Архитектура ландшафта: ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА — информация на портале Энциклопедия Всемирная история – что это за профессия? Где выучиться? Что сдавать при переподготовке на архитектора ландшафтов?
Ландшафтная архитектура. Основные термины, функции и объекты
В современном обществе высокую популярность завоевывает раздел архитектуры, который связан с организацией садов, парков и других открытых пространств, где основным элементом и инструментом для творчества выступает ландшафт и различные растения.
Понятие
Ландшафтная архитектура определяется как искусство, основная цель которого – гармонично сопоставить естественную красоту места и деятельность человека. Основными функциями данного направления в архитектуре является:
- Сохранение естественной красоты местности.
- Создание системы, где будут сочетаться как природные, так и рукотворные ландшафты.
Исходя из этого, данное понятие также включает в себя область, известную как ландшафтно-парковая архитектура, где природа и деятельность человека гармонично переплетаются друг с другом.
Основные термины
На сегодняшний момент термины “ландшафтный дизайн” и “ландшафтная архитектура” чаще всего употребляются как взаимозаменяемые слова. Однако между этими понятиями существует определенная разница.
Ландшафтная архитектура подразумевает гармоничное и более легкое внедрение в природную среду, незначительные изменения, где основу продолжает составлять природность и естественность конкретного места.
Что касается ландшафтного дизайна, то данный термин предполагает более глубокое вмешательство в природную среду. Местность в таком случае не просто переорганизовывается или дополняется отдельными рукотворными элементами, а полностью преобразовывается и получает абсолютно новый и уникальный внешний вид. Несмотря на это, при создании дизайна активно используются природные ресурсы конкретной местности: вода, особенности рельефа и типичная растительность.
Некоторые специалисты, однако, считают, что нет смысла разводить два указанных понятия, поскольку оба они имеют отношение к формированию и организации открытого пространства, а также должны создать комфортную среду для пребывания человека.
Функции
Кроме очевидной эстетичной функции, ландшафтная архитектура выполняет ряд других заданий:
- Охраняет природные особенности конкретной местности.
- Озеленяет территорию.
- Делает пространство более экологичным.
- Вносит в жизнь человека эстетический момент.
Дополнительные задания
Кроме вышеописанных функций, данная отрасль архитектуры также занимается глобальными вопросами, такими как проблема изменения климата, что сказывается на состоянии погоды, водных систем и непосредственно влияет на разнообразие животного и растительного мира. Ландшафтная архитектура позволяет увидеть общую картину и выполнять некую воспитательную функцию в восприятии данной проблемы обычными людьми.
Ландшафтный дизайн предоставляет знания, которые помогают улучшить состояние окружающей среды, а также предлагает варианты решения проблемы сохранения природных ресурсов, бережного отношения к природе и других не менее важных экологических вопросов.
Основные объекты ландшафтной архитектуры
Что касается объектов ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна, то они достаточно разнообразны и имеют комплексную многоуровневую структуру. Их типология определяется в зависимости от конкретных отличительных особенностей или сферы использования. Согласно функциональному критерию, например, различают центр отдыха или заповедник историко-культурного значения. Что касается фактического происхождения, то специалисты выделяют природный парк или же водно-зеленый диаметр человеческого поселения.
Кроме того, при проектировании ландшафтного дизайна или архитектуры важную роль играет масштаб обозначенного объекта, который рассматривается с точки зрения иерархии. В соответствии с этим пунктом выделяют следующие объекты ландшафтного дизайна и ландшафтной архитектуры:
- Объекты макроуровня. Как видно из термина, данная группа включает в себя достаточно обширные территории. Это могут быть национальные парки, заповедники разного рода, комплексные системы озеленений больших участков современных городов и пригородных зон и др.
- Объекты мезоуровня. Данная группа включает в себя центры отдыха, которые находятся в непосредственной близости к городу, загородные территории, где массово отдыхают люди, различные исторические и историко-культурные заповедники, парки, которые исполняют многопрофильные функции, специализированные парки, курортные зоны отдыха, участки, которые являют собою памятники садово-паркового искусства и т. д.
- Объекты микроуровня. Данная группа представлена небольшими территориями и чаще всего включает сады, бульвары, скверы, набережные территории, пляжи, сады на территории школ, предприятий или других подобных учреждений.
Ландшафтная архитектура занимается рядом вопросов, среди которых: гармоничное сочетание природы и деятельности человека, озеленение территории и улучшение экологии.
Ландшафтная архитектура — это… Что такое Ландшафтная архитектура?
Ландша́фтная архитекту́ра — это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов в целостную композицию, несущую определённый художественный образ. Подобно архитектуре и градостроительству ландшафтная архитектура относится к пространственным видам искусства.[1]
Формирование комфортной и эстетически полноценной среды осуществляется с помощью природных материалов (рельеф, вода, растительность и т.д.) и архитектурных сооружений, при этом предполагается сохранение существующих и создание искусственных пейзажей, проектирование систем озеленения и рекреационных зон. В отличие от садово-паркового искусства сфера ландшафтной архитектуры значительно шире, она состоит в организации многих компонентов пространственной среды жизнедеятельности человека.
Ландшафтная архитектура в России
Лучшими образцами ландшафтной архитектуры в России являются:
- Архангельское — Государственный музей-усадьба Архангельское, Красногорский район Московской области.[2]
- Кусково — Московский музей-усадьба Кусково.[3]
- Петергоф — дворцово-парковый ансамбль Петергоф. [4]
Панорама Нижнего парка от Большого Петергофского дворца
См. также
Примечания
Ссылки
Литература
- Ожегов, С. История ландшафтной архитектуры – М. : Архитектура-С, 2003. – 232 с.
Глава 1. Ландшафтные основы архитектурного творчества
Основные понятия
Ландшафтная архитектура это архитектура открытых пространств, в организации которых ведущая роль принадлежит природным элементам и элементам внешнего благоустройства. Специфические материалы ландшафтной архитектуры — рельеф, зеленые насаждения, цветы, вода, малые архитектурные формы. Не создавая зданий, ландшафтный архитектор оперирует ими как составляющими своих пространственных объектов и определяет предпосылки их функционального и композиционного решения. Ландшафтная архитектура может быть определена как развивающаяся область современной архитектуры в самом широком ее понимании, т.е. как категория, означающая деятельность по пространственной организации среды обитания общества, включая градостроительство н даже районную планировку в качестве наиболее высокого ее уровня.
Ландшафтное проектирование — один из методов архитектурного творчества, вид архитектурного проектирования.
Открытые пространства — преимущественно незастроенные озелененные и благоустроенные территории населенных мест и межселенные территории, используемые для различных видов деятельности под открытым небом.1
Развитие ландшафтной архитектуры в качестве архитектуры открытых пространств, расширение круга ее объектов и задач привели к выделению в ней самостоятельных направлений: собственно ландшафтной архитектуры, ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна. Таким образом, ландшафтная архитектура кроме традиционных объектов (парки, сады, открытые пространства жилой застройки и т.п.) включает еще два уровня проектирования ландшафта:
общее формирование среды в масштабе стран и регионов — ландшафтное планирование;
детальную организацию непосредственного окружения человека, синтез природных элементов, художественных форм и деталей благоустройства — ландшафтный дизайн.
Ландшафтный дизайн — это творческая деятельность, направленная на формирование предметно-пространственной среды приемами и средствами ландшафтной архитектуры, художественное конструирование деталей культурного ландшафта. Определяя область ландшафтного дизайна, мы соотносим ее с человеком, выделяя пространства, соизмеримые с человеком, его повседневной деятельностью, и поэтому нуждающиеся в тщательной проработке.
Ландшафтная архитектура не возникла на чистом месте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садово-паркового искусства. Однако в отличие от него представляет собой более широкую область, связанную с организацией всех открытых пространств и деятельностью человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафтная архитектура включает в себя и садово-парковое искусство, которое предшествовало ей исторически.
Мастерами ландшафтного искусства прошлого создавались прекрасные парки и дворцово-парковые ансамбли, но социальный заказ при этом был ограничен интересами небольшой привилегированной части общества. Они не занимались пространственной организацией крупных объектов (регионы, населенные места, зоны загородного отдыха, жилые и производственные территории и др.) и тем более не принимали участия в решении задач целенаправленного формирования жизненной среды общества.
Ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование связаны с решением социальных, градостроительных, экологических и многих других проблем и соответственно с рядом других наук и дисциплин. Каждая наука вырабатывает свои понятия и терминологию. В этом плане очень важна четкость определения понятия «ландшафт». Раньше архитекторы не связывали понимание ландшафта с его географической сущностью. «Ландшафт» и «пейзаж» употреблялись как синонимы, как внешняя «физиономическая» характеристика природы. И сейчас еще существуют представления, что там, где много зелени, воды, живописный рельеф — ландшафт, а там, где все преобразовано, застроено, — не ландшафт. Это, безусловно, неверно. Все наше окружение составляют ландшафты, только отличаются они различной степенью преобразованное™, нарушенности или, наоборот, окультуренности.
Исходные понятия современной ландшафтной архитектуры опираются на систему понятий фундаментальных наук о Земле, в частности, географии н ее отрасли ландшафтоведения.
Ландшафт — территориальная система, состоящая из взаимодействующих природных или природных и антропогенных компонентов и компонентов более низкого таксономического ранга (ГОСТ 17.01 — 86. Охрана природы. Ландшафты. Термины и определения).
Природный ландшафт — ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных компонентов и форми-
руюшийся или сформировавшийся под влиянием природных процессов (Там же).
Антропогенный ландшафт — ландшафт, состоящий из взаимодействующих природных и антропогенных компонентов, формирующийся под влиянием деятельности человека и природных процессов (Там же).
Совокупность ландшафтов, составляющих своеобразную «оболочку» земного шара, в географии называют ландшафтной сферой.
Сегодня трудно назвать ландшафты, которые не испытывают прямого или косвенного воздействия человека. Раньше к девственным ландшафтам относили, например, высокогорные и донные океанические. Сегодня с абсолютной достоверностью это утверждать уже нельзя.
По характеру последствий деятельности человека принято различать ландшафты культурные и акуль- турные. Культурный — ландшафт, сознательно измененный людьми для удовлетворения своих потребностей, постоянно поддерживаемый в нужном для них состоянии, способный одновременно продолжать выполнение функций воспроизводства здоровой среды. Противоположностью культурного выступает акулътурный ландшафт, возникающий в результате нерациональной деятельности или неблагоприятных воздействий соседних ландшафтов. К акультурным относят ландшафты, утратившие способность воспроизводства здоровой среды (в том числе психофизиологических свойств). Крайним понятием в этом ряду выступают деградированные ландшафты, потерявшие способность выполнять какую-либо функцию. Например, отработанные и нере- культивированные карьеры, в зоне которых невозможно жить, отдыхать и пр.
Архитектурный ландшафт
Различные ландшафты (городские, сельские, рекреационные, мемориальные и пр.) составляют архитектурно-ландшафтную среду.
Архитектурно-ландшафтная среда — целостный совокупный объект ландшафтной архитектуры и соответственно ландшафтного проектирования. С точки зрения современных системно-экологических позиций понятие окружающая среда получает новое содержание (в самом общем представлении — это все то, что находится вне данного объекта, или система более высокого порядка): здесь это весь окружающий мир, в котором жизненная среда общества составляет подсистему. В связи с постоянным расширением сферы освоенных человеком пространств жизненная среда общества в своих границах приближается к ландшафтной среде (сфере), а архитектурно-ландшафтная среда может быть представлена в качестве ее подсистемы, формируемой преимущественно архитектурой, в частности ландшафтной.
При рассмотрении архитектурно-ландшафтных вопросов, в отличие от других возможных представлений (физических, химических, социальных), среда нами принимается как категория пространственная. Если выделять еще понятия внешняя и внутренняя среда, то этим будут показаны возможность и необходимость понимания среды и как окружения, и как пространственной целостности, в которой протекают (организуются) те или иные социальные процессы. Например,
Приведенные основные понятия получат развитие и дополнение при дальнейшем рассмотрении объектов ландшафтного проектирования.
Задачи, объекты и методы ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования
Теоретической и методологической основой развития представлений о задачах, объектах и методах современного архитектурно-ландшафтного творчества является системный подход, принцип целостности архитектурно-ландшафтной среды в качестве объекта архитектуры.
В общем виде цели ландшафтной архитектуры следующие: функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека под открытым небом, преобразование ландшафтов при охране их природных особенностей, эстетика детального внешнего благоустройства.
Для определения объектов и конкретизации задач архитектурно-ландшафтного проектирования необходимы как дифференциация, так и интеграция знаний.
Расширение задач ландшафтной архитектуры обусловлено развитием, например, экологии (от специальной естественной науки о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов и среды к социальной экологии, которая исследует проблемы взаимодействия общества и среды). Для конкретизации объектов и задач ландшафтной архитектуры важно выяснить также взаимообусловленность архитектурно-ландшафтной и природоохранной деятельности, связь вопросов рационального преобразования и охраны ландшафтов. В этом отношении в ландшафтной архитектуре четко выделяются три группы задач: охрана, преобразование (формирование) и восстановление (рекультивация) ландшафтов.
В природоохранном плане в теории ландшафтной архитектуры особо актуальной является разработка основ управления преобразованием окружающей среды.
Перед обществом ставится задача охраны не только уникальных памятников природы и садово-паркового искусства. Природоохранные принципы должны лежать в основе формирования каждого архитектурно-ландшафтного объекта. Они заключаются в охране и улучшении исходных природных данных при проектировании ландшафтов, совершенствовании архитектурноландшафтного объекта в процессе функционирования по заданной программе, а также учете возможностей динамики прямых и обратных связей «объект — среда» и изменений во времени общей природно-антропогенной ситуации.
Таким образом, основная цель — найти компромисс между необходимостью использовать, преобразовывать природные ландшафты и максимально сохранять их. Это легко подтверждается примером развития турист- ско-рекреационной деятельности. Например, именно рекреационный бум потребовал в 70-80 гг новой оценки природных ресурсов и методов проектирования мест загородного отдыха с целью охраны ландшафтов от чрезмерных нагрузок. В 90-х годах проблема охраны ценнейших ландшафтов в ближайшем окружении городов возникла в связи с коттеджно-дачным строительством.
Для того чтобы систематизировать архитектурноландшафтные задачи, выявить их иерархию, соподчинен- ность, затем определить принципы и методы решения этих задач, важно иметь научно обоснованную типологию объектов. Типология — это не только классификация каких-либо объектов, элементов, но и метод научного познания, изучения закономерностей развития объектов, возникновения новых их типов.
Выделяя отдельные элементы пространственной ар- хитектурно-ландшафтно организованной среды, мы можем говорить об архитектуре зданий и сооружений, городов и сел, зон отдыха, парков и др. Однако какой бы объект архитектуры ни рассматривался, его нельзя изолировать от природных предпосылок создания и функционирования (прямых или опосредованных через социально-экономические факторы).
Новым в ландшафтной типологии явилось представление о ландшафтной среде как целостном объекте архитектуры — системе антропогенных и малопреобразо- ванных природных ландшафтов. В результате при типологии мы исходим не из того, какие объекты нам нужны (парки, лесопарки и пр.), а из концепции целостности системы открытых пространств, которые выступают объектами ландшафтной архитектуры и ландшафтного проектирования.
С современных системно-экологических позиций ни один из элементов окружения не должен выпадать из поля зрения профессиональной деятельности архитектора, в том числе и те, которые в определенный момент не являются объектами ландшафтной архитектуры. Но могут стать таковыми и поэтому должны учитываться во взаимодействии системы в целом. Хотя, на первый взгляд, за основу типологии принимается сплошное архитектурно-ландшафтное территориальное зонирование, на практике оно не является ведущим. Так, одна и та же территория (например, территория республики) может быть объектом комплексной районной планировки, где архитектурно-ландшафтные вопросы связаны с экономическими, градостроительными, композиционными и многими другими, и в то же время — объектом специального архитектурно-ландшафтного проектирования, если разрабатывается схема особо охраняемых ландшафтов республики или республиканская схема отдыха и туризма. То же мы можем сказать про город — сложнейшую социально-пространственную и ландшафтную систему, вычленяя из которой определенную подсистему, например водно-зеленую, мы более пристально ее изучаем и проектируем в качестве самостоятельного объекта.
Для типологии объектов и систематизации архитектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два уровня классификации: 1) группы объектов архитектуры, градостроительства, где ландшафтные вопросы стоят в общем ряду с экономическими, социальными, планировочными и многими другими и где ландшафтный архитектор лишь соавтор; 2) группы объектов, в которых ландшафтные аспекты превалируют и ландшафтный архитектор в коллективе специалистов выступает как ведущий, определяющий программу и методы решения этого объекта.
К первой группе объектов-элементов среды — относятся территория страны, республики, района (комплексные и отраслевые схемы и проекты районной планировки)2, населенные места, гражданские и промышленные градостроительные комплексы (генпланы, проекты детальной планировки и др.).
Архитектурно-ландшафтные вопросы, входящие в состав комплексных градостроительных задач для названных выше объектов, можно сформулировать следующим образом: решение проблемы взаимодействия народнохозяйственного комплекса и ландшафтной среды; определение отношения среды к размещению различных функций; детальная ландшафтная оценка и зонирование, прогноз изменения ландшафтов в результате планируемой деятельности и соответствующих преобразований; архитектурно-ландшафтная организация пространства исходя из требований экологии, охраны и улучшения гигиенических и эстетических качеств среды; гармоничная взаимосвязь застройки и ландшафта.
Объекты собственно архитектурно-ландшафтной деятельности имеют более развитую типологию (табл. 1).
Ландшафтные задачи формирования перечисленных в таблице N° 1 объектов подразделяются как по их типам, так и по этапам работы с ними (разработка программы, предпроектные исследования, проектирование, реализация проекта, поддержание во время функционирования). Однако здесь они не называются, так как в той или иной степени будут раскрываться по группам объектов в последующих разделах пособия.
Системно-ландшафтный метод — ведущий в ландшафтной архитектуре — эффективен также и для архитектурного творчества в целом. Сущность этого метода заключается в проектировании, строительстве и поддержании во время функционирования не изолированных объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно-ланд-
Архитектура и проектирование ландшафтов
Понятие о ландшафтной архитектуре и ландшафтном проектировании
Ландшафтное проектирование представляет собой научное направление, образованное в результате взаимодействия и творческого синтеза элементов географии, истории, искусствоведения, философии, градостроительства, архитектуры и др. Оно охватывает широкий круг проблем.
Ландшафтная архитектура – это архитектура открытых пространств. Она позволяет формировать гармоничную среду для человека, используя для этого ландшафтные компоненты и искусственные объекты. Сфера её деятельности включает садово-парковое искусство, озеленение и благоустройство жилых территорий, улиц и дорог, городских центров, промышленных районов, сельскохозяйственных предприятий, исторических ландшафтов, охраняемых территорий.
Термин «ландшафтная архитектура», появился в середине XIX века, в связи с тем, что города стали вторгаться в природу, и возникла необходимость решать вопросы включения её в среду города. Гармонично сочетать различные пространства, правильно использовать природные качества среды в процессе реализации градо-строительных решений, начиная от постановки здания на участке и кончая созданием крупных планировочных образований – агломераций, межселенных коммуника-ций и т. п.
В настоящее время искусство проектирования культурных ландшафтов является одним из важнейших направлений деятельности ландшафтной архитектуры. Только ландшафтная архитектура и ландшафтное проектирование способны решить комплекс проблем, связанных с формированием вокруг человека по-настоящему комфортного пространства.
Вопросы планирования ландшафтной среды в настоящее время не могут рассматриваться в пределах отдельно взятого города – они должны решаться в рамках складывающихся систем расселения. В этом аспекте возможны следующие варианты планирования городов и природных комплексов:
Если населённый пункт находится в окружении близко от него расположенных в разных направлениях природных элементов, то при осуществлении ландшафтного планирования между этими элементами и населённым пунктом необходимо осуществить равномерно интенсивное развитие связей (дороги, инженерные коммуникации), сопрягающих элементы города с ближайшими элементами природы.
Рисунок 1. Связи элементов природы, расположенных вблизи города и в разных от него направленияхВ густо населённых регионах возможен вариант, когда вблизи нескольких близко расположенных населённых пунктов имеется один элемент (ядро) природы (рис. 2). В этом случае может применяться схема, позволяющая осуществить интенсивное развитие связей с природным окружением путём деления природного ядра на сферы влияния городов и населённых пунктов. При этом основным и определяющим вопросом планирования является назначение схем связей (дороги, коммуникации) между населёнными пунктами и природными элементами.
Рисунок 2. Планирование связей элемента природы в окружении городовВ условиях наличия нескольких природных сгустков, неравномерно расположенных и отдалённых от населённых пунктов, обеспечить появление транспортных связей (пучков сбора и распределения) позволяет использование схемы связей, представленной на рис3.
Рисунок 3. Связи города с несколькими, неравномерно расположенными по отношению к нему, природными элементамиКогда населённые пункты в плане представлены вытянутыми контурными структурами, становится возможным планирование элементов природы с обеспече-нием развития сильного ствола связей вдоль линии контура города с природными ландшафтами – рис. 4.
Рисунок 4. Связи природного окружения с городом вдоль его контураКогда вокруг города размещаются отдельными пятнами привлекающие внимание населения, но удалённые от города природные элементы, связи с которыми можно растянуть сплошной или прерывистой полосой, дублировать и неравномерно развить их в зависимости от расстояния до города. Такая схема изображена на рис. 5.
Рисунок 5. Связи элементов природы, рассеянных и расположенных на значительных расстояниях от города- Во всех случаях реализация представленных схем достигается методами ландшафтной архитектуры, учитывающими:
взаиморасположение города и реки
расположение основного массива застройки по отношению к рельефу как природной доминанте
расположение общественных центров по отношению к внешним открытым пространствам
расположение застройки на территории, непосредственно примыкающей к зе-лёному поясу или водно-зелёному диаметру.Развитие ландшафтного дизайна
Рациональное оформление ландшафтной планировки называется ландшафтным дизайном. Ландшафтный дизайн формировался и формируется под влиянием культуры человеческого общества. Развитие ландшафтного дизайна за многовековую историю сформировалось в определённые стилевые формы, присущие разным народам. Любое ландшафтное решение обычно связано или с реально увиденным или с фантастическим вымыслом.
Так основой ландшафтного дизайна Древнего Рима были: бассейны строгих геометрических форм, фонтаны, цветы, ухоженные и продуманные посадки самшита, лавра, кипариса, кедра.
Изюминкой ландшафтного дизайна античного стиля был искусственный грот, сформированный из зелёных насаждений, с бассейном и фонтаном.
В настоящее время различают два вида оформления ландшафтной планировки территории. К первому относят классический (регулярный) стиль — здесь всё подчинено законам евклидовой геометрии. Весь ландшафтный дизайн в этом случае подчинён доминанте, которой всегда бывает здание. Характерным элементом такого дизайна является партер, расположенный перед основным зданием и представляю-щий собой сочетание газона, цветников, воды, декоративных элементов, связанных между собой в сложном геометрическом рисунке.
Ко второму типу ландшафтного дизайна относится ландшафтный или пейзажный стиль. Он по своей сути предполагает подражание дикой природе, имитацию её лучших образцов. Прямые линии, симметрия, регулярность и правильность несвойственны этому стилю. Здание не доминирует над ландшафтом и большей частью скрыто в зелени посадок. Вместо ковровых клумб здесь смешиваются холмы и валуны, вместо партерных газонов — открытые поляны и водоёмы. Регулярные ритмичные посадки древесных растений вытеснены разнородными группами и массивами. Здесь не приемлемы прямые дорожки, строгие формы и искусственные материалы, напоминающие о цивилизации. Этот стиль ландшафтного дизайна требует необработанной древесины, валунов, альпийских горок, водопадов и других деталей, встречающихся в природе. Заборы в этом случае делают из бутового камня неправильной формы. Извилистые дорожки делают без бордюров из плит различной величины и конфигурации, между которыми прорастает трава. По краям дорожек лучше всего высаживать кустарник, придающий им вид лесных тропинок.
Основные элементы ландшафтного дизайна делятся на две группы: естественные (газоны и зелёные насаждения) и искусственные (различные элементы мощения). Таким образом, внося в композицию те или иные идеи, создают голландский, английский, японский или китайский сады.Стилевые и концептуальные признаки ландшафтной архитектуры
Стилевые и концептуальные признаки ландшафтной архитектуры менялись во времени в зависимости от стадии развития человеческой цивилизации. В ранний период становления человеческой цивилизации ощущалась большая зависимость планировки сада, подбора растений и других деталей композиции от природно-климатических условий, т. е. ландшафтная архитектура носила утилитарный вид. Композиция строилась на максимальном использовании полезных свойств природы, нейтрализации неблагоприятных факторов и подчинялась условиям выращивания насаждений.По мере возрастания потребности в гармонизации окружающей среды углублялось осмысление взаимоотношений с природой. Устройство садов становилось неотъемлемой частью образа жизни человека античного мира. Античный сад считался, прежде всего, местом почитания и присутствия богов. Он был насыщен их статуями, атрибутами, священными постройками и алтарями. С религиозным культом были связаны рощи, где возвышались храмы, создавались часовни, гроты. Дальнейшее развитие общества привело к эстетизации природы, абсолютизации эстетических качеств природы. Природа входила в дом в виде живой зелени и пейзажей на стенах, раздвигавших внутреннее пространство дома. Этот стиль получил название пейзажного, или ландшафтного.
Рост антропогенного воздействия на природу, уничтожение лесов потребовало экологизации ландшафтной архитектуры. В её задачи вошли: борьба с запылённостью и загазованностью, с шумом, подтоплением и т. п.
Невозможность полноценно воспринимать природные компоненты заставило ландшафтных архитекторов обратить внимание на символическое созерцание и осмысление природы. В этом случае создаваемые композиции отражают элементы природной среды, при соответствующей фантазии наблюдателя, намёком, внешней похожестью. В наибольшей мере это наблюдается в малых садах.
Эта же причина заставила обратиться и к такому методу как «компенсация» недостающих компонентов в искусственном ландшафте похожими (вода заменяется песком, горы — камнем и т. д.).
Основные ландшафтные компоненты и их изменения в пределах городской среды
В современной ландшафтной архитектуре выделяют понятия природного и антропогенного ландшафта.Природный ландшафт — значительные по размерам открытые пространства, сохранившие свой естественный характер, например, лесные массивы, долины рек, возвышенности, обширные акватории. Они весьма чутки к изменениям, вызываемым процессом урбанизации, промышленного и сельскохозяйственного освоения, поэтому можно говорить лишь о частичном сохранении нетронутого ландшафта в градостроительстве.
В практике градостроительного и ландшафтного проектирования под термином «природный» понимают взаимосвязанные элементы природы, противопоставляемые застройке, инженерно-техническим системам города, в том числе и те, которые имеют антропогенное происхождение (лесопарки, водохранилища, сады, композиции из растительности и камней, газонные покрытия и т. п.).
Связи город-природа должны рассматриваться как исходная и решающая, а не второстепенная позиция проектирования (после решения селитебных, производственных, транспортных, коммунально-хозяйственных, парадно-репрезентативных вопросов).
По критерию взаимосвязи с природой города находятся в неодинаковых условиях. Наиболее благоприятные условия для развития взаимосвязей создаются в городахкурортах (Сочи, Кисловодск, Ялта), городахновостройках на залесённых территориях. В небольшом городе отрыв от природы малозаметен: природные факторы входят здесь в повседневный режим его функционирования. В больших и крупных — возникает проблема изоляции центральных районов от природного окружения, которая с ростом их и развитием будет усугубляться.
Природные условия могут в значительной мере влиять на градостроительные решения, например, при необходимости сохранения всех существующих лесных массивов и водных пространств в условиях недостатка природных ресурсов. Взаимодействие природной среды и города проявляется в эстетическом образе городского ландшафта и его восприятии человеком как комфортного или дискомфортного.
В природном ландшафте, где ещё не отмечено влияние современной культуры, преобладают крупные деления — лесные массивы, степи или водные пространства. Освоение человеком территорий вызывает дробление ландшафта на части. Появляются новые факторы, влияющие на облик ландшафта: включение в него, вопервых, элементов, изменяющих поверхность земли, сельскохозяйственных площадей, водоемов, автомобильных и железных дорог, отвалов пустой породы, заброшенных карьеров и прочих неудобных земель. Во-вторых, элементов, изменяющих объемно-пространственную структуру ландшафта, населенных пунктов, промышленных сооружений, сети электропередач и прочих сооружений. Эти факторы сильно изменяют природный ландшафт. Часто, неразумное использование природных богатств, приводит к обезображиванию отдельных элементов ландшафта, а порой и к полному разрушению естественного облика целых районов.
Хозяйственная деятельность человека привела к появлению в природной среде планеты не свойственных ей ландшафтов; характеризуемых как антропогенные ландшафты. К ним относятся:
- городские ландшафты и их компоненты, включающие жилые и индустриальные районы. Особенностью таких ландшафтов является изменение и загрязнение в результате техногенной урбанизации компонентов природных ландшафтов и условий формирования поверхностного стока, общее сокращение площадей, занятых растительностью, наличие производственных сфер, оказывающих на окружающую среду вредное воздействие
- сельскохозяйственные ландшафты, отличающиеся от природных однообразием, вследствие возделывания монокультур, когда почвы обеднены элементами питания, естественные природные сообщества угнетены
- ландшафты, образованные в результате деятельности горнодобывающих предприятий, характеризуемые изменением вертикальной планировки местности и создания карьеров, отвалов, терриконов
- ландшафты, сформированные в ходе нефтедобычи, отличающиеся изменением состава почв и грунтовых вод, а также искажением путей миграции сухопутных животных
- Большая часть людей живёт в городах, поэтому находящиеся в равновесии с природой города – это цель деятельности человечества. Одной из задач в достижении этой цели является разумная деятельность в плане проектирования и организации культурных ландшафтов.
Ландшафтная Архитектура — это… Что такое Ландшафтная Архитектура?
- Ландшафтная Архитектура
- Вид искусства, целью которого является организация пространственной среды с помощью природного материала, приводящее к гармонии пластические особенности существующего рельефа.
архитектура открытых пространств; отрасль градостроительства, целью которой является наиболее благоприятная функционально-пространственная организация среды жизнедеятельности человека, целенаправленное преобразование ландшафтов и их охрана, решение эстетических задач социальной экологии.
Источник: «Архитектурный словарь»
Строительный словарь.
- Ламбрекен
- Лапа, Рубка
Смотреть что такое «Ландшафтная Архитектура» в других словарях:
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА — ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА, искусство создавать гармоничное сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями. В цели ландшафтной архитектуры входит охрана… … Современная энциклопедия
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА — искусство создавать гармоничное сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями. В задачи ландшафтной архитектуры входят охрана естественных ландшафтов и… … Большой Энциклопедический словарь
ландшафтная архитектура — — [http://www.eionet.europa.eu/gemet/alphabetic?langcode=en] EN landscape architecture The creation, development, and decorative planting of gardens, grounds, parks, and other outdoor spaces. Landscape gardening is used to enhance nature… … Справочник технического переводчика
ландшафтная архитектура — Объединение архитектурных сооружений и элементов ландшафта в единое гармоническое целое … Словарь по географии
Ландшафтная архитектура — ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА, искусство создавать гармоничное сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями. В цели ландшафтной архитектуры входит охрана… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Ландшафтная архитектура — Шенбрунн Ландшафтная архитектура это объёмно пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных к … Википедия
ландшафтная архитектура — искусство создавать гармоничное сочетание естественного ландшафта с освоенными человеком территориями, населенными пунктами, архитектурными комплексами и сооружениями. В задачи ландшафтной архитектуры входят охрана естественных ландшафтов и… … Энциклопедический словарь
Ландшафтная архитектура — архитектура открытых пространств; отрасль градостроительства, целью которой является наиболее благоприятная функционально пространственная организация среды жизнедеятельности человека, целенаправленное преобразование ландшафтов и их охрана,… … Архитектурный словарь
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА — искусство создавать культурный ландшафт, гармонически сочетающий естеств. ландшафт с освоенными человеком территориями, насел. пунктами, архит. комплексами и сооружениями. В цели Л. а. входят охрана естеств. ландшафтов и создание новых (садово… … Большой энциклопедический политехнический словарь
АРХИТЕКТУРА — (латинское architectura, от греческого architekton строитель) (зодчество), искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры здания, ансамбли, а также… … Современная энциклопедия
Книги
- Ландшафтная архитектура. Основы реконструкции и реставрации ландшафтных объектов. Учебное пособие, Сокольская Ольга Борисовна, Теодоронский Владимир Сергеевич. В учебном пособии раскрыта методика восстановления, охрана и эксплуатация территорий историко-культурного наследия. Книга знакомит обучающихся с приемами воссоздания садово-парковых объектов,… Подробнее Купить за 2585 руб
- Ландшафтная архитектура. Основы реконструкции и реставрации ландшафтных объектов, Сокольская О.Б.. В учебном пособии раскрыта методика восстановления, охрана и эксплуатация территорий историко-культурного наследия. Книга знакомит обучающихся с приемами воссоздания садово-парковых объектов,… Подробнее Купить за 1777 грн (только Украина)
- Ландшафтная архитектура Основы реконструкции и реставрации ландшафтных объектов, Сокольская О., Теодоронский В.. В учебном пособии раскрыта методика восстановления, охрана и эксплуатация территорий историко-культурного наследия. Книга знакомит обучающихся с приемами воссоздания садово-парковых объектов,… Подробнее Купить за 1609 руб
«Арт-ландшафты» и их типы | Ландшафтная архитектура и зеленое строительство
Среди разнообразия современных садов выделяется особая группа — это не сады в буквальном, традиционном понимании, а скорее инсталляции, «говорящие» со зрителем на языке садовых знаков и символов. С одной стороны, их объединяет использование новых технологий, методов и материалов; с другой стороны, эти сады возникли как воплощение в ландшафте современных архитектурных тенденций и как отражение различных течений в искусстве.
На формирование современных «АРТ-ландшафтов» в какой-то мере повлияли традиционные ландшафтные приемы: неизменными остались способы посадки растений и уход за ними. Изменился сам подход к созданию сада — современный сад больше напоминает некую законченную композицию, музейную инсталляцию, скульптуру, внутри которой можно находиться. Образы «АРТ-ландшафтов» сформировались к концу XX века. Можно сказать, что эти сады — некий итог поисков искусства прошлого века.
В группе «АРТ-ландшафтов», как и в искусстве прошлого века, существуют отдельные стилевые направления. В зависимости от того, к каким источникам обращается композиция сада, их можно разделить на группы:
• кинетические сады;
• «игра в сад»;
• сады-артефакты;
• сады-инсталляции;
• сады с искусственными элементами.
Истоки современного садового дизайна относятся к началу XX столетия, когда такие крупнейшие представители модернизма, как Кандинский, Пикассо, Матисс, Мондриан, Бранкузи (Брынкуши), Малевич и другие совершили подвиг, отважившись, каждый по-своему, проникнуть во внутренние художественные миры новых временных и пространственных измерений (рис. 31— 36). Так была открыта новая сфера искусства эпохального значения. Вехами начинающегося сдвига в коллективном сознании можно считать теорию относительности Альберта Эйнштейна (1907), книгу «О духовном в искусстве» Василия Кандинского, опубликованную в 1912 году, а также психоаналитическую теорию Зигмунда Фрейда, изложенную, в частности, в его труде «Бессознательное» (1915). Все эти достижения обусловили внутреннее преобразование процессов многомерного восприятия. Более поздние заимствования ассоциативного искусства возвращают нас к старшим поколениям представителей модернизма, заявивших о себе в первую очередь в России, Германии и Италии накануне Первой мировой войны и занявших ведущее место в искусстве в годы между двумя мировыми войнами.
«Модернизм — термин суммарный, обозначающий множество не похожих друг на друга, разнородных и противоречивых художественных направлений в мировом искусстве прошлого столетия. Этимологически этот термин происходит от слова modern — новый. Он употребляется в значении «новое искусство», «современное искусство». Модернизм — это не вообще и не любое «новое искусство», а новое искусство, имеющее определенное конкретно-историческое содержание. Это искусство, которое возникло в европейском обществе последней четверти XIX века, искусство, противопоставившее себя критическому реализму», считают В.В. Ванслов и Ю.Д. Колпинский в своей книге «Модернизм».
В садовой архитектуре новые веяния воплотились в появившихся в 20-е годы прошлого столетия «архитектурных», или «кубистских», садах. Один из первых и сохранившихся до наших дней садов на вилле Ноэль, Франция, демонстрировал новый творческий подход и способствовал освобождению идей абстрактного искусства от тесных рамок выставочных залов (рис. 38). В «архитектурных» садах четко видна связь с живописью и скульптурой, сегодня несколько размытая. Так, основой планировки таких садов могли служить абстрактные композиции Мондриана, Кандинского и других известных художников, или же пространство сада могло походить на скульптуру в духе Якова Липшица.
Кубизм в садовом дизайне проявлялся так же как и в других видах искусства. Он ставил своей целью выявление геометрической структуры видимых объемных форм, познание реальности, раскрытие внутренней, философской сущности предметов с помощью новых средств. Проектирование одного из первых кубистических садов на вилле Чарльза и Мари-Лауры Ноэль, известных покровителей искусств, было поручено Габриэлю Гуэврикиану (Gabriel Guevrekian, 1900 — 1970), популярному мастеру ландшафтных концепций. В 1925 году на Международной Выставке современного декоративного и промышленного искусства в Париже он получил Гран-При за небольшой проект, названный «Сад воды и света».
Композиция сада на вилле Ноэль получилась необычной: на плане, сужающемся к одному концу и образующем треугольник, ведущий за пределы виллы, Гуэврикиан расположил квадратные клумбы-ящики, которые шли уступами один над другим по мере того, как приближались к вершине треугольника (рис. 38, а). Растения не скрывали структуру плана, напоминающую картины Мондриана. Современные исследователи подчеркивают, что сад на вилле Ноэль «выглядит сегодня как первый призывный сигнал к освобождению абстрактных форм от рамок искусства и раскрытию их собственной эстетической ценности — в архитектуре, скульптуре и садовом дизайне»*(Brown J. The modern Gardens. — 1997).
Такое заявление неслучайно, в этом саду нашли отражение теоретические основы абстрактного искусства — отказ от принципа подражания природе, который издавна считался основой искусства. Переосмысление художественно-изобразительных средств и собственного опыта художника образует ядро того, что было названо «революцией модернизма». Основа абстрактного (т.е. отвлеченного) искусства — практика саморефлексии, не предполагающая признание природы как обязательной нормы. Как замечает искусствовед Готфрид Бем в своей статье «В круге действительности. Об основах абстрактного искусства после 1945 года»: «Путь, по которому пошла история искусства, — это путь от подражания к изобретению действительности, от воспроизведения к творчеству. Осмысление художником своих собственных художественных средств, гибкость выразительного языка и личный опыт — вот что составляет теперь фундамент творчества и критерий его значения. В этом, без сомнения, заключен и акт просвещения, освобождения от зависимостей, к которым модернизм — после того, как он состоялся, — уже не может вернуться»* (Boehm G. Im Kreis der Wirklichkeit. Zu den Grundlagen abstracter Kunst nach 1945. — 1988. — S.41).
Идеи радикального дизайна получили распространение на садовых шоу и выставках того времени. Историки архитектуры часто упоминают Международную Выставку современного декоративного и промышленного искусства 1925 года в Париже как событие, открывшее двери современным течениям в ландшафтной архитектуре. На этой выставке Роберт Маллет-Стивенс создал сад из бетона и травы: четыре угловатых дерева из армированного бетона застыли на приподнятой плоской платформе. Это шокировало некоторых впечатлительных посетителей — несколько критиков устроили разнос, ругая установленное сооружение как пародию, карикатуру на искусство садоводства, чем только воспламенили интерес к данному экспонату. Другой автор — Габриэль Гуэврикиан, получил на этой выставке Гран-При за небольшой проект, названный «Сад воды и света». Треугольные клумбы бегоний и агератума окружали рамкой четырехгранную конструкцию. В ней, сверкая, чередовались треугольники зеркального стекла и воды, оживлявшиеся маленькими фонтанчиками, разбрызгивающими воду.
Таким образом, «Шедевр Габриэля Гуэврикиана «поставил дефис» между архитектурой и природой, а смелое использование Маллет-Стивенсом новых технологий и материалов направило движение ландшафтной архитектуры и мысли архитекторов и художников, работающих с ландшафтом, по новому пути»* (Brown J. The modern gardens. – 1997).
После 1945 года были развиты основополагающие принципы европейского беспредметного искусства. «Если раньше речь шла о перестройке, о переориентации художественного произведения, дабы стать вровень с действительностью в ее неохватности и цельности, то теперь все чаще раздаются эстетические призывы типа: «выйти из картины», «взломать границы картины». Отказываются от старого представления о картине, равно как и о скульптуре (да и вообще от традиционных видов изобразительного искусства), так как надеются с помощью новых художественных средств найти более адекватное выражение тому, что играет решающую роль в человеческой жизни, а именно — восприятию ее нематериальной действительности. Эта крайняя позиция с особой отчетливостью демонстрирует то, что можно считать центральным моментом в эволюции новейшего искусства и его эстетики: стремление сформулировать средствами искусства подлинный и существенный опыт жизни»* (Boehm G. Im Kreis der Wirklichkeit. Zu den Grundlagen abstracter Kunst nach 1945. — 1988. — S.42).
Современные сады, представленные на последних выставках, фестивалях и садовых шоу, иногда кажутся воплощением идей, озвученных еще в 40-е годы прошлого века. Так, например, на прошедшем в мае 2003 года Цветочном шоу в Челси была выявлена тенденция использования неоцененных по достоинству до этого свойств металлической поверхности, например ржавчины. Если благородной патине повезло несколько раньше, то ржавчина «получила привилегии» лишь недавно. Теперь для того, чтобы подчеркнуть ее неслучайность, рядом сажают рыжие или контрастные цветы. Под воздействием ржавчины металл со временем становится таким же хрупким, как садовое растение, незащищенным и подверженным воздействию среды — вероятно, в этом и заключаются доводы применения необработанного антикоррозионными покрытиями металла.
Важным элементом ландшафтного дизайна становится и стекло. Как и в современной архитектуре, в садовом искусстве постепенно расширяются границы области его применения (рис. 39). Оно теперь не только пропускает свет и выполняет функцию отделочного и декоративного материала, но и превращается в конструктивный, несущий элемент, который уже нельзя подменить ничем более традиционным и без которого уже невозможно представить себе многие современные садовые затеи. На Цветочном шоу в Челси, Великобритания, в 2003 году многие участники воспользовались художественной выразительностью стекла и применили его в своих выставочных композициях-садах (рис. 40—44). Традиционно на шоу в Челси не только отражается состояние бурно развивающегося садоводства Великобритании, но и рождаются новые направления и обретают видимые формы модные тенденции мирового садового искусства. Работы ландшафтных дизайнеров того года показали, что растения и стеклянные элементы все больше становятся «нужны друг другу» для выражения и воплощения парадоксов современных садовых концепций: первые подчеркивают жесткость, индустриальность и вечность стекла, а оно, в свою очередь, оттеняет ранимость, уязвимость и краткий век растений. Удивительно, что в этой паре: стекло — растение именно растение воспринимается как нечто хрупкое, а не наоборот.
«Изменение — вот основное условие бытия», вспоминаются слова из «Белого манифеста 1946 года» Лючио Фонтана (Lucio Fontana, 1899—1968) — художника с мировым именем (рис. 45, 49). «Новое искусство заимствует свои элементы у природы. Бытие, природа и материя образуют неразрывное единство. Они разворачиваются во времени и пространстве… Движение, способность к развитию и самораскрытию — основное условие материи»* (Fontana L. Manifesto Bianco 1946. – 946. – P.204).
В «Белом манифесте» говорилось о том, что смена материальных условий наложила свой отпечаток на психическое поведение человека. Вместе с изменениями условий жизни отдельного индивидуума и общества в целом изменилась система, на которой основывается искусство. Приходит мысль о создании многомерного искусства, включающего в себя множество компонентов, таких как цвет, звук, движение, время и пространство, которые, соединяясь, образуют единое целое (рис. 50—55). Цвет как пространственный элемент, звук как временной элемент, движение, разворачивающееся во времени и пространстве, — вот основные формы нового искусства, которое обнимает четыре измерения бытия. Это связано с тем, что «понятие скорости стало константой человеческой жизни. Эра искусства застывших, как в параличе, красок и форм миновала. Человек все больше теряет восприимчивость к фиксированным образам, из которых ушла всякая жизнь»* (Там же, P. 204).
В те годы на призыв нового искусства откликнулись в первую очередь художники. Автор «Белого манифеста» Лючио Фонтана экспериментировал с поверхностью картины, применяя различные приемы: пробуравливание и разрезы, сгруппированные так, чтобы производить определенный ритмический эффект. Другой известнейший художник — Ив Клейн (Yves Klein, 1928— 1962) в это время пишет монохромные картины (рис. 56, 57). Особенно известна группа его произведений, обозначаемых как «monochrome bleu» (монохромный синий). Зритель оказывается перед лишенной каких-либо модификаций равномерно синей поверхностью, которая не обнаруживает никакой иной информационной ценности, даже если он начнет изучать грубую структуру поверхностного слоя краски. «Объективность и кажущаяся тавтология синего объекта, называемого картиной, преобразуются в виртуальный зрительный опыт, в котором стираются все признаки различий. Предпосылкой этому служит отказ от всякой формы, от всякой линии в самой зачаточной форме, а также отказ от противоцвета, хотя бы и в виде еле заметного подмалевка. Сам художник резюмировал это в следующей фразе: «Линия уходит в бесконечность, цвет есть бесконечность»* (Boehm G. Im Kreis der Wirklichkeit. Zu den Grundlagen abstracter Kunst nach 1945. — 1988. — S.47).
Картины, лишенные привычного разнообразия красок, привычной двухмерной плоскости, появились еще в середине прошлого века, сад без растений — только в конце. «Сад дизайн-коллаж» Марты Шварц, созданный из синтетических материалов на кровле Центра микробиологических исследований в Кембридже, смотрится удачным дополнением к картинам Джефа Верхейена, Ива Клейна или Лючио Фонтана (рис. 46—48, 58). Они — суть одно и то же. То, что «АРТ-ландшафты» появились только к концу века, объясняется, вероятно, разным психологическим восприятием картинной плоскости и сада. Картина — всегда поле для экспериментов: холст примет все, ошибки на нем легко исправляются, а при неудаче его можно отвернуть к стене. Эти картины-эксперименты демонстрировались в выставочных залах, атмосфера которых тоже настраивает на определенный лад. Сад, напротив, воспринимается как нечто традиционное, постоянное, даже домашнее. Хотя робкие попытки создания чего-то нового в ландшафтном дизайне и производились, но неспроста эти эксперименты носили название «архитектурных садов». Такой сад был продолжением дома и больше походил на придомовую террасу с растениями в клумбах-ящиках, как сад на вилле Ноэль. Или же это были композиции архитектурно-ландшафтного толка. Если для создания картины необходим определенный период времени, пока она не будет закончена, то за садом нужно ухаживать постоянно и после того, как архитектор придаст ему задуманный вид, чтобы сохранить его первоначальную красоту.
Следовательно, для того, чтобы традиционный сад превратился в составляющую нового искусства, необходимо время. Нужно было, чтобы новое искусство вошло в повседневную жизнь и растворилось в ней. Чтобы стали обыкновенными «революционные» здания из стекла и бетона, привычными разнообразные «хай-тековские штучки» в интерьерах — начиная с мебели и заканчивая дверными ручками. Новое искусство должно было проделать путь от литературных манифестов и музейных залов до повседневной металлической солонки на кухне. Только после этого на сцену выступили формальные сады, сады в рамках современного искусства.
Искусство чутко реагирует на процессы, совершающиеся в окружающей среде. В период между серединой пятидесятых и серединой шестидесятых годов XX века в Европе произошел переворот, последствия которого чувствуются до сих пор. Этот переворот касается главным образом социологии и технологии. «Если до этого времени выдающаяся личность противостояла массе, которая в зависимости от конкретной ситуации либо с тупой покорностью переносила власть элиты, либо бунтовала против нее, то теперь индивидуум начал по-новому самоопределяться как составная часть массы. Преодоление различных табу и критицизм по отношению к традиционным формам поведения обусловили новое самосознание человека, который стал отныне ощущать себя как интегральную часть социальной общности. Области жизни, доселе закрытые, сферы, которые прежде были доступны лишь избранным, открылись перед каждым, чье пробудившееся сознание требовало снять запоры. Приведем лишь несколько примеров: общедоступность образования, автомобиль для всех, массовый туризм и современная организация досуга, наконец — и не в последнюю очередь — демократизация искусства. Восприятие произведений искусства, общение с красотой перестали быть тайной для посвященных, более того, благодаря осознанию общности различных областей науки психология восприятия пришла к пониманию того, что эстетика может стать инструментом педагогической практики. Достижения современной психологии восприятия в области «точной эстетики» сыграли важную роль в освобождении нашей психики от сковывающих сознание предрассудков традиционной эстетики»* (Goepfert H. Zero – ein Akt der Befreiung.1979. – S. 209).
Все эти перемены в искусстве привели к появлению в конце XX века садов весьма необычных форм. В этих садах порой вовсе нет растений, они уступают свою роль необычным материалам, формам, оптическим иллюзиям и скрытым механизмам. Создаются «АРТ-ландшафты», навевающие воспоминания о произведениях «Собрания Ленца Шенберга» (рис. 59—66). В центре внимания этих произведений оказывается человек, сознательно переживающий то, что он воспринимает и делает. «На переднем плане — не изображение самого себя и не чувственное восприятие: искусство возникает, когда задают вопрос о его смысле, который чисто физически уже не воспринимается одним лишь глазом»* (Weitemeier H. Die Sammlung Lenz Schönberg — eine europaische Bewegung in der bildenden Kunst von 1958 bis heute. – 1985. – S.94).
Тонкий намек на не всегда корректное вмешательство человека в природу прослеживается в «Саду дизайн-коллаж» Марты Шварц (рис. 58). Прямоугольное пространство сада на крыше, полностью спроектированного из синтетических материалов, делится на две части примерно по диагонали. Одна половина представляет собой вариацию на тему классического регулярного французского сада со стрижеными изгородями и газонами; другая спланирована по мотивам японского синтоистского сада камней с характерными бороздами на гравийной поверхности. Впечатление еще более усиливается, когда зритель замечает, что элементы, принадлежащие одной из половин, как бы перепутаны: ренессансные топиарные фигуры оказались посреди восточной части, а на «стриженую колонну» забралась искусственная пальма. Смысл этой игры — намек на генную инженерию (место, в котором находится сад, — Центр микробиологических исследований в Кембридже). Марта Шварц пошутила на тему генного сплайсинга — сшивания чужеродных кусочков хромосом, тонкой генно-инженерной технологии, в результате которой могут появиться на свет химеры и монстры, в том числе и в садовом обличии.
При проектировании Марту Шварц интересует не только чистота и глубина художественного замысла, но и то, как люди будут использовать созданные пространства, хватит ли сил поддерживать их в задуманном виде. «Сад дизайн-коллаж» был спроектирован на небольшой площади плоской кровли девятиэтажного здания Центра, конструкции перекрытия которого не были рассчитаны на большие нагрузки и не выдержали бы значительного веса. Кроме того, в бюджете научного института не были предусмотрены расходы по уходу за естественным садом, требующим регулярного полива и специального подвода воды. Поэтому Марта Шварц предложила «компенсацию естественного ландшафта» — сад из искусственных материалов, радующий глаз, дающий психологическую разгрузку и в то же время не требующий никаких затрат.
Современные сады многое почерпнули из произведений художников-кинетистов, работавших в 70-х годах XX века (рис. 59—67). Трехмерные конструкции с использованием различных материалов, в 1970-х годах находившиеся в музейных залах, сегодня, несколько видоизменившись, располагаются на территориях частных владений. Сегодняшние ландшафтные архитекторы с успехом разрабатывают идеи художников-кинетистов. Показательны сады Макато Сей Ватанабе, Йенни Йонеса, Лилианы Мольта и Жан-Кристофера Дениса.
Создание движения — главная тема в работах японского архитектора Макато Сей Ватанабе (рис. 68, 69). Кинетический сад-композицию из покачивающихся стебельков-волокон он сделал акцентом нового культурного и информационного центра «Мурано Террас», расположенного в горах префектуры Гифу, Япония. Современный по сути, отражающий последние научно-технические достижения инженерной мысли Японии, этот проект основан на многовековой философии японского сада и отдает дань народной традиции любования природой. Композиция «Колеблющиеся волокна» состоит из 150 тонких прутиков высотой 4 метра из углеродистого волокна, как бы вырастающих из земли. Малейшее дуновение ветра создает их движение — они колышутся подобно высокой траве на лугу, тихо шелестя, как листва деревьев, упруго сгибаются под струями дождя, а потом тянутся к солнцу. И происходит чудо — искусственные волокна оживают под воздействием окружающей среды, и сами становятся частью природы. Ночью верхушки волокон испускают мерцающий свет, и кажется, будто 150 светлячков покачиваются на травинках — это диоды, накопив солнечную энергию в фотоэлементах за день, преобразуют ее в световую. Произведением Ватанабе можно любоваться и днем и ночью.
Гигантская кинетическая композиция-сад стала центром внутреннего двора административного здания в Мюнхене (рис. 70). Турбина, находящаяся на вершине башни здания, улавливает ветер. Энергия ветра преобразуется в электрическую, которая дает возможность работать мотору, приводящему в движение конструкцию в виде диска, расположенную под поверхностью двора. Чем сильнее дует ветер, тем быстрее вращается конструкция. Это творение мастерской архитектора Вито Аккончи тоже делает ставку на человеческое восприятие: ландшафт поворачивается очень медленно и незаметно; человек, отдыхающий на лавочке между деревцами, в какой-то момент замечает, что окружающая его картина поменялась. Только недавно аккуратно посаженная рощица молодых деревьев была у него за спиной, а сейчас он видит деревья перед собой. Он не понимает, что с ним произошло: ведь он уверен, что земля стабильна, он в этом не сомневается. Зритель вовлекается в игру, созданную художником, становясь участником этой игры.
Идеи активизации зрителя, привлечение ветра как природной стихии в качестве составляющей композиции, восходят к 60—70-м годам прошлого века. Развитие научной технологии в тот период претерпело изменения. «Развитие новых видов техники начинается лишь когда благодаря самоопределению человека как составной части мирового целого технология волей-неволей должна была следовать за сознанием, границы которого раздвинулись и переместились в космос. Кибернетика и новые представления о кинетическом и энергетическом балансе природы — вот, наряду с другими, плоды этого развития. Демифологизация стихий — света, воздуха, земли и воды, научное описание их структуры предоставили современной технологии возможность увидеть в них формообразующие средства и ввести их в качестве материала для восприятия непосредственно в произведение искусства»* (Goepfert H. Zero – ein Akt der Befreiung.1979. – S. 209).
Художники-кинетисты искали опору не только в применении новых материалов, но и в искусстве авангарда, в частности в русском конструктивизме. Часто они не ограничивались разработкой только кинетических проблем, но думали также о «синтезе искусств», о соединении света, цвета, звука, движения. Исторические корни этого синтеза восходили к эстетической утопии русского символизма (вспомним проекты А. Скрябина, В. Иванова, А. Белого), переосмысленной затем футуристами и конструктивистами.
Художники-кинетисты, например, известная московская группа «Движение» (1962—1977) под руководством Льва Нусберга, создавали трехмерные конструкции с использованием металла, дерева, стекла, ткани, зеркал, гвоздей и ниток. Их занимала внутренняя взаимосвязь и рациональная гармония всех элементов. Для осуществления этой гармонии, в центре которой стоит человек, был выдвинут принцип сочетания искусственного и естественного, техники и природы, прошлого и настоящего. Так возникли проекты оформления городской среды, интерьеров, театральных постановок, фильмов. Кинетические объекты отличались разнообразием — движущиеся, управляемые с помощью программы трехмерные конструкции с использованием оптических и цветовых эффектов, а также шумовой и электронной музыки. Кроме того, организовывались кинетические и театральные представления, выставки кинетического искусства, разрабатывались проекты искусственной биокибернетической среды. Во всех работах главным оставалось решение проблемы идентичности человека во времени и пространстве, в естественной и искусственной средах.
Источник: Поиск новых форм в ландшафтной архитектуре. Забелина Е.В. 2005