Архитектура михайловский дворец – Михайловский дворец, Санкт-Петербург. Сайт, история, цены, адрес, на карте, отели рядом, как добраться на Туристер.Ру

Михайловский дворец — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Миха́йловский дворец — бывший великокняжеский дворец на площади Искусств в центре Санкт-Петербурга, памятник архитектуры высокого классицизма.

В здании находится Государственный Русский музей.

В основном идея постройки новой резиденции для князя Михаила Павловича принадлежала его отцу, императору Павлу I. В 1798 году император приказал откладывать деньги для постройки дворца своему младшему сыну Михаилу. Павлу I не пришлось увидеть воплощение своей идеи, так как в результате дворцового переворота он погиб. Несмотря на это, приказ императора был выполнен. Когда Михаилу исполнился 21 год, император Александр I решил начать строительство дворца.

Архитектором строящегося Михайловского дворца был Карл Росси. Над проектом дворца архитектор начал работать с 1817 года, когда хотели устроить новую резиденцию великого князя на месте дворца Воронцова, а затем — на месте дома Чернышёва (там впоследствии был построен Мариинский дворец)

[1]. После решения о начале строительства дворца на этом пустыре, архитектор начал создавать проект не просто перестройки существующих зданий, а нового городского архитектурного ансамбля. Здесь зодчим был спланирован не только дворец, но также площадь перед ним и две новые улицы (Инженерная и Михайловская).

В начале апреля 1819 года была создана «Комиссия для построения дворца великому князю Михаилу Павловичу». Торжественная закладка здания состоялась 14 июля, а само строительство началось 26 июля. Со стороны Марсова поля появился сад при дворце — также Михайловский. 30 августа (11 сентября) 1825 года дворец был освящён[2].

В 1895 году внуки Михаила Павловича продали дворец в казну. 13 (25) апреля 1895 года Именным Высочайшим Указом императора Николая II здесь был учреждён Русский музей императора Александра III.

  • Пилявский В. И. Зодчий Росси. — М.Л.: ГИАиГ, 1951.

Михайловский дворец — Архитектурный стиль — LiveJournal

Михайловский дворец — бывший великокняжеский дворец на площади Искусств в центре Санкт-Петербурга, памятник архитектуры высокого классицизма.


Фасад со стороны Михайловского сада

По проекту будущего Михайловского дворца, который  император  Александр I намеревался построить для своего младшего брата Михаила, привлеченный императором знаменитый зодчий Росси «спланировал» проложить от Невского проспекта улицу с видом на дворец.  В 1817 году работы над проектом начались.

Михайловский дворец. Акварель К. П. Беггрова. 1832.Так выглядел Михайловский дворец в XIX веке.

Михайловская улица была проложена в 1819—1825 годах. С  Михайловской улицы  открывается прекрасный вид на дворец, со стороны Невского проспекта, правда в наше время этому мешают деревья и транспорт. 

Площадь Искусств. Михайловский сквер. Памятник А.С. Пушкину. Вид на Михайовский дворец.
Памятник А. С. Пушкину работы скульптора М. К. Аникушина и архитектора В. А. Петрова установлен в 1957 году.

Роскошная дворцовая ограда выполнена по рисункам Росси.

Чугунная решетка состоит из воинственных пик с позолоченными наконечниками, а венчают изображения двуглавого орла, мечей и знамён.

.

Зодчий задумал дворец как большую русскую усадьбу, где есть главный корпус и два флигеля по бокам

Дворец украшает портик из восьми высоких колонн, вознесённый над аркадой цокольного этажа.

Боковые полуколонны ритмично отделяют друг от друга широкие закругленные сверху окна. Полуколонны на самом здании являются зрительным продолжением портика.

По бокам к основному строению примыкают симметричные флигели.

Восточный флигель

Усадебный комплекс дворца сооружен в 1819-1825 гг.  Всю зиму велась подготовка. Велик фронт работ — высота дворца 25 метров, в  длину он протянулся на 105, нужны до тысячи землекопов, каменщиков и плотников.

Закладка Михайловского дворца состоялась  16 июля 1819 года. Это был знаменательный день и для зодчего Росси – он   приступал к настоящему строительству- впервые он не должен вписывать свои идеи в чьи-то до него возведенные фундаменты или стены. Он начинает с чистого листа на свободном пространстве, предназначенном только для нового дворца.

Подходящим местом для постройки оказался пустырь, находившийся почти в самом центре столицы. Значительная территория, предназначенная для застройки, позволяла великому архитектору проявить всю мощь своего таланта.

Строительство началось через 10 дней после закладки и велось в дальнейшем до 1825 года строго в теплое время — весна-лето и ранняя осень — чтобы постройка получилась более крепкой и надёжной.

К середине следующего лета главный остов здания уже поднялся ввысь.

Западный флигель

Портик дворца  сверху увенчан треугольным фронтоном с барельефами.  Фриз дворца украшают также сорок четыре барельефа работы выдающегося скульптора Демут-Малиновского.

Цокольный этаж служит массивным основанием для лёгкого и щедро украшенного парадного верхнего этажа. По бокам главного входа  на гранитную лестницу архитектор ставит львов,  символизирующих силу и храбрость.

Скульптурные изображения львов, играющих с мячами.

История этих скульптур необычна. Статую такого льва нашли еще в XVI веке при раскопках Рима. Когда  в конце XVIII столетия еще при Елизавете Петровне в России возникла Академия художеств,  вместе с другими слепками прославленных скульптур в Петербург были доставлены и гипсовые копии этих знаменитых львов. По заказу Росси  мастер Антон Фомин отлил в 1722 году таких же львов для лестницы Елагина дворца,  а через два года и для Михайловского.

Над  семью арками главного входа также головы львов, высеченные  из камня и над всеми окнами первого этажа

Великому князю Михаилу Павловичу  предстоит и военная карьера. Именно в этом 1819 году, достигнув совершеннолетия он вступил в должность по руководству русской  артиллерией


Садовый фасад, обращённый в противоположную сторону, выглядит более скромно, но не менее торжественно. Он выполнен в виде широко развёрнутой гигантской двенадцатиколонной лоджии, приподнятой над высокой аркадой.

А на самом верху здания, надо всем его великолепием — скульптурная композиция с фамильными вензелями и символами царской власти.

После смерти князя Михаила Павловича дворцом владела княгиня Елена Павловна, в салоне которой бывали многие выдающиеся деятели русской культуры. Позже Михайловский дворец опустел и начал медленно разрушаться. Но в 1895 году дворец был куплен в казну для устройства в нем Русского музея.

Для этого начали перестраивать и упрощать интерьеры дворца (архитектор В.Ф. Свиньин). Наконец, в 1898 году в помещениях Михайловского дворца открылся Русский музей императора Александра III. Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало от бомбежек, но было восстановлено в первые послевоенные годы.

9 марта 2018 года, перед фасадом Михайловского дворца открыт памятный знак, посвященный 120-летию Русского музея. На бронзовом медальоне профили императоров Александра III и Николая II, а также сам именной высочайший указ об учреждении музея. Точно такие же гранитные камни использовались при строительстве Михайловского дворца.
Автор памятника — скульптор Илья Вячеславович Дюков.

Немного о Михайловском саде.

В 1817 году под руководством Карла Росси началась и перепланировкой всего сада. Строительство дворца закончилось к 1825 году, и именно тогда сад получил свое новое имя – Михайловский сад.

Павильон-пристань, спроектированный Росси.

Великий князь Михаил Павлович

28 января1798 года  родился Михаил Павлович Романов (в Санкт-Петербурге), великий князь. Он – четвертый сын Павла I и Марии Федоровны, младший брат императоров Александра I и Николая I.

Михаил Павлович был всеобщим любимцем в императорской семье. Он был очень сильно привязан к старшему брату Николаю, и с годами их сплотила крепкая дружба. Столь же добрые отношения Михаил поддерживал и с другим братом Константином, недаром именно он был «связующим звеном» между Варшавой и Санкт-Петербургом в непростые дни 1825 года.

Великий Князь Михаил Павлович был человек серьезный, строгий, гроза всех военных, хотя в душе был добрый и великодушный. Как военный проявил себя исполнительным и опытным генералом, участвуя в антинаполеоновских компаниях 1814-15 гг., хотя в то время ему было всего шестнадцать лет.

25 ноября 1820 года Михаил Павлович основал Артиллерийское училище в Санкт-Петербурге. По его предложению в Царском Селе организовали Офицерскую школу для подготовки инструкторов по стрелковому делу для армейских и гвардейских частей.
Великий Князь Михаил Павлович внес значительный вклад в развитие военного, а особенно артиллерийского дела в России. Но в государственных делах он не играл серьёзной роли, предпочитая пассивное самоустранение и роль первого слуги своего царственного брата.

Михайловский дворец (архитектор — Карл Росси): описание, история создания

Санкт-Петербург известен во всем мире своими великолепными многочисленными архитектурными строениями. Туристы со всех уголков земного шара приезжают полюбоваться интересными местами города и его достопримечательностями. Одним из шедевров строительства в городе является Михайловский дворец, имеющий интересное прошлое и неразрывно связанный с именем его архитектора Росси.

Начало строительства

История создания Михайловского дворца интересна и охватывает не одно десятилетие.

Павел I издал указ о скором возведении резиденции для недавно родившегося сына Михаила и накоплении для этого денег. Правитель даже набросал некоторое количество рисунков будущего дворца. Однако идея не реализовалась при жизни правителя, поскольку его убили заговорщики.

Указ императора все же был осуществлен позднее его старшим наследником — Александром I. Главным архитектором дворца выбрали уже знаменитого тогда Карла Росси, приступившего к двухлетнему проектированию в 1817 году.

михайловский дворец архитектор

Первоначально здание планировали построить на месте Воронцовского дворца, затем на участке графа Чернышева. Александр I не одобрил план перестройки строений, так как это влекло слишком большие расходы и не имело царского размаха. Монарх предложил под застройку другой обширный участок, где архитектор Росси и возвел превосходной красоты и размаха архитектурный ансамбль. Сюда вошли великолепный дворец с площадью, пара корпусов по бокам, пара улиц. Кроме того, неподалеку разбили сад. Фундамент дворца был заложен летом 1819 года. Постройка осуществлялась в теплый период, чтобы обеспечить стойкость зданий.

Окончание работ

Архитектор Михайловского дворца занимался его планировкой и возведением. Радикальные задумки и перепланировка сделали возможным соединение комплекса с наиважнейшей магистралью Петербурга — Невским проспектом. Таким образом, на парадную часть здания открывался впечатляющий вид с центральной дороги города.

В своих чертежах создатель Михайловского дворца тщательно продумывал все до мелочей: от узора на полу до распланировки сада. Известнейшие талантливые художники и ваятели участвовали в творении многообразных элементов декора: С. Пименов, Ф. Брюллов, Б. Медичи, В. Захаров и другие.

карл росси

Масштабные работы окончились в 1825 году. Затраты в денежном эквиваленте насчитывали более семи миллионов. Михаил I вместе с женой вскоре поселились во вновь возведенном дворце.

Загадочный Росси

Жизнь главного архитектора Михайловского дворца, одаренного Росси, полна загадок и противоречий. Существует несколько версий о месте рождения и происхождении гениального мастера. Наиболее признанным является предположение, что Карло ди Джованнни Росси появился на свет в Неаполе в 1775 году. Его отец имел дворянское происхождение, а мать была известной балериной, которой вместе с отчимом мальчика, Шарлем де Пиком, предложили работу в столице Российской империи.

Согласно другой версии, местом рождения будущего талантливого архитектора был Петербург. Однако все единодушны во мнении, что Карл Росси с детских лет находился в культурной среде и проникся чувством прекрасного. В России итальянское имя мальчика было переделано на русский вариант — Карл Иванович. Тогда он не знал русского языка, но вскоре преуспел в его изучении.

Семья Росси была очень уважаемой, поскольку вносила большой вклад в культурную жизнь столицы. Шарль де Пик удостоился чести давать уроки танцев детям самого императора.

Карьера и творения великого архитектора

Началу карьеры Карла помог тот факт, что другом семьи стал известный архитектор Винченцо Бренна, ставший впоследствии учителем мальчика. Талант Карла проявился уже тогда. Также свою роль сыграл судьбоносный случай. Однажды Бренн повредил руку и не смог заниматься эскизами Инженерного замка, поэтому пригласил себе в помощники своего ученика.

Михайловский дворец в СПб

Однако, даже имея гениальные способности и блестящую карьеру, Карл Иванович Росси почил в старости в нужде. От двух жен у него остались десять детей, вся ответственность за которых, в том числе и материальная, была возложена на престарелого Росси до конца его дней. Умер же он от холеры в 1849 году, заразившись от рабочих.

Карла Росси почитают одним из самых талантливейших архитекторов из Италии, привнесшим в мир роскошные шедевры строительства. Результаты дарований мастера представлены многочисленными строениями и архитектурными комплексами в Петербурге и близ него. Среди выдающихся работ можно упомянуть Михайловский замок, Елагин дворец, Александринский театр, здание Главного Штаба и триумфальная арка на Дворцовой площади. За постройку комплекса Михайловского дворца со всей его инфраструктурой Росси даровали орден Святого Владимира 3-й степени и участок под дом за счет государства.

Внешний вид

Прекрасным образцом зодчества является Михайловский дворец, архитектурный стиль которого — ампир, или высокий классицизм. Британскому ученому Гренвилю здание показалось самым великолепным архитектурным творением.

Архитектурный стиль Михайловского дворца

В 21-м веке неизменными сохранились лишь фасад и западный флигель. Увидеть результаты труда архитектора Михайловского дворца сейчас возможно лишь в двух подлинниках классического искусства – убранстве Белого зала и главного вестибюля.

Фриз дворца декорирован 44 скульптурными объемными изображениями, исполненными известным скульптором Демут-Малиновским. Внутрь дворца попадают по шикарной просторной лестнице, которую облагораживают каменные скульптуры львов. Боковые ризалиты украшены высокими венецианскими окнами.

Впереди лицевой стороны здания находился уютный парадный садик. Другая сторона дворца, выходящая окнами на Михайловский сад, была также пышно украшена. Ее средней части придает красоту величественная лоджия-колоннада. Здание было отделено от площади металлической массивной оградой в виде копий с позолоченными наконечниками.

Михайловский дворец вскоре после постройки прославился в различных странах Европы. Например, английскому монарху по его просьбе был подарен макет дворца.

Внутреннее убранство

Внутренняя отделка дворца, как и внешний вид, удивляет своей грандиозностью. Гениальным Росси все было продумано до мелочей и выполнено совместно с талантливейшими специалистами. Все элементы декора строения, придуманные архитектором Михайловского дворца, пребывали в гармонии. Это декорация стен и потолков, обои, резная мебель, атласные подушки, элегантные люстры.

михайловский дворец описание

Орнаментные паркеты были сделаны из разнообразных ценных пород дерева. Элементы живописи, отдельные части парадной лестницы и мебель, сделанная по рисункам Росси, дошли до нашего времени. Можно прочитать множество восхищенных описаний Михайловского дворца в сохранившихся письменных свидетельствах позапрошлого столетия.

Интерьеры

В 21-м веке неизменными остались убранство вестибюля, главной лестницы и Белого зала. Весьма впечатляет дошедший до нас сквозь века потрясающий вестибюль своей обширной аркой при входе, торжественной парадной лестницей, богато украшенным росписью плафоном, прекрасно исполненными барельефами на стенах. Примечательно, что Росси четко спланировал все помещения, сконцентрировав их около главной внутренней лестницы.

Нижний этаж дворца вмещал личные покои правителя, включавшие 6 помещений. Среди них был Арсенал с оружием, включая боевые пушки, сыгравшие не последнюю роль в подавлении восстания декабристов. Также присутствовали комнаты для должностных лиц, гостей, слуг и кухни.

Второй этаж вмещал различные парадные помещения для приемов и балов и библиотеку. Особенно здесь выделялся своим великолепием Белый зал. Внутреннее убранство обошлось дороже, чем постройка самого дворца.

Белый зал

Жемчужиной Михайловского дворца в СПб можно назвать шикарный Белый зал. В течение столетий он изумлял и восхищал посетителей. Этот зал считался совершенным, а многократно уменьшенная копия этой комнаты была подарена английскому монарху по его просьбе.

создатель Михайловского дворца

Великолепный зал славился в качестве музыкального салона Петербурга при княгине Елене Павловне. Белый зал представляет собой феноменальный по мастерству и великолепию интерьер, где остались неизменными авторский декор и мебель, сделанная по рисункам самого Росси.

Период расцвета

Летом 1825 года Михайловский дворец был торжественно освящен, и монархи туда заселились. При Михаиле Павловиче дворец стал ядром социальной жизни русского дворянства. Хозяин дворца каждый день принимал здесь гражданских и военных лиц. Иностранные граждане, которым посчастливилось там побывать, были восхищены великолепием танцев и музыкального сопровождения, декора, угощений и численностью гостей.

В середине 19-го века жизнь монарха закончилась, и резиденцию унаследовала его жена Елена Павловна, продолжавшая вести светские приёмы. Михайловский дворец превратился в культурный центр, куда приходили видные активисты культуры. Среди посетителей были Пушкин, Айвазовский, Брюллов и многие другие известные лица. Именно тогда А. Рубинштейн создал Русское музыкальное общество, а потом и первую в России Консерваторию.

Период упадка

Позже, с целью покрытия затрат, главные комнаты стали арендовать для проведения различных мероприятий. Княгиня Елена оставила резиденцию своей дочери Екатерине Михайловне. Она, в свою очередь, составила завещание о его переходе дворца своим потомкам, которые, однако, становились германскими подданными. Александр III посчитал эту ситуацию несуразной и принял решение выкупить дворец за счёт государства. Однако это осуществить ему не удалось. Это мероприятие пришлось осуществить его сыну Николаю II за пять лет до окончания столетия. Предыдущим собственникам позволили оставить себе некоторые вещи. После этого дворец оказался на грани разорения.

Русский музей

Совершив по велению императора выкуп дворца, министр финансов С. Витте подал идею об устройстве здесь Императорского музея русского искусства. Николаю Александровичу эта мысль пришлась по душе, и в 1895 году он издал указ о превращении всей инфраструктуры бывшей императорской резиденции в Русский музей.

 Михайловский дворец часы работы

Все, кроме главной лестницы и Белого зала, было переделано архитектором В. Свиньиным. К счастью, внешний облик остался неизменным со времен самого создателя этого чуда.

Русский музей открылся для посетителей в 1898 году. Поскольку коллекция картин сильно выросла, для их размещения потребовались еще помещения. Поэтому в 10-х годах двадцатого столетия архитектор Бенуа спроектировал новый корпус, выходящий одной из сторон на канал Грибоедова. Постройку пришлось довершить после Первой мировой войны. Здание достроили и назвали в честь его архитектора — корпус Бенуа.

В период Великой Отечественной войны Михайловский дворец был испорчен в ходе обстрелов. Во время блокады осажденные жители старались всеми силами сохранить музейные сокровища.

Сейчас великолепный Михайловский дворец – это основное строение комплекса Русского Государственного музея, славящийся своей роскошью и гармонией. В музее собрано множество выдающихся творений именитых художников и скульпторов. Среди работ есть произведения великих отечественных живописцев: Андрея Рублева, Карла Брюллова, Ильи Репина, Ивана Шишкина, Михаила Врубеля, Марка Шагала и многих других.

В музее проводятся различные интереснейшие выставки, лекции и другие мероприятия, собирающие множество людей.

Адрес и режим работы

В наши дни каждый житель Петербурга знает, где находится Михайловский дворец, так как ныне в нем расположен знаменитый Русский музей. Он расположен на площади Искусств, Инженерная ул., 4. До дворца можно прогуляться от станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект».

Часы работы Михайловского дворца — с 10:00 до 18:00 ежедневно, кроме вторника.

Михайловский дворец | Архитектура Санкт-Петербурга1

Адрес: пл. Искусств

Михайловский дворец с его боковыми флигелями и садом занимает обширную территорию между Мойкой и площадью Искусств, Садовой улицей и каналом Грибоедова. В ансамбле сооружений, оформляющих площадь Искусств, здание Русского музея играет роль архитектурной доминанты.

Дворец строился для в. кн. Михаила Павловича — младшего сына Павла I (отсюда его название — Михайловский). Строительство началось 26 июля 1819 года по проекту и под непосредственным руководством архитектора Карло Росси на месте оранжерей Михайловского замка. К сентябрю 1825 года строительство дворца было закончено, за исключением некоторых работ по саду.

В композиции дворца нашла свое применение традиционная для русского классицизма усадебная схема.

Главный дворцовый корпус расположен в глубине парадного двора. Боковые флигеля поставлены симметрично по его сторонам и связаны между собой высокой чугунной оградой с тремя воротами. По оси входа во двороц расположены центральные ворота с четырехгранными пилонами, увенчанными арматурой.

Фасад главного корпуса обработан в центральной части портиком из восьми коринфских колонн, поднятых на аркаду первого этажа. Боковые крылья оформлены трехчетвертными коринфскими колоннами и великолепным скульптурным фризом, состоящим из 44 барельефов работы скульптора В. И. Демут-Малиновского. Не менее богато отделан садовый фасад с грандиозной лоджией-колоннадой. Скульптурные детали фасадов выполнены С. С. Пименовым и В. И. Демут-Малиновским. Эти же скульпторы участвовали в работах по внутренней отделке, наряду с живописцами Д. и П. Скотти, А. Виги, Б. Медичи, Ф. Брюлло, лепными мастерами Н. и С. Саегиными, И. Дылевым, резчиками В. Захаровым и В. Бобковым, паркетчиками С. Тарасовым и М. Знаменским и др.



В 1894 году ставший при новых владельцах доходным домом, Михайловский дворец стал разрушаться. В 1895 году он был приобретен в казну для устройства в нем Русского музея. При Кабинете была создана специальная комиссия по наблюдению за приспособлением здания под музей, в которую вошел академик архитектуры Л. Н. Бенуа.

В 1896–1897 годах Михайловский дворец был приспособлен для размещения в нем коллекций вновь созданного Музея русского искусства. Работы по перестройке вел архитектор В. Ф. Свиньин. Лишь часть интерьеров дворца сохранила свое первоначальное оформление.

В результате перестройки овальная форма фонаря в вестибюле изменена на прямоугольную. Были уничтожены наиболее парадные залы — большая столовая и танцевальный зал, отбиты пилястры и колонны из искусственного голубого и белого мрамора, разрушены своды с живописью Скотти и Медичи, беломраморные стены с живописью Виги. От отделки Росси почти ничего не осталось.



Большую художественную ценность представляют парадный вестибюль музея, Белоколонный зал и ряд других залов в первом и втором этажах.

Наиболее интересны по замыслу и характеру оформления вестибюль и парадная лестница дворца. Во втором этаже лестницу с четырех сторон опоясывает галерея, украшенная колоннами с коринфскими капителями, оригинальными по рисунку.

В промежутках между пилястрами, на уровне капителей, размещены скульптурные панно. Они образуют широкий фриз, завершающий плоскость стен. Впечатление пышности и великолепия интерьера парадной лестницы ещё усиливает роспись плафона и сводов над галереями, отличающаяся богатством и сложностью композиции.

Прямоугольный в плане Белоколонный зал разделен на три части колоннами, несущими гладкий архитрав и карниз с модульонами. В этом зале сохранились полихромная роспись и исполненные по рисункам Росси десюдепорты и мебель, в частности замечательные деревянные резные торшеры, люстры, диваны и пр.



В годы Великой Отечественной войны зданию Русского музея был нанесен значительный ущерб в результате варварских обстрелов города. После реставрационных работ, закончившихся в 1946 году, музей был вновь открыт для обозрения. В его стенах сосредоточены бесценные художественные сокровища — памятники древнерусской живописи, произведения живописцев и скульпторов XVIII–XX веков и коллекции предметов прикладного искусства, привлекающие широкие массы экскурсантов.

история создания, архитектурный стиль, имя автора дворца

Многие города России славятся своими великолепными памятниками архитектуры, известными всему миру. Одним из таких является Михайловский дворец в Санкт-Петербурге. Чтобы на него посмотреть, туристы съезжаются со всех уголков земного шара. У этого шедевра любопытное прошлое, тесно связанное с его создателем Карлом Росси.

Михайловский дворец в санкт петербурге

Михайловский дворец в санкт петербурге

История создания

Дворец был по достоинству оценен еще современниками. В 1825 году полюбоваться этим прекрасным сооружением приезжал граф Джордж Гренвиль — британский политик и ученый. Тогда архитектурное строение было признано самым лучшим в Европе.

Начало возведения

Хронология возведения Михайловского дворца довольно занимательна и охватывает несколько десятилетий. Началом послужил указ Павла I о незамедлительном строительстве резиденции для его новорожденного сына, появившегося на свет в 1798 году, а также накоплении для этой цели денежных средств. По замыслу императора этот проект должен был отодвинуть на второй план замки европейских правителей, подчеркнув своей роскошью статус и величие России.

Михайловский дворец

Михайловский дворец

Павел собственноручно сделал некоторое количество эскизов будущего сооружения. Однако достроить замок ему не удалось, поскольку был убит заговорщиками. Осуществил указ немного позднее его старший сын Александр I. Главным архитектором объекта выбрали Карла Росси, который в то время был уже достаточно знаменит. В 1817 году он приступил к проектированию, длившемуся два года.

Вначале под строительств

История

Михайловский замок — крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII в.. Он возведен на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны (арх. Ф.-Б. Растрелли, 1740-е гг.), разобранного по приказу императора Павла I сразу после смерти его матери — Екатерины II. Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу Петровичу. Работа над проектом его будущей резиденции началась в 1784 г. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, великий князь обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 г. К работе над проектом на разных его этапах привлекались архитекторы А.-Ф.-Г.Виолье, В. Бренна, В. И. Баженов. Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина.

Осуществить замысел постройки сын Екатерины II смог только после своего восшествия на престол в ноябре 1796 г. 28 февраля 1797 г. состоялась церемония закладки замка. Его строительство осуществлялось под руководством архитектора Бренны, который переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров. 8 ноября 1800 г., в день Святого Архангела Михаила, замок был торжественно освящен, но работы по его внутреннему убранству продолжались до марта 1801 г.

Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца — императора Павла I. Величественная громада «дворца Святого Михаила», как именовался замок в документах XVIII столетия, возвышалась на острове, ограниченном с севера и востока водами рек Мойки и Фонтанки. С западной и южной сторон остров омывался двумя специально прорытыми каналами — Воскресенским и Церковным. Система замковых фортификационных сооружений, окружавшая дворец и расположенную перед ним площадь Коннетабля, включала в себя каналы, полубастионы, подъемные мосты и пушки. В центре площади был установлен памятник Петру I, отлитый в 1745-1747 гг. по модели Б. К. Растрелли, сделанной еще при жизни великого прадеда Павла I.

Михайловский замок являлся императорской резиденцией лишь в течение сорока дней. В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. император Павел I был убит в своей спальне, став жертвой дворцового заговора. Вскоре после этого события из замка вывезли художественные ценности, а его парадные покои приспособили для разных ведомственных учреждений и роздали под жилые квартиры.

В начале 1820-х гг. здание было передано Главному Инженерному училищу. В феврале 1823 г. оно получило новое название — Инженерный замок. После смерти императора Николая I, августейшего покровителя училища, размещавшиеся в его стенах учебные заведения стали именоваться Николаевской инженерной академией и училищем. Их преподавателями и выпускниками являлись многие выдающиеся деятели российской истории и культуры: писатели Ф.М. Достоевский и Д.В.Григорович, ученые И.М.Сеченов и П.Н.Яблочков, композитор Ц.А.Кюи, герой Севастополя Э.И. Тотлебен и многие другие.

На протяжении двух веков, когда здесь располагались военно-учебные заведения, а затем различные советские учреждения, неоднократно осуществлялись изменения в планировке всего ансамбля, перестройки входивших в его состав сооружений и интерьеров.

В 1991 г. Михайловский замок вошел в состав архитектурного комплекса Государственного Русского музея.

В ансамбль Михайловского замка входят два павильона, расположенные на Инженерной улице. 

В Восточном павильоне (Инженерная ул., 10) находится «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» — отдел Русского музея. 

В Западном павильоне (Инженерная ул., 8) расположен Центр мультимедиа Русского музея, работает мультимедийная экспозиция «Романтический наш император», проходят онлайн-лекции Русского музея. В здании также расположен центр координации международного проекта «Русский музей: виртуальный филиал».

Архитектура и интерьеры

Основу плановой структуры дворца составляет квадрат со скругленными углами, в который вписан восьмиугольник внутреннего парадного двора. Каждый фасад имеет свое «лицо», что придает зданию особую живописность и позволяет найти множество видовых точек при его обзоре. Тем не менее, дворец воспринимается целостным объемом, поскольку все фасады объединены гранитным цоколем, общим междуэтажным карнизом и декоративными элементами оформления.

Главный фасад отличается особой торжественностью и монументальностью. Мощным аккордом в его архитектуре звучат два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. В тимпане фронтона расположен барельеф «История заносит на свои скрижали славу России», исполненный братьями Стаджи. На фризе под фронтоном помещена надпись — «Дому Твоему подобает Святыня Господня в долготу дней», представляющая собой видоизмененные заключительные строки 92-го библейского псалма.

Совсем иначе решен обращенный к Летнему саду северный фасад. Характер его скульптурного убранства, широкая пологая лестница, колоннада и балкон — традиционные элементы садового фасада, подчеркивают его обращенность к природе.

Выходящий на Фонтанку восточный фасад замка имеет небольшой полукруглый выступ в центре, завершающийся куполом и башенкой с флагштоком, на котором во время пребывания Павла I в замке развевался императорский штандарт. Его скромное оформление перекликается с фасадами «партикулярных» домов, находящихся на противоположном берегу Фонтанки.

В решении западного (церковного) фасада особенно сказалось импонирующее Павлу умение Бренны живописно и пышно оформлять свои композиции. Объем церкви обозначен сильно развитым центральным выступом, а его скульптурный декор говорит о культовом назначении этой части сооружения.

Интерьеры Михайловского замка современники называли «чудом роскоши и вкуса». В их художественном оформлении принимали участие мастера монументальной живописи П.К. и Дж. Скотти, А.Виги, Я.Меттенляйтер, скульпторы К.Альбани, И.П.Прокофьев, П.И.Соколов, живописцы И.А.Акимов, А.М.Иванов и другие. Подобно многим аристократическим дворцам той эпохи, замок сочетал в себе функции парадной резиденции императорской фамилии и музея художественных коллекций античного, западноевропейского и русского искусства. Анфилада парадных галерей — зал Антиков, галерея Рафаэля, галерея Лаокоона, галерея Арабесок — располагалась по периметру внутреннего двора и была наполнена первоклассными произведениями искусства из коллекции Павла I. Многие предметы дворцового убранства исполнялись по рисункам Винченцо Бренны и его молодого ученика Карло Росси.

Владельцы

Император Павел I (20.09.1754 — 12.03.1801), сын Петра III Фёдоровича — внука Петра I (урожденного Карла-Петера-Ульриха Голштейн-Готторпского) и Екатерины II Алексеевны (урождённой принцессы Анхальт-Цербстской). В 1761 г. объявлен наследником престола и цесаревичем, с 1762 г. — владетельным герцогом Голштейн-Готторпским. Вступив на престол, Екатерина II в 1762 г. назначила Павла Петровича полковником Кирасирского полка его имени и генерал-адмиралом. В 1773 г. от имени сына по Царскосельскому договору она обменяла Шлезвиг и Голштейн на принадлежавший Дании Ольденбург, в том же году он подтвердил передачу этого владения своему родственнику, представителю младшей линии голштинского дома епископу Любекскому Фридриху-Августу (с титулом герцога Ольденбургского), сохранив за собой также титул герцога и право распоряжаться ольденбургским престолом по пресечении владетельного рода.

29.09.1773г. сочетался браком с великой княгиней Натальей Алексеевной (14.06.1755 — 15.04.1776), урождённой принцессой Гессен-Дармштадской, умершей во время неудачных родов. 26.09.1776г. вступил во второй брак с Марией Фёдоровной (14.10.1759 — 24.10.1828), урождённой принцессой Вюртембергской.

Павел получил прекрасное образование, имел обширные знания в разных науках, включая военное дело и государственное управление, любил музыку, театр, архитектуру, но при жизни Екатерины II был практически отстранен от участия в государственных делах.

Вступил на престол после смерти Екатерины II (06.11.1796). Коронован 05.04.1797г. С 1798г. Великий магистр державного ордена святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийского). Многие из нововведений Павла I вызвали недовольство в обществе, а усиление самодержавной власти было воспринято дворянством как проявление тирании и наступление на свои права, что и стало основной причиной заговора против императора.

Он был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12.03.1801г. в Михайловском замке в своей спальне, располагавшейся в северо-западной части бельэтажа здания.

Императрица Мария Федоровна (14.10.1759 — 24.10.1828). Вторая жена Павла Петровича (с 1776 г.). Урождённая принцесса София-Доротея-Августа-Луиза Вюртембергская, дочь герцога Фридриха-Евгения Вюртемберг-Монбельярского и Фредерики-Доротеи-Софии, урождённой маркграфини Бранденбург-Шведтской. Прибыла в Россию в 1776, тогда же перешла в православие. Родила Павлу Петровичу десять детей — четырёх сыновей (двое из них стали царствующими императорами) и шесть дочерей.

Мария Фёдоровна отличалась замечательными художественными талантами — рисовала, великолепно резала по камню, кости и янтарю, занималась медальерным искусством, играла на фортепиано. Особое место среди её увлечений занимала ботаника.

Всю жизнь занималась благотворительной деятельностью, в особенности делами воспитательных домов и приютов для сирот. Внесла большой вклад в развитие женского образования в России. Требовательная к другим, она была не менее требовательна и строга к себе, до мелочей была верна своим правилам и принципам.

Ее личные апартаменты в Михайловском замке располагались в северной части бельэтажа здания, выходя окнами на Летний сад.

Дети Павла I Петровича и Марии Фёдоровны

Aлександр Павлович (12.12.1777 — 19.11.1825). Объявлен наследником престола 06.11.1796 г. С 12.03.1801г. — император, коронован 15.09.1801г. С 28.09.1793г. в браке с Елизаветой Алексеевной (13.01.1779 — 04.05.1826), урождённой принцессой Луизой-Марией-Августой Баден-Дурлахской. Его личные апартаменты в Михайловском замке занимали северо-восточный угол первого этажа здания.

Константин Павлович (27.04.1779 — 15.06.1831), великий князь, цесаревич. За участие в Итальянском и Швейцарском походах А.В.Суворова (1799) назначен генерал-инспектором кавалерии и получил титул цесаревича. Во время войн с наполеоновской Францией в 1805 — 1807 и 1812 — 1814 командовал гвардией. С 1814 главнокомандующий Польской армией и фактический наместник Царства Польского. В 1822 г. отрекся от прав на российский престол.

В первом браке с 15.02.1796 г. с великой княгиней Анной Фёдоровной, урождённой принцессой Юлией-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Заальфельд-Кобургской (11.09.1781 — 31.07.1860), покинувшей Россию в 1801 г. Официально разведены 20.03.1820 г.

Во втором (морганатическом) браке с 12.05.1820 г. с Иоанной (Жанеттой) Антоновной княгиней Лович (17.05.1795 — 17.11.1831), урождённой графиней Грудзинской.

В 1806 — 1820 гг. — гражданский брак с Жозефиной, урождённой Лемерсье, по первому браку Фридрихс, с 1816 г., после пожалования российского дворянства, называвшейся Ульяной Михайловной Александровой, по второму браку (1820 г.) — Вейс. Умерла в 1824г. Личные апартаменты Константина в Михайловском замке занимали юго-восточный угол бельэтажа здания.

Александра Павловна (29.07.1783 — 04.03.1801), великая княжна, палатина Венгерская. С 19.10.1799г. в браке c эрцгерцогом Австрийским, палатином Венгерским Иосифом-Антоном (27.02.1776 — 01.01.1847), наместником императора в Венгрии. Умерла через несколько дней после родов.

Елена Павловна (13.12.1784–12.09.1803), великая княжна, герцогиня Мекленбург-Шверинская. С 12.10.1799г. в браке с наследным принцем Фридрихом-Людвигом Мекленбург-Шверинским (02.06.1778 — 17.11.1819).

Мария Павловна (04.02.1786 — 11.06.1859), великая княжна, великая герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, с 1853г. вдовствующая великая герцогиня, также пользовалась титулом великой княгини. С 22.07.1804г. в браке с герцогом Карлом-Фридрихом Саксен-Веймар-Эйзенахским (22.01.1783 — 26.06.1853), великим герцогом с 1828г.

Екатерина Павловна (10.05.1788 — 29.12.1818), великая княжна. Ей был пожалован титул великой княгини. Титулом герцогини Ольденбургской не пользовалась. С 1816г. королева Вюртемберга. В первом браке с 18.04.1809г. с принцем Петром-Фридрихом-Георгом (Георгием Петровичем) Ольденбургским (09.05.1784 — 15.12.1812). Проживала с мужем в России. Во втором браке с 12.01.1816г. с Фридрихом-Вильгельмом, наследным принцем Вюртембергским (16.09.1781 — 13.06.1864), ставшим 18.10.1816г. вюртембергским королем Фридрихом-Вильгельмом I.

Ольга Павловна (11.07.1792 — 15.01.1795), великая княжна.

Анна Павловна (07.01.1795 — 17.02.1865), великая княжна, с 1840 г. королева Нидерландов, затем вдовствующая королева. С 09.02.1816г. в браке с Вильгельмом, принцем Нассау-Оранским (06.12.1792 — 17.03.1849), с 1840г. великим герцогом Люксембургским, королем Нидерландов (Вильгельм II).

Николай Павлович (25.06.1796 — 18.02.1855), великий князь, в 1823г. назначен Александром I наследником престола. 19.11.1825 г. вступил на российский престол, правил с 14.12.1825 г., коронован 22.08.1826 г. в Москве и 12.05.1829 г. в Варшаве.

С 01.07.1817 г. в браке с Александрой Фёдоровной, урождённой принцессой Фредерикой-Луизой-Шарлоттой-Вильгельминой Прусской (01.07.1798 — 20.10.1860).

Михаил Павлович (28.01.1798 — 28.08.1849), великий князь. С рождения генерал-фельдцейхмейстер; с 1825г. генерал-инспектор по инженерной части, командующий Гвардейским корпусом, с 1831г. главный начальник Пажеского и всех сухопутных кадетских корпусов, с 1844г. главнокомандующий Гвардейского и Гренадёрским корпусами. Участвовал в русско-турецкой войне 1828 — 1829 гг., в подавлении Польского восстания 1830 — 1831 гг.. Умер во время похода в Венгрию. С 08.02.1824г. в браке с великой княгиней Еленой Павловной, урождённой принцессой Фредерикой-Шарлоттой-Марией Вюртембергской (28.12.1806 — 09.01.1873).

  С 25 ноября 2019 года будет открыта для посещения Церковь Архангела Михаила в Михайловском замке, за исключением времени проведения церковных служб. Обращаем ваше внимание, что в Церкви могут находиться одновременно не более 60 человек, с учетом экскурсионных групп.

Прогулки по Русскому музею. Санкт — Петербург. Часть 1.

Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 1.                                      Михайловский дворец.

Михайловский дворец является шедевром русской архитектуры первой трети XIX в. Его создателем был знаменитый архитектор К.И. Росси, с чьим именем связано формирование одной из центральных площадей Петербурга, торжественного и масштабного ансамбля периода расцвета ампирного стиля – площади Искусств. Центром ансамбля стал Михайловский дворец, построенный в 1825 г. для великого князя Михаила Павловича – сына императора Павла I.

1 Михайловский дворец
2 Корпус Бенуа
3 Флигель Росси
4 Михайловский сад
5 Михайловский замок
6 Летний сад
7 Летний дворец Петра I
8 Домик Петра I
9 Мраморный дворец
10 Строгановский дворец

Здание Михайловского дворца украшает восьмиколонный коринфский портик, поднятый на аркаду цокольного этажа, который воспринимается как массивное основание для легкого и щедро декорированного верхнего парадного этажа.

Симметрично расположенные низкие боковые флигели связаны между собой великолепной чугунной оградой, центральные ворота которой украшены набором атрибутов бога войны Марса, характерным для стиля высокого классицизма. Ограда и два служебных корпуса образуют парадный двор.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Львы перед главным зданием дворца — копии львов, установленных во Флоренции возле Лоджии Ланци.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

О непревзойденном таланте архитектора и его первоначальном замысле внутреннего убранства помещений могут дать полное представление сохранившиеся интерьеры: Главный вестибюль и Белый зал – одно из лучших творений Росси. В прошлом Белый зал был известен как музыкальный салон Петербурга, где хозяйка дворца, великая княгиня Елена Павловна, устраивала музыкальные и поэтические вечера.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Парадная гостиная в Михайловском дворце. Худ. Э. К. Липгарт. До 1896.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Большая гостиная Михайловского дворца в Санкт-Петербурге Луиджи Премацци.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Премацци Л. О., Кабинет великого князя Михаила Павловича в Михайловском дворце. 1856 год.

В убранстве дворца принимали участие такие видные мастера, как скульпторы В.И. Демут-Малиновский и С.С. Пименов, а также живописцы-декораторы Дж.Б. Скотти, А. Виги, В. Медичи, Ф. Брюлло.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Сабат К. Ф., Михайловский дворец. 1824 год

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец. Акварель К. П. Беггрова. 1832.Так выглядел Михайловский дворец в XIX веке.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Садовников В. С., Михайловский дворец. 1847 год.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Садовников В. С., Садовый фасад Михайловского дворца. После 1848 года.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Шарлемань И. И., Вид на Михайловский дворец со стороны сквера и площади. 1850-е годы.

После смерти Елены Павловны жизнь в Михайловском дворце стала угасать. Здание постепенно разрушалось. Для спасения дворца было принято решение: приобрести дворец на казенные деньги и разместить в нем Русский музей Императора Александра III. Перестройка дворцовых помещений и оформление экспозиционных залов было поручено молодому архитектору В.Ф. Свиньину. 19 марта 1898 г. музей был впервые открыт для посетителей.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Для подробного просмотра нажмите на название зала.

Главный вестибюль и парадная лестница

Просторное нарядное помещение Главного вестибюля – композиционный центр Михайловского дворца, объединяющий этажи и залы. Им начинается и завершается кольцевая анфилада парадных залов.
Основная тема декоративного оформления вестибюля – триумф русского оружия, переведенный на язык аллегорий и эмблем.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Тема славы России запечатлена в стенном фризе в образе крылатого льва, в рельефах, заполнивших полукружия ниш, в лепных панно на лестничных откосах, на ордерном фризе. Здесь варьируются изображения так называемых «арматур» – мечей, щитов, шлемов, ликторских связок и другой древнеримской военной атрибутики, дополненных двуглавыми российскими орлами и лавровыми венками.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Роспись свода, перекрывающего лестничный павильон, выполнена в сдержанной и благородной сероватой гамме.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Эта гризайлевая, то есть одноцветная, роспись созвучна просторному объему зала и подчеркивает его монументальность.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Центральный плафон вестибюля.

Богатство архитектурной пластики усилено стройной колоннадой, которая образует обходную галерею.
Галерея второго этажа

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Зал 1

В Русском музее хранится более пяти тысяч икон. В экспозиции представлены различные иконописные школы – московская, новгородская, псковская и другие, позволяющие проследить эволюцию древнерусской живописи.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

«Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы»)

Самая древняя икона в собрании Русского музея — «Архангел Гавриил» («Ангел Златые Власы») — относится к XII веку. Кем написана эта икона, как и когда она попала в одну из русских церквей — неизвестно. Но золотые нити — символ величия и бессмертия богов Олимпа — выдают эллинистические традиции, наследницей которых в средние века была Византия.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

«Богоматерь Белозерская»

«Богоматерь Белозерская» — икона первой половины XIII века — это древнейший и редчайший памятник, иконографический тип которого — Богоматерь Умиление (младенец Христос, обнимая мать, касается лицом ее щеки) — сложился в Византии не позднее XI столетия.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

«Борис и Глеб»

Икона «Борис и Глеб» (середина XIV века, Москва), пожалуй, относится к самым эффектным памятникам средневековья. Красный и глубокий синий цвет плащей и золотой орнамент на ткани сияют, придавая иконе нарядность и торжественность. Борис и Глеб — братья, сыновья князя Владимира, инициатора крещения Руси. После кончины их отца началась междоусобная борьба, в которой погибли оба брата. На Руси их почитали святыми защитниками.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

«Иоанн Предтеча» Фрагмент Деисусного чина. Константинополь 1387-1395.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

«Петр и Павел»

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

«Пророк Самуил»

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Зал 2

Одной из особенностей коллекции Русского музея является довольно большое собрание икон русского Севера: Новгорода, Пскова, Вологды, Белозерска, Архангельска. В зале экспонируются псковские и новгородские иконы XIII-XV веков. Среди них —»Святой Николай Чудотворец» со святыми на полях (Новгород), «Святой Димитрий Солунский» (Псков), «Архангел Гавриил» (Псков), «Святой Николай Чудотворец с житием» и другие.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

«Святой Николай Чудотворец» со святыми на полях (Новгород)

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

Димитрий Солунский.Вторая четверть XV в.Псков.

Михайловский дворец - арх. Карл Росси, ск. Степан Пименов и Василий Демут-Малиновский, 1819–1825 [Mikhailovsky palace - arch. Carlo Rossi, sc. Stepan Pimenov & Vasiliy Demuth-Malinovskiy, 1819–1825]

P5275189

«Архангел Гавриил, из деисусного чина»

P5275189

«Святой Николай Чудотворец с житием»

P5275189

P5275189

1.»Апостол Пётр». Вторая половина XV в. Новгородская школа.
2.»Архангел Гавриил». Первая половина XVв. Псков.

P5275189

P5275189

Царские врата с изображениями Благовещения и двух святителей Ок. 1475 г.Новгород

P5275189

«Введение во храм»

P5275189

«Сошествие во ад». Конец XIV в. Новгород.

P5275189

Четырёхчастная икона «Воскрешение Лазаря», «Троица», «Сретение», «Иоанн Богослов и Прохор». Начало XV в. Новгород.

P5275189

«Сошествие во ад». Дионисий и мастерская. Ок. 1502 г.

Зал 3

Особенное значение в собрании Русского музея имеют иконы такого выдающегося мастера, работавшего в Москве, как Андрей Рублев. «Апостол Павел» (около 1408), как и парная к ней «Апостол Петр», происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире. Андрей Рублев, писавший иконы, учитывал, что они будут находиться высоко. Этим объясняется отсутствие деталей в изображении, его ясный, четкий силуэт. Колористическое решение композиции — зелено-синие одежды на теперь желтом, а когда-то золотом фоне,— наполняет ее спокойным и торжественным звучанием.

P5275189

P5275189

Андрей Рублев. «Апостол Павел» (около 1408) и парная к ней «Апостол Петр», происходят из деисусного чина церкви Успения Богородицы во Владимире.

Грозное название одной из икон — «Спас Ярое Око» (конец XIV — начало XV века) отражает иконографический тип, получивший распространение в среде старообрядцев. Этот образ был популярен в России и в Смутное время, когда в церкви произошел раскол и гонения на тех, кто остался верен старым канонам.

P5275189

«Спас Ярое Око»

P5275189

Святой Григорий Богослов, Архангел Гавриил, Святой Иоанн Златоуст 1502 г

P5275189

Св.Николай и св.Георгий

P5275189

P5275189

P5275189

P5275189

P5275189

Зал 4

Государственному Русскому музею принадлежит несколько икон Дионисия и его мастерской. «Богоматерь Одигитрия» (1502–1503) происходит из собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

P5275189

«Богоматерь Одигитрия» (1502–1503)

В XVI и особенно в XVII веках на Руси все отчетливее проявлялось стремление к объемности, декоративности, сходству с реальностью. Приобщение к западным оригиналам (Библии Пискатора) отразилось в памятниках разных школ.

P5275189

Симон Ушаков «Троица ветхозаветная» (1691))

Тяготение к объемному письму, отход от традиционного красно-желтого цвета были характерны для иконописца XVII века Симона Ушакова («Троица ветхозаветная» (1691)). Он работал в московской Оружейной палате — сначала мастером серебряных дел, потом иконописцем. Произведения Симона Ушакова отличаются объемной моделировкой формы, попытками, по примеру западноевропейских мастеров, ввести прямую перспективу в изображение.

P5275189

«Спас в Силах» из деисусного чина

P5275189

P5275189

«Вознесение Господне»

P5275189

Икона «Успения Богородицы»

P5275189

Икона «Рождества Христова»

P5275189

«Коронование Богоматери». Никифор Георгиев. 1733 г

P5275189

«Сошествие во ад»

P5275189

«Спас на престоле». Семён Спиридонов Холмогорец. Ок. 1682 г. Ярославль

P5275189

«Покров Богородицы»

P5275189

«Архангел Михаил» из деисусного чина

P5275189

P5275189

P5275189

P5275189

P5275189

P5275189

P5275189

P5275189

P5275189

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *