Архитектура арка – Арабо-мусульманская архитектура. Арки — обязательный элемент исламской архитектуры

Архитектурные арки

Арки определяют готическую архитектуру портала.

Архитектура арки основана на конструкции, когда камень выкладывают по дуге, соединяющей опоры или части стены, соединяясь в центре. Центральный элемент арки, венчающий ее подъем, называют замковым камнем (ссылка на будущую статью в словаре). Архитектурные арки строились еще шумерами, которые вручную лепили трапециевидный кирпич-сырец из смеси глины и соломенной трухи. Древние греки практически не возводили арочные конструкции. Римляне, в отличие от греков, возводили мосты, виадуки, подземные сооружения, используя арочную систему, перераспределяющую вертикальную нагрузку и облегчающую давление на опоры. В декоре арки использовали нечетное количество камней или кирпичей, наверху арку венчал замковый камень, который обычно имел клинообразный вид и нередко украшался скульптурным декором.

Замковый камень над аркой Януса на Велабре. 4 в. н. э., Термы Траяна.

Римляне использовали в архитектуре арки полуциркульную форму и совмещали ее с элементами ордерной системы. Арочная система была использована при возведении мощного купола Пантеона и при строительстве Колизея с трехъярусными аркадами, на вилле Тиволи императора Адриана.

Полукруглые арки Колизея. Рим.

Римляне водрузили арку на столбы, сделав их символом парадного входа и триумфа. Отчасти на такой символизм архитектурной арки римлян подвигли руины Хаттусаса — столицы хеттского царства на Анатолийском полуострове. Триумфальные арки возводили в Риме, Африке, Испании, Сирии, Афинах — на всей территории, занятой империей. Арки мостов, построенные еще во времена Римской империи, действуют до сих пор (мост Фабриция в Риме, соединяющему берег Тибра с островом посредине реки, мост Лацера в Испании, Гардский мост над долиной реки Гардон). Полукруглую арку заимствовали строители романского периода, затем она вновь вернулась в эпоху Ренессанса и использовалась в стиле классицизм (арка Дворцовой площади архитектора К. Росси). Арки украшали входы в соборы, образуя величественные порталы, иногда за счет нескольких арок, уменьшающихся в размерах, создавали впечатление уходящего в перспективу входа. Архитектурные арки использовались в дворах-клуатрах во времена готики, при строительстве палаццо во времена Ренессанса, французских шато (например, замок Шамбор по эскизам Леонардо да Винчи).

Замок Шамбор с арками на нижнем уровне фасада.

Архитекторы Востока использовали арку, создав всевозможные ее разновидности. Сначала восточные зодчие использовали полукруглую архитектурную арку, затем стали создавать такую арку, чередуя светлые и темные камни. Затем путем геометрических построений была создана стрельчатая арка, используемая до сих пор в восточных постройках. В Ираке (Самарре) создали многолопастную арку — окна, украшенные такими арками украсили мечеть аль-Мутаваккиль (848 и 849 гг.) Многопластные арки были популярны позже в Северной Африке и Андалусии. С 10 в. многолопастные арки появились и на храмах Европы. Особенно популярными были арки в виде трилистника. В Испании, некогда завоеванной мавританами, был создан гибрид из полукруглой и стрельчатой арки — подковообразная арка. Такие арки появились при строительстве соборной мечети Кордовы (начало строительства 756 г.) Подковообразная архитектура арки использовалась не только в Испании, но и в других регионах Европы.

Венецианские подковообразные арки на жилых домах.

В 11-12 в. стрельчатая арка получила распространение в Европе после крестовых походов. Такой тип архитектурной арки украсил ратуши, церкви, некоторые общественные здания.

Стрельчатые арки готического собора в Эксетере. 1050 г.

В готических храмах Европы использовались килевидные арки — в виде двух букв «S». Особенно часто они встречались в строительстве 16 в. в Венеции, храмах Франции и Англии. Лучковая архитектурная арка украшала оконные проемы еще в Древнем Риме, она принимала форму дуги. Из примеров архитектуры арки лучковой можно привести Мясной мост в Нюрнберге.

Лучковая арка Мясного моста в Нюрнберге.

Зодчие Ренессанса вернули славу полуциркульной арке. Примером может служить Воспитательный дом во Флоренции архитектора Брунеллески. Такие арки использовались в стилях барокко, классицизм, ампир. С приходом в моду эклектических нео-стилей и модерна в архитектуре стали использоваться самые разнообразные формы арок. Один из приемов использования архитектуры арки — устраивать ее на плоскости стен для увеличения их прочности и перераспределения нагрузки, эти элементы называются слепыми арками. Такие арки создавались в разные исторические периоды вплоть до современности. Функциональные арки работают на сжатие, испытывая касательное механическое напряжение. В современном строительстве не только создают архитектурные арки, подражающие известным образцам исторических сооружений, но и используют декоративные элементы, имитирующие функции поддержки. Для этого подходят арки из полиуретана, которые располагают над оконными и дверными проемами, оформляют архитектурные элементы сооружения.

Полиуретановые арки, оформляющие окна и двери дома в стиле модерн.

Здание ЗАГСа, арка в стиле модерн обрамляет входную группы.

На нашем сайте в каталоге можно подобрать декоративные элементы арки в соответствии со стилем фасада. Полиуретан позволит декору арки служить долго, так как материал устойчив к внешним воздействиям. При помощи окраски можно создать эффект мрамора, гранита, гипса или бетона, что поддержит исторический стиль здания.

Автор текста: М. Костин

Полезные ссылки:

Индивидуальный заказ

Готовые комплекты декора

Монтаж

Арки из старинных архитектурных альбомов

Арки с колоннами — архитектурные элементы, которые использовались в строительстве задолго до нашей эры. Народы античности применяли эти элементы при строительстве храмов, дворцов, мостов, виадуков. Арки, являющиеся криволинейным перекрытием между опорами или стенного проема, встречались в архитектуре Древнего Рима и Древнего Востока. Этот элемент был призван перераспределить нагрузку перекрытия (распор), снизив вертикальную реакцию опор, оказывающее давление на фундамент. Чем выше подъем арки, тем меньше ее распор. Рассмотрим использование этого элемента в архитектуре разного исторического периода. Если зодчие Древнего Египта и Греции создавали горизонтальные перемычки, то уже древние римляне, позаимствовавшие арочную систему у этрусков, стали сочетать арки с колоннами, создавая полукруглые перемычки. Арочные конструкции в сочетании с колоннами были характерным элементом древнеримской архитектуры. Популярными стали аркады: ряды арок, которые опираются на колонны. Таким образом строились открытые галереи, многоярусные мосты, амфитеатры.

Примером может служить Колизей — трехъярусное арочное сооружение Арочное перекрытие стало основным элементом триумфальных римских арок. Снижение горизонтального распора достигалось опорой на стены или контрфорсы. Арочные мосты, акведуки опирались на укрепленные берега. Римляне использовали в основном полуциркульные конструкции, позже архитекторы, создавая культовые сооружения и дворцы, использовали новые формы арок: стрельчатые, килевидные, многопластные, подковообразные и другие. Полуциркульные арки У полуциркульных арок, используемых в Древнем Риме, дуга описана полуокружностью. Декор арки на фото демонстрирует полуциркульную конструкцию.

Подковообразные арки

Подковообразные арки были изображены в рукописях «Beatus of Lebana» Магинса, работавшим на строительстве монастыря Сан-Мигель-де-Эскалада, недалеко от Леонас. Монастырь имел элементы мавританского стиля и было построено монахами, прибывшими из Кордовы в 913 году н.э.

Подковообразные арки символизировали в исламской культуре святость, такие арки использовались в мечети Кордовы (756 -796 гг.), отсюда, по мнению некоторых исследователей, она распространилась в Испании зодчими из Андалусии. Такого типа арки имеют повышенный центр построения. Подковообразная арка использовалась в железнодорожной станции в Ливерпуле и Манчестере (проект Джона Фостера. 1830 г.) Такого типа арка присутствует на парадных воротах синагоги Читхам Хилл в Манчестере (1870 г.) Эллиптические арки Эллиптическая арка имеет форму эллипса, заключенной между двумя максимально удаленными точками этой фигуры. Эллиптическое перекрытие и декор арки на фото.

Стрельчатые арки

У стрельчатых арок давление сосредотачивается в узкой вертикальной области, поддержанной контрфорсом. Уменьшалось давление на фундамент. Эта особенность позволяла облегчить стены и использовать арки на разных этажах. Стрельчатая арка стала основным элементом готического стиля. Примером использования стрельчатых арок является аббатство Монтекассино (1071 год), церковь Клюни 1088 г, аббатство Болтон (Британия. 12 в.) Стрельчатые арки использовались и в архитектуре Египта (мечеть Ибн-Тулун в Каире). Кладка стрельчатого перекрытия и декор арки на фото.

Многолопастные арки

Многолопастная арка появилась на окнах мечети аль-Мутаваккиль (848 — 849 гг. в Самарре), которые были соединены пятилопастными декоративными формами арок. Популярной такая арка стала в Северной Африке и Андалусии. Многолопастная арка с 10 в. стала использоваться в Европе. Особенно популярной стала арка в форме трилистника — символ Троицы в христианстве. Арка в форме трилистника характерна для эпохи готики.

Килевидные арки

В поздней готике в 16 в. в архитектуре Венеции, Англии, Франции использовалась килевидная арка — разновидность стрельчатой арки. Килевидная арка нередко использовалась в зодчестве Древней Индии. Параболические арки Наибольшая прочность у параболических арок. Параболические арки силы распора передают на опорные стены практически полностью, и это обеспечивает их крепость. Пример параболической конструкции и готический декор арки на фото.

Существуют арки «слепые», они укрепляют стены. Слепая арка укрепляет стену над настоящими арочными перекрытиями.

В современном строительстве арки часто не являются несущими элементами и играют только декоративную роль, поддерживая стиль фасада или интерьера. Декоративные арочные конструкции создают из современных материалов, прочных, устойчивых к влаге, удобные в монтаже, как, например, полиуретана. Можно выбрать декоративные арки по фото в буклете. Декоративная арка из полиуретана.

Арка с колоннами в интерьере или в оформлении фасада поможет придать зданию определенный исторический облик.

Древние элементы исламской архитектуры, существующие по сей день

Исламская архитектура является одной из самых знаменитых архитектурных традиций в мире. Эта архитектурная традиция, получившая известность благодаря сияющим цветам, богатым узорам и симметричным силуэтам, обрела популярность в мусульманском мире уже в VII веке. Хотя исламская архитектура включает в себя несколько стилей, которые разнятся в зависимости от стран и континентов, некоторые ее элементы являются общими и распространены повсеместно.


Исламскую архитектуру сегодня можно увидеть по всему миру. В результате активной миграции мусульман, исламские мечети можно встретить и в странах, в которых исламская традиция не имеет устойчивых корней. И хотя исламский архитектурный стиль очень часто ассоциируется именно с мечетью, его можно увидеть и в других зданиях, от дворцов и общественных зданий до гробниц и крепостей. Однако, как в религиозном, так и в светском виде, великолепному исламскому стилю присущи некоторые общие характеристики.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Источник: Lkadi Adil via Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0

Отличительные элементы:

Минареты

Минарет представляет собой шпиль или башенное сооружение с небольшими окнами и лестницей внутри. Он является одним из старейших элементов исламской архитектуры и имеется в большинстве мечетей. С нее муэдзин призывает верующих на молитву. Это происходит пять раз в день: на рассвете, в полдень, в середине дня, на закате и ночью.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Минарет на закате / Источник: photo desig via Shutterstock

Начиная с XI века, некоторые мечети оснащались более чем одним минаретом. Это указывало на то, что мечеть была основана султаном.

 

Купола

Как и во многих архитектурных традициях, например, византийской, в исламской архитектуре также имеются купола.

Впервые этот архитектурный элемент появился в Куполе Скалы, святилище VII века, расположенном на Храмовой горе в Иерусалиме. Это восьмиугольное здание, на архитектуру которого оказал влияние византийский стиль, увенчано деревянным куполом, который был покрыт золотом в XVI веке. В отличие от большинства исламских куполов, которые опираются на паруса, купол этой мечети установлен на барабане, поддерживаемом 16 опорами и колоннами.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Мечеть Купол Скалы в Иерусалиме / Источник: Bibiana Castagna via Shutterstock

Паруса (пандативы) – конические конструкции, с помощью которых осуществляется переход от квадратного подкупольного пространства к купольному перекрытию или его барабану. В исламской архитектуре паруса часто украшаются изразцами или мукарнасами – одним из видов скульптурного декора.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Источник: Bjørn Christian Tørrissen via Wikimedia Commons CC BY-SA 3.0

Сотовые своды – мукарнас

Из-за их внешнего вида мукарнасы сравнивают со сталактитами или сотами. Этот уникальный элемент украшает купола, паруса и своды, и создает великолепный контраст с окружающими изразцами.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Мукарнас / Источник: Mostafameraji via Wikimedia Commons CC BY-SA 4.0

Арки

Еще одним атрибутом исламской архитектуры является арка. Существуют 4 основных типа исламских арок: стрельчатая, килевидная, подковообразная и многолопастная.

Стрельчатая арка имеет округлую форму с конической вершиной. Этот тип арки со временем стал важным элементом готической архитектуры.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Стрельчатая арка / Источник: LeCaire via Wikimedia Commons Public Domain

Килевидная арка похожа на стрельчатую арку. Однако ее закругление образуется в форме двух S-образных линий.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Килевидная арка / Источник: BazaNews via Wikimedia Commons CC BY-SA 3.0

Подковообразная арка (или арка в форме замочной скважины) связана с мавританской архитектурой. Ее шелыга может быть округлой или стрельчатой.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Подковообразная арка / Источник: Citizen59 via Wikimedia Commons GNU Free Documentation License

Как и подковообразная арка многолопастная арка характерна для мавританской архитектуры. Особенностью этой арки является наличие множественных лопастей или «листьев», образующих зубчатую форму.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Многолопастная арка / Источник: Escarlati via Wikimedia Commons Public Domain

Декоративные элементы

Помимо основных элементов исламская архитектура включает в себя элементы орнамента. Сюда относятся драгоценные изразцы, оформленные в геометрическую мозаику, узорчатая кирпичная кладка, калейдоскопические камни, а также изысканные каллиграфические украшения.

Islamic Architecture Islamic Mosque Art

Интерьер Голубой мечети в Стамбуле / Источник: dade72 via Shutterstock)

Наряду с монументальными куполами, завораживающими сотовыми сводами мукарнаса и уникальными арками, эти привлекательные украшения демонстрируют трансцендентную природу исламской архитектурной традиции.

Келли Ричман-Абду / mymodernmet.com

Стрельчатая арка — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Стрельчатая или ломаная арка — разновидность архитектурной арки, представляющая собой фигуру из двух полукруглых арок, пересекающихся под некоторым углом (имеющая оживальную форму). Является одним из характерных строительных приёмов готической архитектуры.

Зарождение стрельчатой арки относится к VI веку, когда её постепенно начали применять на основе специальных расчётов в архитектуре Каира. С VII века стрельчатая арка использовалась архитекторами Александрии. Расчёты первоначально производились на основании треугольника, извлекаемого на диагонали пирамиды с квадратным основанием, в которой вертикальная плоскость, опущенная из вершины параллельно стороне основания, создаёт равносторонний треугольник[1].

В архитектуре восточных стран и Византии полуциркульные и стрельчатые арки использовались одновременно, при этом стрельчатая чаще применялась в архитектуре Каира и в Персии. На ломаных арках здесь возводили паруса и сфероидальные тромпы. Государства крестоносцев, возникшие в начале XII века на территории Леванта, начали применять распространённые здесь ломаные арки в архитектуре своих строений. Тогда же произошло и заимствование стрельчатой формы арки европейскими, прежде всего, французскими архитекторами, ставшее результатом развития паломничества к восточным святыням и осуществления первых крестовых походов. Считается, что первыми позаимствовали и применили стрельчатую арку зодчие Клюнийского аббатства, создавшие свою архитектурную школу[2][3].

Заимствование стрельчатой арки произошло в рамках господствовавшей в Европе романской архитектуры, поэтому форма ломаных арок появляется здесь ещё в составе романских по стилю строений. Как писал Огюст Шуази, «начиная с 1100 года, романские архитекторы широко применяли стрельчатую арку, выказывая удивительное понимание тех преимуществ, которые можно было извлечь из её ослабленного распора». По его мнению, готические архитекторы переняли ломаную арку у романских из подражания, первоначально даже не осознавая в полной мере её статические преимущества. Именно поэтому в ранней готической архитектуре стрельчатая арка первоначально применялась наравне с полуциркульной. Подобные сочетания хорошо видны, например, в конструкции хоров Нуайонского собора (XII—XIII века) и церкви аббатства Сен-Жермен-де-Пре (XI—XII века)[4].

Стрельчатый крестовый свод

В трифории церкви Сен-Жермен-де-Пре стрельчатая арка присутствует исключительно в декоративных целях, а в верхнем и нижнем главных этажах хора она использована только лишь для того, чтобы выровнять высоту замков арок закругления с замками арок прямой части плана. Именно стремление установить в один уровень щековые и диагональные арки сводов побуждало романских, а затем и готических архитекторов вводить ломаную форму арки в крестовые своды, возводимые на основе полуциркульной диагональной арки. Можно сказать, что вплоть до XIII века готические крестовые своды, возводимые на нервюрах, имели в основном полуциркульное очертание, а не стрельчатое. Как писал Эжен Виолле-ле-Дюк, «во всех клюнийских и цистерцианских памятниках архитектуры, построенных в Палестине до XIII века… используя стрельчатую форму при построении арок, сохраняется все же романская система конструкции. Но ни в одном из этих сооружений стрельчатая арка не применяется для того, чтобы модифицировать римский крестовый свод… Но как только она вводится во французских провинциях к северу от Луары, стрельчатая арка соединяется со сводом и видоизменяет его»[5][2].

Позаимствовав стрельчатую форму арки, французские зодчие в итоге полностью заменили ею полуциркульную при возведении сводов и куполов, одним из первых примеров чего являются своды нартекса базилики Святой Марии Магдалины в аббатстве Везле, возведённого в 1135 году[6].

Стрельчатая арка позволила готическим архитекторам более свободно конструировать своды на прямоугольной основе, тщательно соблюдая при этом принцип пропорциональности[7].

  1. ↑ Энциклопедия готической архитектуры, 2013, с. 335—336.
  2. 1 2 Энциклопедия готической архитектуры, 2013, с. 337.
  3. ↑ История архитектуры, 1937, с. 446.
  4. ↑ История архитектуры, 1937, с. 245—246.
  5. ↑ История архитектуры, 1937, с. 246.
  6. ↑ Энциклопедия готической архитектуры, 2013, с. 338.
  7. ↑ Энциклопедия готической архитектуры, 2013, с. 340.
  • Виолле-ле-Дюк, Эжен Эмманюэль. Энциклопедия готической архитектуры / пер. с фр. С. Баталина. — М.: ЭКСМО — Наше слово, 2013. — С. 335—348. — 512 с. — (Мировое наследие). — ISBN 978-5-699-60674-0.
  • Шуази, Огюст. История архитектуры / пер. с фр. Е. Г. Денисовой. — М.: Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1937. — Т. II. — 694 с.

Арка — Вспомнить, подумать… — LiveJournal

Строители нескольких древних цивилизаций были знакомы с аркой, но, по странным причинам,
использовали её лишь в утилитарных или подземных сооружениях, таких как хранилища или
водостоки.
Апогей её использования настал в готической архитектуре, но для современной архитектуры
конструкция арки была нехарактерна.

Эти контрфорсы миланского собора смотрятся просто великолепно.

«Готическая система позволяла облегчить каменные конструкции».

Арка позволяет ограничивать пространство или создавать проёмы в каменных стенах, поскольку, по сути,
она представляет собой безупречную сжимающую конструкцию, идеально сочетающуюся с такими материалам,
как камень и кирпич, обладающими большой силой сжатия, но малым растяжением. Тем не менее, арка в
своём основании создаёт распор, сопротивление которому обеспечивает стабильность структуры.



Массивные полукруглые арки базилики Максенция – крупнейшего здания Римского форума.

Первым архитектурными возможностями арки воспользовались древние римляне. Она послужила основанием для
создания величественных мостов, акведуков и виадуков во времена экспансии Римской Империи, что позволило
Риму стать первым мегаполисом с населением свыше миллиона человек. Аркообразные проёмы, образующие
ярусы аркад, применялись в сооружениях, подобных Колизею, а триумфальные арки воздвигались в честь
крупных военных побед. Благодаря выдавливанию арки формировали своды, а их вращение позволило создать
конструкцию купола.

Несмотря на её огромные размеры, у полукруглой арки, предпочитаемой римлянами, а позднее возрождённой в
романской архитектуре Европы во времена первой волны строительства церквей и монастырских зданий, было
два серьёзных недостатка: она обладала значительным распором и, будучи основой системы сводов, могла
применяться лишь для формирования крестовых сводов. Эти недостатки устранило появление готической
стрельчатой арки, обладавшей меньшим распором и возможностью покрывать сводом прямоугольные пролёты
благодаря тому, что её вертикальные и горизонтальные размеры могли изменяться независимо друг от друга.
Готическая система позволяла облегчить каменные конструкции; чтобы справиться с оставшимися проблемами,
связанными с распорами, каменщики разработали сложную систему контрфорсов.

Предоставив строителям возможность изменять соотношение ширины и высоты, готическая система
стрельчатых арок и сводов, представленная в своей первозданной и чистой форме в Амьенском
соборе, кардинально изменила будущее каменной архитектуры.

Самые прочные формы арок представлены параболической и катенарной конструкциями. Они послужили основой
каталонской системы возведения сводов, использованной Антонио Гауди, в насмешку называвшим контрфорсы
«архитектурными костылями», а позднее применимыми венесуэльским инженером Эладио Диесте.

Железобетонная стяжка, применяемая Луисом Каном для укрепления арочных проемов.
Надо заметить, что подобное конструктивное решение применяется сейчас при
проектировании зданий в сейсмически опасных районах.

В современной архитектуре арки не заслужили популярность; отчасти потому, что имелись такие материалы,
как сталь и железобетон, обладавшие большой силой сжатия и растяжения, частью от того, что необходимая
для их сооружения кладка свода по кружалам дорого обходится, а частью и потому, что они имеют не такой
современный вид. Тем не менее, их ожидало триумфальное возвращение в работе Луиса Кана, представившего
железобетонные стяжки для сопротивления распору, а также в кирпичных постройках в Индии и Бангладеше,
где были представлены необычные перевёрнутые арки, противостоящие вертикальному распору, образующемуся
под воздействием землетрясений.

Вдохновленный «римским великолепием», Луис Кан применил принципы каменной архитектуры в кирпичных
зданиях в Индии и Бангладеш, удвоив арки таким образом, чтобы сформировать круглые проёмы.

Источник — tartle.net/petrova.katerina

Арки в архитектуре

Сущность арочных конструкций

Определение 1

Аркой называют архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проема в стене, либо пролета между двумя опорами в виде колонн или устоев моста.

Арка является одной из древнейших архитектурных форм, а на заре цивилизации она являлась не только перекрытием, но и несла ритуально-символический смысл. Само название арки происходит от латинского слова «arcus», означающего дугу. Однако, существует мнение, что слово «арка» может иметь ивритское происхождение, здесь оно переводится как «длинная, тянущаяся». Арки стали частью многих типов сооружений и приобрели повсеместный характер благодаря развитию каменного зодчества. На сегодняшний день арка является весьма популярным декоративным элементом, подчеркивающим изящность и монументальность конструкции в целом. Помимо прочего, арки занимают нишу в промышленном строительстве и становятся неотъемлемым конструктивным элементом многих хозяйственных сооружений.

Рисунок 1. Гора Слоновий хобот в Китае. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В истории искусств занимает огромное место изучение таких арочных конструкций, как арки храмовых и соборных комплексов или триумфальных арок. Применение арок в качестве пролетов или несущих конструкций было актуально даже в начале нашей эры. Конструкции входа и оконных проемов начали обрамляться арками в X веке. В некотором смысле, став каноническим, такое оформление предопределяло становление многих архитектурных стилей. Возможность передавать нагрузку от вышележащих ярусов конструкции на одни лишь арки сыграла важную роль в развитии искусства возведения готических соборов, и способствовала появлению витражей. Важную роль арочные конструкции занимают в строительстве мостов, потому что благодаря этому элементу было создано большое количество переправ. В современных условиях при помощи арочных конструкций стало возможным устройство перекрытий промышленных, сельскохозяйственных и общественных зданий пролетом до 100 метров. Это могут быть складские помещения, ангары, различные спортивные сооружения и т.д. Невероятного разнообразия достигли виды и формы арок за всё время своего существования.

Происхождение и природа арок

Считается, что люди заметили такую несокрушимую и долговечную конструкцию в природе, окружающей человека испокон веков. Арки всегда присутствовали в окружающей среде людей. Например, вход в пещеру, каменный грот, а также склоненные друг к другу деревья или радуга по своему внешнему виду непременно напоминают арки. В мире встречаются весьма необычные и причудливые природные арки, они разбросаны по всему свету и существуют на каждом материке планеты. Гигантские природные сооружения образованы естественным путем из твердых скал под влиянием ветра, воды и солнца.

Иногда такие объекты возвышаются на десятки метров над землей, а иногда имеют очень невзрачный вид и небольшой размер. Однако, такие конструкции объединяет одно – они обладают уникальной формой арки. Наиболее известными природными арками являются:

  • Лондонская арка в южной Австралии;
  • гора Слоновий хобот на побережье южного Китая;
  • утес Персе в восточной Канаде;
  • Лазурное Око на побережье мальтийских островов.

Наибольшей природной аркой считается мост Фей, расположенный в Китае, её пролет составляет около 120 метров. Подобные природные формирования можно встретить и на территории России:

  • гора Кольцо в Кисловодске;
  • грот Дианы в мысе Лермонтова;
  • Арка Стеллера на Дальнем Востоке.

В первобытном мире арка принимала участие в ритуальных мероприятиях и была наделена особым смыслом, ведь через неё можно было пройти. Например, в некоторых африканских племенах до сих пор существует обычай, согласно которому мальчик может стать мужчиной только после выживания в лесу в течение нескольких дней. В этот период племя строит арку из веток на окраине леса, а юноша, прошедший через данное сооружение считается посвящённым в обряд. По возвращении мальчик считается зрелым и готовым к жизни мужчиной.

Рисунок 2. Каменные арочные конструкции. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Древнем Риме, где богом ворот и дверей был Янус, проход через ворота, по обеим сторонам которого располагались алтари Януса и Юноны, символизировал переход из одного возрастного этапа в другой.

Расчет арок и распределение сил

Суть работы арки можно представить себе на простом примере: любая прямолинейная балка под воздействием нагрузки имеет свойство прогибаться. Это происходить потому, что в поперечном сечении элемента возникают продольные сжимающие и растягивающие напряжения. При этом в верхней части поперечного сечения действуют сжимающие напряжения, а в нижней – растягивающие. В этой связи верхняя часть прямолинейной балки сжимается, а нижняя – растягивается. В конечном итоге, после прогиба балки получается некая арка в перевернутом виде.

Если взять балку, уже имеющую некоторую кривизну продольной оси, относительно большую, чем длина её пролета и перевернуть, то можно получить элемент, напоминающий арку. Такая теория справедлива лишь для арок, изготовленных из единого пласта материала. В основе арок, собранных из отдельных элементов, лежит совершенно иная концепция. Например, в каменных арках, сегменты, выточенные в виде усеченных клиньев, опираются друг на друга и при этом передают нагрузку соседнему сегменту. Усилия с данного сегмента переходят в опоры, а с опор – на грунт основания. В этой связи справедливо будет предположить, что при повышении нагрузки на арку, её материал лишь станет плотнее и крепче, что увеличивает её срок службы и повышает устойчивость.

Расчет арок производится в соответствии с принципами строительной механики. Данная процедура начинается с замера и учета всех нагрузок на конструкцию, например, масса самой арки, снеговая и ветровая нагрузки, а также прочие нагрузки, зависящие от назначения помещений. После сбора нагрузок и определения габаритов переходят к расчетам. Расчет арки делится на несколько групп: геометрический расчет арки, статический расчет с определением реакций опор, подбор сечений элементов арки и проверка напряжений в них, а также расчет узлов арки.

Аркада (архитектура) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Арка́да (от фр. arcade) — ряд одинаковых по форме и размеру арок, опирающихся на колонны или на прямоугольные или квадратные столбы — устои. Устои могут быть украшены пилястрами или полуколоннами, поддерживающими венчающий аркаду антаблемент. Аркады применяли древние римляне при строительстве акведуков и виадуков, а также типа «римской архитектурной ячейки» при постройке больших сооружений: цирков и амфитеатров, например Театра Марцелла и Колизея в Риме. В средневековых английских соборах и монастырях встречаются крытые аркады, представляющие собой крытый проход, ведущий от трансепта или нефа церкви к внутренним помещениям — компартиментам. Часто крытая аркада примыкала к монастырю с восточной стороны, закрывая проходы, расположенные в крестообразных церквях южнее трансепта. В Глостерширском соборе (1029 г.) крытая аркада располагается в западном конце нефа. Аркада, предваряющая вход в собор с западной стороны, называется нартексом. Крытая аркада встречается в больших христианских церквях XI века (Винчестерский и Даремский соборы). Обходная галерея вокруг главной апсиды называется деамбулаторием. Арочная галерея в верхнем ярусе главного нефа — трифорием.

Аркады используют при сооружении открытых галерей — лоджий, которые устраивают вдоль фасада дома на первом этаже (включая угловые галереи), а также на втором и других этажах, главным образом, по итальянской традиции, при оформлении внутренних дворов (кьостро) или церковных клуатров. Нагрузка стены при помощи арок равномерно распределяется между отдельными опорами. Основная проблема при строительстве аркад — распределение нагрузки на опоры. Аркады не могут выдерживать большие нагрузки. Основную часть тяжести перекрытий принимает на себя находящаяся в глубине аркады стена. Именно такую конструкцию разработал в эпоху Возрождения Филиппо Брунеллески в здании Оспедале дельи Инноченти.

Арка, прислонённая к стене и не имеющая сквозных пролётов, называется слепой или ложной. Ряд слепых арок образует аркатуру. В западноевропейской архитектуре её ранняя форма называется ломбардской арочной галереей. В древнерусское зодчество этот мотив привнесли итальянские зодчие в XV—XVI веках, и в слегка видоизмёненной форме этот мотив, превратившийся в декоративный, получил название: аркатурно-колончатый пояс.

  • Грубе Г., Кучмар А. Путеводитель по архитектурным формам. М.: Стройиздат, 2001.
  • Архитектура. Краткий справочник / Под ред. М.В. Адамчика. — М.: Аст, 2007. — С. 20. — 624 с. — ISBN 978-5-17-031054-8.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *