Русская архитектура 16 века: Формирование и расцвет архитектуры русского государства в XVI веке как самостоятельное направление

Содержание

Русская архитектура, основные стили и примеры зодчества в XVII веке

Этапы русской архитектуры XVII столетия

В XVII столетии выделяют несколько исторических этапов русской архитектуры. 

  • Первому этапу характерны идеи и традиции русской архитектуры XVI столетия, то есть предыдущего периоды; 
  • Второму – влияние на него стиля барокко Восточной Европы. 

Второй этап обусловил возникновение в России нового индивидуального архитектурного стиля, именуемого московским барокко.

История архитектуры XVII столетия

После того, как окончился тяжелый исторический период, известный в истории как Смута, Россия оказалась в огромном экономическом кризисе, денежных средств не хватало, из-за чего строительство и, следовательно, развитие архитектуры было начато отнюдь не сразу.

Первые храмы, которые были воздвигнуты по окончанию Смутного времени, имели сугубо мемориальный характер. Вернувшийся из военного похода и польского плена в 1619 года патриарх Филарет, отец будущего основателя династии Романовых — царя Михаила Федоровича, с энтузиазмом решил увековечить память об освобождении России от польских оккупантов.

В 1628–1631 годах по его приказу заново отстроили пребывающий в плачевном состоянии Архангельский собор в Нижнем Новгороде (рис.1). Место восстановления памятника было выбрано не случайно, так как именно в этом городе происходило формирование Второго ополчения. Собор, который сохранил деление фасадов на три части с позакомарным покрытием, увенчали шатром в духе архитектуры второй половины XVI столетия. Известно имя зодчего – им был москвич Лаврентий Семенович Возулин, который работал над данным проектом вместе со своим пасынком — Антипом.

Рисунок 1 — Архангельский собор в Нижнем Новгороде

Второй храм, также ставший мемориалом «Смутных» событий, – Покровская церковь в селе Медведково, которая была возведена в 1630-е годы знаменитым героем той эпохи — князем Дмитрием Михайловичем Пожарским. Покровская церковь характеризуется более стройным шатром, а также значительное внимание зодчий уделил декору. К примеру, у основания шатра установили четыре декоративных главки, которые превращали храм в подобие московского собора Василия Блаженного; с официальным названием которого (Покрова на Рву) совпадает и название Покровской церкви в Медведково (рис.

2)

Рисунок 2 — Покровская церковь в Медведково

Активное строительство шатровых церквей было начато в первой половине XVII столетия. В Печерском монастыре Нижнего Новгорода зодчим Возулиным и его сыном также была воздвигнута церковь, которая напоминала своими тяжеловатыми пропорциями построенный ими же Архангельский собор. Но лучшие образцы шатрового зодчества того времени продолжают традицию скорее Покровской церкви в Медведково, нежели творения Возулиных. 

В ту эпоху стало принято строить храмы не с одним, а с двумя либо даже тремя шатрами, которые стали обладать более вытянутыми пропорциями и постепенно заняли роль не столько конструктивных, сколько декоративных элементов. 

Пример 1

Например, Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре города Углич, которую возвели в конце 1620-х либо в 1630-е годы, имеет три шатра, которые зодчие сумели поставить в один ряд.

В церкви Зосимы и Савватия в Троице-Сергиевом монастыре, построенный в период с 1635 по 1638 годы, шатер целиком несет декоративную функцию: он никоим образом не связан с интерьером храма и является, что называется, «глухим». Один из последних памятников каменного шатрового зодчества того периода принято называть церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652).

Данному храму характерна интереснейшая ассиметричная композиция, увенчанная тремя поставленными в ряд шатрами различной высоты. (рис.3) Придельный храм завершается также шатром немного большего размера. Пятый шатер этого храмового комплекса – колокольня, которая немного возвышается над главным объемом храма. В результате складывается ощущение некоторого беспорядка при строительстве, свидетельствующего о кризисе стиля.

Рис. 3 — церковь Рождества Богородицы в Путинках

Реформы русской церкви патриарха Никона

В середине XVII столетия Русская православная церковь пережила период реформ и изменений. Прежде всего, реформировались традиционные церковные обряды. Целью данных действий было ликвидировать нововведения, которые появились в церковных обрядах на славянской почве, привести богослужебные тексты к общему виду с византийскими классическими образцами. Главным идеологом данного реформистского движения стал патриарх Никон, который считал, что к нововведениям, на которые также стоит наложить запрет, стоит отнести и шатровые храмы.

Патриарх Никон не единожды говорил о том, что выступает против возведения шатровых церквей, и настоятельно рекомендовал повернуться лицом назад к пятишатровым храмам, которые считал более каноническими. Это, в свою очередь, остановило шатровое строительство. 

Можно упомянуть всего единичные случаи шатрового строительства, появившегося во второй половине XVII – XVIII столетий. Это храмы в Ярославле, в Александровой пустыни под Рыбинском (1678), в селах Аннине, Петровском (1690), Талице (первая половина XVIII в.), Китай-городе Днепропетровской области (1756). Шатры были использованы в качестве завершения колоколен, так как запрет Никона на колокольни не распространялся.

Во второй половине XVII столетия широкое распространение получило строительство крестово-купольных пятиглавых церквей. Как образцы использовались соборы конца XV – первой половины XVI веков. Однако появлялись соборы, которые были признаны самыми авторитетными архитектурными образцами для того, чтобы им подражать. 

Пример 2

К числу таких соборов стоит отнести церковь Иверской Богоматери Валдайского монастыря, Троицкий собор Макарьева Желтоводского монастыря и ряд других. 

В целом пятиглавый крестово-купольный собор вполне удачно подходил для ключевого монастырского либо епархиального кафедрального собора, в связи с этим переход к данному типу сооружений был оправдан и с точки зрения функционала храма.

Совсем другое дело – маленькие храмы для прихожан. Из-за роста посадского, т.е. городского населения, в XVII веке возводилось все большее число посадских церквей, для которых крестово-купольная конструкция являлась не совсем удобной и практичной. Городской храм должен был сочетать наибольшую возможную вместительность при небольших объемах постройки, для чего в идеальной мере подходил тип храма без столпов. 

Во второй половине XVII столетия возникли бесстолпные церкви с пятиглавием, при котором световым являлся лишь барабан центральной главы.

Боковые главки были полностью «глухими» и несли исключительно декоративную функцию. 

Пример 3

В качестве примером такого типа храма можно считать Останкинскую церковь в Москве (1668), церковь Григория Богослова на митрополичьем дворе в Ростове (1670) и некоторые другие.

Вторая половина XVII века в архитектуре

Для второй половины столетия характерно появление монументальных архитектурных ансамблей, которые были задуманы и исполнены по единому замыслу. К данным храмам можно отнести, например, возведенный митрополитом Ионой Сысоевичем из Ростова митрополичий двор в Ростове (1670–1680-е), ансамбль Воскресенского Новоеирусалимского монастыря и пр. Из этих храмов, конечно, более знаменит и примечателен с точки зрения архитектуры Новоиерусалимский монастырь, который был построен по замыслу патриарха Никона на реке Истра (рис.4). Комплекс построек монастыря повторяет топографию Иерусалима, а главный собор повторяет очертания по периметру самого храма Гроба Господня. Здесь зодчие отказались от крестово-купольного типа, создав произведение, которое не похоже ни на один из храмов древней Руси.

Это скорее изображенное в камне представление о том, каким должен был быть храм Соломона в святом граде Иерусалим.

Рис. 4 — Новоиерусалимский монастырь на реке Истра

Такого рода эксперименты являются доказательством того, что в архитектуре Руси XVII века кроме идеологических установок и даже наперекор им «кипели» свои стилеобразующие процессы, нашедшие в конце XVII столетия свое выражение в стиле, который получил название «московского барокко». В эту эпоху выделяется ряд больших заказчиков – строителей храмов, вкусы которых были отображены на модификациях стиля барокко в отечественном церковном зодчестве. 

В московском барокко второй половины XVII века можно выделить несколько направлений: 

  • строгановское,
  • нарышкинское, 
  • голицынское.

В литературных источниках по данной тематике имеет место ряд мнений на московское барокко. Одни ученые видят его отображение в городских храмах середины XVII столетия, густо украшенных кокошниками и изразцами, либо в зодчестве Новоиерусалимского монастыря. Иные склонны связывать его появление с повторения европейского барокко, что, так или иначе, имело место в последней 20 лет века.

 Классические памятники каждого из перечисленных выше течений московского барокко – это по преимуществу усадебные церкви; гораздо реже — посадские храмы, но неизменно построенные по приказу одного из соответствующего дворянского рода: Строгановых, Нарышкиных либо Голицыных. Кроме выявленного таким образом стилистического ядра ученые относят к тому или иному течению и иные здания, которые близки по стилю.

Нарышкинское барокко

Представителями «нарышкинского барокко» являются усадебные церкви в поместьях Нарышкиных, которые являлись родственниками второй жены царя Алексея Михайловича и будущей матери великого Петра I — царицы Наталии Кирилловны (в частности, дядюшки будущего царя – боярина Льва Кирилловича Нарышкина).

Большая часть построек нарышкинского барокко создана в конце 1680-х – начале 1690-х годов. Традиционным памятником нарышкинского барокко можно считать храм Покрова в Филях (рис. 5). Невзирая на классическую для храмов XVII столетия композицию, данная постройка имеет очевидные барочные элементы. К описываемой выше церкви близки по стилю такие построенные незадолго до нее памятники, как церковь Воскресения в Кадашах (1687), колокольня московского Новодевичьего монастыря (1690).

Рис. 5 — храм Покрова в Филях, нарышкинское барокко

В целом под определение нарышкинского барокко попадает достаточно обширная группа храмов последних 25 лет XVII столетия, отличительной чертой которых можно назвать большое количество белого лепного декора на краснокирпичных стенах, сочетающегося с позолоченными главками. К стилю барокко данные постройки относятся достаточно условно и правильнее будет сказать, что храмы содержат барочные элементы в своих конструкциях и декоре.

Строгановское барокко

Строгановское барокко отображено в памятниках, построенных по заказу знаменитого русского промышленника Григория Дмитриевича Строганова (1656– 1715). Это небольшое количество храмов, построенных в местах работы Строганова: Сольвычегодск (Введенский собор, 1689–1693), Устюжн Железнопольский (Введенская церковь, 1694), село Гордеевка (церковь Смоленской Богоматери, 1694–1697), Нижний Новгород (Рождественская церковь, 1696–1703). В отличие от московского «нарышкинского» зодчества данные храмы были построены в провинциальных областях России, однако различия между ними являются незначительными.

Для них характерной чертой является сохранение традиций Древней Руси. Влияние барокко читается преимущественно в большом количестве элементов декора.

Голицынское барокко

От предыдущих стилей московского барокко в существенной степени отличалось голицынское барокко. К нему стоит отнести ряд храмов, которые были построены по заказу князей Ивана, Петра и Бориса Голицыных. Самым знаменитым памятником является Знаменская церковь в Дубровниках (рис.6). Крестообразное в плане сооружение оканчивается сводом-главой с куполом в форме короны; и композиция, и декор церкви принадлежат стилю барокко.

Рис. 6 — Знаменская церковь в Дубровниках (1690–1703), голицынское барокко

 Среди памятников голицынского барокко выделяется Знаменская церковь в селе Перово. Она является копией собора Петра митрополита Высокопетровского монастыря, возведенного зодчим из Италии еще на стыке XV– XVI столетий, что является подтверждением ориентации семьи Голицыных на архитектуру Западной Европы.

Ученые постоянно говорят о близости голицынского барокко к барочной архитектуре западной Европы. Предполагалось даже участие в возведении данных храмов приглашенных архитекторов из Западной Европы. Невзирая на то, что данные предположения не нашли своего подтсверждения, памятники голицынского барокко больше соответствуют стилю барокко, нежели постройки нарышкинского и строгановского течений. При этом архитектура эпохи Петра Первого пошла по иному пути, и голицынские памятники на нее не повлияли. Скорее нарышкинское барокко оказало влияние на русскую церковную архитектуру XVIII столетия, да и то довольно посредственное.
 
 

Русская архитектура XVI – XVII веков

1. Русская архитектура XVI – XVII веков

Шатровая архитектура, дивное узорочье,
нарышкинское (московское) барокко,
елизаветинское барокко, голицынское
барокко

2. Шатровая архитектура

• Типология церковной архитектуры перенималась
Древней Русью из Византии. Однако в дереве
чрезвычайно трудно передать форму купола —
необходимого элемента храма византийского типа.
Вероятно, именно техническими трудностями
вызвана замена в деревянных храмах куполов
шатровыми завершениями. Конструкция деревянного
шатра проста, её устройство не вызывает
серьёзных затруднений. Хотя самые ранние
известные деревянные шатровые храмы относятся к
XVI веку, есть основания думать, что и раньше в
деревянном зодчестве была распространена форма
шатра.

3. Церковь Воскресения из с. Потакино 1776 Суздальский музей деревянного зодчества

4. Церковь Успения из с. Курицко 1595 Музей Витославлицы

• Каменные шатровые храмы —
уникальное явление древнерусской
архитектуры. Время возникновения
этого архитектурного типа — начало
XVI века.

6. Первый шатровый храм. Троицкая церковь в Александровой слободе 1510-е гг.

• В настоящее время было установлено,
что самым первым шатровым храмом
была Троицкая (теперь Покровская)
церковь в Александровой слободе,
служившая дворцовым храмом великого
князя Василия III.

8. Церковь Вознесения Господня в Коломенском — православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском —
православный храм Даниловского благочиния Московской
.
епархии
• Возведена в Коломенском в 1528—1532
годах (предположительно итальянским
архитектором Петром Францизском
Анибале, по русским летописям Петром
Фрязином или Петром Малым) на
правом берегу Москвы-реки. Заказчик
храма — великий князь Московский
Василий III.

9. Церковь Вознесения в Коломенском 1532

• Церковь Вознесения в Коломенском поставлена свободно,
отдельно от дворца и является своеобразным храмоммонументом. Благодаря особой конструкции с пристенными
пилонами Петроку Малому удалось придать храму
необыкновенно вытянутые пропорции, в результате
получилось здание с необычной «летящей» архитектурой.
• Употребив привычные для себя ренессансные элементы в
отделке храма архитектор стилизовал некоторые детали в
духе готики. Вероятно, таким образом он хотел придать
храму больше связи с традиционной русской архитектурой,
в которой итальянцы примечали сходные с готикой черты.
Ренессансные пилястры и карнизы сочетаются здесь с
готическими вымпергами и килевидными московскими
кокошниками. Формы церкви Вознесения совершенно
законченны, тонко продуманы. Четверик храма имеет
правильную квадратную форму с выступами по всем
сторонам, придающими ему крестообразность. У храма
нет алтарной апсиды.
• Кокошники создают красивый ступенчатый переход к
восьмерику. Вознесенская церковь производит
неизгладимое впечатление своим внешним видом,
при этом интерьер её чрезвычайно мал, так как не
предназначался для многолюдного богослужения.
Как и во всех храмах XVI века шатер здесь открыт в
интерьер, придавая узкому пространству храма
невероятную высоту.
• Высота всей церкви 62 метра

12. Собор Василия Блаженного (Храм Покрова на рву) 1555-61гг. Красная площадь

• Величественный образ шатрового храма послужил
памятником победе над Казанским ханством.
Вознесенская церковь в Коломенском так же играла
роль монумента в память рождения у Василия III
наследника — Ивана Грозного. Таким образом, новый
архитектурный тип получил определённые функции.
Торжественная архитектура, рассчитанная прежде всего
на внешнее восприятие, служила мемориальным целям.
• Изначально все девять приделов Покровского собора
были поставлены как отдельные церкви, лишь позднее
соединенные крытыми галереями. Здесь совместились
три разные типологии церквей: центральный придел —
шатровый (с восьмериком на четверике), четыре
средних — столпообразные (восьмигранные
многоярусные) и четыре малых, четверики которых
завершены пирамидами кокошников.
• Все приделы, кроме центрального, завершены
куполами. Стройный шатёр принял на себя ведущую
роль в композиции. Снаружи он богато декорирован
разнообразных форм кокошниками, а до конца XVIII века
имел ещё 8 декоративных главок, стоявших на
расположенном посередине высоты шатра уступе.

14. Определение барокко

• Стиль барокко (буквально — «вычурный») сменил в Европе
классический стиль Возрождения. Его отличает изогнутость
линий, нагромождение деталей, сложные формы, декоративная
пышность и живописность. Первые влияния пришли на Русь из
Польши и Украины, но быстро выработались в оригинальный
русский стиль.
XVII век в истории русской культуры во многом был
переломным. В это время происходит проникновение в русскую
культуру культуры западной, усиливаются светские начала. И
вот уже в царском дворце возникает первый театр, начинают
приобщаться к чаю. Огромное внимание стало уделяться
декору. Светскость выражалась в стремлении к нему, к
живописности, к нарядности. В Кремле строятся каменные
палаты.
• Возникновению причудливых новых форм в архитектуре
способствовало ещё одно обстоятельство, противоположное
названным выше тенденциям. В 1653 году патриарх Никон
накладывает запрет на строительство шатровых храмов. Он
запрещает шатёр как проникновение, пусть и малейшего, но
светского начала в церковное зодчество. Настоятельно был
рекомендован «пятиглавый чин». Стеснённая в проявлениях
самобытности, церковная архитектура обращается главным
образом к развитию наружных украшений церквей, стараясь так
или иначе разнообразить предписанный приём. И столь мощная
традиция, как создание шатров, не могла кануть в прошлое лишь
по одному запрету. Шатры начинают маскировать главками. Так
появляются храмы, богато украшенные множеством глав, под
которыми скрывается шатёр. В Москве многие стили
преображались и становились «уютными и домашними». То же
произошло и в барокко. Особенностью московского барокко
являются прежде всего цвета — сочетание красного и белого,
преобладание данного стиля в церковном зодчестве.
Все эти черты в полной мере проявились в строительстве
посадских храмов. Домовые церкви строили не только бояре на
своих дворах, но и богатые купцы, у которых набожность
сочеталась нередко с практическими целями.

16. Дивное узорочье

• Дивное узорочье» — так называют одну
из красивейших страниц московской
архитектуры XVII века. Типичными
примерами применения узорочья в
архитектуре могут считаться
Теремной дворец московского Кремля,
церковь Николы в Хамовниках и
Троицы в Никитниках….
• ЦЕРКОВЬ ТРОИЦЫ «в НИКИТНИКАХ»
• Построена в 1628-1651 гг. по заказу купца Григория
Никитникова на месте сгоревшей в 1626 г. церкви Никиты
Мученика «на Глинищах» (уцелевшая при пожаре местная
икона «Никита Воин с житием» 1579 г. была перенесена Г.
Никитниковым во вновь отстроенную церковь, южный
придел которой был посвящен Никите Мученику). Храм был
возведен рядом с двором Г. Никитникова. В 1904г. в
подклете центрального четверика был устроен придел во
имя Богоматери Грузинской, икона которой (1654)
хранилась в храме, отчего Троицкую церковь иногда
называли церковью Грузинской Богоматери.
• Об иконе Грузинской Богородицы стоит сказать особо. Её
выменял у персов в Грузии брат строителя церкви Степан и
отдал поначалу в дальний Красногорский монастырь.
Когда в Москве свирепствовала моровая язва, икону
привезли в город и она прославилась чудотворениями. В
1934 году церковь сделали музеем, но в данное время она
снова действует.
• Вход в церковь оформлен шатровым крыльцом (впервые в
храмовом зодчестве), настолько полюбившимся в XVII в.,
что такие «хоромные» крыльца стали пристраивать и к
более древним памятникам. Близость форм декора
крыльца, крытой галереи, наличников двух главных окон
южного фасада и внутренних порталов церкви к декору
кремлевского Теремного дворца (1635-1636) и его Верхнего
Золотого крыльца заставляют предполагать, что не все
элементы этого сложного комплекса храма были
отстроены одновременно.
• В 1652 г. приступили к росписи стен (кроме того, в
духовной грамоте Г. Никитникова, датированной 23
сентября 1651 г., дается наказ внукам расписать церковь и
написать иконы для иконостаса). Хорошо сохранившаяся
роспись церкви была выполнена в 1652-1653 гг. Как
предполагают, ее авторами были те же мастера Я. Казанец,
И. Владимиров, Г. Кондратьев и С. Ушаков, которые в
дальнейшем писали иконы для иконостаса (с 1657 по 1668
гг.). Они принадлежали к числу лучших царских изографов
XVII в., были связаны с Оружейной палатой и участвовали
в росписи кремлевских соборов (И. Владимиров в росписи
Успенского собора, Я. Казанец и С. Резанец были
привлечены в 1652 г. к работам по росписи Архангельского
собора).

22. Церковь Рождества Богородицы в Путинках

• Очень своеобразный памятник, одна из красивейших церквей церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649 — 1652 гг.)
на Большой Дмитровке. Своеобразное название «путинки»
происходит, видимо, от слова «путь» или «распутье». Здесь был
перекрёсток, соединение путей и дорог. По другой версии — двор
послов и гонцов, в который нужно было заезжать кривыми
улицами и переулками, то есть «путниками», тем более церковь
в древности и называлась «в старом посольском дворе».
Говорили ещё, что дома располагались здесь в виде паутины.
Возможно, каменная церковь воспроизводилась по образцу
более ранней деревянной, и неслучайно крупнейший
исследователь Москвы И.Забелин называл стиль храма
«стилем деревянной резьбы». Шатры разнообразны по форме,
их расстановка несимметрична, что придаёт церкви
неповторимый рисунок. Шатры имеют декоративный характер (в
XVI веке их открывали внутри на всю высоту). Особенность этой
церкви в том, что она — один из последних памятников
шатрового зодчества в Москве перед запретом его Никоном в
1653 году. В 1990 году в храме (после его закрытия в 1935 году)
возобновились богослужения.

24. Бегунок, ложные закомары, кокошники

25. Бобышка, ложные закомары, киод

26. Московское или нарышкинское барокко

• Московское барокко — условное
название стиля русской архитектуры
последних десятилетий XVII — первых
лет XVIII в., основной особенностью
которого является широкое применение
элементов архитектурного ордера и
использование центрических
композиций в храмовой архитектуре.
Устаревшее название —
«нарышкинское барокко».
• В 1960-гг., в результате исследований было
установлено, что ключевой памятник
«нарышкинского барокко» — собор
Высокопетровского монастыря является зданием,
построенным еще в нач. XVI в. Также были
обнаружены памятники, сооруженные ранее церкви
Покрова в Филях, но имеющую ту же стилистику.
Одним из этих зданий оказалась постройки
Новодевичьего монастыря и, особенно, церковь
Параскевы Пятницы в Охотном Ряду, построенная
по заказу князя В. В. Голицына, государственного
канцлера и ближайшего сподвижника царевны
Софьи. Таким образом, название «нарышкинское
барокко» потеряло актуальность.

28. Церковь Параскевы Пятницы 1686-87 Фото 1881г.

29. Разрушение церкви в 1928 году

• В 17 веке на месте древней деревянной Пятницкой церкви
в Охотном ряду князь Василий Голицын выстроил новую
красивую двухэтажную церковь. Первый этаж храма
освятили в честь Параскевы Пятницы, а на втором
обустроили Воскресенскую церковь, освященную в 1687
году Патриархом Иоакимом. Воскресенская церковь стала
домовым храмом Голицыных, и от нее к палатам князя был
проложен длинный переход. Один из самых богатых и
образованных людей своей эпохи, князь Голицын попал в
опалу после подавления Стрелецкого бунта, и был лишен
имущества, а также дома с церковью (их Петр I подарил
грузинским князьям).
• В конце XIX в. в церкви Параскевы Пятницы в Охотном
ряду ежегодно служили молебен в честь отмены
крепостного права на Руси.
• В 1920 году церковь Параскевы Пятницы отреставрировали
– редчайшее по тем временам событие, которое давало
надежду на то, что храм сохранится. Но в 1928 году
церковь было решено снести. Несмотря на заступничество
академика И. Грабаря, не уцелели и Голицынские палаты.

31. Церковь Покрова в Филях

• Нынешнее здание храма («восьмерик на четверике») возведено в
1690—1694 годах на средства Л. К. Нарышкина (брата царицы Натальи
Кирилловны).
• Документов об авторе церкви не сохранилось. Предполагается, что
общий проект (композицию) составлял сам заказчик, некоторые
искусствоведы считают автором церкви зодчего Якова Бухвостова.
Здание церкви имеет поразительное сходство с документально
подтверждёнными произведениями зодчего Петра Потапова —
создателя ансамбля Новодевичьего монастыря в Москве.
• В июле 1941 года храм был закрыт, последняя служба в котором
прошла 12 июля. Тогда же были сняты купола, и разобран верхний
восьмерик, чтобы воспрепятствовать немецким наводчикам
использовать церковь для наведения орудий. В целях маскировки от
авианалётов были разобраны главы и верхний ярус, но все же
зажигательные бомбы попали в него.
• До 1943 года нижний храм использовался как лазарет, затем, до 1963
года, как склад бумажных изделий. В 1955 году началась реставрация
храма, которая завершилась в середине 80-х годов XX века.
• Первое богослужение в нижнем Покровском храме было совершено 14
октября 1992 года. В верхнем же храме оставлен музей.
• Из первоначального сохранилось: храмовая икона «Покров
Богородицы», икона «Три радости» и другие. Дубовый престол — один
из древнейших сохранившихся престолов.
• На сводах сохранились фрагменты росписей конца XVII и XIX вв.

33. Петровское барокко Церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах или Меньшикова башня

Реконструкция
первоначального вида
• Церковь была первоначально построена в 1707 году по заказу
Александра Меншикова. Авторами проекта в современных изданиях
называют Ивана Зарудного, предполагают участие Доменико Трезини,
группы итальянских и швейцарских мастеров из кантонов Тичино и
Фрибур и российских каменотёсов из Костромы и Ярославля.
• Самое раннее из сохранившихся зданий петровского барокко в Москве,
Меншикова башня была существенно изменена в 1770-х. Церковь
функционировала только летом, зимой службы проводились
неподалёку, в церкви Феодора Стратилата, построенной в 1782—
1806 гг.
• церковь была структурно завершена к 1707 году, высота составила 81
метр и сравнилась с высотой колокольни Ивана Великого. Здание
первоначально имело пять уровней с каменным (нефом, квадратную
башню и три нижних восьмиугольных уровня; два верхних
восьмиугольника были построены из дерева). В 1708 башня приобрела
50 колоколов и английский часовой механизм. Оно было увенчано 30метровым шпилем с ангелом в форме флюгера. Первоначальное
здание Меншиковой башни в Москве было богато украшено
декоративной скульптурой, но большая её часть была утрачена в XVIII
веке.
• В 1710 году Меншиков был назначен губернатором Санкт-Петербурга и
бросил все свои московские проекты, забрав большинство мастеров с
собой.
• В 1723 году в башню ударила молния, и пожар полностью уничтожил
верхнюю деревянную часть с часами. В 1773—1779 башня была
восстановлена масоном Г.З. Измайловым и приобрела свою нынешнюю
форму: вместо воссоздания разрушенного верхнего восьмиугольника,
новые архитекторы заменили его компактным, но сложным куполом в
стиле барокко.
• Здание использовалось для масонских собраний; восстановлено как
храм в 1863 году, когда по распоряжению митрополита Филарета со
стен были стерты масонские символы и изречения. (По другим
сведениям, в 1821 году Меншикова башня была причислена к
почтовому ведомству и именовалась церковью Архангела Гавриила при
Почтамте как летний (неотапливаемый) храм.
• В самом конце XIX века почтамтское начальство отказалось от
содержания церкви и она стала приходскою
• Храм был закрыт в 1930-е. Существующий иконостас перенесён из
церкви Преображения в Преображенском, которая была разрушена в
1960-х годах; иконостас самой Меншиковой башни по благословению
Патриарха Алексия I в 1969 году передали в Успенскую церковь города
Махачкалы.
• В 1945 году на Поместном Соборе Русской Православной Церкви
присутствовал Блаженнейший Патриарх Антиохийский Александр III
(Тахан). Во время его официального собеседования с Патриархом
Московским Алексием I было решено возобновить деятельность
Антиохийского подворья. Подворью были переданы два храма, во имя
Архангела Гавриила и во имя великомученика Феодора Стратилата;
открытие подворья состоялось 17 июля 1948 года.

36. Елизаветинское барокко Екатерининский дворец в Царском селе

37. Екатерининский дворец в Царском Селе

• Новый этап строительства Царского Села относится к 1740-1750 годам.
Восшествие на престол Елизаветы, дочери Петра I, вызвало подъем
русского национального сознания в России. В искусстве и особенно в
архитектуре утвердился приподнято-торжественный и монументальный
стиль русского барокко, вершиной развития которого в России стал
царскосельский дворцово-парковый ансамбль.
• В 1741 году проект нового дворца поручено было составить М.Г.
Земцову, а после его смерти в 1743 году Андрею Квасову, молодому
«архитектурии гезелю». Но так как А. Квасову еще не хватало опыта, к
строительству был привлечен Д. Трезини, в помощники к которому
определили еще четырех человек.
• По проекту А. Квасова вся постройка сводилась к созданию среднего
дома, соединенного галереями с двумя боковыми флигелями.
Осуществление этого проекта началось в 1744 году, но так как Д.
Трезини не мог уделять строительству достаточного внимания,
руководство им перешло к архитектору С. Чевакинскому, который в
проект А. Квасова внес свои изменения.
• Выстроенный ими дворец, длиной более 300 метров, состоял из
Среднего дома, двух боковых флигелей, церкви и Оранжерейного зала.
Все эти здания были расположены на одной линии и соединялись
четырьмя одноэтажными галереями, на которых были устроены
«висячие сады».
• Однако в мае 1752 года, когда сооружение этого дворцового комплекса
было закончено и даже завершена отделка всего дворца, императрице
его вид показался недостаточно пышным и парадным, а помещения
малопригодными для многолюдных приемов и празднеств. Согласно ее
указу от 10 мая 1752 года началась реконструкция дворца, руководство
которой поручили архитектору В. Растрелли, к тому времени широко
известному своими постройками в Москве и Санкт-Петербурге.
• В. Растрелли сохранил общие композиционные принципы дворцового
ансамбля, но при этом отдельные корпуса слил в единый массив,
надстроил стены и по-иному решил декоративную отделку фасада.
Созданный им Большой дворец буквально ослеплял современников
своей пышностью и блеском декоративного украшения.
• Парадные помещения Большого дворца В. Растрелли расположил
анфиладой. Такой прием использовался при возведении многих
парадных резиденций, как наиболее торжественный, и все же на этот
раз он не имел аналогий. В Екатерининском дворце протяженность
созданной В. Растрелли анфилады равнялась всей длине здания и
составляла более 300 метров.
• Эту анфиладу парадных помещений еще современники называли
Золотой: не только стены, но и двери ее залов были украшены сложной
золоченой резьбой. Особенно ошеломляло декоративное убранство
Большого зала, или «Светлой галереи», как она именуется в старых
описях.
• К концу XVIII века Царское Село в летнее время стало почти
постоянным местом пребывания двора Екатерины II.

40. Голицынское барокко

• Голицынское барокко — одна из стилевых
вариаций («пошибов») в рамках русского
барокко, связанная с именем князя Бориса
Алексеевича Голицына,
единомышленника Петра I и сторонника
европеизации русской культуры. Его
прозападные взгляды выразились, в
частности, в возведении в подмосковных
имениях построек, близких к
западноевропейской архитектурной
традиции.
• Голицыны в постройках петровского времени
окончательно отказались от сохранения
традиционного силуэта русского храма,
позаимствовав из арсенала западноевропейского
барокко сложный лепной декор. Манифест нового
стиля — церковь Знамения Пресвятой
Богородицы в Дубровицах (1690—1704) — была
увенчана не традиционным куполом, а золочёной
короной. Другие характерные постройки —
Знаменская церковь в Перово (1705) и
Никольская церковь в Полтево (1706). Все эти
здания в плане не крестово-купольные, а
эллиптические, более напоминают ротонды.

42. Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах

• Автор проекта Неизвестен
• Основатель
Б. А. Голицын при
участии Петра I
• Дата основания
1690 год
• Строительство 1690 —1704 годы
• Отличие голицынских построек от петровского
барокко состояло в том, что они ориентировались не
на североевропейские (шведские, голландские), а на
австрийские образцы (которые, в свою очередь,
следовали итальянским прототипам).
• Поскольку голицынское барокко не вписывалось в
московское архитектурное пространство того
времени, резко контрастируя с ним, стиль не получил
дальнейшего распространения в России и не смог
оказать заметного влияния на развивавшееся на
протяжении XVIII столетия искусство русского
барокко.

Собор Василия Блаженного, Москва

История Собора Василия Блаженного


  • Собор Василия Блаженного был построен в 1561 году в ознаменование победы России над Казанским ханством. Его официальное название — Покровский собор , но чаще всего он известен как собор Василия Блаженного, по имени юродивого Василия, жившего в 16 веке.
  • Собор был признан советской властью значительным и незаменимым национальным памятником. Он подвергся обширной реставрации и стал музеем архитектуры, истории, политики и религии. В отличие от многих исторических зданий, храм Василия Блаженного избежал сноса при сталинском режиме.

Собор Василия Блаженного стал всемирно признанным образом России. Расположенный на Красной площади рядом с Московским Кремлем, собор является неотъемлемой частью городского пейзажа Москвы и поразительным достижением древнерусского зодчества, объединяющим одиннадцать уникальных храмов в единый ансамбль. Какова история этого памятника русской духовной, политической и архитектурной истории и что вы можете найти там сегодня?

Собор Василия Блаженного во времена Императорской России

Фото с сайта https://pastvu.com/

Предысторией строительства храма Василия Блаженного послужил Казанский поход царя Ивана IV, последний за более чем столетие войн между Казанским ханством и Россия. Перед своей ключевой кампанией по захвату Казани в 1552 году Иван Грозный поклялся построить собор в честь победы России.

После взятия Казани русскими 2 октября был построен деревянный Троицкий собор, окаймленный семью часовнями. Когда в 1555 году Казанское ханство окончательно вошло в состав Русского государства, Иван приказал перестроить ансамбль собора в камне. Никто точно не знает, кто именно спроектировал собор Василия Блаженного, хотя принято считать, что это русские архитекторы Барма и Постник.

Знаете ли вы? Легенда гласит, что собор настолько впечатлил Ивана Грозного, что он ослепил зодчего, чтобы никогда не воссоздать его неповторимую красоту и великолепие.

Собор должен был быть перестроен с восемью независимыми церквями, окружающими большой центральный храм. Каждый храм освящался в честь важных событий русской духовной или политической жизни. Собор Василия Блаженного был завершен в июле 1561 года и освящен в честь Дня Покрова Пресвятой Богородицы.

Знаете ли вы? Центральный купол собора Василия Блаженного высотой 65 метров. Оно оставалось самым высоким зданием Москвы в течение 39 лет после завершения строительства!

Официальное название Собор Покрова на Рву (Покровский собор), но более известен как Собор Василия Блаженного (Собор Василия Блаженного). Святой Василий (Василий) был юродивым и прорицателем, чудотворные способности которого даже снискали уважение Ивана Грозного. Сын Ивана приказал воздвигнуть часовню в честь Василия, которая была закончена в 1588 году на месте его могилы. Часовня была открыта днем ​​и ночью и была единственным отапливаемым храмом в ансамбле собора; вскоре он стал синонимом собора в целом.

Собор Василия Блаженного оказался под серьезной угрозой во время Отечественной войны 1812 года. Когда армия Наполеона вторглась в Москву, они разграбили собор и устроили внутри конюшни. При отступлении из Москвы Наполеон приказал своему начальнику артиллерии разрушить собор; однако проливной дождь погасил зажженные запалы взрывчатки.


Собор Василия Блаженного во времена Советской России

Фото с сайта https://pastvu.com/

Советы признали Собор Василия Блаженного важным и незаменимым национальным памятником. Было решено сохранить и отреставрировать собор, а также превратить его в музей с выставками об архитектуре, истории, политике и религии. Храм Василия Блаженного открылся для публики 19 мая.23, а в 1928 году стал филиалом Государственного Исторического музея, где и находится с тех пор.

Знаете ли вы? Ходили слухи, что где-то под собором могла лежать библиотека Ивана Грозного, собрание книг и документов, перешедшее от византийских императоров. Исследование собора продолжалось и в 20 веке, когда археологи охотились за сокровищами, секретными проходами и многим другим!

Красная площадь использовалась для масштабных парадов и демонстраций, а при Сталине различные исторические здания были снесены, чтобы максимально увеличить пространство. Один из ближайших соратников Сталина Лазарь Каганович предложил снести храм Василия Блаженного — Каганович уже руководил разрушением храма Христа Спасителя и Казанского собора в Кремле. Однако архитектор Петр Барановский умолял Политбюро оставить собор нетронутым и даже отправил телеграмму самому Сталину. Барановскому приписывают спасение Василия Блаженного.

Собор Василия Блаженного сегодня

Photo Nicole Pankalla веб-сайт Pixabay 

Собор Василия Блаженного был внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1990 году. Службы в церкви возобновились в 1991 году, и начались работы по возвращению к жизни колоколов собора – сегодня , на колокольне установлено 19 колоколов возрастом от 25 до почти 500 лет! В 2007 году Собор Василия Блаженного был объявлен одним из семи чудес России.

Сегодня в Соборе Василия Блаженного кипит духовная и светская жизнь. Помимо часовен и церковных служб, в соборе также проходят фестивали, выставки, художественные мероприятия, концерты и многое другое.


Что можно увидеть сегодня в соборе Василия Блаженного?

  • Внешний вид: Архитектура Василия Блаженного уникальна для всей России. Его девять церковных башен увенчаны куполами-луковицами конфетного цвета и украшены слоями карнизов, кокошников, окон, разноцветных изразцов и узоров.
  • Интерьер: Ансамбль Василия Блаженного состоит из одиннадцати церквей, каждая из которых имеет уникальную архитектуру и художественное убранство и освящена в честь знаменательных событий политической и духовной истории России. Посетители могут открыть для себя чудесные произведения искусства, великолепные иконостасы с сотнями мастерских икон и ценные экспонаты, принадлежащие церкви и императорской семье.

Внешний вид

Фото с сайта Олега Шакурова Pixabay 

Собор Василия Блаженного может похвастаться непревзойденным в России проектом, свидетельствующим о ярком таланте его создателей, отважившихся нарушать традиционные каноны культовой архитектуры. Его девять башен венчают купола-луковки конфетного цвета, излучающие праздничность и жизнерадостность. Каждая башня украшена ярусами карнизов, кокошников и окон; цветочные мотивы змеятся на крыльцах, лестницах и галереях; а геометрические плитки и узоры подчеркивают кирпичную кладку.

Первоначально Собор Василия Блаженного не был буйством красок, которое мы видим сегодня, а имел строгий красно-белый фасад. В 17-м и 18-м веках сменявшие друг друга императоры и императрицы значительно видоизменяли внешний вид собора. Были добавлены кирпичные крыльца и галереи, разноцветная краска и изразцы украсили фасад, а орнаментальные купола приобрели яркие цвета и рисунок.

Знаете ли вы? Купола покрыты 32 тоннами медного листа толщиной 1 мм, площадью 1,900 квадратных метров.


Интерьер

Фото с сайта https://fotostrana.ru/

Храм Василия Блаженного неповторимо впечатляет разнообразием архитектурных и художественных стилей, присутствующих в его интерьере. Чудеса, которые можно обнаружить внутри собора, включают: картины маслом, фрески, портреты и пейзажную живопись; иконостасы, насчитывающие более 400 произведений московской и новгородской иконописи 16 -19 вв.; и ценные экспонаты, принадлежавшие церкви и императорской семье. Часовни собора соединены лабиринтом сводчатых внутренних переходов и галерей, которые от пола до потолка украшены красочными геометрическими узорами и природными мотивами.

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Фото с сайта http://temples.ru/

Центральный придел св. Василия Блаженного, от которого собор получил свое официальное название. Вы можете узнать истинный масштаб собора изнутри центральной церкви. Кое-где сохранилась первоначальная кирпичная кладка и роспись, в том числе надпись с датой завершения строительства собора Василия Блаженного (12 июля 1561 г.), освещенная великолепной паникадилом. Огромный иконостас в стиле барокко был привезен в Москву в конце 1700-х годов.


Церковь Киприана и Иустины

Часовня освящена в честь мучеников Киприана и Иустины, день памяти которых ознаменован взятием Казани 2 октября 1552 года. , и тянуться к центральной фреске Богоматери. Позолоченный иконостас в классическом стиле изображает сцены Сотворения мира. Церковь Киприана и Иустины увенчана сине-белым куполом с вертикальными полосами.


Церковь св. Григория Армянского

Фото с сайта http://fotostrana.ru

Одна из четырех небольших часовен св. Василия, освященная в честь св. Григория, ответственного за обращение Армении в христианство. Разрушение Арской башни Казанской крепости в 1552 году, ключевой момент похода Ивана, пришелся на день святого (30 сентября). Строгие побеленные стены контрастируют с ярким иконостасом, задрапированным шелковыми и бархатными портьерами. Также видны архитектурные особенности 16-го века, религиозные одежды 17-го века, традиционные свечи и элегантная эмалевая лампа. Сетка из желтых ромбов украшает внешний купол.


Церковь Трех Константинопольских Патриархов

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Память патриархов Александра, Иоанна и Павла отмечается 30 августа, в день победы войск Ивана над татарским князем Япанчи в 1552 году. Картины маслом, украшающие стены и потолок, изображают патриархов и других религиозных деятелей, а огромный пятиярусный иконостас состоит из элементов барокко и классицизма. Еще одна маленькая часовня собора, ее купол сделан из зеленых и красных ромбов.


Церковь Св. Василия (Василия Блаженного)

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Самая маленькая часовня в ансамбле, но, пожалуй, самая богато украшенная, с яркими росписями, изображающими религиозных деятелей и сцены из Житие святого Василия. Строительством иконостаса руководил известный художник Осип Чириков. Он настолько велик, что тянется вдоль прилегающих стен, а его иконы помещены на золотой, красный и синий фон; особенно примечательны две старинные иконы: Смоленская икона Божией Матери и Образ святого Василия Блаженного. Сень над усыпальницей святого Василия — одна из самых почитаемых святынь Москвы.


Церковь Входа Господня в Иерусалим

Фото с https://moscowfy.com/

Эта церковь празднует вход Иисуса в Иерусалим, иначе известный как Вербное воскресенье. Торжественные побеленные стены перемежаются оригинальными чертами XVI века, а над северной дверью можно увидеть повреждения, нанесенные обстрелами во время Октябрьской революции. Иконостас этой церкви был взят из Александро-Невского собора Кремля и изображает сцены из жизни великого русского героя. Купол церкви украшен зелеными и красными заклепками.

Церковь Святой Троицы

В этой церкви почитается основное учение христианства. Его убранство светлое, изящное и умиротворяющее, а первоначальная архитектура и убранство почти полностью сохранились, в том числе самая древняя паникадило собора и одна из самых почитаемых его икон – Ветхозаветная Троица. Кремовые и зеленые полосы изгибаются к вершине купола, отражая спираль вечности, украшающую внутреннюю часть купола. Интересно, что акустику часовни дополняют глиняные сосуды, вставленные в стены.


Церковь Александра Свирского

Фото с https://moscowfy.com/

В этой маленькой часовне совершается чествование святого Александра Свирского, ответственного за обращение Северной Руси в православие. День памяти этого святого также отмечается 30 августа. Интерьер часовни покрыт фресками, имитирующими кирпичную кладку, а вокруг внутреннего купола вьется спираль вечности; экстерьер состоит из зеленых и кремовых изогнутых полос.


Храм Святителя Николая Чудотворца

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Большой храм во имя святителя Николая Чудотворца, чтимая икона которого в 1555 году была переправлена ​​из Вятки в Москву. иконостас церкви изображает житие святителя Николая. Убранство этой часовни особенно богато: красочные росписи достигают потолка, а иконостас украшен цветочными мотивами в позолоченной лепнине. Внешний купол покрыт красными и белыми зигзагообразными полосами.


Церковь Варлаама Хутынского

Еще одна маленькая часовня Василия Блаженного, увенчанная куполом из зеленых и желтых треугольников. Он прославляет святого Варлаама Хутынского, подвижника, почитаемого Иваном IV и его отцом как покровителя царской семьи. День святого святителя, 6 ноября, знаменует победоносное возвращение Ивана в Москву в 1552 году. Иконостас украшен иконами XVI-XVIII вв. Особый интерес представляет большая висячая икона «Видение пономаря Тарасийского», изображающая предсказание ряда о бедствиях, постигших Новгород. Эта икона завораживает тем, что это первое в истории древнерусского искусства произведение, на котором изображен целый город; Новгород передан с поразительной топографической точностью.


Церковь Иоанна Блаженного

Одиннадцатая и последняя церковь соборного ансамбля, открыта для посетителей только в ноябре 2018 г. Часовня освящена в честь юродивого Иоанна, в ней находится позолоченный иконостас, мощи святого и небольшая выставка религиозных предметов и произведений искусства.


Колокольня

Фото с сайта https://moscowfy.com/

Пристроена к ансамблю собора в конце 1600-х гг. и несколько обособлена от основной конструкции. Его венчает крутой восьмиугольный шатер с маленькими окошками и разноцветными плитками. На южной стене колокольни находится огромная знаменитая икона Покров с Василием и Иоанном Блаженным.

Есть несколько тематических и общих экскурсий, которые можно заказать в Соборе Василия Блаженного, но если вы хотите провести приятный и познавательный день, почему бы не отправиться в частную экскурсию по Москве «Экспресс в Россию», которая включает посещение этого великолепного памятника.


Что поблизости?

  • Красная площадь – самая известная площадь России, расположенная между Кремлем и историческим районом Китай-город, в окружении самых известных достопримечательностей Москвы.
  • Московский Кремль — уникальный памятник русской культуры и символ российской государственности на протяжении веков, с соборами и церквями, 20 башнями и роскошными дворцами.
  • Универмаг ГУМ — самый известный универмаг Москвы и место для роскошных покупок, известное своей великолепной архитектурой.
  • Парк «Зарядье» — Большой парк, расположенный на берегу Москвы-реки, с участками, воссоздающими разнообразный ландшафт России, и смотровой площадкой, с которой открывается великолепный вид на Кремль.


Основная информация для посетителей

Адрес и контактная информация  
Красная площадь, Москва, 109012
https://shm. ru/museum/hvb/
Метро: Охотный Ряд (550м),Площадь Революции (650м),Театральная (700м)

Тел: +7 (495) 698 -33-04

Часы работы  
10:00-18:00 с июня по август

11:00-18:00 с мая, сентября, октября

11:00-17:00 с ноября по апрель

Закрыт в первую среду каждого месяца

Россия, Архитектура | Encyclopedia.com

РОССИЯ, АРХИТЕКТУРА В. Строительство в старой России в основном велось из горизонтальных бревен из деревьев, в изобилии встречавшихся в лесных зонах, где проживало большинство русских. Планы этажей бревенчатых построек обычно представляли собой комбинации квадратных или прямоугольных ячеек, будь то дома, дворцы, крепостные башни или церкви. В церковной архитектуре плотники воспроизводили два основных плана, унаследованных от византийских (восточно-римских) христианских каменных церквей: вытянутый с востока на запад план алтаря, нефа и притвора или ориентированный по центру план квадрата или восьмиугольника из бревен, иногда с пристройки вокруг центрального нефа. Несколько музеев под открытым небом традиционное деревянное зодчество утвердилось в России, в том числе в Суздале, Новгороде, Костроме, Кижах, Архангельске, на Байкале.

Деревянная и каменная архитектура во многом влияли друг на друга. В деревянных бревенчатых церквях, например, изгиб каменной апсиды имитируется полувосьмиугольником из укороченных бревен. Эффект «этажности» некоторых каменных церквей (например, церкви Покрова в Филях, 1690-е гг., Москва) скопирован с бревенчатых церквей, увенчанных ярусами отступающих бревенчатых восьмиугольников (например, деревянная Преображенская церковь, XVIII в. , Музей деревянного зодчества, Суздаль). Особое распространение в деревенском деревянном церковном зодчестве имела шатровая надстройка, обычно с восемью скатами, отходящими от восьмиугольного барабана. Барабан в свою очередь помещался на одно или несколько квадратных или восьмиугольных оснований (например, деревянная Успенская церковь из села Курицко, 159 г.).5, Новгородский музей-заповедник). Имитация каменной кладки — кирпичная церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г., Москва.

Собор Василия Блаженного (XVI-XVII вв.) на Красной площади в Москве представляет собой своего рода энциклопедическое сочетание элементов деревянного и каменного зодчества. Его центральная часовня, например, имитирует бревенчатую башню-шатер, увенчанную луковичным куполом. Русский купол в форме луковицы был функциональным по замыслу — для защиты от дождя и предотвращения скопления снега, — а также символичен; его форма была уподоблена пламени свечи веры, достигающему неба. Среди влияний каменной кладки у собора Василия Блаженного есть внешний орнамент, заимствованный со стен и церквей соседнего Кремля, построенного итальянцами.

Крупнейшим строительным проектом Москвы конца XV ​​— начала XVI веков была реконструкция Кремля, центральной цитадели города. Из-за отсутствия опыта и навыков у местных строителей для этой задачи были приглашены архитекторы из северной Италии. Итальянцы спроектировали и построили нынешние стены Кремля, облицованные красным кирпичом, Успенский и Михайло-Архангельский соборы, Грановитую палату, Большую Ивановскую колокольню и прилегающую к ней Успенскую звонницу. Наименее итальянским по внешнему виду этих построек является Успенский собор (1470-е годы) Аристотеля Рудольфа Фиораванти, инженера, который скопировал — по указанию — кубическую массу, увенчанную пятью куполами Успенского собора XII века во Владимире. Что наиболее важно, Фиораванти и его коллеги познакомили русских строителей с лучшими технологиями строительства из кирпича и раствора, что сделало возможным беспрецедентный строительный бум по всей России в шестнадцатом и семнадцатом веках.

Стоя на Соборной площади Кремля, можно выделить архитектурные элементы, отражающие политический и территориальный подъем Московской Руси: архитектурные композиции и орнаменты из регионов, входящих в состав Московии (Псков, Новгород, Владимир), из деревенского деревянного зодчества, из Италия. В свою очередь, учитывая престиж крупных столичных построек, кремлевские постройки стали образцом для застройки всей России. Например, Успенский собор стал неоднократно повторяемым образцом для последующих крупных соборов (Новодевичий монастырь в Москве, Вологде, Костроме, Троице-Сергиев монастырь под Москвой, Ростов Великий и др. ).

БАРОККО И ЗАПАДНОЕ ВЛИЯНИЕ

Если московская архитектура достигла синтеза региональных, деревенских и итальянских влияний в пятнадцатом и шестнадцатом веках, этот синтез был разрушен в семнадцатом веке, когда западноевропейские влияния проникли в Россию из Украины, части который был включен в состав Московии в середине семнадцатого века. Так называемый московский барочный декоративный стиль характерен для многих церквей и дворцов второй половины XVII в. , эти структуры мало демонстрируют баланс и симметрию стиля барокко Западной Европы. Несколько областных центров создали свои архитектурные школы, особенно Ярославль, расположенный к северо-востоку от Москвы, чьи церкви XVII века венчают продолговатые стройные барабаны под куполами.

Строительство и проектирование в Московии, как правило, были семейным делом: строитель передавал свои навыки сыновьям (хотя ни один из них не мог быть грамотным), и проектные планы не могли быть составлены до начала строительства. С основанием и застройкой Петербурга, начиная с начала XVIII века, старое московское строительное ремесло стало новой «наукой» архитектуры, обучались в специальных новых школах, где воспитанников обучали иностранным языкам, математике и классической архитектуре. . Учителя и учебники сначала прибыли из Западной Европы, но вскоре за ними последовали недавно обученные русские мастера и русские переводы. Была учреждена Строительная канцелярия, которая руководила обучением и строительством сначала в Санкт-Петербурге, а затем, в восемнадцатом веке, в городах по всей стране.

Начиная с Петра I Великого (годы правления 1682–1725) западноевропейские архитектурные тенденции определяли общий стиль «высокой» архитектуры — почти все значительные государственные и частные постройки, а личный вкус правителя определял современный стиль. Любимый архитектор Петра, Доменико Трезини, использовал сдержанное барокко Северной Европы, например, в своем 400-метровом здании Двенадцати коллегий, 1722–1742 гг. , Санкт-Петербург. Само существование такого большого правительственного здания, подобного которому в Москве в то время не существовало, свидетельствует о новом и крупном вложении правительства в разветвленную административную систему. Спланированный план Санкт-Петербурга с его четкой сеткой и рисунком улиц, правильной высотой зданий и уклонами, широкими проспектами, огромными площадями и общественными пространствами напоминает другой город восемнадцатого века, спланированный с нуля и предназначенный для того, чтобы впечатлять горожан и иностранцы одинаково: Вашингтон, округ Колумбия

Основными архитектурными стилями после Петра были причудливое барокко или рококо в царствование Елизаветы Петровны (годы правления 1741–1762), примером которых являются работы Бартоломео Франческо Растрелли (Зима Дворец, Смольный монастырь, Екатерининский дворец в Царском Селе), а также классический или неоклассический в царствование Екатерины II Великой (годы правления 1762–1796), например Эрмитажный театр Джакомо Кваренги, Большой дворец в Павловске Чарльза Камерона и другие и Мраморный дворец Антонио Ринальди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *