Архитектура в 17 веке – «АРХИТЕКТУРА И ЖИВОПИСЬ XVII века. Архитектура В русской архитектуре 17 века, как и в других сферах культурной жизни России того времени, начинают доминировать.». Скачать бесплатно и без регистрации.
Русская архитектура XVII века кратко и понятно – главное и важное
Люди и Нация
Русская архитектура XVII века кратко и понятно – главное и важное
В русской архитектуре 17 века, как и в других сферах культурной жизни России того времени, начинают доминировать светские мотивы.
Архитектура 17 века начала отходить от средневековой простоты и строгости. Русская архитектура 17 века интересна, прежде всего, своей декоративностью.
Красивые рельефные наличники украшают окна зданий, каменная резка делает здания необыкновенно причудливыми и живописными. Многоцветность, зданиям русской архитектуры 17 века , придают изразцы.
Одной из самых популярных архитектурных форм 17 века является шатер. Трапезная церковь Алексеевского Монастыря в Угличе – яркий пример этой архитектурной формы. Три стройных шатра поднимаются над тяжелым объемом трапезной. Шатры располагаются на сводах церкви, и не связываются с её пространственной структурой.
В дальнейшем развитии русской архитектуры 17 века, шатер превращается из конструктивного элемента в декоративный. Шатер становится характерным архитектурным элементом 17 века для небольших посадских храмов. Лучший пример архитектуры 17 века такого рода – московская церковь Рождества Богородицы. Церковь находиться в Путинках.
дворец Алексея Михайловича в КоломенскомСтроить церковь начали местные прихожане, которые хотели удивить Москву небывалым богатством и красотой. Однако, не рассчитали своих сил и, им пришлось просить помощи у царя. Алексей Михайлович дал огромную сумму из государственной казны для строительства храма. Храм и впрямь вышел очень хорошим. Церковь Рождения Богородицы – последний шатровый храм Москвы. В 1652 году, патриарх Никон запретил строить храмы, выполненные в шатровом архитектурном стиле.
В архитектуре 17 века, в строительстве храмов применялся не только шатровый архитектурный стиль, но и другие. Популярны были бесстолпные кубические храмы (корабли). В последней четверти 17 века в русской архитектуре получил большое распространение стиль – московское барокко. Иногда его называют «нарышкинский» барокко, такое название идет от фамилии главного заказчика.
Для этого стиля в 17 веке характерны ордерные детали, использование красного и белого цвета в росписи зданий, этажность построек. В этом архитектурном стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольни Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде.
Церковь Рождества Богородицы в ПутинкахВ русской архитектуре 17 века каменное строительство становится доступным не только царской фамилии. Состоятельное боярство и купечество в состоянии, теперь, строить себе «Хоромы каменные». Немало каменных построек знатных и богатых родов знает Москва и провинция. Каменное строительство преобладает в архитектуре 17 века.
Настоящим 8-ым чудом света русской архитектуры 17 века стала постройка дворца Алексея Михайловича в Коломенском. Во дворце было 270 комнат, около 3 тысяч окон. Построили дворец мастера русской архитектуры Семен Петров и Иван Михайлов. К сожалению, дворец не сохранился. По приказу Екатерины II, в середине 18 века, дворец разобрали из-за ветхости.
Стиль архитектуры в XVII веке в России
Стиль архитектуры в XVII веке расцвел, потому что расширились возможности государства, каменное строительство вышло на новый уровень. В Кремле при Михаиле Федоровиче были построены каменные царские палаты. Именно в XVII веке, а точнее в его первой половине, появляется такой культовый объект, как Спасская башня. А во второй половине столетия были построены и другие башни Московского Кремля. Данные строения увенчали шатрами, и они приобрели привычный нам вид.
Храмы в XVII веке
Конечно, в Средневековье наибольшее значение имело церковное зодчество. Особенный стиль архитектуры XVII века можно лицезреть в храме Троицы в Никитниках. Находится он в самом центре Москвы, в Китай-городе. Этот храм увенчан пятью шатрами, а колокольни имеют каменный навес. Именно это строение стало образцом для каменного церковного зодчества по всей стране. Вот такого типа храмы в большом количестве строили в старых русских городах, вплоть до первой половины XVIII столетия.
Особенности крыши
Интересным явлением церковного зодчества первой половины XVII века было увлечение каменными шатрами не над колокольнями, а над самим храмом. Этот любимый элемент творцов в стиле архитектуры XVII века пришел из деревянного церковного строительства. Дело в том, что деревянный шатер очень практичен, поскольку осадки стекают с крыши. И вот оттуда, из деревянного зодчества, каменный шатер утвердился и в церковном строительстве.
Но с точки зрения патриарха Никона, данные крыши были неудобны, и в целом элемент являлся неправильным. Долгое время считалось, что патриарх запрещает венчать храм шатрами, так как они считались светскими элементами, которые недопустимо использовать в церковном зодчестве. Это рассматривалось как проявление обмирщения культуры.
Последние исследования несколько уточнили этот вывод. Дело в том, что, запретив венчать каменные храмы шатрами, Никон велел в своем любимом Воскресенском монастыре построить здание с такими особенными крышами. Поэтому намерения патриарха в данном случае не вполне ясны. Может быть, он хотел, чтобы это был единственный храм в данном стиле архитектуры XVII века. Как бы то ни было, но запрет церковного зодчества распространялся на всю страну. Таким образом, церковь Рождества в Путинках, сегодня расположенная в центре Москвы, — последний храм в данном городе, который был увенчан шатрами.
Архитектура XVII
В конце века можно наблюдать совершенно новые явления в церковном зодчестве. Это так называемый нарышкинский стиль. Иногда здания, построенные в данной стиле, еще именуют московским барокко. Это не совсем точно, потому что официально данный стиль в архитектуре появится немного позже. В церквях представлены только элементы культуры барокко, поэтому корректнее называть этот стиль нарышкинским.
Храм Покрова в Филях
Фили — это подмосковное село боярина Нарышкина. Этот храм заметно отличается от Троицы в Никитниках. Здание представляет собой высокую центрическую композицию, в таком храме человек ощущает себя центром, это не характерно для средневекового мировоззрения.
Здесь вотчинник находится прямо под куполом и косвенно, конечно, не прямо, а опосредованно, это отзвуки идеи Возрождения. Человек — центр Вселенной, мера всех вещей. Именно это было главной концепцией русской архитектуры XVII века. Хотя может быть в конце века это идея и не читалась отчетливо, но архитектурные формы дошли до наших дней, и искусствоведы утверждают, что это именно та особенность, в которой этой идея могла когда-либо воплотиться.
Памятники архитектуры XVII века
Нарышкинский стиль еще с большей силой нашел отражение в другой подмосковном вотчинном здании — церкви Знамения в селе Дубровицы. Это усадьба дядьки, воспитателя Петра, Бориса Голицына. В данном строении очень много особенностей, например, необычное завершение храма — он увенчан короной — это элемент европейского барокко того времени.
Если внимательно приглядеться к ступеням этого храма, то можно найти вполне определенное заимствование от известной лестницы, которая была спроектирована великим Микеланджело в конце XVI века. Данный элемент родом из Флоренции, библиотеки Медичи Лауренциана. Объект стал образцом для многих лестничных маршей того времени и также из рук в руки, через Голландию, Германию, Речь Посполитую, реплика дошла и до Московского государства на рубеже XVII—XVIII веков.
Таким образом, можно отметить, что в конце XVII века все отчетливее проявляется связь Московского государства со всеми процессами, которые имели место в это время в Европе.
Передача опыта
Эпоха барокко — это еще один пример стиля русской архитектуры XVII века. В истории, например, музыки или литературы принята немного другая периодизация. А в строительстве считается, что барокко заканчивается в середине XVIII века. После этого начинается эпоха неоклассицизма.
В это время образцом во всех видах искусства для Европы по-прежнему служит Италия, точнее сказать, Рим. Архитектура барокко тоже возникает в древнем городе. А главный архитектор стиля, естественно, римлянин — Джованни Лоренцо Бернини. Важнейшие творцы следующего поколения, который строили в конце XVII века и начале XVIII, это его ученики, причем не только итальянцы, но и некоторые немцы. Например, очень известный хороший архитектор, Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах.
Влияние государства на стиль
Существует две политические силы, которым служит архитектура барокко, — это контрреформация и абсолютизм. Как бы это ни было странным, но и стиль архитектуры XVII века — это смесь государственного строя с творчеством.
Что такое контрреформация
В XVI веке произошло некое преобразование, поэтому половина Европы отреклась от католичества и примкнула к новой версии христианства — протестантизму. Церковь с этим примириться не могла и начала масштабную пропагандистскую кампанию, в ходе которой была создана лучшая в мире сеть высших учебных заведений — Иезуитский коллегиум. Там учились и духовные лица, и миряне. И как-то так получилось, что большинство покидало стены этих заведений убежденными католиками.
Так как столица христианского мира — Рим, и архитектура барокко создана в этом городе, то получилось так, что именно этот стиль служил оформлением католической пропаганды. И из Рима распространялись данные мотивы по всему миру. Например, строители иезуитских миссии, коллегиумов, которые покрывали всю планету от Икитос до Гоа, брали за образец первые постройки Суэцкого ордена в Риме.
Образцом для всех храмов католического мира, как уже было отмечено выше, служил собор Святого Петра в Риме, достроенный в эпоху барокко.
Дворцы для знати
В XVII веке возникает новый порядок управления государством — абсолютизм. До тех пор европейские аристократы были более или менее государями своих земель. Собирали там налоги, содержали собственный армии и частенько вели войны со своими королями. В XVII веке постепенно, сначала во Франции, а затем и в некоторых других странах Европы, аристократия лишается прежних привилегий, а государствами начинают управлять короли, уже не стесненные пережитками средневековых порядков, при помощи бесправной сущности бюрократии.
С конца XVII века, по веянию Европы, русские цари, а позже императоры начинают строить для себя громадные загородные дворцы с регулярными парками. В этих дворцах часто живут непросто государи и их придворные, но и министры и другие служащие государственного аппарата. Загородный дворец служит офисом верховной власти в государстве.
Императорские резиденции в Петербургских пригородах — это одни из самых крупных и самых роскошных дворцов в стиле европейского барокко. Таким образом, можно отметить, что архитектура в XVII веке в России была разной.
Отличительные черты
Барокко, как и любой другой стиль, имеет свою особую неповторимость. Вот самые главные особенности: овальный план, неравномерная расстановка колонн и обильные расписанные скульптуры, живописные декорации.
Нельзя утверждать, что эти приемы характерны только для эпохи барокко, но в эти времена они встречаются гораздо чаще. Впрочем, овальный план не встречается ни в античной, ни в средневековой архитектуре, ни в эпоху Возрождения. Его изобрели Итальянцы в XVI веке. Но первые овалы относятся к эпохе позднего Возрождения. Примером может служить небольшая церковь Сант-Анна в Риме.
Некоторые исследователи считают, что история архитектуры барокко взяла свое начало именно с этих построек, Микеланджело Буонарроти даже иногда называют отцом барокко. Но все-таки принято считать, что первыми архитекторами римского барокко были мастера следующего поколения, работавшие на рубеже веков, в частности Джакомо делла Порта или Карло Мадерна.
Культура. 17 век. Архитектура
— 1628-шатёр над Спасской башней Московского Кремля
— Церковь Покрова в Медведкове, подмосковном имении князя Д.Пожарского (1634-1635). Построена в честь победы над врагами в Смутное время, утверждала силу русого оружия.
— Церковь святого Зосимы и Саввы Троице-Сергиева монастыря (1635-1637)
— Церковь Троицы в Никитниках(1635-1653) , характерна яркая цветовая гамма, сочетание красного кирпича с белым орнаментом, зелёными изразцовыми вставками и зелёными куполами.
Появилось много похожих церквей, подражание ей:
— Троицкая церковь монастыря в Муроме,
— церковь Вознесения в Великом Устюге
— 1649-1652-в Москве храм Рождества Богородицы в Путинках.
— посадские церкви Николы в Пыжах и Хамовниках,
собор Вознесения в Устюге и др.
Гражданское строительство.
1635-1636- первое светское здание на территории Кремля -Теремный дворец (арх. Константинов, Огурцов, Шарутин, Ушаков). Впервые появилась ступенчатость зданий, новым был и декор здания – резьба, фигуры животных, растительный орнамент, впервые была продемонстрирована ориентация на западноевропейские образцы).
В Москве — Печатный и Монетный двор, дом боярина Троекурова
Архитектура — переход от строгости и простоты к декоративности.
Активное каменное строительство — в 20-ег.(Создан Приказ каменных дел).
Изразцы – керамические плитки и украшения из резного камня и кирпича. Это обилие украшения стали называть —
дворец царя Алексея Михайловича,
каменные палаты бояр.
В 40-70-е г.- московское барокко (нарышкинское): чёткость и симметричность, многоярусность, декоративная резьба по белому камню, устремлённость здания вверх, сочетание красного и белого цветов, связь с окружающим пространством.)
Церковь Покрова в Филях — усадебный храм Нарышкина.1690-1693(многоярусность, ступенчатость, обилие широких окон, связь с пространством, устремлённость вверх, характерные «гребешки», которые украшают каждый ярус, белые колонны.
Примеры нарышкинского барокко:
церковь Спаса с в селе Уборы на Москве – реке ,( 1697, архитектор Я.Бухвостов) ,
церковь Знамения в Дубровицах, 1690-1704
Деревянное зодчество
.Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском (современники называли восьмым чудом света)-построен русскими мастерами под руководством холопа Семёна Петрова и стрельца Ивана Михайлова.1667-1672
Русская архитектура XVII века
Средняя школа № 12
РЕФЕРАТ
Русская архитектура XVII века
г. Оренбург
2004
Введение.
XVII век явился веком потрясений и огромных изменений в России. Это век смуты, восстаний, появления самозванца, вторжения иноземцев, но вместе с тем век прославлен необыкновенной стойкостью и способностью русского народа к возрождению. Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве.
Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Все большее значение приобретали естественные и точные дисциплины. Укреплялись связи с Западной Европой, откуда привозили книги по астрономии, медицине, географии. В литературе большое внимание уделялось человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира. Произошли изменения и в области архитектуры. Начали зарождаться новые стили. Постараемся подробнее рассмотреть изменения в русской архитектуре XVII века.
Архитектура страны.
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старых городов шло в рамках уже сложившейся планировки, а в новых городах-крепостях пытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи с развитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На юге и в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни с навесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнение масштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этом больше думали выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшении оборонительных качеств укреплений. Сложный силуэт и богатую белокаменную резьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец, построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились по трехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в нижнем этаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасным, а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажи каменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в. почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна обрамлялись наличниками. Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные, с разными по высоте и форме крышами, имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон из профильного кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногда применялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастных зданий, внутренние лестницы вместо наружных.
Дворцы в XVII в. эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Это видно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцом в Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий, окружались стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырские кельи
часто состояли из трехчастных секций, образующих длинные корпуса. Административные здания XVII в. походили на жилые дома. Гостиный двор в Архангельске, имевший 2-этажные корпуса с жильем наверху и складами внизу, был в то же время и крепостью с башнями, господствовавшей над окружающей застройкой. Расширение культурных связей России с Западом содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерных форм и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыграли белорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройке Ново-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора стали подражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричных композиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадов к четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные» церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки над приделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянные жилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробным декором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубные богатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала и утрачивая монументальную ясность композиции.
Архитектура Москвы.
Архитектура Москвы, наследуя черты зодчества наиболее развитых феодальных княжеств, обретает и свой самобытный стиль, в котором переплетаются традиции зодчества домонгольской Руси, и градостроительные достижения Новгорода и Пскова, а также находят отражение идеи объединения и освобождения земель, централизации государства и образования единой нации. Архитектура Московского государства отличалась сравнительным постоянством основных типов строительства, характерных для феодального уклада. Это—жилые дома и хозяйственные постройки, церкви и звонницы, палаты и монастырские здания, крепостные сооружения, однако структура зданий и сооружений, их стилевой характер развивались вместе с изменением жизненных реалий, социальных и идеологических условий, оборонительных требований. Изменялись конструкции и строительные материалы, а вместе с ними — архитектоника зданий и сооружений. Наряду с каменными огромное значение имели деревянные постройки, которые на Руси всегда оставались основным видом массового строительств, оказывая влияние на развитие каменных зданий к сооружений.
Общий подъем национальной культуры, вызванный укреплением русского национального государства, получил выражение и в развитии архитектуры. Ко второй половине XVII в. относится сооружение ряда замечательных памятников архитектуры: царского дворца в Коломенском, грандиозного и оригинального комплекса архитектурных сооружений так называемого Нового Иерусалима в подмосковном Воскресенском монастыре, церквей Грузинской Божьей Матери в Москве и Покрова в Филях, многих интереснейших
произведений гражданской и церковной архитектуры в Звенигороде, Ярославле, Вологде и других городах. Характерными чертами, присущими различным по назначению и художественной форме произведениям архитектуры, являлись нарядная пышность, эффективная декоративность, красочность и богатство отделки, хорошо передающие общий жизнеутверждающий характер быстро развивавшегося русского национального искусства XVII в.
Свойственное русской архитектуре XVII в. стремление к пышности и нарядности получает яркое выражение в украшении монументальных кремлевских башен шатрами, имеющими чисто декоративное значение, а также в украшении белых стен Покровского собора на Красной площади (храм Василия Блаженного) пестрым и ярким орнаментальным узором (2). Архитекторами Ба-женом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарути-ным и Ларионом Ушаковым был построен в 1635—1636 годах Теремной дворец Московского Кремля. Его трехэтажный объем носит явно выявленный ступенчатый характер. Со всех сторон дворец окружает гульбище. Два пояса разноцветных поливных изразцов венчают верхний ярус здания. Первоначально стены дворца, интерьер которого особенно уютен, были расписаны (9).
Для второй половины века типичным становится небольшой храм — пятиглавый и бесстолпный, с трапезной, приделами, галереей, колокольней и крыльцами с шатрами. Таковы церкви Троицы в Никитниках и Рождества Богородицы в Путниках (Москва), соборы Ростовского кремля.
В эти годы в Ярославле, который особенно расцветает и богатеет, широко ведется храмовое строительство. Для храмов Иоанна Златоуста в Коровниках и Иоанна Предтечи в Толчкове характерно введение яркого узора из поливных изразцов. Разнообразные по форме изразцы составляют орнаменты, рельефом часто изображены фантастические животные или растения. В колорите преобладает сочетание желтого с зелеными и синими тонами. Яркие цветные изразцы придают зданиям подчеркнуто нарядный характер. Типичный памятник ярославского зодчества — церковь Ильи Пророка в Ярославле — представляет обширный, хорошо освещенный внутри четырехстопный храм, окруженный крытыми галереями.
XVII в. был периодом расцвета деревянной архитектуры. К наиболее значительным светским постройкам принадлежал несохранившийся дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. Дворец состоял из семи хором и представлял собой сложное по композиции здание, сочетавшее большое количество срубов-клетей, примыкавших друг к другу и соединенных переходами.
ИСТРА.
Одним из интереснейших историко-архитектурных памятников Подмосковья является бывший Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Он расположен в живописной местности на высоком холме, который с трех сторон огибает река Истра. В некоторых местах возвышенность была искусственно подсыпана, а своей восточной частью она примыкала к городу, который разросся рядом с монастырем и ранее назывался Воскресенском. В 1939 году он был переименован в город Истра по названию протекающей здесь реки.
Основателем монастыря был честолюбивый патриарх Никон, один из крупнейших деятелей Руси XVII века. В целях демонстрации величия и могущества церкви, ее приоритета над светской властью он задумал создать под Москвой дивный монастырь – свою новую резиденцию, который превзошел бы и затмил своим величием царские усадьбы. Воскресенский монастырь – колоссальный по тем временам архитектурный ансамбль – должен был стать новым центром православия. Согласно исследованиям Г. В. Алферовой, проект собора принадлежал самому Никону.
Строительные работы начались в 1658 году, и этот год считается годом основания Воскресенского монастыря. Архитектурным прообразом Воскресенского собора послужила, по идее Никона, христианская святыня – храм гроба господня в Иерусалиме, построенный в XII веке и поражавший всех паломников своей необычной формой и размером. Поэтому свой монастырь Никон назвал Новый Иерусалим.
Задуманное Никоном строительство обеспечивалось огромными материальными богатствами, которые этот крупнейший церковный феодал сосредоточил в своих владениях. К строительству были привлечены лучшие зодчие того времени, огромное число крепостных крестьян, мастеровых. Новый Иерусалим стал крупным центром художественных ремесел. На месте было организовано производство кирпича и рельефных многоцветных (ценинных) изразцов. Керамическими мастерскими руководил «всяких рукодельных хитростей премудрый ремесленный изыскатель» белорус Петр Заборский. С ним работал талантливый мастер изготовления многоцветных изразцов Степан Полубес. Строительными работами руководил русский зодчий «каменных дел мастер» Аверкий Мокеев, плотницкими – мастер Иван Яковлев. При постройке собора были использованы все новшества русской архитектуры XVII века.
Однако Никону не суждено было увидеть окончательно завершенным свой замысел. Великолепие собора, о котором ходили легенды, стало раздражать царя, а идеи патриарха и его убеждения в том, что «священство выше царства», показались государю и его приближенным опасными. На церковном соборе 1666 года Никона обвинили в ереси, его лишили сана патриарха и сослали в Ферапонтов монастырь.
Низложение и ссылка Никона прервали развернутые им строительные работы. Собор был закончен лишь в 1685 году по указу царя Федора Алексеевича. Но затянувшееся строительство не изменило первоначального проекта.
Собор представлял собой весьма сложное сооружение. По образу храма в Иерусалиме он состоял из трех основных объемов, расположенных но оси восток – запад: подземной церкви Константина и Елены, главы которой как бы вырастают из-под земли, крестовокупольногр храма Воскресения, завершенного могучей главой на крестовом основании, колоссальной ротонды храма, перекрытой огромным каменным шатром, возведенным над часовней гроба господня. Это был самый грандиозный каменный шатер в истории русского зодчества, имевший диаметр у основания 20 метров при высоте 18 метров. Так при строительстве этого собора были нарушены традиции и каноны русской культовой архитектуры: вместо обычного четырехстолпного пятиглавого храма главная часть собора выполнена в виде перекрытой куполом колоссальной ротонды. Собор – образец русского барокко, которое получило дальнейшее развитие в конце XVII – первой половине XVIII века.
Повторяя план, топографию и размеры храма в Иерусалиме, строители Воскресенского собора возвели памятник глубоко национальный. Многоглавие, ярусность, невиданное изобилие многоцветного изразцового декора позволили создать величественное и монументальное сооружение. Особую красоту и оригинальность собору придавало украшение из цветных изразцов, искусство изготовления которых было хорошо известно русским строителям, применявшим поливные кирпичи в своих сооружениях еще с глубокой древности. Изразцовые орнаменты украшали порталы входов, наличники, пояса-карнизы и другие детали храма.
Не меньшее впечатление производил храм Воскресения и своим внутренним убранством. Могучие пилоны с арками между ними охватывали полукольцом алтарь, который воспринимался почти как театральная сцена. В его глубине располагалось «горнее место», состоявшее из ступеней, поднимавшихся кверху амфитеатром. В центре находился патриарший трон, на котором должен был восседать Никон в окружении священнослужителей. Особенно богато были декорированы иконостасы, выполненные из многоцветных изразцов удивительной красоты. Их отличали богатство фантазии и искусство исполнения.
В 1658 году к северо-западу от монастыря был построен скит патриарха. Он представлял собой небольшое трёхэтажное каменное здание, объединяющее культовые, жилые и хозяйственные помещения, на плоской крыше были поставлены келья, восьмигранная церковь и звонница. Здание, как и собор, было украшено изразцами.
В конце XVII века у западной стены монастыря были построены Больничные палаты, превращенные в XVIII веке в царский дворец. Корпус Больничных палат состоит из разделенных сенями двух палат и Трехсвятской церкви.
К западу же от Воскресенского собора, тоже в конце XVII века, был построен корпус Трапезных палат. Он состоит из трех палат зального типа и церкви Рождества Христова, построенной в виде двусветного четверика с двумя декоративными восьмериками. Окна Трапезных палат обрамлены типичными для XVII века белокаменными наличниками в виде двухколонного портика с разорванным фронтоном. Трапезная соединена с Больничными палатами изящной аркадой, выполненной по проекту архитектора М. Ф. Казакова, работавшего в Воскресенском монастыре в конце XVIII – начале XIX века. В середине XIX века аркада была украшена рустом и сдвоенными пилястрами. С севера к Трапезным палатам примыкают настоятельские покои, а с юга – Царские и Больничные палаты.
В 1690–1694 годах деревянные крепостные стены монастыря были заменены кирпичными с восьмью башнями и надвратной Входоиерусалимской церковью, возведенной в 1697 году.
Стены и башни монастыря строились под руководством одного из талантливейших зодчих Древней Руси Якова Бухвостова. Общая протяженность стен около 930 метров, их высота в настоящее время от 9 до 11 метров. Снаружи они делятся на цоколь, среднюю часть с бойницами «подошвенного боя», то есть нижнего, и верхнюю часть с бойницами-щелями для стрельбы из ружей. На уступе стен расположены навесные бойницы-машикули. С внутренней стороны стен можно видеть полуциркульную открытую аркаду, над которой расположен по периметру стен крытый боевой ход, огражденный парапетом.
Большинство башен монастырских стен получило наименования ворот и башен древнего палестинского Иерусалима. Они трехъярусные. Их верхние ярусы, гранные или цилиндрические, увенчаны каменными шатрами и башенками с железными «прапорами» – флажками.
Стены и башни монастыря строились в традициях древнерусских крепостных сооружений. Однако, как известно, монастырские укрепления конца XVII века уже теряют прежнее военно-оборонительное значение и приобретают новые черты декоративной архитектуры.
Над главным входом в монастырь была построена надвратная Входоиерусалимская церковь. В ее основании устроены центральный, перекрытый аркой проезд и два боковых прохода. По своему внешнему виду она напоминала знаменитый храм в Филях в Москве. Церковь была выстроена в форме «восьмерик на четверике», характерной для архитектурного стиля конца XVII века. В основании церкви был куб, окруженный полукруглыми выступами, а над этим кубом возвышались три друг на друга поставленных и уменьшавшихся кверху восьмерика. Интересной и редкой особенностью надвратной церкви был цветной изразцовый пол. Крупные квадратные плиты пола образовывали необычный геометрический цветной ковер, придававший интерьеру храма нарядность и красочность.
Церковь отличалась высотой и стройностью. Однако за время своего существования она перестраивалась, и ее первоначальное декоративное убранство, характерное для русского барокко конца XVII века, не сохранилось.
Изразцовое убранство Воскресенского монастыря было новым явлением в русском зодчестве и вызывало большой интерес своей необычностью и красочностью. Особенно эффектными были уникальные трехъярусные изразцовые иконостасы приделов Воскресенского собора. Цветные изразцы, которые, по замыслу Никона, украшали монастырские сооружения, оказались не менее замечательным декоративным материалом, чем мрамор, использованный для украшения храма гроба господня в Иерусалиме. Изразцы были сказочно красивы, переливаясь бликами при неярком свете свечей, и создавали удивительно красивый интерьер огромного храма.
В 1723 году колоссальный шатер Воскресенского собора рухнул, да еще два пожара, случившиеся в XVIII веке, нанесли серьезные повреждения этому замечательному произведению русского зодчества.
В 1784 году по поручению императрицы Елизаветы архитектором В. Растрелли был разработан проект восстановления шатра, но не в камне, как раньше, а в дереве. Работы по сооружению шатра и восстановлению собора проводил опытный московский зодчий К. Бланк. Шатер был выполнен заново из дерева, с применением барочных деталей убранства. В нем имелись множество люкарн – световых отверстий – и роспись между ними, что полностью изменило характер интерьера ротонды. В стиле барокко была завершена и внутренняя отделка храма, в том числе главного иконостаса. А уцелевшие изразцовые украшения теперь были закрыты новыми, гипсовыми. Собор внутри принял совершенно другой вид. Мощные колонны, золотые и белые завитки картушей – украшений в виде щита или полуразвернутого свитка и других скульптурных деталей – красиво и пластично выделялись на голубых, как небо, стенах, кое-где украшенных живописью.
В барочном стиле были отделаны и иконостасы отдельных приделов собора, богато украшенных замысловатыми орнаментами из скульптурных деталей. На этом фоне контрастно выделялся придел Марии Магдалины, расположенный у северной стены собора. Его мраморный иконостас был оформлен архитектором М. Ф. Казаковым. Он сделан в виде ниши с полукуполом и фронтоном на аттике. Этот придел, выполненный в стиле классицизма, резко отличается от барочного декоративного убранства интерьера собора.
Новоиерусалимский монастырь, как замечательный памятник русского архитектурного искусства, создававшийся на протяжении XVII–XIX веков, не мог не привлекать внимание деятелей культуры. Сюда приезжали писатели, поэты, художники, общественные деятели России и Западной Европы, чтобы полюбоваться великолепным образцом декоративного искусства, ознаменовавшим собой торжество стиля русского барокко. Здесь бывал М. Ю. Лермонтов, написавший стихотворение «В Воскресенске», сюда приезжали А. И. Герцен, А. П. Чехов, И. И. Левитан и другие.
В первые же годы Советской власти архитектурный ансамбль Новоиерусалимского монастыря был взят под охрану государства. С 1920 года в его стенах началось создание историко-художественного музея. Он был открыт для посетителей в 1922 году. В музее хранилась богатая коллекция старопечатных книг, рукописей XVI–XIX веков, гравюр XVIII–XIX веков, предметов церковной утвари. С 1925 года музей стал называться Государственным историко-художественным и краеведческим.
Нашествие гитлеровских оккупантов в 1941 году превратило город Истру (бывший Воскресенск) и окружающие его районы в место боевых действий. И в декабре 1941 года, отступая под натиском Советской Армии, немецко-фашистские варвары взорвали замечательный памятник архитектуры Новоиерусалимский монастырь. Были разрушены собор, крепостные стены и башни монастыря.
Много усилий и таланта было приложено советскими художниками и реставраторами, чтобы вновь возродить этот уникальный историко-архитектурный памятник. В настоящее время работы по его восстановлению в основном завершены. В Трапезной и других помещениях монастыря опять разместились экспонаты Московского областного краеведческого музея, рассказывающие не только о прошлом края и истории монастыря, но и о сегодняшнем дне и успехах, достигнутых трудящимися Истринского района в послевоенные годы.
К северо-западу от монастырского ансамбля находится филиал Московского областного краеведческого музея – архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Здесь можно познакомиться с памятниками русского народного деревянного зодчества Подмосковья. Это крестьянские усадьбы с амбарами, банями, церкви, рубленные талантливыми умельцами и затейливо украшенные, ветряки, колодцы и многое другое, что вызывает уважение к мастерству наших предков.
Вот, например, усадьба Кокориных, привезенная в музей из деревни Выхино Люберецкого района. Она стояла на старой Рязанской дороге и первоначально использовалась как заезжий двор. Усадьба имеет П-образную планировку: параллельно расположенные изба-пятистенка и дворовые постройки соединены сзади хозяйственными помещениями. Усадьба Кокориных – типичный образец жилища патриархальной крестьянской семьи.
Привлекает внимание и разместившаяся среди зелени церковь Богоявления из села Семеновского Пушкинского района. Она относится к широко распространенному в русском деревянном зодчестве типу «клетских» церквей. Церковь состоит из трех разновидностей срубов: квадратного храма, увенчанного небольшой изящной главкой, пятигранной апсиды и прямоугольной трапезной. Она окружена галереей с крыльцом.
Церковь была построена триста лет назад народными мастерами. Реставраторы заменили ее обветшавшие конструкции, сменили кровлю, выложили новеньким лемехом главку и полностью восстановили архитектурно-художественный образ постройки второй половины XVII века.
Русская архитектура 17 века [России]
Теремной дворец Московского Кремля был построен в 1635-1636 гг. для царских детей. В его создании принимали участие Бажен Огурцов, Трефил Шарутин, Антип Константинов, Ларион Ушаков. Трёхэтажное каменное здание венчалось высоким «теремком». Отсюда и название дворца.
Два пояса лазурных изразцовых карнизов в сочетании с позолотой крыши придавали дворцу нарядный, сказочный вид. Здание было богато украшено резьбой из белого камня.
Деревянный царский дворец Алексея Михайловича в селе Коломенском под Москвой был сооружён в 1667-1668 гг. Возводили его под руководством плотничьего старосты Семена Петрова и стрельца Ивана Михайлова. Дворец насчитывал 270 комнат, 3000 окон и оконцев. Разными по форме, совершенно не похожими друг на друга были его части, которые соединялись между собой переходами. Он казался сказочным. Издали он походил на город с шатровыми башенками, «кокошниками» (типичные черты архитектуры крыши в русском деревянном зодчестве), чешуйчатой крышей, крылечками с витыми колонками.
Московский Кремль
Казанский собор
Памятником освобождению России от интервентов стал построенный в Москве на Красной площади Казанский собор. Его посвящение напоминало о событиях недавнего смутного прошлого. Икона Казанской Божией Матери была главной святыней ополчения Минина и Пожарского.
Спасская башня Московского Кремля
Возведённая в XVII в. Спасская (Фроловская) башня Московского Кремля сохранилась до наших дней (архитектор англичанин Христофор Галовей и русский мастер Бажен Огурцов).
Церкви и храмы
Светские черты в архитектуре чётко обозначились и в церковном зодчестве. Все больше наблюдается отход от средневековой строгости и простоты. Много церквей стало строиться по заказу купцов в соответствии с их вкусами и желаниями.
Церковь Троицы в Никитниках
Церковь Троицы в Никитниках в Москве построена в середине XVII в. по заказу купца Никитникова (сам он родом из Ярославля). В архитектуре храма выделены яркие, праздничные элементы. Богато и красочно убранство храма: столбы, обвитые поясками; три яруса кокошников; арки с висячими гирьками; украшенный шатёр. Это здание сохранилось в Москве до наших дней.
Церковь Ильи Пророка в Ярославле
Церковь Ильи Пророка в Ярославле была построена по заказу купцов в середине XVII в. При возведении храма большое внимание уделялось богатству и пышности. Это должно было подчеркнуть достаток и значимость заказчиков. Пятиглавый храм окружён папертью, галереей, шатровым приделом и колокольней. Отделка красным кирпичом на фоне белой стены придаёт храму красоту. Кроме того, храм украшен зелёными, синими и жёлтыми изразцами. Материал с сайта http://wikiwhat.ru
Архитектурные школы 17 века
В России 17 века можно выделить четыре самостоятельные архитектурные школы, каждая из которых имеет собственные принципы композиционного решения и декоративного убранства храмов: московская, ярославская, нарышкинское (московское) барокко, строгановская.
Московская архитектурная школа
Московская школа отличалась пристрастием к бесстолпному конструктивному решению здания: его своды опирались только на стены. Отсутствие столбов, подпиравших своды, делало интерьер храма более цельным, а сам храм более вместительным. Однако ослабленные своды могли выдержать лишь сравнительно небольшие нагрузки. В результате храмы московской школы обычно имеют мелкие главки и в целом невелики по размерам. Их лучше всего рассматривать с близкого расстояния, когда раскрываются все достоинства сложного и многоцветного фасадного декора. Примерами этого стиля могут служить московские церкви Николы на Берсеневке (1657), Николы в Пыжах (1670), Николы в Хамовниках (1682).
Картинки (фото, рисунки)
На этой странице материал по темам:Произведения архитектуры 17 века россии
Архитектура москвы 17 века реферат
Архитектура в 17 веке история россии
Рисунок памятники 17 века
Архитекторы 17 века в россии список
Назовите традиционные и новые черты в русской архитектуре 17 века
Культура XVII века. Новые явления в архитектуре и живописи
Характерной чертой культуры России XVII в. было ее обмирщение, или секуляризация. Эти процессы коснулись всех сфер культуры, в том числе архитектуры, живописи и церковного пения. В сфере архитектуры приобрел популярность шатровый стиль, а также так называемый «нарышкинский стиль». В сфере живописи иконопись постепенно начала вытеснять парсуна и портрет. Художественное творчество становилось все более светским. А в области церковного пения произошло введение партеса – многоголосного пения, более живого и интересного. Обо всем этом более подробно вы узнаете из данного урока.
На данном уроке рассмотрены новые веяния в архитектуре, живописи и быте России XVII в.
Архитектура России в XVII в. расцветала, так как возросли возможности государства. В это время были построены каменные царские палаты в Кремле, а также Теремной дворец (рис. 1). Именно в первой половине XVII в. Спасская башня (рис. 2) Московского Кремля и другие башни были увенчаны шатрами и главное здание России приобрело современный вид.
Рис. 1. Теремной дворец Московского Кремля (Источник)
Рис. 2. Спасская башня Московского Кремля (Источник)
В это время наибольшее значение имело церковное зодчество.Эталоном церковных зданий стал Храм Троицы в Никитниках (рис. 3) с пятью шатрами, построенный в середине XVII в. Такие храмы строились в русских городах вплоть до первой половины XVIII столетия.
Рис. 3. Храм Троицы в Никитниках (Источник)
Интересным явлением церковного зодчества первой половины XVII в. было увлечение каменными шатрами. Этот элемент в каменное церковное строительство пришел из деревянного. Деревянный шатер был очень удобным. Но, с точки зрения патриарха Никона (рис. 4), это был неправильный элемент в строительстве церквей. Это рассматривалось как обмирщение Церкви, использование светских элементов в церковном строительстве. Церковь Рождества Богородицы в Путинках (рис. 5) – это последний построенный в Москве храм, увенчанный шатрами.
Рис. 4. Патриарх Никон (Источник)
Рис. 5. Церковь Рождества Богородицы в Путинках (Источник)
В конце XVII в. в России наблюдалось совершенно новое явление в церковном зодчестве – так называемый «нарышкинский стиль». Храм Покрова в Филях (рис. 6), построенный в таком стиле, заметно отличается от Троицы в Никитниках. В таком храме человек ощущает себя в центре, находится прямо под куполом. Косвенно это были отзвуки идеи Возрождения, которые докатились до России в XVII в.: «Человек – это центр Вселенной и мера всех вещей». Несмотря на то что эта идея открыто не звучала в России, архитектурные формы этой идеи дошли до страны в конце XVII в.
Рис. 6. Храм Покрова в Филях (Источник)
В наибольшей степени «нарышкинский стиль» нашел отражение в другом храме – Церкве Знамения в Дубровицах (рис. 7). Это была усадьба воспитателя Петра I – Бориса Голицына. Храм был увенчан короной, что являлось элементом барокко того времени. Кроме того, в главной входной лестнице этого храма можно найти отражение идеи лестницы, спроектированной Микеланджело во Флоренции в одной библиотеке начала XVI в.
Рис. 7. Церковь Знамения в Дубровицах (Источник)
Таким образом, в конце XVII в. все отчетливее проявлялось связь Московского государства с европейскими архитектурными процессами.
Новшества XVII в. в России проникли в это же время и в живопись. Это касается в первую очередь иконописи.
Вокруг иконописной манеры С. Ушакова, который написал икону «Спас Нерукотворный» (рис. 8), развернулась полемика. Ушаков считал, что необходимо писать лики святых иначе, чем это делали прежде. Необходимо было, по мнению Симона, показывать объем икон. Вся эта реальная схожесть икон с человеческими лицами вызвали сопротивление традиционалистов. Протопоп Аввакум (рис. 9) обрушился на эти новшества в иконописи. Эта полемика отражает те новые явления, которые существовали в иконописи России второй половины XVII в.
Рис. 8. Икона «Спас Нерукотворный» С. Ушакова (Источник)
Рис. 9. Протопоп Аввакум (Источник)
Еще одним элементом живописи в России XVII в. были фрески – роспись по штукатурке. Примером могут служить фрески в Ярославской церкви Ильи Пророка (рис. 10) иконописца Ф. Зубова. По канонам нужно было изобразить рождение святого в центре, а на заднем плане – остальные детали. Однако иконописец использует рождение Ильи Пророка лишь как повод для того, чтобы изобразить процесс жатвы. То есть иконописца не столько интересует религиозный сюжет, сколько возможность отобразить жизнь.
Рис. 10. Фрески Ярославской Церкви Ильи Пророка Ф. Зубова (Источник)
Новым явлением живописи в XVII столетии стало появление парсуны – переходной формы живописи между иконописной и светской манерой написания картин. На парсуне изображались конкретные персонажи с индивидуальными чертами. Однако в ней еще присутствовало плоскостное изображение, как и в иконописи. Примерами этого могут служить парсуны М.В. Скопина-Шуйского (рис. 11) и парсуна царя Федора Алексеевича (рис. 12).
Рис. 11. Парсуна М.В. Скопина-Шуйского (Источник)
Рис. 12. Парсуна царя Федора Алексеевича (Источник)
Таким образом, элементы жизни в XVII в. начали проникать в иконопись. И с конца XVII столетия можно употреблять слова «иконопись» и «живопись» как синонимы.
В конце XVII в. парсуна в России развивалась под заметным влиянием польского сарматского портрета. Шляхетская культура Речи Посполитой того времени именовалась «сарматской культурой». Примером польского сарматского портрета может служить портрет Ежи Оссолинского (рис. 13), а примером русского портрета – портрет князя Репнина (рис. 14).
Рис. 13. Портрет Ежи Оссолинского (Источник)
Рис. 14. Портрет князя Репнина (Источник)
Изменениям подверглось также церковное пение. На смену традиционным церковным песнопениям XVI – первой половины XVII в. с Украины и Речи Посполитой пришла новая манера исполнения, которая называлась партес – многоголосье. Это было более живое и яркое исполнение церковных песнопений. Когда традиционалисты обрушились с критикой на это церковное новшество, то смоленский митрополит Симеон сказал, что без партеса людям в церкви стоять скучно. Это было примером нового, более светского отношения к церкви. Элементы новой культуры, проникающие в Россию с Запада в это время, предусматривали развлечения и интерес к ним и имели право на существование, даже если это не было освещено авторитетом церковного начальства.
Изменения в культуре и быте России XVII в. показывают общий поворот от культуры Средневековья к культуре Нового времени. Историки по-разному определяют эту границу. Одни ищут ее в XVII в., другие связывают ее с петровской эпохой. Эти споры уместны, так как перед историками выступает сложный многоплановый процесс.
Культура России XVII в. в своей основе оставалась еще традиционной. Но новшества, заметные во всех ее областях, подготавливали более решительные, кардинальные изменения в петровскую эпоху.
Список литературы
- Баранов П.А., Вовина В.Г. и др. История России. 7 класс. – М.: «Вентана-Граф», 2013.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 7 класс. Конец XVI – XVIII век. – М.: «Просвещение», 2012.
- История русского и советского искусства / Под ред. Д. В. Сарабьянова. – М.: Высшая школа, 1979.
- Лисовский В.Г. Архитектура России. Поиски национального стиля. – М.: Белый Город, 2009.
- Пилявский В.А., Славина Т.А., Тиц А.А., Ушаков Ю.С., Заушкевич Г.В., Савельев Ю.Р. История русской архитектуры / Под ред. Н.Н. Днепрова, Г.Г. Яцевича. – 2-е изд., доп. и перабот. – СПб.: Стройиздат СПб, 1994.
- Художественно-эстетическая культура Древней Руси XI–XVII века. – М., 1996.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Biofile (Источник).
- History812.narod.ru (Источник).
- Archirussia.com (Источник).
- Art19.info (Источник).
Домашнее задание
- Что нового появилось в архитектуре России XVII в.? Какие элементы в церковное строительство перешли из светского?
- Охарактеризуйте изменения в живописи России XVII в.
- Опишите новый тип церковного пения в России в XVII в. – партес.
Архитектура 17 века – изменение приоритетов
Архитектура 17 века, продолжала развиваться по принципу прошлых веков. Однако приемы предшествующих лет дополнила большая декоративность форм. Строительство продолжало развиваться, причем это и касалось гражданских, и культовых сооружений. Строились шикарные дома для богатых купцов, а также великолепные дворцовые комплексы.
Но, несмотря на преобладающее количество деревянных построек, все чаще появляются каменные сооружения. Так ярким примером может служить купеческий дом Поганкины палаты (Псков).
Сравнивая архитектурные сооружения того времени, можно сказать что архитектура 17 века в церковном зодчестве отличаются наибольшей декоративностью. Общий облик церковных палат был результатом слияния двух мотивов – деревянное строительство сочеталось с изяществом форм светских зданий. Обилие декоративных элементов придавало церквям, особый, живой характер. Чаще всего этого результата добивались за счет игнорирования логики. Поэтому архитектура 17 века представлена также некоторыми храмами, в которых фасады разделены на ярусы витражами на окнах. Снаружи, создается впечатление, что все сооружение поделено на изолированные этажи. В действительности, внутренний объем нерасчлененный.
Многофункциональная архитектура Украины 17 века
Многими драматическими событиями переполнена территория украинских земель XVII века. Поэтому и архитектура 17 века в Украине довольно скромна. За этот период появилось небольшое количество храмов. Так, наиболее известными являются: костел Св. Казимира, костел Св. Лаврентия, церковь Петра и Павла и другие.
В тоже время архитектура Украины 17 века развивалась примерно по тому же принципу, что и в России. Зодчие того времени широко применяли различные декоративные элементы. Эти тенденции пришли с прошлых веков, но в 17 веке они преумножились и стали нормой. Для оформления фасадов церковных сооружений используются цветные изразцы, фигурная кладка, широко стало применение красного кирпича с белыми вкраплениями из камня.
Украинская архитектура 17 века получила значительный толчок в развитии со стороны процесса укрепления государственности в России. В свете этих событий архитектура Украины 17 векабыла направлена на строительство новых городов. Причем теперь придерживались более четкой планировки улиц, площадей и кварталов. Однако старые города, развивались по тому же принципу, что и ранее.
Подводя итоги, можем сказать, что архитектура 17 века направлена не только на выполнение оборонительных и жилищных целей, но и несет декоративную функцию.