Архитектура древний китай: Архитектура Древнего Китая | История архитектуры – архитектура. Традиционная китайская архитектура. Древняя китайская архитектура :: SYL.ru
Архитектура Древнего Китая
Внешний облик построек может быть самым различным, однако, архитектура Древнего Китая объединена общими эстетическими устремлениями и строительными идеями, присущими только этой нации. Наиболее типичная конструкция дома – каркасно-столбовая, для ее создания использовалась древесина. На глинобитную платформу устанавливались столбы из дерева, затем на них крепились поперечные балки. Сверху дом покрывала черепичная крыша. Прочность построек обеспечивалась благодаря столбам, поэтому многие постройки выдержали многочисленные землетрясения. К примеру, в провинции Шаньси до сих пор сохранился деревянный буддийский храм, высота которого превышает 60 метров. Эта пагода построена почти 900 лет назад, но сохранилась до наших дней.
Архитектура Древнего Китая отличается целостной композицией
построек, которые объединяются в единый комплекс, состоящий из множества
сооружений. Отдельно стоящие здания в этой стране до сих пор большая редкость:
дворцы и частные дома всегда окружены вспомогательными строениями. Причем
дворовые постройки абсолютно симметричны и равномерно удалены от главного
здания.
Многие образцы древней архитектуры внесены в Фонд мирового культурного наследия. К ним относится древний город Лицзян, который находится в провинции Юньнать, пекинский парк Ихеюань, Храм Неба и дворец Гугун. Архитектура Древнего Китая имеет характерные черты, присущие только этой стране. Например, крыши зданий всегда выполнялись вогнутой формы. На карнизах и балках обычно вырезали рисунки растений и животных. Подобные узоры и орнаменты украшали также деревянные столбы, двери и окна.
Архитектура Древнего мира широко использует для украшения жилищ различные естественные красители, Китай также не является исключением. Крыши дворцов, как правило, покрывали золотистой глазурованной черепицей, карнизы красили сине-зеленой краской, стены и столбы — с красноватым оттенком. Полы в древних дворцах устилали белым и темным мрамором, что придавало им величественность и монументальность.
Своего расцвета архитектура Древнего Китая достигла во времена правления династий Сунн и Тан (VII—XIII вв). Города строились в те времена согласно четкому плану с четкой геометрией. Поселения были окружены глубокими рвами и высокими стенами и представляли собой хорошо укрепленные крепости.
Сохранилось множество пагод тех времен, которые округлостью форм напоминают индийские храмы. В древних буддийских монастырях пагоды являлись хранилищами канонических книг, статуй и реликвий. Скульптура Древнего Китая во многом перекликается с индийской. Высота некоторых статуй составляет до 10 метров. В соразмерных формах и математической точности изваяний воплотились стремления китайских мастеров к гармонии.
Первые памятники культуры Древнего Китая были обнаружены в 20-х годах прошлого столетия. Это были артефакты времен династии Яншао (середина III тысячелетия до н.э.). Для них характерен особый художественный стиль, непохожий на все остальные. Необычайно декоративный и в тоже время очень торжественный художественный стиль отражает тот философский дух, который присущ всему китайскому народу.
Архитекторы Китая были одновременно строителями, мыслителями и поэтами с обостренным и возвышенным чувством природы и всего живого. Все дворцы и жилые комплексы были построены так, как будто они являются продолжением ландшафта. Естественная взаимосвязь архитектуры и пейзажа даже описывалась в многочисленных трактатах, которые были свойственны тому времени. В древних памятниках китайской архитектуры запечатлена вся история этой удивительной страны. Уникальные шедевры зодчества, созданные много столетий назад, поражают своим совершенством и гармоничностью.
Искусство Древнего Китая — культурное наследие цивилизации
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Сегодня мы хотим познакомить вас с древнейшей цивилизацией нашей планеты и поговорить про искусство Древнего Китая. Оно таит в себе много удивительного – ведь многие изобретения и шедевры были созданы еще в древности.
В статье ниже мы кратко поведаем об историческом становлении китайской культуры, а затем более подробно рассмотрим каждый аспект: живопись, архитектуру, скульптуру, музыку, танцы, литературу, театр и многое другое.
Вперед, навстречу прекрасному!
Содержание:
Немного истории
Рисование
Архитектурное направление и парки
Скульптурное направление
Другие направления
Заключение
Немного истории
Китай – одна из древнейших из ныне существующих цивилизаций мира. Именно здесь еще в древности был создан пергамент, краски, компас, составлены календари, в первую очередь лунный, создана карта звезд.
Искусство и культура страны складывались не один век и даже тысячелетие. Китайцы перенимали опыт своих соседей с Востока – персов, племен Месопотамии, древних индийцев. Однако по большей части Китай развивался по собственному пути, подарив многие открытия остальному миру, в особенности Корее, Индии, Монголии, Японии. В искусстве он также был на передовых позициях.
Находки истории показывают, что общины земледельцев существовали еще в 5-м тысячелетии до нашей эры. Они селились вдоль главных рек Азии – Янцзы и Хуанхэ, название которой переводится как «Желтая река». Местные земли отличались мягкостью и плодородием, так что общины обходились довольно простыми орудиями из дерева, кости и камня.
Старейшие найденные здесь изделия, которые можно назвать произведением искусства, – керамика с причудливыми орнаментами, вырезанные из кости украшения, отполированные камни – датированы 3-м тысячелетием до н.э. Спустя примерно тысячелетие у китайцев также появился нефрит и шелк.
С середины до начала 2-го тысячелетия до нашей эры правило семейство Шан, при котором государственность Китая начала развиваться. При этой династии распространились в большом количестве захоронения в гробницах, которые сами по себе были шедевральными.
Примерно к VIII столетию до н.э. территория современного Китая делилась на большое число отдельных княжеств, между которыми происходили междоусобицы. Считается, что единое государство возникло в 221 году до н.э., когда к власти пришел царь из империи Цинь. Впоследствии он назвал себя Цинь Шихуанди, что значит «первейший император из династии Цинь».
Статуя Цинь Шихуанди
Если говорить о том, какие временные рамки у Древнего Китая и когда начинается Средневековье, то многие ученые называют период падения династии Хань – самое начало III столетия. Тогда страна претерпела изменения, хоть не слишком явные, но послужившие причиной государственной перестройки – начался период феодализма. Перемены также коснулись и духовной жизни, во многом связанные с распространением учения Конфуция.
Именно Цинь Шихуанди начал строительство Великой Китайской стены – главного архитектурного шедевра Поднебесной.
Живопись
Наиболее популярным из искусств и в то же время сложным, утонченным было изобразительное. В древности, как, впрочем, и сейчас, оно было неразрывно связано с философией и каллиграфией. Каждая картина непременно должна была иметь определенную историю, сюжет, а также содержать некий короткий стих-изречение, написанный каллиграфическим почерком, который раскрывал бы смысл произведения.
Фрески в китайской гробнице, археологическая находка
Изначально художники рисовали на стенах, покрытых штукатуркой, которые появились в XII веке до н.э., на шелке (IV столетие до н.э.), бумаге (II век до н.э.), обложках древних книг, и, что интересно, на гробницах – это было отдельное направление. Кисти изготавливались из шерсти животных, прикрепленной к бамбуковым или деревянным палочкам.
Холст в привычном понимании появился гораздо позже – приблизительно в VIII столетии нашей эры.
Живопись была занятием довольно трудоемким – художникам приходилось самим изготавливать краски из животных, растительных жиров, минералов и специального клея, так как в то время еще не существовало массового производства.
Каждый создавал также собственную печать, которая была своеобразной подписью художника. Среди выдающихся художников были как самоучки, так и выпускники Академии при Императорском дворце.
Если говорить о видах рисования, то существовало две основные техники:
- гунби – все предметы были детальными, а каждая линия – идеально очерчена;
- сеи – в картине угадывалась некоторая условность, детали, фигуры были размытыми.
Самыми распространенными мотивами были пейзажные и портретные изображения. Портретная живопись особенно распространилась в V-III века до н.э., а героями картин становились видные государственные деятели, чиновники, мыслители. Этим объясняется некоторая строгость и отсутствие эмоций на лицах.
Древнекитайская живопись
Любимая пейзажная тема китайцев – горы, вода, реки. Это неудивительно, ведь мастера привыкли воссоздавать в работах то, что их окружает и то, чему они поклоняются. Зачастую на фоне панорамы изображался маленький человек – чтобы показать величие и мощь природы.
Архитектурное направление и парки
Архитектура древности представлена в первую очередь жилыми домами обычных людей, а также величественными дворцами знати, в том числе императорскими. Все они по большей части возводились из дерева – это крепкий и гибкий материал, который к тому же обладает высокой сейсмоустойчивостью.
Фундамент представлял собой вбитые в землю балки и возведенный дальше каркас. Пространство между балками заполняли стройматериалами из кирпича, глины и бамбука. Сооружения были увенчаны крышами из яркой черепицы.
Архитектура Древнего Китая
Особенность строительства той эпохи заключается в том, что архитекторы отлично знали габариты будущих деталей, так что создавали их отдельно, а затем собирали воедино. Один большой минус деревянных сооружений – неустойчивость к огню. Именно поэтому многие здания не простояли больше нескольких столетий, погибнув в пожаре или от удара молнии.
Еще одна отличительная черта архитектурных ансамблей в древние времена – сооружения всегда были в комплексе, стояли симметрично относительно главного здания и прекрасно сочетались между собой. Уже тогда в украшении зданий преобладали яркие цвета:
- золотистые крыши;
- красные стены и балки;
- зеленые и синие карнизы;
- монохромный мраморный пол.
Чуть позже в ландшафтной архитектуре развилось также парковое искусство – к зданиям вели тропинки через пышный сад. Они были украшены щебнем, мелкими камнями, разноцветными песочными породами, иногда – с особыми надписями и изображениями.
Но главное – тропы были извилистыми. Дело в том, что китайцы верили, будто злые силы могут перемещаться только по прямой, а петляющие дорожки способны запутать их.
Подробней об устройстве китайского дома читайте здесь.
Скульптурное направление
Археологические исследования нашли на китайских территориях посуду из бронзы, которая относится еще ко 2-му тысячелетию до нашей эпохи. Большинство из них относится ко времени правления семейства Шан. Это особые котелки на трех ножках, которые имитируют фигуры разных животных – слонов, овец, мифических созданий, а также птиц, чудищ.
Древний китайский сосуд
Замысловатые узоры наносились на всю поверхность сосудов. Сами они создавались методом литья: для начала создавали форму из глины, которую затем заливали расплавленным металлом.
К V столетию до н.э. сосуды из бронзы продолжали изготавливать, но немного изменилась их форма и узоры. Форма стала более простой, а в изображениях прослеживались мотивы религиозных обрядов, а также повседневные занятия обычных людей – сбор урожая, охота.
В период Хань, Шан и Цинь принято было вместе с усопшими хоронить погребальные миниатюрные скульптуры: сначала они изготавливались из дерева, затем – из глины, а позже – из керамики. Считалось, что они способны охранять человека на том свете.
Особым памятником скульптуры, который представляет собой погребальные фигуры, является знаменитая Терракотовая армия. Она состоит более чем из восьми тысяч фигур воинов в полный рост, а также шестьсот коней и множество колесниц. Армия была построена в 210 году до н.э. для погребения императора Циня Шихуанди.
Терракотовая армия
Особого внимания заслуживает китайская керамика, появившаяся еще в эпоху неолита. Поначалу это были довольно примитивные сосуды, слепленные вручную или на простейшем гончарном круге. Но на кувшины и прочую посуду наносились причудливых видов искусные узоры с использованием разноцветных красок и различных техник живописи.
Первая керамика – прародительница знаменитого китайского фарфора, славящегося по всему миру.
Другие направления
В Китае с древности существовало большое количество различных искусств, помимо архитектуры, скульптуры, живописи. Остановимся на главных из них:
- Каллиграфическое
Неразрывно связанная с живописью, каллиграфия повсеместно встречалась на картинах. Более того, при этом использовались те же самые живописные инструменты: пергамент, шелковые холсты, краски, кисти. Еще в 1-2-м тысячелетиях до н.э. на сосудах из бронзы наносились надписи в стиле крупных печатей – дачжуань. При Цине Шихуанди была распространена маленькая печать – сяочжуань. Позже возникли также стили кайшу, синшу, цаошу.
Каллиграфия синшу
Особого распространения каллиграфия достигла на рубеже древности и средневековья, в эпоху Хань. Немного позже появилось огромное число выдающихся каллиграфов, например, леди Вэй или Ван Сижи.
- Декоративно-прикладное
Основным направлением декоративного искусства у китайцев было изготовление изделий из шелка – флагов, зонтов, одежды. Примечательно, что каждому сословию соответствовал свой цвет, к примеру, желтый – императору и его супруге, сиреневый – членам их семьи, черный – госслужащим низшего ранга.
Одежда из шелка, древний Китай
Еще один вид – создание украшения и резьба по различным материалам. Особенно популярна резьба по дереву, золоту, самшиту и нефриту. Считается, что нефритовые изделия покровительствуют благородным особам и способны защитить от плохих духов.
Танцы тоже возникли несколько тысячелетий назад, а именно – в XXI веке до н.э., во время правления семейства Ля. Они связаны с ритуалами, и уже тогда существовали особые школы танцев: Да Сы Юэ, Тай Юэ Шу, Юэ-Фу.
Особенно популярна была первая школа, созданная для императорских праздников и церемоний. Танцевальный порядок выполнялся строго по регламенту, и в них участвовало почти полторы тысячи человек.
Главное в китайском танце – единение с природными силами, подчинение им. Здесь удивительным образом воедино сплетается классическая опера, философия, традиции двора и музыка.
Древнекитайские танцы
Поразительно, но музыка в Поднебесной появилась раньше остальных искусств. Археологами были найдены инструменты – свистки, дудки – которые относят к 6-7 тысячелетию до нашей эры. Чуть позже появились более сложные инструменты, в основном духовые и ударные. Изначально музыка также была связана в первую очередь с религиозными обрядами.
Древние музыкальные инструменты китая — литофоны
Произведения Поднебесной считаются одними из древнейших на планете – они были записаны на костях, когда еще не была придумана бумага. Особенно известна «Бамбуковая летопись» 1-го тысячелетия до нашей эры, а также труды Конфуция, к примеру, «Сышу», «Уцзин», «Весна и осень».
Первые представления 2-го тысячелетия прошлой эпохи восходят к обрядовым выступлениям народа с танцами и музыкой. В VIII-V веках до н.э. стали появляться первые театры кукол. Сначала они были изготовлены из дерева, а потом – из глины. Несколько спустя стал популярен жанр пантомим и цирка байси. Подробней об истории китайского театра читайте в этой статье.
Древний китайский кукольный театр
Заключение
Поднебесная — страна с древней историей, которую можно уверенно назвать колыбелью многих направлений мировой культуры. Здесь зарождалась живопись, архитектура, музыка, литература, театр, скульптура, танцы еще с древнейших времен. Удивительно, что китайцам удалось пронести культурное наследие сквозь века, сохранившее свои уникальные черты и особенности.
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Делитесь статьей в социальных сетях, если она вам понравилась, подписывайтесь на рассылку по электронной почте – будем дальше открывать таинственный мир Востока вместе.
Архитектура и строительство Древнего Китая
Особенности архитектуры и строительства древнего Китая.
Китай знаменит своей древней архитектурой, прежде всего, благодаря Великой Китайской стене, начало строительства которой было положено еще в 221 году до нашей эры. Сооружение, поистине, впечатляющее, но все же заслуживают внимания и другие объекты архитектуры древнего Китая.
Во всей архитектуре древнего Китая прослеживается одна общая идея, которой подчинены все строения. Из-за своего расположения на карте, территория Китая является сейсмически активной, землетрясения происходят очень часто. Несмотря на это, большинство древнейших сооружений этой страны продолжают существовать и в наши дни. Как строители смогли добиться таких результатов? Все дело в конструкции сооружений. Любые постройки дополнительно укреплялись столбами, установленными на специальной платформе. К ним крепились поперечные балки, а сверху в форме пагоды возводилась крыша из черепицы. Стены возводились в последний момент, они никогда не были несущими, и именно это придавало дому устойчивость при землетрясениях. Благодаря этому и внутренние стены дома могли переноситься по желанию жильцов, изменяя облик комнат.
Особенностью архитектуры стала множественность и комплексность построек. Одно основное здание чаще всего имело большое количество дополнительных строений, расположенных вокруг, что придавало завершенность и целостность композиции.
В Китае всегда было много лесов, поэтому строители отдавали предпочтение дереву, но строили и из других материалов. Уже в те времена здания имели по несколько этажей и множество ярусов на крыше. В архитектуре особо ценилось изящество и легкость. Южная стена любого здания в те времена была не глухой, а с решетками, окнами или просто ажурными отверстиями, проклеенными изнутри бумагой. Если стена делалась из камня, то ее обязательно украшали резьбой с природными мотивами.
Форма крыши-пагоды обусловлена тем, что согласно поверьям, злые духи не могут пройти по такой поверхности и попасть внутрь здания. По это же причине часто на крышах устанавливали фигурки животных, играющие роль оберега.
Высота жилища определялась статусом человека в обществе – чем выше статус, тем больше ярусов возводилось. Также самые высокие дома были расположены близко к центру, так как там стоял императорский дворец. Бедные люди строили только одноэтажные дома на окраине. Строительство любых зданий велось только согласно учениям Фэн-Шуй, гармонично сочетая в доме силы, данные от четырех сторон света. Многие современные Китайцы все еще чтят это учение и продолжают следовать ему.
До наших дней сохранились некоторые древнекитайские постройки. Наименьший ущерб с течением времени понесли храмы, так как были изготовлены из наиболее качественного материала. Сегодня они являются наиболее посещаемыми местами для туристов и еще долгие годы не перестанут удивлять своей красотой и величественность.
Архитектура Древнего Китая
Ко времени объединения страны в централизованную империю (периоды Цинь и Хань, III в. до н.э. — III в. н.э.) относятся такие памятники зодчества, как Великая китайская стена, великолепные дворцовые комплексы, пагоды, храмы и дворцы, отличающиеся прочной конструкцией и гармонично вписывающиеся в окружающую природу.
Наивысших достижений китайская архитектура достигла во время правления династий Тан и Сун (VII—XIII вв.). Монументальную архитектуру отличали ясная гармония, праздничность и спокойное величие форм. Города строились по четкому плану. Они представляли собой мощные крепости, окруженные высокими стенами и глубокими рвами.
Пагода как тип сооружения восходит к индийскому зодчеству. Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башнеобразные храмы. В буддийских монастырях пагоды служили хранилищами реликвий, статуй, канонических книг. Многие китайские пагоды отличаются огромными размерами и достигают в высоту 50 м. Лучшие из них поражают почти математически точными и соразмерными пропорциями, в них как бы воплощен дух конфуцианской мудрости. Более поздние башни-пагоды, возведенные в честь буддийских святых, характеризуются слегка изогнутыми вверх заостренными краями кровли. Считалось, что благодаря такой форме они надежно защищают от злых духов.
Прекрасно сохранились созданные на рубеже нашей эры многочисленные комплексы гробниц знати, представляющие собой большие подземные сооружения, к которым вели так называемые аллеи духов, охраняющих могилы. Они были обрамлены скульптурами зверей и каменными пилонами. В комплекс входили и наземные святилища — цытаны. Рельефы на стенах погребальных сооружений изображают стражей в длинных халатах, фениксов, драконов, черепах, тигров. Рельефы погребения Ульянцы в Шаньдуне (II в.) рассказывают о создателях земли и неба, о легендарных героях, о торжественных процессиях, о борьбе между царствами.
Великая китайская стена — уникальный памятник крепостной архитектуры. Ее начали сооружать в IV—III вв. до н.э., когда китайские государства были вынуждены защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. Великая стена, словно гигантский змей, вьется по горным хребтам, вершинам и перевалам Северного Китая. Ее длина превышает 3 тыс. км, примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни с отверстиями-амбразурами. Расстояние между башнями равно двум полетам стрелы, оно легко простреливалось с каждой стороны, что обеспечивало безопасность. Верхняя плоскость стены представляет собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы.
По древним правилам все сооружения были обращены фасадом к югу, а город с юга на север пересекала прямая магистраль. Вырабатываются новые формы архитектурных ансамблей и городов. С переносом столицы в 1421 г. из Нанкина в Пекин город укрепляется, строятся дворцы, храмы и монастыри. Крупнейшим архитектурным сооружением этого времени является дворцовый ансамбль, возведенный в Запретном городе.
Интересна планировка древней части города — Старого Пекина. Он был разделен на Внутренний (Северный) и Внешний (Южный) город, каждый из которых огораживала крепостная стена. Внутренний город заселяли приближенные императора, Внешний — ремесленники и прочая беднота.
Вся территория Внутреннего города покрыта садами, парками, искусственными маленькими речками и каналами с островами и полуостровами.
В древние времена в центре Внутреннего города за особой крепостной стеной был воздвигнут Запретный город, где жили император, члены императорской фамилии, а также чиновники и наложницы. Попасть туда простому смертному было практически невозможно. В этот город ведут великолепные Лунные ворота.
Стены Запретного города окрашены в пурпурный цвет, за что его иногда называют Пурпурным. Считалось, что такой цвет имеет Полярная звезда, являвшаяся, по представлениям древних китайцев, центром вселенной. Ширина стены, опоясывающей запретный город, превышает 10 м, т.е. на ней свободно могут разъехаться две повозки. Мощь стены подчеркивают четыре изящные угловые башни, причудливая архитектура которых породила множество легенд. Согласно одной из них, император вызвал к себе мастеров и приказал им под страхом смерти построить угловые башни самой оригинальной формы. Но вдохновение оставило архитекторов, и они никак не могли придумать что-нибудь необыкновенное. В отчаянии один из них отправился в город, где повстречал старика — продавца цикад. Плетеная клетка с цикадой навеяла архитектору представление о конструкции будущего сооружения. Жизнь мастеров была спасена, а в водах широкого канала, окружающего Запретный город, вот уже много веков отражаются необычные башни.
Утонченный вкус и чувство прекрасного воплотились в знаменитом шедевре китайского зодчества — Храме Неба. В древнем и средневековом Китае большое значение придавалось обрядам жертвоприношения, связанным с почитанием Неба и Земли как дарителей урожая. Священным правом совершать жертвоприношения обладали только императоры — «сыновья Неба». Вот для этого ритуала и был построен в 1420 г. Храм Неба (впоследствии неоднократно перестраивался и достраивался). В своих величавых формах он воплотил древние символические образы и представления о вселенной.
Храм Неба представлял собой целый комплекс сооружений — дворцов, храмов и парков. Это был целый мир, таинственный и прекрасный. Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий землю. Округлые очертания беломраморного резного алтаря и храмов, увенчанных синими коническими крышами, символизируют небо (круг — знак солнца или неба). Такое сочетание квадрата и круга обозначает союз Земли и Неба. Беспрерывно варьируясь и повторяясь, знаки круга и квадрата вместе с остроконечными синими вершинами конических крыш — символами неба — напоминают о беспрерывном круговороте природных стихий.
Главные сооружения всего комплекса — Храм Молений об урожае, Храм Небесного Свода и Алтарь Неба расположены по одной оси с севера на юг в пределах внутренних стен. Их соединяет Дорога духов, выложенная ровными светлыми плитами. Она олицетворялась с образом Дао, который пронизывает все средневековое китайское искусство: это образ пути вселенной.
Первым по Дороге духов перед путниками возникает Храм Молений об урожае, построенный в XV в. и перестроенный в XVIII—XIX столетиях. Он представляет собой выкрашенную красным лаком ротонду, стоящую на трехступенчатой белокаменной террасе. Синяя, сверкающая в лучах солнца черепица покрывает его трехъярусную крышу.
Внешне храм не кажется очень большим. Но размеры внутреннего зала потрясают. В этом храме нет ни одной случайной детали, все подчинено символике, уходящей корнями в традиционные верования китайцев. Колонны окрашены в красный цвет — цвет огня, символизирующего союз неба и земли. Четыре центральные колонны храма высотой около 20 м обозначают четыре времени года, 12 колонн среднего ряда — месяцы года, 12 колонн наружного ряда — 12 двухчасовых отрезков времени суток. Все вместе 28 колонн символизируют 28 созвездий.
Достопримечательность храма — круглая «Стена, возвращающая звук» (или, как ее еще называют, Шептальная стена), — сложена из тщательно пригнанных друг к другу кирпичей.
Традиционные представления китайцев о гармонии души человека, природы и искусства отражены в устройстве Летнего дворца — паркового ансамбля с жилыми зданиями, храмами и павильонами, раскинувшимися на огромной территории по берегам искусственного озера. Первые павильоны для отдыха возникли еще в XII столетии, а новый храм был построен в начале XVI в.
Удивительно поэтичны названия построек и укромных уголков Летнего дворца: Сад Гармонии и Добродетели, Пагода Духов и Будды, Сад Гармоничной Радости, Павильон Нефритовых Волн. В ветреную погоду в парке слышен тихий мелодичный перезвон колокольчиков, украшающих скаты крыш павильонов.
Влияние на китайскую художественную культуру буддизма нашло отражение в известной достопримечательности Пекина — ламаистском храме. Он был воздвигнут на северо-востоке Старого города в 1694 г. как резиденция принца, а в 1744-м превращен в ламаистский монастырь, где поселились 500 монахов. В огромном павильоне находятся три огромные статуи Будды. У выхода из павильона привлекает внимание вырезанное из сандалового дерева изображение горы с фигурками 500 учеников Будды, выполненными из золота, серебра, бронзы, олова и железа.
Презентация + конспект по МХК на тему «Архитектура Древнего Китая»
Архитектура Древнего Китая
3. Архитектура Китая ярко и колоритно отличается от всех других стран. В многочисленных и разнообразных культурных памятников Китая древняя китайская архитектура занимает очень важное место. Виды древних китайских сооружений очень многообразны. По своему внешнему облику эти сооружения или торжественны и великолепны. Со временем архитектура стала делиться по социальному статусу.
Дом
4. В древнем Китае наиболее типичной конструкцией дома считалась каркасно-столбовая, использующая для этого древесину. На глинобитной платформе устанавливались деревянные столбы, на которых крепились продольные поперечные балки, а на них — крыша, покрываемая черепицей. В Китае говорят, что «стена дома может обвалиться, но дом не разрушится». Это объясняется тем, что тяжесть дома выдерживают столбы, а не стена.
Дворцы
6. Дабы акцентировать внимание на высоком положении императора, в стилистике дворцовых построек обязательно присутствует особое величие и пышность. Старинные китайские дворцы как правило разделяются на две части – парадную или официальную, и повседневную или жилую. План дворца выстраивался вокруг оси, которая определяла принцип расположения всех остальных построек.
7. Крыши дворцов часто делали многоуровневыми, с загнутыми вверх углами, которые часто украшали фигурками птиц и зверей. Обычно крыши дворца порывались желтой глазурованной черепицей, карнизы красились сине-зеленой окраской, стены, столбы и дворы — красным цветом, комнаты устланы белыми и темными мраморными платформами, которые сверкали под голубым небом.
Храм
8. При постройке храмов в древности использовался один и тот же принцип или план: по центру передней стены располагались главные ворота «шаньмэнь», а во дворе храма, по обе стороны от ворот, строили две колокольни. Если следовать дальше, то по центральной оси располагался «Павильон Небесного бога», затем «Павильон главных сокровищ», и «Хранилище сутр» в третьем дворе. По бокам от дворов располагались кельи и трапезная.
Сад
10. Садово-парковая архитектура Китая была уникальна в садово-парковом искусстве. Создавались в столицах и больших городах Китая садово-парковые ансамбли. Они делятся на две довольно отличающиеся друг друга школы: величественный императорский парк и небольшие частные сады.
11. В структуру ансамбля китайского парка обычно входит терем, башня, беседки, павильоны, галереи, мостики, озера и пруды.
Известная архитектура
12. Пагода как тип сооружения восходит к индийскому зодчеству. Ранние пагоды мягкой кривизной и округлостью линий напоминают индийские башнеобразные храмы. В буддийских монастырях пагоды служили хранилищами реликвий, статуй, канонических книг. Более поздние башни-пагоды, возведенные в честь буддийских святых, характеризуются слегка изогнутыми вверх заостренными краями кровли. Считалось, что благодаря такой форме они надежно защищают от злых духов.
13. Наиболее известные пагоды Китая: Деревянная пагода в провинции Шаньси, Пагода «Диких Гусей» в Сиане, Железная пагода в Кайфэне, Пагода Шести Гармоний в Ханчжоу.
14. Великая китайская стена — уникальный памятник крепостной архитектуры. Она представляет собой цепь оборонительных сооружений, протянувшихся через Северный Китай от Ляодунского залива Жёлтого моря до песков пустыни Гоби. Ее начали сооружать в IV-III вв. до н.э., когда китайские государства были вынуждены защищаться от набегов кочевых народов Центральной Азии. Ее длина превышает 3 тыс. км, примерно через каждые 200 м стоят четырехугольные сторожевые башни. Верхняя плоскость стены представляет собой широкую защищенную дорогу, по которой могли быстро передвигаться воинские части и обозы.
15. Один из самых загадочных, обширных и знаменитых дворцовых комплексов в мире называется «Запретный город». Весь императорский комплекс разделен на Внешний и Внутренний дворцы. В помещениях Внешнего дворца правитель проводил все торжественные церемонии. Во Внутреннем же дворце жили семьи императоров, евнухи, прислуга и наложницы.
16. Храм Неба представлял собой целый комплекс сооружений — дворцов, храмов и парков. Обширная территория, на которой расположен ансамбль храма, обнесена двумя рядами глухих стен, окрашенных в красный цвет, и образует в плане квадрат, символизирующий землю. Главные сооружения всего комплекса — Храм Молений об урожае, Храм Небесного Свода и Алтарь Неба расположены по одной оси с севера на юг в пределах внутренних стен. Их соединяет Дорога духов, выложенная ровными светлыми плитами. Она олицетворялась образ пути вселенной.
Вывод: Таким образом, архитектуру Древнего Китая возводили с возвышенным чувством природы и всего живого. Все дворцы и жилые комплексы были построены так, как будто они являются продолжением ландшафта. В древне-китайской архитектуре запечатлена вся история этой удивительной страны, её совершенство и гармоничность.
Китайская архитектура — важная часть национальной культуры
Шедевры китайской архитектуры — историческая значимость и уникальность
В культуре Китая отдельно место занимает традиционная архитектура. Шедевры китайской архитектуры, такие как Запретный город в Пекине, Храм Неба, пещеры Могао – все это лишь небольшая часть культурного наследия Китая занесенного в список ЮНЕСКО не только благодаря своей исторической значимости, но и благодаря своей уникальной архитектуре.
Китайская архитектура имеет ряд своих уникальных черт: изящество всех конструкций и в то же время их монументальность, сочетание различных материалов и красок, яркость и изысканность внутреннего и внешнего декора.
Почти все здания в древнем и средневековом Китае строились из дерева. Дворцы, храмы, пагоды, мавзолеи или просто жилища возводились на основе деревянной конструкции. Чаще всего на глиняный фундамент ставили деревянные столбы, куда крепились балки. Сверху возводилась кровля, которая потом покрывалась глазурованной черепицей традиционного для Китая желтого цвета. В свою очередь стены здания возводились из кирпича (дворцы, садовые постройки, пагоды и храмы) или глины и камыша (преимущественно жилые дома бедняков).
Китайские архитекторы не просто строили здания по определенному чертежу, они точно до мелочей рассчитывали размер каждой детали, что в несколько раз ускоряло процесс строительства. Кроме того, методы строительства зданий в древнем и средневековом Китае являлись одними из самых безопасных, так как здания на деревянных конструкциях устойчивы при землетрясениях, а также дольше сохраняются на многие века и даже тысячелетия.
Одной из главных особенностей зданий в китайском стиле являются вогнутые крыши. В каком бы уголке земли вы не находились, увидев здание с вогнутой крышей, вы сразу поймете, что оно построено в китайском стиле.
Искусство Китая 17-19 веков | История архитектуры
Глава «Искусство Китая 17-19 веков». Всеобщая история искусств. Том II. Искусство Средних веков. Книга II. Азия, Африка, Америка, Океания. Автор: Н.А. Виноградова; под общей редакцией Б.В. Веймарна и Ю.Д. Колпинского (Москва, Государственное издательство «Искусство», 1961)
После завоевания в 1644 г. Китая маньчжурами наступила длительная полоса феодальной реакции. Некогда передовой сравнительно с европейскими странами средневековья Китай был задержан и остановлен в своем развитии.
Вся многолетняя история последней в Китае императорской династии Цин является временем насильственного сохранения старых феодальных порядков, приведших страну в состояние полнейшего разорения и упадка. Цинам не удалось создать, подобно предшествующим Юаньской и Минской династиям, даже видимого могущества.
Уже сам приход маньчжур к власти сопровождался почти сорокалетним периодом национальной борьбы. Особенное обострение кризиса феодального общества произошло в начале 19 в. Крестьяне нищали и лишались земли1, которая переходила в руки ростовщиков. Города были полны тысяч нищих и бездомных бродяг.
Вместе с тем рост городов продолжается и в этот период. Развивались ремесла, фарфоровые, шелковые и другие мануфактуры с уже заметным разделением труда. Однако развитие капиталистических отношений сильно тормозилось всей феодальной системой, государственной монополией на добычу полезных ископаемых, фактическим прикреплением крестьян к земле. Во время борьбы за власть и в первый период своего господства маньчжуры еще поддерживали торговые отношения со странами Европы, которые использовали эту торговлю в своих колониальных интересах. Однако уже с 1757 г. Цины запрещают европейцам торговлю во всех портах, кроме Кантона. В конце 18 в. капиталистические державы начали активное наступление на Китай, стремясь превратить его в свою колонию. В 1839-1842 гг. Англия, спровоцировав обострение отношений с Китаем, начала так называемую первую опиумную войну. Опиумная война и вторжение в Китай капиталистических держав подточили и без того слабые экономические силы государства. В результате вторжения в Китай иностранного капитала отдельных; антифеодальные и антиманьчжурские восстания слились в середине 19 в. в общее и могучее революционное, движение. Тайнинское восстание продолжалось с 1851 по 1864 г., когда оно было подавлено объединенными силами маньчжуро-китайских феодалов и европейских капиталистов. Эта грандиозная борьба за национальную независимость потрясла самые основы феодального общества Китая. С конца 70-х гг. 19 в. Китай вступает в новую полосу исторического развития. В стране появляются зачатки промышленного капитализма и в то же время усиливается давление извне капиталистического мира. Однако, несмотря на все эти изменения, феодализм продолжал существовать в Китае еще длительное время и был ликвидирован окончательно лишь в 20 в. бурным натиском революционного движения, завершившегося социалистической революцией.
В культуре и искусстве Китая второй половины 17 — первой половины 18 в. наблюдаются еще более резкие, чем в предшествующий минский период, противоречия. Борьба нового со старым осложняется искусственной консервацией форм, канонов и традиций. Выдвижение на первый план новых видов и жанров искусства, которое можно наблюдать в 15-16 вв., начиная с конца 17 в. происходит с особой интенсивностью. Длительная полоса народных восстаний, продолжающееся развитие торговых и промышленных городов активизировали общественную и политическую роль широких слоев населения. В 17 и особенно в 18 в. в искусстве уже более непосредственно, чем прежде, сказываются демократические тенденции и стремления, особенно проявляющиеся и достигшие большого развития в художественных промыслах — резьбе по дереву, камню, кости, вышивках, отчасти в изделиях из фарфора, а также в гравюре и народном лубке. Здесь в этих видах искусства, их формах и идейном содержании основную роль, играют уже вкусы и интересы средних слоев городского населения, требующих показа быта и жизни человека.
Значительно медленнее и более болезненно общественные сдвиги происходили в профессиональной живописи, продолжавшей питаться старыми традициями. Если в минское время еще во многом по-своему осмыслялись и претворялись старые традиции, то в 18-19 вв. эти традиции, особенно в области пейзажной живописи, превратились в творчестве большинства художников-эпигонов в мертвые схемы, нарушить и преодолеть которые смогли лишь немногие .мастера этого времени. Утрату высокого мастерства и появление черт ремесленности и грубости можно наблюдать и в скульптуре цинского периода, особенно культовой, которая, как правило, в это время покрывалась слоем яркой позолоты и расписывалась грубыми, резкими анилиновыми красками. В архитектуре 18-19 вв. возросла роль орнаментального и декоративного принципов, однако традиции прошлого еще не утратили своей жизненной силы.
В целом, несмотря на снижение общего высокого уровня профессионального искусства, в частности живописи, в 18-19 вв. в некоторых его областях, особенно в народном и прикладном искусстве, выдвигается ряд новых проблем и тенденций, свидетельствующих о пробуждении творческой инициативы широких народных масс.
* * *
Несмотря на общее тяжелое положение страны, в период маньчжурского владычества продолжается интенсивное строительство дворцов, парков, храмов и гробниц. Внешний блеск столицы, особая пышность и парадность жизни правящего двора, стремление к сохранению и реставрации былого величия императорских династий контрастируют с общим обнищанием и промышленной отсталостью государства. Архитектура этого времени во многих городах целиком сохраняет свой средневековый облик не только в отдельных и крупных дворцовых сооружениях, но и в типе жилищ простых людей, в планировке улиц, в бесконечной сети узких переплетающихся переулков, расположенных и кварталах между основными магистралями.
Устойчивые традиции в архитектуре 18-19 вв. объясняются не только консервирующим воздействием феодальной системы. Сами строительные и художественные принципы, выработанные в пору подъема средневекового зодчества и впитавшие в себя древние народные традиции, были настолько рациональны и жизненны, что сохранились вплоть до середины 19 в. Широкие выносы крыш, каменные полы внутри зданий, легкие стены, подъем всего здания на платформу во многом были вызваны необходимостью, например невыносимой летней жарой, от которой спасала густая тень, образуемая кровлей, обилием влаги, которая благодаря высоким платформам и хорошо переносящим влажность, покрытым лаком деревянным частям здания не влияла на его сохранность, и т. д. Однако, используя некоторые основные строительные национальные принципы, зодчие цинского Китая далеко отошли от древних эстетических норм.
Дворцовая архитектура Китая конца 17 — начала 19 в., по существу, продолжает развивать столь блестяще решенную в минское время проблему крупных садово-парковых ансамблей. Однако зодчие цинского периода заметно отступили от той величавой и ясной простоты и гармонии форм, которые характеризуют архитектуру 15-16 вв. Стремление к орнаментации, все большее значение узорных деталей, слияние декоративно-прикладных и монументальных форм подготовили в зодчестве отход от общего монументального характера сооружений предшествующего времени и постепенно привели к утрате органической цельности архитектурного образа.
В конце 17 — начале 18 в. ведутся интенсивные восстановительные работы в императорском дворце в Пекине, большая часть сооружений которого сгорела и была в это время отстроена заново. Многочисленным перестройкам подвергаются и дворцовые парки. На вершинах холмов Цзиньшань воздвигаются легкие беседки. Бэйхай в 18 в. обрастает новыми сооружениями. В 1651 г. на вершине искусственного холма выстраивается огромная ламайского типа бутылеобразная кирпичная оштукатуренная сверху пагода на высоком квадратном цоколе, заменившая собой бывший императорский дворец. Уже сама огромность форм белой пагоды составляла некоторый диссонанс с изящным и легким стилем деревянных строений дворцового типа и свидетельствовала о начавшемся отступлении от органической цельности ансамбля, характерной для предшествующего зодчества. Силуэты других зданий, украшающих парк Бэйхай, становятся легче, воздушней; колонны, подпирающие кровлю, теряют свою массивность. Так, на берегу озера было выстроено пять павильонов, оформивших собой береговую линию. Эти получившие название Павильонов пяти драконов здания представляют собой легкие сооружения, поставленные у самой воды на причудливо изрезанном берегу. Двойные изогнутые и украшенные по краям орнаментальной скульптурой разнообразные крыши опираются па двойной ряд круглых стройных колонн или прямоугольных в плане столбов и создают своими очертаниями и отражениями в воде порхающий, легкий ритм; весь ансамбль уже несет не монументальные, а декоративные функции.
Для орнаментации зданий и отдельных сооружений применяются не только камень и дерево, но и покрытые глазурью обожженные глиняные плиты. Одним из таких сооружений парка Бэйхай является знаменитая Стена девяти драконов, построенная в 18 в. и покрытая глазурованными плитами. Большая по размеру (5 м в высоту и 27 м в длину), она представляет декоративное, украшенное скульптурой архитектурное сооружение.
Самый большой садово-парковый ансамбль 18-19 вв. — летний императорский дворец на горе Ваньшоушань (Гора долголетия) — начал строиться во второй половине 18 в. в северо-западных окрестностях Пекина. Весь ансамбль вместе с озером Куньминху должен был воспроизводить Хапчжоу с его прекрасными видами, а потому вокруг озера были возведены искусственные горы, насыпи и скалы, расположенные в том же порядке, что и горы вокруг озера Сиху. Огромный по своим масштабам ансамбль, получивший в конце 19 в. современное название Ихэюань (Сад безмятежного отдыха), отличался от городских дворцовых ансамблей отсутствием той строгой четкости, симметрии и лаконичности форм, которая была присуща пекинскому зимнему императорскому дворцу даже после многократных перестроек. В известной мере это было связано также со стремлением подражать стилю свободных и затейливых по планировке южных садов Сучжоу и Ханчжоу. Однако, в отличие от их миниатюрных размеров, ансамбль летнего дворца и его парков грандиозен по масштабам. Гигантский парк представляет собой бесконечный лабиринт аллей и дорожек, то поднимающихся в гору, то огибающих ее, то выходящих к тихим заросшим лотосами водоемам и маленьким садикам. Причудливые глыбы камней, декоративные бронзовые и каменные скульптуры, богато и обильно орнаментированные, сочетались с естественными формами природы.
Обилие и бесконечное многообразие не только самих построек, но и их декоративного оформления, пышность и подчас чрезмерная роскошь садов поражают взгляд зрителя. Цинским зодчим присуще стремление использовать в архитектуре самые разнообразные техники и сопоставление различных больших, малых и мелких форм, соединение которых создает впечатление дробности. Во многих постройках Ихэюаня роль прикладного и орнаментального искусства оказывается гораздо значительнее, чем роль самой архитектуры. Примером декоративных исканий этого времени могут служить выстроенные в парке бронзовые, медные и керамические постройки. Деревянные сооружения цинского времени отличались также усложнением форм и яркостью окраски. Крыши обрастают большими надстройками, приобретая то восьмигранное, то волнообразное по краям очертание.
Одной из достопримечательностей ансамбля Пхэюань является тянущаяся и закругляющаяся вдоль берега озера почти полукилометровая ажурная галерея Чанлан (Длинная галерея). Галерея пересекала четыре павильона и насчитывала 273 секции, образованные поперечными балками кровли, соединяющими колонны. На этих балках, а также на потолках и карнизах были изображены многочисленные цветочные и пейзажные мотивы. Просвечивающие ажурные решетки, проложенные вдоль пола и потолка, изящные изгибы постройки — все было рассчитано, так же как и в Павильонах пяти драконов парка Бэйхаи, на восприятие четкого, стройного силуэта легкого ритма, создающегося уходящими вдаль колоннами и линиями крыши. Здесь еще не утрачены художественное мастерство и тонкое чувство пропорций, которые характеризуют в целом китайское средневековое зодчество.
Такой же легкостью форм отличаются и беломраморные мосты, соединяющие берега Ихэюаня с островами. Образующий плавный изгиб мост Чанцяо (Длинный мост), состоящий из семнадцати пролетов в виде полукруглых арок, повышающихся к центру, обрамлен резными белыми перилами со столбиками, выточенными в виде фигур львиц, играющих с львятами. Однако нарастающие к 19 в. вычурность и прихотливость узоров приводят к излишней нагроможденности, утомляющей взгляд и характеризующей многие сооружения Ихэюаня времени позднего феодализма.
Храмы 18 в. образуют, как и в минское время, большие и значительные ансамбли. Вместе с тем, в отличие от минских храмовых комплексов с их поразительными просторами площадей, с удивительным спокойствием и мягкостью линии, культовые сооружения цинского периода отличаются большей праздничностью и пышной нарядностью как в формах, так и в раскраске, большей стесненностью пространства, отчего каждое из зданий ансамбля воспринимается только вблизи, сразу во всех своих деталях.
Одним из самых крупных пекинских культовых сооружений этого времени является Юнхэгун, перестроенный в 1740-х гг. в монастырь из бывшего императорского дворцового помещения. Характерен входящий в ансамбль храм Ваньфогэ, состоящий из высокой двадцатишестиметровой центральной части и двух несколько меньших боковых помещений, соединенных с основной частью подвесными переходами. Такой прием был характерен для сооружений танского и сунского времени и, по всей видимости, является воспроизведением более древних образцов.
Однако по богатству и пышности отделки, красочному декору и обилию деталей храм имеет уже совсем иной облик, нежели танские постройки. Снаружи центральное здание производит впечатление трехэтажного. Внутри же центральная часть храма представляет единое высокое помещение, вмещающее колоссальную деревянную статую божества милосердия — Гуаньинь.
Одним из важнейших эстетических качеств цинской архитектуры является цветовое оформление комплекса построек. Богатейший узор, покрывающий наружные части здания, неотъемлемо связан со всеми его конструктивными особенностями, со всем его нарядным и праздничным обликом. Так, например, в зданиях Юнхэгуна пространство под черепичной крышей до горизонтальных балок, лежащих на колоннах, заполнено резными деревянными конструктивными деталями, расписанными сверху тонким и ярким геометрическим узором. Дробным формам доу-гунов храма соответствуют мелкие тонко и искусно выписанные узоры, объединяющие все подкровельное пространство и превращающие его в подобие богатого ковра.
В целом храм Юнхэгун, несмотря на свое культовое назначение, воспринимается снаружи как богатый дворцовый ансамбль, в котором основные принципы и традиции китайской архитектуры прошлого, переработанные на новый лад, еще не утратили своего совершенства.
Не только деревянные, но и каменные культовые сооружения цинского времени переживают общие для всего зодчества изменения в стиле. Так, белокаменная пагода храмового ансамбля Биюньсы (Храм лазурных облаков), расположенного в 10 км на запад от Пекина, состоит фактически из семи различных пагод, поставленных на высоком цоколе, внутри которого проложены лестницы, ведущие наверх. Все семь пагод, воспроизводящие ступенчатые формы китайских башен или бутылеобразные ступы, поставлены на высоком постаменте, богато орнаментированы и покрыты резными узорами. От крепостного характера танских и возвышенной устремленности кверху сунских пагод здесь не остается и следа. Пагода, как единое и целое башнеобразное здание, распадается на ряд небольших декоративных сооружений, в которых орнаментально-скульптурные формы играют доминирующую роль.
Частные жилища цинского времени, принадлежавшие крупным чиновникам, повторяют в миниатюре пышные комплексы императорских садов и дворцов. Особенно это ощущается в южных провинциях Китая, в Шанхае, Сучжоу, Ханчжоу и Нанкине, где развивался более декоративный и вычурный стиль зодчества, чем на севере. Затейливость формы, искусственные маленькие пейзажи, нагромождения каменных глыб, стены, отгораживающие маленькие садики, и обилие фантастической скульптуры, покрывающей углы крыш, характерны для ряда китайских домов 18-19 вв.
Зодчество цинского времени, несмотря на сохранение в нем художественных качеств и основных принципов средневековой китайской архитектуры периода расцвета, постепенно идет по пути утраты монументальности и проявления чрезмерного интереса к деталям и орнаменту, что приводит его в 19 в. к утрате цельности и значительности архитектурного образа. По существу, 18 в. явился заключительным этапом в развитии блестящей и своеобразной истории средневековой архитектуры Китая.
* * *
В 17-19 вв. живопись сравнительно с предшествующими периодами теряет ведущее положение, продолжая идти по пути консервации старых форм и образов.
В 1679 г. появляется изданное в технике цветной гравюры теоретическое руководство по живописи под названием «Трактат из сада величиной с горчичное зерно», где были собраны все основные правила написания скал, деревьев, цветов и т. д., иллюстрированные разнообразными образцами. Таким образом, художникам предписывался уже прямой путь копирования деталей, из которых они могли составлять свои живописные композиции. Появление и распространение руководства оказывало явно отрицательное воздействие на живопись, толкая художников на путь эпигонства.
В 17 — начале 19 в. ведущее положение в изобразительном искусстве постепенно переходит от классического профессионального искусства к более популярным видам — гравюре, иллюстрации и лубку, в 17 в. еще схожим с живописью по сюжетике и стилю, но к 18-19 вв. уже отличным от нее по своим тенденциям. В профессиональной живописи на шелковых и бумажных свитках и альбомных листах, исполненных тушью, работает с конца 17 до середины 19 в. огромное количество мастеров, оставивших самые разнообразные по художественному уровню произведения. Лучшие и самые интересные картины этого времени принадлежат тем из художников, кто не утратил еще живого чувства природы и стремился, даже без конца варьируя одни и те же темы и сюжеты, передать в них красоту реального мира. Одним из таких художников был Юнь Шоу-пин, работавший в жанре живописи цветов и птиц. Юнь Шоу-пин, как и многие художники этого времени, жил вдали от столицы, на юге Китая. Он писал то легкие, ажурные ветви мэйхуа, цветущей в скалах, то нежно-розовые лотосы, распускающиеся среди водорослей. Его композиции отличаются большой живописностью, мягкостью и прозрачной нежностью красочных тонов. Его творчество продолжало лучшие традиции прошлого, однако при всех своих высоких качествах оно не внесло все же живой и свежей струи в направление профессионального искусства. Новые качества вызревали в живописи медленно и в 17—18 вв. проявлялись еще далеко не значительно. Однако уже в это время наметились новые тенденции, новые настроения в живописи, определившиеся под воздействием противоречивого, беспокойного духа времени. Ряд художников, такие, как Чжу Да (1625 —1705) и Ши Тао (1630—1717), начинают постепенно по-новому, более современно и остро трактовать старые сюжеты искусства. Чжу Да стремится нарушить широкую созерцательность живописи классических периодов. Его линии кажутся нарочито грубыми и резкими, спутанными и ломкими, широкая кисть, насыщенная влагой, свободно блуждает по бумаге, рождая смелые образы. Однако за небрежностью ощущается большое мастерство, умение в кажущихся случайными формах раскрыть зрителю броско и с большим декоративным блеском общий характер, самое существо показанного растения, животного или пейзажа. Небольшие свитки и альбомные листы Чжу Да поражают простотой и смелостью замыслов. Ши Тао также для достижения большей выразительности отходит в своих пейзажах от гармонической ясности живописи классических периодов, проявляя более живое и образное, творческое и личное восприятие действительности.
В цинский период развивается и жанровая живопись, подчас продолжавшая традиции лирической темы Чоу Ина. Однако в больших композициях регламентация сюжета заставляет передавать широкие картины уличной жизни и городской толпы только по определенным правилам и стандартам, ограничивая этим художников. Преобладающей в изображении быта является зрительно фиксирующая, а не эмоциональная сторона.
Значительно более конкретный и эмоциональный характер приобретает в это время гравюра, широко иллюстрирующая популярные старые и современные романы. Несмотря на введенную маньчжурами и карающую всякое свободомыслие строгую цензур} и стремление увести писателей от вопросов современности в мир древности, появляется ряд выдающихся новеллистов, крупнейшим из которых явился Ну Сун-лин (1652 —1715), чьи «Рассказы о людях необычных» и в настоящее время пользуются большой известностью. Рассказы Ну Сун-лина — это сама жизнь, быт народа, показанный без прикрас, хотя и в форме фантастических новелл. Иллюстрации к его рассказам, относящиеся к 19 в., вполне соответствуют характеру произведений писателя. Герои, изображенные в них, умны, хитры, каждый имеет свой индивидуальный, вполне современный облик. Автор интересуется уже детальным показом той среды, где происходит действие, изображая современные ему служебные и частные интерьеры. Эмоциональный контакт между героями, юмор, различие типов характерны для иллюстраций к новеллам Ну Сун-лина.
Большую и самостоятельную роль в 18 — начале 19 в. приобретает и народный лубок, занявший в это время промежуточное положение между живописью и прикладным искусством. Если в 17 в. лубок еще по стилю следует традиционной живописи, то в середине 18 в. он отходит от нее, приобретая свое индивидуальное содержание, свой образный и художественный строй. Лубок этого времени отличается от живописи тем, что в нем отсутствуют черты застойности, уже характерные для официального искусства. Сюжеты лубка 18 в.— это изображение детей, красавиц, сцены из истории и современной действительности, иллюстрации к популярным литературным произведениям, народным легендам и т. д. Изящество, свежесть, яркость и нарядность характерны для лубка 18 в. Декоративные качества имеют в нем весьма важное значение.
Однако более широкое отображение жизни в лубке и значительное изменение его роли наблюдаются лить во второй половине 19 в.. после Тайнинского восстания.