Архитектура 19 20 века в россии – ЕГЭ. История. Культура. Архитектура конца 19-20 века. Неорусский стиль

Архитектура России конца XIX начала XX века.

С усилением политической реакции и ростом капиталистической эксплуатации, в условиях погони за выгодой и прибылью, породившей архитектуру доходного дома и купеческого особняка, в конце первой половины XIX века наблюдается общий упадок архитектуры. Распад стиля классицизма сопровождается поисками национального русского стиля. Делаются попытки повернуть назад — к изучению и использованию форм древнерусского допетровского зодчества XI- XVII веков, отказаться от всего «нерусского» в архитектуре, в том числе и от всех блестящих достижений архитектуры русского классицизма.

Этот период, длившийся до начала XX века, не дал сколько-нибудь значительных архитектурных произведений. Отрицательной чертой этих исканий было поверхностное, чисто внешнее заимствование и использование форм древнерусского зодчества XI-XVII веков, как декоративной оболочки на сооружениях XIX века, усугубленное непониманием неразрывного органического единства формы и содержания в произведениях древнерусского зодчества.

 

«Русский стиль»

На первом этапе (середина XIX века) так называемый официальный «русский стиль» представлен работами архитектора К. А. Тона. Его главнейшим произведением является Храм Христа Спасителя и Большой кремлевский дворец (1838 — 1849), который явился попыткой в известной мере повторить по своим формам кремлевские терема XVII века с привнесением «византийских» элементов убранства. Интерьеры дворцовых зал, посвященные русским военным орденам, отличаются большой торжественностью и великолепием, хотя и не отвечают внешней архитектуре дворца.

Конец второй и вся третья четверть XIX века проходят под знаком борьбы за самобытность в русской архитектуре. Лучшими произведениями русского художественного гения и примерами для подражания признаются образцы так называемого декоративного стиля XVII века: Путинковская церковь в Москве и церковь в Останкино. Наступает период увлечения мелкой кирпичной орнаментикой, декоративными формами XVI века — крыльцами, шатрами, кокошниками и т. д. В этом духе работают архитекторы:

Резанов (проект Городской думы), Горностаев и другие.

Одновременно другая группа — Ропет (Петров) и Гартман — используют формы деревянного зодчества Севера в строительстве маленьких домиков и дач, перенасыщенных мотивами орнамента под «русский стиль». Типичным образцом подобной архитектуры служит Погодинская изба в Москве (архитектор Никитин, 50-е годы XIX века). Для этого периода характерна сложность и живописность плана и силуэта, погоня за декоративным эффектом, не считаясь с исторической точностью и архитектурной логикой. В противовес щеголянию «русским стилем» в последней четверти XIX века развивается академическая школа, преследующая историческую точность в выборе и сочетании форм древнерусской архитектуры.

Этот период ученой псевдорусской эклектики открывается серией конкурсных проектов на здание Городской думы в Москве. Лучшим по архитектурной логике и композиции был проект Котова и Преображенского. Городская дума, построенная по более слабому проекту архитектора Чичагова, является одним из образцов произведений этого периода.

Исторический музей в Москве (1875-1883), выстроенный по проекту художника Шервуда, пожалуй, наиболее удачное сооружение этого периода, не лишенное стройности в группировке масс и в общих пропорциях (здание предполагалось облицевать цветными изразцами).
Верхние торговые ряды на Красной площади в Москве архитектора Померанцева (1892-1893) представляют типичный отрицательный пример псевдорусского стиля этого периода. Огромное торговое здание XIX века декорировано деталями кирпичной архитектуры XVII века, высеченными из камня.

Таким же ярким примером псевдорусского стиля, в котором имитируются в камне и железе деревянные формы, является бывший дом Игумнова и Москве (проект архитектора Позднева, конец XIX века), не лишенный фантазии и мастерства в исполнении.

«Романтизм»

Начало XX века характеризуется творческим оживлением в архитектуре, появляются различные течения, активизируется творческая борьба между ними.

В противовес безжизненному академическому псевдорусскому эклектизму возникла живая струя романтизма XX века. Известную роль сыграла здесь построенная на Парижской выставке так называемая «Русская деревня», отразившая обращенные в прошлое поиски ее идеализированного архитектурного образа. Большое значение в этот период имела также работа И. Э. Грабаря по изданию «Истории русского искусства».

Ярким представителем романтизма XX века, соединившим в себе большой талант художника, мастерство и глубокое знание русской архитектуры, является академик

А. В. Щусев. В своих произведениях он не копирует формы, а активно, по-новому, творчески их перерабатывает применительно к своему веку.

Ранний период его деятельности характеризуется увлечением древнерусской архитектурой Пскова и Новгорода XII-XIV веков и строительством ряда сооружений в этом стиле. Зрелое произведение Щусева — Казанский вокзал в Москве — является лучшим сооружением периода исканий русского стиля. В плане и живописном сочетании архитектурных объемов этого огромного комплекса, объединенного многоярусной башней, чувствуется глубокое освоение мастером форм и принципов русской архитектуры. В частности, несомненно, сказывается влияние живописной композиции Коломенского дворца. В архитектуре больших гладких поверхностей, декорированных живописными пятнами наличников и орнамента, заметно влияние псковской архитектуры, сочетающееся с декоративными мотивами московского (нарышкинского) барокко XVII века.А. В. Щусев своими работами как бы подводит итог и завершает период поисков русского стиля в XIX веке. Одновременно с А. В. Щусевым в том же направлении работают архитектор Покровский и художник Васнецов, значительным произведением которого является здание Третьяковской галереи.

«Модерн»

В начале XX века в русскую архитектуру проникает с Запада влияние стиля модерн. В своем чистом виде этот стиль выражает новаторские тенденции западной архитектуры, вызванные появлением новых материалов, новой техники железобетона. Этот стиль характеризуется относительной строгостью линий и форм, увлечением большими стеклянными поверхностями. Однако большое распространение в русской архитектуре этого периода получает модерн декадентского направления.

Характерные черты этого стиля — графичность, декоративность, погоня за асимметрией. Для украшения фасадов зданий использовались растительные мотивы, женские головки с распущенными волосами, затейливо закрученные железные прутья балконов, прихотливо извивающиеся линии карнизов, оконных переплетов и т. д.Стиль модерн развивался не только самостоятельно. Соприкасаясь с господствовавшими в то время течениями в русской архитектуре — романтизмом и неоклассицизмом, он выливался в разнообразные модернизованные вариации этих стилей.

Представителем этого стиля был архитектор Шехтель. Им построены: бывший дом Рябушинского на Малой Никитской улице (1911-1912), асимметричный по своим массам, с мозаичным фризом, вычурными по рисунку деталями и украшениями, а также построенные в модернизированном псевдорусском стиле павильоны выставки в Глазго и Ярославский вокзал в Москве.

 

«Неоклассицизм»

В начале XX века вновь усилились классические течения в русской архитектуре, известные под общим названием неоклассицизма. Это направление черпало свои формы и принципы в великом античном искусстве Греции, Рима, в архитектуре Ренессанса, а также в архитектуре французского и русского классицизма XVIII-XIX веков.

Значительную роль в этом повороте играли, как общая неудовлетворенность исканиями русского стиля, так и новая социальная обстановка в России, вызванная поражением русского царизма в войне с Японией и распространением новых идей под влиянием назревающей революции 1905 года.

Немалую роль в развитии неоклассицизма играла и Академия художеств, в которой все обучение, включая и творческие командировки, было построено, главным образом, на изучении, анализе и обмерах памятников античности и Ренессанса.

Стиль неоклассицизма не обладал тем органическим единством художественной формы и идейного содержания, который был присущ великому стилю русского классицизма. Принцип единства стиля эпохи, свойственный классицизму, подменялся при неоклассицизме свободой выбора стиля каждым мастером для любого здания, в зависимости от личного вкуса или вкуса заказчика. Обязателен был лишь принцип «чистоты стиля». Признаком плохого вкуса и недостатка архитектурной грамотности считалось смешивание форм разных архитектурных стилей в одном произведении.

Значительную роль в становлении неоклассицизма в русской архитектуре играли такие видные мастера, как И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко, М. М. Перетяткович, Ф. И. Лидваль, С. М. Ляшевич, Г. И. Котов, Л. А. Ильин, А. И. Таманян, Л. Н. Бенуа и др. Основными мастерами, создавшими поворот к неоклассицизму, были И. В. Жолтовский, И. А. Фомин, В. А. Щуко.

Первым произведением, приковавшим внимание к классическому наследию, был дом Скакового общества в Москве — И. В. Жолтовского. Его архитектура отражает увлечение мастера архитектурой итальянского Возрождения.

Несколько позже И. В. Жолтовский построил дом Тарасова на Спиридоновке в Москве, представляющий новый тип особняка — дворца, созданного под влиянием дворцов Виченцы эпохи Возрождения XVI века. Замкнутый, без парадного въезда, фасад решен мощной, обработанной квадрами стеной; за воротами создан уютный дворик с колоннадами, несущими своды, заменяющий парадный въезд.

Большое влияние на развитие нового направления в архитектуре оказал дом-дворец Половцева на Каменном острове в Петербурге, построенный И. А. Фоминым в стиле русского классицизма. Это обычный для классицизма тип особняка, исполненный с исключительным мастерством. Центр с экседрой и крылья дворца украшает изысканная по пропорциям ионическая колоннада. Интерьеры отличаются благородной простотой, изяществом деталей в строго классическом стиле.

Дом Абамелек-Лазарева на Мойке того же мастера несколько испорчен снаружи аттиком и вазами, сделанными по требованию заказчика, но его интерьеры столь же замечательны, как и в доме Половцева.

В это же время В. А. Щуко построил в Петербурге два дома на Каменноостровском проспекте в стиле позднего классического палладианского Ренессанса. Главный фасад его расчленен огромными полуколоннами, поставленными на цокольный этаж и раскрепованными до карниза включительно. Одновременно В. А. Щуко построил выставочный павильон в Риме в стиле русского классицизма и павильон в Париже в духе московского ампира (арка-экседра в Кузьминках).

Немногим позже начинают свою деятельность братья Веснины, отдавшие дань увлечению неоклассицизмом. Из ряда сооружений, построенных ими в этот период, значительный интерес представляет дом Сироткина (1913-1916) в стиле московского ампира и дом Тутаева-Курочкина под Кинешмой (1916).

Значительным мастером этого периода является также М. М. Перетяткович, которому принадлежит здание бывшего Торгово-Промышленного банка в Санкт-Петербурге в духе палладианского особняка, с сильно рустованным нижним ярусом.

Несмотря на огромное количество произведений, разнообразие стилевых оттенков и творческих направлений, имевших место в этот период исканий, следует признать, что русская архитектура, начиная со второй половины XIX и кончая первой четвертью XX века, не достигла уровня предшествовавших великих эпох блистательного расцвета русской архитектуры.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту

Архитектура 19 – 20 веков.

В архитектуре 19 века романтизм не создал собственной школы. Однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30-40-е годы 19 века вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца 19 столетия. Быстрый рост городов привел к необходимости перепланировки старых кварталов и строительства новых домов и транспортных артерий. В 1853 году началась перепланировка Парижа, которая полностью изменила город. Начиная с 30-х годов классицизм постепенно изжил себя. Начинается период эклектики в архитектуре – использование различных средств, присущих разным художественным стилям путем соединения их в единое целое, длившееся до конца 19 века и прошедший несколько этапов: 30-60-е годы – увлечение готикой, а затем барокко и рококо; в 70-90-е годы главным становится техническая и функциональная целесообразность, строятся промышленные и административные здания, вокзалы, мосты, рынки и т.д. Ярким событием того времени – создание в 1889 г. Эйфелевой башни в Париже для Всемирной выставки.

Одним из направлений в архитектуре на рубеже 19- 20 веков был модерн (ар нуво в Бельгии, сецессион в Австрии, югендстиль в Германии, либерти в Италии и т.д.) – художественный стиль, использовавший наиболее интересные приемы предшествующих стилей для достижения впечатлений изящества, гармоничности, нетрадиционности образцов архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Для модерна характерны выявление функционально-конструктивной основы здания, отрицательное отношение к классическим традициям ордерной архитектуры, использование пластических возможностей «ковкости» металла и особенностей железобетона, применение стекла и майолики. Все это привело к новому облику зданий. Но для модерна была характерна склонность и к иррационализму (творчество великого испанского архитектора Антонио Гауди, собор Ла Саграда Фамилиа в Барселоне). Стремление модерна к синтезу искусств, необычайно раширило выразительность архитектуры.

В начале 20 века, под воздействием резких перемен в жизни и культуре общества резко изменяется и архитектура. Новым направлением архитектуры западных стран в 20-е годы становится конструктивизм (функционализм) архитектурное направление, сложившееся в 10-20-е годы, разработавшее принципы постройки общественных зданий и городских кварталов с помощью железобетонных конструкций строго геометрической, упрощенной формы. Основоположником направления считается немецкий архитекторВ. А. Гропиус(1883 – 1969), создатель архитектурной школы Баухауз в Вемаре. Распространению традиции конструктивизма во многом способствовалЛе Корбюзье(1887 – 1965), один из крупнейших архитекторов 20-го века, разработавший принципы, которыми пользуется архитектура по сей день. Советский архитекторКонстантин Мельников(1890 – 1974) получил мировую известность как талантливый интерпретатор конструктивизма. Созданные им проекты клуба им. Русакова и клуба завода Каучук в Москве относятся к шедеврам мировой архитектуры 20 в. По принтипу клуба им. РусаковаДж. Стирлингпостроил один и корпусов Лестерского университета в США. Современная архитектура обязана функционализму 20-х годов новыми типами домов (галерейные, коридорного типа, дома с двухэтажными квартирами), плоскими покрытиями, решением экономических квартир со встроенным оборудованием, рациональной планировкой интерьера (введение передвижных перегородок, звукоизоляция и пр.).

В 20-е – 30-е годы сложились две противоположные теории строительства – урбанистическая и дезурбанистическая. Создатель и сторонник первойЛе Корбюзьев 1922 г. представил диораму «Современный город на 3 млн. жителей», а в 1925 г. – проект реконструкции центра Парижа, превращавший столицу Франции в комбинацию небоскребов в сочетании со свободными пространствами зелени и сложной сетью транспортных артерий. Дезурбанисты шли от идеи Э. Хоуарда, выдвинутой им еще в 1898 г. во всемирно известной книге «Завтра», о строительстве небольших городов-садов со свободной планировкой, общественным парком в центре города и размещенными в центре административными и культурного назначения зданиями, с жилыми зданиями индивидуального плана, с неподлежащим застройке кольцом сельскохозяйственных территорий вокруг города-сада. Подобные города с населением не более 32 тыс. человек должны были образовывать группы вокруг большого города.

ЕГЭ. История. Культура. Архитектура конца 19-20 века. Модерн

 

Архитектура конца 19-20 века. Модерн

Модерн — от французского «современный».

Особенности стиля модерн:

  • Отказ от прямых линий и углов в пользу закруглённых «природных» линий

  • Декоративность, орнамент

  • Витражные окна, балконные решётки

  • Использование новых технологий и нового материала: железобетона, облицовочной керамики, много стекла, пластика, дополненные традиционными материалами — деревом и камнем.

  • Сочетание эстетики и функциональности

  • Излишества в использовании таких элементов, как двери, балконы, лестницы, столбы

Большая часть зданий в Москве в стиле модерн построена по проектам архитектора Кекушева Л.Н.( 1863-1919)

Особняк Коробковых, Москва.1894.

 Архитектор: Кекушев Л. Сегодня- посольство Танзании.

 

Особняк Листа О.А. Первая по времени постройка в стиле модерн в Москве. 1898-1899. Архитектор: Кекушев Л.Н.

Дом приёмов правительства  РФ., Москва,1895-1899, ранее — дом купцов Морозовых.

Архитектор: Мазырин В.

 

 

Здание Витебского вокзала, Санкт-Петербург, 1902-1903

 Архитекторы: БржозовскийС.А. и Минаш С.И. 

 

Елисеевский магазин на Невском проспекте. Санкт-Петербург.1902-1903

Архитектор: Барановский Г.В.

 

Особняк И.А.Миндовского, Москва, 1903 год, архитектор Лев Кекушев

Сегодня здесь находится посольство Новой Зеландии.

 

 Дом Кекушевой А.И., Москва,1901-1902 гг. Архитектор: Лев Кекушев.

 

 

Усадьба Грачёвых. Москва, 1900. Архитектор: Кекушев Л.Н.

Гостиница «Метрополь», Москва, стиль модерн.1899-1905

Архитекторы: Валькот, Кекушев. Шевяков.

Особняк Рябушинского С.П., Москва, 1900-1903, ранний модерн.

Архитектор: Шехтель Ф.О.

 Здание компании Зингер на Невском проспекте (теперь Дом книги), Санкт-Петербург, 1902-1904, модерн

Архитектор: П.Ю. Сюзор

 

 

Здание типографии  «Утро России».Москва, 1907г.

Архитектор: Шехтель Ф.О.

 

Универмаг «ДЛТ» на Большой Конюшенной улице в Санкт-Петербурге, 1907

 Архитектор: Степан Кричинский

 

Белорусский вокзал Москвы, 1912, модерн

Архитектор:  Струков И.И.

 

Гостиница «Астория», Москва. 1911-1912.Модерн

Архитектор: Лидваль Ф.И.(1870-1945)

 

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

ЕГЭ. История. Культура. Архитектура конца 19-20 века. Неорусский стиль

 

Архитектура конца 19-20 века.  Неорусский стиль

 

Неорусский стиль был характерен для архитектуры конца 1900-1910-х годов 20 века.

Цель: возрождение национального своеобразия русской культуры.

Особенности неорусского стиля

  • Использование традиций древнерусского зодчества .

  • Не точное копирование деталей, форм, а обобщённая идея русского стиля, стилизация под русский стиль.

  • Декоративность, красочность, элементы русских теремов, сказочность.

Ярославский вокзал, Москва, 1902-1907.  Неорусский стиль + модерн

Архитектор: Шехтель Ф.О.

 

 

Старое здание Третьяковской галереи, 1900–1905.Москва. По эскизам Васнецова В.М.

 

Казанский вокзал, Москва.1940, неорусский стиль

Архитектор: Щусев А.В.

Вокзал действует с 1862 . До 1894 носил название – Рижский

 

 

Церковь Петра и Павла, Санкт-Петербург.

Построена в 1903-1907. Разрушена в 1942-1943г.

Архитектор: Покровский В.Н.

Церковь Св. А.Невского, село Марьино, Московская область, 1913-1917.
Архитектор: Покровский В.Н.

Отделение Государственного банка  в Нижнем Новгороде (1911—1913 гг.)

Архитектор: Покровский В.Н.

Здание Ссудной казны. Москва, 1913-1916.

Проект — проф. В. А. Покровский, постройка арх. Б. М. Нилус.

Фёдоровский городок в Царском Селе. Трапезная палата. 1913-1915.

Архитектор: Кричинский С.С.

 

 

Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Санкт-Петербург, 1904-1908,

Архитектор: Герман Гримм

Дом Купермана, Санкт-Петербург, 1911,

архитектор  Лишневский А.Л.

 

Церковь Спаса Нерукотворного Образа, Клязьма, 1913-1916.

Архитектор: Мотылёв В.И.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

Архитектура в конце XIX — начале XX веков.

Важной вехой в развитии архитектуры начала ХХ в. стал модерн. После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. Модерн в архитектуре и декоративном искусстве проявился в специфической текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита.

Неоготика, неоромантика, неоклассика – таков спектр эклектических экспериментов русских архитекторов 2 половины XIX – начала ХХ в.

В России поиски новых путей в искусстве концентрировались в Петербурге и Москве.

Если в Петербурге в большей степени проявились общеевропейские тенденции нового искусства, то в Москве преимущественное развитие получили национальные традиции, перерабатываемые в соответствии с новым эстетическим идеалом. В Москве архитектура модерна представлена, например, работами Ф.О.Шехтеля (особняк С.П.Рябушинского 1902 г.).

Некоторые направления русского модерна, например неороманский или неоклассицизм, формировались в условиях влияния финского, немецкого и английского романтизма. Так, влияние финской архитектуры ощущается в неороманском фасаде церкви французского посольства в Петербурге архитекторов Л.Н.Бенуа и М.М.Перетятковича.

В России примеры неоклассицизма появляются на рубеже веков под влиянием немецкой архитектуры и ранних построек венского модерна. Один из них — это здание Академии Генерального штаба, построенное А.И. фон Гогеном в 1900 г. в Петербурге. В архитектуре этого здания применены формы немецкого неоклассицизма, смягченные в духе классицизирующего венского модерна. В дальнейшем такой «симбиоз» получил распространение, и в русской архитектуре возникла своеобразная стилистическая линия «модернизированного» неоклассицизма.

Архитекторов и критиков архитектуры, близких «Миру искусства», более всего привлекал «русский ампир» или, как его еще называли, «александровский классицизм». Среди архитекторов, опиравшихся в своем творчестве на традицию русского классицизма, были такие крупные мастера, как И.Фомин, А.Таманян, В.Щуко. Несомненным лидером этого направления в русской архитектуре начала века был И.Фомин, начинавший как сторонник западноевропейского модерна. Построенная им в 1911-1913 гг. на Каменном острове в Петербурге дача Половцева стала, вероятно, лучшим произведением этого направления русского неоклассицизма.

Одним из наиболее видных и самобытных направлений в русском модерне можно назвать архитектуру неорусского стиля. Неорусский или псевдорусский стиль — представляет собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Зародившись во второй половине XIX века, к началу века ЧЧ неорусский стиль претерпел некоторые изменения. В конце XIX в., когда неоготика постепенно вытесняется неороманикой, меняется ориентация и неорусского направления. Русские архитекторы ищут в истории национального зодчества примеры обобщенных форм, целостной и ясной композиции.

Одним из первых мастеров, работавшем в стиле, образцом для которого стала древнерусская деревянная архитектура, был И.П.Ропет (настоящее имя и фамилия И.Н.Петров). Ропет руководил постройкой деревянного здания Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г., им построен «Терем» в Абрамцеве под Москвой. По имени архитектора стиль этот, называемый вообще псевдорусским, именуется иногда ропетовским. Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А.А.Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А.А.Семенова и О.В.Шервуда (Исторический музей в Москве).

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, с применением интернациональных строительных технологий стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества (низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, использование многоцветных изразцов и массивной ковки и пр.). Одним из типичных образцов, на которые ориентируется псевдорусская архитектура это периода является собор Василия Блаженного — здание построенное в китчевом эклектичном, основанном на традициях, прежде всего, восточной архитектуры, стиле.

Еще одно направление русского неоклассицизма сформировалось к 1910-м годам. Это направление ориентировалось на западноевропейский неоклассицизм более поздней генерации, вступивший во взаимодействие с неоромантическим направлением модерна. Этот вариант «международного» неоклассицизма характеризовался монументальностью, использованием гранитной облицовки и «рваной» поверхности каменной кладки. Он был особенно популярен в строительстве зданий банков, символизируя консерватизм, надежность и устойчивость. Наиболее известными из таких построек были петербургские здания Азовско-Донского банка, построенного Ф.И.Лидвалем в 1907-1910 гг., и Русского торгово-промышленного банка, созданного М.М.Перетятковичем в 1910-1915 гг.

Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские помещения, вокзалы, магазины и пр. Важным явлением в архитектуре 2 половины XIX в. было появление нового типа зданий – так называемых доходных домов, т.е. многоквартирных, как правило многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем. Большое влияние на творчество архитекторов оказала возможность использования новых инженерных средств: металлических конструкций и железобетона, позволявших перекрывать без дополнительных подпорок большие площади, смелее моделировать распределение архитектурных масс и т.д.

ЕГЭ. Культура. Архитектура 19 века

 

Архитектура 19 века

 

 

 

Исторический музей, Шервуд В.И., Москва, 1881

Особенности :

  • Влияние на развитие архитектуры политических событий, строительство зданий и сооружений в честь великих побед.

  • Основной стиль — классицизм.

  • В 1-ой трети 19 века много задний было построено в стиле ампир: монументальность, синтез архитектуры и скульптуры.

  • После 1830-х годов архитектура приобрела более функционально-утилитарный характер. Строилось много доходных домов, которые вытесняли  дворянские особняки.

  • Основное внимание уделялось строительству общественно-гражданских и административных  зданий,

  • Создавались крупные архитектурные ансамбли с их единством и гармоничностью.

 

 

  • Существенную роль играл цвет, здания в основном двуцветные- красные и белые, белые колонны, лепнина.

  • К концу 19 века усиливались черты величавости, праздничной торжественности.

  • Использовались новые стили и формы, но и оставалась верность русским национальным традициям.

 

Захаров А.Д.(1761-1811)

Адмиралтейство , Захаров А.Д., стиль ампир,Санкт-Петрбург, 1811

 

Бове О.И.(1784-1834)

Манеж, Бове О.И., построен в честь пятилетия в Отечественной войне 1812 года, Москва, 1817

 Большой театр, Бове О.И. Москва, 1824

Триумфальные ворота в Москве, Бове О.И., 1834( в честь победы в 1812)

 

 

Воронихин А.Н.(1759-1814)

Казанский собор, Воронихин А.Н., 1811. Санкт-Петербург

Горный институт в Санкт-Петербурге. Воронихин А.Н.Стиль: класстцизм.1806-1811

 

Жилярди Д.И.(1785-1845)

Здание Опекунского Совета, Жилярди Д.И.( совместно с Григорьевым А.Г.),Москва, 1826

 

 Монферран О.(1786-1858)

Исаакиевский Собор, Монферран О., 1858 ,Санкт-Петербург.

Александрийская колонна, Монферран О., 834

Стиль: ЭКЛЕКТИКА ( в основном- ампир)

 

 Тон К.А.(1794- 1881)

Храм Христа Спасителя, Тон К.А., Москва, 1837-1883.

Русско-византийский стиль . Построен храм в честь победы в Отечественной войне 1812 года

Большой Кремлёвский дворец, Тон К.А., Москва, 1838-1849

Оружейная палата, Ток К.А., Москва, 1851

Николаевский вокзал ( Московский), Тот К.А., Санкт-Петербург, 1847

 

Николаевский ( Ленинградский ) вокзал, Тон К.А., Москва, 1845-1852

 

 

Шервуд В.И.(1832-1897)

Исторический музей, Шервуд В.И., Москва, 1881

 

И.А.Монигетти. (1819-1878)

Политехнический музей в Москве , Монигетти И.А., 1875 год

 

 Д.Н.Чичагов (1835-1894)

Государственная Дума, Чичагов Д.Н., 1892( в советское время здесь находился музей В.И.Ленина до 1993, сейчас это Государственный исторический музей).Москва.

 

 

Н.И.Поздеев (1855-1893)

Дом купца Н.В.Игумнова, Поздеев Н.И., 1893 (русский стиль). Москва.

 

Александровский пассаж, Поздеев Н.И., Казань, 1880-1883.

Часовня Александра Невского. Поздеев Н.И., Ярославль, 1889- 1892.

 

Росси К.И.

 

Александринский театр. Он же — Российский государственный академический театр драмы имени А.С.Пушкина в Санкт-Петербурге. Основан в 1756г. Архитектор – К.И.России , 1832г.

С 1832 г. театр назывался Александрийским — в честь супруги Николая 1- Александры Фёдоровны. С 1920- театр носит мя А.С.Пушкина.

Государственный Русский музей, Санкт-Петербург, 1895г.

 

Григорьев А.Г. (1782- 1868)

Дом Хрущёвых (сегодня это музей Пушкина А.С.), Григорьев А.Г., 1815-1817, Москва

Дом Станицких (музей Л.Н.Толстого), Григорьев А .Г.1817-1822, Москва.(перестроен в 1895 Соловьёвым С.У, музей с 1920)

 

Храм Большое Вознесение у Никитских  Ворот, Григорьев А.Г., Москва.

Стасов В.П. ( 17869-1848)

Павловские казармы на марсовом поле, Стасов В.П., Санкт-Петербург, 1817-1821

Собор Измайловского полка, Стасов В.П., Санкт-Петербург, 1828-1835

Нарвские Триумфальные ворота, Стасов В.П., 1827-1834,Санкт-Петербург.

Триумфальная арка, Стасов В.П.,1834-1838, Москва.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

4.4 Архитектура в конце XIX

Архитектура в конце XIX — начале XX веков.

Важной вехой в развитии архитектуры начала ХХ в. стал модерн. После долгого господства эклектики и стилизаторства «под старину» модерн вновь повернул архитектуру в направлении поступательного развития, к поиску новых форм. Для модерна характерно соединение всех видов изобразительного искусства для создания ансамбля, законченной эстетической среды, в которой все, начиная от общих очертаний здания, заканчивая рисунком решетки ограды и мебелью, должно быть подчинено одному стилю. Модерн в архитектуре и декоративном искусстве проявился в специфической текучести форм, любви к орнаменту, пастельной сдержанности колорита.

Неоготика, неоромантика, неоклассика – таков спектр эклектических экспериментов русских архитекторов 2 половины XIX – начала ХХ в.

В России поиски новых путей в искусстве концентрировались в Петер­бурге и Москве.

Если в Петербурге в большей степени прояви­лись общеевропейские тенденции нового искусства, то в Москве преимущест­венное развитие получили националь­ные традиции, перерабатываемые в соответствии с новым эстетическим идеалом. В Москве архитектура модерна представлена, например, работами Ф.О.Шехтеля (особняк С.П.Рябушинского 1902 г.).

Некоторые направления русского модерна, например неороманский или неоклассицизм, формировались в условиях влияния финского, немецкого и английского романтизма. Так, влияние финской архитектуры ощущается в неороманском фасаде церкви французского посольства в Пе­тербурге архитекторов Л.Н.Бенуа и М.М.Перетятковича.

В России примеры неоклассицизма появляются на рубеже веков под влиянием немецкой архитектуры и ранних построек венского модерна. Один из них — это здание Академии Генераль­ного штаба, построенное А.И. фон Гогеном в 1900 г. в Петербурге. В архи­тектуре этого здания применены формы немецкого неоклассицизма, смягченные в духе классицизирующего венского модерна. В дальнейшем такой «симбиоз» получил распространение, и в русской архитектуре возникла своеобразная стилистическая линия «модернизированного» неоклассицизма.

Архитекторов и критиков архитекту­ры, близких «Миру искусства», более всего привлекал «русский ампир» или, как его еще называли, «александровский классицизм». Среди архитекторов, опиравшихся в своем творчестве на тра­дицию русского классицизма, были такие крупные мастера, как И.Фомин, А.Таманян, В.Щуко. Не­сомненным лидером этого направления в русской архитектуре начала века был И.Фомин, начинавший как сторонник западноевропейского модерна. Постро­енная им в 1911-1913 гг. на Камен­ном острове в Петербурге дача Половцева стала, вероятно, лучшим произве­дением этого направления русского нео­классицизма.

Одним из наиболее видных и самобытных направлений в русском модерне можно назвать архитектуру неорусского стиля. Неорусский или псевдорусский стиль — представляет собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры. Зародившись во второй половине XIX века, к началу века ЧЧ неорусский стиль претерпел некоторые изменения. В конце XIX в., когда неоготика постепенно вытесняется неороманикой, меняется ориентация и неорусского направления. Русские архи­текторы ищут в истории националь­ного зодчества примеры обобщенных форм, целостной и ясной композиции.

Одним из первых мастеров, работавшем в стиле, образцом для которого стала древнерусская деревянная архитектура, был И.П.Ропет (настоящее имя и фамилия И.Н.Петров). Ропет руководил постройкой деревянного здания Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1878 г., им построен «Терем» в Абрамцеве под Москвой. По имени архитектора стиль этот, называемый вообще псевдорусским, именуется иногда ропетовским. Псевдорусский стиль нашел выражение в работах А.А.Парланда (Храм Спаса на крови в Петербурге), А.А.Семенова и О.В.Шервуда (Исторический музей в Москве).

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, с применением интернациональных строительных технологий стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества (низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, использование многоцветных изразцов и массивной ковки и пр.). Одним из типичных образцов, на которые ориентируется псевдорусская архитектура это периода является собор Василия Блаженного — здание построенное в китчевом эклектичном, основанном на традициях, прежде всего, восточной архитектуры, стиле.

Еще одно направление русского неоклассицизма сформировалось к 1910-м годам. Это направление ориенти­ровалось на западноевропейский неоклассицизм более поздней генерации, вступивший во взаимодействие с неоро­мантическим направлением модерна. Этот вариант «международного» нео­классицизма характеризовался мону­ментальностью, использованием гранитной облицовки и «рваной» поверх­ности каменной кладки. Он был особен­но популярен в строительстве зданий банков, символизируя консерватизм, на­дежность и устойчивость. Наиболее известными из таких построек были петербургские здания Азовско-Донского банка, построенного Ф.И.Лидвалем в 1907-1910 гг., и Русского торго­во-промышленного банка, созданного М.М.Перетятковичем в 1910-1915 гг.

Совершенно новых подходов к архитектуре требовало строительство сооружений, необходимость в которых возникла в связи с развитием промышленности: фабричные и заводские помещения, вокзалы, магазины и пр. Важным явлением в архитектуре 2 половины XIX в. было появление нового типа зданий – так называемых доходных домов, т.е. многоквартирных, как правило многоэтажных жилых построек, предназначенных для сдачи квартир в наем. Большое влияние на творчество архитекторов оказала возможность использования новых инженерных средств: металлических конструкций и железобетона, позволявших перекрывать без дополнительных подпорок большие площади, смелее моделировать распределение архитектурных масс и т.д.

1.     Русская художественная культура конца XIX – нач. ХХ вв. – М.: Просвещение, 1980.

2.     Кириллов В.В. Архитектура русского модерна. – М.: Искусство, 1979.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *