Архитектура россии 18 века – Общая характеристика изобразительного искусства и архитектуры России XVIII века
Архитектура России 18 века
И.М.Шмидт
Восемнадцатый век — время замечательного расцвета русского зодчества. Продолжая; с одной стороны, свои национальные традиции, русские мастера в этот период стали активно осваивать опыт современной им западноевропейской архитектуры, перерабатывая ее принципы применительно к конкретно-историческим потребностям и условиям своей страны. Они во многом обогатили мировую архитектуру, внеся в ее развитие неповторимые черты.
Для русского зодчества 18 в. характерно решительное преобладание светской архитектуры над религиозной, широта градостроительных планов и решений. Воздвигалась новая столица — Петербург, по мере укрепления государства расширялись и перестраивались старые города.
Указы Петра I содержали конкретные распоряжения, касающиеся архитектуры и строительного дела. Так, специальным его приказом предписывалось выводить фасады вновь строящихся зданий на красную линию улиц, в то время как в древнерусских городах дома часто располагались в глубине дворов, за различными хозяйственными постройками.
По ряду своих стилевых особенностей русская архитектура первой половины 18 в. несомненно может быть сравнима с господствующим в Европе стилем барокко.
Тем не менее прямую аналогию здесь проводить нельзя. Русское зодчество — особенно петровского времени — обладало значительно большей простотой форм, чем было свойственно стилю позднего барокко на Западе. По своему идейному содержанию оно утверждало патриотические идеи величия русского государства.
Одно из примечательнейших сооружений начала 18 в.— здание Арсенала в Московском Кремле (1702—1736; архитекторы Дмитрий Иванов, Михаил Чоглоков и Кристоф Конрад). Большая протяженность здания, спокойная гладь стен с редко расставленными окнами и торжественно-монументальное оформление главных ворот явно свидетельствуют о новом направлении в архитектуре. Совершенно уникально решение небольших спаренных окон Арсенала, имеющих полуциркульное завершение и огромные наружные откосы наподобие глубоких ниш.
Новые веяния проникали и в культовую архитектуру. Ярким примером тому является церковь архангела Гавриила, более известная под названием Меншиковой башни. Она была построена в 1704—1707 гг. в Москве, на территории усадьбы А. Д. Меншикова у Чистых прудов, архитектором Иваном Петровичем Зарудным (умер в 1727 г.). До пожара 1723 г. (возникшего в результате удара молнии) Меншикова башня — как и построенная вскоре колокольня Петропавловского собора в Петербурге — была увенчана высоким деревянным шпилем, на конце которого находилась золоченая медная фигура архангела. По высоте эта церковь превосходила колокольню Ивана Великого в Кремле (Существующая ныне своеобразной формы легкая, удлиненная глава этой церкви была сделана уже в начале 19 в. Восстановление церкви относится к 1780 году.).
И. П. 3арудный. Церковь архангела Гавриила («Меншикова башня») в Москве. 1704-1707 гг. Вид с юго-запада.
Меншикова башня представляет собой характерную для русского церковного зодчества конца 17 в. композицию из нескольких ярусов — «восьмериков» на «четверике». В то же время по сравнению с 17 в. здесь ясно намечаются новые тенденции и используются новые архитектурные приемы. Особенно смелым и новаторским было использование в церковном сооружении высокого шпиля, столь успешно применявшегося затем петербургскими архитекторами. Характерно обращение Зарудного к классическим приемам ордерной системы. В частности, с большим художественным тактом введены необычные для древнерусского зодчества колонны с коринфскими капителями. И уже совсем смело — мощные волюты, фланкирующие главный вход в храм и придающие ему особенную монументальность, своеобразие и торжественность.
Зарудным были созданы также деревянные триумфальные ворота в Москве — в честь Полтавской победы (1709) и заключения Ништадтского мира (1721). Начиная с петровского времени воздвижение триумфальных арок стало нередким явлением в истории русской архитектуры. Как деревянные, так и постоянные (каменные) триумфальные ворота обычно богато украшались скульптурой. Эти сооружения были памятниками воинской славы русского народа и во многом способствовали декоративному оформлению города.
План центральной части Петербурга в 18 веке.
С наибольшей наглядностью и полнотой новые качества русского зодчества 18 в. проявлялись в архитектуре Петербурга. Новая русская столица была заложена в 1703 г. и строилась необычайно быстро.
С архитектурной точки зрения Петербург представляет особый интерес. Это единственный столичный город Европы, который целиком возник в 18 веке. В облике его нашли яркое отражение не только своеобразные направления, стили и индивидуальные дарования архитекторов 18 столетия, но и прогрессивные принципы градостроительного мастерства того времени, в частности планировки. Помимо блестяще решенной «трехлучевой» планировки центра Петербурга высокое градостроительное искусство проявилось в создании законченных ансамблей, в великолепной застройке набережных. Нерасторжимое архитектурно-художественное единство города и его водных артерий с самого начала представляло собой одно из важнейших достоинств и своеобразнейшую красоту Петербурга. Сложение архитектурного облика Петербурга первой половины 18 в. связано в основном с деятельностью архитекторов Д. Трезини, М. Земцова, И. Коробова и П. Еропкина.
Доменико Трезини (ок. 1670—1734) был одним из тех архитекторов-иностранцев, которые, приехав в Россию по приглашению Петра I, оставались здесь на долгие годы, а то и до конца своей жизни. Имя Трезини связано со многими сооружениями раннего Петербурга; ему принадлежат «образцовые», то есть типовые проекты жилых домов, дворцов, храмов, различных гражданских сооружений.
Доменико Трезини. Петропавловский собор в Ленинграде. 1712-1733 гг. Вид с северо-запада.
Трезини работал не один. Вместе с ним трудилась группа русских архитекторов, роль которых в создании ряда сооружений была чрезвычайно ответственна. Лучшим и наиболее значительным творением Трезини является знаменитый Петропавловский собор, построенный в 1712—1733 гг. В основу сооружения положен план трехнефной базилики. Самая примечательная часть собора — его устремленная вверх колокольня. Так же как Меншикова башня Зарудного в своем первоначальном виде, колокольня Петропавловского собора увенчана высоким шпилем, завершенным фигурой ангела. Горделивый, легкий взлет шпиля подготовлен всеми пропорциями и архитектурными формами колокольни; продуман постепенный переход от собственно колокольни к «игле» собора. Колокольня Петропавловского собора была задумана и осуществлена как архитектурная доминанта в ансамбле строящегося Петербурга, как олицетворение величия русского государства, утвердившего на берегах Финского залива свою новую столицу.
Трезини. Здание Двенадцати коллегий в Ленинграде. Фрагмент фасада.
В 1722—1733 гг. создается другое широко известное сооружение Трезини — здание Двенадцати коллегий. Сильно вытянутое в длину, здание имеет двенадцать секций, каждая из которых оформлена как относительно небольшой, но самостоятельный дом со своим перекрытием, фронтоном и входом. Излюбленные Трезини строгие пилястры в данном случае используются для объединения двух верхних этажей здания и подчеркивают мерный, спокойный ритм членений фасада Горделивый, стремительный взлет колокольни собора Петропавловской крепости и спокойная протяженность здания Двенадцати коллегий — эти прекрасные архитектурные контрасты осуществлены Трезини с безупречным тактом выдающегося мастера.
Большинству произведений Трезини свойственны сдержанность и даже строгость в архитектурном решении зданий. Это особенно заметно рядом с декоративной пышностью и богатым оформлением сооружений середины 18 столетия.
Георг Маттарнови, Гаэтано Кьявери, М. Г. Земцов. Кунсткамера в Ленинграде. 1718-1734 гг. Фасад.
Многообразной была деятельность Михаила Григорьевича Земцова (1686— 1743), работавшего вначале у Трезини и своим дарованием обратившего на себя внимание Петра I. Земцов участвовал, как видно, во всех крупных работах Трезини. Он завершил постройку здания Кунсткамеры, начатой архитекторами Георгом Иоганном Маттарнови и Гаэтано Кьявери, построил церкви Симеона и Анны, Исаакия Далматского и ряд других сооружений Петербурга.
Г. Маттарнови, Г. Кьявери, М.Г.3емцов. Кунсткамера в Ленинграде. Фасад.
Петр I придавал большое значение регулярной застройке города. Для разработки генерального плана Петербурга был приглашен в Россию известный французский архитектор Жан Батист Леблон. Однако составленный Леблоном генеральный план Петербурга имел ряд очень существенных недостатков. Архитектор не учитывал естественного развития города, и его план в значительной мере страдал абстрактностью. Проект Леблона был лишь частично осуществлен в планировке улиц Васильевского острова. Русские архитекторы внесли много существенных коррективов в его планировку Петербурга.
Видным градостроителем начала 18 века был архитектор Петр Михайлович Еропкин (ок. 1698—1740), давший замечательное решение трехлучевой планировки Адмиралтейской части Петербурга (включая Невский проспект). Проводя большую работу в образованной в 1737 г. «Комиссии о санкт-петербургском строении», Еропкин ведал застройкой и других районов города. Его деятельность оборвалась самым трагическим образом. Архитектор был связан с группой Волынского, выступавшей против Бирона. В числе других видных членов этой группы Еропкин был арестован и в 1740 г. предан казни.
Еропкин известен не только как архитектор-практик, но и как теоретик. Им были переведены на русский язык труды Палладио, а также начата работа над научным трактатом «Должность архитектурной экспедиции». Последняя работа, касающаяся основных вопросов русского зодчества, не была им закончена; после его казни этот труд завершили Земцов и И. К. Коробов (1700—1747) — создатель первого каменного здания Адмиралтейства. Увенчанная высоким тонким шпилем, перекликающимся со шпилем Петропавловского собора, башня Адмиралтейства построенная Коробовым в 1732—1738 гг., стала одним из важнейших архитектурных ориентиров Петербурга.
Определение архитектурного стиля первой половины 18 в. вызывает обычно немало споров среди исследователей русского искусства. И действительно, стиль первых десятилетии 18 в. складывался сложно и зачастую очень противоречиво. В его формировании участвовал в несколько видоизмененном и более сдержанном по форме виде стиль западноевропейского барокко; сказывалось и воздействие голландской архитектуры. В той или другой степени давало себя знать и воздействие традиций древнерусской архитектуры. Отличительной чертой многих первых построек Петербурга была суровая утилитарность и простота архитектурных форм. Неповторимое своеобразие русского зодчества первых десятилетий 18 в. заключается, однако, не в сложном и подчас противоречивом переплетении архитектурных стилей, а прежде всего в градостроительном размахе, в жизнеутверждающей мощи и в величии сооружений, воздвигаемых в этот важнейший для русской нации период.
После смерти Петра I (1725) предпринятое по его указаниям широкое гражданское и промышленное строительство отходит на второй план. Начинается новый период в развитии русской архитектуры. Лучшие силы архитекторов направлялись теперь на дворцовое строительство, принявшее необыкновенный размах. Примерно с 1740-х гг. утверждается отчетливо выраженный стиль русского барокко.
В середине 18 столетия разворачивается широкая дедтельность Варфоломея Варфоломеевича Растрелли (1700—1771), сына известного скульптора К.-Б. Растрелли. Творчество Растрелли-сына целиком принадлежит русскому искусству. Его творчество отразило возросшую мощь Российской империи, богатство высших придворных кругов, которые были основными заказчиками великолепных дворцов, созданных Растрелли и возглавляемым им коллективом.
Иоганн Браунштейн. Павильон Эрмитаж в Петергофе (Петродворце). 1721-1725 гг.
Большое значение имела деятельность Растрелли по перестройке дворцово-паркового ансамбля Петергофа. Место для дворца и обширного садово-паркового ансамбля, получившего впоследствии название Петергоф (ныне Петродворец), было намечено в 1704 г. самим Петром I. В 1714—1717 гг. строились Монплезир и каменный Петергофский дворец по проектам Андреаса Шлютера. В дальнейшем в работу включается несколько архитекторов, в том числе Жан Батист Леблон — основной автор планировки парка и фонтанов Петергофа и И. Браунштейн — строитель павильонов «Марли» и «Эрмитаж».
Ансамбль Петергофа с самого начала был задуман как один из крупнейших в мире ансамблей садово-парковых сооружений, скульптуры и фонтанов, соперничающий с Версалем. Великолепный по своей цельности замысел объединил в одно неразрывное целое Большой каскад и обрамляющие его грандиозные лестничные спуски с Большим гротом в центре и возвышающимся над всем дворцом.
Не касаясь в данном случае сложного вопроса авторства и истории строительства, которое проводилось после скоропостижной смерти Леблона, следует отметить установку в 1735 г. центральной по композиционной роли и по идейному замыслу скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льву» (авторство точно не установлено), чем завершился первый этап создания крупнейшего из регулярных парковых ансамблей 18 века.
В 1740-х гг. начался второй этап строительства в Петергофе, когда была предпринята грандиозная перестройка Большого Петергофского дворца архитектором Растрелли. Сохранив некоторую сдержанность решения старого Петергофского дворца, характерную для стиля петровского времени, Растрелли все же значительно усилил его декоративное оформление в стиле барокко. Особенно сильно Это проявилось в оформлении заново пристроенных к дворцу левого крыла с церковью и правого (так называемого Корпуса под гербом). Заключительный из основных этапов строительства Петергофа относится уже к концу 18 — самому началу 19 в., когда к делу были привлечены архитектор А. Н. Воронихин и целая плеяда выдающихся мастеров .русской скульптуры, включая Козловского, Мартоса, Шубина, Щедрина, Прокофьева.
В целом первые проекты Растрелли, относящиеся к 1730-м гг., в значительной мере еще близки к стилю петровского времени и не поражают той роскошью
и помпезностью, которые проявляются в его наиболее прославленных творениях — Большом (Екатерининском) дворце в Царском Селе (ныне г. Пушкин), Зимнем дворце и Смольном монастыре в Петербурге.
В. В. Растрелли. Большой (Екатерининский) дворец в Царском Селе (г. Пушкине). 1752-1756 гг. Вид со стороны парка.
Приступив к созданию Екатерининского дворца (1752—1756), Растрелли не возводил его целиком заново. В композицию своего грандиозного здания он умело включил уже имевшиеся дворцовые сооружения архитекторов Квасова и Чевакинского. Эти сравнительно небольшие корпуса, сообщающиеся между собой одноэтажными галлереями, Растрелли объединил в одно величественное здание нового дворца, фасад которого в длину достигал трехсот метров. Низкие одноэтажные галлереи были надстроены и тем самым подняты до общей высоты горизонтальных членений дворца, старые боковые корпуса включались в новое здание как выступающие ризалиты.
Как внутри, так и снаружи Екатерининский дворец Растрелли отличался исключительным богатством декоративного оформления, неистощимой выдумкой и разнообразием мотивов. Крыша дворца была позолочена, над балюстрадой, опоясывающей ее, возвышались скульптурные (тоже золоченые) фигуры и декоративные композиции. Фасад был украшен могучими фигурами атлантов и затейливой лепниной, изображающей гирлянды цветов. Белый цвет колонн отчетливо выделялся на фоне голубой окраски стен здания.
Внутреннее пространство Царскосельского дворца решено Растрелли по продольной оси. Предназначенные для парадных приемов многочисленные залы дворца образовывали торжественную красивую анфиладу. Основное цветовое сочетание внутренней отделки — золото и белый цвет. Обильная золотая резьба, изображения резвящихся амуров, изысканные формы картушей и волют — все это отражалось в зеркалах, а по вечерам, особенно в дни торжественных приемов и церемоний, было ярко освещено бесчисленным количеством свечей (Этот редкий по красоте дворец был варварски разграблен и подожжен немецко-фашистскими войсками во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Усилиями мастеров советского искусства Большой Царскосельский дворец ныне, насколько возможно, восстановлен.).
В 1754—1762 гг. Растрелли строит другое крупное сооружение — Зимний дворец в Петербурге, ставший основой будущего ансамбля Дворцовой площади.
В отличие от сильно вытянутого в длину Царскосельского дворца Зимний дворец решен в плане огромного замкнутого прямоугольника. Главный вход во дворец находился в то время в просторном внутреннем парадном дворе.
В. В. Растрелли. Зимний дворец в Ленинграде. 1754-1762 гг. Вид со стороны Дворцовой площади.
В. В. Растрелли. Зимний дворец в Ленинграде. Фасад со стороны Дворцовой площади. Фрагмент.
Учитывая местоположение Зимнего дворца, Растрелли различно решил фасады здания. Так, фасад, выходящий на юг, на образовавшуюся впоследствии Дворцовую площадь, решен с сильной пластической акцентировкой центральной части (где находится парадный въезд во двор). Наоборот, фасад Зимнего дворца, обращенный к Неве, выдержан в более спокойном ритме объемов и колоннады, благодаря чему лучше воспринимается протяженность здания.
В. В. Растрелли. Собор Смольного монастыря в Ленинграде. Фрагмент западного фасада.
В. В. Растрелли. Собор Смольного монастыря в Ленинграде. Начат в 1748 г. Вид с запада.
Деятельность Растрелли в основном была направлена на создание дворцовых сооружений. Но и в церковном зодчестве он оставил чрезвычайно ценное произведение — проект ансамбля Смольного монастыря в Петербурге. Строительство Смольного монастыря, начатое в 1748 г., растянулось на многие десятилетия и завершилось архитектором В. П. Стасовым в первой трети 19 в. К тому же такая важная часть всего ансамбля, как девятиярусная колокольня собора, так и не была осуществлена. В композиции пятиглавого собора и целом ряде общих принципов решения ансамбля монастыря Растрелли непосредственно исходил из традиций древнерусского зодчества. В то же время мы видим здесь и характерные черты архитектуры середины 18 в.: пышность архитектурных форм, неистощимое богатство декора.
В числе выдающихся творений Растрелли — замечательный Строгановский дворец в Петербурге (1750—1754), Андреевский собор в Киеве, перестроенный по его проекту Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря близ Москвы, не сохранившийся до нашего времени деревянный двухэтажный Анненгофский дворец в Москве и другие.
Если деятельность Растрелли протекала в основном в Петербурге, то другой выдающийся русский зодчий, ученик Коробова Дмитрий Васильевич Ухтомский (1719—1775), жил и работал в Москве. С его именем связаны два замечательных памятника русской архитектуры середины 18 в.: колокольня Троице-Сергиевой лавры (1740—1770) и каменные Красные ворота в Москве (1753—1757).
По характеру своего творчества Ухтомский довольно близок Растрелли. И колокольня лавры и триумфальные ворота богаты по внешнему оформлению, монументальны и праздничны. Ценное качество Ухтомского — стремление к разработке ансамблевых решений. И хотя наиболее значительные замыслы его осуществлены не были (проект ансамбля Инвалидного и Госпитального домов в Москве), прогрессивные тенденции в творчестве Ухтомского были подхвачены и развиты его великими учениками — Баженовым и Казаковым.
Заметное место в архитектуре этого периода заняло творчество Саввы Ивановича Чевакинского (1713—1774/80). Ученик и преемник Коробова, Чева-кинский участвовал в разработке и осуществлении целого ряда архитектурных проектов в Петербурге и Царском Селе. Дарование Чевакинского особенно полно проявилось в созданном им Никольском военно-морском соборе (Петербург, 1753 — 1762). Замечательно решена стройная четырехъярусная колокольня собора, чарующая своей праздничной нарядностью и безупречными пропорциями.
Вторая половина 18 в. знаменует новый этап в истории архитектуры. Так же как и другие виды искусства, русское зодчество свидетельствует об укреплении русского государства и росте культуры, отражает новое, более возвышенное представление о человеке. Идеи гражданственности, провозглашенные просветителями, представления об идеальном, построенном на разумных началах дворянском государстве находят своеобразное выражение в эстетике классицизма 18 в., сказываются во все более ясных, классически сдержанных формах архитектуры.
Начиная с 18 в. и вплоть до середины 19 столетия русская архитектура занимает одно из ведущих мест в мировом зодчестве. Москва, Петербург и целый ряд других городов России .обогащаются в это время первоклассными ансамблями.
Становление раннего русского классицизма в архитектуре неразрывно связано с именами А. Ф. Кокоринова, Валлена Деламота, А. Ринальди, Ю. М. Фельтена.
Александр Филиппович Кокоринов (1726—1772) был в числе непосредственных помощников одного из виднейших русских архитекторов середины 18 в. Ухтомского. Как показывают новейшие исследования, молодой Кокоринов построил прославленный современниками дворцовый ансамбль в Петровском-Разумовском (1752—1753), который до наших дней дошел измененным и перестроенным. С точки Зрения архитектурного стиля этот ансамбль был несомненно близок пышным дворцовым сооружениям середины 18 в., возводимым Растрелли и Ухтомским. Новым, предвещающим стиль русского классицизма было, в частности, применение сурового дорического ордера в оформлении въездных ворот дворца Разумовского.
Валлен Деламот. Малый Эрмитаж в Ленинграде. 1764-1767 гг.
Примерно с 1760 г. началась многолетняя совместная работа Кокоринова с приехавшим в Россию Валленом Деламотом (1729—1800). Родом из Франции, Деламот происходил из семьи известных архитекторов Блонделей. С именем Валлена Деламота связаны такие значительные сооружения Петербурга, как Большой гостиный двор (1761 — 1785), план которого был разработан еще Растрелли, и Малый Эрмитаж (1764—1767). Тонкой гармонии архитектурных форм, торжественно-величавой простоты исполнено сооружение Деламота, известное под названием Новая Голландия — здание адмиралтейских складов, где особенное внимание привлекает перекинутая через канал арка из простого темно-красного кирпича с декоративным применением белого камня.
Валлен Деламот. Центральная часть главного фасада Академии художеств в Ленинграде. 1764-1788 гг.
А. Ф. Кокоринов и Валлен Деламот. Академия художеств в Ленинграде. 1764-1767 гг. Вид со стороны Невы.
Валлен Деламот. «Новая Голландия» в Ленинграде. 1770-1779 гг. Арка.
Валлен Деламот участвовал в создании одного из своеобразнейших сооружений 18 в. — Академии художеств в Петербурге (1764—1788). Строгое, монументальное здание Академии, выстроенное на Васильевском острове, приобрело важное значение в городском ансамбле. Величаво и спокойно решен главный фасад, выходящий на Неву. Общий замысел этой постройки свидетельствует о преобладании стиля раннего классицизма над элементами барокко.
Всего более разителен план этого сооружения, который в основном, видимо, был разработан Кокориновым. За внешне спокойными фасадами здания, занимающего целый городской квартал, скрывается сложнейшая внутренняя система учебных, жилых и подсобных помещений, лестниц и коридоров, дворов и переходов. Особенно примечательна планировка внутренних дворов Академии, включавшая один огромный круглый двор в центре и четыре дворика меньших размеров, имеющих в плане форму прямоугольника, в каждом из которых закруглены два угла.
А. Ф. Кокоринов, Валлен Деламот. Академия художеств в Ленинграде. План.
Близким искусству раннего классицизма сооружением является Мраморный дворец (1768-1785). Автором его был приглашенный в Россию янский архитектор Антонио Ринальди (ок. 1710—1794). В более ранних сооружениях Ринальди ясно проявлялись особенности позднего барокко и стиля рококо (последний особенно ощутим в утонченной отделке апартаментов Китайского дворца в Ораниенбауме).
Наряду с крупными дворцово-парковыми ансамблями в России получает все более широкое развитие усадебная архитектура. Особенно оживленное строительство усадеб развернулось во второй половине 18 в., когда был издан указ Петра III об освобождении дворян от обязательной государственной службы. Разъехавшиеся по своим родовым и вновь полученным поместьям русские дворяне начали усиленно строиться и благоустраиваться, приглашая для этого виднейших зодчих, а также широко используя труд талантливых крепостных архитекторов. Наибольшего расцвета усадебное строительство достигает в конце 18 — начале 19 века.
Решетка Летнего сада в Ленинграде. 1773-1784 гг. Приписывается Ю. М. Фельтену.
Мастером раннего классицизма был Юрий Матвеевич Фельтен (1730—1801), один из создателей замечательных набережных Невы, связанных с осуществлением градостроительных работ 1760—1770-х гг. С ансамблем набережных Невы тесно связано и сооружение поражающей благородством своих форм решетки Летнего сада, в проектировке которой участвовал Фельтен. Из сооружений Фельтена следует упомянуть здание Старого Эрмитажа.
Прачешный мост через реку Фонтанку в Ленинграде. 1780-е гг.
Во второй половине 18 в. жил и работал один из величайших русских зодчих— Василий Иванович Баженов (1738—1799). Баженов родился в семье дьячка под Москвой, близ Малоярославца. В пятнадцать лет Баженов состоял в артели живописцев на строительстве одного из дворцов, где на него обратил внимание архитектор Ухтомский, принявший одаренного юношу в свою «архитектурную команду». После организации в Петербурге Академии художеств Баженов был направлен туда из Москвы, где он учился в гимназии при Московском университете. В 1760 г. Баженов едет в качестве пенсионера Академии за границу, во Францию и Италию. Выдающееся природное дарование молодого архитектора уже в те годы получает высокое признание, Двадцативосьмилетний Баженов приезжает из-за границы со званием профессора Римской Академии и званием академика Флорентийской и Болонской Академий.
Исключительное дарование Баженова как архитектора, его большой творческий размах с особенной наглядностью проявились в проекте Кремлевского дворца в Москве, над которым он начал работать с 1767 г., фактически задумав создание нового кремлевского ансамбля.
В.И.Баженов. План Кремлевского дворца в Москве.
По проекту Баженова Кремль должен был стать в полном смысле слова новым центром древней русской столицы, причем самым непосредственным образом связанным с городом. В расчете на этот проект Баженов даже предполагал срыть часть кремлевской стены со стороны Москвы-реки и Красной площади. Тем самым вновь созданный ансамбль нескольких площадей в Кремле и в первую очередь новый Кремлевский дворец оказались бы уже ничем не отделенными от города.
Фасад Кремлевского дворца Баженова должен был быть обращен к Москве-реке, к которой сверху, с кремлевского холма вели торжественные лестничные спуски, оформленные монументально-декоративной скульптурой.
Здание дворца проектировалось четырехэтажным, причем два первых этажа имели служебное назначение, а в третьем и четвертом располагались собственно дворцовые апартаменты с большими двухсветными залами.
В.И.Баженов. Проект Большого Кремлевского дворца в Москве. Разрез.
В архитектурном решении Кремлевского дворца, новых площадей, а также наиболее значительных внутренних помещений исключительно большая роль отводилась колоннадам (по преимуществу ионического и коринфского ордеров). В частности, целый строй колоннад окружал главную из запроектированных Баженовым площадей в Кремле. Эту площадь, имевшую овальную форму, архитектор предполагал окружить зданиями с сильно выступающими цокольными частями, образующими как бы ступенчатые трибуны для размещения народа.
В. И. Баженов. Модель Кремлевского дворца. Фрагмент главного фасада. 1769-1772 гг. Москва, Музей архитектуры.
Начались широкие подготовительные работы; в специально выстроенном доме была сделана замечательная (сохранившаяся доныне) модель будущего сооружения; тщательно разрабатывались и проектировались Баженовым внутренняя отделка и оформление дворца…
Ничего не подозревавшего зодчего ждал жестокий удар: как выяснилось впоследствии, Екатерина II не собиралась доводить это грандиозное строительство до конца, оно было затеяно ею в основном с целью продемонстрировать могущество и богатство государства в период русско-турецкой войны. Уже в 1775 г. строительство полностью прекратилось.
В последующие годы наиболее крупной работой Баженова становится проектирование и постройка ансамбля в Царицыне под Москвой, предполагавшегося быть летней резиденцией Екатерины II. Ансамбль в Царицыне представляет собой загородную усадьбу с асимметричным расположением построек, исполненных в самобытном стиле, называемом иногда «русской готикой», но в известной мере основанном на использовании мотивов русской архитектуры 17 века.
Именно в традициях древнерусской архитектуры даются Баженовым сочетания красных кирпичных стен царицынских построек с деталями из белого камня.
Сохранившиеся баженовские постройки в Царицыне — Оперный дом, Фигурные ворота, мост через дорогу — дают лишь частичное представление об общем замысле. Проект Баженова не только не был осуществлен, но даже уже почти законченный им дворец был отвергнут приехавшей императрицей и по ее приказу сломан.
В. И. Баженов. Павильоны Михайловского (Инженерного) замка в Ленинграде. 1797-1800 гг.
В. И. Баженов. Михайловский (Инженерный) замок в Ленинграде. 1797- 1800 гг. Северный фасад.
Дань зарождающимся предромантическим тенденциям Баженов отдал в проекте Михайловского (Инженерного) замка, который с некоторыми изменениями был осуществлен архитектором В. Ф. Бренной. Построенный по распоряжению Павла I в Петербурге, Михайловский замок (1797—1800) представлял в то время сооружение, окруженное, как крепость, рвами; через них были перекинуты подъемные мосты. Своеобразно сочетались здесь тектоническая ясность общего архитектурного замысла и вместе с тем сложность планировки.
В большинстве своих проектов и сооружений Баженов выступал как крупнейший мастер раннего русского классицизма. Замечательным творением Баженова является дом Пашкова в Москве (ныне старое здание Государственной библиотеки им. В. И. Ленина). Это здание было построено в 1784—1787 годах. Сооружение дворцового типа, дом Пашкова (названный так по фамилии первого владельца) оказался решенным настолько совершенно, что и с точки зрения городского ансамбля и по своим высоким художественным достоинствам занял одно из первых мест среди памятников русской архитектуры.
В. И. Баженов. Дом П. Е. Пашкова в Москве. 1784-1787 гг. Главный фасад.
Главный вход в здание был устроен со стороны парадного двора, где находилось несколько служебных построек дворца-усадьбы. Расположенный на холме, поднимающемся от Моховой улицы, дом Пашкова обращен своим главным фасадом в сторону Кремля. Основной архитектурный массив дворца составляет его центральный трехэтажный корпус, увенчанный легким бельведером. По обеим сторонам здания расположены два боковых двухэтажных корпуса. Центральный корпус дома Пашкова украшен колоннадой коринфского ордера, объединяющей второй и третий этажи. Боковые павильоны имеют гладкие колонны ионического ордера. Тонкая продуманность общей композиции и всех деталей сообщает этому сооружению необыкновенную легкость и вместе с тем значительность, монументальность. Подлинная гармония целого, изящество проработки деталей красноречиво свидетельствуют о гениальности его создателя.
Другим великим русским архитектором, работавшим одно время вместе с Баженовым, был Матвей Федорович Казаков (1738—1812). Уроженец Москвы, Казаков еще более тесно, чем Баженов, связал свою творческую деятельность с московским зодчеством. Попав тринадцати лет в школу Ухтомского, Казаков на практике постиг искусство архитектуры. Он не был ни в Академии художеств, ни за границей. С первой половины 1760-х гг. молодой Казаков уже работал в Твери, где по его проекту построен ряд зданий как жилого, так и общественного назначения.
В 1767 г. Казаков был приглашен Баженовым в качестве своего непосредственного помощника для проектирования ансамбля нового Кремлевского дворца.
М.Ф.Казаков.Сенат в Московском Кремле. План.
М. Ф. Казаков. Сенат в Московском Кремле. 1776-1787 гг. Главный фасад.
Одно из самых ранних и вместе с тем наиболее значительных и известных сооружений Казакова — здание Сената в Москве (1776—1787). Здание Сената (в настоящее время здесь помещается Верховный Совет СССР) расположено внутри Кремля неподалеку от Арсенала. Треугольное в плане (с внутренними дворами), оно одним из фасадов обращено к Красной площади. Центральный композиционный узел здания — зал Сената, имеющий огромное по тому времени купольное перекрытие, диаметр которого достигает почти 25 м. Сравнительно скромное оформление здания снаружи контрастно сопоставлено с великолепным решением круглого парадного зала, имеющего три яруса окон, колоннаду коринфского ордера, кессонированный купол и богатую лепнину.
Следующее широко известное творение Казакова — здание Московского университета (1786—1793). На этот раз Казаков обратился к распространенному плану городской усадьбы в виде буквы П. В центре здания помещен актовый зал в форме полуротонды с купольным перекрытием. Первоначальный вид университета, построенного Казаковым, существенно разнится с тем наружным оформлением, которое придал ему Д. И. Жилярди, восстанавливавший университет после пожара Москвы 1812 года. Дорическая колоннада, рельефы и фронтон над портиком, эдикулы на торцах боковых крыльев и т. д.—всего этого не было в здании Казакова. Оно выглядело более высоким и не столь развернутым по фасаду. Главный фасад университета в 18 в. имел более стройную и легкую колоннаду портика (ионического ордера), стены здания расчленялись лопатками и филенками, торцы боковых крыльев здания имели ионические портики с четырьмя пилястрами и фронтоном.
Так же как и Баженов, Казаков иногда обращался в своем творчестве к традициям архитектуры Древней Руси, например в Петровском дворце, построенном в 1775—1782 гг. Кувшинообразные колонны, арки, оформление окон, висячие гирьки и т. п. вместе с красными кирпичными стенами и украшениями из белого камня явно перекликались с допетровской архитектурой.
Однако большинство церковных сооружений Казакова — церковь Филиппа Митрополита, церковь Вознесения на Гороховской улице (ныне ул. Казакова) в Москве, церковь-мавзолей Барышникова (в селе Николо-Погорелом, Смоленской области)—решены не столько в плане древнерусских храмов, сколько в духе классически тор
Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 27446;
Похожие статьи:
Культура России XVIII века Архитектура В
Описание презентации Культура России XVIII века Архитектура В по слайдам
Культура России XVIII века
Архитектура В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII века были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества обогащенные мировым наследием. На смену монголо-татарской системе строительства города (радиальные кольца с площадью в центре) пришла европейская -строить города по плану. На смену византийскому стилю приходит более легкий, итальянский – барокко.
Франческо Растрелли (1700 — 1771) Родился в Италии, но в 1716 году вместе со своим отцом приехал в Россию. Является автором крупнейших дворцовых ансамблей: Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Большой Екатерининский дворец Дворец Строгановых Смольный дворец Андреевская церковь в Киеве
Зимний дворец Большой дворец в Петергофе Богато украшенные парадные залы, отштукатуренные под мрамор, с расписанными потолками, инкрустированным паркетом и позолоченными стенами. Нарядность и великолепие силуэту здания придают скульптуры и вазы, установленные над карнизом по всему периметру здания.
Зимний дворец
Смольный собор
Андреевская церковь в Киеве Специфика стиля: Колонны Полуколонны Пилястры Кариатиды Атланты Дворец Строгановых
Дворец Строгановых
Екатерининский дворец является одним из самых знаменитых сооружений зодчего. Архитектор виртуозно применяет любимые художественные средства: пространственный размах композиции, пластика, рельефность архитектурных форм, выразительный ритм колоннад, активное включение скульптуры в декор. В полной мере используется и характерное для Растрелли цветовое решение: контраст белых колонн, лазурно-голубого поля стен и золото архитектурного декора.
Екатерининский дворец
Классицизм в архитектуре В 60 -ых годах на смену декоративному барокко приходит классицизм. Особенности: симметричность композиций гармония пропорций геометрически правильные планы сдержанность строгость
В. И. Баженов (1737 — 1790) Сын дьячка одной из придворных кремлевских церквей. Учился в школе Д. В. Ухтомского и в гимназии Московского университета, работал в Петербурге. От Академии художеств был отправлен учиться во Францию и Италию.
Владимирская церковь в Быково Дом Пашкова Два главных фасада — один смотрит на проезжую часть и имеет торжественный характер, другой — ориентирован во двор и имеет более уютный вид. Причудливое сочетание барочных и готических форм.
ВЛАДИМИРСКАЯ ЦЕРКОВЬ В БЫКОВО
М. Ф. Казаков (1738 – 1812) В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776 -87), университет (1786 -93), Голицынская больница (1796 -1801), дома-усадьбы Демидова (1779 -91), Губина (1790 -е гг. ). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома Союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.
Сенатский дворец явился крупнейшим воплощённым проектом Казакова. Согласно задумке архитектора здание должно было символизировать гражданские идеалы, законность и правосудие, а воплощение этих идеалов архитекторы находили в классических формах античности. Этим объясняется строгая и сдержанная лаконичность здания, увенчанного куполом, классической формой которого Казаков хотел усилить архитектурную выразительность Красной площади как главной площади первопрестольной столицы.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГОЛИЦЫНСКАЯ БОЛЬНИЦА
КОЛОННЫЙ ЗАЛ ДОМА СОЮЗОВ
МИХАЙЛОВСКИЙ ЗАМОК
Архитектурный стиль-Классицизм Архитектор-Винченцо Бренна Основатель-Павел I Дата основания- 26 февраля (9 марта)1797 Строительство 1797— 1801 годы
Скульптура Во второй половине XVIII в. были заложены основы русской скульптуры. Она развивалась медленно, но русская просветительская мысль и русский классицизм явились величайшими стимулами для развития больших гражданственных идей.
Ф. И. Шубин (1740 – 1805) Творил в эпоху, когда в искусство скульптурного портрета проникает идея ценности духовного мира человека. Работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Его работы относят к жанру классицизма. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов.
М. В. Ломоносов А. М. Голицына
И. П. Мартос (1754 – 1835) И. Мартос был художником широкого диапазона, но особенно прославился как автор великолепных монументов и классических надгробий.
Памятник Минину и Пожарскому. Посвящён Кузьме Минину и Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году. Построен памятник в 1818 году.
ЭТЬЕН ФАЛЬКОНЕ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»
• Посовету. Дидроимператрица. Екатерина. IIпоручиласкульптору Фальконесозданиеконногопамятника. Петру. I. • Эскизизвоскабылсделанещёв. Париже, послеприездамастерав Россиюв 1766 началасьработанадгипсовоймодельюввеличину статуи. • Выбитаянапьедесталелаконичнаянадпись «Petroprimo. Catharina secunda» ( «Петру. Первому. Екатерина. Вторая» )сделанапо предложению. Фальконеснезначительнойредакциейсамой. Екатерины, изначальнонадписьвыгляделакак «Петру. Первомуот. Екатерины Второй» . • Отделкубронзыпослеотливки(которуюделалпушечник. Емельян Хайлов)в 1775 Фальконевыполнялсам. • Покинув. Россиюв 1778 доустановкимонумента(торжественное открытиепамятникабылоприуроченокдвадцатилетиюцарствования Екатерины. II 7 августа 1782 года), Фальконеуехалв. Голландиюи в 1781 вернулсяво. Францию. • Последние 10 летжизни, разбитыйпараличом, оннемогработатьи творить. Этьен Фальконе
Живопись XVIII век оказался необыкновенно богат талантливыми художниками. Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
Портретная живопись Главное место в живописи XVIII века занимает портрет. Портрет (фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в черту» ) — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности.
И. П. Аргунов (1729 – 1802) И. П. Аргунов не идеализирует внешность модели, он смело передает и косящие глаза, и некоторую одутловатость лица. При этом обращает на себя внимание мастерское владение художником кистью в передаче фактуры, изысканность теней.
Из поздних произведений И. П. Аргунова наиболее известен «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье» . Ныне считается, что изображена была кормилица, что подтверждает костюм модели. Художник воплотил на холсте свое представление о женской красоте.
Д. Г Левицкий (1735 – 1822) Работам Левицкого присуща яркая индивидуальность образов. Он способен найти выразительную позу и жест, сочетать интенсивность цвета с тональным единством и богатством оттенков.
В 1773 году была создана одна из интереснейших работ Д. Левицкого – портрет философа Дени Дидро, французского философа-энциклопедист а, писателя. Энергию, творческое беспокойство и душевное благородство которого так живо и непосредственно передал русский художник.
А. П. Антропов (1716 – 1795) А. П. Антропов избегал изображать на портретах поверхностное изящество. Его образы конкретны, реалистичны и вместе с тем – психологичны.
Коронационный портрет Петра III (1762). Император изображен как бы «вбежавшим» в пышные покои: неуверенность, душевная дисгармония на фоне роскошного интерьера – вот что прозорливо увидел А. П. Антропов.
Рокотов. Федор. Степанович Крупнейший московский портретист, работавший в период Русского Просвещения. Возможно, первый в России «вольный художник» , не зависевший от государственных и церковных заказов.
Коронационныйпортрет Екатерины. II(1763)
Историческая живопись Жанр живописи, берущий свое начало в эпоху Ренессанса и включающий в себя произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины. Изображает важные для отдельного народа или всего человечества события прошлого.
А. П. Лосенко (1737 -1773) Основоположник русской исторической живописи. С 1753 учился живописи у И. П. Аргунова, с 1759 в Петербургской академии художеств. Продолжил учебу в Париже и Французской академии в Риме.
Владимир перед Рогнедой, 1770 Чудесный улов,
Литература Основным направлением в литературе XVIII века стал классицизм. Русский классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: Эпической поэме Трагедии Торжественной оде С 70 -ых годов XVIII века возникает новое направление – сентиментализм. С ним появляются новые жанры: Путешествие Чувствительная повесть
Д. И. Фонвизин (1745 – 1792) Фонвизин был не только крупным и талантливым драматургом XVIII века. Он — один из основоположников русской прозы, замечательный политический писатель, воистину великий русский просветитель, бесстрашно, в течение четверти века, воевавший с тиранией.
Г. Р. Державин (1743 – 1816) Главным объектом поэтики Державина является человек как неповторимая индивидуальность во всём богатстве личных вкусов и пристрастий. Многие его оды имеют философский характер, в них обсуждается место и предназначение человека на земле, проблемы жизни и смерти.
Писателиипоэты18 века. А. Д. Кантемир 1708 -1744 В. К. Тредиаковский 1703 -1769 М. В. Ломоносов 1711 -1765 А. П. Сумароков 1717 -1777 Д. И. Фонвизин 1744— 1792 Г. Р. Державин 1743 -1816 Н. М. Карамзин 1766 -1826 А. Н. Радищев 1749 —
Театр Немец Иоганн Грегори- создатель театра в России. Театр в России в 18 веке развивался не только в Москве, но и в Санкт-Петербурге. При дворе Анны Иоанновны открылось заведение с русскими актерами. Пьесы для него писал знаменитый драматург Александр Сумароков. При Елизавете Петровне появились так называемые императорские театры. Эти государственные учреждения существовали за счет казны. Директором императорского театра на Васильевском острове был Сумароков. Первый профессиональный театр был открыт в Ярославле Ф. Г. Волковым. Театр 18 века в России продолжил свое развитие в период царствования Екатерины Второй. При ее дворе работали несколько профессиональных трупп. Особое положение занимали итальянские оперные певцы. Работала и русская драматическая труппа. В этот период театр перестал быть сугубо дворцовым развлечением. В городе открывались публичные увеселительные заведения, в которых работали как русские, так и зарубежные артисты.
Театр. Творчество. Ивана Дмитриевского Театр 18 века в России знает имена прославленных антрепренеров: Титова, Бельмонти, Медокса. В это время продолжают существование помещичьи труппы в провинциях, где играют крепостные артисты. Прекрасным актером был Иван Дмитревский. Позже он стал главным актером императорского театра на Васильевском острове. Для повышения квалификации Екатерина Вторая отправила Дмитревского за границу. В Париже он изучал игру знаменитого трагика Лекена, а в Лондоне смотрел спектакли с участием великого Гаррика. Вернувшись в Петербург, Дмитревский открыл театральную школу. Позже он стал главным инспектором императорских развлекательных учреждений.
Готлиб Зигфрид Байер (1694 -1738). Он начал с изучения племен, населявших Россию в древности, особенно варягов, но далее этого не пошел. Байер оставил после себя много трудов, из которых два довольно капитальных произведения написаны на латинском языке. Гораздо плодотворнее были труды Герарда Фридриха Миллера (1705 -1783), который жил в России при императрицах Анне, Елизавете и Екатерине II и уже настолько хорошо владел русским языком, что писал свои произведения по-русски. Главною заслугою Миллера было собирание материалов по русской истории. Среди академиков XVIII в. видное место трудами по русской истории занял и М. В. Ломоносов , написавший учебную книгу русской истории и один том «Древней Русской истории» (1766). История.
История Его труды по истории были обусловлены полемикой с академиками — немцами. Последние выводили Русь Варягов от норманнов и норманскому влиянию приписывали происхождение гражданственности на Руси, которую до пришествия варягов представляли страною дикою; Ломоносов же варягов признавал за славян и таким образом русскую культуру считал самобытною. Попытки дать такой обзор появились вне академической среды. Первая попытка принадлежит В. Н. Татищеву (1686 -1750). В этих 5 -ти томах Татищев довел свою историю до смутной эпохи XVII в. Первая популярная книга по русской истории принадлежала перу Екатерины II , но труд ее «Записки касательно Русской истории» гораздо важнее в научном отношении была «История Российская» князя Щербатова (1733 -1790)
Искусство России 18 века. Архитектура
Тема: «Искусство России 18 века»Тип урока: Изучение нового материала
Цель урока: Ознакомить учащихся с искусством Руси 18 века
Задачи урока:
Образовательные:
–охарактеризовать основные направления развития русской культуры первой половины XVIII в.;
— раскрыть характер петровских преобразований, определить значение развития культуры России XVIII в.;
— расширять знания о русских живописцах, скульпторах, архитекторах, зодчих;
Развивающие
– создавать условия для развития эстетического вкуса, творческой активности, способности к художественному творчеству;
— развивать речь, умения слушать, память, мышление, воображение;
-развивать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, систематизировать учебный материал, работать с текстом; правильно выражать свою мысль, доказывать свою точку зрения
Воспитательные
– способствовать воспитанию у учащихся чувства прекрасного, гордости и любви к наследию своего народа, уважению к культурному достоянию России;
— воспитывать уважение и бережное отношение к памятникам искусства и архитектуры;
Оборудование:
карточки со словами (павильон, резиденция, фасад, зодчество, Бартоломео Растрелли, Антонио Ринальди, Катальная горка, Большой дворец, Екатерининский дворец, Зимний дворец))
иллюстрации Катальной горки (г.Ломоносов), Большой дворец (Петергоф), Екатерининский дворец (г. Пушкин), Зимний дворец (г. Санкт-Петербург).
видеофильм «Санкт-Петербург. Эрмитаж».
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы урока
– Работа по таблице «Знаю. Хочу узнать Самооценка. 1слайд
– Что вы знаете об архитектуре?
– Прочитайте, как дано объяснение в словаре. (Читают лексическое значение слова в Толковом словаре Ожегова)
Архитектура– искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество.
– Сегодня мы познакомимся с архитектурными памятниками XYIII века.
2. Работа с текстом учебника
Архитектура
До XYIII века самыми красивыми и величественными сооружениями в России были соборы и царские палаты. С начала этого века большое внимание уделяется внешнему виду жилых домов, набережных, торговых домов, театров, учебных заведений. Конечно, такие изменения в строительстве и архитектуре происходили в основном в столице и в крупных городах России.
В те годы русские зодчие многому учились у мастеров других стран. В России жили и работали иностранцы, по их проектам строились прекрасные дворцы, театры, мосты. Многие иностранцы любили Россию как свою родину и служили ей верой и правдой. Среди них особое место занимает Варфоломей (Бартоломео) Растрелли. Великий архитектор родился и вырос в Италии, но Россия стала его второй родиной.
Лучшее его творение – Зимний дворец в Санкт-Петербурге, который был построен для императора России и царской семьи. Сейчас в этом здании находится часть экспонатов музея Эрмитаж. Здесь хранятся картины, вещи, предметы, многие из которых принадлежали царской семье и другим богатым людям России.
– Прочитайте 1-й и 2-й абзацы. Какой была архитектура?
– Что строили до XYIII века?
– Что изменилось с приходом нового века? (Изменения происходили по указу Петра I. С именем Петра I связано основание Санкт-Петербурга).
– Ответьте на вопросы в таблице в графе «Я знаю».
3. Работа в группах
Вопросы
Я знаю
Дополнение
1. Почему Пётр I основал Санкт-Петербург? Год основания.
2. Что означало это название?
3. Как назывался остров в устье Невы. Где была заложена первая постройка города?
4. Как называлась крепость после её переименования?
– Послушайте текст, дополните ответы в таблицу.
Для того, чтобы укрепить границы России на Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле, Пётр I основал новую столицу – Санкт-Петербруг (раньше произносилась так: Санкт-Питер-Бурх). Название это означало «крепость святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителем русского царя).
16 мая 1703 года на Заячьем острове в устье Невы была заложена первая постройка города – крепость Санкт-Петербург. Вскоре её переименовали в Петропавловскую крепость в честь апостолов Петра и Павла.
Проверка работы по группам.
Вывод: Пётр I хотел построить город, где река – главная аллея города. Мостов не строили, людям давали лодки, чтобы приучить их к водной стихии. Такой город есть в Италии – Венеция. Строительство Санкт-Петербурга было затруднено из-за болотистых почв.
– Какие же должны быть постройки? (Постройки должны быть прочными, крепкими).
4. Минутка отдыха
Учащимся предлагается собрать иллюстрацию здания Катальной горки, Большого дворца, Екатерининского дворца, Зимнего дворца по фрагментам. Звучит музыка.
5. Работа с текстом учебника
– Обратимся к тексту.
– Прочитайте 3-й абзац и вам станет известно имя архитектора. Который смог осуществить замыслы царя и стал гордостью России.
– Назовите архитектора.
– Из какой страны он приехал?
– Как относился к России?
Франческо Бартоломео Растрелли, или Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (так его стали звать в России) приехал с отцом из Италии.
Ученица читает стихи:
«Он русский сердцем, родом итальянец,
Плетя свои гирлянды и венца
В морозных зорях видел роз румянец
И на снегу выращивал дворцы».
– Такие строки о Растрелли написал Роберт Рождественский.
6. Знакомство с творениями итальянских архитекторов
– Познакомимся с выдающимися творениями архитекторов XVIII века.
1. Лексическая работа: (учащиеся находят значение слов по словарю)
Павильон – беседка или лёгкая постройка в саду, парке.
Резиденция – местопребывание правительства, высокопоставленного лица.
Фасад – передняя сторона здания, сооружения.
2. Каждая группа получает:
1) Карточку с заданием:
Вопросы
Ответы
1. Название дворца
2. В каком городе находится?
3. Для чего предназначался?
4. Опишите дворец.
Слова для справок: роскошный, пышный, величественный, великолепный, нарядный, сказочный, очаровательный, белокаменный, необыкновенный, скромный, красивый, богато украшенный
2) Текст с описанием архитектурного сооружения:
Павильон «Катальная горка»
В 1762-1769 годах под Петербургом в городе Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов) создавал свои удивительные архитектурные произведения придворный архитектор итальянец Антонио Ринальди.
В северной части Верхнего парка архитектор построил павильон Катальной горки. Это одна из самых оригинальных работ архитектора. Ни в России, ни за её пределами подобных построек в то время не было. Архитектор соединил мастерски монументальность строения с лёгкостью и грациозностью. Это не просто павильон, а скорее всего дворец. Это двухэтажное здание. Второй этаж самый нарядный и высокий. Оба этажа украшают балконы. Павильон завершается куполом в форме колокола.
Это роскошное здание было задумано как аттракцион. По деревянному скату, пристроенному к павильону, гости императрицы могли с «ветерком» скатиться с горы на специальных колясках. Можно было выбрать коляску в виде осёдланных зверей. Чтобы коляски не переворачивались, на горке для них были проложены специальные желоба. Преодолев путь 532 метра, коляска останавливалась внизу на небольшой площадке. Обратно гости поднимались пешком, а коляски тянули наверх слуги при помощи специальных приспособлений.
Высота павильона «Катальная горка» 33 метра. Это высота современного девятиэтажного дома. Спуск начинался немного ниже, с 20 метров.
Большой дворец в Петергофе
Строительство дворца началось в 1714 году. В основе первого варианта дворца лежали рисунки Петра I. Руководство строительством дворца в 1745 г. осуществлялось под
руководством Варфоломея Варфаломеевича Растрелли. Внутри дворца Растрелли создал парадные залы и роскошные покои. Все помещения были украшены деревянной, золочёной резьбой, зеркалами, паркетом.
Екатерининский дворец в г.Пушкине
В 1752-1757 годах архитектор Варфоломей Варфоломеевич Растрелли создаёт Екатерининский (Большой) дворец в Царском Селе (ныне г.Пушкин). Это была загородная резиденция. Дворец стал одним из важных центров придворной жизни. Здесь решались государственные дела, а также устраивались балы и маскарады. Это великолепный памятник архитектуры.
Архитектор оформил дворец не только снаружи, но и внутри. Волшебные руки мастеров вырезали великое множество красивых деталей из дерева и покрыли их тонким слоем позолоты.
Сочетание ярких цветов – белого, голубого, золотого – дополняет общее праздничное впечатление фасада. Фасады щедро украшены архитектурными и скульптурными деталями, которые зрительно уменьшают горизонтальную протяжённость здания (его длина 306 метров).
Зимний дворец
В 1754-1762 г. В городе Санкт-Петербурге Франческо Бартоломео Растрелли (в России его называли Варфоломей Варфоломеевич) возвёл Зимний дворец.
В здании Зимнего дворца три этажа, и на каждом этаже окна разного размера. В нём больше тысячи залов, 117 лестниц и 5 парадных дверей. Посередине имеется большой двор, который служит главным входом для императрицы. Кроме главного двора имеется два других меньших. Имеется большая церковь. В углу дворца, со стороны большой площади, построен театр. Вокруг окон лепные украшения: завитки, листики, розетки и многое другое.
В Зимнем дворце русские цари и царицы жили зимой. Здесь издавались царские указы, проходили встречи с послами из других стран. Богатых и знатных горожан приглашали во дворец на балы и праздники. В такие вечера окна в его залах были особо ярко освещены, а к парадным входам подъезжали богато украшенные кареты с нарядными дамами и вежливыми кавалерами.
Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов.
Это величественное, роскошное здание символизирует славу и могущество империи.
3) Иллюстрации
Ученики сравнивают собранные из фрагментов иллюстрации с иллюстрациями на доске.
– Назовите эти здания.
3. Рассказ учащихся по плану
4. Вывод. Произведения итальянских архитекторов были ответом на задачу, поставленную Петром I, самим временем. Слава, могущество, сила России воплотились в великих творениях архитекторов.
– Примечательно, что все дворцы, о которых мы говорили. Находятся рядом с нами, на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
– Как вы думаете, какой музей является культурным центром нашего края?
5. Просмотр фрагмента фильма «Эрмитаж»
– Прочитайте, как Растрелли говорил о Зимнем дворце.
«Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской».
6. Подведём итог нашего урока-путешествия
– Разгадайте кроссворд (Работа в группах)
Парадная комната во дворце.
Название крепости после переименования.
Архитектор, по проекту которого построен павильон «Катальная горка»
Остров, на котором была заложена первая постройка города.
Где находится Большой дворец?
Архитектор, по проекту которого построен Екатерининский дворец.
Павильон для увеселения царских особ и их гостей в Ораниенбауме.
Как называется сейчас город Ораниенбаум?
Екатерининский, Большой, Зимний – …
– Какое получилось ключевое слово? (Зодчество)
– Что такое зодчество?
– Чем знамениты в России Ринальди и Растрелли?
– Какие изменения произошли в архитектуре XYIII века?
– Почему? (Укрепить славу и могущество России).
История | Архитектура в России
В Россию барокко пришло в 18 веке и достигло расцвета в середине века, то есть уже тогда, когда в Европе уже наметился переход к классицизму. Как и другие стили, барокко в России приобрел некоторую самобытность, благодаря чему появились такие понятия, как московское или нарышкинское барокко, русское барокко.
В архитектуре России классицизм проявил себя в период, начиная с конца 18 века и, наиболее ярко, в веке 19-м. В сравнении с трудоемкими в плане возведения объектами стиля барокко и рококо, объекты в стиле классицизм возводились проще и быстрее, но при этом выглядели не менее монументально, своим видом подчеркивали мощь …
Само понятие «нарышкинское или московское барокко» довольно условно. Не смотря на то, что общепризнанного архитектурного стиля с таким названием не существует, знатоки прекрасно понимают, о чем идет речь. Этот стиль наиболее ярко проявил себя в тридцатилетний период с конца 17 до начала 18 веков, причем затронул он не только московский …
17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. …
16 век в Российской архитектуре богат на события. В это столетие продолжается активное градостроительство, что явилось следствием активной внешней и внутренней политики государства в период правления как Василия Третьего, так и Ивана Грозного. Этот период ознаменовался не только строительством новых городов, возведением и укреплением фортификационных сооружений, но и активным разрастанием …
18 век в архитектуре и градостроительстве России считается важным и знаковым. Он характеризуется тремя направлениями – барокко, рококо и классицизмом, проявившимися последовательно в течение века. В этот период появляются новее города, создаются объекты, которые в наше время считаются признанными историческими и архитектурными памятниками.
Немногие строительные материалы могли бы соперничать по древности с глиной. Её освоение человеком продолжалось не одно тысячелетие. Возраст древнейших предметов из обожжённой глины, найденных в Словакии, на стоянке времён палеолита, составляет около 24 тысяч лет. Изделия из обожжённой глины обозначаются термином «керамика», а самым важным продуктом в гончарном деле является …
Столица Швеции была захвачена русскими в 1187 году. Грозные викинги, державшие в страхе всю Европу, получили увесистую пощечину от древних русских богатырей. О славном походе сейчас напоминают бронзовые массивные ворота — трофей, захваченный в шведской столице. Ворота, установленые на западном крае Софийского собора Великого Новгорода, которые открываются по большим праздникам.
Капиталистический период (вторая половина XIX в. – 1917 г.). Результатом кризиса феодально-крепостического строя (к. XVIII в.) явилось резкое сокращение строительства новых заводов и замедление темпов развития металлургического производства. Избыток рабочей силы обусловил в начале XIX в. Широкое развитие в заводских поселках кустарных промыслов. Вследствие этого усиливается социальная дифференциация заводского населения, …