Российские архитекторы: Великие российские архитекторы. Известные архитекторы России — список

Казаков Матвей Федорович — биография архитектора, личная жизнь, фото, работы

Архитектор Матвей Казаков — один из основоположников русского классицизма. Благодаря ему Москва превратилась из «большой деревни», как называли ее жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Зодчий возвел здесь около 100 зданий, при том что у него не было высшего архитектурного образования.

«Прапорщик архитектурии» Матвей Казаков

Матвей Казаков родился в 1738 году в небогатой семье в Москве. Начальное образование мальчик получил в местной Космодемьянской церкви. С раннего детства он интересовался архитектурой: часами сидел на строительных лесах и делал зарисовки зданий. После смерти отца мать подала в Сенат прошение принять сына в московскую архитектурную школу. В ответ последовал указ: «К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц».

Так в 1751 году 13-летний Матвей Казаков поступил в архитектурную школу князя Дмитрия Ухтомского. Основы архитектуры ученики постигали по трактатам известных итальянских архитекторов Марка Витрувия, Андреа Палладио, Жакома да Виньолы и сочинениям французского теоретика XVIII века Франсуа Блонделя. Вместе с тем воспитанникам прививали и любовь к древнерусскому зодчеству. Так формировалась характерная черта творческого стиля Казакова — сочетание классической и древнерусской архитектуры.

Тверской императорский путевой дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1764-1766. Фотография: Andres_rus / wikipedia

Дом союзов (Благородное Собрание). Архитекторы: Матвей Казаков, Алексей Бакарев, Александр Мейснер. Первая половина XVIII века. Фотография: A.Savin / wikipedia

В школьные годы Казаков начал на практике применять свои знания: он обмерял древние постройки, реставрировал обветшавшие здания Кремля, составлял чертежи и сметы, работал на стройках, которыми руководили его учителя. Вскоре Казакова заметил сам Ухтомский и назначил его своим младшим помощником. В то время князь много строил для Москвы: возводил Кузнецкий мост, достраивал Арсенал в Кремле и «запасной дворец» у Красных ворот, реконструировал Главную аптеку и приспосабливал здания бывших присутственных мест для Московского университета. Казаков во всем помогал своему учителю.

В 1760 году Дмитрий Ухтомский ушел в отставку, и школу возглавил его помощник, Петр Никитин. На свое бывшее место новый руководитель назначил Казакова — молодой зодчий только закончил школу и получил чин «прапорщика архитектурии». Одним из первых крупных заданий команды Никитина стало восстановление Твери после пожара 1763 года. Вместе с другими архитекторами Казаков спроектировал в почти полностью сгоревшем городе провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, «деловые» и жилые дома, торговую контору Никиты Демидова. Также по поручению Екатерины II они возвели на руинах архиерейского дома Путевой дворец императрицы — главное здание в городе.

Храм вознесения на Гороховом поле. Архитектор Матвей Казаков. 1788—1793. Фотография: Solundir / wikipedia

Здание мэрии Москвы. Архитектор Матвей Казаков. 1782. Фотография: arch-house.ru

Работа Казакова по восстановлению Твери сразу выдвинула его в ряды первых архитекторов империи — к нему стали поступать частные заказы. Его первой крупной самостоятельной работой стала церковь в подмосковной усадьбе Павла Нащокина Рай-Семеновское. За этим проектом последовал следующий: по просьбе Ивана Бецкого архитектор составил план фасада и всего участка для московского Воспитательного дома.

Самостоятельные проекты зодчего

Пожар в Твери привел к крупным градостроительным реформам в стране. Старые деревянные здания, плотная застройка, извилистые улицы и переулки были главными причинами крупных пожаров во многих городах. Поэтому в империи началась масштабная реконструкция, в первую очередь в Москве.

В 1768 году Матвей Казаков устроился в «Экспедицию по строению Кремлевского дворца», которая выполняла в Москве государственные заказы. Вместе с главным архитектором экспедиции, Василием Баженовым, Казаков возводил Большой Кремлевский дворец. Позже они разработали проект праздничного оформления Ходынского поля в честь победы в русско-турецкой войне. Работа с маститым архитектором стала для Казакова высшей школой: выпускник Петербургской академии художеств и ученик европейских архитекторов многому научил своего помощника. В 1775 году Казаков получил звание самостоятельного архитектора, однако продолжал сотрудничать с Баженовым.

Сенатский дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1776—1787. Фотография: rdh.ru

Петровский путевой дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1776-1780. Фотография: arch-house.ru

В 1776 году по указу Екатерины II Матвей Казаков разработал проект Петровского путевого дворца. Это здание должно было стать резиденцией для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву, отсюда и название — «путевой». По форме дворец напоминал постройки в стиле классицизм: здесь были главный дом с флигелями, парадный двор и два хозяйственных флигеля. Но во внешней отделке сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо соседствовало с барочными окнами, а белокаменные древнерусские пояски — со стрельчатыми готическими окнами.

Построив этот ансамбль, Матвей Казаков стал получать много заказов на возведение государственных и частных зданий в Москве. Одним из самых значительных творений Казакова стало здание Сената в стиле русский классицизм. Это здание гармонично вписалось в комплекс уже имеющихся построек Кремля. Композиционным акцентом Сената архитектор сделал круглый зал. Крышу для него он создал в виде огромного купола, который поддерживали коринфские колонны. Зал украшали барельефные портреты русских князей и царей, а также сцены, посвященные важнейшим деяниям Екатерины II. За пышное убранство современники называли его русским пантеоном. Работу Казакова высоко оценили современники и сама Екатерина Великая.

Московский университет. Архитектор Матвей Казаков. 1786-1793. Фотография: artpoisk. info

Храм святителя Филиппа, митрополита Московского. Архитектор Матвей Казаков. 1777-1788. Фотография: NVO / wikipedia

Следующим крупным творением Казакова стал Московский университет. Строительство заведения началось в 1782 году и шло более 10 лет. Зодчий стремился к простоте и величественности, поэтому отказался от сложных декоративных элементов и большого количества скульптуры. Здание университета напоминало крупную городскую усадьбу в стиле классицизм, органично вписавшись в ансамбль центра Москвы. Одновременно со строительством университета архитектор занимался перестройкой бывшего дома князя Михаила Долгорукого для Московского благородного собрания.

Главный архитектор Москвы

В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию» и фактически стал главным архитектором Москвы. По его проектам обустраивали центральные площади и улицы, дома и гостинные дворы. Среди них — Тверская площадь, Гороховский переулок, улицы Ильинка, Моховая и Лубянка. В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город на пустом месте, Казаков вписывал целые ансамбли в уже построенные древние кварталы Москвы. Своими классицистическими зданиями с колоннами и фронтонами Казаков упорядочил хаос московских улиц и облагородил внешний облик бывшей столицы.

Архитектор первым в Москве стал строить большие доходные дома, а также сравнительно небольшие удобные жилые особняки. Он переработал старую усадебную систему планировки: ставил дом не в глубине участка, а по красной линии. Имения в русском классическом стиле были компактными и пропорциональными. Зодчий декорировал их колоннами, пилястрами, карнизами, а внутреннее убранство дополнял настенной росписью. Среди возведенных Казаковым жилых домов в Москве — дом Голицына, Барышникова, Гагарина, Демидова, Губина, Прозоровского и Козицкой.

Дом-усадьба Губина на Петровке. Архитектор Матвей Казаков. 1790-е. Фотография: um.mos.ru

Усадьба Барышникова. Архитектор Матвей Казаков. 1793-1802. Фотография: svadebka. ws

В начале XIX века Матвей Казаков организовал в своем имении архитектурную школу. Здесь учились будущие известные зодчие и реставраторы Осип Бове, Алексей Бакарев, Иван Еготов, Иван Мироновский, Иван Таманский. Вместе со своими учениками архитектор в течение многих лет составлял «Генеральный атлас Москвы». На рисунках и чертежах запечатлел общий план, фасад и разрез самых значительных зданий древней столицы. Эти альбомы стали бесценным источником сведений о внешнем облике города на рубеже XVIII-XIX веков для реставраторов.

Во время Отечественной войны 1812 года родные Казакова вывезли больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, сгорело.

Матвей Казаков умер 7 ноября 1812 года. Похоронили архитектора в Троицком монастыре на окраине Рязани.

Русские архитекторы. ТОП самых известных творцов из камня

Многие ли знают, что архитектор Алексей Щусев является автором более ста пятидесяти объектов, в том числе станции метро «Комсомольская», гостиницы «Москва» или мавзолея имени В. И. Ленина?

А ведь, на самом деле, многие жители Москвы, скажем, привыкли уже к этим величественным постройкам, шикарнейшим произведениям архитектурного искусства, даже не зная каким трудом воздвигались данные постройки и чьи имена кроются за их созданием.

Мы решили поподробнее рассказать о тех известных деятелях русской современности, которые внесли уникальный и глобальный вклад в создание известнейших памятников архитектуры. И начать правильнее было бы именно с имени Алексея Викторовича Щусева (1873-1949). За свой первый дипломный проект «Барская усадьба» он был награжден Большой Золотой медалью. После долгих заграничных странствий по таким местам, как гробница Тамерлана, соборная мечеть Биби Ханум, Вена, Венеция, Тунис он получает незабываемый опыт, который потом вдохновлял его при создании своих уникальных архитектурных шедевров.

Немногие, например, также знают, что на этапе своего становления известным, он, по заказу великой княгини Елизаветы Федоровны, спроектировал известную Марфо-Мариинскую обитель с церковью и собором Покрова Богородицы. Его уникальность и авторство подчеркивают своеобразная интерпретация мотивов древнерусского зодчества и глобальные масштабы деталей декора. С 1911 года он становится главным архитектором Казанского вокзала, который он строил почти тридцать лет. После, во времена советской власти, он создал еще очень много зданий, о которых, в том числе, мы уже упомянули ранее. Объективно, его можно назвать одним из основных деятелей архитектуры двадцатого века.

Также в начале прошлого столетия широкое признание имел Иван Владиславович Жолтовский (1867—1959). Он был не только замечательным архитектором, но также просветителем и художником. Его принято считать мастером неоклассицизма и нео-ренессанса. Именно он начал проектировать первые крупнопанельные дома, которыми в пятидесятых застраивали Москву. Но на восходе его карьеры одним из первых его работ стало здание Офицерского собрания армии и флота в Санкт-Петербурге.

«Я видел, что в произведениях, возникавших в одно и то же время и принадлежавших крупным мастерам, работавшим и одном стиле, существует какая-то разница. Одни дают удовлетворение, доставляют радость, другие, часто более совершенные по выполнению, оставляют нас равнодушными. Это, в конце концов, меня утвердило в мысли, что есть принципы, есть законы красоты, есть, очевидно, метод, которым пользовались античные мастера и мастера Ренессанса и который лежит в основе их творчества», — говорил Иван Владиславович

Именно эту загадку он разгадывал практически всю жизнь, уникальным образом совмещая народное зодчество и классицизм, как в картинах, так и в архитектуре. За строительство двух крупных жилых домов на Смоленской площади и Ленинском проспекте он был удостоен Государственной премии.

Лазарь Маркович Лисицкий (1890-1941) также был выдающимся деятелем в сфере проектирования и художественной деятельности. Благодаря ему в строительстве получили широкое признание стили супрематизма, начатое Казимиром Малевичем, а также русского и еврейского авангарда. Особой его заслугой, в частности, было предложенное архитектурное решение по созданию «горизонтальных небоскрёбов» Москвы. Помимо прочего, был дизайнером военных плакатов, однако в декабре 1941 скончался от туберкулеза.

Веснин Виктор Александрович (1882-1950) – еще один уникальный представитель неоклассического и авангардного направления архитекторов. За годы работы занимал должность главного архитектора Наркомтяжпрома, был председателем Союза Архитекторов России, а также первым президентом Академии архитектуры СССР. За свою работу Центрального института минерального сырья (ЦИМС) в Старомонетном переулке Москвы, он получил высокую оценку архитектора Бруно Таута:

«Очень рациональная постройка, прекрасно продуманная во всех деталях»

Далее он увековечил своё имя строительством московской конторы газеты «Ленинградская правда» на Страстном бульваре, санаторий «Горный воздух» в Мацесте, универсам на Красной Пресне в Москве. Важно отметить, что большинство своих работ он проектировал со своими братьями – Александром и Леонидом, чьим именем в настоящее время назван бульвар в Южном административном округе Москвы.

Но, если со зданием Казанского вокзала мы разобрались, то, например, будет полезно узнать, что здание Киевского вокзала проектировал Иван Иванович Рерберг (1869-1932). Кроме того, под его началом была построена Площадь Киевского вокзала, дом 2, а также всем известное здание Центрального телеграфа на Тверской. В том числе, к числу значимых можно отнести здание общевойсковой школы РККА в Кремле, которое имело название «четырнадцатый корпус». Позже в нём находились комендатура Кремля и секретариат Президиума Верховного Совета СССР. После распада Союза там была администрация президента РФ, однако в 2016 году эту постройку снесли.

На самом деле, если взглянуть на необъятные просторы и красивейшие города нашей необъятной Родины, то практически в каждом крупном городе можно встретить поистине великолепные постройки и памятники архитектуры. И в каждом из зданий мы можем наблюдать особое видение автора, качество и иногда даже любовь и гордость, с которыми выполнена работа. Тяжело перечислить всех, кто внес широкий вклад в строительство зданий, которыми мы до сих пор восхищаемся. Ведь многие здания строились под руководством сразу нескольких мастеров.

Представьте каким профессионализмом нужно обладать, чтобы, например, за девяносто дней силами архитекторов Игоря Рожина, Александра Власова, Александра Хрякова и Николая Улласа построить такую «махину» как стадион «Лужники»!

Объективно говоря, можно долго рассказывать и про сочинские олимпиадные объекты и про «Крымский мост», самое важное ведь – не только ценить и уважать огромный труд, такой профессии, как архитектор, но и иногда стремиться к чему-то по настоящему крупному, масштабному и легендарному, что сможет увековечить Ваше имя на многие годы!

SerbianAdventures — забронируйте онлайн тур по Сербии

Abstract:

В этом туре вы посетите самые интересные здания Белграда, которые являются шедевром многих русских архитекторов.

Мероприятия:

Пешеходная экскурсия по Белграду

Описание тура:

После Первой мировой войны и Октябрьской революции в Королевство сербов, хорватов и словенцев прибыло более пятидесяти тысяч русских беженцев, из них около четырехсот архитекторы, живописцы, скульпторы, художники прикладного искусства. Русские зодчие построили в Белграде монументальные здания для нужд государства и двора, что принесло им атрибут государственных зодчих. Самыми известными являются Никола Краснов, Виктор Лукомский, Григорий Самойлов… Во время трехчасовой прогулки мы посетим самые известные здания, такие как Гостиница Москва, Управление Театром, Национальное Собрание, Русская Церковь, Патриархат, Русский дом, Пенсионный фонд, Министерство финансов, Генеральный штаб… Выезд в 10:00 перед гостиницей «Москва».

Даты отправления:


Место отправления Адрес местонахождения Время отправления Доплата или скидка на выезд с места
Белград

Язык гида

английский, русский, сербский

Включено в стоимость

Местный профессиональный гид
Организационные расходы

В стоимость не входят

Трансфер от/до места отправления тура
Прочие расходы, не указанные в программе

Условия оплаты

Минимум для реализации тура 4 человека. В случае меньшего количества желающих возможна организация экскурсии за дополнительную плату. Возможность гида на русском языке — по запросу, за доплату.

Cooper Union продвигает российскую архитектуру. Почему? | Особенности

якорь

Здание Cooper Union на Купер-сквер, 41, рядом с Украинской католической церковью Святого Георгия в украинской деревне Манхэттен. Исходное изображение предоставлено пользователем Викисклада Аджаем Сурешом. (CC BY 2.0)

В этом месяце Школа Архитектуры при The Cooper Union в Нью-Йорке планирует открыть масштабную выставку, посвященную русской архитектуре. Вхутемас: Лаборатория Авангардизма, 1920–1930 — это название шоу, представляющего то, что широко известно как «Советский Баухаус». Несомненно, это неотъемлемая часть русского архитектурного наследия, достойная внимания. Но не сейчас. Я был бы первым в очереди десять лет назад, чтобы увидеть выставку, но не сегодня. Поддерживать российскую архитектуру сейчас просто глухо.

Я считаю, что Cooper Union должен закрыть эту выставку и поставить на паузу свои курсы по советской и российской архитектуре. Вот почему.

Все исторические размышления — это размышления о текущих делах. В настоящее время Россия атакует Украину в жестокой войне, которая, по ее ужасность, можно сравнить с кампанией гитлеровской Германии против Советы. Армии Владимира Путина, диктатора, уничтожение не только военных объектов, но и мирных жителей, а также национальное культурное наследие (включая его архитектуру). Прятаться военные преступления, русские помощники в Нью-Йорке изо всех сил стараются нация сияет как укрывающее интеллектуальную культуру. Это культурная война пропаганда, нацеленная на наши умы, чтобы смягчить поддержку наших политиков Украина. Это называется «мягкая сила».

Связанная функция Archinect: Голоса из Украины: Архитекторы, дизайнеры и ученые делятся личными мыслями с Archinect

выставка и курсы советской архитектуры в The Cooper Union являются упражнением в непринудительной «мягкой силе», чтобы заставить Российское наследие и, следовательно, политика, более привлекательные для архитектурное сообщество и жители Нью-Йорка. Несмотря на то, что ученый Работа за выставкой солидная, она служит в нынешнем культурном политика как российская пропаганда. Почему, когда бушует война, The Cooper Union согласилась публично поддержать это сейчас?

Несомненно, это неотъемлемая часть русского архитектурного наследия, достойная внимания. Но не сейчас. […] Поддерживать российскую архитектуру сейчас просто глухо.

Это печальное событие происходит в украинской деревне Манхэттен, что добавляет оскорбление к травме. Их самая важная церковь, Краеугольный камень (Первая Украинская Ассамблея Бога) находится прямо напротив улица от Купер Юнион. Вокруг квартала находится Школа Украиноведение вместе с Украинским музеем. Купер Triangle Park — за пределами Cooper Union — главный открытый притон для украинцев в Нью-Йорке. Не случайно Ирвин С. Чанин, как и в «Школе Ирвина С. Чанина» Купер Юнион. Архитектура», был украинец. Организаторы выставки, похоже, не подозревая о том, что является частью наследия, соседства и сообщества украинцы.

Вместо того, чтобы оскорблять своих соседей шоу о Русская архитектура, прогрессивные, творческие умы в The Cooper Union следует рассмотреть возможность составления планов и представления архитектурных идей для восстановления своей страны.

Ирвин С. Чанин, член «Архитектурной школы Ирвина С. Чанина» Cooper Union, был украинцем. Источник: Публичная библиотека Нью-Йорка.

Пожалуйста не заблуждайтесь об этом. Мое письмо не должно быть оскорбительным для Союз Купера. Напротив, это учреждение, которое я очень уважение и это возвышает близких друзей и коллег, в том числе Анна Бокова, адъюнкт-профессор Cooper Union за выставкой. Тем не менее, я не могу понять, как это могло произойти. Мы можем все делают ошибки. И когда мы это делаем, мы должны признать их и исправить их как можно лучше.

Так что бросай несвоевременный Вхутемас выставка вместе с соответствующими курсами. А потом обратиться к своему соседям в Украинской Деревне и спросите у них, чем вы можете помочь представить себе будущее для своей истерзанной войной нации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *