Таврический дворец архитектор: История Таврического дворца

История Таврического дворца

С первого года своего существования Межпарламентская Ассамблея государств — участников СНГ работает в Таврическом дворце. Он расположен в центре Санкт-Петербурга, по адресу: Шпалерная улица, дом 47. МПА СНГ не первый обитатель этого здания: его история насчитывает не одну сотню лет. Дворцу пришлось пережить свои взлеты и падения. Здесь устраивали масштабные праздники, создавали «Историю государства Российского», писали законы и… содержали лошадей.

Ансамбль Таврического дворца — один из самых выдающихся памятников архитектуры, садово-паркового искусства, истории и культуры Санкт-Петербурга. В его создании и преобразовании участвовали лучшие архитекторы XVIII — первой половины XIX века: И. Е. Старов, Ф. И. Волков, Л. Руска, К. Росси, П. Висконти — а также превосходные художники-декораторы Ф. Д. Данилов, Ф. А. Щербаков и Д.-Б. Скотти, садовый мастер В. Гульд, замечательные скульпторы и портретисты.

Дворец, первоначально носивший название «Конногвардейский дом», был построен как загородная резиденция для всесильного вельможи XVIII века, фаворита и ближайшего помощника императрицы Екатерины II Григория Александровича Потемкина.

Родившись в небогатой дворянской семье, Потемкин, благодаря случаю и незаурядным способностям, смог сделать быструю и блистательную карьеру. Он был выдающимся государственным и военным деятелем, талантливым дипломатом и ко времени строительства дворца находился на вершине своей славы: после императрицы Потемкин считался самым влиятельным человеком в государстве.

Возведение дворца началось в 1783 году на обширном участке, ограниченном ведущей к Смольному монастырю Воскресенской улицей, названной во второй половине XIX века Шпалерной, и проложенными в ходе строительства Таврической и Потемкинской улицами.

Согласно проекту архитектора И. Е. Старова, Конногвардейский дом, главным фасадом обращенный в сторону Невы, был построен на русский манер «покоем», то есть в виде сильно растянутой буквы «П».

Симметричная композиция дворца, выполненного в стиле классицизма, включает три основных части: увенчанный куполом центральный двухэтажный корпус, спроектированный в глубине участка застройки, выходящие на Воскресенскую улицу боковые двухэтажные корпуса и объединяющие их с центральным корпусом одноэтажные переходы. Пространство, ограниченное крыльями дворца, образует подъездной парадный двор. Центральный корпус отмечен сильно выступающим за линию фасада шестиколонным портиком дорического ордера, соответствующим главному входу. Фасады боковых корпусов, обращенные в сторону парадного двора, также имеют портики, но более скромные, четырехколонные и без завершающих фронтонов.

С лаконично решенными фасадами дворца контрастировало богатое убранство и оригинальное расположение парадных залов центрального корпуса. В отличие от других архитекторов своего времени И. Е. Старов спроектировал анфиладу парадных залов не вдоль главного фасада, а на поперечной оси дворца. Открывалась она квадратным вестибюлем, за ним следовал восьмиугольный Купольный зал, которому снаружи соответствовал пологий купол на невысоком барабане, прорезанном большим количеством прямоугольных окон для освещения зала.

За Купольным залом была спроектирована многоколонная небывалых размеров галерея с закругленными торцевыми стенами — Екатерининский зал, за протяженной колоннадой которого располагался зимний сад. Все парадные помещения были богато украшены живописными полотнами, гравюрами в золоченых рамах, коврами, гобеленами, роскошной мебелью.

В 1789 году строительство Конногвардейского дома было завершено, а уже в 1792 году, через год после кончины его первого владельца, он был переименован Екатериной II в Таврический дворец и вместе с садом отошел в казну в счет погашения долгов покойного князя Потемкина.

После смерти Екатерины II в 1796 году трон унаследовал Павел I, который 11 апреля 1799 года издал указ о передаче Таврического дворца под казармы лейб-гвардии Конного полка. В считаные дни дворец был разорен, а роскошная галерея превращена в конюшни и манеж.

Казалось, что Таврический дворец, от былого великолепия которого не осталось и следа, закончил свое существование в качестве царской резиденции. Однако восшествие на престол Александра I ознаменовало его возрождение к новой жизни. Летом 1802 года из дворца был перемещен гусарский полк, и Александр I издал указ о восстановлении Таврического дворца в прежнем виде.

В XIX веке после завершения ремонтно-реставрационных работ дворец использовался царской семьей в основном для устройства различных празднеств, а также для приема высокопоставленных гостей и послов. Так, в ходе дипломатических визитов в Россию в Таврическом дворце останавливались персидский принц Хосров Мирза, шведский и норвежский наследный принц Франц Иосиф. Здесь же, бывая в Петербурге, жил герой Отечественной войны 1812 года граф П. Х. Витгенштейн, а в 1826 году во дворце поселился писатель Н. М. Карамзин, в то время работавший над окончанием «Истории государства Российского».

В конце XIX — начале XX века Таврический дворец был известен прежде всего как место проведения крупнейших выставок того времени: Международной выставки садоводства (1899), Всероссийской кустарно-промышленной выставки (1902), Историко-художественной выставки русских портретов (1905) и др. Здесь же в 1899 году с невиданным размахом проводились юбилейные торжества по случаю столетия со дня рождения А. С. Пушкина.

В 1905 году решением императора Николая II Таврический дворец был предоставлен для работы Государственной думе, что повлекло за собой значительную реконструкцию помещений: зимний сад был изолирован стеной от Екатерининского зала и оборудован под зал заседаний с амфитеатром и трибунами.

В дальнейшем, начиная с 1917 года, в Таврическом дворце размещались Временное правительство и Петроградский Совет рабочих депутатов, заседал Всероссийский центральный исполнительный комитет советов, собирались члены Учредительного собрания, устраивались партийные съезды.

В 1918 году здесь располагались краткосрочные курсы агитаторов, затем на их базе — Первый рабоче-крестьянский университет, преобразованный в 1921 году в Высшую партийную школу, которая просуществовала в Таврическом дворце вплоть до 1991 года, когда был создан Северо-Западный кадровый центр, получивший статус Северо-Западной академии государственной службы.

По предложению мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака Таврический дворец стал штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 28–29 декабря 1992 года здание впервые распахнуло двери перед депутатами Содружества, которые собрались здесь на второе пленарное заседание МПА СНГ.

Центр истории парламентаризма проводит в Таврическом дворце экскурсии по парадным залам и другим помещениям.

Гости узнают о прежних обитателях дворца, знакомятся с выставками, посвященными судьбам российского парламентаризма и истории здания. Подробнее

Предварительная запись обязательна по тел. +7 (812) 404-57-02.

история создания, фотографии, обитатели, описания современников.

Публикации раздела Архитектура

Таврический дворец — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Петербурга. Он служил резиденцией известным историческим личностям, Временному правительству и даже был казармой Конногвардейского полка. Эти и другие любопытные факты вспоминает «Культура.РФ».

От Потемкина до Карамзина: известные обитатели Таврического дворца

Иоганн Баптист Лампи-старший. Портрет Григория Потемкина. 1791 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Карл Штейбен. Портрет Александра Суворова. 1815 г. Артиллерийский музей, Санкт-Петербург

Алексей Венецианов. Портрет Николая Карамзина. 1828 г. Национальный музей Пушкина, Москва

Первым владельцем Таврического дворца был светлейший князь Григорий Потемкин, фаворит Екатерины II. Он был генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, но часто приезжал в Петербург. Каждый раз останавливаться в Зимнем дворце в конце концов стало для него неудобно, поэтому в 1783 году он затеял строительство собственного палаццо. После возведения дворца он довольно скоро решил продать его в казну, однако в 1791 году особняк снова вернулся к своему хозяину: Екатерина II подарила его Потемкину в качестве благодарности за взятие турецкой крепости Измаил. Уже после смерти Потемкина, когда Таврический опять был выкуплен Екатериной, во дворце некоторое время жил полководец Александр Суворов. Другим известным обитателем дворца был историк Николай Карамзин, который провел в Таврическом последние дни своей жизни.

«Искусство спорит с прелестями природы»

Величественный дворец — работа архитектора Ивана Старова, который учился вместе с Потемкиным в гимназии Московского университета. Старов построил для князя не просто дом, а настоящую городскую усадьбу с роскошным парком.

Основу дворца составляют четыре основных помещения — Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и зимний сад. На момент возведения Таврического его Большая галерея была самым просторным дворцовым помещением российской столицы: длина зала составляла 74,5 метра, ширина — 14,9 метра. Зимний сад с редкими растениями также впечатлял современников.

Таврический дворец. Фотография: фотобанк «Лори»

Например, так о нем писал Гавриил Державин: «При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная, и разделенная в длину в два ряда еще 36 столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом пространстве здания. С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные. Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».

Читайте также:

  • Академия художеств: ретроспективный взгляд
  • История торгового терема
  • Главный дворец Российской империи

И все-таки Таврический: какие еще названия были у дворца

Сначала дворец назывался Конногвардейским домом, поскольку располагался в слободе Конногвардейского полка, в котором когда-то служил Потемкин. Свое современное название Таврический дворец получил уже после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II. Таким образом увековечили присоединение Тавриды (Крыма) в 1787 году, которое смогло произойти во многом благодаря самому Потемкину. В 1918 году после убийства известного революционера Моисея Урицкого дворец был переименован в его честь. Но это название не прижилось, и довольно скоро историческое наименование Таврический вернулось.

От манежа до колыбели российской демократии: альтернативное использование здания

Таврический дворец. 25 апреля 1906 г. Депутаты Государственной Думы выбирают себе места. Фотография: Карл Булла / prlib.ru

Обвалившийся потолок в здании Государственной Думы в Таврическом Дворце. 2 (15) марта 1907 г. Фотография: Карл Булла / commons.wikimedia / Public Domain

Пленарное заседание Межпарламентской ассамблеи СНГ 17 апреля 2015 года в Таврическом Дворце. Фотография: Council.gov.ru / commons.wikimedia / CC BY-SA 4.0

После смерти Потемкина дворец отреставрировал архитектор Федор Волков. По его проекту на месте Большого зала возвели церковь и пристроили к главному входу портик; а концертный холл он превратил в театр. Кроме того, ко входу в дворец был прорыт канал, соединявшийся с Невой, чтобы к Таврическому могли подплывать небольшие суда.

При Павле I здание снова подверглось реконструкции. После того как император отдал дворец в распоряжение Конногвардейского полка, в Екатерининском и Купольном залах был устроен манеж, а в других помещениях — казармы. В Зимнем саду были организованы конюшни.

В начале XX века дворец был передан Государственной Думе. После революции в Таврическом размещались Временный комитет и Временное правительство, а после в нем обосновался Петроградский совет рабочих депутатов.

Сегодня дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи стран — участников СНГ.

Теги:

Памятники архитектурыАрхитекторыДостопримечательностиДворцыИнтересные фактыПубликации раздела Архитектура

Ещё

Таврический дворец, Дворцы Санкт-Петербурга

  1. Дом
  2. Россия
  3. Санкт-Петербург
  4. Дворцы
  5. Таврический
источник: tsk-spb.ru

Таврический дворец в Санкт-Петербурге, расположенный на одной из центральных магистралей города, входит в число самых узнаваемых достопримечательностей города.

Однако многие не осознают, что история этого шедевра связана с важными вехами русской истории.

Дворцом в разное время владели Екатерина II, Павел I и Александр I. А ведь Таврический дворец, построенный в 1783-1789 годах, изначально задумывался как центральная достопримечательность северной столицы и петербургская резиденция князя Григория Потемкина-Таврического, известного государственного деятеля, фаворита императрицы Екатерины II.

Князь Григорий Потемкин был генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. Он получил титул Таврического в 1783 году после присоединения Крыма к России, что дало России господство на Черном море. Для управления новоприобретенными землями, которые со времен эллинов и до XV века назывались Таврическими, Екатерина II назначила Потемкина великим князем.

Князь Потемкин часто гостил у Екатерины II, но вскоре ему стало неудобно останавливаться в Зимнем дворце, и поэтому через месяц после присоединения Крыма он начал строительство собственной петербургской резиденции.

Дворец построен по проекту архитектора Ивана Старова, бывшего однокашника Потемкина и одного из самых одаренных, прославленных мастеров архитектуры 18 века. В то время как имя Старова связано со многими зданиями Санкт-Петербурга и всей России, Таврический дворец является крупнейшим из его сохранившихся произведений.

Петербургский Таврический дворец был, по сути, самым большим дворцом своего времени во всей России и Европе. Этот величественный двухэтажный комплекс был задуман скорее как резиденция, чем дворец-усадьба для приемов и фестивалей. Построенный в период расцвета классического зодчества, его внешний вид максимально соответствует строгим канонам классицизма: желтые фасады дворца лишены всякого декора, кроме четкого геометрического орнамента карнизов и удлиненных окон. Комплекс Таврического дворца состоит из четырех основных залов: Большой галереи (Екатерининский зал), Купольного зала, вестибюля и Зимнего сада.

Гранитные и яшмовые колонны напротив входа создают подобие триумфальной арки, позволяя посетителям пройти прямо из вестибюля в Домский зал и в Большую галерею, которую определяют тридцать шесть колонн, идущих в два ряда.

В Купольном зале до сих пор можно увидеть четыре оригинальных барельефа с изображением муз живописи, музыки, архитектуры и скульптуры. Поскольку Потемкин предпочитал музыку превыше всего, в каждой из его резиденций был поставлен орган, в том числе два небольших кабинетных органа в Таврическом дворце. На северном балконе Купольного зала стояли большие позолоченные трубы, а на южном балконе была изображена иллюзорная картина.

Князь Потемкин любил подшучивать над гостями, создавая всякие иллюзии. На западной стене Домского зала художник Федор Данилов под руководством Потемкина изобразил продолжение дворца, с настолько искусно расписанными колоннами, что гости не замечали стены и со смехом врезались в нее. К сожалению, эта картина не сохранилась до наших дней.

Потолок Купольного зала — еще одна искусно выполненная иллюзия. Арка почти не имеет изгиба, но кажется сферической из-за покраски, в то время как кессонный потолок, заполненный фресками с эффектом паутины, вероятно, создавал иллюзию купола. Этот стиль первоначально был вдохновлен куполом римского Пантеона и был отреставрирован в Таврическом дворце по приказу Александра I в начале 19 века.века, когда этот стиль был в моде.

Самый просторный зал дворца — Екатерининский зал. До начала 20 века его колоннада была открытой и вела в огромную оранжерею с экзотическими деревьями и цветами, соловьями и лавандовыми фонтанами, наполненными золотыми рыбками. Окна выходили на Таврический сад, продолжение Зимнего сада.

В центре темно-зеленой крыши дворца находится низкий сферический купол того же цвета, над которым развевается флаг. Главный корпус соединен с невысокими одноэтажными галереями и двухэтажными боковыми корпусами, построенными по аналогичному проекту. Центральную часть дворца выделяет шестиколонный римско-дорический портик, выходящий на просторный парадный двор, открывающийся проходящему миру.

Хотя дворец был построен за шесть лет, работа над торжественным интерьером продолжалась еще много лет. Таврический дворец был наполнен неслыханной роскошью: помимо печей в большинстве комнат устанавливались и камины, появившиеся в России только в XVIII веке. Многие предметы мебели были новыми для страны и вошли в моду только после грандиозного бала, устроенного Потемкиным в 1791 году в честь взятия турецкой крепости Измаил. После того, как гости наслаждались диванами, расставленными, например, по всему дворцу, они стали неотъемлемым атрибутом особняков и светских салонов по всей России.

На строительство и отделку Таврического дворца было затрачено более 400 000 золотых рублей, и даже современники Старова высоко оценили его простоту и ясность архитектуры, подчеркивающую его величие.

После смерти князя Потемкина в 1791 году дворец купила Екатерина II. В то время как Екатерининский дворец в Царском Селе был ее любимым летним домом, а знаменитый Зимний дворец служил официальной резиденцией, последние пять лет своей жизни Екатерина II проводила осень и весну в Таврическом дворце. В 1797 по указу Павла I земли дворца были переданы Михайловскому замку, а сам дворец Конногвардейскому полку. В 1801 году дворец был восстановлен как резиденция императоров.

Николай II распорядился о преобразовании Зимнего сада в зал Государственной думы в 1905 году. В 1907 году обрушился потолок и во время реставрации вместо потолка был возведен пирамидальный стеклянный купол, который позволял проникать в помещение естественному свету в ясную погоду.

В революционные годы начала 20 века в Таврическом дворце размещались временное правительство и Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет. Известно, что во дворце собирался ВЦИК Советов, а во время собрания большевиков здесь выступал Ленин. Таврический дворец был восстановлен после Великой Отечественной войны и до 1990 года в нем размещалась Ленинградская высшая партийная школа.

Сегодня во дворце располагается штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Расположенный недалеко от знаменитого Смольного института, Таврический дворец в Санкт-Петербурге продолжает удивлять посетителей своей оригинальной роскошью и грандиозным замыслом.

  • Мраморный
  • Меньшиков
  • Михайловский
  • Строгановский
  • Летний
  • Таврический
  • Зимний
  • Юсуповский
  • Таврический дворец в Санкт-Петербурге Россия

    Таврический дворец в Санкт-Петербурге — бывшая резиденция князя Григория Потемкина-Таврического, фаворита Екатерины II. Сегодня это штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств.

    История и архитектура

    Дворцовый комплекс был построен в 1783-1789 годах по проекту архитекторов Ивана Старова и Карло Росси, и значительная часть средств была потрачена тогда из государственного бюджета. Здание было названо в честь князя Таврического. Кроме того, была знаменитая статуя Венеры Тавриды.

    Таврический дворец – уникальный памятник архитектуры классицизма. Его внешняя скромность контрастировала с роскошной отделкой интерьера и мебели.

    Князь Потемкин мало бывал в резиденции, и после его смерти дворец долгое время оставался заброшенным. Позже его жестоко разграбили чиновники Гарновский и Грибовский.

    В начале 1790-х годов Таврический дворец стал достоянием казны. При Екатерине Великой к комплексу добавились театральный зал и церковь. Позже остальное конфискованное имущество было передано в Михайловский замок. Дворцовые помещения использовались как конюшни Конногвардейского полка. Он вновь стал функционировать как императорская резиденция только в 1800-х годах. Долгое время Таврический дворец стоял пустой. Редко его использовали для проведения официальных балов и проживания почетных гостей.

     

    Возрождение дворца началось в 1906 году. Работы по реставрации внутреннего убранства руководил архитектор П. Шестов, залы были переоборудованы для нужд Императорской Государственной Думы. Позже в Таврическом дворце размещались Временное правительство России, Сталинский университет, Ленинградская высшая партийная школа и другие учреждения.

    В Таврическом дворце очень красивые залы, в том числе Екатерининский, Думский и Купольный или Органный залы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *