Архитектура петровского барокко – Петропавловский собор, Меншиковский дворец, Летний дворец Петра I, Палаты Кикина.

Содержание

Петровское барокко — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Петропавловская церковь в Ярославле — редкий пример петровского барокко в провинции

Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (представленной, в частности, Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, высокие кровли «с переломом» голландского типа, башни со шпилями, двуцветная окраска штукатурки (красное с белым или синее с белым), мелкая расстекловка окон, плоскостная трактовка фасадов с упрощенным использованием ордерной системы за счет кирпичной кладки «с напуском». Историк русской архитектуры А. И. Некрасов назвал этот период развития русской архитектуры «пилястровым». В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.

К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.

  • Беспятых Ю. Н. Петербург Петра I в иностранных описаниях. — Л.: Наука, 1991.
  • Виппер Б. Р. . Архитектура русского барокко. — М.: Наука,1978.- 118 с., ил.
  • Вздорнов Г. И. . Архитектор Пьетро Антонио Трезини // Русское искусство XVIII века. — М.: Наука, 1968. — С.139-156.
  • Вздорнов Г. И. . Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII — начала XVIII века // Русское искусство XVIII века. — М.: Наука, 1973. — С.20-30.
  • Власов В. Г.. Архитектура «петровского барокко». Эпоха. Стиль. Мастера.- СПб.: Белое и Чёрное, 1996. — 158 с., ил.
  • Власов В. Г.. Комбинаторный метод архитектуры «петровского барокко» первой четверти XVIII века // Власов В. Г. Искусство России в пространстве Евразии. В 3-х т. — Т.2. Классическая архитектура и русский классицизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2012. — С.25-72, ил.
  • Грабарь И. Э.. Архитекторы-иностранцы при Петре Великом. — Старые годы, 1911. Июль-сентябрь, ил.
  • Грабарь И. Э.. Петербургская архитектура в XVIII и XIX веках. — СПб.: Лениздат, 1994. — С. 9-118, ил.
  • Кириков Б. М.. Прообразы композиции Петропавловского собора // Краеведческие записки. — СПб.: Акрополь, 1994. — Вып. 2. — С. 13-37, ил.
  • Овсянников Ю. М.. Доминико Трезини.- Л.: Искусство, 1987. — 223 с., ил.
  • Овсянников Ю. М..Великие зодчие Санкт-Петербурга. Доминико Трезини. Франческо Растрелли. Карл Росси. — СПб.: Искусство-СПб.(2-е изд.), 2000.- 632 с.
  • Пунин А. Л. Петр I и Кристофер Рен. К вопросу о стилевых истоках петровского барокко // Искусство архитектуры. — СПб., 1995. — С.34-42, ил.
  • Русское искусство эпохи барокко. Новые материалы и исследования. Сборник статей. — СПб., 1998.

Барокко времен Петра I на примере построек Санкт-Петербурга

Петровское барокко — направление в архитектуре, развившееся в 1697-1730 гг. в эпоху правления Петра I. Данный стиль возник на основе голландской и немецкой архитектуры.

Примеры зданий петровского барокко

Строгие и практичные здания в стиле петровского барокко очень украшают Санкт-Петербург.

Характерные черты барокко эпохи Петра I

  1. В отличие от зарубежных стилей в основе петровского барокко лежат простота, практичность и четкость линий в сочетании с барочной пластичностью и торжественностью деталей.
  2. В архитектуре петровского барокко присутствует явный отказ от византийских традиций, популярных в это время в других городах.
  3. Характерной для направления является выверенная симметрия. В плане здание четко делилось на симметричные части: по оси располагали главный вход, над входом — самый крупный торжественный зал.
  4. Один из отличительных признаков — двухцветная окраска зданий. Оштукатуренные стены окрашивали яркими красками. Синий, зеленый или красный цвет сочетали с белым для достижения контраста.
  5. Особенность стиля — вертикальное членение стен пилястрами.
  6. Наиболее представительные здания акцентировались башнями. Центральную часть украшали нарядными наличниками, а окна часто имели сложную форму.

Известные архитектурные постройки в стиле петровского барокко

Изначально Санкт-Петербург строился как крепость и порт и лишь позднее стал столицей. Эти условия повлияли на стиль города, главные планировочные узлы — Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Городу требовалась новая архитектура, и ее воплощали в жизнь в основном иностранные зодчие. Влияние на стиль города оказали архитекторы Доменико Трезини и Николо Микетти из Италии, Георг Иоганн Маттарнови, Теодор Швертфегер и Андреас Шлютер из Германии, а также голландец Стефен ван Звитен и француз Жан-Батист Леблон.

Благодаря влиянию зодчих со всего мира петербургское барокко включает в себя черты итальянского барокко, голландского и немецкого стиля и французского классицизма.

Ближнее рассмотрение фасада Адмиралтейства
Фасад здания Главного Адмиралтейства.
Кораблик на шпиле Адмиралтейства вблизи
Один из символов Санкт-Петербурга — кораблик на шпиле Адмиралтейства.
Адмиралтейство и белые ночи
Адмиралтейство было задумано Петром I как верфь. Чертежи составлял сам Петр I.
Петропавловский собор в Петропавловской крепости
Здание Петропавловского собора — одно из первого зданий Санкт-Петербурга. Хорошо сохранилось до наших дней.

Троицкий Александро-Невский монастырь

Здание начали возводить в 1717 г., строительством руководил немец Кристоф Конрад, позднее, в 1720 г., его сменил Теодор Швертфегер.

По задумке Петра I Троицкий Александро-Невский монастырь должен был стать главной русской монастырской обителью.

Немецкий архитектор кардинально переработал проект — монастырь представлял собой не просто место для молитв, а торжественный дворцовый ансамбль.

В основе конструкции лежали характерные для петровского барокко пилястры. Изящные башни запроектировали в стиле южно-немецкого барокко, конструкцию украшал шпиль с волютами.

Не все идеи Швертфегера были воплощены в жизнь, собор просуществовал немногим более 30 лет. Из-за болотистого грунта фундамент здания дал осадку, на стенах монастыря появились трещины.

В 1753 г. вышел указ императрицы Елизаветы Петровны о сносе монастыря. Работы продолжались несколько лет. Позднее был сооружен новый собор в стиле строгого классицизма.

Изображение монастыря в наше время
Фотография Александро-Невской лавры в наше время.
Троицкий Александро-Невский монастырь на гравюре
Гравюра А.Зубкова. Монастырь перестраивался, поэтому посмотреть, каким он был во времена Петра I можно только по историческим документам и гравюрам.

Кунсткамера и Академия наук

Кунсткамера — музей, не имеющий аналогов в России. Он был основан лично Петром I. Император увлекался коллекционированием необычных предметов и древностей и хотела собрать их в одном месте.

Строительство продолжалось с 1718 по 1734 г. Проект музея создал Георг Иоганн Маттарнови.

Фасад Кунсткамеры выполнен в стиле, характерном для петербургского барокко: простые барочные элементы сочетаются с главной башней. В основе здания лежит равное число осей, а на фасадах расположено множество пилястр.

Основой Кунсткамеры стал Кабинет редкостей, располагавшийся в Москве. Московская выставка была перевезена в новую столицу и много раз переезжала с места на место: изначально Кабинет находился в Летнем дворце, но помещение стало слишком тесным для обширной коллекции экспонатов, тогда был осуществлен переезд в Кикины палаты, а затем построено отдельное здание.

Кунсткамеру признали одним из лучших европейских музеев еще при жизни Петра I. Со всего мира приезжали ученые для изучения необычной экспозиции.

Академия наук на Васильевском острове
Для развития просвещения по указу Петра I была создана Академия наук.
Ближе можно расмотреть особенности архитектуры
Фасад Кунсткамеры.
Музей Кунсткамера
Первый музей Санкт-Петербурга — Кунсткамера.

Павильон «Эрмитаж»

Павильон «Эрмитаж» построен на берегу Финского залива по проекту архитектора Браунштейна. Строительство здания продолжалось с 1721 по 1725 г.

В переводе с французского языка название павильона означает «место уединения». Это во многом объясняет его конструктивные особенности: двухэтажное здание было отделено рвом и мостом с подъемным механизмом. В центральной части павильона располагается фронтон с широким балконом. Стены здания украшают характерные для стиля пилястры, объединяющие оба этажа.

На верхнем этаже находился торжественный зал для банкетов в узком кругу, полностью изолированный от первого этажа. Доступ в него можно было получить, поднявшись на кресле с подъемным механизмом. В середине комнаты стоял стол на 14 человек.

По звонку колокольчика блюда подавались в зал с первого этажа с помощью специальных механизмов. Гости могли отправлять записки с заказами прямо на первый этаж, не спускаясь.

Вид балкон павильона "Эрмитаж"
Балкон павильона «Эрмитаж».
Павильон "Эрмитаж" выполнял развлекательную функцию
Такие сооружения были распространены в XVIII—XIX веках.

Петропавловский собор

Петропавловский собор — главное сооружение Петропавловской крепости. Здание хорошо сохранилось до наших дней.

До 1712 г. это была небольшая деревянная церковь, которую решено было перестроить в камне. Строительными работами руководил Доменико Трезини. В первую очередь была возведена колокольня с тонким высоким шпилем. За основу проекта взят шпиль церкви Святого Петра в Риге, который произвел на императора особое впечатление.

Главный фасад Петропавловского собора по замыслу архитектора должен был сочетать в себе итальянские и североевропейские традиции. Строительство закончили в 1733 г., тогда же произошло его торжественное освящение.

Петропавловская крепость - вид с Невы
Петропавловская крепость находится на Заячьем острове. С нее началось строительство города.
Петропавловский собор
Главное здание крепости — Петропавловский собор.

Меншиковский дворец

Меншиковский дворец считается первым каменным дворцом в Петербурге. Он был построен для губернатора Александра Даниловича Меншикова.

Барочный дворец возведен Джованни Мария Фонтаном и Иоганном Готфридом Шеделем. Работы проводились с 1710 по 1727 г.

Помещения здания использовали для торжественных приемов, здесь проводили свадьбы и пиры. Дворец удивлял масштабом и роскошью: зал для ассамблей, парадная приемная и другие помещения.

Главный фасад украшен пилястрами с каменными капителями, в завершении которых расположен аттик с шестью скульптурами: Зевса, Нептуна, Меркурия, Марса, Венеры и Юноны. В четырехэтажном здании располагалась лоджия для оркестров.

Крыша с изломом характерна для петровского барокко. Внутренне убранство соответствовало внешней роскоши: комнаты облицевали плиткой с кобальтовой росписью.

В 1727 г. Меншикова обвинили в казнокрадстве, и его дворец был отдан под Кадетский корпус.

Фасад Меншиковского дворца
Фрагмент фасада Меншиковского дворца.
Дворец Александра Даниловича Меншикова
Построен для приближенного императора Петра Первого, первого губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова.

Летний дворец Петра I

Летний дворец построен по проекту итальянца Доменико Трезини в 1711-1712 гг. Император жил во дворце с 1712 по 1725 г. только с мая по октябрь, так как стены дворца тонкие, а рамы окон и балконов одинарные.

Дворец сохранился практически в первозданном виде, перестраивалась только крыша. По облику здания можно четко увидеть вкусы и предпочтения Петра I.

Дворец построен в голландском стиле, на стенах расположены 29 барельефов, на большинстве из которых можно увидеть море и петровские галеры. Прослеживаются и мифологические сюжеты: главный фасад украшает Минерва, окруженная военными трофеями.

Барельефы выполнялись Шлютером, но после его смерти работу заканчивали другие мастера, оставшиеся неизвестными. Предполагают, что над созданием барельефов трудилось несколько человек, т.к. качество исполнения работы разное.

Здание дворца — двухэтажное, прямоугольное, сделанное из кирпича. На крыше расположен флюгер в виде Георгия Победоносца, поражающего змея своим копьем.

Рядом с Летним дворцом расположился летний сад, вначале носивший название «Царский огород».

Летний дворец Петра Первого
Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец скромен: состоит всего из четырнадцати комнат и двух кухонь.
Фасад Летнего дворца
Фасад Летнего дворца.

Кикины палаты

Еще один памятник эпохи петровского барокко — Кикины палаты. Строительство здания началось 1714 г. для советника Кикина Александра Васильевича.

Изначально палаты планировались одноэтажными над подвалом и двухэтажными в центральной части здания. В 1720 г. второй этаж был надстроен и над боковыми крыльями.

Структура здания характерна для эпохи Петра I: фасад выполнен в красно-белых тонах, первый этаж украшают одинарные пилястры, а на втором этаже расположены парные. Фасады декорированы лопатками, а на боковых ризалитах расположены изогнутые фронтоны.

Внешний вид сооружения напоминает Петергофский дворец, в основе обоих зданий мог лежать один проект.

Кикин был обвинен в казнокрадстве в 1718 г., и палаты перешли в казну. В здании расположили петровскую коллекцию раритетов. В 1719 г. в палатах расположились Кунсткамера и библиотека, а в 1733 — полковой лазарет.

Кикины палаты
Единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника и одного из сподвижников Петра I — Александра Кикина.
Кикины палаты - вид фасада сбоку
В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской кунсткамеры и личная библиотека Петра I.

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий расположено на Васильевском острове. Первый проект создал Доменико Трезини.

Главная функция — административная, в здании располагались 12 коллегий, сформированных вместо устаревших приказов.

Строительство началось в 1722 г., в 1734 Трезини умирает и процессом возведения руководит Михаил Земцов, позже его сменяет Джузеппе Трезини. Работы были завершены в 1744 г., но собрания проводились с 1732 г.

Здание коллегий объединено общим фасадом. Все 12 фасадов имеют общий облик, отличия только в украшениях фронтонов.

У каждого корпуса расположен отдельный вход. Первый этаж предназначался для торговых помещений и представлял собой открытую галерею. На двух верхних этажах окна обрамляли фигурные наличники, характерные для петровской архитектуры того времени.

Фасад здания Двенадцати коллегий
Фасад здания Двенадцати коллегий.
Здание Двенадцати коллегий
Крупнейший по размерам памятник петровского барокко состоит из двенадцати идентичных трёхэтажных секций.

Здание Двенадцати коллегий представляет собой самый крупный памятник эпохи петровского барокко — его протяженность составляет более 400 м.

Эпоха петровского барокко — первые здания в Санкт-Петербурге и его окрестностях

Петровское барокко — архитектурный и художественный стиль, одобренный Петром I и широко используемый для проектирования зданий в новой столице России — Санкт-Петербурге. Это направление ограничено условными рамками 1697—1730 гг. И возникло на фоне увлечения Петра Великого и его непосредственных преемников западноевропейской стилистикой строительства зданий.

Чем примечательно петровское барокко

Этот архитектурный стиль ориентировался на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры, представленной, в частности, Тессинами. Здания петровского барокко, выполненные по западноевропейским прообразам — во многом выполнены в эклектичном стиле, в них ощущается влияние «интернационального» барокко Бернини, которое смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.

Сводить всё многообразие архитектурных решений архитекторов в период правления Петра I к барокко можно только с известной долей условности. Архитектуре петровского времени свойственны следующие черты:

  • простота объёмных построений,
  • чёткость членений и сдержанность убранства,
  • высокие кровли «с переломом» голландского типа,
  • башни со шпилями,
  • двуцветная окраска штукатурки (красное с белым или синее с белым),
  • плоскостная трактовка фасадов с упрощённым использованием ордерной системы за счёт кирпичной кладки «с напуском».

А. И. Некрасов, историк русской архитектуры, назвал «пилястровым» этот период развития русской архитектуры. В это время в Москве было распространено нарышкинское барокко, и в отличие от него петровское барокко представляло собой отказ от византийский традиций, главенствующие в российской архитектуре около 700 лет.

Вместе с тем петровское барокко отличается от голицынского барокко, которое черпало вдохновение в образцах итальянских и австрийских мастеров.

Первые архитекторы и строения петровского барокко

Первыми архитекторами петровского барокко Санкт-Петербурга были Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Эти мастера приехали в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих строителей привнёс в облик сооружаемых зданий архитектурные и художественные традиции своей родины, той архитектурной школы, которую он представлял.

Традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов и другие мастера, которые курировали осуществлен

что это за стиль и где найти его примеры в Петербурге

Реформы Петра I коснулись не только реорганизации государственного аппарата, русской армии, создания морского флота и новых отраслей промышленности. При первом русском императоре появился и новый архитектурный стиль, названный петровским барокко.

В его основе, как и во всех других преобразованиях того времени, лежал опыт европейских стран, опирающийся на богатые русские традиции. При этом новый архитектурный стиль делал решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет.

Петровское барокко ориентировалось на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры. Зданиям того времени были свойственны симметричность, чёткость линий, башни со шпилями, простота убранства и мелкая расстекловка окон. Петровское барокко отличалось красочностью, но всё же в сравнении с европейским русский вариант был более сдержанный и рациональный.

Одним из крупнейших архитекторов того времени стал Доменико Трезини. Итальянец по происхождению, работавший в Голландии, именно он принёс в Россию черты северно-европейского барокко. Среди первых строителей Петербурга были и другие выдающиеся зодчие: Жан-Батист Леблон, Андреас Шлютер, Джованни Фонтана, Николо Микетти и Георг Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I, и каждый привнёс в облик новой столицы традиции своей страны и архитектурной школы.

Петропавловский собор

 

До 1952 года собор был самым высоким зданием в России, а его шпиль высотой 122,5 метра даже сейчас виден издалека и остаётся важным символом Петербурга.

Пётр I распорядился построить церковь на этом месте сразу после основания Петропавловской крепости. И 29 июня 1703 года, в день святых апостолов Петра и Павла, началось возведение деревянного храма. Спустя девять лет под руководством Доменико Трезини был заложен уже постоянный каменный Петропавловский собор. Зодчий соединил в проекте знакомую итальянскую архитектуру с традициями северной Европы.

Петропавловский собор сильно отличается от традиционных русских крестово-купольных или шатровых церквей. Храм выполнен в виде прямоугольного здания, что больше характерно для западноевропейской архитектуры. Его скромные фасады оформляют лишь плоские колонны-пилястры и наличники с херувимами. Главная же часть собора – это многоярусная колокольня на западном фасаде. На её конце находится 40-метровый золочёный шпиль, увенчанный фигурой ангела с крестом в руках.

К сожалению, Пётр I не дожил до завершения строительства в 1733 году, но церковь всё равно прочно ассоциируется именно с первым российским императором. После его смерти гроб с телом был погребён внутри собора. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены почти все императоры и императрицы вплоть до Александра III.

Фото: Instagram / @nastyaaa_cha, @alexandra_novikova__
 

Здание Двенадцати коллегий

 

Строительство Двенадцати коллегий на Университетской набережной Васильевского острова велось под руководством Доменико Трезини и Теодора Швертфегера. Пётр I хотел разместить все высшие органы государственного управления в одном месте, а на острове по его задумке должен был разместиться административный квартал Петербурга.

Трезини решил подчеркнуть значимость сооружения, соединив Сенат, Синод и ещё десять ведомств одним фасадом длиной 393 метра. Так композиция обрела особый смысл в том, что высшие учреждения страны призваны действовать в нерушимом единстве.

Строительство коллегий шло с 1722 по 1742 годы, и в итоге получился крупнейший по размерам памятник петровского барокко. 12 идентичных трёхэтажных секций отличаются только лепным украшением фронтонов – эмблемой коллегии. Из характерных для петровского барокко черт в здании можно выделить двухцветную окраску, рустовку нижнего этажа, пилястры и высокие крыши.

В начале XIX века систему управления страной заменили на более современные министерства. И в 1804 году здание коллегий было передано сначала Педагогическому институту, а затем в 1835 году – Петербургскому университету, которому оно принадлежит до сих пор. Для целей университета наружные аркады с восточной стороны и часть западной были заложены и превращены в помещения, а второй этаж западной галереи был остеклён. Получился огромный 400-метровый коридор. Сейчас здание Двенадцати коллегий остаётся одним из самых старых на Васильевском острове.

Фото: Instagram / @juliababush, @gerrpetrp
 

Летний дворец Петра I

 

Cамое старое каменное здание в Петербурге. Со времени постройки в 1710-1714 годах оно ни разу не подвергалось перестройкам и даже не пострадало во время Великой Отечественной войны. Дом стоит в первозданном виде в Летнем саду. Причём именно Летний дворец дал название саду, который вначале именовался «царским огородом».

Эта резиденция предназначалась для использования только с мая по октябрь. Первые сваи для фундамента начали забивать в августе 1710 года. Пётр въехал в частично отделанный дворец уже в 1712 году и жил там каждое лето до самой смерти в 1725 году.

Доменико Трезини спроектировал двухэтажное здание достаточно скромно: внутри всего четырнадцать комнат и две кухни. Современники считали, что Летний дворец был «до того тесный, что зажиточный дворянин, наверное, не захотел бы поместиться в нём». Фасад на голландский манер выполнен в стиле петровского барокко и украшен 29 терракотовыми барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны.

После смерти Петра I дворец использовался в качестве летней резиденции для сановников и придворных вплоть до середины XIX века. Только в послевоенных 1950-1960 годах была проведена полномасштабная реставрация Летнего дворца. Был восстановлен его изначальный облик: заменены полы, изменена система отопления, восстановлена лепка и рисунок плафонов, возвращена обивка стен тканью. 

Фото: Instagram / @adelinaa_bauer, @yyamalovaa
 

Дворец Меншикова на Васильевском острове

 

Сподвижник Петра I и талантливый полководец Северной войны Александр Меншиков получил в награду одиннадцатую долю отвоёванных земель. Он тут же начал обустраивать их часть на Васильевском острове под большую усадьбу. Для строительства каменного дворца в мае 1710 года в Петербург были приглашены известные архитекторы Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, и Фонтана из-за тяжёлых условий жизни покинул Россию. Но отделка интерьеров затянулась до 1727 года.

Усадьба с цветником и садом протянулась от Большой до Малой Невы. Она занимала огромную территорию во всю ширину восточной части острова. Здесь располагались бани, медоварня, хлебопекарня и кузница. Пётр I называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды.

Дворец Меншикова представляет собой яркий пример петровского барокко, а его прототипы можно найти в приёмах европейского дворцового строительства XVII века. При этом завершение боковых ризалитов дворца имеет явно голландское происхождение. Главный фасад здания эффектно подчёркнут пилястрами с каменными капителями, а боковые ризалиты завершаются вычурными фронтонами с позолоченными княжескими коронами и вензелями.

После ссылки Меншикова в Сибирь его дворец был передан в казну. В 1731 году архитектор Доменико Трезини перестроил здание для Сухопутного шляхетского корпуса. В 1966 году было принято решение придать ему первоначальный облик. Реставрация была завершена в 1981 году. Меншиковский дворец стал филиалом Эрмитажа и открыт для посещения для всех желающих. Там находится экспозиция истории и культуры России петровского времени.

Фото: Instagram / @stanislavakravchik, @alisa_fridman21
 

Кикины палаты

 

Александр Кикин был одним из сподвижников Петра I, сопровождал царя в качестве денщика в Азовском походе, учился в Голландии кораблестроению. В 1708 году он был назначен главой Адмиралтейства, а в 1712 году получил должность адмирала-советника. Каменный дом богатого вельможи был построен в 1714-1720 годах неизвестным архитектором. Считается что над проектом работал немец Андреас Шлютер или Доменико Трезини.

Кикины палаты получились простыми и изящными: фасады декорированы лопатками, боковые ризалиты завершаются изогнутыми фронтонами. Интересно, что внешняя конфигурация, внутренняя планировка и линейные размеры здания сравнимы с центральной частью Большого Петергофского дворца. Оба они начали строиться в 1714 году и в их основе мог лежать один проект.

По каким-то причинам Александр Васильевич со временем ушёл в оппозицию к царю и содействовал побегу царевича Алексея Петровича за границу. Но через некоторое время беглый сын вернулся и сдал помощника. Адмирала долго пытали, и в итоге он сознался во всём. 17 марта 1718 года его колесовали в Москве.

Александра Кикин совсем недолго успел пожить в своём дворце. Недостроенные палаты были переданы в казну. В них первое время размещались петровская Кунсткамера и личная библиотека. Дальше Кикины палаты отдали на нужды лейб-гвардейского Конного полка. Там разместились штаб, лазарет, канцелярия и полковая церковь. Поэтому над домом по проекту Растрелли была сооружена колокольня с куполом, увенчанным крестом. Отсюда бывший дворец получил своё второе название «Круглый дом».

Во время блокады Кикины палаты сильно пострадали, но благодаря талантливому архитектору Ирине Бенуа в 1952-1956 годах были восстановлены в предполагаемом первоначальном виде. Она воссоздала дворец в петровском барокко, убрав множество переделок, которые появились в XVIII-XIX веках. С 1979 года в Кикиных палатах находилась Детская музыкальная школа, а с 1995 года – созданный на её основе Петербургский музыкальный лицей комитета по культуре.

Фото: Instagram / @prya1707, @kotlet

Петровское барокко

Стиль архитектуры Петербурга первой четверти XVIII века получил название «петровское барокко». Термин нужно понимать как очень условный. В Петровскую эпоху существовали зачатки всех стилей – и барокко , и рококо , и классицизма. Город как бы примерял на себя разные одежды. Иностранные мастера, помимо стилевого разнообразия, принесли разнообразие национальных манер, школ, различие в качестве исполнения. Решающими для формирования стиля были личные вкусы Петра, а также особенности ландшафта нового города.

 Петру Алексеевичу нравился Амстердам: двуцветная окраска зданий из красного кирпича с отделкой белым камнем  наличников,порталов, карнизов, тяг создавала образ скромной, практичной и вместе с тем нарядной архитектуры. Это определило его первоначальную ориентацию на северную архитектуру. В письме будущему архитектору И.Коробову он ставит задачу: «…Надобно тебе в Голландии жить, а не в Брабандии и выучить манир голландской архитектуры, а особливо фундаменты, которые нужны здесь; ибо равную ситуацию имеют для низости воды, а также тонкости стен. К тому ж огородам [садам] пропорций, как их размерять и украшать, как ликом, так и всякими фигурами, чего нигде в свете столько хорошего нет, как в Голландии. И я ничего так не требую, как сего».

 К концу жизни Петра в архитектуре наблюдается тяготение к более нарядным, праздничным формам французского барокко. Точнее было бы сказать, что в архитектуре Петербурга шло слияние европейских стилистических приемов: рационального северного барокко – через Трезини (симметрия и уравновешенность композиции, сдержанность декора), и изящного, придворно-аристократического – через Леблона (изысканность, приверженность к высоким, «мансардным» кровлям) – с традициями древнерусскими, сказавшимися, например, в многоцветной окраске зданий.

Смена вкусов заметна на примере творчества первого архитектора Петербурга Д.Трезини, создателя стиля «Петровское барокко»: от строгих и лаконичных форм первых домов он подходит к почти барочным формам колокольни Петропавловского собора, Петровских ворот крепости.

За счет слияния различных стилистических приемов постепенно создается национальный стиль русского барокко. Истинное русское барокко, соответствующее и параллельное общеевропейскому, сумевшее сохранить свои национальные черты, относится к середине столетия и связано с именами Б.-Ф. Растрелли и С.И. Чевакинского.

Отличительные черты «Петровского барокко»

1. «Петербургский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен  и в тоже время проникнут праздничным настроением.

 

 

 

2. Строгая симметрия планов и объемныхпостроений, уравновешенность.

Приведение к симметрии требует выделения центра композиции.

По оси здания располагается главный вход, над ним самый крупный, нарядный зал.

 

Особо представительные в градостроительном отношении здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, госпиталь) акцентируются башней. Центральная часть объема иногда подчеркиваетсяризалитомобогащается пластически — портиками, скульптурой, сложными формами окон, нарядными наличниками.

 

 

3. Вертикальные членения стен плоскимилопатками ипилястрами, обработка углов рустом.  

4. Плоскостная трактовка

пластического убора зданий.

 Это обусловлено кирпичной конструкцией стены, ее рельефисполняют в ходе кладки и избегают сильных выносов пилястр, карнизов.

 

 

5. Многоцветная архитектура.

Оштукатуренные кирпичные

стены требовали покраски.

Предпочитали активные 

красные, зеленые, синие тона::

на интенсивном фоне стены четко выделяются белыеархитектурные детали, пилястры и лопатки.

 

 

 

6. Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам –  «ушами».

 

 

7. Сдержанное, по сравнению  с европейским барокко,использование декоративных элементов. 

8. Мансардная крыша с переломом. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей.

 

 Основные памятники «петровского барокко», сохранившиеся до наших дней в Санкт-Петербурге.

 

Летний дворец Петра I  (Кутузовская наб. Летний сад) (1710 – 1716).  Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, Н.Пино

Дворец Меншикова (Васильевский остров Университетская наб.,15) (1710 – 1727). Д.-И.Фонтана, И.-Г.Шедель, И.-Ф.Браунштейн, Г.-И.Маттарнови

Собор св. Петра и Павла (Заячий остров)(1712 – 1733). Д.Трезини.

Кикины палаты (Ставропольская ул., 9)(1714 – 1720)

Петровские ворота Петропавловской крепости  (Заячий остров) (1717 – 1718).  Д.Трезини, Н.Пино

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря  (наб. реки Монастырки,1) (1717 – 1725).  Д.Трезини

Здание Кунсткамеры (Университетская наб., 3)(1718 – 1734). Г.-И.Маттарнови, Н.-Ф.Гербель, Г.-К.Киавери, М.Г.Земцов

Здание Двенадцати коллегий (Университетская наб.,7) (1722 – 1742). Д.Трезини, Л.-Т.Швертфегер

Основные памятники «петровского барокко» в пригородах Санкт-Петербурга: 

Дворец Меншикова  (Ораниенбаум) (1710 – 1713).  Д.-М.Фонтана, И.-Ф.Браунштейн, Н.Пино, И.-Г.Шедель

Большой дворец. Центральная часть. (Петергоф) (1714 – 1723). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, Н.Пино

Монплезир  (Петергоф) (1714 – 1723). А.Шлютер,И-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти

Большой дворец   (Стрельна) (1719 – 1726). Н.Микетти, М.Г.Земцов

 Марли  (Петергоф) (1720 – 1730). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон, Н.Микетти, Н.Пино

Эрмитаж  (Петергоф) (1721 – 1725). И.-Ф.Браунштейн, Ж.-Б.Леблон

Петровское барокко — Архитектурные стили — Дизайн и архитектура растут здесь

Итальянское понятие «барокко» означает в переводе «причудливый» или «странный». С виду торжественный и праздный, он имеет глубокое содержание, рассказывая о сложности и многообразии этого мира, о его единстве и изменчивости. На передний план в барокко выдвигается природа с её стихийными реалиями, а также человек, но не как самостоятельная личность, а как часть этого мира.

Родиной стиля барокко считается Италия XVI-XVII века. Тогда господство светской власти укреплялось, выливаясь в стремление к демонстрации богатства, роскоши и мощи. На этом фоне популярный в то время ренессанс утрачивает свои позиции и, на его смену приходят новые тенденции в искусстве и архитектуре.

Итальянское барокко стремительно перенимают Европейские страны, где его черты прослеживаются до начала XVIII столетия.

В Россию барокко пришел при строительстве Петербурга. Волевой и сильный царь, призвал для проектирования зданий не только талантливых соотечественников, но и иностранных архитекторов. Последние испытывали в своей работе жесткий диктат русских руководителей, поэтому архитектура того времени представляет собой сплав из русского зодчества и западноевропейских приемов.

Данный стиль был назван Петровским барокко, как направление одобренное Петром I.

Особенности

Суть  Петровского барокко  отличается от  зарубежного, прежде всего, простотой,  и практичностью. Важными отличительными особенности сооружений времен Петра, являются красно-белые фасады и плоскостной декор.

Вообще, Петровское барокко отличается не только от западноевропейского. В России этот стиль также имеет свои индивидуальные черты. Так, например, в отличии от Московского барокко, или, как его еще называют «нарышкинского», Петербургский стиль своеобразный и неповторимый.

В архитектуре северного барокко чувствуется отказ от всего византийского  в пользу симметрии и уравновешенности. Визитной карточкой строений становится выделение центра, мансардные крыши, цветовая многоликость, сдержанность в украшении, а также  оформление окон арочными проемами.

Характер Петровского барокко

В  архитектурном стиле Петербурга характерно использование  элементов тосканского ордена. Правда трактовка его была несколько иная. Колонны заменялись на родные,  русские «лопатки», а окна оформляли профилированными наличниками с  утолщениями. Углы зданий в большинстве своем оформляли рустом: каменным горизонтальным или вертикальным швом.

И без того торжественный вид, архитекторы дополняли множеством  элементов, в виде завитков и обрамлений. Линиям крыш, также пытались придать более массивный, богатый вид. Применение полукруглых фронтонов над  выступающими частями было обязательным. Верхняя часть построек усложнялась еще статуями.

Архитектура Петровского барокко

Санкт-Петербург — один из лучших городов мира, где сконцентрировано наибольшее количество памятников русской архитектуры. Туристы разных стран стремятся побывать здесь, чтобы своими глазами увидеть творения гениальных зодчих и понять личные взгляды первого Русского императора на архитектуру.

Петропавловский собор

Одним из первых сооружений возведенных в Западноевропейском стиле, стал Петропавловский собор. Это третье по высоте здание в городе, длинна которого достигает 122,5 метра. Интересно, то, что это православное здание построено совсем не так, как строились русские православные церкви. Вопреки крестово-купольному характеру, Петропавловский собор представляет собой прямоугольное здание зального типа с сорокаметровым шпилем наверху.

Здание двенадцати коллегией

Еще одним созданием зарубежного архитектора Доменико Трезини является дом двенадцати коллегий. Архитектор выполнил все пожелания Петра, воплотив их в сооружении из двенадцати одинаковых трехэтажных секций. При этом, каждая из частей имеет собственную крышу. Величественный вид здания подкреплен фасадом, исполненным в красно-белом решении, а также нескончаемой чередой фронтонов.

Летний дворец

Таким же красно-белым экстерьером пестрит Летний дворец Петра. Император доверил руководство проектом опять же Трезини, правда задача на этот раз была поставлена иная. Архитектор должен был увековечить здесь победу России в Северной войне. Сейчас мы можем наблюдать барельефы в мифологической тематике. В плане конструкции — это простое строение, предназначенное, главным образом, для отдыха императорской семьи.

Парковое барокко

Элементы барокко  применялись не только в величественных зданиях Петербурга. Городские улицы стали украшать парки и сады с новой концепцией планирования. Все они, так же устремлены на запад и, как считают специалисты,  начали создаваться вследствие посещения Петром Версаля.

Примером тому служит Летний сад. Так же, как у Версаля, вдоль аллей сада расположены статуи и бюсты.

Стиль Петровское барокко по праву выделен в единое самостоятельное течение. Да, архитекторы Петербурга многое заимствовали у западноевропейского прототипа, но самобытность зданий, которые в итоге возводились, позволяет судить об абсолютной его уникальности.

 

Особенности стиля Петровское барокко

Мы ответили на самые популярные вопросы — проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
  • Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
  • Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.

Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?

Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, отправьте простую заявку нам на почту [email protected]. Образец можно скачать здесь. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Как предложить событие в «Афишу» портала?

В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».

Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью фор

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *