Русская архитектура живопись в конце 18 века начала 19: Русская архитектура первой половины XIX века – Русская архитектура 19 века — letopisez

Презентация » Культура России первой половины 19 века ( архитектура. живопись)»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Русская культура первой половины XIX века (архитектура , живопись) Описание слайда:

Русская культура первой половины XIX века (архитектура , живопись)

2 слайд Основные направления в искусстве КЛАССИЦИЗМ- направление в искусстве 17- нач.
Описание слайда:

Основные направления в искусстве КЛАССИЦИЗМ- направление в искусстве 17- нач.19 века основанное на подражании античным образцам. СЕНТИМЕНТАЛИЗМ- художественное направление к.18-нач. 19 веков характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей , природы.

3 слайд РОМАНТИЗМ- художественное направление к.18-пер.пол.19 веков выступающее прот Описание слайда:

РОМАНТИЗМ- художественное направление к.18-пер.пол.19 веков выступающее против канонов классицизма, стремящееся к изображению идеальных героев и чувств. РЕАЛИЗМ- направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах.

4 слайд Стили архитектуры Классицизм- европейское культурно-эстетическое течение, кот Описание слайда:

Стили архитектуры Классицизм- европейское культурно-эстетическое течение, которое ориентировалось на античное искусство литературу и мифологию. Постройки в стиле классицизма отличаются четкими пропорциями. Главными чертами были: симметрия, подчеркивание центра, гармония. Парадный вход обычно оформлялся в виде портика (выступающей вперед части здания с колоннами и портиком)

5 слайд
Казанский собор архитектор Воронихин А.Н Казанский собор в Санкт-Петербурге п Описание слайда:

Казанский собор архитектор Воронихин А.Н Казанский собор в Санкт-Петербурге построен для перенесения в него иконы Казанской Божьей Матери. Полукруглая колоннада состоит из 96 коринфских колонн расположенных в четыре ряда

6 слайд Казанский собор архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), сын креп
Описание слайда:

Казанский собор архитектор Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814), сын крепостного крестьянина

7 слайд Памятник М.И. Кутузову ( Б.И. Орловский) Описание слайда:

Памятник М.И. Кутузову ( Б.И. Орловский)

8 слайд Памятник Барклаю де Толли ( Б.И. Орловский) Описание слайда:

Памятник Барклаю де Толли ( Б.И. Орловский)

9 слайд Архитектор Андрей Дмитриевич Захаров родился 8 августа 1761 года в семье мел Описание слайда:

Архитектор Андрей Дмитриевич Захаров родился 8 августа 1761 года в семье мелкого служащего Адмиралтейств-коллегии. В раннем возрасте был отдан в художественное училище при петербургской Академии Художеств В 1778 году Андреян Захаров получил серебряную медаль за проект загородного дома, в 1780 году — Большую серебряную медаль за «архитектурную композицию, представляющую дом принцев». При окончании училища получил большую золотую медаль и право на поездку за границу для продолжения образования. Продолжал учиться в Париже с 1782 года по 1786 год.

10 слайд Здание Адмиралтейства Захаров А.Д. Здание Адмиралтейства является выдающимся Описание слайда:

Здание Адмиралтейства Захаров А.Д. Здание Адмиралтейства является выдающимся памятником русской архитектуры. Заложено в 1704 как корабельная верфь Петром I, ему же принадлежал и основной замысел сооружения.

11 слайд Исаакиевский собор строился 40 лет Огюст Монферран ( 1786-18581)- французский
Описание слайда:

Исаакиевский собор строился 40 лет Огюст Монферран ( 1786-18581)- французский архитектор

12 слайд Исаакиевский собор (Санкт-Петербург) — памятник архитектуры позднего классици Описание слайда:

Исаакиевский собор (Санкт-Петербург) — памятник архитектуры позднего классицизма. Заложен в честь Петра I и назван по имени святого Исаакия Далматского, день которого (30 мая старого стиля) совпадает с датой рождения Петра I.

13 слайд Исаакиевский собор (Санкт-Петербург) — памятник архитектуры позднего классици
Описание слайда: 14 слайд 47-метровая колонна из гранитного монолита - памятник Александру I и монумент Описание слайда:

47-метровая колонна из гранитного монолита — памятник Александру I и монумент в честь победы в войне 1812 г.

15 слайд Здание Главного штаба Карл Иванович Росси (1775-1849)
Описание слайда:

Здание Главного штаба Карл Иванович Росси (1775-1849)

16 слайд Фигура ангела выполнена Б.И. Орловским Описание слайда:

Фигура ангела выполнена Б.И. Орловским

17 слайд Вид на арку Главного штаба
Описание слайда:

Вид на арку Главного штаба

18 слайд Александринский театр в Петербурге Карл Иванович Росси 1775-1849гг Описание слайда:

Александринский театр в Петербурге Карл Иванович Росси 1775-1849гг

19 слайд Михайловский дворец (ныне Русский музей) К.И. Росси Описание слайда:

Михайловский дворец (ныне Русский музей) К.И. Росси

20 слайд « Укротители коней» Петр Карлович Клодт (1805-1867) Описание слайда:

« Укротители коней» Петр Карлович Клодт (1805-1867)

21 слайд Петр Карлович Клодт (1805-1867) « Укротители коней» Описание слайда:

Петр Карлович Клодт (1805-1867) « Укротители коней»

22 слайд  Описание слайда: 23 слайд  Описание слайда: 24 слайд Памятник Николаю 1 П.К. Клодт Описание слайда:

Памятник Николаю 1 П.К. Клодт

25 слайд Памятник Минину и Пожарскому. Иван Петрович Мартос ( 1754-1835) Описание слайда:

Памятник Минину и Пожарскому. Иван Петрович Мартос ( 1754-1835)

26 слайд Здание большого театра в Москве (О.И. Бове ) Описание слайда:

Здание большого театра в Москве (О.И. Бове )

27 слайд Большой Кремлевский дворец. Архитектор Константин Андреевич Тон Описание слайда:

Большой Кремлевский дворец. Архитектор Константин Андреевич Тон

28 слайд . Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским Описание слайда:

. Андреевский зал стал тронным залом большого дворца и главным императорским залом Московского Кремля

29 слайд Карл Павлович Брюллов (1799-1852) Последний день Помпеи — картина Карла Брюлл Описание слайда:

Карл Павлович Брюллов (1799-1852) Последний день Помпеи — картина Карла Брюллова, написанная в 1830—1833 годах. Брюллов посетил Помпеи в 1828 году, сделав много набросков для будущей картины про известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Полотно выставлялось в Риме, где получило восторженные отклики критиков и переправлено в парижский Лувр. Эта работа стала первой картиной художника, вызвавшей такой интерес за рубежом.

30 слайд . «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи Описание слайда:

. «Последний день Помпеи» отлично характеризует романтизм в русской живописи .Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. На полотне также трижды изображена графиня Юлия Павловна Самойлова — женщина с кувшином на голове, стоящая на возвышении в левой части полотна, разбившаяся насмерть женщина, распростертая на мостовой и рядом с ней живой ребёнок — обоих, предположительно, выбросило из сломавшейся колесницы — в центре полотна, и мать, привлекающая к себе дочерей, в левом углу картины. После открытия Русского музея в 1895 году полотно переехало туда и к нему получила доступ широкая публика

31 слайд Карл Брюллов « Последний день Помпеи» Описание слайда:

Карл Брюллов « Последний день Помпеи»

32 слайд К. Брюллов « Всадница», « Итальянский полдень» Описание слайда:

К. Брюллов « Всадница», « Итальянский полдень»

33 слайд На памятнике скульптора М.О. Микешина "Тысячелетие России", поставленном в Н Описание слайда:

На памятнике скульптора М.О. Микешина «Тысячелетие России», поставленном в Новгороде в 1862 году, К.П. Брюллов изображён среди 16 фигур писателей и художников Русского государства с древнейших времён до середины XIX века

34 слайд Александр Андреевич Иванов ( 1806-1858) « Явление Христа народу» Описание слайда:

Александр Андреевич Иванов ( 1806-1858) « Явление Христа народу»

35 слайд Орест Адамович Кипренский (1782-1836) Портет А.С. Пушкина Описание слайда:

Орест Адамович Кипренский (1782-1836) Портет А.С. Пушкина

36 слайд Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) портрет А.С. Пушкина Описание слайда:

Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) портрет А.С. Пушкина

37 слайд Павел Андреевич Федотов (1815-1852) « Свежий кавалер» Описание слайда:

Павел Андреевич Федотов (1815-1852) « Свежий кавалер»

38 слайд «Сватовство майора» Описание слайда:

«Сватовство майора»

«Сватовство майора»

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

«Сватовство майора»

Курс повышения квалификации

«Сватовство майора»

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-239191

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Презентация «Русская архитектура XVIII века»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Русская архитектура XVIII века (барокко и классицизм) Описание слайда:

Русская архитектура XVIII века (барокко и классицизм)

2 слайд Русская архитектура XVIIIв. Описание слайда:

Русская архитектура XVIIIв.

3 слайд Нарышкинский стиль в русском барокко Успенский собор на Покровке, в Москве (1 Описание слайда:

Нарышкинский стиль в русском барокко Успенский собор на Покровке, в Москве (1696-99 г.) Церковь Покрова в Филях (1693-96 гг.) Церковь Иоанна Воина на Якиманке (1706-13)

4 слайд Петровское барокко Петровское Барокко – это красочная, многоцветная архитекту Описание слайда:

Петровское барокко Петровское Барокко – это красочная, многоцветная архитектура. Ввиду отсутствия в то время производства лицевого кирпича, стены требовали оштукатуривания и окраски. Типичными представителями этого архитектурного стиля были Доменико Трезини, А. Шлютер, Ж.Б. Леблон, Д.М. Фонтана, Г.И. Шедель, Г.И. Маттарнови, Н. Микетти и др.

5 слайд Петергоф – жемчужина русской архитектуры Описание слайда:

Петергоф – жемчужина русской архитектуры

6 слайд Домик Петра в Петергофе Описание слайда:

Домик Петра в Петергофе

7 слайд Дворец Шереметевых на р. Фонтанке. Начало строительства в 30-е гг. XVIII века Описание слайда:

Дворец Шереметевых на р. Фонтанке. Начало строительства в 30-е гг. XVIII века, завершение – начало XIX века. Сочетание барокко (фасад здания) и классицизма (интерьер некоторых помещений )

8 слайд Стиль барокко в архитектуре Описание слайда:

Стиль барокко в архитектуре

9 слайд Елизаветинский стиль в барокко Стогановский дворец. Западный фасад вдоль набе Описание слайда:

Елизаветинский стиль в барокко Стогановский дворец. Западный фасад вдоль набережной Мойки Характерны помпезность, изысканность, украшения и узоры, изыски, как различные декоративные украшения фасадов зданий, живописность и размах архитектурного творчества.

10 слайд Орнаменты в барокко Описание слайда:

Орнаменты в барокко

11 слайд Барокко в интерьере Описание слайда:

Барокко в интерьере

12 слайд Стиль барокко в мебели Описание слайда:

Стиль барокко в мебели

13 слайд Стиль барокко в мебели Описание слайда:

Стиль барокко в мебели

14 слайд Стиль барокко в интерьере Описание слайда:

Стиль барокко в интерьере

15 слайд Роль Екатерины II в обустройстве главных городов России Желание Екатерины сде Описание слайда:

Роль Екатерины II в обустройстве главных городов России Желание Екатерины сделать Петербург вполне европейским городом побудило ее уже в 1762 году издать указ об учреждении «Комиссии для устройства городов Санкт-Петербурга и Москвы». На смену пышному елизаветинскому барокко пришел строгий классицизм со сдержанным благородством и величием форм.

16 слайд Екатерининский классицизм последней четверти XVIII века Юсуповский дворец, бы Описание слайда:

Екатерининский классицизм последней четверти XVIII века Юсуповский дворец, бывший дворец Шувалова (классицизм) Зимний дворец (1754-1762 гг.) архитектор В.В. Растрелли (барокко)

17 слайд Екатерининский классицизм Здание академии художеств. Санкт Петербург. Авторы Описание слайда:

Екатерининский классицизм Здание академии художеств. Санкт Петербург. Авторы проекта А.Ф. Кокоринов (1726– 1772) и француз Ж.-Б. Валлен-Деламот (1729–1800)

18 слайд Вид на р. Мойку Описание слайда:

Вид на р. Мойку

19 слайд  Набережная р.Мойки Санкт-Петербург Описание слайда:

Набережная р.Мойки Санкт-Петербург

20 слайд Интерьер в стиле классицизма Дворец Шереметевых, Санкт-Петербург Описание слайда:

Интерьер в стиле классицизма Дворец Шереметевых, Санкт-Петербург

21 слайд Мебель в стиле классицизма Описание слайда:

Мебель в стиле классицизма

22 слайд  Ювелирные украшения с в стиле классицизма Описание слайда:

Ювелирные украшения с в стиле классицизма

23 слайд Царское село Екатерининский дворец Начало строительства В 1717—1723 гг. (арх Описание слайда:

Царское село Екатерининский дворец Начало строительства В 1717—1723 гг. (архитектор И. Ф. Браунштейн). В 1743—1756 гг. строительством руководили М.Г.Земцов, А. В. Квасов и С.И. Чевакинский, а затем Ф.Б. Растрелли. Определите стиль

24 слайд Михайловский замок Павла I (1797—1801 гг.) Определите стиль «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДО Описание слайда:

Михайловский замок Павла I (1797—1801 гг.) Определите стиль «ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ» «Прадеду правнук», 1800 г.

25 слайд ПАВЛОВСК - дворцово-парковый ансамбль конца XVIII - начала XIX вв., летняя ре Описание слайда:

ПАВЛОВСК — дворцово-парковый ансамбль конца XVIII — начала XIX вв., летняя резиденция императора Павла I и его семьи. Дворцово-парковый ансамбль «Павловск» — памятник архитектуры конца XVIII — нач. XIX вв. В его создании принимали участие выдающиеся архитекторы, декораторы и живописцы XVIII-XIX веков – Ч. Камерон, В. Бренна, А. Воронихин, Дж. Кваренги, К. Росси, П. Гонзаго и др. Определите стиль

26 слайд Интерьер Шереметьевского театра Определите стиль Описание слайда:

Интерьер Шереметьевского театра Определите стиль

27 слайд Стиль барокко в мебели Определите стиль Описание слайда:

Стиль барокко в мебели Определите стиль

28 слайд В марте 1787 года строительство Камероновой галереи, которым руководил архите Описание слайда:

В марте 1787 года строительство Камероновой галереи, которым руководил архитектор царскосельской Конторы строений И. В. Неелов, было закончено. Строительство галереи началось в 1784 году по эскизам и под руководством Ч.Камерона.

29 слайд Камеронова галерея, Царское село Определите стиль Описание слайда:

Камеронова галерея, Царское село Определите стиль

30 слайд ПАВЛОВСК Розовый павильон Определите стиль Описание слайда:

ПАВЛОВСК Розовый павильон Определите стиль

ПАВЛОВСК Розовый павильон Определите стиль

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

ПАВЛОВСК Розовый павильон Определите стиль

Курс повышения квалификации

ПАВЛОВСК Розовый павильон Определите стиль

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДA-029897

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Презентация по истории России на тему » Архитектура в первой половине XIX века» (8 класс)

Инфоурок › История России ›Презентации›Презентация по истории России на тему » Архитектура в первой половине XIX века» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Русская архитектура ХIX века Описание слайда:

Русская архитектура ХIX века

2 слайд Первая половина XIX в. в России прошла в обстановке всеобщего подъема, связан Описание слайда:

Первая половина XIX в. в России прошла в обстановке всеобщего подъема, связан он был с Отечественной войной 1812 г. Именно это событие во многом определило, как будет развиваться архитектура первой половины ХIX века. Русская архитектура первой половины ХIX века характеризуется такими направлениями, как классицизм и ампир – последний этап развития классицизма. Классицизм – это обращение к античности, а значит, это величественные здания, чаще всего с колоннами. Идеалом для многих зодчих становится античность в ее греческом варианте; не отстает также гражданственная героика. Подчеркивается объем здания, мощь гладких глухих стен. Колоннады, оконные проемы и арки укрупняются, порой получают почти титаническое звучание.

3 слайд Первая половина XIX в. – это период исключительного размаха русского градостр Описание слайда:

Первая половина XIX в. – это период исключительного размаха русского градостроительства. Oсновное внимание обращается на возведение общественных — гражданских и административных зданий, которые формируют центр общественной жизни того или иного района города. Церковные и дворцовые сооружения подчиняются требованиям единой архитектурной композиции того городского района, в котором они размещены.

4 слайд Начавшееся строительство доходных домов постепенно стало вытеснять дворянские Описание слайда:

Начавшееся строительство доходных домов постепенно стало вытеснять дворянские особняки. Среди архитектурных построек главное место по-прежнему занимают общественные сооружения: театры, учебные заведения, значительно реже ведется постройка дворцов и храмов.

5 слайд Важную роль в общем облике сооружения играет скульптура, которая выражает опр Описание слайда:

Важную роль в общем облике сооружения играет скульптура, которая выражает определенное смысловое значение. В стилистическом единстве с ними выступают декоративная живопись и прикладное искусство.

6 слайд Крупнейшие архитекторы планируют для своих сооружений общий характер скульпт Описание слайда:

Крупнейшие архитекторы планируют для своих сооружений общий характер скульптурного и живописного декора, убранство интерьера: драпировки, мебель, светильники.

7 слайд В архитектуре высокого классицизма существенную роль играет цвет: она, как пр Описание слайда:

В архитектуре высокого классицизма существенную роль играет цвет: она, как правило, двухцветна. Белые колоннады, лепнина, рельефы и статуи отчетливо выделяются на ярком желтом или сером фоне оштукатуренных стен. .

8 слайд К концу этого периода в архитектуре усиливаются черты величавости, празднично Описание слайда:

К концу этого периода в архитектуре усиливаются черты величавости, праздничной торжественности.

9 слайд В классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Его Описание слайда:

В классицизме происходят существенные изменения, появляется стиль ампир. Его появление и развитие в России связывают с именами таких архитекторов как Андрей Никифорович Воронихин, Андреян Дмитриевич Захаров и Жан Тома де Томон. Перед архитекторами того времени стояли четкие задачи решения градостроительных задач. В Петербурге завершают планирование основных площадей: Дворцовой и Сенатской. Великими мастерами создаются прекрасные ансамбли города.

10 слайд Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге Описание слайда:

Одним из лучших произведений Воронихина является Казанский собор в Петербурге (1801—1811). Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. В 1813 г. в соборе был погребен М.И. Кутузов, и здание стало своеобразным памятником побед русского оружия. Здесь хранились знамена и другие реликвии, отбитые у наполеоновских войск. Позже перед собором были поставлены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли, исполненные скульптором Б. И. Орловским.

11 слайд К существенным творениям французского архитектора Жана Тома де Томона принято Описание слайда:

К существенным творениям французского архитектора Жана Тома де Томона принято относить здание Большого театра в Петербурге (1805), а также здание биржи (1805—1816). Перед зданием биржи архитектор установил две ростральные колонны со скульптурами, символизирующими великие русские реки: Волгу, Днепр, Неву и Волхов.

12 слайд Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по прое Описание слайда:

Шедевром архитектуры классицизма XIX века принято считать построенный по проекту Захарова комплекс зданий Адмиралтейства (1806—1823). Идеей нового облика уже существовавшего тогда здания стала тема морской славы России, могущества русского флота. Захаров создал новое, грандиозное (протяжённость главного фасада 407 м) сооружение, придав ему величественный архитектурный облик и подчеркнув его центральное положение в городе.

13 слайд Последней крупной фигурой, работавшей в стиле ампир, стал российский архитект Описание слайда:

Последней крупной фигурой, работавшей в стиле ампир, стал российский архитектор Карл Иванович Росси. По его проекту были построены такие здания как Михайловский дворец (1819—1825), Здание Главного штаба (1819—1829), Здание Сената и Синода (1829—1834), Александринский театр (1832).

14 слайд Архитектура Москвы ХIX века в стиле классицизм была представлена такими выдаю Описание слайда:

Архитектура Москвы ХIX века в стиле классицизм была представлена такими выдающимися архитекторами, как Бове и Жилярди. Большой театр – это символ русского искусства и культурной жизни народа до сих пор, а Триумфальные ворота, возведенные в честь победы над Наполеоном, создают образ величия и могущества нашей Родины.

15 слайд В войну 1812 г. было уничтожено более 70 % всего городского жилого фонда – ты Описание слайда:

В войну 1812 г. было уничтожено более 70 % всего городского жилого фонда – тысячи домов и более сотни церквей. Сразу после изгнания французов началось восстановление Москвы и строительство новых зданий. В нем отразились все новшества эпохи, но оставалась живой и плодотворной национальная традиция. В этом и заключалось своеобразие московской строительной школы.

16 слайд Прежде всего была расчищена Красная площадь, и на ней О.И. Бове были перестро Описание слайда:

Прежде всего была расчищена Красная площадь, и на ней О.И. Бове были перестроены, а по сути, возведены заново Торговые ряды. Бове занимался также реконструкцией всей прилегающей к Кремлю территории.

17 слайд В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах по Описание слайда:

В начале 1870-х годов народнические идеи пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI—XVII вв.

18 слайд В середине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчес Описание слайда:

В середине XIX и начале XX веков возрождение интереса к древнерусскому зодчеству породило семейство архитектурных стилей, часто объединяемых под названием «псевдорусский стиль» (также «русский стиль», «неорусский стиль», «русский ампир», «эклектика», «историзм»), в котором на новом технологическом уровне происходило частичное заимствование архитектурных форм древнерусского и византийского зодчества.

19 слайд Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андрееви Описание слайда:

Основателем «русско-византийского стиля» принято считать Константина Андреевича Тона, работавшего в середине XIX века. В числе главнейших его творений — Храм Христа Спасителя (1860) и Большой Кремлёвский дворец (1838—1849). В наружной отделке дворца использованы мотивы Теремного дворца: окна выполнены в традиции русского зодчества и украшены резными наличниками с двойными арками и гирькой посередине.

20 слайд Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными форма Описание слайда:

Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д. Также в этом стиле работают Резанов, Горностаев и др.

21 слайд Итак, архитектура ХIX века в России ознаменовала себя тем, что русский класси Описание слайда:

Итак, архитектура ХIX века в России ознаменовала себя тем, что русский классицизм уступает место направлению под названием «русский ампир». Суть нового стиля заключается в некоем подражании древнерусскому искусству, ренессансу, готике и барокко.

22 слайд Русская архитектура ХIX века представлена многочисленными фабриками, вокзала Описание слайда:

Русская архитектура ХIX века представлена многочисленными фабриками, вокзалами и пассажами. Каждое сооружение поражает новизной композиции, новыми функциями, использованием различных конструкций из металла и стекла. Именно архитектура ХIX века в России определила облик большей части городов нашей страны.

Русская архитектура ХIX века представлена многочисленными фабриками, вокзала

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Русская архитектура ХIX века представлена многочисленными фабриками, вокзала

Курс повышения квалификации

Русская архитектура ХIX века представлена многочисленными фабриками, вокзала

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

loading

Общая информация

Номер материала: ДБ-1074544

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Архитектура и изобразительное искусство России XVIII века — Рефераты бесплатно

Реферат на тему: Архитектура и изобразительное искусство России XVIII века

Содержание

  • Введение
  • Русская архитектура XVIII века
  • Изобразительное искусство России XVIII века
  • Заключение
  • Библиография

Введение

XVIII век был знаменателен для России заметными переменами и значительными достижениями в области искусства. Изменились его жанровая структура, содержание, характер, средства художественного выражения. И в архитектуре, и в скульптуре, и в живописи, и в графике русское искусство выходило на общеевропейские пути развития. Еще в недрах XVII века, в петровские времена происходил процесс “обмирщания” русской культуры. В становлении и развитии светской культуры общеевропейского типа невозможно было полагаться на старые художественные кадры, для которых новые задачи оказались не по плечу. Приглашаемые на русскую службу иностранные мастера не только помогали создавать новое искусство, но и были учителями русских людей. Другим не менее важным путем получения профессиональной подготовки была посылка русских мастеров на учебу в Западную Европу. Так многие русские мастера получили высокую подготовку во Франции, Голландии, Италии, Англии, Германии. Именно на этом этапе русское искусство вступило в более тесное соприкосновение со стилевыми тенденциями, выработанными в западноевропейском искусстве нового времени, через которые предстояло пройти свой путь и ему. Однако поначалу процесс перестройки художественного сознания русских мастеров протекал с большими трудностями, в методе их работы еще сказывались традиционные представления, законы средневекового творчества в форме монументально-декоративных росписей и иконописи.

Идея основания в России своей школы разных художеств появилась еще при Петре I, который дал указание о разработке проекта такой Академии, хотя прошло еще не мало времени, прежде чем удалось реализовать эту идею. Поначалу подготовка мастеров велась в различных местах и городах. Это была и Петербургская типография, и Оружейная палата в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII века. И в 1757 г., в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В.  Ломоносова и И. И.  Шувалова (президент Академии 1757-1763 гг.) сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Преподавание в Академии вели и иностранные учителя: скульптор Н.  Жилле, живописцы С.  Торелли, Ф.  Фонтебассо и др., которым многим обязана русская культура. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. В это время Академия становится и законодателем художественных идей, и учебным заведением. В ее среде выросло новое поколение художников, прославивших впоследствии Россию на весь мир, это были и архитекторы И.  Старов, В.  Баженов, скульпторы Ф.  Шубин, Ф.  Гордеев, художники А.  Лосенко, Д.  Левицкий и др. С основанием Академии художеств эпизодические поездки русских учеников за границу превращаются в постоянную практику учебы и работы за границей, которой удостаивались лучшие выпускники.

Русское искусство, как мы увидим, продолжающее в XVIII веке развиваться на новых европейских началах, по-прежнему оставалось выражено национальным явлением со своим специфическим лицом, и факт этот сам по себе весьма знаменателен.

Русская архитектура XVIII века

Динамика стилевого развития русской архитектуры XVIII века своеобразно нарастает. В стране, с запозданием выходившей на общеевропейский путь развития, освоение западноевропейских стилей неизбежно протекает ускоренными темпами, причем уже на начальной стадии развития, в петровскую эпоху, существуют зачатки всех стилевых линий, через которые предстояло пройти русской архитектуре на протяжении века. Сущность переходного времени выражалась состоянием многостилья, когда русское искусство образно говоря “примеряло” себя к разным европейским стилям, еще не сделав окончательного выбора, совмещая в себе черты барокко, классицизма и рококо. Углубление разделения труда, формирование всероссийского рынка, рост промышленности и торговли приводит к тому, что в феодальной по укладу еще стране растут и крепнут элементы новой, капиталистической формации, усиливается значение городов в жизни страны в целом.

Эпицентром передовых веяний в архитектуре и градостроительстве стала российская столица Санкт-Петербург – ровесница века, задуманная как образец новой культуры. Будущая столица возводилась на пустом месте, что во многом облегчало внедрение приемов регулярной планировки и застройки. В небывалых ранее масштабах использовался опыт иностранных специалистов, были мобилизованы материальные и людские ресурсы всей страны. В первые годы существования Санкт-Петербурга развернулось широкое мазанковое строительство. В ходе строительства мастера осваивали деревянные конструкции так называемого “прусского образца”, т.е. облегченный характер стен, плоские перекрытия в хозяйственных, общественных и жилых строениях. Технической новинкой Петербурга явились необычайно высокие шпили, венчающие важнейшие городские здания, что было широко распространено в северно-европейских странах. Выдающимся сооружением такого типа был шпиль Петропавловского собора, высота которого достигала 45 м. С размахом же каменного строительства усовершенствовались и его инженерные основы, стало возможно уменьшить толщину стен строившихся зданий без существенного снижения прочности зданий. Например, во дворце А.  Меншикова на Васильевском острове толщина стены в верхних этажах всего в полтора или даже в один кирпич. В этот период в Петербурге было налажено производство как обычного кирпича, так и особого, влагоустойчивого, по голландской рецептуре. Все это не замедлило дать результаты. Город был создан в рекордные сроки, временный деревянный Петербург быстро сменился каменным. К концу царствования Петра I он уже удивлял приезжих иностранцев величием и красотой. В созданном в 1751 г. труде о Петербурге автор имел основание записать: “сей град столько распространен, приукрашен и возвеличен, что перед многими великими и древностью превозносящимися городами в Европе имеет знатное преимущество”. В Петербурге впервые был разработан регулярный план застройки города и ставший градообразующий его основой. План П. М.  Еропкина (1737) и последующие за ним проекты закрепили эту закономерность развития города. Качественно новое лицо приобрели и петербургские площади. Они получили географические очертания с обстройкой их протяженными фасадами гостиных домов, коллегий и других общественных зданий. Так выглядела Троицкая площадь на Петроградской стороне. В середине века усилившаяся стилевая тенденция к скульптурной экспрессии форм сказалась на силуэте Петербурга, обогатившегося множеством новых, высоко поднятых колоколен и церквей. Причем в их виде вместо шпилей появились подчеркнуто национальные мотивы пятиглавия, ярусности, башнеобразности, отчего силуэт города получил новые объемно-пластические акценты и несвойственные ему ранее живописный характер. “Регулярная” российская столица Петербург становится символическим воплощением образа самой абсолютистской империи с ее идеей всеобщего порядка. Сферой, где также обретался опыт регулярного регламентированного строительства, были основанные в первой половине века “города-крепости” и “города-заводы”. Особое значение имел опыт строительства Таганрога, Воронежа, Азова, перепланировки таких городов как Оренбург, Тверь и многих других.

Неоценимую роль в этом сыграли великие русские и иностранные архитекторы. Одним из известнейших представителей западной архитектурной школы, работавший в России был Растрелли Франческо Бартоломео (1700-1771 г.), сын итальянского скульптора К. Ф.  Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV, однако архитектурно-строительный опыт приобрел в России. Будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение “обер-архитектора”. Его творчество достигло апогея в 1740-1750 г. Наиболее известные его творения — это и ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (1748-1764 г.) , созданный в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, и дворцы елизаветинских вельмож М. И.  Воронцова и С. Г.  Строганова в Петербурге, но в наивысшей степени его талант проявился в создании таких шедевров как Зимний дворец (1754-1762 гг.) в столице, Большой дворец в Царском Селе и Петергофе (Петродворце), во многом-многом другом. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. и эволюцию творчества замечательного зодчего. Еще одним ярким иностранным представителем, работавшим в России, был Антонио Ринальди (1710-1794 гг.). В своих ранних постройках он еще находился под влиянием “стареющего и уходящего” барокко, однако, в полной мере можно сказать, что Ринадьди — представитель раннего классицизма. К его творениям относятся Китайский дворец (1762-1768 гг.), построенный для великой княгини Екатерины Алексеевны в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге (1768-1785 гг.), относимый к уникальному явлению в архитектуре России, Дворец в Гатчине (1766-1781 гг.), ставший загородной резиденцией графа Г. Г.  Орлова. А.  Ринальди выстроил также несколько православных храмов, сочетавших в себе элементы барокко — пятиглавие куполов и высокой многоярусной колокольни. Известным русским представителем эпохи раннего классицизма в архитектуре был ученик архитектора Коробова — Кокоринов А. Ф. (1726-1722 гг.). К известным его произведениям, где с наибольшей отчетливостью проявился стиль классицизма, принято относить здание Академии художеств в Петербурге, выстроенного на Невской набережной Васильевского острова (1764-1788 гг.) . Необычайно красивый фасад и многофункциональные кабинеты и залы этого здания соответствовали все возрастающему престижу русского искусства. Известным московским архитектором, украсившим облик Москвы по праву считается Баженов В. И. (1737-1799 гг.). Начальные познания в зодчестве он получил в архитектурной школе Д. В.  Ухтомского и в гимназии Московского университета. Дипломат Французской академии художеств, присвоение звания профессора Римской национальной академии искусств, членство в Флорентийской и Болонской академиях художеств — поистине мировое признание его таланта. По возвращении в Петербург (1765 г.) В. И.  Баженова избрали академиком Петербургской Академии художеств, а в 1799г. он стал ее вице-президентом. К первым работам В. И.  Баженова относятся строительство здания петербургского Арсенала (ныне не существует) и до сих пор не разгаданный проект Смольного института (не осуществлен). С 1767 г. все внимание широко образованного зодчего поглотило ответственное поручение – проектирование и строительство колоссального сооружения – Большого Кремлевского дворца и здания коллегий на территории Московского Кремля. В связи с этим в 1768 г. была создана специальная Экспедиция кремлевского строения, главным архитектором которой был назначен В. И.  Баженов. В его архитектурную команду вошли известнейшие проектировщики того времени, одним из которых был величайший впоследствии архитектор – М. Ф.  Казаков. Новый дворец был задуман таким грандиозным (соответственно престижу великого государства), что мог скрыть за собой древние строения Соборной площади, а это бы нарушило традиционный облик Кремля, именно поэтому своей “Инструкцией к строительству…” сам Баженов провозгласил необходимость сбережения древних построек Кремля. В 1772 г. были завершены все проектные работы, а 1 июня 1773 г. произведена официальная закладка дворца. В. И.  Баженов писал: “народы европейские, узрев восставший из недр земных новый Кремль, объяты будут удивлением величавости и огромности оного и не увидят уже красот своих собственных великолепий” . Однако дальше торжественной закладки строительство дворца дело не пошло, и в 1775 г. была даже распущена архитектурная команда В. И.  Баженова. Широко разрекламированный проект и строительство дворца были средством укрепления государственного престижа Екатерины II, которая стремилась показать, что Россия под ее властью способна вести изнурительную войну и одновременно затевать грандиозное строительство. И, тем не менее, несмотря на то, что выдающийся замысел В. И.  Баженова осуществлен не был, его значение для русской культуры было весьма велико, и, прежде всего, для окончательного утверждения классицизма как основного стилистического направления в развитии отечественного зодчества. Кроме того, на проекте перестройки Кремля, прошли профессиональную подготовку многие известные мастера. Отказ от строительства В. И.  Баженов перенес стоически, неудачи не сломили зодчего. Он занялся разработкой проектов частных строений по заказам московского дворянства. К наиболее значимым строениям этого периода стоит отнести ансамбль усадьбы и господского дома Пашкова в Москве (1784-1786 гг.), неподалеку от Кремля. Это определило компактную и в высшей степени оригинальную планировочную композицию. При проектировании дома Пашкова Баженов выступил блестящим последователем идей французского классицизма. Из усадебных городских домов в Москве, созданных в последний период жизни Баженовым, следует отметить дом Юшкова на Мясницкой. Завершением творчества В. И.  Баженова предстает проект строительства Михайловского замка в Петербурге, однако закончить его Баженову не удалось, и со значительными изменениями дворец был достроен архитектором В. Ф.  Бренном.

Еще один выдающийся русский архитектор – Казаков М. Ф. Свое образование он получил в архитектурной школе Д. В.  Ухтомского в Москве, большую роль в развитии природного дарования М. Ф.  Казакова сыграла работа в Твери, а затем семилетнее пребывание в архитектурной команде В. И.  Баженова в период работы над проектом Большого Кремлевского дворца. Творческим кредо сформировавшегося Казакова был классицизм в его строгом проявлении. Ярким примером этому служит огромное здание Сената в Московском Кремле, искусно сооруженное им в 1776 – 1787 гг. Можно предположить, что характер архитектурного решения этого здания был навеян архитектурой неосуществленного Кремлевского дворца В. И.  Баженова. Следующим крупным общественным зданием, возведенным Казаковым в Москве, было четырехэтажное здание Университета на Моховой улице (1786 – 1793 г.). Это здание является прекрасным образцом классицизма, соответствующее престижу русской науки, имеющее строгий и репрезентативный вид. Важное место в архитектуре московского классицизма и в творчестве М. Ф.  Казакова занимает известное общественное здание – дом Благородного Собрания, мастерски перестроенный архитектором. Также Казаковым была выстроена церковь Филиппа Митрополита на Второй Мещанской улице (1777-1788 гг.). В строительстве мастер также использовал классическую круглую композицию применительно к православному храму.

Еще очень и очень многие выдающиеся русские и иностранные зодчие трудились на благо России, именно их стараниями по красоте городов и величию зданий, Россия в XVIII встала в один ряд с западноевропейскими странами.

В XVIII веке в России происходил небывалый размах развития ваяния, появления новой, западноевропейского типа скульптуры, какой еще не знала Россия. Заметную стилевую перемену в развитии русской пластики принесла новая эстетика классицизма эпохи Просвещения. Важную роль в освоении классической скульптуры в России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н.  Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н.  Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф.  Гордеев, М.  Козловский, И.  Прокофьев, Ф.  Щедрин, Ф.  Шубин, И.  Мартос и другие.

Рассмотрим наиболее известные работы и стилевые тенденции этих и некоторых других выдающихся скульпторов того времени. Наиболее полно овладевает принципами зрелого классицизма Иван Мартос (1752-1835 гг.). Он создает вполне классические произведения, заметно отличающиеся чистотой и ясностью своей формы от работ других мастеров. После окончания Академии художеств Мартос для совершенствования мастерства едет в Рим, где непосредственно соприкасается с античной скульптурой. Мартос – мастер широкого диапазона, обращавшийся к разнообразной тематике. Особенно заметный след он оставил в разработке темы классического надгробия и городского монумента. Он был известен и как великолепный мастер декоративно-лепных работ, пробовал заниматься портретом. Его дарование как монументалиста в полной мере раскрылось в памятнике Минину и Пожарскому в Москве, ставшем эталонным произведением – он нашел новые пути соединения монументальной пластики не только с классическими зданиями, но и с пространственным городским ансамблем, превзойдя всех своих предшественников.

Последователен в своей эволюции к классицизму был и Иван Прокофьев (1758-1828 гг.). По сравнению с другими мастерами у Прокофьева сильнее чувствуется сентименталистская струя, придавшая особую мягкость и лиризм его образам. Самое лучшее в его наследии — это рельефы, созданные для петербургской Академии художеств, в которых он достигает исключительного совершенства формы в выражении величавой тишины, гармонирующих с классическим строем интерьера.

В этом же контексте развивалось и искусство скульптора Федота Шубина (1740-1805 гг.). Благодаря своему упорству и способностям он оказывается в Петербургской Академии художеств, где начинается блестящий расцвет его таланта. Ф.  Шубин становится непревзойденным мастером скульптурного портрета. Он выполнил множество заказных портретов, бюстов. Это были бюсты А. М.  Голицына, З. П.  Чернышева и других известных деятелей екатерининской эпохи. К концу XVIII века намечались и новые формы образного выражения в виде сентименталистских, а затем и романтических настроений. Характерны в этом отношении бюсты П. В.  Завадовского и А. А.  Безбородко (1798 г.), также выполненные Шубиным. Вместе с тем в поздних работах художника заметна и другая тенденция — усиливается конкретизация портретного образа, а в стиле нарастают черты строгости и простоты. Этими признаками обладают зрелые работы Шубина: бюсты Г. А.  Потемкина (1791 г.), Е. М.  Чулкова (1792 г.), М. В.  Ломоносова (1793 г.), и др. Ф.  Шубин показал своих современников в неповторимости индивидуальных особенностей их характера и склада души. Шубинский талант обусловил объективность и глубину его произведений, отразивших все многообразие и противоречивость эпохи.

Художником одного творения (созданного для России) можно назвать французского скульптора Э. М.  Фальконе (1716-1791 гг.). Созданная в России им всего одна работа “Медный всадник” принесла ему славу великого мастера. Стремление к максимальному обобщению толкало на путь отвлеченного от конкретности истолкования памятника: гранитная скала постамента в виде морской волны, вздыбленный конь и растоптанная змея становятся олицетворением тех препятствий и враждебных сил, которые приходилось преодолевать Петру I. В результате родился символ, ставший олицетворением не только великих деяний Петра, но и преобразованной им России.

Еще множество прекрасных мастеров творило в этот период, и как бы подводя итог этой эпохи, хотелось бы отметить, что XVIII век стал временем, благоприятствующим развитию русской культуры, определив две основные ее линии: профессиональную, ориентированную на общеевропейский путь, и местную, продолжающую развивать традиции народного творчества.

Изобразительное искусство России XVIII века

Во второй половине XVII столетия вместе с другими видами искусства в России, живопись переживает серьезные изменения. В определенной мере они подготавливают те коренные реформы, которые происходят в ней в начале XVIII века. Вступая на позиции искусства нового времени со значительным запозданием по сравнению с другими передовыми в художественном отношении европейскими странами, русская живопись по-своему отражает общие закономерности этой стадии развития. На первый план выдвигается светское искусство. Первоначально светская живопись утверждается в Петербурге и Москве, но уже со второй половины XVIII века получает значительное распространение в других городах и усадьбах. Традиционное ответвление живописи – иконопись по-прежнему широко бытует во всех слоях общества.

Русская живопись развивалась на протяжении всего XVIII века в тесном контакте с искусством западноевропейских школ, приобщаясь к всеобщему достоянию – произведениям искусства эпохи Ренессанса и барокко, а также широко используя опыт соседних государств. Вместе с тем, как уже давно установили исследователи, искусство в целом и живопись в частности, на протяжении всего XVIII века связаны единой направленностью и имеют ярко выраженный национальный характер. В этот период в России творили величайшие мастера своего дела – представители отечественной художественной школы и иностранные живописцы.

Наиболее интересным явлением в искусстве петровской эпохи стал портрет. У истоков портретной живописи нового времени стоит И. Н.  Никитин (ок.  1680 – 1742 гг.). И. Н.  Никитин ярко воплощает силу человеческих возможностей, открытых петровской эпохой. Крупнейший реформатор русской живописи, он разделяет с ним триумфы, а под конец – трагические невзгоды. Портреты, созданные Никитиным в ранний период, уже представляют собой вполне европейские по характеру изображения, наиболее близкие произведениям французской школы начала XVIII века. Используя общеевропейский опыт, русский художник реализует свои собственные представления о мире, красоте и индивидуальных особенностях модели. Так возникает свой вариант портрета — общепонятный и вполне неповторимый. К кисти этого великого художника принадлежат такие произведения, как портрет цесаревны Анны Петровны и царевны Прасковьи Иоанновны (предположительно 1714 г.). Пожалуй, самым сильным произведением после возвращения Никитина из Италии является портрет государственного канцлера Г. И.  Головкина (1720-е гг.) . Помимо возросшей грамотности в рисунке и технике живописи он демонстрирует духовность выражения и взаимодействие образа со зрителем. Не меньшая серьезность присуща и “Портрету напольного гетмана” (1720-е гг.). Авторская самостоятельность проявляется и в портрете С. Г.  Строганова (1726 г.) и в картине “Петр I на смертном ложе” (1725 г.) . Со смертью Петра трагично закончилась и жизнь самого художника – он был судим по ложному обвинению и сослан в Тобольск.

К петровской эпохе по духу принадлежит и творчество другого русского живописца – Андрея Матвеева (1701-1739) . По указу Петра он был послан в Голландию учиться, что обеспечило необходимый уровень знаний. Еще в период прохождения обучения им были созданы картины – “Аллегория живописи” (1725 г.) и “Венера и Амур”. Самое известное произведение Матвеева – “Автопортрет с женой” (1729 г.) . Произведение Матвеева рисует новую для России культуру отношений. Муж и жена не просто выступают как равные: художник бережно и горделиво представляет зрителю свою супругу. Заинтересованность в делах искусства и трудолюбие выгодно отличали этого художника.

Живопись последних десятилетий XVIII века отличается значительным разнообразием и полнотой. В первую очередь, это обусловлено основанием Академии художеств. Русская школа овладевает теперь теми жанрами живописи, которые прежде были представлены лишь работами старых и современных западноевропейских мастеров. Наиболее крупные достижения русской живописи последних десятилетий XVIII века связаны с искусством портрета.

Творчество Ф. С.  Рокотова (1735-1808) составляет одну из самых обаятельных и труднообъяснимых страниц нашей культуры. Уже в довольно зрелом возрасте он был принят в Академию художеств. Его ранние произведения – портреты Г. Г.  Орлова (1762-1763 гг.), Е. Б.  Юсуповой (1756-1761 гг.) свидетельствуют о его причастности к культуре рококо. Признаки этого стиля есть и в коронационном портрете Екатерины II (1763 г.), ставшей образцом для изображения весьма взыскательной императрицы. Еще много портретов вышло из-под кисти художника – поэт В. И.  Майков (1769-1770 гг.), почти все семейство Воронцова – он сам (конец 1760-х), его жена М. А.  Воронцова и дети (1770-е). В период восьмидесятых годов восемнадцатого века в портретах Ф. С.  Рокотова преобладает оттенок горделивого сознания собственной значимости, к этому периоду относят: портрет молодой генеральши В. Е.  Новосильцевой (1780 г.) , знатной дамы Е. Н.  Орловой.

Современником Рокотова был Д. Г.  Левицкий (1735-1822 гг.). Около 20 лет Левицкий возглавлял портретный класс Академии художеств и не только участвовал в воспитании целой школы русских портретистов, но задавал тон и уровень высокой репутации портретного искусства в России. Сфера его живописи шире, чем рокотовская. Ему одинаково хорошо удавались и камерные портреты, и парадное изображение в рост. Неудивительно, что круг его заказчиков весьма обширен. Это и богач Демидов, чью картину он нарисовал в 1773 г., и светская красавица Урсула Мнишек (1782 г.), и итальянская актриса Анна Давиа-Бернуци (1782 г.). Важное место в творчестве Левицкого занимает работа над портретом Екатерины II, получившим отражение в “Видении Мурзы” Г. Р.  Державина. Возвышенная, мифологизированная интерпретация не могла не нравиться императрице, которая более чем внимательно относилась к своим изображениям.

В. Л.  Боровиковский (1757-1825 гг.) как бы замыкает плеяду крупнейших русских портретистов XVIII века. Боровиковский, как и Левицкий, родом с Украины. Уже в первые петербургские годы он сблизился с кружком, возглавляемый Н. А.  Львовым, и неоднократно портретировал близких к этому обществу лиц. Довольно быстро при поддержке друзей, знакомых и пользовавшегося успехом при дворе австрийского живописца И. Б.  Лампи, Боровиковский становится популярным среди широкого круга петербургского дворянства. Художник портретирует целые семейные “кланы” — Лопухиных, Толстых, Арсеньевых, Гагариных, Безбородко, распространявших его известность по родственным каналам. К этому периоду его жизни относятся портреты Екатерины II, ее многочисленных внуков, министра финансов А. И.  Васильева и его жены. Преобладающее место в творчестве Боровиковского занимают камерные портреты. Полотна художника очень нарядны благодаря грациозной постановке моделей, изящным жестам и умелому обращению к костюму. Герои Боровиковского обычно бездеятельны, большинство моделей пребывает в упоении собственной чувствительностью. Это выражают и портрет М. И.  Лопухиной (1797 г.), и портрет Скобеевой (середина 1790-х г.), и изображение дочери Екатерины II и А. Г.  Потемкина – Е. Г.  Темкиной (1798 г.). Большое внимание художник уделяет малоформатным и прекрасно удавшимся ему миниатюрным портретам. Так же Боровиковский – автор ряда двойных и семейных групповых портретов, которые появляются уже после 1800-х гг.

Заключение

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что на протяжении всего XVIII века русское искусство живописи прошло большой путь становления по законам нового времени. Потребности эпохи получили отражение в преимущественном развитии светской живописи – портрета, пейзажа, исторического и бытового жанров.

Библиография

  1. Пилявский В. И., Тиц А. А., Ушаков Ю. С. История Русской архитектуры. — М., 1984.
  2. Рыбаков Б. А. Очерки русской культуры. — М., 1990.
  3. Ткачев В. Н. История архитектуры. — М., 1987.
  4. Петров А. Н. Русская архитектура первой половины XVIII века. — М., 1954.
  5. История русской архитектуры. — М., 1956.
  6. История русского искусства. В 6 т. — М., 1956.
  7. Энциклопедический словарь русского художника. — М., 1983.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *