Архитектура в 16 в – Список древнерусских архитектурных сооружений домонгольского периода

Архитектура 16-18 веков в современной Астрахани, ч.1

Исторические районы Астрахани богаты на архитектуру 19 века. А что же осталось в городе из архитектуры более ранней?
Т.к. годом основания Астрахани считается 1558 год, то и началом отчета будем брать 16 век.

В первой части своей статейки я хочу остановиться на 16-17 веках.
Наследие той поры можно назвать «Белой архитектурой», ибо вся она умещается на территории крепости-кремля и соответственно окрашена в кремлевский цвет (белый).
План кремля для большей наглядности:

Датировки некоторых строений спорны — я буду в первую очередь опираться на те, что приводит архитектор Алексей Васильевич Воробьев, руководивший реставрацией кремля в советские годы (в середине 20 в).

16 век

Каменный кром строился вместо первых деревянно-земляных укреплений в 1582-1589 гг.(т.е.началось строительство в последние годы жизни Ивана Грозного, а окончено – в правление сына его Федора I Ивановича). Та самая крепость с многочисленными реставрациями и переделками дожила до наших дней.

1.Из 5 башен крепости не разбирались, а лишь укреплялись и подновлялись 3:

а) Артиллерийская:

б) Крымская:

в) Житная:

г) Архиерейская башня была разобрана полностью в 19 веке, в 1843 году отстроена снова с без соответствия первоначальному проекту (значительно уменьшена в размерах).

д) Башня Красные Ворота (главная командная башня) была утрачена примерно в то же время, что и Архиерейская, но воссоздана только в середине 20 века, зато по сохранившимся старым планам.

2.Стены кремля наиболее активному подновлению подверглись в 19 веке, т.к. пришли к тому времени в такую ветхость, что в некоторых местах были даже полностью разрушены. Аутентичны изначально построенным.

3.Артиллерийский двор с зелейными погребами.

4.Комплекс сооружений Троицкого монастыря.

Включает в себя 3 церкви на одном подклете (Троицкую, Введенскую и Сретенскую), а также большие и малые трапезные палаты.
Первый монастырь Астрахани ( в дереве выстроен в 1568 году). В конце 16 века был перестроен в камне. В самом конце 17 века перестроена Троицкая церковь.

В 19 веке был несколько видоизменен некоторыми достройками и переделками. Но в советскую реставрацию они были убраны для придания храмовому комплексу вида, наиболее приближенному к первоначальному.

5.Архиерейский дом с домовой церковью Спаса нерукотворного.

Архитектор Алексей Васильевич Воробьев, руководивший реставрацией кремля в середине прошлого века, пишет, что при натурных исследованиях и изучении документов, домовую церковь с жилыми помещениями можно отнести к концу 16 – началу 17 вв. Архиерейские палаты пристроены с западной стороны в середине 17 – начале 18 вв.
Позднее были надстроены 2 этажа.
Идёт реставрация здания.

17 век

Мы с вами все ещё в кремле.

1.Консистория (первоначально — Духовный приказ)

А.В.Воробьев пишет: «Время построения Консистории пока неизвестно. По сохранившимся древним стенам сооружение её можно отнести к началу 17 века».
Пострадала в пожаре 1778 года, была искажена при перестройках.
Совсем недавно здание отреставрировано. Очевидно, более позднюю пристройку убирать не стали, нашли оригинальное решение: 2 эпохи соседствуют вместе в одном здании.

2.Кирилловская часовня. Входит в комплекс Троицкого монастыря.

Игумен Кирилл, первый святитель Астрахани и основатель вышеупомянутого Троицкого монастыря, скончался в 1576 году. На месте его захоронения была установлена деревянная часовня.
В 1677 году на месте деревянной была отстроена каменная часовня. Правда, до нас она дошла обличенной в стиль классицизма (всё в том же 19-ом веке). Но за портиком из 4-колонн прячется перспективный портал 17 века.

Белый город — как памятник градостроительства рубежа 16-17 веков.

А вот теперь выйдем за пределы крепости. Но недалеко, в Белый город, который начинается сразу у восточной стены кремля.
На нижеследующей гугл-карте район Белого города обведен малиновым цветом:

В.П. Никитин в своей книге «Астрахань и её окрестности» пишет: «…Удивительно другое. В результате исследований выяснилось, что планировка Белого города, формировавшаяся на рубеже 16-17 веков, дошла до нас практически полностью. Насколько живучими оказались целесообразные уличные связи старого города!»

И это, действительно, удивительно в свете тех грандиозных градостроительных перемен, что происходили в России уже в 18 веке, а также и в более близкие к нам времена.

Кстати, обратили внимание? И памятник градостроительства 16-17 веков в Астрахани тоже белый (Белый город)!

Так что, архитектурные века 16-й и 17-й — у нас все в белом!

Продолжение

Архитектура 16-18 веков в современной Астрахани, ч.2

Начало
Казалось бы, в таком городе, как Астрахань, должно остаться достаточно много архитектуры не такой уж далёкой от нас эпохи 18 века, уникальной для нашей истории правлением царей, названных Великими: Петра I (до 1725 года) и Екатерины II (1762-1796 гг).

На деле архитектурных памятников 18 века здесь совсем немного. Конечно, если рассматривать храмы как духовные памятники, то большая их часть окажется намного старше тех зданий, в которых они располагаются, т.к. перестраивались, порой, по 2-3 раза. Но это уже другая тема — мы же рассматриваем исключительно архитектурную составляющую.

Начнем с памятников петровских времен.

1. Успенский кафедральный собор (главный астраханский собор) в кремле. В 1560 году здесь был построен его деревянный предшественник, перестроенный впоследствие в камне.
Нынешний собор был возведен вместо того каменного в 1698-1710 гг. крепостным зодчим Дорофеем Мякишевым, относится к стилю русского барокко.
Собор включает 2 храма: нижний — Владимирской божьей матери, верхний — Успения пресвятой богородицы. В крипте собора захоронены почившие астраханские церковные иерархи и грузинские цари Вахтанг VI и Теймураз II.

В комплексе с собором — Лобное место. Под ним располагалось помещение Судной палаты и подвал для заключенных под стражу. Это одно из 2-х сохранившихся в России лобных мест.

2. Демидовское подворье относят к началу 18 века, т.е. тоже к эпохе Петра I. В то время этому подворью принадлежала прилегающая к нему пристань на Кутуме, самая крупная в городе. Деятельность владельца была настолько значительна, что Демидовскими стали называть 2 улицы: Большая Демидовская — на которой расположено подворье и Малая Демидовская — перпендикулярная улица напротив подворья.

Уже упоминаемый мной в первой части статьи В.П.Никитин считает наиболее старыми и интересными в этих постройках складские помещения, предстающие взгляду со двора. Он предположительно относит их к даже 17 веку.

3. Пороховые склады, о которых я не так давно писала, тоже можно было бы отнести к петровской эпохе. Но что-то мне подсказывает, что это делать уже не стоит. Судя по их состоянию и отсутствию к ним какого бы то ни было интереса со стороны «прогрессивной общественности», можно, наверное, сказать: «склады — всё»…

4. Башня ограды Спасо-Преображенского монастыря, датировки её постройки у исследователей несколько разнятся, но по крайней мере они все укладываются в первые 30 лет 18 века. По архитектурному стилю её относят к нарышкинскому барокко, модному в конце 17-нач.18 вв, т.е. всё в те же петровские времена.
Сам монастырь был основан ещё во 2-ой половине 16 века по указу Ивана Грозного в честь победы над турками, предпринявшими в 1569 году поход против присоединения Астраханского ханства к России.

5.Следующий в хронологическом порядке памятник снова кремлевский — Никольские ворота крепости с надвратным храмом Николая Чудотворца, отстроены заново в 1729-1738 гг. (в царствование Анны Иоанновны) заместо пришедших в ветхость предыдущих аналогичных ворот, тоже с храмом. Поскольку ворота вели непосредственно к Волге, то и храм во имя Св.Николая, покровителя и заступника всех странников, был для удобства устроен прямо на вратах для уплывающих и прибывших.

Ворота и храм несколько видоизменялись в дальнейшем, добавлялись украшательные элементы, но не подвергались значительной перестройке.

6. Ансамбль Костела 1762-1772 г (римско-католический храм Успения пресвятой богородицы), находится в Посаде (в «междуречье» Кутума и Варвациевского канала), недалеко от соединения канала и Кутума. Архитектурный стиль рассматривается как переходный от позднего барокко к классицизму. Выстроен в период царствования Екатерины Великой.
Инициатор строительства храма, доктор медицины патер Ромуальд, ныне покоится в костеле.
В храме есть орган.

7. Дом священника И.Афанасьева, позднее — дом купца Хачикова. 1778 год. В этом доме проживал Н.Г.Чернышевский (1883-1889гг), находясь здесь в ссылке.

8. Дом генерал-губернатора, конец 18 века, архитектор А.Дигби, стиль — классицизм. Купец Минас Дилянчеев начал строительство нескольких зданий в 1787 гг (при Екатерине II), но разорился. Дом был конфискован в счет погашения ссуды. Указом Павла I в 1798 году дом принят в казну. После некоторых переделок под административное здание, порученных также А.Дигби, в нем разместились астраханские власти. Ранее администрация располагалась на территории кремля.

9. Усадьба надворного советника Федорова, конец 18 — нач. 19 вв. Стиль — классицизм. Служебный флигель и главный дом организованы «сплошной фасадой» (со стороны ул.Чернышевского). В комплекс усадьбы также входит еще один жилой дом, конюшня, ворота.

10. Армянское торговое подворье, конец 18-19 вв.
Изначально это был гостиный двор с торговыми лавками надворного советника Федорова.
В 19 веке дом купил купец персидского происхождения Усейнов Аджи. Он перестроил дом по азиатскому образцу. В нем стали селиться армяне, благодаря чему подворье получило название армянского.

11. Татарское подворье «Темный ряд», 18-19 вв.

К сожалению, из списка памятников приходится вычеркнуть:

12. Московский торговый дом, 1793-1795 гг, архитектор А.Дигби

Дом погиб при реставрации. Если внимательно взглянуть на список всей архитектуры 18 века, становится очевидным, насколько это ощутимая утрата для Астрахани.

Культура России в 16 веке: основные направления :: SYL.ru

Культура России в 16 веке складывалась под влиянием многих значительных факторов, изменивших историю и жизнь страны. Это время великих свершений: освобождение от влияния татаро-монгольского ига, объединение русских земель в одно сильное государство, царская смута. Все это нашло отражение в культурной жизни страны.

Общее направление культуры

Наибольшее влияние на культуру России оказывало глубоко религиозное мировоззрение. Православие было основой духовной и повседневной жизни людей.

Литературные, музыкальные, художественные произведения 16 века являлись отражением происходящих событий и убеждений того времени. Архитектура переживала один из ярких периодов строительства соборов, храмов и крепостей.

Особенностями культуры России в 16 веке так же являлись традиции, обычаи и языки многих национальностей, входящих в состав страны.

Основные направления культурного развития государства изложены в данной статье.

Территория страны

Территория России в 16 веке значительно изменилась. Опытное руководство нескольких княжеских поколений смогло избавиться от татаро-монгольского ига, а также собрать из многочисленных разрозненных княжеств единое сильное государство – Русское царство.

Территория России в 16 веке

Однако конфликты в процессе объединения земель были практически неизбежны, что значительно ухудшало экономическое положение отдельных районов и страны в целом.

Русские владения землями увеличились также за счет взятия Казани, присоединения Астраханского ханства и Сибири. Процесс освоения новых территорий был долгим и трудным. Несмотря на огромную территорию страны, множество земель оставались незаселенными.

Состав населения

Население в России в 16 веке было небольшим, около 9 миллионов человек.

Основная плотность отмечалась в центральных и северо-западных районах. Самым населенным городом являлась столица Русского государства – Москва, около 100 тыс. человек. Население других крупных городов не превышало 8 тысяч. Плотность населения даже самых больших областей не превышала пяти человек на один квадратный километр. Основной массой населения являлись крестьяне.

Население в России в 16 веке

Самыми развитыми городами, кроме Москвы, являлись Новгород, Ярославль, Великий Устюг, Вологда и некоторые другие.

За счет присоединения больших территорий увеличивалась многонациональность страны. За долгие годы ордынского ханства произошло смешение с татарским народом. Также в состав населения входили украинцы, белорусы, чуваши, башкиры, кабардинцы, ненцы, буряты, чукчи и некоторые другие национальности.

Архитектура

Один из величайших подъемов за свою историю переживала архитектура 16 века в России. Характерной особенностью этого времени стало строительство соборов, монастырей, шатровых храмов. Это особый тип строительства, зародившийся и получивший широкое распространение в русском зодчестве. Храмы сконструированы так, что не имеют внутренних опорных столбов. Поддержка всего здания сосредоточена на особо крепком фундаменте. Вершина храма оканчивается не куполом, а шатром. Строительство шло из дерева и камня.

Одним из ярких представителей шатрового зодчества является Собор Покрова на рву, именуемый еще храмом Василия Блаженного. Он был построен в честь победы над Казанским ханством и присоединением города Казани.

Архитектура 16 века в России

Также примерами шатрового строительства являются церковь Вознесения в Коломенском селе, церковь Николая Чудотворца Покровского монастыря, Успенский собор Троице-Сергиева монастыря и многие другие.

Шатровые храмы являются уникальными и не имеют представителей в других странах.

Архитектура России в 16 веке выражалась не только созданием храмов по всей стране. В это время проходило строительство стен, башен Кремля, а также укрепление многих городов от возможных иноплеменных захватчиков.

Живопись

Жизненные убеждения и принципы отражались в развитии культуры в 16 веке в России. Это относится также к основным темам мастеров живописи. К произведениям этого времени относятся великолепные фрески, многочисленная роспись храмов, поражающая своей красотой. Многие из них сохранились до наших дней.

Основным направлением живописи является иконография, а также изображения сюжетов Библии, жития святых. Самой известной иконой этого времени является «Церковь воинствующая», изображенная на фото в статье.

Особенности культуры России в 16 веке

За соблюдением всех правил и норм выполнения работ строго следила церковь.

Кроме религиозных (православных) тем, большое развитие получили исторические, бытовые сюжеты из жизни простых и знатных людей. В миниатюрах изображалась жизнь крестьян, устройство монастырей, школ, исторические завоевания царей и многое другое.

Научный прогресс

В 16 веке грамотность жителей страны постепенно росла. Самыми образованными оставались бояре, купцы и священнослужители.

Наибольшее развитие получали науки, используемые в военных делах, строительстве, торговле, а также изучение богослужебных книг.

Процесс обучения включал основные навыки: письмо, чтение, арифметику. Большое внимание уделялось изучению церковных книг и пению.

Жизнь в России в 16 веке

В результате потребности установления отношений с другими странами, возникла необходимость в обучении переводу иностранных языков. Кроме общения с представителями разных стран, развитие этой науки позволило делать переводы множества книг.

Широкое распространение получило также развитие картографии. Создавались карты нового объединенного государства, схемы городов и волостей.

Уделялось большое внимание арифметической науке. Теоретические навыки прекрасно отображались на практике, что позволяло, например, изобретать мощные пушечные орудия для военных действий.

Не могло обойтись без арифметики и строительство. Созданные великолепные соборы, храмы, оборонительные сооружения рассчитывались с большой математической точностью.

Отмечается в данный период создание медицинских трудов с описанием лекарственных трав и болезней, а также энциклопедий с описанием сфер сельского хозяйства.

Литература

Культура России в 16 веке отражалась также в литературных произведениях. Основным направлением по-прежнему оставалось ведение летописи, фиксирование исторических событий, фактов, описание жития святых.

В 16 веке была создана одна из первых исторических энциклопедий на Руси под названием «Николаевская летопись». Также была написана энциклопедия «Азбуковник», посвященная растительному и животному миру. В ней были изложены сведения о природе не только России, но и некоторых других стран.

Одним из авторов, освещающих политическую и общественную жизнь в России в 16 веке, был Иван Пересветов.

В это время создавались книги с описаниями всех великих князей и деятелей православной церкви. Ярким примером такого произведения является «Степная книга». В ней была изложена хронология и история правления князей на Руси.

Развитие культуры в 16 веке в России

Одним из выдающихся произведений, характеризующих культуру 16 века в России, является «Домострой», написанный в середине века. Книга содержит свод общепринятых норм и правил поведения для всех членов семьи, применимых в различных жизненных ситуациях. Это уникальное произведение полностью отражает жизнь людей, ее семейные, общественные и религиозные аспекты. Несмотря на многовековую историю, некоторые положения этой книги актуальны и в наше время.

Музыка

Музыкальная культура 16 века в России также во многом была основана на религиозной теме. Создавалось множество церковных песнопений и стихир, в том числе и самим царем Иваном Грозным. Певческие рукописи тех лет характеризуют высокий художественный стиль.

Музыкальное развитие культуры в России в 16 веке характеризуется активным развитием церковных певческих школ. Этого требовало в том числе активное строительство новых храмов. Лучшие ученики формировали хоры для богослужебных песнопений.

Продолжают развиваться былинные песнопения, любимыми героями которых остаются Владимир Красное Солнышко и русские богатыри.

Вместе с былинами развиваются исторические песни, основной темой которых являлась жизнь и завоевания князей. В отличие от былин они носили более реалистичный характер, описывая те или иные события.

Светская музыка в культуре России 16 века практически не развивалась, строго осуждалась церковью как противная духу православия. Несмотря на это, в домах знатных бояр звучали песни и музыкальные инструменты, привезенные из других стран.

Театральное искусство

Театральную культуру в России в 16 веке представляли скоморохи. Чаще всего ими были люди, не имеющие другого дохода и постоянного места жительства, которые с помощью выступлений зарабатывали на жизнь. Для показа представлений на площадях строились специальные здания — балаганы.

Культура России в 16 веке

Выступления носили разнообразный характер и проводились, в основном, для простых людей. Свое мастерство показывали музыканты, танцоры, певцы, дрессировщики. Одним из самых популярных зверей на выступлениях балагана был прирученный медведь. Номера также были шутливыми, высмеивали богатство, пороки людей, за что были гонимы властями и церковью.

Как правило, балаганы было разрешено проводить в определенное время, приуроченное к какому-либо празднику или ярмарке.

Такое лицедейство стало предшественником театра в России. Развитие театрального искусства началось только в конце следующего века при царском дворе.

Таким образом, основные направления культуры в России в 16 веке отражали религиозное мировоззрение и происходившие исторические события.

Русская архитектура конца XV — начала XVI века

Как и в предшествующее время, монументальное строительство Москвы имеет государственный характер. Оно направляется московским правительством, сосредоточившим внимание прежде всего на Московском Кремле. Каменная крепость 1367 года обветшала и не отвечала новым требованиям военно-инженерного дела. Политический престиж Москвы также требовал создания новых, вполне современных укреплений и одновременно торжественного обрамления городского центра и резиденции «великого государя» Ивана III. В конце XV века Кремль возведен заново.

К этой грандиозной работе были привлечены итальянские мастера; среди них ведущую роль играл миланский инженер Пьетро Антонио Солари.

В проведенном с огромным размахом строительстве Кремля (1485—1495) использовались достижения как русского, так и итальянского военно-инженерного искусства. Кирпичные стены общим протяжением более двух километров, с восемнадцатью башнями оказались не только грозной твердыней, но и замечательным архитектурным произведением. Повторяя в основном контуры укреплений XIV века, новый Кремль хорошо согласовывался с рельефом. Южная стена шла теперь не по кромке кремлевского холма, а у его подножия, открывая вид на центральный ансамбль храмов. Вместо широких прямоугольных зубцов, применявшихся в более ранних русских крепостях, стены Московского Кремля венчались узкими двурогими зубцами.

Внутрь крепости стена открывалась вереницей высоких арок, несших боевой ход, что позволяло при значительной толщине стен разместить в них бойницы нижнего яруса и в то же время придавало ритмичное членение протяженным кирпичным поверхностям. Московский Кремль поражал современников своей красотой и величием; он оказал большое влияние на развитие русского военного строительства, послужив образцом (главным образом в отношении архитектурных форм) для многих русских крепостей XVI века. В 30-х годах XVI века оборонительные работы в Москве были продолжены сооружением укреплений Китай-города (мастер Петрок Малый).

Как крепость Ивана III почти полностью повторяла план крепости Дмитрия Донского, так и новые храмы возводились на местах старых храмов Ивана Калиты. Москва как бы подчеркивала этим свои древние связи. Старые храмы были ветхи и тесны; они не отвечали возросшему политическому значению русской столицы, их сменили новыми.

Первым был построен Успенский собор (1475—1479, ил. 68). Его строителю — крупному итальянскому зодчему Аристотелю Фиораванти было предложено следовать образцу владимирского Успенского собора XII века. Московские государи считали себя прямыми наследниками владимирских князей, и связь с традициями архитектуры Владимира была совершенно определенным идеологическим заданием. Фиораванти точно исполнил это задание. Талантливый мастер за короткое время успел понять красоту и логику древнерусской архитектуры и, введя в свою постройку наиболее существенные древнерусские формы, творчески соединил их со своим, ренессансным пониманием архитектурного пространства. Поэтому созданный им храм сочетал традиционные русские черты с новыми. Фиораванти повторил в своем соборе только внешние черты «образца»: пятиглавие, колончатый пояс, перспективные порталы, позакомарное покрытие. В целом же он придал зданию принципиально новый облик. Его план, как и фасады, получил равномерное членение, так что центральное подкупольное пространство не было подчеркнуто. А так как ширина членений фасадов определяет размер и высоту закомар, образовалась строгая ритмическая система фасадов с закомарами, имеющими одинаковую высоту. Апсиды — характерная часть храма — замаскированы выступами стен, формы строго геометричны. С запада к собору примыкало открытое крыльцо 8 виде балдахина с арками на висягах (резные камни, подвешенные на скрытом в кладке железном стержне). Особенно существенно изменено внутреннее пространство: здесь нет хоров, круглые колонны несут тонкие кирпичные своды перекрытия. Храм походил на просторный, обильно освещенный зал светского характера. Не случайно летописец отметил, что собор построен «палатным образом». Собор удивил современников и выдающимися художественными качествами — «величеством, высотою, светлостью, звонкостью и пространством».

Успенский собор в Московском Кремле. План

Сочетавший лучшие черты древнерусской традиции с достижениями итальянского зодчества, Успенский собор оказал огромное влияние на развитие русской архитектуры.

Несколько позже на той же центральной площади Кремля итальянцем Алевизом Новым был построен Архангельский собор (1505—1509, ил. 69). Как зодчий Алевиз значительно уступал Фиораванти; у себя на родине он был известен скорее как скульптор (его настоящее имя — Альвизе да Монтаньяна). Поэтому Архангельский собор вносит мало нового в отношении композиции здания и организации пространства. Собор возводили как усыпальницу московских государей, но в его облике нет ничего мрачного; храм обработан наподобие двухэтажного палаццо в духе архитектуры Ренессанса. Закомары, отделенные сложным антаблементом, заполнены пышными резными раковинами; пилястры, расчлененные на два яруса, как и стены, обработаны филенками и завершены классическими капителями. Первый ярус, оформленный аркадами, имел украшенные богатой орнаментальной резьбой и расписанные краской и позолотой порталы. Появление в Московском Кремле здания, столь широко и откровенно оформленного в духе архитектуры Ренессанса, знаменовало усиление светских тенденций в русской культуре.

Успенский собор в Московском Кремле. Южный фасад.

В отличие от главных построек Кремля Благовещенский собор (1484—1489, ил. 70) и церковь Ризположения (1484—1486, ил. 71), построенные русскими мастерами, гораздо более связаны со старыми русскими традициями. Это храмы, поднятые на высокий цокольный этаж — подклет и окруженные открытой галереей. Аркатурно-колончатый пояс на их фасадах и апсидах — дань владимирской традиции. Благовещенский собор, сменивший старую постройку конца XIV века, был первоначально трехглавым и сохранял хоры, связанные с дворцом, представлявшим собой сложный комплекс деревянных и новых каменных палат, поставленных на подклетах и соединенных открытыми переходами и террасами. От дворца сохранился корпус Грановитой палеты (1487—1491; зодчие Марко Фрязин и Пьетро Антонио Солари, ил. 72). Это большой зал, площадью около 500 квадратных метров при высоте более девяти метров, перекрытый четырьмя крестовыми сводами, сходящимися в центре зала на одном столбе; торжественная открытая лестница вела в палату со стороны Соборной площади.

Завершал ансамбль высокий «столп» храма-колокольни Ивана Великого (1505—1508, Бон Фрязин). В первоначальном виде здание было ниже существующего ныне (его верх надстроен в 1600). Оно представляло исключительную по красоте пропорций башню из стройных восьмериков с аркадами для колоколов наверху каждой призмы. Строгая обработка плоскими лопатками на углах и легкими карнизами подчеркивала изящество и торжественное величие храма-башни.

Кремль и его здания стали образцом, которому стремились подражать. Строители величавых крепостей Новгорода (1490—1500), Нижнего Новгорода (1500—1511), Тулы (1514—1521), Коломны (1525—1531) во многом использовали инженерный и архитектурный опыт Москвы. Как и Московский Кремль, эти крепости не только крупные военно-инженерные сооружения, но и прекрасные произведения русского градостроительного искусства.

Выдающимися художественными памятниками были ансамбли ряда монастырей, сложившиеся в первой половине XVI века и совершенствовавшиеся в последующее время. Их изучение показывает тонкое понимание русскими зодчими связи архитектуры с ландшафтом, умение искусно построить план ограды и расположить здания так, чтобы они образовали гармоничное единство и открывались входившему в ворота монастыря с наиболее выгодной в художественном отношении стороны. Крупнейшими памятниками такого рода являются монастыри Кирилло-Белозерский, Троице-Сергиев в Загорске, Борисоглебский под Ростовом Великим. Автор последнего — ростовский зодчий Григорий Борисов — создал здесь оригинальную планировку: центром ансамбля является не храм, а открытая прямоугольная площадь, по краям которой расположены собор, трапезная и другие здания.

Важным новым явлением в развитии русского зодчества начала XVI века был значительный рост каменного гражданского строительства. В это время в крупнейших монастырях все чаще сооружают монументальные трапезные палаты — постройки полусветского характера. Обычно это двухэтажные здания, крытые высокой деревянной кровлей. Верхний этаж занимали просторный зал трапезной с одним центральным столбом и сводчатым перекрытием и небольшая церковь. Нижний этаж служил хозяйственным целям. Внешний облик трапезных отличался строгой простотой. Лучшими памятниками этого типа являются трапезные монастырей Андроникова в Москве (1504—1506) и Пафнутьево-Боровского (1511).

Продолжается в конце XV века и дальнейшая разработка композиции храмов в духе традиций первой половины этого века. Покрытия, образуемые тремя ярусами закомар, становятся еще более пышными и торжественными, чем в соборе Андроникова монастыря.

Собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Реконструкция К. К. Романова

Храмы часто подняты на высокий подклет, занимающий большую площадь, чем сам храм, и поэтому создающий с трех сторон здания галерею, на которую ведут лестницы. Хорошими примерами могут служить соборы северных Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Стройный и нарядный собор Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря (1490) поднят на подклете, образующем широкое гульбище; верх здания украшают спокойные ярусы килевидных закомар. Более массивный и величественный Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря (1497, зодчий Прохор Ростовский) не имеет подклета.

В это же время — на рубеже XV и XVI веков появляется в Москве, а затем получает широкое распространение и за ее пределами тип «посадского» храма — бесстолпной кубической одноглавой церковки с трехлопастным завершением фасадов. Эти маленькие здания перекрывались крестчатым сводом, то есть сомкнутым сводом, перерезанным двумя взаимно-перпендикулярными узкими цилиндрическими сводиками. На месте их пересечения ставили небольшую световую главку.

Таковы московские церкви Трифона в Напрудном, Николы в Мясниках (не сохранилась) и многие другие. Простота внешнего вида, интимность и камерность пространства резко отличают эти церкви от величественных и парадных, полных официальной представительности храмов Московского Кремля и крупных монастырей.

Архитектура России 17 века

17 век стал для России веком серьезных потрясений и больших перемен. Все это не могло не сказаться на развитии культуры. Менялось отношение к религии, укреплялись связи с Европой, в архитектуре зарождались новые стили. Именно в этот период замечен переход архитектуры от строгих форм средневековья к декоративности, от церковного к светскому. На фасадах зданий появляются резные наличники и каменная резка, разноцветные изразцы.

В начале 17 века продолжается начатое в 16 веке строительство шатровых композиций. Одним из ярких примеров той эпохи является  Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе.

Успенская Дивная церковь  в Угличе

Успенская Дивная церковь на территории Алексеевского монастыря в Угличе

В более позднем строительстве шатер перестает быть конструктивным элементом и начинает выполнять больше декоративную функцию. Его можно заметить и на небольших церквях и на светских зданиях той эпохи. Последним храмом шатрового типа является московская церковь Рождения Богородицы в Путинках, относящаяся к середине 17 века. Дело в том, что как раз в этот период церковь во главе с патриархом Никоном признала многие старые церковные догмы ошибочными, и на строительство шатровых соборов и церквей был наложен запрет. Отныне они должны были быть непременно пятиглавыми и с маковками.

 

Кроме шатровых, в 17 веке строили и бесстолпные кубические соборы и церкви, называемые еще кораблями, а также круглые храмы.

Продолжается популяризация каменной застройки, начатая в 16 веке. В 17 веке такое строительство становится уже не только привилегией царей. Теперь каменные хоромы могли строить себе бояре и купечество. Немало жилых каменных домов было построено в 17 веке и в столице, и в провинции. А вот цари, как оказалось, наоборот, предпочитали деревянное зодчество. Несмотря на распространение использования камня, как основного строительного материала, 17 век можно по праву считать веком расцвета русского деревянного зодчества. Шедевром деревянного зодчества и архитектуры 17 века считался царский дворец в Коломенском. В те времена резиденция насчитывала 270 комнат и порядка 3000 окон. К сожалению, в середине 18 века его разобрали из-за ветхости по приказу императрицы Екатерины Второй. В наше время он воссоздан по записям и чертежам, позволяющий судить о красоте и величии архитектуры того времени, но в таком виде он уже не представляет той архитектурной ценности, как если бы это был оригинал.

К концу 17 века в русской соборной архитектуре появился новый стиль, названный нарышкинское или московское барокко. Свое название стиль получил по фамилии основного заказчика. Этому стилю соответствует сочетание белого и красного цветов в росписи фасадов зданий, этажность построек. Примеры строений в этом стиле – церкви и дворцы Сергиева Посада, церковь Покрова в Филях, колокольни, трапезная и надвратные церкви в Новодевичьем монастыре.

Церковь Покрова в Филях

Церковь Покрова в Филях

Перемены в жизни страны, развитие торговых отношений с соседями, и некоторые другие факторы обеспечили предпосылки к тому, что российские города стали расширяться. На юге и востоке страны появлялись новые города. Появились первые попытки создания городских планов и упорядочения градостроительства.

В связи с расширением границ государства, прекращением набегов на Русь татар, центр страны уже не нуждался в такой защите, как в средние века. Многие крепости городов и стены монастырей центральной части страны переставали выполнять оборонные функции. Этот период в жизни страны совпал с появлением нового направления в архитектуре, ухода от строгих линий, перехода к украшательству. Именно поэтому в 17 веке многие кремлевские постройки и монастыри достраивались с особым колоритом. Теперь зодчие больше думали о внешнем облике, нарядности убранства, выразительности линий, чем об оборонительном качестве башен и построек.

Как жилые дома купцов и бояр, так и административные здания в 17 веке начинают строить двух- или трехэтажными. При каменном основании, верхний этаж мог быть деревянным, зачастую здание полностью выполнялось из древесины. Нижний этаж таких зданий обычно использовали для хозяйственных нужд.

В середине века, под покровительством патриарха Никона, в Москве начинают воссоздавать святые места Палестины. Проект выливается в постройку Ново-Иерусалимского монастыря на реке Истре. Монастырь дополнился традиционным комплексом деревянных сооружений, Воскресенским собором. Позднее, из-за опалы Никона, строительные работы были остановлены. Работавшие на строительстве мастера-белорусы, привнесли в русскую архитектуру применение керамики и изразцов для отделки фасадов. Впоследствии, монастырскому собору многие старались всячески подражать, старались превзойти его в нарядности.

Несмотря на то, что многие города имели свои особенности в архитектуре и градостроительстве, повсюду начала распространятся нарядная пышность и эффектная декоративность форм и оформления фасадов. Россия, выстоявшая в период смуты, как бы возрождалась, смотрела вперед с надеждой на будущее. В этот период стремление к украшательству вылилось в оформление башен Московского Кремля шатрами, а также в украшение белых стен Храма Василия Блаженного (Покровского собора) ярким и пестрым орнаментом. В 1635-1636 годы в кремле возводится трехэтажный Теремной дворец с явно выраженной ступенчатой конструкцией. Первоначально его стены были расписаны, как  внутри, так и снаружи, верхний ярус дворца украшали изразцы. Собор на территории комплекса является типичным представителем стиля барокко, который в те времена как раз и начал свое распространение в русской архитектуре 17 века.

На тот момент вторым по значимости городом Руси был Ярославль. Изразцы активно использовались при украшении храмов Иоанна Предтечи в Толчкове, а также Иоанна Зла­тоуста в Коровниках. Для данных строений характерно использование яркого узора, созданного с помощью поливных изразцов. Типичным памятником данному периоду зодчества в Ярославле считается церковь Ильи Пророка.

В период 17 века велось повсеместное строительство новых каменных храмов, монастырей и в Муроме. Были выстроены два монастыря – женский Троицкий и мужской Благовещенский. Вместо деревянных строений были возведены храмы из камня в женском Воскресенском монастыре, Георгиевская церковь, разрушенная в 30-х годах 20 века, а также пятиглавая Казанская или Николо-Можайская церковь и одноглавая Николо-Зарядская церковь. Николо-Зарядский храм также не сохранился, но в те годы являл собой один из лучших образцов русского зодчества второй половины 17 века. Последней в этом столетии в Муроме была построена каменная Покровская церковь, расположенная на территории Спасского мужского монастыря. Монастырское жилое здание, а именно настоятельный корпус Спасского монастыря – единственный образец  в городе, позволяющий представить гражданскую архитектуру города в 17 веке. Неподалеку от Мурома в Борисоглебском монастыре  вместо ветхих деревянных храмов в 17 веке возвели прекрасный ансамбль из каменных строений – церковь Рождества, Вознесенскую (Бориса и Глеба) и Никольскую церковь. Из них до наших дней сохранился лишь храм Рождества Христова.

Сохранилось множество храмовых построек того времени и в других провинциальных городах – в Угличе, Саратове, Великом Устюге, Рязани, Костроме, Суздале и других. Из крупных архитектурных ансамблей, относящихся к 17 веку, можно выделить здание Кремля в Ростове Великом.

Крутицкий теремок

Крутицкий теремок

До наших времен дошло большое количество и светских построек, позволяющих судить об архитектуре того времени. Это деревянные Кремлевские терема, Крутицкий теремок и дом Голицына в Москве, каменные Поганкины палаты в Пскове, как и многие здания той эпохи, указывающие на высокую степень прихотливости вкусов, царившую в архитектуре 17-го столетия.

Российская архитектура в 16 веке (стр. 1 из 2)

Российская архитектура в 16 веке.

Введение.

Появление в 15 веке на карте мира огромного государства – России – явление не только политического, историко-географического, но и культурного порядка. Россия быстро осваивала необозримые по протяженности пространства и одновременно не менее стремительно создавала качественно новую и более масштабную, чем прежде, культуру. Тон задавала, конечно, Москва. Три века Московской Руст – 15,16 и 17 – это эпоха впечатляющего подъема литературы и искусства. Устойчивые реалии и фундаментальные принципы средневековой эстетики сочетаются в ту пору не только с религиозным, но и светским миропониманием. В саму ткань жизни все больше и чаще вплетаются элементы художественной новизны, не скованного церковной доктриной восхищения красотой. Не отошли в область предания и языческие мотивы. Они по-прежнему питают народную фантазию, расцвечивают причудливыми красками фольклор, декоративно-прикладное искусство, разговорный и литературный язык.

Русский идейно-художественный мир не был замкнут – он расширялся, обогащался и был открыт для диалога с культурами других стран и народов. Развиваясь как самобытная и цельная, русская культура очень избирательно взаимодействовала и с европейским Западом, и с азиатским Востоком, и , хотя не была изолирована от них , всё же держалась самостоятельной линии, осторожно дистанцируясь от всего, что лежало не в русле национальных традиций.

Архитектура в 16 веке.

Остроконечные, похожие на величественные ели храмы, становятся в 16 веке архитектурной приметой времени. В отличие от строившихся прежде крестово-купольных эти церкви воздвигали без привычных столбов. Их внутреннее пространство было едино, не расчленено опорами, а снаружи сооружение венчал шатер – вытянутая вверх, высокая четырех- или восьмигранная крыша. Шатровые своды, кровли, навесы и наметы – или пометы(легкие крыши) – можно было видеть над воротами или кркстьянским крыльцом, над колодезным срубом или одинокой часовенкой, над путеводной иконой на обочине дороги или деревянным крестом на могиле. Но вот шатер украсил и храмы Божьи, поднявшись высоко в небо и над Москвой, и над другими городами.

Одной из первых, выстроенных в шатровом стиле, стала церковь Вознесения Господня в подмосковном Коломенском (теперь это уже Москва). Здесь, на берегу Москвы-реки, была летняя резиденция великих князей. И когда у правителя Московского государства Василия III родился в 1530 году сын – будущий царь Иван Грозный, счастливый отец повелел на радостях возвести в честь этого события церковь в Коломенском. По одним сведениям, строили ее безвестные русские мастера, по другим- итальянский зодчий Петрок Малый, что незадолго перед тем ставил в Москве стены Китай-города. Церковь Вознесения кажется невесомой, хотя огромная масса из кирпича и белого камня – тяжесть неимоверная. Мощный сплошной фундамент глубиной в 9 метров опирается на пропитанные олифой дубовые сваи. Церковь стоит на массивном основании – подклете, но опорой ей также служат боковые лестницы и обходная галерея – гульбище. Из 62 метров трёхъярусной вертикали чуть меньше половины приходится на шатер с небольшой главкой.

Церковь Вознесения Господня являет собой уникальный образец русской архитектуры, колоссальный мемориальный обелиск, оказавший глубокое влияние на развитие архитектуры стран Восточной Европы, ее приводят в качестве образца недосягаемого совершенства. Ведь ей присвоено «звание» памятника мирового значения — в 1994 году Церковь Вознесения Господня получила статус памятника Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Торжественность образа Дьяковского храма воплотила величие исторического акта – венчание на царство Ивана Четвертого и его моления о благополучии династии, отразившееся в посвящениях приделов. До 30-х гг. нашего столетия считалось, что храм выстроен в 1529 г. Василием III в качестве «моленного» храма о даровании наследника. Создателем этой атрибуции был Ф.Ф.Рихтер. Дату 1529 г. Ф.Ф.Рихтер взял из клировых церковных ведомостей, а идею посвящения церкви наследнику престола – у И.М.Снегирева. В 1847 г. последний высказал предположение, что большой каменный храм в приселке Дьяково старинного дворцового села Коломенское являлся в древ­ности личным богомолием Ивана Грозного. Снегирев исходил из того известного факта, что здесь, в Коломенском, царь имел обыкновение в торжественной обстановке праздновать свои именины. По понятиям того времени, для этого требовалась специальная церковь. Такой церковью, по Снегиреву, могла быть главная цер­ковь шестипрестольного Дьяковского храма, основной престол ко­торого был посвящен Усекновению главы Иоанна Предтечи – дню тезоименитства царя Ивана.

Церковь – колокольня Георгия Победоносца напоминала о далекой, но такой важной для Руси Куликовской победе. Есть основания полагать, что строительство Колокольни посвящено Святому Георгию, имя которого было дано брату Ивана Грозного, родившемуся 30 октября 1533 года. Она была возведена в качестве колокольни при основном Вознесенском соборе и своими линиями подчеркивала стремительность и столпообразность Храма Вознесения Господня. Скромная по размерам колокольня, также как и церковь Вознесения Господня отличается центричностью и вертикальной устремлённостью форм. Круглая в плане и цилиндрическая в объеме она состоит из 2-х ярусов, причем нижний объем более массивен, в то время как верхний, пронизанный сквозными арками, выше и легче. Сам колокольный столп членён на 5 осей. Строение завершено маленьким барабанчиком с главкой. В конце XVII столетия после пристройки к ней здания деревянной Трапезной ансамбль стал называться Храмом Георгия Великомученика, и 5-го февраля 1678 года был освящен.

Характер архитектуры этих трех памятников надо поставить в связь с их возникновением именно в царской усадьбе- резиденции точно так же, как и сами факты и даты их возведения и посвящения – с историей московской правящей династии, имевшей тогда государственное значение.

В начале 16 века(1505 – 1509) итальянским архитектором, которого русские называли Алевиз Новый, в Московском Кремле был возведен Архангельский собор. Алевиз (полное имя его неизвестно; есть гипотеза, что это был венецианский скульптор и архитектор Алевизе Ламберти ди Монтаньяно) прибыл в Москву через Крым в 1504 году из Венеции. Его сопровождали русский посол Ларев и дьяк Карачаров. Из-за литовско-русской войны путешественники не смогли ехать через Литву и вынуждены были податься сначала в Молдавию, а затем в Крым. Здесь их задержал хан Менгли-Гирей, для которого «архитектон Алевиз» построил «железные ворота Демир-Хапу» в ханском дворце в Бахчисарае. В рекомендательном письме от 1504 года, адресованном Ивану III, хан Менгли-Гирей аттестует «архитектона Алевиза» как «весьма хорошего мастера, не чета другим мастерам, мастера поистине большого».

Прибывшего в Москву 10 ноября 1504 года Алевиза стали здесь именовать Алевизом Новым. Дело в том, что до него в Москве уже работал итальянец «Алевиз» — Алоизио да Каркано, он же Алевиз Фрязин Миланец, инженер из Милана, участвовавший в строительстве Московского Кремля. Всего Алевиз Новый построил в Москве 11 каменных церквей, но из них сохранился только Архангельский собор — остальные либо не сохранились, либо в позднейшее время были переделаны до неузнаваемости.

Для Алевиза весьма трудной задачей было приспособить привычные ему ренессансные мотивы к совсем незнакомой форме здания. Архангельский собор возводился в чисто русской традиции, но в обработке фасадов явно присутствуют элементы венецианской архитектуры. Этот торжественный и нарядный храм одновременно напоминает двухэтажное дворцовое здание типа венецианского «палаццо».

Завершенный в 1509 году, пятиглавый шестистолпный Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля. Это второй по величине кремлевский собор. Одним из новшеств, примененных Алевизом, стали белокаменные раковины в закомарах собора — этот элемент получил впоследствии широкое распространение в России. В частности, к нему прибегли строители Новодевичьего монастыря и Успенского собора в подмосковном Дмитрове.

Некоторые позднейшие исследователи отмечают, что смешение разнородных архитектурных принципов несколько повредило целостности облика Архангельского собора, но, тем не менее, этот изящный храм настолько пришелся по душе москвичам, что в течение почти столетия он служил образцом для других церковных и светских построек. Многие элементы Архангельского собора были использованы при строительстве Грановитой палаты. Благовещенского собора, Теремного дворца в Кремле.

Порталы храма обильно украшены резным растительным орнаментом. Первоначально собор окружала открытая арочная галерея, а закомары были украшены островерхими белокаменными пирамидками. Галерея, вероятно была разобрана в 17-м столетии.

Главной святыней собора является храмовая икона «Михаил Архангел с житием». Легенда связывает ее создание в конце XIV века с именем княгини Евдокии, вдовы Дмитрия Донского. Написанная мастером из круга Андрея Рублева, икона стала символом защиты всего народа, всей Русской земли от татарского ига, от вражеских нашествий. Автор, писавший ее, явно был одним из крупнейших мастеров Древней Руси, чье имя не дошло до нас. Икона «Михаил Архангел» по своим художественным достоинствам может быть поставлена в ряд с высшими достижениями древнерусской живописи.

В соборе хранилось множество древних книг, среди которых — рукописное евангелие XII века.

В интерьере собора царит полумрак. В этом полумраке безмолвно высятся 46 массивных каменных гробниц московских князей и царей, начиная с Ивана Калиты и кончая Иваном Алексеевичем, братом Петра I. Исключение составляют св. благоверный князь Даниил Александрович, погребенный в Даниловом монастыре, и князь Юрий Данилович, брат Калиты, похороненный в Успенском соборе, а также Борис Годунов, Его останки были выброшены отсюда в 1606 году Дмитрием Самозванцем и отвезены в Троице-Сергиеву лавру. Здесь же находится могила М.В. Скопина-Шуйского. Здесь же похоронен император Петр II, умерший в 1730 году в Москве от оспы. И здесь же были упокоены мощи святых мучеников князя Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Федора, погибших в Орде в 1246 году. В Архангельском соборе погребены Петр Ибрагимович, царь Казанский, и царевич татарский Александр Сафагиреевич, сын царицы Сумбеки — зримое свидетельство того, что, по словам А.Н. Муравьева, «не муками и не кострами, как некогда князей черниговских, тверских и рязанских, терзаемых в Орде за веру предков, но кротким светом Евангельской истины призывала святая Русь закоснелых врагов своих из тьмы язычества в благодатное царство Христово». Не «евразийство», а вера во Христа сливала воедино разноплеменные народы, «издавна обагренные взаимною кровью».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *