Юсуповский дворец архитектор: История усадьбы

Содержание

история, описание музея-дворца, фото и где находится

В представлениях обычных граждан России дворец князей Юсуповых в Санкт-Петербурге связан с одним событием – убийством Григория Распутина. В реальности здание поражает классической простотой снаружи и роскошью интерьеров внутри. Большая и по столичным меркам усадьба полностью соответствовала статусу рода, его богатству и знатности.

Содержание

1

История дворца

Вид Юсуповского двореца с набережной реки Мойки. фото 1880-1900 г.

Постройки на месте будущего особняка Юсуповых стояли с времен Петра I. Он выделил участок вблизи устья реки Мойки под дворец для племянницы – царевны Прасковьи, дочери Ивана Алексеевича, соправителя Петра в молодые годы.

Позднее имение отошло Семеновскому полку, а затем было приобретено Петром Шуваловым, одним из выдвиженцев при императрице Елизавете Петровне.

В 1770-х годах отеческий дворец был перестроен по проекту архитектора Жана-Батиста Валлен-Деламота в стиле раннего классицизма для Андрея Петровича Шувалова.

Бальный зал Юсуповского дворца, фото 1860-1870 г.

Следующей владелицей стала Александра Браницкая в 1795 году. Племянница Потемкина была любимой фрейлиной Екатерины II. Ее и одарила императрица практически перед самой кончиной.

В 1830 году изрядно обветшавшее строение Браницкая продала родственникам. Ее сестра Татьяна была замужем за князем Николаем Борисовичем Юсуповым (старшим). Сделку оформили на их сына Бориса.

Самая темная страница

Григорий Распутин и Феликс Юсупов

Дворец «прославился» вместе с его последним владельцем Феликсом Юсуповым (младшим). Именно он стал организатором убийства Григория Распутина, старца, лечившего безнадежно больного цесаревича Алексея и имевшего безграничное влияние на императора Николая II и его супругу Александру Федоровну.

Феликс Юсупов 16 декабря 1916 года обманным путем пригласил старца к себе в гости. Группа заговорщиков сначала пыталась накормить старца отравленными пирожными, затем в него стреляли несколько раз, в том числе и хозяин. Раненого оставили в подвале, надеясь на его смерть, но тот сумел выбраться и даже добраться до ворот. Там в него еще раз выстрелили, а затем утопили в реке. До ликвидации самой монархии оставалось 2 месяца.

Новое время

Гобеленовая гостиная, 1935-1940 г.

Между двумя революциями 1917 года во дворец переехало посольство Швеции. Это спасло великолепные апартаменты от варварского разграбления.

Усилиями наркома просвещения Луначарского, а также ленинградских искусствоведов удалось сохранить Юсуповский дворец, как объект культуры союзного значения. С 1925 года он стал ДК при Наркомпросе. Музей сохранялся только в комнатах, где убивали Распутина.

В годы блокады во дворце разместили госпиталь. Несколько попаданий снарядов и бомб нанесли серьезный ущерб, но не разрушили здание целиком. Его ремонт начался уже в 1943 году. Капитально восстанавливать стали после войны, тогда же открылись первые музейные экспозиции дворянского быта.

Новая реставрация комплекса проведена в XXI веке, так как в здании стали интенсивно возникать трещины. Практически всем помещениям возвращен их дореволюционный вид. Возродили из руин Конюшенный флигель, парковую горку, обновили пейзажный сад.

Архитектурные особенности усадьбы Юсуповых

Главный фасад дворца

Первоначальный дом с трехэтажной центральной частью, украшенной портиком тосканского типа с шестью колоннами и фризом, а также парой одноэтажных крыльев, фасадом выходил на Мойку. В границах усадьбы с противоположной стороны располагались парадный двор, ограниченный аркой и двумя боковыми колоннадами, регулярный парк и садовый павильон.

Вход во дворец со стороны внутреннего двора

С переходом имения к роду Юсуповых обветшавшее здание подверглось грандиозной реконструкции. В период с 1830 по 1838 годы архитектор Андрей Михайлов возвел два новых корпуса, сохраняя общий классический стиль: один – фасадом на реку, другой позднее – вдоль границы земельных владений на месте служебных построек, завершавшийся Конюшенным флигелем. В новых помещениях оборудовали картинные галереи и домашний театр.

Крылья главного дворца получили дополнительные этажи, а интерьеры – парадную лестницу и большую анфиладу. Их оформлением занимались И.А. Монигетти, Антонио Виги, А.А. Травин. Парк из регулярного стал пейзажным. Торжественный въезд был устроен с Офицерской улицы (ныне Декабристов).

Парадный двор

Позднейшие реконструкции конца XIX – начала XX веков касались только внутреннего переустройства: было проведено водо- и электроснабжение, центральное отопление и канализация, а также перестроено несколько залов и гостиных, выделены покои для молодоженов – Феликса Юсупова и Ирины Александровны Романовой. Работы велись под руководством архитекторов А.Д. Шиллинга, А.А. Степанова, В.А. Кенеля, А.Я. Белобородова и других.

Внутреннее убранство дворца на Мойке

Роскошный образ жизни пяти поколений княжеского рода отражался и в убранстве усадьбы Юсуповых в городе Санкт-Петербурге на берегу Мойки. Залы, гостиные, театр были оформлены не только в классическом стиле, здесь присутствуют золото и лепнина, характерные для барокко, рококо и ампира. Создается впечатление, что хозяева старались превзойти императорскую семью по великолепию интерьеров.

Парадная лестница

Торжественный вход – это соединение немецкого ренессанса с обилием барочной лепнины на потолке. Посетителей встречают скульптуры сфинксов, а в стенных арочных нишах расположились символические статуи гостеприимства. Хрустальная с позолотой люстра – на 600 свечей.

Музыкальная гостиная

На первом этаже, в «мужской» половине расположена белая гостиная неоклассического стиля с роскошью, достойной Людовика XVI: золоченые рамы зеркал, такие же детали на лепных пилястрах и мебели, Главное украшение – австрийский механический орган.

Гостиная Генриха II

Помещение оформлено в стиле немецкого ренессанса времен французского короля Генриха II. Камин с двумя колоннами и высокой скульптурной группой над ним – копия аналога из Лувра. Мебель оригинальная – из грушевого дерева.

Кабинет-библиотека

Следующий в нижней анфиладе – кабинет князей Юсуповых. Это была и библиотека, и своеобразный семейный музей, где хранились не только книги, но и коллекции монет, медалей и оружия (утраченные в советское время). В тайнике в 1925 году были найдены письма Пушкина к княжеской родственнице Елизавете Хитрово́.

Турецкий кабинет

Комнату для игры в бильярд Монигетти оформил в турецком стиле с характерной деревянной отделкой, сводчатой аркой и витражами. Свет в помещение проникает через большие потолочные окна.

Мавританская гостиная

Восточная тема продолжается в Мавританской гостиной. Архитектор Степанов переделал комнату в стиле испанской Альгамбры времен Гранадского эмирата. Раньше здесь даже действовал фонтан.

Гобеленовая гостиная

Стены отделаны огромными панелями орехового дерева. Весь интерьер приехал по заказу из Европы. Три настенных гобелена по одной легенде подарены семейству Наполеоном, по другой – Людовиком XVIII. Сейчас подлинники находятся в Эрмитаже, а на их месте – живописные копии.

Парадная спальня

Изысканный синий цвет в спальне, достойной королевы, присутствует везде: в обивке стен, мебели из розового дерева, на покрывале кровати и в абажурах ламп. К сожалению, комната пострадала в войну и была восстановлена по сохранившемуся акварельному рисунку. Из подлинных предметов – камин с отделкой из оникса и украшение «горка» над ним.

Большая ротонда

Зал с купольным потолком и восемью колоннами из голубого искусственного мрамора, поставленными в круг, открывает парадную анфиладу дворца. Он создан архитектором Михайловым, плафон стилизовал под звездное небо художник Алексей Травин, а стены под мрамор – Антонио Виги.

«Цветные» гостиные

Продолжается анфилада по фасаду, выходящему на Мойку, тремя гостиными: Синей, Красной и Зеленой. Это торжество роскоши, богатства и общественного положения рода Юсуповых.

Синяя гостиная

В синей и красной комнатах классический стиль буквально «забивается» блеском золота. Оно покрывает выступающие части лепного декора на потолке и стенах, подчеркивает резной узор на дверях, присутствует в люстрах, канделябрах, деталях мебели, небольших скульптурах.

Красная гостиная

Зеленая гостиная на их фоне выглядит «скромницей», потому что ее пришлось восстанавливать после прямого попадания снаряда в период блокады Ленинграда.

Зеленая гостиная

Из интересных деталей стоит выделить люстру в Синей гостиной со вставками из кобальтового стекла (невероятно дорогого в XIX веке материала), камин в Зеленой гостиной с отделкой из натурального малахита и паркет с изысканным узором.

Танцевальный и Белоколонный залы

Танцевальный зал

Большие залы для балов, где присутствовало до 2000 человек, банкетов, торжественных приемов и концертов завершают парадную анфиладу.

В Танцевальном зале блеск золота минимален, зато в рамах зеркал присутствуют кристаллы хрусталя, а большая люстра украшена множеством хрустальных подвесок, ограненных под бриллианты. Потолочный плафон расписан итальянскими мастерами с эффектом перспективы, округлости пространства.

Белоколонный зал

Белоколонный (самый большой) зал – по-настоящему сводчатый. Потолок поддерживают 24 колонны из искусственного мрамора, который из-за сложной технологии производства стоил дороже натурального. Кажется, что плафон богато украшен лепниной, но это – искусная роспись. На хорах располагался оркестр, с прекрасной акустикой его было отлично слышно танцующим.

Большая картинная галерея

Николаевский зал

Залы в специально выстроенном корпусе предназначались для хранения огромной коллекции живописи и скульптур, собранных семейством Юсуповых. Особенно в этом деле преуспел Николай Борисович (старший). Он перевез собранные сокровища в Питер из подмосковного Архангельского. Потомки только добавляли к ним новые шедевры.

Зал Прециоза

На момент национализации дворца в 1918 году число «единиц хранения» составляло 1240. Почти все они уехали в другие музеи – Русский, Эрмитаж, Третьяковку или были проданы за рубеж «для финансирования нужд индустриализации» в период «Великого перелома».

Античный зал

Николаевский, Античный, Римский и зал Прециоза (драгоценностей) оформлены в стиле строгого классицизма с богатой лепниной по потолку, с пилястрами, портиками, мраморными каминами. Когда-то картины русских и европейских мастеров в них висели от пола до потолка. Сейчас в каждом присутствует по нескольку копий и подлинников.

Римский зал

Домашний театр

Из Римского зала гости по нисходящей лестнице под Триумфальной аркой попадали в театр. Оформление зрительного зала по роскоши и удобству может соперничать с Мариинкой или Александринкой: блеск золоченой лепнины в стиле барокко, княжеская ложа, аналогичная царской, аллегорическая роспись плафона и удивительная акустика!

Зал Антонио Виги

Зал в античном стиле служил семье парадной столовой, куда мебель вносили перед торжествами. Название пошло от потолочного плафона, расписанного этим итальянским мастером на сюжет причисления Геракла к олимпийским богам.

Дубовая столовая

Помещение в духе немецкого ренессанса использовалось для обедов в узком семейном кругу.

Зеркальный зал

 

Большой зал на половине Юсуповых-молодоженов служил для приемов, танцев и музыкальных вечеров. Он напоминает белоколонный – в миниатюре, но оформлен в оливковых тонах.

Большая гостиная Феликса Юсупова

Комната в стиле неоклассицизма утонченно расписана художником Чехониным. На потолочном плафоне лебеди соседствуют с бабочками, цветами и райскими птицами.

Подвал

Хозяйственное помещение в подвале превратили в небольшую гостиную специально для убийства Распутина, чтобы не было слышно выстрелов. Привели в порядок стены, расставили старинную мебель, наполнили посудой и разными безделушками, постелили персидский ковер и шкуру белого медведя.

Сейчас в этом и соседних помещениях – экспозиция, посвященная трагическому событию, с восковыми фигурами главных героев.

Домовая церковь

Храм построен в 1881 году. Здесь Юсуповы женились, крестились, тут их провожали в последний путь. Церковь отреставрирована в 2017.

Музей в Юсуповском дворце

Музейная экспозиция посвященная убийству Распутина

Музей позиционирует себя как интерьерный. Кроме прекрасного убранства залов и гостиных вы можете увидеть картины русских мастеров с середины XIX до начала ХХ века, копии шедевров, переехавших в другие музеи, несколько скульптур из Европы, в том числе относящихся к XVIII веку. Большинство мебельных гарнитуров и аксессуары – подлинники, принадлежавшие семье, остальные – выполнены в столичных мастерских в то же время.

Юсуповский дворец можно посещать самостоятельно и с экскурсиями. Для индивидуального осмотра доступны две экспозиции:

  • «Парадные залы дворца и жилые покои князя»;
  • «Убийство Распутина и жилая половина молодых Юсуповых».

С экскурсиями можно пройти:

  • основной маршрут – парадный;
  • по княжеским покоям – мужским и женским;
  • по старинной усадьбе с посещением парка и служебных помещений;
  • по владениям пятого поколения Юсуповых с посещением места убийства Распутина;
  • в театр и его закулисье.

Кроме того, можно почувствовать себя представителем высшего общества, если заказать во дворце проведение регистрации брака, большого банкета или конференции.

В театре идут постановки классических оперетт. В Конюшенном корпусе регулярно проводятся интерактивные мероприятия, совмещающие посиделки за столом с показом приготовления и дегустацией блюд из меню прошлых веков и экскурсии по залам.

Где находится Юсуповский дворец

Знаменитая усадьба Юсуповых в Санкт-Петербурге располагается на набережной реки Мойки, д. 94. Вход для туристов – через парк с ул. Декабристов, д. 21. Со стороны главного фасада пропускают только театральных зрителей.

Юсуповский дворецМузей в Санкт‑Петербурге

Юсуповский дворец в Санкт-Петербурге: история и фото интерьеров | Admagazine

Интерьер

Юсуповский дворец известен прежде всего тем, что в его стенах был убит Григорий Распутин. Но его архитектурная история не менее занимательна, чем криминальное прошлое.

У Юсуповского дворца странная репутация – известен он прежде всего тем, что здесь убили Григория Распутина. Убийц было четверо, и в своем преступлении они видели историческую миссию – отмыть репутацию императорской семьи, защитить трон, спасти Отечество.

Парадная лестница Юсуповского дворца. В 1830-е годы над ней работал архитектор Андрей Михайлов, а в период с 1858‑го по 1860 год — Ипполит Монигетти.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Застрелив Распутина, депутат Государственной думы Владимир Пуришкевич с револьвером в руке подошел к ближайшему городовому и торжественно объявил о случившемся. Городовой пугливо покосился и побежал доносить. Наутро начались не памятники, венки и депутации благодарных граждан, а мутная процедура полицейского дознания.

В нише — мраморная скульптура “Вакх”, конец XVIII века, Италия.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Можно было бы сказать, что всем четверым эта история сломала жизнь, если бы через год не рухнула вся эта жизнь в целом. В каком-то смысле им даже повезло. Опальный Феликс Юсупов очутился на юге России задолго до того, как туда хлынули толпы беженцев, гражданская война, голод, вши и тиф. А ссыльный великий князь Дмитрий Павлович навсегда уехал за границу пассажиром вагона класса люкс.

Гобеленовая гостиная была оформлена швейцарским архитектором Бернаром Симоном в 1840-е годы.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

И все же памятник от спасенных соотечественников они получили – в 1917 году благодарные граждане дворец не сожгли, не снесли и даже почти не разграбили. Уже в 1919 году сюда была протоптана народная тропа экскурсий. Дворец же в целом передали под культурные нужды работникам просвещения (а ведь могли запустить сюда пионеров, как в Аничков, или советских отдыхающих, как в Ливадийский и Каменноостровский).

Спальня княгини создавалась в три этапа. В 1830-е годы здесь работал Андрей Михайлов, в 1858–1860‑м Ипполит Монигетти, а в 1890‑е — Александр Степанов.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Конечно, памятник получился парадоксальным. С одной стороны, это место преступления. Вот сводчатая столовая – здесь старца кормили пирожными, начиненными цианистым калием. Вот восьмиугольная туалетная и малый вестибюль – отсюда жертва рванула во двор… А с другой стороны, дворец – это шедевр русской архитектуры.

Фрагмент Туалетной комнаты княгини.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Юсуповы купили его в 1830 году у своей родственницы графини Александры Васильевны Браницкой, после чего неустанно благоустраивали. Сначала архитектор-классицист Андрей Михайлов пристроил с восточной стороны здания новый трехэтажный корпус и превратил разрозненные дворовые флигели в цельный комплекс с картинной галереей и домашним театром.

Помпейский коридор. Интерьер разработан Ипполитом Монигетти, росписи выполнены Федором Михайловым.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Затем в 1840–1860 годах Бернар Симон и Ипполит Монигетти переделали его интерьеры в духе тогдашних архитектурных веяний: неоренессанса, неорококо и неоклассицизма. В конце XIX века под началом архитектора Александра Степанова фамильное гнездо князей Юсуповых было электрифицировано, оснащено водяным отоплением, водопроводом и канализацией.

Над интерьером Персидской комнаты (она известна также как Восточный будуар) в 1858–1860 годы работал Ипполит Монигетти, а в 1890‑е — Александр Степанов.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Последними, кто приложил руку к облику дворца, стали архитектор Андрей Белобородов и будущие советские знаменитости Сергей Чехонин и Николай Тырса. В начале ХХ века они обновили апартаменты первого этажа для Феликса Юсупова и его жены Ирины. Эти апартаменты представляют собой как бы отдельную квартиру внутри громадного здания. Юсупов называл ее “гарсоньеркой” и предпочитал жить именно здесь.

Фрагмент Малой белой гостиной, служившей кабинетом княгине Татьяне Юсуповой.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Выглядела она как хорошая квартира в новом доходном доме на Петроградской стороне: небольшие комнаты, модный модерновый интерьер. Ее хозяином мог бы быть какой-нибудь молодой адвокат, вложивший в недвижимость первые уверенные гонорары. Или молодой банкир со вкусом. Однако князь Юсупов – не юрист и не финансист. Он человек не просто состоятельный, а вызывающе богатый. Его предки выдвинулись еще при Иване Грозном и все последующие столетия, богатые дворцовыми переворотами, умудрились ни разу не попасть в опалу. Родители Феликса объединили свои фамилии и превратились в чету князей Юсуповых графов Сумароковых-Эльстон. Это уже не просто хорошая родословная. Это карикатура. Что и отметили Ильф и Петров: неутомимому халтурщику Ляпис-Трубецкому в газете советуют взять псевдоним Юсупов-Сумароков-Эльстон.

Мавританская гостиная была оформлена в 1858–1860 годы, когда во дворце работал Ипполит Монигетти. Тридцать лет спустя интерьер был видоизменен Александром Степановым.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Юсуповский дворец – тоже, если разобраться, карикатура. Он чрезмерен во всем. Начиная с 1830-х годов он послушно впитывал в себя все интерьерные моды – от исторических подражаний эклектики до душного уюта и технических новинок викторианского стиля.

Встроенный диван изготовлен петербургскими краснодеревщиками во второй половине XIX века.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

“Мавританские” залы, тяжелый мрамор парадной лестницы, алый плюш домашнего театра… Вероятно, в 1919 году пролетарии-экскурсанты (если верить тем же Ильфу и Петрову) гуляли по этим залам и вздыхали: “Жили же люди!” Но когда видишь все это, становится ясно: жить здесь нельзя. Потому-то Феликс Юсупов и выгородил себе во дворце несколько комнат и заказал “человекообразные” интерьеры. Собственно, Распутина привели и начали убивать именно здесь, в гарсоньерке. А куда еще его было вести?

Малая гостиная Ирины Юсуповой (Серебряный будуар), архитектор Андрей Белобородов. Роспись по сусальному серебру выполнена Владимиром Конашевичем, плафон расписал Сергей Чехонин.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Туалетная княгини (Фарфоровый будуар). Полукруглый диван второй половины XIX века предположительно сделан во Франции.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Потолок в Туалетной княгини. Люстра в виде корзины с цветами из фарфора и бронзы. ­Западная Европа, конец XIX века.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Фрагмент лепного декора с монограммой княгини Татьяны Юсуповой в Малой белой гостиной.

ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

Текст: Юлия Яковлева

Фото: ФРИЦ ФОН ДЕР ШУЛЕНБУРГ

ТегиИнтерьерСанкт-ПетербургЮсуповский дворецИсторические интерьерыКлассикаЭклектикаЭтника

залов, сад, фото, посещение, описание

Юсуповский дворец на Мойке (или Юсуповский дворец на Мойке) — бывшая дворянская усадьба (дворец), а также памятник истории и культуры, являющийся значительным достопримечательность Санкт-Петербурга.

Юсуповский дворец — архитектурный ансамбль XVIII-XX веков, состоящий из дворца с парадным двором, бывших флигелей, садового павильона, внутреннего двора и сада.

Сегодня Юсуповский дворец — музей. Залы и комнаты дворца можно посетить различными экскурсионными маршрутами за отдельную плату. Также в помещениях бывшей усадьбы находится выставка «Убийство Г. Распутина», проводятся выставки, концерты, спектакли и т.д.

Прогулка по дворцовому саду бесплатна.

Начало формирования дворца относится к петровским временам, когда на этом месте находилась усадьба племянницы Пера I — княгини Прасковьи Иоанновны. В 1726 году Прасковья Иоанновна, потеряв благосклонность Петра Великого, подарила Семеновскому полку земельный участок с каменным домом лейб-гвардии.

В середине 1740-х годов имение было продано Петру Ивановичу Шувалову и его жене, фрейлине императрицы Елизаветы Петровны (поэтому Юсуповский дворец известен также как шуваловский особняк). Усадьба была перестроена. После смерти П. И. Шувалова усадьба перешла к его сыну Андрею Петровичу Шувалову, при котором усадьба приобрела окончательные границы, а известный французский архитектор Ж.-Б.-М. Валлен-Деламотту было предложено построить большой церемониальный дворец.

В 1789 году граф А. П. Шувалов умер, и наследники продали имение в казну.

В 1795 году императрица Екатерина II пожаловала имение своему государственному деятелю и близкой подруге графине Александре Васильевне Браницкой «в бессрочное и наследственное владение». В 1830 году Браницкая уступила имение своей младшей сестре, княгине Татьяне Васильевне Юсуповой. Так началась юсуповская история дворца на Мойке.

Новые владельцы планировали жить в усадьбе круглый год и развернули масштабную работу по переустройству усадебного пространства, пригласив известного петербургского архитектора А. А. Михайлова 2-го. Было застроено дворцовое здание и созданы залы, построены хозяйственные постройки, в том числе: прачечная, бывшая и гладильной, конюшня с стойлами на 15 лошадей, сад, двухэтажные дома для прислуги, каретный сарай, застекленные теплицы, импровизированные холодильные камеры — ледники и другие служебно-бытовые постройки. В состав усадьбы входил также парк с невысоким холмом Парнас, мраморными скульптурами, беседками и скамейками.

До 1917 года дворцом владели пять поколений князей Юсуповых; после того, как дворец был национализирован. В ночь на 17 (30) декабря 1916 года во дворце был убит фаворит императорской семьи Григорий Распутин. В подвале, где разворачивались события, находится выставка «Убийство Г. Распутина».

В годы Великой Отечественной войны Юсуповский дворец пострадал. Впоследствии усадьба была отреставрирована и сегодня комплекс Юсуповского дворца работает как музей и место проведения различных мероприятий.

Комплекс Юсуповского дворца на Мойке занимает участок от набережной реки Мойки, 94 до ул. Декабристов, 21. Вход для индивидуальных посетителей с ул. Декабристов.

Парадный фасад дворца, имеющий классический архитектурный облик, выходит на Мойку.

Со стороны улицы Декабристов есть двор и касса с небольшим кафе.

Через двор можно пройти в сад Юсуповского дворца. Вход свободный (бесплатно).

В саду : Горка Парнас с каменными ступенями (ландшафтная горка), местами для отдыха (садовыми скамейками), группами цветов и кустарников и электрическими лампами, имитирующими газ.

Граница сада со стороны улицы Декабристов украшена чугунной решеткой, в которую вписан Садовый павильон.

С восточной стороны сад окружен бывшими служебными флигелями: Дворцом, Прачечной и Конюшней, где проводятся временные выставки и мероприятия разного масштаба.

Сам Юсуповский дворец, именуемый Большим, отделен от парка и флигелей каменной оградой (арх. Валлен Деламот) с тремя воротами: центральными, западными и входными. восточные ворота (вход в бывшие кухни Юсуповского дворца).

Фото Центральных ворот

Фото Западных ворот

Вход для индивидуальных посетителей дворца осуществляется через западные ворота.

Ворота ведут в небольшой Парадный дворик дворца, который с одной стороны обрамлен колоннадой, а с другой украшен самим Юсуповским дворцом.

Посещение Юсуповского дворца

Сегодня дворец открыт для посещения. В его стенах отреставрированы залы, в том числе парадные, художественная галерея, жилые покои князя и княжны, домашний театр, домовая церковь и выставка «Убийство Г. Распутина».

Залы и помещения дворца посещаются различными маршрутами экскурсионных программ (самостоятельно с мобильным приложением или аудиогидом), с каждым из которых можно посетить те или иные (или несколько) дворцовые помещения и выставку «Убийство Г. Распутина». Все актуальные маршруты, а также стоимость и условия посещения дворца рекомендуем уточнять на официальном сайте (сайт указан в конце этой статьи).

В домашнем театре также ставятся спектакли и постановки.

Парадные залы дворца

Царские и роскошные гостиные и просторные дворцовые залы когда-то предназначались для торжественных раутов, больших балов и великосветских приемов, на которые юсуповский аристократ были известны.

В архитектуре и убранстве Юсуповского дворца представлены практически все художественные стили, которые были популярны в оформлении дворцовых интерьеров XIX века.

Анфилада парадных залов и гостиных выдержана в стиле торжественного ампира: позолота, мрамор, живописные плафоны, наборные паркетные полы, фарфор, ажурная бронза, золотные шелка, хрусталь и венецианские зеркала.

Жилые помещения принца и принцессы

Мужские жилые помещения дворца , или Княжеские покои, представляют собой девять отреставрированных интерьеров, изначально спроектированных в вторая половина 19век для князя Николая Борисовича Юсупова младшего

Среди интерьеров : музыкальная комната с лепниной и позолотой; гостиная Генриха II с отделкой из грушевого дерева; турецкий кабинет, дизайн которого был вдохновлен образами диванных комнат Османской империи; и, одна из самых известных и непревзойденных по своему художественному блеску, мавританская гостиная.

В Музыкальной комнате находится механический орган — один из самых совершенных инструментов, дошедших до нашего времени, появившийся в княжеском доме еще в 40-х годах 19 века. век. Сохранился полный комплект инструмента — все 9 валов, на которых были записаны популярные в то время произведения композиторов Д. Россини, Д. Обера, Дж. Спонтини и других.

Личные покои княгини Юсуповой представляют собой комплекс интерьеров, расположенный на втором этаже Дворца, в состав которого входят: Кабинет (Малая гостиная) с бело-золотистым лепным декором, богато украшенные стены и потолок; туалет (фарфор), декор которого напоминает тончайшую фарфоровую посуду, небольшая ванная комната с цветной плиткой; персидское золото с восточными узорами на стеновых панелях.

Домашний кинотеатр

Домашний театр Юсуповского дворца дополняет анфиладу залов бывшей княжеской картинной галереи.

Интерьер этого миниатюрного театра напоминает ложу, выполненную в стиле рококо.

В архитектурно-декоративном убранстве зрительного зала: лепные орнаменты рокайльной формы, плавные плавные линии отделочных элементов, обилие позолоты, яркие цвета росписи потолка и росписей на перегородках ярусов и в боковых коробки.

Особое место в театральном зале занимает большая центральная ложа, увенчанная княжеской короной и вензелем Зинаиды Николаевны Юсуповой.

Домовая церковь

В третьем этаже Юсуповского княжеского дома находилась Домовая церковь, устроенная и украшенная по проекту академика архитектуры В. А. Кенеля, освященная 1 марта 881 и действовала до 1917 года.

В этой церкви (по традиции того времени) проходили все значимые события семьи князей Юсуповых, в том числе : 4 апреля 1882 года женился на княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой и графе Феликсе Феликсовиче Сумарокове-Эльстоне; через пять лет крестили младшего сына Феликса; в 1908 г. похороны 25-летнего старшего Николая; а в 1915 году при крещении Ирины, дочери Феликса Юсупова, присутствовали император Николай II со своей матерью, вдовствующей императрицей Марией Федоровной.

В 1926 году церковь прекратила свое существование, а в 1930-е годы ее полностью разобрали и превратили в лекционный зал.

Теперь интерьер церкви воссоздан.

Выставка «Убийство Г. Распутина»

«…Было много причуд в этих покоях, называемых гарсоньерками, предназначенных для возможных визитов князя в периоды отсутствия княгини, и государственные квартиры были закрыты. Там был целый лабиринт маленьких комнат с винтовой лестницей, ведущей вниз в подполье, которое должно было служить Столовой», — так вспоминал архитектор Андрей Белобородов интерьеры жилой половины молодого Феликса Юсупова в родовом княжеском дворце. дворец

Именно здесь декабрьской ночью 1916 года был осуществлен заговор с целью убийства «сибирского старца» Григория Распутина, обстоятельства гибели которого до сих пор остаются невыясненными.

Сегодня в воссозданной атмосфере первоначальных интерьеров княжеской «гарсоньерки» работает выставка с восковыми фигурами прошлых событий, фотографиями и документами, проливающими свет на личность Григория Распутина и его биографию, а также материалы которые рассказывают о расследовании громкого убийства, его последствиях и версиях.

Карта комплекса Юсуповского дворца

Практическая информация

Юсуповский дворец на Мойке расположен в центре Санкт-Петербурга и занимает квартал.

Адрес Юсуповского дворца : Набережная реки Мойки, 94/ул. Декабристов, 21. Вход для индивидуальных посетителей с ул. Декабристов.

Координаты Юсуповского дворца : 59°55’45.0″N 30°17’56.0″E (59.929167, 30.298889).

Ближайшие станции метро: : «Сенная площадь», «Садовая», «Спасская» и «Адмиралтейская».

Билеты на обзорные экскурсии по дворцу можно приобрести в кассе или заранее онлайн – на сайте дворца-музея.

Всю информацию о часах работы, покупке билетов, экскурсионных маршрутах, а также афишу экскурсий, концертов и других мероприятий во дворце рекомендуем уточнять по официальному сайту Юсуповского дворца : юсупов-дворец.

Посетить дворец можно также с экскурсией по Санкт-Петербургу

Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленные от него, можно посмотреть и забронировать здесь

Дворец Мойки, Санкт-Петербург, Россия

Дворец Мойки или Юсуповский дворец когда-то был главной резиденцией Дома Юсуповых.

Здание было местом убийства Григория Распутина в 1916 году. Дворец был впервые построен около 1770 года французским архитектором Жаном-Батистом Валлен де ла Мот. На протяжении многих лет над дворцом работали многие известные архитекторы, и он известен мешаниной архитектурных стилей. А. Михайлов реконструировал здание в 1830-х годах, когда Юсуповы стали владельцами этого дворца. На этот раз сформировался современный облик дворца.

С 1830 по 1917 год дворец принадлежал роду Юсуповых, чрезвычайно богатой семье русских дворян, известной своей благотворительностью и коллекциями произведений искусства. Таким образом, во времена царской России дворец стал называться Юсуповским дворцом. Фантастические и роскошные интерьеры дворца не уступали царским дворцам. Во дворце хранится более 40 000 произведений искусства, в том числе работы Рембрандта, украшения, скульптуры. Коллекция Юсупова была национализирована и передана в Эрмитаж и другие музеи.

Дворец, однако, наиболее известен из-за действий его последнего князя Феликса Юсупова. Его считали даже таким же богатым, как царь. В России Юсупову принадлежало 57 дворцов, в том числе четыре в Петербурге. Дворец на Мойке был любимой резиденцией князя в столице. Точные события, связанные со смертью Распутина, вызывают много споров. История, по словам Юсупова, состоит в том, что в ночь на 16 декабря 1916 года он вместе с великим князем Дмитрием Павловичем из Дома Романовых пригласил Григория Распутина во дворец на Мойке. Предположительно, они подавали пирожные Распутина и красное вино с примесью цианида — предположительно достаточного количества яда, чтобы убить пятерых человек. Обеспокоенный тем, что Распутин не пострадал, Юсупов достал пистолет и выстрелил Распутину в спину. Приняв его за мертвого, группа приготовилась к отъезду. Вскоре Юсупов вернулся и обнаружил, что Распутин еще жив. Он и его заговорщики выстрелили в Распутина с близкого расстояния еще три раза, но Распутин все еще пытался встать и бежать. В отчаянии они несколько раз ударили Распутина по голове железным прутом, завернули его в одеяло, вышли на улицу и бросили в реку Мойку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *