Таврический дворец стиль архитектуры: Таврический дворец в Санкт-Петербурге: история, архитектура и интерьер

Таврический дворец — Архивы Санкт-Петербурга

КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЛЕНИНГРАДА
в решениях Ленинградских обкома и горкома ВКП(б)-КПСС

ТАВРИЧЕСКИЙ ДВОРЕЦ

Петербургская резиденция князя Григория Потемкина — Таврического возведена в стиле классицизм в 1783-1789 гг. по проекту архитектора И.Е. Старова. От Таврического дворца происходят наименования Таврического сада и Таврической улицы.

С началом Февральской революции 1917 г. в Таврическом дворце разместились Временный комитет Государственной думы, а затем и Временное правительство (до июля 1917 г.), здесь же возник Петроградский совет рабочих депутатов.

В 1918 году Таврический дворец был переименован в Дворец Урицкого (в память о М.С. Урицком, революционном и политическом деятеле, убитом в вестибюле Народного Комиссариата внутренних дел Петрокоммуны на Дворцовой площади). 2 декабря 1934 г. во Дворце Урицкого проходила церемония прощания с первым секретарем ЛОК ВКП(б) С.

М. Кировым. В период с 1930 по 1991 г. в Таврическом дворце размещалась Ленинградская высшая партийная школа (Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет имени И.В. Сталина). В 1980 г. был произведен капитальный ремонт Таврического дворца и были установлены современные системы для радиовещания и синхронного перевода. В здании дворца проводились различные собрания и съезды ВЛКСМ.

В настоящее время в Таврическом дворце размещается Центр истории парламентаризма, территория дворца передана в распоряжение Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ.


 

Предложения комиссии ЛОК ВКП(б) по организации похорон С.М.Кирова. 2 декабря 1934 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2. Д. 36. Л. 4.

Предложения комиссии ЛОК ВКП(б) по организации похорон С.М.Кирова. 2 декабря 1934 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2. Д. 36. Л. 5.

Докладная записка секретарю ЦК и ЛК ВКП (б) А.А.Жданову о размещении руководства и аппарата партийных и советских организаций Ленинграда во дворце Урицкого.

5 марта 1935 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2а. Д. 31. Л. 69.

Докладная записка секретарю ЦК и ЛК ВКП (б) А.А.Жданову о размещении руководства и аппарата партийных и советских организаций Ленинграда во дворце Урицкого. 5 марта 1935 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2а. Д. 31. Л. 70.

Докладная записка секретарю ЦК и ЛК ВКП (б) А.А.Жданову о размещении руководства и аппарата партийных и советских организаций Ленинграда во дворце Урицкого. 5 марта 1935 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 2а. Д. 31. Л. 71.

 

Обращение Ленинградского отделения ВАО «Интурист» в ЛОК ВКП (б) с просьбой разрешить послу Великобритании сэру Дэвиду Келли посетить Таврический дворец. 20 сентября 1950 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 60. Д. 320. Л. 1.

План первого этажа Таврического дворца. Декабрь 1988 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-25. Оп. 169. Д. 137. Л. 78.

Из Постановления ЛГК КПСС о капитальном ремонте здания Таврического дворца. 9 августа 1979 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-24. Оп. 174. Д. 85. Л. 9.

В.Ф. Гречухо «Смольный и Таврический дворец» Л. , 1953. Библиотечный фонд ЦГАИПД СПб

Таврический дворец. Фото Н.А. Комкова. 25 сентября 2015 г.

«Смена». 3 апреля 1982 г. ЦГАИПД СПб. Ф. Р-598К. Оп. 41. Д. 9. Л. 5.

Временное удостоверение и мандат на XXVII конференцию Ленинградской областной организации ВЛКСМ. 3  преля 1982 г. ЦГАИПД СПб. Ф. -598К. Оп. 41. Д. 9. Л. 1.

 


 

  

О ПРОЕКТЕ

  

Таврический дворец

Смольный собор


Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра

Государственный Русский музей


Казанский собор

Лютеранская церковь святого Петра

Исаакиевский собор

Государственный Эрмитаж

Архитектурный ансамбль Петропавловской крепости

Государственный музей политической истории России

Центральный государственный архив историко-политических документов Санкт-Петербурга. Copyright © 2020
Разработано СПб ГУП «СПб ИАЦ», 2020

Таврический дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Таврический дворец считается одним из лучших архитектурных памятников русского классицизма, был подарен Екатериной II своему фавориту — князю Григорию Потемкину, с именем которого были связаны многие начинания и события, прославившие екатерининскую эпоху. Он был участником, а потом и главнокомандующим в Русско-турецких войнах, руководил созданием Черноморского флота, основанием городов Херсона, Николаева, Севастополя, Новороссийска (Екатеринослава). После присоединения Крыма (тогда он назывался Тавридой) к России в 1783 г. Потемкин получил титул «светлейшего князя Таврического». Поэтому и строившийся дворец стал называться Таврическим.

Общая информация

Построил дворец, предназначенный в дар Потемкину, замечательный русский архитектор Иван Старое. Здание было возведено по классической схеме того времени: от его центрального фасада в разные стороны симметрично расходились два крыла. Зато отделка здания была не совсем обычной — кроме портиков с дорическими колоннами Таврический дворец украшал еще и огромный купол на крыше.

Величавая простота и даже суровость внешней архитектуры дворца контрастировала с великолепием его парадных залов. За главным вестибюлем находилась богато украшенная лепниной ротонда, объединенная широким проемом с Белоколонным залом, за открытой двойной колоннадой которого располагался зимний сад. Парадные помещения (картинный зал, гобеленовая гостиная, диванная, китайский зал) частично сохранили до сих пор свою художественную отделку (полихромную роспись стен и плафонов, камины, фигурные печи). В этих залах князь Потемкин любил устраивать празднества в честь императрицы Екатерины и победы над турками.

У дворца был разбит прекрасный парк в английском пейзажном стиле, считавшийся одним из лучших в Петербурге (Таврический сад). Его украшала античная статуя Венеры, известная с того времени как Венера Таврическая (ныне находится в Государственном Эрмитаже). Сюда любила приезжать Екатерина II. В честь императрицы устраивались грандиозные праздники, а зимой — катания с ледяных гор. Искусственный пруд, каналы с мостами, холмистый рельеф местности, живописные группы деревьев и кустарников сохранились до наших дней.

Светлейший князь недолго пользовался этим подарком: через два года после завершения его строительства он умер, и дворец вернулся в казну. Спустя несколько лет император Павел велел вывезти оттуда все ценное убранство в Михайловский замок, а дворец отдал под казармы Конногвардейского полка. После смерти Павла дворец был реставрирован и стал одной из императорских резиденций. Его внутренняя отделка сильно изменилась, хотя и осталась столь же роскошной, как и при Потемкине.

Таврическому дворцу была отведена значительная роль в событиях русской истории XX в. В 1906 г. он был приспособлен для заседаний Государственной думы. До июля 1917 г. здесь проходили заседания Временного правительства, здесь возник Петроградский Совет рабочих депутатов, здесь неоднократно выступал Ленин. До перестройки в нем размещалась Ленинградская высшая партийная школа. Сейчас в Таврическом дворце проходят заседания Межпарламентской ассамблеи СНГ различные форумы, конференции и симпозиумы, так что войти внутрь неорганизованным туристам не получится — можно только осмотреть его снаружи и прогуляться по Таврическому саду.

Главный фасад этого дворца выходит на Шпалерную улицу (она так называется, потому что до середины XIX в. на ней находились мастерские придворной шпалерной мануфактуры). Чтобы добраться до него, нужно доехать на метро до станции «Чернышевская», свернуть направо и по проспекту Чернышевского выйти на Шпалерную. Адрес Таврического дворца — Шпалерная ул., 47.

Смотрите также: Суэцкий канал, Оман, Непал, Лаос, Бишкек, Зеленогорск, Остров Тонгатапу, Кенозерский национальный парк

Таврический дворец, Дворцы Санкт-Петербурга

  1. Дом
  2. Россия
  3. Санкт-Петербург
  4. Дворцы
  5. Таврический
источник: tsk-spb. ru

Таврический дворец в Санкт-Петербурге, расположенный на одной из центральных магистралей города, входит в число самых узнаваемых достопримечательностей города. Однако многие не осознают, что история этого шедевра связана с важными вехами русской истории.

Дворцом в разное время владели Екатерина II, Павел I и Александр I. А ведь Таврический дворец, построенный в 1783-1789 годах, изначально задумывался как центральная достопримечательность северной столицы и петербургская резиденция князя Григория Потемкина-Таврического, известного государственного деятеля, фаворита императрицы Екатерины II.

Князь Григорий Потемкин был генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний. Он получил титул Таврического в 1783 году после присоединения Крыма к России, что дало России господство на Черном море. Для управления новоприобретенными землями, которые со времен эллинов и до XV века назывались Таврическими, Екатерина II назначила Потемкина великим князем.

Князь Потемкин часто гостил у Екатерины II, но вскоре ему стало неудобно останавливаться в Зимнем дворце, и поэтому через месяц после присоединения Крыма он начал строительство собственной петербургской резиденции. Дворец построен по проекту архитектора Ивана Старова, бывшего однокашника Потемкина и одного из самых одаренных, прославленных мастеров архитектуры 18 века. В то время как имя Старова связано со многими зданиями Санкт-Петербурга и всей России, Таврический дворец является крупнейшим из его сохранившихся произведений.

Петербургский Таврический дворец был, по сути, самым большим дворцом своего времени во всей России и Европе. Этот величественный двухэтажный комплекс был задуман скорее как резиденция, чем дворец-усадьба для приемов и фестивалей. Построенный в период расцвета классического зодчества, его внешний вид максимально соответствует строгим канонам классицизма: желтые фасады дворца лишены всякого декора, кроме четкого геометрического орнамента карнизов и удлиненных окон. Комплекс Таврического дворца состоит из четырех основных залов: Большой галереи (Екатерининский зал), Купольного зала, вестибюля и Зимнего сада.

Гранитные и яшмовые колонны напротив входа создают подобие триумфальной арки, позволяя посетителям пройти прямо из вестибюля в Домский зал и в Большую галерею, которую определяют тридцать шесть колонн, идущих в два ряда.

В Купольном зале до сих пор можно увидеть четыре оригинальных барельефа с изображением муз живописи, музыки, архитектуры и скульптуры. Поскольку Потемкин предпочитал музыку превыше всего, в каждой из его резиденций был поставлен орган, в том числе два небольших кабинетных органа в Таврическом дворце. На северном балконе Купольного зала стояли большие позолоченные трубы, а на южном балконе была изображена иллюзорная картина.

Князь Потемкин любил подшучивать над гостями, создавая всякие иллюзии. На западной стене Домского зала художник Федор Данилов под руководством Потемкина изобразил продолжение дворца, с настолько искусно расписанными колоннами, что гости не замечали стены и со смехом врезались в нее. К сожалению, эта картина не сохранилась до наших дней.

Потолок Купольного зала — еще одна искусно выполненная иллюзия. Арка почти не имеет изгиба, но кажется сферической из-за покраски, в то время как кессонный потолок, заполненный фресками с эффектом паутины, вероятно, создавал иллюзию купола. Этот стиль первоначально был вдохновлен куполом римского Пантеона и был отреставрирован в Таврическом дворце по приказу Александра I в начале 19 века.века, когда этот стиль был в моде.

Самый просторный зал дворца — Екатерининский зал. До начала 20 века его колоннада была открытой и вела в огромную оранжерею с экзотическими деревьями и цветами, соловьями и лавандовыми фонтанами, наполненными золотыми рыбками. Окна выходили на Таврический сад, продолжение Зимнего сада.

В центре темно-зеленой крыши дворца находится низкий сферический купол того же цвета, над которым развевается флаг. Главный корпус соединен с невысокими одноэтажными галереями и двухэтажными боковыми корпусами, построенными по аналогичному проекту. Центральную часть дворца выделяет шестиколонный римско-дорический портик, выходящий на просторный парадный двор, открывающийся проходящему миру.

Хотя дворец был построен за шесть лет, работа над торжественным интерьером продолжалась еще много лет. Таврический дворец был наполнен неслыханной роскошью: помимо печей в большинстве комнат устанавливались и камины, появившиеся в России только в XVIII веке. Многие предметы мебели были новыми для страны и вошли в моду только после грандиозного бала, устроенного Потемкиным в 1791 году в честь взятия турецкой крепости Измаил. После того, как гости наслаждались диванами, расставленными, например, по всему дворцу, они стали неотъемлемым атрибутом особняков и светских салонов по всей России.

На строительство и отделку Таврического дворца было затрачено более 400 000 золотых рублей, и даже современники Старова высоко оценили его простоту и ясность архитектуры, подчеркивающую его величие.

После смерти князя Потемкина в 1791 году дворец купила Екатерина II.

В то время как Екатерининский дворец в Царском Селе был ее любимым летним домом, а знаменитый Зимний дворец служил официальной резиденцией, последние пять лет своей жизни Екатерина II проводила осень и весну в Таврическом дворце. В 1797 по указу Павла I земли дворца были переданы Михайловскому замку, а сам дворец Конногвардейскому полку. В 1801 году дворец был восстановлен как резиденция императоров.

Николай II распорядился о преобразовании Зимнего сада в зал Государственной думы в 1905 году. В 1907 году обрушился потолок и во время реставрации вместо потолка был возведен пирамидальный стеклянный купол, который позволял проникать в помещение естественному свету в ясную погоду.

В революционные годы начала 20 века в Таврическом дворце размещались временное правительство и Всесоюзный сельскохозяйственный коммунистический университет. Известно, что во дворце собирался ВЦИК Советов, а во время собрания большевиков здесь выступал Ленин. Таврический дворец был восстановлен после Великой Отечественной войны и до 1990 года в нем размещалась Ленинградская высшая партийная школа.

Сегодня во дворце располагается штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи СНГ. Расположенный недалеко от знаменитого Смольного института, Таврический дворец в Санкт-Петербурге продолжает удивлять посетителей своей оригинальной роскошью и грандиозным замыслом.

  • Мраморный
  • Меньшиков
  • Михайловский
  • Строгановский
  • Летний
  • Таврический
  • Зимний
  • Юсуповский
  • История стенных росписей Таврического дворца

    Вероника Богдан

    Артикул: 

    НАСЛЕДСТВО

    Выпуск журнала: 

    №4 2014 (45)

    ГРИГОРИЙ ПОТЕМКИН БЫЛ ПЕРВЫМ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ТАВРИДСКОГО ДВОРЕЦА В Петербурге. ПЕТЕРБУРГ, ПОСТРОЕННЫЙ В 1783-1789 ГГ.К АРХИТЕКТУРНОМУ ПРОЕКТУ ИВАНА СТАРОВА. ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ ОСОБНЯКА БЫЛО «КОННОГВАРДИЙСКИЙ ДОМ» И ПРЕДНАЗНАЧАЛОСЬ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ПРИЕМОВ. 28 АПРЕЛЯ 1791 ГОДА ИМЕННО ЗДЕСЬ ЕГО Высочество генерал-фельдмаршал, новороссийский генерал-губернатор и завоеватель Крыма дали БОЛЬШОЙ БАЛ В ЧЕСТЬ ЕКАТЕРИНЫ ВЕЛИКОЙ И ИЗМАИЛА. В АВГУСТЕ 1792 ГОДА ДВОРЕЦ ВОЗВРАТ КОРОНЕ В ПОГАШЕНИЕ ДОЛГОВ ВНЕЗАПНО КОНЧИВШЕГО ПРИНЦА. СРЕДСТВА ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ПОТЕМКЛИНОМ (КОТОРЫМ БЫЛ ЗАНИМАЕМСЯ ФЕДОР ВОЛКОВ), И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПАРКА ПОСТУПАЛИ ОТ ИМПЕРАТРИЦЫ. Ей так понравился дворец, что она переехала в него как в свою новую резиденцию еще в сентябре 179 года.2 НЕ ДОЖИВАЯСЯ ЗАВЕРШЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНЫХ РАБОТ.

    С тех пор дворец именуется Таврическим дворцом. Екатерина Великая описала его в письме Фридриху Мельхиору Гримму: «Дворец вошел в моду; он одноэтажный с прекрасным огромным садом; кругом по Неве казармы, Конногвардейцы впереди, Артиллерийская налево, а Преображенский за садом.Весной и осенью лучшего и желать нельзя.Я живу справа от колонной галереи, Александр остается слева;думаю, такой проезд как здесь не может можно увидеть в любой точке мира». 1

    Волкову пришлось значительно переделать боковые крылья, предусмотреть дополнительные этажи и сделать все помещение пригодным для жилья. Работы он начал с восточного флигеля, в котором размещалась семья цесаревича Павла. Мюзик-холл был превращен в театр, а большой участок остался для церкви. Дворец был готов к осени 1793 года. Старов задумал это место как ряд дворцов и садов, обращенных к Неве. Волков развил эту идею и приказал прорыть весь путь от Невы, чтобы лодки могли подходить к резиденции.

    После смерти матери в 1796 году новый император Павел I послал придворного архитектора Винченцо Бренну для осмотра дворца и отчета о его состоянии. Среди прочего итальянский специалист уделил внимание реконструкции поврежденных настенных росписей 2 .

    Внезапно и совершенно неожиданно в 1799 году вышел Высочайший Указ, по которому дворец должен был быть передан под казармы Конного Полка Императорской Гвардии. Дворец пришлось опустошить, а всю мебель, камины, паркет, даже замки, дверные засовы и оконные решетки снять и вывезти на склад надворно-интендантской канцелярии, а также в Зимний, Мраморный и Чесменский дворцы. Мраморная статуя Екатерины Великой и работы Федота Шубина были переданы Императорской Академии художеств, а парк стал местом хранения карет. Нобиле фортепиано и особенно большой колонный зал были разрушены больше всего; ротонда была превращена в манеж для верховой езды.

    Таврический дворец находился под угрозой полного разрушения, но все изменилось с воцарением Александра I. В мае 1802 года молодой император поручил ремонтные работы Луиджи Руске, который в том же году стал придворным архитектором. Мастер сохранил внешний вид дворца, перестроив его жилую часть и выполнив проект внутренней отделки. Театр был значительно расширен, а в интерьере преобладала скульптура (в основном привезенная из Михайловского дворца). Самой ценной была статуя Венеры, купленная в Риме по заказу Павла I («Венера Таврическая» сейчас находится в Эрмитаже).

    Вместе с Уильямом Гулдом, английским специалистом по садоводству, первоначально нанятым Потемкиным, Руска должен был воссоздать зимний сад и вернуть заброшенный парк в надлежащее состояние. В зимнем садовом домике Руска использовали подвесные полы, которые для того времени были совершенно новым инженерным элементом. В парке были заменены водопады и очищены пруды, а 2 августа 1803 года царская семья въехала в Таврический дворец и сделала его своей городской резиденцией на весенние и осенние месяцы. Известно, что Александр I провел здесь осень 1803 года, и время от времени здесь бывала вдовствующая императрица Мария Федоровна. Дворец был заброшен после 1825 года и начал приходить в упадок. Время от времени его давали в распоряжение частных лиц — именно там жил и умер в 1826, а в 1829 году выдающийся историк Николай Карамзин.это была резиденция Хосров-мирзы, наследника персидского престола.

    Декоративные настенные росписи украшали круглый зал (или ротонду) и концертный зал со времен первого владельца. Так как они не сохранились, мы можем судить о них только по описанию, сделанному суд-инендантской конторой, ведавшей всеми строительными работами, и по акварели Федора Данилова (1792 г. ), на которой изображена ротонда. Учитывая, что часть оригинальных настенных росписей Таврического дворца сейчас находится в коллекции Музея Российской академии художеств (РАХИ), есть шанс увидеть, как выглядели некоторые помещения до реконструкции в начале прошлого века. век.

    Для выполнения монументально-декорационных работ в 1802-1803 гг. Руска пригласил Федора Щербакова, Джакомо Феррари и двоюродных братьев Джованни Баттиста Скотти и Пьетро Скотти. Парадные залы (ротонда и Екатерининская приемная) и еще три помещения были расписаны Щербаковым, но его рисунок был утерян, и в 1819 году залы были заново расписаны Джованни Баттиста Скотти. В начале 1803 года Щербаков работал над куполом церкви.

    Из всех упомянутых художников Джованни Баттиста (Иван Карлович) Скотти (1776-1830) впоследствии стал самым известным знатоком декоративной и монументальной живописи. Ученик Карло Скотти, позже он сотрудничал с Джакомо Кваренги, Винченцо Бренна, Андреем Воронихиным, Жаном-Франсуа Тома де Томоном, Карло ди Росси и Огюстом де Монферраном при росписи интерьеров императорских дворцов — Зимнего дворца, Павловского дворца и Гатчинский дворец, а также Адмиралтейство, Горная академия и выполнение заказов частных лиц (в частности, в Михайловском дворце). Его работа в Таврическом дворце совпала с годами становления 26-летнего живописца. По сообщению Руски, он украсил для Марии Федоровны девять комнат (в которых жила Екатерина II) в правом (восточном) крыле дворца, в том числе Кушетную и Комитетскую, сообщавшуюся с ротондой.

    Комната Комитета (в 18 веке называвшаяся «картинной») — одна из самых интересных и необычных по своей концепции. В центральной части внутреннего купола эллиптические и ортогональные полосы представляют собой чередующиеся кругляшки с головами античных богов, воинов и философов со вставками растительного орнамента. Продольные и поперечные полосы сочетают в себе пейзажные мотивы с живописной скульптурой. Особое внимание привлекают ландшафтные вставки, выполненные в «архитектурных фантазиях» 3 традиция. Тематика картин и их сдержанная цветовая гамма подведены под функциональное назначение помещения, в котором проходили заседания Комитета министров. Цветовая гамма сбалансирована в холодной зелено-бирюзовой и серой цветовой гамме. В столовой императрицы Марии Федоровны («Зал Финансового комитета» времен Императорской Государственной думы) он использовал мотивы и приемы станковой живописи (десять овалов с изображениями богов и богинь, в том числе «Психеи») в сочетании с декоративной росписью, имитирующей лепку.

    Его двоюродный брат Пьетро Скотти (1768-1838) расписал восемь комнат в западном крыле дворца, за театром, где жил Александр I с семьей. Наиболее удачными его работами были картины в Диванной комнате и кабинете императрицы Елизаветы Алексеевны. Джакомо Феррари (1747-1807), выпускник Пармской академии художеств, к моменту приезда в Россию уже был признанным живописцем. Хотя позже ему довелось проявить свой талант, работая во дворце великого князя Константина Павловича в Стрельне и в Александровском дворце в Царском Селе, Феррари останется в истории искусства главным образом художником театра Таврического дворца. Исключительный талант и характерная манера живописца отражены в фигурах танцующих девушек и гениев искусства, Музы комедии и музы трагедии, в овалах с изображениями музыкальных инструментов и художественных аллегориях. Эти фрагменты представляют особую ценность, так как являются подлинными произведениями художника, никогда не подвергавшимися досадной последующей перекраске и реставрации.

    Приглашенные Руской художники выполнили отдельные панно-картины темперной краской на холсте. Позже картины будут вырезаны и приклеены к стенам и потолку, и именно благодаря этой технике их части сохранились.

    В 1819 году возникла необходимость заменить потолочные панели сразу в нескольких комнатах. Проект новой отделки выполнил известный архитектор Карло Росси. Он работал вместе с уже выдающимся художником Джованни Баттистой Скотти, который перерисовал стены и потолок ротонды, потолок большого колонного зала и зимний сад. В отличие от росписей 1802-1803 годов, они выполнены в технике гризайль темперой прямо на стенах.

    На протяжении второй половины XIX века Таврический дворец использовался либо для хранения мебели из других дворцов, либо для нужд Дирекции Императорских театров. На рубеже 20-го века он стал выставочной площадкой: в мае 1899 года здесь проходила выставка садоводства, а летом того же года здесь проходила церемония празднования столетия со дня рождения А. С. Пушкина. 6 марта 1905 года во дворце открылась историко-художественная выставка русских портретов, организованная членами художественного объединения «Мир искусства», ставшая заметным событием в культурной жизни столицы. Более 2000 произведений из частных и музейных коллекций были расставлены по залам по периодам Петра Великого, Елизаветы Великой, Екатерины Великой и их преемников, причем каждый зал оформлен в стиле соответствующей эпохи.

    После революции 1905 года судьба Таврического дворца будет определяться политикой. 19 сентября 1905 года Николай II приказал закрыть выставки и передать дворец под временную резиденцию Императорской Государственной Думы. Это стало началом неуклонного разрушения этого выдающегося памятника. Это «временное жилье» повлекло за собой снос многих интерьеров и убранства. Строительные работы начались в 1905-1907 годах: Актовый зал занял зимний сад, а величественная колоннада бывшего Екатерининского зала была частично надстроена за счет устройства лестниц. В 1907 министерский павильон (по проекту Александра фон Гогена) был пристроен к дворцу со стороны сада. Несмотря на многочисленные возражения, театр был разрушен, а его помещения переданы под библиотеку и архив документов, увенчанный стеклянным фонарем, изготовленным по проекту Александра Бруни. В июне 1908 года, в последней попытке спасти этот драгоценный памятник дворянской культуры, редактор журнала «Старые годы» Петр Вейнер написал в хронике журнала статью «Столичный вандализм»: «Это все Орнаментировано, хорошо орнаментировано и стильно.Серый мраморный цвет колонн гармонирует с белым тоном капителей и светло-серым тоном стен.По бокам сцены две торжествующие богини-покровительницы театрального представления расписаны в углублениях.Потолок увит яркими ламбрекенами, которые радуют глаз своим неожиданным блеском.Среди них есть несколько медальонов,которые все являются символами и классическими фантазиями пойманной мечты о воплощенном таланте.На фоне сцены на самом верху цветок крытый гений напевает напевы славы. .. И снова резко контрастирует серая балюстрада верхнего яруса… Когда-то там горели свечи в резных деревянных подсвечниках. Хоры были переполнены, хищная зависть сменялась восторгом. В зале сидела воспетая в стихах Царица. Ладан восхищения лился к ней со сцены, и следы его бессмертны…» 4

    2 марта 1907 года обрушилась часть потолка актового зала. Несмотря на результаты экспертизы, подтвердившей безопасность деревянных досок, было принято решение заменить деревянные детали на железные и железобетонные не только в этом зале, но и в других. Росписи Большого колонного зала полностью уничтожены в 1907 году 5 . За год до разрушения живописец Александров сделал ситцевые кальки в четверть масштаба фрески фриза и выполнил цветные копии отдельных фигур (кроме грифонов) на холсте. Грифоны были полностью сняты с потолка и теперь хранятся в музее 6 . В 1912 году перед заменой полов в Таврическом дворце работала бригада живописцев — учащихся Высшего художественного училища Академии художеств под руководством архитектора Владимира Щуко. Перед снятием росписей не только замерили помещения, но и сделали цветные эскизы росписей куполов, сделали прорисовки деталей и несколько копий на холсте. В некоторых комнатах команда заменила картины на новые 7 . Одна акварель дает нам имена художников, делавших копии с картин (и, скорее всего, реконструкции по трафаретам): М.М. Давыдов, Николай Тырса, А.Ю. Сабнецова, О.А. Хеккель, О.В. Белобородова и Р.В. Ниман. известны также имена зодчих, измерявших залы; среди них был Владимир Гельфрейх, ученик и будущий сотрудник Щуко, вместе с Андреем Шиловским и Сигизмундом Домбровским.

    В 1920-е годы алтарный придел храма с иконами, написанными профессорами РАФИ (в том числе Алексеем Егоровым), был передан музею общества «Старый Петербург», который впоследствии был закрыт. Первоначально обмеры и копии, сделанные бригадой Щуко, хранились в самом Таврическом дворце, но новым властям они были не нужны; в 1924 г. пришел приказ их уничтожить. Как равнодушно сообщалось в документах: «Фрагменты живописи, снятые со стен вместе со штукатуркой и обшивкой потолка, хранились в дворцовом амбаре. Как было обнаружено в 1924, в результате обветшания кровли пришли в полную негодность и тут же были разрушены». утрачена комната, зал Финансового комитета и др. Исчезли Императорская Государственная Дума с ее библиотекой и архивами с уникальными автографами, вывезенные организациями, занимавшими дворец. Ныне бывшая библиотека превращена в ультрасовременный конференц-зал, небольшой дворик перед которым накрыт стеклянным куполом, выглядящим современно и нарочито фальшиво, а все окна с двойным остеклением.0027

    Когда и каким образом фрагменты картин Джакомо Феррари, Джованни Баттисты Скотти и других художников попали в Академию изящных искусств, остается неясным; возможно, это было одновременно с чертежами, обмерами и копиями, сделанными группой Щуко. Исходное состояние большинства окрашенных оригиналов было очень плохим. Слой краски на некоторых купольных панелях был настолько стерт, что различить изображение было невероятно сложно. До сих пор неясно, какая часть картин была уничтожена еще в 19 веке. 24. Возможно, музейные фрагменты являются частью спасенных, и честь этого следует отнести к Владимиру Щуко, ставшему профессором Академии в 1920 г.

    картин и оформление крупной выставки из своих коллекций. На выставке будут представлены не только сами фрагменты живописи, но и выполненные архитекторами зажимы помещений до вывоза картин и исторических фотографий интерьеров начала ХХ века.

    1. Пиляева М.И. «Старый Петербург. Рассказы из прошлой жизни столицы». со 100 отпечатками. Издательство СПБ, 1883. С. 300.
    2. .
    3. Шуйский, В.К. Глава 1. XVIII век // «Таврический дворец». Издательство СПБ, 2003. С. 44.
    4. .
    5. Богдан В. Жемчужина классической петербургской архитектуры. //»Антикварное обозрение». № 2. 2011. С. 60-69.
    6. «Былые дни». 1908. Раздел: Хроника. Стр. 342-344.
    7. Архив Комитета по государственному контролю за использованием и охраной памятников истории и культуры. Петров А.Н., Васильева Н.И. «Таврический дворец. Историческая справка».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *