Русская архитектура 14 15 веков: Презентация «Архитектура Руси XIV — XV веков» (История России, 10 класс)

Архитектура Москвы XV века. • Архитектура

Церковь Вознесения в с. Коломенском

К концу XV века Москва становится общепризнанным политическим, религиозным и культурным центром страны, наследницей древней культуры Киевской Руси.
В этой исторической обстановке очень важное значение приобретает строительство в Москве.

Москва — “Третий Рим”, этому лозунгу должен соответствовать архитектурный образ столицы. К строительству привлекаются лучшие зодчие Новгорода, Пскова, Владимира, а так же из европейских столиц, особенно из Италии.
Итальянские мастера эпохи Возрождения славились своим искусством и приглашались во все страны. Таким орбразом в 1475 г. в Москву прибыл Аристотель Фиораванти, известный мастер, работавший в Больнье, Милане, Риме.

По заданию царя Ивана III он был направлен во Владимир для изучения Успенского собора, как образца русского собора.
Под руководством Фиораванти в Кремле начинает возводиться Каменный Успенский собор (1475 – 1479 годы). Впервые здесь было применено глубокое заложение фундаментов.

Успенский соборУспенский собор

План трехнефного собора состоит из 12 одинаковых квадратов по 4 в каждом нефе., что позволило применить однотипные крестовые своды, опоры стали тоньше, внутреннее пространство свободнее.
Новаторство постройки в геометрически правильном членении плана и фасада здания с использованием правила “золотого сечения”. Торжественное и строгое здание собора олицетворяет новый строй и порядок нового государства.

Одновременно возводится здание Благовещенского собора (1484 – 1489 г.), его строили — русские мастера. Четырехстенный собор стоит на высоком каменном подклете и окружен галлерей-гульбищем, позже она была застроена.
В 1505 г. начали строить Архангельский Собор под руководством итальянского архитектора Алевиза Нового. Собор служит усыпльницей московских князей и царей.
Архангельский Собор

Архангельский собор – второй по значению в ансамбле Соборной площади.
Главный фасад собора напоминает церковь Сант-Андреа в Мантуе, и пышная венецианская архитектура не лишает собора признаков русского характера. Это 5-главый крестово-купольный русский храм с традиционным планом. Новым был применен ордер в декоративном убранстве фасадов.
В 1505-1508 году архитектором Боном Фрязиным была построена Ивановская колокольня – высотная доминанта Кремля. Такое сооружение требовало высокого технического уровня производства строительных работ. Фундамент здания глубиной 10 метров представлял собой ступенчатую усеченную пирамиду.
Башня имеет восьмигранный план и три яруса по высоте. Общая высота – 60 метров.

Стены и внутренние пролеты укреплены металлическими связями, поэтому все сооружение представляет собою прочно связанный монолит.
Возведением Колокольни Ивана Великого завершается строительство архитектурного ансамбля кремля на рубеже 15-16вв. Весь Кремль получает композиционную доминанту – вертикаль, в связи с чем вся великолепная панорама Кремля получает свое гармоничное завершение.

С ростом экономических возможностей начинают строиться каменные церкви в московском посаде. Появляется новый тип храма с единым бесстолпным внутренним пространством.
Например: церковь Трифона в Напрудной слободе, церковь Николы в Мясниках, церковь Анны в Китай-городе и т. д. Перекрытие в таких церквах – крестовый свод, план близкий к квадрату с одной апсидой. Переход к барабану осуществляется с помощью кокошников.
В каменное зодчество переходят традиции и формы деревянного зодчества.
Церковь Вознесения в с. Коломенском, построенная в подмосковной царской усадьбе, в честь рождения будущего царя Ивана Грозного, была одной из первых каменных, шатровых церквей.

Церковь Вознесения в с. КоломенскомЦерковь Вознесения в с. КоломенскомЦерковь Вознесения в с. Коломенском

По своей высоте – 60 метров – церковь не имела себе равных. Она носила чисто мемориальный характер, симметричность форм, отсутствие апсид. Здание выполнено из кирпича, но архитектурные детали из белого камня. Вертикальный объем расчленен на три части: стоящий на подклете четверик, над ним восьмерик и шатер с плоской главкой на небольшом барабане.
Внуртеннее помещение церкви из-за большой толщины стен, незначительно, интерьер скромен и прост, вся значимость постройки в динамичном внешнем объеме, стремительном и монументальном, который господствует на крутом берегу Москва-реки. Широкая терасса-гульбище вокруг церкви была открытой, на ней было устроено царское место в воде белокаменного трона, отсюда открывается вид на далекую панораму Москвы.
В церкви Вознесения сочетаются лучшие достижения древнерусской архитектуры.

Цельность и органичность форм, отражающих патриотическую идею независимости и торжества русского государства, огромная сила эмоционального воздействия и гармоничная связь с окружающей средой относят это сооружение к величайшим памятникам мирового зодчества.

В чесь победы русского народа над Казанским ханством на территории московского посада был воздвигнут собор Василия Блаженного (1555 – 1560 гг.).
Собор был построен русскими зодчими Бармой и Постником.

Собор имет сложную композицию из 8 церквей, объединенных 9-тым шатровым объемом в единое целое. Здание построено из кирпича, фундаменты, цоколь, архитектурные детали из белого камня, фасады имеют яркую окраску. Центральная башня имееть высоту 46 метров, внутренние пространства незначительны, вся композиция расчитана на внешнеее зрительное восприятие. В основе всех форм лежат формы деревянного русского зодчества.

Постройка глубоко символична, она олицетворяет объединение русских земель вокруг Москвы, символично и расположение собора, не в Кремле, а на главной общественной площади Московского посада, для обозрения народа.

1. Реконструкция Московского Кремля на фоне лозунга “Москва третий Рим”
2. Каменное церковное зодчество Москвы. Мемориальные церкви.
Русские зодчии 16 века блестяще показали органическую связь всех сторон архитектуры: идейной, художественной и конструктивной. В этом единстве заключается совершенство лучших произведений русского зодчества этой эпохи.

Архитектура Москвы XV века

Архитектура Руси 14-15 веков 📙 Реферат → 🆔 30153

Выполнил: студент гр. ПИ-12

Калиненко Кристина

Проверил: Коган И. Я.

 

Курск-2013

Период образования Русского централизованного государства характеризуется интенсивным строительством городов, крепостей-кремлей, монастырей и храмов, высокими достижениями национальной архитектуры.

 

Русское зодчество XIV-XV вв. характеризуется дальнейшим развитием двух главных архитектурных школ – московской и новгородско-псковской, причем первая из них начинает играть все большую роль. Москва постепенно утверждала за собой значение столицы единого Русского государства, поэтому каменное строительство в ней стало приобретать общенациональный характер. Московская архитектурная школа опиралась на традиции владимиро-суздальского зодчества. Следует отметить, что каменные церкви строились 

не только в Москве. Они возводились в Нижнем Новгороде, в Рязани и других городах. И все же в Новгородско-Псковской земле их сооружалось тогда значительно больше.

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троице-Сергиевой лавры. Он был воздвигнут в 1422 — 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому.

Церковь Нико́лы на Ли́пне — православный храм конца XIII века, памятник новгородского каменного зодчества. Расположен на небольшом острове Липно в дельте реки Мсты, в 9 км к югу от Великого Новгорода.

Благове́щенский собо́р — православный храм в честь Благовещения Богородицы, расположенный на Соборной площади Московского Кремля.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице — храм в Великом Новгороде, построенный в 1374 году и знаменитый тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. Роспись сделана в 1378 году.

Белокаменный Успенский собор в центре древнего кремля был построен в 1399 г. Это древнейший архитектурный памятник, отразивший строительные традиции Владимиро-Суздальской Руси. В соборе сохранились образцы древней живописи — фрески, расписанные молодым Андреем Рублевым и Даниилом Черным.

Церковь Фёдора Стратила́та на Ручью́ — храм XIV века в Великом Новгороде.

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича. Строительство закончено в течение года.

Рождественский собор Саввино – Сторожевского монастыря близ Звенигорода.

 

Православный монастырь Московской епархии. Основан в конце XIV века, расположен на горе Сторожи у места впадения речки Сторожки в

 Москву-реку в двух километрах западнее города Звенигорода Московской области.

Успе́нский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства.

  • В каком году была построена Церковь Спаса Преображенного на Ильине улице? 

                       А) 1378 году

                       Б) 1360 году

                       В) 1374 году

                       Г) 1399 году

 

2) Кем был воздвигнут Троицкий собор?

                       А) Андреем Рублевым

                       Б) Никоном Радонежским

                       В) Даниилом Черным

                       Г) Сергием Радонежским

 

   3) Развитием каких главных архитектурных школ характеризуется Русское зодчество XIV-XV веков:

                       А) Московской

                       Б) Владимирской

                       В) Галицкой

                       Г) Новгородско-Псковской 

4) Какой Храм изображен на иллюстрации? 

 

А) Благовещенский собор

Б) Церковь Покрова на Нерли

В) Белокаменный Успенский собор

Г) Успенский собор Владимира

5) Соотнесите иллюстрацию с названием Храма:

 

1)

 

2)

 

3)

 

4)

 

А) Успенский собор Московского Кремля

Б) Рождественский собор Саввино –  

 Сторожевского монастыря

В) Церковь Николы на Липне

Г) Церковь Фёдора Стратилата на Ручью

6) Какой город стал одним из крупнейших центров архитектуры к середине XIV в.

         А) Москва

         Б) Новгород

         В) Киев

         Г) Владимир

 

7) На традициях какого зодчества опиралась Московская архитектурная школа? 

         А) Новгородско-Псковского

         Б) Владимиро-Суздальского

         В) Ростово-Суздальского

         Г) Галицко-Волынского

 

8) В каком году был воздвигнут Троицкий Собор?

         А) 1421-1422 г.

         Б) 1420-1421 г.

         В) 1425-1426 г.

         Г) 1422-1423 г.

      

 

9) Какой собор расположен на Соборной площади Московского Кремля?

           А) Благовещенский собор

           Б) Успенский собор

           В) Покровский собор

           Г) Троицкий собор

 

10) Под руководством какого итальянского зодчего сооружен Успенский собор Московского Кремля?

           А) Филиппо Брунеллески

           Б) Пьеро Антонио Солари

           В) Аристотеля Фиораванти

           Г) Бона Фрязина

  • В
  • Б
  • А, Г
  • А
  • 1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б
  • А
  • Б
  • Г
  • А
  • В

Русская культура XIV века


Русская культура XIV-XV веков

27 мая 2014 г. 18:58



Вторая половина XIV века ознаменовалась новым подъемом русской культуры. Ослабевшие после многолетнего татаро-монгольского ига и феодальной раздробленности русские князья, наконец, начали объединяться, что привело к укреплению государственности и дало толчок культурному развитию.

Последствия татаро-монгольского ига для русской культуры:
• деревянное зодчество было в значительной степени утрачено, а развитие каменного остановилось;

• Прекратили существование многочисленные ремесла;
• Утеряны многие технологии в различных сферах культуры и быта;
• Летопись, живопись, прикладное искусство и литература пришли в упадок.

Однако, несмотря на нашествие, русская культура выдержала натиск татарских нравов и сохранила свою самобытность.

Культурные центры

Феодальная раздробленность и монгольские нашествия привели к угасанию мелких культурных центров; однако все большее число ремесленников и других мастеров находили пристанище в крупных княжествах. Так, новгородские и псковские земли, сумевшие вместить в себя древнее наследие Киевской Руси, стали центрами культурного возрождения.

Крупные княжества обладали огромной мощью, позволявшей оказывать нарастающее сопротивление монгольским захватчикам. Так, обострение борьбы сопровождалось созданием памятников культуры, выражающих эту борьбу. Кроме того, план объединения земель также способствовал развитию декоративно-прикладного искусства.

Идея единства России и борьбы с захватчиками стала центральной темой в культуре того периода.

Москва стала важнейшим центром активной борьбы с захватчиками, развернувшейся во 2-й половине 14 века. Объединение князей вокруг Москвы побочным эффектом сделало город и культурным центром.

Архитектура

Каменное зодчество, развитие которого было прервано на период монгольского нашествия, постепенно возрождалось. Развернулось активное строительство церквей. Первым городом, решившимся на восстановление после татаро-монгольского ига, стала Тверь, где была построена Спасо-Преображенская церковь. Вслед за Тверью начали возрождаться и другие города.
К началу царствования Ивана III здесь не было ни одного действительно великолепного здания. Даже Псков с его 60 каменными церквями в то время выглядел более внушительно. Иван III начал интенсивное строительство в Москве. Он пригласил итальянских архитекторов и русских мастеров. Опираясь на традиции русского градостроительства, древнерусского зодчества и черты эпохи Возрождения, они совместно создали Успенский собор, являющийся архитектурным шедевром эпохи и старейшим сохранившимся зданием Москвы.

В 1485-1495 годах Московский Кремль был перестроен с возведением каменных стен. Возникли Благовещенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Грозного и Грановитая палата. Архитекторы Барма и Постник завершили строительство всемирно известного собора Василия Блаженного на Красной площади.

Живопись

Возрождение церковного строительства естественно сопровождалось бурным ростом живописной деятельности, неотъемлемой частью которой были фрески.

Русская школа иконописи зародилась и дала жизнь великим мастерам, в том числе Феофану Греку и его гениальному ученику Андрею Рублеву. Ими созданы многочисленные фрески и иконы самых прославленных соборов России.
Искусство византийского иконописца Феофана Грека было очень выразительным и эмоциональным. Работал в Новгороде, создавал фрески в Спасо-Преображенском соборе, а затем в 1405 г. расписал Благовещенский собор в Москве.
Преподобный Андрей Рублев из Троицкого Сергиевского монастыря передал основные идеи русского православия, в частности внутреннее созерцание и покой. Совместно с Даниилом Чорным он расписал ныне монументальный Успенский собор во Владимире. Самое известное произведение Рублева, икона Троицы, созданная для Троице-Сергиевой Лавры, является всемирно известным шедевром иконописи.

Литература и письменность

Стремление к объединению и победе над захватчиками способствовало активному развитию литературы и письменности. Во многих княжествах стали составляться различные документы, записи и летописи, повествующие об этапах борьбы с монгольскими захватчиками.

Одна за другой появлялись многочисленные книги о походах, походах, сражениях, а также хроники событий.
Особую популярность приобрел жанр путевых заметок. Одним из самых ярких образцов этого жанра стала новаторская книга «Путешествие за три моря» купца Афанасия Никитина, рассказывающая о его путешествии по Индии.
К концу XV века русская культура находилась на небывалом подъеме, активно развивались все области искусства, создавались великие памятники культуры. Культура Руси окончательно оправилась от татаро-монгольского ига и встала на путь свободного развития и самоопределения.

 

Источники: http://historykratko.com http://historynotes.ru http://artyx.ru http://cyrillitsa.ru

Автор: Вера Иванова


Теги: История русской культуры История России Памятники культуры   
Следующий Предыдущий

Краткая история Средневековой Руси

Первые государственно-подобные образования на территории современной России возникли вокруг Новгорода и Киева в IX веке. В России тогда господствовали варяги. После 250 лет монгольского господства, с 13 века, Москва стала важнейшей опорой власти в России. Именно из Москвы твердой рукой правил Иван Великий.

 

Предыстория

Название Россия происходит от группы варягов (варягов), называемых «Русь». Они основали государство в середине IX века на севере Руси вокруг важного торгового центра Новгорода. Примерно через двадцать лет их опора власти переместилась на Днепровский торговый путь к грекам, где процветала их столица Киев. После этого государство стало называться «Киевская Русь». В основном меха, рабы и воск обменивались на арабское серебро, а также на византийские предметы роскоши.

Варяжские князья составляли господствующий класс, но вскоре они ассимилировались с местными славянами и финнами.

Государство и общество

Государство Киевская Русь представляло собой рыхлую конфедерацию княжеств, во главе которых стояли князья (князи). Они постоянно спорили из-за верховного титула великого князя киевского (великого князя).

Каждого князя поддерживала дружина (дружина) верных воинов (дружинников). Старшие члены этого товарищества назывались «боярами», и они образовывали совещательный совет, называемый «Думой».

Необычно то, что городами Новгородом и Псковом управляло большое купеческое собрание под названием «вече». Вече было настолько могущественным, что могло именовать и низлагать князей.

Когда монголы завоевали Русь, важнейшим центром был не Киев, а Владимир, князь которого был выше других и называл себя великим князем. Под властью монголов князья сохраняли свои владения, но были обязаны платить налоги монголам. После этого титул «великий князь» перешел к правителю Москвы.

Культура

Русские находились под сильным влиянием византийской культуры и православной веры. Менталитет, обычаи и искусство были заимствованы из Византии.

882

Kievan State is founded

988

Vladimir adopts Christianity

1237

Mongol invasion begins

1380

Russian victory at Kulikovo

Kievan Rus

882-1283

The предтеча государства, которое находилось на территории восточных славян, называлось «Русь» и было основано кланом викингов, называемым «Русь», в 9 в. век. Богатая культура и процветающая торговля с Византийской империей сделали ее доминирующим правителем современной Западной России.

Варяги

Жизнь на Руси была сосредоточена вокруг ее длинных рек. Реки Днепр, Дон, Волга и Волхов были торговыми путями, соединявшими Скандинавию с Константинополем и Багдадом. Варяги установили контроль над этими территориями. Они пришли к власти славян и постепенно смешались с ними.

Киевская Русь

Легенда, записанная в Первом летописи, гласит, что в середине IX века славянские и финно-угорские племена Северной Руси устали воевать друг с другом и пригласили варягов к власти над собой. В 862 году варяг, князь Рюрик, основал в Новгороде «Династию Рюриковичей», правившую Русью 700 лет. Преемник Рюрика, Олег, основал государство Киевская Русь в 882 году, соединив Новгород с Киевом и сделав последний своей новой столицей.

Следующие правители, Игорь I, его вдова Ольга и сын Святослав I, расширили свое господство на территории нынешней Южной Руси, сражаясь с Византией, печенегами и половцами.

В 988 году Владимир I, ища способ духовного единения своего народа, принял православную веру из Византии.

Правление Ярослава Мудрого, в первой половине XI века, стало кульминацией киевской власти. Ярослав расширил государство, построил укрепления, ввел свод законов, способствовал развитию культуры.

Упадок

Последовавшая за этим раздробленность Киевского государства была лишь временно остановлена ​​Владимиром II (Владимиром Мономахом) в начале XII века. После правления Юрия Долгорукого, во второй половине XII века, значение Киева уменьшилось. Его сын, Андрей Боголюбский, совершил набег на Киев. После этого Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская республика стали важнейшими государствами на территории России.

 

Монгольское нашествие

1237-1480

Монголы были самой большой угрозой для христианского мира в 13 веке. Они основали самую большую континентальную империю всех времен. Большая часть Западной Руси находилась под властью монголов в течение 250 лет.

Монголы

В 13 веке с востока напал новый и сильный враг. Монголы были среднеазиатским кочевым народом, уже подчинившим себе многие могущественные государства Азии. Их правителем был Чингисхан.

Русские впервые столкнулись с ними в битве на Калке в 1223 году. Они помогли половцам бороться с монголами, но с треском проиграли.

Нашествие

В 1237 году началось нашествие при Бату-хане. Целые города были разрушены, а целые жители обезглавлены. Всего за три года монголы одного за другим сломили сопротивление князей Руси. Пощадили только Новгород и Галицию.

Монголы разграбили и разрушили Киев в 1240 году, а затем двинулись на запад. Монголы основали самую большую континентальную империю, которую когда-либо видел мир, простирающуюся от Тихого океана до Восточной Европы. Под командованием Бату-хана они собирались завоевать остальную Европу. Вместо этого они внезапно решили вернуться домой из-за смерти великого хана в 1241 году. В последующие годы монголы разделили свою обширную империю на более мелкие государства. Большинство из них назывались Ордами.

Золотая Орда

Золотая Орда управляла княжествами Руси, а также степью, что к югу от них. Монголы не желали селиться в княжествах. Вместо этого они ввели высокие налоги и позволили править князьям Руси.

Князья должны были получать свой аттестат власти (ярлык) из Сарая, столицы хана. Это правило держало князей в состоянии постоянного соперничества за власть.

Александра Невского

Самым успешным князем в борьбе за власть был Александр Невский Новгородский, ставший впоследствии великим князем. Он достиг власти, сотрудничая с монголами. Особое место для многих русских историков занимает Александр Невский как мифический спаситель России от западников: шведов и германских тевтонских рыцарей. Он победил их в двух решающих битвах. Шведы были отброшены в Невской битве 1240 г., а немецкие рыцари потерпели поражение в Ледовом побоище 1242 г.

Великое княжество Московское

1283-1547

В непрекращающейся борьбе за власть московские князья оказались самыми ловкими в борьбе с монгольскими завоевателями. Их Великое княжество Московское постепенно присоединило к себе все соседние княжества и стало сердцем государства, которое позже стало известно как Россия.

Москва

К 1200-м годам крупнейшими городами Руси были Киев, Новгород, Владимир, Тверь, Рязань и Ростов. Москва не имела значения до 14 века. Он был основан Юрием Долгоруким в 1147 году посреди дремучих лесов.

Восстание Москвы

В 1283 году князем Даниилом было основано Великое княжество Московское. Государство также было известно как «Великое княжество Московское» или просто «Московия». Московские князья, которые вначале еще предпочитали именоваться великими князьями Владимирскими, научились угождать монгольским ханам и зарабатывали особые привилегии за счет других княжеств.

Иван I (Иван Калита) умел собирать все налоговые деньги с братьев-князей и отдавать их монголам. Они взамен признали его Великим князем Московским, выше всех других князей.

Значение Москвы еще более возросло, когда русский митрополит (глава церкви) перенес свою резиденцию из Владимира в Москву. Великое княжество Московское постепенно поглотило все соседние земли и стало центральной властью на территории нынешней Западной России.

Победа над монголами

В 1380 году князь Дмитрий Донской почувствовал себя достаточно сильным, чтобы противостоять монголам на поле боя. Он разбил монгольское войско в Куликовской битве 1380 года. Однако через два года монгольский хан Тохтамыш снова завоевал Москву и восстановил над ней свою власть.

Таким образом, конец монгольского владычества был не разовым событием, а очень длительным процессом. Еще сто лет понадобилось московским правителям, чтобы навсегда избавиться от монгольского ига.

Иван Великий

1462-1505

Иван III (Иван Великий), был «…собирателем земель русских». Отдельные княжества князей Рюриковичей он подчинил непосредственно Москве и утроил размеры своей территории. Иван Великий заложил основы того, что впоследствии стало называться Русским государством.

 

Конец монгольского владычества

В 1476 году Иван отказался платить дань Золотой Орде и, как известно, разорвал письмо монгольского хана в клочья. Его войска и войска хана встретились на противоположных берегах реки Угры в 1480 году. Ни одна из сторон не хотела атаковать первой, и через несколько недель хан отправился домой. Это был конец монгольского владычества над Москвой. Сама Золотая Орда распалась, а Казанское ханство стало вассалом Ивана.

Собирание земель русских

Средневековый Новгород был огромным богатым государством, связанным с западноевропейской торговой сетью через Ганзейский союз. В 1478 году Иван Великий послал свою армию на захват Новгорода. Он разрушил вече, перебил большое количество его жителей, выслал семьи и привязал его к Москве.

В 1497 году Иван Иванович ввел свод законов, названный Судебником, который еще больше привязывал крестьян к своей земле. Это было истолковано как один из первых шагов в процессе превращения русских крестьян в крепостных сто лет спустя.

Третий Рим

В 1453 году Византийская империя пала перед турками-мусульманами. Иван Великий женился на Софье Палеологине, племяннице последнего византийского императора Константина XI. Она принесла византийские культурные влияния ко двору Ивана.

Двор Ивана Великого смотрел в сторону византийского великолепия, а себя видел наследниками наследия Византии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *