Сравните романский и готический архитектурные стили: СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КРЕПОСТЕЙ РОМАНСКОГО И ГОТИЧЕСКОГО СТИЛЕЙ
Средневековье: Романика и Готика. История искусств #7 | by Dana Markova | Dana Markova
История искусств #7
Лимбургский собор в ГерманииРоманское искусство, романский стиль или романика- это первый из крупных исторических стилей появившийся после падения Римской империи и завершения великого переселения народов.
Он обозначал основные этапы развития художественной культуры Европы, господствовавший на обширной территории Западной Европы и части Восточной Европы от Англии и Испании до Венгрии и Польши с X по XII — XIII века, и вплоть до возникновения готического стиля в XIII веке или позже, в зависимости от региона.
Так, на северо-востоке Франции последняя треть 12 в. уже относится к готическому периоду, в то время как в Германии и Италии характерные признаки романского искусства продолжают господствовать на протяжении значительной части 13 в.
Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге.
Это был стиль средневекового искусства, созданного новой феодальной цивилизацией, искусства, которое было и продолжением, и антитезой античного искусства.
Источником для появления нового стиля послужили Византийский стиль, искусство народов севера Европы и раннехристианские формы.
Но в отличие от Византии, где искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. Не только каждая страна, но и каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой.
Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.
Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства.
Основные черты романского стиля:
- Рельефная плоскость, лаконичность и простота;
- Цвета: коричневый, красный, зеленый, белый, серый, черный;
- Бочарные, полуциркульные, прямые, горизонтальные и вертикальные линии;
- Прямоугольные и цилиндрические формы;
- Полуциркульный фриз, повторяющийся геометрический или растительный рисунок; залы с открытыми потолочными балками и опорами по центру;
- Каменные, массивные, толстостенные конструкции;
- Замковая и рыцарская тематика — факелы, доспехи, гербы, бои, оружие.
Основные принципы романской архитектуры выражены в соборе, в монастырской церкви, которые были почти единственными видами общественных зданий эпохи.
Лимбургский собор в Германии (фото- rozenhoff)Храм был призван объединять «человеческое стадо» в молитвенной покорности Богу, как «символ вселенной», олицетворяя собой торжество и универсальность христианской религии.
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор, корабли или нефы и алтарь. При этом символически эти части уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам; или телу, душе и духу. Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу; западная — ад и была посвящена сценам Страшного Суда; северная — олицетворяла смерь, мрак, зло; а южная — посвящалась Новому Завету.
В то же время сам Христос говорил, что он есть “путь, истина и жизнь”. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю.
Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни.
Композицию в средневековье понимали буквально- как складывание нового из готовых форм.
Майнцский соборИ сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов, как из кубиков.
Кайзерский собор в Шпейере (Фото- Михаил Шварц)Массивные башни с шатровыми вершинами; толстые стены узкими окнами, почти лишенные украшений; простота и строгость линий, подчеркивающих устремленность вверх, внушали мысль о бессилии человека и помогали верующему сосредоточиться на происходящем богослужении.
Интерьер романского храма был мрачным, в нем господствовали простые строгие ритмы: гладкие плоскости стен, однообразные ряды столбов и полукруглых арок, подпирающих свод.
Вормсский соборВнутреннее пространство храма и его внешний облик точно соответствовали друг другу.
Строения, считающиеся образцами архитектуры этого периода, имеют вид крепостей: это замок-крепость и храм-крепость.
В период междоусобиц романские церкви могли выдерживать осаду и служить убежищем во время войны.
Крепость в НормандииРыцарские замки строились на возвышенных местах, удобных для защиты от противника, а затем обносились высокими стенами и рвом.
Они были символом власти феодала над окрестными землями.
Предметы домашнего обихода, ткани и мебель для общества, которое базировалось на ведении натурального хозяйства, изготавливались только под нужды этого хозяйства, абсолютно не давая развитию стиля ничего.
В основном обстановку комнат составляли скамьи, кресла, широкие кровати с навесом над изголовьем, сундуки, столы, иногда украшенные резьбой или раскрашенные.
Однако, с началом Крестовых походов начался прогресс. Рыцари и паломники, побывав в Святых землях, увидели всю роскошь востока и захотели частично воспроизвести её на родине.
Это послужило толчком к развитию Романского стиля, который позже переродился в Готический стиль.
Романская скульптура вступила в полосу своего расцвета с 1100 года, подчиняясь, как и романская живопись, архитектурным мотивам. Она в основном использовалась во внешнем украшении соборов.
Рельефы чаще всего находились на западном фасаде, где располагались вокруг порталов или размещались по поверхности фасада, на архивольтах и капителях.
Изображая религиозные сюжеты, романские художники не стремились создать иллюзию реального мира. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии.
Так же романская скульптура несла в себе задачу напомнить верующим о боге, скульптурное убранство поражает обилием фантастических существ, отличается экспрессией и отзвуками языческих представлений.
Романская скульптура передавала волнение, смятение образов, трагичность чувств, отрешённость от всего земного.
Особое внимание уделялось скульптурному украшению западного фасада и входу в храм. Над главным перспективным порталом обычно размещался тимпан с рельефом, изображающим сцену Страшного Суда.
Кроме тимпана, рельефами на фасаде украшались архивольты, колонны, порталы, на которых изображались апостолы, пророки и ветхозаветные цари.
Целостность и четкость объемов и лаконичный геометризм профилей архитектуры требовали от скульптуры безоговорочного подчинения, и в результате в рельефе человеческая фигура подвергалась еще большей деформации, чем в живописи. Так, в тимпанах полукруг верхнего контура властно подчиняет фигуры, заставляя их корчиться, на дверных же косяках фигуры непомерно вытягиваются.
С распространением ересей в скульптуру проникают темы нерелигиозного содержания, где главными действующими лицами становятся крестьяне, кузнецы, жонглеры, акробаты, появляются и эпизоды из древней и средневековой истории.
Предметом особого интереса романских скульпторов становятся образы народной фантастики: полузвериные, получеловеческие маски, наделенные острой выразительностью, насмешливые фантастические лики с гримасами.
Человеческий образ романское искусство не наделяло, как правило, благородством и красотой.
Романская скульптура открыла новые стороны действительности — образы чудовищного и безобразного.
Наиболее известной сохранившейся крупной скульптурной работой протороманской Европы является деревянное распятие в натуральную величину по заказу архиепископа Геро из Кёльна около 960–65 гг., ставшее, вероятно, прообразом многих популярных произведений этого типа.
Распятие- по заказу Геро.Сохранившаяся до наших дней романская стенная живопись относится к периоду, который начинается приблизительно в последней четверти XI в. и кончается, в зависимости от районов, между 1150 и 1250 гг.
Особое место в романском искусстве Европы занимает испанская живопись. Это хорошо сохранившиеся монументальные ансамбли и произведения станковых форм — алтарные изображения «фронталес», расписные балдахины и миниатюра.
Христос во славе. Балдахин из церкви Сан-Марти в ТостеПроизведения монументальной живописи Испании отмечены грубоватой и суровой выразительностью, имеют четкий контурный рисунок; предпочтение отдается плотным, кроющим краскам, особенно характерны коричневые тона.
Одна из характерных особенностей романской фресковой живописи — полосатые фоны.
Большая часть сохранившихся монументальных росписей — украшала некогда небольшие сельские церкви относительно небольшой испанской провинции Каталонии.
Это открывало путь проникновению в живопись фольклорных элементов.
В основу сюжетных программ настенных росписей и скульптурного декора, где доминирует повествовательное начало, была положена идея непримиримой борьбы божественного блага и греховности человека как выражения дьявольского зла, незыблемости мирового порядка, установленного Богом, который вершит Страшный суд в конце времен.
В технике росписей, в трактовке объёмов, плоскостности изображений и постановке фигут заметен византийский канон, сильно, однако, искажённый местными влияниями.
Примечательно, что в живописи, как и в скульптуре романского стиля фигуры или непропорционально вытянуты , или наоборот, у них большая голова, из-за чего вся фигура кажется приземистой, “карликовой”. В отдельных случаях у фигур увеличены ладони или ступни ног.
Создаётся впечатление, что художникам X-XII веков важна была не правильность передачи внешенго облика человека, а выразительность, экспрессия поз и жестов.
Готика— период в развитии средневекового искусства, пришедший на смену романскому стилю. Зародился в середине XII века на севере Франции, а в XIII веке он распространился на территорию современных Германии, Австрии, Чехии, Испании, Англии. В Италию готика проникла позднее, с большим трудом и сильной трансформацией, приведшей к появлению «итальянской готики».
В конце XIV века Европу охватила так называемая «интернациональная готика».
Микелино да Безоццо, «Обручение св. Екатерины»- интернациональная готика.К зданиям и произведениям искусства, содержащим в себе характерные готические элементы, но созданным в период эклектики (середина XIX века) и позднее, применяется термин «неоготика».
В страны Восточной Европы готика проникла позднее и продержалась там чуть дольше — вплоть до XVI века. В XV-XVIV вв. готику сменяет Возрождение.
Периодизация эпохи готики:
- Ранняя готика — XII в.
- Расцвет готики — XIII в.
- Пламенеющая готика — XIV-XV вв.
- Интернациональная готика
Название происходит к варварскому племени готов, в 410 г. разграбившему Рим. Как раз падение “вечного города” Рима и ознаменовало конец античности и наступление средних веков европейской культурной истории.
Термин “готика” появился в эпоху Итальянского Возрождения как насмешливое прозвание “варварской”, не имеющей художественной ценности, уходящей эпохи средневековья.
Долгое время она считалась таковой, пока в начале XIX в. не была реабилитирована романтиками.
“Готическим” первоначально именовали вообще все средневековье и лишь позднее — его поздний период, отличавшийся ярким своеобразием художественного стиля.
Между романским и готическим стилем трудно провести хронологическую границу. Долгое время элементы того и другого стиля сосуществовали, сочетались, а сама переходная эпоха XII в. носила ярко выраженный “возрожденческий” характер.
О кризисе романского стиля как причине появления готического своеобразно писал архитектор Н. Ладовскии:
Новые архитектуры создавались дикарями, пришедшими в соприкосновение с культурой. Так была создана Готика. Пришли дикари, увидели новую для них архитектуру, не поняли ее и создали свою; римляне, имевшие много вполне законченных форм, не могли двинуться дальше.
Религиозное по форме готическое искусство более чутко, чем романское, к жизни, природе и человеку. Оно включает в свой круг всю сумму средневековых знаний, сложных и противоречивых представлений и переживаний. В мечтательности и взволнованности образов готики, в патетическом взлете духовных порывов, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния — пробуждение разума и чувств, страстные стремления к прекрасному.
Повышенная одухотворенность готического искусства, нарастающий интерес к человеческим чувствам, к остроиндивидуальному, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения.
Для Готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка.
Развитие готики происходит в период господства религиозного мировоззрения: главным созданием готического искусства во Франции стал городской собор, возводившийся большими строительными артелями (ложами) и отличавшийся совершенством архитектурной конструкции, богато украшенный скульптурными изображениями и витражами.
В скульптуре, витражах, живописных и резных алтарях, миниатюрах, декоративных изделиях символико-аллегорический строй сочетается с новыми духовными устремлениями, лирическими эмоциями; расширяется интерес к реальному миру, природе, богатству переживаний.
Основные черты готики:
- Преобладающие и модные цвета: желтый, красный, синий;
- Линии стиля готика: стрельчатые, образующие свод из двух пересекающихся дуг, ребристо повторяющиеся линии;
- Форма: прямоугольные в плане здания; стрельчатые арки, переходящие в столбы;
- Характерные элементы интерьера: Веерный свод с опорами либо кессонный потолок и деревянные панели стен; лиственный сложный орнамент; залы высокие, узкие и длинные, либо широкие с опорами по центру;
- Конструкции стиля готика: каркасные, ажурные, каменные; вытянутые вверх, стрельчатые арки; подчеркнутый скелет конструкций;
- Окна: вытянутые вверх часто с многоцветными витражами; по верху здания иногда круглые декоративные окна;
- Двери: стрельчатые ребристые арки дверных проемов; двери дубовые филенчатые
Готическая культура
Три ярких явления готической культуры можно определить следующими словами: город, рыцарство, карнавал.
Развитие искусства Готики отражало кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов.
По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Религия оставалась по-прежнему основной формой миросозерцания, и церковь продолжала оказывать свое влияние на искусство. Однако потребности жизни торгово-ремесленных городов рождают стремления к знанию и непрестанным исканиям.
С образованием городских и церковных школ влияние монастырей на массы стало ослабевать. В Болонье, Оксфорде, Париже возникают центры науки — университеты. Они становятся ареной религиозных диспутов, очагами вольнодумства.
В рамках схоластики возникают еретические учения, вызванные новым восприятием жизни горожан, ростом критического мышления.
В схоластику проникает интерес к опытному познанию, ярко проявившийся в деятельности Роджера Бэкона. В конце XII и в XIII в. распространяются близкие материализму взгляды арабских философов Аверроэса и Авиценны. Делаются попытки примирения христианских догматов и наблюдений действительности.
Реальный мир уже не отрицается полностью, его рассматривают как творение божества. Трагическая безысходность, которую внушала людям церковь, сменяется более светлым и радостным восприятием мира. Нравы смягчаются. Вместе с тем растет самосознание народа.
В ходе борьбы в разгаре жакерии и восстаний ремесленников выдвигаются требования братства и равенства, лаконично выразившиеся в кратком изречении: «Когда Адам пахал, а Ева пряла, кто был тогда дворянином?»
Своеобразие дворянской культуры нашло отражение в существовании такого феномена, как рыцарство. Кодекс чести рыцаря предполагал определенные нормы общения воинов в битве, на турнире, в быту. Культ личности служения вассала сюзерену нашел свое выражение в поклонении Прекрасной даме.
Карнавал позволял европейской культуре жить полнокровной эмоциональной жизнью. В карнавальном мироощущении строгий выверенный порядок созданного Богом универсума заполнился стихией телесно-чувственных образов (представлений).Этот телесный мир активно проявлял себя во время карнавалов, которые занимали значительную часть христианского города.
Усложненный мир эмоциональных движений средневекового человека по-своему отразился в музыке: парижская школа Нотер-Дам заменила унисонное пение началами полифонии.
Провансальские трубадуры, французские труверы, немецкие миннезингеры, итальянские поэты обращались к живому разговорному языку и славили реальную жизнь в пределах идеально сложенной “божественной вселенной”.
Последнее слово об изменившемся мироощущении готического человека произнесло богословие. Именно оно представляло философскую точку зрения на мир, именно ему служили все науки средневековья.
Выдающийся мыслитель того времени Фома Аквинский (1225–1274гг.) разрабатывает проблему дуализма — раздельного существования души и тела, духа и тела. Оболочка, форма и ее внутреннее наполнение зависят от цельности и совершенства, должной пропорции или созвучия, от ясности.
Фома Аквинский“Во всем, что возникает не случайно, необходимо, чтобы форма (идея) была конечной целью, какого бы то ни было, возникновения” — так пишет Фома Аквинский в “Сумме теологии”.
Романская и готическая архитектура были невозможны без архитектурного опыта предшественников и накопленных ими математических знаний.
Метод геометрических пропорций преобладал благодаря опыту античных математиков, произведения которых активно переводили в средневековой Франции.
Геометрия поражала воображение средневековых художников как универсальное средство познания и моделирования вселенной.
Для возведения величественного готического собора требовались разведанные залежи камня, песка, извести, лес, а также наличие свинца, пластинами которого покрывали протяжённые готические крыши. Все эти условия удачно совпали во Франции, Испании, Великобритании, Чехии, Италии.
Дерево не годилось для исполинских сооружений, да и частые пожары ограничивали использование этого материала. Камень предпочитали при создании сакральных сооружений, замков феодалов и крепостей.
В эпоху Высокого Средневековья города становятся центрами денежных и коммерческих операций и средневекового производства и ремёсел. Возникают и крепнут профессиональные гильдии и цехи.
Siena e PienzaМатериальное обогащение религиозно настроенных слоёв населения и священства помогло направить значительные материальные ресурсы именно на возведение памятников культовой архитектуры.
Храмовое зодчество
Так как многие готические соборы строились в течение нескольких десятков лет, а порой и нескольких веков, то службы довольно часто проводились в недостроенных зданиях, что, впрочем, придавало особый эмоциональный настрой всему процессу богослужения.
Замена романского цилиндрического свода на нервюрный положительно сказалась на размерах готических соборов, так как новые конструктивные приемы позволяли смело вытягивать здания не только по горизонтали, но и по вертикали.
Слева направо- Тульский собор, Собор Парижской Богоматери, Ланский соборВ связи с этим соборы готического периода отличаются сильно вытянутыми вверх пропорциями, вертикаль которых зодчие подчеркивали с помощью стрельчатых арок, башенок-пинаклей, остроконечных порталов, решеток, скульптурных композиций, тянущихся к небу, а также вымпергов, щипцов и, завершающих общую композицию фасада, ажурных крестоцветов.
Говоря об особенностях готического стиля в архитектуре внутреннего убранства соборов, особого внимания заслуживают огромные витражные композиции, которые за счет облегчения их конструкции иногда занимают все внутреннее пространство, которое также проникнуто сплошным «вертикализмом», подчеркивающим неудержимое движение к алтарной части конструкции.
Гражданское зодчество
Здесь особенности готического стиля в архитектуре имели более простые формы с менее агрессивными стрельчатыми элементами.
Увлекшись становлением светской архитектуры, французские зодчие перестраивали в новом архитектурном стиле целые города и селения, превращая их в настоящие «готические» заповедники.
Германия является родиной «кирпичной готики», которая затронула не только постройки светского типа, но и соборное творчество.
К динамичным формам, являющимся основной особенностью архитектуры готического стиля впоследствии возвращались зодчие XIX века, когда наряду с традициями неоклассицизма в архитектуре возник интерес к историческим стилям, в числе которых была готика.
Со временем любовь к «готицизмам» заново покорила Европу и даже затронула некатолическую Россию, преобразовав готический стиль в новое направление, получившее название «неоготика».
Мебель простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах (в античности для этих целей использовали исключительно сундук).
Таким образом, к концу эпохи Средневековья появляются прототипы основных современных предметов мебели: шкафа, кровати, кресла.
Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики.
Взаимоотношение скульптуры и архитектуры в готике иное, чем в романском искусстве. Скульптура поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства.
В формальном отношении готическая скульптура гораздо более самостоятельная. Она не подчинена в такой степени плоскости стены и тем более обрамлению, как это было в романский период.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Но при этом готическая скульптура — неотъемлемая часть ансамбля собора, она — часть архитектурной формы, поскольку вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь, его тектонический смысл. И, создавая импульсивную светотеневую игру, она в свою очередь оживляет, одухотворяет архитектурные массы и способствует взаимодействию их с воздушной средой.
Готическое направление в живописи развилось спустя несколько десятилетий после появления элементов стиля в архитектуре и скульптуре.
Неизвестный художник. Иоанн Добрый (1359). Один из первых готических портретов, дошедших до наших дней
Иоанн II ДобрыйНа период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. С появлением светской литературы расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления.
Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры.
Развивается жанр портрета — вместо условно-отвлечённого изображения модели художник создаёт образ, наделённый индивидуальными, присущими конкретному человеку чертами.
Portrait of Edward, 3rd Baron Windsor, his wife Katherine de Vere, and their family, dated 1568Завершается почти тысячелетнее господство византийских канонов в изобразительном искусстве.
Джотто в цикле фресок Капеллы Скровеньи изображает людей в профиль, помещает на первом плане фигуры спиной к зрителю, нарушая табу византийской живописи на любой ракурс кроме фронтального. Он заставляет своих героев жестикулировать, создаёт пространство, в котором движется человек.
Джотто, «Поцелуй Иуды»Новаторство Джотто проявляется и в его обращении к человеческим эмоциям.
С последней четверти XIV века в изобразительном искусстве Европы господствует стиль, названный позднее интернациональной готикой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса.
Замена в готических соборах глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве XI и XII вв.
Одним из основных направлений готической живописи стал витраж, который постепенно вытеснил фресковую живопись.
Техника витража осталась такой же, как и в предыдущую эпоху, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней, а сюжеты сложнее — наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
Алые, желтые, зеленые, голубые стекла, вырезанные соответственно контуру рисунка, горели как драгоценные самоцветы, преображая весь интерьер храма.
Создавая атмосферу окрашенной воздушной среды, витраж воспринимался как источник света.
Искусство и литература Западной Европы в V—XIII вв.
1. Какое влияние христианская религия оказала на культуру Средневековья?
Христианство оказало значительное воздействие на средневековую культуру. Религия предлагала людям стройную картину мироздания, основанную на противопоставлении Божественного и материального мира, неба и земли, души и тела. Церковь проповедовала основы христианской морали, следование которым позволяло человеку надеяться на спасение. Основной целью средневекового искусства и литературы считалось прославление деяний Бога, напоминание людям об их земном долге, о воздаянии праведникам и наказании грешников. Христианские монастыри долгое время оставались единственными очагами культуры в Европе. Монахи не только предавались ежедневным молитвам, но и устраивали приюты для детей и стариков, открывали больницы, гостиницы, школы. В монастырях переписывались книги, создавались библиотеки, велись записи событий – хроники.
2. Сравните романский и готический архитектурные стили.
Для романского стиля характерны суровые сооружения с массивными стенами, узкими окнами, ступенчатыми углублёнными входами, высокими башнями. Для готического стиля характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, которые через систему нервюров держали свод, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль.
3. Чем отличались произведения церковной, рыцарской и народной литературы?
Главным отличием церковной, рыцарской и народной литературы являются сюжеты и герои. Церковная литература опиралась на библейские и религиозные сюжеты, а главными героями становились священники, монахи, святые. Героями рыцарской литературы становились воины, посвящавшие свои подвиги Прекрасной Даме. В основе рыцарского эпоса лежали исторические события, однако, передаваясь из уст в уста в течение длительного времени, они обрастали множеством вымышленных деталей. Героями народной литературы выступали хитроватые простолюдины, обводившие вокруг пальца священников и феодалов. Любимым персонажем английских народных песен был предводитель разбойников – благородный Робин Гуд, защищавший бедняков и наказывавший богачей. В народной, особенно крестьянской, культуре длительное время сохранялись остатки древних верований.
4. Какие этапы развития прошло средневековое образование? В чём особенности каждого из них?
Средневековое образование прошло через несколько этапов в своем развитии:
— до XI – школы при церквях и монастырях, где обучали письму и счёту
— XI–XII вв. открываются школы, где преподавали «семь свободных искусств» и какую-либо специальную дисциплину – медицину, богословие, право.
— XII-XIII вв. – появление университетов
5. Чем средневековые университеты отличались от современных учебных заведений?
Университеты не подчинялись местным властям, самостоятельно избирали главу – ректора, определяли состав преподавателей и имели право судить своих членов. Университеты обычно состояли из четырёх факультетов. Низшим – подготовительным – был факультет «искусств», или «артистический», на котором изучали «семь свободных искусств». Проучившись пять–семь лет и окончив его, можно было поступить на старшие факультеты – богословский, юридический и медицинский. Обучение в университетах также велось на латыни. Изучив за два-три года тривиум, школяр получал степень бакалавра, а ещё через несколько лет, после постижения квадривиума, – степень магистра. Высшей была степень доктора.
6. Какие проблемы волновали учёных Средневековья?
Учёные-схоласты, всецело полагаясь на мнение авторитетов прошлого и в первую очередь на тексты Священного Писания, пытались логическими рассуждениями доказать правоту веры над разумом, доказать существования Бога через логику. Учёные. Средневековья увлекались алхимией, целью которой были поиски «философского камня», превращающего любой недрагоценный металл в золото и продлевающего жизнь
7. Средневековый писатель Ратхер Веронский писал об обязанностях христианина: «Хочешь ли ты быть христианином, и христианином хорошим, среди многих христиан, среди народа и черни, на сходках и в совете, на городских площадях и в сёлах? Будь тружеником, не только справедливым, но и прилежным, довольствуйся тем, что имеешь, никого не обманывай, никому не вреди, никого не хули, ни на единого человека не возводи клеветы. Бойся Бога, молись святым, посещай церковь, почитай священнослужителей, посвящай Богу первинки и десятину от своих трудов, раздавай посильную милостыню, люби супругу; кроме неё, ни к одной женщине не приближайся.
Какими качествами, по мнению автора, должен обладать христианин?
По мнению автора, христианин должен обладать следующими качествами:
— должен прилежно трудиться;
— довольствоваться тем, что имеешь,
— не обманывать, не вредить, не клеветать,
— молится, посещать церковь— платить церковную десятину, раздавать милостыню,
— хранить верность супруге,
— воспитывать детей в страхе Божьем, заботиться о стариках,
— не причинять ближнему того, чего не желаешь себе
Разница между готической и романской архитектурой [Обновлено в 2022 г.]
Последнее обновление: 26 сентября 2022 г. / Автор Piyush Yadav
/ Факт проверен / 5 минут
Иногда люди путаются в различиях между готической и романской архитектурой. Определенно, оба архитектурных стиля не одинаковы, но все же есть много общего.
Готическая и романская архитектураОсновное различие между готической и романской архитектурой заключается в том, что романское здание имеет круглые арки и тупые башни. С другой стороны, готическое здание имеет остроконечные башни.
Готическая архитектура определяет архитектурные стили, существовавшие в Европе с середины двенадцатого до шестнадцатого века. Готическая архитектура здания в основном выполнена в стиле каменной кладки, для которой характерны пещеристые пространства в виде простора разбитых стен с наложенным узором.
Романскую архитектуру можно определить как строительный или архитектурный стиль, в котором используются полукруглые арки. Романский стиль можно идентифицировать по всей Европе как региональную характеристику и различные материалы.
В этот период было построено много замков, но больше всего церквей.
Сравнение Gothic Architecture и Romanesque ArchitectureПараметр сравнения | Gothic Architecture | Architecture | |
43. Anhiply Architecture 3. Anhiply Architecture 33. IS Architecture 33. Anhiply Arhicele 33. Anhilects | . Anhiply Arhicele 33. с 12 века по 16 век. Это здание в основном выполнено в каменном стиле.Это архитектурный стиль средневековой Европы, который также характеризуется полукруглыми арками. | ||
Форма арок | В зданиях готической архитектуры имеются стрельчатые арки. | Романские архитектурные постройки имеют округлые арки. | |
Интерьеры | Здания готической архитектуры имеют большие окна и множество витражей, что делает интерьер светлым, светлым и воздушным.![]() | Здания романской архитектуры имеют маленькие окна и меньше витражей, что делает интерьер темным. | |
Своды | Здания готической архитектуры имеют крестовые своды. | Здания романской архитектуры имеют цилиндрические своды. | |
Дизайн интерьера | Здания готической архитектуры имеют несколько несущих конструкций и контрфорсы. | Романское здание с массивными колоннами внутри. | |
Внешний дизайн | В готической архитектуре снаружи здания есть горгульи. | Романская архитектура имеет минималистичный внешний вид здания. | |
Структура | Здания готической архитектуры имеют тонкий каркас. | Здания романской архитектуры имеют массивные каркасные конструкции. |
Готическая архитектура восходит к 12 веку. Этот архитектурный стиль в основном использовался для создания церквей, чтобы они выглядели как небеса.
Эта архитектура делает церкви красочными, яркими и парящими. В то время характеристики готической архитектуры можно было идентифицировать по толстым стенам и многочисленным, но огромным окнам.
Готическая конструкция имеет стройный каркас, а также имеет большое окно с витражами, что позволяет проникать в комнату большему количеству света. Одной из особенностей готического строения является то, что они очень высокие и устремлены к небу.
В нем также было богато украшенное круглое окно, которое назвали Окном-розой. Некоторые другие особенности готической архитектуры, такие как вертикальные линии, контрфорсы и высота.
Еще одна важная черта, отличающая готическую архитектуру от романской, — это использование контрфорсов, которые часто встречаются в готических зданиях. Готический архитектурный период представлял собой начало стиля, который был эстетически приятной идеей, и в дизайн здания были встроены красивые элементы.
С течением времени архитектор в средние века начинает концептуализировать свое творение, потому что здания больше не проектировались просто; а не имеют смысла и ценности сами по себе.
Что такое романская архитектура?Этот архитектурный стиль возник в 9-м и 12-м веках. Римский и византийский стили в основном повлияли на романскую архитектуру.
Термин или название «романский стиль» вошло в обиход в 1800-х годах, и, поскольку он имел черты цилиндрического свода, он казался очень похожим на римскую арку. В романском здании были тупые башни.
Характерными чертами этой архитектуры являются цилиндрические своды, толстые стены, внутреннее пространство и круглые арки на дверях и окнах. Здание романского периода было тяжелым и прочным, с толстыми стенами.
Комнаты внутри романского здания обычно имеют слабо освещенный вход из-за маленьких окон, что делает всю комнату тускло освещенной. Структура этого здания была с тяжелым каркасом.
Эта архитектурная черта также имеет камень, который был точно огранен, и некоторые полые стены были в состоянии распределить вес камней. В целом, использование римской арки позволило поддерживать камень в центре строительной арки.
Стиль конструкции оконных проемов здания должен соответствовать романскому стилю, то есть он должен быть небольшим. Конструкция свода считается наиболее важной характеристикой этой архитектуры.
Было по крайней мере два разных стиля сводов: туннельный или бочкообразный.
Основные различия между готической архитектурой и романской архитектурой- Готическая архитектура восходит к середине 12 века. С другой стороны, романская архитектура прослеживается с 9 в.века до 12 века.
- Готическая архитектура в основном использовалась для строительства церквей, чтобы они выглядели как небеса. С другой стороны, романская архитектура находилась под влиянием римского и византийского стилей.
- Здания готической архитектуры имеют стрельчатые арки.
С другой стороны, романские архитектурные постройки имеют закругленные арки.
- Здания готической архитектуры имеют стройную каркасную структуру. С другой стороны, здания романской архитектуры имеют тяжелые каркасные конструкции.
- Здания готической архитектуры имеют большие окна и множество витражей, что делает интерьер светлым, светлым и воздушным. С другой стороны, в зданиях романской архитектуры маленькие окна и меньше витражей, что приводит к темному интерьеру.
Поскольку основное различие между терминами готическая архитектура и романская архитектура было сказано, это поможет людям понять значение и их особенности. Поскольку оба термина имеют много общего между собой, это часто создает путаницу для понимания.
Как и оба, термины имеют много общего, но оба были прослежены в разные периоды и имеют разные черты и характеристики, которые помогают понять, что они очень сильно отличаются друг от друга
Литература- https:/ /onlinelibrary.
wiley.com/doi/pdf/10.1002/9780470996997#page=317
- https://www.jstor.org/stable/44346126
Найдите «Спроси любую разницу» в Google. Оцените этот пост!
[Всего: 0]
Один запрос?
Я приложил столько усилий, чтобы написать этот пост в блоге, чтобы быть полезным для вас. Это будет очень полезно для меня, если вы подумаете о том, чтобы поделиться им в социальных сетях или со своими друзьями/семьей. SHARING IS ♥️
Table of Contents
report this ad
Romanesque and Gothic Styles Comparison
Table of Contents
Introduction
Romanesque Architectural Designs
Готический архитектурный дизайн
Сходства между романскими и готическими стилями
Различия между римманскими и готическими стилями 9015.
777777777777777777777777777777777777777.постепенно развивались в разных регионах. Архитектурные проекты включали искусство для развития того, что мы видим сегодня в городах мира. Здания изогнуты с уникальными и невероятными стилями и профилями. Большинство зданий в крупных городах имеют идеологические конструкции, разработанные сотни лет назад (Стубна и др., 48). Действительно, некоторые из них датируются 800 годом нашей эры. Доисторические архитектурные проекты имели разное происхождение. Их уникальность можно проследить за их искусством и стилистической отделкой (Lasic 72). Романский и готический стили, безусловно, являются лучшими архитектурными решениями, в каждый из которых включены уникальные художественные элементы. Эти два стиля имеют четкое идеологическое различие и сходство, которые привели их к развитию в современную архитектуру. В этой статье мы подробно сравним и сопоставим два архитектурных проекта.
Наши эксперты могут доставить индивидуальное эссе
, адаптированные к вашим инструкциям
только для $ 13,00 $ 11,05/Page308 Квалифицированные специалисты онлайн
Узнайте больше
AD 1500 AD, Lasic Раскрытие, что Rommones Architecube Architecube Haven
AD.
развит в Западной Европе (73). Архитектурный дизайн стал настолько популярным, что вскоре перерос в готический стиль. Романский стиль развивался за счет использования римских элементов в архитектурных проектах. Позже были введены византийские элементы, и дизайн превратился в романский. Использование камней считалось стандартным при создании таких сооружений. В основном это были идеально выровненные по геометрии многоэтажные здания с четкими входами. Здания имели округлые арки и огромные своды, отличавшие их от других архитектурных сооружений (Hilberry 33). Конструкция использовалась при строительстве церквей, где они имели огромные цилиндрические своды с укрепленными боковыми стенками.
Этот ход был предназначен для поддержания и предотвращения обрушения несущей стены. Над проходами вдоль цилиндрических сводов можно было наблюдать наличие галерей. Для создания впечатляющей световой иллюминации стенные проемы использовались минимально. Структурные проблемы были разработаны для решения проблемы абатмента.
Здания имели определенные симметричные формы и отличались от других построек. Пирсы использовались для поддержки стен в романских архитектурных проектах, в то время как королевский столб, галстук и ферма укрепляли крышу. Ферма была совмещена с деревянным потолком в здании. Следует отметить, что у романских церквей были башни, которые считались наиболее важным аспектом. Фасады церкви были выровнены по направлению захода солнца. Фасады церкви имели большой деревянный дверной проем с арочными окнами над дверью. Дверные проемы использовались в качестве главного входа и были наиболее украшенными элементами романских построек.
Стоит отметить, что самой важной структурной фигурой в романском стиле был свод. Он был введен для замены легковоспламеняющихся деревянных крыш. По мере того, как идея распространялась по Европе, она превратилась в крупные архитектурные проекты (Stubna et al. 48). Примером здания, демонстрирующего романский архитектурный дизайн, является церковь Сант-Амброгойо (Рудольф 102).
Церковь, построенная в 4 веке, подчеркивает различные уникальные черты типичного романского здания. Видны своды, фасад обращен на запад. На центральных порталах была резьба, хотя камень в строительстве здания почти не использовался.
С другой стороны, готическая архитектура развилась как французский стиль к 16 веку. Ученые пришли к выводу, что готическая архитектура возникла в результате развития романского стиля. В начале двух архитектурных проектов не было четких различий (Lasic 72). Однако с развитием готического стиля к концу 15 века были привнесены новые черты. Здание в готическом стиле демонстрирует классический вкус с использованием ренессансной Флоренции. Затем этот стиль был представлен в Италии французами. Знакомство с Италией привело к улучшению готического стиля с введением в здания стрельчатых арок и ребристых сводов. Кроме того, прорисованные окна были включены в стиль контрфорса. В этом стиле использовались тонкие стены наряду с тонкими колоннами. Стекла преимущественно использовались в готическом стиле для улучшения освещения (Рудольф 120).
Проходы примыкали к центральному нефу с трансептом. Своды, расположенные ромбовидным узором, использовались для изготовления потолка сооружения. Контрфорсы были поставлены, чтобы выдержать внешнее давление сводов. Особенности, использованные в готической архитектуре, доказали уникальность стиля во многих отношениях, особенно в используемых материалах (Hilberry 33). Например, французы используют известняк. В Англии красный камень преимущественно использовался вместе с мрамором. Кирпич в основном использовался в Германии, а в Италии преимущественно использовался мрамор. Древесина в основном использовалась для изготовления балок и потолков. Армирующие блоки были построены для поддержки арок и огромных сводов. Гилберри сообщает, что Нотр-Дам в Париже был построен в готическом архитектурном стиле (33). В скульптурах на стекле подчеркивается натурализм. Кроме того, в здании видны контрфорсы. Следует отметить, что Нотр-Дам является одним из первых зданий, использующих идеологию контрфорса.
Сходство между романским и готическим стилями
Существует явное сходство между романским и готическим архитектурными решениями. Сходство можно проследить во многих формах, используемых в обоих стилях. Более того, в готическом стиле, развившемся из романской архитектуры, используются уникальные черты. Они включают в себя использование сводов и арок. Использование арок в обоих стилях — явное сходство, подчеркивающее связь между романским и готическим стилями. Кроме того, в обоих архитектурных проектах использовались башни (Hilberry 34).
Своевременная доставка! Получите ваш 100% персонализированная бумага
готово за
всего за 3 часаПриступим
Романский стиль предполагает использование неправильных башен по сравнению с асимметрично сбалансированными башнями, используемыми в готическом искусстве. Древесина использовалась при строительстве ферм крыши в обоих архитектурных проектах.
Еще одной похожей чертой, используемой в романском и готическом стилях, было использование колонн. В двух архитектурных проектах также использовались многоэтажные фасады (Lasic 73). Своды также использовались в романском стиле, прежде чем они были улучшены в готическом стиле. В обоих архитектурных проектах размер и прочность здания были обязательным параметром. Архитекторы в обоих проектах уделяли больше внимания размеру и весу здания, чтобы избежать обрушения.
Различия между романским и готическим стилями
Несмотря на эволюцию готического стиля из романской архитектуры, эти две модели были признаны отдельными проектами после того, как появились явные различия. Ученые пришли к выводу, что различия можно объяснить технологическим развитием и импровизацией романской архитектуры в готической архитектуре. Тем не менее, есть разные дизайны, которые считаются фирменными готическими. Они включают в себя использование контрфорсов, потолков со сводами, остроконечных крестовин и арок.
Например, в романском архитектурном решении использовались незаостренные арки. Развитие романского дизайна привело к значительному увеличению высоты зданий под готическую архитектуру.
Кроме того, использование аркбутанов снизило весовую нагрузку на фасады, как в романском стиле. Готическая архитектура состояла из больших окон с витражами, в то время как в романском стиле окна были очень маленькими (Рудольф 116). Стекла в романском стиле были менее запятнаны. Разницу между двумя конструкциями также можно увидеть в использовании сводов, где крестовые своды используются в готической архитектуре, а бочкообразные своды — в романском стиле. Паховый свод включал несколько пересекающихся сводов, в то время как бочкообразный свод состоял из одной кривой. Готические стены были украшены такими украшениями, как горгульи, по сравнению с романскими стенами, на которых было меньше украшений. Романская архитектура использовала в своих постройках толстые рамы. С другой стороны, в готических архитектурных проектах для стен использовались тонкие скелеты.
Заключение
Как в романских, так и в готических архитектурных проектах главной целью было изменить способ проектирования зданий архитекторами. В результате двух проектов были введены новые функции, используемые при строительстве зданий. Свод — одна из особенностей, которые сегодня сформировали архитектурный дизайн. Аспекты романского дизайна позже были улучшены до готического стиля, такого как свод. В готическом стиле использовались каменные стены для поддержки сводов. Первоначально арки развивались в романском стиле, но позже были усовершенствованы в готическом стиле. Из его статьи видны явные различия и сходства между готическими и романскими архитектурными проектами. Готические архитектурные решения демонстрируют уникальное использование стрельчатых арок, контрфорсов и вертикальных линий, а также тонкий скелет внутри стен. С другой стороны, романский архитектурный дизайн включал в себя использование толстых тяжелых стен, небольших окон и закругленных арок. Таким образом, можно сделать вывод, что готический стиль представляет собой импровизацию романского архитектурного дизайна, основанную на используемых элементах.