Архитектор мис ван дер роэ: Людвиг Мис ван дер Роэ — гений свободной планировки – Людвиг Мис ван дер Роэ: биография и лучшие работы архитектора
«Стеклянный дом» Миса ван дер Роэ | Блогер alfa-omega на сайте SPLETNIK.RU 20 ноября 2015
Некоторые факты из биографии Миса ван дер Роэ
Людвиг Мис ван дер Роэ — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.
Людвиг Мис родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине.
В 1908 г. перешел в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912г. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.
До 1938 года Мис жил и работал в Германии. В ранний период своего творчества В 1911—1912 годах руководил строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Петера Беренса.
Здание гармонично вписано в ансамбль Исакиевской площади, и в то же время, оно обладает своим уникальным стилем, который отличает его от других зданий, стоящих рядом. Оно может нравится или нет, но запоминается сразу.
С 1930 по 1933 год Мис был директором школы Баухауз (учебное заведение, существовавшее в Германии с 1919 по 1933 годы, и определившая многие основные направления в искусстве и архитектуре на весь XX век, но в 1933 году было разогнано нацистами) .
В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. В США Мис оставался и творил до конца своей жизни. Умер в 1969 году в Чикаго.
«Стеклянный дом» Фэрнсуорт-Хаус, 1946-1950
Дом располагается в штате Иллинойс к югу от небольшого города Плано на земельном участке в 24 гектара. Участок примыкает к реке Фокс. Дом располагается в 30 метрах от реки.
Дом для женщины-хирурга из Чикаго (Farnsworth House) стал квитэссенцией еще нескольких лет исследовательской работы Миса в области малоэтажного домостроения. Архитектор пришел к очень чистому решению — простому прямоугольному в плане объему, размещенному на подиуме и от этого кажущемуся зависнувшим в воздухе. Подъём дома над землёй также обеспечивает защиту от наводнений, так как дом располагается недалеко от реки в затапливаемой местности.
Стены дома выполнены из стекла, крепящегося к железным опорам. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж.
При том, что лаконичные формы постройки далеки от природных биоморфных, она как будто растворяется в окружающем ландшафте. Так и должны, по мнению ван дер Роэ, соотноситься человеческое и божественное: проникать и дополнять друг друга, сохраняя свою изначальную сущность.
«Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать ее красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого», — объяснял архитектор свою точку зрения в одном из интервью.
Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Созданный Мисом ван дер Роэ «Стеклянный дом» породил плеяду клонов, настолько идея эфемерности конструкции дома понравилась архитекторам.
Интерьер
Клоны «Стеклянного дома» встречаются везде и повсюду. Вот лишь очень немногие из них.
Обновлено 21/11/15 01:22:
История «Стеклянного дома»
Дом был заказан известной в Чикаго женщиной-врачом Эдит Фарнсуорт в 1945. Проектирование было завершено к 1947. После завершения проекта строительство было отложено, так как заказчица ожидала получения наследства. Постройка началась в 1950 году и была завершена в 1951.
К окончанию строительства между заказчицей и архитектором возник конфликт. Ван дер Роэ подал на Фарнсуорт в суд, требуя недоплаченные ему деньги за строительство. Фарнсуорт выдвинула встречный иск. Суд решил дело в пользу архитектора, обязав Фарнсуорт выплатить деньги.
Дом не предназначался для постоянного проживания и использовался для отдыха в выходные.
Фарнсуорт продала дом в 1972 году. Дом был куплен британским магнатом и любителем архитектуры Питером Палумбо. Палумбо установил в доме кондиционер воздуха, изменил ландшафтный дизайн вокруг дома и разместил вокруг дома скульптуры из своей коллекции.
В 2003 году Палумбо убрал скульптуры и выставил дом на продажу. При поддержке меценатов дом был выкуплен Национальным трастом сохранения исторических памятников. В нем был организован музей и проводятся экскурсии для посетителей.
В сентябре 2008 года дом был затоплен во время урагана Айк. Хотя дом поднят над уровнем земли на опорах высотой 1,5 м, после сильных дождей вода поднялась выше этого уровня.
Источник: gruzdoff.ру
Цвета домов и интерьеров не должны уничтожать природу вокруг…
Стеклянная любовь архитектора Миса. Стеклянный дом на Лисьей реке близ Чикаго был построен в 1951 году для известного врача-нефролога, переводчицы итальянской поэзии, скрипачки и коллекционера Эдит Фарнсворт. Доктор Фарнсворт приобрела девять акров земли старого хутора на берегу реки рядом с городком Плано, штат Иллинойс, в шестидесяти милях к юго-западу от Чикаго у полковника Роберта Маккормика, издателя Chicago Tribune. Цена покупки земельного участка составила $ 500 за акр. На хуторе был дом и хозяйственные постройки, но доктор Фарнсворт захотела построить что-то новое. Она обратилась к известному архитектору Людвигу Мису фон дер Рое, чья карьера находилась в то время на пике. В выборе архитектора сыграли роль общие знакомые и чувства, чуть большие, чем просто восхищение перед творчеством архитектора. Дом был спроектирован в 1946 году, но построен только к 1951 году, поскольку Эдит Фарнсворт ожидала получения наследства от тети, на которое она собиралась строить дом. А счет за дом вышел совсем не малый — $73,000.00, что эквивалентно по покупательной способности полумиллиону долларов в настоящее время. Что же, заказчица хотела получить дом для отдыха на выходных, причем дом необычный, не такой как у всех… И за это пришлось заплатить… Причем, не только деньгами, но и разрывом отношений с архитектором, судом, скандальной известностью и 21-м годом борьбы с просчетами в конструкции Стеклянного дома. Работа над проектом началась в 1946 году и Людвиг с Эдит стали проводить много времени вместе, обсуждая будущий необычный дом, в кортом Мис ван дер Роэ желал воплотить основы новой архитектурной эстетики минимализма, свое рода протестантизма в мире христианства архитектуры. В этом доме должны были воплотиться идеи, которые архитектор вынашивал три десятилетия. В основу был положен уже разработанный проект, от коророго отказались предыдущие заказчики. Это должен быть дом, где ни одна лишня деталь не отвлекала бы от единства с природой, где суетность бытия и бытовые проблемы отходили бы на второй план, перед созерцанием великой вечности, открывающейся за панорамой окон Стеклянного дома. Эдит, которой тогда было 42 года, увлеклась образами, нарисованными 59-летним привлекательным архитектором. В 1947 году проект дома был представлен на выставке в музее современного искусства. Строительные работы начались в сентябре 1949 года и в 1951 году подошли к концу, но не были завершены в части внутренней отделки и меблировки. По слухам отношения между заказчиком и архитектором начали портиться, когда доктор Фарнсворт попросила установить в доме отдельный гардероб, который не был предусмотрен проектом. Мис ван дер Роэ же в ответ сказал, что приезжая на выходные, можно обойтись крючками для одежды на двери ванной комнаты. Доктора Фарнсворт, которая, как говорят, мечтала о том, что Стеклянным домом на выходные она сможет пользоваться не в полном одиночестве, данный ответ лишил всякой надежды на счастливые перспективы ее сложного многоходового домоустроительного проекта. Возможно, что сыграло свою роль и превышение сметы архитектором на $16,000.00. Так или иначе, заказчица отказалась оплачивать счета и бывшие друзья и несостоявшиеся партнеры встретились в суде, где на глазах у всей Америки отстаивали свой взгляд на уникальный стеклянный дом и его стоимость. Что же… «Любовь уходит, когда приходят деньги», — так говорил комик и философ Граучо Маркс. Суд встал на сторону архитектора, сумевшего доказать, что превышение сметы было вызвано инфляцией из-за войны в Корее и роста цен на дефицитную в то время сталь. В суде всплыли и многочисленные конструктивные просчеты архитектора, которые существенно осложняли жизнь заказчицы в доме. Отношения заказчика и архитектора стали так широко известны, что послужили основой для двух пьес «Стеклянный дом» Джун Финфер и «Джесси и Толстяк» Алана Фитча. Прежде чем мы рассмотрим Стеклянный дом доктора Фаренсворт в деталях, упомянем, что это архитектурное произведение искусства в настоящее время является важнейшей частью американской архитектурной иконографии, прекрасным примером современного и интернационального стиля архитектуры. Стеклянный дом послужил идейной основой, визуально-тектоническим воплощением царствующего ныне минимализма и функционализма. Дом Фарнсворт есть кристаллизация новейшей эстетической архитектурной идеи, где «меньшее означает большее», где внешний облик здания следует за функциональностью, где постройка сливается с окружающим ландшафтом и природой. Несмотря на все претензии к дому, Эдит Фаренсворт продала его только в 1968 году британскому девелоперу и коллекционеру лорду Питеру Палумбо, после того как вышла на пенсию в 1967 году и переехала жить под Флоренцию в Италию. Скончалась Эдит в 1978 году в возрасте 74 лет. (Фотографии: Для иллюстраций ниже использованы общедоступные фотографии Carol M. Highsmith (если не обозначено иное) из коллекции Библиотеки Конгресса США в обработке автора статьи. Все фотографии кликабельны.)
|
Мис ван дер Роэ, Людвиг — Википедия
Людвиг Мис ван дер Роэ | ||
нем. Ludwig Mies van der Rohe | ||
Основные сведения | ||
---|---|---|
Страна | ||
Дата рождения | 27 марта 1886(1886-03-27)[1][2][…] | |
Место рождения | ||
Дата смерти | 17 августа 1969(1969-08-17)[1][2][…](83 года) | |
Место смерти | ||
Работы и достижения | ||
Учёба |
| |
Работал в городах | Берлин, Барселона, Брно, Нью-Йорк, Санкт-Петербург, Торонто, Чикаго | |
Архитектурный стиль | Модернизм | |
Важнейшие постройки | Toronto-Dominion Centre[d], Westmount Square[d], Вилла Тугендгат и Сигрем-билдинг | |
Награды | ||
Людвиг Мис ван дер Роэ на Викискладе |
Людвиг Мис ван дер Роэ (нем. Ludwig Mies van der Rohe, настоящее имя нем. Maria Ludwig Michael Mies — Мария Людвиг Михаэль Мис; 27 марта 1886, Ахен — 17 августа 1969, Чикаго) — немецкий архитектор-модернист, ведущий представитель «интернационального стиля», один из художников, определивших облик городской архитектуры в XX веке.
Биография
Ранние годы
Людвиг Мис родился 27 марта 1886 г. в немецком городе Ахене. С 1900 по 1902 г. учился в ремесленной школе, затем работал каменотёсом в семейном предприятии отца в Ахене, после чего устроился на работу в мастерскую Бруно Пауля в Берлине. В 1908 г. перешёл в мастерскую Петера Беренса, где проработал до 1912 г. Под влиянием Беренса у Миса выработался его «универсальный» подход к проектированию зданий, который он затем развивал до конца жизни. Заметное влияние на него оказали такие направления, как конструктивизм и нидерландская школа De Stijl.
Работа в Германии и России
Первоначальный (авторский) вид немецкого посольства в ПетербургеВ 1911—1912 годах руководит строительством здания немецкого посольства на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге по проекту архитектора Петера Беренса.
С 1912 по 1930 год Мис работает как независимый архитектор в Берлине. В начале самостоятельной карьеры он изменил свою фамилию, объединив с помощью «аристократического» сочетания ван дер унаследованное от отца имя Мис с материнской фамилией Роэ.
В 1927 году Мис ван дер Роэ руководил Международной выставкой жилища в Штутгарте, где разработал генеральный план образцового посёлка Вайсенхоф. Основным вкладом Миса в проект стал трёхэтажный жилой дом, отличавшийся от стандартных домов линейной застройки тем, что внутри него можно было образовывать квартиры разного размера и формы. Кухни и ванные комнаты помещались в фиксированном ядре квартиры, а всё остальное пространство делилось подвижными перегородками (так называемая «свободная планировка»).
В 1929 году Мис ван дер Роэ возглавлял строительство павильона Германии на международной выставке в Барселоне, представлявшего собой не только павильон, но и собственно выставочный экспонат. Отказавшись от использования орнамента, в качестве декора Мис использовал чёткие геометрические конструкции и отражающие свойства природных материалов — полированного травертина, оникса и стекла, а также поверхности воды. В павильоне Мис создал свободно перетекающее пространство, перенеся тяжесть конструкции с несущих стен на отдельно стоящие стальные стойки. Благодаря этому появилась возможность выполнить внешние стены из тонких декоративных материалов. Помимо проекта павильона, Мис создал для него коллекцию мебели «Барселона». Проект павильона принёс Мису мировую известность.
В 1930 году Мис ван дер Роэ построил виллу Тугендгат в Брно, в которой продолжил развивать идеи, заложенные в павильоне Германии, но применительно к жилому дому. Построенная на уклоне, вилла спроектирована на двух уровнях и разделена на четыре функциональные зоны, причём свободный план использован только в светской зоне. Освобожденные от нагрузки стеклянные стены автоматически убирались, объединяя тем самым интерьер с окружающим ландшафтом. В интерьере снова широко использован полированный оникс. Вилла Тугендхата считается венцом немецкого периода творчества Миса ван дер Роэ. Для виллы Тугендхата Мис ван дер Роэ также спроектировал коллекцию мебели «Брно».
С 1930 по 1933 год Мис по просьбе его друга и конкурента Вальтера Гропиуса был директором школы Баухауз — сначала в Дессау, потом в Берлине.
Работа в США
В 1938 г. Мис ван дер Роэ уезжает в США, не желая оставаться в нацистской Германии. Мис становится натурализованным гражданином США. Обосновавшись в Чикаго, архитектор вскоре получает приглашение возглавить Иллинойсский технологический институт. На новой должности он организовал перестройку кампуса. Многие здания, построенные им — например, Краун Холл, здание факультета архитектуры — функционируют до сих пор.
Руководствуясь принципом «Меньше — значит больше» (Less is more), в американский период Мис развивает концепцию «универсального» здания — предельно простого по форме стеклянного параллелепипеда, поверхность которого расчленена равномерно повторяющимися стойками.
Благодаря широкому использованию стекла его дома получаются как бы пронизанными солнечным светом — в соответствии с философией неотомизма, последователем которой являлся Мис.
В погоне за абсолютной абстракцией и геометризацией формы Мис начинает пренебрегать привычными бытовыми требованиями, что противоречит раннему требованию функционализма «Функция определяет форму». Таким образом, Мис постепенно отходит от принципов, которые он сам же и разрабатывал в Германии в начале своей карьеры.
Малоэтажные дома
«Стеклянный дом»В 1946—1951 г. в местечке Плейно (Иллинойс) Мис строит «Стеклянный дом» для доктора Эдит Фарнсуорт, известной в Чикаго женщины-хирурга. Дом представляет собой полностью остеклённый белый каркас, стоящий на приподнятой на стойках над уровнем разлива воды плите. Дом как будто парит в пространстве. Стеклянные стены отделены от несущих стоек, подчёркивая тем самым эфемерность конструкции. В доме нет внутренних перегородок, он состоит из единственной комнаты, полностью раскрытой в окружающий его пейзаж. Единственным замкнутым объёмом является стойка, содержащая санузел и подсобное помещение. Дом одновременно контрастирует и сливается в единое целое с природой. Дом Фарнсуорт объявлен памятником архитектуры штата Иллинойс, в доме функционирует музей. Среди многочисленных подражаний, реплик и клонов «Стеклянного дома» можно отметить дом ученика Миса — архитектора и художественного критика Филипа Джонсона — дом которого построен по принципу «слияния с природой»: те же стеклянные стены, но зато присутствуют тёмные опоры здания, расположенные в углах-гранях периметра несущей конструкции.
Чикагские небоскребы
Сигрэм БилдингВторым значительным направлением в архитектурной деятельности Миса было строительство небоскрёбов в Чикаго. Наиболее известным является построенный в 1958 году небоскрёб Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке, ставший прототипом многочисленных корпоративных офисов по всему миру. Одним из новаторских предложений Миса было отодвинуть небоскрёб с общей линии застройки вглубь квартала, оставив место для площади с фонтаном перед зданием. Ещё на шаг отступив от принципов функционализма, для создания ритма Мис навешивает на здание внешние профили, использующиеся здесь в качестве элемента декора и не несущие особой функциональной нагрузки. В действительности основные несущие конструкции по технологическим причинам скрыты внутри здания.
После Сигрэма в конторе Миса создают ещё несколько офисных небоскрёбов, среди которых IBM Плаза в Чикаго и небоскрёбы в Торонто (Канада).
Верный своей идее универсальной абстрактной формы, Мис строит свои высотные жилые дома внешне неотличимыми от офисных зданий — и резко отличавшимися от традиционной кирпичной застройки жилых районов. Наиболее известными жилыми многоквартирными домами Миса являются здания на Лейк Шор Драйв 860/880, занесённые в число официальных достопримечательностей города Чикаго.
Последние годы жизни и творческое наследие
Последней крупной работой Миса ван дер Роэ стало здание Новой национальной галереи в Западном Берлине, построенное в 1968 году. Архитектор умер 17 августа 1969 г. в Чикаго. Похоронен на кладбище Грейсленд.
Работа Миса породила в США целое архитектурное течение, известное как «стиль Миса». Однако ещё при жизни Мис достиг почти полной абстракции своей любимой геометрической формы, и дальше развиваться его идеям оказалось сложно. Полностью стеклянные стены породили проблемы с избыточной инсоляцией, а застроенные одинаковыми блоками кварталы стали казаться многим унылыми. После смерти Миса его стиль постепенно начал сходить с архитектурной арены и в 80-е годы практически вытеснен другими стилями, такими как постмодернизм.
Факты
- На родине Мис ван дер Роэ, в Ахене, есть улица, названная в его честь.[4]
Примечания
Литература
- Мачульский Г. К. Мис ван дер Роэ. Москва, 1969
- Всеобщая история архитектуры, т. 11. Москва, 1973
- Cohen Jean-Louis. Mies van der Rohe. — Paris: Hazan, 1994. — 143 p. — (Architecture). — ISBN 2-85025-3340, 978-2-85025-334-8.
- Иконников А. В. «Архитектура XX века. Утопии и реальность». Т1, Т2 М.: Прогресс-традиция, 2002.
Ссылки
МИС ВАН ДЕР РОЭ • Большая российская энциклопедия
МИС ВАН ДЕР РО́Э (Mies van der Rohe; наст. фам. Мис, Mies) Людвиг (27.3.1886, Ахен – 17.8.1969, Чикаго), нем. архитектор, дизайнер и педагог. Один из лидеров современного движения и интернационального стиля, принадлежит к числу основоположников архит. модернизма. В Ахене учился в ремесленной школе (1899–1901) и под руководством отца – мастера-каменщика (выполнял чертежи и рисунки для мануфактуры лепного гипсового декора). С 1905 в Берлине, где был учеником в мастерской дизайнера интерьеров и арх. Б. Пауля (1906–1908), построил в «традиционных» формах дом философа А. Риля в Нойбабельсберге, близ Берлина (1907; гонорар позволил ему посетить в 1908 Италию). В 1908–12 работал у П. Беренса, в т. ч. осуществлял надзор за строительством посольства Германии в С.-Петербурге по проекту последнего; усвоил при этом стилистику неоклассицизма (в упрощённом, монументальном варианте, восходящем к К. Ф. Шинкелю) и перенял интерес Беренса к технич. новшествам, рационализму в пром. архитектуре и дизайне. Значит. влияние на М. в. д. Р. оказало творчество Ф. Л. Райта. В 1912 открыл в Берлине собств. архит. мастерскую, работал в «традиц.» формах и неоклассич. стиле; разрабатывая проект дома с худож. галереей близ Гааги для Х. Крёллер-Мюллер (1912, не реализован), в Нидерландах познакомился с творчеством Х. Берлаге, использовавшего новые конструкции (в т. ч. из стекла и стали) и выступавшего за «честность» в использовании материала. В 1915–18 служил в инж. войсках.

Л. Мис ван дер Роэ. Памятник К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине. 1925–26. Не сохранился.
В первые послевоенные годы, когда строит. активность в Германии была низкой, включился в деятельность худож. и архит. авангардизма: возглавил архит. секцию Ноябрьской группы (1921–25), стал учредителем ж. «G: Materialien zur Elementaren» (1923, совм. с Х. Рихтером) и архит. объединения «Der Ring» (1923–1924, совм. с Х. Херингом). Опираясь на идею «стеклянной архитектуры» экспрессионизма и эстетику элементарных геометрич. форм «Де Стейл» (а отчасти и на пространственные композиции К. С. Малевича и Л. М. Лисицкого), разработал новаторские концепции высотного здания со стеклянным ненесущим фасадом и металлич. каркасом (конкурсный проект небоскрёба на Фридрихштрассе в Берлине, 1921, и др.) и 7-этажного адм. здания из железобетона с ленточным застеклением (1922), вошедшие в широкую архит. практику с сер. 20 в.; создал проекты загородных домов лаконичных геометрич. форм из кирпича и бетона со свободной планировкой в духе Ф. Л. Райта (1923–24; все не реализованы). Свои идеи воплотил в жилых постройках (дом Э. Вольфа в Губене, 1925–27, не сохр.; жилой комплекс на Африканише-штрассе в Берлине, 1926–27) и памятнике К. Либкнехту и Р. Люксембург в Берлине (1925–26, не сохр.). Став 1-м вице-президентом «Немецкого Веркбунда» (1926–32), руководил строительством образцового пос. «Вайсенхоф» для выставки Веркбунда в Штутгарте (1927), отразившего осн. принципы совр. движения; возвёл там 4-этажное многоквартирное здание на стальном каркасе, вокруг которого были построены 20 домов по проектам Ле Корбюзье, В. Гропиуса, П. Беренса и др. ведущих архитекторов.

Л. Мис ван дер Роэ. Вилла Тугендхат в Брно. 1929–30.
Развивая свою идею нового жилого дома, создал проект павильона Германии для Всемирной выставки 1929 в Барселоне (воссоздан в 1986), где соединил простоту форм и свободную планировку с использованием разнообразных материалов (сталь, травертин, мрамор, оникс, матовое стекло) и произведений иск-ва (скульптура Г. Кольбе). Эта композиц. схема была разработана подробнее в вилле Тугендхат в Брно (1929–30) и доме К. Лемке в Берлине (1932–33). С дизайнером Л. Райх проектировал мебель для интерьеров своих зданий (кресло «Барселона», 1929; кресло «Брно» 1929–1930, и др.).
В 1930 по рекомендации В. Гропиуса М. в. д. Р. возглавил Баухауз в Дессау, где осн. внимание уделил архит. образованию, сделав его более рациональным и прагматичным. Под давлением нацистов в 1932 был вынужден перевести школу в Берлин, а в 1933 – закрыть её. Продолжал участвовать в конкурсах (на проект здания Рейхсбанка в Берлине, 1933–34, и др.), работал для частных заказчиков (проект дома М. Хуббе в Магдебурге, 1935), но реализовать свои работы не смог.

Л. Мис ван дер Роэ (совместно с Ф. Джонсоном). Здание «Сигрем билдинг» в Нью-Йорке. 1956–58.
В 1938 возглавил архит. ф-т Технологич. ин-та Армора (в 1940 объединён с Ин-том Льюиса в Иллинойсский технологич. ин-т) в Чикаго (до 1958), где создал новую образоват. программу, основанную на освоении практич., прикладных знаний и основ профессии. Для этого ин-та разработал проект нового кампуса (генплан 1940–41; здания – 1942–57), в т. ч. учебный корпус Краун-холл (1950–1956), где воплотилась общая для всех его проектов амер. периода идея единого внутр. пространства со свободным планом, подходящего для меняющихся нужд владельцев постройки. Как и здание Новой нац. галереи в Берлине (1962–68), Краун-холл относится к типу одноэтажного однопролётного здания, который М. в. д. Р. разрабатывал в те годы. Загородный дом Э. Фарнсуэрт в Плейно (1945–50) той же типологии продолжает его эксперименты в сфере «стеклянной архитектуры»: полностью прозрачные стены размывают границы между постройкой и её природным окружением, но выкрашенный в ярко-белый цвет металлич. каркас не даёт сооружению слиться со средой. Также реализовал в США свою концепцию призматич. небоскрёба с прозрачным фасадом – стеклянной навесной стеной, расчерченной металлич. профилями на прямоугольные секции (жилые башни на Лейк-Шор-драйв в Чикаго, 1948–51; здание «Сигрем билдинг» в Нью-Йорке, проект, 1954, 1956–1958, совм. с Ф. Джонсоном; здание IBM в Чикаго, 1960–69, и мн. др.), где крупный размер здания сочетается с тонкостью деталей и богатством отделочных материалов (бронза, цветное стекло, мрамор и др.). Третьим типом послевоенного творчества М. в. д. Р. стало малоэтажное здание на металлич. каркасе (здание компании «Bacardi» в Мехико, 1957–61). Сочетание малоэтажной и высотной застройки характеризует жилой массив «Лафайетт парк» в Детройте (генплан 1955–56; здания – нач. 1960-х гг.).
Своё понимание архитектуры М. в. д. Р. связывал с философией томизма; видел цель творчества в создании универсальной (абстрактно-геометрич.) архит. формы, которая избавлена от всего лишнего и основана на чётко продуманной и ясно читающейся конструкции. Он трактовал иск-во архитектуры как выражение духа эпохи, отражение её потребностей и ресурсов. Эти идеи, наряду с разработанными М. в. д. Р. практич. архит. решениями, оказали значит. влияние на архитектуру 2-й пол. 20 – нач. 21 вв.; вместе с тем отражённые в его работах принципы классич. архитектуры (спокойный ритм вертикалей и горизонталей, соразмерность масштабов) и готич. зодчества (выделенные внутри и снаружи здания элементы несущей конструкции) связывают его творчество с историч. архит. наследием.
«Универсальное пространство» Людвига Миса ван дер Роэ
Благодаря гению Миса ван дер Роэ простота была лишена статуса вульгарности, открылась в новом свете через призму благородства формы, равновесия, что нашло выражение в архитектурном стиле под названием рациональный функционализм, с которым связано имя великого архитектора. В соответствии с концепциями функционализма внешний вид здания необходимо рассматривать с точки зрения функций его частей.
Концепция «универсальной формы» очень долго преследовала Миса. Предпочитая идеальную и простую геометрию строения, архитектор ставил во главу угла единое внутреннее пространство, открывающее безграничные возможности по изменению интерьера.
Основой здания должен был служить один объем, являющийся универсальным пространством. Основной составной частью его универсального подхода стала конструктивная решетка, выполненная из стали и навесные стены – все, создающее эффект плавного течения пространства.
Мис считал, что подобная архитектура дает тем, кто пользуется зданием, неограниченную свободу его использования. Они могут менять обстановку и внутреннее пространство по своему желанию. Подобная универсальность позволяет не тратиться на модернизацию сооружений, делает их нестареющими, дает возможность пользоваться ими многим поколениям.
Первая возможность создать универсальную форму была реализована в проекте павильона Германии для Международной выставки.
Павильон Германии в Барселоне.
Основным экспериментом архитектора была свободно стоящая несущая стена, которая стала открытием нового подхода в архитектуре. В самом деле к проектированию павильона был применен новаторский подход. Павильон олицетворял здание с точно выдержанными пропорциями и прямоугольным объемом без разделения внутреннего пространства перегородками. Здание было оценено только после того, как было демонтировано.
Американский период стал воплощением идей Людвига в своих проектах. Он даже позволяет себе отказаться от своих идей функционализма в пользу абсолютной абстракции и идеальности форм. Таким образом, закладывая возможность использования здания без привязки к идее проекта, которая существовала изначально.
Комплекс Иллинойского технологического института
Воплощение принципа внутреннего пространства без разделения был реализован в пятидесятых годах прошлого века в проекте комплекса Иллинойского технологического института. Характерные черты строения: прямоугольный объем, стеклянные панели вместо стен. Таким образом, здание могло изменять внутреннюю обстановку.
Предшественником факультета был построенный в Чикаго Стеклянный дом, олицетворявший концепцию абсолютного и идеального пространства. Дом словно парит в пространстве, являясь красочным примером реализации абсолютной абстракции. Для создания эффекта используются стены из стекла, освобожденные от несущих функций, которые выполняют стойки. И в данном проекте была реализована идея неразделенного внутреннего пространства, идеально вписывающегося в ландшафт вокруг.
Стеклянный дом
Далее Мис проектировал стеклянные параллелепипеды, также являвшиеся выражением его концепции универсальности строения. Простота форм и равномерное членение повторяющимися стойками. Примером является небоскреб Сигрэм Билдинг, возведенный в Нью-Йорке. Стиль использован и для постройки жилых домов в пятидесятых домах.
Вся жизнь Миса ван дер Роэ была посвящена проектам, обладающим математически точными пропорциями и идеальными абстракциями. Принципы создания таких проектов были отшлифованы и доведены до идеала. Может быть именно поэтому, после ухода из жизни великого архитектора у него было очень мало последователей.
Сигрем-билдинг — Википедия
Сигрем-билдинг (англ. Seagram Building) — небоскрёб, расположенный на Парк-авеню 375 между 52-й и 53-й улицами в манхэттенском Мидтауне. Считается одним из классических образцов интернационального стиля. Спроектирован знаменитыми архитекторами — Людвигом Мис ван дер Роэ и Филиппом Джонсоном. Строительство здания было завершено в 1958 году. Оно составляет 157 метров в высоту и состоит из 38 этажей. Здание предназначалось под офисы канадской фирмы, занимавшейся производством спиртных напитков, Joseph E. Seagram’s & Sons.
В 1954 году Филлис Ламберт, дочь главы крупнейшего в мире винного производителя компании «Сигрэм» (The Seagram Company) Сэмюэля Бронфмана, окончила колледж Вассар (Vassar) под Нью-Йорком, где изучала искусство, историю и философию. Приехав после окончания колледжа в Париж, она увидела в местной прессе проект планирующегося небоскрёба для новой корпоративной штаб-квартиры компании «Сигрэм» в Нью-Йорке, заказанный её отцом к 100-летию фирмы. Проект был выполнен архитектурной компанией Luckman & Pereira, к которой Бронфман обратился из-за её большого опыта в строительстве подобных крупных коммерческих проектов и приемлемой цены строительства и эксплуатации. Филлис, не имевшая архитектурного образования, немедленно позвонила отцу и убедила его отказаться от посредственного проекта. Бронфман поставил условием расторжения договора с Luckman & Pereira немедленный приезд дочери в Нью-Йорк и личное руководство ею поиском нового архитектора. Также Филлис должна была взять на себя обязанности директора планирования и строительства нового небоскрёба[1].
Вернувшись в Нью-Йорк, Филлис начала консультации с ведущими американскими специалистами по архитектуре и встретилась в том числе с архитектурным критиком журнала «Нью-Йоркер» Льюисом Мамфордом и основателем и первым директором музея современного искусства МоМА Альбертом Барром (Albert Barr, 1902—1981). Барр посоветовал ей обратиться за советом к главному куратору архитектурного отдела музея Филипу Джонсону, который как раз в это время собирался оставить своё место в музее ради собственной архитектурной практики[1].
Ламберт и Джонсон составили три списка. В первый список вошли те, кто «должны, но не могли» (архитекторы, которые подходили для выполнения проекта, но не обладали достаточным опытом): Пол Рудольф, Ээро Сааринен, Марсель Брюер, Йео Мин Пей и Луис Кан. Во второй список — те, кто «могли, но не должны» (крупные компетентные фирмы, не обладающие оригинальностью). В третий — те, кто «могли и должны»: Фрэнк Ллойд Райт, Ле Корбюзье и Людвиг Мис ван дер Роэ (Мис)[1].
При выборе Миса Ламберт руководствовалась своими впечатлениями от крупнейшего осуществленного проекта Миса на момент планирования Сигрэм — двух жилых башен на Lake Shore Drive в Чикаго (1948—1951):
В этих тёмных мистических башнях чувствовалась поразительная мощь и сила чего-то одухотворенного! Вы знаете, если бы вы спросили, кто входил в архитектурный авангард 20-х и 30-х годов прошлого века, то это был бы длинный список, в который вошел бы и Мис. Но в 1954 году, мне кажется, Мис уже стоял особняком. Мис был авангард[1].
Райт (которому было уже 87 лет) и Корбюзье (которому было 67 лет; на год младше Миса) были отвергнуты Ламберт из-за их несговорчивых характеров, а Корбюзье ещё и из-за своей скульптурности:
Корбюзье мастер скульптурных форм и пространств, но мне кажется, что такие приёмы легко производят впечатление и также легко отталкивают. Мис же буквально увлекает вас внутрь. Вы просто не можете пройти мимо. В этом есть какая-то подсознательная сила, и чем дальше вы проникаете вглубь, тем сильнее оказывается впечатление от сногсшибательной красоты его пространств и последовательных и продуманных до мелочей деталей. Райт же в середине 50-х годов уже не олицетворял современность. Его справедливо прозвали самым великим архитектором 19-го века, но никак не 20-го. С Мисом же ассоциировалось будущее и новый высоко технологический язык современной архитектуры[1].
У Миса не было архитектурной лицензии штата Нью-Йорк для проектирования здания Сигрэм Билдинг. Поэтому компания, ведущая строительство, потребовала от него нанять своего представителя в Нью-Йорке для решения текущих вопросов. Не раздумывая, Мис назначил своим представителем Джонсона, отплатив последнему за многолетние успешные усилия по закреплению своей международной репутации (Джонсон, в частности, в 1947 году провёл в МоМА первую персональную выставку Миса)[1].
Ламберт рассказывала про варианты проекта:
У Миса было всего три концептуальных варианта. Первый — квадратная в плане башня, что Мис даже не рассматривал. Второй — прямоугольная башня в плане с пропорциями 7:3 и повернутая под прямым углом к Парк авеню, что повторило бы Ливер-хаус. И наконец, третий, выбранный Мисом вариант — башня с пропорциями 5:3 и отступившая широкой стороной на 30 метров от Парк авеню. Тогда при планируемой высоте в 39 этажей башня бы заняла 25% участка. Именно при таких соотношениях городской строительный код разрешал не использовать уступы даже для значительно более высоких башен[1].
Такая башня была бы слишком мала для компании, поэтому на месте снесённых малоэтажных домов, позволивших углубить участок, Мис предложил возвести шестиэтажный корпус во всю ширину блока, значительно увеличив общую площадь комплекса. Кроме того, Мис утолстил саму башню, добавив к ней дополнительный объем с пропорциями 1:3 со стороны заднего фасада и практически незаметный с Парк авеню[1].
После завершения строительства Сигрэм Билдинг Филлис Ламберт стала ученицей Миса в Иллинойсском технологическом институте и стажировалась в его чикагском офисе. Впоследствии стала его близким другом, почитателем и хранителем его архива в Канадском центре архитектуры[1].
Это здание и интернациональный стиль, в котором оно построено, сильно повлияли на американскую архитектуру. Одной из характерных особенностей стиля была наглядность, или артикуляция, структуры здания. Этот стиль как будто спорил, что функциональность структурных элементов здания, если сделать их видимыми, может заменить формальную декоративную артикуляцию и более открыто общаться с публикой, чем любая система украшений. Мис полагал, что структурные элементы здания должны быть видимы. Сигрем-билдинг, как и все крупные здания того времени, строилось из стальной конструкции, на которую навешивались стеклянные стены. Мис хотел, чтобы стальная конструкция была видна всем; однако по американскому строительному кодексу нужно, чтобы все стальные конструкции были покрыты огнеупорным материалом, обычно бетоном, потому что неправильно защищенные стальные колонны или перекрытия могут утратить прочность и рухнуть даже в случае локализованного пожара. Бетон скрывал конструкцию здания, чего Мис изо всех сил старался избежать, а потому архитектор использовал взамен ненесущие бронзовые узкополочные балки двутаврового сечения. Их можно увидеть с улицы, они расположены вертикально, словно стойки, окружая большие стеклянные окна. Использование железобетонного каркаса для поддержки более крупной ненесущей конструкции впоследствии стало распространенным приемом в строительстве. По проекту на здание ушло 1 500 тонн бронзы.
По завершении строительства здание Сигрем стало самым дорогим небоскребом на то время, а все из-за использования дорогих высококачественных материалов, в том числе бронзы, белого итальянского известняка и мрамора для роскошной внутренней отделки. Интерьер был спроектирован так, чтобы сочетаться с внешними элементами, которые нашли отражение в фурнитуре из стекла и бронзы и в декоративной схеме.
Еще одна интересная особенность здания Сигрем — это жалюзи на окнах. Как и все остальные архитекторы, работающие в интернациональном стиле, Мис хотел, чтобы здание выглядело однородно. Ему не нравилось, когда фасад пестрел беспорядочно опущенными жалюзи. Естественно, на разных окнах люди опускают жалюзи на разную высоту, а это нарушает единство в облике здания. Чтобы это меньше бросалось в глаза, Мис распорядился установить на окнах специальные жалюзи, которые могли находиться только в одном из трех положений — полностью открытом, полуоткрытом и полностью закрытом.
Сигрем Билдинг и здание Левер Хаус (Lever House) на другой стороне Парк Авеню (Park Avenue) установили для небоскребов Нью-Йорка определенный архитектурный стиль на несколько десятков лет вперед. Он заключался в простой бронзовой «коробке», огороженной от Парк Авеню большой открытой гранитной площадкой. Мис не хотел, чтобы открытое пространство перед зданием стало местом для сбора, но оно в итоге таковым и стало, причем очень популярным. В 1961 году, когда в Нью-Йорке проводилась главная перепись населения, разработчикам предлагали посоревноваться в возведении «общественных мест частного владения», которые должны были конкурировать с местом перед зданием Сигрем Билдинг.
Площадка перед Сигрем Билдинг также стала местом исследования американского социолога Уильяма Г. Уайта. Его фильм «Общественная жизнь маленьких городских пространств» (Social Life of Small Urban Spaces), созданный совместно с Муниципальным обществом искусства Нью-Йорка (Municipal Art Society of New York), описывает ежедневную жизнь людей, собирающихся на площади. Фильм демонстрирует, как люди на самом деле используют пространство, изменяющееся в зависимости от желаний архитекторов.
В здании находится ресторан «Четыре сезона» (Four Seasons Restaurant), также спроектированный Мисом ванн дер Роэ и Джонсоном. Интерьер ресторана не менялся с момента его открытия в 1959 году.
Дом Фарнсуорт — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дом Фарнсуорт (Стеклянный дом) — здание в штате Иллинойс (США), построенное по проекту архитектора Людвига Мис ван дер Роэ.
Дом располагается в штате Иллинойс к югу от небольшого города Плано на земельном участке в 24 гектара. Участок примыкает к реке Фокс. Дом располагается в 30 метрах от реки.
Дом поднят на балках над поверхностью земли, благодаря чему возникает ощущение, что дом парит в воздухе. Подъём дома над землёй также обеспечивает защиту от наводнений, так как дом располагается недалеко от реки в затапливаемой местности. Стены дома выполнены из стекла, крепящегося к железным опорам.
Дом не разделен на комнаты и представляет собой единое пространство. Внутри располагается деревянное «ядро», в котором расположены камин, кухонная зона и два санузла.
Здание имеет систему отопления — в полу проложены трубы, по которым циркулирует горячая вода от котла. Полы вымощены римским травертином. Площадь дома 140 кв. м.
Дом был заказан известной в Чикаго женщиной-врачом Эдит Фарнсуорт в 1945 году. Проектирование было завершено к 1947 году. После завершения проекта строительство было отложено, так как заказчица ожидала получения наследства. Постройка началась в 1950 и была завершена в 1951 году.
К окончанию строительства между заказчицей и архитектором возник конфликт. Мис ван дер Роэ подал на Фарнсуорт в суд, требуя недоплаченные ему деньги за строительство. Фарнсуорт выдвинула встречный иск. Суд решил дело в пользу архитектора, обязав Фарнсуорт выплатить деньги.
Дом не предназначался для постоянного проживания и использовался для отдыха в выходные.
Фарнсуорт продала дом в 1972 году. Дом был куплен британским магнатом и любителем архитектуры Питером Палумбо. Палумбо установил в доме кондиционер воздуха, изменил ландшафтный дизайн вокруг дома и разместил вокруг дома скульптуры из своей коллекции. В 2003 году Палумбо убрал скульптуры и выставил дом на продажу. При поддержке меценатов дом был выкуплен Национальным трастом сохранения исторических памятников. В нём был организован музей и проводятся экскурсии для посетителей.
В сентябре 2008 года дом был затоплен во время урагана Айк. Хотя дом поднят над уровнем земли на опорах высотой в полтора метра, после сильных дождей вода поднялась выше этого уровня.