Архитектура арт деко: 10 зданий в стиле ар-деко по всему миру – Стиль Ар-деко в архитектуре и дизайне – особенности, история возникновения и развития

Содержание

Ар-деко или арт-деко? Гид по интерьерным терминам

Вы когда-нибудь задумывались, как правильно: ар-деко или арт-деко? А знаете ли вы, что такое фахверк и как возник поп-арт? Отвечая на эти и другие вопросы, мы собрали для вас подборку из интересных и полезных интерьерных терминов

Ар-деко

Стиль, чьё название вызывает так много споров, появился во Франции после Международной выставки декоративного искусства и промышленности в 1925 году. Ар-деко ознаменовал конец эпохи Первой мировой войны и начало нового эпизода в истории декоративного искусства. Эклектичный и эффектный, этот стиль покорил творческую элиту и стал модным в области архитектуры и дизайна. Его отличительная черта – смешение модернизма, неоклассицизма и даже футуризма и конструктивизма. Но этим ар-деко не ограничивается: постепенно в этот стиль вливались экзотические, восточные и исторические мотивы. В 20-х годах были сделаны многие интересные археологические открытия, например, гробница Тутанхамона – и это возродило увлечение европейцев культурой древности.

В ар-деко сочетаются кубизм, модернизм и даже экзотика – так что же объединяет этот стиль? Использование дорогих современных материалов, геометрические линии и изящный шик. Именно свобода мысли и размытые правила сделали этот стиль таким неповторимым и запоминающимся. Как воплотить ар-деко в интерьере? Выбирайте мебель на стыке модернизма и неоклассики, избегайте ярких цветов, используйте благородные металлы и этнические мотивы в декоре.

Так почему же правильно говорить ар-деко, а не арт-деко? Ответ прост: название стиля пришло в русский язык из французского, а там буква «т» не произносится.

Фахверк

Незнакомое название? Тем не менее, оно означает привычный дизайнерский приём – открытые балки в интерьере. Это направление возникло в архитектуре в XIV веке, и с тех пор к нему не раз возвращались. Вы наверняка видели такие дома, с выступающими наружу балками, в городах и деревнях северной Европы.

Сейчас фахверк стал самостоятельным интерьерным направлением. Чем он привлекает дизайнеров? Натуральными материалами, простотой и, конечно, оригинальным декоративным решением – выступающими балками. Их можно использовать при организации сценариев освещения, покрасить в контрастный цвет или оставить без дополнительного оформления.

Кому подойдёт фахверк? Во-первых, тем, кто живёт загородом – в квартире такой приём реализовать сложно. Во-вторых, тем, кто любит природные материалы и простоту отделки. Фахверк отлично впишется в кантри, бохо и может стать элементом интерьера в стиле лофт.

Ваби-саби

Как вы уже догадались, это течение в дизайне интерьеров пришло к нам из Японии. Ваби-саби – это и искусство, и способ понимания мира. Сторонники философии ваби-саби призывают отказаться от погони за новым и сосредоточиться на старых и проверенных временем вещах. Ищите красоту в несовершенстве: в чашке со сколами, в пожелтевшей фотографии, в потёртой мебели.

С японского ваби-саби переводится по-разному, одно из наиболее частых толкований – «скромная красота». Основные принципы этого направления: простота, функциональность и несовершенство. Посмотрите на окружающий мир и полюбите его таким, какой он есть, со всеми недостатками – в этом заключается дух ваби-саби.

Как создать интерьер в духе ваби-саби? Всё достаточно просто. Начните с расхламления и избавьтесь от всего лишнего. После этого наполните свой дом милыми сердцу предметами. Если вам захочется добавить в обстановку мебель или декор, сначала поищите среди старых вещей. Если ничего не нашли, то попробуйте создать нужное своими руками – даже если результат не будет похож на то, что вы видите на страницах модных интерьерных блогеров. С точки зрения ваби-саби, такая несовершенная вещь будет иметь гораздо большую ценность, чем то, что вы можете купить.

Разумеется, если вы не готовы делать мебель, посуду и декор своими руками, то заставлять себя не нужно. При выборе ориентируйтесь на простоту и скромность предметов, отдавайте предпочтение натуральным материалам и спокойной цветовой гамме.

Поп-арт

Полная противоположность ваби-саби – поп-арт. Этот стиль критиковали за излишнюю любовь к китчу и эксцентричности, называли вульгарным и потакающим прихотям общества потребления, но он всё же вдохновлял многих деятелей искусства. Поп-арт возник в конце 50-х годов прошлого века в США и Западной Европе. Он стал воплощением бунта против абстрактного экспрессионизма – его сюрреалистичности и беспредметности. Художники, скульпторы и декораторы, творившие в стиле поп-арт, использовали обычные предметы массовой культуры – и помещали их в необычный контекст, меняли размеры, в общем, ломали привычные представления о действительности.

Как создать интерьер в стиле поп-арт? Экспериментируйте. Попробуйте добавить красочные картины и постеры в качестве декора, используйте предметы необычной формы. Особенно хорошо будет смотреться игра контрастов: разместите в светлой комнате яркую мебель. Поп-арт не боится оригинальных сочетаний и нестандартных решений – ваша фантазия ничем не ограничена.

Вам также будет интересно:

5 правил стиля, которые работают в интерьере

Интерьер от Chanel: 5 приемов, которые вне времени

Кинфолк: стиль жизни

Теория стилей: арт-нуво vs арт-деко (2)


В одном из нынешних журналов по архитектуре этот стиль назвали в описании новейших интерьеров «оригинальным и нерастиражированным стилем ар-деко». На самом деле стиль переживает уже не первое возрождение. Т.н. «последний роскошный стиль европейских столиц» снова в моде. В свое время он подарил людям иллюзию красивой и беззаботной жизни, наполненной прекрасными вещами. Возможно, поэтому интерес к ар-деко не утихает до сих пор. Конструктивизм архитектуры Ле Корбюзье, изысканная мебель Рульмана, красочные костюмы Поля Пуаре, элегантные аксессуары Картье и Бушерона, минимализм дизайна школы Баухауза, небоскребы Америки, обтекаемый, агрессивный дизайн машин, интереры «Титаника» – все это считают приметами одного стиля, именуемого эпохой ар-деко.

Но обо всем по порядку, начиная с истории появления этого стиля.

АР-ДЕКО И АР-НУВО

Стили ар нуво и ар-деко часто путают. Изящная чувственность стиля ар нуво царила в искусстве 20 лет, начиная с 1890-х гг. до 1-й мировой войны 1914 г., а стиль ар-деко датируется 1914 — 1938 годами. Ар нуво черпал свои формы в живой природе, вдохновляясь капризными силуэтами и контурами растений, цветов, насекомых, птиц.

Война вытеснила эту чувственность. В искусстве стали использоваться новые технологии и новые материалы, мягкая линеарность уступила место стремительной геометрии. Стиль ар-деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Его истоки естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Стиль отчасти продолжил традиции ар нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.

Законы построения жилого пространства в ар-деко следуют тем же принципам, что и обстановка дома в стиле модерн. Его особенностью было и остается наличие композиционного центра интерьера. Как правило, эту роль выполняли гостиная и рабочий кабинет, позволявшие задействовать множество предметов и аксессуаров, на первый взгляд не обладающих особой функциональной значимостью. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение от декоративности «растительного» модерна, с другой – конкурировал с эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для ар-деко, как и для стиля модерн в целом, характерны сложные переходы с этажа на этаж и винтовые лестницы, наличие нескольких уровней в одном и том же помещении и обнаруживаемые внезапно потайные комнаты, замысловатой формы оконные переплеты и обязательно изломанная крыша. Что уж говорить про зимний сад в доме, который считался едва ли не обязательным элементом, или просторную застекленную террасу?

НОВЫЙ СТИЛЬ

Ар-деко, варианты: ар деко, арт деко, арт-деко (фр. art déco букв. «декоративное искусство», название происходит от Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes — «Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (Париж, 1925 г., где демонстрировались последние достижения архитектуры и прикладного искусства) — течение в декоративном искусстве первой половины XX века, проявившееся в архитектуре, моде и живописи.

Термин «ар-деко» возник спустя 30 лет после того, как сам этот стиль захватил Европу и Америку. До шестидесятых об ар-деко во Франции говорится как о «ретро», в Америке оно определяется как «джаз модерн» или «стримлайн модерн». В свое время он назывался — современный стиль, «обтекаемый модерн», шведский, голландский, итальянский, чешский, английский, позднее «стиль Риц». Через несколько лет популярность Ар-деко дошла до Голливуда и появился «стиль звезд», так произошло всемирное признание стиля. Считается, что термин «ар-деко» придумала Hilary Gelson, написавшая для The Times статью, озаглавленную «Ар-деко» и вышедшую в свет 2 ноября 1966 года.

Представлял собой синтез модерна и неоклассицизма. Данное направление пришло на смену конструктивизму. В Европе ар-деко становится популярным вместе с ростом послевоенного строительства, охватывает целые кварталы, где живут состоятельные люди. Стиль возник и развивался в трудные годы «потерянного поколения» между двумя мировыми войнами: времени духовной растерянности, пустоты первых послевоенных лет, предчувствия ужасов 2-й мировой войны, разочарования в современной цивилизации и утраты эстетических идеалов (вспомним произведения Э. Хэмингуэя, У. Фолкнера, Э. М. Ремарка). Альтернативой этим настроениям и стал новый стиль, призванный создавать иллюзию благополучия и «роскошной жизни». Это был последний «шикарный стиль» европейских столиц, сознательно ориентированный в прошлое.

В то же время после 1-й мировой войны подъем индустрии, развитие науки и техники изменили темп жизни, ее стиль, материальное окружение и в целом мироощущение человека. Немыслимая до этого скорость машин, поездов, строительство мощных заводов, появление самолетов, радиоприемников, кинематографа – все это не могло не действовать на сознание художника, рождало новую эстетику промышленного века. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы. Отсюда и противоречивые сочетания прогрессивных и классических форм в рамках одного стиля. Некоторые исследователи считают ар-деко вариантом или ранней формой модернизма.

В Италии и Германии элементы стиля ар-деко, соединяясь с формами неоклассицизма, переросли в архитектуру «нового ампира» — стиля третьего Рейха. Ар-деко оказал влияние на художников французского стекольного завода Баккара и английской керамической мастерской Даултон. В России ар-деко проявил себя в работах скульпторов Н. Данько, И. Ефимова, В. Мухиной. «Советский ар-деко» представляли произведения из фарфора, металла, стекла с необычной для того времени обобщенностью и геометризацией формы, а также пышная декоративность набивных ситцевых тканей. В более поздних формах стиль сближается с геометрическим конструктивизмом. Правда в СССР это не стало течением в архитектуре, но все же некоторые образцы позднего ар-деко имеются — многие станции метро в Москве и Санкт-Петербурге выполнены именно в нем.

Стиль проявился в архитектуре коммерческих зданий, мест развлечений и отдыха, например, кинотеатрах и универмагах. Затем он стремительно распространился за море в столицы колоний, а также США. Ар-деко незаметно исчез после подъема массового производства, когда к нему стали относится как к кричащему, безвкусному и поддельно-роскошному. Окончательный конец этому стилю положили лишения 2-й мировой войны.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ

Ар-деко объединил настолько разные явления в искусстве межвоенных лет, что не всегда просто свести их воедино. Потому в среде искусствоведов этот термин окончательно утвердился только в последней четверти ХХ в. Это единственный из стилей, у которого нет четких границ, его создатели черпали свое вдохновение из разных источников. Поль Ириб и Жак-Эмиль Рульманн по-новому увидели стиль Людовика XVI, Жюль Леле «приспосабливал» под европейские вкусы искусство Востока, а для Андре Гру моделью служила мебель эпохи Реставрации. Корбюзье написал об ар-деко: «Его создатели строят шикарный дворец, чтобы показать, как цветочный бутон, украшавший некогда ручку зонтика, красуется теперь на спинке кресла». Стиль представлял широкий диапазон всех возможных форм ретро и был открыт для индивидуальных решений. Здесь можно встретить элементы ампира, этнические африканские и египетские мотивы, соединение находок живописцев-постимпрессионистов, экспрессионистов, сюрреалистов с формами восточного, японского, китайского искусства. Стиль ориентирован на индивидуальное, отрицающее все поточное и соединяющее несоединимое.

Ар-деко вобрал в себя излюбленные темы и мотивы ар нуво: извилистые линии, формы морской волны, раковины, драконов и павлинов, а также лебединые шеи, изображение фантастических существ, стрекоз и бабочек. Вместе с тем не исключалось использование геометрических форм: прямых углов и линий, окружностей и широких плоскостей «чистого» цвета.

Отличительные черты — строгая закономерность, этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие, современные материалы. Для стиля характерно использование натуральных материалов. Мебель обтекаемых силуэтов изготовлена из пальмового дерева проко, эбена, палисандра и многослойной фанеры. Для отделки используются бамбук, слоновая кость, перламутр, кокос. Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, серебро, эмаль, инкрустации по дереву, экзотические виды кожи – ящерицы, акулы, ската, крокодила и зебры. Декору была отдана почти автономная роль. Декор был крайне персонализированным (у каждой вещи — свое лицо) и насыщенным, что часто создавало «перенаселенность» предметов в замкнутом пространстве.

Мебель украшалась орнаментом из треугольников, прямых линий, зигзагов, декоративными элементами в виде солнц. Один из самых популярных узоров — египетский полукруг, символизирующий восходящее солнце. Подлокотники кресел составляют единую изогнутую линию с передними ножками, декорируются вставками из меди и бронзы. Кровати украшаются египетскими орнаментами (мотив солнца), вместо столбиков изголовья – статуэтки богов. Каждая вещь созданная в этом стиле превращается в произведение искусства.

Для ар-деко «роскошь» — это не только дорогие материалы, но и визуальное богатство: яркие, насыщенные цвета. Как правило, используется более чем 3 цвета, и это выглядит целостно и неожиданно красиво. На фоне шахматного контраста черного и белого — горящие вкрапления красного и золотого, хромированные предметы интерьера.

Интерьеры ар-деко выглядят не как композиция, а как подборка отдельных предметов, «стильных вещей». Особое место в интерьере занимают мелкие предметы. Скульптуры кабинетного формата, изысканные статуэтки героев античности, танцовщиков, спортсменов. Создаются различные эстетические модели из функциональных бытовых вещей: ваз, часов, светильников, мебели, тканей, изделий из бронзы, стекла, керамики. Не случайно, многие из таких интерьеров назывались «павильон коллекционера», «ателье художника».

В отличие от классической линии модерна, для которой был характерен главным образом флористический декор, ар-деко тяготел к линейным геометрическим формам, которые максимально соответствовали новой эстетике архитектуры и промышленных технологий того времени. С одной стороны, ар-деко «ратовал» за очищение интерьера от декоративности «растительного» модерна, с другой – открыто конкурировал с конструктивизмом, с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм.

Для этого стиля традиционными считаются изображения окружностей и других геометрических фигур. Поэтому для напольного покрытия стал идеальным геометрический орнамент из прямых линий с мотивами треугольника и круга.

ФРАНЦИЯ

В 1925 г. в Париже состоялась Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств, после нее термин ар-деко стал общеупотребительным. Одними из первых фактуру древесины подчеркнули при помощи перламутра и слоновой кости отец и сын Жайо, чьи предметы были представлены в пяти павильонах Парижской выставки. Тенденция ввода новых материалов — металла и пластмассы — наблюдается в работах семьи уже после 1925 г.

Во Франции проектировщики мебели в большинстве продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева. Если ар нуво был последним проявлением декаданса, то ар-деко говорил о новых временах. В геометрических формах и стремительных линиях он отражал (в основном в изделиях массового производства) прогресс в развитии новых технологий. Традиционные материалы — дерево, стекло, глина — заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Вершиной ар-деко в дизайне мебели явилось творчество Жака Эмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Функционализм и рационализм в мебели предвоенного периода оставались ведущими направлениями в Европе. Стиль характерен для интерьеров Деламара, архитектурно-дизайнерских разработок Малле-Стевенса, ювелирных изделий фирмы «Картье».

В 20–30-х годах Париж был центром мира керамического искусства. Французскую керамику отличало высокое качество изделий, большая декоративность, стилизованный рисунок. Произведения отдельных мастеров, студий, продукция фабрик внешне вылились в ослепительный поток керамических изделий всех мыслимых цветов, текстур, форм и стилей. При этом обращает на себя внимание большое количество анималистической пластики и декора в керамике этого периода. Многие мастера вдохновлялись мощью, объемными диспропорциями архаического искусства. Анималистическая тема предполагала воплощение в материале различных состояний: стремительного движения, мерного шествия или покоя. Недаром очень популярны в эпоху ар-деко скульптуры львов, бизонов, медведей, пантер. В то же время создаются удивительно изысканные, лиричные образы оленей, ланей, птиц.

Эталоном ар-деко в 1920-е годы были интерьеры первоклассных отелей, дорогих ресторанов и прочих респектабельных общественных мест, в т.ч. дорогой парижский отель Ritz (www.ritzparis.com) на Вандомской площади, отчего стиль именовали еще и «стилем Риц». Это о нем Хемингуэй говорил, что когда представлял себе сцены райской жизни, они всегда происходили именно в этом отеле. В книге «Праздник всегда с тобой» он писал: «Я забираюсь в одну из тех огромных кроватей, которые можно найти в Рице, и голова моя покоится на подушках размером с Цеппелин».
Привожу несколько интерьеров отеля, правда, насколько он сохранил свою идентичность после реставрации Мохаммеда Аль-Файеда (ссылка больше не работает), не могу сказать… Нашла только один старый вид отеля:

Остальное все новое:

Еще несколько интерьеров «Ритца» в виде кликабельных превью:

И просто старая фотография отеля, а также вид на президентский люкс — один из самых дорогих номеров в мире:

Рене Лалик (1860-1945 гг.), один из центральных мастеров 20-30-х годов по стеклу и ювелирным изделиям, получил признание уже на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. К 1925 г. его творчество эволюционировало от причудливых изящных форм к более простым геометрическим, с референцией на индейские орнаменты. Его украшения в форме павлинов, морских коньков, стрекоз и мышей, выполнялись из камней со стеклом, эмали и даже пластика. Отдельные произведения были выполнены в десяти цветах и украшены эмалью.

АРХИТЕКТУРА

Мы видим смелое применение зигзагообразных и ступенчатых форм, широких и энергичных кривых линий (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно.

Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио Мьюзик Холла (Radio City Music Hall) и шпиля небоскреба Крайслер билдинг.

В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, появление и массовое производство которых совпало по времени с расцветом ар-деко, таких как «Иль де Франс» (Ile de France) и «Нормандия» (Normandie). Даже на декоративных плитках того времени изображались лайнеры:

Нельзя говорить об ар-деко в проектировании как о стиле в полном смысле слова, однако легко заметить, что архитектура 1920-30-х гг. использует достаточно характерный для этой манеры набор приемов: тонкая линия, ведущая свой род от модерна, но более жестко и схематично очерчивающая растительные формы, придающая им угловатость. Здания простых и строгих очертаний, оштукатуренные и покрашенные в светлые цвета, украшались фризами, полосами, изобразительными вставками, выполненными из цемента или песчаника и образующими ритмические композиции.

США

На американцев выставка в Париже 1925 г. произвела сильнейшее впечатление, и владельцы крупных универсальных магазинов «Мейсиз» и «Лорд и Тейлор» решили стимулировать спрос на современную мебель с помощью публичных экспозиций. Их шоу имели в США большой успех и спровоцировали в стране, и в первую очередь в Голливуде, моду на интерпретацию модерна в духе ар-деко. Так родился знаменитый «стиль звезд» 1930-40-х гг. Шуточный рисунок на тему:

Стиль получил в США необыкновенный расцвет из-за качества и количества созданных произведений и того неповторимого отпечатка, который они наложили на городской пейзаж (только в одном Манхэттене насчитывается около 150 небоскребов, возведенных в течение одного десятилетия).

Ар-деко обрел за океаном иное лицо, обратившись к местной архитектурной традиции, от самых архаических ее образов до Чикагской школы, и стал символическим выражением эмансипации от Европы и высокого уровня технологического прогресса Нового мира.

Сразу после посещения парижской выставки несколько ведущих членов Лиги архитекторов Нью-Йорка подписали документ о необходимости архитектуры, точно соответствующей требованиям их страны, но обращающейся к европейскому опыту в поисках технических и стилистических решений. Особенно характерен для ар-деко Крайслер Билдинг, построенный между 1928 и 1930 г. архитектором Уильямом ван Аленом как американский вариант Эйфелевой башни: его очертания стройны и динамичны, высокое и компактное основание постепенно уменьшается и тянется вверх, заканчиваясь башней с шестью полукруглыми ярусами и стальной иглой над ними. Это была передовая с точки зрения технологии конструкция, которая в то же время не отказывается от изысканно-элегантной декоративности.

Использование причудливых орнаментальных, металлических решеток, разнообразного декора из облицовочной керамической плитки отличают Шанин Билдинг, созданный Дж. Слоуном и М.Т. Робертсоном в 1929 г. Гостиница «Уолдорф Астория», по проекту Л. Шультце и Дж. Уивера, представляет собой современный вариант храма с большими куполами и является одним из самых выдающихся произведений ар-деко в США. Высочайшее здание Нью-Йорка Эмпайр Стейт Билдинг также построено в этом стиле:

Стилевым направлением, которое развивалось параллельно и близко примыкало к ар-деко, был Streamline Moderne (название от англ. «streamline» — «линия обтекания», термина из области аэродинамики, характеризующего такие внешние формы машин и механизмов, которые обеспечивают им наилучшую функциональность и скорость при движении или полете).

Это влияние промышленных штамповочных и аэродинамических технологий, произрастающих из массового производства. Потому в произведениях этого стиля заметны очертания самолетов или револьверных пуль — предметов, для которых важны линии обтекания.

Когда дизайн первого автомобиля фирмы Крайслер, пущенного в массовую продажу «Chrysler Air-Flo» в 1933 г. оказался популярным, формы, использующие «линии обтекания» стали использоваться даже для таких предметов, как точилки карандашей или холодильники.

Самая популярная мебель стала выглядеть как обтекаемый автомобиль. Эффект обычно достигался довольно простыми средствами: массивные прямоугольные формы покрывались светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком. Плавные силуэты создавались с помощью гнутой фанеры. Ручки делали из бронзы или заменяли их углублениями для пальцев. Популярным было сочетание черного и светлого лака.

Именно такую мебель выбирал Голливуд для съемок интерьеров высшего общества. Такая мебель находилась на печально известном Титанике, подборку интерьеров которого предлагаю здесь:

Интерьеры «Титаника» из фильма

А это настоящая мебель с «Титаника» в наши дни, снятая с борта перед тем трагическим рейсом:

В фильмах того времени видны представительные американские интерьеры 30-х гг. Это рациональный, тяготеющий к графичности так называемый стиль «чикагского кабинета»: мебель и панели из красного дерева с черными лаковыми вставками, солидная кожаная мебель, художественная роспись на тему городских пейзажей Нью-Йорка. Эти интерьеры можно видеть, например и в более позднем сериале о сыщике Ниро Вульфе, который жил как раз в эпоху ар-деко. Обратите внимание на характерную для ар-деко ступенчатость углов стола:

Светильники:

Обивка кресла с рисунком:

Светильник, драпировка занавеси:

Нарочито изломанный рисунок сводов:

Еще пара интерьеров из фильма:

Рисунок галстука Арчи, который, как известно, следил за модой. 🙂

К началу 2-й мировой войны ар-деко в чистом виде сохранился только в Америке, где большинство интерьеров оформлялось в этом стиле.

Кстати, в фильме о Ниро Вульфе также виден отход в сторону от ар-деко:

БАУХАУЗ

Хотя ар-деко был прямым наследником модерна, не забывал он и о классицизме, присматривался к примитивному этническому искусству, учитывал открытия промышленного дизайна. В ар-деко можно выделить два основных направления. Традиционное, для которого важна была красота линий и выразительность дорогих и экзотических материалов с инкрустацией. Модернисты, как представители другого направления ар-деко, применяли достижения индустриальной эры: например, мебель из стальных трубок, что производила фурор — стильно и недорого! Девиз модернистов – «прекрасное в полезном», причем это прекрасное должно быть доступным. Благодаря им в поздних формах стиль сблизился с геометрическим конструктивизмом. Считается, что проектировщики ар-деко — наследники венской архитектурной школы — оказали влияние на формирование программы немецкого Баухауза.

«Стиль звезд» научил человечество ценить эклектику. Ар-деко смешал взятые у модерна цветы с одолженной у конструктивизма геометрией, добавил к ним свою собственную страсть к экзотическим материалам и архаичным культурам и получил формулу роскоши, не потерявшую актуальность до сих пор.

СТИЛЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА

Взрывы популярности ар-деко спустя полвека (после мебельного аукциона в Париже в ноябре 1972 года, когда цены на предметы этого стиля неожиданно взлетели вверх) и с 1990-х годов, скорее всего, обусловлены усталостью человека от индустриальной неволи, сухих линий минимализма, оставляющих мало пространства для воображения, в то время как ар-деко наиболее ярко демонстрирует соединение искусства, роскоши и технологии.

Привлекательность Ар-деко прежде всего в его эмоционально-образном психологическом содержании. Этот стиль дает возможность человеку эмоционально отгородиться от всепроникающей индустриализации и, несмотря на тотальность научно-технического прогресса, создавать красивый и уютный частный интерьер. Популярность Ар-деко в начале прошлого века вызвана подавляющим воздействием машинного производства, в наши дни растущей глобализации и информатизации этот стиль привлекает своей способностью помочь человеку защититься от шквала прогресса и суеты проблем, особенно в больших городах.

В период нового противоречивого искусства появилась потребность в спокойном и понятном. Как и в прошлом веке, сегодня Ар-деко доступен не каждому. Этот стиль и сейчас позиционируется как стиль, который предпочитают состоятельные люди. Хотя новые технологии производства делают его доступным все большим слоям населения.

Стиль ар-деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен. Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями.

Сейчас этот стиль переживает очередной взрыв своей популярности, вновь обратив на себя внимание дизайнеров и модельеров. Их привлек авангардистский взгляд на роскошь: простота линий, качество материалов, идеальные пропорции, смелые контрасты и яркие цвета этого стиля. Ориентируясь на ар-деко, создаются интерьеры отелей и ресторанов, бутиков, квартир, вновь вошли в моду «ателье художника», «павильон коллекционера». Ар-деко возрождается не только в оформлении интерьеров, но и в ювелирных украшениях, одежде, рекламной графике.

О том, что такое стиль ар-деко в наши дни, с помощью каких приемов и материалов достигаются его эффекты, надо рассказывать отдельно…

ССЫЛКИ

При подготовке материала использовались следующие источники:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80-%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D0%BE
http://www.neopoliscasa.ru/news.phtml?item_id=10482
http://www.trianon.ru/history/id/268/
http://text.uuu.ru/antik/Style/20040512172453Style.html
http://www.masterovoi.ru/art_40.shtml
http://www.kultura-portal.ru/tree_new/antique/article.jsp?number=484&rubric_id=306&pub_id=469553
http://www.dom.999.by/index.php?id=5&id2=232&id3=3472&ses999=ce917c6f1c12a4613d033ebd3386a3b5
http://www.zagorod.spb.ru/articles/1666/
http://vitavet.ru/forum/index.php?showtopic=522&mode=threaded
http://www.sovinterior.ru/stat1.php?n=76&t=24
http://www.2282234.ru/news126.html
http://www.countries.ru/library/twenty/mat.htm
http://www.mnogomebel.ru/articles/detskaja-eto-serezno-20/ar-deko-stil-pokorivshij-mir?&forum_ext=1
http://cih.ru/ae/ae87.html
http://www.antiq.info/glass/6628.html
http://www.azastro.ru/designproject/styles/ardeko/
http://www.salon.ru/article.plx?id=4004&path=dict
http://www.primedesign.ru/links/furn_access/building_articles/650/
http://titanic.pottsoft.com/home/titanic/film_interiors.html
http://www.titanic-titanic.com/titanic_first_class_interiors.shtml
http://www.euronet.nl/users/keesree/palace.htm


Ар деко. — Красота в деталях. — LiveJournal

    Эпоха джаза и сухого закона на киноэкране смотрятся необыкновенно элегантно – во многом благодаря стилю ар деко. Он диктовал не только оформление стен и мебели, но и форму серег, холодильников и точилок для карандашей…
   
Тамара де Лемпицка. Автопортрет в зеленом «бугатти». 1929. Дерево, масло. 

    Буквально несколько лет понадобилось рожденному в Париже стилю Ар Деко, чтобы приобрести популярность в Голливуде под именем «стиля звезд» и превратиться из чисто французского явления во всемирно признанный символ эффектности. Термин «Арт деко», более удобный для обозначения декоративного искусства в период между двумя мировыми войнами, обозначает стиль, сочетающий в себе классичность, симметричность  и прямолинейность.
    Как художественное течение он оформился в 1908-1912 годы и достиг расцвета межу 1925 и 1935. Своим возникновением он обязан влиянию таких различных источников, как Art Nouveau (Арт Нуво), кубизм и Баухауз с одной стороны и древние искусства Египта, Востока, Африки и американских континентов с другой.
    Легкость и изящество, заложенные в основу новаторской идеи ар деко, навеянной балетными «Русскими сезонами», вскоре переродились в выражение невероятной простоты и умеренности новой жизни в век машин. Представители всех направлений современных изобразительных искусств искали способ выражения скорости и напора, с которым автомобили, поезда, аэропланы, радио и электричество изменяли существующий мир — старались найти цвета и формы, которые были бы отчетливее и сильнее тех, что они применяли ранее.
    Как художественный стиль ар деко  впервые получил признание в Европе, но очень быстро его влияние охватило Соединенные Штаты Америки, где его огромной популярности в немалой мере способствовало всеобщее увлечение голливудской кинопродукцией. Костюмы и декорации картины «Клеопатра» (1943г.) студии «Парамаунт» вызывали прямые ассоциации с орнаментом и горгульями нового нью-йоркского небоскреба Крайслер-билдинг, а Грета Гарбо в костюме Маты Хари из фильма «МГМ»(1932г.) выглядела, как статуэтка Ар деко из бронзы и дерева.

Крайслер-билдинг                                               Грета Гарбо
    
    Термин «Ар деко» происходит от названия Exposition Internationale des Art Decoratifs et Industriels Modernes — Международная выставка современных декоративных искусств и ремесел 1925 года в Париже, на которой в полном объеме были представлены достижения декоративно -прикладных искусств того времени. Однако сам термин возник много позже — в 1966 году, во время возрождения выставки в парижском Musee des Arts Decoratifs (Музее декоративных искусств).
    Эта композиция возвестила о возраждении интереса к декоративным искусствам того периода, когда все они процветали под общим названием «модерн», но в силу естественного развития художественных стилей, были вытеснены еще более популярным и универсальным «интернациональным» стилем — безорнаментной архитектурой выразительных конструкций, заключавших динамическое пространство в закрытом объеме массы. Ар деко был также известен как «джазовый модерн», «зигзаг модерн» и «обтекаемый модерн» — последний термин относится к формам, базировавшимся на обтекаемых силуэтах автомобилей, кораблей и самолетов.  
  Ар деко формировал сам  образ жизни в межвоенные годы, их манеру одеваться, разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства — его дух чувствовался в кинотеатрах, доходных домах, небоскребах, композициях внутренних интерьеров и узорах драгоценных украшений, в дизайне курительных и питейных аксессуаров, кухонной посуды и уличных фонарей, в скульптурах и плакатах, в книжных и журнальных иллюстрациях, в тканях, картинах, в общественных зданиях и сооружениях.

Обложка журнала Vogue 1922 года. Выпуск посвящен Домам Моды, основанным русскими эмигрантками.
      Мосты, туннели, бензоколонки, рестораны быстрого обслуживания и неподражаемый символ того времени — неоновая реклама, всё создавалось в стиле «модерн», а точнее «ар деко». Школы, дворцы юстиции, магазины, муниципальные здания и павильоны всемирных ярмарок строились в стиле, сочетавшем одновременно неоклассицизм и обтекаемость, грациозность и игривость, монументальность и элегантность.
 По всей стране люди смотрели фильмы в кинотеатрах, украшенных роскошными фасадами, неоновыми вывесками и и изысканными интерьерами в стиле ар деко. В Нью-Йорке стилизованные орнаменты над порталами зданий, неоклассические скульптуры Рокфеллеровского центра, арочный стиль Крайслер-билдинг, характерная башня Эмпайр Стэйт -билдинг и алюминиевая выколотка парадных входов и легких пристроек особняков сформировали одновременно доступный и неповторимый облик города.

Эмпайр Стэйт-билдинг 1931г.
     Во Франции ар деко ориентировался в первую очередь на рынок предметов роскоши. Он охватил все сферы дизайна: живопись, графику, театральный дизайн, ювелирное искусство, дизайн интерьеров, архитектуру и т.д.
     Сегодня общества ар деко во многих городах работают над сохранением наследия Деко, но нет сомнения в том, что наиболее яркими памятниками этого архитектурного направления остаются здания знаменитых кинодворцов с их грандиозными фасадами и причудливыми неоновыми вывесками, свидетельствующие о том, что лучшие и наиболее эффектные образцы этого стиля сочетали в себе отпечаток общественной полезности и красивости.
    Ар деко считают первым среди стилей XX века и одновременно последним из всех известных художественных стилей в мире.
            Франция.
            Мебель в стиле ар деко.
     Дизайн мебели был той областью, в которой развился французский интернациональный стиль. Мебель ар деко отличается использованием таких дорогостоящих материалов, как эбеновое дерево, гонкало с инкрустациями из слоновой кости, черепахового панциря и кожи. Полированный меалл, стекло и зеркала присутствуют во многих дизайнерских проектах. Такие дизайнеры, как Рене Лалик и художники фирмы «Даум», сделали стекло своим любимым материалом для изготовления чаш, ваз и ламп. Их ранние работы в стиле ар нуво теперь приобрели формы ар деко.

Рене Лалик
       Мебель Жака Эмиля Рульманна создавалась из дорогих материалов искусными мастерами, точно также, как и предметы обстановки в традиционном стиле. Луи Сю в партнерстве с Андрэ Маром приступили к производству похожей мебели с акцентом на дорогие материалы, но в упрощенном виде.

Жак Эмиль Рульманн. Интерьер в стиле арт деко.
              Жан Дюнан был видным представителем ар нуво до Первой мировой войны, но в 1920-х годах обратился к ар деко с его геометрическими формами. Он создал фабрику, где производил ширмы, шкафы, кресла и столы, поверхности которых обычно покрывались лаком. Он также работал как декоратор, оформляя интерьеры для богатых клиентов, которые могли служить достойной декорацией для его мебели.
             Морис Дюрфен также перешел от ар нуво к ар деко. Он пользовался широкой известностью и влиянием благодаря своим сочинениям, преподавательской работе, а также своим дизайнерским проектам мебели, изделий из текстиля, стекла, металла и целых интерьеров.
             Жан Мишель Франк разработал направление в ар деко, которое обращается к таким новым течениям в современном искусстве, как сюрреализм. Его диван в форме губ изображен на картине Сальвадора Дали. В 1932 году он открыл в Париже мастерскую, где с его мебелью могли познакомиться английские и американские дизайнеры, такие как Сири Моэм и Френсис Элкинс.
            Эйлин Грей занималась дизайном ширм и других предметов мебели, а также целых интерьеров, часто используя лакированные панели. Ее мебель отличалась оригинальностью, выдумкой и была кубистической по характеру.
    
            Ковры, ткани и обои.
      
        Значение ковров, тканей и обоев стало расти после 1925 года, когда возникла необходимость «освежить» цвета и текстуру интерьеров, становившихся все более аскетичными. Мода на цвета менялась быстро: от ярких оттенков до приглушенных тонов, предлагавшихся, в частности, монохроматической природой кубизма. Интерес к рисункам, нанесенным на ткань, сменился увлечением к структуре тканного материала.
          Производители текстиля и ковров выпускали изделия, удовлетворявшие спрос на ар деко. Некоторые из них прибегали к услугам ведущих дизайнеров, другие просто просили своих штатных дизайнеров разрабатывать образцы в этом стиле. Естественная мягкость и красота нитей подчеркивалась лучшими ткачихами Баухауза Анни Альберс и Гюнтой Штадлер-Штольц.
        Большой известностью  пользовалась художница Соня Делоне, которая занималась дизайном текстиля, произодившегося на мануфактуре в Лионе в 1922г.
 
   
              Французкая керамика.
       В наибольшей степени классические мотивы французского ар деко в керамике проявлялись в произведениях  «для особого случая». Э.Декёр, О.Дэлареш и Анри Симман прославились глазурованными и керамическими сосудами. Керамика Эмиля Ленобля украшалась гравировкой, живописными сюжетами или барельефным узором из завитков и геометрических мотивов и стилизованными цветами. Одним из замечательных французских художников по росписи керамики считался Рене Буто. Он нача расписывать керамику в 1919году. Излюбленным декоративным приемом было покрытие живописи потрескавшейся глазурью. Мужчины и женщины изображались Буто,в основном, в современном ему стиле неоклассицизма.
       На северной мануфактуре работали известные художники и дизайнеры, в том числе Ж.-Э. Рульманн и Рауль, Жан Дюфи. Наиболее привлекательные образцы, выпускаемые на мануфактуре Хавиланд, в Лиможе — это чайный и кофейный сервизы в форме птиц и животных, шкатулки и графины работы скульптора Эдуарда Марселя Сандоца.
    Изделия из стекла в стиле французского ар деко создавали Морис Мариино и Рене Лалик, первый специализировался на своеобразных изящных сосудах, а второй изготавливал разнообразные изделия массового производства . Мариино получил образование художника в начале 1920гг. стал создавать произведения из дутого стекла. Его толстенные вазы, флаконы и кувшины с внутренним декором и простыми формами ценились за красоту, оригинальность и мастерство.
    Рене Лалик в период массового производства изделий из стекла не имел себе равных в этой области. Его первые попытки были в технике cire-perdue (литье по выплавленным моделям). С 1910 года он начал выпускать флаконы для духов с парфюмером Франсуа Коти. За исключением редких образцов cire-perdue, вазы Лалика изготавливались из дутого стекла или выдавливались в форму. Они делались из прозрачного матового, одноцветного стекла, с узорами из накладного или вставного стекла, с опалово-молочным отливом и синевато-желтым блеском или окрашенные цветовыми пятнами с наружной стороны. Часто вазы украшались стилизованным цветочным и лиственным орнаментом или выразительным абстрактным рисунком, таков его Turbillions (вихри). Он выпускал и столовую посуду, талисманы для машин, письменные и туалетные столы, курительные принадлежности, осветительные приборы и архитектурные элементы.
  

 Украшения для радиаторных решеток автомобилей.
Victoire Car Mascot (Spirit of the wind — Victorie) Дух ветра.
Литое аметистовое стекло. Известны также варианты в прозрачном стекле, прозрачном сатинированном, топазовом и др.
Бесполая человеческая голова, с открытым то ли в крике, то ли в судорожном полувздохе ртом,  «оперённая» клином струящихся по ветру волос- олицетворение мощи и скорости автомобиля. 
Система подсветки позволяла менять их цвет во время поездки – это считалось невероятным шиком. Во всем мире известно всего около 30 этих маленьких шедевров и коллекционеры скупают их по цене золота как минимум. 
        В 1920-30гг. популярным стало производство pate-de-verre, разновидности полупрозрачного стекла, которое широко применялось для украшений изделий из стекла, как один из мотивов ар деко. Парижский мастер Габриель Аржи-Руссо украшал таким способом свои яркие вазы и чаши из тонкого стекла экзотическими, классическими или вызывающими фигурами. В 1920-30гг, братья Даум в основном создавали толстостенные сосуды и лампы, украшая их сплошным геометрическим или стилизованным природным орнаментом в технике кислотного травления.

техника pate-de-verre
      
            Мастера по металлу, скульпторы, мастера по эмалям, лакировщики и заводы по выпуску металлоизделий создавали предметы из металла в стиле ар деко. Французские мастера приуспели в создании изделий, как в традиционном, так и в новаторском стиле. 
            Ведущим французским мастером по металлу был Эдгар Брандт — его гигантские ворота и каминные экраны, украшенные цветочным, лиственным орнаментом и завитками, которые декорировали фигуры из бронзы или живописные панели.
Одна из его работ — лампа «Кобра» 1925г.

 
 
      Раймонд Сьюбе изготавливал мебель, часы, лампы и другие изделия для парижских салонов. В 1930-е годы появились предметы из стали и алюминия, а его завитки и другие элементы декора упростились, приобрели большие размеры, несколько абстрактные очертания. Поражающие своим великолепием работы парижского скульптора Альберта Шёре были выполнены в стиле ар деко, например каминные часы в форме египетского головного убора.
     В период ар деко промышленный дизайн достиг огромного размаха. Кроме изделий из керамики и металлоизделий, выпускались предметы массового производства. Например, в период между войнами выпускалось огромное количество декоративных компактных пудрениц. Талантливые ювелиры Картье и Бушерон украшали их золотом и драгоценными камнями, в огромном количестве выпускались косметички из цветных металлов с эмалевыми покрытиями, дерева, пластмассы и других недорогих материалов. Их выпускали Эванс, Волупте и Элгин (в США) и Страттон ( в Великобритании). 
Ювелиры предлагали изделия в стиле ар деко.
      Не лишним будет отметить, что знакомство широкой публики с ар деко состоялось когда в 1920-30х гг. в этом стиле стали оформляться интерьеры ресторанов, отелей и огромных океанских лайнеров. Французский пароход «Нормандия» стал детищем французских архитекторов, декораторов, художников и ремесленников. Ответственность за оформление «Нормандии» была возложена на Ричарда Боуэнса и Роджера Экспера. Хотя некоторые проекты они разработали сами, для выполнения всего объема работ они привлекли других французских художников и декораторов, в том числе Раймонда Сьюбе, Жана Дюнана. Их совместная работа над проектом была своеобразным манифестом ар деко.




                                                          Соединенные Штаты Америки.
        Некоторые американские дизайнеры, работавшие в стиле ар деко, были иммигрантами из Европы. Поль Франколь родился и получил образование в Вене, но большую часть своей жизни провел в Соединенных Штатах. Именно он обратил внимание на ступенчатую форму американских небоскребов и применил ее в дизайне, в так называемой «высотной» мебели, выпускавшейся  1930-х гг. Полки делались навесными, что позволяло продемонстрировать фанеру, современный материал, который заменил собой дерево, которое ипользовалось  в прошлом.
       Йозеф Урбан, также получил образование в Вене, приехал в Америку в качестве художника — оформителя. Работая в стиле ар деко, он в свою очередь обратился к дизайну мебели и интерьеров. Интерьеры, проектируемые для Новой Школы Социальных Исследований в Нью-Йорке (1930), являются прекрасными образцами его творчества.
     Фредерик Кислер, в родной Вене работавший художником-оформителем, прежде, чем перебраться в Америку в 1926году, провел некоторое время в Нидерландах, где познакомился с понятием «Стиль». Первым его проектом в Америке, было небольшое здание кинотеатра в Нью-Йорке, «Филм Голд Синема» на 8-й стрит. Здесь он создал один из первых современных интерьеров для широкой публики. Его творчество в основном было связано со скульптурой, но он был также известен как теоретик и футурист, в основном благодаря его не воплощенному в жизнь проекту криволинейного Бесконечного дома, сохранившегося в рисунках и моделях.

          Обтекаемые силуэты новой мебели, выглядевшие так, словно были машинами или даже сами были машинами, пользовались огромной популярностью. Распространению обтекаемого стиля способствовало использование подобной мебели при съемке голливудских фильмов.
          Люди хотели покупать мебель, которая бы смотрелась на уровне обстановки особняков знаменитых голливудских кинозвезд, таких как Рита Хэйуорт.
          Хотя количество предметов мебели ручной работы было ограничено, для удовлетворения общественного спроса был налажен выпуск огромного потока недорогих изделий ар деко.
          Стильность мебели достигалась путем покрытия обычных прямоугольных форм светлым шпоном красного дерева и бежевым лаком или созданием обтекаемых силуэтов изогнутой фанеры. Ручки изготавливались из обычной бронзы или просто заменяли их углублениями для пальцев.
          Популярны были сочетания черного и светлого лака. Жизнь в новых небоскребах предполагала в целях экономии места использование многофункциональной мебели. Возник девиз «чем компактнее, тем лучше». Созданный по заказу магазина «Лорд и Тейлор» письменный столик со скамеечкой изготовлен из покрытого красным лаком дерева с хромированной металлической фурнитурой, а его необычные наклонные тумбы в 1931 году могли привлечь лишь очень смелого покупателя. Он в точности повторяет форму столика работы парижского мебельщика Леона Жалло, выставленного на Осеннем салоне 1928г. в Париже.
          В некотором смысле промышленная элегантность кресла Марселя Бройера, изготовленного из хромированных стальных трубок, крашенного дерева и парусины ознаменовала окончательный разрыв с традициями, конец эпохи ар деко и приход «интернационального» стиля. Как сказал сам Бройер: «наша работа безжалостна и не позволяет оглядываться назад, она презирает традиции и установившиеся нормы.» 

И все же для этого кресла, спроектированного Бройером в 1928 году и воплощенного в материале в 1933г., нашлось место в истории ар деко. Его обтекаемые линии не противоречат принципам ар деко.
                        
                         Американская керамика.
     В период ар деко многие американские фирмы изготавливали керамику. Наибольшим успехом пользовались изделия Futura 1928, выпускаемые гончарной мастерской Roseville Pottery в Занесвилле. Там создавались угловатые вазы и чаши, покрытые матовой глазурью, поразительных цветовых сочетаний.
 
      Среди наиболее новаторских предприятий была мастерская Кована Поттери близ Кливленда, которая с середины 1920-х гг. до 1931 выпускала яркую глазурованную керамику. Наиболее популярны изделия ограниченного тиража, созданные по проектам художников или скульпторов, в том числе Виктора Шрекенгоста, чаша с его росписью «Джаз» примечательна рельефной глазурью.
       В 1920-е гг стекольный завод Steuben Glass Works Корнинга в Нью-Йорке под руководством Фредерика Кардера, начала выпускать изделия из стекла. Серии Cintra и Cluthra  — толстостенные сосуды, укршенные пузырьками и другим декором, серию «Ин

Правила нового ар-деко | ELLE Decoration

Если верить мировым выставкам, а также ведущим журналам и порталам по дизайну, то все больший акцент делается на дорогих и сложных по фактуре материалах, простых и четких формах мебели, плавных линиях, симметрии и ясной геометрии архитектурных элементов. Особое внимание уделяется интерьерным арт-объектам и декоративной мелкой пластике тонкой работы. Не все видят связь и объединяют эти тенденции в единый стиль, а многие путают с неоклассикой, называют эклектикой и порицают стремление к роскоши. Но если смотреть шире, то сразу понятно, что это возвращение ар-деко – в новой транскрипции, но с теми же принципами и логикой. И что особенно интересно, исторический аналог так же и с тем же путали и так же критиковали.

Яркий и дорогой стиль родился на стыке геометризированной классики и рационалистического модерна, строгие и простые формы которых стали отличным фоном для сложнейших богатых фактур, чья выразительность не нуждалась в дополнительной поддержке. В двадцатые годы, как, впрочем, и сейчас, стало принято не любить пышную классику. Неорококо и барокко стали невозможно немодными. Но желание получить «дворец» у себя дома у сильных мира сего осталось. А зарождающийся модернизм, готовый стать интернациональным стилем, ни в коей мере с этой задачей не справлялся.

Ар-деко как таковой стал ответом на запрос новой промышленной и бизнес-элиты, желающей не только дорогие, но и модные, современные интерьеры. Фоновость архитектурной составляющей стиля позволила ему с успехом втягивать в себя все то новое, что появлялось в мире. Открытие гробницы Тутанхамона и массовая увлеченность Египтом привнесли в ар-деко египетские мотивы, геометрические стилизации росписей древних храмов и тему иероглифов. Львы и крупные кошки пришли из Месопотамии, изящные статуэтки были вдохновлены «Русскими сезонами» Дягилева, а пропеллеры-вентиляторы и образы самолетов стали реакцией на развитие авиации, которая стала чуть ли не национальной идеей на западе. Ар-деко, нисколько не стесняясь, использовал мотивы кубизма и пуризма, играл с формами конструктивизма, совершенно не заботясь о сохранении тех идей, что несли в себе авангардные течения. Обилие эклектичных деталей интерьера может сбить с толку, но сам стиль имеет четкую структуру и логику.

Несмотря на схожесть названий, ар-деко совсем не близок к флоральному ар-нуво с его асимметрией, динамикой и тревожными изгибами линий, похожими на стволы лиан или развевающиеся женские волосы. Эти исторические стили разделены не только Первой мировой войной, но и многими отличиями. Симметрия в ар-деко возводится в ранг практически никогда не нарушаемого закона, и именно это сближает стиль с классицизмом. Текучесть ар-нуво в ар-деко противопоставляется не только симметрией, но и статикой. Интерьеры в этом стиле, сколь бы они ни были экстравагантны, всегда создают ощущение устойчивой стабильности, во многом ассоциируемой со статусом и респектабельностью. Лекальность четко выверенных линий ар-деко напоминает вовсе не флору, а фауну.

Пластика ар-деко – это упругость напряженных мышц животного, готового к прыжку. Сам стиль подчеркнуто материален и объемен. Ему чужда романтичность и экзальтированность стиля рубежа веков. Модерн как глобальный стиль эстетизировал конструктивные элементы, пропагандировал правду материала и цельность проектирования «изнутри наружу», определялся цельной идеей автора. Ар-деко же были чужды любые идеологии, и единственной целью стиля было создать удобное и комфортное, новое в своей эстетике стильное и статусное пространство для жизни и работы человека. Интересно отметить, но именно это и обусловило «бессмертность» стиля – ведь идеологии имеют свойство устаревать, а стремление к комфорту и статусу вечно.

Новое ар-деко вовсе не пытается восстановить исторические интерьеры и не ограничено рамками прошлого. Именно это его отличает от нео ар-деко. Новое время диктует новые условия, и newart-decoготово им следовать, чтобы оставаться популярным. Стиль взял логику и структуру у исторического аналога и адаптировал их под запросы современности. Он все так же акцентирует внимание на дорогих фактурах и следует симметрии, но использует детали и арт-объекты, актуальные нашему времени. Мультфильмы и политика, фэшн-индустрия и спорт, известные лейблы и ролики на YouTube – новое ар-деко все так же не стесняется и втягивает в себя все популярное, поглощает все модное и делает все, чтобы привлекать.

Основные правила New Art-Deco:

  • Стилю чужды любые игры с классическими стилями. Изгибы барокко и рококо так же неприемлемы, как и криволинейные детали ар-нуво. Архитектурные элементы неоклассицизма ар-деко максимально упрощает, по сути, превращая их в простейшие геометрические формы. И только в этой транскрипции в интерьере возможны стеновые панели, пилястры, колонны и т.д.
  • Главные акценты стиля – дорогие и сложные фактуры. Но это могут быть в равной степени и натуральные, и ненатуральные материалы. Основным критерием является не это, а их декоративные качества и уровень проработки.
  • Ар-деко невозможно сделать с низким бюджетом. Ламинат из строительного магазина, золото из баллончика и китайские копии способны породить только пародию на стиль.
  • Стиль не живет без арт-объектов и декоративных элементов. И это может быть что угодно, от золотого бюста популярного политика до статуэток, изображающих персонажей компьютерной игры.
  • Ар-деко не любит открытые яркие цвета, они возможны только в небольших акцентных деталях. Также не рекомендуется использовать обои и ткани с рисунком.

Стиль арт-деко в интерьере и архитектуре |

Арт-деко – стиль эклектики, который представляет собой гармоничное и при этом броское соединение модерна и неоклассицизма. В переводе с французского языка дословно арт-деко означает «современное искусство». Отличительными чертами арт-деко являются смелые геометрические формы, этнические узоры и орнаменты, богатство и яркость цветовой палитры, роскошь и шик.

Немного из истории арт-деко

Свое название термин «арт-деко» получил в 1925 году благодаря международной выставке Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (фр. «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes») 1925 года в Париже.

Однако само направление арт-деко появилось гораздо ранее во Франции, в начале 1920х годов. В те времена Париж, по праву, считался центром стиля арт-деко, который проявлялся во всем: в изготовлении мебели, в дизайне интерьера, в архитектуре, в одежде и аксессуарах, ювелирных изделиях, скульптуре и живописи. В стиле арт-деко оформлялись лучшие рестораны, отели, океанские лайнеры.

Арт-деко бросал вызов лишениям Первой мировой войны, он был просто роскошен и необычен, поэтому так любим богатой публикой. Излюбленными материалами мастеров арт-деко были алюминий, нержавеющая сталь, редкие породы деревьев, серебро, эмаль, слоновая кость, кожа экзотических животных и рыб, таких как крокодил, акула или зебры. Выделялись объемные формы, зигзагообразные и ступенчатые, широкие и энергичные кривые линии. Арт-деко славился своими контрастными декоративными мотивами, такими, например, как узор клавиш фортепиано, который встречался не только в дизайне интерьера, но и даже в дизайне дамской обуви. В 1930—1940-е годы течение арт-деко стало популярно в международном масштабе.

Популярность арт-деко угасла после появления массового производства. Пришло время более спокойным, сдержанным элементам, при этом к арт-деко стали относиться как к кричащему и безвкусному стилю. Закат арт-деко положили лишения Второй мировой войны. Интересно, что возник арт-деко как вызов Первой мировой войне и, продержавшись на пике популярности почти два десятилетия, сошел на нет во время бедствий Второй мировой.

Новое рождение стиль арт-деко получил в 1980 годах благодаря графическому дизайну, став вновь популярным, теперь уже в ювелирном искусстве и моде.

Арт-деко в архитектуре

Зародившись во Франции, стиль арт-деко получил широчайшее распространение в архитектуре во всем мире. В архитектуре арт-деко – это прежде стиль больших зданий. В 1910-1920-х годах в США пришли небоскребы, возводившиеся уже с начала 20-х годов в стальном каркасе.

Здания, построенные в стиле арт-деко до сих пор радуют глаз туристов и жителей крупнейших мегаполисов мира, в том числе и столицы двуполярного мира.

Арт-деко в США

В США только на Манхеттене можно насчитать более 150 небоскребов, построенных в стиле арт-деко. Наиболее ярким примером американского арт-деко в архитектуре является небоскреб Крайслер-билдинг (Chrysler Building), построенный по проекту архитектора Уильяма ван-Эллена (William van Alen), получивший свое рождение в 1930 году. Вершину величественного и элегантного здания украшает 38 метровый шпиль из нержавеющей стали. Благодаря этому шпилю Крайслер-билдинг стал самым высоким зданием мира. Правда вскоре утратил это звание, уступив первенство небоскребу Эмпайр Стэйт Билдинг (Empire State Building) в Нью-Йорке. Крыша Крайслер-билдинг собрана в виде семи сводов, символизирующих колесные диски автомобилей «Крайслер» 20-х годов. Визитной карточкой небоскреба стали скульптуры на 31 этаже, повторяющие эмблему «Крайслера» и горгульи-орлы, расположившиеся на 61 этаже. Небоскреб имеет ребристую облицовку и треугольные окна, напоминающие внешне расходящиеся лучи солнца.

Арт-деко в СССР

В 1930-1950 в СССР арт-деко (иначе «новый ампир») оказывает значимое влияние на сталинскую архитектуру 30-х годов. Стоит отметить, что под влиянием арт-деко были построены сталинские высотки, библиотека имени Ленина в Москве, дворец культуры имени Кирова и кинотеатр «Москва» в Ленинграде.

Под влиянием стиля арт-деко был построен ряд станций Московского метрополитена, в том числе Сокольнической и Замоскворецкой линии, например, замечательные станции метро «Маяковская», «Аэропорт», «Сокол», «Кропоткинская», а также первая очередь Ленинградского метрополитена.

Другие страны

Арт-деко охватил почти все страны мира и даже Азию. Например, индийский князь Махараджи, обучаясь в Оксфорде, познакомился с молодым немецким архитектором Е. Матезиусом, которому в последствии поручил построить великолепный дворец Махараджи в Индоре.

Стиль арт-деко в интерьере

Стиль арт-деко в интерьере превратился во всемирно признанный символ эффектности. Стиль арт-деко в интерьере представлялся роскошным, броским, свободным и богатым. Смело сочетались всевозможные экзотические материалы, например, такие как черное эбеновое дерево, бриллианты, перламутры, слоновая кость, шкура зебры и кожа крокодила, змеи, ящерицы, акулы и урбанистические современные вещества — стекло, бетон, хром, сталью, алюминий.

Стиль арт-деко в интерьере сочетает в себе орнаменты и мотивы различных исторических эпох и экзотических культур: восточные, индейские, африканские мотивы, элементы старины и совершенно новые произведения искусства.

Визуальное богатство достигалось не только экзотическими фактурами, но яркими и насыщенными цветами, их смелыми сочетаниями.

В стиле не было простоты даже в линиях – излюбленными контурами были ступенчатые и зигзагообразные формы, энергичные широкие кривые линии, мотивы клавишных инструментов. Даже мебель принимала причудливые загнутые формы, украшалась всевозможными геометрическими элементами и орнаментами. Многие предметы интерьера стали настоящими произведениями искусства, создающими атмосферу изысканности и приятного созерцания.

Самые богатые люди и популярные заведения один за другим сменяли свои старые интерьеры на арт-деко, пытаясь сделать их еще более дорогими и изысканными, чем у соседей. Интерьеры представляли скорее коллекцию наиболее дорогих и необычных предметов мебели и декора, привезенных из различных уголков планеты. Складывалась конкуренция кто богаче и изысканнее оформит свое помещение, к тому и больше посетителей.

В заключении…

Возникнув в Париже и просуществовав между двумя мировыми войнами, стиль арт- деко в интерьере и архитектуре был безумно популярен, он стал культовым во всем мире, а особо в США, где получил всевозможные названия, такие как «Стиль звезд», «Джазовый модерн», «Обтекаемый модерн» или «Зигзаг-модерн».

Современная интерпретация арт-деко включает самые последние технические достижения, качественно новые материалы, дизайнерские предметы мебели и декора. И в общем то не важно, как это все между собой сочетается, в арт-деко – главное богатство, роскошь и самое последнее слово моды.

Скажу напоследок, что и стиль гламур тоже относят к интерпретации арт-деко в современной жизни.

Рекомендую посмотреть фильм «Секреты Арт-деко» об истории стиля и его популярности

 

На тему архитектурных стилей рекомендую Вам прочитать следующие статьи:

Эклектика в архитектуре Москвы 19 века

Классицизм в архитектуре

Стиль модерн в архитектуре и интерьере

Очень интересными получились материалы об этнических стилях

Тосканский стиль

Кельтский стиль

Ирландский стиль

Скандинавский стиль

Мексиканский стиль

Японский стиль

Похожие статьи

Март 23, 2014   admin

Стиль ар-деко. Все про стиль арт деко.

Ар-деко – это последний из больших классических и первый эклектичный, по-настоящему международный стиль, подчинивший архитектуру, дизайн, художественное и декоративно-прикладное искусство своему собственному пластическому и визуальному языку. Своим рождением это колоритное течение обязано своеобразной более сдержанной и геометризированной трактовке ар-нуво в Австрии, Германии и Нидерландах в 1900-1910-х годах. Именно в «суровом» культурном климате этих стран живописное фантазийное изобилие модерна подвергается структурированию по законам классической прямолинейной симметрии. Эта тенденция  ярко проявляется  в работах Чарльза Ренни Макинтоша (Charles Rennie Mackintosh, Йозефа Хоффмана (Josef Hoffmann),  Коломана Мозера (Koloman Moser),  Отто Вагнера (Otto Wagner), Йозефа Марии Ольбриха (Joseph Maria Olbrich) и венского ателье Wiener Werkstätte. Во многих  произведениях той эпохи поэтика ар-нуво в интерьере соседствует с торжественностью архитектуры ар-деко.

Церковь Св. Леопольда Отто Вагнера, 1904-1907, Вена

Витраж Коломана Мозера в церкве Св. Леопольда, Вена

Дом Сецессиона Йозефа Марии Ольбриха, 1897-1898, Вена 

Дизайн текстиля Йозефа Хоффмана

В 1905-1911 годах в Брюсселе, в столице европейского ар-нуво, австрийский архитектор Хоффман возводит особняк для бельгийского финансиста Адольфа Стокле (Adolphe Stoclet), который впервые выводит на архитектурную авансцену «зарифмованную» геометрическую  форму. Архитектор в сотрудничестве с мастерами ателье Wiener Werkstätte проектирует также все декоративные элементы и предметы обстановки интерьера: от мебели, разнообразных люстр и до столового серебра. Дворец Стокле известен также и своими уникальными мозаиками из мрамора, стекла и полудрагоценных камней, выполненными Леопольдом Форстнером (Leopold Forstner) по эскизам Густава Климта (Gustav Klimt).

Особняк Стокле по проекту Йозефа Хоффмана 

Мозаичный триптих по эскизам Климта

Париж, столица ар-деко

Но становление и эстетическое наполнение стиля – это, безусловно, легендарная историческая прерогатива Парижа. В 1907 году франко-швейцарский художник Эжен Грассе (Eugène Grasset) и преподаватель рисунка в академии L’Académie de la Grande Chaumière публикует во Франции свой труд Méthode de composition ornementale («Метод орнаментальной композиции»), основанный на «склонении» правильных геометрических форм. В 1908 году иллюстратор и декоратор Поль Ириб (Paul Iribe) создает свой знаменитый модный альбом платьев для Поля Пуаре Les Robes de Paul Poiret racontées par Paul Iribe, который открывает принципы новой эстетики   широкой публике. И, наконец, в 1910 году, на Salon d’Automne («Осенний салон» ) выставляются работы мюнхенских художников и скульпторов, а Сергей Дягилев привозит в столицу свои роскошно декорированные Львом Бакстом балеты «Русских сезонов».

Последствия Первой мировой войны, ставшей причиной череды европейских экономических кризисов, тем не менее благодаря солидным частным капиталам, а также все нарастающей потребности в «новой» роскоши еще более утвердили Францию в качестве законодательницы новой архитектурной и интерьерной моды. Стиль становится все более экзальтированным и эклектичным, впитывая и перерабатывая множество самых различных культурных и художественных влияний: графический деконструктивизм кубизма и футуризма, колористическую палитру фовизма, строгий неоклассицизм Этьена-Луи Булле (Étienne-Louis Boullée) и Карла Шинкеля (Karl Friedrich Schinkel), архаичное искусство Египта и Древней Греции, африканский примитивизм и т.д.

Архитектура Реймса и Парижа

Города, разрушенные военными действиями, уже восстанавливаются в архитектурной эстетике ар-деко. Так в Реймсе на протяжении 1920-х годов возводится множество частных и муниципальных строений: знаменитая своим роскошным убранством библиотека американского филантропа Эндрю Карнеги (Andrew Carnegie), церковь Saint-Nicaise, здание Промышленной палаты, вилла Андре Дуса (André Douce) и т.д. В Париже по проекту Альберта Лапраде (Albert Laprade) строится музей колониальной истории и иммиграции – Palais de la Porte Dorée («Дворец золотых ворот»), кинотеатр Le Grand Rex, а известный модельер Жак Дусе (Jacques Doucet) заново декорирует свою студию в фешенебельном пригороде Нейи-сюр Сен.

Фасадный декор библиотеки Карнеги в Реймсе

Люстра из интерьерного декора библиотеки Карнеги в Реймсе

Фасад Дворца Порт-Доре (Palais de la Porte Dorée)

Фрагмент интерьерного декора интерьера оперного театра в Реймсе

Интерьер в стиле ар-деко

При создании декоративных элементов, мебели, предметов освещения и аксессуаров используются дорогие и часто экзотические материалы с эффектной фактурой: слоновая кость, перламутр, кожи африканских животных, ценные породы древесины, серебро, бронза, полудрагоценные камни, хрусталь, черный китайский лак и т.д. Мебель и настенные панели украшаются инкрустацией, позолотой, чеканкой и всегда покрываются блестящим лаком. Интерьеры щедро декорируются авторскими мозаиками, рельефными панно, гобеленами и коврами с геометрическими или этническими орнаментами, а каждый предмет мебели выступает в роли преднамеренного художественного акцента.  

Яркими представителями ар-деко стали краснодеревщик Жак-Эмиль Рульманн (Jacques-Emile Ruhlmann), мастера по металлу Эдгар Бранд (Edgar Brandt) и Альберт Шере (Albert Cheuret), проектировщики Эйлин Грей (Eileen Gray) и Пьер Легран (Pierre Legrain), эмальер и мастер лаковой росписи Жан Дюнан (Jean Dunand), скульптор и мастер по чеканке Морис Эскалон (Maurice Ascalon), мастер по серебру Кристиан Фьердингстад (Christian Fjerdingstad), скульпторы Гюстав Миклос (Gustave Miklos), Деметр Чипарус (Demetru Chipăruș) и многие другие.

«Отель коллекционера», выставочный проект Жака-Эмиля Рульманна

Ваза Анри Рапана (Henri Rapin). Севрская мануфактура

Шахматный мебельный гарнитур Жана Дюнана

Стул Пьера Леграна, 1923 

После знаменитой парижской Международной выставки декоративного искусства и промышленности 1925 года (Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes), давшей название уже оформившемуся течению, стиль стал стремительно распространяться по всему миру: сначала по Европе – Бельгии, Португалии, Испании и Великобритании, затем он проник в Северную Африку и все англо-саксонские страны (США, Канаду, Новую Зеландию, Индию, Филиппины и т.д.), и, наконец, подчинил себе вкусы центральных городов Мексики, Вьетнама, Китая и Японии.  В США стиль ар-деко лег в основу течения Streamline Moderne, определившего архитектурную и интерьерную моду 1930-х годов.

Eastern Columbia Building Клода Бильмана (Claude Beelman)на 849 S. Broadway.1930 

Вилла барона Луи Эмпана (Louis Empain) архитектора Мишеля Полака. Брюссель, 1930-1934 

Светильник в технике витража от Tiffany

Вышивка по эскизам Рут Ривз (Ruth Reeves). WJ Sloane Ltd, Нью-Йорк

Подсвечники американского мастера по металлу Мерле Ф. Фабер (Merle F. Faber), 1935

Стиль арт-деко в архитектуре и интерьере

Источник статьи журнал о Шедеврах арзитектуры и дизайна worlds-interior.ru

 

Арт-деко – стиль эклектики, который представляет собой гармоничное и при этом броское соединение модерна и неоклассицизма. В переводе с французского языка дословно арт-деко означает «современное искусство». Отличительными чертами арт-деко являются смелые геометрические формы, этнические узоры и орнаменты, богатство и яркость цветовой палитры, роскошь и шик. 

 Немного из истории арт-деко

Свое название термин «арт-деко» получил в 1925 году благодаря международной выставке Международная выставка современных декоративных и промышленных искусств (фр. «Exposition Internationale des Arts Décoratifs et Industriels Modernes») 1925 года в Париже.

Однако само направление арт-деко появилось гораздо ранее во Франции, в начале 1920х годов. В те времена Париж, по праву, считался центром стиля арт-деко, который проявлялся во всем: в изготовлении мебели, в дизайне интерьера, в архитектуре, в одежде и аксессуарах, ювелирных изделиях, скульптуре и живописи. В стиле арт-деко оформлялись лучшие рестораны, отели, океанские лайнеры.

Арт-деко бросал вызов лишениям Первой мировой войны, он был просто роскошен и необычен, поэтому так любим богатой публикой. Излюбленными материалами мастеров арт-деко были алюминий, нержавеющая сталь, редкие породы деревьев, серебро, эмаль, слоновая кость, кожа экзотических животных и рыб, таких как крокодил, акула или зебры. Выделялись объемные формы, зигзагообразные и ступенчатые, широкие и энергичные кривые линии. Арт-деко славился своими контрастными декоративными мотивами, такими, например, как узор клавиш фортепиано, который встречался не только в дизайне интерьера, но и даже в дизайне дамской обуви. В 1930—1940-е годы течение арт-деко стало популярно в международном масштабе.

Популярность арт-деко угасла после появления массового производства. Пришло время более спокойным, сдержанным элементам, при этом к арт-деко стали относиться как к кричащему и безвкусному стилю. Закат арт-деко положили лишения Второй мировой войны. Интересно, что возник арт-деко как вызов Первой мировой войне и, продержавшись на пике популярности почти два десятилетия, сошел на нет во время бедствий Второй мировой.

Новое рождение стиль арт-деко получил в 1980 годах благодаря графическому дизайну, став вновь популярным, теперь уже в ювелирном искусстве и моде.

Арт-деко в архитектуре

Зародившись во Франции, стиль арт-деко получил широчайшее распространение в архитектуре во всем мире. В архитектуре арт-деко – это прежде стиль больших зданий. В 1910-1920-х годах в США пришли небоскребы, возводившиеся уже с начала 20-х годов в стальном каркасе.

Здания, построенные в стиле арт-деко до сих пор радуют глаз туристов и жителей крупнейших мегаполисов мира, в том числе и столицы двуполярного мира.

Арт-деко в США

В США только на Манхеттене можно насчитать более 150 небоскребов, построенных в стиле арт-деко. Наиболее ярким примером американского арт-деко в архитектуре является небоскреб Крайслер-билдинг (Chrysler Building), построенный по проекту архитектора Уильяма ван-Эллена (William van Alen), получивший свое рождение в 1930 году. Вершину величественного и элегантного здания украшает 38 метровый шпиль из нержавеющей стали. Благодаря этому шпилю Крайслер-билдинг стал самым высоким зданием мира. Правда вскоре утратил это звание, уступив первенство небоскребу Эмпайр Стэйт Билдинг (Empire State Building) в Нью-Йорке. Крыша Крайслер-билдинг собрана в виде семи сводов, символизирующих колесные диски автомобилей «Крайслер» 20-х годов. Визитной карточкой небоскреба стали скульптуры на 31 этаже, повторяющие эмблему «Крайслера» и горгульи-орлы, расположившиеся на 61 этаже. Небоскреб имеет ребристую облицовку и треугольные окна, напоминающие внешне расходящиеся лучи солнца.

Арт-деко в СССР

В 1930-1950 в СССР арт-деко (иначе «новый ампир») оказывает значимое влияние на сталинскую архитектуру 30-х годов. Стоит отметить, что под влиянием арт-деко были построены сталинские высотки, библиотека имени Ленина в Москве, дворец культуры имени Кирова и кинотеатр «Москва» в Ленинграде.

Под влиянием стиля арт-деко был построен ряд станций Московского метрополитена, в том числе Сокольнической и Замоскворецкой линии, например, замечательные станции метро «Маяковская», «Аэропорт», «Сокол», «Кропоткинская», а также первая очередь Ленинградского метрополитена.

Другие страны

Арт-деко охватил почти все страны мира и даже Азию. Например, индийский князь Махараджи, обучаясь в Оксфорде, познакомился с молодым немецким архитектором Е. Матезиусом, которому в последствии поручил построить великолепный дворец Махараджи в Индоре.

Стиль арт-деко в интерьере

Стиль арт-деко в интерьере превратился во всемирно признанный символ эффектности. Стиль арт-деко в интерьере представлялся роскошным, броским, свободным и богатым. Смело сочетались всевозможные экзотические материалы, например, такие как черное эбеновое дерево, бриллианты, перламутры, слоновая кость, шкура зебры и кожа крокодила, змеи, ящерицы, акулы и урбанистические современные вещества — стекло, бетон, хром, сталью, алюминий.

Стиль арт-деко в интерьере сочетает в себе орнаменты и мотивы различных исторических эпох и экзотических культур: восточные, индейские, африканские мотивы, элементы старины и совершенно новые произведения искусства.

Визуальное богатство достигалось не только экзотическими фактурами, но яркими и насыщенными цветами, их смелыми сочетаниями.

В стиле не было простоты даже в линиях – излюбленными контурами были ступенчатые и зигзагообразные формы, энергичные широкие кривые линии, мотивы клавишных инструментов. Даже мебель принимала причудливые загнутые формы, украшалась всевозможными геометрическими элементами и орнаментами. Многие предметы интерьера стали настоящими произведениями искусства, создающими атмосферу изысканности и приятного созерцания.

Самые богатые люди и популярные заведения один за другим сменяли свои старые интерьеры на арт-деко, пытаясь сделать их еще более дорогими и изысканными, чем у соседей. Интерьеры представляли скорее коллекцию наиболее дорогих и необычных предметов мебели и декора, привезенных из различных уголков планеты. Складывалась конкуренция кто богаче и изысканнее оформит свое помещение, к тому и больше посетителей.

В заключении…

Возникнув в Париже и просуществовав между двумя мировыми войнами, стиль арт- деко в интерьере и архитектуре был безумно популярен, он стал культовым во всем мире, а особо в США, где получил всевозможные названия, такие как «Стиль звезд», «Джазовый модерн», «Обтекаемый модерн» или «Зигзаг-модерн».

Современная интерпретация арт-деко включает самые последние технические достижения, качественно новые материалы, дизайнерские предметы мебели и декора. И в общем то не важно, как это все между собой сочетается, в арт-деко – главное богатство, роскошь и самое последнее слово моды.

Скажу напоследок, что и стиль гламур тоже относят к интерпретации арт-деко в современной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *