Арки архитектурные – Готическая архитектура 5. Готические своды, арки, конструкции, окна, детали, карнизы

Содержание

Арка в интерьере квартиры. Дизайн арки с фото и идеи оформления

Арка в интерьере применяется как элемент декора при оформлении дизайна квартиры. Она не только украсит помещение, но и поможет сделать зонирование без ущерба для площади.

Благодаря своей универсальности арка в интерьере подойдёт как к классическому стилю оформления дизайна помещения, так и к современному стилю. Кроме того, арка в интерьере может быть не только стильной, но и функциональной.

О формах, видах, стилях и способах оформления арок в интерьере вы узнаете из этой статьи. Так что читайте внимательно и не забудьте поставить лайк внизу

Арка в интерьере

Арка в интерьере — формы и стили

Самая привычная форма арки — закругленная, от которой и пошло название – арочная. Наряду с ней существуют и другие формы, названные по виду образующей кривой:

  • полукруглая, или полуциркульная – правильное полукружие;
  • стрельчатая – две плавные дуги пересекаются под острым углом;
  • подковообразная – свод выступает за концы опоры;
  • трехлопастная или многолопастная – образуется из трех или нескольких линий;
  • килевидная – напоминает поперечное сечение перевернутой лодки;
  • ползучая, или косая – с опорами на различных высотах.

Арка в интерьере

Вид свода определяет принадлежность конструкции к определенному стилю.

Наиболее востребованные стили арок в дизайне интерьера:

  • классика – правильные полукружия гармонируют с высокими потолками и узкими проходами;
  • модерн – свод более вытянут, чем в классике, дуга получается с усеченным радиусом – идеально для широких проемов и больших комнат с невысокими потолками;
  • портал – оформление прямоугольного проема займет минимум усилий, подойдет при отказе от дверей;

виды и стили арок

  • трапеция – разновидность портала, когда верхние углы скашивают – преображает стандартное помещение;
  • романтика – прямоугольный свод с плавными углами создает соответствующее настроение;
  • эллипс – подчеркивает изящность пространства, популярен и прост в изготовлении;
  • полуарка – асимметричная конструкция с косым сводом – подойдет для многоуровневых потолков, хорошо впишется между торцевой и фронтальной частями стен.

виды и стили арок

Функциональное назначение арок в дизайне интерьера

Арки выполняют различные функции при оформлении интерьеров практически любых помещений: прихожей и коридора, зала и спальни, детской, кухни и ванной.

Они могут быть как основным активным элементом пространства, так и декоративным украшением. Активная «работа» арок выражается в нескольких направлениях:

Зонирование пространства

Используется при отказе от межкомнатных перегородок. В этом случае она отделит одну зону от другой и наполнит каждую из них долей приватности.

арки зонирование

Визуальная гармонизация пространства

Если потолки чересчур высокие – арка вернет пропорциональность, а если низкие – придаст объем и «приподнимет» свод.

Оформление зон перехода из одного помещения в другое

Используется в коротких проходах – тогда не только входы, но и площадь между ними имеет характерную форму.

Дополнение стандартов

Апгрейд стандартных оконных и дверных проемов фигурными сводами особого подхода к окнам и дверям.

арки в проходеарка с дверью

Декорирование пространства имитацией применяется, когда нет возможности или необходимости построить полноценную арку. В тэтом случае прибегают к созданию фальш-арки в виде ниши в стене.

арка-ниша в стене

Выделить и акцентировать место для картины, зеркала, телевизора, стеллажа, кровати легко и наглядно с помощью этого архитектурного элемента.

арка-барельеф

Материалы для создания и отделки арок в различных помещениях

Для создания и отделки арочных конструкций допускается использование различных по своим характеристикам материалов, как натуральных, так и искусственных. Материал в сочетании с дизайном призван подчеркивать стиль интерьера.

арка из дерева

Арка в интерьере из дерева

Самым популярным можно назвать дерево — оно функционально и демократично: всегда можно подобрать породу дерева, подходящую именно вам соотношением цена-качество.

Конструкции из дерева могут иметь как простой и лаконичный дизайн, так и поражать своей роскошью и необычностью.

Проще всего воспользоваться готовыми решениями, которые несложны в установке и подходят практически для любого помещения. Деревянные арки в интерьере уместны для прихожей и гостиной.

арка из дерева

Арка из камня и кирпича

Сооружения из кирпича и камня поддержат любое стилистическое решение. Для реализации потребуются навыки выкладки. Можно упростить себе жизнь и обратиться к специалистам, которые выложат арку в соответствие с вашими пожеланиями.

Результат порадует внушительностью и брутальной красотой, не требующей дополнительного украшения. В «горячем цеху» или на кухне материалы как нигде уместны.

арка из камня

Арка в интерьере из гипсокартона

Из искусственных материалов для создания арок часто используется гипсокартон – гибкий и легкий в обработке, доступен по цене и наличию. Позволит воплотить в жизнь богатую фантазию дизайнеров и создать неповторимые конструкции.

арка из гипсокартона

Это могут быть как арки из гипсокартона, зонирующие пространство, так и имитации в виде ниш с арочным сводом.

арка из гипсокартонаарка с полками

С гипсокартоном легко монтируется полиуретан, из которого получаются устойчивые к воздействию влаги и света декоративные элементы: всевозможные молдинги, сложные орнаменты, колонны и балясины, карнизы и капители.

арка с декор элементами

С помощью полиуретановой лепнины создаются и оформляются любые стили.

арка с колоннами

Отделка арки из гипсокартона

Финишная отделка арки из гипсокартона выполняется самыми разными материалами: обоями, краской, декоративной штукатуркой, мозаикой, плиткой под камень или кирпич. Что именно выбрать, подскажет стиль интерьера и назначение помещения, где она устанавливается.

В обеденной зоне благородно смотрится камень. Во влажной ванной уместно использовать плитку. А вход на кухню заиграет праздничными красками при использовании мозаики.

арка с отделкой плиткой под каменьарка в ваннойарка с мозаикой

Другие варианты декора дверных проемов

Допускаются и другие варианты декорирования проемов: создание витража, украшение текстилем, установка подсветки.

арка с витражом

В этих случаях стекло добавит света и воздушности, шторы – придадут камерности, точечные светильники – подчеркнут изящество линий.

арка со шторой

Правильный подбор и грамотная установка арочной конструкции любого типа обогатит интерьер квартиры. Наполнит пространство индивидуальностью, поможет исправить недочеты и подчеркнуть достоинства помещения.

арки с подсветкой

Не подписались на наш инстаграм @dekodiz.ru? Вы многое потеряли… Море вдохновения и качественных фото изысканных интерьеров ждут вас!

The following two tabs change content below. My Instagram profile

Основатель журнала, блогер, коуч. Приглашаем авторов, дизайнеров и магазины к сотрудничеству.

My Instagram profile

Арки в архитектуре и дизайне помещений

Строительство современного коттеджа не только включает в себя постройку дома, но и его отделку, внешнюю и внутреннюю. Дизайнеры строительных компаний создают решения, в которых находят отражение эстетические предпочтения владельцев домов. Одним из популярных сегодня ходов в построении интерьера помещений, по-прежнему, является классическая арка.

Арки в архитектуре

Арка — является одним из архитектурных решений, которые издревле известны человечеству. Природа сама создала удивительную красоту — гроты, входы в пещеры, все они имеют арочную форму, человеку лишь осталось подсмотреть и постараться воплотить это в жизнь. Арки всегда были атрибутом древнейших храмов, дворцов, домов влиятельных и богатых людей.

Разнообразные вариации арок использовались во все времена. Например, в романском стиле архитектуры арка была основательной и монументальной, в готическом исполнении — остроконечна и ажурна, это создавало впечатление стремительного и легкого храма. С появлением технологии изготовления монолитных железобетонных конструкций, арки все чаще стали применять как несущие основы.

Арки сегодня широко распространены как в архитектурном дизайне, так и строительном, причем, используются они как для фасадов, так и для интерьерных решений. Современные конструкционные материалы позволяют дизайнерам проводить эксперименты с арками, придавая им новые дополнительные функции и формы все дальше уходя от классики. Теперь можно с уверенностью утверждать, что арочные конструкции в нынешних интерьерах это смело, актуально и модно.

Арки в интерьере

Арки придают помещению более уютный вид и добавляют неповторимый шарм, ведь при создании правильного интерьера мелочей не бывает. При видимом отсутствии функционального назначения арки прекрасно облагораживают стенной проем, связывая воедино все элементы интерьера, и становятся конечным звеном в придании законченного вида объекту. В связи с тем, что зрительно не существует границ, особенность арки — в расширении пространства помещений, что делает их более объемными.

Материалы изготовления арок

Гипсокартон

Гипсокартон – удобство и практичность, важные характеристики данного материала. Он позволяет придать совершенно любую форму, от стандартной, до оригинальной. Арки, сделанные из гипсокартона можно выровнять и покрасить в нужный цвет или отделать любыми декоративными материалами.

Дерево

Дерево — один популярнейших видов отделочных материалов. Из него арки изготавливаются как стандартных размеров и форм, так и индивидуально, идеально подгоняя под дизайнерское решение. Выглядят такие арки респектабельно и солидно.

Пластик

Пластик и другие искусственные материалы: пластик или МДФ может имитировать любую фактуру и по цене значительно дешевле других материалов. Но при поиске готового варианта могут возникнуть сложности из-за размеров конструкции.

Кирпич

Кирпич – может позволить оставить арку совсем без отделки достаточно покрыть его лаком. Также можно использовать облицовочный кирпич, который выпускается любого вида и расцветки.

Современное строительство загородных домов включает в себя весь цикл работ, начиная от создания первоначального проекта до передачи ключей от построенного и отделанного коттеджа заказчикам.

Выбор отделочных материалов, дизайна помещений и оформления интерьера комнат остается за владельцами, однако опытные дизайнеры и декораторы всегда помогут советом, какой вариант наиболее соответствует духу и устремлениям хозяев дома. Арка, как архитектурная форма, обладает неоспоримым достоинством, которое проявляется в ее универсальности и пригодности для любых интерьерных решений.

Читайте еще:
Наливные полимерные полы

Древнейший архитектурный элемент: арка

По мнению многих архитекторов, арка является самым первым элементом, который люди использовали в строительстве. Даже само слово «архитектура», созвучное с «аркой», и в официальном переводе с греческого представляемое как зодчий, строитель, на самом деле имеет еще несколько трактовок. Одно из них: «возводит арку из камня» или «перемещает камни в арку». 

Арочные элементы люди наблюдают в природе повсеместно: это своды пещер, опущенные или сплетенные ветви деревьев, выеденные эрозией промывы в песчанике. В таких местах всегда можно было укрыться от непогоды или переночевать. Естественно, что многие первые строения имели именно арочную форму: она была наглядна, достаточно проста для копирования, надежность формы подтверждалась предыдущим опытом. Все остальные формы были от нее производными и возникли гораздо позже.

Со временем, когда люди научились не только перенимать простые природные формы, но и понимать их суть при помощи науки, арка стала основным элементом для возведения высоких и просторных дворцов, храмов, общественных зданий. Использование арок позволяло строить помещения любых размеров: длинных, широких, высоких. А купольные крыши стали венцом развития архитектурного искусства в средние века.

С приходом в строительство новых технологий и массового использования металла в конце 19 века арка становится больше декоративным элементом. Арочные конструкции по-прежнему применяются, но они скрыты за бетоном и стеклом, которые олицетворяют новый стиль в архитектуре – модерн. Купола никого уже не впечатляют, так как конструкции из металла становятся обыденными, понятными. Сами арки пропадают из виду,  и акцент на них делается только внутри помещений.

Но людям быстро наскучили угловатые острые формы и с середины 20-го века арки снова появляются в видимых конструкциях, внешних и внутренних элементах зданий. С конца 20 века и по сегодняшний день арочные элементы массово возвращаются в городские архитектурные ансамбли.

Арки во внутренних интерьерах. Необходимость облагораживать арочные проемы несущих конструкций существовала всегда. В церквях их украшали фресками, золотой росписью, в жилых домах обкладывали декоративным камнем или облагораживали деревом с резными узорами, в общественных зданиях – создавали целые декоративные комплексы с нишами, рельефными элементами и богатым украшением.

Использование межкомнатных арок из дерева или каменных арочных проемов также один из древнейших приемов строителей. Изучая древнюю архитектуру и аутентичные здания многих современных племен, которые еще не прониклись духом цивилизации, можно найти много общего в их строительных решениях. Объединяет прошлое с будущим та же арка.

Например, в хижинах современных дикарей нет межкомнатных дверей. Исследователи всегда знали, что в глубокой древности их тоже редко использовали внутри помещений. А разделение помещения на функциональные зоны существовало всегда: где-то спали, в другой части готовили пищу и горел очаг, в третьем месте занимались выделкой шкур, а в укромном уголке – молились. 

Все зоны разделялись условно, а граница между ними проходила по несущим стенам, если такие были внутри, и по линиям между опорами. С необходимостью специально отделить одну зону от другой начали сталкиваться позже. Первым и самым рациональным решением для этого стало применение арок: либо несущих, либо межкомнатных, возведенных для организации прохода.

Сегодня межкомнатные арки изготавливают из самых различных материалов: мрамор, дерево, декоративный камень, гипсокартон. Художественное решение их тоже крайне разнообразно: от классического стиля с использованием античных форм в мраморе, до решений в стиле хай-тек в лаконичных и стремительных формах с применением современнейших материалов.

Арка — это… Что такое Арка?

Арка из каменной кладки
1. Замковый камень 2. Клинчатый камень 3. Внешняя поверхность свода (экстрадос) 4. Пятовый камень (импост) 5. Внутренний свод (интрадос) 6. Стрела подъёма 7. Пролёт 8. Опорная стена

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.

История

Арки впервые появились во II тысячелетии до н. э. в архитектуре Древнего Востока, в частности в Междуречье, где строительство кирпичных сооружений достигло высокого уровня. Широкое распространение также получили арки в архитектуре Древнего Рима.

Механика

Арка — это криволинейный брус плавного обриса, несущая строительная конструкция. В отличие от балки которая испытывает нормальное механическое напряжение, арка испытывает касательное механическое напряжение, из-за чего возникает горизонтальная опорная реакция (распор). От свода арка отличается лишь значительно меньшей шириной. Под вертикальной нагрузкой арка работает в большей степени на сжатие и в меньшей степени на изгиб.

Арки бывают безшарнирные, двухшарнирные и трёхшарнирные; если опорные концы арки соединить стержнем (затяжкой, которая воспринимет горизонтальную реакцию), то получается арка с затяжкой.

Названия частей арки

  1. Замковый камень — поперечное сечение около вершины
  2. Клинчатый камень
  3. Внешняя поверхность свода (экстрадос)
  4. Пятовый камень (импост) — поперечное сечение около опоры, пята арки
  5. Внутренний свод (интрадос)
  6. Стрела подъёма — расстояние центра замкового камня арки от линии, которая соединяет центры двух пятовых камней арки
  7. Пролёт
  8. Опорная стена

Расстояние между центрами пят называется расчётной проймой. При увеличении стрелы подъёма уменьшается распор арки. Ось арки подбирают так, чтобы сжатие на изгиб было минимальным; тогда арка будет наиболее крепкой и стойкой. Крепость арки зависит от её формы. Простейшие арки имеют форму полукруга, однако теоретически наиболее крепкими являются арки с формой параболы или цепной линии. Параболические арки впервые использовал испанский архитектор Антонио Гауди. Такие арки передают весь распор на опорную стену и не требуют дополнительных элементов.

Кирпичная кладка стен во дворце Августов. Древний Рим. Использованы разгрузочные арки.

Арки, перекрывающие несквозной проем, называются слепыми. Одной из целей этого является увеличение прочности стены при экономии материала. В древности известен прием, когда арка делалась для облегчения, например, когда перекрытие проёма в стене было выполнено в виде плоской арки, для разгрузки которой над нею делалась слепая арка.

Типы арок

По форме различают арки:

  • аравийская — имеет повышенный центр построения, была распространена в зодчестве народов востока, в испано-мавританской архитектуре.
  • аркбутан — арка с пятами на разных уровнях, наклонно передающая распор свода на внешнюю опору.
  • вогнутая — перекрытая двумя дугами, обращёнными выпуклыми сторонами в пролёт.
  • двухлопастная — сложенная из двух малых арок одинаковых размеров, импосты и соединения которых расположены на одном уровне.
  • двухцентровая — дуга, образованная из двух дуг одного и того же радиуса, пересекающихся в замке под тупым углом.
  • диагональная — расположена в крестовом своде по диагонали квадрата или прямоугольника, то есть Нервюра, которую называют «ожива».
  • эллиптичная — образована в пересечении частью эллипса.
  • заплечная — устроенная над углублением в стене, тип круглой арки.
  • обратная — с обращенной вниз выпуклостью дуги.
  • зубчатая — с равномерным расположением по внутренней поверхности остроконечных выступов.
  • килеподобная (килевидная или «ослиный хребет») — имеет вид поперечного разреза опрокинутого килевого судна, нашла применение в русском зодчестве.
  • клинчатая — выложенная их клинчатых камней или из прямоугольных камней с клинчатыми швами.
  • косая — см. ползучая.
  • коробовая или эллиптическая — дуга, описанная из трех, пяти, семи центров. Разновидностью её является седловидная арка.
  • круговая (стиснутая) — описана полукругом из центра, расположенного ниже пят.
  • угловая — то же самое, что и митровая.
  • ланцетоподобная (копьеподобная) — образована двумя дугами, которые соединяются под углом и имеет формы стрельчатой равносторонней, стрельчатой стиснутой, стрельчатой плоской.
  • ломаная — см. стрельчатая.
  • лучковая (круговая) — с дугой менее полуокружности (одноцентровая).
  • мавританская — то же самое, что и аравийская
  • митровая — с двумя симметричными спадами в завершении.
  • многолопастная — вид арки, составленной из трех или большего числа кривых, пересекающихся под острым углом.
  • овальная — образует в своде часть овала.
  • выпукло-вогнутая — выгибы у пят обращены выпуклыми сторонами в середину пролёта и плавно переходят в одноцентровой или многоцентровой подъём по вертикальной оси.
  • параболическая — образует в своде часть параболы.
  • опрокинутая — такая, в которой замок находится ниже пят. Выполняет функции разгрузочной и устраивается в нижней части стены.
  • перспективная — концентрическая, уходящая внутрь стены уступами уменьшающихся радиусов, находит применение при оформлении порталов.
  • полуциркульная или полукруглая — её дуга описана полуокружностью; наиболее распространенный вид арки.
  • подвесная — состоит из двух дуг, точка пересечения которых расположена ниже вершины арки.
  • подковообразная — то же самое, что аравийская.
  • сводная — то же самое, что ланцетоподобная.
  • стрельчатая — состоит из двух дуг, пересекающихся в замке под острым углом. Получила широкое применение в готической архитектуре. Различают стрельчатую арку, сжатую и ланцетовидную.
  • плоская — со стрелой подъёма в несколько раз меньше пролёта.
  • ползучая или «кобылья голова» — арка, имеющая опоры (пяты) на различных уровнях, например, под маршами лестниц.
  • подпружная — вспомогательная арка, укрепляющая или поддерживающая различные конструкции сводов.
  • портьерная — образована двумя или четырьмя дугами с центрами за пределами пролёта.
  • притупленная — пологая стрельчатая с округлениями в пятах.
  • пятилистная — навершие окна в виде пятилистника.
  • разгрузочная — арка, заделанная в стене и распределяющая нагрузку от верхних частей здания на опоры, или наоборот, от отдельных опор на стенку фундамента.
  • сжатая (лежачая) — завершенная горизонтальной перемычкой.
  • скамеечка — беседка в виде триумфальной арки со сквозными решетчатыми стенками, к которым примыкают сиденья.
  • стрельчатая — образована двумя дугами, которые пересекаются под углом.
  • ступенчатая — система арок в виде нескольких ярусов закомар.
  • трёхлопастная — образована тремя полуокружностями, причём приподнятое среднее опирается на концы боковых, которые зеркально повторяют друг друга.
  • трёхцентровая — полуовальная в разрезе, состоит из дуг трёх окружностей, из которых наибольшее среднее построенное радиусом из центра на оси пролёта. Две другие дуги прокладываются радиусами из точек, что находятся значительно выше.
  • «тюдор» — пологая с заострённым верхом.
  • воображаемая или фальшивая — арка, не дающая горизонтального распора, так как выложена путем горизонтального напуска камней.
  • царская — расположенная в Царских вратах иконостаса христианского храма.
  • щековая — подпружная крестового свода, расположена по бокам прямоугольника его плана. Окружает свод перпендикулярно к его образующей.
  • упорная — см. аркбутан.

Арки сооружаются также в виде отдельных сооружений:

  • мемориальная — сооруженная в память о важном событии или исторической личности.
  • триумфальная — подробнее см. триумфальная арка.

Полуциркульная арка

Полуциркульная (полукруглая) арка — арка, имеющая форму полуокружности, центр которой расположен на уровне пят арки.

Простейший и наиболее распространённый тип арки. Присутствует в зодчестве разных эпох, стран и стилей. Наиболее характерна для классической архитектуры, где она чаще всего бывает обрамлена архивольтом (от лат. arcus volutus — «обрамляющая дуга») или выделена рядом клинчатых камней с замковым камнем посередине. Обычно опирается на пилоны.

Лучковая арка

Мясной мост в Нюрнберге Нюрнберг. Вассершлосс Обербюрг. Ворота в виде двух лучковых арок

Лучковая арка — арка, имеющая форму дуги примерно в четверть окружности. В Древнем Риме арки такой формы служили перемычкой оконных проемов в жилых зданиях. Типичным примером применения лучковой арки является сегментный арочный мост.

Стрельчатая арка

Собор Парижской Богоматери

На Востоке полукруглая арка претерпела наиболее сильную трансформацию, превратившись в так называемую стрельчатую, или ломаную арку, дуги которой пересекаются под углом.

По форме различают несколько видов стрельчатых арок:

  • равносторонние арки, центры дуг которых находятся в пятах арок;
  • сжатые арки, центры дуг которых находятся на горизонтальной линии, проходящей через пяты арок;
  • плоские арки, центры дуг которых находятся ниже пят арок.

См. также

Ссылки

Как читать фасады домов: архитектурная азбука, страница-2

  1. Зачем построен этот дом?
  2. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы А — Г
  3. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Д — З
  4. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы И — Н
  5. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы О — С
  6. Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я. Буквы Т — Я

Архитектурная азбука: архитектурные элементы от А до Я

Фасад — наружная, лицевая сторона здания. Различают главный фасад, уличный фасад, боковые фасады, дворовый, парковый и другие фасады.

А — Антаблемент. Арка.
Антаблемент

Антаблемент — верхняя горизонтальная часть постройки, обычно лежащая на колоннах. Антаблемент состоит из несущей части (архитрава), опирающегося на него фриза и венчающего его карниза. В отсутствие колонн антаблемент часто завершает верхнюю часть стены.

В дорическом ордере фриз состоит из чередующихся триглифов (вертикально стоящих прямоугольных плит с несколькими желобкам) и метоп (прямоугольных каменных или керамических плит, украшенных рельефами или живописью), которые в нижней или верхней части могут быть украшены гуттами (маленькими усеченными конусами или цилиндрами). В ионическом и коринфском ордерах фриз заполняют сплошной лепниной или оставляют пустым. Также фризом называют сплошную полосу скульптурных или живописных изображений, окаймляющую верх стен.

Задача карниза — отделять крышу от стены или разделять плоскость стены по горизонтали. Поэтому карниз обычно выходит вперед и нависает над остальными частями антаблемента, одновременно защищая их от осадков. В основе карниза — выносная плита, нижняя часть которой имеет плоские наклонные выступы (мутулы), которые также могут быть украшены гуттами. А небольшой карниз над окном или дверным проемом (иногда опирающийся на консоли и украшенный фронтоном) называют сандриком.

Над карнизом антамблемента может быть еще надстроена декоративная каменная стенка — аттик. А небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента или карниза называют раскреповкой.

Арка

Арка — дуга, изгиб, криволинейное перекрытие проема в стене или пролета между двумя опорами (пилонами). Несквозные проемы перекрывают с помощью слепых или ложных арок. А арку, опоры которой расположены на разных уровнях, называют ползучей.

Обычно арка опирается на импост в виде карниза или выступа. В вершине ее нередко можно увидеть клинообразный или пирамидальный блок, который может выступать над плоскостью арки и даже выделяться размерами. Это характерный для классицизма замковый камень. Он скрепляет и украшает арку. Веерный замок состоит из трех клинчатых камней, наподобие веера — крупного центрального и двух малых по бокам.

Нередко арочный проем обрамляют декоративным валиком — архивольтом. Он выделяет дугу арки из плоскости стены. А если арка сквозная, то обращенную книзу поверхность (софит) иногда украшают. Кстати, софиты есть и у других архитектурных элементов, например, у карниза. Но есть и другие способы украсить арки. Например, с помощью висячей гирьки — опрокинутой пирамидки из кирпича или камня. Гирька подвешивается на скрытом в кладке железном стержне и служит опорой декоративным арочкам, обычно объединенным общей большой аркой. А трифорий (трехчастный арочный проем) не только украшает стену, но и укрепляет ее.

Ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или столбы, образуют аркаду, а ряд декоративных ложных арок — аркатуру. Иногда аркатура может иметь вид пояса с колонками на кронштейнах (аркатурно-колончатый пояс). В целом арки украшают здания и увеличивают прочность стен.

Б — Балюстрада. Башня.
Балюстрада

Балюстрада — ограждение лестниц, террас и балконов из ряда фигурных столбиков (балясин), соединенных сверху горизонтальной балкой или перилами. Балясины также могут быть в виде доски с контурной прорезкой.

Заграждение, проходящее по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста или набережной, называют парапетом. Причем парапет может быть не только в виде балюстрады, но и в виде сплошной стенки. Иногда он становится постаментом для декоративных ваз и статуй.

Башня

Башня — сооружение, высота которого намного больше длины и ширины. Изначально башни с мощными куртинами (участками стен между ними) строили для обороны, затем для гражданских целей (например, пожарные каланчи). Сейчас башни нередко используют для украшения построек и создания высотной доминанты здания или архитектурного ансамбля.

Но есть и специальные декоративные башенки — пинакли. Обычно их венчают фиалы (завершение в виде пирамиды, фигурного шпиля, крестоцвета) и украшают краббы (крюкообразные декоративные элементы чаще всего в форме вырезанных из камня закрученных листьев, почек или цветов). Особенно популярны пинакли в готической архитектуре. И хотя башни обычно носят декоративный характер иногда с их помощью увеличивают вес и мощность контрфорсов.

В — Витраж
Витраж

Витраж — декоративное заполнение оконного проема из цветного стекла. Витражи изготавливали с расчетом на сквозное освещение, при котором картинка начинала сиять.

Г — Галерея
Галерея

Галерея — длинное крытое светлое помещение, где одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада. Также галереей называют удлиненный зал со сплошным рядом больших окон на одной из стен.

Древнерусские церкви нередко окружала наружная галерея на уровне перекрытий подклета — гульбище. А если она располагалась перед входом в храм, ее называли папертью.

Еще один исконно русский тип галереи — галдарейки. Они появились после отмены крепостного права, когда крестьяне хлынули в Москву. Тогда для решения жилищного вопроса стали строить дома по сверхбыстрой технологии: без подъездов и лестниц внутри. А для перехода с этажа на этаж ставили галдарейки — крытые (реже открытые) галереи вдоль дворовой части дома. Само слово стало искажением от галерея-галдарея.

Страница 2 из 6«‹123456›»

Виды арок

Главная > Статьи > Строительство и ремонт > Разное

Арки возникли еще в древнем мире. Всегда они завораживали своим очарованием. Арочная конструкция своими плавными изогнутыми линиями дверных или оконных проемов гипнотизирует зрителя. Еще древние греки и римляне любили украсить арками свои здания. 

В современном мире арки используют, преимущественно, в ремонте квартир. Устройство арки в квартире позволяет визуально объединить помещения между собой, но в тоже время четко показывает границы помещения. 

Многообразие различных видов арок позволяет сегодня создать в квартире хорошее пространственное планирование. Арка позволяет визуально увеличить размер помещения. Арка обозначает дверной проем и не создает впечатление замкнутости между двумя комнатами. 

В зависимости от используемого материала, виды арок можно разделить: 

  • арочные конструкции из бетона;
  • из кирпича;
  • из гипса;
  • из дерева;
  • пенополиуретановая арка;
  • гипсокартонная. 

Форму арки выбирают соответственно задуманного дизайна интерьера. Выбор материала обусловлен особенностями самого помещения. Если арка устраивается на улице, тогда не очень целесообразно изготавливать ее из гипсокартона. Универсальным материалом для устройства арок является дерево. Его можно использовать внутри помещения, а также при строительстве сводов снаружи. 

Различают виды арок по радиусу кривизны. 

В строительстве существует три основных вида арок, у которых различные радиусы подъема: 

  • мавританская арка. Такая арка напоминает подкову и очень часто используется в строительстве исламской архитектуры;
  • полуциркульная арка. Очень часто используется в строительстве православных храмов. Такие конструкции арок больше подходят для использования в ремонте квартир;
  • стрельчатая арка. Используется при строительстве в готической архитектуре. 

 

На основе, вышеописанных, арок устраивают и более сложные виды арок. Пример, лучковая арка. Эта арка состоит из трех дуг, которые необходимо соединить между собой. Нужно найти три центра окружностей, благодаря которым и устраивается очертание арки. 

Пологая арка строится на основании одного центра радиуса. Чем больше радиусов использовать для построения арки, тем сложнее будет ее реализация. 

Итак, чтобы правильно построить арку можно применять один из способов:

  • определить нужный радиус конструкции;
  • изготовить шаблон из фанеры, гипсокартона или плотного картона;
  • использовать построение координатной сетки. 

Если пользоваться построение координатной сетки, тогда рекомендуется использовать шаг не более 200 мм. 

При построении арок из гипсокартона пользоваться радиусами гораздо проще. Этот материал завоевал свою популярность благодаря своей универсальности. Благодаря гипсокартону возможно создать арку любой сложности. При этом скорость монтажа гораздо выше, чем при использовании традиционных материалов. 

При построении арки в проеме учитывайте его размер. У современных новостроек высота проема очень редко превышает 2100 мм. Предварительно нужно увеличить размеры проема для монтажа арки. Только предварительно необходимо выяснить к какому типу относится стена, в которой устроен проем. 

Каркасная система готической архитектуры — Википедия

Руинированный собор аббатства Сен-Жан де Винь, Суассон, демонстрирует обнажённый каркас фасада готического здания

Каркасная система готической архитектуры — совокупность конструктивных строительных приёмов, появившаяся в готике, которая позволила изменить распределение нагрузки в здании и заметно облегчить его стены и перекрытия. Благодаря данному изобретению, архитекторы средневековья смогли значительно увеличить площадь и высоту возводимых сооружений.

Основными элементами конструкции являются контрфорсы, аркбутаны и нервюры.

Два варианта распределения нагрузок: романика и готика

Главной и в первую очередь бросающейся в глаза чертой готических соборов является их ажурная структура, представляющая собой резкий контраст массивным конструкциям предшествующей романской архитектуры.

Распределение нагрузки[править | править код]

Техническим прорывом архитекторов готики явилось их открытие нового способа распределения нагрузки. (Любое свободностоящее здание испытывает два вида нагрузок: от собственного веса (включая перекрытия) и погодные (ветер, дождь, снег). Затем оно передаёт их вниз по стенам — к фундаменту, нейтрализуя затем в земле. Именно поэтому каменные здания строятся более основательно, чем деревянные, так как камень, будучи тяжелее древесины, подвергается большей угрозе обрушения в случае ошибки в расчётах). В романской архитектуре, отчасти являющейся наследницей древнеримской, несущими частями здания были все стены целиком. Если архитектор желал увеличить размер свода, то таким образом увеличивался и его вес, и стену приходилось утолщать, чтобы она могла выдержать вес такого свода.

Решающей для развития готики стала догадка, что вес и давление каменной кладки могут концентрироваться в определённых точках, и если их поддержать именно в этих местах, другим элементам постройки уже не обязательно быть несущими. Так возник готический каркас — хотя предпосылки для него появились несколько ранее: «Исторически этот конструктивный приём возник из усовершенствования романского крестового свода. Уже романские зодчие в некоторых случаях выкладывали швы между распалубками крестовых сводов выступающими наружу камнями. Однако такие швы имели тогда чисто декоративное значение; свод по-прежнему оставался тяжёлым и массивным»[1].

Отличия в работе конструкций
РоманикаГотика
Нагрузку передают стены по всей длине собораНагрузку передают элементы каркасной конструкции, равномерно распределённые по периметру здания
Колонны не имеют особенного значенияКолонны вместе с контрфорсами и аркбутанами — главные несущие элементы здания
Толстые массивные стены, толщиной в несколько метров, несут нагрузкуТонкие стены, возведённые между колоннами, являются ненесущими перегородками
Небольшие объёмы зданияСобор может иметь колоссальный размер
Потолки не очень высокиеСводы очень высокие
Окна небольшие, так как прорезают несущую стену и не должны уменьшать её несущую способностьОкна могут занимать весь простенок между колоннами, вместо перегородки
Все помещения разграничены между собой массивными стенами, простенками и колоннамиПомещения визуально объединены в одно целое благодаря тонкости опорных колонн

Новаторство технического решения состояло в следующем: свод перестали опирать на сплошные стены здания, массивный цилиндрический свод заменили ажурным нервюрным крестовым (см. ниже), давление этого свода передаётся нервюрами и арками на столбы (колонны). Возникающий таким образом боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами.

Bonne-Esperance Cloitre est.JPG

«Нервюрный свод был значительно легче романского: уменьшались и вертикальное давление, и боковой распор. Нервюрный свод своими пятами опирался на столбы-устои, а не на стены; распор его был наглядно выявлен и строго локализован, и строителю было ясно, где и как этот распор должен быть „погашен“. Кроме того, нервюрный свод обладал известной гибкостью. Усадка грунта, катастрофическая для романских сводов, была для него относительно безопасна. Наконец, нервюрный свод имел ещё и то преимущество, что позволял перекрывать пространства неправильной формы»[1].

Таким образом, конструкция сильно облегчается за счёт перераспределения нагрузок. Прежде несущая, толстая стена превратилась в простую лёгкую «оболочку», чья толщина больше не влияла на несущую способность здания. Из толстостенного здания собор превратился в тонкостенный, но зато «подпёртый» по всему периметру надёжными и элегантными «подпорками».

Кроме того, готика отказалась от полуциркульной, обычной арки, заменяя её везде, где только можно стрельчатой. Использование стрельчатой арки в сводах позволяло уменьшить их боковой распор, направляя значительную часть давления прямо на опору — причём, чем выше и заострённее арка, тем меньше она создаёт боковой распор на стены и опоры. Массивный свод заменился ребристым сводом, эти рёбра—нервюры диагонально перекрещивались и воспринимали нагрузку. Пространство между ними заполнялось простой запалубкой — лёгкой кладкой кирпича или камня.

Полученные преимущества[править | править код]

  • Большая экономия строительного материала
  • Увеличение высоты здания, а также освещённости его внутреннего пространства
  • Объединение внутреннего пространства в одно целое
  • Сокращение сроков строительства
Разрез готического собора.svg Розетка — замковый камень нервюрного свода
  • Аркбутан — это наружная каменная упорная арка, которая передаёт распор сводов главного нефа на опорные столбы, отстоящие от основного корпуса здания — контрфорсы. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, поэтому вскоре они были выведены наружу, и стали открытыми для обозрения извне. Аркбутаны бывают двухпролётные, двухъярусные, и комбинирующие оба этих варианта.
  • Контрфорс — в готике вертикальная конструкция, мощный столб, способствующий устойчивости стены тем, что своей массой противодействует распору сводов. В средневековой архитектуре догадались не прислонять его к стене здания, а вынести его наружу, на расстояние в несколько метров, соединив со зданием перекинутыми арками — аркбутанами. Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Внешняя поверхность контрфорса могла быть вертикальной, ступенчатой или непрерывно наклонной.
  • Пинакль — остроконечная башенка, которой нагружали вершину контрфорса в месте примыкания к нему аркбутана. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий.
Реймсский собор: столб-устой «пучок колонн», капитель «пята свода» и опёртые на неё нервюры
  • Столб-устой — мог быть простого сечения, или же представлять собой «пучок колонн».
  • Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Система нервюр образует каркас, поддерживающий облегчённую кладку свода. Делятся на:
    • Щековые арки — четыре арки по периметру квадратной ячейки в основании свода.
    • Ожива — диагональная арка. Почти всегда полуциркульная.
    • Тьерсерон — дополнительная нервюра, идущая от опоры и поддерживающие посередине лиерны.
    • Лиерна — дополнительная нервюра, идущая от точки пересечения ожив к щелыге щековых арок.
    • Контрлиерны — поперечные нервюры, связывающие между собой основные (то есть оживы, лиерны и тьерсероны).
    • Запалубка — в нервюрном своде заполнение между нервюрами.
    • Замковый камень (розетка)
Разрез готического собора.svg Стрельчатый крестовый свод

Важнейшим элементом, изобретение которого дало толчок прочим достижениям инженерной мысли готики, стал нервюрный крестовый свод. Он же стал основной конструктивной единицей при сооружении соборов. Основной признак готического свода — чётко выраженные профилированные диагональные рёбра, составляющие основной рабочий каркас, воспринимающий основные нагрузки.

Предыстория его возникновения такова — сначала путём пересечения под прямым углом двух цилиндрических сводов возник крестовый. В нём, в отличие от цилиндрического, нагрузка уходит не на две боковые стены, а распределяется на угловые опоры. Вес подобных сводов, тем не менее, был очень велик. В поисках способа облегчения свода строители стали усиливать каркасные арки, которые образовывались на пересечениях крестовых сводов. Затем заполнение между ними становилось всё тоньше и тоньше, пока свод не стал полностью каркасным.

Подобные каркасные арки получили название нервюр (фр. nervure — жилка, ребро, складка).

Разрез готического собора.svg Фото нервюрного свода снизу: 4 щековые арки и две диагонально пересекающиеся. Разрез готического собора.svg

Нервюрные своды представляли собой квадратные в плане ячейки. Они связывали между собой опоры пролётов нефа. Со временем сложилась т. н. связанная система — на каждый квадрат широкого главного нефа приходилось по два меньших, боковых. Эта система обеспечивала большую прочность и особый ритм внутреннего пространства храма[2].

Фото звёздчатого свода снизу

Каркас простейшего нервюрного свода состоит из 4 арок по периметру квадрата — щековых арок, и 2 диагонально пересекающихся — ожив. При полуциркульном профиле щековые арки оказываются ниже диагональных, что заставляло выкладывать заполнение между ними сложной формы. С введением стрельчатой арки согласовывать высоту стало очень легко — щековые арки стали делать стрельчатыми (будто сложенными в щелыге — хребте свода), а оживы сохранили полуциркульную форму. Распалубки опираются на нервюры, что позволяет сосредоточить давление только на угловых опорах. Эти распалубки выкладывались как самостоятельные малые своды, опиравшиеся на диагональные рёбра.

Звёздчатый свод — форма крестового готического свода. Имеет вспомогательные рёбра — тьерсероны и лиерны. В каркасе чётко выделяются основные диагональные рёбра крестового свода.

По мере развития стиля и технологии архитекторы стали вводить всё больше дополнительных деталей. Так, иногда они устанавливали дополнительные нервюры, идущие от точки пересечения ожив к стреле щековых арок — т. н. лиерны. Затем они устанавливали промежуточные нервюры, поддерживающие лиерны посередине — тьерсероны. Кроме того, они иногда связывали основные нервюры между собой поперечными нервюрами, так называемыми контрлиернами.

Таким образом, количество нервюр увеличивалось от шести арок до 10, 12 и т. д.

В начальный период развития готической архитектуры пространство (квадрат или прямоугольник в плане), перекрытое одним крестовым сводом, представляет собой (так же как и в романской архитектуре) самостоятельную пространственную единицу. Поздняя готика отказывается от трактовки пространства как составного и постепенно приходит к пониманию его как единого целого. Этого удалось достигнуть путём усложнения крестового свода введением дополнительных рёбер, которые дробили свод на более мелкие части[3].

Варианты нервюрных сводов[править | править код]

Схемы разнообразных вариантов нервюрного свода Капелла Клюни: нервюры свода, опёртые на пяты,
находящиеся в стенах, а не на колоннах.

В готических соборах можно найти множество вариантов переплетения нервюр, многие из которых не имеют названия. Несколько основных типов:

Название[4]ИллюстрацияОпределение
Крестовый свод
(quadripartite rib vault)
Простейший вариант нервюрного свода, имеющий 6 арок и 4 поля запалубки
Шестичастный свод
(sexpartite rib vault)
Усложнённый вариант крестового свода, благодаря введению дополнительной нервюры, делящий свод на 6 запалубок
Звёздчатый свод
(lierne vault, Stellar vault)
Chester cathedral nave.jpgСледующая ступень усложнения, благодаря введению лиерн, число которых может увеличиваться. Расположение нервюр приобретает очертания звезды.
Веерный свод
(fan vault)
Создаётся нервюрами, исходящими из одного угла, имеющими одинаковую кривизну, составляющими равные между собой углы и образующими воронкообразную поверхность, напоминающую веер. Типичен для Англии («распластанная готика»).
Сетчатый свод
(netvault)
Нервюры создают сетку рёбер с ячейками, примерно одинаковыми по размеру.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *