Стиль рококо в архитектуре примеры: есть ли постройки в этом стиле в Москве?

Содержание

Монументальная роскошь: архитектура барокко и рококо в Российской Империи

?

Previous Entry | Next Entry

От готических храмов и дворцов эпохи Ренессанса мы, следом за историей архитектуры, перейдем к двум заметным стилям: барокко и рококо. Эти направления последовательно развивались во всей Западной Европе, включая Россию. Поскольку тема для изучения действительно обширная, в этом материале мы остановимся на том, какое отражение нашли барокко и рококо на территории Российской империи, прежде всего, в Санкт-Петербурге и Москве.

Начнем с вычурного и роскошного стиля барокко. Этот стиль возник в Италии в конце XVI века и развился из маньеризма. Характерные особенности барокко — торжественность и пышность декоративного убранства, использование криволинейных форм, увлечение авторов визуальными эффектами. Стиль барокко стал первым общемировым архитектурным стилем, распространившимся на всю Европу и даже Америку.

Русское барокко несколько отличается от европейского: в то время как мастера западного стиля смело нарушали каноны строительства прошлых веков, и на первое место ставились необычные формы, здания же в России характеризует большая упорядоченность и структурность и простота архитектурных планов. Вторая важная деталь — мажорные, яркие краски, смелые цветовые контрасты. Очень часто в оформлении зданий использовалось золочение.

Поскольку барокко в России было не таким экспериментальным, как в Европе, это коснулось и оформления оконных и дверных проемов: для российских зданий были характерны скорее прямоугольные окна, нежели овальные и полуциркульные. Однако богатый декор присутствовал и на них.

Развитие барочного искусства и, в частности, архитектуры в России приходится на начало XVIII века и связано с ростом и укреплением абсолютной монархии.

Страна стала империей, а императорам нужны были пышные дворцы, ни в чем не уступающие французскому Версалю.

Исследователи выделяют три периода: московское барокко, в котором строились церкви и храмы, петровское, более строгое барокко, и, наконец, зрелое позднее барокко, также называемое «Елизаветинским» — пожалуй, самый известный пример русского барокко.

К первому периоду относятся постройки, возведенные в конце XVII-начале XVIII века в Москве. Часть исследователей относит их скорее к ренессансному стилю, поскольку прямого влияния европейского барокко здесь не прослеживалось. Самое характерное здание — комплекс Новодевичьего монастыря. Стиль московского барокко служит связующим звеном между патриархальными постройками старой Москвы и новыми домами Петровской эпохи.

В стиле петровского барокко построены самые первые здания в Санкт-Петербурге, будущей столице огромной Российской Империи. Архитектурный стиль, который он выбрал для Санкт-Петербурга, во многом опирается на работы голландских, немецких и шведских архитекторов.

Петровское барокко стоит особняком от пышного, даже в чем-то византийского московского: зданиям свойственны простота и сдержанность.

В новую столицу по приглашению Петра прибыли архитекторы Доменико Трезини, Джованни Мария Фонтана, Георг Маттарнови и некоторые другие. У них учился талантливый мастер Михаил Земцов, который, вместе с наставником Маттарнови, построил знаменитую Кунсткамеру. Земцов также спроектировал план застройки Петергофа, бывшего до того населенным пунктом с хаотично расположенными зданиями. Второе яркое строение петровского барокко, Меншиковский дворец (сейчас один из филиалов Эрмитажа), принадлежит авторству Фонтана и Шеделя.

Отличительной особенностью елизаветинского барокко было величие и роскошь. Главным мастером этого стиля стал итальянский архитектор Франческо Бартоломео Растрелли. Ему были свойственны пышность убранства, двух-трехцветные схемы окрашивания, использование позолоты, а также исполинские масштабы построек. Растрелли спроектировал классические образцы русского барокко — Зимний дворец, Екатерининский дворец в Царском селе, Большой дворец в Петергофе.

Сохранились чертежи оконных проемов для Зимнего дворца. Обратите внимание на необычные обрамления.

В Большой галерее, главном зале Большого дворца Петергофа, присутствуют не только множество настоящих окон, но и несколько фальшивых — это зеркала, искусственно расширяющие и без того монументальное пространство. Уровень величия парадных залов достигал буквально запредельных высот. Этот же прием Растрелли использовал и при оформлении Зимнего дворца.

Среди русских мастеров выделялись архитекторы Ухтомский, Мичурин и Аргунов. Так, авторству Дмитрия Ухтомского принадлежит церковь Никиты Мученника в Москве — сохранившийся до наших дней памятник архитектуры позднего русского барокко.

Роскошный стиль барокко видоизменился в еще более причудливый и вычурный  рококо. Он возник во Франции в первой половине XVIII века во времена правления Филиппа Орлеанского и достиг апогея при Людовике XV. Архитектура рококо стремится быть еще более легкой, торжественной и праздничной, о симметрии можно забыть вовсе. Отличительная особенность стиля — изогнутые линии: здания очень часто напоминают морскую раковину. Кстати, французское слово rococo означает «причудливый», «капризный», «ракушка».

В отличие от монументального барокко, рокайльные залы делали камерными, уютными, интимными, в чем-то даже напоминающими будуары. Сами здания стали похожи скорее на небольшие особняки, нежели на масштабные дворцы. В оформлении окон используются затейливые орнаменты лепнины. Узоры напоминают листья растений, цветы и ракушки.

В России стиль рококо встречается чаще в оформлении интерьера, нежели экстерьера. Однако сохранился и памятник стиля рококо — дворец в Ораниенбауме, построенный архитектором Антонио Ринальди. В XVIII веке здание носило название «Каменный дом».

Внутренее убранство и дворца в Ораниенбауме, и других зданий в стиле рококо выполнено в пастельных тонах, преобладающие цвета — нежно-голубой, розовый, сочетание белого и зеленого, кроме того, в убранстве много позолоченных деталей. Cтоит отметить еще одну характерную особенность стиля рококо — влияние азиатской культуры. Совокупность цветочных орнаментов, перегородок и ширм, а также драгоценного фарфора относят к собственному подстилю, названному шинуазри.

Так, например, Большой Гатчинский дворец, также спроектированный Ринальди, по экстерьеру близок к классицизму, а по внутреннему убранству мы можем отнести его к стилю рококо.

Однако мода на рококо довольно быстро сошла на нет, уступив место другой «крайности» — строгому и продуманному классицизму. И хотя первоначальные постройки этого стиля сохранили в себе черты барокко и рококо, последующие работы русского классицизма ни в чем не уступают, а порой даже превосходят европейские строения той эпохи. Подробнее о русском классицизме мы расскажем в нашей следующей статье. А пока рекомендуем вам запланировать на майские праздники поездку в Москву или Санкт-Петербург, чтобы насладиться красотами монументального барочного стиля 🙂

Метки:
  • Пластика окон,
  • Россия,
  • архитектура,
  • барокко,
  • окна,
  • окно,
  • рококо
  • Цветные окна в интерьере

    Яркая деталь и эстетика – это то, что могут привнести в интерьер цветные окна. В зависимости от стиля помещения или личных предпочтений вы можете…

  • Больше золота, роскоши, зелени и стекла

    Какие еще тренды в дизайне помещений будут популярны в новом году? Арт Деко или ар-деко. Эклектичный, вбирающий в себя африканские мотивы,…

  • Окна будущего

    Технический прогресс не стоит на месте, 15 лет назад пластиковые окна были доступны только избранным, а сейчас трудно представить современное…

plastikaokon
Пластиковые окна от производителя
Пластиковые окна

Январь 2019
ВсПнВтСрЧтПтСб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

  • Продукция компании «Пластика Окон»
  • Свежие и выгодные акции для наших клиентов! Покупайте окна со скидкой!
  • Фотогалерея наших работ
  • Отзывы о наших пластиковых окнах

Разработано LiveJournal. com

Рококо в архитектуре

В истории зодчества рококо стал переходным стилем. Это была архитектура, лишенная пышности и торжественности своего предшественника — барокко. Изящные и причудливые формы морских раковин, которые легли в основу нового стиля, сообщили архитектуре и интерьеру особое очарование и пикантность.

Рококо — изящный завиток

Стиль рококо начал свой путь во Франции в XVIII столетии. Из всех стилей и направлений ему больше, чем другим, присущи изящные и причудливые формы. Это вполне объяснимо! Ведь своим появлением он обязан художественному вкусу королевского двора, утопавшего в роскоши и удовольствиях.

Название стиля произошло от французского слова «рокайль». Так во Франции называли украшения в виде грубых необработанных камней и раковин. Ими отделывали садовые гроты — небольшие углубления, где можно было укрыться от жары. Еще в XVI столетии мастеров, которые декорировали гроты, стали называть рокайлерами.

В отличие от своего предшественника — барокко, в архитектуре рококо не было стремления к грандиозным ансамблям и пышным, торжественным формам. Появились новые типы построек. Вместо величественных и помпезных сооружений XVII века стали строить городские дома и отели — небольшие особняки наподобие знаменитого отеля Субиз работы П. Деламера и Ж. Бофрана.

Китайский мостик в Царском Селе

В наружном облике фасадов отелей сохранилась строгость дворцов XVII века. Но пропорции становились все более легкими, а внутренняя планировка сильно изменилась. Широкие и огромные парадные залы сменились уютными камерными помещениями.

Салон и будуар появились именно в эпоху рококо. Маленькие комнатки обильно украшались различного рода декором и орнаментом и напоминали беседку в саду. Это впечатление усиливалось за счет цвета комнаты — дизайнеры рококо предпочитали приглушенные, пастельные тона. Здесь можно было скрыться от посторонних глаз и поговорить о… любви, конечно. Кстати, цвета в эпоху рококо носили причудливые названия. Хотели бы вы, чтобы стены вашей комнаты были покрашены, например, в цвет «бедра взволнованной Венеры»? Только представьте!

Таким образом, в большей степени рококо отразился в дизайне интерьеров, где основным декоративным элементом стал рокайль — завиток. Этот стиль не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов. Но архитекторы, сполна пользуясь старыми приемами и не стесняя себя никакой традицией, достигали весьма привлекательного декоративного эффекта.

Германия и Австрия. Истинные поклонники изящного стиля

По странному стечению обстоятельств, во Франции, месте своего рождения, стиль рококо не стал ведущим в архитектуре и градостроительстве, как это случилось в других странах. Даже среди светских построек только одно из зданий Версальского дворцового комплекса — Малый Трианон, построенный Ж.-А. Габриэлем, — можно привести в пример. Черты стиля заметны в большей степени во внутреннем убранстве.

Малый Трианон. Версаль. Франция. XVIII в. Архитектор Ж.-А. Габриэль

Зато в Германии и Австрии, а вслед за ними в странах Восточной Европы и России стиль буквально расцвел в середине XVIII столетия. Именно в Германии появились сооружения, которых высшее общество не знало раньше. Например, летняя увеселительная резиденция и церковная архитектура рококо. Особое значение приобрело искусство создания парковых ансамблей.

Уже в самом начале века австрийские архитекторы Ф. фон Эрлах и И. Л. фон Хильдебрандт, братья Циммерманн из Германии, итальянец Д. Мартинелли возводили по всей Европе дворцы и церкви. В них можно увидеть легкость и разнообразие декоративных эффектов. Конструкции этих построек были основаны на вытянутых в высоту кривых линиях, что сообщало зданиям причудливый и изящный облик. Таковы церкви Яна Непомуцкого в Праге и Святого Карла в Вене.

Архитектурные пристрастия Елизаветы

В России стиль рококо расцвел во времена царствования Елизаветы Петровны. По этой причине в историю искусства этот период вошел под названием елизаветинского рококо.

Елизавета, будучи интеллектуальной и остроумной женщиной с веселым нравом, всячески поощряла искусство и, как говорят историки, «привила России вкус». В период ее правления во дворе часто проводились маскарады, балы и другие развлекательные мероприятия.

Рокайль очень нравился императрице, поэтому причудливый орнамент использовался практически во всем: от оформления царского дворца до росписи сервизов. Но больше всего елизаветинское рококо проявилось, конечно же, в архитектуре.

Рокайль стал основным элементом в орнаменте стиля рококо. Изначально рокайлями называли детали, украшающие гроты и имитирующие природные элементы, такие как морские раковины или камни. Впоследствии этим термином стали обозначать все изгибающиеся и необычные формы, напоминающие раковину или неровную жемчужину

Широкие строительные работы, развернувшиеся в Петербурге при Елизавете Петровне, означали, что Петербург из города-крепости, города-порта превращается в город дворцовых сооружений. В них должна была отразиться не только пышность русского придворного быта, но и могущество русского государства.

В России представителем стиля рококо стал архитектор Антонио Ринальди. Он создал павильон Катальной горки в Ораниенбауме. Идея восходит к традиционному народному развлечению — катанию с ледяных горок. Но ораниенбаумская Катальная горка — это сложное сооружение, хотя и использовалось только по назначению. Также под Санкт-Петербургом сооружения в стиле рококо появились в Петергофе и Царском Селе.

Одним из величайших мастеров стиля был Франческо Растрелли. Гениальность зодчего состояла в том, что он сумел объединить в своих творениях многие формы и приемы. Тем самым он проложил путь дальнейшему развитию искусства русского барокко.

В середине XVIII столетия архитектурный стиль рококо подвергся резкой критике за манерность, излишнюю декоративность и вычурность. И архитектура вновь стала возвращаться к классическим, ясным, но одновременно торжественным формам.

Поделиться ссылкой

10 самых известных архитектурных зданий в стиле рококо

Архитектурный стиль рококо возник в Европе в 18 веке и был признан одним из самых ярких направлений со времен итальянского Возрождения.

Стиль рококо определялся сложными театральными представлениями, которые были гораздо более выраженными, чем все, что было в предшествующем ему стиле барокко.

Искусство и архитектура рококо, казалось, прославляли каждую маленькую кривую или цветовой акцент, что полностью соответствовало культурному мышлению тех, кто жил в Париже, Франция, в начале этого движения.

В этой статье мы рассмотрим 10 самых известных архитектурных произведений в стиле рококо и более подробно рассмотрим дизайнеров, ответственных за каждое из них, а также их цель.

1.

Дворец Сан-Суси

Дворец Сан-Суси является одним из самых исторических зданий во всей Европе, поскольку он знаменует собой уникальный момент в истории, когда немецкие архитекторы стремились создать здание, в чем-то равное чуду. и красота Версаля во Франции.

Этот дворец расположен в городе Потсдам недалеко от Берлина, Германия. Изначально он был построен как летняя резиденция прусского короля Фридриха Великого.

Величие и безмятежная красота окружающей сельской местности побудили архитекторов и представителей королевского королевства назвать его дворцом Сан-Суси, что переводится как «Дворец без забот».

Проект дворца был разработан Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом, широко известным художником и архитектором Прусского королевства в середине 18 века.

Фон Кнобельсдорф работал над проектом более десяти лет, но в конечном итоге ему не разрешили довести его до конца из-за разногласий по поводу конкретного места, где будет построен дворец. Ян Боуман был назначен руководить проектом и руководил им, пока он не был завершен в 1745 году. Известные архитектурные произведения в стиле рококо — это Салон де Месье ле Принса, Шантийи.

Этот обширный дворец расположен в городе Шантийи, Уаза, примерно в 30 милях к северу от Парижа.

Салон месье ле Пренса в Шантийи известен как одно из самых исторических зданий во Франции. Первоначально он был построен в 1560 году для Анны де Монморанси и был известен как Малый замок.

Это сооружение было разрушено во время Французской революции и в последующие десятилетия было восстановлено Анри Орлеанским, герцогом Омальским.

Проект реконструкции и перепланировки когда-то великого дворца был реализован Жаном Булланом и Оноре Доме, признанными двумя выдающимися архитекторами конца XIX века. го века во Франции.

Салон Monsieur le Prince, Chantilly был окончательно завершен в 1882 году, и в здании были гораздо более ярко выражены темы и черты рококо, чем раньше.

3.

Амалиенбург, Мюнхен

Одной из поразительных характеристик большинства зданий в стиле рококо является превосходный дизайн интерьера по сравнению с внешним видом. Так обстоит дело с Амалиенбургом в Мюнхене, который считается еще одним шедевром архитектуры рококо.

Это относительно небольшое здание не лишено сложных и театральных деталей, которые использовались во многих других зданиях в стиле рококо в 19 веке.

Амалиенбург в Мюнхене, как говорят, был спроектирован как охотничий домик между 1734 и 1739 годами для курфюрста Карла Альбрехта, который впоследствии стал императором Священной Римской империи Карлом VII и его женой Марией Амалией Австрийской.

Небольшое, но впечатляющее сооружение было спроектировано Иоганном Баптистом Циммерманном и Иоахимом Дитрихом, которые были признаны двумя величайшими архитекторами Священной Римской империи в середине 18 века.

4.

Дворец Линдерхоф, Бавария

Дворец Линдерхоф — это обширное поместье, расположенное на лесистых холмах Баварии недалеко от небольшой деревни Этталь.

Это сооружение является одним из трех дворцов, построенных королем Баварии Людвигом II, и в конечном итоге станет единственным из трех зданий, построенных королем при жизни.

Его тщательно продуманный дизайн согласован как внутри, так и снаружи, поскольку каменный фасад дворца выходит на безмятежный бассейн, который подчеркивается парой золотых статуй в центре воды.

Людвиг II разрушит дворец, существовавший на территории после смерти его отца, Максимилиана II Баварского. Он построил недавно спроектированный дворец Линдерхоф в Баварии в 1874 году, используя архитекторов, которые хорошо разбирались в архитектурном стиле рококо.

На завершение проекта ушли годы, и до его завершения в дворец Линдерхоф в Баварии было вложено более 8,4 миллиона марок.

5.

Екатерининский дворец, Санкт-Петербург

Движение рококо процветало по всей Европе в 18 веке и в основном стало популярным среди королевских семей и людей с элитным статусом, у которых были финансовые средства для строительства таких сложных зданий.

Читайте также: Известные архитекторы 18 века

Стиль рококо также будет представлен в российском городе Санкт-Петербурге в здании, известном как Екатерининский дворец. Фактическое местоположение Екатерининского дворца находится в Царском Селе, что почти в 30 км к югу от Санкт-Петербурга.

После Великой Северной войны Петр Великий передал имение этой жене, Екатерине. Поместье тогда называлось Saari Mojs, что в переводе с русского означает «высокое место».

Спустя немногим более десяти лет после того, как Екатерина получила это поместье, дворец был спроектирован и построен Иоганном Фридрихом Браунштейном и Иоганном Ферстером.

Большое двухэтажное здание было создано под сильным влиянием архитектурного стиля рококо, и Ферстер и Браунштейн включили в интерьер различные впечатляющие элементы, которые наверняка произвели впечатление на королевских гостей Екатерины.

6.

Салоны отеля de Soubise, Париж

Салоны отеля de Soubise, Париж, считаются одним из самых исторических зданий в столице Франции, но в то же время он отличается большое количество архитектурного влияния рококо также.

Здание отеля было построено в 14 веке и простояло много лет, пока в начале 1700-х годов не потребовалась реконструкция. Строение было построено для принца и принцессы де Субиз на уже существующем доме, известном как Гранд-Шантье.

Историки говорят, что раньше отель принадлежал тамплиерам и другим известным группам. Усилия по реконструкции здания в период с 1735 по 1740 год включали значительное количество архитектурных проектов в стиле рококо, которые были включены в конструкцию здания.

Эти внутренние изменения сделали салоны отеля de Soubise в Париже одним из самых известных зданий в стиле рококо в мире.

7.

Дворец Чапских, Варшава

Дворец Чапских в Варшаве – это довольно большой и величественный дворец, расположенный в самом центре Варшавы, столицы Польши.

Большая часть проекта здания была спроектирована и реализована Тильманом Гамерски, который признан одним из самых известных архитекторов в истории Польши.

В экстерьере Дворца Чапских очень мало архитектуры рококо, но интерьер наполнен множеством различных влияний и стилей рококо, которые Гамерски, несомненно, включил в него по указанию королевской семьи.

Эти влияния рококо создавались под руководством семьи Чапских с 1752 по 1765 год.

8.

Дворец Амалиенборг, Дания Королевская семья.

Дворец Амалиенборг, расположенный в Копенгагене, Дания, является еще одним примером архитектуры рококо, созданной в течение богатого событиями и часто бурного 18-го века в Европе.

Поместье состоит из четырех разных дворцов, расположенных вдоль побережья и имеющих вид на морские воды недалеко от Копенгагена. В центре четырех зданий находится большая конная статуя основателя Амалиенборга, короля Фредерика V.

Работы над дворцом начались в 1750 году, а четыре различных здания были завершены десятилетием позже, в 1760 году.

Во дворце Амалиенборг часто размещались королевские семьи из Дании и других стран до конца 18 века. Сегодня он используется как историческое место, а также как жилье для выдающихся гостей города.

9.

Дворец Шарлоттенбург, Берлин

Дворец Шарлоттенбург в Берлине часто считается одним из самых впечатляющих дворцов в Германии, которые не пострадали от мировых войн и других конфликтов за последние несколько столетий. Дворец Шарлоттенбург расположен в Шарлоттенбург-Вильмерсдорфе и часто известен своим внешним видом в стиле барокко. Тем не менее, интерьер здания наполнен чертами рококо.

Многие внутренние залы и комнаты полны произведений искусства в стиле рококо и высокодекоративного стиля, столь известного в 18 веке.

10.

Дворец Браницких, Варшава

Еще одно известное архитектурное произведение в стиле рококо также находится в Варшаве, Польша. Дворец Браницких строился с 1740 по 1753 год и считался одним из лучших образцов архитектуры рококо, существовавших в Европе в последующие годы.

К сожалению, вся эта архитектура в стиле рококо сейчас существует только на картинах, так как здание было разрушено во время Второй мировой войны вторгшимися немецкими войсками.

История, примеры, художники – Artlex

Что такое стиль рококо?

Рококо — архитектурный и художественный стиль, зародившийся в Париже в начале 18 -го -го века, а затем распространившийся по Франции, Германии, Австрии и другим частям Европы. Это было видно в архитектуре, живописи, скульптуре и декоративно-прикладном искусстве. Название «рококо» происходит от французского слова «рокайль», что означает «ракушка», и относится к оболочке и сложной детализации, используемой в лепных украшениях и каменных работах. Рококо иногда называют «маленьким барокко» из-за высокой декоративности и развития стиля барокко.

Знаменитые произведения в стиле рококо

Балочные удовольствия. 1717. Жан Антуан Ватто. Далвичская картинная галерея, Лондон. Туалет Венеры (1751 г.). Франсуа Буше. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

 

Качели. 1767. Жан Оноре Фрагонар. Коллекция Уоллеса. Лондон.

 

Мыльный пузырь (1733-34). Жан Симеон Шарден. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.

 

Историческая справка и типичный стиль рококо

В 1715 году, после смерти Людовика XIV, французская знать покинула Версаль и вернулась в Париж. Это было время веселья и резвости, когда аристократы могли свободно жить без ограничений дворцовой жизни, которых требовал король. Именно здесь началось искусство стиля рококо и декоративно-прикладное искусство рококо.

Характеристики живописи в стиле рококо

Художники венецианской школы, такие как Джорджоне и Тициан, оказали влияние на художников рококо в использовании цвета и эротических сюжетов. Живопись в стиле рококо запечатлела игривую повседневную жизнь аристократов, живших в свое удовольствие. Цвета стали светлее до белого и серебристого, с пастельными тонами, особенно розовым, синим и зеленым. Художники рококо использовали легкие и изогнутые мазки с широкими диагоналями.

Сюжеты картин в стиле рококо включали романтику и любовь между смертными или мифическими существами, дополненные купидонами, путтисами, ангелами и пышными садами. Пейзажи были особенно красивы в стиле рококо со сказочным качеством.

Отец стиля рококо: Жан Антуан Ватто

Галантные праздники новый жанр в живописи в стиле рококо, или живопись для ухаживания, как показано на картине французского художника Жана Антуана Ватто (1684–1721), в которой запечатлены жизни 18 человек. век, хорошо одетые аристократы, преследующие романтическую любовь.

На картине Ватто в стиле рококо «Удовольствия бала» (1717) роскошно одетые аристократы наслаждаются обществом друг друга, находясь на открытом дворе, в окружении величественной архитектуры и красоты природы.

Пристань для Синтеры (1717) показывает пары, собирающиеся сесть на судно, либо на греческий остров Кифера, либо с него, а амуры взволнованно кружатся. Говорят, что остров был местом рождения Афродиты, греческой богини любви. Соответственно, Ватто добавляет статую Венеры и Купидона справа.

Другие французские художники в стиле рококо

Франсуа Буше (1703-1770) был известен своими мифологическими картинами в стиле рококо. Туалет Венеры (1717) представляет собой романтизированное видение богини любви, окруженной тремя амурами. Картина в стиле рококо находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Пожалуй, самая известная работа французского рококо 18 -го -го века – это Качели Жана Оноре Фрагонара (1732-1806). Аристократы играют, как женщина позволяет мужчине заглянуть ей под юбку, пока на качелях, раскачиваемых епископом. Сцена происходит в частном пышном саду, типичном для стиля рококо.

Встреча. Из коллекции «Прогресс любви» (1771-1773) Жан-Оноре Фрагонар

 

В Мыльный пузырь (1733-34) работы 18 го века Французский художник Жан Симеон Шарден (1699–1779) двое детей играют, в то время как старший пускает большой мыльный пузырь, олицетворяющий невинность детства.

Итальянские картины в стиле рококо

Вход в Гранд-канал (1730) работы итальянского художника в стиле рококо Каналетто (1697-1768) напоминает об идеальном дне 18 -й век Венеция, увиденная глазами британского туриста, который был его клиентом, сейчас находится в Музее изящных искусств в Хьюстоне. Благодаря этому художнику стиль рококо распространился по всей Италии.

Вход в Большой канал. 1730. Каналетто.

 

Вид на вход в Арсенал. 1732. Каналетто.

 

Английская живопись в стиле рококо

Томас Гейнсборо (1727–1788) был английским художником-портретистом и пейзажистом, который оказал наибольшее влияние, объединив их. Синий мальчик — популярное изображение художника 18 -го -го века. На этой картине в стиле рококо изображен мальчик, одетый в насыщенно-синий цвет, созданный тонкими мазками художника в нескольких оттенках. Эта работа не только портретная, но и исследование моды периода рококо.

Другие картины свидетельствуют о качестве его живописи. Портреты элегантно одетых аристократов иллюстрируют богатые и дорогие ткани, используемые в моде.

Мэри Литтл, позже леди Карр. 1763. Томас Гейнсборо

 

 

Достопочтенная миссис Грэм. 1775. Томас Гейнсборо

 

Стиль рококо: Скульптура

Скульптура и архитектура в стиле рококо были взаимосвязаны в период рококо и следовали той же теме, что и живопись. Французский скульптор в стиле рококо Эдме Бушардон (1698–1762), который в течение своей карьеры работал на короля Людовика XV, создал памятные скульптуры в стиле рококо, такие как Фонтан времен года (1739–1745) в Париже. Возвышаясь на два этажа, скульптура в стиле рококо с ее монументальными статуями времен года, украшение путти — это чистое рококо. Купидон, разрезающий лук из дубины Геркулеса (1739–1750) также представляет этот период, как и скульптура в стиле рококо с простым названием Купидон (1774).

Купидон. 1774. Круглая скульптура в стиле рококо работы французского художника Эдме Бушардона, Национальная художественная галерея, Вашингтон, округ Колумбия.

Стиль рококо: декоративно-прикладное искусство

В период рококо фарфоровые статуэтки стали популярными для каминной полки или центральных предметов декоративно-прикладного искусства на обеденном столе.   В 1710 году в Мейсене была основана первая в Европе фабрика по производству твердого фарфора, где использовались те же элементы декоративно-прикладного искусства, что и в импортном китайском фарфоре.

Сначала мейсенское фарфоровое искусство или декоративно-прикладное искусство в посуде включали наборы для чая и шоколада. Позже, в 1735 году, Мейсен начал производить свои первые фарфоровые статуэтки, сюжеты которых рисовали с картин. Эти произведения 18 го века в стиле рококо вскоре были скопированы Севрским фарфоровым заводом во Франции.

Влияние школы Фонтенбло на стиль рококо

Школа Фонтенбло во Франции, основанная итальянским маньеристом Россо Фиорентино (1494-1540) была основой дизайна интерьера в стиле рококо. Флорентино получил заказ на работу во дворце Фонтенбло от короля Франциска I в 1530 году. В декоре представлены фрески с замысловатыми лепными рамами, на которых изображены нимфы, замазки, гирлянды и корзины с фруктами. Изысканная деревянная отделка украшена позолотой. Это сильно повлияло на декоративное искусство рококо и период рококо в целом.

Стиль рококо: дизайн интерьера

Интерьеры в стиле рококо наполнены мягкими пастельными тонами, расписными потолками и иллюзиями. Особое внимание в элементах интерьера уделялось молдингам, декорированным изогнутыми формами с использованием S- и C-образных форм. Преобладали естественные формы природы, особенно ракушки, цветы, птицы и виноградные лозы. Элементы, вдохновленные Фонтенбло, включали амуров, замазки и позолоту.

На основе фарфоровых изделий возникли китайские элементы. Зеркала использовались для привлечения света и ощущения простора. Расцветали все виды декоративно-прикладного искусства. На люстры из венецианского стекла и использование шелка и бархата повлияло итальянское рококо. Гобелены и небольшие картины помогли создать интимное пространство. Открытые частные сады и уединенные парки позволяли флиртовать.

Hôtel de Soubise, в Париже, Франция, построенный в стиле барокко, в начале 1700-х годов был городским особняком принца и принцессы Субиз, отремонтированный французским архитектором Жерменом Боффраном (1667-1754) в 1730-х годах. Салон принцессы выполнен в чистом французском стиле рококо. Комната украшена золоченой резьбой или буазери, херувимами, потолочной росписью и зеркалами в декоративном стиле рококо.

Внутреннее убранство спальни принца в Hôtel de Soubise является образцом архитектуры рококо.

Стиль рококо: Архитектура рококо

Немецкое рококо использовало смелые пастельные тона для экстерьеров и интерьеров. Франсуа Кювилье (1695–1768), архитектор и дизайнер бельгийского происхождения, построил окрашенный в розовый цвет Амалиенбург 18   века в период с 1734 по 1739 год. Это была небольшая пристройка к дворцовому парку Нимфенбург в Мюнхене, Германия. Архитектура в стиле рококо была заказана курфюрстом Карлом Альбрехтом для его жены Марии Амалии в качестве домика для удовольствия и охоты.

Классические элементы появляются в виде ионических пилястр и сломанного фронтона над дверью, которые носят чисто декоративный характер.

Амалиенбург (1734-1739) архитектора Франсуа Кувилье, построенный в стиле рококо.

Лепнина выполнена немецким живописцем и штукатуром Иоганном Баптистом Циммерманном (1680-1758).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *