Архитектура месопотамии картинки: Архитектура стран Двуречья и Месопотамии – Искусство древней Месопотамии — Diarium impressiōnum — LiveJournal

Искусство древней Месопотамии — Diarium impressiōnum — LiveJournal

Месопотамию (греч. «междуречье), обширную область, лежащую между реками Тигр и Евфрат, обыкновенно именуют «колыбелью цивилизации» — и не только ученые историки. Именно здесь, согласно Священному Писанию, когда-то у истоков истории находился чудесный сад Эдем, обитель первых людей на Земле.

С конца 4-го тысячелетия до н.э. Междуречье заселяли шумеры — умелые земледельцы, изобретатели гончарного круга (ок. 3500 г. до н.э.) и колесной повозки (ок. 3250 г. до н.э.). Успешное развитие земледелия привело к появлению избыточного продукта и вслед за этим — к формированию групп людей, обладавших излишком свободного времени и потерявших со временем всякую связь с тяжелой работой в поле. С развитием политеистического культа встало на ноги жреческое сословие, торговлю двигали купцы и ремесленники, грамотой же ведали писцы.

РАННЯЯ ШУМЕРСКАЯ КУЛЬТУРА

Главными центрами шумерской культуры были города Ур, Лагаш, Киш и Урук (библейский Эрех), в которых начала появляться монументальная архитектура, представленная, в основном, культовыми сооружениями, посвященными богам Месопотамии — храмами. Шумерские храмы строились из кирпича, на высокой платформе, поскольку они олицетворяли связь неба и земли.

 
 
Статуэтки молящихся из храма Абу в Талль-Асмаре. Камень. Ок. 2700 до н.э. Широко раскрытые, неестественно большие глаза символизируют боголюбие, руки сложены для молитвы.

Важнейшим достижением шумеро-аккадской культуры стали письменность и шестидесятиричная система счета, которая до сих пор используется для измерения времени и окружности. До появления всем известной клинописи использовалось пиктографическое письмо, вместо стандартных условных знаков использовавшее изображение предметов окружающего мира в виде схематических рисунков.


Шумерская цилиндрическая печать. Ок. 2300 до н.э. Прокатывая цилиндр по глине, получали рельефное изображение, которое служило средством определения персональных подношений.

                  Шлем. Золото. Ок. 2450 до н.э. Тонкая работа, изящно стилизованные детали, использование золота — все это говорит о высоком положении его владельца (предположительно последнего звали Мескаламдуг)

Львиноголовый орел. Сокровища Ура. Мари (раскопки в Тель-Харири, Сирия). Ляпис-лазурь, золото, битум, медь. Ок. 2500 до н.э. В мифологии древнего Шумера орел с головой льва был символом бога Нингирсу.

Ожерелье. Шумер. Ок. 2500 г. до н.э. Лазурит, сердолик, золото.


САРГОН АККАДСКИЙ

Голова аккадского правителя. Бронза. Ок. 2350 до н.э. Предполагаемое изображение Саргона Аккадского — представляет собой идеализированный облик великого властителя — богочеловека.

Ок. 2300 г. до н.э. Саргон, правитель Аккада, города на севере Шумера, где жили семитские племена, одержал победу над шумерским царем Лугальзагеси и завоевал все города Междуречья. Смена конфедерации самостоятельных государств империей оставила свой след в искусстве.

                              

Стела Нарам Суэна (внука Саргона Аккадского). Розовый песчаник. Ок. 2300 до н.э. На стеле изображена победа царя, расширившая пределы его государства. Нарам Суэн стоит у подножия священной горы, он не только помещен выше своих воинов, но и подчеркнуто больше по размеру.

УР И ЛАГАШ

Во 2-й половине 3-его тысячелетия до н.э. Аккадское государство подверглось завоеванию со стороны северного племени гуттиев. Правитель Лагаша Гудеа, сумевший сохранить некоторую самостоятельность, прославился своей строительной деятельностью и заботой о восстановлении древних сооружений.


Гудеа. Камень. Ок 2150 до н.э. Гудеа держит сосуд со священными водами, которые символизируют власть, данную ему богами. Стилизованные черты лица и по контрасту реалистично выполненная мускулатура рук выражают одновременно физическую и духовную силу.

С изгнанием гуттиев в 2132 г. до н.э. власть над Двуречьем перешла к городу Ур, вокруг которого сформировалось мощное Шумеро-Аккадское государство. С упадком же Ура стала клониться к своему закату цивилизация Шумера — вскоре на месте Шумеро-Аккадского государства усилиями аморитов, вышедших из Аравии семитских племен, возникло новое царство со столицей в прежде малоизвестном Вавилоне.

ХАММУРАПИ, ЦАРЬ ВАВИЛОНА

Знаменитейшим представителем первой аморитской династии, которая правила Вавилоном 300 лет, был Хаммурапи, объединивший законы различных областей империи и введший новый кодекс законов — свидетельство укрепления авторитета царя и его власти — «Законы Хаммурапи». Как часто бывает после смерти великого и сильного властителя, царство Хаммурапи распалось со смертью Хаммурапи

Стела Хаммурапи из Суз. Черный базальт. Ок. 1750 до н.э.


АССИРИЙЦЫ.

Крылатый бык. Известняк. Ок. 720 до н.э. В этом крылатом быке с человеческой головой соединены сила животного и разум человека. Пять ног нужны для того, чтобы зритель воспринимал фигуру одновременно стоящей (вид спереди) и идущей (вид сбоку).

Ок. 800 г. до н.э. воинственными ассирийцами была создана могучая империя. В руках ассирийских царей была сосредоточена вся полнота власти, которая требовала для себя от искусства бесконечных восхвалений и прославлений. В столицах царства Нимруде (основан Ашшурнацирапалом II), Хорсабаде (основан Саргоном II) и Ниневии (основан Ашшурбанапалом) главными сооружениями были царские дворцы.

Зиккурат в Уре. ок. 2100 до н.э. На вершине зиккурата стоял храм, как свидетельство физического и духовного превосходства бога.

НАВУХОДОНОСОР И НОВЫЙ ВАВИЛОН

После гибели Ассирии, обустроенной руками ее объединившихся врагов в VII в. до н.э., Вавилон снова обрел независимость и вернул себе былую славу главного культурного центра. Ко времени правления знаменитого по Библии царя Навуходоносора II относится период расцвета нововавилонского зодчества — образованный царь стремился восстановить старовавилонскую культуру во всей ее красоте.

Ворота Иштар. Реконструкция. Ок. 575 до н.э. Эти ворота для торжественных шествий вели во дворец царя Навуходоносора, который был прославлен также знаменитыми Висячими садами и зиккуратом высотой 95 м, названным в Библии Вавилонской башней.

Лев с ворот Иштар (реставрация). Глазурованный кирпич. Из-за отсутствия камня архитекторы Месопотамии использовали кирпич как основной строительный материал, украшая его глазурованными плитками.

ВОЗВЫШЕНИЕ ПЕРСИИ

В 593 г. до н.э. Вавилон был завоеван персами, который, опираясь на военную силу, стали творцами мощного государства. К 480 г. империя Ахеменидов заняла собой огромные просторы от Индии до Средизменого моря. Она была разделена на провинции, которыми управляли сатрапы, наделенные административной и юридической властью.

Развалины Персеполя, самого знаменитого древне-иранского монументального комплекса, строительство которого было начато Дарием I.

Лестница, ведущая в зал для аудиенций. Персеполь. VI в. до н.э.

Лишь познакомившись с опытом Вавилона и Ассирии, персы, до этого времени совершенно не интересовавшиеся монументальной архитектурой, осознали то значение, которая она имела для престижа императорской власти. Использование в зодчестве присвоенных у покоренных народов характерных им форм искусства привело к образованию эклектичного стиля архитектуры, который стал отличительным для периода Ахеменидов. Творческое наследие Вавилона персами было доведено до совершенства, прославляющего величие империи.

Гробница Дария II в Накш-и-Рустам.  

Искусство древней Месопотамии: iskusstvo — LiveJournal

Месопотамию (греч. «междуречье»), обширную область, лежащую между реками Тигр и Евфрат, обыкновенно именуют «колыбелью цивилизации» — и не только ученые историки. Именно здесь, согласно Священному Писанию, когда-то у истоков истории находился чудесный сад Эдем, обитель первых людей на Земле.

С конца 4-го тысячелетия до н.э. Междуречье заселяли шумеры — умелые земледельцы, изобретатели гончарного круга (ок. 3500 г. до н.э.) и колесной повозки (ок. 3250 г. до н.э.). Успешное развитие земледелия привело к появлению избыточного продукта и вслед за этим — к формированию групп людей, обладавших излишком свободного времени и потерявших со временем всякую связь с тяжелой работой в поле. С развитием политеистического культа встало на ноги жреческое сословие, торговлю двигали купцы и ремесленники, грамотой же ведали писцы.

РАННЯЯ ШУМЕРСКАЯ КУЛЬТУРА

Главными центрами шумерской культуры были города Ур, Лагаш, Киш и Урук (библейский Эрех), в которых начала появляться монументальная архитектура, представленная, в основном, культовыми сооружениями, посвященными богам Месопотамии — храмами. Шумерские храмы строились из кирпича, на высокой платформе, поскольку они олицетворяли связь неба и земли.

 
 
Статуэтки молящихся из храма Абу в Талль-Асмаре. Камень. Ок. 2700 до н.э. Широко раскрытые, неестественно большие глаза символизируют боголюбие, руки сложены для молитвы.

Важнейшим достижением шумеро-аккадской культуры стали письменность и шестидесятиричная система счета, которая до сих пор используется для измерения времени и окружности. До появления всем известной клинописи использовалось пиктографическое письмо, вместо стандартных условных знаков использовавшее изображение предметов окружающего мира в виде схематических рисунков.


Шумерская цилиндрическая печать. Ок. 2300 до н.э. Прокатывая цилиндр по глине, получали рельефное изображение, которое служило средством определения персональных подношений.

                  Шлем. Золото. Ок. 2450 до н.э. Тонкая работа, изящно стилизованные детали, использование золота — все это говорит о высоком положении его владельца (предположительно последнего звали Мескаламдуг)

Львиноголовый орел. Сокровища Ура. Мари (раскопки в Тель-Харири, Сирия). Ляпис-лазурь, золото, битум, медь. Ок. 2500 до н.э. В мифологии древнего Шумера орел с головой льва был символом бога Нингирсу.

Ожерелье. Шумер. Ок. 2500 г. до н.э. Лазурит, сердолик, золото.


САРГОН АККАДСКИЙ

Голова аккадского правителя. Бронза. Ок. 2350 до н.э. Предполагаемое изображение Саргона Аккадского — представляет собой идеализированный облик великого властителя — богочеловека.

Ок. 2300 г. до н.э. Саргон, правитель Аккада, города на севере Шумера, где жили семитские племена, одержал победу над шумерским царем Лугальзагеси и завоевал все города Междуречья. Смена конфедерации самостоятельных государств империей оставила свой след в искусстве.

                              

Стела Нарам Суэна (внука Саргона Аккадского). Розовый песчаник. Ок. 2300 до н.э. На стеле изображена победа царя, расширившая пределы его государства. Нарам Суэн стоит у подножия священной горы, он не только помещен выше своих воинов, но и подчеркнуто больше по размеру.

УР И ЛАГАШ

Во 2-й половине 3-его тысячелетия до н.э. Аккадское государство подверглось завоеванию со стороны рного племени гуттиев. Правитель Лагаша Гудеа, сумевший сохранить некоторую самостоятельность, прославился своей строительной деятельностью и заботой о восстановлении древних сооружений.


Гудеа. Камень. Ок 2150 до н.э. Гудеа держит сосуд со священными водами, которые символизируют власть, данную ему богами. Стилизованные черты лица и по контрасту реалистично выполненная мускулатура рук выражают одновременно физическую и духовную силу.

С изгнанием гуттиев в 2132 г. до н.э. власть над Двуречьем перешла к городу Ур, вокруг которого сформировалось мощное Шумеро-Аккадское государство. С упадком же Ура стала клониться к своему закату цивилизация Шумера — вскоре на месте Шумеро-Аккадского государства усилиями аморитов, вышедших из Аравии семитских племен, возникло новое царство со столицей в прежде малоизвестном Вавилоне.

Зиккурат в Уре. Ок. 2100 до н.э. На вершине зиккурата был храм, как видимое свидетельство физического и духовного превосходства бога.

ХАММУРАПИ, ЦАРЬ ВАВИЛОНА

Знаменитейшим представителем первой аморитской династии, которая правила Вавилоном 300 лет, был Хаммурапи, объединивший законы различных областей империи и введший новый кодекс законов — свидетельство укрепления авторитета царя и его власти — «Законы Хаммурапи». Как часто бывает после смерти великого и сильного властителя, царство Хаммурапи распалось со смертью Хаммурапи

Стела Хаммурапи из Суз. Черный базальт. Ок. 1750 до н.э.


АССИРИЙЦЫ.

Крылатый бык. Известняк. Ок. 720 до н.э. В этом крылатом быке с человеческой головой соединены сила животного и разум человека. Пять ног нужны для того, чтобы зритель воспринимал фигуру одновременно стоящей (вид спереди) и идущей (вид сбоку).

Ок. 800 г. до н.э. воинственными ассирийцами была создана могучая империя. В руках ассирийских царей была сосредоточена вся полнота власти, которая требовала для себя от искусства бесконечных восхвалений и прославлений. В столицах царства Нимруде (основан Ашшурнацирапалом II), Хорсабаде (основан Саргоном II) и Ниневии (основан Ашшурбанапалом) главными сооружениями были царские дворцы.

Зиккурат в Уре. ок. 2100 до н.э. На вершине зиккурата стоял храм, как свидетельство физического и духовного превосходства бога.

НАВУХОДОНОСОР И НОВЫЙ ВАВИЛОН

После гибели Ассирии, обустроенной руками ее объединившихся врагов в VII в. до н.э., Вавилон снова обрел независимость и вернул себе былую славу главного культурного центра. Ко времени правления знаменитого по Библии царя Навуходоносора II относится период расцвета нововавилонского зодчества — образованный царь стремился восстановить старовавилонскую культуру во всей ее красоте.

Ворота Иштар. Реконструкция. Ок. 575 до н.э. Эти ворота для торжественных шествий вели во дворец царя Навуходоносора, который был прославлен также знаменитыми Висячими садами и зиккуратом высотой 95 м, названным в Библии Вавилонской башней.

Лев с ворот Иштар (реставрация). Глазурованный кирпич. Из-за отсутствия камня архитекторы Месопотамии использовали кирпич как основной строительный материал, украшая его глазурованными плитками.

ВОЗВЫШЕНИЕ ПЕРСИИ

В 593 г. до н.э. Вавилон был завоеван персами, который, опираясь на военную силу, стали творцами мощного государства. К 480 г. империя Ахеменидов заняла собой огромные просторы от Индии до Средизменого моря. Она была разделена на провинции, которыми управляли сатрапы, наделенные административной и юридической властью.

Развалины Персеполя, самого знаменитого древне-иранского монументального комплекса, строительство которого было начато Дарием I.

Лестница, ведущая в зал для аудиенций. Персеполь. VI в. до н.э.

Лишь познакомившись с опытом Вавилона и Ассирии, персы, до этого времени совершенно не интересовавшиеся монументальной архитектурой, осознали то значение, которая она имела для престижа императорской власти. Использование в зодчестве присвоенных у покоренных народов характерных им форм искусства привело к образованию эклектичного стиля архитектуры, который стал отличительным для периода Ахеменидов. Творческое наследие Вавилона персами было доведено до совершенства, прославляющего величие империи.

Гробница Дария II в Накш-и-Рустам.  


Месопотамия (9 фото)

Месопотамия

Месопотамия

На Ближнем Востоке, в долине на берегу двух рек – Тигр и Евфрат – располагался регион Месопотамия. Его территория находилась на современных землях Ирака, северо-восточной части Сирии, а также Турции и Ирана. Именно этот регион стал родиной самой древней цивилизации человечества – Шумерской.

Месопотамия

Чем богата Месопотамия

Практически со всех сторон Месопотамия окружена горами. На севере это Армянское нагорье, на западе – Аравийская платформа, с восточной стороны – предгорье Загроса и лишь на юге Персидский залив. Вся земля региона в основном каменистая, с небольшими песчаными равнинами. Украшали ее реки Евфрат и Тигр, которые являются самыми большими в данной местности. Среди полезных ископаемых главной считается нефть, а с продуктов выделяют чернильный орех, местами маслины и финиковые пальмы. Немало животных обитает в этой зоне: лев, газель, страус.

Месопотамия

Месопотамия

В регионе также выделяли две области Северную и Южную, которую часто называли Верхней и Нижней соответственно. Первая, Эль-Джезира, имеет огромные степи, предгорья покрытые лесом. Речные потоки прорезают каменистую поверхность территории. В свое время здесь существовали огромные, могучие государства Ассирия, Митанни и прочие. Вторая зона, Эль-Ирак, представляет собой плоскую каменистую равнину. Реки сбегают под небольшим уклоном. На здешней территории располагались государства Аккад и Вавилония, а также городище шумеров.

Месопотамия

Месопотамия

История

Подробно вникать в историю данного государства не будем, ведь за период своего существования, а это практически 25 веков, оно пережило немало подъемов и падений. В различное время на этой территории формировались державы, которые были известны своим могуществом и силой. За этот период сменилось не одно поколение правителей и царей, которые постоянно расширяли земли Месопотамии. Пережив все это, какой она сохранилась до наших дней? Какие интересные места Азии можно здесь увидеть?

Месопотамия

Месопотамия

Месопотамия: наши дни

На сегодняшний день территория разделена на государства: Сирию, Ирак и т.д. С начала 2000-х годов здесь сохраняется неспокойная ситуация. В 2003 году в Ираке наступил оккупационный режим, так как Багдад оккупировали США. Чуть больше чем через 10 лет, в 2014 году на севере Ирака произошло наступление боевиков ИГИЛ. Так что для туристов эта территория не совсем безопасная для посещения, дабы не попасть в непредсказуемую ситуацию.

Месопотамия

Предыдущая статья:
Кияр – столица Русколани

Следующая статья:
Золотой город – Шаолинь в России

Похожие статьи

Месопотамия | Искусство в Узбекистане

Месопотамия

23.02.2008 Рубрики: Без рубрики Метки: Месопотамия 13 287 просм. комментария 3

История развития цивилизаций, культуры и искусства неразрывно связаны между собой. Так и искусство Месопотамии не исключение из правил. В этой рубрике я попытался собрать не большой образ той древней, огромной цивилизации просуществовавшей несколько тысячелетий и давшей человечеству несомненно огромное наследие. Судите сами.


6500 лет назад на плодородной долине рек Тигр и Евфрат, в теперешнем Ираке со столицей Багдадом, сформировался очаг мировой культуры, названный греками Месопотамия. Её жители – шумеры, вавилоны, сирийцы, халды, персы, аккады – жили в городах, строили огромные храмы, умели писать.

Древняя Месопотамия была обширным регионом Ближнего Востока, расположенным между долинами рек Тигр и Евфрат. Обе реки для Месопотамии — то же самое, что плодородный Нил для Египта. С марта по сентябрь разливаются они, неся мощные потоки воды с гор, и увлажняют землю, испещренную каналами искусственного орошения. Так происходит сегодня, так происходило и много веков назад. С давних времен реки изменили свое русло, но когда-то они были ближе друг к другу, чем теперь. И в том месте, где они сближались больше всего, на левом берегу Евфрата стоял город

Вавилон. Впервые упоминания о Вавилоне встречаются в легенде об аккадском царе Саргоне (2400 год до н.э.), подавившем восстание в подвластном ему городе. В древности местные жители называли Вавилон «Вабили» («Врата бога»), греки трансформировали это название в Вавилон, иракцы же до сих пор пишут и произносят это слово как «Бабилон»…


Этот регион простирался от современного Персидского залива в Ираке до Турции и севера Сирии. Точные географические границы у него отсутствовали: на северо-западе равнины вторгались в Сирию, на юго-западе они тянулись до Аравийской пустыни, а на востоке этот регион соседствовал с обширными пространствами Персии.

Это отсутствие защитных барьеров будет предопределять постоянные набеги кочевых народов. По этой же причине можно говорить не о едином собственно месопотамском искусстве, а о том, что каждая из разных цивилизаций, которые процветали на этой обширной плодородной равнине, а также в соседних областях, развивают свое собственное оригинальное искусство. Древняя Месопотамия, называвшаяся также

Богатым Полумесяцем, была одной из колыбелей так называемой Неолитической Революции. Этот обширный регион охватывал две весьма дифференцированные области: Нижнюю Месопотамию, или Колдеа, населенную шумерийцами и аккадцами, и Верхнюю Месопотамию, или Ассирию, гористую страну, населенную воинственными народами — ассирийцами.

В эпоху античности из слоновой кости вырезали настоящие произведения искусства. Например, женская голова (высотой 16,5 х 13,2 см), хранящаяся в Иракском музее, Багдад. Найденная на дне колодца во дворце ассирийского царя Ашшуриазирпала в Нимруде, эта фигурка, которая своей загадочной улыбкой заслужила себе прозвище «Монна Лиза-, была вырезана в VIII столетии до Р.Х. финикийскими мастерами. Строение ее шеи и короны, а также пустоты ее внутренней части позволяют предположить, что она использовалась в качестве декоративного элемента какого-нибудь предмета мебели.

Шумеры в Месопотамии поселились около 3600 г. до Р.Х. Они создали могущественное государство, процветающее в 2800 – 2369 г. до Р.Х., построили хорошо укрепленные города, построили сложную систему орошения. Особенно высокий уровень в шумерской цивилизации достигла инженерная мысль, астрономия, математика, медицина, литература, музыка, изобразительное и прикладное искусство.

Около 3000 г. до Р.Х. шумеры создали клинопись (протопись), которую позже переняли аккады, сирийцы и другие народы.

Правители шумерского государства долгое время воевали с государством акадов в Северной Месопотамии (2287 – 2167 г. до Р.Х.

), правитель которого, Саргон Великий, завоевал шумеров. Когда пали династии шумеров и аккадов, на территории Месопотамии возникло древнее Вавилонское царство (1894 – 1595 г. до Р.Х.), в котором развивались традиции шумерской культуры. Так шумеров сменили вавилоны, сирийцы и, в конце концов, персы.

Главные источники культурных познаний народов Месопотамии это написанные клинописью (протописью) различных направлений религиозные, эпические, поэтические, научные тексты, государственные документы и даже сохранившиеся художественные произведения.

Архитектура Месопотамии из-за постоянных войн была архитектурой крепостей. Укрепленные ворота с тяжёлым порталом, колоннами укрепленные рамы и бронзовые двери – Вавилонское изобретение. Оттуда же прибыли и бронзовые львы, стоящие с двух сторон от дверей. В Месопотамии созданы и другие архитектурные формы. Это башни, купола, архитектурная арка и своды. Сперва появился свод, называемый “неправильным”, когда каждый слой настилов

немного просовывается через нижний, пока вверху не закроется дыра, позже появился и “правильный свод”, когда камни накладывались на сам свод. В Месопотамии дома построены из глины или обожённых кирпичей, т.к. камни тяжело было достать. В центре города стоял храм – зиккурат.

Лучше всего сохранившаяся часть искусства – глиптика. Она раскрывает, что ранняя шумерская культура искусства крепко связана с мифами, потусторонней и ритуальной культурой. Правители мира в шумерской мифологии называются антропоморфическими богами. Самый главный правитель богов Энлиль, правительница неба, плодородия, любви и войны — богиня Инана (в Вавилоне её имя — Иштар), бог солнца Уту (в Вавилоне — Шамаш) и другие.

Кудурру, каменный указатель XIII столетия

до Р.Х., который хранится в Лувре и на котором изображен бог Ану, восседающий на троне, с тиарой рогов под небесной троицей: полумесяцем Сина, звездой Иштар и солнечным диском Шамашем. Найденная в Сузах, эта стела демонстрирует тесную связь, существующую между жителями Месопотамии и астральными божествами. Эти божества, согласно месопотамским верованиям, управляли силами природы и вызывали хорошее или плохое состояние метеоусловий — важнейшего фактора в преимущественно земледельческом обществе.

В вавилонскую эпоху традиция стел получила продолжение в качестве панно для написания законов, среди которых единственным полностью уцелевшим экземпляром является «Кодекс Хаммурапи» (Париж, Лувр) на черном диорите. Он достигает 2 м в высоту и содержит 282 закона, записанных сериями по 20 колонок. В верхней части имеется рельефное изображение царя Хаммурапи, представшего перед богом Солнца Шамашем, который, восседая на троне и окруженный пламенем, присваивает ему символы справедливости и власти. Царь, одетый в простую тунику, оставляющую одно плечо обнаженным, внимает богу с поднятой рукой в знак почтения. Обе фигуры смотрят друг другу прямо в глаза в позе полного взаимопроникновения. Эта сцена напоминает стих из Библии, в котором Яхве передает Моисею таблички с божественным законом на горе Синай.

Рельеф «Царь Ашшурназарпал во время охоты на львов» (алебастр, 86,4см в длину) датируется IX столетием до н.э., относится к дворцу в Нимруде и хранится в настоящее время в Британском музее в Лондоне. Как и в большинстве ассирийских рельефов, эта человеческая фигура изображена с определенным статизмом величественности. Движения и анатомия животных (львов и лошадей), напротив, воссозданы с особой силой. Выделяется также та детальность, с которой выражена сила мускулов монарха, натягивающего лук, и жесткость рук возницы колесницы, энергично натягивающего поводья.

Самое важное свойство художника древних цивилизаций это знание правил канона и способность на них опираться, а не оригинальность и индивидуальность. Сформировался самобытный шумерский эстетический канон изображения фигуры человека, встречающийся в плохо сохранившихся рельефных, округлых скульптурных произведениях глиптики. На них нос человека изображается в профиль, глаза – спереди, а ноги – сбоку. Тело человека изображается не таким, каким есть на самом деле, а каким должно быть по строгим требованиям канона, определенным традициями искусства. Горы, деревья, волны воды в глиптике и в рельефе изображаются условно, учитывая симметрию и отношение ритма.

Большинство эстетических взглядов, сформировавшихся в шумерском государстве, каноны искусства, стилистические черты, не значительно изменившись, остались в вавилонской культуре. Каждый большой город Вавилонского государства имел свой зиккурат. Правители Вавилона строили зиккураты не себе, а верующим, которые приходили сюда с дарами богу. Зиккураты постоянно восстанавливали и украшали. Не один из зиккуратов не мог сравниться с Вавилонской башней, увековечившей могущество края. На её строительство использовано 85 млн. обожженных на солнце кирпичей. Вавилонская башня – это семь уменьшающихся башен, стоящих одна на другой, с каменными лестницами, а на самой маленькой, возвышающейся высоко над краем, стояло святилище, предназначенное богу Мардуку.
Зиккурат Этеменанки — Вавилонская башня (макет),
зодчий Арадаххеш
VII-VIвв. до н.э.

Рисунок с репродукцией архитектурного строения зиккурата. Подобно усеченной пирамиде, он возвышался последовательными и все меньшего размера террасами, которые сообщались между собою лестницами, чтобы облегчить подъем на верхнюю платформу, предназначавшуюся для часовни бога. Возведенные рядом с храмами, эти уникальные сооружения служили местом обитания богов и благодаря своей высоте представляли собой прекрасные астрономические обсерватории.

От вавилонского этапа сохранились фрагменты настенной живописи XVIII столетия до н.э., которые воспроизводят религиозные, мифологические, а также военные темы. Изображение сохраняет жесткость традиционных установок, внося некоторые новые и более изящные декоративные элементы, такие, как растительные элементы эгейского и семитского происхождения, которые пользуются большей экспрессивной свободой.

Почти полностью утраченная в настоящее время, живопись, тем не менее, широко применялась в Месопотамии с IV тысячелетия до н.э., будь то как дополнение рельефов или как просто расписная композиция. Ныне значительно поврежденный фрагмент настенной живописи, которая была найдена в Тиль-Барсибе и хранится в Иракском музее, Багдад. Се палитра цветов, ровных и без блеска, которые колеблются в пределах от ярко-черного до бледно-синего и бледно-розового, придает ей особую неповторимость. Написанная в VIII в. до н.э., эта сцена являлась частью одного из фризов, который воссоздавал темы охоты Ашшурбанипала.

Сравнительно небольшой промежуток времени от 605 до 538 г. до Р.Х. во время правленья Навуходоносора II, Вавилон был богатейшим, сильнейшим городом мира с множеством храмов и дворцов. Гиганские ворота богини Иштар были покрыты синими, глазурными плитами, декорированы образами драконов и быков. Прекрасные висячие сады — одно из семи чудес света. Они висели высоко на зикурате, чтобы напоминать королеве Семирамиде, жене Навуходоносора, её родину в горах. Учёные, исследуя археологические находки Вавилонии, установили, что множество вещей, явлений и проишествий в истории человечества создано впервые именно здесь. Это моральное право, книги законов, школы, эпическая литература (Эпос о Гильгамеше), календарь земледелия, книга рецептов лечения.

Взято из сайтов: http://drevisk.claw.ru/ , http://visaginart.nm.ru и http://smallbay.ru/architec01.html#arch2

 

Презентация по теме «Искусство Древней Месопотамии»

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по теме «Искусство Древней Месопотамии»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Древняя Месопотамия (Междуречье, Двуречье) В плодородной долине между рек Тиг Описание слайда:

Древняя Месопотамия (Междуречье, Двуречье) В плодородной долине между рек Тигр и Евфрат в IV – I тыс. до н.э. сформировались такие крупные города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава. Здесь на протяжении веков в результате многочисленных кровопролитных войн возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и вновь возникали древние сообщества. Здесь жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились с большой точностью вычислять движение планет, время обращения Луны вокруг Земли.

2 слайд Древние дворцы Ниневии, столицы, построенной ассирийским царем А ш ш у р н а Описание слайда:

Древние дворцы Ниневии, столицы, построенной ассирийским царем А ш ш у р н а с и р п а л о м II в IX в. до н.э. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью Библии и даже скандинавских саг. В Месопотамии умели возводить высочайшие башни, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали прекрасные сады, изобрели колесо, гончарный круг, строили корабли, изготавливали из меди орудия труда и оружие.

3 слайд Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и Описание слайда:

Мелкие

Архитектура Месопотамии и Ассирии. Огюст Шуази

Долина Тигра и Евфрата, столь же плодородная, как и Нильская, казалось, самой природой была предназначена служить колыбелью цивилизации. В этой счастливой местности не только богатая растительность облегчала человеческое существование, но и сама глинистая почва страны позволяла человеку без всякого орудия выстроить себе убежище. Именно в такой стране и должна была возникнуть архитектура. Действительно, она развивается здесь, начиная с ранней эпохи человечества. Одним из ее древнейших центров является Шумер, область по нижнему течению Евфрата. Из Шумера культура постепенно распространилась на север до Ассирии.

Примечание: В оригинальном тексте тут стоит слово «Халдея». Это последнее имеется и в заголовке всего третьего раздела книги: «Халдея, Ассирия». Chaldee — синоним Messopotamie, другими словами, это название страны по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата. По-французски слово Chaldee употребляется наравне со словом Messopotamie, хотя и носит немного архаический характер. Мы переводим везде не Халдея, а Месопотамия, так как по-русски второе название окончательно вытеснило первое. В тех случаях, когда дело идет о юге страны, иначе говоря о Шумере, мы слово Chaldee передаем словом Шумер, как это имеет место и в данном случае.

От Персидского залива до истоков Тигра господствовала архитектура, которая в каждой отдельной местности дает лишь незначительные варианты, в зависимости от локальных условий. В то время как Ассирия, хотя и в небольшом количестве, обладала древесными ресурсами и имела хотя бы незначительные каменоломни, юг был лишен и камня и дерева. Тем ценнее для вавилонян как строительный материал была глина, и необходимость привела их к созданию, путем применения обжига, материала, обладающего свойствами камня. Несмотря на трудности его изготовления, вызывавшиеся нехваткой топлива, обожженный кирпич играл значительную роль в архитектуре Вавилонии. В VII в. до н. э. он является основным строительным материалом в постройках Навуходоносора.

Примечание: Навуходоносор — библейская форма имени Набу-кудурри-усур (604—561 гг. до н. э.), царя нововавилонской династии, сына Набополассара (Набу-аплу-усур). С именем Навуходоносора обычно связывают апокрифические рассказы о предсказаниях гибели Вавилона, изложенные в Библии.

Благодаря свидетельству Геродота устанавливается, что набережные и крепостные стены, хотя бы частично, складывались из этого искусственного материала.

Примечание: Обожженный кирпич, как показали новейшие раскопки, был в ходу в Месопотамии с древнейших времен. Остатки зданий поздних эпох в момент написания книги были известны лучше, нежели архитектурные памятники ранних периодов, в силу чего Шуази сделал вывод, что обожженный кирпич в первом тысячелетии до и. э. был более распространен, нежели в древности. По-видимому, все зависело исключительно от назначения и важности воздвигаемого здания: обожженный кирпич применялся для постройки храмов, дворцов, укреплений, сырец — для прочих зданий.

Библия, приписывая городу Вавилону самую древнюю из из­вестных башен, указывает, что ее строительным материалом был обожженный кирпич.

Примечание: Здесь имеется в виду так называемая Вавилонская башня, с которой говорится в Библии, в книге Бытия. Книга Бытия складывалась в период около пленения иудейского (прибл. 605—535 гг. до н. э.) Поводом к библейской легенде послужили вавилонские культовые башни — зиккураты (см. ниже).

Таким образом, основными чертами месопотамской архитектуры являются:

господство системы конструкций, основанных на применении обожженного кирпича;

на юге — соединение обожженного кирпича с кирпичом солнечной сушки, сырцом;

в Ассирии — соединение кирпича-сырца с камнем.


Главы раздела «Архитектура Месопотамии и Ассирии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.

Архитектура Месопотамии и Ассирии (Огюст Шуази) | Архитектура Древнего мира

Главы раздела «Архитектура Месопотамии и Ассирии» из книги Огюста Шуази «История архитектуры» (Auguste Choisy, Histoire De L’Architecture, Paris, 1899). По изданию Всесоюзной академии архитектуры, Москва, 1935 г.


Долина Тигра и Евфрата, столь же плодородная, как и Нильская, казалось, самой природой была предназначена служить колыбелью цивилизации. В этой счастливой местности не только богатая растительность облегчала человеческое существование, но и сама глинистая почва страны позволяла человеку без всякого орудия выстроить себе убежище. Именно в такой стране и должна была возникнуть архитектура. Действительно, она развивается здесь, начиная с ранней эпохи человечества. Одним из ее древнейших центров является Шумер, область по нижнему течению Евфрата. Из Шумера культура постепенно распространилась на север до Ассирии.

Примечание: В оригинальном тексте тут стоит слово «Халдея». Это последнее имеется и в заголовке всего третьего раздела книги: «Халдея, Ассирия». Chaldee — синоним Messopotamie, другими словами, это название страны по среднему и нижнему течению Тигра и Евфрата. По-французски слово Chaldee употребляется наравне со словом Messopotamie, хотя и носит немного архаический характер. Мы переводим везде не Халдея, а Месопотамия, так как по-русски второе название окончательно вытеснило первое. В тех случаях, когда дело идет о юге страны, иначе говоря о Шумере, мы слово Chaldee передаем словом Шумер, как это имеет место и в данном случае.

От Персидского залива до истоков Тигра господствовала архитектура, которая в каждой отдельной местности дает лишь незначительные варианты, в зависимости от локальных условий. В то время как Ассирия, хотя и в небольшом количестве, обладала древесными ресурсами и имела хотя бы незначительные каменоломни, юг был лишен и камня и дерева. Тем ценнее для вавилонян как строительный материал была глина, и необходимость привела их к созданию, путем применения обжига, материала, обладающего свойствами камня. Несмотря на трудности его изготовления, вызывавшиеся нехваткой топлива, обожженный кирпич играл значительную роль в архитектуре Вавилонии. В VII в. до н. э. он является основным строительным материалом в постройках Навуходоносора.

Примечание: Навуходоносор — библейская форма имени Набу-кудурри-усур (604—561 гг. до н. э.), царя нововавилонской династии, сына Набополассара (Набу-аплу-усур). С именем Навуходоносора обычно связывают апокрифические рассказы о предсказаниях гибели Вавилона, изложенные в Библии.

Благодаря свидетельству Геродота устанавливается, что набережные и крепостные стены, хотя бы частично, складывались из этого искусственного материала.

Примечание: Обожженный кирпич, как показали новейшие раскопки, был в ходу в Месопотамии с древнейших времен. Остатки зданий поздних эпох в момент написания книги были известны лучше, нежели архитектурные памятники ранних периодов, в силу чего Шуази сделал вывод, что обожженный кирпич в первом тысячелетии до и. э. был более распространен, нежели в древности. По-видимому, все зависело исключительно от назначения и важности воздвигаемого здания: обожженный кирпич применялся для постройки храмов, дворцов, укреплений, сырец — для прочих зданий.

Библия, приписывая городу Вавилону самую древнюю из из­вестных башен, указывает, что ее строительным материалом был обожженный кирпич.

Примечание: Здесь имеется в виду так называемая Вавилонская башня, с которой говорится в Библии, в книге Бытия. Книга Бытия складывалась в период около пленения иудейского (прибл. 605—535 гг. до н. э.) Поводом к библейской легенде послужили вавилонские культовые башни — зиккураты (см. ниже).

Таким образом, основными чертами месопотамской архитектуры являются:

господство системы конструкций, основанных на применении обожженного кирпича;

на юге — соединение обожженного кирпича с кирпичом солнечной сушки, сырцом;

в Ассирии — соединение кирпича-сырца с камнем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *