Стиль постмодернизм в архитектуре: Постмодернизм в архитектуре | Деловой квартал
Постмодернизм в архитектуре | Деловой квартал
Постмодернизм — это движение сейчас обычно называют «постмодернистской (Post-Modern) архитектурой» в силу того, что термин этот достаточно широк, чтобы охватить множество направлений, и тем не менее указывает все же на происхождение от модернизма. Стилистическое направление «постмодернизм» зародилось в архитектуре в 1970-1980х годах как реакция на уже исчерпавших себя модернизм и интернациональный стиль. Это был возврат к орнаменту, образности и более утонченному дизайну. Постмодернизм отрицал холодность и формализм, присущие предыдущим стилям. Помимо функциональности архитекторы старались привнести в свои сооружения сложные ассоциативные образы и увязать их с историческим городским окружением. Но это было слепым копированием предыдущих эпох. Проскальзывал лишь общий намек на старину.
Подобно своему прародителю, движение занимается текущими вопросами, изменением настоящего, однако в отличие от авангарда отказалось от мысли о постоянных нововведениях или о непрерывной революции. Постмодернизм возник в том числе с целью противопоставления себя безликой современной архитектуре, недовольство которой охватило общество к концу 1960-х.
Чарлз Дженкс, отец англо-американской ветви постмодернизма, заявил, что «модернизм умер в Сент-Луисе, Миссури, 15 июля 1972 г., в 15.32». Именно тогда был снесен ненавистный бетонный жилой комплекс «Прюит-Игоу».
Пик постмодернизма в архитектуре пришелся на 1977— 1992 гг., когда представителей этого течения главным образом занимали вопросы вкуса и способность архитектуры взаимодействовать с широкой общественностью. Одним из основателей постмодернизма был архитектор Роберт Вентури. В 1966 г. он написал книгу «Сложности и противоречия в архитектуре», в которой критиковал архитектуру функционализма. Архитектурное кредо Миса ван дер Роэ «меньше – значит больше Вентури перефразировал в «Меньше – значит скучнее». Он считал, что декоративные элементы столь же важны для здания, как и функциональность.
В книге «Уроки Лас-Вегаса» (1972 г. ) Роберт Вентури и Дениз Скотт Браун подробно обсуждают данную тему, пытаясь доказать, что рекламные щиты на лас-вегасском Стрипе — это «почти нормально».
Из-за однотипности дешевой застройки городской пейзаж становился унылым и однообразным. С конца 1970-х гг. общественные центры строились с раскрашенными аркадами и колоннами. Ярким примером был построенный Чарльзом Муром в 1977 г. в Новом Орлеане комплекс «Пьяцца д Италия». В нем итальянская община проводила свои праздники и фестивали. Комплекс представлял собой смесь различных классических архитектурных элементов, которые располагались вокруг каменной карты Италии. В спланированных по сетевой системе городах-спутниках дома возводились с тяжелыми карнизами и фронтонами, декоративными колоннами на рустованных стилобатах; деревянные и каменные виллы имели скатные крыши, свисающие карнизы, слуховые окна и дымоходы (проекты Р. Вентури). Для декора интерьеров использовалась старомодная мебель.
В США появлялись величественные здания, размеры которых значительно превосходили небоскребы в стиле Мис ван дер Роэ. На их стеклянных поверхностях нельзя было различить поэтажного деления. Примером подобной архитектуры было построенное в Лос-Анджелесе в 1971-1976 гг. Сезаром Пелли здание Тихоокеанского центра дизайна.
Другим примером могло послужить возведенное в 1978 г. архитектором Филиппом Джонсоном здание Американской телеграфно-телефонной компании в Нью-Йорке.
В небоскребе можно было выделить базу, тело и венчание. Пропорции здания соотносились с принципами ордерной архитектуры. База была не столь массивной, что значительно облегчало ее восприятие. Тело здания представляло собой обрамленную серым гранитом стеклянную призму, а венчание являлось фронтоном с круглым разрывом посередине.
В стиле постмодернизма также творили такие знаменитые архитекторы, как Альдо Росси (проект кладбища в Модене, 1974 г.), братья Крие (градостроительные проекты, Ханс Холляйн (Бюро путешествий в Вене), Марио Бота (швейцарские виллы). Виллы Марио Бота были рассчитаны на одну семью. Они давали возможность уединиться от окружающего суетного мира.
Для вилл были характерны большие круглые окна с зеркальной поверхностью стекла, которая оберегала от любопытных взглядов. В своем проекте для бюро путешествий в Вене Ханс Холляйн пытался передать все те волнующие ощущения, которые испытывает человек, отправляясь в новые страны. Он использовал стальные пальмы, среди которых находились руины классической колонны. Над авиакассой парили орлы.
Другими способами коммуникации является использование исторических аллюзий, нередко пародийное, и возложение обязанности по взаимодействию с публикой на фасад, дизайн которого никак не связан с внутренним устройством здания.
Постмодернистское здание, если воспользоваться кратким определением, «говорит», обращая; одновременно, по крайней мере, к двум уровням к архитекторам и к заинтересованному меньшинству, которое волнуют специфические архитектурные значения, и к публике вообще или к местным жителям, которых заботят другие вопросы, связанные с комфортом, традициями в строительстве и образом жизни.
Таким образом, архитектура постмодернизма выглядит гибридной, и, если воспользоваться образным сравнением, скорее всего подобна фасаду классического греческого храма. Архитекторы могут читать скрытые метафоры и тонкие значения барабанов колонн, в то время как публика откликается на явные метафоры и обращения скульптор.
Безусловно, каждый каким-то образом откликается на оба кода значений, так же как и в постмодернистском здании, но, конечно, с различной степенью интенсивности и понимания, и именно это разрыв во вкусовых культурах и создает как теоретическую базу, так и «двойное кодирование» постмодернизма. Дуалистичный образ классического храма — полезная визуальная формула, которую следует держать в уме в качестве объединяющего фактора при рассмотрении различных отклонений от модернизма, Здания, наиболее характерные для постмодернизма, обнаруживают признаки сознательной дуалистичности.
Определение «постмодернистский» было впервые введено в широкое употребление в сфере искусства и начиная примерно с 1976 г. стало применяться к новейшим тенденциям, которые противоречат ортодоксальному модернизму (см. приложение с источниками). Подхваченное «Ньюсуик» и родственными журналами, это определение стало затем прилагаться ко всем постройкам, которые не походили на прямоугольные коробки «международного стиля».
К крупнейшим постмодернистским сооружениям относятся здание муниципальных служб в Портленде (Майкл Грейвс, 1982 г.), здание AT&T в Нью-Йорке (Филип Джонсон, 1984 г.) и Государственная галерея в Штутгарте (Джеймс Стирлинг, 1984 г.).
Под «постмодернистским» стали понимать, таким образом, любое здание с забавными странностями либо с чувственной образностью — определение, которое, как увидит читатель, я нахожу слишком общим. Этот смысл термина, впервые использованный Николаусом Певзнером в его нападении на «антипионеров» (1966), подразумевает некоторых скульпторов-декораторов и украшателей: их здания действительно не осуществляют последовательной коммуникации, так как закодированы исключительно на эстетическом уровне.
Таким образом, термин «постмодернистский» следует пояснить и использовать более точно с тем, чтобы вообще охватывать только тех проектировщиков, которые осознают архитектуру как язык. Архитектуру постмодернизма отличает также положительное отношение к метафоричности зданий, воспроизведению местных особенностей и особой двойственности решения пространства. Следовательно, лишь многозначное определение может охватить все многообразие аспектов. По той же причине нет ни одного архитектора, кто охватил бы все многообразие направлений, и ни одного здания, в котором они объединились бы.
«Новая архитектура» страдала от элитарности. Постмодернизм стремился преодолеть эту элитарность не путем опрощения, а расширяя язык архитектуры во многих различных направлениях — в сторону освоения местных особенностей, традиции, коммерческого слэнга улицы.
В адрес архитектуры посмодернизма часто слышалась критика в том, что она пыталась возродить прошедшие исторические эпохи, а не двигаться вперед в поисках новых мотивов и форм. Но, несмотря на все это, архитекторам удалось найти хрупкую гармонию между современными постройками и историческими сооружениями, вернув архитектуре ее красоту и утонченность.
Читайте также:
Архитектурные стили и течения
Архитектура модернизма, постмодернизма, деконструктивизма
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
Модернизм | Постмодернизм | Деконструктивизм
Дома в стиле модернизма, Франция
Вилла Савой, 1931, Пуасси
Жилые дома в стиле модернизма
Жилые дома в стиле модернизма, Чикаго
Дом для семьи, Марио Ботта, Швейцария
Музей цивилизации, Канада, Монреаль
Большое воздействие на развитие мировой архитектуры оказал выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье (настоящее имя Шарль-Эдуард Жаннере, 1887-1985) – один из основоположников модернизма или интернационального стиля.
Подробнее об архитектуре модернизма… ►
Архитектура постмодернизма
Музей прикладного искусства, Роберт Майер, 1980-1985 США, Атланта
Пьяцца д’Италия Чарльз Мур, 1975-1980 США, Новый Орлеан
Здание центра связи и почты Канада, Торонто
Музей изящных искусств, Роберт Майер США, Джорджия
Отель Марриот, Сан-Франциско Калифорния
Комплекс корпоративных зданий Skyline, Сингапур
Комплекс зданий торгового центра, Ямасаки и Рот, США, Нью-Йорк
Комплекс корпоративных зданий, Канада, Монреаль
Комплекс концертных залов, Франция, Париж
Во второй половине двадцатого века новаторский дух модернизма и интернационального стиля себя исчерпал.
Городская среда стала дискомфортной в связи с дешевой застройкой домами, выдержанными в духе чистого рационального функционализма,
создающими ощущение уныния, монотонности и однообразия. Когда надоедают формалистические холодные постройки «белого модернизма»,
скупые формы «минимальной архитектуры» функционализма, культ техники и конструкций «хайтек»,
некоторые архитекторы делают попытку изменить формальный язык архитектуры,
вернув в него формы из прошлых веков, исключенные из практики орнамент, цвет и
прочие «лишние» элементы. Но было бы неверно ограничивать суть нового движения
одним лишь ностальгическим обращением к историческим формами прошлого, хотя оно
сыграло большую роль в сложении нового стиля, названного его теоретиками постмодернизмом.
Архитектура деконструктивизма
Музей воздухоплавания, архитектор Франко Гери, Лос-Анджелес
Колумбийский общественный центр, архитектор Питер Эйзенман
Институт солнца, Бениш, 1989, Штутгарт, Германия
Казино остров Нотр-Дам, Канада, МонреальДом для семьи, Франко Гери, Швейцария, Базель
Жилой дом, Кари Куосима, Япония
Асуши Китагавара
Эрик Мосс
Ральф Эрскин
Жилые дома, созданные архитекторами в стиле деконструктивизма
Прогрессивные завоевания в области архитектуры, однако, часто используются в чисто формалистических целях, уводящих от рационалистических решений строительных задач. Термин «деконструктивизм» был введен в оборот французским философом Жаком Дерида и использовался в литературоведении для обозначения такого способа прочтения произведения, когда сознательно создается конфликт между смыслом
и принятой его интерпретацией. Этот метод распространился и на изобразительное искусство, и на архитектуру, как реакция на западную метафизическую философию. Деконструктивизм как направление в архитектуре 20 века появляется в конце 80-х годов. По определению теоретика деконструктивизма Жака Дерида,
это не стиль, а метод, подход архитекторов к основам основ традиционного подхода
к архитектуре как виду искусства.
Междуречье Египет Крит |
Этрурия Эллада Рим |
Византия Каролинги Древняя Русь |
Романское искусство Готика |
Ислам Буддизм Мезоамерика |
Ренессанс Барокко Рококо |
Классицизм Историзм Ампир |
Модерн Органика Конструктивизм |
Модернизм Постмодернизм Деконструктивизм |
Постмодерн | Словарь архитектуры и дизайна
Реакция на модернизм
Постмодернизм зародился как критика. К концу 1960-х и началу 1970-х модернизм уже не считался радикальным или даже актуальным. Дизайнеры начали задаваться вопросом, действительно ли архитектура может быть утопическим средством для решения социальных проблем, как утверждали более радикальные модернисты. Чикагский архитектор и провокатор Стэнли Тайгерман проиллюстрировал эту гибель в своем памятном фотомонтаже 1978 года « Титаник 9».0006 . В нем Тайгерман показывает культовый Краун-холл Людвига Мис ван дер Роэ 1956 года в Иллинойском технологическом институте (альма-матер Тайгермана), погружающийся в озеро Мичиган. В 2015 году Тайгерман представил ответ на свою оригинальную работу под названием New Titanic «The Epiphany» .
Бурное время
Постмодернистские тенденции и идеи возникли в 1960-х годах, когда проекты обновления городов привели к повсеместному сносу многих исторических построек в городских центрах, таких как Чикаго. Битвы за сохранение скромных кварталов, а также городских икон (например, нью-йоркского Пенсильванского вокзала) заставили многих задаться вопросом, как страна признала свое историческое наследие — и признала ли она вообще. На протяжении последних десятилетий 20-го века глобальные перспективы и массовая культура определялись такими вещами, как нефтяное эмбарго ОПЕК; ранние попытки разработки пассивной энергии; окончание холодной войны; корпоративный избыток; новые направления в абстрактном искусстве; и подъем хип-хопа. Многие постмодернистские архитекторы и художники отреагировали на эти культурные сдвиги.
Влиятельные книги
В эпоху постмодерна было опубликовано несколько влиятельных текстов, которые представили новые фразы, теории и способы видения искусственной среды конца 1960-х и начала 1970-х годов. В 1966 году архитектор Роберт Вентури написал проект «Сложность и противоречие в архитектуре» , в котором утверждалось «богатство значения, а не ясность значения» в зданиях. «Меньше скучно», — заявил он в ответ на знаменитую цитату Миса ван дер Роэ «Меньше значит больше». В 1968 лет Вентури, его партнер Дениз Скотт Браун и архитектор Стив Изенур взяли свой класс студентов-архитекторов Йельского университета в Лас-Вегас, утверждая, что коммерческая полоса была американским эквивалентом римской площади или площади и, следовательно, заслуживала изучения. Позже исследование было опубликовано под названием « Learning from Las Vegas », в котором были введены термины «утка» и «украшенный сарай» для описания архитектуры того времени. К 1977 году архитектор и теоретик Чарльз Дженкс написал «Язык постмодернизма».0006 — термин, заимствованный из литературы, — в попытке объяснить международный отход от модернизма.
Характеристики
В 2011 году Музей Виктории и Альберта в Лондоне организовал масштабную выставку постмодернизма. Архитектурные критики сегодня могут смотреть на последние десятилетия 20-го века и качать головой из-за декоративного излишества и «поп-культурной пародии» того времени. Но кураторы V & A серьезно подошли к исследованию общих черт постмодернизма. Они выделили четыре характеристики: цитата, метафора, множественность и пародия. Постмодернистское здание, такое как 19Библиотека Гарольда Вашингтона 91 года с ее преувеличенным орнаментом и отсылками к историческим зданиям Чикаго ясно иллюстрирует эти идеи.
Постмодернизм пересекает все аспекты жизни и дизайна
Очень сложно дать определение постмодернизму, и многие архитекторы и художники сопротивляются его классификации. Постмодернистские идеи можно было найти в самых разных творческих областях, растворивших границы между ними, в том числе: в литературе, изобразительном искусстве, графике, промышленном дизайне, театре и танце. В архитектуре постмодернизм — это не столько отдельный стиль, сколько объединение многих стилей, заимствованных из истории, реагирующих на городской контекст и охватывающих декоративные традиции. Постмодернизм был, как писала историк Мэри Маклеод, «желанием сделать архитектуру средством культурного самовыражения».
Что такое постмодернизм? | ArchDaily
Что такое постмодернизм?
Les Orgues de Flandre, 19-й округ Парижа, 2014 г. Изображение © Laurent Kronental- Автор: Camilla Ghisleni | Перевод Тарсила Дудуч
Как уже указывает приставка, постмодернизм является поворотным моментом в истории, тем самым доказывая готовность ученых определить эту новую эпоху на основе отказа от предыдущего движения . Постмодернизм возник в 19 в.60-е как отход от модернизма. В качестве реакции на строгость, формальность и отсутствие разнообразия в современной архитектуре, особенно в интернациональном стиле, отстаиваемом Ле Корбюзье и Мис ван дер Роэ, постмодернизм защищает архитектуру, полную знаков и символов, которые могут передавать культурные ценности. Постмодернизм — это реакция на однородность и скучность, восхваляющая различия и стремящаяся создавать здания, чувствительные к контексту, в котором они построены.
+ 5
Архитектор и теоретик Роберт Вентури сыграл важную роль в истории области как один из первых авторов, написавших на тему постмодернизма в своей книге «Сложность и противоречие в архитектуре » (1966). В этом «мягком манифесте» Вентури определяет постмодерн как элементы, которые являются «скорее гибридными, чем чистыми, компромиссными, а не чистыми, искаженными, а не прямыми, двусмысленными, а не артикулированными, извращенными, а также безличными, скучными, а также интересными, условными, а не абстрактными». спроектированный, приспособленный, а не исключающий, избыточный, а не простой, рудиментарный, а также новаторский, непоследовательный и двусмысленный». Вентури продолжает проводить параллель между характеристиками модернизма и их аналогами в постмодернизме, такими как упрощение и сложность, исключительность и напряженность, единство и беспорядочная жизненность. Вместо жестких доктрин модернизма Вентури предлагает включить исторические элементы, необычные материалы, а также использовать фрагментацию и модуляцию, уделяя основное внимание фасаду. Другими словами, постмодернизм представляет новые способы мышления о зданиях настолько, что в ответ на знаменитое изречение Мис ван дер Роэ «Меньше значит больше» Вентури ответил, что «Меньше скучно», анекдот, который говорит о многом. об этом стиле.
Наряду с Вентури этот стиль также процветал в работах Майкла Грейвса, Чарльза Мура и Филипа Джонсона в США, Альдо Росси в Италии и других, особенно с 1980-х по 1990-е годы. Здание Джонсона AT&T, открывшееся в 1984 году в Нью-Йорке, стало известно как «Декларация независимости» от модернизма и представляет собой симметричную башню, обшитую розовым гранитом и увенчанную короной, напоминающей сломанный фронтон. В то время как Джонсон помог утвердить модернистскую архитектуру в Соединенных Штатах, его больше всего очаровала идея нового, поэтому он перешел к экспериментам с декоративным классицизмом и повторному использованию исторических элементов в стиле, который впоследствии стал известен как постмодернизм.
В конце 1990-х движение разделилось на множество новых направлений, включая архитектуру высоких технологий, неоклассицизм и деконструктивизм. Однако стоит отметить, что попытка определить постмодернистскую архитектуру путем выявления и категоризации конкретных характеристик противоречит плюралистическому видению движения, которое отвергает универсализм и защищает множественность нарративов. По этой причине сегодня он используется как общий термин для ряда новых архитектурных выражений, направленных на критику современной архитектуры.