Архитектура 15 века на руси: Архитектура xv – xvi веков (И. Третьяков) | Культура и быт России 15-17 веков вики – Архитектура Руси 15-16 веков

Содержание

Архитектура Руси 15-16 веков

Архитектура Руси 15 — 16 веков

Архитектура Руси

в 16 веке

Сообщение приготовила

Ученица 10 «А» класса

Жук Ксения

Отличие Кремля от европейских столиц.

В Европе замок феодала стоял у края городских ворот и явно противостоял городу и его жителям, он был совершенно недоступен горожанам. Собор стоял на одной площади города, ратуша — символ независимости города — на другой. Так закладывалось противоречие: феодал — церковь — горожане. На Руси город и особенно его центральная часть — Кремль объединял в одном комплексе светскую власть (князь), церковь (митрополит, патриарх) и защиту городского населения во время набегов врага. С конца 15 века Москва окончательно становится политическим, религиозным и культурным центром Руси. После падения Константинополя в 1453 году возникает теория -«Москва — Третий Рим, а четвертому не бывать». Город должен был соответствовать новым задачам. При Иване Третьем происходит перестройка Кремля и город украшается величественными соборами. Впервые после Андрея Боголюбского Русь так широко распахнула двери иностранным мастерам, в первую очередь, итальянцам. В Италии в это время уже начал творить Леонардо, были достигнуты выдающиеся успехи в архитектуре.

Архангельский собор (1505 — 1508)

Архитектор Алевиз Новый. Этот итальянский зодчий возвел весьма внушительное создание, ставшее усыпальницей великих князей. При этом Архангельский собор отличается изяществом и нарядностью. В основе здания — традиционная крестово-купольная система. Но архитектор очень пышно декорировал фасад. Для этого он использовал мотивы ренессансной ордерной архитектуры Венеции. Сложный карниз разделил здание на два этажа. Полукруглые закомары великолепно декорированы венецианскими раковинами. Эта деталь станет необыкновенно популярной в русском зодчестве. В целом, Архангельский собор напоминает итальянские палаццо.

Колокольня Ивана Великого (1505 — 1508) Архитектор Бон Фрязин. Между Успенским собором и Архангельским вырос столп храма-колокольни. Первоначально строение достигало 60 метров. Форма фундамента — усеченная пирамида. Кверху ярусы облегчаются, углы их выделены лопатками. Если мысленно отсечь от колокольни золоченый купол, то перед нами предстанет итальянская Кампанелла. Золоченый шлем купол был надстроен в 1600 году. Он украшен позолоченной надписью, превратившейся в замечательную ленту фриза. Колокольня достигла 81 метра и стала самым высоким сооружением Москвы вплоть до петровского времени. Ряд кремлевских сооружений был возведен русскими мастерами самостоятельно. Это построенная псковскими мастерами церковь Расположения и Благовещенский собор.

До нас не дошел великокняжеский дворец, но сохранилась величественная Грановитая палата. Возведена в 1487 — 1491 годах архитектором Марко Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Ее название происходит от облицовки фасада граненым камнем — так называемым бриллиантовым рустом. Второй этаж палаты представляет почти квадратный очень просторный зал, крестовые своды которого опираются на стоящий в центре единственный столп. Это уникальный образец русской гражданской архитектуры. В 1485 году началась перестройка стен и башен Кремля. Работы продолжались до 1516 года. Мы видим сегодня Кремль именно таким, каким он был построен при Иване Третьем. Целью перестройки Кремля было создание мощной крепости. Иноземные мастера сумели создать оборонный комплекс в духе русских национальных традиций. Они придерживались плана старой крепости Дмитрия Донского, сохранив башенный силуэт крепости.

Стены были завершены зубцами, напоминающими ласточкины хвосты. Внутри стен проходит глухая аркада, расположены площадки для боя. Башни служили целям орудийного боя и отслеживания с высоты врага и обстрела его. Угловые башни имеют круглую или многоугольную форму для широкого обзора и ведения кругового боя. Промежуточные стенные башни — прямоугольные. Проездные три: Спасская, Троицкая и Боровицкая. В те времена Кремль был превращен в остров, перед ним прорыты рвы, имелись навесные мосты.
Архитектура 16 века.

В конце 15, начале 16 века начинает распространяться новый тип храма, в котором отразились демократические потребности посадских жителей. Величайшим завоеванием архитектурной мысли 16 века, одним из высших достижений всего древнерусского зодчества являются шатровые храмы — столпообразные сооружения с невиданной дотоле конструкцией верха, как в деревянном зодчестве.

Церковь Вознесения в Коломенском (1530 — 1532)

Построена Василием Третьим в честь рождения долгожданного наследника — будущего Ивана Грозного. Поразительно удачно выбрано место — высокий берег Москвы-реки. В основе объема — высокий квадратный четверик, со всех сторон выступают притворы, придавая храму затейливую и оригинальную форму. Углы обработаны мощными пилястрами с ордерными капителями. На них опирается тройной ярус килевидных декоративных кокошников. Они переводят усложненный четверик основного столпа в восьмигранник. Апсиды отсутствуют. Интересно передается ощущение постепенного облегчения от яруса к ярусу. Нижний ярус имеет пилястры рельефные, задерживающие взгляд, чем выше, тем более плоскими становятся «врезы» и, наконец, перед нами представ архитектуре церкви Вознесения в Коломенском с наибольшей силой отразилось национальное начало русского зодчества, то представление о прекрасном, которое было свойственно современникам этого шедевра.

Храм Василия Блаженного (1554 — 1561)

Великое творение русских зодчих — Храм Покрова на Рву, известен более под именем храма Василия Блаженного, легендарного юродивого времен Ивана Грозного, похороненного, по преданию, в одном из приделов храма. Строители храма — Барма и Постник Яковлев, может быть, это имя одного человека — Ивана Яковлевича Бармы. Построен в память взятия в 1552 году Казани. Центром архитектурного ансамбля храма стала увенчанная высоким шатром церковь Покрова Богородицы (именно в день этого праздника готовился решительный штурм Казани). Церковь чуть сдвинута от центра, что создает ощущение динамизма, как бы движения вокруг невидимой оси, что можно сравнить со сдвигом от центра центрального ангела на иконе Андрея Рублева «Троица». Восемь столпообразных храмов разной величины окружили центральный, образовав крестовую композицию. Различная высота столпов сообщила всему облику храма черты динамизма и нарядности. В основе композиции храма — восьмерик. Огромное внимание зодчие уделили декоративному убранству храма, раскрашенному первоначально в два цвета: красного кирпича и белого камня, из которых оно построено. Ярусы полукруглых и килевидных кокошников сменяются фронтончиками и стрелами, как бы помогающими движению вверх центрального шатра. Великое творение русских зодчих неповторимо и индивидуально. Нет двух точек, с которых здание смотрелось бы одинаково. Все время меняется его лик, ритм его ярусных башен. Время многое изменило в первоначальном облике собора. В конце 16 века появились очень нарядные луковичные главы. В 70-ых годах 17 века весь храм покрыла яркая, праздничная, многоцветная раскраска. Поставленный не в Кремле а на посаде Храм Василия Блаженного стал одним из самых любимых произведений русского зодчества, его фантастический силуэт, поднимающийся как раз на срезе Красной площади на фоне неба, вторит ритму башен и глав Кремля и является неотъемлемой частью нашей столицы и памятником гению русского народа.

Архитектура Руси XIII – XV вв.

Развитие зодчества на Руси в $XIII$ – $XV$ веках

Развитие зодчества в Русских княжествах было приостановлено татаро-монгольским нашествием. Разоренные монголами города в течение длительного времени не восстанавливались, что было обусловлено тяжелым экономическим положением и отсутствием опытных архитекторов. Однако древние традиции градостроительства были сохранены, вследствие этого в конце $XIV$ — начале $XV$ вв. начался новый расцвет русской архитектуры.

Пример 1

Среди городов Северо-востока Руси раньше всех каменное строительство возродилось в Твери. Уже в $1285$-$1290$ годах был построен храм Спаса-Преображения. Тверские зодчие сохранили архитектурные традиции, сложившиеся во владимиро-суздальской земле. Однако разорение города после антимонгольского восстания $1327$ году на долгое время прервало развитие в этом городе каменного строительства.

Архитектура Новгорода и Пскова

Из русских городов Великий Новгород и Псков менее всего подверглись разорению в ходе татаро-монгольского завоевания, поэтому эти города в числе первых возродили в масштабное строительство. Основываясь на архитектурных традициях домонгольской Руси, мастера Новгорода и Пскова построили на деньги бояр и купцов множество небольших храмов и церквей. Однако прежние традиции в этот период сочетались с новыми творческими исканиями. Зарождающийся новый стиль, отличался множеством декоративных украшений, его отражение можно найти в самых известных храмах, построенных в этот период. Например,

церковь Федора Стратилата и церковь Спаса на Ильине возведенные в Новгороде в конце $XIV$. В псковском градостроительстве тех лет, однако, новый стиль не получил значительного распространения, а, в целом, архитектура этого города имела облик крепости. Храмы, построенные в Пскове в данный период, отличаются суровым и лаконичным стилем, различные украшения встречаются довольно редко. Типичным образцом псковского стиля служит, например, церковь Василия на Горке построенная в начале $XV$ в.

Замечание 1

Несмотря на то, что многие исследователи считают псковскую архитектуру очень близкой к архитектуре Новгорода, тем не менее, в зданиях, построенных в Пскове можно встретить много специфических черт. Наиболее известными храмами Пскова, в которых проявились особенности архитектуры этого города, стали

церкви Николы со Усохи ($1371$), Василия на Горке ($1413$), Успенья на Пароменье со звонницей ($1521$), Кузьмы и Демьяна с Примостья ($1463$).

Вместе с церковным в Новгороде и Пскове существовало и значительное гражданское строительство. В $1302$ году в Новгороде было начато строительство каменного Кремля, который затем не раз перестраивался. Для проведения заседаний Совета господ и торжественных приемов новгородские архитекторы, при участии немецких мастеров возвели в $1433$ году Грановитую палату. А в $XV$ веке постройку каменного Кремля осуществили и в Пскове.

Московская архитектурная школа

Во второй четверти $XIV$ века каменное строительство было начато и в Москве. Архитектурная школа здесь формировалась под влиянием владимиро-суздальской градостроительной традиции, хотя в дальнейшем на нее оказали влияние и другие архитектурные школы: псковская, черниговская и новгородская. Как и ранее, главным направлением в зодчестве было церковное строительство. Самыми ранними сохранившимися до наших дней памятниками архитектуры Москвы являются:

Успенский собор в Звенигороде ($1400$), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода ($1405$), Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры ($1422$), Спасский собор Андроникова монастыря ($1410$-$1427$).

Пример 2

Например, звенигородский Успенский собор на Городке — единственный из полностью сохранившихся московских белокаменных храмов этого периода. Он представляет собой небольшой крестово-купольный храм, с одним куполом. Восточная сторона храма украшена тремя алтарными апсидами, западная, южная и северная стороны традиционно делятся на три вертикальных прясла, украшенных закомарами. Изящные пропорции и богатство декоративного убранства отличают храм от остальных соборов данного периода.

Грандиозной работой того времени стало возведение Московского Кремля. Его история началась еще в $XII$ веке, когда первые деревянные кремлевские стены были построены на Боровицком холме, но в $1237$ году они были разрушены татаро-монголами. В годы правления в Москве князя Ивана Калиты территория Кремля расширилась, были построены новые дубовые стены, каменные храмы на Соборной площади положили начало формированию архитектурного ансамбля Московского Кремля. В $1367$ году были построены стены из белого камня. Позднее когда Москва становиться центром объединенного Русского государства, в середине XV века, Кремль был перестроен при участии мастеров из Италии. Окончательное оформление архитектурного ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до нашего времени, закончилось начале $XVI$ века и послужило символом величия и могущества столицы централизованного Российского государства.

Замечание 2

Расцвет московского зодчества большинство ученых связывают с политическими и экономическими достижениями княжества в конце $XV$ века, в годы правления Ивана $III$. В $1475$ — $1479$ годах итальянским мастером Аристотелем Фиораванти возведен Московский Успенский собор. В $1484$ — $1490$ годах псковские зодчие построили Благовещенский собор. Кроме этого подъем переживает и гражданское строительство, в Кремле строится ряд зданий — палат, наиболее известной из них является Грановитая палата ($1487$ — $1496$).

Завершение объединения вокруг Москвы всех русских княжеств способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению архитектурных традиций русских земель. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

история, особенности, стили и развитие

Архитектура — это душа народа, воплощенная в камне.

Древнерусская архитектура, начиная с Х века и до конца XVII века, была тесно связана с церковью и православием. Первые христианские храмы начали появились на Руси еще в X в., а первым русским городом, который принял крещение, стал Киев. Русь имела традиционный материал – дерево. Сначала практически все постройки были деревянными. Однако из-за многочисленных пожаров, сгорали тысячи деревянных зданий, возведенных русскими. В это время так же начинает закладываться каменное строительство.

Таким образом, монументальная архитектура — это наиболее сохранившийся вид Древнерусского искусства, объектами которого были различные дворцы, оборонительные сооружения и, конечно же, церкви.

История архитектуры Древней Руси с X по XII века

В первый период, который проходил в X — XII вв. зодчество на Руси за основу взяло архитектурный стиль Византии, в связи с эти самые древние русские постройки напоминали византийские храмы. Первые храмы на территории Древней Руси были построены специально приглашенными, византийскими архитекторами. Архитектуру Древней Руси наиболее ярко представляют такие архитектурные постройки, как Десятинная Церковь (не сохранилась до нашего времени, так как была разрушена во время нашествия татаро-монгол) и Киевский Собор Святой Софии, Борисоглебский Собор в Чернигове, Софийский Собор в Великом Новгороде, и другие.

Сразу после крещения Руси князь Владимир пригласил византийских мастеров для создания 25 — главой церкви Успения Богородицы (Десятинную). До постройки Софийского собора она являлась главным храмом Киева.

Десятинная церковь. Реконструкция Н. В. Холостенко

Собор Святой Софии в Киеве — знаменитый храм древней Руси, построенный в 1037 г. В своей конструкции собор имеет 5 продольных проходов (не­фов) и 12 крестообразных столбов, на которые опираются своды. Своды киевской Софии увенчаны 13 главами, которые ритмично возвышаются к небу. В плане здания они образуют фигуру креста, в центре которого возвышается большой купол. Такая конструкция храмов получила название крестово-купольной. Она была перенята у Византии.

Практически все сооружения не смогли дойти до нас в первозданном виде из-за многочисленных татаро-монгольских нашествий. То, что мы сейчас можем наблюдать — это лишь современные реконструкции.

Второй период (вторая половина XII в. — начало XIII в.)

Со второй половины XII в. и до начала XIII в. выделяют «золотой век» древнерусского зодчества. Большинство храмов и соборов начинают возводить из нового особого материала — белого камня. Этот камень заменил плинфу — это обожженный кирпич, который начали использовать в Византии. До сих пор неизвестно, что заставило зодчих этого периода заменить плинфу на новый материал. Белый камень стали широко использовать в строительстве, из него были построены Владимирский Успенский Собор и Церковь Покрова на Нерли.

Особенности архитектуры древней Руси в этот период:

  • Одноглавые кубические храмы.
  • Строгое декоративное оформление.
  • В основе лежит крестово-купольный храм.

Владимирский успенский собор был построен при Юрии Долгоруком около 1150 года в Галиче.

Успенский собор во Владимире.

Всем известная церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского около 1165 г., считается высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

К сожалению, из-за того, что многие постройки были разрушены, точно сказать о том, какой характер носили внецерковные постройки практически невозможно. Однако и исторически верно восстановленные Золотые Ворота в Киеве, и Владимирские Золотые Ворота показывают то, что тенденции светской архитектуры полностью совпадали с развитием церковного зодчества.

Золотые ворота.

Третий период (вторая половина XIII в. — начало XV в.)

Этот период характеризуют многочисленные нашествия со всех сторон. Это «темный век» в истории древнерусского государства. Монументальное строительство было практически прекращено. С конца XIII века в избежавшей разорения на Руси вновь возрождается каменное зодчество, прежде всего, военное.

Возводятся каменные городские укрепления Новгорода и Пскова, крепости на мысах или на островах. Так же в этот период появляется храм нового образца — восьмискатный храм. Ярким представителем этого типа является Новгородская церковь Спаса на Ильине.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице.

Со временем Москва постепенно превращалась в крупный политический центр. Это привело к развитию архитектуры Московского княжества. Московская школа сформировалась к концу XVI века.

Подъем зодчества в Москве приходится на период правления Ивана III — конец XV века. В 1475 — 1479 годах был построен Московский Успенский собор, архитектором которого стал итальянский зодчий Аристотель Фиораванти.

Московский Успенский собор.

В Троице-Сергиевом монастыре в 1423 г. возводится Троицкий собор, в 1424 в Андрониковой монастыре — Спасский собор. Внешне эти церкви сильно различаются, но, несмотря на это, в церквях Московского княжества есть нечто общее — им свойственны четкость и пропорциональность, стройность, динамичность. Многие зодчие делали упор на пирамидальную композицию храма.

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря.

Стиль архитектуры

За несколько столетий выработался общий стиль архитектуры древней Руси:

  • Пирамидальность конструкции.
  • Вертикальность форм.
  • Особый национальный тип купола, напоминающая форму лука.
  • Купол покрывался золотом.
  • Многоглавие (традиционно закрепилось пятиглавие).
  • Белый цвет храма.

Архитектурные школы

На протяжении истории Древней Руси создавались различные архитектурные школы такие как Киевская, Новгородская, Владимиро-Суздальская и Московская архитектурные школы.

Византия, мир христианства сильно повлияли на развитие архитектуры Древней Руси. Под этим влиянием на Русь пришел строительный опыт, который помог сформировать свои традиции. Русь переняла множество архитектурных традиций, однако в скором времени выработала собственный стиль, который ярко проявился в самых знаменитых памятниках древнерусской архитектуры.

Первые постройки из камня были заложены в период правления князя Владимира Великого. Нигде в Европе в это время искусство не было столь развито, как в Византии, поэтому она имела огромное влияние на искусство всего мира и, конечно же, Древней Руси.

Заключение

Однако в полной мере понять и насладиться архитектурой Древней Руси нам не удастся, так как из-за многочисленных набегов монголо-татар и других многочисленных войн большинство архитектурных памятников было разрушено. Так что сейчас мы сможем увидеть лишь реконструкции.

Архитектура Московского княжества [14-15 веков]

Основные статьи: Московское княжество, Архитектура 14-15 веков на Руси

Содержание (план)

Архитектура при Иване Калите

Из летописей известно, как много строил Иван Калита в период своего правления (1328-1340). Однако ни один из его храмов не сохранился до наших дней. Уже в эпоху Ивана III они пришли в полную вет­хость. Их своды были покрыты трещинами, а стены пришлось под­пирать толстыми брёвнами.

Причины недолгой жизни первых московских соборов вполне по­нятны. Зодчие Ивана Калиты из-за отсутствия постоянной строи­тельной практики утратили те навыки и приёмы, которыми владели их предшественники — создатели владимирских белокаменных хра­мов XII — начала XIII в. Кроме того, за полтора века своей жиз­ни постройки Калиты прошли через несколько страшных пожаров. По свидетельству летописцев, пламя иногда бушевало так сильно, что даже белый известняк начинал крошиться, а заложенные в сте­ны для прочности дубовые брёвна полностью выгорали.

Перестройка Московского Кремля (1327-1333)

см. Кремль при Иване Калите

Архитектура при Дмитрии Донском

Следующий период интенсивного каменного строительства в Мо­скве — конец XIV — первая четверть XV в. Дмитрий Донской в период своего правления (1359-1389) возвёл несколько храмов, символизировавших возрождение русских земель и начало борьбы за свержение ордынского ига. Однако эти здания также не сохранились до наших дней.

Архитектура при Василии I

Больше по­везло постройкам времён Василия I Дмитриевича (1389-1425). Четыре из них и сегодня радуют взор своей строгой красотой. Две из этих четы­рёх построек находятся в подмосковном Зве­нигороде: собор Успения на Городке (1399) и собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (1405). Следующий по старшинству — Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры (1423). И наконец, послед­ний — Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве (1427).

Раннемосковские храмы выглядят грубее и беднее, чем их владимирские предшественники. Кажется, их вырубили из глыбы каменотёсы. Тяжёлый пирами­дальный силуэт здания вспыхивает языка­ми островерхих закомар и кокошников. Из этого застывшего пламени поднимается к небу огромный купол на высоком бараба­не — символический образ самого Господа, царящего над миром.

Архитектура при Иване III

Почти прекратившееся в период феодальной войны второй четверти XV в., московское каменное строительство вновь оживает в эпоху Ивана III. Приглашённые в Москву итальянские зодчие строили так, как требовали заказчики. Свои собственные вкусы и привычки они могли проявлять лишь в некоторых конструк­тивных и декоративных элементах. Так, Аристотель Фиораванти в Успенском соборе заменил массивные, квадратные в плане несу­щие столбы на стройные круглые колонны, что придало интерьеру цельность и величие. Архитектор Алевиз Новый украсил стены Ар­хангельского собора изящными профильными рамками, а в закома­рах поместил эффектные украшения в виде огромных раковин.

Итальянцы научили русских мастеров изготовлять хороший кирпич, замешивать чистую и клейкую известь. Из фигурного кир­пича стали делать и разнообразные детали наружной отделки зда­ния. В результате повысилась скорость строительства и уменьшилась его стоимость. Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Храмы Московского Кремля служили образцом для подража­ния. Успенский собор позднее был повторен в целом ряде огромных городских и монастырских соборов. Однако главная линия развития русской архитектуры проходила через относительно небольшие одно­главые четырёхстолпные храмы. Они строились во второй половине XV в. не только в Москве (церковь Ризоположения в Московском Кремле), но и в некоторых провинциальных городах и монастырях. До наших дней сохранился приземистый и могучий Успенский со­бор Кирилло-Белозерского монастыря (1497), стройный и утончён­ный собор Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре (1490) и ещё несколько зданий этого типа.

Перестройка Московского Кремля (с 1485)

см. Кремль при Иване III

Картинки (фото, рисунки)

  • Церковь Успения Богородицы Александро-Куштского монастыря. XVI в.
  • Успенский собор в Звенигороде. 1399 г.
  • Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры. 1423 г.
  • Ферапонтов монастырь
На этой странице материал по темам:
  • Архитектура при дмитрии донском

  • Архитектура при иване калите

  • Церковь при иване 3

  • Конспект московское княжество при дмитрии донском

  • Новгород в 14-15 веках

Архитектура 14-15 веков на Руси [Русская, Зодчество]

Основная статья: Культура Руси в 14-15 века

Содержание (план)

В Средние века «зодчество было великой книгой человечества, основной формулой, выражавшей человека на всех стадиях его развития — как существа физического, так и су­щества духовного», говорил Виктор Гюго.

Что касается деревянных храмов XIV-XV вв., то все они дав­но погибли от времени или от пожаров. Исключение составляют лишь два чудом уцелевших сооружения: церковь Лазаря Муромско­го монастыря на Онежском озере (XIV в.) и церковь Ризоположения села Бородавы на реке Шексне (1485). Обе они мало чем отли­чаются от обычной бревенчатой избушки, увенчанной крестом.

Каменные здания той эпохи сохранились значительно лучше. В основном они находятся в Москве и Подмосковье или в Новгоро­де и Пскове.

Московская архитектура 14-15 веков

см. Архитектура Московского княжества

Архитектура Новгорода 14-15 веков

Расцвет Новгородской бо­ярской республики в XIV — первой половине XV в. проявился и в интенсивном каменном строительстве. Как и прежде, новгородские храмы строились из грубо обработанных плит местного серого извест­няка, а отдельные детали выкладывались из кирпича. В результате стены даже после штукатурки оставались неровными и выглядели так, словно их вылепили из какого-то мягкого материала.

Наружная отделка храмов была скромной, но изящной. Стены по вертикали делились на три части (прясла) широкими лопатками. Их однообразие скрадывали узкие щели окон и многочисленные де­коративные ниши. Часто использовались выложенные из кирпича простые орнаменты в виде круга, треугольника или креста. Над ок­нами любили устраивать полукруглые арочки-«бровки». Материал с сайта http://wikiwhat.ru

Самые известные среди новгородских храмов этого периода — церковь Спаса на Ильине улице (1374) и церковь Петра и Павла в Кожевниках (1407). Благодаря кропотливому труду реставраторов им возвращён первоначальный вид.

Архитектура Пскова 14-15 веков

Архитектура Пскова XIV-XV вв. во многом напоминает нов­городскую, но её отличает пристрастие псковичей к особому типу звонницы — в виде каменной стенки с арочными проёмами для ко­локолов. В зависимости от размеров такие звонницы могли устанав­ливаться либо рядом с храмом, либо прямо на его сводах.

Картинки (фото, рисунки)

  • Лазаревская церковь Муромского монастыря на Онежском озере. XIV в.
  • Церковь Положения ризы Богоматери села Бородавы. 1485 г. Рисунок В. Ф. Соколовой
  • Церковь Николы на Липне (1292) под Новгородом — древнейшая из сохранившихся каменных построек после монгольского времени
На этой странице материал по темам:
  • Реферат о архитектуре на руси в 14 15 веках

  • Архитектура 14-15 век на руси

  • Сообщение на тему московская архитектура 14-15 век

  • Сравнить культуру 14 15 16 веков на примере архитекткры

  • Архитектруа 14-15 веков

Вопросы к этой статье:
  • Какие новые явления возникли в архитектуре XIV-XV вв. на Руси?

  • Какие памятники архитектуры XIV-XV вв. Руси сохранились до наших дней?

  • Как можно отличить храмы, созданные в Московской земле, от новгородских?

Небольшой ликбез по архитектурным стилям. Часть 4: Древнерусская архитектура X — начала XIII в.


АРХИТЕКТУРНЫЙ ЛИКБЕЗ

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ


    Четвертая часть нашего архитектурного ликбеза посвящена развитию древнерусской архитектуры домонгольского периода, являющейся уникальным явлением всемирно-исторического и культурного значения (недаром большинство объектов, о которых пойдет речь в этой части всключены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, они в тексте обозначены знаком  — ***).
    Архитектурный стиль Древней Руси утверждался под явным влиянием византийской архитектурной традиции. Да и значительная часть храмов этого периода (по крайней мере в южной Руси) строилась византийскими мастерами, под их руководством или при их участии.

    Например, именно зодчими из Константинополя (при участии, конечно же, местных, русских мастеров) был построен знаменитый Софийский собор в Киеве *** (30-е годы XI века). К сожалению, от первоначального собора, воздвигнутого при князе Ярославе Владимировиче (Мудром) мало что осталось, поскольку на рубеже XVII — XVIII веков он был перестроен в стиле украинского барокко.

    О том, как выглядел первоначальный Софийский собор, мы можем судить лишь по реконструкциям. Если эти реконструкции являются достоверными, то можно сделать вывод, что за образец византийскими строителями был взят одноименный собор Константинополя, ныне называющийся Ак-София.

Макет-реконструкция Софийского собора XI века:


А вот так Софийский собор Киева выглядит сейчас:


    Очевидные отличия от архитектуры южной Руси имела Новгородская архитектурная школа, характеризующаяся своей простотой, отсутствием излишней декоративности, приземистостью и монументальностью, которая может показаться даже несколько тяжеловесной.

Софийский собор Великого Новгорода *** (1045 — 1050 гг.):


Церковь Спаса на Нередице *** (ок. 1198 года):


    К новгородской архитектуре мы еще обязательно вернемся в следующих частях ликбеза, поскольку её расцвет наступил позже, в XIV — XV веках.

    А вот главные шедевры древнерусской архитектуры XII — начала XIII веков сосредоточены на северо-востоке Древнерусского государства (хотя о его существовании как единого целого с середины XII века, а то и раньше, с Любечского съезда 1097 года, вряд ли можно говорить) — во Владимиро-Суздальском княжестве и выделившихся из него удельных отчинах.

    Во Владимирской Руси в XII — XIII веках традиции византийской архитектуры были продолжены, но появляются некоторые элементы западноевропейской архитектуры.
    Так, в одном из древнейших памятников белокаменного зодчества домонгольской Руси церкви Бориса и Глеба в Кидекше ***, построенной в годы княжения Юрия Владимировича Долгорукого (1152 г.), прослеживаются очевидные параллели с западноевропейским романским стилем.



    То же самое можно сказать и о Спасо-Преображенском соборе Переславля Залесского (1152 — 1157):

Интерьер алтарной части Спасо-Преображенского собора:

Своды собора (ну чем не романский стиль?):

  Успенский собор Владимира, ставший образцом для одноименного собора в Московском Кремле, по сообщениям В. Н. Татищева, строился при активном участии немецких мастеров, присланных императором Фридрихом Барбароссой по просьбе великого Владимирского князя Андрея Юрьевича Боголюбского.

    По реконструкции С. В. Заграевского можно представить себе общий вид Успенского собора времен Андрея Боголюбского, каким этот храм был в 1160 — 1186 годах:


    Но уже к 1189 году он был перестроен по инициативе Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. И приобрел нынешний вид, в целом сохранившийся до нашего времени.

Собор Успения Пресвятой Богородицы ***


    Самым известным в мире шедевром архитектуры владимиро-суздальской школы, безусловно, является крестово-купольная церковь Покрова на Нерли *** (1158 или 1165 гг.?):
    Церковь Покрова на Нерли украшена резными рельефами.
    Самый известный из них изображает царя Давида, исполняющего псалмы в окружении львов и грифонов:


    Но на мой вгляд, не менее ценным шедевром является Дмитриевский собор *** во Владимире, построенный при Всеволоде Большое Гнездо в 1191 — 1197 годах, имеющий 600 великолепных рельефов (!!!) на различные библейские и мифологические темы:


Дмитриевский собор и некоторые его рельефы:

    Небольшое отступление:
    Тех, кто прикрепил к всемирно известному памятнику архитектуры убогие жестяные водосточные трубы, я бы заставил во время дождя стоять вместо этого убожества с тазиками, ловить каждую струю и вычитать из зарплаты, если не поймают!
    Да, гаргулий в древнерусской архитектуре не предусматривалось (впрочем, в это время и в западноевропейской архитектуре их не было), но неужели именно это — лучшее решение?!


Но лучше полюбуемся на прекрасные рельефы собора:


    Последним крупным владимирско-суздальской архитектурной школы домонгольского периода является Георгиевский собор в Юрьеве-Польском, построенный в 1230 — 1234 годах, ставший образцом первого каменного храма Москвы — Успенского собора, сооруженного Иваном Калитой в 1326 — 1327 годах.


Современный вид Георгиевского собора:

Его первоначальный вид (реконструкция):

Декоративный рельеф, сохранившийся до нашего времени:


    К сожелению, архитектурных памятников домонгольского периода до нашего времени дошло очень мало. Но среди них нельзя не отметить знаменитые, построенные Андреем Боголюбским в 1164 году, Золотые ворота во Владимире ***, являющиеся уникальным сооружением, поскольку были не только оборонительным сооружением, но и парадным (триумфальным) въездом в город, задумывшийся князем как новая столица Руси вместо потерявшего свой столичный статус Киева.
    Нельзя также не упомянуть останки одного из немногих замков, столь характерных для Западной Европы, но редких на Руси — Боголюбского замка князя Андрея Юрьевича ***, сооруженного им в 50-60-е годы XII века.

    Благодаря реконструкции С. В. Заграевского мы можем представить себе, как выглядел этот замок при жизни его основателя, который в 1174 году был убит в его покоях в результате заговора своих приближенных:


      К настоящему времени от замка XII века остались лишь фрагменты, которые можно видеть ниже шатра колокольни храма Рождества Богородицы в Боголюбове (они заметно отличаются от более поздних пристроек стилистически):

    Краткий вывод.

    Как видим, древнерусская архитектура домонгольского периода развивалась совершенно не изолированно от византийской и западноевропейской культуры зодчества.
    Если же проводить параллели с общепризнанными архитектурными стилями, то на мой весьма субьективный взгляд, архитектура Древней Руси наиболее близка стилистически к романскому стилю.

 
    В следующей части мы рассмотрим следующий период развития русской архитектуры — XIV — XVI века.

    Так что, продолжение следует…

    Благодарю за внимание.
    Сергей Воробьев.

Таблица «Архитектура Руси X – XVII вв.” по МХК 10клас

Киевская Русь

Собор Святой Софии
(Софийский собор). Киев

(возведен между 1017 – 1037гг.)

Греческие мастера

Его строительство начато в княжение Ярослава Мудрого, около 1017 года и , а освящен собор в 1032 году. Храм был сооружен на месте битвы киевлян с печенегами, окончившейся полным разгромом кочевников.. В соборе был погребен Ярослав Мудрый. Один большой купол и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

Десятинная церковь, (возведенная в 989 – 996гг.)

Древнейшая каменная церковь, возведена, в честь пресвятой Богородицы, разрушенная Батыем

Новгород

Софийский собор в Новгороде

(1045—1050 гг)

На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа

Борисоглебская церковь, набережная Александра Невского

1536 год

В 1146 г. была построена первая деревянная Борисоглебская церковь, в 1167-1173 гг. перестроена в камне новгородцем Сотком Сытиничем.

Георгиевский собор Юрьева монастыря

1119 год

Зодчий — мастер Петр

В Новгороде тогда правил правнук Ярослава — князь Мстислав Владимирович. Говорят, что именно по его приказу в Юрьевом монастыре Великого Новгорода начали возводить величественный белокаменный Георгиевский собор. Собор издавна служил усыпальницей для новгородских князей. Здесь были похоронены два сына Ярослава Мудрого — Изяслав и Ростислав. Главное отличие: ассимитричное завершение храма.

Церковь Спаса на Нередице

1198 год

Выдающийся памятник русской архитектуры. Кубическая, одноглавая, 4-столпная трёхапсидная церковь — типичный образец новгородских храмов конца 12 в. с присущей им простотой, лаконизмом форм. Кривизна линий, неровность плоскостей, скошенность углов придают церкви особую пластичность. Построена она в 1198 году новгородским князем Ярославом Владимировичем

Церковь Фёдора

Стратилата на Ручью

(1360-1361 гг)

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича 

Московский Кремль

Успенский собор

(1475-1479)

Аристотель Фиорованти

Образцом для него был Успенский собор во Владимире. Оба храма пятиглавые, но во владимирском соборе 14 столпов, а в московском-6. В московском Успенском соборе находится и знаменитая икона Владимирской Божией Матери. В нем венчались на царство русские цари и императоры.

Архангельский собор

(1505-1508)

Зодчий Алевиз Новый

Испокон веков являлся усыпальницей русских царей и князей.

Благовещенский собор

Псковские мастера Кривцову и Мышкину.

В 1484 г. по велению Великого князя Иоанна III Васильевича на месте старого деревянного заложен каменный Благовещенский собор. Он был основан как домовый храм великокняжеской, а потом и царской семьи. В нем венчались высочайшие особы и крестили своих новорожденных детей, в том числе и наследников престола.

Це́рковь Ризополо́жения — Церковь Положения ризы Пресвятой Богородицы, (Ризоположенская) 

(14841485)

Название церкви идёт от византийского праздника, отмечающего прибытие в Константинополь Ризы Богоматери.

Собор Покрова Пресвятой
Богородицы, что на Рву

(Храм Василия Блаженного)

(1554-1561)

Брама и Постник.

До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице;

Постройка собора была начата в честь взятия Казани войсками Ивана Грозного

Гранови́тая пала́та

(1487 — 1491)

архитекторами Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.

Построена по указу Ивана III . Название получила по восточному фасаду, отделанному гранёным «бриллиантовым» рустом, характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, 

Храм-колокольня «Иван Великий»

1505-1508 гг.

Архитектор Бон Фрязин

Бон Фрязин заложил в конструкции первого яруса металлические балки, поэтому колокольня устояла в 1812 году при попытке взрыва её французами.

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

(1528—1532 г)

Итальянский архитектор Петр Франческо Ганнибал

Представляет собой первый образец каменной шатровой архитектуры, пришедшей на смену архитектуре крестово-купольной. Высота церкви Вознесения Господня в Коломенском составляет около 60 метров.

Легенда связывает строительство храма с рождением у Василия III долгожданного наследника — Ивана Грозного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *