Советская архитектура: Как менялась советская архитектура в Москве: конструктивизм, рационализм, ампир
Советская архитектура | Архитектура и Проектирование
Первые годы после революции характеризовались приподнятым восприятием новой жизни. Духовный подъем широчайших народных масс толкал фантазию к безудержному полету и чуть ли не каждый художественный замысел трактовался как символ эпохи. Это был период романтического символизма, сочинялись грандиозные архитектурные композиции, рассчитанные на многотысячные манифестации, митинги. Архитектурные формы стремились сделать остро выразительными, предельно понятными, чтобы подобно агитационному искусству непосредственно включить архитектуру в борьбу за утверждение идеалов революции. Общим было стремление создать великую архитектуру, но поиски велись в разных направлениях. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
В начальный период развития советской архитектуры творческие организации «новой архитектуры» сыграли большую положительную роль. Во-первых, они стали центрами поляризации теоретических идей и творческих поисков, до этого достаточно хаотичных, что позволило выявить основные тенденции, понять их и оценить по существу. Во-вторых, они показали большое значение науки для архитектуры. В-третьих, они объективно выявили формообразующую роль таких элементов архитектуры как функция, конструкции и материалы, экономика. В-четвертых, они сосредоточили внимание на разработке новых в социальном отношении типов зданий. Наличие четко сформулированных программ новых организаций было весьма привлекательно, особенно для молодых архитекторов. «Силовое поле» новых архитектурных концепций воздействовало не только на молодежь. Ниспровергатели традиций и канонов, сами того не подозревая, создавали тем не менее новые каноны, которые оказались весьма расхожими, особенно для эпигонов, вчерашних эклектиков, сегодня работающих «под конструктивизм»…… |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Период развития советской архитектуры с 1917 по 1932 г. в области градостроительства можно разделить на два этапа. Первый-это этап осознания архитекторами новых, дотоле необычных задач, проектных поисков, экспериментов и теоретических разработок градостроительных предложений, поскольку крупных градостроительных работ до 1926г. практически не было. Второй этап связан с ростом объемов реального строительства, возникновением новых населенных пунктов, вызванных к жизни интенсивным развитием промышленности в годы осуществления первого пятилетнего плана (1928-1932 гг.). В этот период внимание архитекторов было сосредоточено как на общей проблематике социалистического расселения, так и на разработке принципиальной структуры социалистического города. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Советское градостроительство
В многочисленных конкурсах послереволюционных лет разрабатывались темы Дворца труда, Дворца культуры и т. п. Идея свободы и широчайшей демократии, представление о каждом общественном здании как о своеобразном народном форуме, месте общения многотысячных масс трудящихся рождала грандиозные композиции. О реальном строительстве таких зданий в тот период не могло быть и речи. Вместе с тем проектная работа стимулировала отработку выразительного языка архитектурных форм. Это время вошло в историю советской архитектуры как время революционной романтики. Наряду с модернизацией стилей прошлого (романского, готического, Ренессанса) среди конкурсных работ 1918—1922 гг. все чаще встречались и принципиально новаторские предложения; во многих из них пафос революции выражался в невиданных ранее формах, связанных художественным осмыслением эстетических возможностей новых строительных материалов, конструкций, функциональных процессов. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Общественные здания
В результате первой мировой и гражданской войн и интервенции страна понесла большие потери в жилище. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Жилые здания и комплексы
После Великой Октябрьской социалистической революции одной из первоочередных задач было восстановление и дальнейшее развитие промышленности и прежде всего энергетики. 21 декабря 1921 г. был утвержден план электрификации страны — ГОЭЛРО, разработанный по инициативе В. И. Ленина специально созданной комиссией под руководством Г. Кржижановского. В. И. Ленин, придавая выполнению этого плана огромное значение как решающему фактору развития промышленности, называл план ГОЭЛРО второй программой партии. План, рассчитанный на 10—15 лет, к 1931 г. был выполнен, а к 1935 г. перевыполнен в 2,5 раза, хотя в свое время даже доброжелателями за рубежом был встречен как невыполнимая мечта. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Промышленные здания и сооружения
На II съезде Советов 8 ноября 1917г. был принят Декрет о земле, по которому частная собственность на землю заменялась всенародной, государственной собственностью. На месте мелких раздробленных отсталых хозяйств начали возникать первые государственные предприятия — совхозы, организовывались коммуны и производственные артели. В начале 20-х годов проводится ряд конкурсов на типовые проекты сельских клубов, зданий волостных исполнительных комитетов, библиотек, сельских жилых домов и др. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Архитектура советского села
В связи с развитием промышленного производства во вторую и третью пятилетки процесс роста городского населения продолжался в возрастающих масштабах, в результате чего все большую остроту приобретали проблемы градостроительства. Сложные взаимосвязанные вопросы размещения промышленных предприятий, энергетических узлов, связанных с ними населенных пунктов, транспортных путей, инженерного освоения обширных территорий — все это требовало развития работ по районной планировке, методика которой начала складываться в первую пятилетку. Строительство новых промышленных предприятий приводило к появлению первых градостроительных агломераций. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Советское градостроительство
Архитектура крупных общественных зданий всегда выражала большие общественные идеи и художественные идеалы общества, его господствующих классов. Идеологическая направленность и эстетические представления той или иной эпохи с наибольшей полнотой проявлялись именно в архитектуре уникальных общественных зданий. Эти здания обычно были ведущими элементами значительных архитектурных ансамблей. Проблема взаимодействия удобства, экономичности и красоты решалась нашими архитекторами в любом виде массовых зданий, но для уникальных общественных зданий было обязательным создание значимого художественного образа. Это была программная содержательная задача. Вот почему происходившее в 30-х годах изменение творческой направленности архитектуры наиболее полно можно проследить на значительных общественных зданиях и их комплексах. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Общественные здания
Решая главнейшие задачи индустриализации страны, Коммунистическая партия и Советское правительство одновременно развернули борьбу за повышение уровня материального благосостояния трудящихся. В решении этой задачи огромное значение имело строительство жилища как важнейшего материального блага, без которого немыслимо повышение производительности общественного труда — главного условия успешного строительства социализма. Во второй пятилетке по сравнению с первой объем жилищного строительства вырос в 1,5 раза. Было построено 42,2 млн. м2 общей жилой площади. Такое же количество жилья было построено за три с небольшим года третьей пятилетки, прерванной нападением фашистской Германии на Советский Союз.Советская архитектура
История советской архитектуры
Жилые здания и комплексы
Создание мощной социалистической промышленности и последовательная индустриализация сельского хозяйства были главным содержанием процесса развития народного хозяйства СССР во вторую и третью пятилетки. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Промышленные здания и сооружения
Начало 30-х годов отмечено, по сравнению с предшествовавшим периодом, более широким развитием сельской архитектурно-строительной практики. Социалистическая реконструкция сельского хозяйства в годы второй и третьей пятилеток охватила практически все основные области сельскохозяйственного производства. Массовый выпуск тракторов и других разнообразных сельскохозяйственных машин, организация на этой основе большого числа МТС изменяли структуру энергоресурсов в сельском хозяйстве, позволяя в передовых колхозах и совхозах механизировать наиболее трудоемкие производственные процессы. Принимались серьезные меры по подготовке квалифицированных кадров, способных эффективно использовать имеющуюся технику. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Архитектура советского села
С первых же дней войны архитекторы с оружием в руках боролись с врагом, активно участвовали в военном строительстве, в частности проводили большие маскировочные работы. Осуществлением маскировочных работ в столице руководили К. Алабян, Д. Чечулин, Б. Иофан, С. Чернышев и другие архитекторы. С первых же месяцев войны началась невиданная в истории величественная эпопея перемещения производительных сил — рабочих, заводов, фабрик — из областей, подвергшихся угрозе оккупации, на восток, в глубокий тыл, что потребовало мощного и срочного развертывания строительных работ в этих районах страны. Около полутора тысяч крупных промышленных предприятий, эвакуированных в первые полгода войны, уже через три-четыре месяца стали выпускать продукции больше, чем до войны. В 1941 г. были приняты постановления СНК СССР «О строительстве промышленных предприятий в условиях военного времени» и «О строительстве для эвакуированного населения». |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Послевоенный период развития страны характеризуется огромным размахом созидательных работ. Первоочередные восстановительные мероприятия в стране были закончены еще в первое послевоенное пятилетие — к 1950 г., а весь огромный объем восстановительных работ был завершен уже к 1955 г. Восстановление разрушенных войной городов — героическая страница советской архитектуры. Еще во время войны, в 1943-1944 гг. началась работа по составлению генеральных планов разрушенных городов. При Академии архитектуры СССР под руководством ведущих архитекторов (К. Алабян, В. Веснин, М. Гинзбург, Г. Гольц, Л. Руднев, В. Семенов и др.) были созданы архитектурные мастерские. С образованием Госкомитета по делам архитектуры подобные же мастерские были созданы при Комитете. К руководству этих мастерских были привлечены ведущие архитекторы В. Гельфрейх, А. Щусев и др. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Советское градостроительство
Необходимость пересмотра творческих позиций в области архитектуры массовых типов зданий культурно-бытового обслуживания в послевоенные годы стала очевидной. Причиненный войной ущерб был компенсирован в исключительно короткие сроки. Только за 1946—1950 гг. в стране было построено школ на 240 тыс. мест, детских учреждений на 101,8 тыс. мест, больниц на 63,5 тыс. коек, 34 252 клуба и десятки тысяч других общественных зданий. Но одновременно росли и потребности. Самые спорные вещи крупных мастеров вносят определенный вклад в сокровищницу нашей архитектуры и продолжают по-своему волновать. Ведущие советские архитекторы, каждый по-своему, пусть даже в пределах исторически ограниченной стилистики тех лет, вели напряженный творческий поиск….. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Общественные здания
В целях ускорения строительства во время войны были пересмотрены довоенные и введены новые, существенно упрощенные строительные нормы, предусматривающие сокращение производственных и подсобных территорий и площадей, строгую экономию дефицитных строительных материалов (цемент, металл). Инженеры и архитекторы разработали много новых, совершенно оригинальных экономичных конструктивных систем из дерева, кирпича и других местных материалов. Большой объем промышленного строительства осуществлялся в сельской местности. Велись поиски новых конструктивных решений: универсальные сборные железобетонные конструкции в виде треугольных ферм на Украине; шлакобетон в строительстве Каширского, Звенигородского и Истринского районов Московской области. В рассматриваемый период продолжалось возведение Волжско-Камского, Днепровского, Севано-Разданского каскадов, а также каскадов на Куре, Риони, Немане. Было начато сооружение первых ГЭС на Ангаре, Иртыше, Вахше. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Промышленные здания и сооружения
Великая Отечественная война с фашистской Германией принесла огромный ущерб сельскому хозяйству нашей страны. Было разрушено и сожжено более 70 тыс. сел и деревень, разорено 98 тыс. колхозов, 1876 совхозов, тысячи машинно-тракторных станций. В августе 1943 г. было принято Постановление правительства «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». Уже к началу 1944 г. на территориях, освобожденных от врага, была полностью восстановлена сеть МТС. |
Советская архитектура
История советской архитектуры
Архитектура советского села
Особое место в архитектуре второй и третьей пятилеток занимает Московский метрополитен, первая очередь которого вошла в строй в 1935 г. Это событие воспринимали тогда как всенародное торжество. Сооружение метрополитена воочию свидетельствовало о достижениях науки и техники на путях индустриализации страны. Перед архитекторами была поставлена задача — решить подземные станции так, чтобы у человека не было ощущения подавленности. Они были решены в виде своеобразных общественных помещений, архитектурная среда которых создавала ощущение свободы и оптимизма. Первая очередь соединяла центр города с Сокольниками и Парком культуры и отдыха и имела ответвление у библиотеки Ленина на Смоленскую площадь. |
Советская архитектура
Общественные здания
Проектирование и строительство в Москве Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, которая открылась в 1939 г. Вначале предполагалось, что выставка будет носить временный характер (подобно ее предшественнице 1923 г.), но потом было признано целесообразным превратить ее в постоянно действующую школу обмена научным и практическим опытом в области сельского хозяйства. Общая территория первой очереди выставки составляла 136 га и была расположена между Останкинским парком и Ярославским шоссе (ныне проспект Мира). |
Советская архитектура
Общественные здания
Осуществление огромной программы строительства в восстанавливаемых, реконструируемых и вновь возводимых городах настоятельно требовало внедрения заводских методов производства строительных элементов, а для этого — типизации проектов жилых и культурно-бытовых зданий по всей стране. В предвоенные годы уже довольно широко применялись типовые секции квартир, из которых компоновались дома различной объемно-пространственной структуры. В рассматриваемый период главным объектом типизации становится здание в целом. В целях ускорения строительства большого количества жилья в первые послевоенные годы было налажено заводское производство деревянных жилых домов. На основе выработанного экономичного, конструктивно рационального и удобного плана путем специальных конкурсов велась разработка разнообразных приемов архитектурно-художественного оформления.
Советская архитектура
История советской архитектуры
Жилые здания и комплексы
Ярким примером революционной романтики в области архитектуры может служить проект памятника III Интернационалу, созданный художником Владимиром Татлиным. В 1919–1920 он создал главное свое произведение, модель грандиозного здания-памятника Октябрьской революции или «башни III Интернационала» (металл, стекло, дерево; модель не сохранилась, известна по фото и нескольким реконструкциям) — её прозвали «Башней Татлина». По идее автора, 400-метровая металлическая стержневая наклонная башня, спирально суживающаяся кверху, заключала во внутреннем пространстве, за сквозной решеткой «тела» основного объема четыре расположенных друг над другом объема, вращающихся с различной скоростью |
Советская архитектура
Общественные здания
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка в Москве (1923 г. ) была призвана, с одной стороны, отразить первые успехи возрождения и развития сельского хозяйства, а с другой — служить целям пропаганды передового опыта союзных республик и сельскохозяйственной кооперации. Для ВСХВ была отведена территория пустыря, находившегося на месте нынешнего Парка культуры и отдыха им. Горького. Строительство выставки началось осенью 1922 г. по генеральному плану, разработанному И. Жолтовским. Он соединил преимущества регулярной организации территории, позволяющие принять большие массы посетителей, с принципами свободной (английского типа) планировки в зоне отдыха. Главным архитектором выставки был А. Щусев. В основном все павильоны выставки были построены из дерева, кроме павильона «Машиностроение», сооруженного из железобетона. |
Советская архитектура
Общественные здания
И. Фомин в своих творческих исканиях шел по пути современной интерпретации классической ордерной системы. При этом большое значение в своих экспериментах мастер уделял проблеме стандарта. По его мнению, советская архитектура должна была использовать композиционные закономерности классики, но придавать ее пластическим формам более современное и строгое воплощение, выражающее, как он полагал, более правдиво содержание пролетарской идеологии. Новые формы, возникающие на этом пути, мастер называл «пролетарской классикой». В этот период он сооружает в Москве здание «Динамо» (1928-1929 гг.), расположенное на углу улицы Дзержинского и Фуркасовского переулка. |
Советская архитектура
Общественные здания
В 1928 г. проводятся открытый и закрытый конкурсы на здание библиотеки имени В. И. Ленина. В итоге конкурсов лучшим был признан проект В. Щуко. Совместно с В. Гельфрейхом была проведена многостадийная доработка проекта и осуществлено строительство комплекса, которое растянулось вплоть до 1941 г. (а интерьеры завершались уже в послевоенный период). Проект В. Щуко и В. Гельфрейха был подвергнут подобно проекту Госбанка И. Жолтовского резкой критике со стороны приверженцев «новой» архитектуры. Авторов упрекали в эклектизме. Тем не менее жюри выделило именно этот проект, и это ясно свидетельствовало, что в оценке архитектурных явлений наметились существенные изменения. |
Советская архитектура
Общественные здания
К числу наиболее своеобразных решений относится клуб им. Зуева (Илья Голосов), построенный в 1927—1929 гг. на Лесной улице в Москве. Участок строительства в известной мере повлиял на композиционное построение клуба. План здания прямоугольного очертания, вход расположен с короткой стороны. Зрительный зал находится на втором этаже, куда ведут две лестницы, одна из которых развернута по спирали, другая — двухмаршевая. Одну из них (спиральную, заключенную в стеклянный цилиндр) И. Голосов делает главной темой композиции и контрастно противопоставляет этот цилиндр массиву стены. |
Советская архитектура
Общественные здания
Комбинат газеты «Правда» в Москве (Пантелеймон Голосов, 1930-1935 гг.). Комплекс состоит из административного семиэтажного корпуса редакции, выходящего на линию улицы, трех девятиэтажных корпусов, подходящих к нему перпендикулярно, и низкого производственного здания. Функции объекта весьма четко выявлены как в композиции, так и в трактовке фасадов, которые решены лаконично и в то же время выразительно. |
Советская архитектура
Общественные здания
Огромное значение в архитектурной жизни СССР имело проектирование Дворца Советов СССР, начатое в 1931 г. Было проведено четыре этапа конкурса. Первый этап (февраль 1931 г.) носил предварительный характер, и его целью было уточнение конкурсной программы. Заказ на составление проектов получили ведущие архитекторы и бригады, представляющие различные архитектурные группы и течения. Всесоюзный открытый конкурс на проект Дворца Советов проходил в том же 1931 г. Программа требовала соответствия здания его социальному назначению, характеру эпохи и статусу художественно-архитектурного памятника столицы СССР. Предусматривалось создание большого зала на 15 тыс. чел. для проведения съездов, малого на 6 тыс. чел. для конференций, митингов, театральных представлений и т. п. Кроме того, два зала по 500 чел., два зала по 200 чел. и большое число различных служебных и обслуживающих помещений. |
Советская архитектура
Общественные здания
В 1922 г. была построена радиомачта из стальных элементов — башня инженера В. Шухова, которая является произведением инженерного искусства, предварившим применение в строительстве гиперболоидов — конструкций двоякой кривизны, образованных движением прямого стержня по гиперболе. В. Г. Шухов — гениальный русский конструктор, работы которого еще до революции предвосхитили многие инженерные решения, в том числе сетчатые конструкции, вошедшие в практику только в первой четверти XX в. Легкая, ажурная радиомачта на Шаболовке высотой 148 м создала вертикальный акцент в застройке большого района Москвы. |
Советская архитектура
Общественные здания
В 1931-1933 гг. в системе Московского Совета для разработки Генерального плана Москвы и регулирования текущей застройки, были созданы проектно-планировочные мастерские. Работа по генплану проходила под общим руководством архитекторов В. Семенова, С. Чернышева и инженера А. Страментова. Проектирование генплана велось комплексно, различные варианты планировочной структуры города подвергались архитектурному, инженерному и экономическому анализу. Одновременно с этим производились подробные разработки крупных инженерно-технических проектов, таких как метрополитен, обводнение города, реконструкция наземного транспорта, строительство мостов и т.д. |
Советская архитектура
Советское градостроительство
Идея сохранения сложившейся градостроительной структуры оказалась для Ленинграда особо плодотворной, поскольку с самого начала исключила возможность появления каких-либо крайних предложений. Продолжение и развитие лучевой планировочной системы центрального района делало вполне логичным веерное размещение новых территорий города на юг, юго-запад и юго-восток. Эти территории по отношению к приморской части были расположены на более высоких отметках, что защищало их от наводнений. Основной композиционной осью южного, наиболее интенсивно застраиваемого направления становился Московский проспект — продолжение Международного проспекта, идущего от Сенной площади. |
Советская архитектура
Советское градостроительство
Страницы
- 1
- 2
- 3
- 4
- следующая ›
- последняя »
Советская «космическая» архитектура и политика за ее бетонными стенами
Дом Советов в Калининграде — один из героев книги Фредерика Шобена «CCCP. Cosmic Communist Constructions Photographed». Арх. ЦНИИЭП зрелищных и спортивных зданий и сооружений им. Б. С. Мезенцева, мастерская № 2 (Ю. Л. Шварцбрейм (нем.), Ю. Моторин, Л. В. Мисожников, Г. А. Кучер)
В интервью Еве Саргсян, которая уже не первый год изучает феномен советского модернизма, а также составляет «Таксономическую систему современной архитектуры», известный архитектурный исследователь Анна Броновицкая рассказала о разнице между экспрессионистской и космической архитектурой, оценила степень влияния на нее политической идеологии и развенчала миф о тотальной несвободе творчества после отмены «излишеств».
Определение термина и колониальный взгляд
Ева Саргсян: Можно ли считать Фредерика Шобена первым, кто охарактеризовал эту тенденцию в советской архитектуре как космическую? Как вы сами называете ее? Я, например, когда речь идет сугубо о структуре, употребляю определение «экспрессионистский».
Анна Броновицкая: Не знаю, первый ли Шобен, но это удачный нейминг и обыгрывание названия страны (в заглавии книги, Е.Э.). Я, находясь, внутри, рассматриваю такое название как экзотизацию.
Е.С.: Интересно… Но ведь экзотизация более присуща внешнему взгляду, экзотичный — это своего рода колониальный взгляд, как думаете?
А.Б.: Я и вижу у Шобена колониальный взгляд.
Е.С.: Но ведь он восхищался этой архитектурой, был удивлен, наткнувшись на нее, и хотел понять ее корни. Его взгляд отличается от колониального — высокомерного — взгляда запада тем, что он именно восхищался и был рад понять, что знание запада о советском человеке, советском мире не соответствует реальности. ..
А.Б.: Я понимаю, что он восхищался. И очень ему благодарна, что он привлек к ней такое внимание. Кубисты тоже восхищались африканской скульптурой и сделали ее популярной в западном мире, но не особенно интересовались культурой, которая за этой экзотической эстетикой стоит.
Е.С.: Насколько вообще эта космическая или экспрессионистская советская архитектура вторична по отношению к западной (капиталистической) архитектуре, которая была популярна среди советских архитекторов благодаря немногим архитектурным изданиям и выездам?
А.Б.: Архитектурно-строительная реформа, начавшаяся с постановлений о борьбе с излишествами в архитектуре и о переходе к индустриальным методам строительства, подразумевала использование опыта передовых капиталистических стран. Но архитекторы искали пути к новому — и в российском опыте 1920-х годов, и в искусстве супрематизма. Например, советский тип кинотеатра с большим консольным выносом, вмещающим задние ряды зала, отталкивается от композиции клуба имени Русакова (Константин Мельников, 1927), а такие произведения Леонида Павлова, как Главный вычислительный центр Госплана (1966–1974) и Станция технического обслуживания автомобилей «Жигули» (1967–1977) развивает идеи Малевича и Татлина. Так что архитектура советского модернизма отчасти вторична, а отчасти оригинальна.
Были и особенности, определенные идеологией. Самая важная — принципиальное предпочтение сборного железобетона, который мог быть экономически эффективным только в плановой экономике. Специфичным оставалось и градостроительство. В частности, очень высокие здания строились там, где вертикальная доминанта требовалась по градостроительным соображениям. Например, здание Гидропроекта в Москве — типичная офисная башня интернационального стиля, внешне очень похожая на Ливер-Хаус в Нью-Йорке. Но, во-первых, она совершенно иная конструктивно, у нее каркас из сборного железобетона. А во-вторых, она стоит не среди других небоскребов, а в одиночестве, отмечая развилку двух шоссе. Соответственно, подиум служит не для создания общественного пространства в плотно застроенной среде, а для размещения инфраструктуры отдыха сотрудников.
Клуб им. Русакова в Москве. Арх. К. Мельников (1927) Кинотеатр «Киргизия в Москве» (1971) Станция технического обслуживания автомобилей «Жигули». Арх. Леонид Павлов (1967–1977)Е.С.: Как сами советские архитекторы определяли, характеризовали, объясняли и просто воспринимали этот экспрессионистский, космический стиль?
А.Б.: Я бы разделила эти два понятия. Космосом была вдохновлена архитектура 1960-х, когда космические достижения были важной частью идентичности Советского Союза. Эта тема ушла после высадки американских астронавтов на Луну в 1969 году. Останкинская телебашня не зря похожа на ракету. В архитектуре 1960-х звучит тема преодоления силы тяготения — иногда в очень скромных формах, например, сильно вынесенных и выгнутых наверх козырьках. Победа над законами физики была главной темой советского павильона на Всемирной выставке в Монреале 1967 года: «летящая» крыша держится всего на двух вилкообразных опорах. Архитектура этого павильона связана с главным экспонатом — сверхзвуковым самолетом ТУ-144, силуэт которого был нанесен на крышу и козырек снизу.
Что касается экспрессионистской архитектуры, она создавалась уже в 1970-1980-х годах и была реакцией на скромность и функционализм архитектуры 1960-х. С началом 1970-х архитектуру вновь начинают понимать как искусство и ищут новых средств выразительности. Появляется установка на строительство крупных общественных зданий по индивидуальным проектам. Выделяются более крупные бюджеты, снимаются ограничения на конструктивные решения — например, для отдельных важных зданий допускается использование монолитных железобетонных конструкций.
Е.С.: Может, самое полное и нейтральное определение архитектурной тенденции, которую я имею ввиду, — это ссылка на политическую эпоху, которая ее и породила? «Архитектура оттепели»?
А.Б.: Я предпочитаю более нюансированный подход. Мы приняли зонтичный термин «советский модернизм» для обозначения архитектуры 1955–1991 годов, но внутри есть свои стадии. Первые несколько лет после реформы идут поиски нового стиля и освоение новых технологий строительства. В начале 1960-х появляются первые яркие сооружения (Дворец пионеров, кинотеатр «Россия») и создаются проекты, окрашенные ярким оптимизмом, верой в технический прогресс и надеждой на скорое наступление прекрасного будущего. Очень экономичное типовое строительство дополняется созданием знаковых сооружений, выразительность которых основана на смелых конструктивных решениях, ясной геометрии формы, использовании новых материалов, включая навесные фасады из стекла и алюминия. В 1970-х этот язык начинает казаться излишне лаконичным, даже бедным, а обильное остекление признано нефункциональным. Архитекторы начинают интересоваться тактильностью, фактурностью, вместо легкости они теперь подчеркивают тяжесть — словом, создают свою версию брутализма. С другой стороны, с конца 1960-х увлечение интернациональностью дополняется интересом к региональным особенностям. Самая же сложная, скульптурная архитектура появляется уже в 1980-х, в поисках выхода из кризиса модернизма и советского проекта в целом.
Е.С.: Как можно вообще классифицировать советскую архитектуру пост-60-х?
А.Б.: Классификация того времени вполне четкая: типовое и экспериментальное проектирование, а также индивидуальные проекты. Экспериментальные проекты, намечающие пути дальнейшего развития архитектуры, должны были впоследствии перерабатываться в типовые, но на практике это редко происходило. Таков, например, Дом нового быта в Москве (Н. Остерман, А. Петрушкова и др., 1965–1971), дом «Жемчуг» в Ташкенте (О. Айдинова, 1976–1985). По индивидуальным проектам могли строиться и жилые здания (например, так называемые цековские дома в Москве), но чаще — общественные, которые должны были становиться фокусом градостроительных композиций. Театры, например, принципиально строились по индивидуальным проектам (1).
А вот авторство применительно к советской архитектуре 1960-х–1980-х — вопрос сложный. Безусловно, были яркие архитекторы, чей почерк мы можем проследить, но все проекты разрабатывались авторскими коллективами, и в списке авторов первым указывается руководитель мастерской, который совершенно необязательно являлся реальным автором.
Примечание:
(1) См. ЦК КПСС, Совет министров СССР. Постановление от 28 мая 1969 года N 392 «О мерах по улучшению качества жилищно-гражданского строительства»: «Обеспечить разработку и применение при застройке городов и других населенных пунктов типовых проектов домов, различных по архитектуре, этажности и протяженности, отделку фасадов зданий долговечными и красивыми материалами (лицевым кирпичом, декоративными бетонами, стеклянными и керамическими плитками, алюминием, цветным стеклом, естественным камнем, цветными цементами, стойкими красителями). При строительстве и реконструкции городов обеспечить создание архитектурных ансамблей общегородских центров с застройкой их комплексами общественных, административных, культурно-бытовых и торговых зданий как по типовым проектам, так и по экономичным индивидуальным проектам (с применением типовых унифицированных конструкций) для придания городам надлежащего облика и колорита в соответствии с современными градостроительными требованиями».
Павильон СССР в Монреале, арх. М.В. Посохин (1970) Дом нового быта в Москве (Дом Аспиранта и Студента МГУ), арх. Н. Остерман, А. Петрушкова и др. (1965–1971) Дом «Жемчуг» в Ташкенте (О. Айдинова, 1976–1985)Архитектура и политическая идеология
Е.С.: Согласны ли вы с тем, что эти экспрессивные формы были «отдушиной» для советских архитекторов в глобальной авторитарной советской стране?
А.Б.: Стараюсь рассматривать дифференцировано. Если отдушина, то скорее от типового проектирования. Самовыражение не столько архитекторов, сколько заказчиков. Постсталинский СССР не был по-настоящему тоталитарной системой. Можно сравнить с ситуацией в кино: какие-то фильмы ложились на полку, но яркие, художественно и идеологически неоднозначные фильмы все-таки выходили и на экраны.
Е.С.: А зачем заказчикам (политбюро и другим инстанциям) было нужно самовыражение? Это же чиновники, бюрократы, у которых были четкие политические повестки, сугубо функциональные идеологии…
А.Б.: Заказчиком очень редко выступало политбюро. Это даже не главная регулирующая инстанция — эта функция отводилась Госстрою. Заказчики в данном случае — министерства, ведомства, даже заводы и колхозы. Театры часто проектировались архитекторами совместно с главным режиссером и художественным руководителем театра. В целом в разных проектных институтах была допустима разная степень свободы, это тоже нужно иметь в виду.
Е.С.: Но ведь в итоге в политбюро были в курсе, что такие проекты реализуются. Как они реагировали? Чем была обусловлена их реакция?
А.Б.: У политбюро хватало других забот. Если Сталин лично следил за происходящим в архитектуре, то Хрущев, задав направление архитектурно-строительной реформы и одобрив первые результаты, вмешивался только эпизодически: в частности, до 1962 года не разрешал строить дома выше пяти этажей (в Москве и Ленинграде — выше девяти). Брежнев же архитектурой вообще не интересовался. Архитектурную политику формулировал Госстрой в соответствии с очень общими задачами правительственных постановлений, где говорилось, что сейчас нужно построить столько-то театров и стадионов, или комбинатов бытового обслуживания, или улучшить качество жилья. Самый высокий уровень партийных бюрократов, которые могли следить за реальным строительством, — это председатели городских Исполнительных комитетов.
Е.С.: А чем была обусловлена разная степень свободы в разных проектных институтах?
А.Б.: Тем, что они проектировали. ГИПРОНИИ Академии наук проектировали НИИ и целые научные городки, где создавались условия для научного творчества, с пониманием, что однообразная типовая среда не способствует совершению открытий. Санатории и курортные гостиницы тоже должны были отличаться от рядового строительства, как и зрелищные сооружения.
Е.С.: Можно ли утверждать, что само стремление к космосу, эстетика космоса тоже является неким эскапизмом советского человека? Например по сравнению с западной идеологией, где космос — это скорее выражение мощи человека («зажравшегося капиталиста»)?
А. Б.: В 1960-е годы космические полеты давали веру в возможность чуда, в том числе и самого коммунизма. Для государства космос стал отличным идеологическим инструментом и одной из основ идентичности постсталинского СССР. Когда американцы высадились на Луну, эта тема поблекла. Для отдельных людей мечты о космосе, конечно, могли быть формой эскапизма.
Вид на Новокировский проспект (неформальное название проспекта Сахарова до 1990 года) Драматический театр в Великом Новгороде (В. Сомов, 1971–1987) Гостиница «Ленинград» («Санкт-Петербург») на открытке 1979 годаАрхитектура и свобода
Е.С.: Как в стране, где творчество подвергалось цензуре, вдруг стала возможна такая творческая свобода? Почему вообще эта тенденция экспрессионистской архитектуры появилась?
А. Б.: На фоне типового строительства должны были появляться яркие знаковые объекты. Тоталитарность не стоит переоценивать: внутри советской системы существовало некоторое разнообразие. Республики соревновались между собой и пытались хоть в чем-то проявить независимость от центра. Ведомства (например, Академия наук, профсоюзы, строившие санатории, ЦК Комсомола) имели свои амбиции и реализовывали их в архитектурной форме. Находили подходящих архитекторов.
Е.С.: Часто архитекторы того периода говорили мне в интервью, что им стоило огромных усилий утвердить хоть какое-то новаторство в образе и структуре проекта. Чем это обусловлено? Просто бюрократической жесткостью? Экономическими, технологическими возможностями?…
А.Б.: В первую очередь — экономическими соображениями, а также тем, что структура массового индустриального строительства была очень негибкой. Всегда были в дефиците нестандартные материалы, не было квалифицированных рабочих, строительные организации отказывались браться за сложные задачи. Помимо этого, каждый проект должен был пройти через многоступенчатую систему согласования. На обсуждениях в градостроительном совете сталкивались мнения разных профессионалов, которые могли не согласиться с предложениями авторов. А иногда мнение архитектурного сообщества оказывалось менее значимым, чем общественное. Так произошло, например, при проектировании гостиницы «Ленинград» (С. Сперанский, Н. Каменский, В. Струзман, 1961–1971). Градостроительный совет утвердил проект 25-этажного здания, но началась (в советское время!) общественная кампания против строительства такого высокого сооружения в центре Ленинграда, академик Дмитрий Лихачев тогда сформулировал концепцию эстетической ценности «небесной линии» Санкт-Петербурга, и здание было укорочено до девяти этажей.
Е.С.: Как вообще творческая свобода в архитектуре существовала и реализовывалась при антиавангардной политике Хрущева и еще больше при «застое» Брежнева?
А.Б.: Антиавангардная политика Хрущева на архитектуру отнюдь не распространялась. Она вписывалась в парадигму «Догоним и перегоним Америку». Просто первоочередной задачей было строительство массового жилья, и к тому же потребовалось несколько лет, прежде чем советская архитектура смогла переключиться на язык модернизма после двух десятилетий историзирующих практик. «Застой» выразился в частичном возвращении к консервативной эстетике в знаковых ансамблях — таких, как Новокировский проспект в Москве (Д. Бурдин и др., 1967–1988), административных зданиях в районе Смольного монастыря в Ленинграде (1976–1981, Д. Гольдгор и др.). В то же время в годы «застоя» появилось такое фантастическое сооружение, как Драматический театр в Новгороде (В. Сомов, 1971–1987). И то, и другое было симптомом отхода от модернизма, параллельного наступлению постмодернизма в Западной Европе и США.
29.06.2021
формообразование, совмод, модернизм
9 Исторические постройки, отражающие архитектурные традиции советской эпохи
В Советском Союзе все было огромно: земля, исторические подвиги, амбиции и ошибки. СССР пал, но то безвестное творчество, которое развивалось в то время в коммунистической Европе (даже за пределами СССР), все еще стоит в форме массивных бетонных зданий. Вот девять примеров больших, суровых, экстравагантных построек советской эпохи, которые выглядят как произведения научной фантастики.
1. Памятник российско-грузинской дружбе — Грузия
Фото: Michal Piec/Shutterstock
Создан в 1983 году в ознаменование 200-летия Георгиевского мирного договора, по которому Восточная Грузия стала протекторатом Российской империи, Памятник дружбы Грузии (также называемый Памятником мира) расположен прямо на единственной дороге из России в Тбилиси. Арка стоит на смотровой площадке с видом на глубокие ущелья и огромные горы Кавказского хребта. Внутри облицованного камнем полукруга, спроектированного архитектором Георгием Чахавой (также создателем культового здания «Министерства автомобильных дорог» советских времен в Тбилиси), находится огромная красочная мозаика в советском стиле, изображающая сцены из грузинской и российской истории.
2. Национальная библиотека — Минск, Беларусь
Фото: БАГДАНОВИЧ АЛЕНА/Shutterstock
Советские архитекторы Виктор Крамаренко и Михаил Виноградов спроектировали смелую новую Минскую библиотеку в 1989 году, но на постройку гигантского многогранника ушло 13 лет. Столица Беларуси сегодня. Необычная геометрия здания призвана символизировать необъятность мира и первостепенное значение знаний для тех, кто в нем живет. Его поверхность состоит из 18 квадратов и восьми треугольников, покрытых теплоотражающим зеркальным стеклом, которое красочно светится ночью.
3. Мемориальный дом Болгарской коммунистической партии — Болгария
Фото: Марианна Яновска/Shutterstock
В горах центральной Болгарии, на пике Бузлуджа, стоит заброшенный памятник, построенный в 1981 г. Социалистическая партия. Памятник Бузлудже представляет собой блюдцеобразное здание с башней со звездой. Внутри тарелки три огромных мозаичных панно площадью 510 квадратных метров изображают аллегорическую историю Болгарской коммунистической партии.
После распада Советского Союза и смены режима в Болгарии мемориал был заброшен и стал уязвимым для мародеров и вандалов. Ныне он лежит в руинах, но до сих пор люди приезжают издалека, чтобы посетить этот пережиток прошлого СССР.
4. Крушево Македоний — Крушево, Македония
Фото: roibu/Shutterstock
Македоний, также известный как Мемориал Илинден, представляет собой комплекс из нескольких скульптурных и мемориальных элементов, посвященных борцам и революционерам Илинденского восстания в 1903, а также солдаты ВОВ, сражавшиеся за освобождение страны. Комплекс расположен в Крушево и был построен в 1974 году. Наиболее значимым элементом является купол, внешне напоминающий морскую мину. Белый бетонный памятник высотой 25 метров имеет круглую форму с множеством выступающих окон, четыре из которых покрыты красивыми витражами. Если вы доберетесь до Крушево Македония, зайдите внутрь купола. Это самая красивая часть всего комплекса.
5. Девятый форт — Каунас, Литва
Фото: MoLarjung/Shutterstock
Девятый форт был местом заключения и убийства 50 000 человек, большинство из которых были евреями, во время немецкой оккупации Литвы между 1941 и 1944 годами. После окончания Второй мировой войны в 1958 году крепость была преобразована в музей и мемориал. В 1984 году в честь жертв фашизма была установлена 32-метровая скульптура работы А. Амбразиунаса, символизирующая «боль, скорбь, мучения и вечную память».
6. Пирамида Тираны — Тирана, Албания
Фото: saiko3p/Shutterstock
Пирамида в Тиране, посвященная бывшему албанскому и коммунистическому диктатору Энверу Ходже, была построена в 1988 году дочерью и зятем Ходжи. В 1991 году, после краха коммунизма, здание использовалось как центр конференций и ярмарок, прежде чем пришло в упадок. В настоящее время это место заброшено и покрыто граффити, но голландская архитектурная фирма планирует реанимировать заброшенное коммунистическое здание и превратить его в центр технологий и культуры.
7. Институт робототехники и технической кибернетики — Санкт-Петербург, Россия
Фото: Mihashi/Shutterstock
Футуристический дизайн Института робототехники и технической кибернетики, одного из крупнейших научных центров России, соответствует своему назначению. РТК участвовал в разработке космических кораблей «Союз», роботизированной станции «Луна-16», роботов для разведки и ликвидации радиоактивного загрязнения на месте Чернобыльской катастрофы. 77-метровая башня имеет остроугольный фасад и выглядит как готовящаяся к взлету ракета, но местные жители прозвали ее «Белым тюльпаном».
8. Санаторий «Дружба» — Ялта, Украина
Фото: Peter Gudella/Shutterstock
Санаторий «Дружба» стоит на холме над берегом Черного моря в Крыму. Эта икона архитектуры советской эпохи была спроектирована архитектором Игорем Василевским и построена в 1986 году. Согласно Los Angeles Times , странно выглядящее здание было принято Пентагоном за стартовую площадку. Круглое здание с пилообразным фасадом «поднято над землей» тремя колоннами, позволяя природе расти под ним и вокруг него. Дизайн также обеспечивает каждую комнату солнечным светом и видом на море. Согласно The New York Times , «Чтобы войти, посетители пересекают мост, заключенный в стеклянную трубу, а затем спускаются в комплекс, который поддерживается массивными опорами, в которых находятся лифты и лестницы». Если вы хотите посмотреть на это необычное здание, вы можете забронировать номер в нем здесь; внутренний дизайн и виды якобы такие же крутые, как и снаружи.
9. Памятник горнякам — Митровица, Косово
Фото: knovakov/Shutterstock
В городе Митровица, на Шахтерской горке, стоит огромная бетонная статуя шахтерской тележки в честь Отряда шахтеров, группы сербов и Албанцы, объединившиеся для сопротивления нацистской оккупации во время Второй мировой войны. Памятник должен был символизировать дружбу между сербским и албанским народами и до сих пор считается самым значительным памятником в городе.
Югославские памятники, такие как Крушево Македониум и Памятник горнякам, часто называют спомениками , или «мемориальными сооружениями, построенными в 1950–1990-х годах во времена Титовской Социалистической Федеративной Республики Югославии, главной целью которых было почтить память народа, боровшегося с сопротивлением во время Национально-освободительная война (1941-1945)», согласно базе данных Spomenik.
Еще похоже на это
Советская архитектура — проектирование и сохранение архитектуры
Введение
Термин Советская архитектура относится к архитектурному производству на территории бывшей Российской империи под контролем Советской власти после революции 1917 г., а также в СССР в период между ее созданием в 1922 г. и ее падением в 1991 году. Помимо русской архитектуры, он включает в себя множество других архитектурных традиций национальных республик и автономных округов. Несколько упрощенно историю советской архитектуры традиционно делят на три периода: «авангардный» (1917–1932), «соцреализм» или «сталинизм» (1932–1955) и поздний модернизм (1955–1991). Четкие границы между этими периодами обеспечиваются двумя политическими вмешательствами в архитектуру. Во-первых, объявление результатов второго тура конкурса Дворца Советов (28 февраля 1932 г.), за которым последовало постановление Коммунистической партии «О реконструкции литературно-художественных организаций» (23 апреля 1932 г. ), упразднившее самостоятельную художественную группы и заменили их контролируемым государством Союзом советских архитекторов. Второй – декрет КПРФ «Об устранении перегибов в проектировании и строительстве» (4 ноября 1919 г.).55), провозгласивший поворот к послевоенному модернизму и стандартизации. Эта стилистически и политически мотивированная периодизация отражала отсутствие обмена между советскими и западными архитекторами и учеными во время холодной войны. Действительно, если в 1920-е и начале 1930-х годов советские архитекторы продолжали вести диалог со своими зарубежными коллегами, то в конце 1930-х связи были прерваны, а историцистский поворот внутри Советского Союза привел к дискредитации архитектуры раннего модернизма. Это было только в 1960-е годы, когда «оттепель» в Советском Союзе и активизация левой политики в Европе (прежде всего в Италии и Франции, восстановивших культурные и социальные связи с Советским Союзом) привели к «переоткрытию» советской постреволюционной архитектуры , который прогрессивные европейские архитекторы видели в качестве действующей модели для своих собственных программ. В 1970-х формальные аспекты авангардной советской архитектуры вышли на передний план в Великобритании, где они вдохновили архитекторов-визионеров, позже прославившихся как «деконструктивисты», и в то же время были очищены от их политической и социальной программы. Дестабилизация Советского Союза в течение следующего десятилетия и его окончательный распад привели к возникновению политической истории советской архитектуры. Все эти историографические традиции значительно благоприятствовали авангарду в последующий период, когда, как считалось, архитектура утратила свою автономию и, следовательно, прекратила свое существование. Более поздние исследования ставят под сомнение эти предположения, поскольку появляется все больше и больше проектов и дискуссий периода холодной войны, освещающих такие темы, как прогрессивная позиция советских архитекторов в отношении экологии и общительности городов, использование ими кибернетических методов в городском планировании и их структурные и формальные инновации, что ставит их на один уровень с их западными коллегами.
Общие сведения
Первые сведения о советской межвоенной модернистской архитектуре появились еще в 1960-х годах. Незаслуженно забытые сегодня, эти иллюстрированные обзоры советской архитектуры были написаны советскими учеными и изданы в Москве как на русском языке, такими как Былинкин и др. 1962 г., а также на английском языке, включая Иконникова 1988 г. и Рябушина и Смолиной 1992 г. Они содержат обширный описательный, иллюстративный и исторический материал, который используется в работах последующих ученых и полезен и сегодня. Более поздние публикации западных, в частности американских, авторов пытались дать критический анализ русской и советской архитектуры. В то время как Cracraft and Rowland 2003 представляет собой сборник узконаправленных статей, Anderson 2015 представляет собой первый всесторонний анализ советской архитектуры в формате специального учебника. Кроме того, Коэн 2016, хотя и затрагивает гораздо более широкую тему современной архитектуры в глобальном масштабе, убедительно представляет советскую архитектуру как неотъемлемую часть истории архитектуры ХХ века, указывая на диалоги между советскими и другими национальными традициями.
Андерсон, Ричард. Россия . Лондон: Реакция, 2015.
Книга входит в серию учебников «Современная архитектура в истории» и предлагает обзор русской и советской архитектуры после 1861 года. Русский, о советской и российской архитектуре после Второй мировой войны. Книга дополнена библиографией.
Былинкин Н.П., Калмыкова В.Н., Рябушин А.В., Сергеева Г.В. История советской архитектуры, 1917–1954 . М.: Стройиздат, 1962.
На русском языке. 2 изд. 1985. Забытый, но ценный иллюстрированный учебник, в котором, помимо известных образцов модернистской архитектуры, рассматриваются малоизвестные проекты из разных уголков Советского Союза. Особенно полезен в качестве справочного материала по архитектуре после 1932 года.
Коэн, Жан-Луи. Будущее архитектуры с 1889 года: всемирная история . Лондон: Файдон, 2016. 9.0003
Учебник ведущего международного специалиста по советской и мировой модернистской архитектуре представляет глобальную историю архитектуры в «долгом» 20 веке. Глава 13 («Архитектура и революция в России») полностью посвящена советской архитектуре 1917–1932 годов, в то время как в других главах также рассматриваются некоторые аспекты советской архитектуры, такие как образование во ВХУТЕМАСе (глава 12), классицизм (глава 17) и социалистическая архитектура. реализм и его критика Хрущевым (глава 27).
Кракрафт, Джеймс и Дэниел Роуленд, ред. Архитектуры русской идентичности с 1500 г. по настоящее время . Итака, Нью-Йорк: Издательство Корнеллского университета, 2003.
Сборник статей (три из которых посвящены советскому периоду), подготовленных после конференции по советской истории. Особенно полезна статья Лорен М. О’Коннелл, в которой рассматривается построение ориенталистской концепции русской архитектуры в Европе конца XIX века.
Гнедовский Юрий П., изд. Мировая архитектура, 1900–2000 годы: критическая мозаика . Том. 7, Россия, СССР, СНГ . Вена: Springer, 1999.
Книга принадлежит к серии каталогов зданий, представляющих архитектуру 20-го века, под редакцией Кеннета Фрэмптона. Каждый том содержит описания ста зданий. Сборник по бывшему Советскому Союзу полезен тем, что в нем не делается акцент на Москве, а вместо этого оценивается архитектура Ташкента, Душанбе, Еревана, Тбилиси, Минска и Киева, а также других городов бывшего Советского Союза.
Иконников Андрей. Русская архитектура советского периода . М.: Радуга, 1988.
Малоизвестный обзор, написанный советским историком архитектуры, который прослеживает историю советской архитектуры от ее корней в XIX веке до 1980-х годов. Последняя треть книги, посвященная архитектуре 1940–1980-х годов, особенно полезна как хорошо информированное (даже если в значительной степени некритическое) изложение основных проблем и подходов. Перевод Архитектура Советской России (1988).
Рябушин, Александр и Надя Смолиные, Достопримечательности советской архитектуры, 1917–1991 . Представлено и отредактировано Вьери Килличи. Нью-Йорк: Риццоли, 1992.
Книга организована как исторический путеводитель по ряду представительных зданий (большинство из них в Москве) из разных периодов советской истории.