Скульптура и архитектура в начале 20 века в россии: Архитектура и изобразительные искусства в 20-е годы XX века

Архитектура и изобразительные искусства в 20-е годы XX века

Период: XX век. автор: Всемирная История

В. А. Фаворский. Фотография 1933 года.

В 20-х годах среди советских художников существовало много различных группировок: Ассоциация художников революционной России, Общество станковистов, Общество московских художников, Общество русских скульпторов и другие. Это было вызвано прежде всего тем, что к большим общим целям, которые стояли перед советским искусством, разные художники шли разными творческими путями. Но в делении на группировки, в их деятельности проявлялись отчасти и пережитки старого: аполитичность и эстетизм, тенденции формализма и натурализма, противостоявшие требованиям реалистического искусства.

Несмотря на то что советское искусство тогда носило переходный характер, в нем постепенно вырабатывался общий стиль. В живописи определяющее значение приобретают классические традиции, и главным образом традиции русской реалистической школы. Художники все шире охватывают новые темы, все чаще обращаются к современности. Вместе с мастерами старшего поколения выступают и молодые, только начинающие свой творческий путь живописцы. Для этого времени характерны работы С. В. Малютина, А. Е. Архипова, Г. Г. Ряженого в портретном жанре, Б. В. Иогансона — в бытовом, М. Б. Грекова, И. И. Бродского, А. М. Герасимова — в историко-революционном, А. А. Рылова, Н. П. Крымова, Б. Н. Яковлева — в пейзажном и т. д. Изменяют свое отношение к окружающему, к задачам искусства художники, группировавшиеся до революции вокруг журнала «Мир искусства», и бывшие сезаннисты. П. П. Кончаловский, И. И. Машков, А. В. Куприн переживают расцвет своего дарования; реальным, жизненным содержанием наполняется еще недавно стилизаторское творчество К. С. Петрова-Водкина; новый подход к проблемам образной выразительности сказывается в произведениях М. С. Сарьяна, С. В. Герасимова и других. Особенно ярко проявились новаторские тенденции советской живописи в картине «Оборона Петрограда» А.

А. Дейнеки (1928 г.).

В графике видное место заняла политическая карикатура (Б. Е. Ефимов, Л. Г. Бродаты и другие). Одновременно растет значение книжной иллюстрации, в особенности книжной гравюры на дереве (А. И. Кравченко, П. Я. Павлинов и другие). Ее крупнейший мастер В. А. Фаворский положил начало целому творческому течению. Успешным было развитие также станкового рисунка, выполненного углем, карандашом, литографией или черной акварелью (Н. Н. Купреянев, Н. П. Ульянов, Г. С. Верейский, М. С. Родионов).

Скульптура 20-х годов продолжала следовать идеям ленинского плана «монументальной пропаганды». Круг ее задач заметно расширился. Больших успехов достигла портретная скульптура (А. С. Голубкина, В. Н. Домогацкий, С. Д. Лебедева). Самое крупное достижение этого периода — портретная «Лениниана» Н. Андреева.

Однако основные усилия скульпторов по-прежнему направляются на создание памятников. В отличие от первых гипсовых памятников, носивших временный характер, новые монументы сооружаются из бронзы и гранита.

К лучшим из них относятся памятники В. И. Ленину у Финляндского вокзала в Ленинграде (В. А. Щуко, В. Г. Гельфрейх, С. А. Евсеев), на плотине Земо-Авчальской гидроэлектростанции в Закавказье (И. Д. Шадр) и в Петрозаводске (М. Г. Манизер).

Образы широкого обобщающего значения создали А. Т. Матвеев («Октябрьская революция»), И. Д. Шадр («Булыжник — оружие пролетариата»), В. И. Мухина («Ветер», «Крестьянка»), уже в то время определявшие своим творчеством лицо советской скульптуры.

После окончания гражданской войны возникли условия, благоприятные для развития архитектуры. Ее первоочередной, самой насущной задачей было жилищное строительство (комплексы жилых домов на Усачевой улице в Москве, на Тракторной улице в Ленинграде и т. д.). Но очень скоро архитекторы поставили в центр своего внимания градостроительные проблемы, сооружение общественных ансамблей, промышленное строительство. А. В. Щусев и И. В. Жолтовский разрабатывают первый план реконструкции Москвы. Под их руководством осуществляется планировка и строительство Всероссийской сельскохозяйственной выставки 1923 г.

А. В. Щусев создает выдающееся произведение советской архитектуры — Мавзолей В. И. Ленина. До конца 20-х годов по планам советских архитекторов был построен ряд зданий различного назначения (дом «Известий» Г. Б. Бархина; Госбанк СССР И. В. Жолтовского; Центральный телеграф И. И. Рерберга), промышленных комплексов (Волховская гидроэлектростанция О. Р. Мунца, Н. П. Гундобина и В. А. Покровского; Днепровская гидроэлектростанция В. А. Веснина) и т. д.

Одной из важных сторон творческой деятельности советских архитекторов было стремление выработать новые формы архитектуры, соответствующие новым задачам, современным материалам и строительной технике, именно эти стороны советские архитекторы постарались отразить архитектуре и искусстве в 30-е годы XX века.

Искусство России 20 века и его виды

«Чистое» искусство, провозглашающее ценности, не зависящие от общественных и исторических проблем и веяний, – прекрасное, но нереальное явление.

Невозможно творить в отрыве от повседневности, не обращая внимание на господствующие в обществе идеи – формальные и неформальные. Искусство России 20 века подверглось влиянию мощных изменений общественного строя, неведомых никакой другой стране.

Начало века, поиск новых идей

100 лет XX века для всей цивилизации были эпохой невиданных потрясений. Уже к концу XX столетия научно-технический прогресс сжал время и пространство для всей планеты, общественные конфликты в ограниченном регионе перерастали быть потрясениями планетного масштаба. Культура и искусство России 20 века, как и вся общественная деятельность Европы и Америки, имеет временную привязанность к самым важным событиям новейшей истории.

Магия цифр, обозначающих начало отсчета нового века, всегда порождает ожидание перемен, надежду на наступление нового, счастливого времени. Девятнадцатый век, создавший всемирную славу русской культуре, уходил в прошлое, оставляя традиции, которые не могли исчезнуть в одночасье.

«Мир искусства» – так называлось объединение художников, возникшее в 1898 году и просуществовавшее с перерывами до 1924 года, без которого нельзя представить изобразительное искусство в первой четверти 20 века в России. У «мирискусстников» не было одного, общего выработанного стиля – живописцы, графики, скульпторы шли каждый своим путём, имея согласие во взглядах на цели искусства и роли его в обществе. Многие черты этого взгляда выразил гений Михаила Врубеля. Формальным ядром, основой объединения были Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Е. Е. Лансере, А. П. Остроумова-Лебедева, К. А. Сомов. В разное время в нем принимали участие Я. Билибин, А. Я. Головин, И. Э. Грабарь, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев, Н. К. Рерих, В. А. Серов и другие мастера.

Все они признавали главенство профессионализма в искусстве, огромную роль творческой свободы и независимости художника от общественных догматов, не отрицая при этом ценности искусства в жизни человека, протестуя против косности академизма с одной стороны и излишней политизации живописи у передвижников – с другой. Критикуемый сторонниками традиций «Мир искусства» не мог вписаться и в бурный процесс рождения «пролетарской» живописи, но оказал огромное влияние на всё изобразительное искусство 20-века в России – и на тех, кто работал в СССР, и на тех, кто оказался в эмиграции.

Модерн

Последние десятилетия девятнадцатого века стали периодом зарождения нового стиля, который оставил след в творчестве мастеров изобразительного искусства и архитектуры. Он имел свои особенности в отдельных регионах Европы, где он даже назывался по-разному. В Бельгии и Франции закрепилось наименование «ар нуво», в Германии – «югендстиль», в Австрии – «сецессион». Известны другие названия, связанные с наиболее известными художниками этого стиля или фирмами, производившими подобного направления мебель, ювелирные украшения и другие изделия: стиль муша, стиль Гимар – во Франции, либерти в Италии, в США – стиль тиффани и т. д. Искусство России 20 века, архитектура в особенности, знают его как стиль модерн.

Модерн стал после долгого периода стилевого безвременья одним из самых выразительных и визуально оформившихся художественных течений. Свойственный ему растительный, плавный характер линий насыщенного декора в сочетании с геометрически простыми и выразительными формами больших объемов привлекали свежестью и новизной художников и архитекторов.

Фёдор Осипович Шехтель (1859-1926) – звезда русского архитектурного модерна. Его талант придал национальные черты космополитическому по сути стилю, шедевры Шехтеля – Ярославский вокзал, особняк Рябушинского – это творения именно русского зодчего, и в общем, и в мелочах.

Дореволюционный авангард

Процесс поиска новых форм искусства, и больше – его новой сути – был актуален для искусства всей Европы и Америки. Искусство России 20 века содержит несколько по-настоящему революционных периодов, когда творчество нескольких реформаторов указывало новые направления развития художественной мысли. Одним из самых ярких и впечатляющих стало межреволюционное время с 1905 по 1917 год. Особенности авангардного искусства в России были вызваны кризисом общественной жизни России после трагедий русско-японской войны и революции 1905 года.

Возникшие в это время многочисленные авангардные течения и творческие объединения имели сходные порождающие причины и похожие цели художественного поиска. Оказавшие мощное влияние на основные виды искусства 20 века в России футуристы и кубофутуристы, «Бубновый валет» и «Голубая роза», Кандинский и супрематизм Малевича разными способами искали новые миры, выражали кризис старого искусства, потерявшего связь с реальностью, предваряли наступление эпохи глобальных потрясений.

Среди новых идей, рожденных авангардистами, была мысль о синтезе искусств. Театральное искусство России 20 века содержит такие страницы, как знаменитый спектакль – манифест нового искусства «Победа над солнцем» (1913). Он был результатом общего творчества поэтов-футуристов А. Кручёных, М. Матюшина, В. Хлебникова, а художественное оформление выполнил Казимир Малевич.

Обогатившие своими исканиями искусство России 20 века художники П. Кончаловский, К. Петров-Водкин, И. Машков, Н. Гончарова, Марк Шагал стали авторами полотен, получивших мировое признание. А началось это признание еще в десятые годы XX века, в эпоху рождения авангардной живописи новейшей истории.

Формирование советского искусства

После Октябрьской революции Россия получила возможность открыть всему миру новые горизонты в общественной жизни, в том числе и в искусстве. И поначалу были созданы условия, когда неизмеримо выросла ценность каждой одаренной личности, на первый план выдвинулись генераторы новых творческих идей.

Как трактует то время история искусств? 20 век, Россия, бурные двадцатые годы – это невиданно активная художественная жизнь многочисленных творческих объединений, среди которых выделяются:

— УНОВИС – «Утвердители нового искусства» (Малевич, Шагал, Лисицкий, Лепорская, Стерлигов). Основанное на базе художественной школы Витебска, это объединение было апологетом художественного авангарда, предлагало искать для искусства новые темы и формы.

— «Четыре искусства» – течение в русле «Мира искусства» Основная цель – показать огромные выразительные возможности архитектуры, скульптуры, графики и живописи. Декларировалась необходимость высокого профессионализма и творческой свободы. Виднейшие представители: архитектор А. В. Щусев, график В. А. Фаворский, скульптор В. И. Мухина, живописцы К. С. Петров-Водкин, А. П. Остроумова-Лебедева и др.

— «ОСТ», «Общество художников-станковистов». Считало главным показать приметы наступления новой мирной жизни, строительство современной молодой страны средствами передовой экспрессивной, но простой и ясной стилистики. Лидеры: Д. Штернберг, А. Дейнека, Ю. Пименов, П. Вильямс.

— «Круг художников» (Ленинград). Следование официальному курсу, выработка «стиля эпохи». Активные члены группы: А. Самохвалов, А. Пахомов, В. Пакулин.

— АХРР – «Ассоциация художников революционной России» – объединение, ставшее основой созданного впоследствии Союза Художников СССР, активный проводник направлений идеологического руководства художественным процессом, орудие партийной пропаганды, наследники передвижников. Во главе стояли И. И. Бродский, А. М. Герасимов, М. Б. Греков, Б. В. Иогансон.

Конструктивизм

В программах самых престижных учебных заведений, готовящих архитекторов, неизменно присутствует изучение темы «Русский конструктивизм — архитектурный авангард 20-х годов». Большое значение она имеет для понимания строительного искусства, очень актуальными для любого времени являются идеи, провозглашенные лидерами того направления. Сохранившиеся постройки Константина Мельникова (жилой дом архитектора в Кривоарбатском переулке, клуб Русакова на Стромынке, гараж на Новорязанской улице и др.), братьев Весниных, Моисея Гинзбурга (Дом Наркомфина на Новинском бульваре) и других звезд русского архитектурного дела – золотой фонд отечественного зодчества.

Функционализм, отказ от ненужного украшательства, эстетика конструкции здания, гармония создаваемой среды обитания – эти идеи стали основой решения новых задач, поставленных перед молодыми архитекторами, художниками и специалистами той области, которая стала называться промышленным дизайном. Им предстояло строить массовое жилище для новых городов, рабочие клубы для всестороннего развития личности, создавать объекты для труда и отдыха нового человека. Удивительные достижения авангарда двадцатых годов нельзя обойти, изучая искусство России 20 века. Архитектура Европы и Америки всего последующего времени во многом основана на них. Печально, что эти прогрессивные идеи оказались меньше всего востребованы на родине, и наибольшим достижением советской архитектуры многими считается «сталинский ампир».

Искусство эпохи тоталитаризма

В 1932 году вышло Постановление ЦК ВКП (б) о работе творческих объединений. Бурная эпоха разнообразных течений и направлений закончилась под действием набравшей мощь государственной машины, управляемой идеологическим аппаратом, в котором крепла единоличная власть. На долгие годы искусство России 20 века, как и многое в жизни страны, стало зависеть от мнения одного человека – Иосифа Сталина.

Творческие союзы стали средством подчинения художественной мысли единым идеологическим стандартам. Наступила эпоха социалистического реализма в живописи. Постепенно любые отступления от официального курса стали объявляться преступными, несогласные попадали под реальные репрессии. Обвинения в отходе от линии партии стали методом решения творческих дискуссий. Прогрессивность этого очень сомнительна. Как развивалось бы, например, театральное искусство России 20 века, если бы не пал жертвой репрессий великий реформатор сцены Всеволод Мейерхольд?

Природа художественного таланта сложна и необъяснима. Образы вождей воплощались с великим мастерством и искренним чувством. Никакие самые жестокие репрессии не могли помешать появлению истинно талантливых художников, для которых главным было самовыражение вне зависимости от идеологических рамок.

В архитектуре наступило время «сталинского ампира». Поиски авангардистов сменил возврат к проверенным канонам. Могущество коммунистической идеологии олицетворялось в эффектных образцах переработанного неоклассицизма – сталинских «высотках».

Искусство военного периода

В истории нашей страны есть время, ставшее величайшей трагедией и этапом невиданного духовного подъема. Искусство России 20-21 века получило одну из главных тем, позволявших выразить величие русского народного характера, глубину чувств, которые могут овладеть отдельным человеком и огромными массами во время исторических потрясений.

Великая Отечественная война с первых дней нашла выражение в зрительных образах удивительной силы. Плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» поднимал на защиту страны лучше всяких командиров, а «Оборона Севастополя» Дейнеки потрясает любого человека вне зависимости от идей, которые он разделяет. Так же впечатляет Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича, а музыкальное искусство России 20 века не меньше других видов творчества отдало дань теме войны с фашизмом.

Оттепель

После Великой Победы следующим мощнейшим историческим фактором влияния на общественную жизнь в СССР стала смерть Сталина (март 1953) и XX съезд КПСС, поднявший вопрос о разоблачении культа личности. На какое-то время для художников, как и для всего общества, повеяло свободой творчества и новыми идеями. Поколение «шестидесятников» – явление очень специфическое, оно оставило о себе память как о коротком вдохе свежего воздуха, сделанном перед тем как погрузиться опять на десятилетия в болото размеренного, расписанного, регламентированного существования.

Первые опыты художественного авангарда «второй волны» – работы Э. Белютина, Ю. Соостера, В. Янкилевского, Б. Жутовского и др. – на выставке, приуроченной к 30-летию Московского отделения Союза Художников, были жестко осуждены лично новым лидером страны Н. Хрущёвым. Партия опять стала объяснять народу, какое искусство ему нужно, а художникам – как надо писать.

Архитектуре было предписано бороться с излишествами, что справедливо объяснялось экономическими трудностями послевоенного времени, наступало время массового домостроения, время «хрущевок», которые несколько сняли остроту жилищного вопроса, но изуродовали облик многих городов.

Искусство «развитого социализма»

Во многом искусство России второй половины 20 века во многом представляет собой историю противостояния художественной личности и господствующей идеологии. Но даже в атмосфере идейного регламентирования каждого кусочка духовного пространства многие художники находили способы немного видоизменять предписанный метод социалистического реализма.

Так, настоящим примером для молодых были мастера, сформировавшие свои убеждения еще в двадцатые годы: Н. Ромадин, М. Сарьян, А. Пластов и другие. Картина бывшего члена художественного объединения «ОСТ» Ю. Пименова «Свадьба на завтрашней улице», написанная в 1962 году, стала символом надежд общества на обновление.

Еще одним ярким явлением в советской живописи того времени стало формирование «сурового стиля». Таким термином обозначали творчество Г. Коржова, П. Оссовского, братьев Смолиных, П. Никонова и др. На их картинах, написанных в разных жанрах (бытовом, историческом), появился герой, который не нуждался в указаниях, занятый понятным и нужным делом. Он изображался без лишних деталей и колористических изысков, емко и выразительно.

Особое значение имеет творчество такого мастера, как Виктор Попков. Гражданское звучание его полотен содержит редкий для советского искусства общегуманистический, почти религиозный посыл, а живописная манера имеет корни времен итальянского Возрождения.

Нонконформизм

Официальное господство «соцреализма» заставляло неформальных художников искать свой путь к зрителю или прибегать к эмиграции. Уехали М. Шемякин, И. Кабаков, О. Рабин, Э. Неизвестный и многие другие. Это были деятели искусства 20 века России, которые являлись носителями духовных ценностей, рожденных авангардом начала века, и вернувшихся на родину после краха коммунистической идеологии.

А во времена её господства появилась внутренняя эмиграция, породившая популярный мотив сумасшедшего, вечно пьяного художника, обитателя психушек, гонимого властями и руководством творческих союзов, но высоко ценимого независимыми западными экспертами. Типичным носителем такого образа был А. Зверев – легендарная личность для Москвы эпохи развитого социализма.

Полистилистика и плюрализм

Освободившись от государственного диктата советского времени, изобразительное искусство 20 века в России вошло в общемировой процесс как его неразделимая часть, обладающая общими с ним свойствами и тенденциями. Многие формы творчества, привычные для Запада долгое время, были быстро освоены и отечественными художниками. Слова «перфоманс», «видеоинсталляция» и т. п. стали привычными и в нашей речи, а в ряду самых значительных современных мастеров, имеющих мировую славу, – художники диаметральных по направлениям взглядов: З. Церетели, А. Шилов, Т. Назаренко, М. Кишев, А. Бурганов и многие другие.

Бурная, непредсказуемая новейшая история страны, занявшей шестую часть земной суши, смотрит в свое зеркало – искусство России 20 века – и отражается в нем тысячами незабываемых образов…

Сборник электронных книг UC Press, 1982–2004 гг.: форма поиска

 Дом  Поиск  Просмотреть
 
 Книжная сумка  О нас
 Справка

Ключевое слово SearchAdvanced Search

Поисковые книги для:

Советы по поиску

Точная фраза: «Несоседание в Америке»

96696. 7: 7006677777776 гг. 20052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119
91988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940  to  20052004200320022001200019991998199719961995199419931992199119

91988198719861985198419831982198119801979197819771976197519741973197219711970196919681967196619651964196319621961196019591958195719561955195419531952195119501949194819471946194519441943194219411940

Show all books public access books   [?]


Годы: Российская академия живописи, ваяния и зодчества

В 1987 году в культурной жизни России произошло знаменательное событие. Старинное здание на Мясницкой улице, известное москвичам как Дом Юшкова, в котором раньше размещалось знаменитое Московское училище живописи, ваяния и зодчества, а после большевистской революции — ВХУТЕМАС (Высшее художественно-техническое училище), увидело свет. приезд первой группы студентов новой Всероссийской (теперь просто Российской) Академии живописи, ваяния и зодчества, основанной прославленным художником Ильей Глазуновым, почетным членом старейшей в Европе королевской академии художеств в Мадриде и Барселона, обладатель Золотой медали Пикассо ЮНЕСКО за вклад в мировую культуру, член Российской академии художеств, профессор. Так возродился крупный центр русской художественной культуры.

Российская академия живописи, ваяния и зодчества расположена в центре Москвы на Мясницкой улице, 21, в доме, построенном по проекту выдающегося архитектора Василия Баженова в 1780—1790-х годах для генерал-лейтенанта Ивана Юшкова. С 1838 года сын первого владельца дома стал сдавать часть помещений под рисовальные классы Московскому художественному обществу, на базе которого в 1843 году было основано Училище живописи и ваяния, переименованное в 1865 году в Училище живописи и ваяния. Живопись, ваяние и зодчество после слияния с Московским архитектурным училищем.

В состав преподавателей школы входили ведущие русские художники, в том числе Василий Перов, Алексей Саврасов, Исаак Левитан, Василий Поленов, Валентин Серов, Константин Коровин и многие другие, которые сформировали школу и продолжили традиции русского реалистического искусства.

После 1917 года Училище живописи, ваяния и зодчества было реорганизовано. В здании Мяницкой открылись Первые Государственные Художественные Мастерские (учебные заведения); в конце 1920-х годов они были объединены в ВХУТЕМАС, а с 1926 года в здании размещался ВХУТЕИН — Высший художественно-технический институт. В 1930 году ВХУТЕИН прекратил свое существование, вместо него был организован Архитектурный институт. С 1934 года в Мясницком корпусе размещались мастерские Московского института изобразительных искусств, который в 1941 и 1945 эвакуированы в Среднюю Азию. С 1942 по 1953 год в здании находился Московский технический институт, учебное заведение для инженеров-физиков и машиностроителей. В период с 1953 по 1986 год в здании размещались 22 советские организации, обосновавшиеся в здании во время и после Великой Отечественной войны.

В 1986 году Глазунов обратился к властям с ходатайством о создании Всероссийской академии живописи, ваяния и зодчества и предоставлении ей здания на Мясницкой улице.

В соответствии с необходимыми официальными постановлениями 1 марта 1987 года в Москве был открыт Институт живописи, скульптуры и обучения искусству. Его ректором был назначен Народный художник Советского Союза Илья Глазунов.

Глазунов родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. В 1956 году, будучи студентом, он получил Гран-при на международном конкурсе в Праге, что привело к его первой персональной выставке в ЦДРИ в Москве (1957). Эта выставка, на которой были представлены четыре серии картин Глазунова, определившие направление его творчества, — «Образы России», «Город», «Образы Достоевского и русской классики» и «Портрет», — имела ошеломляющий успех и была встречена щедрым откликом. в международной прессе.

Выставки Глазунова впоследствии с большим успехом проходили во многих крупных городах мира: в Варшаве, Риме, Копенгагене, Париже, Сантьяго, Стокгольме, Хельсинки, Берлине, Лейпциге, Дюссельдорфе, Гамбурге, Кельне, Штутгарте, Токио, Милан, Манагуа, Гавана, Мадрид и Никосия; во Вьетнаме, Лаосе, а также во многих городах России и СНГ — Одессе, Киеве, Ярославле, Перми, Свердловске, Санкт-Петербурге, Москве. . СМИ назвали Илью Глазунова рекордсменом по количеству зрителей. И это правильно: в истории искусства нет записи о выставке какого-либо другого художника, которая привлекла бы более двух миллионов посетителей за один месяц!

Общественная деятельность художника разнообразна. В самые тяжелые годы политического гнета он был фигурой, поддерживавшей общественный интерес к русской истории, к выдающимся деятелям России, имена которых были вычеркнуты из истории аппаратчиками; он был одним из немногих, кто утверждал, что прошлое России было не «темным и проклятым», а прославленным, что Россия никогда не была «тюрьмой народов» и не имела глупых и недостойных монархов и что страну ждет великое будущее. .

В 1987 году Глазунов возглавил портретную мастерскую Московского художественного института имени Сурикова. В 1994 году выпускники мастерской стали костяком профессорско-преподавательского состава отделения живописи только что созданной академии.

Принимая во внимание большое значение изобразительного искусства и архитектуры для возрождения духовной жизни России, 10 июня 1995 г. был издан указ президента о реорганизации этого органа в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества с назначением Глазунова ректор.

К началу XXI века, когда большинство академий мира, зараженных авангардом, отказались от понятия «школа» — понятия, определяющего уровень профессиональной компетентности художника, Российская академия живописи, Скульптура и архитектура продолжают отстаивать принципы мастерства, реализма и духовности, которые имеют первостепенное значение для истинно великого искусства.

Целью всей ее деятельности является воспитание настоящих художников, которые, совершенствуя свое мастерство в школе высокого реализма, основанной на лучших традициях Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, выбирают творческую свободу, а не рабство мимолетной моды. ; его миссия – воспитать художников, которые своими делами и искусством выражают национальное сознание своего народа. Академия, великие задачи которой заключаются в возрождении великих традиций русского изобразительного искусства, является одним из ведущих художественных учебных заведений Российской Федерации, последовательно отстаивающим принципы высокого реализма.

Имеет пять отделений: живописи, скульптуры, архитектуры, реставрации произведений искусства и искусствоведения; готовит высококвалифицированных специалистов — живописцев, реставраторов темперной и масляной живописи, скульпторов, архитекторов, специалистов по сохранению художественного и архитектурного наследия, искусствоведов. Сегодня его студенческий контингент насчитывает 314 студентов очной формы обучения.

Крупнейший отдел живописи, включающий три мастерских: исторической и религиозной живописи (руководитель Глазунов), портретной живописи (руководитель Дмитрий Слепушкин) и пейзажной живописи (руководитель Александр Афонин). Кафедра живописи прилагает усилия для повышения творческого потенциала факультета путем участия в научных конференциях и симпозиумах, выставках.

Преподаватели отделения живописи «шаперон» художественных училищ городов Самара, Красноярск, Брянск, Йошкар-Ола и Уральского филиала Академии, оказывая им помощь в составлении учебных программ и предоставляя им лучшие образцы студенческих работ в направления рисунка, живописи, композиции. Кроме того, преподаватели и студенты отделения живописи посетили Италию, Ватикан, Испанию и Израиль для занятий живописью и изучения шедевров мирового искусства и архитектуры.

Наша эпоха отмечена призывами к возрождению исторических верований России, особенно пострадавших в прошлом веке, к восстановлению разрушенных и оскверненных храмов, к возрождению духа русского народа и национального самосознания. У архитектуры и искусствоведов-реставраторов есть миссия и ответственность перед потомками: по праву отмечен подвиг ленинградских реставраторов, возродивших Царское Село, Павловск и Гатчину. Эти великие традиции продолжают реставраторы академии.

Студенты отделения реставрации станковой живописи приняли активное участие в реставрации шести дошедших до нас картин Василия Верещагина из главного алтаря Храма Христа Спасителя, возвращенных на историческое место; В работе по реставрации икон принимали участие студенты кафедры реставрации станковой темперной живописи. Их труд отмечен грамотами Русской Православной Церкви. Восстановлены темперные росписи главного корпуса конца 18 — начала 19 вв.усадьбе династии Хрущевых-Селезневых (в ГМИИ им. А.С. Пушкина), а также участвовал в восстановлении росписи Никольского собора Николо-Перервинского монастыря.

Во время летних практик, а также при работе над курсовыми и дипломными проектами студенты реставрируют иконы и картины из музеев разных городов России, в том числе Москвы, Твери, Смоленска, Саратова, Ростова Великого, Каргополя, Городца, Зарайска, Большие Вяземы.

Для ознакомления с шедеврами русской архитектуры и живописи преподаватели и студенты ежегодно посещают Санкт-Петербург, Мстеру, село Ферапонтово, местечко Кириллов под Вологдой, такие города, как Владимир, Суздаль, Саратов.

В состав факультета входят: четыре действительных члена и пять ассоциированных членов; 10 докторов наук, 25 кандидатов и 12 профессоров. Шестеро преподавателей и сотрудников имеют звание Заслуженного деятеля искусств России, девять – Заслуженного деятеля искусств России, двое – Заслуженного работника культуры России.

В Академии есть уникальная художественная библиотека. Фонд библиотеки изначально формировался благодаря усилиям ее основателя Ильи Глазунова, принимавшего непосредственное участие в ее организации; сегодня в библиотеке всего 55 100 единиц хранения, в том числе 4 200 редких книг и гравюр. Библиотека имеет классифицированный, алфавитный и онлайн-каталоги.

В музее более 1000 предметов XVII-XX веков: иконы, станковая живопись, графика, скульптура, мебель, прикладное искусство России и Восточной Европы, лучшие работы студентов. Большую часть коллекции подарил Глазунов.

В состав музея входят копировальная комната, где учащиеся работают над классными заданиями, русская комната с иконами и произведениями русского народного творчества, студенческая гостиная и студенческая живопись.

С 1989 года Академию выпустили 13 классов — 526 специалистов с высшим художественным образованием. Ученики Глазунова, некоторые из которых уже являются членами-корреспондентами Российской академии художеств и удостоены звания Заслуженного художника России, известны во всем мире. Многие из них преподают за границей, например, Олег Суперэко в Венецианской академии художеств, Алексей Стиль, возглавляющий общество художников-реалистов в Лос-Анджелесе, и Наталья Царькова, мастер личного портрета Ватикана.

Учреждение также имеет филиал в г. Пермь на Урале.

В рамках подготовки к своему 20-летию было организовано два комплексных мероприятия-компиляции на крупнейших выставочных площадках России: в ЦВЗ «Манеж» в Санкт-Петербурге (в 2005 г.) и в ЦВЗ (Манеж , Москва) в марте 2007 года. Оба показа собрали тысячи зрителей и широко освещались в прессе.

Эти масштабные выставки продемонстрировали жизненность творческих принципов академии, сформулированных ее основателем Глазуновым: «Возрождение великой школы русского и европейского реализма на основе опыта и традиций Императорской Санкт-Петербургской академии». Петербургской академии художеств и Московского училища живописи, ваяния и зодчества». Сознавая свою историческую миссию и ответственность, в своей деятельности стремится обогатить реалистическое содержание русской художественной школы.

Как учебное заведение, готовящее художников, продолжающее и развивающее традиции европейского и русского реализма, Академия выпустила многих выдающихся живописцев, скульпторов, архитекторов, высококвалифицированных искусствоведов и искусствоведов и добилась огромного влияния не только в России, но и также на международном уровне.

21 декабря 2006 года Российскую академию живописи, ваяния и зодчества посетил Президент Владимир Путин — первый визит главы государства в художественное учебное заведение в стране. В своем комментарии он высоко оценил работу коллектива Академии: «Поздравляю профессорско-преподавательский состав, творческий коллектив с тем высоким уровнем, который у вас есть.

Иллюстрации

Московское училище живописи и ваяния на Мясницкой улице. Гравюра. XIX век

Вход в Актовый зал Академии

Студенты Академии на пленэрной практике в Санкт-Петербурге

На копировальных классах Академии

Конференц-зал Академии

Зал заседаний Ученый совет академии

Илья Глазунов на оценке работ студентов

Илья Глазунов с преподавателями Академии

Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *