Архитектура 21 века – «Архитектура века. Архитектура модерна Архитектура модерна архитектурный стиль, получивший распространение в Европе в 1890-е 1910-е годы в рамках.». Скачать бесплатно и без регистрации.
Современность и архитектура: стили и направления
С давних времен, люди начали строить первые жилища исходя из функциональных потребностей постройки, ее необходимой прочности и наличия строительных материалов. Сегодня, посмотрев на любое здание, мы можем понять к какому архитектурному стилю оно относится и определить век постройки. Современная архитектура представляет собой разные виды строений и некоторые из них построены в определенном стиле.
Конструктивизм
Конструирование – один из приемов формообразования, характеризуется строгостью, и геометризмом объектов. Из этого приема и родился такой стиль как «конструктивизм», второе его название – функционализм.
Дома в стиле конструктивизма обычно не окрашены или выполнены в сером цвете. К этому стилю можно отнести унылые одинаковые многоэтажки, построенные 20 лет назад.
«Нельзя сказать, что исторические дома, построенные в эпоху конструктивизма, сейчас очень востребованы. Пик популярности этих квартир, если говорить о новом времени, был в 90-е годы, когда на рынке не было новых премиальных домов. И, по сути дела, из старого фонда квартиры в конструктивистских домах были одними из лучших и пользовались высоким спросом» – отмечает Дмитрий Халин, управляющий партнер Savills в России.
Каждый элемент такой постройки исполняет свою роль и занимает четкое положение в композиции пространства. Окна построек могут быть горизонтальными или вертикальными, а крыши плоскими. Данный стиль архитектуры часто используется для строительства административных зданий.
Здания в таком стиле можно возвести за минимальное количество времени и затрат за строительство, так как здесь отсутствуют лишние детали и декоративные элементы.
С течением времени именно конструктивизм дал начало популярным современным направлениям, таким как «хай-тек», «модернизм», «китч», «минимализм» и «органическая архитектура».
Хай-тек
Хай-тек в переводе с английского обозначает «высокие технологии». Этот стиль использует новейшие современные разработки и технологии, представляя собой стремление к комфорту и продуманности во всем.
Архитектурное направление появилось в конце 20 века и дало возможность использовать в строительстве необычные и футуристические формы. Сейчас хай-тек находится на пике популярности.
Ярким примером таких зданий можно назвать деловой центр «Москва-Сити».
«Говорим о современной архитектуре – подразумеваем деловой район «Москва-Сити». Самые высокие здания России видно почти из любой точки столицы. В проектировке большинства башен принимали участия западные звезды современной архитектуры. Это закономерно, ведь концепция высотных деловых кварталов сформировалась сначала в США и оттуда пришла в Европу» – отмечает директор по связям с общественностью «Метриум Групп» Елена Кудымова.
Здания в этом стиле в основном общественные, так как из-за своей высокой стоимости позволить себе построить такие дома могут только крупные фирмы. Множество деловых центров строится именно в этом стиле и состоит из стекла, пластика и металла.
«Действительных образцов хай-тека очень мало, это достаточно дорогие в реализации здания. Он применим в строительстве специальных проектов. Как стиль для городской застройки он вряд ли может быть эффективен. Жить в хай-теке — все равно что жить внутри айфона» – комментирует генеральный директор компании «Северин Проект» Александр Балабин.
Преобладающий цвет архитектуры в стиле хай-тек – cеребристо-металлический, а внутри помещения таких зданий просторные и светлые. Элементы постройки могут быть вынесены наружу и служить некоторым украшением постройки.
Модернизм
Термин «модерн» означает «новый». Стиль «модернизм» в архитектуре появился в начале нашего века и означает создание чего-то совершенного нового. Сооружения в таком стиле не отличаются чем-то изысканным, а наоборот лишены украшательств. Они построены из бетона или стекла, достаточно массивны и поражают свой оригинальностью.
«Этот стиль архитектуры по сути универсальный и вечный. Появившись в 20-е годы XX века в тесной связке с конструктивизмом это явление впитало в себя несколько этапов стремительного развития индустрии и архитектуры и со временем обрело свой высокий статус» – отмечает Александр Балабин.
В строительстве таких зданий используют современные строительные материалы и конструкции. Если посмотреть на здание снаружи, мы увидим лаконично слитые воедино, разнообразные геометрические формы конструкций. Иногда эти формы совершенно нетрадиционны и отражают богатую фантазию архитектора.
Среди цветов модернизма обычно преобладают светлые пастельные тона или металлические, которые напоминают о сегодняшнем времени скоростей, устремляя в будущее и меняя привычные стереотипы
Этот стиль – микс искусства с технологиями, изысканного – с функциональным. Каждая деталь постройки как игра света и тени, контраста формы и фактуры.
Китч
Китч – это сочетание не сочетаемого, возникшее в XIX веке. Дословно слово «китч» переводится как безвкусица и отрицает все каноны и предыдущие достижения искусства и культуры. Китч родился из-за любви к эпатажу и чрезмерной пресыщенности.
Целью строительства зданий в таком стиле является привлечение внимания. Наружная отделка похожа на случайное смешение всех архитектурных стилей в одном: здесь может уместится хай-тек с элементами модерна и быть дополнен яркой лепниной в стиле рококо.
«Китч хорош в качестве звонкого рекламного хода, но с архитектурной точки зрения ограничен в области эффективного и уместного применения в городском ландшафте» – прокомментировал Александр Балабин.
Здания в стиле китч могут быть форме предметов или продуктов, например, в виде пироженного или огромного чайника. Снаружи каждый квадратный метр такой постройки чем-то заполнен и украшен, мимо такой постройки сложно пройти и не задержать взгляд.
«Во многом архитектура определяет, в какой дом хочется вернуться, а в какой нет. В конченом счете, притягательность для потенциального покупателя, а значит и цена, квадратного метра зависит от таланта архитектора» – отмечает Елена Кудымова.
Цветовая гамма китч-зданий авангардно-кричащая, пестрит разными цветами и абсолютно беспорядочна.
Минимализм
Минимализм самый спокойный стиль архитектуры, его принцип: «меньше – значит больше». Оставлять самое лучшее и самое необходимое, ограничиваться малым, но уделять внимание качеству строительного материала.
Минимализм не всегда можно назвать определенным стилем, он является тенденцией и направлением в архитектуре, которое возникло в XX—XXI веках.
Для этого стиля присущи простота и элегантность, лаконичность структур и форм. Геометрические формы: круги, прямоугольники и прямые линии характерны в строительстве зданий в стиле минимализм. Для этого направления типична простота форм и высокая функциональность. Архитектура минимализма избегает декор и украшения и отдает предпочтение природным текстурам.
Цвета минимазма – это минимальное количество оттенков, цвета природной гаммы и чаще всего светлые. Важным элементом здания в таком стиле является его освещение, так как оно придает определенную игру структуры здания со светом. Материалы минимализма чаще всего натуральные – это мрамор, дерево, стекло, камень.
Органическая архитектура
Термин органическая архитектура впервые сформулирован в 20 веке. Органическая архитектура для создания архитектурных сооружений использует свойства природных материалов и их гармоничное размещение относительно окружающей среды.
Отличительная черта этого стиля — это непрерывный диалог с природой, так как здание всегда вписано в ландшафт. Органические сооружения всегда уникальны и не похожи друг на друга. Вместо архитектора форму здания, материалы для использования, цвет и фактуру диктует сама природа, ее рельеф и окружение. Чем больше неоднороден рельеф и чем больше он имеет наклонов, тем интереснее будет здание.
«Современные зодчие, создающие жилье, которое ориентированно на людей с высокой покупательной способностью, применяют самые дорогостоящие технологии и материалы, чтобы их постройки чем-то отличались от окружающих» – комментирует Елена Кудымова.
Еще один из принципов органической архитектуры – стремление к простоте геометрических форм и фасадов, здесь совершенно не уместен переизбыток декоративных элементов и излишек в цвете.
«Органическая архитектура сама по себе китч. На мой взгляд, она очень нерациональна и, к сожалению, на сегодняшний день никак не подкреплена технологиями» – отметил Александр Балабин.
Зданий в таком стиле из камня, кирпича или бетона не маскируются другими отделочными материалами, их обнажение создает естественный декоративный эффект.
Современная архитектура отличается свободой идей и решений. В настоящее время в ней нельзя найти определенные приоритетные направления. Все стили архитектуры развиваются параллельно и находят своих адептов. Главная особенность последних лет – отказ от прежних стилей, смешение стилей и поиск новых образов и материалов.
Светлана Корнюшина
Ещё больше полезной информации из мира недвижимости на нашем Youtube-канале Недвижимость+
Архитектура 21 века
Архитектура как и любое искусство меняется с течением времени, приобретает новые средства выражения, отбрасывает неактуальные особенности, постоянно трансформируется. Архитектура должна выполнять не только эстетическую функцию, но и учитывать все достижения науки и техники. И если технические новинки (строительные материалы, инженерное оборудование) частично находят свое применение в строительстве, то шаги в направлении современной архитектуры настолько робкие, что едва ли могут обратить на себя внимание.
Во времена советского союза народ не был избалован разнообразием в частной архитектуре. Жизнь отдельновзятого человека унифицировалась, любое отклонение от нормы мягко говоря не приветствовалось, все творческие процессы загонялись в рамки. Основные достижения советской архитектуры касались массового и монументального строительства. Рядовые же граждане не особо экспериментировали в частном домостроении, как по причине ограниченного разнообразия строительных материалов, так и в силу унифицированного мышления, культивируемого государством. Основным критерием в архитектуре для советского человека была практичность. Эстетические эксперименты отходили на второй план.
Следствием распада СССР стало открытие рынков и криминализация бизнеса. Начали массово появляться обеспеченные граждане, желающие подчеркнуть свой статус. Такими средствами самовыражения были автомобиль и дом. Поэтому, для того периода в архитектуре характерен спрос на большие размеры, дороговизну и вычурность. Архитектура становится инструментом для идентификации человека в обществе.
В XXI веке на первый план выходит комфорт и эстетичность. Важно, чтобы было не много, а удобно, не вычурно, а оригинально. Никто не гонится за размером. Необходимо, чтобы было достаточно! Сегодня мы живем в другой стране. И выросло новое поколение людей, имеющих потребность и, самое главное, возможность в адекватном самовыражении. Жизнь становится динамичнее, все стремительно развивается. Постоянное обновление предметов потребления вынуждает человека быстрее обучаться. Техника становится сложнее, поэтому все излишки дизайна отрезаются, чтобы повысить интуитивность её использования (вспомните Apple, Audi, Tesla и пр.). Такая же тенденция намечается и в архитектуре — увеличение практичности и упрощение форм.
Современная архитектура не связана никакими формальностями и ограничениями. Ослабевает влияние стереотипов и увеличивается спрос на уникальность. Но, все же, существуют некоторые характерные закономерности в архитектурном стиле XXI века.
1. Лаконичность форм. Стремление к упрощению и избавлению от излишеств. Никаких искусственных декоративных элементов (лепнина, резьба, ковка, орнамент и пр.). Все подчинено практичности и конструктивной обоснованности. Идеальная форма с точки зрения энергоэффективности, расхода строительного материала и внутренней компоновки пространства — шар. Но, столь революционный выбор для своего дома делают немногие. Из традиционных форм наиболее рациональная — куб. Вокруг нее и строится современная архитектура. Это может быть как отдельный объем, где выразительность достигается за счет применения различных материалов отделки, так и сочленение нескольких объемов разных размеров, где сама комбинация этих фигур выражает индивидуальность строения.
2. Преобладание линий. Современная архитектура богата горизонтальными линейными элементами и вертикалями. Пересечения линий, как правило, лишены плавных переходов, сглаживающих восприятие. Нарочитая угловатость как бы подчеркивает динамизм совремнной жизни. В зависимости от идеи архитектора, линия может как объединять отдельные части здания, за счет создания геометрической рифмы, так и разбивать поверхности и пространства, являясь границей между ними. Таким образом, в современном архитектурном стиле все подчинено линейному акценту.
3. Связь с природой. Сегодня человек предпочитает жизнь на природе городской квартире. Для него важно не просто географическая отстраненность от города или обособленность жилища, но и четкая ассоциация с природой. Именно поэтому все больше прослеживается интеграция архитектуры в природу. В идеале дом не должен становиться доминантой участка, он должен быть вписан в ландшафт. Это достигается за счет сокращения этажности и, как следствие, уменьшение акцента на доме. Также взаимодействие с природой достигается за счет повторения существующих на участке форм, линий и применения естественной отделки (дерево, камень). Наличие террасы и больших окон стирают границу между домом и окружающей средой, еще больше сближая человека с природой.
4. Преобладание содержания над формой. Если раньше сначала выбирали как дом должен выглядеть снаружи, а уже потом смотрели планировки, то сейчас архитектура отталкивается от назначения жилья. Важно понимать кто и в каком количестве будет жить в доме. Исходя из этого определяется минимальный набор помещений и компонуется внутреннее пространство. И уже под продуманное содержание «подтягивают» форму. Жилые помещения стараются расположить с одной стороны, которую ориентируют на юг. Все вспомогательные помещения размещают на северном направлении. Жилые помещения делают более светлыми, во вспомогательных минимизируют окна. Таким образом, содержание определяет форму.
5. Практичность. Не должно быть ничего лишнего, но должно быть все необходимое. Все пространство используется максимально эффективно. Никаких пустующих чердаков и подвалов, «работающее» подлестничное пространство, размеры помещений достаточные, а не большие. Наличие декоративных элементов обосновано их функциональностью (козырьки, свесы, ограждения). Набор помещений учитывает все потребности жильцов и особенности загородной жизни (кладовые, гардеробные, кабинеты, инженерные комнаты и пр.).
6. Применение натуральных материалов. Для отделки фасадов преимущественно используют натуральные материалы (дерево, камень) чтобы подчеркнуть взаимосвязь с природой и компенсировать неестественную строгость линий в оформлении. Общая тенденция на экологичность подталкивает применять и в скрытых от глаз конструкциях максимально натуральные компоненты.
7. Нацеленность на энергоэффективность. С каждым годом стоимость электроэнергии и газа возрастает и все более остро встает вопрос экономного использования ресурсов. В странах, не богатых запасами углеводородов, это уже давно нашло свое отражение в домостроении. Прежде всего, речь идет более скурпулезном подборе применяемых строительных материалов. Предпочтение отдается материалам с наилучшими теплотехническими характеристиками. Также, стараются максимально использовать солнечную энергию для отопления дома за счет правильной его ориентации относительно сторон света и рациональным объемно-планировочным решениям. И, наконец, применение разнообразных инженерных систем дома, призванных увеличить энергоэффективность, вынуждают архитекторов находить творческие решения для сохранения органичности восприятия всего дома.
В целом, современный архитектурный стиль можно охарактеризовать как минималистичный, практичный и натуральный.
10 архитекторов XXI века – MyWay
В январе нынешнего года вручена очередная Притцкеровская премия. Высокая награда дается каждый год одному архитектору и является аналогом нобелевки по литературе и «Оскара» в кино. В 2016-м ее получил чилиец Алехандро Аравена. MW вспомнил еще десяток архзвезд, которые удостоились этой премии за последние 15 лет.
2000
РЕМ КОЛХАС (НИДЕРЛАНДЫ)
Рем Колхас
Голландец, давно и очень уверенно обосновавшийся в Нью-Йорке, один из виднейших теоретиков и практиков современного урбанизма. Господин Колхас не скрывает, что большое влияние на него оказал русский авангард, оттого сотрудничество с российскими клиентами считает не авантюрой по срубанию бабла, а возвращением к истокам. Недавно он построил музей «Гараж» для меценатской пары Абрамович – Жукова в Парке Горького и искренне им гордится.
Здание музея «Гараж»
2001
ЖАК ХЕРЦОГ И ПЬЕР ДЕ МЕРОН (ШВЕЙЦАРИЯ)
Jacques Herzog&Pierre de Meuron
Архитектурное бюро Herzog & de Meuron давно стало символом европейского модернизма – его создатели специализируются на неожиданных, креативных формах, которые сразу впечатываются в память. Среди самых последних построек – пекинский стадион, созданный к Олимпиаде-2008 (немедленно получивший кличку «Гнездо»). Источник их вдохновения – лэнд-арт и галерейное искусство. Сейчас, по агентурным сведениям, дуэт активно проектирует для Сколково.
Пекинский стадион
Пекинский стадион
Пекинский стадион
2004
ЗАХА ХАДИД (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
Заха Хадид
Иранка, учившаяся и работающая в Лондоне, – первая женщина-архитектор, награжденная высокой премией. Церемония, кстати, проходила в Эрмитаже. Многие критики считают, что Заха Хадид не столько даже архитектор, сколько выдающийся художник и дизайнер. Каждый ее проект поражает пластикой и футуристическими скульптурными формами. Госпожа Хадид постоянно в топе «самых влиятельных» (а значит, и самых дорогих) людей мира. Среди последних творений – Центр Гейдара Алиева в Баку. В Москве с недавнего времени появилась хадидовская башня Dominion (новый бизнес-центр).
Комплекс Galaxy SOHO в Пекине
Комплекс Galaxy SOHO в Пекине
Комплекс Galaxy SOHO в Пекине
Центр Гейдара Алиева в Баку
2007
РИЧАРД РОДЖЕРС (ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)
Ричард Роджерс
Британец, обласканный всеми национальными и интернациональными наградами, считается одним из основоположников и пропагандистов стиля хай-тек. Вместе с Ренцо Пьяно он строил Центр Помпиду, ставший символом ХХ века. Роджерс досконально разбирается в коммуникациях и системах жизнеобеспечения. Его творения очень похожи на внутренности вскрытого компьютера – неслучайно сэру Роджерсу доверяют технологически очень сложные пространства вроде мадридского аэропорта или информационного центра Reuters в Лондоне.
Терминал аэропорта Барахас в Мадриде
Терминал аэропорта Барахас в Мадриде
Терминал аэропорта Барахас в Мадриде
2008
ЖАН НУВЕЛЬ (ФРАНЦИЯ)
Жан Нувель
Ценитель стекла и арабской вязи, Жан Нувель – один из самых изысканных, тонких и мультикультурных архитекторов современности. Стиль Нувеля узнается сразу, будь это Институт арабского мира в Париже или дизайн для упаковок шоколадок фабрики «Нестле». Это, как говорят критики, «поэтический хай-тек». Нувелевскую поэзию во всей красе в скором времени можно будет оценить в Абу-Даби, где он строит огромный филиал Лувра.
Институт арабского мира в Париже
Институт арабского мира в Париже
Здание Парижской филармонии
2009
ПЕТЕР ЦУМТОР (ШВЕЙЦАРИЯ)
Петер Цумтор
Скромный швейцарец считается одним из главных проводников экологической линии в современной архитектуре. Он старается выбирать исключительно натуральные материалы, не стоит небоскребов, благоустраивает дворы. На счету Цумтора не более десятка зданий, но каждое из них ценится, как бриллиант: и поныне остаются непревзойденным шедевром его термы в городе Вальс. Увы, один из главных проектов – Музей террора в Берлине (на месте гестапо) – так и остался незавершенным.
Капелла Св. Бенедикта
Музей Кунстхаус Брегенц
2010
КАДЗУО СЕДЗИМА И РЮЭ НИСИДЗАВА (ЯПОНИЯ)
Кадзуо Седзима и Рюэ Нисидзава
Имена основателей бюро SANAA стали широко известны после открытия нового здания Музея современного искусства в Нью-Йорке (МОМА). Их небоскреб, который кажется нагромождением неровно положенных друг на друга кубиков, оказался символом конца ХХ века – динамичного и непредсказуемого. Это типично «музейные» архитекторы, сочетающие японский минимализм и авангардную смелость в распределении цвета и объема. Строят они главным образом в Японии, но если попадете в Эссен, обязательно взгляните на Цоллферайн-хаус – их очень знаковый объект.
Цоллферайн-хаус в Эссене
Цоллферайн-хаус в Эссене
Цоллферайн-хаус в Эссене
Новый музей современного искусства в Нью-Йорке
Новый музей современного искусства в Нью-Йорке
Новый музей современного искусства в Нью-Йорке
2011
ЭДУАРДУ СОУТУ ДЕ МОУРА (ПОРТУГАЛИЯ)
ЭДУАРДУ СОУТУ ДЕ МОУРА
Еще один художник, работающий на стыке современности и традиций. Когда ему вручали премию, жюри говорило почти стихами, характеризуя работы Моура так: «мощь и сдержанность, бравада и нежность». В числе проектов Моура, упомянутых жюри, был стадион в португальском городе Брага, «встроенный» в скалу, а также здание Музея Паулы Рего – так называемого «Дома историй», одними из составных элементов которого являются две массивные пирамиды.
Дом Историй Паулы Рего от Эдуардо Соуто де Моура (Eduardo Souto de Moura). Кашкайш, Португалия
Дом Историй Паулы Рего от Эдуардо Соуто де Моура (Eduardo Souto de Moura). Кашкайш, Португалия
2012
ВАН ШУ (КИТАЙ)
Ван Шу
Было бы странно, если бы в притцкеровском списке не оказалось китайских архитекторов. Ведь именно в Китае сейчас кипит строительство, и архитектурная мысль бьет ключом. За связь китайской современности и традиции теперь отвечает Ван Шу. Каждое творение Шу – это парадоксальное сочетание традиционных материалов и старых технологий с ультрамодным минимализмом, идущим тоже от древности. Музей Нинбо (самое знаменитое его произведение) был построен из кирпичей от снесенных зданий. Ван является сторонником архитектурного наследия, он считает, что глобализация лишает города их собственного неповторимого облика.
Китайская академия искусств
Китайская академия искусств
Китайская академия искусств
2016
АЛЕХАНДРО АРАВЕНА (ЧИЛИ)
Алехандро Аравена
Свежий лауреат Притцкеровской премии – один из самых молодых в ее истории (ему нет и 50-ти, что почти нонсенс). Однако его слава сродни славе матери Терезы – он тоже защитник бедных простых людей. Аравена не стремится к миллионным контрактам, не пытается возвести самый высокий небоскреб в мире – он думает о том, как обеспечить качественным жильем вчерашних обитателей трущоб на латиноамериканском континенте. Его дома просты, конструктивны, но не лишены изящества – так, чтобы отсутствие огромных площадей не ущемляло жителей. Одним из самых оригинальных изобретений Аравены считается «устройство для сидения без стула» – посмотрите в Сети, вы поймете, насколько креативен чилиец.
Центр инноваций Католического университета Чили «Анаклето Анджелини
Центр инноваций Католического университета Чили «Анаклето Анджелини
Центр инноваций Католического университета Чили «Анаклето Анджелини
Центр инноваций Католического университета Чили «Анаклето Анджелини
Quinta Monroy Housing, 2004, Iquique, Chile by Elemental
Текст: Сергей Соловьев
Самые известные современные архитекторы мира – Москва 24, 20.12.2012
В начале декабря скончался выдающийся архитектор – Оскар Нимейер, ему было 104 года. M24 вспоминает Нимейера, а также других архитекторов, которые проектируют в настоящее время по всему миру.
Оскар Нимейер
Нимейер – известный латиноамериканский архитектор XX века, один из основателей современной школы бразильской архитектуры. За свою жизнь он построил более 400 зданий в 18 странах. Архитектор одним из первых начал использовать художественный потенциал железобетона и привнес в современную архитектуру пластику «свободного изгиба».
В числе его работ – музей современного искусства в Нитерое и Каракасе, здание издательства «Мондадори» в Милане, здание МИД Алжира, штаб-квартира компартии Франции в Париже. Последней работой мастера был проект нового здания ресторана «Поркан» в Рио-де-Жанейро.
Однако главным проектом жизни для Нимейера было строительство новой столицы Бразилии, города Бразилиа в конце 1950-х годов. Архитектор спроектировал все главные здания города, в том числе Дом правительства, Дворец Национального конгресса, здание кафедрального собора и многие другие. Оскар Нимейер ушел из жизни 5 декабря 2012 года
Кафедральный собор в Бразилиа. Фото: niemeyer.ru
Норман Фостер
Фостер – британский архитектор, лауреат Императорской и самой престижной премии в области архитектуры – Притцкеровской премии. Он является одним из самых востребованных архитекторов – его проекты реализуются по всему миру.
Сам Фостер называет своим кумиром архитектора и инженера Владимира Шухова, автора знаменитой башни на Шаболовке. В своих проектах Фостер широко использует шуховские сетчатые оболочки.
Самой известной постройкой Фостера является небоскреб Мэри-Экс в центре Лондона, построенный в форме огурца. В ней размещается главный офис швейцарской страховой компании Swiss Re.
У Фостера есть реализованные проекты в Астане – монумент Байтерек (2002), «Дворец Мира и Согласия» (2006) и торгово-развлекательный центр «Хан-Шатыр» (2011). Для Санкт-Петербурга бюро Фостера разработало проект реконструкции острова Новая Голландия и торгового комплекса Апраксин двор. А для московского Пушкинского музея архитектурное бюро британца разработало концепцию развития.
Небоскреб Мэри-Экс в Лондоне. Фото: www.fosterandpartners.com
Сантьяго Калатрава
Испанский архитектор и скульптор Сантьяго Калатрава является автором многих футуристических построек в разных странах мира. Архитектуру испанца можно назвать бионической, для нее характерны плавные формы, которые напоминают силуэты животных и растений.
Для построек архитектора характерны сложные скульптурные формы и смелые конструктивные решение.
Он является автором художественного музея в Милуоки (США), «Города науки и техники» в Валенсии, вокзала Льеж-Гийемен в Льеже (Бельгия), а также целой серии мостов, в том числе моста Сэмюэла Бэкетта в Дублине, моста Маргарет Хант Хилл в Далласе и моста Мира в Калгари (Канада).
«Город науки и техники» в Валенсии. Фото: calatrava.ru
Ренцо Пьяно
Итальянского архитектора Ренцо Пьяно считают родоначальником архитектурного стиля хай-тек, для которого характерны использование прямых линий и форм, широкое применение стекла, пластика, металла, демонстрация функциональных элементов: лифтов, лестниц, систем вентиляции, в том числе вынесение их на фасады зданий.
Все эти черты нашли свое отражение в главной постройке архитектора – Центре Помпиду в Париже (1977). Поначалу проект был встречен в штыки, но к 1990-м годам споры утихли, и Центр стал одной из главных достопримечательностей Парижа.
В 1980-е годы Пьяно разрабатывал масштабные проекты реконструкции промышленных зон Парижа, Милана и Турина. Спроектировал Культурный центр имени Жан-Мари Тжибау в Нумеа (Новая Каледония). В 1997 году построил здание для амстердамского музея NEMO. В 1995 году архитектор был удостоен Императорской премии, а в 1998 — Притцкеровской премии.
Центр Помпиду в Париже. Фото: www.rpbw.com
Рэм Колхас
Одним из основателей и теоретиком другого направления – деконструктивизма – является голландский архитектор Рэм Колхас. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложненность, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также активное вторжение в городскую среду.
Среди наиболее крупных проектов Колхаса: парк де ла Вилетт в Париже, музей Гуггенхайм-Эрмитаж в Лас-Вегасе, центральная библиотека Сиэтла, Дом музыки в Порту и Штаб-квартира CCTV (Центральное телевидение Китая).
Рем Колхас причастен и к ряду текущих проектов в Москве и Подмосковье, в частности, совместно с архитектурным бюро SANAA его студия разрабатывает входную зону в инноград Сколково. Кроме того, архитектор является автором концепции нового здания в Парке Горького, разработанной совместно с бюро OMA. Заслуги Колхаса перед архитектурным сообществом отмечены Притцкеровской премией.
Штаб-квартира CCTV в Китае. Фото: www.oma.eu
Заха Хадид
Еще одним представителем деконструктивизма, ученицей Колхаса и единственной женщиной – обладательницей Притцкровской премии является британский архитектор арабского происхождения Заха Хадид.
Хадид в своих проектах активно использует искаженную перспективу, выявляющую острые углы и кривые линии. Ее бюро участвовало в проектировании Центра современного искусства Розенталя в Цинциннати, Олимпийского водного центра в Лондоне, оперного театра в Гуанчжоу и здания музея наук в Риме.
Архитектор проектировала и для Москвы. Она работала над офисным зданием на Шарикоподшипниковской и спроектировала комплекс в Хорошево-Мневниках. Пока же единственным реализованным проектом Хадид является дом в Подмосковье.
Оперный театр в Гуанчжоу. Фото: www.zaha-hadid.com
Даниэль Либескинд
Либескинд привносит идеи деконструктивизма в Америку. В своем творчестве он соединяет архитектуру, философию и музыку. Для него музыка – органичная часть архитектоники сооружений. Причем музыкой он занимается профессионально – архитектор даже поставил оперу и сам дирижировал в Лейпцигской опере.
Самые известные постройки архитектора – это музеи, среди них: музей Феликса Нуссбаума в Оснабрюке, Еврейский музей в Берлине, имперский военный музей в Манчестере, Королевский музей Онтарио в Торонто и Еврейские музей в Сан-Франциско. Также он является архитектором жилого комплекса Keppel Bay в Сингапуре.
Keppel Bay в Сингапуре. Фото: http://daniel-libeskind.com
Жан Нувель
Нувель – знаменитый французский архитектор, лауреат Притцкеровской премии 2008 года. Он является, пожалуй, одним и самых многогранных архитекторов. В его послужном списке есть постройки, стилизованные под классику, и ультрасовременные высотные здания, и постройки с озелененными фасадами. Кроме того, он легко использует различные цвета и материалы.
Свой прорыв в архитектуре Нувель осуществил в совместной работе с архитектурным бюро Architecture Studio над проектом здания Института арабского мира в Париже. Дальнейшими значимыми работами стали Оперный театр в Лионе, универмаг Galeries Lafayette в Берлине, Культурно-общественный центр в Люцерне, а также выставочный комплекс «Монолит», плававший по озеру Муртензее во время выставки EXPO-2002.
К недавним проектам Нувеля относятся башня Торре Агбар в Барселоне, реконструкция Музея королевы Софии в Мадриде и музей Гуггенхайма в Токио.
Фото: www.jeannouvel.com
Алваро Сиза Виэйра
Для португальского архитектора Алваро Сиза характерна сдержанная и вдумчивая архитектура, прекрасно вписанная в окружающий ландшафт.
За годы работы архитектор реализовал более 140 проектов. Среди них: жилой квартал Малагьера в Эвора, (Португалия), Архитектурный факультет в Порто, жилой район Шиаду в Лиссабоне, музей современного искусства Серральвес в Порто, галерея Серпантин в Лондоне, район Схильдерсвик в Гааге, жилой дом Bonjour Tristesse в Берлине, офис компании «Витра» в Вайль-на-Рейне в Германии и другие.
Алваро Сиза является лауреатом Притцкеровской премии, лауреатом золотой медали Королевского Института Британских архитекторов, а также лауреатом Золотого льва — высшей премии Биеннале в Венеции и ряда других наград в Европе и Америке.
Музей современного искусства Серральвес в Порто. Фото: alvarosizavieira.com
Марио Ботта
Ботта – швейцарский архитектор. Для его построек характерны четкие, брутальные формы. Значительное влияние на его творчество оказал Ле Корбюзье, с которым Ботта был знаком.
Расцвет творчества Ботты приходится на рубеж 20 и 21 веков. В это время он создает многие культовые и культурные сооружения, свободно смешивая традиции античной и средневековой архитектуры с современными формами. Ботта является автором музея в Сан-Франциско, Базеле и Роверето, синагоги в Тель-Авиве, библиотеки в Дортмунде и Бергамо, а также церкви и часовни в Монте-Тамаро и Моньо.
Kyobo Tower в Сеуле. Фото: www.botta.ch
Софья Кондрашина
Шедевры современной архитектуры


Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Самые оригинальные здания, созданные за несколько последних десятилетий.
Когда Фридрих Шеллинг говорил: «Архитектура — это застывшая музыка», едва ли он мог хотя бы предположить, что в XX и XXI веках к его высказыванию прибавят скептическое «застывшая от ужаса» и «онемевшая в беззвучном крике». Можно бесконечно долго рассуждать о том, находится современная архитектура в состоянии упадка или подъема, но все же необходимо признать: в мире есть немало сооружений, которые способны одним своим видом вызывать целую бурю эмоций. Некоторые из них созданы архитекторами с мировыми именами, некоторые — талантливыми самоучками, одни вызывают шок, удивление, другие — улыбку, третьи — восхищение, главное — они никого не оставляют равнодушным.
Сегодня, во Всемирный день архитектуры, AdMe.ru собрал фотографии зданий, в облике которых музыка звучит особенно громко.
Зеленая цитадель (Магдебург, Германия, архитектор Фриденсрайх Хундертвассер)
Танцующий дом (Прага, Чехия, архитектор Фрэнк Гери)
Кубические дома (Роттердам, Нидерланды, архитектор Пит Блом)
Мусоросжигательный завод Шпиттелау (Вена, Австрия, архитектор Фриденсрайх Хундертвассер)
Часовня в скале (Седона, США, архитектор Маргарита Бринсвиг Штауде)
Библиотека Луи Нюсера (Ницца, Франция, архитекторы Ив Байяр и Франсис Шапю)
Музей Гуггенхайма (Бильбао, Испания, архитектор Фрэнк Гери)
Мормонский храм (Индепенденс, Миссури, США, архитектор Джио Обата)
Современная архитектура России: стили, новые тенденции
Архитектура отражает мироощущение определенного временного периода. Поэтому многие исторические эпохи связаны с появлением новых стилей и направлений в зодчестве. Современный этап развития архитектуры характеризуется многообразием и эклектичностью. Однако в общепринятом представлении зодчество XXI века – это стекло, бетон, минимализм и хай-тек. Мы изложили материал о современной архитектуре России, ее особенностях и стилях.

Проблемы периодизации
Понятие современности растяжимое, кто-то считает, что весь XX век – это уже «наше время», кто-то сильно сокращает этот промежуток. В целом исследователи начинают отмерять новый период в развитии архитектуры в связи со сменой стилевой парадигмы. Отправной точкой здесь служит развитие модернизма в архитектуре. Это направление ознаменовало собой XX век, но к 70-80-м годам он себя исчерпал, тогда на смену приходят новые стили. Поэтому современная архитектура – это зодчество последней четверти XX века и начала XXI века. В России эта периодизация претерпевает определенные корректировки. Так как в нашей стране не развитие модернизма сыграло важную роль в становлении архитектуры, а социально-политические процессы. Уже сложилась традиция считать, что современная архитектура России начинается с момента распада Советского Союза.

Стили
Современное зодчество существует в диалоге с модернизмом. Считается, что есть два больших направления: это неомодернизм или поздний модернизм, который стремится развить принципы этого направления, и постмодернизм, который направлен на переосмысление нового времени и переработку принципов модернизма. Так как модернизм в целом был глобалистским течением, то современная архитектура во многом утрачивала национальные черты. Но не всех зодчих это устраивало. В результате появилось еще одно направление, получившее название регионализм. Он стремится соединить современные архитектурные принципы с национальными традициями. Однако все эти направления имеют скорее идеологические различия, чем формальные. Поэтому искусствоведы и исследователи говорят о таких стилях, как хай-тек в архитектуре, конструктивизм, минимализм, органическая или эко архитектура, деконструктивизм, китч. Особенности современного состояния зодчества заключаются в том, что творцы могут обращаться и к стилям прошлого, обыгрывая и переосмысляя их.

Тенденции
Разнообразие и прорыв в развитии строительных технологий приводят к тому, что архитектура 21 века не укладывается в единые рамки. Она многолика и тенденции в ней разнонаправленные. Но все-таки есть устойчивые векторы ее развития. Первым таким направлением является рост функциональности. Современный человек хочет жить не только в красивом, но и обязательно удобном здании. Еще одним важным трендом является обязательное гармоничное сочетание здания с окружающим ландшафтом. Кроме того, здания должны быть энергосберегающими, экологичными. Таким образом, главные тренды связаны не с формой, а с функциями. Но есть и собственно архитектурные тенденции. В первую очередь это устремление вверх — высотное строительство во всем мире набирает популярность. Еще один тренд – это простота. Чистая геометрия линий, конструктивность, лаконичность – всего этого достаточно, чтобы создать современное здание. Архитектура должна сохранять воздух и свет – это еще одна важнейшая тенденция современного зодчества.

Российская реальность
После перестройки в России начинается строительный бум. И архитекторы вместе с заказчиками решили срочно воплотить все мечты. Этот период характеризуется дикими архитектурными и градостроительными решениями. Позже страна начинает искать свое место в мировом зодчестве, примеряет к себе мировые тенденции. Но до конца проблемы 90-х годов современная архитектура России не преодолела. Все еще в городах страны строят много зданий, не соответствующих никаким актуальным трендам. Новые дома часто плохо сочетаются с существующим городским окружением, не отвечают требованиям энергосбережения. Основная проблема российской архитектуры – это низкое качество образования. Учебные программы в профильных вузах отстают от реальности на 5, а то и 10 лет. Поэтому в Россию часто приглашают зарубежных архитекторов. Они, конечно, привносят свежую струю в отрасль, но чаще всего привозят проекты, которые не создавались специально для российских городов, а просто не были реализованы в других местах. Это разрушает национальные архитектурные традиции, делает города одинаковыми, безликими.
Авторская и типовая архитектура
В России, как и во всем мире, складываются две архитектурные сферы. Это авторская застройка, в этом случае архитекторы создают авторские проекты для конкретных мест и заказчиков. Такие работы представляют на конкурсах, в них творцы могут реализовать свои творческие задумки. И типовая застройка, когда авторы создают универсальный проект без привязки к месту. Главное в таких проектах соблюсти все технические и функциональные требования. Второй вид зодчества в советское время был совершенно лишен творческого начала, сегодня картина начинает меняться. Архитектура типового жилья в современной России сегодня становится комплексной. Часто у автора нет возможности просто проектировать дом, он должен продумывать весь комплекс инфраструктуры вокруг: парковку, благоустройство территории, социальные объекты. Зодчие предлагают решения, которые отвечают требованиям времени. Массовое жилье теперь тоже должно быть не только функциональным, но и красивым.

Стили российской архитектуры
Зодчие России всегда стремились сохранять свою национальную специфику. Но XX век был веком глобализации, и региональные особенности уходили на второй план либо вообще исчезали. Но современный этап развития архитектуры вновь делает актуальными индивидуальные черты зданий. Зодчие стремятся создавать заметные, запоминающиеся дома. При этом они используют разные решения. Сегодня можно говорить, что стили современной архитектуры в России в целом укладываются в мировые тенденции. Но общество в целом отрицательно относится к появлению в старых частях городов ультрасовременных зданий. Примером может послужить общественная ситуация, складывавшаяся вокруг Охта-центра в Петербурге, который должен был нарушить историческую перспективу города. Поэтому сегодня в России сосуществуют новейшие стили: хай-тек, минимализм, деконструктивизм, и исторические, «большие» стили: классицизм, ар-деко и другие. Хотя эти стили все-таки уже не являются чистыми, а становятся базой для осмысления и игры архитекторов. Поэтому основной стиль российской архитектуры – это эклектика.

Тенденции развития российской архитектуры
Исследователи подтверждают, что в отечественном зодчестве есть две тенденции. С одной стороны, архитекторы равняются на Запад и черпают оттуда идеи для вдохновения. С другой, стараются продолжать традиции русской зодчества, сохранять привычные национальные приемы и формы. Также специалисты отмечают такие тенденции современной архитектуры России, как рост высотности. Теперь уже никого не удивляют 25-этажные дома, которые еще недавно воспринимались как небоскребы, которым не место в российских городах. Особая тенденция отечественного зодчества – это боязнь ультрасовременных форм, заказчики не готовы вкладывать большие деньги в авангардную архитектуру. Например, знаменитый новатор сэр Норман Фостер спроектировал для российских заказчиков более 10 зданий, но реализовать ни одного не удалось. Сегодня только современная архитектура Москвы понемногу начинает приближаться к мировым стандартам и трендам, но все равно еще в совсем небольших объемах.

Российские авторы
Сегодня в отечественной архитектуре немало имен, которые хорошо известны специалистам по конкурсам и выставкам. Но обычные люди вряд ли назовут хотя бы одного современного российского автора. А архитектуру 21 века делать молодым. К их числу относятся:
- Александр Цимайло и Николай Ляшенко, работающие в собственном бюро. На их счету несколько частных домов в современном стиле и здание «Ордынского тупика» в Москве.
- Николай Белоусов, архитектор, работающий с деревом и сохраняющий традиции национального зодчества.
- Александр Гликман, который сочетает принципы палладианской архитектуры с современными тенденциями.
- Дмитрий Долгой, представитель стиля ар-деко. Он работает только с жилой архитектурой и создает полностью авторские проекты.
Кроме этого, молодого поколения отечественную архитектуру продолжают создавать такие классики, как Юрий Григорян, Евгений Асс, Алексей Муратов, Михаил Хазанов и другие.
Зарубежные архитекторы в России
Еще с древних времен на Руси была традиция приглашать иностранных зодчих для возведения различных сооружений. Мы помним, что немало зданий, которым мы гордимся как русским наследием были возведены иностранцами. Поэтому и современная архитектура России не обходится без «варягов». Самыми заметными иностранными зодчими современности стали:
- Заха Хадид, ее бюро реализует сейчас проект застройки Рублево-Архангельского;
- английское бюро LDA создали проект застройки острова Октябрьский в Калининграде;
- испанец Рикардо Бофилл выиграл конкурс на реновацию проспекта Вернадского в Москве.
Столичная и региональная архитектура
Сегодня современная архитектура – это выбор больших, богатых городов страны. Причина заключается в том, что обычно для реализации проектов в современных стилях нужна смелость и большие бюджеты, а у провинциальных городов чаще всего нет ни того, ни другого. Показательным является проект «Москва-сити», который не потянул бы ни один другой город. Поэтому современная архитектура городов России – это либо однообразные типовые проекты, либо что-то в традиционных стилях.
Неофутуризм в архитектуре 21-го века
В начале ХХ века в Италии появилось новое художественное течение – футуризм. На его основе и как составная часть возникло новое направление в архитектуре и дизайне – футуристическая архитектура, характеризующаяся протяженными динамическими линиями, антиисторизмом, выражающая скорость и срочность. Неофутуризм в архитектуре, возникший в 60-х/70-х годах прошлого столетия, стал активно использовать эстетику космической эры. Сегодня мы наблюдаем очередное возрождение футуристической архитектуры на основе современных технологий строительства. Предлагаем посмотреть на несколько впечатляющих примеров и достижений современных архитекторов и строителей.
Можно сказать, что научно-фантастический стиль строений архитектора Заха Хадид установил ориентир для футуризма XXI века в архитектуре. На фото – музей современного искусства, строящийся в настоящее время в Кальяри, Сардиния, Италия.
По всему острову Сардиния расположены нураги – массивные смотровые башни, наследие загадочной цивилизации, построенные за несколько тысяч лет до нашей эры. В Кальяри решили основать музей, совмещающий древнюю культуру нурагов и современное искусство. Проект Захи Хадид, объединяющий прошлое и настоящее, выполненный в футуристическом стиле был признан лучшим.
Почти завершено строительство башни Agora Garden Tower в Тайбэе, Тайвань. Автор современного небоскреба, известный бельгийский архитектор Винсент Каллебаут (Vincent Callebaut), был вдохновлен завихрениями человеческой ДНК, которые он и выразил в необычном здании.
Здание оперного театра Harbin Opera House в китайском городе Харбин выглядит как инопланетный космический корабль, но тем не менее плавно и естественно сливается с окружающей природой. Архитекторы фирмы MAD Architects отмечают, что при разработке футуристического здания были учтены природные условия и холодный климат города.
Кунстхаус Грац (Kunsthaus Graz) – музей современного искусства в Граце, Австрия. Проект здания разработан архитекторами Питером Куком и Колином Фурнье. Инновационные идеи и технологии объединили железобетонный каркас и фасад из синих пластиковых панелей, а флуоресцентные кольца образуют световую медиаинсталяцию.
Еще один пример шикарного современного футуристического дизайна в архитектуре в – Cybertecture Egg, расположенное в Мумбае, Индия. Китайская студия James Law Cybertecture International создала уникальное здание как отдельную планету – с собственной экосистемой, растениями и животными, объединенными концепцией «умный дом» с комплексным мониторингом здоровья «населения» этой планеты.
Для офиса центрального телевидения Китая в Пекине – невообразимо ультрасовременный небоскреб. Кольцеобразная структура с пустой центральной частью состоит из пяти горизонтальных и вертикальных секций. Авторы уникальной конструкции– известная международная студия OMA.
Здание музея Ordos museum, как архитектурный шедевр студии MAD Architects, можно смело рассматривать как один из знаковых объектов планеты. Расположенный на вершине небольшого холма в Ордосе (Внутренняя Монголия, Китай) он представляет собой поистине фантастическое зрелище недалеко от пустыни Гоби.
По материалам NewAtlas