Архитектура микеланджело: Список работ Микеланджело — Википедия – Микеланджело Буонарроти | История архитектуры

45. Архитектура Микеланджело.

Творчество Микеланджело – скульптура, живопись и архитектура.

В 1505 г. Папа Юлий II пригласил Микеланджело в Рим для сооружения себе гробницы. Замысел скульптора был грандиозным: он хотел создать колоссальный памятник-мавзолей, украшенный сорока фигурами более чем в натуральную величину. Восемь месяцев он провел в горах Каррары, руководя добычей мрамора, но когда вернулся в Рим, узнал, что Папа от своего замысла отказался. Разгневанный Микеланджело уехал во Флоренцию, но, вытребованный Папой, под нажимом флорентийских властей, боявшихся осложнений с Римом, вынужден был вновь возвратиться в Рим, на этот раз для не менее грандиозного, но, к счастью, воплотившегося замысла — росписи потолка Сикстинской капеллы при Ватиканском дворце.

Над росписью плафона Сикстинской капеллы Микеланджело работал один, с 1508 по 1512 г., расписав площадь около 600 кв. м (48х13 м) на высоте 18 м.

Центральную часть потолка Микеланджело посвятил сценам священной истории, начиная от сотворения мира. Эти композиции обрамлены написанным же, но создающим иллюзию архитектуры, карнизом и разделены, также живописными, тягами. Живописные прямоугольники подчеркивают и обогащают реальную архитектуру плафона. Под живописным карнизом Микеланджело написал пророков и сивилл (каждая фигура около трех метров), в люнетах (арках над окнами) изобразил эпизоды из Библии и предков Христа как простых людей, занятых повседневными делами.

С 1520 по 1534 г. Микеланджело работает над одним из самых значительных и самых трагических скульптурных произведений — над гробницей Медичи (флорентийская церковь Сан Лоренцо), выражающей все переживания, выпавшие в этот период на долю и самого мастера, и его родного города, и всей страны в целом.

Живописец, скульптор, поэт, Микеланджело был также и гениальным архитектором. Им исполнена лестница флорентийской библиотеки Лауренцианы, оформлена площадь Капитолия в Риме, возведены ворота Пия (Porta Pia), с 1546 г. он работает над собором св. Петра, начатым еще Браманте. Микеланджело принадлежит рисунок и чертеж купола, который был исполнен уже после смерти мастера и до сих пор является одной из главных доминант в панораме города.

Два последних десятилетия жизни Микеланджело приходятся на тот период, когда в Италии искореняются черты свободомыслия великой гуманистической эпохи Ренессанса. По настоянию инквизиции, посчитавшей непристойным такое количество обнаженных тел во фреске «Страшный суд», ученик Микеланджело Даниеле де Вольтерра записывает некоторые фигуры. Последние годы жизни Микеланджело — это годы утраты надежд, потери близких и друзей, время его полного духовного одиночества. Но это и время создания самых сильных по трагичности мироощущения и по лаконизму выражения произведений, свидетельствующих о его неумирающем гении. В основном это скульптурные композиции и рисунки (в графике Микеланджело был таким же величайшим мастером, как Леонардо и Рафаэль) на тему «Оплакивание» и «Распятие».

Микеланджело умер в Риме в возрасте 89 лет. Тело его было вывезено ночью во Флоренцию и погребено в старейшей церкви родного города Санта Кроче. Историческое значение искусства Микеланджело, его воздействие на современников и на последующие эпохи трудно переоценить. Некоторые зарубежные исследователи трактуют его как первого художника и архитектора барокко. Но более всего он интересен как носитель великих реалистических традиций Ренессанса.

Пьета (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 16 сентября 2018; проверки требуют 3 правки. Трёхмерная модель

«Оплакивание Христа» — первая и наиболее выдающаяся пьета, созданная Микеланджело Буонарроти. Это единственная работа скульптора, которую он подписал (по сообщению Вазари, подслушав разговор зевак, которые спорили о её авторстве). Копии «Пьеты» можно видеть во многих католических храмах по всему миру, от Мексики до Кореи.

Фигуры Девы Марии и Христа были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. При транспортировке были повреждены пальцы левой руки Мадонны.

В 1972 году на статую напал со скальным молотком австралийский геолог венгерского происхождения Ласло Тот, кричавший, что он Христос. После реставрации статуя была установлена за пуленепробиваемым стеклом справа от входа в собор.

Ватиканская «Пьета» — одно из произведений, в которых историки искусства видят водораздел между кватроченто и Высоким Возрождением. Итальянский мастер переосмыслил в духе высокого гуманизма традиционное для северной готики скульптурное изображение безжизненного Христа на руках матери. Мадонна представлена

[1] им как совсем юная и прекрасная женщина, которая скорбит об утрате самого близкого ей человека.

Несмотря на сложность соединения в одном изваянии двух столь крупных фигур, композиция «Пьеты» безупречна. Фигуры трактованы[2] как единое целое, их соединение поражает слитностью. Вместе с тем скульптор тонко противопоставляет мужское и женское, живое и мёртвое, нагое и прикрытое, чем вносит в композицию элемент напряжения. «Пьета» послужила образцом для последующих трактовок этого иконографического сюжета.

Ряд исследователей придерживается предположения, высказанного известным искусствоведом Димитрио Мартинелли, что в композиции противопоставляется также горизонтальное вертикальному, образуя образ креста. Однако в январе 2017 г. группа историков искусства Возрождения во главе с Джованни Кисселино, изучив архивы Ватикана, полностью опровергла это утверждение. Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора — отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры.

Крупные, ломающиеся складки одеяния Мадонны не только намеренно усиливают[2] драматический излом лежащего на её коленях тела, но и служат своеобразным пьедесталом для всей пирамидальной композиции. В этих изощрённых складках угадывается скрытая мощь, как духовная, так и физическая, контрастирующая с мягкими чертами лица Богоматери[3]. По степени законченности и проработки деталей «Пьета» превосходит[4] почти все прочие скульптурные произведения Микеланджело.

  • Hibbard, Howard. Michelangelo (англ.). — N. Y.: Harper & Row, 1974.
  • Pope-Hennessy, John. Italian Renaissance and Baroque Sculpture (англ.). —
    L.
    : Phaidon, 1996.
  • Wallace, William E. Michelangelo; the Artist, the Man, and his Times (англ.). — Cambridge: Cambridge University Press, 2009.

День (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«День» (итал. Giorno) — мраморная статуя, изображающая аллегорию Дня, созданная Микеланджело в течение 1520—1534 гг. Статуя входит в композицию надгробия Джулиано Медичи в капелле Медичи.

Новая сакристия (ризница) была задумана как мемориальная капелла Джулиано Медичи, брата римского папы Льва, и Лоренцо, его племянника, которые умерли молодыми. Это был замысел Льва X, но заказчиком стал папа Климент VII, другой член семьи Медичи, который активно поддерживал этот проект.

Микеланджело работал над статуей в 1520 — 1534 гг. Окончательно статуя была доработана в 1534[1], когда Микеланджело уехал в Рим, не установив скульптуру и не завершив гробницу

[а].

Предыдущая модель[править | править код]

Сохранилась терракотовая модель статуи, созданная около 1524 года. У модели отсутствует правая стопа. У модели полностью завершена голова, тогда как голова статуи — едва намечена[2]. Лицо модели почти полностью соответствует лицу побежденного из скульптурной группы «Дух победы» — густые вьющиеся волосы, словно шапка, длинная борода, широкий нос[3]. Также модель более мускулистая, чем статуя. Спина модели завершена, доработана правая рука. Именно такой её запечатлел в своих зарисовках Тинторетто[4].

Модель хранится в коллекции Хьюстонского музея изобразительных искусств (Хьюстон, Техас)[5].

«День» — чрезвычайно мускулистый, сильный мужчина. Уильям Уоллес отметил, что лицо «Дня» «(…) восходит над его же собственным плечом как солнце над мысом»

[6]. По Лазареву, статуя «(…) напоминает мощную лавину (…) очевидны отголоски титанических образов Сикстинской капеллы»[7]. Говард Бенджамин Гиббард (англ. Howard Benjamin Hibbard), писал, что скульптура «(…) еще один вариант „Бельведерского торса“»[8]. Как пишет Либман, «День» смотрит «мрачно и недружелюбно, из-за плеча, (…) словно закрываясь от враждебного мира»[9].

Как и у остальных фигур капеллы, глаза «Дня» слепые — скульптор оставил их без зрачков[10].

Айнем приводит мнение Фридриха Кригбаума, что «День», по первоначальному замыслу, тоже должен был быть изображён с характерными атрибутами, в частности, с тиарой (диадемой) солнечных лучей

[11].

В биографическом романе Ирвинга Стоуна «Муки и радости» (1961) о скульптуре написано:

«(…) мудрого, сильного человека, который узнал все о преходящей боли и наслаждениях жизни, (…) голова была повернута над массивным плечом и предплечьем так, что мускулистый торс подчеркивал спину, которая могла поднять и выдержать на себе весь мир»[12]

Оригинальный текст (англ.)

With Day, a wise, strong man who knew every aspect of life’s passing pain and pleasure, he carved the head sweeping out over its own massive shoulder and forearm, reflecting in its muscled torso a back that had lifted and carried the weights of the world

В японском аниме-сериале «Эрго Прокси» (2006) все четыре статуи-аллегории выступают советниками правителя города Ромдо (Рим?). Скульптура «День» — персонификация Эдмунда Гуссерля, немецкого философа, основателя феноменологии, работы которого придавали вес субъективному опыту как источнику познания объективных феноменов

[13].

  1. ↑ Эрпель, 1990, с. 14.
  2. ↑ LeBrooy, 1972, с. 53.
  3. ↑ LeBrooy, 1972, с. 54.
  4. ↑ LeBrooy, 1972, с. 55 —57.
  5. ↑ LeBrooy, 1972, с. 52.
  6. ↑ Wallace, 2010, с. 33.
  7. ↑ Микеланджело. Поэзия. Письма, 1983, с. 21.
  8. ↑ Hibbard, 1985, с. 192.
  9. ↑ Либман, 1964, с. 22.
  10. ↑ Hibbard, 1985, с. 185.
  11. ↑ Einem, 1973, с. 103.
  12. Irving Stone. The Agony And The Ecstasy. — Random House, 2015. — P. 658. — 787 p. — ISBN 9781473505704.
  13. ↑ Визуальные цитаты (неопр.). ERGO PROXY SUM. Архивировано 3 октября 2012 года.
  14. Наталя Куликова. Медичи — символ эпохи Возрождения (неопр.). Архивировано 30 сентября 2012 года.
  • Вазари Д. Жизнеописания прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с.  (укр.)
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с.
  • Herbert von Einem; Ronald Taylor. Michelangelo = нем. Michelangelo (1959). — London: Methuen&Co Ltd, 1973. — 329 с.  (англ.)
  • Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4.
  • Eric Scigliano. Michelangelo’s Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с.  (англ.)
  • Paul James LeBrooy. Michelangelo models formerly in the Paul von Praun Collection. — Michigan, 1972.  (англ.)
  • Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М.: Советский художник, 1964.  (рус.)
  • John Addington Symonds. The Life of Michelangelo Buonarroti. — 1893.  (англ.)
  • William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8.  (англ.)
  • Howard Hibbard. Michelangelo. — Harper & Row, 1985. — 358 с.

Модели скульптур Микеланджело — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2013; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 марта 2013; проверки требуют 6 правок.

Предварительная работа Микеланджело над статуей начиналась с зарисовок пером общей композиции будущей скульптуры, а также отдельных её деталей. После этого мастер лепил из воска или глины небольшие эскизы — боццетто (итал. bozzetto)[б].

Считается, что более чем пятиметровая статуя Давида была высечена из мрамора по восковой модели[1], размер которой не превышал 30 см[в][2].

Бенвенуто Челлини утверждал, что, иногда Микеланджело делал модели такого же размера, как и будущая статуя[3], и он видел большие модели ризницы церкви Святого Лоренцо[4]. В письмах и записках Микеланджело утверждал, что между 1524 и мартом 1526 года он завершил для капеллы Медичи четыре большие модели скульптур Джулиано и Лоренцо II Медичи, четырёх времён суток и двух речных богов. Из крупных моделей сохранился только Речной бог (Каза Буонарроти).

На картине Питера Брейгеля-старшего «Аллегория зрения» изображены четыре модели Микеланджело — Ночь, капеллы Медичи, Умирающий раб и Утро[5], которые размещены на полке над шкафом с бюстами.

Гравюра Агостино Винециано, современника Микеланджело, изображает учащихся тогдашней скульптурной мастерской, изучающих небольшие глиняные модели статуй. Модели статуй известных скульпторов чрезвычайно ценились. Известно, что Микеланджело подарил некоторые из своих боццетто[6], хотя большинство уничтожил перед смертью[2].

Лазарев считал, что только 10 — 12 моделей могут считаться действительно аутентичными[7]. По мнению других исследователей (среди них — Шарль де Тольнай), только модели в коллекции Каза Буонарроти являются настоящими[8].

Каза Буонарроти[править | править код]

В основном коллекция музея была собрана его основателем, Микеланджело Буонарроти (младшим), который пытался найти как можно больше вещей, которые касались его дяди. Таким образом, вполне возможно, что все 19 небольших восковых и глиняных моделей в музее — работа Микеланджело[9]. В 1911 году их исследовал Эрик Маклаген (англ. Eric Maclagan), который отметил, что в то время ни одного списка этих моделей, кроме записей Генри Тода (нем. Henry Thode), не было опубликовано.

№ п/пНазваниеИзображениеСозданоМатериалРазмеры
(В х Ш х Г)
Примечания
1Обнаженный мужчина
(итал. Nudo virile I)
ок. 1501 —1503 (1504?[10])воск49 см
(19,5 дюймов)[11]
авторство Микеланджело под вопросом[9]

возможно, копия с работы Микеланджело

2Мужской торс
(итал. Torso virile I)
ок. 1513 (1534 —1536[12])терракота23 см
(9,5 дюймов)[13]
3Мужской торс ІІ
(итал. Torso virile II)
ок. 1513 (1530?[13])глина22,5 см
(8,5 дюймов)[13]
модель для скульптуры Пробуждающийся раб[13]
4Обнаженная женщина
(итал. Nudo femminile)
ок. 1513 —1532 (1525 —1530?[14])глина[14]35 см
(13,5 дюймов)[11]
сохранилась плохо[11]
5Боццетто для
«Речного бога»

(итал. Bozzetto per un
Dio fluviale)
ок. 1524 (1540?[15])воск? см х 22 см
(9 дюймов)[11]
или «Раба»[15]
6Речной бог
(итал. Dio fluviale)
ок. 1524дерево, глина, пакля? см х 180 см
(? х 70 дюймов)[13]
возможно, что статуя предназначалась для капеллы Медичи.
Считалась работой Бартоломео Амманати[16]
7Двое бойцов
(итал. Due lottatori)
ок. 1525 (1528?[12])глина41 см
(16,5 дюймов)[11]
также называется «Геркулес и Какус» или «Победа»[12]
единственная многофигурная модель, которая сохранилась доныне[17]
8Обнаженный мужчина ІІ
(итал. Nudo virile I)
ок. 1540 (1504?[11])воск54 см
(21,5 дюймов)[11]
возможно, копия работы Микеланджело (XVI в.)
9Боццетто для
«Распятия»

(итал. Bozzetto per un
crocifisso)
ок. 1562глина20,5 смАвторство Микеланджело под вопросом, хотя и признано де Тольнай в 1965 году как «поздняя работа Великого Мастера»[18]
10Святой Джером
(итал. San Girolamo)
воскМодель приписывается Микеланджело[9]

Музей Виктории и Альберта[править | править код]

Florentine artist of XVI century, nudo virile, wax, 1540 ca. 03.JPG
№ п/пНазваниеИзображениеСозданоМатериалРазмеры
(В х Ш х Г)
Примечания
1Модель для статуи
«Молодой раб»

(итал. Bozzetto per
lo Schiavo giovane)

BLW Model of a slave2.jpgок. 1516 —1519воск17,6 х 5 х 6,5 см[19]из коллекции Герардини (итал. Gherardini)
2Модель для статуи
«Ночь»

(итал. Notte)
ок. 1524терракота21,7 х 26,7 смЗначительные повреждения спины модели, отсутствует правая рука ниже локтя и правая стопа[20]
3Модель для статуи
«Утро»

(итал. Aurora)
ок. 1524терракота17,8 см х 21,8 смЗначительные повреждения спины модели, несколько отличная поза[20]
4Правая рука Христа
(итал. Pietà)
ок. 1498терракота? х 26,7 смУ Христа с скульптурной группы Пьета
рука более согнута в запястье[20]
5Правая кисть Моисея
(итал. Mosè)
ок. 1513терракота? х 19,2 смПо Генри Тоду — копия со статуи, хотя другие исследователи считают её работой Микеланджело[21]

Британский музей[править | править код]

Эти две модели были приобретены Каза Буонарроти[22].

№ п/пНазваниеИзображениеСозданоМатериалРазмеры
(В х Ш х Г)
Примечания
1Восковой эскиз для
«Речного бога»

(итал. Bozzetto per un
Dio fluviale)
ок. 1525[4]воск? см х 12 см
(? х 5 дюймов)[13]
Предварительный эскиз для Речного бога[16]
2Мужской торс
(итал. Torso virile)
ок. 1530[13]терракота29 см
(11,5 дюймов)[13]
позже был покрашен в зеленый цвет и восстановлен воском[13]

Хьюстонский музей изящных искусств[править | править код]

BLW Model of a slave2.jpg

Эта модель происходит из коллекции Перси Штрауса (англ. Percy Strauss), которую он и его жена передали музею. Сама работа была приобретена в 1938 году на аукционе «Кристис», когда была проведена распродажа коллекции фон Прауна[23].

№ п/пНазваниеИзображениеСозданоМатериалРазмеры
(В х Ш х Г)
Примечания
1Модель для статуи
«День»

(итал. Giorno)[20]
ок. 1524терракота17,8 см х 31,8 смЛицо фигуры полностью закончено, тогда как лицо Дня в капелле Медичи — незавершенное

Музей Ванкувера[править | править код]

BLW Model of a slave2.jpg

В коллекцию музея входят 17 моделей, приобретенные в 1938 году на аукционе «Кристис». Первоначально эти модели входили в коллекцию фон Прауна[20].

№ п/пНазваниеИзображениеСозданоМатериалРазмеры
(В х Ш х Г)
Примечания
1Часть спины и левое бедро лежащей фигуры
(англ. The Back Side and Left Thigh of a Reclining Figure)
ок. 1524терракота27,3 см
диагональ  — 30,7 см[24]
2Правая кисть «Утра»
(англ. The Right Hand of Dawn)
ок. 1524терракота10,8 см[25]
3Права мужская рука (правая рука «Вечера»)
(англ. A Right Male Arm (The right arm of the «Evening»))
ок. 1502терракота20,4 см[26]
4Левая рука, плечо и часть спины
(англ. A Left Arm, Shoulder and Part of the Back)
ок. 1524терракота27,3 см
диагональ  — 30,7 см[27]
возможно, тоже для Вечера
5Левая кисть «Ночи»
(англ. The Left Hand of the Night)
ок. 1524терракота7,8 см[28]
6Права согнутая нога Джулиано Медичи
(англ. The Right Bent Leg of Giuliano de’Medici)
ок. 1524терракота17,3 см[29]
7Права согнутая нога Джулиано Медичи
(англ. The Right Bent Leg of Giuliano de’Medici)
ок. 1514терракота13,5 см[30]предварительный эскиз
8Правая кисть Лоренцо II Медичи
(англ. The Right Hand of Lorenzo de’Medici)
ок. 1524терракота12,2 см[31]
9Прямая правая нога
(англ. A Straight Standing Leg)
ок. 1519терракота20,8 см[32]
10Торс юноши
(англ. A Torso of a Youth)
ок. 1489терракота11,5 см[33]
11Стройная правая нога
(англ. A Slender Right Leg)
ок. 1492терракота17,3 см[34]Правая нога Христа из Распятия церкви Санто-Спирито
12Стройная левая нога
(англ. A Slender Left Leg)
ок. 1498терракота16,8 см[35]Левая нога Христа из Ватиканской Пьеты
13Прямая левая нога
(англ. An Erect Standing Left Leg)
ок. 1513терракота18,6 см[36]Первый эскиз для левой ноги Христа с крестом
14Левая стопа и часть ноги
(англ. A Left Foot with Part of the Leg)
ок. 1513терракота7,8 см[36]Генри Тод считал, что эта стопа является частью предыдущей модели
15Стиснутая права кисть
(англ. A Clasping Right Hand)
терракота10,7 см[37]Является частью потерянной модели из коллекции фон Прауна
16Правое бедро, колено и часть тела мужчины
(англ. A Right Thigh, Knee and Part of a Male Body)
терракота23,5 см[38]
17Мужской торс
(англ. A Torso of a Male)
ок. 1492терракота20,4 см[39]
б. ^ Лепка боццетто (как этюда или эскиза) или моделло может использоваться как подготовительный этап в создании скульптуры из твердого материала[40]
в. ^ 12 дюймов. Считается, что эта модель — Обнаженный мужчина, который хранится в Каза Буонарроти
  1. ↑ Вазари, с. 311
  2. 1 2 History of the Models (неопр.). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 7 октября 2012 года.
  3. ↑ Бенвенуто Челлини, Трактат о скульптуре, 1568
  4. 1 2 LeBrooy, p. 103
  5. ↑ LeBrooy, p. 107
  6. ↑ Models Michelangelo gave away (неопр.). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 7 октября 2012 года.
  7. Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников, с. 12
  8. Paul LeBrooy. Michelangelo Models (неопр.) 124-127. Vancouver, Canda: Creelman & Drummond (1972). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 7 октября 2012 года.
  9. 1 2 3 LeBrooy, p. 147
  10. ↑ LeBrooy, p. 117
  11. 1 2 3 4 5 6 7 LeBrooy, p. 143
  12. 1 2 3 LeBrooy, p. 22
  13. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 LeBrooy, p. 144
  14. 1 2 LeBrooy, p. 19
  15. 1 2 LeBrooy, p. 13
  16. 1 2 LeBrooy, p. 102
  17. Gregory Gilbert. The Michelangelo Bozzetti: «Due Lottatori» (неопр.). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 7 октября 2012 года.
  18. ↑ LeBrooy, p. 146
  19. ↑ Model: A Slave (неопр.). Victoria and Albert Museum. Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 7 октября 2012 года.
  20. 1 2 3 4 5 LeBrooy, p. 35
  21. ↑ LeBrooy, p. 90
  22. ↑ LeBrooy, p. 131
  23. ↑ LeBrooy, p. 126
  24. ↑ LeBrooy, p. 76
  25. ↑ LeBrooy, p. 42
  26. ↑ LeBrooy, p. 45
  27. ↑ LeBrooy, p. 50
  28. ↑ LeBrooy, p. 68
  29. ↑ LeBrooy, p. 69
  30. ↑ LeBrooy, p. 70
  31. ↑ LeBrooy, p. 72
  32. ↑ LeBrooy, p. 94
  33. ↑ LeBrooy, p. 97
  34. ↑ LeBrooy, p. 100
  35. ↑ LeBrooy, p. 104
  36. 1 2 LeBrooy, p. 105
  37. ↑ LeBrooy, p. 111
  38. ↑ LeBrooy, p. 113
  39. ↑ LeBrooy, p. 115
  40. ↑ Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: Т. V: Л — М. — СПб.: Азбука-классика, 2006 . — 768 с.
  • Брион Марсель. Микеланджело / Пер. с фр. Г. Г. Карпинского = фр. Michel-Ange. — М.: Молодая гвардия, 2002. — ISBN 5-235-02487-7.
  • Вазари Д. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих = итал. Le Vite de’piu eccelenti Pittori, Scultori e Architetti. — К.: Искусство, 1970. — С. 296 —429, 497 —507. — 520 с.  (укр.)
  • Роллан Р. Жизнь Микеланджело // Жизни великих людей: Пер. с франц. В. Курелла = фр. Vie de Michel-Ange. — М.: Известия, 1992. — С. 71 —197. — ISBN 5-206-00351-4.
  • Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников / сост. В. Н. Гращенков. — М.: Искусство, 1983. — 451 с.  (рус.)
  • Эрпель Фриц. Микеланджело / Пер. с нем. Сергея Данильченко. — Берлин: Хеншель, 1990. — 72 с. — ISBN 3-362-00044-4.
  • R. J. Knecht. Francis I. — Cambridge University Press, 1984.  (англ.)
  • Либман М. Я. Микеланджело Буонарроти. — М., 1964.
  • Eric Scigliano. Michelangelo’s Mountain: The Quest For Perfection In The Marble Quarries Of Carrara. — Simon and Schuster, 2005. — 352 с.  (англ.)
  • John Addington Symonds. The Life of Michelangelo Buonarroti. — 1893.  (англ.)
  • William Wallace. The Treasures of Michelangelo. — Andre Deutsch, 2010. — ISBN 978-0-233-00253-8.  (англ.)

Рахиль (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

                      Чтоб всякий ведал, как я названа,
                      Я — Лия, и, прекрасными руками
                      Плетя венок, я здесь брожу одна.

                      Для зеркала я уберусь цветами;
                      Сестра моя Рахиль с его стекла
                      Не сводит глаз и недвижима днями.

                      Ей красота её очей мила,
                      Как мне — сплетенный мной убор цветочный;
                      Ей любо созерцанье, мне — дела

Рахиль (итал. Rachele) — мраморная скульптура Рахили, второй жены Иакова, младшей сестры Лии, созданная Микеланджело для гробницы папы Юлия II около 1542 г. «Рахиль» размещена в нише справа от «Моисея».

По Уильяму Уоллесу, Рахиль «стремится к небу»[1]. Лицо её обращено вверх, а руки молитвенно сложены. Левое колено опирается на ступеньку. Тело Рахили изогнуто S-образно, как и у Умирающего раба, который первоначально предназначался для гробницы. Эрик Шильяно отмечает, что Рахиль «… столь же забылась в своем экстазе, как и Умирающий раб, которого она заменила…»[2].

В Библии сестры Рахиль и Лия противопоставляются друг другу, что дает возможность расценивать их как аллегорические фигуры:

«Лия была слаба глазами, а Рахиль была красива станом и красива лицем Быт. 29:17»

Рахиль символизирует собой «жизнь созерцательную» (лат. Vita contemplativa)[3][4], поскольку именно так её изобразил Данте. Прототипами Рахили и её старшей сестры Лии, очевидно, являются «активный» Джулиано и «созерцательный» Лоренцо Медичи[2].

» Умирающий раб, скульптура Микеланджело

По Вазари, статую сделал сам Микеланджело, менее чем за год[5]. Фриц Эрпель[4] и Уильям Уоллес[1] тоже не сомневались в авторстве Микеланджело. Тем не менее, нетипичность скульптуры — полностью одетая женская фигура, изящная, спокойная, возвышенная — оставляют место для сомнений в бесспорном авторстве скульптора. По мнению Виктора Лазарева, большинство фигур гробницы папы Юлия II (среди них — и «Рахиль») полностью выполнены или завершены не самым Микеланджело, а его учениками[а][6].

а. ^ Рафаэлло да Монтелупо, Томмазо ди Пьетро Босколи и другими
  1. 1 2 William E. Wallace. The Treasures of Michelangelo, p. 46
  2. 1 2 Eric Scigliano, Michelangelo’s Mountain, p. 294
  3. ↑ Рахиль — «Жизнь Созерцательная» (1545) (неопр.). Дата обращения 3 июля 2012. Архивировано 8 октября 2012 года.
  4. 1 2 Эрпель Фриц, Микеланджело, с. 15
  5. Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников, 1983, c. 146
  6. Микеланджело. Поэзия. Письма. Суждения современников, 1983, c. 24

Епифания (рисунок Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Епифания» (итал. Epifania) — единственный дошедший до нашего времени полномасштабный рисунок Микеланджело Буонарроти. Представляет собой единое бумажное полотно, склеенное из 26 листов бумаги общей высотой 232 см и шириной 165 см с изображением Святого Семейства; находится в Британском музее. Рисунок был выполнен Микеланджело в возрасте 75-77 лет и многократно переделывался. Подлинность рисунка не вызывает сомнения, поскольку он был инвентаризирован чиновниками Ватикана в доме Микеланджело почти сразу же после смерти мастера. Они отразили картон в своей описи, дав ему название «Епифания», которое на сегодня отвергается искусствоведами и специалистами самого Британского музея. Рисунок Микеланджело постоянно экспонирован в зале номер 90 Британского музея. В табличке около него говорится, что Микеланджело тщательно работал над рисунком и вносил в него многочисленные изменения, а также что картон был «ошибочно назван “Епифания” (Поклонение Трех царей-волхвов новорожденному Христу). Предмет произведения остается мистическим…». На переднем плане мы видим плотную фигуру девы Марии, в ногах ее полулежит младенец Христос, слева от которого стоит ребенок Иоанн Креститель, а чуть поодаль виден, вероятно, Иосиф Обручник, которого она левой рукой как бы отталкивает или не дает приблизиться к себе. Справа от Марии изображен некий пока неидентифицированный мужчина, с которым она находится в споре. На заднем плане просматриваются фигуры других людей. Правая грудь Марии обнажена, как будто она только что покормила своего сына. Последняя деталь напоминает фигуру «Манчестерской Мадонны», написанной Микеланджело в 1497 году. Рисунок проникнут усложнённым и не всегда понятным символизмом. Загадочность композиции связана с сутью конфликта, явно существующего между ее персонажами. У данной композиции отсутствуют сколько-нибудь близкие аналоги во всем искусстве Возрождения. Асканио Кондиви — ученик и биограф Микеланджело пытался использовать композицию рисунка для своей, так и оставшейся незаконченной, картины. В 19-ом столетии шотландский коллекционер Малколм Поталлоч приобрел рисунок всего за 11 фунтов стерлингов, а после его смерти в 1893 году сын коллекционера подарил картон Британскому музею.[1]

  • П.Д. Баренбойм. Мария в искусстве Микеланджело: Мадонна Британского Музея. — М.: ЛУМ, 2018, 60 с. ISBN 978-5-906072-30-6
  • P. Barenboim (with Arthur Heath), Michelangelo’s Moment: The British Museum Madonna (LOOM, Moscow, 2018)
  • J.A. Gere and N. Turner, Drawings by Michelangelo in the British Museum, exhibition catalogue (London, The British Museum Press, 1975)
  • M. Hirst, Michelangelo and His Drawings (New Haven and London: Yale University Press, 1988)
  • M. Royalton-Kisch, H. Chapman and S. Coppel, Old Master Drawings from the Museum, exhibition catalogue (London, The British Museum Press, 1996)
  • J. Wilde, Italian drawings in the Department of Prints and Drawings, 2 (London, The British Museum Press, 1953)

Дух победы (Микеланджело) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Дух победы (итал. Genio della Vittoria; также — Победа, Победитель) — статуя Микеланджело, созданная в период между 1532—1534 гг. Эта скульптурная группа изображает молодого и высокого юношу, возвышающегося над стариком. Левое колено юноши упирается в побежденного, а правая рука — словно поднимается для удара. Статуя отмечается необычными пропорциями — голова юноши невелика, что ещё больше подчеркивает длину его тела, особенно если смотреть на неё снизу вверх[1].

Возможно, что первоначально эта скульптурная группа предназначалась для Гробницы папы Юлия II[2], однако она оставалась во флорентийской мастерской Микеланджело до самой его смерти. Даниэле да Вольтерра хотел установить её на могиле художника[3].

Однозначно также неизвестно, является ли статуя завершенной, или относится к технике «non finito»[1].

Ромен Роллан о внутреннем содержании статуи написал так:

«(…) победитель не смотрит на него, победитель медлит; он в нерешительности отворачивается, у него скорбный рот и смущенный взгляд. Поднявшаяся было рука опустилась к плечу. Он откинулся назад, он более не хочет победы, он её презирает. Он победил. Он побежден. Этот образ героического Сомнения, эта победа со сломанными крыльями (…)
это сам Микеланджело, символ всей его жизни.[3]
»

Уильям Уоллес также отмечает, что исследователи до сих пор не могут определиться, под каким ракурсом следует рассматривать эту статую[1]. Такая же особенность — отсутствие единого ракурса — есть и у его глиняной модели Двое бойцов, или Геркулес и Какус[4].

  1. 1 2 3 William E. Wallace. The Treasures of Michelangelo, p. 38 —39
  2. ↑ Эрпель Фриц, Микеланджело, с. 14
  3. 1 2 Р. Роллан, Жизнь Микеланджело, с. 73
  4. ↑ Scigliano, 2005, с. 114.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *