Стиль постмодернизм в архитектуре: Постмодернизм в архитектуре | Деловой квартал

Постмодернизм в архитектуре | Деловой квартал

Постмодернизм — это движение сейчас обычно называют «постмодернистской (Post-Modern) архитектурой» в силу того, что термин этот достаточно широк, чтобы охватить множество направлений, и тем не менее указывает все же на происхождение от модернизма. Стилистическое направление «постмодернизм» зародилось в архитектуре в 1970-1980х годах как реакция на уже исчерпавших себя модернизм и интернациональный стиль. Это был возврат к орнаменту, образности и более утонченному дизайну. Постмодернизм отрицал холодность и формализм, присущие предыдущим стилям. Помимо функциональности архитекторы старались привнести в свои сооружения сложные ассоциативные образы и увязать их с историческим городским окружением. Но это было слепым копированием предыдущих эпох. Проскальзывал лишь общий намек на старину.

Подобно своему прародителю, движение занимается текущими вопросами, изменением настоящего, однако в отличие от авангарда отказалось от мысли о постоянных нововведениях или о непрерывной революции. Постмодернизм возник в том числе с целью противопоставления себя безликой современной архитектуре, недовольство которой охватило общество к концу 1960-х.

Чарлз Дженкс, отец англо-американской ветви постмодернизма, заявил, что «модернизм умер в Сент-Луисе, Миссури, 15 июля 1972 г., в 15.32». Именно тогда был снесен ненавистный бетонный жилой комплекс «Прюит-Игоу».

Пик постмодернизма в архитектуре пришелся на 1977— 1992 гг., когда представителей этого течения главным образом занимали вопросы вкуса и способность архитектуры взаимодействовать с широкой общественностью. Одним из основателей постмодернизма был архитектор Роберт Вентури. В 1966 г. он написал книгу «Сложности и противоречия в архитектуре», в которой критиковал архитектуру функционализма. Архитектурное кредо Миса ван дер Роэ «меньше – значит больше Вентури перефразировал в «Меньше – значит скучнее». Он считал, что декоративные элементы столь же важны для здания, как и функциональность.

В книге «Уроки Лас-Вегаса» (1972 г. ) Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун подробно обсуждают данную тему, пытаясь доказать, что рекламные щиты на лас-вегасском Стрипе — это «почти нормально».

Из-за однотипности дешевой застройки городской пейзаж становился унылым и однообразным. С конца 1970-х гг. общественные центры строились с раскрашенными аркадами и колоннами. Ярким примером был построенный Чарльзом Муром в 1977 г. в Новом Орлеане комплекс «Пьяцца д Италия». В нем итальянская община проводила свои праздники и фестивали. Комплекс представлял собой смесь различных классических архитектурных элементов, которые располагались вокруг каменной карты Италии. В спланированных по сетевой системе городах-спутниках дома возводились с тяжелыми карнизами и фронтонами, декоративными колоннами на рустованных стилобатах; деревянные и каменные виллы имели скатные крыши, свисающие карнизы, слуховые окна и дымоходы (проекты Р. Вентури). Для декора интерьеров использовалась старомодная мебель.

В США появлялись величественные здания, размеры которых значительно превосходили небоскребы в стиле Мис ван дер Роэ. На их стеклянных поверхностях нельзя было различить поэтажного деления. Примером подобной архитектуры было построенное в Лос-Анджелесе в 1971-1976 гг. Сезаром Пелли здание Тихоокеанского центра дизайна.

Другим примером могло послужить возведенное в 1978 г. архитектором Филиппом Джонсоном здание Американской телеграфно-телефонной компании в Нью-Йорке.

В небоскребе можно было выделить базу, тело и венчание. Пропорции здания соотносились с принципами ордерной архитектуры. База была не столь массивной, что значительно облегчало ее восприятие. Тело здания представляло собой обрамленную серым гранитом стеклянную призму, а венчание являлось фронтоном с круглым разрывом посередине.

В стиле постмодернизма также творили такие знаменитые архитекторы, как Альдо Росси (проект кладбища в Модене, 1974 г.), братья Крие (градостроительные проекты, Ханс Холляйн (Бюро путешествий в Вене), Марио Бота (швейцарские виллы). Виллы Марио Бота были рассчитаны на одну семью. Они давали возможность уединиться от окружающего суетного мира.

Для вилл были характерны большие круглые окна с зеркальной поверхностью стекла, которая оберегала от любопытных взглядов. В своем проекте для бюро путешествий в Вене Ханс Холляйн пытался передать все те волнующие ощущения, которые испытывает человек, отправляясь в новые страны. Он использовал стальные пальмы, среди которых находились руины классической колонны. Над авиакассой парили орлы.

Другими способами коммуникации является использование исторических аллюзий, нередко пародийное, и возложение обязанности по взаимодействию с публикой на фасад, дизайн которого никак не связан с внутренним устройством здания.

Постмодернистское здание, если воспользоваться кратким определением, «говорит», обращая; одновременно, по крайней мере, к двум уровням к архитекторам и к заинтересованному меньшинству, которое волнуют специфические архитектурные значения, и к публике вообще или к местным жителям, которых заботят другие вопросы, связанные с комфортом, традициями в строительстве и образом жизни.

Таким образом, архитектура постмодернизма выглядит гибридной, и, если воспользоваться образным сравнением, скорее всего подобна фасаду классического греческого храма. Архитекторы могут читать скрытые метафоры и тонкие значения барабанов колонн, в то время как публика откликается на явные метафоры и обращения скульптор.

Безусловно, каждый каким-то образом откликается на оба кода значений, так же как и в постмодернистском здании, но, конечно, с различной степенью интенсивности и понимания, и именно это разрыв во вкусовых культурах и создает как теоретическую базу, так и «двойное кодирование» постмодернизма. Дуалистичный образ классического храма — полезная визуальная формула, которую следует держать в уме в качестве объединяющего фактора при рассмотрении различных отклонений от модернизма, Здания, наиболее характерные для постмодернизма, обнаруживают признаки сознательной дуалистичности.

Определение «постмодернистский» было впервые введено в широкое употребление в сфере искусства и начиная примерно с 1976 г. стало применяться к новейшим тенденциям, которые противоречат ортодоксальному модернизму (см. приложение с источниками). Подхваченное «Ньюсуик» и родственными журналами, это определение стало затем прилагаться ко всем постройкам, которые не походили на прямоугольные коробки «международного стиля».

К крупнейшим постмодернистским сооружениям относятся здание муниципальных служб в Портленде (Майкл Грейвс, 1982 г.), здание AT&T в Нью-Йорке (Филип Джонсон, 1984 г.) и Государственная галерея в Штутгарте (Джеймс Стирлинг, 1984 г.).

Под «постмодернистским» стали понимать, таким образом, любое здание с забавными странностями либо с чувственной образностью — определение, которое, как увидит читатель, я нахожу слишком общим. Этот смысл термина, впервые использованный Николаусом Певзнером в его нападении на «антипионеров» (1966), подразумевает некоторых скульпторов-декораторов и украшателей: их здания действительно не осуществляют последовательной коммуникации, так как закодированы исключительно на эстетическом уровне.

Таким образом, термин «постмодернистский» следует пояснить и использовать более точно с тем, чтобы вообще охватывать только тех проектировщиков, которые осознают архитектуру как язык. Архитектуру постмодернизма отличает также положительное отношение к метафоричности зданий, воспроизведению местных особенностей и особой двойственности решения пространства. Следовательно, лишь многозначное определение может охватить все многообразие аспектов. По той же причине нет ни одного архитектора, кто охватил бы все многообразие направлений, и ни одного здания, в котором они объединились бы.

«Новая архитектура» страдала от элитарности. Постмодернизм стремился преодолеть эту элитарность не путем опрощения, а расширяя язык архитектуры во многих различных направлениях — в сторону освоения местных особенностей, традиции, коммерческого слэнга улицы.

В адрес архитектуры посмодернизма часто слышалась критика в том, что она пыталась возродить прошедшие исторические эпохи, а не двигаться вперед в поисках новых мотивов и форм. Но, несмотря на все это, архитекторам удалось найти хрупкую гармонию между современными постройками и историческими сооружениями, вернув архитектуре ее красоту и утонченность.

Читайте также:
Архитектурные стили и течения

Архитектура модернизма, постмодернизма, деконструктивизма

А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Модернизм | Постмодернизм | Деконструктивизм


Дома в стиле модернизма, Франция

Вилла Савой, 1931, Пуасси

Жилые дома в стиле модернизма

Жилые дома в стиле модернизма, Чикаго

Дом для семьи, Марио Ботта, Швейцария

Музей цивилизации, Канада, Монреаль

Большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере, 1887-1985) – один из основоположников модернизма или интернационального стиля.

Практик и теоретик в области градостроительства и жилого строительства, он стремился ответить на реальные запросы жизни, учитывая возможности, которые дает современная техника. Его идеал – простота в точность ясных геометрических объемов железобетонных конструкций, открывших богатейшие возможности и для принципиально новых объемно-пространственных композиций и форм. Преклоняясь перед машинной, современной техникой, Ле Корбюзье, в отличие от многих своих современников, понимал архитектуру как искусство и уделял значительное внимание эмоциональному воздействию ее образов.
Подробнее об архитектуре модернизма… ►

Архитектура постмодернизма


Музей прикладного искусства, Роберт Майер, 1980-1985 США, Атланта

Пьяцца д’Италия Чарльз Мур, 1975-1980 США, Новый Орлеан

Здание центра связи и почты Канада, Торонто

Музей изящных искусств, Роберт Майер США, Джорджия

Отель Марриот, Сан-Франциско Калифорния

Комплекс корпоративных зданий Skyline, Сингапур

Комплекс зданий торгового центра, Ямасаки и Рот, США, Нью-Йорк

Комплекс корпоративных зданий, Канада, Монреаль

Комплекс концертных залов, Франция, Париж

Во второй половине двадцатого века новаторский дух модернизма и интернационального стиля себя исчерпал. Городская среда стала дискомфортной в связи с дешевой застройкой домами, выдержанными в духе чистого рационального функционализма, создающими ощущение уныния, монотонности и однообразия. Когда надоедают формалистические холодные постройки «белого модернизма», скупые формы «минимальной архитектуры» функционализма, культ техники и конструкций «хайтек», некоторые архитекторы делают попытку изменить формальный язык архитектуры, вернув в него формы из прошлых веков, исключенные из практики орнамент, цвет и прочие «лишние» элементы. Но было бы неверно ограничивать суть нового движения одним лишь ностальгическим обращением к историческим формами прошлого, хотя оно сыграло большую роль в сложении нового стиля, названного его теоретиками постмодернизмом.

Подробнее об архитектуре постмодернизма… ►

Архитектура деконструктивизма


Музей воздухоплавания, архитектор Франко Гери, Лос-Анджелес

Колумбийский общественный центр, архитектор Питер Эйзенман

Институт солнца, Бениш, 1989, Штутгарт, Германия

Казино остров Нотр-Дам, Канада, Монреаль

Дом для семьи, Франко Гери, Швейцария, Базель

Жилой дом, Кари Куосима, Япония

Асуши Китагавара

Эрик Мосс

Ральф Эрскин

Жилые дома, созданные архитекторами в стиле деконструктивизма

Прогрессивные завоевания в области архитектуры, однако, часто используются в чисто формалистических целях, уводящих от рационалистических решений строительных задач. Термин «деконструктивизм» был введен в оборот французским философом Жаком Дерида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом и принятой его интерпретацией. Этот метод распространился и на изобразительное искусство, и на архитектуру, как реакция на западную метафизическую философию. Деконструктивизм как направление в архитектуре 20 века появляется в конце 80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида, это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода к архитектуре как виду искусства.

Подробнее об архитектуре деконструктивизма… ►

Междуречье
Египет
Крит
Этрурия
Эллада
Рим
Византия
Каролинги
Древняя Русь
Романское
искусство
Готика
Ислам
Буддизм
Мезоамерика
Ренессанс
Барокко
Рококо
Классицизм
Историзм
Ампир
Модерн
Органика
Конструктивизм
Модернизм
Постмодернизм
Деконструктивизм

Постмодерн | Словарь архитектуры и дизайна

Реакция на модернизм

Постмодернизм зародился как критика. К концу 1960-х и началу 1970-х модернизм уже не считался радикальным или даже актуальным. Дизайнеры начали задаваться вопросом, действительно ли архитектура может быть утопическим средством для решения социальных проблем, как утверждали более радикальные модернисты. Чикагский архитектор и провокатор Стэнли Тайгерман проиллюстрировал эту гибель в своем памятном фотомонтаже 1978 года « Титаник 9».0006 . В нем Тайгерман показывает культовый Краун-холл Людвига Мис ван дер Роэ 1956 года в Иллинойском технологическом институте (альма-матер Тайгермана), погружающийся в озеро Мичиган. В 2015 году Тайгерман представил ответ на свою оригинальную работу под названием New Titanic «The Epiphany» .

Бурное время

Постмодернистские тенденции и идеи возникли в 1960-х годах, когда проекты обновления городов привели к повсеместному сносу многих исторических построек в городских центрах, таких как Чикаго. Битвы за сохранение скромных кварталов, а также городских икон (например, нью-йоркского Пенсильванского вокзала) заставили многих задаться вопросом, как страна признала свое историческое наследие — и признала ли она вообще. На протяжении последних десятилетий 20-го века глобальные перспективы и массовая культура определялись такими вещами, как нефтяное эмбарго ОПЕК; ранние попытки разработки пассивной энергии; окончание холодной войны; корпоративный избыток; новые направления в абстрактном искусстве; и подъем хип-хопа. Многие постмодернистские архитекторы и художники отреагировали на эти культурные сдвиги.

Влиятельные книги

В эпоху постмодерна было опубликовано несколько влиятельных текстов, которые представили новые фразы, теории и способы видения искусственной среды конца 1960-х и начала 1970-х годов. В 1966 году архитектор Роберт Вентури написал проект «Сложность и противоречие в архитектуре» , в котором утверждалось «богатство значения, а не ясность значения» в зданиях. «Меньше скучно», — заявил он в ответ на знаменитую цитату Миса ван дер Роэ «Меньше значит больше». В 1968 лет Вентури, его партнер Дениз Скотт Браун и архитектор Стив Изенур взяли свой класс студентов-архитекторов Йельского университета в Лас-Вегас, утверждая, что коммерческая полоса была американским эквивалентом римской площади или площади и, следовательно, заслуживала изучения. Позже исследование было опубликовано под названием « Learning from Las Vegas », в котором были введены термины «утка» и «украшенный сарай» для описания архитектуры того времени. К 1977 году архитектор и теоретик Чарльз Дженкс написал «Язык постмодернизма».0006 — термин, заимствованный из литературы, — в попытке объяснить международный отход от модернизма.

Характеристики

В 2011 году Музей Виктории и Альберта в Лондоне организовал масштабную выставку постмодернизма. Архитектурные критики сегодня могут смотреть на последние десятилетия 20-го века и качать головой из-за декоративного излишества и «поп-культурной пародии» того времени. Но кураторы V & A серьезно подошли к исследованию общих черт постмодернизма. Они выделили четыре характеристики: цитата, метафора, множественность и пародия. Постмодернистское здание, такое как 19Библиотека Гарольда Вашингтона 91 года с ее преувеличенным орнаментом и отсылками к историческим зданиям Чикаго ясно иллюстрирует эти идеи.

Постмодернизм пересекает все аспекты жизни и дизайна

Очень сложно дать определение постмодернизму, и многие архитекторы и художники сопротивляются его классификации. Постмодернистские идеи можно было найти в самых разных творческих областях, растворивших границы между ними, в том числе: в литературе, изобразительном искусстве, графике, промышленном дизайне, театре и танце. В архитектуре постмодернизм — это не столько отдельный стиль, сколько объединение многих стилей, заимствованных из истории, реагирующих на городской контекст и охватывающих декоративные традиции. Постмодернизм был, как писала историк Мэри Маклеод, «желанием сделать архитектуру средством культурного самовыражения».

Что такое постмодернизм? | ArchDaily

Что такое постмодернизм?

Les Orgues de Flandre, 19-й округ Парижа, 2014 г. Изображение © Laurent Kronental
  • Автор: Camilla Ghisleni | Перевод Тарсила Дудуч

Как уже указывает приставка, постмодернизм является поворотным моментом в истории, тем самым доказывая готовность ученых определить эту новую эпоху на основе отказа от предыдущего движения . Постмодернизм возник в 19 в.60-е как отход от модернизма. В качестве реакции на строгость, формальность и отсутствие разнообразия в современной архитектуре, особенно в интернациональном стиле, отстаиваемом Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, постмодернизм защищает архитектуру, полную знаков и символов, которые могут передавать культурные ценности. Постмодернизм — это реакция на однородность и скучность, восхваляющая различия и стремящаяся создавать здания, чувствительные к контексту, в котором они построены.

+ 5

Архитектор и теоретик Роберт Вентури сыграл важную роль в истории области как один из первых авторов, написавших на тему постмодернизма в своей книге «Сложность и противоречие в архитектуре » (1966). В этом «мягком манифесте» Вентури определяет постмодерн как элементы, которые являются «скорее гибридными, чем чистыми, компромиссными, а не чистыми, искаженными, а не прямыми, двусмысленными, а не артикулированными, извращенными, а также безличными, скучными, а также интересными, условными, а не абстрактными». спроектированный, приспособленный, а не исключающий, избыточный, а не простой, рудиментарный, а также новаторский, непоследовательный и двусмысленный». Вентури продолжает проводить параллель между характеристиками модернизма и их аналогами в постмодернизме, такими как упрощение и сложность, исключительность и напряженность, единство и беспорядочная жизненность. Вместо жестких доктрин модернизма Вентури предлагает включить исторические элементы, необычные материалы, а также использовать фрагментацию и модуляцию, уделяя основное внимание фасаду. Другими словами, постмодернизм представляет новые способы мышления о зданиях настолько, что в ответ на знаменитое изречение Мис ван дер Роэ «Меньше значит больше» Вентури ответил, что «Меньше скучно», анекдот, который говорит о многом. об этом стиле.

Дом Ванна Вентури / Роберт Вентури. Image © Maria Buszek

Наряду с Вентури этот стиль также процветал в работах Майкла Грейвса, Чарльза Мура и Филипа Джонсона в США, Альдо Росси в Италии и других, особенно с 1980-х по 1990-е годы. Здание Джонсона AT&T, открывшееся в 1984 году в Нью-Йорке, стало известно как «Декларация независимости» от модернизма и представляет собой симметричную башню, обшитую розовым гранитом и увенчанную короной, напоминающей сломанный фронтон. В то время как Джонсон помог утвердить модернистскую архитектуру в Соединенных Штатах, его больше всего очаровала идея нового, поэтому он перешел к экспериментам с декоративным классицизмом и повторному использованию исторических элементов в стиле, который впоследствии стал известен как постмодернизм.

Здание AT&T / Филип Джонсон. Image © David Shankbone

В конце 1990-х движение разделилось на множество новых направлений, включая архитектуру высоких технологий, неоклассицизм и деконструктивизм. Однако стоит отметить, что попытка определить постмодернистскую архитектуру путем выявления и категоризации конкретных характеристик противоречит плюралистическому видению движения, которое отвергает универсализм и защищает множественность нарративов. По этой причине сегодня он используется как общий термин для ряда новых архитектурных выражений, направленных на критику современной архитектуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *