Стиль в архитектуре эклектика: Эклектика в архитектуре — особенности стиля

Эклектика в архитектуре — особенности стиля

WikiPotolok

Среди заметных исторический проявлений в архитектуре особенного внимания заслуживает архитектурный стиль эклектика, как один из наиболее неоднозначно принятых профессионалами этой сферы. Негативная реакция на появление нового стиля была вполне обоснована – нарушались главенствовавшие до этой поры каноны. Это направление ломало устоявшиеся принципы и выходило за рамки существовавших правил.

История

Посылом к возникновению нового течения и архитектурной школы послужило сразу несколько причин.  Одной из них стала необходимость показать более тесную связь между обществом и искусством, выражавшуюся в особенностях построения и декорирования зданий. Предназначение той или иной постройки нужно было обозначить более чётко, чем раньше и применяемые в то время способы и принципы с этой задачей уже не справлялись.

В середине девятнадцатого века архитекторы столкнулись с непростой задачей: создать в рамках имеющихся городских конгломератов оформление дома нового типа, совмещающее в себе признаки стилей, используемых в то время и одновременно отличающееся от них. Традиционные приемы декорирования стали меняться и возникло новое течение в архитектуре – стиль эклектика. Он давал гораздо больше возможностей декораторам и расширял границы дозволенного, вплоть до и полного стирания.

В то время принципы построения стиля, да и само это понятие трактовались совершенно по другому. Это был набор признаков, которые влияли только на конкретный набор декора при отделке строений и не отталкивались от их прямого назначения. С приходом нового веяния в оформлении, внешние стены домов по прежнему продолжали украшать различными орнаментами и другими украшениями, но, главной отправной точкой для декораторов стало его функциональное назначение. При этом, принципы смешивания элементов разных направлений дизайна позволяли создавать очень странные композиции, в которых каждый этаж или вертикальная секция здания могли быть оформлены по разному.

Особенности

Главные особенности стиля, которыми характеризуется эклектика в архитектуре, это, конечно, возможность смешивания разных школ и направлений в декораторском искусстве и влияние функций зданий на их оформление. Остальные принципы формирования этого направления в архитектуре можно сформулировать так:

  • Отсутствие четких принципов и канонов – возможность смешивания разных исторических школ и совмещения их элементов.
  • Тяготение к большим формам и площади застройки – формирование целых городских ансамблей, оформленных по одному принципу.
  • Изобилие, подчас избыточное, самого разного по формам и размерам декора.
  • Сочетание так называемых «исторических» стилей – неоготики, неоренессанса и всех подобных, с приставкой «нео». Именно они стали основой для возникновения эклектизма.
  • Творческая свобода при создании построек, а также отсутствие рамок для использования тех или иных элементов. Выражалось это не только во внешнем виде зданий, но и в выборе его форм, а также конструкции.
  • Большая демократичность при выборе внешности зданий. Рядом могли оказаться богато оформленный особняк, скромные здания муниципальных учреждений и не особенно богато отделанная постройка менее богатого заказчика – количество имеющихся финансов влияло на внешний вид, но, придерживаться общих для всех объектов принципов декорирования уже не нужно.

Именно такие характерные черты носил архитектурный стиль эклектика. Хотя, с учетом общей свободы выбора элементов и возможности смешивать детали разных направлений архитектуры эти особенности нельзя назвать рамками, ограничивающими направление или в точности его характеризующими.



WikiPotolok

Архитектурная среда. Эклектика

Архитектурная среда. Эклектика

Крестовоздвиженский храм, ул. Везельская, 154. Фото: Алла Голдинова

Εκλεκτός. Избранный. Отборный. Так с греческого переводится название архитектурного стиля, о котором сегодня пойдет речь – эклектика. Изначально этот феномен зародился в философии и представлял собой способ построения общей философской системы путем сочетания различных положений, заимствованных из других философских течений. Проще говоря, эклектика объединяла под своим началом порой совершенно различные идеи разных философов. Спустя века этот принцип, уже немного видоизмененный, был заимствован архитекторами.

Архитектурный эклектизм начал развиваться в 30-х годах XIX столетия и на протяжении века доминировал в Европе и России в том числе. Это направление имеет и другие названия: романтизм, боз-ар или же историзм. Для зданий эпохи эклектики характерно переосмысление архитектуры прошлого и умелое сочетание элементов исторических стилей. По сути, все направления с приставкой «нео» можно отнести к эклектике: неоклассицизм, неовизантийский стиль, необарокко, неоготика и другие.

Белгородскую область это направление в архитектуре не обошло стороной. Черты эклектики прослеживаются во многих зданиях, большей частью в храмовых и церковных постройках. При этом наиболее популярны сочетания русского стиля и классицизма или же классицизма и барокко, элементы которых могут органично уживаться друг с другом.

eklektika

  • Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Красногвардейский район, с. Филькино (Фото: официальный сайт управления культуры администрации Красногвардейского района)

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/eklektika/1.jpg

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Ивнянский район, с. Покровка (Фото: официальный сайт Ивнянского благочиния)

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/eklektika/2.jpg

  • Храм святителя Тихона Задонского. Ровеньской район, с. Нижняя Серебрянка (Фото: официальный сайт Ровеньского благочиния)

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/eklektika/3.jpg

  • Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Волоконовский район, с. Волчья Александровка (Фото: официальный сайт управления культуры администрации Волоконовского района)

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/eklektika/4.jpg

  • Церковь Михаила Архангела. Старооскольский городской округ, с. Нижнее Чуфичево (Фото: информационный портал митрополичьего центра «Православное Осколье»)

    http://mirbelogorya.ru/images/gallery/eklektika/5. jpg

Не стоит путать эклектику с похожим направлением под названием фьюжн. Объясним подробно почему. Во-первых, второй из указанных стилей был создан изначально как направление в дизайне интерьера, а не архитектуры. К тому же появился фьюжн гораздо позже эклектики – предположительно в конце ХХ века. И это уже второе отличие. Но самое главное расхождение заключается, конечно, не во временных рамках. Так, эклектика представляет собой совмещение проверенных временем, уникальных, исторических стилей, каждый из которых стал символом своей эпохи не только в архитектуре, но и в живописи, литературе и других сферах. А фьюжн опирается на немного другой принцип, который простыми словами можно обозначить как сочетание несочетаемого. И здесь могут использоваться совершенно различные варианты не только исторических и современных стилей, но и просто новых необычных архитектурных элементов. Но и в том, и в другом случае экспериментирование со стилями должно быть оправданным.

По сути, относить эклектику к отдельному полноценному архитектурному стилю не стоит, правильнее будет ее назвать квинтэссенцией лучших стилей предыдущих времен.

Конечно, только если работа архитектора сделана со вкусом и тонким мастерством, а само здание является достойным преемником исторических архитектурных памятников, а не пародией на них.

О других архитектурных направлениях, в стиле которых выполнены белгородские здания, вы можете прочитать в прошлых материалах «Архитектурной среды»:

Архитектурная среда. Древнерусское зодчество
Архитектурная среда. Неовизантийский стиль
Архитектурная среда. Модернизм
Архитектурная среда. Символизм
Архитектурная среда. Постмодернизм
Архитектурная среда. Модерн
Архитектурная среда. Барокко
Архитектурная среда. Классицизм
Архитектурная среда. Хай-тек

Евгения Здесенко

Что такое эклектичный стиль?

Вы, наверное, слышали о стиле модерн середины века, стиле фермерского дома и стиле минимализма, когда речь идет о схемах декора. Но что произойдет, если вам нужна эстетика дизайна, которая сочетает в себе элементы всех этих элементов, а может быть, и больше? Теперь вы говорите об эклектичном стиле, универсальной категории для описания интерьеров, которые не вписываются в какой-то один стиль.

Посмотреть полную публикацию в Instagram

Слово «эклектика» происходит от греческого слова «9».0007 eklektikos , что в широком смысле означает «выбирать лучшее». Хотя этот термин часто использовался в философии, т. Е. Выбирая только лучшие доктрины из ряда устоявшихся школ мысли для создания своей собственной, концепция хорошо перешла в архитектуру в конце 19-го и начале 20-го веков. Вместо того, чтобы придерживаться одного архитектурного движения, такого как неоклассицизм, готическое возрождение или византийский стиль, архитекторы выбрали элементы из множества стилей, чтобы создать совершенно новый вид. В конце концов, эта философия дизайна перешла в мир декора.

Посмотреть полную публикацию в Instagram

Важно отметить, что существует не так много жестких и быстрых правил, когда дело доходит до эклектичного стиля, за исключением того, что общий вид не должен вписываться ни в одну другую категорию. Тем не менее, есть некоторые характеристики, которые регулярно проявляются в эклектичном декоре.

  • Смешанные узоры и текстуры. Эклектичный декор неоднороден — рискуйте, смешивая узоры, текстуры или и то, и другое!
  • Сочетание старого и нового. В эклектичной комнате диван в стиле Людовика XIV можно поставить в паре с журнальным столиком из люцита, и никто бы и глазом не моргнул — на самом деле, именно этот контраст делает эти интерьеры такими красивыми.
  • Включение глобальных влияний. Не бойтесь поставить старинный лаковый шкаф из Китая рядом с маточным креслом Сааринен! (Заинтересованы в декорировании из других культур, но хотите быть уверены, что не присваиваете? Прочтите это.)
  • Стены галереи. Стиль эклектики – это, по сути, коллаж предметов обстановки. Перенесите эту концепцию на стены с галерейной экспозицией художественных течений, от поп-арта до импрессионизма.
Посмотреть полную публикацию в Instagram

Хотя может показаться, что эклектичный стиль должен казаться разрозненным и немного хаотичным, успешная схема декора должна на самом деле казаться единой, а каждое дизайнерское решение должно быть продуманным. Это не обязательно должен быть полный максимализм; Эклектичный декор может очень сильно смещаться в сторону утонченности, если он сохраняет сочетание текстур, узоров и стилей.

  • Выберите цветовую палитру . Вы можете легко создать ощущение единства, выбрав цветовую схему и придерживаясь ее. Выберите один цвет, чтобы закрепить комнату, а затем расставьте акценты.
  • Сбалансируйте яркую мебель с нейтральными стенами или наоборот. Чтобы ваша комната не стала слишком хаотичной, выберите нейтральные стены, чтобы сбалансировать любое сумасшествие с мебелью. В качестве альтернативы, используйте узорчатые обои и сделайте вашу мебель немного более нейтральной!
  • Не переполняйте комнату. Помните, что если вы начинаете экспериментировать с узорами или текстурами, у глаз будет много работы. Нет необходимости нагромождать дополнительную мебель, предметы искусства или дизайнерские предметы только для того, чтобы добиться эклектичного вида.

Подпишитесь на House Beautiful в Instagram .

Французский Эклектика | Департамент археологии и сохранения исторического наследия штата Вашингтон (DAHP)

1920-1940

Несмотря на то, что он никогда не был так популярен, как колониальное или тюдоровское возрождение, на северо-западе Тихого океана есть ряд хороших примеров построек, вдохновленных французами. Известный как французский эклектичный стиль, французский провинциальный стиль или французский шато, этот стиль был в моде в 1920-х и 1919 годах.30 с. Этот стиль чаще всего использовался в жилой архитектуре и возник в результате расширения знаний о французской архитектуре и понимания французской культуры. Американские солдаты, служившие во Франции во время Первой мировой войны, вернулись домой, не понаслышке познакомившись с французской внутренней архитектурой, особенно из регионов Нормандии и Бретани. Кроме того, многие архитекторы Тихоокеанского Северо-Запада, спроектировавшие эти дома, прошли обучение в Школе изящных искусств, самой престижной школе изящных искусств в Париже, и вернулись в Америку, готовые применить полученные знания. Дальнейшему росту популярности этого стиля способствовал ряд фотоэтюдов скромных французских домов, которые были опубликованы как в архитектурных, так и в популярных журналах. Эти фотографии и комментарии предоставили архитекторам и строителям множество моделей, из которых они могли черпать дизайнерские идеи.

Стиль французской эклектики прямоугольный в плане, симметричный по дизайну, высотой не менее полутора этажей. Главной отличительной чертой стиля является массивная шатровая крыша, конек которой идет параллельно фасаду дома. Крыша включает в себя второй этаж, который обычно освещается добавлением нескольких слуховых окон. Большинство этих слуховых окон имеют сегментные или шатровые крыши, хотя можно найти и односкатные слуховые окна. Обычно слуховые окна располагаются в плоскости наружной стены.

Наружная облицовка может быть из кирпича, штукатурки или вагонки. Детализация варьируется от формальных дверей в классическом стиле с фронтонами и пилястрами до более свободного английского тюдоровского стиля с дверями из досок и реек и круглыми арочными входными верандами. Окна могут быть либо многосветными створками с двойным подвешиванием, либо створчатыми, и часто выделяются декоративными ставнями. Чтобы расширить конструкцию, к сторонам основного блока здания часто добавляются крылья, обычно второстепенные по размеру. Декоративные застежки часто встречаются в углах зданий, возле дверей и окон.

 

 

Примеры штата Вашингтон

Дом Орина Фишера-младшего
Сиэтл — 1926

Дом Скуга
Сиэтл — ок. 1932 г.

Дом Эрла и Хульды Витч
Лонгвью — 1928
Электроподстанция Пьюджет
Олимпия — 1927
Дом
Энумкло — c.1938
Р.О. Welts House
Маунт-Вернон — 1935
Дом
Спокан — 1932 г.
Бервинд — Дом Перселла
Лонгвью — 1938
Дом в дельте Каппы
Пуллман — ок. 1939 г.

 

Для получения дополнительной информации:

  • Таунсенд, Гилберт и Дж. Ральф Далзелл, «Как спланировать дом». Американское техническое общество. Чикаго, Иллинойс, 19 лет46. ​​
  • Мид, Марсия, «Дома с характером: Французский замок» Маленький дом . Служба малых домов архитекторов. Миннеаполис, Миннесота, июль 1930 г.
  • .
  • «Формальность и Г-образный план»
    Маленький дом
    . Служба малых домов архитекторов. Миннеаполис, Миннесота, июль 1930 г.
  • .
  • Gowans, Alan, The Comfortable House , The MIT Press, Cambridge, MA, 1987.
  • Синяя книга планов домов для дома на северо-западе Тихого океана , Первая федеральная ссудо-сберегательная ассоциация Тихоокеанского региона, Такома, 1937
  • Швейцер, Роберт и Майкл Дэвис, Любимые дома Америки Wayne State Unversity Press, Детройт, Мичиган, 1990.
  • Massey, James & Shirley Maxwell, H o используйте Styles in American: The Old-House Journal Guide to the Architecture of American Homes Penguin Books, New York, NY, 1996.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *