Романтизм в архитектуре 19 века: Романтизм как направление в архитектуре • Architectural Idea
Романтизм как направление в архитектуре • Architectural Idea
Романтизм в архитектуреРомантизм — архитектурный стиль, возникший в XIX веке и являющийся ярким примером эклектизма — характерного для романтизма смешения различных стилей, не только из настоящего, но и прошлого. При проектировании зданий в стиле романтизма, архитекторы обращались к богатому опыту Древней Греции и Рима, средневековой готики. Но особенно ярко выражались в романтизме особенности восточной архитектуры, к тому времени ещё недостаточно изученной. В романтизме не было строгих стандартов, аскетизма, характерных для архитектуры того времени. Его отличительной чертой стали свобода творческой мысли и разнообразие форм и силуэтов перенятое у восточной архитектуры.
Возникновение и развитие стиля
В XIX веке, благодаря развитию науки и прогресса, было создано множество новых технологий и материалов для строительства, что существенно повлияло на внешний облик всей тогдашней архитектуры. Резко подешевели сталь и чугун. Это позволило создавать большие и красивые сооружения, не затрачивая на это много средств.
На этот век и пришёлся расцвет романтизма. Усовершенствованные технологии позволяли создавать здания нового типа, более изящные и лёгкие, разнообразные по форме и размерам. На этих моментах архитектура европейская во многом перекликалась с архитектурой восточной.
Особенно популярен романтизм был в архитектуре садов и парков. Они создавались более элегантными, естественными, в них живое крепко сплеталось с неживым, образуя одно целое. В этом заключалась прелесть романтизма.
Такие парки назывались пейзажными и были довольно распространены в России, особенно в Санкт-Петербурге. Однако в настоящее время они больше известны под именем “английских”.
Эпохе романтизма свойственен высокий рост национального самосознания, который и наступил в XIX веке. В результате этого возникла новая, так называемая “национально-романтическая” ветвь в этом направлении. К привычным чертам романтизма примешивались элементы национальной культуры. Архитекторы, творившие в этом направлении, всё чаще обращались к истокам истории, заимствуя стиль и технологии из мира античности и средневековья.
Джозеф Пэкстон
Джозеф ПэкстонВ истории ландшафтного дизайна Джозеф Пэкстон выступает как великий революционер в сфере архитектуры, принёсший миру, можно сказать, новое видение прекрасного. А ведь он был простым садовником.
Родился Пэкстон в 1801 году в семье фермера и после окончания школы пошёл работать садовником. Начиналась его карьера с того, что он подстригал кусты в садах Королевского Садоводческого общества, находящихся в Чизвике. За относительно короткое время Джозефу удалось серьёзно подняться по карьерной лестнице, став партнёром герцога Девонширского, в имении которого и были спроектированы первые шедевры Пэкстона.
За свою жизнь Джозеф создал два фонтана, две оранжереи и несколько зданий и садов, однако многие его идеи так и остались на бумаге. Интеллигенция того времени была глубоко возмущена тем, что “садовник-недоучка” имеет право творить такие серьёзные сооружения, но его шедевры проникли в сердца и умы людей и остались там навсегда.
Заключение
Джозеф Пэкстон, ставший лицом романтизма и принёсший миру шедевры архитектуры, скончался в 1865 году, не успев реализовать свой проект “Викторианский путь”. Однако его влияние на развитие романтизма и архитектуру в целом и так было достаточно велико. Имя великого творца навсегда запечатлено в истории ландшафтной архитектуры, а шедевры до сих пор не покидают сердца людей.
Романтизм в архитектуреРомантизм в архитектуре
Романтический стиль в архитектуре дворца Шенборнов отражен в объединении нео-готики и национального стилей. с. Чинадиево в Закарпатье.
Романтический стиль в архитектуре исследователи связывают с изменением мировоззрения европейского человека, произошедшим после Французской революции. Старые идеалы, четко разделяющие общество по социальному признаку, рухнули. Последствия революции не вдохновляли людей, показав ошибки теоретиков эпохи Просвещения. Идеалистические воззрения больше не соответствовали реальной жизни. В этой ситуации общество стало искать истину в древности, в устоях Средних веков, восточных философиях, этносах, легендах и сказаниях. Романтизм в архитектуре означал переосмысление средневековых и античных стилей и их выражение в новых формах. В результате появились направления в зодчестве, получившие приставку «нео». Особенно популярным среди направлений романтического стиля в архитектуре стал стиль нео-готика, который реализовывали с использованием существующих технологий (например, широко использовались металлоконструкции). Ярким представителем романтизма в архитектуре стало здание Парламента в Лондоне (архитекторы Чарла Бэрри и Огастес Пьюджин. 1836-1865 гг.) Готический стиль, несмотря на то, что он возник во Франции в середине 12 в., в Англии считался национальным. Кроме того, неоготический романтизм, воплощенный в здании английского парламента, был связан с тем, что архитектор был новообращенным католиком и видел в готике отражение истиной веры. Именно поэтому на месте сгоревшего в 1834 г. здания было возведено сооружение в неоготическом стиле. После этого сооружения романтизм в архитектуре соборов, замков, особняков, театров и мостов распространился по всей Англии и в других странах: во Франции, Баварии, странах северной Европы, Австралии, Южной Африке, Америке, а также в России. Кроме того, в Англии развивался и стиль плотницкой готики, в котором строили преимущественно за городом церкви и жилые дома. В дальнейшем этот стиль распространился в страны-колонии.
Лондонский парламент построен в неоготическом стиле, он положил начало этому направлению романтизма в архитектуре.
Современное стремление застройщика воссоздать романтизм в архитектуре собственных домов обычно не основывается на политических, религиозных или философских идеях. Чаще всего те, кто хочет жить в доме, напоминающем, например, английские родовые замки 19 вв., реализовывает свои мечты, основанные на прочитанных книгах и кинофильмах. Романтика, окружающая сооружения в стиле нео-готика, порождает в нашем воображении ощущения присутствия в ином историческом периоде — это своего рода уход от непростой реальности. Несмотря на то, что романтический стиль в архитектуре 19 в. уже использовал новые технологии относительно истиной готики, если возводить таким же способом современные дома, то на подобное строительство ушло бы очень много времени и средств. Такого рода здания требовали основательных мощных фундаментов, скрупулезных расчетов и большое количество декора, сделанного вручную. Современные технологии позволяют возводить дома в романтическом стиле в десятки раз быстрее. Из материалов отделки выбирают плитки из натурального или искусственного камня, отделочного кирпича или изделия из полиуретана, сделанные и окрашенные под руст. При выборе отделки стоит обратить внимание на то, что покрытия из искусственных материалов намного легче натурального. Для покрытия кровли подойдет черепица, сланцевые плитки. Нео-готика славилась обильным лепным декором, который украшал кровлю, фасады, оконные и дверные проемы. В современном варианте романтизма в архитектуре дома можно использовать изделия из полиуретана. Благодаря пластичности материала и новым технологиям получают лепные изделия с высокой деталировкой. При помощи окраски можно имитировать практически любой натуральный камень, гипс, алебастр. Высокая прочность, влагоустойчивость создают условия для долгой службы такой лепнины без ремонта и реставрации. Легкость такого декора практически не утяжелит фасад и не усилит давление на фундамент. Для украшения дома в романтическом архитектурном стиле можно использовать изделия из каталога или заказать лепнину по индивидуальным эскизам, созданным по подобию известных произведений нео-готики, либо оригинальным, по собственным эскизам. Романтизм в архитектуре современных домов может выражаться в создании окон стрельчатой формы или в виде арки одиночной или многоярусной. Двери утапливаются в порталы из стрельчатых или полукруглых арок из традиционных или искусственных материалов. Желательно, чтобы к центральным дверям вела парадная лестница с резными перилами. Само здание может состоять из нескольких частей разного уровня с центральной башней с высоким шпилем и окружающими ее башенками разного размера. Балконы, выступающие эркеры, галереи, ассиметричные фасады, многоскатная кровля — все эти элементы передадут мотивы романтического стиля в архитектуре. Усилить впечатление можно при помощи кованых решеток на окнах, обитыми металлическими листами дверями, специфическому освещению, витражному стеклу в розетках над входом. Такие строения обычно имеют 3-4 наземных этажа. Подвальный этаж может использоваться для гаража или домашних мастерских.
Пример романтизма в архитектуре.
Романтический стиль в архитектуре в современном воплощении создает атмосферу сказки. Такой стиль подойдет людям творческим, тем, кто любит проводить время дома, приглашать гостей. Новые материалы помогут воплотить в жизнь практически любые задумки и дизайнерские идеи.
Автор текста: Марина Калабухова
4.41: Архитектура и скульптура в эпоху романтизма.
Архитектура. Другие типы романтической архитектуры проиллюстрированы в различных стилях, считающихся «экзотическими» из-за их смещения в «иностранную» обстановку в более причудливом, менее точном формате.
Примеры экзотических архитектурных стилей включают дома в египетском стиле, дома в азиатском стиле и даже швейцарские шале. Эти дома содержат такие «экзотические» элементы, как египетские колонны и небольшие скульптуры сфинксов, или линии крыш в японском стиле, или А-образный каркас швейцарского шале в качестве декоративного наложения на традиционный европейский тип здания. Вдохновленная военной кампанией Наполеона в Египет, положившей начало первому современному, продолжительному исследованию древнеегипетской культуры, архитектура с египетским влиянием была очень популярна во Франции и Англии с 179 года.0-х годов в течение первых десятилетий 19 века.Возрождение Востока в начале 1800-х годов можно объяснить расширением торговли с Индией и Китаем в последние годы 18-го века. Самый известный пример этого причудливого индийского стиля можно увидеть в Королевском павильоне в Брайтоне, Англия, построенном Джоном Нэшем в 1815-1822 годах в качестве приморского дома для короля Георга IV, когда он был принцем-регентом. Здание имеет ряд луковичных куполов вдоль крыши, с минаретами по бокам центрального купола, а линия крыши украшена остроконечными зубцами в экзотическом стиле, увенчанными шарами. Парадное крыльцо частично перекрыто решетчатой ширмой с мавританскими подковообразными арками и псевдоготическими раздвоенными окнами.
Королевский павильон Брайтона
Богато украшенный банкетный зал в Королевском павильоне
Интерьер павильона выполнен в китайском стиле, с богато украшенными комнатами, подходящими для загородного дома. Неоклассицизм также пользовался неизменной популярностью в форме стиля греческого возрождения середины XIX века, который можно считать романтическим стилем. Романтизм также проявляется во введении стиля итальянской загородной виллы в этот период, называемого итальянским стилем. Однако то, что отличает итальянский стиль от почти непрерывного классического возрождения, которое характеризует архитектуру с античности, — это мотивация его использования. В данном случае это конкретно относится к более романтическому понятию ностальгической тоски по этому типу зданий итальянского Ренессанса, а не к более благородным философским, а иногда и политическим вопросам, которые традиционно связывают с различными классическими возрождениями.
В Америке эти идеи можно увидеть в самом богато украшенном доме в итальянском стиле в Соединенных Штатах, который является знаменитым «Домом разрушителей», построенным с видом на океан в Ньюпорте, Род-Айленд.
Gardens at The Breakers
Спроектированный Ричардом Моррисом Хантом в 1890-х годах для Корнелиуса Вандербильта, этот особняк с 70 комнатами имеет трехчастный каменный фасад, где портики открываются как на уровне земли, так и на верхнем этаже, позволяя любоваться окружающей местностью. сельская местность. Центральные портики обрамлены флигелями с обеих сторон. В то время как многие более скромные дома в итальянском стиле сделаны из дерева и украшены модифицированными викторианскими изделиями из дерева, этот каменный дом представляет собой более монументальную форму итальянского стиля. Очевидно, дом для отдыха для богатых, The Breakers берет пример с виллы итальянского Возрождения, чтобы создать визуальную связь между семьей Вандербильтов и признанными аристократическими семьями Европы, которые в то время считались более культурно утонченными, чем их американцы. аналоги.
Швейцарский дом в стиле шале, также считающийся домом для отдыха, стал популярным как в Европе, так и в Соединенных Штатах после того, как он был представлен в книге образцов, опубликованной в 1850 году Эндрю Джексоном Даунингом. Этот тип дома, зародившийся в Альпах, был более экономически подходящим для среднего класса, чем более «экзотический» индийский стиль, и поэтому он пользовался популярностью в течение первых нескольких десятилетий 20-го века, прежде всего в горных районах. Соединенные Штаты.
Наконец, восьмиугольный дом с его восьмигранной формой также был введен в эту эпоху, и несколько сотен таких домов, построенных на Восточном побережье и Среднем Западе в 1850-х и 1860-х годах, сохранились до наших дней. Представлен в сборнике образцов, опубликованном Орсоном С. Фаулером в 1849 г., восьмиугольный дом считался очень экономичным, эффективным в плане этажа и лучше освещенным, чем традиционное квадратное здание. Идеи Фаулера о внутренней сантехнике и центральном отоплении были очень дальновидными для своего времени, и хотя восьмиугольный дом в конечном итоге не стал широко успешным, его экономичный дизайн и практичные характеристики проложили путь для последующих проектов, созданных с учетом притока представителей среднего класса. домовладельцев в 20 веке.
Восьмиугольный дом Уилкокса
Скульптура
Точно так же, как романтическая живопись может быть разделена на фигурные и пейзажные произведения, романтическая скульптура может быть разделена на произведения, относящиеся к человеческому миру и миру природы . Ведущими скульпторами каждого типа были Руд и Барье, соответственно. войны и наполеоновские войны). Эта работа изображает богиню свободы, призывающую силы Французская революция и далее. Шедевр Руда является скульптурным аналогом картины Делакруа «Свобода, ведущая народ» (самой известной фигурной живописи периода романтизма).
Жанна д’Арк слушает свои голоса, грубо
Отъезд добровольцев, грубо
Антуан-Луи Барье, самый известный скульптор-анималист всех времен, изучал анатомию своих подданных, делая зарисовки обитателей парижского зоопарка . Большинство его работ состоит из одиночных животных или дуэтов хищник/жертва . Масштаб работ Барье варьируется от памятников до статуэток.
Турецкая лошадь, № 2, лепка
Охота на тигра, барье
Романтизм | Определение, характеристики, художники, история, искусство, поэзия, литература и музыка
Романтизм , отношение или интеллектуальная ориентация, которые характеризовали многие произведения литературы, живописи, музыки, архитектуры, критики и историографии в западной цивилизации в период от конец 18 — середина 19век. Романтизм можно рассматривать как отказ от заповедей порядка, спокойствия, гармонии, баланса, идеализации и рациональности, характерных для классицизма в целом и неоклассицизма конца 18 века в частности. Это было также в некоторой степени реакцией против Просвещения и против рационализма 18-го века и физического материализма в целом. Романтизм подчеркивал индивидуальное, субъективное, иррациональное, образное, личное, спонтанное, эмоциональное, призрачное и трансцендентное.
Путешествие на рубеж 19-го века, чтобы познакомиться с романтическим музыкальным, литературным и художественным движением. общее возвышение эмоций над разумом и чувств над интеллектом; обращение к себе и усиленное исследование человеческой личности, ее настроений и умственных способностей; озабоченность гением, героем и исключительной фигурой в целом и сосредоточенность на его или ее страстях и внутренней борьбе; новый взгляд на художника как на в высшей степени индивидуального творца, для которого творческий дух важнее строгого соблюдения формальных правил и традиционных процедур; акцент на воображении как на вратах к трансцендентному опыту и духовной истине; навязчивый интерес к народной культуре, национальным и этническим культурным истокам, средневековью; и пристрастие к экзотическому, отдаленному, таинственному, сверхъестественному, оккультному, чудовищному, болезненному и даже сатанинскому.
Собственно романтизму предшествовало несколько связанных с ним событий середины 18 века, которые можно назвать преромантизмом. Среди таких тенденций была новая оценка средневекового романа, от которого романтическое движение получило свое название.
Роман представлял собой рассказ или балладу о рыцарских приключениях, в которых акцент на индивидуальном героизме, экзотике и таинственности резко контрастировал с элегантной формальностью и искусственностью преобладающих форм классической литературы, таких как французская неоклассическая трагедия или английское героическое двустишие. в поэзии. Этот новый интерес к относительно простым, но откровенно эмоциональным литературным выражениям прошлого должен был стать доминирующей нотой романтизма.Романтизм в английской литературе начался в 1790-х годах с публикации Лирических баллад Уильяма Вордсворта и Сэмюэля Тейлора Кольриджа. Манифестом английского романтического течения в поэзии стало «Предисловие» Вордсворта ко второму изданию (1800) « лирических баллад» , в котором он охарактеризовал поэзию как «спонтанный излив сильных чувств». Уильям Блейк был третьим главным поэтом ранней фазы движения в Англии. Первая фаза романтического движения в Германии была отмечена новшествами как в содержании, так и в литературном стиле, а также в увлечении мистическим, подсознательным и сверхъестественным.
Вторая фаза романтизма, охватывающая период примерно с 1805 по 1830-е годы, была отмечена ускорением культурного национализма и новым вниманием к национальному происхождению, о чем свидетельствует сбор и имитация местного фольклора, народных баллад и поэзии, народный танец и музыка, и даже ранее игнорировавшиеся средневековые и ренессансные произведения. Возрожденное историческое понимание было переведено в творческое письмо сэром Вальтером Скоттом, которого часто считают изобретателем исторического романа. Примерно в это же время английская романтическая поэзия достигла своего апогея в произведениях Джона Китса, лорда Байрона и Перси Биши Шелли.
Заметным побочным продуктом романтического интереса к эмоциональному были работы, посвященные сверхъестественному, странному и ужасному, как, например, « Франкенштейн » Мэри Шелли и работы Чарльза Роберта Мэтьюрина, маркиза де Сада и Э.Т.А. Хоффманн. Во второй фазе романтизма в Германии доминировали Ахим фон Арним, Клеменс Брентано, Йозеф фон Гёррес и Йозеф фон Эйхендорф.
Подпишитесь сейчас
К 1820-м годам романтизм распространился на литературу почти всей Европы. На этом более позднем, втором этапе движение было менее универсальным по своему подходу и больше концентрировалось на изучении исторического и культурного наследия каждой нации, а также на изучении страстей и борьбы исключительных личностей. Краткий обзор писателей-романтиков или писателей, находившихся под влиянием романтиков, должен включать Томаса Де Куинси, Уильяма Хэзлитта и Шарлотту, Эмили и Энн Бронте в Англии; Виктор Гюго, Альфред де Виньи, Альфонс де Ламартин, Альфред де Мюссе, Стендаль, Проспер Мериме, Александр Дюма и Теофиль Готье во Франции; Алессандро Манцони и Джакомо Леопарди в Италии; Александр Пушкин и Михаил Лермонтов в России; Хосе де Эспронседа и Анхель де Сааведра в Испании; Адам Мицкевич в Польше; и почти все важные писатели Америки до Гражданской войны.
Изобразительное искусство
В 1760-х и 1770-х годах ряд британских художников дома и в Риме, в том числе Джеймс Барри, Генри Фузели, Джон Гамильтон Мортимер и Джон Флаксман, начали рисовать предметы, которые противоречили строгим правилам приличия. и классическая историко-мифологическая тематика традиционного изобразительного искусства. Эти художники предпочитали причудливые, патетические или экстравагантно-героические темы и определяли свои образы напряженным линейным рисунком и смелыми контрастами света и тени. Уильям Блейк, другой выдающийся английский художник раннего романтизма, развил свои собственные мощные и уникальные визионерские образы.
В следующем поколении великий жанр английской романтической пейзажной живописи появился в работах Дж.М.В. Тернер и Джон Констебл. Эти художники подчеркивали преходящие и драматические эффекты света, атмосферы и цвета, чтобы изобразить динамичный мир природы, способный вызывать благоговение и величие.
Во Франции главными живописцами раннего романтизма были барон Антуан Гро, нарисовавший драматические картины, изображающие современные события наполеоновских войн, и Теодор Жерико, чьи изображения героизма и страданий отдельных лиц в 900-х гг.