Архитектура италии – 1. Итальянская архитектура XVIII века. История искусства всех времён и народов. Том 3 [Искусство XVI–XIX столетий]
Шедевры архитектуры. Италия.
Мила́нский собо́р (итал. Duomo di Milano) — кафедральный собор в Милане. Построен в стиле пламенеющей готики из белого мрамора. Строительство начато в 1386 году, однако завершилось оно лишь в начале XIX века, когда по распоряжению Наполеона закончено оформление фасада. Некоторые детали, однако, доделывались и позже: вплоть до 1965 года.
Agostino Caironi (1820-1907), Interno del Duomo di Milano 1872
Всемирно известная четвертая по величине церковь в мире расположена в самом центре Милана и является его символом. Это позднеготическое чудо, которое содержит целый лес шпилей и скульптур, мраморных остроконечных башенок и колонн, сплетенных вместе паутиной парящих опор, провоцирует на эпитеты в превосходной степени: грандиозный, ошеломляющий, великолепный…
Суперга (итал. Basilica di Superga) — католическая базилика, вздымающаяся над Турином на вершине одноимённого холма.
Отсюда в 1706 г. будущий король Виктор Амадей II и его кузен Евгений Савойский наблюдали за осадой города французами и испанцами. В случае успешного исхода битвы они дали обет возвести на этом месте храм.
Галерея Виктора Эммануила II (итал. Galleria Vittorio Emanuele II) — пассаж в Милане, названный в честь короля Виктора Эммануила II. Галерея соединяет площадь перед Миланским собором с площадью перед театром Ла Скала. Она была построена по проекту архитектора Джузеппе Менгони в 1865—1877 гг.
Галерея в плане имеет форму латинского креста с восьмиугольным центром, украшенным мозаиками, изображающими четыре континента (кроме Австралии), а также аллегорические изображения искусства, земледелия, науки и промышленности. Сверху галерея покрыта куполом из стекла и железа.
Замок Ступиниджи (Palazzina di caccia di Stupinigi) — загородная резиденция монархов Савойского дома в одноимённом предместье города Никелино (10 км юго-западнее Турина).
В Средние века собственность младшей ветви Савойского дома, охотничьи угодья в Ступиниджи в XVI веке принадлежали маркизам из рода Паллавичино. Король Виктор-Амадей II поручил Филиппо Юварре выстроить в Ступиниджи охотничий домик для пребывания двора во время выездов короля на охоту. Строительство началось в 1729 году и продолжалось с перерывами на протяжении всего XVIII века. Над отделкой внутренних покоев работали мастера из Венеции.
В XIX веке Ступиниджи использовался монархами для проведения увеселительных мероприятий и свадебных празднеств. В настоящее время дворец занимает музей декоративно-прикладного искусства. На изначальное предназначение здания указывает статуя оленя на крыше.
Замок Раккониджи (Castello Reale di Racconigi) — загородная резиденция пьемонтских монархов в местечке Раккониджи близ Кунео.
Первое упоминание о Раккониджи относится к 1000 году. В 13 веке это место было частью владений маркизов Салуццо. В 1620 году герцог Карл Эммануил I Савойский подарил эти владения своему сыну Томмазо Франческо Савойскому (родоначальнику Савойско-кариньянской ветви).
В 1832 году замок Раккониджи получил статус королевской виллы.
Средневековые стены Модены (ныне заменённые бульварами) дают городу форму пятиугольника. Знаменитый своим скульптурным декором Моденский романский собор (Dom San Geminiano) (заложен в 1099) — памятник Всемирного наследия, равно как и стоящая поодаль кампанила 1319 г. постройки, ставшая со временем символом города.
Пала́ццо дель Те,(Palazzo del Te) — загородная вилла мантуанского маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую. Построено за 18 месяцев в 1524—1525 годах по проекту Джулио Романо. Затем на протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. Представляет собой яркий образчик искусства маньеризма.
Базилика Сант Андреа (итал. Basilica di Sant’Andrea) — базилика в честь апостола Андрея Первозванного в городе Мантуя.
Храм построен в форме латинского креста. Над средокрестием — одна глава. Алтарная часть образует абсиду. Главный фасад выполнен в виде древнеримской триумфальной арки. В ту пору крупнейшим авторитетом в проектировании храмов нового образца был Леон Баттиста Альберти. Он и получил заказ на проект нового храма для города Мантуя. Проект был создан, и в 1472 году началось строительство. Величественный храм понадобился городу для поддержки паломников, ибо монастырь хранил реликвию — флакон с кровью Христа, по преданию, собранной сотником Лонгином, который присутствовал на Голгофе.
Альберти умер, и за реализацию его проекта отвечали другие зодчие…Храм получился величественным, но несколько дисгармоничным — из-за несогласованности его различных частей и из-за изменений, которые внесли разные архитекторы на протяжении строительства, и отступления от первоначального проекта Альберти. Более целостное и художественно выразительное впечатление производит интерьер базилики, который считают шедевром Альберти. В его подворе использованы те же образы древнеримской триумфальной арки, которые служат входами в храмовые часовни.
Феррарский собор (официально итал. basilica Cattedrale di San Giorgio Martire)— крупнейший собор Феррары, местонахождение архиепископа Феррары и Комаккьо католической церкви.
Собор представляет собой трехнефную базилику, начатую в романском стиле, в котором выдержан главный (западный) фасад, облицованный белым мрамором, с его резными круглыми окнами, многочисленными барельефами и тремя остриями. Центральным элементом фасада является опирающийся на две колонны портик (Protyrus), характерный для итальянской средневековой архитектуры. Его завершает лоджия со статуей Мадонны с ребенком, над которой размещены барельефы, изображающие сцены страшного суда. Главный портал, расположенный внутри портика, покрыт многочисленными барельефами с изображениями фантастических существ. Венчает его тимпан со св. Георгием.
Пизанский собор в честь Успения Пресвятой Девы Марии (итал. Duomo di Santa Maria Assunta) — кафедральный собор Пизы, часть ансамбля площади Пьяцца деи Мираколи. В ансамбль также входят падающая башня и баптистерий. Ансамбль создавался с XI по XIII века, в период наивысшего расцвета Пизы, и представляет собой один из наиболее значительных памятников романской архитектуры Италии.
Das Baptisterium in Pisa (ital. Battistero di Pisa) ist die Taufkirche des Doms in Pisa.
Пиза́нская башня (итал. Torre pendente di Pisa) — колокольная башня, часть ансамбля городского собора Санта-Мария Ассунта (Пизанский собор) в городе Пиза. Строительство башни было закончено в 1360 году. Башня получила прозвище «Падающая башня» и всемирную известность благодаря тому, что она сильно наклонена и как бы «падает».
Башня имеет 294 ступеньки. Высота башни составляет 55,86 м от земли на самой низкой стороне и 56,7 м на самой высокой стороне. Диаметр основания — 15,54 м. Толщина наружных стен уменьшается от основания к вершине (у основания — 4,9 м, на высоте галерей — 2,48 м). Её масса оценивается в 14 453 т. Текущий наклон составляет 3° 54.
Башня является колокольней католического собора Campo dei Miracoli (поле чудес) и, без сомнения, является одной из самых замечательных колоколен Европы. Архитектура ансамбля имела большое влияние на монументальное искусство Италии XII—XIV столетий.
http://www.liveinternet.ru/users/oksana_mueller/post219202984/
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ПодписатьсяАрхитектура Италии Википедия

Архитектура Италии разнообразна по стилям и направлениям, что объясняется её разделением до 1861 года на несколько городов-государств. Однако, именно это и создало в стране разнообразный и эклектичный набор архитектурных проектов. Италия известна своими значительными архитектурными достижениями[3], такими как строительство арок, сводов, архитектурой Древнего Рима, эпохи Возрождения XIV по XVI века. Италия является родиной ранней формы классицизма — Палладианства, работы которого вдохновляли неоклассическую архитектуру, повлияли на проекты, по которым дворяне строили свои загородные дома во всем мире, в частности в России, Франции и др. В Италии возведены лучшие произведения Европейской архитектуры, такие как Колизей, Миланский собор, Моле Антонеллиана в Турине, собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. Италия имеет много памятников архитектуры во всех её направлениях. Это музеи, дворцы, здания, статуи, церкви, художественные галереи, виллы, фонтаны, исторические здания и археологические памятники
Древняя Греция и этруски[ | ]
Греческие археологические памятники в городе Агридженто на СицилииГреки и этруски были в Италии первыми, кто начал строить общественные здания. Эти сооружения, возводимые из кирпича и дерева, включали в себя храмы, форумы, общественные улицы и акведуки. Тяжёлые колонны и портики, созданные этрусками, городские ворота и др. оказали значительное влияние на последующую Римскую архитектуру[5].
В Южной Италии с VIII века до н. э. греческие колонисты строили здания в своём собственном стиле. Греческие храмы строились с большими каменными или мраморными столбами. В настоящее время от них остались развалины в Калабрии, Апулии и Сицилии. Примером могут служить останки Агридженто, которые включены ЮНЕСКО в памятники Всемирного наследия.
Древний Рим[
Категория:Архитекторы Италии — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Перейти к навигации Перейти к поискуПодкатегории
В этой категории отображается 18 подкатегорий из имеющихся 18.
Страницы в категории «Архитекторы Италии»
Показано 148 страниц из 148, находящихся в данной категории.
Б
- Барлуцци, Антонио
- Барсанти, Алессандро
- Бартоломео делла Гатта
- Бельтрами, Лука
- Бернардони, Джованни Мария
- Бернини, Джованни Лоренцо
- Бертотти-Скамоцци, Оттавио
- Бибьена, Фердинандо
- Боккадор
- Бон, Бартоломео
- Бонавиа, Сантьяго
- Бонино да Кампионе
- Борромини, Франческо
- Ботта, Марио
- Бразини, Армандо
- Донато Браманте
- Брамантино
- Бренна, Винченцо
- Бреньо, Лоренцо
- Бриано, Джакомо
- Брунеллески, Филиппо
- Бугатти, Карло
- Буонталенти, Бернардо
К
- Календарио, Филиппо
- Арнольфо ди Камбио
- Канина, Луиджи
- Каноника, Луиджи
- Кармасси, Массимо
- Кастильони, Акилле
- Кастильони, Ливио
- Кастильони, Пьер Джакомо
- Кодуччи, Мауро
- Коломбо, Джой Чезаре
- Корацци, Антонио
- Креспи, Джованни Баттиста
П
- Палладио, Андреа
- Париджи, Джулио
- Паскуалини, Алессандро
- Патриколо, Джузеппе
- Педетти, Маурицио
- Перуцци, Бальдассаре
- Пиано, Ренцо
- Пизано, Андреа
- Пиранези, Джованни Баттиста
- Поджи, Джузеппе
- Поллини, Джино
- Понтелли, Баччо
- Понти, Джо
- Понцио, Фламинио
- Поццо, Андреа
- Промис, Карло
- Пьерлуиджи Пиу
- Пьермарини, Джузеппе
- Пьеротти, Эрмете
- Пьетро да Кортона
- Пьячентини, Марчелло
С
- Сабатини, Франческо
- Саккони, Джузеппе
- Сальвадори, Марио
- Сансовино, Якопо
- Сант-Элиа, Антонио
- Серафини, Луиджи
- Сервандони, Джованни Никколо
- Серлио, Себастьяно
- Синатра, Винченцо
- Скальоне, Антонио
- Скарпа, Карло
- Скарпаньино
- Соттсасс, Этторе
описание и фото – Rehouz
Как ни странно, но итальянский архитектурный стиль появился в Великобритании. Вдохновением для него стали фермерские постройки из кирпича, с типичными квадратными башенками и черепичными крышами. Так проявилась реакция архитекторов на строгий формализм, который был доминирующим течением того времени. Постепенно стиль обосновался в Америке, а к 1830-ым годам местные зодчие адаптировали его под свои взгляды. Благодаря этому направлению, архитекторы получили возможность творить в более свободной манере, чем того требовали жесткие рамки предыдущих направлений. Именно в англоязычных странах итальянский архитектурный стиль получил наибольшую популярность, и уже оттуда он перекочевал в другие места.

≡ Содержание:
Он совместил в себе детали итальянского Ренессанса, Палладианства и Неоклассицизма. Благодаря такому миксу, стиль приобрел характерные черты и ярко выраженную эстетику, получив второе название – «Нео-Возрождение». Основателем направления был Джон Нэш, автор первой итальянской виллы в Великобритании. Небольшой домик, похожий на фермерскую постройку, стал прототипом архитектуры позднего Регентства и Викторианской эпохи в ранний период. Последователем Джона Нэша стал Сэр Чарльз Барри, который в 30-х годах XIX века интерпретировал стиль в своем понимании, взяв за основу итальянский Ренессанс.
Архитектурное направление с южным колоритом развивалось не только в Великобритании, различные формы и вариации итальянского стиля использовались еще продолжительное время на севере Европы и в Британских колониях. Во второй половине девятнадцатого века он приобрел популярность в США, распространяемый Александром Джексоном Дэвисом. Невзирая на помпезные черты, дома в итальянском стиле стали достоянием разных слоев населения. Модные веяния того времени не обошли стороной и общественные здания – в итальянском стиле стали оформляться вокзалы, школы, библиотеки и других публичные постройки.
Характерные черты и особенности
Хотя итальянский архитектурный стиль и сформировался в Британии, он стал собирательным образом, в котором воплотились черты, характерные для разных областей страны. Облик домов может варьироваться в стилевых рамках, но есть нечто общее, что их объединяет:
- Невысокие черепичные кровли;
- Широкие карнизы на кронштейнах;
- Декоративная башня на крыше, часто с куполом и панорамным остеклением;
- Арочные или узкие «в пол» окна;
- Угловые эркеры;
- Несколько этажей;
- Подшив кровли деревом;
- Кованые перила на крыше, лоджиях и балконах.
Отличительной чертой дизайна стало умиротворение солнечного полуострова. Итальянцы обладают ярким темпераментом, а стиль характерен традиционностью и сдержанностью. Здесь явно прослеживается влияние чопорных англичан. Они, как любители соблюдать традиции, сохранили эту концепцию и в своем новом архитектурном направлении. В результате получился симбиоз итальянского темперамента и английского постоянства. Здесь чувствуется дыхание античности и непритязательность кантри, сочетание монументальности и простоты, это и является главным отличием той вариации стиля, которая получила наибольшее распространение в мире.Любовь к внутренним дворикам трансформировалась в большие лоджии-террасы, с арочными пролетами, большими окнами-дверями и декоративными перилами. Толстые внешние стены из камня подчеркивают ощущение сельской повседневности. Планировка домов стандартная, европейская, но вот внешний вид разительно отличается от них. Сразу бросается в глаза цвет фасадов. Палитра оттенков богата и разнообразна: шоколадный, винный, персиковый, желтый, фиолетовый, тирамису.
Каждый из цветов может варьироваться в рамках своих оттеночных и тоновых градаций. Часто используется сочетание двух разных фактур и оттенков (например, кирпич и штукатурка).
Строительные материалы
Итальянский стиль привлекателен в своей натуральности и кажущейся простоте. Изначально использовались только природные строительные материалы, но с течением времени и развитием технологии стали доступны качественные их имитации. Благодаря этому бюджет на строительство уменьшился, а данный стиль увеличил количество своих последователей.Для «итальянских» вилл и домов характерно использование следующих материалов:
— черепица;
— камень;
— штукатурка;
— древесина.
Кирпичные и каменные колонны часто сочетаются с гладкими однотонными стенами, а кладка может состоять из нескольких цветов. Вынесенные наружу трубы печного отопления обязательно украшены декоративными башенками. Часть фасада может быть облицована камнем, или стены покрываются им полностью.
Изначально строения целиком возводились из известняка или скальных пород, сейчас, есть более легкие способы строительства и последующего декорирования.Итальянский стиль в архитектуре вариативен и демократичен, в некоторой степени эклектичен, и, тем не менее, всегда современен. Сочетание простоты и определенной доли роскоши делают его непохожим на другие архитектурные направления, и всегда узнаваемым.
Локальные цвета фасадов и конструктивные особенности выделяют дома в итальянском стиле среди прочих построек. А для большего погружения в атмосферу такие виллы дополняются гравийными подъездными дорожками, оливковыми деревьями и характерным ландшафтным дизайном на участке. Данный стиль наполнен умиротворением и уютом, оставаясь при этом ярким и узнаваемым.
Дома в итальянском стиле — фото
Памятники и архитектура Италии
Италия – в полном смысле страна чудес. Чудес прекрасных и самых разных, как природных так и рукотворных. Как поистине Великая Женщина, Италия весь земной шар манит морем, зовет романтикой песен, кокетничает центрами моды и искушает красотами своих курортов.Италия – это уникальная страна, которая прославилась во всём мире неисчислимым множеством памятников архитектуры, которые имеют не только культурную ценность, но и историческую. Многие соборы, крепости, усыпальницы, форумы и катакомбы расскажут вам историю Италии гораздо лучше, чем учебники и энциклопедии, составленные на сухих фактах, которые не дадут вам понять душу Италии, её истинную суть. Ведь как сказал Марк Твен: «Бог создал Италию по замыслу Микеланджело», а понять его замысел можно только воочию увидев его работы.
Говоря о Римской архитектуре, первое сооружение, которое приходит на ум, это, конечно, Колизей — грандиозное произведение искусства времен античного Рима, символ величия и могущества города на протяжении многих веков. Колизей представлял собой огромный по размерам и количеству зрителей амфитеатр, который был центром культура Древнего Рима. В мире не найдется здания, равного Колизею по накалу кипевших в его стенах страстей. Любимым занятием древних римлян было следить за казнью преступников, приговоренных к разрыванию на куски дикими зверями, или за боями — не на жизнь, а на смерть — между профессиональными гладиаторами.
Будь-то необыкновенной красоты фонтан или стела, дворец или базилика, они так или иначе связаны с историей, культурой и искусством Рима, а значит, притягивают к себе туристов разных стран. Одной из таких площадей, которые имеют свой особенный шарм и претендуют на звание главной площади Рима, является площадь Венеции… Из-за влияния зарубежных культур, многочисленных завоеваниях Рима, площадь, конечно, не сохранила свой первозданный вид, но из-за расположения у подножия Капитолийского холма, сейчас она является центром, откуда по Риму ведут туристические маршруты. Название площади дал чудесный Дворец Венеции.
В годы второй мировой войны в этом здании находилась резиденция Бенито Муссолини, итальянского военачальника. С маленького балкончика, который выходит на площадь, этот восхитительный оратор, любил выступать с речами перед римлянами, призывая их вступать в ряды армии воюющей на стороне фашистской Германии. Балкон до сих пор называют – балконом Муссолини. Сейчас в этом здании находится музей. Среди экспонатов музея произведения живописи, скульптуры и прикладного искусства, относящиеся к XIII-XVIII векам. В музее большая экспозиция изделий из золота и серебра, статуэтки и ювелирные украшения итальянских мастеров. Ещё одна площадь, которая несомненно достойна вашего внимания – площадь Навона, или Агонский цирк, который располагается на месте античного стадиона Домициана, способного вместить 30000 посетителей. Современная площадь Навона является местом, где представлены, по-видимому, наиболее значительные архитектурные творения в стиле барокко. Она также знаменита своими фонтанами: фонтаном Нептуна, который изначально состоял лишь из одной ванны, к которой в конце XIX века добавили скульптуры, фонтан Мавра — был создан по проекту Джакомо дела Порты, а отреставрирован по проекту Бернини — и фонтан Четырех Рек Бернини (его украшают скульптурные изображения крупных мировых рек — Ганга, Дуная, Нила и Ла-Платы, символизирующие четыре континента — Европу, Азию, Африку и Америку).
Рядом находятся еще две церкви: Святой Марии делла Анима XVI века и Святой Марии делла Паче XV века. Еще одно здание на площади Навона, которое, безусловно, заслуживает внимания – это Дворец Памфилии, построенный в 1650 году, ныне Бразильское посольство, внутри которого имеется зал с фресками П. да Кортона.
Италия – глубоко верующая страна, на территории которой находится самый значимый собор католической христианской конфессии – собор Святого Петра в Ватикане. Постройка здания относится к XVI веку. Этот собор поистине впечатляет, ведь это самый большой христианский собор в мире, вмещающий в себя 60 тысяч верующих. Длина его внешней стены составляет 212 метров, внутреннего помещения – 187 метров, высота до купола – 132 метра, диаметр купола – 42,5 метра, высота балдахина – 29 метров, а общая площадь уникальных на сегодняшний день росписей – 800 квадратных метров. Главный алтарь в центре собора, спроектированный выдающимся художником и скульптором эпохи Возрождения Микеланджело Буанаротти – установлен над могилой апостола Петра, первого ученика Иисуса Христа. С другой стороны под балдахином находится уникальный трон из дерева и слоновой кости, не имеющий аналогов во всём мире. Некоторые историки уверены, что именно на этом троне восседал святой Петр, когда был первым папой римским.
Множество туристов едут посетить фонтан для того, чтобы выполнить старинное поверье: считается, если ты, стоя спиной, кинешь три монетки в воду фонтана Треви, то ты обязательно ещё раз вернёшься в Рим, исполниться твоё заветное желание и ты породнишься с этим «Вечным городом». Поэтому дно фонтана всегда усеяно монетами. Первое здание Базилики Санта Марии Маджоре, которое предшествовало современному зданию базилики, было построено в IV веке на холме Эсквилии. Существует предание, что перед закладкой церкви летом 352 года неожиданно выпал снег и папа Либерий начертил на снегу круг по периметру будущей церкви.
Сооружения римских зодчих имели прежде всего утилитарное назначение. Были созданы великолепные дороги. Самая древняя и самая знаменитая из них — Аппиева дорога — соединяла Рим с городами южной Италии.
По обеим сторонам Аппиевой дороги расположены семейные гробницы римской знати. Среди них выделяется монументальная гробница Цецилии Метеллы, построенная в I веке до нашей эры. По своей архитектуре она представляет громадный цилиндр, который опирается на квадратное основание со стороной около 23 метров. Форма гробницы напоминала гробницы этрусков: в древности она завершалась конусом, но в эпоху средневековья ее перестроили в крепостную башню. Конструкция гробницы очень характерна для римского зодчества — это бетонный массив, облицованный искусно пригнанными блоками травертина.
Если вы человек, который душой тесно связан с архитектурой, интересуется ей, то Италия станет вашей отдушиной. Все её прекрасные площади, сады, парки, церкви, дворцы и соборы станут для вас идеалами архитектурных строений. Что касается, именно Рима, то вышеперечисленные шедевры зодчества далеко не полный список всех красот Рима. Вам также непременно следует посетить Капитолийский холм (Античность), Палатинский холм (Империя), Площадь Испании (Возрождение), Базилику Сан Пьетро ин Рим Винколи (XV век), Базилику Сан Джованни ин Латерано (Империя), Базилику Сан Паоло Фуори ле Мура (V век) и ещё множество замечательных произведений искусства итальянских авторов, которые покорили своим творчеством весь мир.
Венеция – один из самых прекрасных городов Италии, который расположен на воде. Вы непременно слышали и другие названия: Город любви и мечтаний, Город надежд, Город душевного спокойствия, а также Город роскоши. Это имя появилось не случайно. В XIV—XVI веках тщеславные венецианцы полностью отдались своей страсти к внешней роскоши и сделали всё возможное, чтобы Венеция стала красивейшим городом Италии. К началу XV века по обе стороны от Большого канала прекрасно расположились фасады около двух сотен дворцов, отделанных в лучших традициях стиля барокко и готики, здания украшались колоннадами и лоджиями с ажурными мраморными переплетами.
Самым прекрасным образцом готической архитектуры Венеции является самый старинный дворец Ка’да Мосто, так называемый, «Золотой дом», мраморный фасад которого был отделан позолотой, дворец принадлежал знатному семейству Контарини.
Дворец получил свое название от фамилии венецианского путешественника Альвизе да Мосто, который родился в этом дворце в 1432 году. Дом оставался во владении фамилии да Мосто вплоть до 1603 года, когда тогдашний владелец здания Чиара да Мосто завещал его племяннику. Самая главная площадь Венеции – площадь Святого Марка, которая в тоже время является одной из самых больших в мире: её длина составляет 175м, ширина со стороны собора – 83м, а ширина со стороны набережной – 57м. Очень часто, следует отметить, что вполне заслуженно, её называют огромным залом под открытым небом. Она ошеломляет своими размерами, сказочной вечерней подсветкой, грандиозным количеством голубей и полным отсутствием какого бы то ни было транспорта. Зимой в период приливов мы можем наблюдать удивительное явление, вода в Большом канале поднимается и площадь оказывается затопленной: пересечь её можно лишь по специальным деревянным настилам.
Со стороны набережной Святого Марка начинается маленькой площадью – пьяцеттой. Её украшают две огромные мраморные колонны, датируемые XII веком. Венецианцы везли три колонны, но при выгрузке одна утонула. Колонны установили у «парадного входа» на площадь Сан-Марко со стороны моря и украсили символическими изображениями святых покровителей города: Святого Теодора, который стоит на драконе (крокодиле), и бронзового крылатого льва (грифона) – скульптуры расположены на верху колонн.
Когда-то именно здесь совершались казни местных преступников, поэтому до сих пор считается дурным знаком оказаться между этими колоннами.
Ещё одним произведением венецианского зодчества, которое заслуживает вашего внимания, — это Базилика Святого Марка, построенная в 832 году для размещения мощей апостола Марка, которые 31 января 829 года были перевезены из Александрии в Венецию во время крестовых походов. Собор – массивное здание, которое является представителем архитектуры романского стиля, хотя в нём и присутствуют элементы готического и византийского стилей.
Множество фресок и мозаик расположены внутри храма. Центральная мозаика — «Страшный суд» — была создана в XIX веке. Собор также увенчан чудесным карнизом с ажурными готическими башенками. Здание построено из кирпича и облицовано мрамором; оно находится на покрытом камнем грунте, укрепленном десятками тысяч свай из левантийского леса. Интерьер Сан Марко производит еще более сильное впечатление. Все купола и своды залиты золотом мозаики, общая площадь которой составляет более 4 000 кв. м. Венецианцы создали здание столь поразительной красоты как внутри, так и снаружи, поэтому справедливы слова одного из путешественников начала XIX в. Франца Грилльпарцера: «Тот, кто, стоя на площади святого Марка, не чувствует, что сердце его бьетея сильнее, тот может позволить себя похоронить, ибо он мертв, безнадежно мертв… Тот, у кого на площади святого Марка не бьется сердце, не имеет его вообще». О ценности сооружения свидетельствует то, что в 1987 году собор в числе прочих венецианских памятников вошел в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Напротив собора, на площади Сан-Марко, расположена колокольня Сан-Марко, которую венецианцы уважительно называют «хозяин дома» (Il padrone di casa). Высота колокольни достигает 98,6 м. Это одна из самых высоких колокольных башен в Италии.
Не главным украшением, но, несомненно, главным сокровищем площади Сан-Марко по праву считается часовая башня Torre dell`Orologio, относящаяся к эпохе Возрождения. У главного колокола стоят два гиганта. От морского ветра они почернели так, что их называют «mori» — «мавры». Огромные, в бронзовых шкурах, молодой и старый (символ времени, измеряемого человеческой жизнью) стоят они над площадью уже пять веков — отбивая часы, четверти и половины.
Башня была построена архитектором Мауро Кодуччи в 1496-1499 годах, боковые пристройки были выполнены в 1500-1506 годах по проекту Пьетро Ломбарди, а надстройки сделаны около 1755 года Джорджо Массари.
«Мавры» были отлиты из бронзы Амороджио делла Анкоре в 1497 году. Под венчающим элементом башни установлен герб Венеции — крылатый лев. Под гербом находится полукруглый уступ с нишей и двумя боковыми дверцами. В нише помещена Мадонна с младенцем из позолоченной меди.
В день празднования Вознесения и на протяжении всей торжественной недели, боковые дверцы, при каждом ударе часов, открываются и из них, вслед за ангелом, выходят волхвы, которые проходя перед Девой Марией, кланяются ей. Под уступом в XV веке были установлены часы со сложным механизмом, работы Джанпаоло и Джанкарло Раньери — отцом и сыном из Падуи. Часы указывают смену времен года, прохождение солнца в знаках зодиака, время и фазы луны.
Дворец Дожей – памятник архитектуры XIV века. Внешне дворец Дожей потрясает великолепием своих светлых стен и ажурных галерей, однако дух жестокого средневековья присущ и ему. Здание не выглядит как крепость, но в действительности является ею. Оно имеет только один коридорообразный вход, который ведет во внутренний двор. Одна из увлекательных особенностей дворца, имеет свою историю: светлый фасад дворца, выходящий на Пьяцетту, имеет мрачную деталь: во втором ярусе девятая и десятая колонны слева сделаны из мрамора более густого, красноватого оттенка — между этими колоннами объявляли смертные приговоры.
Внутренние помещения дворца Дожей были богато украшены картинами крупнейших мастеров, в том числе и Тициана. Наиболее знаменитый зал — Маджор Консильо – самый большой зал в мире, площадью 1350 квадратных метров, потолок которого и ныне не подстрахованный ни единой колонной, украшает 22-метровая картина Тинторетто “Рай”.
Будучи в Венеции, обязательно посетите Базилику Санта Мария делла Салуте, датируемую XVII веком. Это самая крупная купольная церковь города и популярный среди туристов собор, построенный в стиле барокко. Этот храм был воздвигнут в честь Богоматери в 1631–1681 годах в знак окончания страшной эпидемии чумы, унесшей жизни многих жителей Венеции. Строение имеет восьмигранную форму и два купола — большой и поменьше, а также две маленькие колокольни. Вокруг базилики, вдоль галереи, находятся шесть капелл. Все восемь фасадов храма богато украшены плоскими колоннами и нишами. Еще одно из сокровищ церкви — большое полотно «Брак в Канне» Тинторетто.
Базилика Санта Мария Глориоза дей Фрари — одна из старейших церквей в Венеции. Базилика, построенная в честь Успения Богородицы, расположена на площади campo dei Frari в квартале Сан-Поло.
Фасад, относящийся к стилю поздней готики, украшают капители, пинакли и пилястры. По главному и боковым фасадам идёт кирпичный фриз. Арка важнейшего портала оформлена статуями из белого истрийского камня, выполненная великими мастерами Италии Бартоломео Бона и Алессандро Витториа. Истрийским камнем отделаны и три круглых окна фасада. Боковые входы также украшают статуи. В плане здания лежит латинский крест. Сейчас в церкви 17 монументальных капелл. В базилике хранится множество шедевров мирового искусства: триптих Джованни Беллини; фигуры Богоматери и святого Франциска работы школы Бартоломео Бона; статуи святого Антония из Падуи и святой Агнессы работы Джироламо Кампаньи; статуя Иоанна Крестителя; статуя Иоанна Крестителя работы Якопо Сансовино… Особо следует отметить две работы Тициана, по праву считающиеся шедеврами: «Вознесение Богородицы»(1518, главный алтарь) и «Богородица Пезаро» (1519 – 1526, северная стена).
Аматорам музыки, обязательно следует посетить Палаццо Вендрамин-Калерджи – дворец, знаменитый почти исчезнувшими росписями Джорджоне, а также дворец, который являлся родным домом композитора Р. Вагнера. Если вы поклонник его творчества, то у вас есть прекрасная возможность окунуться в атмосферу, которая вдохновила композитора на создание столь прекрасных произведений.
Палаццо было воздвигнуто на Большом канале в 1481-1509 годах архитектором Мауро Кодусси. В этом здании традиционными остались почти кубический объем и трехъярусное деление; принципиально новым для Венеции оказалось употребление античного ордера; исчезли традиционные арочные лоджии, их заменили ряды широких двойных арочных окон. Вдоль второго этажа протянулись балконы; дворец увенчан фризом и нависающим карнизом. В целом здание выглядит очень красивым и богатым; ему присуще именно то качество, которое всегда было характерно для Венеции, хотя формы красоты менялись, стремление к идеальной красоте оставалось неизменным.
Если вы считаете, что вас уже нечем удивить, то вы ошибаетесь. Венеция – райский уголок, расположенный на 118 островах, соединённых развитой системой каналов, по обе стороны от которого находятся неописуемой красоты дворцы, скульптуры и соборы.С кратким обзором венецианской архитектуры вы могли ознакомиться ранее, но лучше все достопримечательности увидеть своими глазами и начать узнавать город самостоятельно, только так вы сможете узнать его истинную сущность.Вы насладитесь великолепием дворца Грасси, дворца Мочениго, Ка’Редзонико, Дворца Лабиа, Дворца Бернардо, Ка’Фоскари, Базилики Санта Мария Глориоза дей Фрари, Дворца Дожей, площадью Сан-Марко – и это лишь малая часть тех мест, которые достойны вашего внимания.Флоренция — столица итальянского Возрождения, которая является мировым центром искусства и культуры, где сосредоточена большая часть культурного наследия Италии. Ее улицы, площади, дворцы и храмы – это уникальные шедевры зодчества, украшенные творениями великих итальянских мастеров. Леонардо да Винчи, Микеланджело, Данте, Боккачо, Галилей, Джотто. Главной достопримечательностью Флоренции является Кафедральный собор Санта Мария дель Фиоре, история строительства которого насчитывает почти шесть веков. Внутреннее убранство храма впечатляет своей роскошью и великолепием. Над порталами в тимпанах представлены сюжеты из жизни Девы Марии. Фронтон центрального портала представляет Мадонну во славе. Соединительным звеном между боковыми и центральным окнами является фриз со статуями Апостолов и Девы Марии. Вверху над серией бюстов художников возвышается тимпан с барельефом, изображающим Отца Небесного.
Интерьер собора, выполненный в лучших традициях итальянской готики, потрясает просторностью. По своим размерам (длина — 153 метра; ширина в районе нефов — 38 метров и в районе трансепта — 90 метров) собор занимает четвертое место в мире. Металлические трубы, декорированные колоннами, поддерживают огромные арки и перекрещивающиеся стрельчатые своды нефов. Главный алтарь является детищем Баччио Бандинелли, располагающийся в окружении трех апсид, или кафедр, разделенных, в свою очередь, на пять отсеков. В левом нефе особо следует выделить две фрески с изображением конных статуй кондотьеров Джованни Акуто и Никколо да Толентино.
Великолепная колокольня Джотто (часто именуемая «колокольня Дуомо») – свободно стоящая колокольня, которая является частью комплекса Дуомо, расположена на площади с правой стороны от кафедрального собора. Колокольня с ее богатым скульптурным оформлением и разноцветными мраморными инкрустациями, построенная по проекту выдающегося архитектора Джотто, представляет собой шедевр флорентийской готики. Колокольня – квадратное в плане сооружение (сторона квадрата 14,5 метров) высотой 84,7 метров, поддержанное четырьмя многоугольными опорами по углам.
Площадь Синьории — одна из главных площадей Флоренции. Свое название она получила от Дворца Синьории, известного нам сегодня как Палаццо Веккьо.
В центре площади Синьории находится фонтан «Нептун», один из прекраснейших фонтанов Флоренции, созданный по проекту выдающегося архитектора Амманати. Фонтан представляет собой скульптурную группу, в центре которой размещается фигура беломраморного Нептуна, управляющего колесницей с четырьмя запряжёнными морскими конями. У основания фонтана имеются заслуживающие внимания бронзовые фигуры. Тут же на площади Синьории можно увидеть и конную статую герцога Козимо I Медичи работы Джамболоньи. Если присмотреться, то на земле можно заметить круглую мраморную плиту, отмечающую место сожжения монаха-реформатора Джироламо Савонаролы в 1498 году. Если вы не посетите палаццо Веккьо, то вы многое потеряете. Палаццо Веккьо, или как его ещё называют, Старый дворец — знаменитейшее здание Флоренции. Строительство его началось в 1299 году и, как полагают, велось под руководством Арнольфо ди Камбио, создателя флорентийского Кафедрального собора, заложенного несколькими годами ранее.
Палаццо Веккьо представляет собой мощную крепость: его размеры внушительные, а сторожевая башня достигает 94 м, и с нее можно обстреливать все соседние улицы (верх ее надстроен в XV веке). Здание увенчано широким карнизом с зубцами, машикулями (навесными бойницами) и внутренней галереей, скрытой за полукруглыми проемами. Во дворец можно проникнуть только через внутренний двор. Автором здания считается также Арнольфо ди Камбио.
Дворец Барджелло, или Народный дворец – старейшее гражданское здание, которое славится неповторимой коллекцией скульптур. Дворец Барджелло имеет вид мощной суровой крепости со своей башней делла Волоняна, с зубчатым завершением и бойницами. С внутренней стороны здание окружает Двор с портиками по трем сторонам, пилонами и аркадами. Живописная открытая лестница, построенная в XIV веке архитектором Нери ди Фьораванте, ведет в верхнюю Лоджию работы Тоне ди Джованни (1319 г.). Стены Двора покрыты множеством гербов правителей города и верховных судей. С 1859 года Дворец стал
Национальным музеем (одним из самых известных в мире), где хранится скульптура эпохи Возрождения, а также шедевры искусства других эпох. Необычайной красоты парк — Сады Боболи — находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи, и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в.
Сады Боболи были разбиты в 1549 году для семейства Медичи. В 1766 году сады были открыты для свободного посещения. Сады украшены многочисленными статуями, особенно вдоль старинной кипарисовой аллеи Вьоттолоне. Чудесная живая изгородь из самшита, рощи каменных дубов и кипарисов, фонтаны и многочисленные лавочки создают прекрасную атмосферу для отдыха. Над парковым ансамблем возвышается крепость Бельведере, построенная в 1590 году по проекту Буонталетти.
Пьяцалле Микеланджело – это лучшая во всей Флоренции видовая площадка, с которой многие путешественники много веков наслаждались удивительной панорамой города Флоренции. Это место очень подходит для того, чтобы увидеть город с высоты, распланировать свой поход по городу и просто подумать о высоком, созерцая величественные дворцы и ренессанские церкви, которые выстроили величайшие мастера, известные на весь мир, — такие как Альберти, Брунеллески и Микеланджело, а украсили – Донателло, Боттичелли, Мазаччо, Леонардо да Винчи и Гиберти.Город Медичи можно было бы считать уникальным и огромным музеем, но Флоренция сверкает и другими гранями: элегантные магазины, знаменитые рестораны и типичные траттории, оживленные переулки и тихие площади, а к тому же недоступный описанию свет, меняющийся от часа к часу и проясняющий очертания города.
Пиза – небольшой городок Италии, который по древности может посоперничать с самим Римом. Лучше всего ехать в Пизу на однодневную экскурсию из какого-нибудь близлежащего городка Италии, в котором Вы обосновались для отдыха, потому что смотреть в ней, кроме самой Пизанской башни, ну а заодно и остального ансамбля, в общем-то, нечего. Пиза хоть и небольшой городок, и, казалось бы, непримечательный, однако не все города могут похвастаться такой достопримечательностью как Пизанская башня, которая известна не только на территории Италии, но и во всём мире – по популярности её можно сравнить, разве что, с Эйфелевой башней в Париже. Знаменитая “падающая” башня — это колокольня собора в городе Пизе, часть редкого по своей красоте архитектурного ансамбля, состоящего, помимо колокольни и собора, еще из часовни для крещения и кладбища. Если бы Пизанская башня не находилась в наклонённом состоянии, а стояла строго вертикально, как все остальные башни на свете, слава ее ограничилась бы, вероятно, лишь узким кругом архитекторов и историков. Благодаря же своему конструктивному изъяну она известна во всем мире. Высказывались предположения, что кривизна башни задумана зодчими изначально — ради демонстрации их удали и незаурядного архитектурного умения. Но гипотеза эта не слишком правдоподобна. Куда более вероятно другое: архитекторы знали, что строят на крайне ненадежном фундаменте, и потому заложили в строительную конструкцию возможность легкого отклонения. Башня по праву является символом города, изюминкой шедевра средневековой архитектуры – Пизанского дворцового комплекса.
Каждый год, для того чтобы посмотреть на это чудо зодчества, в город съезжаются десятки тысяч туристов, которые преодолевают сотни километров, чтобы сделать знаменитый снимок возле Пизанской башни.
Говоря о Пизанском дворцовом комплексе, нельзя не упомянуть кафедральный собор, находящийся в самом его центре.
Пизанский собор — выдающийся пример архитектурного стиля, разработанного в Пизе и позже оказавшего определяющим для десятков тосканских храмов. Стоит он там же, где и Пизанская башня, на Площади Чудес, которая, можно сказать, напичкана архитектурными шедеврами, так что старинному городу есть чем гордиться.
Неаполь – жемчужина юга Италии, его сердце. Он богат архитектурными памятниками, однако главная достопримечательность региона, в котором расположен Неаполь, находится вне города: располагающийся относительно недалеко вулкан Везувий. Археологический музей Неаполя славится богатой коллекцией экспонатов, свидетельствующих о жизни древнеримских городов Помпеи и Геркуланум, пострадавших от извержения Везувия. Исторический центр Неаполя — это мощеные булыжником улицы 13 и 14 века, россыпь дворцов и плотные толпы людей.
Уникальной достопримечательностью Неаполя по праву считается Королевский дворец (XVII век), который являлся резиденцией монархов Королевства Обеих Сицилий из династии Бурбонов. Построен в Неаполе на месте дворца, выстроенного по проекту Доменико Фонтаны для Филиппа III (который никогда не бывал в Неаполе). К строительству приступили в 1600 году и продолжалось оно более 50 лет. В настоящее время в крыльях дворца размещаются различные учреждения, но основную часть здания с 1814 г. занимает Национальная библиотека, где хранятся тысячи томов книг и уникальное собрание папирусов из Геркуланума. Среди других помещений следует выделить Центральный зал, Тронный зал и Зал Геркулеса, которые наряду с многочисленными залами королевских апартаментов образуют Музей исторических апартаментов Королевского дворца. Здесь выставлены работы таких мастеров, как Тициан, Гверчино, Андреа Ваккаро, Маттиа Прети, Спаньолетто, Массимо Станционе и Лука Джордано.
Базилика Сан Франческо ди Паола – замечательная базилика, построенная в неоклассическом стиле в XVI веке, в благодарность небесам за избавление королевства от узурпатора (Наполеона) в 1815 году. Здание представляет собой явное влияние Пантеона в Риме и, в широкой полукруглой галерее с колоннами, римского собора Святого Петра. Купол церкви Сан Франческо ди Паола 53 метра в диаметре.
Внутренний церковный зал имеет круглую форму и хранит многие интересные произведения, среди которых картина с изображением Сан Франческо Паоланского, воскрешающим ребенка, а также некоторые полотна, хранящиеся в главной капелле. Интересно отметить, что алтарь и табернакль являются анахронизмами по сравнению с самим зданием: первый был осуществлен в 1751 Фердинандо Фугой, а второй в XVIII веке; оба перенесены из церкви Святых Апостолов.
Шедевром архитектуры не только Италии, но и всего мира в целом, является один из старейших оперных театров в мире — Театр Сан-Карло (Real Teatro di San Carlo). Театр может вместить около 2000 зрителей. Джовани Базиле, архитектор проекта, был вдохновлён античной сицилийской архитектурой и, поэтому театр был построен в неоклассическом строгом стиле с элементами древнегреческих храмов. Монументальная лестница, ведущая в театр, украшена бронзовыми львами, которые несут на спине статуи женщин — аллегорические «Опера» и «Трагедия». Здание венчает большой полукруглый купол.
Над внутренним убранством театра, которое выдержано в стиле позднего Возрождения, работали Рокко Лентини, Этторе де Мария Беглер, Микеле Кортеджани, Луиджи ди Джованни. В двадцатом веке в театре работали и ставили свои оперы такие композиторы и дирижёры, как Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло, Умберто Джордано, Франческо Чилеа.
Дворец Каподимонте является одним из королевских дворцов в Неаполе. Это бывшая летняя резиденция королей “Королевства обеих Сицилий”. Сегодня во дворце расположен Национальный музей Каподимонте, а также художественная галерея.
Само слово Каподимонте означает “вершина холма”. Когда дворец построили, он находился за пределами Неаполя, в том месте, где климат был прохладнее чем в городе, и поэтому летом король в основном проживал в этом дворце.
Картины из собрания Каподимонте можно встретить на самых престижных выставках мира, но важно посетить сам дворец, сохранивший и королевские интерьеры, и парк вокруг, с картинной галереей, которую невозможно вообразить, не видя. Это мини-Эрмитаж: ощущения те же, только все куда легче охватить взглядом, с неторопливым шагом. На нижнем этаже располагаются осколки величайших коллекций, собранные Неаполем. Второй этаж — то, что исторически принадлежит Неаполю. В первом ряду имен: Тициан, Корреджо, Рени, Содома, Караваджо. С недавних пор выделена пара залов под произведения ХХ века.
Италия – это мега-город, которым можно любоваться вечно, и для того, чтобы описать все его достопримечательности, не хватит даже нескольких томов, поэтому вам лучше самим посетить Италию, увидеть всё своими глазами, прогуляться по её городам, которые непременно встретят вас тёплой и гостеприимной атмосферой. Италия – город роскоши, любви, мечтаний, надежд – это место, в которое всегда хочется вернуться, для того чтобы насладиться её красотами, её величественными дворцами, замками, крепостями, соборами, сказочными церквями, садами, воочию увидеть всемирно известные произведения искусства и даже просто прогуляться по небольшим улочкам или осуществить морскую прогулку на гондоле, вкушая блаженство от окружающих архитектурных шедевров под успокаивающие песни гондольера. В любом итальянском городе, как большом, так и маленьком, вы найдёте для себя своё.
Приятного Вам отдыха и незабываемых впечатлений!
© КИВ, 2011 г.
Архитектура Италии. Какие стили преобладают в архитектуре Италии?
Отношение к архитектурным свидетельствам прошедших эпох в Италии аполитично и толерантно, не зависит от политических настроений и предпочтений, поддерживает уважение к каждой минувшей эпохе. Например, никто не собирается сносить памятник Ленину на острове Капри, дважды приезжавшему погостить к Максиму Горькому в 1908-1910 годах. Этот памятник – такая же достопримечательность острова, как и Синий грот.
В Риме сохранен не только Форум Муссолини и обелиск с четкой надписью MussoliniDux, но и постройки фашистского периода. Квартал EUR, где при фашизме началось строительство комплекса так и несостоявшейся Всемирной римской выставки, достраивался по старым планам в 1950-1960 годы. И такое отношение к памятникам архитектуры характерно для всей Италии.
Итальянские города можно читать как учебник истории, переходя от одной эпохи к другой как с одной площади на другую. Нет в мире страны, обладающей столькими архитектурными сокровищами. Вот некоторые цифры:
- в стране около 30 тысяч исторически значимых церквей
- 200 соборов
- 60 тысяч капелл и часовен
- 29 тысяч архивов
- 300 архитектурных комплексов
- 300 епископских резиденций
- 40 тысяч дворцов, замков и крепостей
- 20 тысяч городов и поселков с историческими центрами, находящимися под охраной государства.
Архитектура Древнего Рима
Поэтому не удивительно, что архитектура Италии на протяжении многих веков сохраняет в себе следы Древнего Рима и эпохи Возрождения. Из древнеримского периода самая известная постройка – Пантеон или Храм всех богов.
Сейчас Пантеон – это национальный мавзолей. Здесь находятся останки Рафаэля Санти, знаменитого художника и архитектора эпохи Возрождения. Здесь же находится усыпальница королей Савойской династии.
Римский Форум сохранился значительно хуже, но осталось постройки, составляющие ансамбль Форума: колонны, триумфальные арки, храмы, термы. Римский Колизей так же относится к памятникам архитектуры Древнего Рима.
Во время принятия Италией христианства, здесь стали строить базилики в византийском стиле – первые христианские храмы.
Памятники архитектуры в готическом стиле в Италии стали появляться в начале XII века. Самые известные архитектурные шедевры этого стиля находятся во Флоренции:
- церковь Санта Кроче
- собор Санта Мария-дель-Фьоре
- церковь Санта Мария Новелла
Санта Мария-дель-Фьоре во Флоренции:
В конце XII и светские здания, дворцы и замки стали строить в стиле готика. Возводились они в центрах общественной жизни итальянцев – на крупных площадях, пьяццах (piazza). В готическом стиле построены дворцы в Перудже, Бреши, Комо, Флоренции. Например, Старый дворец во Флоренции – Палаццио Веккьо на площади Синьории, построенный архитектором Арнольфо ди Камбио в конце XIII – начале XIV века.
Архитектура эпохи Возрождения в Италии.
Готический стиль постепенно перестал применяться архитекторами Италии к концу XIV века. Наступает эпоха Возрождения или Ренессанса итальянской культуры и искусства. Родоначальник архитектуры эпохи Возрождения в Италии — Филиппо Брунеллески из Флоренции. Именно по его проектам отстроены церковь Сан Лоренцо, дворец Питти, часовня Пацци. Знаменитый купол к Санта Мария-дель-Фьоре – творение именно этого архитектора.
Другой известный архитектор эпохи Возрождения – Донато Браманте. По его замыслу построены дворец Канцелярии и церковь Сан Пьетро-ин-Монторио в Риме, монастырский дворик святого Амвросия в Милане, собор святого Петра в Ватикане. Все они являются памятниками архитектуры в Италии.
Наивысший расцвет культуры эпохи Возрождения наступает в XIV веке. Именно в это время архитектура Италии больше всего выражала идеи гуманизма и веру в творческое и духовное могущество человека. Эстетические идеалы итальянцев смогли выразить в своих архитектурных фантазиях Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти.
Рафаэль Санти закончил строительство начатого Браманте собора святого Петра.
Микеланджело известен как автор таких скульптур как: Пьета (Оплакивание Христа), Давид, Моисей, гробницы Лоренцо и Джулиано Медичи. Как архитектор он прославился, сделав купол собора святого Петра в Ватикане.
Леонардо да Винчи создал архитекторский план идеального города, продумал и воплотил на бумаге план двухуровневых, раздельных друг от друга дорог для экипажей и пешеходов в таком городе.
Архитектура Италии 17 века.
Стиль барокко зародился именно в Италии, он пришел на смену архитектуре эпохи Возрождения в конце XVI – начале XVII века.
Барокко – вычурный, фантазийный, пышный стиль в архитектуре. Был призван создавать иллюзию роскоши, могущества в постройках при помощи определенных приемов живописи и скульптуры. Для создания размаха и масштабности используются колоннады, скульптуры, пилястры. Атланты и кариатиды – признаки архитектуры в стиле барокко. Все детали архитектурных ансамблей визуально связаны между собой, ни одна колонна или статуя не рассматривается как отдельный элемент. Все смотрится и воспринимается как единое целое: отделка внутренних помещений, фасадов, садово-парковых сооружений.
Представитель этого стиля, Лоренцо Бернини, создал колоннаду из 284 колонн на площади святого Петра в Риме. Колоннада служит как искусственная перспектива собора святого Петра, зрительно увеличивает его. Одноименные площадь и собор служат прекрасным примером градостроительного решения в стиле барокко.
На площади Навона до сих пор действует его фонтан Четырех рек со скульптурными фигурами, символически изображавшими реки Ганг, Дунай, Ла-Плата и Нил.
Другой яркий представитель этого направления, Франческо Борромини построил церковь Сант Аньезе и церковь Сан Карло напротив фонтана Четырех рек.
Церковь Сан Карло служит прекрасным образцом барочной архитектуры Италии XVII века. В облике этой церкви представлена вся совокупность элементов стиля барокко: четкая система колонн с неровной, волнами поверхностью стен, разорванные фронтоны, уместная скульптура и яркий декор.
Итальянское архитектурное барокко: характерные черты стиля, здания
В конце XVI — начале XVII вв. Италия переживала политический и экономический кризис, связанный с раздроблением страны на небольшие княжества и утратой прежнего влияния на экономическую жизнь Европы.
Но в это же время в стране начинается культурный подъем, возникает новое направление в искусстве — итальянское барокко.

Церковь Иль–Джезу — достопримечательность Рима.
Возникновение барокко в Италии
Стиль зародился в эпоху позднего Ренессанса. Он объединил в себе стремление к архитектурной выразительности и сдержанность. Пышность и роскошь в архитектуре достигались использованием минимального количества средств.
Такой подход полностью удовлетворял потребности дворянства и буржуазии в период экономического кризиса.
Архитектура барокко использовалась как при строительстве культовых сооружений, так и для возведения жилых домов аристократии. Здания, возведенные в стиле барокко, отличались не только красотой, но и удобством использования и безопасностью. В своем развитии стиль прошел 2 этапа:
- Ранний (рубеж XVI-XVII в.). Поскольку этот период приходился на пик экономического кризиса, барокко развивалось только в Риме и его окрестностях. В это время был возведен собор Святого Петра в Ватикане, который принято считать образцом раннего барокко.
- Зрелый (вторая половина XVII-XVIII в.). В стиле зрелого барокко была возведена колоннада на площади перед собором в честь апостола Петра. Во второй половине XVIII в. стиль начинает распространяться на другие крупные города Италии. Примером позднего барокко может служить церковь Сан-Лука в Болонье. Святая обитель была задумана в другом стиле. Однако в 1770-х гг. она приобрела барочные черты благодаря архитектору Карло Франческо Дотти.
Характерные черты стиля
Барокко часто путают с такими стилями как классицизм и рококо. Главное отличие от классицизма состоит в том, что при оформлении экстерьера здания барокко используется избыток украшений. Рококо отличается большей утонченностью, мягким изяществом.
Форма и ордера
Стиль барокко предполагает создание искривленного пространства. В планах построек преобладают эллипсы и прямоугольники.
Архитекторы используют раскреповку — чередование выпуклых и вогнутых частей стены.
Для создания еще большей рельефности применяются эркеры, башенки и балконы. В античной ордерной системе создаются нарушения. Различные части ордера накладываются, вытягиваются или сворачиваются.

Фонтан Мавра от Джованни Лоренцо Бернини.
Внутренний и внешний декор
Интерьеры в стиле барокко предполагают использование росписи, лепнины, большого количества мягкой мебели, которая по стилю должна совпадать с оформлением стен. Ведущим цветом чаще становится красный. Для украшения мебели и стен применяется позолота. Обязательным считается яркое освещение.
Барокко не позволяет оставлять не декорированные участки пространства.
Внешний декор отличается чрезмерным использованием элементов, из-за которых может быть не видно стен. Оформления требуют не только интерьер и экстерьер здания, но и пространства вокруг него. При наличии возможности вокруг постройки разбивают сад с газонами, барочными фонтанами и скульптурами.
Архитектурные элементы барокко

Вилла Джулия.
Среди традиционных элементов стиля широко использовалась лепнина, принимавшая вид:
- Музыкальных инструментов. Архитекторы позднего барокко часто заменяли их оружием.
- Цветочных ваз с цветами.
- Арабесок.
- Маскарон. Эти элементы представляют собой маски в виде морды животного или человеческого лица. Выражение лица или морды может быть комическим, страдальческим, устрашающим и т. д. Маскароны выбирают в соответствии с профилем постройки. Например, на церкви изображают лица ангелов, на здании суда — львиные морды.
- Рога изобилия.
- Барельефов.
- Гирлянд. Данный элемент используется для обрамления окон. Гирлянда может быть изготовлена из фруктов или напоминать присобранную в некоторых местах ткань.
Распространение получили скульптурные композиции. В зависимости от здания скульптуры могут представлять библейских (на культовых постройках) или мифологических (на жилых домах) персонажей.
Статуи нередко выполняют не только декоративную, но и практическую функцию: скульптуры языческих богов могут поддерживать свод крыши.
Практически каждое здание в стиле барокко украшено колоннами. Элементы небольших размеров могут располагаться даже рядом с окнами.
Самые известные итальянские архитекторы эпохи барокко
К наиболее известным архитекторам, творившим в эпоху барокко, относят:
- Франческо Борромини (1599-1667). Был потомственным каменотесом. Пройдя обучение в Милане, он участвовал в строительстве собора Святого Петра, а затем палаццо Барберини и капеллы Фальконьере. В своих проектах Борромини не использовал круглых форм, отдавая предпочтение эллипсу, избегал четких линий, применял большое количество причудливых архитектурных деталей. Для Борромини характерна сложная планировка.
- Карло Мадерно (1556-1629). Обучался строительному ремеслу у своих дядей — Доменико и Джованни. Трудовую деятельность он начал в качестве каменщика, сооружая фонтаны и водопроводы в Риме. Первой архитекторской работой Мадерно стал фасад церкви Святой Сусанны. Мастер также работал над интерьером церкви Санта-Мария делла Виттория. Вместе с архитектором Джакомо делла Порта Карло Мадерно строил виллу Альдобрандини.
- Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680). Известен и как скульптор, и как талантливый архитектор. Мастер прославился не только в сфере архитектуры такими работами, как палаццо Людовизи и палаццо Киджи. В Риме появились его фонтаны Четырех рек, Тритона, Пчел.
- Джакомо Бароцци да Виньола (1507-1573). Получил образование в родной Болонье, затем продолжил обучение в Риме. Архитектор работал во Франции по приглашению короля. Вернувшись на родину, он поступил на службу к папе Юлию III. Среди знаменитых проектов мастера — виллы Фарнезе и Джулия, церкви Сант-Андреа-ин-виа-Фламиниа и Санта-Мария-дельи-Анджели и др.
- Джакомо делла Порта (1532-1602). Итальянский скульптор и архитектор основную часть жизни работал в Риме. По его проекту возведено большое количество культовых и светских сооружений — здание университета Сапиенца, палаццо Палуцци. В своих проектах мастер отступал от традиционного барокко, добавляя авторские элементы. Отличительной чертой стиля архитектора считается умеренное использование скульптур при оформлении фасадов зданий.

Купол церкви Сант Иво Алла Сапиенца, созданная Франческо Борромини.
Яркие архитектурные представители итальянского барокко
Несмотря на то что барокко пользовалось спросом среди дворянства и зажиточных горожан, главным заказчиком мастеров всегда оставалась церковь.
Церковь Иль-Джезу
Церковь построена во второй половине XVI в. по проекту Дж. делла Порта и Дж. Виньола. Первая, отклоненная кардиналом, версия проекта принадлежала Микеланджело. Церковь относилась к иезуитскому ордену. В ней был похоронен Игнатий Лойола — основатель ордена. Иль-Джезу была принята в качестве образца для других иезуитских церквей по всей Европе, а затем и в Новом Свете.
Фреска на плафоне постройки — главная художественная особенность Иль-Джезу.
Средневековым художникам удалось написать фигуры таким образом, что возникает впечатление их парения над зрителями. Создается иллюзия, что фигуры отбрасывают тень.
Площадь Святого Петра в Риме

Собор Святого Петра.
Священная для всех католиков площадь образована двумя полукруглыми колоннадами Тосканского ордена. По замыслу участвовавшего в проектировании площади Бернини колоннады должны были образовать форму ключа от рая, который был передан апостолу Петру.
Середина площади украшена обелиском, который был привезен императором Калигулой из Египта. Легенда гласит, что этот обелиск украшал цирк, где был казнен апостол Петр.
Лестница Скала Реджа (Рим)
Скала Реджа считается главной лестницей Ватикана. Ее второе название — Королевская. Созданная архитектором Бернини Скала Реджа соединяет Ватикан с собором Святого Петра. Ранее на ее месте находилась лестница Антонио да Сангало Младшего. Бернини смог создать более удобный вариант.
Согласно замыслу мастера, над лестничными площадками были установлены фонари. Свет должен был падать таким образом, чтобы фигура спускающегося папы выглядела более величественной.
Ионические колоннады служат дополнением к лестнице.
Палаццо Кариньяно (Турин)
Палаццо построен по проекту священника Гварино Гварини в конце 70-х гг. XVII в. по заказу представителей Савойской династии. Особенностями постройки считаются двойной купол над главным залом и парадная лестница с присущим стилю барочным изгибом.
Дворец знаменит тем, что в 1820 г. здесь родился первый итальянский король Виктор Эммануил II. Сегодня палаццо является памятником Всемирного наследия и находится под охраной ЮНЕСКО.

Палаццо Кариньяно (Турин).
Собор Санта-Мария делла Салюте (Венеция)
В 1631 г. в Венеции закончилась эпидемия чумы, унесшая более трети населения города на воде. В благодарность Богородице за избавление от болезни было принято решение построить собор по проекту начинающего архитектора Бальтазара Лонгены. Возведение Санта-Мария делла Салюте длилось 50 лет. Собор стал действующим уже после смерти автора проекта.
Интерьер постройки образован центральным октагоном. За его пределами располагаются 6 капелл. Постройка имеет 2 купола — наружный и внутренний, расположенный над алтарем, в котором размещается икона Богоматери-целительницы. Алтарь украшен статуями на тему избавления Венеции от смертельной болезни.
Главный купол украшают парные окна. На фасаде здания размещены скульптуры Богородицы, архангела Михаила и Иоанна Предтечи. Вход в собор выполнен в виде триумфальной арки.