Архитекторы русские известные – Лучшие архитекторы и дизайнеры России: Ab-architects, Ольга Амлинская и другие в рейтинге 2017 года
7 первых русских архитекторов | Русская семерка
У русской архитектуры все еще впереди. Вернемся к истокам — первые русские зодчие, которые своим примером доказали, что русская архитектура существовала, существует и, будем надеяться, будет существовать в будущем. В конце-концов, русские просторы — огромное поле для деятельности.
1
Федор Конь (1540-1606)
Смоленск. Крепость. Башня. XVI-XVII вв.
По сути, первый русский архитектор-строитель крепостей. Будучи сыном крестьянина, он бежал в Европу, где получил блестящие частное образование. Затем он работал во Франции, Бельгии, Дании, Польше, Италии, где зарекомендовал себя отличным мастером. Вернувшегося на Русь Федора, естественно, посадили в тюрьму, но вскоре выпустили и дозволили творить. Пару лет он строил лавки и сараи, а затем вдруг получил заказ на возведение стен Белого города в Москве. А дальше пошло-поехало – стены Болдинского, Пафнутьево-Боровского и Симонова монастырей, а также жемчужина русской архитектуры – Смоленский Кремль. Главной «фишкой» Коня было соединение удобства, прочности и красоты – так сугубо оборонные башни он украшал кокошниками и узорами.
И да, прозвище Конь, прекрасно характеризовало Федора: он был высокого роста, силён и трудолюбив.
2
Дмитрий Ухтомский (1719-1774)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, 1741 – 1768
Невероятно плодовитый представитель рода Рюриковичей Ухтомский считается одним из самых ярких российских архитекторов, творивший в стиле Елизаветинского барокко. Мальчик из обедневшего княжеского рода был отправлен в Москву, где быстро освоил инженерные и искусствоведческие науки. Начав с небольшой практики, он вскоре уже строил триумфальные арки (в том числе и знаменитые Красные ворота) и павильоны в честь коронации Елизаветы Петровны. Для нее же и, по слухам, ее фаворита Степана Апраксина возвел знаменитый дом-комод на Покровке, считающийся одним из самых интересных зданий столицы. Ухтомскому принадлежит проект самой высокой колокольни России, построенной в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1745 г. стал главным архитектором Москвы и возглавил собственную «команду». Князь также разработал первый генплан Москвы, отреставрировал Кремль и открыл первую в стране архитектурную школу.
3
Василий Баженов (1737-1799)
Дом Пашкова. 1784 — 1786 гг.
Об одном из самых знаменитых русских архитекторов известно сравнительно мало, а авторство большинства его проектов документально не подтверждено. Еще мальчиком, Баженова заметил известный архитектор Ухтомский в школе которого он обучался. Потом традиционная практика в Европе и триумфальное возвращение домой. Будучи самовлюбленным перфекционистом, он часто не сходился во мнениях с сильными мира сего. Так, получив заказы на перестройку Кремля и возведение царской резиденции Царицыно, он так и не завершил эти проекты, а из-за конфликта с Екатериной II вообще был даже уволен со службы. До нас дошло совсем не много построек Баженова, но каждая из них – подлинный шедевр: дом Пашкова и Большой царицынский мост в Москве, Михайловский дворец в Петербурге и др.
4
Матвей Казаков (1738-1812)
Петровский путевой дворец, 1776—1780-х гг. Образец русской неоготической архитектуры.
Постройки самого знаменитого русского архитектора разбросаны практически по всей исторической части Москвы. От Сената в Кремле до Петровского путевого дворца в районе метро Динамо. Будучи учеником Баженова, Матвей Казаков перенял у своего учителя любовь к псевдоготике, однако больше всего он тяготел к строгой симметрии и классицизму. Соединив обе идеи в одну он перестроил Царицыно и возвел десятки уникальных зданий в совершенно противоположных стилях. И это при том, что архитектор ни разу не покидал России и мог любоваться шедеврами европейских зодчих разве что с картинок. До наших дней не дошли многие из построек зодчего, а ведь некогда стиль Матвея Федоровича определял облик так называемой «казаковской москвы».
Свою смерть видный архитектор встретил в Рязани в 1812 году. Узнав о том, что пожар уничтожил его любимый город Казакову стало плохо и он скончался.
5
Осип Бове (1784-1834)
Московские триумфальные ворота, 1829 – 1834 гг. в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Первый «нерусский» по-национальности в нашем списке архитектор. Однако по духу Осип, урожденный Джузеппе, был достойным сыном России. Родившись в семье неаполитанского художника он рано приобщился к искусству. Во время Отечественной войны он участвовал московском ополчении, а после пожара Бове назначали восстанавливать центральную часть города к северо-западу от Кремля. Как не удивительно, вскоре власти заметили его талант и поручили итальянцу «фасаднические работы» по восстановлению Первопрестольной. Именно благодаря ему Москва приобрела облик европейской города с колоннадами особняков в стиле классицизма, площадями, монументами и скверами. К его лучшим проектом можно отнести комплекс Первой городской больницы, Манеж и Александровский сад.
6
Федор Шехтель (1859-1926)
Самый известный памятник московского модерна, построенный в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского.
Этому человеку москвичи обязаны лучшими образцами московского модерна. Немец по рождению, Франц-Альберт принял православие в десятилетнем возрасте и буквально влюбился в русскую культуру. Недаром именно он строил дома для видных старообрядцев, которые любили комфорт в соединении с традиционными орнаментами и мотивами. Шехтель прорабатывал в своих проектах мельчайшие детали – от десятков вариантов щеколд, до лестничных пролетов и расположения зеркал. Зачастую его приглашали оформлять уже готовые постройки. К его лучшим московским проектам можно отнести особняки Рябушинских и Морозовых, Ярославский вокзал, зданием МХАТ им. Чехова и др.
7
Алексей Щусев (1873-1949)
Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители. 1908 — 1912 гг.
Самый «удобный» русский архитектор рубежа XIX-XX веков. В его наследии — часовни и храмы, а также здание НКВД на Лубянке и станция метро «Комсомольская-кольцевая». Алексей Щусев никогда не боялся экспериментировать со стилями – в то время как его коллеги ориентировались на французский модерн, он создал свой стиль, тяготеющий к архитектуре Новгородской Руси (к примеру Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке в Москве).
Еще до революции Щусев получил заказ на возведение Казанского вокзала – этакого теремка с башенками. У «советов» архитектор тоже был востребован – проект мавзолея Ленина навсегда обессмертил его имя и обезопасил от репрессий. Вслед за архитектурной модой, Щусев въехал в конструктивизм, а затем в сталинский ампир, неизменно выигрывая конкурсы проектов. Благодаря ему были сохранены и отреставрированы многие московские здания и храмы.
Российские архитекторы за границей
Октябрьская революция и Гражданская война стали мощным катализатором российской эмиграции. «Культура.РФ» рассказывает о самых известных работах отечественных архитекторов, которые покинули Россию и построили успешную карьеру вдали от родины — в Белграде, Париже и даже Шанхае.
Николай Краснов
Дворец Дюльбер, Крым. Фотография: selectvisit.com
Национальный парламент, Белград. Фотография: Михаил Марковский / фотобанк «Лори»
Ливадийский дворец, Ялта. Фотография: Anna P. / фотобанк «Лори»
Одним из самых известных зданий архитектора Николая Краснова стал Ливадийский дворец неподалеку от Ялты, построенный им для императорской семьи в 1911 году. Всего же в Крыму Краснов возвел более 60 построек — многочисленные виллы, дворцы и особняки: дворец Дюльбер и эклектичный дворец Феликса Юсупова в Кореизе, дворец Харакс в Гаспре и другие дома. Занимая пост главного архитектора Ялты, Краснов также внес большой вклад в планирование новых городских улиц, реконструкцию набережных и благоустройство бульваров. С началом Гражданской войны архитектор с семьей был вынужден эмигрировать — сначала он отправился в Константинополь, затем на Мальту, пока, наконец, не осел в Белграде. За 17 лет жизни в этом городе Краснов возвел там здания Национального парламента, Министерства финансов, Министерства леса и рудников и многие другие.
Валерий Сташевский
Иверская часовня, Белград. Фотография: venagid.ru
Главное здание Офицерской воздухоплавательной школы, Санкт-Петербург. Фотография: aviv.ru
Церковь Святой Троицы, Белград. Фотография: venagid.ru
Еще одним русским архитектором, украсившим архитектуру Белграда, стал Валерий Сташевский. В России он построил Офицерскую автомобильную школу и Офицерскую воздухоплавательную школу в Петербурге, а после переезда в Белград Сташевский спроектировал более сотни зданий: церковь Святой Троицы, Иверскую часовню на Новом кладбище, Дом русских военных инвалидов и множество других. После Второй мировой войны Сташевский эмигрировал вновь, на этот раз в Марокко, где вскоре умер.
Николай Исцеленнов
Звонница Сергиевского подворья, Париж. Фотография: saint-serge.fr
Николо-Александровский храм Императорского Православного Палестинского общества, Санкт-Петербург. Фотография: ippo.ru
Церковь Общества трезвости, Санкт-Петербург. Фотография: hram-varshavka.ru
До эмиграции русский архитектор Николай Исцеленнов успел построить на родине не так много — Николо-Александровский храм Императорского Православного Палестинского общества в Петербурге и церковь Общества Трезвости. В 1920 году Исцеленнов с матерью дошел пешком от Петербурга до Хельсинки по льду Финского залива, оттуда позже переехал в Берлин, затем в Прагу и, наконец, в 1925 году обосновался в Париже. Среди европейских построек архитектора — церковь Святого Иова Многострадального в Брюсселе, храм во имя благоверного князя Александра Невского и святого Серафима Саровского в Льеже, а также звонница Сергиевского подворья в Париже.
Владимир Брандт
Храм Успения Божьей Матери на Ольшанском кладбище, Прага. Фотография: praga-praha.ru
Храм Успения Божьей Матери на Ольшанском кладбище, Прага. Фотография: praga-praha.ru
Храм Успения Божьей Матери на Ольшанском кладбище, Прага. Фотография: praga-praha.ru
Дед архитектора Владимир Брандта Федор Брандт был основателем зоологического музея в Петербурге, а отец Александр Брандт — профессором ветеринарии. Сам же архитектор до эмиграции в Германию в 1918 году занимался проектированием павильонов и аквариумов в Харьковском зоопарке. Главным памятником, созданным Брандтом на европейской земле, стал храм Успения Божией Матери на Ольшанском кладбище в Праге — одна из главных православных церквей города. Брандт принял участие и во внутренней росписи храма, а эскизы фресок для храма подготовил известный художник Иван Билибин.
Василий Баумгартен
Русский дом, Белград. Фотография: go-serbia.ru
Генеральный штаб, Белград. Фотография: beogradskonasledje.rs
Генеральный штаб, Белград. Фотография: pokatashkin.com
До Первой мировой войны архитектор Василий Баумгартен строил частные дома в Павловске и Петербурге, участвовал в возведении военных полигонов и преподавал инженерное искусство. В 1920 году он эмигрировал — сначала в Стамбул, а затем в Белград. Его главными югославскими постройками стали Русский дом и Генеральный штаб. После Второй мировой войны Баумгартен снова сменил страну — на этот раз уехал в Аргентину. Правда, о его архитектурной карьере в Южной Америке никаких сведений не сохранилось.
Роман Верховской
Храм Святого Владимира, Джаксон. Фотография: culturelandshaft.com
Церковь Святой Троицы, Джорджанвиль. Фотография: pravme.ru
Памятник русской славы, Белград. Фотография: culturelandshaft.com
Роман Верховской не успел оставить масштабного архитектурного наследия на родине: он окончил Императорскую Академию художеств в 1911 году и едва поступил на должность архитектора канцелярии российского правительства, как началась Первая мировая война, на фронт которой он ушел добровольцем. Затем он воевал уже в Гражданской войне на стороне армии белых. К архитектурной работе Верховской вернулся уже в эмиграции — сначала в Белграде, где он возвел Памятник русской славы, а затем в США, где занимал пост архитектора Митрополии Русской православной церкви заграницей в Северной Америке. В Америке Верховской спроектировал в общей сложности 26 храмов, среди которых церковь Святой Троицы в одноименном монастыре в Джорданвилле и храм Святого Владимира в Джаксоне.
Андрей Белобородов
Аничков дворец. Санкт-Петербург. Фотография: Екатерина Овсянникова / фотобанк «Лори»
Обложка программы благотворительного «Голубого бала» для русских эмигрантов в Королевском Альберт-холле, Лондон. 1920. Изображение: nasledie-rus.ru
Юсуповский дворец, Санкт-Петербург. Александр Алексеев / фотобанк «Лори»
Поклонник классического искусства архитектор Андрей Белобородов до революции занимался оформлением интерьеров, в частности он работал над Аничковым и Юсуповским дворцами. В лондонской эмиграции Белобородову пригодились его прошлые связи: Феликс Юсупов доверил ему декорировать «Голубой бал» в Альберт-холле для российских беженцев. Впоследствии Белобородов переехал во Францию, где его самой важной работой стала реконструкция разрушенного старинного замка Коленкур, а потом архитектор отправился в Италию. В Риме он построил виллу местного мецената Мориса Сандоза и создал проект дома художника Джорджио де Кирико, который, к сожалению, не смог реализовать.
Эдгар Норверт
Дом Евангелической женской больницы, Санкт-Петербург. Фотография: peterburg.center
Академия физической культуры, Варшава. Фотография: studentpol.pl
Казанский вокзал, Москва. Фотография: Алёшина Оксана / фотобанк «Лори»
До революции архитектор Эдгар Норверт плодотворно работал в России: помогал Алексею Щусеву в строительстве Казанского вокзала в Москве, спроектировал дом Евангелической женской больницы в Петербурге, Городской театр в Саратове, дом Дворянского собрания в Витебске. С 1924 года Норверт жил в Польше, где смог построить успешную карьеру. Ему принадлежат проекты Академии физической культуры в Варшаве, дом отдыха офицеров в Трускавце и других зданий.
Александр Ярон
Министерство путей сообщения, Нанкин. Фотография: artrz.ru
Свято-Николаевский храм-памятник Венценосным мученикам, Шанхай. Фотография: artrz.ru
Таллинская батарейная тюрьма (ранее — крепость Петра Великого). Фотография: lj-top.ru
До 1918 года Александр Ярон активно работал в Ревеле (современном Таллине), который был тогда еще частью Российской империи. Архитектор принимал участие в строительстве крепости Петра Великого, проектировал маяки Балтийского моря, а также возводил частные дома, банки и конторы. Октябрьская революция и последовавшая за ней Гражданская война перевернули жизнь Ярона — за адмиралом Колчаком Ярон последовал во Владивосток, откуда после поражения Белого движения эмигрировал в Шанхай. Там он смог стать востребованным архитектором: проектировал частные дома, отели, церкви. Среди самых известных китайских построек Ярона — Свято-Николаевский храм-памятник Венценосным мученикам в Шанхае и здание Министерства путей сообщения в Нанкине.
Юлиан Дюпон
Дом Софьи Ждановой, Одесса. Фотография: artrz.ru
Монумент на горе Чегар у города Ниш, Сербия. Фотография: artrz.ru
Общественный банк Сергея Живаго, Рязань. Фотография: artrz.ru
Выпускник петербургской Академии художеств Юлиан Дюпон много строил на Юге Российской империи (ансамбль имения Павла Родзянко в Екатеринославской губернии, доходные дома в Одессе и другие проекты) и в Рязани (комплекс военного городка Болховского полка). После революции Дюпон эмигрировал в Югославию, где получил архитектурную лицензию и стал активно строить частные и общественные здания, например Учительский дом и дом Леона Хазена.
Автор: Лидия Утёмова
Кириллица | Знаменитые русские архитекторы
У русской архитектуры все еще впереди. Вернемся к истокам — первые русские зодчие, которые своим примером доказали, что русская архитектура существовала, существует и, будем надеяться, будет существовать в будущем.
В конце-концов, русские просторы — огромное поле для деятельности.
Федор Конь (1540-1606)
Смоленск. Крепость. Башня. XVI-XVII вв.
По сути, первый русский архитектор-строитель крепостей. Будучи сыном крестьянина, он бежал в Европу, где получил блестящие частное образование. Затем он работал во Франции, Бельгии, Дании, Польше, Италии, где зарекомендовал себя отличным мастером. Вернувшегося на Русь Федора, естественно, посадили в тюрьму, но вскоре выпустили и дозволили творить. Пару лет он строил лавки и сараи, а затем вдруг получил заказ на возведение стен Белого города в Москве. А дальше пошло-поехало – стены Болдинского, Пафнутьево-Боровского и Симонова монастырей, а также жемчужина русской архитектуры – Смоленский Кремль. Главной «фишкой» Коня было соединение удобства, прочности и красоты – так сугубо оборонные башни он украшал кокошниками и узорами.
И да, прозвище Конь, прекрасно характеризовало Федора: он был высокого роста, силён и трудолюбив.
Дмитрий Ухтомский (1719-1774)
Колокольня Троице-Сергиевой Лавры, 1741 – 1768
Невероятно плодовитый представитель рода Рюриковичей Ухтомский считается одним из самых ярких российских архитекторов, творивший в стиле Елизаветинского барокко. Мальчик из обедневшего княжеского рода был отправлен в Москву, где быстро освоил инженерные и искусствоведческие науки. Начав с небольшой практики, он вскоре уже строил триумфальные арки (в том числе и знаменитые Красные ворота) и павильоны в честь коронации Елизаветы Петровны. Для нее же и, по слухам, ее фаворита Степана Апраксина возвел знаменитый дом-комод на Покровке, считающийся одним из самых интересных зданий столицы. Ухтомскому принадлежит проект самой высокой колокольни России, построенной в Троице-Сергиевой Лавре.
В 1745 г. стал главным архитектором Москвы и возглавил собственную «команду». Князь также разработал первый генплан Москвы, отреставрировал Кремль и открыл первую в стране архитектурную школу.
Василий Баженов (1737-1799)
Дом Пашкова. 1784 — 1786 гг.
Об одном из самых знаменитых русских архитекторов известно сравнительно мало, а авторство большинства его проектов документально не подтверждено. Еще мальчиком, Баженова заметил известный архитектор Ухтомский в школе которого он обучался. Потом традиционная практика в Европе и триумфальное возвращение домой. Будучи самовлюбленным перфекционистом, он часто не сходился во мнениях с сильными мира сего. Так, получив заказы на перестройку Кремля и возведение царской резиденции Царицыно, он так и не завершил эти проекты, а из-за конфликта с Екатериной II вообще был даже уволен со службы. До нас дошло совсем не много построек Баженова, но каждая из них – подлинный шедевр: дом Пашкова и Большой царицынский мост в Москве, Михайловский дворец в Петербурге и др.
Матвей Казаков (1738-1812)
Петровский путевой дворец, 1776—1780-х гг. Образец русской неоготической архитектуры.
Постройки самого знаменитого русского архитектора разбросаны практически по всей исторической части Москвы. От Сената в Кремле до Петровского путевого дворца в районе метро Динамо. Будучи учеником Баженова, Матвей Казаков перенял у своего учителя любовь к псевдоготике, однако больше всего он тяготел к строгой симметрии и классицизму. Соединив обе идеи в одну он перестроил Царицыно и возвел десятки уникальных зданий в совершенно противоположных стилях. И это при том, что архитектор ни разу не покидал России и мог любоваться шедеврами европейских зодчих разве что с картинок. До наших дней не дошли многие из построек зодчего, а ведь некогда стиль Матвея Федоровича определял облик так называемой «казаковской москвы».
Свою смерть видный архитектор встретил в Рязани в 1812 году. Узнав о том, что пожар уничтожил его любимый город Казакову стало плохо и он скончался.
Осип Бове (1784-1834)
Московские триумфальные ворота, 1829 – 1834 гг. в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.
Первый «нерусский» по-национальности в нашем списке архитектор. Однако по духу Осип, урожденный Джузеппе, был достойным сыном России. Родившись в семье неаполитанского художника он рано приобщился к искусству. Во время Отечественной войны он участвовал московском ополчении, а после пожара Бове назначали восстанавливать центральную часть города к северо-западу от Кремля. Как не удивительно, вскоре власти заметили его талант и поручили итальянцу «фасаднические работы» по восстановлению Первопрестольной. Именно благодаря ему Москва приобрела облик европейской города с колоннадами особняков в стиле классицизма, площадями, монументами и скверами. К его лучшим проектом можно отнести комплекс Первой городской больницы, Манеж и Александровский сад.
Федор Шехтель (1859-1926)
Самый известный памятник московского модерна, построенный в 1902 году для миллионера Сергея Рябушинского.
Этому человеку москвичи обязаны лучшими образцами московского модерна. Немец по рождению, Франц-Альберт принял православие в десятилетнем возрасте и буквально влюбился в русскую культуру. Недаром именно он строил дома для видных старообрядцев, которые любили комфорт в соединении с традиционными орнаментами и мотивами. Шехтель прорабатывал в своих проектах мельчайшие детали – от десятков вариантов щеколд, до лестничных пролетов и расположения зеркал. Зачастую его приглашали оформлять уже готовые постройки. К его лучшим московским проектам можно отнести особняки Рябушинских и Морозовых, Ярославский вокзал, зданием МХАТ им. Чехова и др.
Алексей Щусев (1873-1949)
Церковь Покрова Марфо-Мариинской обители. 1908 — 1912 гг.
Самый «удобный» русский архитектор рубежа XIX-XX веков. В его наследии — часовни и храмы, а также здание НКВД на Лубянке и станция метро «Комсомольская-кольцевая». Алексей Щусев никогда не боялся экспериментировать со стилями – в то время как его коллеги ориентировались на французский модерн, он создал свой стиль, тяготеющий к архитектуре Новгородской Руси (к примеру Марфо-Мариинская обитель на Большой Ордынке в Москве).
Еще до революции Щусев получил заказ на возведение Казанского вокзала – этакого теремка с башенками. У «советов» архитектор тоже был востребован – проект мавзолея Ленина навсегда обессмертил его имя и обезопасил от репрессий. Вслед за архитектурной модой, Щусев въехал в конструктивизм, а затем в сталинский ампир, неизменно выигрывая конкурсы проектов. Благодаря ему были сохранены и отреставрированы многие московские здания и храмы.
Читайте также:
Известные архитекторы. Краткий справочник необходимых знаний
Баженов Василий Иванович (1737–1799) — русский архитектор эпохи классицизма (дом Пашкова, дворцовый ансамбль в Царицыно).
Бекетов Алексей Николаевич (1862–1941) — украинский архитектор, академик Петербургской Академии художеств. В значительной мере сформировал архитектурный облик города Харькова, особенно Нагорного района, улиц Пушкинской, Мироносицкой и др.
Бове Осип Иванович (1784–1834) — известный русский архитектор (Александровский сад в Москве).
Браманте Донато (1444–1514) — итальянский архитектор эпохи Возрождения, один из основоположников стиля ренессанс в архитектуре (храм Темпиетто, собор Св. Петра в Риме).
Брунеллески Филиппо (1377–1446) — итальянский архитектор эпохи Возрождения, один из основоположников стиля ренессанс в архитектуре (купол собора Санта-Мария дель Фьоре, Воспитательный дом во Флоренции).
Вазари Джордже (1511–1574) — итальянский архитектор и живописец эпохи Возрождения.
Витрувий ПоллионМаркус (I в. до н. э. — I в.н. э.) — римский архитектор и инженер. Создатель классических канонов архитектуры.
Воронихин Андрей Никифорович (1760–1814) — русский архитектор (Казанский собор в Санкт-Петербурге).
Гауди Антонио (1852–1926) — выдающийся испанский (каталонский) архитектор, большинство причудливо-фантастических работ которого возведено в Барселоне.
Имхотеп (начало III тыс. до н. э.) — египетский архитектор, создатель первой каменной пирамиды (Джосера) и балочного перекрытия.
Казаков Матвей Федорович (1738–1812) — один из самых известных русских архитекторов (Московский университет, здание Дворянского собрания в Москве и др.).
Кваренги Джакомо (1744–1817) — русский архитектор итальянского происхождения (Смольный институт в Санкт-Петербурге и др.).
Ле-Корбюзье (Жаннере Шарль Эдуар) (1887–1965) — французский архитектор, разработавший принципы современной архитектуры (функциональность, рационализм).
Монферран Огюст Рикар де (Август Августович) (1786–1858) — французский архитектор, с 1816 года работал в России, автор проекта Исаа-киевского собора в Санкт-Петербурге.
Нимейер (Суарис Фи лью) Оскар (р. 1907) — выдающийся бразильский архитектор (проект новой столицы страны — города Бразилиа, 1957, и др.)
Растрелли Бартоломео (Варфоломей Варфоломеевич) (1700–1771) — итальянский архитектор, построивший Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе и др.).
Рен Кристофер (1632–1723 ) — крупнейший английский архитектор и математик, автор проекта нового собора Св. Павла в Лондоне и многих других церквей.
Росси Карл Иванович (1775–1849) — русский архитектор итальянского происхождения, автор здания Русского музея, ансамбля Дворцовой площади в Санкт-Петербурге и др.
Томон де Тома Жан (1760–1813) — русский архитектор, приверженец классицизма (Биржа и Ростральные колонны в Санкт-Петербурге).
Утсон Йорн (р. 1918) — датский архитектор, автор проекта Сиднейского оперного театра.
Щусев Алексей Викторович (1873–1949) — русский и советский архитектор (Казанский вокзал в Москве, Мавзолей В. Ленина, гостиница «Москва» и др.).
Эйфель Александр Гюстав (1832–1923) — французский инженер и архитектор, автор знаменитой Эйфелевой башни в Париже.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Следующая глава >
Известные архитекторы. Справочник кроссвордиста
3
Тон, Константин Андреевич – русский архитектор середины XIX века. Создатель «русско-византийского» стиля: храм Христа Спасителя в Москве, Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата Московского Кремля.
4
Бове, Осип Иванович – русский архитектор 1-й половины XIX века. Представитель ампира. Участвовал в реконструкции Красной площади, в создании Театральной площади с Большим театром, Александровского сада, Триумфальных ворот и др.
Конь, Федор Савельевич – русский зодчий 2-й половины XVI века. Построил стены и башни Белого города в Москве.
Лево, Луи – французский архитектор XVII века. Представитель классицизма. Разработал проекты парка в Версале и др.
Райт, Фрэнк Ллойд – американский архитектор XX века. Основоположник органической архитектуры.
5
Барма – русский зодчий XVI века. Создал совместно с Постником храм Василия Блаженного.
Бланк, Карл Иванович – русский архитектор 2-й половины XVIII века. Представитель барокко и раннего классицизма. Участвовал в перестройке собора Новоиерусалимского монастыря, в строительстве усадьбы Кусково и др.
Гауди, Антонио – испанский архитектор конца XIX – начала XX веков. Построил церковь Саграда Фамилия в Барселоне и др.
Иктин – древнегреческий архитектор 2-й половины V в. до н. э. Построил храм Аполлона, совместно с Калликратом—Парфенон и др.
Иофан, Борис Михайлович – русский архитектор XX века. Построил санаторий в Барвихе, Дворец Советов в Москве и др.
Перре, Огюст – французский архитектор XX века. Один из первых применил железобетонные каркасные конструкции.
Перро, Клод – французский архитектор XVII века. Представитель классицизма. Построил восточный фасад Лувра.
Тангэ, Кэндзо – японский архитектор XX века. Разработал проект Парка Мира в Хиросиме и др.
Тюрин, Евграф Дмитриевич – русский архитектор середины XIX века. Представитель позднего ампира. Перестроил ансамбль Нескучного дворца, построил новое здание университета и церкви при нем в Москве.
Фидий – древнегреческий архитектор 1-й половины V в. до н. э. Руководитель работ по украшению храма Парфенона.
Фомин, Иван Александрович – русский архитектор XX века. Построил дом общества «Динамо» и др.
Щусев, Алексей Викторович – русский архитектор XX века. Построил Мавзолей В.И. Ленина, Казанский вокзал и др.
6
Земцов, Михаил Григорьевич – русский архитектор первой половины XVIII века. Представитель раннего барокко. Участвовал в создании Летнего сада в Санкт-Петербурге, дворцовых комплексов в Петродворце.
Леблон, Жан Батист Александр – французский архитектор конца XVII – начала XVIII веков. Работал в Санкт-Петербурге. Участвовал в планировке и строительстве Санкт-Петербурга, Петергофа и др.
Персье, Шарль – французский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель стиля ампир. Построил арку на площади Каррузель в Париже и др.
Скопас – древнегреческий архитектор IV в. до н. э.
Солари, Пьетро Антонио – итальянский архитектор 2-й половины XV века. Участвовал в строительстве Грановитой палаты Московского Кремля.
Старов, Иван Евгеньевич – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель классицизма. Построил Таврический дворец, Троицкий собор Александоро-Невской лавры.
Стасов, Василий Петрович – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель ампира. По его проектам были построены Павловские казармы, Преображенский и Троицкий соборы и др.
Фрязин, Марк – итальянский архитектор XV века. Участвовал в строительстве Грановитой палаты Московского Кремля.
Шервуд, Владимир Осипович – русский архитектор 2-й половины XIX века. Представитель эклектизма. Построил Исторический музей в Москве и др.
Шлютер, Андреас – немецкий архитектор конца XVII – начала XVIII веков. Представитель барокко. Построил Городской дворец в Берлине и др.
Эйфель, Александр Гюстав – французский инженер конца XIX – начала XX веков. Построил башню в Париже, названную его именем, и др.
7
Баженов, Василий Иванович – русский архитектор 2-й половины XVIII века. Один из основоположников русского классицизма. Разработал проект реконструкции Кремля, спроектировал дом Пашкова, Михайловский замок в Санкт-Петербурге и др.
Бернини, Лоренцо – итальянский архитектор 1-й половины XVII века. Представитель барокко. Разработал проект колоннады площади собора св. Петра.
Виньола, Джакомо да – итальянский архитектор XVI века. Построил дворец Фарнезе в Капрароле, церковь Иль Джезу в Риме и др.
Гропиус, Вальтер – немецкий архитектор XX века. Основоположник функционализма.
Жилярди, Доменико – итальянский архитектор 1-й половины XIX века. Представитель стиля ампир. Работал в России. После пожара в Москве восстановил здание университета, перестроил Опекунский совет, усадьбу Кузьминки и др.
Захаров, Андреян Дмитреевич – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель стиля ампир. Построил здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, собора в Кронштадте и др.
Казаков, Матвей Федорович – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Один из основоположников русского классицизма. Построил Сенат в Кремле, дом-усадьбу Демидова, Петровский дворец и др.
Камерон, Чарлз – шотландский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Работал в России. Представитель классицизма. Разработал проект комплекса «Висячего сада», «Агатовых комнат», «Холодных бань» и «Камероновой галереи» в Царском Селе.
Мадерна, Карло – итальянский архитектор конца XVI – начала XVII веков. Представитель барокко. Построил церковь Санта-Сусанна и новый фасад собора св. Петра в Риме.
Мнесикл – древнегреческий архитектор 2-й половины V в. до н. э.
Построил Пропилеи на афинском Акрополе. Постник – русский архитектор середины XVI века. Построил храм Василия Блаженного.
Трезини, Доменико – швейцарский архитектор конца XVII – начала XVIII веков. Работал в России. Представитель раннего барокко. Построил дворец Петра I, собор Петропавловской крепости и др.
Фонтана, Доменико – итальянский архитектор конца XVI – начала XVII веков. Представитель раннего барокко. Разработал план реконструкции Рима.
8
Браманте, Донато – итальянский архитектор конца XV – начала XVI веков. Представитель Высокого Возрождения. Построил церковь Санта-Мария в Милане и др.
Габриель, Жак Анж – французский архитектор XVIII века. Представитель классицизма. Разработал проект площади Согласия в Париже и др.
Гинзбург, Моисей Яковлевич – русский архитектор XX века. Представитель конструктивизма. Разработал проекты жилых домов в Москве.
Кваренги, Джакомо – итальянский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Работал в России. Представитель классицизма. Построил Александровский дворец в Царском Селе, Эрмитажный театр и др.
Лисицкий, Лазарь Маркович – русский архитектор XX века. Разработал проекты высотных домов. Палладио, Андреа – итальянский архитектор XVI века. Представитель Позднего Возрождения. Построил палаццо Кьерикати в Виченце и др.
Поликлет (Младший) – древнегреческий архитектор IV в. до н. э. Построил в Эпидавре фимелу.
Ринальди, Антонио – итальянский архитектор XVIII века. Построил павильон «Катальная горка», мраморный дворец в Петербурге, дворец в Гатчине.
Салливен, Луис – американский архитектор XX века. Разработал конструкцию высотного здания.
9
Аполлодор (Дамасский) – римский архитектор II в. н. э. Построил форум Траяна, одеон, цирк и термы Траяна в Риме.
Воронихин, Андрей Никифорович – русский архитектор конца XVIII – начала XIX веков. Представитель ампира. Построил Казанский собор, Горный институт в Санкт-Петербурге.
Гельфрейх, Владимир Георгиевич – русский архитектор XX века. Построил новое здание Российского государственного банка в Москве, драматический театр в Ростове-на-Дону и др.
Калликрат – древнегреческий архитектор V в. до н. э. Построил Парфенон и храм Нике Аптерос.
Кокоринов, Александр Филиппович – русский архитектор середины XVIII века, первый директор Академии художеств. Участвовал в строительстве здания Академии художеств.
Монферран, Август Августович – российский архитектор 1-й половины XIX века, французского происхождения. Представитель позднего классицизма. Построил Исаакиевский собор, Александровскую колонну в Санкт-Петербурге.
Растрелли, Варфоломей – российский архитектор XVII века, итальянского происхождения. Построил Зимний дворец в Петербурге, Большой дворец в Петергофе и др.
10
Жолтовский, Иван Владимирович – русский архитектор XX века. Один из авторов плана реконструкции Москвы в 20-е годы. Построил здание Госбанка, жилые дома в Москве.
Мендельзон, Эрих – немецкий архитектор XX века. Построил Башню Энштейна в Потсдаме.
Померанцев, Александр Никонович – русский архитектор конца XIX – начала XX веков. Построил Верхние торговые ряды (ныне ГУМ) в Москве.
11
Брунеллески, Филиппо – итальянский архитектор XV века. Один из создателей архитектуры Возрождения. Разработал проект купола собора Санта-Мария дель Фьоре, капеллу Пацци во Флоренции и др.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Самые известные архитекторы
За каждым зданием стоит архитектор. Об этом нечасто вспоминают даже во время посещения знаменитых своей красотой или оригинальностью строений. Между тем известные архитекторы влияют на развитие культуры не в меньшей степени, чем писатели и художники. Они впитывают идеи, витающие в воздухе, и дарят им материальную форму. Здания, отражающие суть эпохи, ее настроение и главенствующую философию, становятся шедеврами. О людях, дарящих их миру, и пойдет речь ниже.
Вдохновитель гениев
Самые известные архитекторы прошлого увековечили свои имена, создав великолепные здания, славящиеся красотой и многие столетия спустя. Один из них — Джотто ди Бондоне. Итальянский живописец и архитектор родился в 1267 году. Он стал новатором в изобразительном искусстве, заложил основу итальянской школы живописи. Фресками и иконами Джотто любовались Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Иногда ему приписывают авторство капеллы дель Арена в Падуе, но далеко не все исследователи с этим согласны. Несомненно, что Джотто создал фрески, украшающие собор. Главное архитектурное творение мастера — колокольня Санта-Мария-дель-Фьоре, кафедрального собора Флоренции. Джотто не дожил до завершения строительства — в 1337 году, когда он умер, возвели лишь первый ярус сооружения.
Великий мыслитель
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) часто возглавляет список «Известные архитекторы мира». Знаменитый итальянец был скульптором, мыслителем, художником и поэтом. Среди его архитектурных творений значатся капелла Медичи, библиотека Лауренциана, фасад церкви Святого Лоренцо. По его проекту возвели римский Дворец сенаторов и Дворец Консерваторов. В оформлении этих зданий Микеланджело использовал колоссальный ордер, с его легкой руки вошедший затем в моду. Архитектор работал и над планом знаменитого собора Святого Петра в Риме. Сегодня Микеланджело по праву называет одним из величайших мастеров за всю историю человечества.
Джованни Лоренцо Бернини
Известные архитекторы Италии на этом не заканчиваются. Преемником Микеланджело считается Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Он был не только архитектором, но и скульптором и художником. Бернини отличался умением объединять все три вида искусства, создавая единое визуальное пространство. Вместе с Франческо Борромини и Пьетро да Кортона он заложил основы барокко в архитектуре.
Одно из главных творений Бернини — проект площади Святого Петра. Колоннада перед знаменитым собором — также детище архитектора. Он трудился над светскими и религиозными сооружениями. При создании последних Бернини часто использовал скрытые источники света для усиления впечатления, производимого службой. Он же автор многих римских фонтанов, без которых сегодня трудно себе представить Вечный город.
Палладианец из династии Адамов
Перенесем теперь в Шотландию образца XVIII века. Здесь в 1728 году родился Роберт Адам, один из значительных представителей британского классицизма. Он принадлежал к династии палладианцев, последователей раннего классицизма в архитектуре. Обязательными чертами стиля были строгая симметрия и использование канонов, сложившихся в период Античности.
Творения Адама имеют особый узнаваемый почерк. Им присуща легкость и изящность, нередкое появление элементов неоготики. Архитектор положил начало так называемому адамову стилю. Он умел соединять основные элементы классицизма с такой непринужденностью, как будто долгое время жил среди античных творений и знал, как мыслят его создатели.
До наших дней сохранились в первозданном виде лишь немногие архитектурные шедевры Адама. Среди них частный дом Кедлстон-холл недалеко от города Дерби. В последние годы архитектор творил в основном в Эдинбурге. По его проекту было возведено здание университета в этом городе.
Известные архитекторы России
А в нашей стране примерно в это же время творил Василий Баженов. Теоретик архитектуры, педагог и художник, он отдавал предпочтение классицизму и заложил основы российской псевдоготики. Баженов создал несколько впечатляющих сооружений в Москве и Санкт-Петербурге. Одно из самых знаменитых зданий в современной столице — Дом Пашкова — построен по его проекту. До наших дней практически не дошло творений Баженова.
А первым архитектором Санкт-Петербурга стал Доменико Трезини. Он вдохнул свежую струю в российское зодчество, принеся с собой европейские традиции. Трезини является автором большого числа сооружений, создающих облик привычного нам Петербурга. В их число входит Летний дворец Петра Первого, Петропавловский собор, здание Двенадцати коллегий, где сегодня размещается университет.
В Петербурге в разные годы творили и известные русские архитекторы Николай Александрович Львов, Александр Глебович Успенский, Михаил Григорьевич Земцов и другие. Последний из названных был учеником Трезини. Земцов стал первым русским архитектором Города на Неве. К числу его творений в стиле раннего барокко относится Церковь Симеона и Анны, Каскад «Золотая гора» в Нижнем парке Петергофа, проект Аничкова дворца и полностью перестроенный после пожара Спасо-Преображенский собор.
Советские архитекторы
Немало видных архитекторов трудилось и СССР. На смену рационалистам во главе с Николаем Ладовским, стремившихся достичь объективности в формообразовании и композиции, пришли конструктивисты, считавшие функциональность важнее эстетизации. Яркими представителями последних были братья Весины. Значительный след в облике Москвы оставил Михаил Васильевич Посохин, бывший главным архитектором столицы с 60-х до начала 80-х годов. Благодаря ему в городе появился Дворец съездов, здание СЭВ, спорткомплекс «Олимпийский» и так далее.
Зачинатели стиля
Дома известных архитекторов современности отличаются от творений прошлого эклектичностью. Если стиль задний метров эпохи Возрождения или Нового времени определить довольно просто, то сегодняшние сооружения часто сочетают элементы разных направлений. Однако эклектика родилась не на пустом месте: она вобрала в себя черты стилей, большинство из которых сложились в прошлом столетии.
Одно из самых популярных сейчас направлений в архитектуре — хай-тек. Первопроходцем стиля чаще всего называют Нормана Фостера (род. 1935) и его «Бюро четверых». Он спроектировал аэропорт в Гонконге, мост «Миллениум» и небоскреб Мэри-Экс в Лондоне. При строительстве последнего использована так называемая сетчатая оболочка, разработанная русским архитектором Владимиром Григорьевичем Шуховым (1853-1939), которого Фостер, по собственному признанию, считает своими кумиром. Шухов создал первые в нашей стране нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Примененные им для строительства зданий стальные сетчатые оболочки спустя некоторое время стали одним из любимых элементов у представителей хай-тека. Бюро Фостера спроектировало здания в России: реконструкцию острова Новая Голландия, строящийся сейчас ММДЦ «Москва-Сити».
В согласии с природой
В противоположность хай-теку, прославляющему величие технологического прогресса, стиль био-тек предлагает создавать здания, не спорящие с природой, а продолжающие ее. Многие известные архитекторы современности отдают дань этой идее. Основоположником стиля считается Антонио Гауди (1852-1926). Большая часть творений знаменитого испанского архитектора находится в Барселоне. Его работы — Дворец Гуэля, Дом Мила, Дом Бальо — невозможно ни с чем перепутать. Они как будто живут, движутся. Источником вдохновения для мастера была природа. Отсюда и особая текучесть зданий, отсутствие прямых линий, непривычные формы и образы. По его проекту до сих пор возводят Храм Святого Семейства, напоминающий внешне замок из песка.
Стремление к единению с природой — черта, характеризующая проекты известных архитекторов, которые считаются последователями Фрэнка Ллойда Райта (1867-1959). Его считают одним из самых влиятельных фигур в зарубежном зодчестве. Райт создал концепцию «органической архитектуры». Центральными понятиями теории была целостность и единение с природой. Строения, созданные Райтом, являются продолжением естественной среды, для них характерны открытые планы, использование природных материалов, конструктивные особенности, заимствованные у древних японских храмов.
Модернизм и функционализм
Не менее значимой фигурой является и Ле Корбюзье (1887-1965). Творения и труды французского архитектора подарили миру архитектуру модернизма и функционализма. Здания, возведенные Ле Корбюзье нетрудно узнать. Их отличает объемные блоки, поднятые над землей, плоские крыши-террасы, просматриваемые фасады, так называемые свободные формы. Все эти особенности быстро стали неотъемлемой частью современной архитектуры.
Конечно, выше перечислены далеко не все известные архитекторы. Повествование можно продолжать очень долго, причем список постоянно пополняется. Известные архитекторы времени, в котором мы живем, нередко открывают нам творения мастеров прошлых лет, незаслуженно забытых.