Стиль модерн в архитектуре: Стиль модерн в архитектуре и интерьере
особенности стиля, фотографии фасадов и интерьеров в этом стиле.
Публикации раздела Архитектура
Стиль модерн имеет условные хронологические границы: конец 1880-х — 1914 год — начало Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
В период модерна происходило переосмысление старых художественных форм и приемов, сближение и слияние различных видов и жанров искусства.
• В каждой стране этот стиль имеет собственное название: в США — Тиффани, во Франции — ар-нуво, в Германии — югендстиль, в Австрии — стиль сецессион, в Англии — модерн-стайл, в Италии — стиль либерти, в Испании — модернизмо, в Нидерландах — Nieuwe Kunst (новое искусство), в Швейцарии — еловый стиль, в России — модерн.
• Модерн отказывается от традиционных классических архитектурных принципов — симметрии, ордера и античного декора фасадов — в пользу природных плавных текучих форм. Кривая изогнутая линия — главная черта в декоре фасадов и интерьера.
Особняк С.П. Рябушинского, архитектор Ф. Шехтель, Москва, 1900 год
Особняк «Дом Шаронова», архитектор Ф. Шехтель, Таганрог, 1912 год
Особняк А. Курлиной, архитектор А.У. Зеленко, Самара, 1903 год
Маскарон на особняке Е.Е. Карташова, архитектор А.Л. Обер, Москва, 1902 год
Музей «Архитектура эпохи модерна в Симбирске»
Музей модерна. Особняк А.П. Курлиной
• Каждая постройка эпохи модерн обладает индивидуальным архитектурным образом, каждая по-своему уникальна. Исчезает деление на конструктивные и декоративные элементы здания. Фасады превращаются в живые организмы с растительными орнаментами, фантастическими животными или маскаронами в форме женских головок. Они результат свободного полета фантазии художника. Архитектура и изобразительное искусство сближаются, влияют и дополняют друг друга. Здание — это холст, на котором важны даже мельчайшие детали, форма лестничных перил, рисунок дверей и окон…
• Архитектурно-художественный образ здания обязательно учитывает функциональное назначение строения. Строительные материалы модерна — железобетон, сталь, стекло, керамика, бронза, медь, кирпич.
• Основные цвета в модерне — пастельные приглушенные оттенки: табачные, увядшей розы, жемчужно-серые, пыльно-сиреневые.
Интерьер особняка А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Декор потолка в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Декор потолка в особняке А. Курлиной в Самаре
Лестница в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Музей «Градостроительство и быт Таганрога»
Мемориальный Музей-квартира А.М. Горького
Музей Ар Деко
• Стилю свойственен принцип единства целого. В модерне здание проектируется «изнутри наружу», то есть от внутренних помещений к внешнему облику строения. Возрождается традиция, когда архитектор проектировал строение от фасада и до мелких деталей. Все — от решетки ограды до оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, светильников и других составных элементов — решено в одном ключе.
• В оформлении здания часто используется дерево и кованные изогнутые элементы для дверей, лестниц, решеток балконов и ограды строения.
• Двери и окна, как правило, прямоугольные, часто арочные. Двери — иногда во всю стену, раздвижные, распашные или поворотные с богатым растительным орнаментом. Ленточные — во всю стену окна или «магазинные» — широкие, наподобие витрин.
Декоративный десюдепорт над дверью в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке А. Курлиной в Самаре
Окно-витраж в особняке С.П. Рябушинского в Москве
Камин, декорированный медными маками, в особняке А. Курлиной в Самаре
Читайте также:
- Эпоха петровского барокко: первые здания Санкт-Петербурга и окрестностей
- 10 лучших зданий России, созданных иностранцами
- Русская псевдоготика и европейская неоготика: архитектурные кузены
• Мозаика, эмаль, витражи, латунь — любимые техники, используемые для украшения интерьера здания и мебели.
• Древний Египет, Восток, готика, русский стиль — любимые темы для творческого переосмысления в эпоху модерна. Архитекторы на их основе создают романтические, эмоционально насыщенные образы зданий, используя декоративные детали, дающие дополнительную игру света и тени.
Элемент декора стула. Особняк А. Курлиной, Самара
Деревянный маскарон в интерьере. Особняк А. Курлиной, Самара
Настольная лампа. Особняк А. Курлиной, Самара
Капитель колонны с изображением ящерицы и лилий. Особняк С.П. Рябушинского, Москва
Скульптурное оформление стены с изображением совы. Особняк М.П. фон Брадке, Ульяновск
Декоративные орнаменты на потолке. Особняк А. Курлиной, Самара
Теги:
Архитектурные стилиИнтересные фактыПубликации раздела Архитектура
Стиль модерн в архитектуре
ГлавнаяБиблиотекаСтатьиАрхитектурные стили Стиль модерн в архитектуре
- Архитектурные стили
- Архитекторы
- Архитектурные элементы
- Материалы фасадного декора
- Декор из полиуретана
Стиль модерн возник в европейском и американском искусстве в конце XIX – начале XX века и наиболее ярко проявился в архитектуре частных домов – особняков, а также в строительстве деловых, промышленных и торговых зданий – банков, бирж, вокзалов. Появившись в условиях бурно развивающегося индустриального общества, стиль модерн, с одной стороны, характеризовался рациональными конструкциями: широко применялся железобетон, стекло, облицовочная керамика, — с другой стороны, основным признаком стиля является его декоративность. В зданиях в стиле модерн нет разделения на конструктивные и декоративные элементы: архитектурные формы осмысливались эстетически, так что, любуясь красотой и декоративностью несущих конструкций можно было забыть об их практическом назначении.
Одним из принципов архитектуры эпохи модерна был принцип «изнутри наружу»: от наиболее оптимального, индивидуально-удобного планирования внутренних помещений к внешнему облику здания. Благодаря художественной обработке и несимметричности фасады отражали целесообразность и уютность расположения внутренних комнат.
Фасады в стиле модерн подобны живым организмам, напоминая одновременно природные формы и результат свободного творчества художника. В оформлении фасадов широко применялись декоративные элементы: лоджии и галереи с балюстрадами, балясниы неклассических форм, разнообразные деревянные балки, гладкие или грубые, без отделки, живописные террасы, лестницы, украшения на стенах и окнах.
Узоры металлических переплетов перил и маршевых лестниц, балконных ограждений, изгибы кровли, асимметричные формы проемов, прихотливый орнамент из вьющихся водорослей и женских голов с распущенными волосами сочетались с творчески переработанными формами стилей прошлого («восточные» или «средневековые» арки, эркеры, башенки и т.
Впечатление ассоциации фасада разными архитектурными эпохами одновременно создается за счет всевозможных средств: силуэта стен, форм крыши, декоративных элементов, игрой с цветом и светом.
Таким образом, можно выделить характерные черты стиля модерн в архитектуре:
- декоративность;
- основные мотивы – растительные;
- основной принцип – уподобление рукотворного природному и наоборот;
- творческое переосмысление исторических стилей как источника архитектурных форм;
- первичность функционального назначения и следование формы этому назначению.
Архитектура стиля модерн (школа Нанси)
Архитектура стиля модерн (брюссельский модерн Виктора Орта)
Дата публикации: 12.03.2008
© Регент Декор
12 важных модернистских стилей
12 значимых модернистских стилей
Dessau Bauhaus / Walter Gropius. Изображение © Томас Левандовски- Автор: Найл Патрик Уолш
Модернизм можно охарактеризовать как один из самых оптимистичных стилей в истории архитектуры, основанный на идеях инноваций, утопии. переосмысление того, как люди будут жить, работать и взаимодействовать. Как мы размышляли в нашем Руководстве по модернизму AD Essentials, философия модернизма до сих пор доминирует в большей части архитектурного дискурса, даже если мир, породивший модернизм, полностью изменился.
Прощаясь с 2019 годом, годом столетия Баухауза, мы составили список ключевых архитектурных стилей, которые определили модернизм в архитектуре. Этот инструмент для понимания развития дизайна 20-го века дополнен примерами каждого стиля, демонстрирующими практику модернизма, лежащую в основе теории.
+ 13
Стили раннего века
Баухаус
Дессау Баухаус / Вальтер Гропиус. Изображение © Thomas LewandovskiПроисходит от немецкого «строительный дом». Баухаус возник как немецкая школа архитектуры и искусства, основанная Вальтером Гропиусом в 1919. Будучи образцом для многих последующих архитектурных школ, учреждение дало свое имя отличительному стилю, характеризующемуся акцентом на функции, небольшим орнаментом и слиянием сбалансированных форм и абстрактных форм.
- Дессау Баухаус / Вальтер Гропиус
- Дом Гропиуса / Вальтер Гропиус
- Фабрика Фагус / Вальтер Гропиус + Адольф Мейер
Де Стиль
Кафе Л’Обетт / Тео ван Дусбург Изображение предоставлено пользователем Викимедиа Клодом Труонг-Нгоком Основанная в 1917 году, компания De Stijl (по-голландски «стиль») зародилась в Нидерландах и, как считается, достигла своего пика между 1917 и 1931 годами. Характеристика стиля включает в себя сведение дизайна к основным формам и цветам с простыми горизонтальными линиями. и вертикальные элементы, а также использование черного, белого и основных цветов. Этот стиль также является синонимом журнала De Stijl, издаваемого в то время голландским дизайнером Тео ван Дусбургом, который отстаивал этот стиль.
- Ритвельд Дом Шредера / Геррит Ритвельд
- Кафе L’Aubette/ Тео ван Дусбург
Конструктивизм
© Денис Есаков. Image В то время как стили Баухаус и Де Стиль развивались в 1920-х годах в Западной Европе, конструктивизм возник в Советском Союзе. Конструктивизм объединил технологические инновации с влиянием русского футуризма, что привело к стилистически абстрактным геометрическим массам. Этот стиль потерял популярность в начале 1930-х годов. Известные российские архитекторы-конструктивисты включают Эль Лисицкого и Владимира Татлина, хотя оба они наиболее известны своими предложениями и незастроенными работами.
- Краткая история конструктивистской архитектуры Екатеринбурга
- В центре внимания: пионер конструктивизма Константин Мельников
- Советская утопия: конструктивизм в Екатеринбурге
Экспрессионизм
Церковь Грундтвигхельма / Педера В. Изображение предоставлено пользователем Flickr Flemming IbsenБиоморфные, органические, эмоциональные формы, которые определяли экспрессионистский стиль, контрастировали с чистыми, линейными определениями архитектуры Баухауза, несмотря на их сосуществование между 1910 и 1930. Произведенный от немецкого, голландского, австрийского, чешского и датского авангарда, экспрессионизм исследовал новые технические возможности, появившиеся в результате массового производства стали, кирпича и стекла, а также вызывал необычные массы и утопические видения.
- Церковь Грундтвига / Педер Вильгельм Йенсен-Клинт
- «Фрагменты мегаполиса»: исследование истории берлинского экспрессионизма
- AD Classics: Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes
Стили середины века
Функционализм
Ремонт функционалистской виллы «Индийский корабль» / Idhea.
Функционализм основан на том принципе, что дизайн здания должен отражать его назначение и функцию. Возникший после Первой мировой войны стиль связан с идеями социализма и современного гуманизма. По мере развития стиля в 1930-х годах, особенно в Германии, Польше, СССР, Нидерландах и Чехословакии, центральная идея «форма следует за функцией» была наполнена идеей использования архитектуры как средства физического улучшения жизни граждан.
- Ремонт функционалистической виллы «Индийский корабль» / Идхея
Минимализм
Павильон Барселоны / Мис ван дер Роэ. Image © Gili Merin Минимализм развился из движений De Stijl и Bauhaus 1920-х годов и подчеркивал использование простых элементов дизайна без орнамента или украшения. Этот стиль, популяризированный такими архитекторами, как Мис ван дер Роэ, предполагал, что вывод дизайна из его основных основ раскрывает его истинную сущность. Особенности стиля включают чистые геометрические формы, простые материалы, повторение и чистые линии.
- Casa Barragan / Luis Barragan
- Павильон Барселоны / Mies van der Rohe
Международный стиль
Villa Savoye / Le CorbusierМеждународный стиль был придуман в 1932 году кураторами Филипом Джонсоном и Генри-Расселом из Архитектурного бюро Hitch Международная выставка. Эволюция ранних модернистских принципов в Европе, международный стиль описывает эпоху, когда европейский модернизм распространился по всему миру, особенно в Соединенных Штатах. Этот стиль, характеризующийся простой геометрией и отсутствием орнамента, был заимствован в Соединенных Штатах и характеризуется монолитными небоскребами с навесными стенами, плоскими крышами и повсеместным остеклением.
- Вилла Савойя / Ле Корбюзье
- Здание Сигрэм / Мис ван дер Роэ
- Организация Объединенных Наций / Уоллес К. Харрисон
Метаболизм
Башня капсул Нагакин / Кишо Курокава. Изображение © Arcspace Метаболизм был послевоенным японским движением, которое наполняло мегаструктуры органическим биологическим ростом. Под влиянием марксистских теорий и биологических процессов группа молодых дизайнеров, в том числе Киёнори Кикутаке, Кишо Курокава и Фумихико Маки, опубликовала свой манифест «Метаболизм» в 1919 г.60, что привлекло к стилю значительное внимание общественности. Характеристики включают модульность, сборку, адаптивность и мощную базовую инфраструктуру.
- Башня-капсула Нагакин / Кишо Курокава
- Центр прессы и вещания Сидзуока / Кензо Танге
- Небесный дом Кикутаке: место встречи метаболизма и Ле Корбюзье Image © Joas Souza
Брутализм возник в 1950-х годов, придуманный британскими архитекторами Элисон и Питером Смитсонами. полученный от «Béton brut» (сырой бетон), впервые связанный с Ле Корбюзье, стиль характеризуется монолитными формами, жесткими геометрическими стилями и необычными формами. Бруталистские здания, часто правительственные проекты, учебные здания или многоэтажные квартиры, обычно облицованы грубым незавершенным бетоном.
- Southbank Theater London / Денис Ласдан
- The Barbican Estate / Chamerlin, Powell and Bon Architects
- Невигес Мариендом / Готфрид Бём
- Женская больница Прентис / Бертанд Гольдберг
Стили позднего века
Постмодернизм
Портленд Билдинг / Майкл Грейвс.Image Steve Morgan via Wikimedia Commons
К середине двадцатого века четкие линии интернационального стиля и лишенный утилитаризма функционализм становились все более распространенными в американских и европейских городах. Созданная в результате полного переосмысления основных модернистских ценностей, постмодернистская архитектура стала частью философского сдвига, столь же всеобъемлющего, как и модернизм, который она стремилась заменить; стремясь возродить исторические или традиционные идеи и привнести более контекстуальный подход к дизайну.
- Портленд Билдинг / Майкл Грейвс
- Новая государственная галерея / Джеймс Стерлинг
- Боннефантенмузеум / Альдо Росси
Высокие технологии
Центр Жоржа Помпиду / Ренцо Пиано Строительная мастерская + Ричард Роджерс. Image © conservapedia.comВысокотехнологичная архитектура, также называемая структурным экспрессионизмом, представляла собой стиль позднего модерна, сочетающий в себе технологии и строительный дизайн.
Используя достижения в области материалов и технологий, этот стиль подчеркивал прозрачность дизайна и конструкции, передавая структуру и функции здания через открытые элементы. Характеристики включают нависающие полы, отсутствие внутренних несущих стен, открытое обслуживание и адаптируемые пространства.
- Центр Жоржа Помпиду / Renzo Piano Building Workshop + Richard Rogers
- Hong Kong and Shanghai Bank / Foster + Partners
- Lloyd’s of London Building / Richard Rogers
Деконструктивизм
Vitra Design Museum / Gehry Partners. Image © Liao YushengПроизведенный из постмодернизма, деконструктивизм характеризуется отсутствием гармонии, непрерывности или симметрии в зданиях. Деконструктивизм часто манипулирует поверхностной оболочкой конструкции, создавая непрямолинейные формы, которые искажают и смещают элементы, тем самым вызывая представления о непредсказуемости и контролируемом хаосе. Стиль получил известность в 1980-е годы.
- Vitra Design Museum / Gehry Partners
- Parc de la Villette / Bernard Tschumi Architects
- Seattle Central Library / OMA + LMN
Ссылка: Найл Патрик Уолш.
«Объяснение 12 важных модернистских стилей» 18 марта 2020 г. ArchDaily. Доступ .
Что такое современная архитектура?
Развитие современной архитектуры произвело революцию в наших городах и рабочих местах, а ее принципы проектирования не только отражали прогресс в науке, здравоохранении и социальном равенстве, но и были призваны способствовать процветанию этих идеалов.
Сегодня принципы современного дизайна помогают объединить общество и используются при строительстве школ, домов и даже мостов и автомагистралей.
Что такое современная архитектура?
Термин «Современная архитектура» описывает архитектуру, спроектированную и построенную в рамках социальной, художественной и культурной концепции, известной как модернизм. Он делал упор на экспериментирование, отказ от заранее установленных «правил» и свободу самовыражения в искусстве, литературе, архитектуре и музыке.
Современное движение в архитектуре зародилось в 20-м веке и по-настоящему набрало силу после Первой мировой войны. Достижения в области инженерии, строительных материалов, социального равенства, здравоохранения и промышленности объединились, в то время как прошлые исторические стили были отвергнуты. Это создало идеальный шторм, позволивший архитектуре войти в новую эру дизайна.
Современная архитектура также пыталась помочь решить практическую проблему: бум городского населения. Иммиграция и новые отрасли, такие как производство стали, привлекали людей из сельской местности в города, и для того, чтобы не отставать от роста, требовались новые офисы, фабрики и жилье. Новые методы массового производства означали, что здания (и мебель) можно было производить быстро и относительно дешево.
За прошедшие годы современная архитектура распространилась по всему миру и расширилась, включив в себя региональные адаптации, которые отвечали местным потребностям и дизайнерским особенностям.
Современные архитекторы также исследовали, как материалы могут влиять на дизайн.
5 столпов идеологии и дизайна
Фото: © Elizabeth Daniels
Архитектор Луи И. Кан работал с доктором Джонасом Солком над проектом Института Солка, центра научных исследований, построенного в 1963 году в Сан-Диего, Калифорния. Кан использовал простые материалы, такие как бетон, тик, стекло и сталь, чтобы создать смелый современный дизайн.
1. Новые строительные материалы: До начала 20-го века строительные материалы ограничивались простыми предметами, такими как кирпич, камень и дерево. Но научные инновации привели к созданию совершенно новых материалов, таких как массовое производство стекла, стали, железобетона и чугуна. Захватывающий мир открылся для архитекторов — внезапно они смогли экспериментировать с материалами, которых раньше просто не было.
Церковь Христо Обреро, построенная в 1960 году по проекту Эладио Диесте
Фото: Леонардо Финотти
Церковь Христо Обреро в Уругвае применяет современные инженерные методы к традиционному материалу, такому как кирпич, для достижения выразительных изогнутых стен и волнистой формы.
Вдохновиться Наслаждайтесь историями об искусстве и новостями о выставках и мероприятиях Getty в нашей бесплатной электронной рассылке. Подпишитесь сейчассводчатая крыша.
В результате некоторые современные здания теперь демонстрируют признаки износа и старения. (Усилия по сохранению, такие как грантовая инициатива Фонда Гетти Keeping It Modern и инициатива Getty Conservation Institute по сохранению современной архитектуры, были созданы для предоставления ресурсов и помощи людям, которые заботятся об этих зданиях, в их сохранении и обслуживании).
Bauhaus Dessau, завершено в 1925 году. Дизайн Вальтера Гропиуса. Copyright J. Paul Getty Trust
Фото: Гейл Остергрен, 2003
Баухаус был немецкой школой дизайна, архитектуры и искусства, которая сосредоточилась на производстве функциональных предметов для массового производства. Просуществовал с 1919 по 1933 год.
3. Форма следует за функцией: До модернизма архитекторы привыкли ссылаться на исторические стили и формы в своих проектах. В 19 веке популярные стили включали изящное искусство, готическое возрождение и неоклассицизм. В этих стилях назначение здания не обязательно оказывало сильное влияние на его дизайн.
Например, в 1932 году Алвар Аалто спроектировал финский санаторий Паймио, который был построен для больных туберкулезом. Он использовал легкие в уходе материалы, никаких острых краев или украшений, которые могли бы собирать грязь, множество окон для помощи в «светотерапии», которая, как считается, помогает лечить туберкулез, и разместил разные отделения в отдельных крыльях, чтобы обеспечить максимум света и воздуха.
. Его дизайн дополнил и повысил способность здания соответствовать своему назначению.Когда модернизм перешел в 1980-х годов некоторые архитекторы начали сомневаться в минимализме, который долгое время характеризовал стиль. Идея о том, что архитектура должна способствовать социальному прогрессу, особенно когда 20-й век уже видел так много достижений, казалась менее необходимой, и некоторые критиковали несколько резкое появление модернизма. Кроме того, многие из принципов проектирования современной архитектуры теперь стали данностью — например, никто не стал бы проектировать фабрику или офис в стиле неоготики. Поэтому архитекторы снова начали экспериментировать с орнаментом, отказываясь от условности «форма следует за функцией» в пользу более «фривольных» особенностей и возврата к более традиционным строительным формам.
«Вы получаете такие элементы дизайна в архитектуре, которые демонстрируют, что дизайнер может поставить их на место, не имея на самом деле четкой функции», — сказал Антуан Вилмеринг, старший программный директор Getty Foundation.
Постмодернизм характеризуется сочетанием стилей дизайна, отсылок к исторической поп-культуре, пародий и излишеств. Современная архитектура, термин, часто используемый для описания архитектуры 21 века, не имеет одного характерного стиля. Он может включать в себя элементы модернизма, устойчивости и новых технологических и инженерных достижений. Тем не менее, вкусы разных архитекторов (и их клиентов) различаются, и вы можете немного украсить здание и по-прежнему считать его современным из-за общих принципов, которыми руководствуется его дизайн. Таким образом, можно сказать, что современная архитектура продолжает процветать и сегодня.
Casa de Vidro (Стеклянный дом), построенный в 1951 году по проекту Лины Бо Барди. Изображение предоставлено лицензией Creative Commons Attribution-Share Alike 4.0 International (CC BY-SA 4.0)
Фото: Лукас Медейрос
Casa de Vidro («Стеклянный дом») архитектора Лины Бо Барди воплощает современные принципы дизайна: стеклянные стены, взаимосвязанность с природой и открытыми комнатами.
4. Комфорт и здоровье: Идея о том, что дом или даже коммерческое здание должны быть спроектированы так, чтобы быть удобными, верите вы или нет, является новой идеей, представленной модернизмом. Мы должны благодарить модернизм за такие элементы, как связь с природой, просторные комнаты и много света. По мере того как ученые 20-го века узнавали больше о болезнях, гигиене, питании и других основах здоровья, архитекторы принимали элементы дизайна, которые дополняли эти открытия. Сравните это с досовременными зданиями, в которых, как правило, были маленькие окна, много комнат и стен, а также упор на защиту от непогоды и природы.
Железнодорожный вокзал Бейры, построенный в 1965 году по проекту Пауло де Мелу Сампайо, Жоао А. Гаризо ду Карму и Франсиско Хосе де Кастро. Изображение предоставлено по лицензии Creative Commons Attribution-Share Alike 2.0 Generic (CC BY-SA 2.0)
Фото: Эндрю Мур из Йоханнесбурга, Южная Африка
Железнодорожный вокзал Бейра в Мозамбике демонстрирует, как структуры 19-го века, такие как вокзалы, были переосмыслены в современном мире.