Архитекторы 19 века русские – «Русский стиль». Новые тенденции в русской архитектуре конца XIX в. | Архитектура и Проектирование
Архитектура 19 века в России :: Архитектурно-строительное бюро «idCraft»
Основные направления архитектуры 19 века в России
Архитектура 19 века в нашей стране характеризуется совмещением нескольких стилей. Несмотря на то что во многом она является пережитком европейской эпохи Возрождения, архитектурные ансамбли 19 века представляют собой нечто более новое, индивидуальное, интересное.
Один из основных стилей архитектуры 19 века в России — классицизм. Однако он не присутствовал во всех работах в едином виде, а пересекался с другими не менее популярными стилями, такими как, например, ампир.
Русская архитектура 19 в. также примечательна стилем, который завоевал всю Европу — византийским. Знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга учитывали его при разработке проектов Сенатской и Дворцовой площадей, строительство которых было закончено в первой половине 19 века.
Архитектура 19 века в Москве и Санкт-Петербурге
Для нынешней столицы России 19 век стал судьбоносным в развитии культурного наследия. После пожара в 1812 году началось массовое строительство зданий, которые до сих пор поражают своей красотой как жителей, так и гостей Москвы.
При создании архитектурных шедевров в Санкт-Петербурге, как и в Москве, знаменитые зодчие использовали монументальные элементы греческого градостроительства. Любая презентация архитектуры 19 века в России наглядно покажет, как много стилей использовано во время разработки величайших творений российского зодчества.
Архитекторы 19 века
История архитектуры 19 века насчитывает множеств имен, которые внесли вклад в развитие отечественного зодчества.
Над созданием архитектурного наследия 19 века в Санкт-Петербурге во многом потрудился Андрей Никифорович Воронихин. В Северной столице он работал в самом начале девятнадцатого столетия, однако успел увековечить память о своих творениях, к примеру, созданием проекта галерей у ковша фонтана «Самсон» в Петергофе. Воронихин продолжил преобразование старых фонтанов в Санкт-Петербурге и создание новых.
Различные стили архитектуры 19 века в России хорошо подчеркнули Андреян Дмитриевич Захаров, Карл Иванович Росси, Тома де Томон и другие знаменитые архитекторы.
Архитектура первой половины 19 века внесла большой вклад в создание архитектурного наследия России. Спецификой данного периода является влияние архитектуры эпохи Возрождения: власти нашей страны приглашали для развития зодчества архитекторов из других стран, и русские мастера перенимали у них опыт.
Именно архитектура начала 19 века сделала Москву такой, какой мы видим ее сейчас — величественной, красивой и торжественной. Поспособствовал этому пожар 1812 года, который спровоцировал необходимость реконструкции и создания важных государственных зданий.
Для Санкт-Петербурга начало 19 века также стало знаменательным временем: знаменитые русские и европейские архитекторы начали плодотворное сотрудничество и создали множество знаний, которые до сих пор считаются одними из лучших в мире творений архитектуры.
Направления архитектуры первой половины 19 века
В архитектуре первой половины 19 века в России можно было увидеть несколько стилистических направлений: классицизм, ампир, а также элементы византийской культуры — вот основные из них. Также на российском зодчестве отразились гуманистические идеалы общества, что сыграло огромную роль при создании архитектурных ансамблей в крупных городах страны: классицизм потому был главенствующим стилем у русских архитекторов, что позволял показать монументальность и мощь Российской империи.
Русская архитектура начала 19 века включала в себя множество градостроительных задач, решение которых породило создание многих шедевров российского зодчества.
Именно тогда в Санкт-Петербурге завершается благоустройство Дворцовой и Сенатской площадей, а в Москве начинается массовое строительство общественных зданий.
Основными элементами архитектуры начала 19 века в России являются заимствованные у греков модные в то время античные колоннады, арки, гладкие стены. Применение данных элементов придает архитектурным ансамблям больше монументальности.
Архитекторы первой половины 19 века
Архитекторы начала 19 века заимствовали множество элементов у иностранных коллег, которые также занимались развитием российского зодчества по приглашению властей. Однако знаменитый русский архитектор Ворохин придавал зданиям больше строгости, словно пытаясь показать значимость общественных сооружений.
Из зарубежных архитекторов первой половины 19 века можно отметить швейцарца Тома де Томона, который активно использовал элементы греческой античности, умело совмещая их с присущей русским архитекторам монументальностью.
19 век является принципиально новым временем для развития культурного наследия в России. Вторая половина 19 века архитектурно проявляет себя возведением зданий, историческая важность которых является очень высокой. Именно тогда начинается массовое строительство важных государственных зданий: банков, представительств, образовательных учреждений, храмов и пр.
Половина архитектуры 19 века в позднем периоде представлена храмами и соборами, что, по мнению историков, связано с принятием князем Владимиром православия. В Севастополе за данный период было построено два величайших храма: Владимирский собор и крестово-купольный храм такого масштаба, который русская общественность увидела впервые.
Во второй половине 19 века архитектура продолжает подчиняться правилам мирового классицизма. Данный стиль позволяет воплотить монументальные, а также идейные задумки русских архитекторов. Классицизм выражал стремление общественности к переменам, которые были необходимы из-за смерти Николая I, отмены крепостного права и неудачного окончания Крымской войны. Именно поэтому художники и архитекторы стремились выражать в своем искусстве основные идеи государственного строя.
Архитектура второй половины 19 века определила облик Москвы и Санкт-Петербурга. Именно тогда были построены важнейшие здания: храм Спас-на-крови в Питере, Исторический и Политехнический музеи в Москве, вокзалы в обоих городах.
Архитектура середины 19 века обрела направленный, неповторимы, «свой» стиль. Русские архитекторы наконец-то перестали повторять приемы европейских коллег и начали создавать неповторимые ансамбли, сочетающие традиционные приемы российского зодчества и современные течения мировой архитектурной моды.
Архитектура конца 19 века приняла новый виток развития культуры в России. Зодчие стали отказываться от вопиющей монументальности, которая в начале 19 века еще давала о себе знать.
Русская архитектура конца 19 века обрела свою индивидуальность благодаря таким архитекторам, как А. А. Парланд, В. О. Шервуд, Н. А. Шохин, И. А. Монигетти, Н. А. Померанцев и др.
19 век — время революционных перемен во всех сферах жизни. Исключением не стала и архитектура того времени. Смешение стилей и форм, а также разрушительная сила военного времени по-своему повлияли на архитектурное наследие России. И, прежде всего, русские архитекторы 19 века восстанавливали городские ансамбли, решая невероятно сложные градостроительные задачи. В других же странах зодчество развивалось естественным путем, опираясь на исторические перемены в обществе.
Архитекторы 19 века славились своей разноплановостью, создавая архитектурные шедевры в различных стилях, объединяя, казалось бы, невозможные элементы в одном сооружении. Архитекторов 19 века список можно составить довольно внушительный, в России было немало талантливых градостроитей, чьими творениями можно гордиться по сей день.
Список архитекторов 19 века в России включает в себя множество фамилий, как знакомых каждому, так и не очень, впрочем, их творения широко известны. Это и Тон К. А., работами которого мы можем любоваться, глядя на Храм Христа Спасителя и Большой Кремлевский дворец; и А.Н. Воронихин, спроектировавший колоннады в Петергофе, и свое главное творение — Казанский кафедральный собор; это и А.Д. Захаров, занимавшийся перестройкой здания Адмиралтейства, будучи главным архитектором Морского ведомства. Список русских архитекторов, творивших в 19 веке, содержит такие знаменитые фамилии, как Росси К. И., Стасов В. П., Залесский И. П., Самарин П. М., Михайлов А. А. и прочие, поскольку перечислить всех отечественных архитекторов того столетия будет крайне затруднительно, однако их творчество — яркий образец градостроительства 19 века.
Каждый из архитекторов 19 века был, безусловно, наделен талантом, поскольку их творения — прекрасные памятники архитектуры — как вехи истории стоят на земле, возвращая нашу память к прошлому. И то, что в России список архитекторов 19 века весьма обилен, лишь говорит о том, что наши зодчие внесли колоссальный вклад в развитие архитектуры того времени, поэтому мы должны чтить каждую фамилию архитекторов 19 века в России.
Историзм в России — Википедия
Историзм в России — разнообразные направления историзма архитектуре России. Начиная с 1720 годов барокко и позже классицизм в России эволюционировали в направлении архитектуры сентиментальной, романтической, эклектической и историчной. Первыми появились исторические стили: египтизирующий, неоготика и шинуазри. Затем разработаны стили: псевдорусский, неовизантийский, неомавританский, неоренессанс, необарокко, элементы которых часто свободно комбинировались друг с другом (эклектика). Некоторые стили, например неороманский, использовались редко. В XIX веке появились также эклектицизм и неоромантические тенденции в архитектуре, а в начале XX века так называемый ретроспективизм. Последним доминирующим направлением в русском историзме иногда рассматривается
Неорусский, неовизантийский и соцреалистический стили, наряду с классицизмом, получили официальный статус в истории России[1]. Некоторые исторические стили нашли своё отражение также и в остальных областях искусства и ремёсел в России, в частности, скульптуре, живописи, графике, мебели, золочении, керамике [2][3].
Египтизирующий стиль появился в России в период петровского барокко. Старейший сохранившийся пример — фонтан Пирамида в Петергофе (1721—1724), замысел которого возник у Петра I. Затем сооружены ряд объектов в Санкт-Петербурге, Царском Селе, Павловске и Гатчине: надгробия, обелиски, ворота и памятники в форме пирамиды, мосты, скульптуры сфинксов, фараонов и т. д. В 1785 году Николай Львов построил колокольню церкви Святой Троицы в Санкт-Петербурге, которая по данным различных источников, результатом вдохновения пирамида Цестия в Риме или формой пасхи[4]. Подобными объектами являются церковь святителя Николая в Севастополе (1857—1870) и часовня Александра Невского в Москве (1891). Расцвет египтизирующего стиля наступил в период империи. В частности построены египетский павильон на улице Голицыных в Кузьминках (1813), эллинизированный пирамидальных храм в память о солдатах, погибших при взятии Казани в 1552 году, расположенный на острове с собственным причалом (1813—1823), Египетские ворота Царского Села (1829), Египетский мост (1825—1826) и Пристань со Сфинксами (1833—1834) в Санкт-Петербурге. В 1913—1914 годы Леонид Чернышёв построил здание Краеведческого Музея в Красноярске, представляющий собой наиболее сложный пример египтизирующего стиля в России
Дальнейшее развитие египтизирующего стиля произошло в советский период с 1920-х годов до 1950 годов. Образцами данной архитектуры являются Мавзолей Ленина, «египетские» станции метро в Москве и главный вход в здание МИД в Москве[5].
Во второй половине XVIII века появился стиль шинуазри (китайщина) — эклектичный стиль в искусстве, дизайне и архитектуре, — стилизация китайской культуры. Ярким примером шинуазри в России и Европе выступает Китайская деревня с Китайским театром и другими объектами в Царском Селе, построенные по заказу Екатерины II. Другой пример — Китайский Дворец в Ораниенбауме в стиле рококо (1762—1768). Особенностью этого течения были так называемые китайские покои в стиле барокко и усадьбы русской аристократии в стиле рококо, например, Китайский зал, Синяя комната и комната Александра I в Большом Екатерининском дворце в Царском Селе. Другие постройки в стиле шинуазри появились вместе с ростом российско-китайской торговли в XIX веке (например, китайский квартал на ярмарке в Нижнем Новгороде, где продавались преимущественно китайские товары)[6].
Наряду с шинуазри развивалось и подлинно буддийское искусство. В 1909—1915 годы построен буддийский храм в Санкт-Петербурге. В работу над проектом были вовлечены превосходные тогдашние российские ориенталисты и архитекторы[7]. Редким примером индо-сарацинского стиля является индуистский храм в Лахте в Санкт-Петербурге.
Неомавританский стиль появился в эпоху романтизма 1820 — 1850 годов, и с 1880-х годов до 1917 года развивался под влиянием неоромантизма. К основным примерам относятся, в частности, Дворец Воронцова в Алупке (1828—1855), Дворец Дюльбер в Кореизе (XIX век, Николай Краснов), Турецкая баня в Царском Селе (1852) и Филармония в Одессе (1894—1898), которая архитектурной формой напоминает Дворец дожей в Венеции. Он часто соединяется с другими стилями, в рамках эклектизма: неоромантизомом, неовизантийским стилем (например, Императорский театр в Тбилиси 1896 года, Тифлисский железнодорожный вокзал в Баку 1878—1884 годов, в стиле поздней мануэлинской готики (например, Особняк Арсения Морозова в Москве 1895—1899 годов) и исламской архитектурой.
Неомавританские синагоги[править | править код]
Во второй половине XIX века и в начале XX века неомавританский стиль стал стилем синагог царской России. В этом стиле были построены: синагога в Таганроге (1859—1876), Солдатская синагога в Ростове-на-Дону (1872), Большая хоральная синагога в Санкт-Петербурге (1893), Томская хоральная синагога (1902), Самарская хоральная синагога (1903—1908), несохранившаяся Смоленская хоральная синагога, Челябинская синагога (1903—1905), Минская хоральная синагога (белор.) (1906), Галицкая синагога в Киеве (1909). В этом стиле была возведена также Харьковская хоральная синагога (1913), являвшаяся крупнейшей синагогой Российской Империи и второй по величине синагогой в плане объёма в Европе после Большой синагоги в Будапеште.
Неомавританские мечети[править | править код]
Характерные для исламского искусства в России народные и российские элементы, а также эклектические (например, Мечеть Мухтарова во Владикавказе 1908 года, казанские мечети Азимовская, Бурнаевская и Султановская второй половины XIX века) и модернистские тенденции (например, Санкт-Петербургская соборная мечеть 1909—1921 годов, спроектированная Николаем Васильевым) отличают её от арабского или турецкого исламского искусства[8][9][10].
Здания в неороманском стиле строились в России с XIX до начала XX века и относительно редко — в основном для протестантского религиозного меньшинства. К старейшим таким объектам относятся лютеранские церкви в Санкт-Петербурге, например, церковь Христа Спасителя (1845—1849), святого Апостола Иоанна (1859—1860), немецкий кальвинистской кирхи (1862) и церковь святой Екатерины (1863—1865)[11], протестантские храмы в Москве (например, собор святых Петра и Павла, 1903—1905) и некоторых других крупных городах (например, церковь святой Марии в Саратове, 1878). Уникальным проектом является Бродская синагога в Одессе (1840—1863) в флорентийско-романском стиле.
Исключением в рамках сегодняшней России является Калининградская область, с большом количеством сохранившихся неороманских, бывших немецких объектов, таких как Башня Дона (1852—1853), крепость Фридриха II (1843—1890), Кирха памяти королевы Луизы в Калининграде (1899—1901). Немецкой, особенно прусский, неоромантизм проявлялся в XIX веке в некоторых архитектурных проектах, построенных в псевдорусском стиле.
К редким примерам Советского неороманизма относится наблюдательная смотровая башня на горе Ахун в Сочи (1935—1936), построенная по проекту С. И. Воробьёва[12].
В отличие от собственно готики, неоготика пришла в Россию в период правления Екатерины II (1762—1796) и изначально совмещалась с элементами барокко, классицизма и гротеска. К ведущим неоготическим архитекторам относились: Юрий Фельтен, Василий Баженов и Матвей Казаков. Одним из первых примеров неоготики в России — Лютеранская кирха святой Екатерины в Архангельске (1768). Неоготический стиль в искусстве России стал активно развиваться с 1770-х годов. К наиболее заметным примерам относятся: Чесменский дворец в Санкт-Петербурге (1774—1777), Петровский путевой дворец в Москве (1776), Большой Царицынский дворец (1776), Чесменская церковь (1777) и Владимирская церковь в Быкове (1789). В течение всего XIX и начале XX века появился целый ряд недавно построенных руин, ворот, небольших замков и дворцов в духе романтизма, например, Ласточкино гнездо в Крыму (1911—1912). В 1820-е — 1830-е годы появились первые здания в стиле английской готики, например, Дворец Коттедж в Петергофе (1826—1829), часовня святого Александра Невского в Петергофе (1833) и железнодорожный вокзал «Новый Петергоф» (1857). Неоготический стиль иногда сочетался с другими стилями, например, необарочным, неомавританским и псевдорусским. Особенности эклектики с доминированием неоготики носят, в частности, Троицкая церковь в Гусе-Железном (1802—1866) и Дом Севастьянова в Екатеринбурге (1863).
Неоготический стиль стал одним из доминирующих в XIX веке в стиле католических костёлов в России. Первым католическим храмом в неоготическом стиле был, предположительно, церковь святого Георгия в Самаре (1854—1863). Наиболее выразительными неоготическими католическими храмами, построенными в европейской части России, были Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве (1899—1911) и Николаевский костёл в Киеве (1899—1909), а в части азиатской Католической церкви Пресвятой Богородицы (1909—1921). На рубеже XIX и XX веков многих российских архитекторов, создающих в неоготическом стиле были поляками по национальности, в том числе Фома Богданович-Дворжецкий, Владислав Городецкий, Иосиф Плошко.
Отдельный раздел составляют старые, немецкие готические постройки в Калининградской области: городские ворота (в том числе Фридландские, Бранденбургские, Росгартенские), церкви (например, Кирха Святого Семейства в Калининграде, Кирха Святого Адальберта в Калининграде, Кирха Розенау в Калининграде), госпитали (например, святой Елизаветы и святого Георгия в Калининграде) дом смотрителя мостов в Калининграде и другие.
Неоренессанс в XIX веке, так же, как необарокко, был стилем более или менее сочетавшимся с элементами других стилей в рамках эклектизма. К зданиям с превосходящими неоренессансными характеристиками относятся, в частности: бывшая французская церковь святого Павла в Санкт-Петербурге (1839—1840, архитектор Гаральд Боссе), Московский железнодорожный вокзал в Санкт-Петербурге (1844—1851, архитектор Константин Тон) и Институт растениеводства им. Вавилова в Санкт-Петербурге (1844—1850, архитектор Николай Ефимов) и здание городской думы в Санкт-Петербурге (1847—1852, архитектор Николай Ефимов, позднее перестроен). К первым в целом неоренессансным сооружениям следует отнести Владимирский дворец в Санкт-Петербурге (1867—1872; архитектор Андрея Хуна) и Ливадийский дворец (XIX век; архитектор Николай Краснов).
Во второй половине XIX века в России появляется шатоэск, который опирался на архитектуру ренессансных замков в долины Луары. Примерами такого стиля являются: замок Мейендорф в Подушкине (1874—1875), Массандровский дворец в Крыму (1881—1902), усадьба Храповицкого в Муромцеве (1884—1906).
Примером ретроспективной ренессансной архитектуры начала XX века является дом Тарасова в Москве (1912). Неоренессанс, наряду с неоклассицизмом и другими стилями стал после 1917 года, стал одним из источников вдохновения для архитекторов, работавших в жанре соцреализма[13].
Необарокко в XIX веке был стилем более или менее сочетавшимся с элементами других стилей в пределах эклектизма. К зданиям с преобладающими необарочными особенностями относятся, среди прочего, дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге (1846—1848), дворец Алфераки в Таганроге (1848) и дача княгини Зинаиды Юсуповой в Царском Селе (1856). Также появились проекты Ипполита Антоновича Монигетти в стиле, например, интерьер Екатерининского дворца в Царском Селе.
Возвращение в чистые барочные формы произошло с приходом ретроспективизма в 1900—1917 годах. Воскресенская церковь на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге (1901—1903) в стиле нарышкинского барокко, Церкви Пресвятой Богородицы в Плешивце (1902—1907) в стиле казацкого барокко с влиянием модерна и часовни при Сампсониевском соборе в Санкт-Петербурга (1909) в стиле елизаветинского барокко[14].
Эклектические тенденции существовали в искусстве России всегда, однако только в XIX веке эклектика начала представлять отдельное, сознательное направление в русской архитектуре. Ранняя эклектика в России появилась в 1830 — 1860-е годы и была представлена изначально в основном светской архитектурой, но затем распространилась и на церковное искусство. К наиболее известным эклектичными зданиями относятся: дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге с явным доминирование стиля необарокко (1846—1848), католическая церковь святых Петра и Павла в Москве (1839—1845) и храм Христа Спасителя в Москве (1839—1880) в русско-византийском стиле.
Ведущими представителями раннего эклектизма были: Андрей Иванович Штакеншнейдер, Михаил Доримедонтович Быковский и Константин Андреевич Тон, который создал эклектичный неорусский стиль, сочетавший в себе элементы в основном средневековой русской архитектуры и классицизма. Большинство российских необарочных или неоренессансных сооружений носят черты других стилей, однако они изначально использовались в отдельных проектах, не создавая новых форм. Зрелая эклектика в России приходится на 1870 — 1890-е годы. Ведущими представителями этого течения являются Александр Степанович Каминский, Роман Иванович Клейн, Альфред Александрович Парланд, Александр Никанорович Померанцев и Дмитрий Николаевич Чичагов. Этот стиль характеризуется обилием декора, подчёркивая представительные формы. Архитектурные приёмы, используемые это этого каждый в своём историческом стиле, начали сочетаться вместе, создавая новые архитектурные формы, в основном на фасадах зданий. Также появились более оригинальные проекты, например, Верхние торговые ряды (1890—1893), являющиеся переплетением неорусского стиля, неоренессанса и структурной инженерии Владимира Григорьевича Шухова. Примером церковной эклектики является колокольня при церкви Премудрости Божией в Средних Садовниках в Москве (1890). Эклектизм появился в России также в архитектуре интерьера, мебели и других художественных ремёсел, черпая в конце XIX века многочисленные узоры из модернизма и в то же время воздействуя на него.
Начало поисков русского национального стиля[прояснить] восходят к периоду романтизма. В 1824 году выпущен первый в истории России альбом с 31 официально утверждёнными проектами сакральной[уточнить] архитектуры в духе классицизма. В начале 1826 года в ответ на многочисленные пожелания «снизу» Синод обратился к императору Николаю II с просьбой дополнить собрание образцовых проектов 1824 года несколькими новыми, составленными «по примеру древних православных церквей». Самыми старыми примерами поисков нового стиля являются русская колония Александровка в Потсдаме (1826—1827), церковь святого Александра Невского в Потсдаме (1826—1829) и несохранившаяся третья десятинная церковь в Киеве (1828—1842), спроектированная Василием Стасовым и носящая черты, как древней русской архитектуры, так и немецкого неоклассицизма.
Церковное строительство[править | править код]
Константин Андреевич Тон стал создателем и первым теоретиком псевдорусского стиля. Этот стиль разработан по просьбе Николая I[источник не указан 291 день] и является отсылкой к образцам древнерусского зодчества с соблюдением современных элементов, в основном, в стиле классицизма. Инициированный Тоном монументальный и эклектичный стиль вписался в поиски русского национального стиля и пользовался популярностью до 1870 годов.
К важнейшим церковным постройкам этого периода относятся: церковь святой Екатерины в Елизаветгофе (1830—1837), Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка в Санкт-Петербурге (1834—1842) и храм Христа Спасителя в Москве (1839—1880). Проекты Тона признаны указом 1841 года как «рекомендуемые» при строительстве православных церквей. С 1840-х годов усиливалась критика эклектичного, строгого и холодного стиля Константина Тона с большими или меньшими отклонениями от его проектов. К ранним примерам модификации проекта Тона относится Вознесенский собор в Ельце (1845—1889). Несмотря на критику архитектурного стиля Тона, он стал важным импульсом в развитии русского искусства, который обратил внимание строителей на традиционную православную архитектуру и повлиял на формирование «чистого» неорусского стиля в конце 1860-х годов. Многочисленные отсылки к этому стилю появились снова в 1898—1917 годы и после 1990 года.
Несмотря на интерес к византийскому искусству, которое поддержал Николай I в 1826 году, и указа 1841 года, в котором был сделан акцент на применении «по мере возможности» древних образцов византийских, стиль Тона 1830—1840 годов не проявлял никаких признаков византийских храмов. Неовизантийский стиль создан в России только в 1850-е годы. С тех пор он иногда сочетался с неорусским стилем, например, в столичном соборе Святой равной апостолам Марии Магдалены в Варшаве (1867—1869, архитектор Николай Сычёв) и соборе Александра Невского в Нижнем Новгороде (1868—1881). В 1840-е годы Тон начал проектирование новых шатровых храмов, включая Благовещенскую церковь Конногвардейского полка в Санкт-Петербурге (1844—1849) и Богородице-Рождественский собор в Красноярске (1845—1861).
Алексей Максимович Горностаев, вдохновлённый древней архитектурой русского севера, обогатил псевдорусский стиль последующими традиционными элементами, отвергая большинство классицизирующих моделей Тона. Он спроектировал скит Святого Николая Валаамского монастыря (1851), Успенский собор Святогорской лавры (1859—1868) и Успенский собор в Хельсинки (1862—1868).
С конца 1860-х годов с общей тенденцией к отторжению элементов западного искусства неорусский стиль формируется с опорой на народную архитектуру, русскую архитектуру XVII века, а также в некоторых случаях, на древнерусскую архитектуру с некоторым влияниям византийской архитектуры, ренессанса, барокко, классицизма или модерна. К известным образцам такого стиля относятся: Александро-Невский Новоярмарочный собор в Нижнем Новгороде (1867—1880), Спас на Крови в Санкт-Петербурге (1883—1907), Собор Петра и Павла в Петергофе (1895—1905).
В 1898 году в архитектуре церквей произошёл очередной поворот к русско-византийской архитектуре и модифицированному стилю Тона. Возводятся, в частности Богоявленский собор в Дорогомилове (1898—1910), собор Иверской иконы Божией Матери Перервинского монастыря (1904—1908), Храм-колокольня во имя Воскресения Христова на Рогожском кладбище (1907—1913), Храм святителя Николы Мирликийского на Рогожском кладбище в Москве (1914—1921).
С 1880-х годов до революции 1917 года в церковной архитектуре стали проявляться черты модерна, в основном в небольших проектах. Модерн не отрицал и не нарушал русскую православную архитектурную традицию, а служил её развитию с использованием современных технических и художественных решений в рамках традиционных форм. Примерами такого типа сооружений являются Церковь Спаса Нерукотворного в Абрамцеве (1881—1882) по проекту Виктора Васнецова, несохранившаяся деревянная Церковь всех святых в Надеждинске (1896—1898), церковь святого Духа в Талашкине (1902—1905), Храм Воскресения Христова в Сокольниках (1903—1912), храм Святой Троицы в Балакове (1908—1909), Марфо-Мариинская обитель в Москве (1908—1911), Церковь Покрова Пресвятой Богородицы при Политехническом институте (1912—1913), деревянная церковь Казанской иконы Божией Матери в Вырице (1912—1914), Храм Сергия Радонежского на Куликовом поле (1913) и церковь Спаса Нерукотворного Образа в Клязьме (1913), который также является самым старым железобетонным храмом в России.
В начале XX века некоторые старообрядческие церкви начали строить в стиле модерна, к примеру, церковь Иконы Божией Матери «Знамение» в Санкт-Петербурге (1906—1907), построенный по проекту Дмитрия Крыжановского с собственной котельной, паровой системой обогрева стен и вентиляцией. К последующим принадлежали проекты Ильи Бондаренко, например, Покрово-Успенская церковь в Малом Гавриковом переулке в Москве (1911).
После падения коммунизма в 1991 году произошло возрождение псевдорусского стиля. Было восстановлено много разрушенных объектов, в том числе храм Христа Спасителя в Москве (1990—2000) и Большой Златоуст в Екатеринбурге (2006—2013), построен новый Благовещенский собор в Воронеже (1998—2009), Собор Святой Троицы в Магадане (2001—2008) и Спасо-Преображенский собор в Хабаровске (2001—2004). Появилось также несколько примеров модернизированного стиля русского, например, Храм Георгия Победоносца на Поклонной горе (1994—1995), церковь св. Пантелеймона в Ростове-на-Дону (1996—1997), церковь св. Петра в Санкт-Петербурге (2005—2010), часовня Святого Александра Невского в Королёве (1998—1999) и собор Христа Спасителя в Калининграде (2004—2006).
Известные архитекторы. Справочник кроссвордиста
3
Тон, Константин Андреевич – русский архитектор середины XIX века. Создатель «русско-византийского» стиля: храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата Московского Кремля.
4
Бове, Осип Иванович – русский архитектор 1-й половины XIX века. Представитель ампира. Участвовал в реконструкции Красной площади, в создании Театральной площади с Большим театром, Александровского сада, Триумфальных ворот и др.
Конь, Федор Савельевич – русский зодчий 2-й половины XVI века. Построил стены и башни Белого города в Москве.
Лево, Луи – французский архитектор XVII века. Представитель классицизма. Разработал проекты парка в Версале и др.
Райт, Фрэнк Ллойд – американский архитектор XX века. Основоположник органической архитектуры.
5
Барма – русский зодчий XVI века. Создал совместно с Постником храм Василия Блаженного.
Бланк, Карл Иванович – русский архитектор 2-й половины XVIII века. Представитель барокко и раннего классицизма. Участвовал в перестройке собора Новоиерусалимского монастыря, в строительстве усадьбы Кусково и др.
Гауди, Антонио – испанский архитектор конца XIX – начала XX веков. Построил церковь Саграда Фамилия в Барселоне и др.
Иктин – древнегреческий архитектор 2-й половины V в. до н. э. Построил храм Аполлона, совместно с Калликратом—Парфенон и др.
Иофан, Борис Михайлович – русский архитектор XX века. Построил санаторий в Барвихе, Дворец Советов в Москве и др.
Перре, Огюст – французский архитектор XX века. Один из первых применил железобетонные каркасные конструкции.
Перро, Клод – французский архитектор XVII века. Представитель классицизма. Построил восточный фасад Лувра.
Тангэ, Кэндзо – японский архитектор XX века. Разработал проект Парка Мира в Хиросиме и др.
Тюрин, Евграф Дмитриевич – русский архитектор середины XIX века. Представитель позднего ампира. Перестроил ансамбль Нескучного дворца, построил новое здание университета и церкви при нем в Москве.
Фидий – древнегреческий архитектор 1-й половины V в. до н. э. Руководитель работ по украшению храма Парфенона.
Фомин, Иван Александрович – русский архитектор XX века. Построил дом общества «Динамо» и др.
Щусев, Алексей Викторович – русский архитектор XX века. Построил Мавзолей В.И. Ленина, Казанский вокзал и др.
6
Земцов, Михаил Григорьевич – русский архитектор первой половины XVIII века. Представитель раннего барокко. Участвовал в создании Летнего сада в Санкт-Петербурге, дворцовых комплексов в Петродворце.
Леблон, Жан Батист Александр – французский архитектор конца XVII – начала XVIII веков. Работал в Санкт-Петербурге. Участвовал в планировке и строительстве Санкт-Петербурга, Петергофа и др.
Персье, Шарль – французский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель стиля ампир. Построил арку на площади Каррузель в Париже и др.
Скопас – древнегреческий архитектор IV в. до н. э.
Солари, Пьетро Антонио – итальянский архитектор 2-й половины XV века. Участвовал в строительстве Грановитой палаты Московского Кремля.
Старов, Иван Евгеньевич – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель классицизма. Построил Таврический дворец, Троицкий собор Александоро-Невской лавры.
Стасов, Василий Петрович – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель ампира. По его проектам были построены Павловские казармы, Преображенский и Троицкий соборы и др.
Фрязин, Марк – итальянский архитектор XV века. Участвовал в строительстве Грановитой палаты Московского Кремля.
Шервуд, Владимир Осипович – русский архитектор 2-й половины XIX века. Представитель эклектизма. Построил Исторический музей в Москве и др.
Шлютер, Андреас – немецкий архитектор конца XVII – начала XVIII веков. Представитель барокко. Построил Городской дворец в Берлине и др.
Эйфель, Александр Гюстав – французский инженер конца XIX – начала XX веков. Построил башню в Париже, названную его именем, и др.
7
Баженов, Василий Иванович – русский архитектор 2-й половины XVIII века. Один из основоположников русского классицизма. Разработал проект реконструкции Кремля, спроектировал дом Пашкова, Михайловский замок в Санкт-Петербурге и др.
Бернини, Лоренцо – итальянский архитектор 1-й половины XVII века. Представитель барокко. Разработал проект колоннады площади собора св. Петра.
Виньола, Джакомо да – итальянский архитектор XVI века. Построил дворец Фарнезе в Капрароле, церковь Иль Джезу в Риме и др.
Гропиус, Вальтер – немецкий архитектор XX века. Основоположник функционализма.
Жилярди, Доменико – итальянский архитектор 1-й половины XIX века. Представитель стиля ампир. Работал в России. После пожара в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки и др.
Захаров, Андреян Дмитреевич – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель стиля ампир. Построил здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, собора в Кронштадте и др.
Казаков, Матвей Федорович – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Один из основоположников русского классицизма. Построил Сенат в Кремле, дом-усадьбу Демидова, Петровский дворец и др.
Камерон, Чарлз – шотландский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Работал в России. Представитель классицизма. Разработал проект комплекса «Висячего сада», «Агатовых комнат», «Холодных бань» и «Камероновой галереи» в Царском Селе.
Мадерна, Карло – итальянский архитектор конца XVI – начала XVII веков. Представитель барокко. Построил церковь Санта-Сусанна и новый фасад собора св. Петра в Риме.
Мнесикл – древнегреческий архитектор 2-й половины V в. до н. э.
Построил Пропилеи на афинском Акрополе. Постник – русский архитектор середины XVI века. Построил храм Василия Блаженного.
Трезини, Доменико – швейцарский архитектор конца XVII – начала XVIII веков. Работал в России. Представитель раннего барокко. Построил дворец Петра I, собор Петропавловской крепости и др.
Фонтана, Доменико – итальянский архитектор конца XVI – начала XVII веков. Представитель раннего барокко. Разработал план реконструкции Рима.
8
Браманте, Донато – итальянский архитектор конца XV – начала XVI веков. Представитель Высокого Возрождения. Построил церковь Санта-Мария в Милане и др.
Габриель, Жак Анж – французский архитектор XVIII века. Представитель классицизма. Разработал проект площади Согласия в Париже и др.
Гинзбург, Моисей Яковлевич – русский архитектор XX века. Представитель конструктивизма. Разработал проекты жилых домов в Москве.
Кваренги, Джакомо – итальянский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Работал в России. Представитель классицизма. Построил Александровский дворец в Царском Селе, Эрмитажный театр и др.
Лисицкий, Лазарь Маркович – русский архитектор XX века. Разработал проекты высотных домов. Палладио, Андреа – итальянский архитектор XVI века. Представитель Позднего Возрождения. Построил палаццо Кьерикати в Виченце и др.
Поликлет (Младший) – древнегреческий архитектор IV в. до н. э. Построил в Эпидавре фимелу.
Ринальди, Антонио – итальянский архитектор XVIII века. Построил павильон «Катальная горка», мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине.
Салливен, Луис – американский архитектор XX века. Разработал конструкцию высотного здания.
9
Аполлодор (Дамасский) – римский архитектор II в. н. э. Построил форум Траяна, одеон, цирк и термы Траяна в Риме.
Воронихин, Андрей Никифорович – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель ампира. Построил Казанский собор, Горный институт в Санкт-Петербурге.
Гельфрейх, Владимир Георгиевич – русский архитектор XX века. Построил новое здание Российского государственного банка в Москве, драматический театр в Ростове-на-Дону и др.
Калликрат – древнегреческий архитектор V в. до н. э. Построил Парфенон и храм Нике Аптерос.
Кокоринов, Александр Филиппович – русский архитектор середины XVIII века, первый директор Академии художеств. Участвовал в строительстве здания Академии художеств.
Монферран, Август Августович – российский архитектор 1-й половины XIX века, французского происхождения. Представитель позднего классицизма. Построил Исаакиевский собор, Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Растрелли, Варфоломей – российский архитектор XVII века, итальянского происхождения. Построил Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе и др.
10
Жолтовский, Иван Владимирович – русский архитектор XX века. Один из авторов плана реконструкции Москвы в 20-е годы. Построил здание Госбанка, жилые дома в Москве.
Мендельзон, Эрих – немецкий архитектор XX века. Построил Башню Энштейна в Потсдаме.
Померанцев, Александр Никонович – русский архитектор конца XIX – начала XX веков. Построил Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) в Москве.
11
Брунеллески, Филиппо – итальянский архитектор XV века. Один из создателей архитектуры Возрождения. Разработал проект купола собора Санта-Мария дель Фьоре, капеллу Пацци во Флоренции и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Архитектура России начало 19 века
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 10Следующая ⇒1801 год – дворцовый переворот, убит император Павел 1, надежды на социальные преобразования не оправдались. 1812 год – Отечественная война. 1825 год – восстание декабристов, которое было жестоко подавлено Николаем 1. В царствовании Николая 1 коренным образом изменилась социальная политика и идеология власти. Обществу была предложена идеология кратко определенная 3 понятиями – «православие, самодержавие, народность».
Господствующим стилем стал ампир– поздняя стадия неоклассицизма. Характерен интерес к градостроительным задачам. Здание подчиняется городскому ансамблю – улице, площади или набережной. Укрупняются формы. Широко используется скульптура.
Классицизм, основанный на античных традициях, перестал удовлетворять государственной идеологии. В поисках национальной самобытности развивается отечественная археология, история, основываются мотивы древнерусского зодчества.
Пример: здание Адмиралтейства (Петербург), архитектор АндреянЗахаров, перестроил здание. Протяженность главного фасада более 400 м, в центре здания находятся башня. Первый ярус башни – это монолитный куб, второй ярус – изыскан, благодаря колоннаде, над которой возвышается купол и золотая адмиралтейская игла. Над окнами морские божества: тритоны, наяды, Посейдон и Амфитрита. С двух сторон арки стоят морские нимфы, которые несут на плечах небесные сферы, вверху крылатые женские божества – Славы, которые венчают победителей. Всё это возвышает могущество российского флота. Первый ярус башни украшает рельеф, называющийся заведения флота в Россию. Колоннаду венчают 28 скульптур – олицетворяют 4 времена года, 4 стихий, а также древнегреческая муза Урания (покровительница астрономии) и египетская богиня Исида (покровительница мореплавателей). Каждый образ повторен дважды, но зритель этого не замечает.
Здание Биржи, архитектор Тома де Томон. Здание расположено на стрелке Васильевского острова, стоит в глубине площади на высоком цоколе, окружен 44 колоннами. В торцевых стенах прорезаны полукруглые окна подчеркивающие монументальность застройки. Полукруглая площадь обрамлена гранитным парапетом с львиными масками и каменными шарами. Композицию завершают 2 красные колонны украшенные рострами (ростральные колонны). Ранее колонны служили маяками. У подножия колонн сидят боги рек – Волги, Днепра, Невы и Волхова. Ансамбль подчинен идее утверждения России на реках и морях в торговле и ратных делах. Это первое здание в стиле Ампир в России.
Казанский собор, архитектор Андрей Воронихин. Император хотел видеть храм, напоминающий римский собор святого Петра, был объявлен конкурс, в котором победил Воронихин. Собор вытянут параллельно Невскому проспекту, и образует в плане латинский крест. Архитектор поставил здание далеко от проспекта, создав перед ним площадь и окружив её колоннадами наподобие римским. В конструкциях перекрытия впервые в России применено железо и чугун. Собор был закончен в 1811 году. После победы над наполеоновской армией в нем разместили 105 знамен французских войск, ключи от взятых городов и другие трофеи. Композицию площади ( уже после смерти Воронихина) дополнили памятники полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли.
Горный институт.
Архитектор Карл Росси, здание министерств и арка Главного штаба на Дворцовой площади.
Строение симметрично, фасады расположены по дуге напротив Зимнего дворца. В высшей точки этой дуги Росси поставил арку Главного штаба, которая соединила корпуса министерств (финансового и иностранных дел) в единую композицию. Рельефы отлиты из чугуна, скульптурное убранство посвящено Отечественной войне 1812 года. Над карнизом размещена колесница богини Победы.
Ансамбль был завершен в 1834 году, когда в центре площади возвели по проекту Огюста де Монферана Александрийскую колонну (столп), в честь победы в войне 1812 года. Это самая высокая триумфальная колонна в мире – 47.5 м.
Александринский театр или Малериинский, архитектор Росси.
Архитектор Василий Стасов, самая знаменитая постройка – Павловские казармы. Здание занимает целый квартал. Протяженность фасада более 150 м, фасад строгий, симметричный, в центре 12 колонный портик, над ним ступенчатый аттик с рельефами, справа и слева небольшие 6 колонные портики с фронтоном. Стасов показал, что яркое архитектурное решение, не зависит от назначения здания.
Вершина творчества Стасова – Московские триумфальные ворота в Петербурге, выполненного из литого чугуна. Служили главным выездом в город и в честь победы в русско-турецкой войне.
Архитектура Москвы 19 века
Архитектор Осип Бове с 1814 – 1816 занимался реконструкцией Красной площади. Бове засыпал рвы вокруг Кремля, уничтожил другие земляные укрепления. Там был разбит бульвар и появился проезд к набережной Москвы реки. Открылся вид на Покровский собор, в 1818 году лицом к Кремлю был установлен памятник Минину и Пожарскому, который затем перенесли к Покровскому собору.
Бове построил Петровский театр, в последствие названным Большим. Здание выстроено в стиле ампир, объем здания – кубический, 8 колонный портик, над фронтоном установлена квадрига Аполлона. После пожара здание видоизменили.
Еще одна работа Бове – Триумфальные ворота у Тверской заставы, в честь победы 1812 года, перенесены на Кутузовский проспект. Это белокаменная арка с чугунными деталями.
Собор Христа Спасителя в Москве, архитектор Ко нстантин Тон. Главный храм Руси. После победы над наполеоновскими войсками возникла идея увековечить это историческое событие. Был объявлен конкурс, где победу одержал архитектор Витберг. Был заложен храм в стиле позднего неоклассицизма. Но после смерти императора Александра строительство прекратили, было начато новое строительство храма, на излучине Москвы реки, под руководством Константина Андреевича Тона. Он решил использовать мотивы средневекового русского зодчества. За образец архитектор взял Успенский собор московского Кремля. Здание воплотило в себе представления эпохи Николая Ι о национальной самобытности России. В 30-е годы 20 века храм был взорван, и на этом месте было начато строительство Дворца Советов. Проект представлял собой башнеобразное здание высотой 412 м, наверху которой должна была стоять статуя Ленина, высотой 100 м. это должно было стать, в то время, самым высоким зданием в мире – 3 пирамиды Хеопса. На уже выполненном фундаменте построили открытый бассейн Москва. Однако в начале 90-х годов 20 века после крушения СССР бассейн был снесен и на этом месте заново отстроен храм по чертежам.
Русская архитектура XIX века | Архитектура и Проектирование
Отношение к архитектуре как к вещественному воплощению не только художественного, но и технического и общественного прогресса было тем новым качеством, которое пронизывало архитектурную жизнь рассматриваемой эпохи; оно оказывало решающее воздействие и на восприятие и оценку архитектуры, несмотря на осознание многими современниками двойственности и социальной ограниченности ее завоеваний, так же как и многих других достижений современной цивилизации. «Великое дело — железная дорога: широкий путь для цивилизации, просвещения и образованности… А между тем, она прежде всего — дело коммерческое, порождение расчета и денег»,— писал в 1845 г. В. Белинский, и эти его слова, где сказалось понимание всей противоречивости многих начинаний растущего капитализма в России, в большой степени могут быть приложимы и к русской архитектуре второй половины XIX в., в той же мере являющейся «порождением расчета и денег», как и результатом стремления к «просвещению и образованности». Это стремление к «цивилизации и просвещению» нередко заставляло современников подходить к оценке архитектуры с совершенно особых позиций, положительно оценивая не только самый факт сооружения того или иного нового по назначению здания, но и его художественные качества. Возросшая общественная роль архитектуры обнаруживалась не только в ее реальном функционировании, не только в возрастающем внимании к ней все более широких слоев, что сказывалось, например, в проникновении сообщений об архитектуре в обычную периодическую печать, но и в тех огромных, иногда утопических надеждах, которые связывали с ней многие, наиболее передовые русские деятели, видевшие во многих новых постройках прежде всего символ прогресса и грядущего расцвета России. «Я сюда часто захожу взглянуть, как идет постройка (вокзала Николаевской железной дороги, тогда еще строившейся). Хоть тем сердце отведу, что постою и посмотрю на работу: наконец-то и у нас будет хоть одна железная дорога. Вы не поверите, как эта мысль облегчает мне иногда сердце» — говорил Достоевскому человек, такой, казалось бы, далекий от техники, как Белинский. Эта почти «личная заинтересованность» в происходящем строительстве была необычайно характерной не для него одного.
Известные Мировые Архитекторы Всех Времен и их Творения ~ АртФасад | Проекты, материалы, декор
Во всем мире насчитывается несколько тысяч объектов архитектуры, занесенных в список всемирного наследия и достояния целой страны. Все это создавалось в течении веков людьми, которых вдохновляло творчество и, порой, не останавливала никакая диктатура власти и религии. Именно о личностях, создавших свой индивидуальный стиль в мировой архитектуре, и пойдет речь.
Френк Гери (родился в 20-х годах 20 века) — произведения этого художника архитектуры притягивают миллионы туристов. В числе его работ:
ФАСАДНЫЙ ДЕКОР
- 10+ км на складе
- 100+ видов в наличии
- цена от производителя
- на рынке с 2004 года
- Концертный холл У. Диснея.
- Здание Гуггенхайм (Испания).
- Здание новой таможни в Дюссельдорфе.
- Отель Маркиз де Рискал (Северная Испания).
Френк Ллойд Райт (родился в 60-х гг. 19 века) — этот автор-новатор создавал конструкции, в которых внешнее и внутреннее убранство сочеталось максимально гармонично. Архитектор работа в огромном числе дизайнерских решений, применяя огромное разнообразие форм и методик. Его работы определенно стоят внимания:
- Американский музей Гуггенхайм.
- Пенсильванская резиденция ФалингВатер (Милл Ран).
- Skottsdeil-Studio в Аризоне(США).
И. М. Пей (родился в начале прошлого века) — китайский архитектор, который в ранние годы жизни переехал в США для изучения азов архитектуры. Произведения автора отличаются наличием разнообразных геометрических форм, традиционных восточных мотивов в декоре. Самой известной и по праву ценнейшей работой Пея является стеклянная пирамида у музея Лувра в Париже, Франция. Ежегодно миллионы туристов со всех точек мира приезжают сюда для фотографии этого прекрасного места. В числе его известных работ входят:
- Колорадский центр исследований по вопросам атмосферы — неповторимое сочетание строгих геометрических форм на фоне природы.
- Бостонское здание библиотеки президента Дж. Кеннеди.
- Вашингтонская галерея художеств.
- Музей ислама (Доха, Катар).
- Башня китайского банка (Гонконг).
З. Хадид (родилась в середине 20 века) — творения этого архитектора прекрасного пола просто поражают своим размахом и фантазией. Именно эта женщина приложила руку к созданию Международного музея культуры современности, Сарагоскому павильону, трамплину лыжного спорта (Австрия), центру науки и театра оперы (Китай).
Том Райт (родился в 50-х гг. 20 века) — британский архитектор, создавший проект великолепного 7-звездочного отеля Burj Al Arab в Дубае (ОАЭ). Данный гигант в высоту более 300 метров, на вершине размещена огромная вертолетная площадка, теннисный корт, где проводил свой турнир сам Роджер Федерер (теннисист кубка Уимбелдон).
В мире существует еще огромное число архитекторов, достойных самого большого внимания, ведь они сделали огромный вклад не только в развитие мировой культуры, но и расшили наш с вами кругозор на нечто прекрасное и вечное.
Выдающиеся мировые архитекторы 19 века
19 век — эпоха великих военных побед, бурного градостроительства и активного развития архитектуры. В это время зародились тенденции, которые до сегодняшнего дня славятся своей оригинальностью. Архитекторы, прославившие 19 век, зародили новое течение в век революции. Именно тогда началось активное гражданское движение, люди стремились к самовыражению, а творческие личности не боялись смешивать классические стили. Архитектура современности во многом обязана именно скульпторам позапрошлого века. Итак, встречайте личностей, которые прославили 19 век в сфере строительного искусства. Среди известных личностей мирового масштаба следует отметить Джона Нэша, под руководством которого возводилась Трафальгарская площадь, а также реконструировался Букингемский дворец.
К современному облику Ноттингемского собора причастен Огастес Пьюджин, который также совместно с Чарльзом Берри возводил Лондонский Парламент и невероятный Биг Бэн. Франкфурт-на-Майне являлся пристанищем Рихарда Луке. Здесь он руководил проектом Оперного театра, а также костела Евангелистов. Скульпторы 19 века бурно развивающейся Европы подарили нам чрезвычайное количество шедевров. Берлинский театр драмы, капеллу готов мы сегодня видим в прекрасном виде, благодаря труду Шинкеля. Самым известным барселонским архитектором считается Антонио Гауди. Помимо особняка Каса-Мила, дворца и сада Гуэль, этот человек работал над культовым храмом Саграда-Фамилия. В Париже наиболее известным был Виолле Дэ Люк с целью реставрировать Собор Парижской Богоматери, сохраняя его первозданный дизайн.
Русская архитектура ничем не отставала от передовой европейской. Самое большое развитие архитектуры пришлось в город Санкт-Петербург, поэтому не зря его называют культурной столицей России. Самыми излюбленными стилями того времени считался ампир и классицизм. Такой стиль еще называют имперским, ведь в нем точно отображена философия царского режима. Дворцовые интерьеры и по сей день встречаются по всей Европе и радуют гостей и жителей городов.
АНТОНИО ГАУДИ | Великий испанский архитектор 19 века
Антонио Гауди называют испанским возрождением архитектуры и «величайшим открытием» культуры Западной Европы. Родился мастер в середине 19 века в Каталонии, а большинство своих проектов автор исполнил в испанском городе Барселона.
Родился будущий архитектор в многодетной семье, где отец семейства занимался котельным делом. Мастерская его отца стала для Гауди пристанищем, где он ощутил свое желание создавать необыкновенные проекты. В ранние годы Антонио постигает значение пространственной архитектуры и представляет, как он создает что-то нестандартное.
Антонио Гауди известен на весь мир, особенно на всю Испанию, своим подчерком в создании архитектурных шедевров. Фасадная лепнина Гауди — это высшая степень фантазии, которой восхищаются люди со всего мира. Будущий архитектор рано переехать в большой город из провинции, из-за смерти своих родных. Любимым занятием мастера стали длительные прогулки по городу, несмотря на ревматизм. Он любил наблюдать за зданиями и обдумывал идеи новых проектов. Главным источником вдохновения стал для него лепной декор с элементами живой природы.
Великий архитектор 19 века и его большое наследие
В середине 19 века Гауди проходит пятилетние курсы по архитектурному искусству, что позволило ему стать студентом Провинциальной архитектурной школы. В 70х годах Антонио был учеником известных архитекторов того времени (Э. Салы и Ф. Вильяро). Он создавал чертежи, стремился выиграть в многочисленных конкурсах, где не занимал призовые места. Упорное изучение тонкостей мастерства, создание деталей зданий (фонарь, ограда), проектирование мебели для собственной квартиры позволило ему набраться большого опыта.
В те времена большую популярность приобрел неоготический стиль, что сделало Гауди приверженцем этого течения. Архитектор был сторонником мастерства французских и английских архитекторов, которые в то время реконструировали собор Парижской Богоматери. Необычная лепнина на фасаде Гауди берет начало от правила «декор — важная часть здания» и «разнообразие геометрии делает экстерьер более насыщенным».
Первые работы Гауди принято относить к модернизму. Дом Винсента в Барселоне был выполнен в нарядном дизайне, а особняк Эль-Каприччо, словно собран из конструктора с зелеными вставками, которые напоминают зеленую траву. Совсем скоро Гауди работает над проектом монастырской школы Терезы в Барселоне. Это сооружение относится к готическому стилю, а некоторые относят его к «крепостному», из-за сдержанности форм. Одним из нереализованных проектов стало здание Францисканской Миссии (Танжер). Здание построено его современниками и имеет вид сказочного замка с высокими шпилями, где при входе стоят две статуи монахов.
Произведения Антонио Гауди и его широкая известность
Архитектор всегда стремился стать знаменитым и ввести собственный стиль, который никто не спутает. Для этого он оттолкнулся от стандартов эклектизма, который тогда правил в Европе. В его интерпретации формы здания были изогнуты, повернуты под другим углом, а фасады дополнены необычными орнаментами.
- Особняк Гуеля (фабрикантский дом) сделал Гауди известным на всю страну. После этого автор становится востребованным в широких кругах. Барселонская буржуазия становилась в очередь, чтобы Гауди выполнял для них проекты один краше второго. В каждом здании ощущался простор, что-то новое и неповторимое.
- Каса-Мила — ныне это жилое здание, которое привлекает своими непривычными формами и крышей, напоминающей расплавленный сыр. Сооружение называют «живым существом», благодаря плавным и закругленным линиям стен.
- Каса-Батльо. Знаменитое здание, фасад которого покрыт разноцветной мозаикой. Окна выполнены в виде арок с закругленными краями. Внешне здание напоминает космического пришельца с диковинной внешностью. Крыша словно состоит из чешуек дракона.
БОФФО Франц Карлович | Одесский архитектор 19 века
Франса Карловича Боффо по праву называют итальянским и украинским возрождением архитектуры. Уроженец Италии преимущественно работал в Одессе-морском городке на юге Украины. Биография этого человека началась еще в конце 18 века, а большую популярность Боффо приобрел в 20х годах 19 века. Лепной декор этого архитектора стал известным по всей Европе, а стиль конструирования объектов не имеет аналогов в мире.
Первое образование мастера архитектуры Боффо получает в подмастерье, а спустя короткий срок уже в университете Турина. Стартом его карьеры стала работа частного архитектора в польской семье дворян Потоцких. В то время он начал свою работу над Черноминским дворцом. Сам Потоцкий был невероятно удивлен результатом мастера, а фасадная лепнина стала достопримечательностью всего города.
Работа Франца Карловича была сконцентрирована в Одессе, где он работал около 50 лет своей жизни. Служба в Одесском Строительном комитете как архитекторский помощник позволила ему утвердить свое мастерство. Архитектор также работал как городовой архитектор и спустя несколько лет был канцелярским архитектором (Бессарабское генерал-губернаторство). Ришельевский лицей, который Боффо проектирует и строит на протяжение 25 лет, стал визитной карточкой всей Одессы и Южного причерноморья.
Интересный факт: Изысканная лепнина на фасаде сделала Боффо настолько известным, что его приняли в состав организаторов Общества Одессы по изящному искусству.
Архитектура 19 века в Украине и России
Франц Карлович сделал большой вклад в развитие архитектуры юга Украины. Самым известным архитектурным «произведением» стала Потемкинская лестница в Одессе, длина которой составляет более 140 метров. Каждый местный житель и турист знает, насколько большое значение имеет данная достопримечательность. Она связывает верхнюю и нижнюю набережную и возвышается на холме. Ширина лестницы настолько большая, что здесь с легкостью могут пройти одновременно несколько тысяч человек. Еще одним известным мастерством стала Таганрогская каменная лестница. Она была основана в 20х годах 19 века и соединяла променад с просторной набережной.
Боффо Франц Карлович знаменит следующими сооружениями:
- Строение Воронцовского дворца.
- Свято-Павловский собор.
- Целая улица жилых зданий на Приморском бульвар.
- Известная лестница Потемкина в Одессе.
- Старая купеческая биржа (современное здание горисполкома).
- Шидловский особняк (Приморский бульвар)
- Графский собор семейства Потоцких (сейчас функционирует как музей художеств Одессы).
- Поместье Папудовых (крупной семьи предпринимателей, которые занимались зерноторговлей).
Боффо стал одним из основных архитекторов, который создал современный облик города Одессы. С его помощью был возведен первый высокий дом во всем городе. Сегодня существует около 50 зданий, которые не утратили свой первоначальный внешний вид с времен жизни Боффо. Большинство из них находится на улице Пушкина, Ланжероне, Жуковского, Приморском бульваре, а дом номер 8 на Чайковском переулке являлся собственным домом Франца Карловича.
Знаменитый архитектор 19 века Боффо и его работы в деталях
Здание Воронцовского дворца заслуживает внимание каждого. Сооружение имеет вид дворцового комплекса, который был резиденцией губернатора Воронцова. Сооружение также функционировало как учреждение гимназии, где обучают юнг, а позже стало Обществом приспособления к географическим условиям диких животных и с 30х годов 20 века – это Пионерский Дом. Такой памятник архитектуры объединяет в себе стороны греческой культуры, элементы эпохи возрождения. Дополнительно к Дворцу примыкает знаменитая полу осевая колоннада, выполненная в виде триумфальной арки. Она находится вблизи моря на обрыве холма.
Еще одним известным местом, созданным по проекту Боффо, является Одесский Собор Святого Павла. Это здание выполнено в стиле готики Европы 17 века и объединяет в себе элементы эпохи Возрождения. Крыша покрыта коричневой черепицей, а по всей окружности здание имеет открытые окна в виде арок. Это официальный собор Лютеранской церкви в Украине, а также неповторимый архитектурный памятник с религиозным значением.
АРЕНБЕРГ, Юхан Якоб | Финская архитектура 19 века
Юхана Якоба Аренберга по праву называют чудом финской архитектуры, который активно работал в Российской империи. Будущий архитектор родился в Великом княжестве Финляндском и имел шведские корни. Первое образование мастер получил в Стокгольмской академии искусствоведения.
Жажда стать великим автором продвинула его в университеты Франции и Италии. Губернским архитектором Юхан стал в родном городе Выборге. Здесь он активно интересуется общественными делами, поэтому принимает участие в Международной выставке. Здесь он является членом представительства от имени Финского государства.
Знаменитый архитектор 19 века известен также писательской деятельностью. На его счету около 30 книг, которые написаны на родном языке. Спустя некоторое время мастер получает Петербургскую академическую художественную медаль.
Аренберг любил разрабатывать проекты для образовательных, лечебных, церковных заведений, жилых кварталов и оздоровительных центров. Его деятельность сконцентрировалась в родной Финляндии, коренной Швеции и перспективной России.
Важно отметить, что в раннем творчестве автора прослеживается идея итальянских мастеров 16 века с присущей ей лепниной на фасаде. Такую идею он переманил, благодаря обучению в Венеции.
Фотогалерея работ Юхана Аренберга
- Здание Губернии — комплекс, состоящий из нескольких блоков. Фасады здания условно поделены на два уровня — темный и светлый. На стенах присутствуют геометрические профили, которые гармонично дополняют стиль ампир.
- Дачная резиденция императора Николая. Здание до сих пор занесено в реестр национального наследия. На стенах присутствуют монументы античных аполлонов, ажурная лепнина на окнах и кованые перила на балконе и лестницах.
- Губернаторский особняк. Дому характерен стиль неоренессанса. Знать того времени любила тематику итальянского Возрождения, поэтому стремилась подрожать этой богатой культуре. Классический стиль идеально гармонирует с рустовкой на первом этаже. Ионические колоны зрительно делают здание монументальным.
- Здание синагоги (Финляндия). Аренберг стремился возвести большое здание из кирпича, которое станет культурной достопримечательностью.
- Действующая президентская резиденция в Хельсинки. Здание выполнено в стиле Букингемского дворца Викторианской эпохи с парадным входом в виде Триумфальной арки. Фасад выполнен в нежно лимонном цвете в сочетании с белыми окнами.
Фото работ вы сможете найти на нашем сайте.
АЛИШ Павел Васильевич | Известный архитектор 19 века в России
Павла Васильевича Алиша называют немецким чудом российской архитектуры. Немец по происхождению с именем Фридриха Вильгельма стал ярким представителем неовизантийского стиля. Архитектор любил работать в промышленной архитектуре, где преобладал кирпич. Именно этот материал стал основой всех работ мастера.
Биография и работы Павла Алиша
Обучение будущий мастер проходил в архитектурной берлинской школе на протяжение двух лет. Аттестацию студент уже получил в Художественной Академии Петербурга за создание проекта сооружения для судоходства. Бернгард обучал Павла в его ранние годы творчества. Кованые изделия — еще одна страсть Алиша, которую он привил в своем творчестве. Именно он создал дизайнерский проект, состоящий целиком из кованых изделий. Службу архитектор проходил в лечебнице, которая принадлежала самой императрице Марии. Спустя некоторое время он уходит с должности и начинает заниматься авторскими проектами.
Известные конструкции
Архитектура 19 века в России, фото которой мы собрали специально для вас, не была бы такой полноценной без известных работ Павла Васильевича Алиша:
- Собор Воскресения в эстонском городе Нарва. Выполнен в исконно византийском стиле с элементами декора романской культуры Мощные стены коричневого оттенка дополняются большими серыми куполами.
- Частный дом директора мануфактуры Кренгольма. Персональный заказ позволил Алишу расширить свою известность и уверенно закрепиться в светских кругах.
- Собор Лютеранцев (Екатеринославская губерния)
- Петербуржский учетно-ссудный банк, а также сейфовое хранилище внутри двора.
- Сооружение администрации завода по производству металлов в Петербурге. Бурое кирпичное здание выполнено в промышленном стиле — яркий пример творч
Открытый урок «Выдающиеся архитекторы России 19 века»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 48 Копейского городского округа
456625, Челябинская область, тел.: 8(35139) 7-65-74
г. Копейск, пр. Славы, 13 Электронный адрес: 7448 schoolamail ru
Сайт школы: http//schol7448.narod. ru
Урок МХК
Тема: «Крупнейшие русские зодчие XIX века».
Фамилия Серякова
Имя Надежда
Отчество Васильевна
Должность учитель
Категория 1
31.01. 20015 г.
Урок МХК в 9 классе.
Тема урока: «Крупнейшие русские зодчие XIX века».
Цель урока:
ных стилевых направлений и течений в архитектуре.
Задачи:
познакомить обучающихся с творчеством великих зодчих, работавших в России в XIXв. Оборудование:
ноутбук
мультимедиа проектор
репродукции известных архитектурных сооружений
карточки с вопросами.
План урока.
Этапы Хронометраж
1. Оргмомент 10 сек.
2. Объявление темы и целей урока 20 сек.
3. Блиц-опрос по теме «Стили и течения 30 сек.
в искусстве».
4. Теоретический материал по теме «Великие-
зодчие, работавшие в России в XIX веке». 20 мин.
5. Просмотр презентации по данной теме. 16 мин.
6. Подведение итогов. 3 мин.
Этапы работы
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Оргмомент
Учитель предлагает учащимся наст-
роиться на урок, успокоиться и са — диться.
Быстро успокаиваются и по указанию учителя садятся.
Объявление темы и целей урока
Учитель называет тему и цели урока.
Ученики слушают и записывают тему урока.
Блиц-опрос
Учитель задает вопросы:
— самый длительный во временном
отношении стиль;
— какой стиль в литературе сменил
классицизм?
— назовите наиболее ярких представителей русского сентиментализма;
— как еще называют век сентиментализма;
— открывателем какого стиля был
А.С.Пушкин?
Отвечают по указанию учи- теля.
— классицизм
— сентиментализм
— Н.М.Карамзин, В.М. Ло- моносов, Г.Р.Державин,
Д.И.Фонвизин
-«Веком Просвещения»;
— реализм.
Теоретический материал
6. Просмотр
презентации
XIX век – век индустриализации и
строительства, век создания фантастических сооружений. Архитектуру рассматривают, как способ усовершенствования несправедливого общества, вносят в нее элементы Разума, Красоты, Гармонии.
Бурное промышленное развитие вы-зывало к жизни новые типы архитектурных строений: фабричные сооружения, порты, типографии, магазины, театры, музеи и т.д. Возможность использования новых материалов (железо, бетон, стекло) подталкивали архитекторов и зодчих к рискованным и дерзким экспериментам, например, Эйфелева башня в Париже, собор Саграда-Фамилия, арх. Гауди в Испании. (Показаны на экране).
В XIX веке в искусстве появляется множество направлений и стилей, которые быстро сменяют друг друга: сентиментализм в литературе, живо — писи сочетается с классицизмом в архитектуре (начало века), романтизм, высокий классицизм и ампир, реализм
и неоклассицизм, и т.д.
Среди архитекторов, прославивших русское зодчество Тома де Томон (здание биржи в Петербурге), Ворохин Андрей Никифорович (Казанский собор в Петербурге), Захаров Андриян Дмитриевич (Адмиралтейство в Пе — тербурге), Карл Иванович Росси (зда- ние Главного штаба, Сенат, Синод, Михайловский дворец, улица Росси, Александринский театр в Петербурге), Осип Иванович Бове (Большой театр в Москве) и многие другие архитекто- ры, которые формировали облик русских городов.
Сейчас мы посмотрим самые известные архитектурные памятники русских зодчих второй половины XIX века. Обратим внимание в каком стиле они выполнены и соответственно этому отметим особенности этих стилей.
(Идет показ презентации «Крупнейшие русские зодчие второй половины XIX века»
Ученики конспектируют речь учителя.
Ученики записывают и смотрят слайды с изображениями этих сооружений.
Учащиеся смотрят и анали- зируют увиденное.
7. Подведение
Итогов.
У вас на столах лежат карточки с одним вопросом. За 30 секунд ответьте на него. Правильность ответа будет оценкой за эту тему. (Вопросы прилагаются).
Учитель проверяет ответы и ставит оценки в журнал.
Учащиеся берут карточки и отвечают на них. Сдают учителю.
. УМК.
Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва) включает в себя:
-Методическое пособие для учителя под редакцией Б.М. Неменского, М., «Просвещение»,2010 год;
-О. В. Свиридова — «Изобразительное искусство», 6 класс, поурочные планы, Волгоград, 2010 год;
— Л. А. Неменская – «Искусство и ты», М., «Просвещение», 2001 год;
-В. Сенин,О. Коваль – «Школа рисунка карандашом», книжный клуб, Харьков,2007 год;
— М. Н. Макарова – «Перспектива», М., «Просвещение», 1989 год
Русский музей, живопись;
• Шедевры архитектуры;
• Москвоведение;
• История Отечества – 882-1917 г.г.;
31. 01. 09 г. Учитель Серякова Н.В.
Приложение № 2