует и по сей день, но все таки многие архитектурные сооружения со временем утрачены. Наиболее известными архитектурными сооружениями романского стиля являются церковь Сен-Сернен, Храм аббатства Клюни III, Нотр-Дам в Пуатье, Пизанская башня, Лондонский Тауэр.

Особенности готического стиля

На смену романскому в средневековую архитектуру пришел готический стиль и со временем вытеснил его. «Устрашающе величественный», такое определение наиболее точно характеризует готический стиль архитектурных сооружений. Однако готический стиль пронизывает к тому же и другие разновидности изобразительного искусства, такие как скульптура, живопись, витражи и другие.

Готический стиль просуществовал с XII по XIV век. В отличие от романского стиля готический имеет более светский характер, тогда как романский стиль скорее религиозной направленности. Готический стиль нашел отражение в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей и основан на бургундской архитектуре.

Эстетическая направленность в готическом стиле

В сравнении с романским стилем с его толстыми стенами, небольшими окнами и круглыми арками готический значительно выигрывает. Ведь недаром готический стиль придает величие с его заостренными арками, узкими, высокими башнями и богато украшенным декором каменных кружев, многоцветьем витражей в окнах. Особенности стиля ставят акцент на вертикаль, все архитектурные сооружения устремлены вверх. В готическом стиле в отличие от романского важна эстетичность, церкви и соборы приобрели грациозный облик.

Каркасная система в готическом стиле

В архитектуре готических соборов появляется новшество: теперь свод сооружений имеет крестовую форму и опирается на прочный «скелет»— прочный легкий каркас, каркасная конструкция является визитной карточкой готического стиля архитектуры. Тогда как в романских храмах был свод цилиндрической формы, опиравшийся на основательные толстые стены, и, как следствие, лаконичность, простота, аскетичность, отсутствие света из-за маленьких окон.
Так называемые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод и особая система колонн создавали ажурные каменные кружева в облике соборов и церквей, придавали им потрясающий фантастический вид. Каркасная конструкция была устроена так, что основной упор был не на стены, как в романском стиле, а всю тяжесть несли на себе эти самые аркбутаны и контрфорсы, крестовый свод в свою очередь опирался на колонны. Это изобретение делало легкой всю конструкцию посредством распределения тяжести, стены стали невесомыми, их размеры и толщина не играли роли в несущей способности сооружения. Это и послужило появлению многочисленных окон, исчезла роспись на стенах, появились витражи и скульптура.

Стрельчатые своды в готическом стиле

Стрельчатая форма свода, применяемая в готическом стиле, уменьшала боковой распор, большую часть давления свода принимала на себя опора.
Вытянутость и острие стрельчатых арок сооружений выполняли основную функцию готической архитектуры — возвеличивали храм, устремляли вверх, подчеркивали ничтожность человека перед божественным сооружением.

Зачастую там, где аркбутан опирался на контрфорс устанавливался пинакль, так назывались башни с остроконечными шпилями и имели зачастую конструктивное значение. Пинакли использовались и как декоративные элементы для украшения при создании эстетического образа собора. В большинстве случаев аркбутаны создавались в два уровня. Верхний уровень служил для поддержания крыши, которые становились по прошествии времени очень крутыми и, как следствие, громоздкими. Второй уровень аркбутанов в свою очередь создавал противодействие ветру, создававшему давление на крышу. Наиболее известные сооружения готического стиля: Реймский Собор, Собор Парижской Богоматери, Шартрский собор,, Миланский Собор, Ка-д”Оро, Готическая галерея монастыря Мон-Сен-Мишель.

Существенные отличия готического и романского стилей

Несмотря на то, что готический стиль основан на романском, а точнее на бургундской школе, между ними существуют значительные различия, которые не позволят их перепутать. Сравнительный анализ этим двум стилям можно провести на примерах архитектуры соборов.

Отличия:

  • Заостренность башен, арок соборов готического стиля отличает романские соборы с их круглыми цилиндрическими сводами и башенками;
  • Романскому стилю свойственна прочность, основательность, громоздкость, а готическому стилю грациозность, эстетизм;
  • Окна храмов романского стиля небольшие, а в готическом стиле окна больших размеров, что позволяет проникать большому количеству света;
  • Соборы в романском стиле более приземленные, тяготеют к горизонтали. Соборы готического стиля поражают величием, высотой, тянутся ввысь.
  • В бургундской школе или романском стиле декор отсутствует или минимален. Своеобразие готического стиля в вычурности фасадов, внешний облик которых пестрит резьбой, витражами и узорами. Сооружения романского стиля аскетичны, просты, лаконичны. Все свободное пространство готических сооружений используется для украшения и декора.

Романский и готический архитектурные стили: сравнительная характеристика

#9 класс #Мировая художественная культура (МХК) #Учебно-методические материалы #Презентация #Учитель-предметник #Школьное образование

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа (МАОУ СОШ № 14) № 14 им. А.Ф. Лебедева РОМАНСКИЙ И ГОТИЧЕСКИЙ АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА Учитель МХК Тарабыкина Е.С. Томск 2016

Оглавление Оглавление Введение Характеристика романского стиля Особенности готической архитектуры Романский и готический стили – единство и противоположность

Тема актуальна.  Многие романские церкви и готические соборы находятся под наблюдением и охраной государства, некоторые являются достоянием ЮНЕСКО. Поэтому хотелось бы поподробнее познакомиться с этой темой на примерах соборов, построенных в данных стилях и радующих глаз человека по настоящее время. Объект исследования – всеобщая история, эпоха средневековья.  Предмет исследования – средневековое европейское искусство, шедевры романской и готической архитектуры. Цель – систематизировать, обобщить и расширить знания о романском и готическом художественных стилях в их сравнительной характеристике, исследовать наиболее известные и значительные романские и готические соборы.    Задачи: поиск, отбор, систематизация материала по избранной тематике; охарактеризовать особенности романской и готической архитектуры; познакомится с наиболее выдающимися романскими и готическими соборами Франции, Германии, Англии, Италии; выяснить влияние романского стиля на готический стиль; определить место и роль этих стилей в истории; изучить художественные произведения поэтов и писателей (легенды, сказания), посвящённые данной тематике; создать компьютерную презентацию, используя программу Power Point для иллюстрирования положений проекта.

Романский стиль (от лат. romanus — римский) развивался в западноевропейском искусстве X—XII веков, один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.  Романский стиль совершенно отверг пропорциональные каноны и формы античной архитектуры, свойственный ей арсенал орнаментально-декоративных средств. То немногое, что сохранилось от архитектурных деталей античного происхождения, было чрезвычайно сильно преобразовано и огрублено. Термин «романский стиль» появился в начале XIX века, когда была установлена связь архитектуры XI—XII веков с древнеримской архитектурой. В целом, термин условен и отражает лишь одну, не главную, сторону искусства. Однако он вошёл во всеобщее употребление. Основной вид искусства романского стиля — архитектура, преимущественно церковная (каменный храм, монастырские комплексы). Ее развитие было связано с монументальным строительством, начавшимся в Западной Европе в пору образования и расцвета феодальных государств, оживления хозяйственной деятельности и нового роста культуры и искусства.

Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина X века). Сочетая классические и варварские элементы, отличаясь суровым величием, она подготовила образование романского стиля, в дальнейшем целеустремленно развивавшегося на протяжении двух столетий. 

Наиболее известные памятники романского стиля:  (нем. Speyerer Dom, полное название: нем. Kaiser- und Mariendom zu Speyer) — большой собор в городе Шпейер в Германии. Самая большая сохранившаяся церковь в романском стиле, с 1981 года — объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Наиболее известные памятники романского стиля:  (нем. Speyerer Dom, полное название: нем. Kaiser- und Mariendom zu Speyer) — большой собор в городе Шпейер в Германии. Самая большая сохранившаяся церковь в романском стиле, с 1981 года — объект всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Построен в 1030-1061 годах императорами Священной Римской империи. Строение было начато кайзером Конрадом II, затем продолжено его сыном Генрихом III и закончено внуком Генрихом IV, при котором состоялось освящение собора. В то время в Шпейере жило около 500 человек, и Шпейерский собор был одним из крупнейших зданий мира. Это имело, в частности, политическое значение, так как его размер символизировал мощь кайзера.

Наиболее известные памятники романского стиля:  Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии. Пизанская башня — часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу. Наиболее известные памятники романского стиля:  Пизанский собор и частично знаменитая Пизанская башня в Италии. Пизанская башня — часть ансамбля городского собора Санта-Мария Маджоре в Пизе. Башня является колокольней собора и примыкает к его северо-восточному углу.

Церковь св. Якоба Церковь св. Якоба (нем. die irische Benediktinerklosterkirche St. Jakob und St. Gertrud) — романская базилика в Регенсбурге. Первоначально церковь принадлежала ирландскому бенедиктинскому аббатству, основанному в 1070 году, ее постройку относят к 1175-1180 годам. Церковь представляет собой прекрасный пример романской архитектуры: трехнефная базилика с тремя апсидами, башнями на востоке, и трансептом на западе. Галерея, в которой установлен орган, проходит над всеми тремя нефами в трансепте. Центральный неф отделен от боковых цилиндрическими столбами каменной кладки (не монолитные колонны), их капитали — прекрасные образцы высокой романской скульптуры, изображающие мужчин, львов, орлов и крокодилов, и могут иметь аллегорическое значение. Углы оснований столбов украшены головами менее благородных животных, включая свиньи, собак, ослов, и стервятников. Под аркой центральной апсиды стоят три деревянных скульптуры конца двенадцатого столетия, которые вместе формируют сцену распятия на кресте.  

Готика — период в развитии средневекового искусства, охватывавший почти все области материальной культуры и развивавшийся на территории Западной, Центральной и отчасти Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его. Хотя термин «готический стиль» чаще всего применяется к архитектурным сооружениям, готика охватывала также скульптуру, живопись, книжную миниатюру, костюм, орнамент и т. д. Готика зародилась в XII веке на севере Франции, в XIII веке она распространилась на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики». В конце XIV века Европу охватила т. н. интернациональная готика. В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века.

Хотя стиль готика возник в процессе развития романской архитектуры, в противоположность ей и последующей архитектуре ренессанса, барокко и классицизма, — это единственный стиль, создавший совершенно своеобразную систему форм и новое понимание организации пространства и объемной композиции. Название «готика» не отражает правильно существо данного стиля. В период ренессанса это было насмешливое наименование, выдуманное итальянской художественной критикой для творческого стиля, возникшего севернее Альп. Во Франции этот стиль получил более точное название «style ogivat» (стиль стрельчатый). [3, с. 76] Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары), и сначала использовалось в качестве бранного. Впервые понятие в современном смысле применил Джорджо Вазари для того, чтобы отделить эпоху Ренессанса от средневековья. Готика завершила развитие европейского средневекового искусства, возникнув на основе достижений романской культуры, а в эпоху Возрождения (Ренессанса) искусство средневековья считалось «варварским». Готическое искусство было культовым по назначению и религиозным по тематике. Оно обращалось к высшим божественным силам, вечности, христианскому мировоззрению.

Готический стиль в основном проявился в архитектуре храмов, соборов, церквей, монастырей. Развивался на основе романской, точнее говоря — бургундской архитектуры. В отличие от романского стиля с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. В готической архитектуре выделяют 3 этапа развития: ранний, зрелый (высокая готика) и поздний. Почти вся архитектура готических соборов обусловлена одним главным изобретением того времени — новой каркасной конструкцией, что и делает эти соборы легко узнаваемыми.. 

Наиболее известные памятники готического стиля:  католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите, в четвёртом округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг. Наиболее известные памятники готического стиля:  католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Расположен в восточной части острова Сите, в четвёртом округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на месте галло-римского храма Юпитера. Строился с 1163 по 1345 гг. Высота собора — 35 м, длина — 130 м, ширина — 48 м, высота колоколен — 69 м, вес колокола Эммануэль в южной башне — 13 тонн, его языка — 500 кг.

Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) — римско-католический готический собор в Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия. Кёльнский собор (нем. Kölner Dom) — римско-католический готический собор в Кёльне. Занимает третье место в списке самых высоких церквей мира и внесён в список объектов Всемирного культурного наследия. Строительство главного храма Кёльнской архиепископии велось в два приёма — в 1248—1437 гг. и в 1842—1880 годах. По окончании строительства 157-метровый собор на четыре года стал самым высоким зданием мира.

Собор в Солсбери начали строить в 1220 г.. В 1225 г. закончен хор, в 1266 г. — в основном, весь собор. Башня средокрестия закончена во второй половине XIV в. В начале XVIII и середине XIX вв. собор реставрировался. Собор в Солсбери начали строить в 1220 г.. В 1225 г. закончен хор, в 1266 г. — в основном, весь собор. Башня средокрестия закончена во второй половине XIV в. В начале XVIII и середине XIX вв. собор реставрировался. Собор был построен в южной части города на участке, открытом для обозрения со всех сторон. Симметричное, крестообразное в плане здание имеет вполне развитую, намечавшуюся еще в Линкольнском и Кентерберийском соборах двухтрансептную систему.

Романский и готический стили – единство и противоположность

Цвета Романский стиль Готический стиль  коричневый, красный, зеленый, белый. желтый, красный, синий

Линии Романский стиль Готический стиль  бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные. стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии в отделке домов. Лимбург-ан-дер-Лан Дворец дожей

Форма Романский стиль Готический стиль прямоугольная, цилиндрическая. прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы..

Характерные элементы интерьера Романский стиль Готический стиль полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру. веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен в отделке квартир; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру.

 Окна Романский стиль Готический стиль прямоугольные, маленькие, в каменных домах — арочные. вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна.

Конструкции: Романский стиль Готический стиль каменные, массивные, толстостенные; деревянные оштукатуренные с видимым скелетом каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций.

Двери Романский стиль Готический стиль дощатые, прямоугольные с массивными петлями, замком и засовом. стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые..

В развитии европейской архитектуры раннего средневековья можно выделить два периода, два стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XV вв.). Вторая из этих двух стадий — готическая — возникла путем эволюции романской архитектуры и означала переход ее на новую, более высокую стадию развития. И романское, и готическое зодчество развивались в одних и тех же в основном социально-исторических условиях. Общими в принципе были и композиционные приемы. Главное отличие между названными стилями заключалось в том, что романский характеризовался особой массивностью сооружений, а готические конструкции приобрели более совершенный, облегченный в ряде сооружений каркасный характер. Весь двухвековой романский опыт строительства и украшения церквей и полное утверждение величественной системы романского художественного мышления были необходимы для появления готического стиля.  Готика развивалась на основе романского стиля, но на каждом шагу противоречила ему, выдвигая собственную систему архитектурного и художественного мышления.

Мнения о готическом стиле тогда разделились. Как и всякое нововведение, готика порицалась одними и нравилась другим. Однако в одном все современники были согласны — в разительной новизне готического стиля, не похожего ни на что существовавшее ранее.  Сравнение основных художественных принципов готической и романской эпох показывает всю сложность их взаимоотношений друг с другом.  Если романская архитектура основывалась на древнейших представлениях о закономерностях строительства и взаимоотношении конструктивных элементов в архитектурном сооружении, примыкая к римской строительной традиции, то готическая эпоха предлагает новое архитектурное решение и создает новую конструктивную систему, ломающую старые представления о технических возможностях зодчества и следующую собственной архитектурной логике.  

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамичное единство внутреннего пространства. В готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековые представления о мире.  Средневековые памятники искусства Западной Европы постоянно напоминают о его сравнительно недавнем варварском прошлом, проявляющемся то в мотиве дохристианского плетеного орнамента, то фигуре фантастического существа, выглядывающего из растительных сплетений романской капители или взирающего с высот готического собора. 

4.41: Архитектура и скульптура в эпоху романтизма.

Архитектура. Другие типы романтической архитектуры проиллюстрированы в различных стилях, считающихся «экзотическими» из-за их смещения в «иностранную» обстановку в более причудливом, менее точном формате.

Примеры экзотических архитектурных стилей включают дома в египетском стиле, дома в азиатском стиле и даже швейцарские шале. Эти дома содержат такие «экзотические» элементы, как египетские колонны и небольшие скульптуры сфинксов, или линии крыш в японском стиле, или А-образный каркас швейцарского шале в качестве декоративного наложения на традиционный европейский тип здания. Вдохновленная военной кампанией Наполеона в Египет, положившей начало первому современному, продолжительному исследованию древнеегипетской культуры, архитектура с египетским влиянием была очень популярна во Франции и Англии с 179 года.0-х годов в течение первых десятилетий 19 века.

Возрождение Востока в начале 1800-х годов можно объяснить расширением торговли с Индией и Китаем в последние годы 18-го века. Самый известный пример этого причудливого индийского стиля можно увидеть в Королевском павильоне в Брайтоне, Англия, построенном Джоном Нэшем в 1815-1822 годах в качестве приморского дома для короля Георга IV, когда он был принцем-регентом. Здание имеет ряд луковичных куполов вдоль крыши, с минаретами по бокам центрального купола, а линия крыши украшена остроконечными зубцами в экзотическом стиле, увенчанными шарами. Парадное крыльцо частично перекрыто решетчатой ​​ширмой с мавританскими подковообразными арками и псевдоготическими раздвоенными окнами.

Королевский павильон Брайтона

Богато украшенный банкетный зал в Королевском павильоне

Интерьер павильона выполнен в китайском стиле, с богато украшенными комнатами, подходящими для загородного дома. Неоклассицизм также пользовался неизменной популярностью в форме стиля греческого возрождения середины XIX века, который можно считать романтическим стилем. Романтизм также проявляется во введении стиля итальянской загородной виллы в этот период, называемого итальянским стилем. Однако то, что отличает итальянский стиль от почти непрерывного классического возрождения, которое характеризует архитектуру с античности, — это мотивация его использования. В данном случае это конкретно относится к более романтическому понятию ностальгической тоски по этому типу зданий итальянского Ренессанса, а не к более благородным философским, а иногда и политическим вопросам, которые традиционно связывают с различными классическими возрождениями.

В Америке эти идеи можно увидеть в самом богато украшенном доме в итальянском стиле в Соединенных Штатах, который является знаменитым «Домом разрушителей», построенным с видом на океан в Ньюпорте, Род-Айленд.

Gardens at The Breakers

Спроектированный Ричардом Моррисом Хантом в 1890-х годах для Корнелиуса Вандербильта, этот особняк с 70 комнатами имеет трехчастный каменный фасад, где портики открываются как на уровне земли, так и на верхнем этаже, позволяя любоваться окружающей местностью. сельская местность. Центральные портики обрамлены флигелями с обеих сторон. В то время как многие более скромные дома в итальянском стиле сделаны из дерева и украшены модифицированными викторианскими изделиями из дерева, этот каменный дом представляет собой более монументальную форму итальянского стиля. Очевидно, дом для отдыха для богатых, The Breakers берет пример с виллы итальянского Возрождения, чтобы создать визуальную связь между семьей Вандербильтов и признанными аристократическими семьями Европы, которые в то время считались более культурно утонченными, чем их американцы. аналоги.

Швейцарский дом в стиле шале, также считающийся домом для отдыха, стал популярным как в Европе, так и в Соединенных Штатах после того, как он был представлен в книге образцов, опубликованной в 1850 году Эндрю Джексоном Даунингом. Этот тип дома, зародившийся в Альпах, был более экономически подходящим для среднего класса, чем более «экзотический» индийский стиль, и поэтому он пользовался популярностью в течение первых нескольких десятилетий 20-го века, прежде всего в горных районах. Соединенные Штаты.

Наконец, восьмиугольный дом с его восьмигранной формой также был введен в эту эпоху, и несколько сотен таких домов, построенных на Восточном побережье и Среднем Западе в 1850-х и 1860-х годах, сохранились до наших дней. Представлен в сборнике образцов, опубликованном Орсоном С. Фаулером в 1849 г., восьмиугольный дом считался очень экономичным, эффективным в плане этажа и лучше освещенным, чем традиционное квадратное здание. Идеи Фаулера о внутренней сантехнике и центральном отоплении были очень дальновидными для своего времени, и хотя восьмиугольный дом в конечном итоге не стал широко успешным, его экономичный дизайн и практичные характеристики проложили путь для последующих проектов, созданных с учетом притока представителей среднего класса. домовладельцев в 20 веке.

Восьмиугольный дом Уилкокса

Скульптура

Точно так же, как романтическая живопись может быть разделена на фигурные и пейзажные произведения, романтическая скульптура может быть разделена на произведения, относящиеся к человеческому миру и миру природы . Ведущими скульпторами каждого типа были Руд и Барье, соответственно. войны и наполеоновские войны). Эта работа изображает богиню свободы, призывающую силы Французская революция  и далее. Шедевр Руда является скульптурным аналогом картины Делакруа «Свобода, ведущая народ» (самой известной фигурной живописи периода романтизма).

Жанна д’Арк слушает свои голоса, грубо

Отъезд добровольцев, грубо

Антуан-Луи Барье, самый известный скульптор-анималист всех времен, изучал анатомию своих подданных, делая зарисовки обитателей парижского зоопарка . Большинство его работ состоит из одиночных животных  или дуэтов хищник/жертва . Масштаб работ Барье варьируется от памятников до статуэток.

Турецкая лошадь, № 2, смоделированная

Охота на тигра, барье

Готический стиль | Кристин Хакинс Франк, архитектор, LLC

Стиль готического возрождения, популярный в Америке с 1830-х по 1860-е годы, можно рассматривать как простое возрождение средневековых мотивов, но если заглянуть под завитки и трилистники, которые оживляют этот стиль, можно обнаружить нечто большее. глубокий смысл.

Возрождение готики

   Во второй половине восемнадцатого века давнему авторитету Возрождения бросил вызов эмпиризм неоклассической эпохи. Археологические исследования начали обнаруживать архитектурное разнообразие, отсутствовавшее в произведениях эпохи Возрождения, которые руководили архитектурой вплоть до восемнадцатого века. Архитекторы чувствовали свободу обращаться к множеству моделей для конкретного подражания. Кроме того, романтические чувства, такие как в литературных произведениях Шелли и Байрона или в равной степени в музыке и искусстве, изображали идеализированное прошлое: иногда встречающееся в золотой ауре Греции и Рима, но чаще в темных мистериях Средневековья. . Романтизм обращался к эмоциональному, а не к рациональному.

   Никто не воплощает этот идеал лучше, чем Гораций Уолпол на своей вилле в Твикенхэме, Строуберри-Хилл, которая недавно подверглась капитальному ремонту. Краткое видео-введение можно посмотреть здесь: http://www.strawberryhillhouse.org.uk/video1.php. В отличие от своих неопалладианских современников середины восемнадцатого века, Уолпол обратился к готике за вдохновением для своих реконструкций, чтобы превратить несколько коттеджей в свой «маленький готический замок». Если вы исследователь и не можете приехать в Англию, вам может быть интересно узнать больше (по предварительной записи) в библиотеке Льюиса Уолпола Йельского университета, исследовательской библиотеке по исследованиям восемнадцатого века и основном источнике изучения Горация Уолпола и Клубничный холм».

   Позднее английские архитекторы и теоретики будут доказывать моральное превосходство готики над классикой. В А.В.Н. Пугина Contrasts (1836), а затем в Истинные принципы остроконечной или христианской архитектуры (1841) готика представлена ​​​​как истинная христианская архитектура, а не языческая классическая архитектура греков и римлян. Джон Раскин расширяет эти аргументы, связывая архитектуру и мораль, в своих книгах «Семь светильников архитектуры» 9.0070 (1849 г.) и Камни Венеции (1851–1853 гг.).

   Возрождение готики сложным образом коренится в противоречивых силах вновь обретенной свободы современности и соответствующей ностальгической тоски по прошлому. В книге Хью Моррисона «Ранняя американская архитектура » он описывает сдвиг в американской архитектуре 19 -го -го века как вызванный «научной археологией, [разрушившей] теоретические основы архитектуры эпохи Возрождения, в то время как романтизм [разрушил] ее вкус». Примерно параллельно греческому возрождению в Америке, готическое возрождение нашло свою популярность в домах, особенно в сельской местности. Такие книги, как «9» Эндрю Джексона Даунинга.0069 «Архитектура загородных домов» (1850 г.) было продано около 16 000 экземпляров, пропагандируя вкус романтических резиденций, окруженных живописными пейзажами.

   Здания в стиле готического возрождения воплощают романтические идеалы благодаря живописным, асимметричным массивам и планам. Здания различной высоты и проекции; увенчан множеством крутых фронтонов; освещен угловыми эркерами и остроконечными арочными окнами из свинцового стекла, часто парными; затененные въездными башнями и широкими крыльцами создавали эффект какого-то далекого таинственного прошлого и будоражили эмоции. Фронтоны украшают искусно выпиленные гранитные доски; свитки и наконечники, трилистники и четырехлистники, скобы и подвески можно найти повсюду.

   Возможно, самым типичным домом в стиле американского готического возрождения является Линдхерст Эндрю Джексона Дэвиса, расположенный в Тэрритауне, штат Нью-Йорк. Основанный в 1838 году, Дэвис удвоил свой размер с 1864 по 1865 год для своего второго владельца Джорджа Мерритта. Хотя Линдхерст построен из камня, многие дома в стиле готического возрождения были построены из более доступного и простого в обработке дерева. Во многих случаях более ранние дома в георгианском стиле модно обновлялись новыми крыльцами или другими декоративными деталями в готическом стиле.








Готическое возрождение

   Дома в стиле неоготики разбросаны по всей стране, причудливые и милые. Когда они были построены, они были гораздо больше, чем их внешний вид. В «Архитектуре загородных домов» Даунинг описывает, почему его соотечественники должны иметь хорошие дома: «Хороший дом (и под этим я подразумеваю подходящее, сделанное со вкусом и значимое жилище) — мощное средство цивилизации. Нация, чье сельское население довольствуется тем, что живет в убогих лачугах и жалких лачугах, несомненно, будет позади своих соседей… Но когда улыбающиеся лужайки и со вкусом оформленные коттеджи начинают украшать страну, мы знаем, что порядок и культура установлены». Отличная книга, посвященная вкусу готики в Америке, — «Единственный правильный стиль: готическая архитектура в Америке» Колдера Лота и Джулиуса Трусдейла Сэдлера-младшего 9.0005

Авторское право на все изображения и текст, если они не находятся в общественном достоянии или не указано иным образом, принадлежит Christine G. H. Franck, Inc. История, стили, примеры и факты

Джеймс Пейн и Роберт Адам: Кедлстон Холл

Просмотреть все медиа

Связанные темы:
заказ Классическая архитектура Архитектура эпохи Возрождения живописный Неоклассическая архитектура

Просмотреть весь связанный контент →

Западная архитектура , история западной архитектуры от доисторических культур Средиземноморья до 21 века.

История западной архитектуры отмечена рядом новых решений структурных проблем. В период от зарождения цивилизации до древнегреческой культуры методы строительства прогрессировали от односкатной крыши и простых ферм к вертикальным стойкам или колоннам, поддерживающим горизонтальные балки или перемычки (9). 0069 см. стоечно-перемычная система). Греческая архитектура также формализовала многие структурные и декоративные элементы в три классических ордера — ионический, дорический и коринфский, — которые в большей или меньшей степени повлияли на архитектуру с того времени. Римляне эксплуатировали арку, свод и купол и шире использовали несущую каменную стену. В период позднего средневековья постепенно появились стрельчатые арочные, ребристые и опорные системы. К этому моменту многие проблемы строительства кирпичной и каменной кладки были решены, и, помимо декоративных достижений, до промышленной революции было достигнуто мало инноваций. Не раньше 1920-го века, с появлением чугунных и стальных конструкций, наступила новая архитектурная эпоха, и стали возможными более высокие, широкие и легкие здания. С развитием технологий 20-го века новые структурные методы, такие как консольные, получили более широкое распространение. На рубеже 21 века компьютеры еще больше расширили возможности архитекторов по осмыслению и созданию новых форм.

Для целей данной статьи «западная архитектура» означает архитектуру в Европе, а также в регионах, которые разделяют европейские культурные традиции. Например, в этой статье рассматриваются ранние архитектурные традиции в таких областях, как Египет, Сирия, Малая Азия, Северная Африка и Иерусалим, которые, начиная с эллинистического и римского периодов и продолжаясь в период Византийской империи, были тесно связаны с архитектурой. развития в Европе. К концу 15 века европейские архитектурные стили распространились на Америку. В этой статье также рассматривается североамериканская архитектура; для обработки латиноамериканской архитектуры, см. Латиноамериканская архитектура. (Архитектурные традиции коренных американцев, как правило, не подвергались влиянию европейцев; об этой истории см. Искусство коренных американцев.)

Технические и теоретические аспекты среды исследуются в другом месте; см. архитектуру .

Викторина «Британника»

Викторина по истории архитектуры

Какой император построил Тадж-Махал? Кто спроектировал Мемориал Линкольна? Что такое балдахин? Проверьте свои знания по истории архитектуры с помощью этого теста.

Уильям ФлемингДэвид Джон УоткинРедакторы Британской энциклопедии

Культуры европейского века металла

Эгейское море и восточное Средиземноморье

Острова восточного Средиземноморья и Эгейского моря образуют естественную связь между массивами суши Ближнего Востока и Европы. Экспансия цивилизаций Западной Азии и Египта на запад началась около 3000 г. до н. э. и привела к появлению поселений на Крите, Кикладах и материковой Греции. Принципиальное отличие этих культур от более ранних, неолитических, заключается в том, что каменные орудия труда и оружие были заменены медными, а позднее и бронзовыми. Энеолитический (медно-каменный) век, продолжавшийся в районе Эгейского моря с начала 3-го тысячелетия до н.

Отличительной чертой эгейских цивилизаций была легкость, с которой азиатские мотивы и техники были адаптированы для формирования оригинальных местных стилей. В архитектуре, безусловно, наиболее важными достижениями были цивилизации минойского Крита и микенской Греции.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Минойский Крит

Великая морская цивилизация Крита кристаллизовалась вокруг дворцов, таких как Кносс, Фест, Айя-Триада, Маллия и Тилисос. Чрезвычайно важный Дворец Миноса в Кноссе, раскопанный и реконструированный в начале 20-го века сэром Артуром Эвансом, представляет собой свидетельство непрерывного архитектурного и художественного развития с начала неолита, кульминацией которого является блестящая демонстрация строительной деятельности во время третьей фазы среднего минойского периода. период (1700–1580 гг. до н. э.) и продолжавшийся до нашествия ахейцев в XII в. Однако дворец, по сути, является сооружением двух последних среднеминойских периодов (1800–1580 гг. до н. э.). По своей монументальности он, несомненно, соперничал с ближневосточными и египетскими дворцами. Следуя примеру таких построек, Дворец Миноса представляет собой четырехугольный комплекс комнат и коридоров, сгруппированных вокруг большого центрального двора, размером примерно 175 × 100 футов (50 × 30 метров). В северной части, обращенной к морю, большой портик из 12 пилястр давал доступ к центральному двору. В этом конце также расположена большая театральная площадь, прямоугольный театр под открытым небом, который, возможно, использовался для ритуальных представлений. Восточное крыло дворца разделено на две части длинным коридором, идущим по оси восток-запад; первоначально он возвышался на четыре или пять этажей над склоном долины. В юго-восточной части дворца находятся жилые помещения, искусно снабженные сантехникой и смывом, а также святилище. Широкая лестница вела на верхний этаж, которого больше нет. Северо-восточная часть дворца занята офисами и складскими помещениями. Западная часть снова разделена главным коридором длиной более 200 футов (60 метров), идущим с севера на юг. За этим коридором, вдоль западной стороны, был обнаружен ряд длинных узких кладовых, содержащих большое количество пифоев, или сосудов для хранения масла в человеческий рост. На другой стороне коридора, обращенной к центральному двору, расположены парадные залы, в том числе тронный зал с уникальным гипсовым троном и всемирно известными фресками с изображением грифона. Ярко окрашенные фрески играли важную роль как во внутреннем, так и во внешнем убранстве дворца. Свет поступал сверху с помощью хитроумной системы световых колодцев, а несколько портиков с колоннадами обеспечивали вентиляцию в жаркое критское лето.

Развитие других минойских дворцов (Фест, Маллия, Айя-Триада, Тилисос) примерно соответствует развитию Кносса. Каждый из них примечателен, а Фест особенно интересен благодаря обширным итальянским раскопкам. Морская гегемония позволила критским морским царям построить эти дворцы в низких и незащищенных местах; следовательно, бросается в глаза отсутствие крепостных стен по сравнению с большими стенами месопотамских дворцов. Поскольку критские богослужения, по-видимому, проводились в основном под открытым небом, здесь нет настоящих храмов, как на Ближнем Востоке. Тем не менее, расположение различных частей дворца вокруг центрального двора и максимально возможное избегание внешних окон являются характеристиками, которые, по-видимому, указывают на ранний контакт с Ближним Востоком. Вкус к длинным прямым дворцовым коридорам, а также к высокоразвитой системе водоснабжения, возможно, также был унаследован от более древних цивилизаций на востоке. Колонна впервые появилась в Европе в критском дворце, где ее часто использовали отдельно для разделения входа.

Развитие погребальной архитектуры на Крите происходит от старых камерных оссуариев раннеминойского периода (2750–2000 гг. конец среднеминойского периода.

На гребне минойского процветания произошел великий крах. Вторжение с материка около 1400 г. до н. э. разрушило дворцы и привело к отстранению власти от микенской Греции. Архитектурные остатки на Крите сооружений догреческого дизайна, но построенных после этой катастрофы, очень редки. Несколько загородных святынь относятся к этому периоду после разрушения, а в Приниасе уникальное храмовое здание может быть датировано 700 г. до н.э. Дверной проем этого храма имеет барельефы на архитектурных элементах. Отверстие над перемычкой обрамлено сидящими фигурами, а сама перемычка на нижней стороне вырезана фигурами богини и животных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *