Ансамбль в архитектуре: Архитектурный ансамбль | Сайт об архитектуре – Архитектурный ансамбль
Архитектурный ансамбль | Сайт об архитектуре
Архитектурный ансамбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и т.д.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства. Образ архитектурного ансамбля зависит от освещения, времени года, присутствия людей.
Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф местности. Нередко архитектурные ансамбли включают водоёмы.
Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.
Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно (по единому плану) и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить
Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примерами таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой медного всадника, Исаакиевская площадь с памятником Николаю I.
Сенатская площадь, Санкт-Петербург Сенатская площадьИсаакиевская площадь, Санкт-ПетербургИсаакиевская площадьТипы архитектурных ансамблей
Можно привести некоторые типы архитектурных ансамблей:
- Ансамбль площади: Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге, Красная площадь в Москве, Староместская площадь в Праге, площадь святого Марка в Венеции.
- Ансамбль крепости: Московский кремль, Пражский Град, Альгамбра в Гранаде.
- Дворцово-парковый ансамбль: Петергоф, Версаль.
- Усадебный ансамбль: Архангельское, Останкино.
- Монастырский ансамбль: Монастырь Святой Екатерины на Синае, Киево-Печорская Лавра, Гегард.
Материал: /ru.wikipedia.org/
Рассмотрим ещё определение этого термина «архитектурный ансамбль».
Архитектурный ансамбль — представляет собой гармоничное и целесообразнее расположение зданий, инженерных сооружений, памятников и произведений монументального искусства на отдельно взятом участке городской застройки.
Целостный архитектурный ансамбль успешно формируется исключительно при условии единого пространственного решения комплекса.
Временные периоды создания ансамблей
Большое число ансамблей, как уже было отмечено, может формироваться многие десятилетия.
Площадь Синьории во Флоренции формируется с конца XIII века по конец XV — то есть в течение почти двухсот лет. С тех пор её облик практически не изменился.
Площадь Синьории во ФлоренцииПлощадь Святого Марка в Венеции в своих нынешних очертаниях существует с 1150 года, а окончательное завершение её ансамбль получил в 1850 году. Как видно, время формирования данного ансамбля заняло 660 лет.
Ансамбль собора святого Петра в Риме и прилегающей к нему площади складывается с 1506 года, когда к решению этой задачи приступил великий итальянский зодчий Браманте, и приобрёл свой сегодняшний вид в 1667 году. За 161 год над ансамблем успели поработать Рафаэль, Микеланджело и Бернини.
Собор святого Петра в РимеСобор святого ПетраЦентральный ансамбль Лувр-Тюильри в Париже активно формировался почти триста лет — с середины XVI до середины XIX столетий века.
Лувр-Тюильри в ПарижеАнсамбль Лувр-ТюильриВерсаль потребовал 150 лет (с начала XVII по вторую половину XVIII века).
Даже при очень высоких темпах градостроительной деятельности ансамбль Дворцовой площади в Санкт-Петербурге потребовал для своего завершения более 80 лет (1753 — 1834 годы), и участия таких знаменитых и разноплановых архитекторов, как В. Растрелли, Ю. Фельтен, К. Росси, О. Монферран.
Именно время выкристаллизовывает ансамбль, давая ему возможность неторопливо добавлять одно здание здание к другому, продумывать элементы декора и особенности ландшафтного дизайна.
Поэтапное развитие ансамбля
Архитектурный ансамбль
Ансамбль в архитектуре — это функционально связанная совокупность зданий и прилегающей среды, приведенная к единству и получившая определенный художественный облик.
Архитектурный ансамбль, в такой же мере как отдельное здание и его интерьер, является архитектурным произведением и объектом творческого труда архитектора.
Различают ансамбли городские, загородные и парковые. Они бывают малого и большого масштаба. Архитектура в них в большей или меньшей степени всегда сочетается с природой, которая также становится объектом архитектурной композиции.
Версальский дворцово-парковый ансамбль
Ансамбль Троице-Сергиевой лавры
Неотъемлемой частью создания ансамбля является организация прилегающей к нему территории. Под организацией территории понимается пространственное распределение и устройство улиц, дорог, зданий, инженерного оборудования и всего того, что мы понимаем под благоустройством территории. Ансамбль, как и всякое архитектурное произведение, обладает определенным художественным обликом. Человечество имеет богатый опыт и ценнейшее наследие в области архитектурных ансамблей, в которых, как и в отдельных произведениях искусства, выражаются общественные идеалы, художественные стремления, художественные вкусы породивших их эпох. Существует два вида городских ансамблей.
К первому виду относятся ансамбли, созданные в течение длительного времени (в течение нескольких десятилетий, а иногда столетий). Зодчие более позднего времени строили новые здания и сооружения в других стилях и включали их в ранее определившуюся общую форму ансамбля, дополняя и развивая его замысел. Примером может служить Красная площадь в Москве.
Ко второму виду относятся ансамбли, созданные единовременно, по единому замыслу, в едином архитектурном стиле. Примерами могут служить ансамбли Санкт-Петербурга, созданные Росси (улица Росси; Александрийский театр и ансамбль прилегающих площадей; Дворцовая площадь, ансамбль Русского музея), и многие новые ансамбли, созданные нашими и зарубежными архитекторами.
И тот и другой вид городского ансамбля обычно входит в состав современного города, приспосабливаясь к его практическим потребностям. Исключение составляют ансамбли, превращаемые в историко-архитектурные музеи, которые образуют как бы островки-заповедники в современном городе, нередко окружаемые и отделяемые от современного города парком. Примерами могут служить ансамбли кремлей в старых русских городах. Композиция как города в целом, так и отдельного ансамбля в первую очередь определяется историческими условиями.
Существенное влияние на композицию архитектурного ансамбля оказывают также природные условия. Низкий, равнинный рельеф местности дает возможность проводить прямые дороги, проспекты и улицы. Высокий, холмистый рельеф заставляет проводить криволинейные дороги и улицы, пересекать низины виадуками и мостами, что придает ансамблю живописный характер.
Важное значение для планировки населенного пункта в целом и для его ансамблей имеет наличие прилегающего водоема и его характер, так как в большинстве случаев это сказывается на планировке ансамбля и города. Чем крупнее водоем, тем больше ориентируется на него ансамбль или город: устраиваются набережные, прибрежные парки и скверы; дома, расположенные на рельефе, обращаются к водоему; в сторону водоема раскрываются ансамбли и площади. Так возникают парадные «фасады городов», выходящие на берега больших рек и морей.
Связь с природой во внутренних городских ансамблях осуществляется путем раскрытия перспектив на окружающий пейзаж и путем устройства парков, скверов, прудов, фонтанов, бассейнов и т. п. В градостроительной практике сложились определенные планировочные приемы и формы (улицы различных типов, площади, набережные, городские центры), на основе которых складываются ансамбли.
В пространственной композиции архитектурных ансамблей различают следующие наиболее типичные построения:
- глубинно-пространственная перспектива, которая может раскрываться вдоль вытянутой площади, вдоль улицы, бульвара, канала, реки и т. п. Эта перспектива может начинаться с композиционно главного элемента либо приводить к нему; или все пространство, охватываемое перспективой, может быть главным элементом по отношению к окружающему;
- замкнутое (или полузамкнутое) пространство, ограничиваемое застройкой или массивами зелени. К этому виду композиции ансамбля относятся городские и парковые площади, внутриквартальные и внутризаводские пространства и площади;
- свободное пространство, в котором здания располагаются таким образом, что они не образуют строго определенных линейных границ площади или улицы. В этом случае элементом, определяющим пространственную среду, служат природные границы или периметральные сооружения;
- панорама, к которой относятся панорамы набережных, а также панорамы, раскрывающиеся с высоких точек зрения внутри самого города или поселка. В этого рода ансамблях большое значение приобретают силуэт застройки и высотные сооружения. Обычно мы наблюдаем в ансамблях совмещение указанных типовых случаев, тем более, что ансамбли воспринимаются в движении и с различных точек зрения.
В дополнение укажем еще некоторые основные приемы, используемые при построении архитектурного ансамбля:
- постановка в определенных местах зданий, выделяющихся по своему значению, масштабу, композиции и художественным качествам. В ансамбле может быть одно или несколько таких зданий, служащих как бы композиционными узлами ансамбля;
- использование в качестве композиционных узлов ансамбля исторических памятников архитектуры;
- постановка монументов, посвященных выдающимся событиям и деятелям, в ответственных, хорошо видимых и посещаемых пунктах ансамбля.
Дополнительно
Архитектурный ансамбль — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства»[1]. Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей. Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф местности (например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы.
Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.
Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.
Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).
Некоторые типы архитектурных ансамблей
Примечания
См. также
Ссылки
Архитектурный ансамбль — Википедия. Что такое Архитектурный ансамбль
Материал из Википедии — свободной энциклопедииАрхитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства»[1]. Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей. Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф местности (например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы.
Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.
Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.
Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).
Некоторые типы архитектурных ансамблей
Примечания
См. также
Ссылки
Градостроительные ансамбли — основа художественного образа города
- Текст:Г. Орлов, К. Держинский
20 апреля 2018
Единый архитектурный замысел — это главная особенность социалистического градостроения. Однако проблема целостного ансамбля как синтеза архитектуры — искусства организации пространства и живописи и скульптуры — изобразительных искусств, отражающих все жизненное многообразие окружающего мира в застройке города в 70-е годы XX века приобретает все большее значение. Г. Орлов и К. Держинский считали, что ансамбль, соединяя пространственную и изобразительную форму, способен эстетически обогащать образную содержательность среды жизнедеятельности человека, формируя композиции исключительно высокого идейно-художественного звучания. К сожалению, на пути к этому существовало множество организационных трудностей, препятствующих реализации ансамблевой застройки.
В скором времени на сайте издательства TATLIN откроется онлайн-библиотека изданий по архитектуре, искусству и дизайну ХХ века. Мы продолжаем публиковать фрагменты текстов и статьи из изданий, вошедших в нашу виртуальную коллекцию. Ниже — глава из брошюры «Советская архитектура. Творческие проблемы», подготовленной и изданной Г. Орловым и К. Держинским в 1977 году.
Главная особенность социалистического градостроительства заключается в том, что все строительные и реконструктивные работы в масштабе города проводятся по единому плану и архитектурному замыслу. Это относится не только к реализации научно обоснованной структуры, обеспечивающей правильное функционирование городского организма, но и к формированию архитектурно-художественного облика города и его частей на основе ансамблевого принципа застройки (в крупных городах создаются системы архитектурных ансамблей).
Проблема ансамбля стала особенно актуальной в наши дни, когда интенсивно застраиваются и реконструируются городские центры, центры новых жилых районов и промышленных зон. Сейчас проектируются и осуществляются крупные городские центры общественно-политического, административного, культурно-зрелищного и мемориального назначения в Ульяновске, Ташкенте, Ашхабаде, Алма-Ате, Перми, Архангельске, Йошкар-Оле, Владивостоке, Новороссийске, а также в новых городах: Тольятти, Набережных Челнах, Зеленограде и многих других. Архитектурная трактовка некоторых из этих ансамблей, их масштабность, новизна и современность объёмно-пространственного построения определяют своеобразие и индивидуальность городов.
Роль ансамбля в формировании облика города и его центра, индивидуальный подход к решению конкретной архитектурной задачи можно проиллюстрировать на примерах застройки центральных площадей Ташкента и Ашхабада.
Обе площади — столичные, общественные. Но первая — торжественная, предназначенная для демонстраций, шествий, парадов, носит ярко выраженный характер политического, административного центра столицы Узбекской ССР. Вторая площадь — место для празднеств, гуляний, отдыха, поэтому тема ее разработки и архитектурно-художественный образ другие.
На площади Ленина в Ташкенте {арх. Б. Мезенцев, Л. Адамов, А. Якушев и др.) расположены правительственные и административные здания. Отсюда их крупные размеры н представительность, соответствующие масштабам полуторамиллионного города; контрастность композиционных решений зданий — высотность одних и протяженность других; динамичность градостроительной трактовки площади, подчеркнутая эффектной «стеной» водяного каскада.
Тбилиси. Инженерный корпус Министерства автодорожной промышленности Грузинской ССР. Арх. Г. Чахава, З. Джалагания, инж. Т. Тхилава, А. Кимберг
На Ашхабадской площади им. Карла Маркса главное здание — библиотека, которая и определяет ее характер как центра культуры. Архитектура этого во многих отношениях примечательного здания получила очень высокую оценку. Автор проекта Библиотеки им. К. Маркса арх. А. Ахмедов и другие участники этой работы в 1976 г. удостоены Государственной премии СССР. Они по-новому, разнообразно, крупно и пластично проработали «архитектуру земли», органически увязав ее с архитектурой зданий библиотеки и Управления Каракумстроя. Из монолитного бетона (как и другие здания на площади) выполнена сложная система протяженных массивных подпорных стенок, отдельных геометрических объемов, водоемов, цветочниц, скамей и пр. Все эти элементы как бы перерастают в выразительные, эмоционально насыщенные формы здания библиотеки. Из-под палящего солнца человек попадает в прохладу ее внутренних затененных дворов. В этом комплексе можно видеть также черты подлинного синтеза искусств.
Перечень выразительных, по-современному задуманных и уже осуществленных архитектурных ансамблей можно было бы продолжить. Они создаются в столицах и городах многих наших республик. Складывается, например, интересный ансамбль городской площади в Алма-Ате, где ведущими зданиями являются Дворец им. В. И Ленина (арх. Н. Рипинский, В. Ким, Л. Ухоботов и др.) и строящаяся высотная гостиница. Крупный и идейно значительный ансамбль формируется при въезде в Ленинград со стороны Московского шоссе и Пулковского аэропорта. Архитектор С. Сперанский и его группа задумали и планомерно осуществляют застройку современной по своему архитектурному облику площади Победы. Ее композиционным центром стал монумент в честь героических подвигов защитников Ленинграда.
Тбилиси. Грузинская государственная филармония. Арх. Чхенкели, скульптор М. Бердзенишвили. Государственная премия Грузинской СР 1973 г.
Проблема синтеза архитектуры и монументального искусства в застройке современного города, в формировании его идейно-художественного образа и его ансамблей приобретает в последние годы все большее значение. Естественно, дело не в том, что образная выразительность архитектурной формы сама по себе недостаточна и требует дополнительного своего раскрытия средствами монументальной скульптуры и живописи. Отнюдь нет, и об этом свидетельствуют многочисленные примеры из истории градостроения. Однако красота города может быть духовно обогащена памятниками, монументами, фресками и мозаикой. Если архитектура — искусство организации пространства и пространственных форм, вызывающее в человеке обобщенный эмоциональный художественный образ, то скульптура и живопись — искусства изобразительные, отражающие жизненное многообразие окружающего нас мира. Именно поэтому синтез архитектуры и монументального искусства, создавая высокохудожественный сплав пространственной и изобразительной формы, способен формировать ансамблевые композиции исключительно высокого идейно-художественного звучания, эстетически обогащать образную содержательность среды жизнедеятельности человека.
Мы знаем о том, что всенародное признание получил памятник героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане в Волгограде (скульптор Е. Вучетич, арх. Я. Белопольский и др.), который доминирует в силуэте города. Вносит активный идейно-образный акцент в застройку Тбилиси статуя «Мать-Грузия» (скульптор Э. Амашукели). Роль силуэтного акцента в ансамбле главных магистралей г. Еревана играет обелиск в честь 50-летия Великого Октября (арх. Д. Торосян и С. Гурдзанян). Эмоциональный художественный образ памятника защитниками г. Мурманска, сооруженного на одной из окаймляющих город сопок (скульптор И. Бродский, арх. И. Покровский и др.), обогащает пространственные характеристики центральной части столицы Советского Заполярья. В последние годы сооружен ряд удачных памятников, органично вписавшихся в застройку городских площадей и магистралей. Среди них памятник II. К. Крупской в Москве (скульптор Е. Балашова, арх. В. Воскресенский), памятник В. И. Ленину в г. Горьком (скульптор Ю. Нерода, арх. В. Воронков, Ю. Воскресенский), памятник архитектору А. Таманяну в Ереване (скульптор А. Овсетян, арх. С. Петросян) и многие другие.
Баку. Гостиница «Азербайджан». Арх. М. Усейнов
Говоря об ансамблях, в частности, ансамблях общегородских центров, естественно обратиться и к градостроительной практике нашей столицы. Как известно, в 1971 г. был утвержден новый генеральный план развития Москвы. После этого Московский городской комитет КПСС и исполком Моссовета приняли ряд решений по застройке и благоустройству центра города.
Разработка проекта детальной планировки центрального ядра Москвы и проектов ряда площадей по Садовому и Бульварному кольцам, конкурс на архитектурные идеи формирования центров планировочных зон столицы стали заметными творческими событиями в деятельности московских зодчих. Обсуждения этих работ в Союзе архитекторов СССР, с одной стороны, выявили серьезные профессиональные достижения ведущих архитектурных коллективов, а с другой — вскрыли определенные недостатки. Если конкурсные проекты планировки и застройки центров планировочных зон Москвы были выполнены с определенным творческим размахом, то проекты застройки площадей центрального ядра Москвы, разработанные в последнее время, страдают отсутствием впечатляющих композиционных замыслов, чувства нового в решении планировочных и транспортных проблем, робостью силуэтных характеристик застройки.
Рига. Административное здание. Арх. Я. Вильциньш, А. Удрис, А. Станиславский, инж. Велдрумс
За последние несколько лет в центре Москвы были предприняты значительные реконструктивные работы. Построены крупные административные, гостиничные и жилые здания, пробиты новые магистрали. Однако при этом не всегда учитывалось историко-культурное значение центра столицы, существующее градостроительное окружение. Поэтому понятна та большая осторожность, с которой в настоящее время рассматриваются и решаются вопросы застройки его важных градостроительных узлов.
Задача превращения Москвы в образцовый коммунистический город со временем потребует создания и в ее центральной зоне, на месте амортизировавшейся малоэтажной застройки, целого ряда новых градостроительных образований, соответствующих значению и масштабу столичного центра. Естественно, что при их проектировании и строительстве необходимо сохранить и композиционно выявить ценные памятники архитектуры, учесть и тактично использовать характер планировочной структуры и сложившейся застройки этой ценнейшей в историческом отношении части города. Новые выразительные ансамбли площадей, окружающих по Бульварному и Садовому кольцам сердце города — Московский Кремль, должны обеспечить центру Москвы то архитектурное и идеологическое звучание, которое подобает ему как центру первой в мире столицы социализма, олицетворяющей социально-культурный и научно-технический прогресс.
Вильнюс. Дворец бракосочетания. Арх. Г. Баравикас, инж. А. Катилюс
Сложные задачи сочетания старого и нового в застройке нужно обдуманно и обоснованно решать и при реконструкции других исторически сложившихся городов. В этой связи государственные органы по строительству и архитектуре, архитектурная общественность, республиканские общества охраны памятников истории и культуры провели обстоятельные обсуждения проблем сохранения архитектурного наследия прошлого и включения его в современную застройку. В последнее время такие обсуждения состоялись в Ташкенте, Тбилиси, Риге. Рассматривались генеральные планы и проекты детальной планировки центров Владимира, Костромы, Ярославля, Калуги, Тулы, Новгорода, Смоленска, Тобольска и многих других.
Один из наиболее удачных и интересных примеров включения новых зданий в ткань исторической застройки — туристический комплекс в Суздале (руководитель — арх. М. Орлов), Современный мотель для автотуристов и другие новые здания, построенные практически в центре этого уникального по обилию памятников архитектуры города, удивительно органически вписались в застройку и природный ландшафт Суздаля. Примеры удачного решения этой задачи можно найти в Вильнюсе, Риге и других городах.
Сохранение памятников архитектуры, их умелое и бережное использование для современных нужд, создание в некоторых районах исторических городов охранных зон со строгими требованиями к архитектуре, масштабу и силуэту новой застройки, превращение наиболее цепных в архитектурно-историческом отношении частей этих городов в архитектурные ансамбли-заповедники — все эти задачи приобретают в современной отечественной градостроительной практике первостепенное значение, становятся особенно актуальными в связи с принятым в 1976 г. «Законом об охране и использовании памятников истории и культуры».
В создании городского ансамбля, в формировании стиля и образа архитектуры особую роль всегда играли общественные здания. Возможность применять в них прогрессивные конструкции, придать зданию индивидуальную пластическую характеристику средствами объемно-планировочной структуры, применение широкой палитры отделочных материалов позволяет создать общественные здания значительной художественной выразительности.
Повышению качества архитектуры общественных зданий и в первую очередь зрелищных зданий в большой степени способствовали улучшение в последние годы типовых проектов (например, кинотеатров, за что арх. Д. Солопов, М. Бубнов и другие удостоены Государственной премии РСФСР) и, самое главное, постепенный переход к строительству крупных зрелищных зданий по индивидуальным проектам.
Молдавская ССР. Совхоз «Романешты». Административное здание. Арх. Б. Шпак, В. Горштейн, инж. Д. Левит
Сравнивая, например, такие непохожие друг на друга, но, безусловно, запоминающиеся по архитектуре сооружения, как театры в Туле (арх. С. Галаджева, В. Красилышков, А. Попов и др.), Вильнюсе (арх. Н. Бучуте), во Владимире (арх. Г. Горлышков, В. Давиденко и др.), Владивостоке (арх. Р. Бегунц, М. Виноградова и др.). новое здание МХАТа в Москве (рук. арх. В. Кубасов), цирки в Сочи (арх. Ю. Шварцбрейм, В. Эдемская), Казани (арх. Г. Пичуев и др.), Алма-Ате (арх. В. Кацев, И. Слонов и др.) и Ташкенте (арх. Г. Александрович и др.), Дворец культуры «Украина» в Киеве (арх. Е. Маринченко и др.) и Концертный зал филармонии в Тбилиси (арх. И. Чхенкели), кинотеатры «Россия» в Ереване (арх. Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян) и «София» в Москве (арх. 3. Розенфельд, М. Мошинский и др.), можно сказать, что в каждом из них выявлена функциональная специфика, и их не спутаешь с сооружением какого-либо другого назначения. Вместе с тем каждое из них имеет свой индивидуальный образ, свою более или менее звучную архитектурную тему, которая, с одной стороны, выявляет творческий замысел зодчего, а с другой — соответствует градостроительным условиям, масштабу города, площади или улицы. Профессиональное мастерство авторов этих сооружений проявляется и в хорошо найденных пропорциях фасадов, в красивых интерьерах и в умелом включении в их архитектуру элементов монументального и декоративного искусства.
При формировании городских ансамблей архитекторы все шире используют крупные объекты торгового назначения. Среди них торговые комплексы на проспекте Калинина в Москве, на Московском проспекте в Ленинграде, на набережной-эспланаде в Баку, торговый центр на площади Победы в Киеве, а также здания универсамов, построенные в центрах жилых районов. Из-за функциональной специфики и удобства обслуживания покупателей торговые здания за редким исключением проектируют в виде распластанных объемов или вытянутых галерей, Такой характер их архитектуры на первый взгляд, казалось бы, не дает возможности композиционно подчинить им окружающую многоэтажную застройку. Однако в отдельных случаях торговые здания и галереи успешно играют роль переходного масштабного модуля от огромных размеров современных жилых или административных зданий к человеку, т. е. к архитектурным формам и объемам, легко доступным его восприятию при пешеходном движении.
В этой связи хочется подчеркнуть, что архитектурно решенные системы низких торговых и обслуживающих зданий и павильонов в сочетании с малыми формами, озеленением и благоустройством могут стать действенным средством преодоления однообразия и монотонности в застройке города.
Ереван. Кинотеатр «Россия». Арх. Г. Погосян, А. Тарханян, С. Хачикян, инж. Геворкян, И. Цатурян
В последнее время большую роль в формировании архитектурных ансамблей стали играть крупные спортивные сооружения и комплексы. Достаточно вспомнить очень интересные и выразительные стадионы в Красноярске (арх. В. Орехов и др.) и Ереване (арх. К. Акопян, Г. Мушегян и др.), новые Дворцы спорта в Вильнюсе (арх. Э. Хламаускас, И. Крюкерис и др.) и Минске (арх. С. Филимонов и др.), Дворец спорта «Юбилейный» (арх. Г. Морозов, И. Сусликов и др.) и спортивную школу на Васильевском острове в Ленинграде (арх. С. Евдокимов, Т. Хрущева и др.), культурно-спортивный комплекс в пионерском лагере «Орленок» под Туапсе (арх. Л. Гальперин, М. Фабрицкий, И. Шмелев), спорткомплекс автозавода им. Ленинского комсомола в Москве (арх. Ю. Регентов, М. Гельфер, Г. Лебедев и др.). Такие ансамбли, как строящийся общегородской спортивный центр Тольятти (арх. Л. Адлер, Ю. Карпушин и др.), проектируемые спортивные центры Новосибирска и Набережных Челнов несомненно сыграют значительную роль в формировании архитектурного облика этих городов.
Олимпийские игры 1980 г., которые будут проводиться в Москве, потребуют создания в нашей столице ряда уникальных спортивных сооружений. Уже начато строительство крытого стадиона на 45 тыс. зрителей и крытого бассейна на 10 тыс. зрителей в районе проспекта Мира (арх. М. Посохин, Б. Тхор, Р. Семерджиев и др.). Эти сооружения войдут в огромный по протяженности градостроительный ансамбль, так называемый «Северный луч», который широкой зеленой эспланадой прорежет Москву от центра до телевизионного комплекса в Останкино и Главного ботанического сада Академии наук СССР. Крупный спортивный комплекс с многоэтажными гостиницами вырастает в районе Измайлово, на территории, прилегающей к Институту физической культуры. Интересно задуман новый крытый спортивный зал, строящийся на территории Центрального стадиона им. Ленина в Лужниках (арх. Ю. Большаков, И. Рожин и др.). Недавно созданный ансамбль Гребного канала в Крылатском дополнится выразительным по архитектуре велотреком (арх. И. Воронина, А. Олейников и др.). Получат развитие спортивные зоны в районе Ленинградского проспекта и ряд других.
Известно, что Олимпиады имеют не только спортивное значение, они демонстрируют миру уровень культуры, в том числе и архитектурной, страны — устроительницы Олимпийских игр. Поэтому на талантливый коллектив московских зодчих, которому поручено проектирование сооружений Олимпиады-80, ложится большая ответственность за качество их архитектуры, за создание выразительных архитектурных ансамблей, которые должны органически войти в систему градостроительных комплексов и образований, предусмотренных генеральным планом развития Москвы.
В связи с бурным развитием транспорта и в первую очередь автомобильного существенную роль в облике современного города играют многоуровневые развязки магистралей: мосты, эстакады, тоннели, надземные и подземные переходы. К сожалению, их архитектура пока еще малопривлекательна. Однако недавно построенная эстакада в Москве, у Рижского вокзала, автомобильный мост через Днепр в Киеве с системой транспортных развязок и ряд других подобных сооружений — отрадные примеры растущего внимания зодчих к этим потенциально очень выразительным сооружениям современного города. Среди традиционных транспортных сооружений — вокзалов появились и активно внедряются в планировочную структуру города новые типы зданий — автовокзалы и аэровокзалы. Удачны по своей архитектуре автовокзалы в Сочи (арх. В. Датюк), Вильнюсе (арх. В. Бредикис), Тбилиси (арх. Ш. Кавлашвили, Р. Кикнадзе и др.). В связи с Олимпиадой-80 центром крупного перспективного градостроительного образования становится Московский аэровокзал на Ленинградском проспекте.
Ашхабад. Библиотека им. Карла Маркса. Арх. А. Ахмедов, инж. С. Сапаров, бригадир монтажников-бетонщиков М. Даниельянц. Государственная премия СССР 1976 г.
Значительным «архитектурным потенциалом» в системе городской застройки обладают комплексы научных, учебных и проектных институтов, вычислительные и крупные лечебно-профилактические центры и административные здание. Сейчас, например, на Юго-Западе столицы, на пересечении улиц Профсоюзной и Красикова, складывается крупный ансамбль научных учреждений Академии наук СССР. Его центр — здание Института информации Отделения общественных наук (арх. Я. Белопольский, Е. Вулых, Л. Мисожников и др.). По периметру образующейся новой площади заканчивается строительство зданий других институтов (арх. Л. Павлов, Л. Лурье, Ю. Шварцбрейм, Ю. Платонов и др.). И можно надеяться, что со временем здесь сложится интересный и выразительный градостроительный комплекс. Активно формируют застройку города и его отдельных частей такие сооружения, как Дом городских организаций в Зеленограде (арх. А. Климочкин и др.), Дом Советов в Перми (арх. А. Пилихин, В. Лутикова, Б. Зарицкий и др.), новое здание ТАСС у Никитских ворот в Москве (руководитель — арх. В. Егерев), корпус Министерства автомобильных дорог Грузинской ССР в Тбилиси на набережной р. Куры (арх. З. Джалгания, Г. Чахава и др.).
Сейчас в южной части Москвы, в районе Каширского шоссе, создается крупный градостроительный ансамбль лечебных учреждений. Его архитектурной доминантой станет .здание Онкологического центра Академии медицинских наук СССР (руководитель — арх. И. Виноградский) с интересно решенной по пластике и силуэту высотной частью (строительство его завершается). В западной части города сооружается крупный комплекс зданий Кардиологического центра.
Важной составляющей ансамблей города (как правило, его центральных районов) сегодня являются и гостиницы. Их вместимость все более увеличивается, а следовательно, укрупняются и строительные объемы. Удачная, градостроительно продуманная постановка гостиницы способна организовать значительное архитектурное пространство. Примерами могут служить гостиницы «Иверия» в Тбилиси (арх. О. Каландаришвили), «Киев» в Киеве (арх. В. Елизаров, И. Иванов и др.), «Узбекистан» в Ташкенте (арх. И. Мерпорт, Л. Ершова и др.), «Азербайджан» в Баку (арх. М. Усейнов).
Подчеркивая роль общественных зданий в создании городских ансамблей, следует указать на то, что крупные сооружения общегородского значения, которые могут стать основой градостроительной композиции, порой размещаются на случайных местах. Например, интересное по архитектуре здание Высшей школы профсоюзного движения расположено в периферийной части Юго-Западного района Москвы, а крупнейший киноконцертный зал Ленинграда — «Октябрьский» выходит фасадом на второстепенную улицу города.
К сожалению, в творческой практике зодчих, особенно при разработке проектов некоторых видов общественных, административных и учебных зданий, сооружений отдыха и спорта, допускаются неоправданные излишества. Без достаточной необходимости предлагаются и, к сожалению, реализуются проектные решения, предусматривающие использование дорогостоящих отделочных материалов, имеет место увлечение чрезмерным остеклением, не всегда оправданно используются металлические конструкции. В этой связи следует еще раз подчеркнуть, что советский архитектор должен не только владеть методикой технико-экономических расчетов и обоснований, но и глубоко разбираться в вопросах «большой экономики», сознавать важность поставленных партией задач в области повышения эффективности капитальных вложений, улучшения проектно-сметного дела, соблюдения государственной дисциплины в проектировании и строительстве.
Главные тенденции развития ансамблевых принципов застройки наиболее отчетливо проявляются при создании новых городов. Как уже отмечалось, авторским коллективом архитекторов и строителей городов Навои, Тольятти, Зеленограда, Соснового Бора присуждены Государственные премии СССР и РСФСР. В этих городах осуществлена рациональная взаимосвязь селитебных территорий и мест приложения труда, достигнуто оптимальное соотношение между структурой городской застройки и окружающей природой, реализованы наиболее прогрессивные идеи планировки жилых районов и организации социально-бытового обслуживания населения, наконец, созданы выразительные по архитектуре комплексы городских ансамблей.
Работы советских градостроителей по планировке и застройке новых городов завоевывают и международное признание. В 1976 г. Международный союз архитекторов присудил премию им. П. Аберкромби1 архитекторам И. Орлову и Н. Симонову за архитектуру новых городов Навои и Шевченко, сооруженных в сложных условиях пустыни. Кроме того, можно назвать целый ряд новых городов, облик и главные ансамбли которых «формируются наукой». Первенцем градостроительного образования подобного рода был Новосибирский Академгородок. Такие центры выросли и развиваются в окрестностях нескольких наших крупных городов.
Основы формирования архитектурных ансамблей закладываются в генеральных планах городов. Без них невозможно целенаправленно, с учетом перспективы застраивать новые и реконструировать исторически сложившиеся города. И такая работа ведется в нашей стране в широких масштабах. Только за последние несколько лет утверждено более 250 генеральных планов городов, в том числе столиц союзных республик, крупных промышленных и административных центров. В них по-современному решается организация транспортного и пешеходного движения, чувствуется стремление зодчих развивать сложившиеся градостроительные традиции, более вдумчиво рассматривать и всесторонне учитывать природно-климатические условия, сохраняя природный ландшафт и рельеф, выявляя их своеобразие.
Важным фактором в повышении качества градостроительных ансамблей, в активизации творческого поиска и развития градостроительного мышления архитектора являются конкурсы на проекты центров городов. В течение последних семи лет Госгражданстрой совместно с Союзом архитекторов СССР провел до 30 таких конкурсов.
Архитектурный ансамбль по праву можно считать высшей формой объемно-пространственной и идейно-художественной организации города. Сегодня, когда возникли необходимые предпосылки для всестороннего подъема архитектурного искусства, когда особое внимание уделяется качественной стороне строительства, зодчие должны считать проблему формирования архитектурных ансамблей одной из важнейших проблем в своей творческой деятельности. Вместе с тем существует еще немало организационных трудностей, препятствующих реализации ансамблевой застройки. Одна из главных — отсутствие целевых ассигнований на комплексное строительство городских ансамблей. Необходимо также организовать оптимальное, научное управление формированием и развитием наших городов.
1. П. Аберкромби — крупный английский градостроитель, первый президент Международного союза архитекторов.
Архитектурный ансамбль — Википедия (с комментариями)
Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».
http://noslave.org
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Архитекту́рный анса́мбль (от фр. ensemble — целостность, связность, единство) — по определению БСЭ, «гармоническое единство пространственной композиции зданий, инженерных сооружений (мосты, набережные и др.), произведений монументальной живописи, скульптуры и садово-паркового искусства»[1]. Образ архитектурного ансамбля зависит от смены освещения, времени года, присутствия людей. Важным элементом ансамбля может служить ландшафт. При этом ключевую роль может играть рельеф местности (например, церкви, которые строились на высоком берегу Волги). Очень часто архитектурные ансамбли включают водоёмы.
Архитектурные ансамбли возникают при условии единого пространственного решения комплекса.
Существуют архитектурные ансамбли, созданные единовременно, по единому плану и ансамбли, складывающиеся годами, усилиями многих зодчих, бережно дополняющих складывающуюся композицию так, что новые элементы органически сочетаются со старыми. Классическими примерами таких ансамблей могут служить Площадь святого Марка в Венеции и Дворцовая площадь в Санкт-Петербурге.
Часто в композицию архитектурного ансамбля включаются не только здания и элементы ландшафта, но и скульптуры, памятники. Примером таких ансамблей могут служить Сенатская площадь с фигурой Медного всадника и Исаакиевская площадь с памятником Николаю I (Санкт-Петербург).
Некоторые типы архитектурных ансамблей
Напишите отзыв о статье «Архитектурный ансамбль»
Примечания
Ссылки
Отрывок, характеризующий Архитектурный ансамбль
И даже если это мне не совсем удалось, то просто пригласить желающих приоткрыть со мной на какое-то мгновение «завесу времени» и прожить вместе мою странную и временами даже чуть-чуть «сумасшедшую», но зато очень необычную и красочную жизнь…После стольких прошедших лет, для всех нас детство становится больше похожим на давно слышанную добрую и красивую сказку. Вспоминаются тёплые мамины руки, заботливо укрывающие перед сном, длинные солнечные летние дни, пока ещё не затуманенные печалями и многое, многое другое – светлое и безоблачное, как само наше далёкое детство… Я родилась в Литве, в маленьком и удивительно зелёном городке Алитус, далеко от бурной жизни знаменитых людей и «великих держав». В нём жило в то время всего около 35,000 человек, чаще всего в своих собственных домах и домиках, окружённых садами и цветниками. Весь городок окружал древний многокилометровый лес, создавая впечатление огромной зелёной чаши, в которой тихо мирно ютился, живя своей спокойной жизнью, княжеский городок.
Он строился в 1400 году литовским князем Алитис на берегу широкой красавицы реки Нямунас. Вернее, строился замок, а вокруг уже позже обстраивался городок. Вокруг городка, как бы создавая своеобразную защиту, река делала петлю, а в середине этой петли голубыми зеркалами сияли три небольших лесных озера. От старинного замка до наших дней, к сожалению, дожили только лишь руины, превратившиеся в огромный холм, с вершины которого открывается изумительный вид на реку. Эти руины были любимым и самым загадочным местом наших детских игр. Для нас это было местом духов и привидений, которые казалось всё ещё жили в этих старых полуразрушенных подземных тоннелях и искали своих «жертв», чтобы утащить их с собой в свой загадочный подземный мир… И только самые храбрые мальчишки отваживались идти туда достаточно глубоко, чтобы потом пугать всех оставшихся страшными историями.
Насколько я себя помню, большая половина моих самих ранних детских воспоминаний была связана именно с лесом, который очень любила вся наша семья. Мы жили очень близко, буквально через пару домов, и ходили туда почти каждый день. Мой дедушка, которого я обожала всем своим детским сердечком, был похож для меня на доброго лесного духа. Казалось, он знал каждое дерево, каждый цветок, каждую птицу, каждую тропинку. Он мог часами рассказывать об этом, для меня совершенно удивительном и незнакомом мире, никогда не повторяясь и никогда не уставая отвечать на мои глупые детские вопросы. Эти утренние прогулки я не меняла ни на что и никогда. Они были моим любимым сказочным мирком, которым я не делилась ни с кем.
описание, история и интересные факты :: SYL.ru
История Москвы ведет свое начало от 1147 года, когда ростово-суздальский князь Юрий Владимирович Долгорукий собрал на пир союзников во главе с новгород-северским князем на берегу Москвы-реки. Через девять лет он приказал заложить на том месте новую крепость. С этого времени и началась история кремлевского ансамбля — самого крупного и важного архитектурного ансамбля России.
До основания Кремля
Кремлевский архитектурный ансамбль находится в сакральном месте — здесь еще во 2-м тысячелетии до нашей эры находилось языческое ритуальное место, а вокруг — древнейшие поселения и погост, на котором хоронили волхвов. Возвышенность, на которой возникло первое укрепление при Юрии Долгоруком много веков назад, называлась Ведьминой горой и располагалась в месте впадения реки Неглинной в Москву-реку. Позже возвышенность получила название Боровицкий холм. Именно здесь сейчас находится уникальный архитектурный ансамбль столичного Кремля.
Начало формирования ансамбля
Итак, на первом этапе формирования в Москве архитектурного ансамбля Кремль представлял собой всего лишь земляной вал и защищавший его извне ров. По иным сведениям? часть укреплений была деревянной.
У Москвы-реки территории в те времена были вполне обжитыми, ведь здесь проходили важные торговые пути, хоть эти земли и были окраиной и пограничным пунктом Ростово-Суздальского княжества. Все поселения возле реки и Боровицкого холма принадлежали боярину Кучке. Незадолго до возведения первых крепостных укреплений Долгорукий казнил Кучку. Причины, побудившие его к этому, доподлинно неизвестны.
Рядом с Кремлем были возведены княжеские палаты. Возникли новые поселения переселенцев. Все села объединились вокруг Боровицкого холма под защитой крепостных стен в единое городское формирование. Новый город первоначально был назван Кучковым, но потом поменял свое название на Москву, что было обусловлено его местонахождением.
Слабое укрепление, построенное не по традициям древнерусского оборонного зодчества? было захвачено и разрушено монгольскими ордами, но при Иване Калите в первой половине XIV века среди прочих была восстановлена и Москва. Постепенно Московское княжество укрепляло свои позиции среди других крупных русских княжеств, и даже стало соперничать с Тверским, Суздальско-Нижегородским и Рязанским, причем наиболее серьезно с первым из трех. Все княжества боролись в Орде за престижный ярлык великого князи Владимирского, владение которым давало огромные преимущества, прежде всего, власть над другими княжествами и особые привилегии в Орде. Иван Калита при помощи дипломатии, хитростей и подкупов сумел обзавестись этим ярлыком, в результате чего смог на долгое время освободить русские земли от ордынского ига. Будучи князем московским, он присоединил к своему княжеству и прочие, объединив тем самым многие русские земли. Москва стала центром нового княжества. Случилось это после того, как Иван Калита уговорил владимирского митрополита Петра перенести свою резиденцию на берега Москвы-реки. С этого момента Москва стала и церковным центром всех русских земель. Началось быстрое возвышение Москвы над другими городами.
Иван Калита отстраивает деревянный Кремль — из дуба, но как он выглядел, неизвестно. В течение последующих 25 лет Кремль многократно страдал от пожаров, и в 1366 году князьями Дмитрием Донским и Владимиром Андреевичем он перестраивается в камне. Но по непонятным причинам вскоре разрушится. Следующая версия крепостного укрепления будет возведена по указу Ивана III. В течение нескольких веков Кремль достраивался, возводились его башни. Современный вид Кремль получил лишь в правление Иоанна Грозного.
Строение Кремля
Форма кремлевской территории напоминает неправильный многоугольник, и ограничена Красной площадью, Кремлевской набережной и Александровским садом. Стены и башни выложены из красного кирпича. Высота стен — 5-19 м, башен — 16,7 м — 80 м. Всего на кремлевской стене 20 башен.
Начало формирования архитектурного ансамбля Соборной площади
История Соборной площади началась гораздо раньше, чем принято считать. Еще в 1272 году, согласно преданию, в этом месте князь Даниил Александрович повелел возвести небольшую деревянную церковь и освятить как церковь Спаса на Бору. В летописях упоминается, что вокруг этой церкви в XIV веке располагался мужской монастырь. Сын его, Иван Калита, вместо деревянной церкви возвел каменный собор. Случилось это в 1330 году.
В архитектурном ансамбле московского Кремля начала XX века храм занимал важное место, однако в 1933 году по указу Президиума КПСС был снесен.
За четыре года до сооружения Иваном Калитой Спаса на Бору им же был заложен рядом первый храм архитектурного ансамбля Соборной площади. Речь идет об Успенском соборе, возведенном в память об усопшем единоутробном брате Ивана Юрии Даниловиче, убитом тверским князем в Орде.
Предполагают, что ранее здесь уже также располагался деревянный храм. Согласно неподтвержденной информации, неподалеку, здесь же, на Боровицком холме, находился и еще один деревянный храм, построенный сыном Александра Невского Андреем Александровичем в 1291 году. В начале XV века его расширили и укрепили.
В 1333 году среди прочих храмов на Боровицком холме на месте скромной деревянной церкви XIII века была возведена белокаменная Архангельская церковь, в которой по указу Ивана Калиты оборудовали княжескую усыпальницу. Захоронения по традиции продолжались до смерти Петра II, а усыпальница сохраняется как памятное место и сейчас в новом храме.
Архангельский собор
Новый храм на месте церкви святого Архангела Михаила строился здесь в начале XVI века архитектором Алевизом Новым. Начали его строительство при жизни Ивана III, а закончили уже после его смерти. Храм по древнерусской традиции имеет крестово-купольную конструкцию, а своды его покоятся на шести столпах. Пятикупольный храм богато декорирован снаружи: фасады членятся на равные части лопатками с причудливыми капителями, а сверху оформлены закомарами. Декор дополнен белокаменной резьбой и сложным карнизом с высокими узкими окнами. Фресковые росписи времен Иоанна Грозного внутри храма не сохранились — в XVII веке они были заменены росписями Симона Ушакова, Иосифа Казанцева и Сидора Поспелова.
Успенский собор
Иван III на месте прежнего собора возводит новый, архитектором которого становится болонский мастер Аристотель Фиораванти. Происходит это через 153 года после постройки первого храма Успения.
Собор строится по образу Успенского Владимирского собора. Архитектура его, однако ж, не похожа на древнерусскую. Храм вытянут в длину и имеет шесть столпов круглой и квадратной формы, разделяющих собор на три одинаковой ширины нефа. Крестовые своды ребрами в плане образуют крест. С восточной стороны имеет три апсиды, две боковые из них — сдвоенные. Храм венчают пять куполов на барабанах. Центральный — крупнее и выше. Вся купольная конструкция намеренно сдвинута к востоку.
Снаружи храм имел привычные для русского церковного зодчества формы: лопатки делят фасады на равномерные части и завершаются полукруглыми закомарами. Вместо окон — щелевидные отверстия, частично заходящие в область закомар. Декора почти нет, лишь колончатый пояс. Вход оформлен вертикально вытянутыми порталами.
Внутреннее пространство храма полностью расписано фресками. Считается, что в работе над росписями участвовал древнерусский иконописец Дионисий.
Благовещенский собор
«Каменная» история храма начинается с конца XV века, и связана с именем объединителя русских земель Ивана III. Старый собор был разобран. Построен новый, белокаменный. Имел он всего одну апсиду и один массивный столп, на который опирались арки сводов.
Современный облик собор получил лишь в 1560-х годах. Собор имеет форму пирамиды, увенчан девятью золотыми куполами. Входы с севера и с запада оформлены фигурными порталами из белого резного камня, выполненными итальянскими мастерами. Основными мотивами резьбы стали изображения ваз, дельфинов, сфинксов. Возможно, они имели многоцветную окраску. Сейчас (с XVIII века) — двуцветную. Галереи, которыми они украшены, имели полы, выложенные в виде узоров плиткой из керамики, но позже заменены на резные белокаменные с черным орнаментом. Полы же в самом храме выложены кремниевыми плитками. Они разных размеров и оттенков. Примечательны и тяжелые двустворчатые деревянные двери, ведущие в храм. Они обиты листами меди с вычеканенными сценами библейских сюжетов. С юго-востока к собору пристроено крыльцо из резного белого камня.
Уникальные фресковые росписи были сделаны замечательными иконописцами Феофаном Греком и Андреем Рублевым. В этом соборе находилась и личная молельня Иоанна Грозного.
Колокольня Ивана Великого
В правление Ивана Калиты была построена на Боровицком холме и церковь для колокола. Ее архитектором был Иван Лествичкин. Она простояла здесь 179 лет и была снесена, а на ее месте итальянский архитектор Бон Фрязин соорудил каменную церковь в память об Иване III. Чуть меньше чем через четверть века была построена звонница, а к расположенному на третьем ярусе храму — лестница. Через 68 лет церковь была увеличена за счет дополнительного яруса цилиндрической формы, в начале XVII века при Михаиле Федоровиче Романове — Филаретова пристройка. Именно с этого времени церковь начинает использоваться только в качестве колокольни-звонницы. Во время сожжения Москвы Наполеоном церковь сгорела, уцелела лишь колокольня. А звонница и Филаретова пристройка были реконструированы через семь лет.
Сейчас сооружение оборудовано 21 колоколом, они подвешены на металлических балках взамен старых — деревянных.
Церковь Ризоположения
Церковь располагается в архитектурном ансамбле Московского Кремля рядом с Митрополичьим дворцом, связана с ним крытыми переходами и ранее являлась дворцовой церковью митрополитов. Она возведена в честь удивительного события, связанного с победой над ордынским войском, подошедшим к Кремлю в 1451 году и пытавшимся его захватить. Согласно летописям, произошло это в Дени Обретения Ризы Пресвятой Богородицы. Монгольское войско, ночью стоявшее в осаде, вдруг увидело огромную рать, двигавшуюся на подмогу кремлевским защитникам, и в панике бежало. Митрополитом Ионой было принято решение о строительстве памятной церкви. А в конце века храм был снесен и на его месте возведена новая каменная церковь.
Однокупольный храм на высоком подклете с крыльцом, ведущим к одному из входов, увенчан шлемовидной главкой на высоком барабане. С восточной стороны располагаются по древнерусской традиции три равновеликие апсиды. В оформлении фасадов использованы членения лопатками, резные белокаменные ленточные колончатые орнаменты, кокошники, узкие вертикальные полуарочные окна, порталы, завершающиеся формой кокошника на витых столбиках-колоннах, перекликающиеся с орнаментальным декором.
Многократно страдавшая от пожаров, в Смутное время церковь была разграблена, уничтожены почти все интерьеры. После восстановления была передана во владение Царскому двору и соединена переходами с палатами царицы и царевен, и долгое время выполняла функцию домового храма царской семьи. К церкви была пристроена часовня Печерской Богоматери. Вход в храм украшает горельеф с изображением Георгия Победоносца, аллегорически напоминающий о победах русского войска над монголо-татарами.
Памятники на кремлевской территории и вокруг
В архитектурный ансамбль московского Кремля также входят два памятника — Царь-Колокол и Царь-Пушка, а также Митрополичий двор, Большой Кремлевский дворец, Грановитая палата, Теремной дворец, здания Арсенала и Оружейной палаты, Сенат и Государственный Кремлевский дворец, Тайницкий сад.
К Кремлю примыкают и историко-культурные памятники Красной площади — Собор Василия Блаженного и памятник Минину и Пожарскому, здание Исторического музея, Большие (ГУМ) и Малые Торговые ряды, «лобное место» и Мавзолей В. И. Ленина. А также некрополь в Кремлевской стене и Мемориал «Могила Неизвестного Солдата» со стороны Александровского сада.
Московский Кремль — один из красивейших и мощнейших архитектурных ансамблей Москвы и Российской Федерации и визитная карточка нашей Родины.